Основные плюсы и минусы групповой работы на уроке

  Преимущества групповой работы на уроках самопознания и в классе предшкольной подготовки              Современное общество требует от образования не только образованного и грамотного специалиста, но и специалиста, обладающего коммуникативными умениями и навыками, умеющего общаться и хорошо работать в команде.

          Современный учащийся находится в центре постоянно меняющегося мира, и реализовать себя может только в действии и во взаимодействии с окружающими его людьми. Взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения.

И школа, как образовательное учреждение должна научить своего выпускника умению общаться, работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее доказательства. Эта задача может быть решена посредством групповых форм взаимодействия между учителем и учащимся, а также между самими учащимися на уроках.

         Я часто задаю себе вопросы: «Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех?»           Всем известно, в каждом классе есть дети с разными способностями. Дети отличаются характером, типом мышления, темпераментом и т.п.

Учителям нужно учитывать способности каждого и в то же время они должны обучать класс, как единую группу. Каждый учитель-предметник в школе старается решить данную проблему, применяя различные формы и методы работы. Меня, как учителя также волнуют вопросы, как научить детей учиться, как их заинтересовать своим предметом.

Я думаю, для этого необходимо применять такие формы работы с учащимися, которые будут способствовать повышению их  интереса. Одним из таких подходов для меня является групповая форма работы.              Групповая форма работы очень эффективна, так как, работая в группах, учащиеся получают пользу от сотрудничества друг с другом.

Кроме того, в ходе групповой работы на уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся я применению различные приемы: например приемы критического мышления: «Кластер», «Синквейн» и т.д. предполагают работу в группах, приемы диалогового обучения подтверждают, что дети эффективно учатся при активном их вовлечении в обсуждения и дискуссии.

               Необходимо отметить, что при групповой форме обучения учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане, то есть имеют возможность общаться со сверстниками, защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями, принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя.

             По итогам анкетирования, групповая форма является одной из любимых форм работы моих учеников… Почему? (ответы «учеников»)                 Да, наверное, самое главное для них – это преодоление страха ошибиться, возможность почувствовать себя увереннее. Эта форма удобна тем, что учащиеся лучше усваивают материал, она помогает развивать их творческие способности, в конце концов, групповая форма помогает сделать урок интереснее.

Групповая работа строится на следующих принципах:

           Класс разбивается на несколько небольших групп (от 3 до 6 человек).      Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.            Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли(спикер, оценщик, «хранитель времени», наблюдатель, в нулевых классах- капитаны экипажей)             Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками. Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом. Как видим, для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их   глазах смысл и значение учебной деятельности. Какие же существуют требования к учебному материалу?          По своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты.           Быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Чем более трудным оно является, чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы. Надо отметить, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, анализировать, обобщать,  сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся. Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп.

Для формирования групп обучающихся, я использую следующие методы:

А) По желанию Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию даю, как минимум, в двух вариантах: Разделитесь на группы по … человек. Разделитесь на … равные группы. Такой вид объединения детей в группы можно успешно применять в том случае, если педагог хорошо знает класс и понимает, что стоит за делением учащихся на группы по желанию. Или в том случае, если ребята только учатся работать в группе и важен не результат, а сам процесс. Объединение в группы Б) Случайным образом Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае ведущий должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами. Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п. В) По определенному признаку Для меня этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить людей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь. Следующий метод Г) По выбору «лидера» Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. В моей практике наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

Плюсы и минусы некоторых принципов объединения детей в группы

 

Принцип объединения групп +
1. Стихийно  быстрота;  возможность побыть в новой роли. возможна психологическая несовместимость
2.По желанию  — быстрее могут договориться друг с другом;  — лучше понимают друг друга. -могут быть отверженные
3. «Слабые-сильные» идет активное взаимообогащение знаниями;   возможность найти свое место и почувствовать успех. возможно будут работать только «сильные» учащиеся  формирование пассива 
4.По выбору «Лидера» каждый ощущает свою полезность;  -каждая группа уже имеет лидера, который сможет организовать эффективную работу. желаемых учащихся на всех не хватает;  учащийся видит себя в группе, а его туда не выбирают. 

Организация работы групп Далее следует не менее важный этап — организация работы группы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на умения и знания, которые есть у учащихся. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: 1) Подготовка к выполнению группового задания. Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). Инструктаж о последовательности работы. Раздача дидактического материала по группам. 2) Групповая работа. Знакомство с материалом, планирование работы в группе. Распределение заданий внутри группы. Индивидуальное выполнение задания. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения). Подведение итогов группового задания. 3) Заключительная часть. Сообщение о результатах работы в группах. Анализ познавательной задачи, рефлексия. Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.о время групповой работы я  выполняю  разнообразные функции: контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы и, в случае крайней необходимости, оказываю помощь отдельным учащимся или группе в целом. В групповой работе важно формировать и развивать психологическую установку на сотрудничество. Я говорю ученикам: «Человек, увидевший талант другого, порадовавшийся за него, станет и сам талантливее». У нас на уроках часто можно услышать аплодисменты, мы радуемся находкам, открытиям друг друга. Проверка результатов В групповой работе роль оценщика и судьи я предлагаю взять на себя учащихся, но при этом заранее выдвигаю четкие критерии оценки заданий. К работе по проверке результатов привлекаю экспертов из числа учеников класса. В работе с группами мне очень помогают: «Листы самоконтроля, самооценки» которые я разрабатываю сама. От урока к уроку они несколько видоизменяются, но смысл остается один: дети видят весь объем работы, отслеживают на протяжении всей работы и оценивают выполненные задания, а также оценивают работу каждого члена группы по активности и вкладу в общее дело. Видят, где группа недоработала, где все получилось, какую корректировку нужно внести Я пришла к выводу, что групповые формы работы позволяют создать более близкие контакты между учащимися, чем при традиционных формах обучения. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия. Обучение в группе позволяет всем учащимся активно участвовать в процессе обучения, быть активными, сотрудничать совместно друг с другом для достижения положительного результата. Эффективность проведения групповых занятий зависит от подбора учителем заданий в зависимости от степени подготовленности учащихся. Такими заданиями являются: заполнение кластера по теме урока, ранжирование, создание постера по теме урока и т. д. Эти задания в группе способствуют развитию у учащихся умению мыслить самостоятельно, настроиться на успех. Учащиеся активно взаимодействуют в группе, обмениваются мнениями, сотрудничают. Исходя из своего наблюдения, я отметила, что учащиеся со слабым уровнем мотивации, проявляют в группе активность и в какие-то моменты даже проявляют лидерские качества, например при оформлении и защите постеров. Учащиеся со среднем уровнем мотивации, по результатам моих наблюдений, принимают также непосредственное участие в группе, стараются помочь своим одноклассникам. Что касается учащихся с высоким уровнем мотивации, то при групповой работе им необходимо поручать более ответственные роли. Например, в конце урока отследить роль каждого учащегося и оценить работу в группе каждого ученика. По итогам моих наблюдений хотелось бы отметить следующее: на традиционных уроках наблюдалось, что учащиеся с низким уровнем мотивации чаще всего не участвовали в процессе обучения, старались быть незамеченными, то при групповой форме работы такие учащиеся становятся более раскрепощенными, так как чувствуют поддержку со стороны своих одногруппников. Также при выполнении более сложных заданий в группе учащиеся добивались положительного результата чаще, чем при выполнении таких заданий индивидуально. Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Плюсы: Повышается учебная и познавательная мотивация. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. Минусы: Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя. Из опыта применения групповой работы на своих уроках, я хотела бы отметить, что повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.  При групповой форме работы заметна высокая обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний, при совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию взаимоуважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Таким образом, сущность коллаборативного (группового) обучения, то есть обучения в сотрудничестве является для меня понятной, приемлемой и приоритетной.    Основные плюсы и минусы групповой работы на уроке    

Источники

  1.Beckman M. (1990) Collaborative Learning (Совместное обучение: подготовка и наличие свобод) College Teaching 38(4) 128-133 2.Slavin R.V. (1983) Whem Does Cooperative Learning(Cовместное обучение).Review of Edukational Research 50 (2) 315-342 3.so.orley-kost.kz/publikatsii/novye-podkhody-v-prepodavanii-i-obuchenii/219-preimushchestvo-gruppovoj-raboty-na-urokakh-gumanitarnogo-tsikl 4.infourok.ru/material.html?mid=5842  5.Х.И.Лийметс. Групповая работа на уроке.-М. 1975                                            

Читайте также:  Пирсинг носа: стоит ли делать, плюсы и минусы

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.

Источник: https://uchportfolio.ru/blogs/read/?id=1264

Преимущества групповой работы на уроках

Преимущества групповой работы на уроках самопознания и в классе предшкольной подготовки

Современное общество требует от образования не только образованного и грамотного специалиста, но и специалиста, обладающего коммуникативными умениями и навыками, умеющего общаться и хорошо работать в команде. Современный учащийся находится в центре постоянно меняющегося мира, и реализовать себя может только в действии и во взаимодействии с окружающими его людьми.

Взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения. И школа, как образовательное учреждение должна научить своего выпускника умению общаться, работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее доказательства.

Эта задача может быть решена посредством групповых форм взаимодействия между учителем и учащимся, а также между самими учащимися на уроках. Я часто задаю себе вопросы: «Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех?» Всем известно, в каждом классе есть дети с разными способностями.

Дети отличаются характером, типом мышления, темпераментом и т.п. Учителям нужно учитывать способности каждого и в то же время они должны обучать класс, как единую группу. Каждый учитель-предметник в школе старается решить данную проблему, применяя различные формы и методы работы. Меня, как учителя также волнуют вопросы, как научить детей учиться, как их заинтересовать своим предметом.

Я думаю, для этого необходимо применять такие формы работы с учащимися, которые будут способствовать повышению их интереса. Одним из таких подходов для меня является групповая форма работы. Групповая форма работы очень эффективна, так как, работая в группах, учащиеся получают пользу от сотрудничества друг с другом.

Кроме того, в ходе групповой работы на уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся я применению различные приемы: например приемы критического мышления: «Кластер», «Синквейн» и т.д. предполагают работу в группах, приемы диалогового обучения подтверждают, что дети эффективно учатся при активном их вовлечении в обсуждения и дискуссии.

Необходимо отметить, что при групповой форме обучения учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане, то есть имеют возможность общаться со сверстниками, защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями, принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя.

По итогам анкетирования, групповая форма является одной из любимых форм работы моих учеников… Почему? (ответы «учеников») Да, наверное, самое главное для них – это преодоление страха ошибиться, возможность почувствовать себя увереннее. Эта форма удобна тем, что учащиеся лучше усваивают материал, она помогает развивать их творческие способности, в конце концов, групповая форма помогает сделать урок интереснее.

Групповая работа строится на следующих принципах:

Класс разбивается на несколько небольших групп (от 3 до 6 человек). Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.

Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли(спикер, оценщик, «хранитель времени», наблюдатель, в нулевых классах- капитаны экипажей) Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками. Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Как видим, для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

Какие же существуют требования к учебному материалу? По своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты. Быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций.

Чем более трудным оно является, чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

Надо отметить, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, анализировать, обобщать, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся. Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп.

Для формирования групп обучающихся, я использую следующие методы:

А) По желанию Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию даю, как минимум, в двух вариантах: Разделитесь на группы по. человек. Разделитесь на. равные группы.

Такой вид объединения детей в группы можно успешно применять в том случае, если педагог хорошо знает класс и понимает, что стоит за делением учащихся на группы по желанию. Или в том случае, если ребята только учатся работать в группе и важен не результат, а сам процесс.

Объединение в группы Б) Случайным образом Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения.

Но в любом случае ведущий должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

В) По определенному признаку Для меня этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить людей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь. Следующий метод Г) По выбору «лидера» Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. В моей практике наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

Плюсы и минусы некоторых принципов объединения детей в группы

Принцип объединения групп +
1. Стихийно быстрота; возможность побыть в новой роли. возможна психологическая несовместимость
2.По желанию — быстрее могут договориться друг с другом; — лучше понимают друг друга. -могут быть отверженные
3. «Слабые-сильные» идет активное взаимообогащение знаниями; возможность найти свое место и почувствовать успех. возможно будут работать только «сильные» учащиеся формирование пассива
4.По выбору «Лидера» каждый ощущает свою полезность; -каждая группа уже имеет лидера, который сможет организовать эффективную работу. желаемых учащихся на всех не хватает; учащийся видит себя в группе, а его туда не выбирают.

Организация работы групп

Далее следует не менее важный этап — организация работы группы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на умения и знания, которые есть у учащихся. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: 1) Подготовка к выполнению группового задания.

Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). Инструктаж о последовательности работы. Раздача дидактического материала по группам. 2) Групповая работа. Знакомство с материалом, планирование работы в группе. Распределение заданий внутри группы. Индивидуальное выполнение задания. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения). Подведение итогов группового задания. 3) Заключительная часть. Сообщение о результатах работы в группах. Анализ познавательной задачи, рефлексия. Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.о время групповой работы я выполняю разнообразные функции: контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы и, в случае крайней необходимости, оказываю помощь отдельным учащимся или группе в целом.

В групповой работе важно формировать и развивать психологическую установку на сотрудничество. Я говорю ученикам: «Человек, увидевший талант другого, порадовавшийся за него, станет и сам талантливее». У нас на уроках часто можно услышать аплодисменты, мы радуемся находкам, открытиям друг друга.

Проверка результатов В групповой работе роль оценщика и судьи я предлагаю взять на себя учащихся, но при этом заранее выдвигаю четкие критерии оценки заданий. К работе по проверке результатов привлекаю экспертов из числа учеников класса. В работе с группами мне очень помогают: «Листы самоконтроля, самооценки» которые я разрабатываю сама.

От урока к уроку они несколько видоизменяются, но смысл остается один: дети видят весь объем работы, отслеживают на протяжении всей работы и оценивают выполненные задания, а также оценивают работу каждого члена группы по активности и вкладу в общее дело.

Видят, где группа недоработала, где все получилось, какую корректировку нужно внести Я пришла к выводу, что групповые формы работы позволяют создать более близкие контакты между учащимися, чем при традиционных формах обучения.

Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия. Обучение в группе позволяет всем учащимся активно участвовать в процессе обучения, быть активными, сотрудничать совместно друг с другом для достижения положительного результата.

Эффективность проведения групповых занятий зависит от подбора учителем заданий в зависимости от степени подготовленности учащихся. Такими заданиями являются: заполнение кластера по теме урока, ранжирование, создание постера по теме урока и т. д. Эти задания в группе способствуют развитию у учащихся умению мыслить самостоятельно, настроиться на успех.

Учащиеся активно взаимодействуют в группе, обмениваются мнениями, сотрудничают. Исходя из своего наблюдения, я отметила, что учащиеся со слабым уровнем мотивации, проявляют в группе активность и в какие-то моменты даже проявляют лидерские качества, например при оформлении и защите постеров.

Учащиеся со среднем уровнем мотивации, по результатам моих наблюдений, принимают также непосредственное участие в группе, стараются помочь своим одноклассникам. Что касается учащихся с высоким уровнем мотивации, то при групповой работе им необходимо поручать более ответственные роли. Например, в конце урока отследить роль каждого учащегося и оценить работу в группе каждого ученика.

По итогам моих наблюдений хотелось бы отметить следующее: на традиционных уроках наблюдалось, что учащиеся с низким уровнем мотивации чаще всего не участвовали в процессе обучения, старались быть незамеченными, то при групповой форме работы такие учащиеся становятся более раскрепощенными, так как чувствуют поддержку со стороны своих одногруппников.

Также при выполнении более сложных заданий в группе учащиеся добивались положительного результата чаще, чем при выполнении таких заданий индивидуально. Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Плюсы: Повышается учебная и познавательная мотивация.

Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Минусы: Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя. Из опыта применения групповой работы на своих уроках, я хотела бы отметить, что повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. При групповой форме работы заметна высокая обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний, при совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию взаимоуважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Таким образом, сущность коллаборативного (группового) обучения, то есть обучения в сотрудничестве является для меня понятной, приемлемой и приоритетной.

Читайте также:  Стоит ли гладить постельное белье после стирки?

Источник: https://multiurok.ru/blog/prieimushchiestva-ghruppovoi-raboty-na-urokakh-2.html

Организация групповой работы. плюсы и минусы групповой работы плюсы повышается учебная и познавательная мотивация снижается уровень тревожности учащихся. — презентация

  • 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
  • 2 Плюсы и минусы групповой работы Плюсы Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе Минусы Групповой работе надо сначала научить Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
  • 3 РАБОТА С КЛАССОМРАБОТА В ГРУППАХ организационные Чёткость, упорядоченность Отсутствует Говорит один Говорят все Общение учащихся отсутствует Все общаются Молчание Рабочий шум Постоянное рабочее место Смена дидактические Обучает педагог Обучают ученики Весь материал сразу и для всех Разные темпы и материалы Мало самостоятельности Полная самостоятельность Сотрудничество отсутствует Сотрудничество — основа обучения Усвоение и применение разнесены Максимально приближены
  • 4 развивающие Ученик – объект Ученик – субъект + объект Уравниловка, усреднение способностей детей В соответствии с индивидуальными особенностями Систематический характер обучения Спонтанный характер Не учатся выступать Учатся выступать, рассуждают, доказывают Не умеют объяснять Развитие педагогических способностей воспитательные Каждый работает на себя На себя и на других Отношения неколлективистские Отношения ответственной зависимости: коллективистские
  • 5 Привычная функция учителя- рассказчика и основного носителя знаний заменяется консультационной и организационной функцией Высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и увеличение времени на индивидуальную помощь
  • 6 Цель групповой работы активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ 6
  • 7 Чему учит групповая работа? Сотрудничать Ставить вопросы Решать проблемы Договариваться Распределять роли и ответственность Слушать других Убеждать других Отвечать за себя
  • 8 8 Место и задачи групповой работы на уроке задача не может быть решена индивидуально; совместное обсуждение значительно ускоряет процесс поиска решения; специфика задания требует распределения операций; задание должно провоцировать интеллектуальный конфликт; задание должно иметь высокую степень сложности
  • 9 Принципы групповой работы Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся Учитывать особенности состава группы Составлять задания исключительно для совместного поиска решения Распределять роли между участниками группы Организовывать коммуникацию в группе и между группами Анализировать способ деятельности
  • 10 Принципы выбора заданий для групповой работы
  • 11 Задачи групповой работы 1. Активизация познавательной деятельности Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности Развитие умений успешного общения Совершенствование межличностных отношений в классе

12 12 Группы могут различаться : 1. по типу работы: проектная; исследовательская, решение проблемы 2. по теме работы; 3. по уровню сложности задания (самоопределение ученика)

  1. 13 Поведение учителя во время групповой работы Учитель может: Контролировать Организовывать Оценивать работу Участвовать в работе группы Предлагать участникам разные варианты решений Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации
  2. 14 14 Основные ошибки Формальность групповой работы; Не выясняется, понятно ли задание; Нет четкости в формулировках вопросов; Не оговорено время работы; Учитель сам дополняет модели и делает выводы; Учитель выступает в роли оппонента, не давая развернуться межгрупповому обсуждению; Обсуждаются все варианты решения, даже если они однотипные.
  3. 15 Учителю на заметку нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один групповая работа должна занимать не более минут в I – II классах, не более минут – в III – IV классах нельзя требовать в классе абсолютной тишины нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе

16 Критерии эффективности групповой работы 1. Адекватность выбора групповой формы работы этапу и типу урока 2. Целеполагание (цель групповой работы): 3. Содержание групповой работы 4. Организация рефлексии групповой работы

17 17 Лист самооценки Я слушал / слушала, когда другие говорили. Я предлагал / предлагала свои идеи. Я спрашивал / спрашивала других об их идеях. Я делился / делилась материалами и инструментами. Я обращался /обращалась к моим партнерам за помощью, когда она мне была нужна.

Я помог/помогла кому-то в моей группе. Я сказал/сказала другим, что мне нравятся их идеи. Я соблюдал/соблюдала очередность и старался/старалась, чтобы другие тоже следили за этим. Оценка работы в группе В Ч Н Мы всегда убеждаемся в том, что все понимают задание.

В Ч Н Мы выслушали идеи и мысли других. В Ч Н Мы были очень терпеливыми, когда объясняли самые сложные части задания друг другу. В Ч Н Мы делились всеми материалами друг с другом.

Нашим самым большим успехом был___________________________________ В следующий раз мы _______________________________________________________

18 I. Деление на группы 18

19 Оптимальное время Младшие классы 5-7 мин. Средние классы мин. Старшие классы мин.

20 I. Деление на группы 1) ПО ЖЕЛАНИЮ: разные мотивы для объединения; не всегда создаются условия для продуктивной работы и развития всех; трудно прогнозировать результат. АКТУАЛЬНО ПРИ ПРОЕКТНОЙ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 20

21 I. Деление на группы 2) ПО ВЫБОРУ «ЛИДЕРА»: более «однородные» группы, чем группы по желанию; лучше не применять этот способ, если есть аутсайдеры. 21

22 I. Деление на группы 3) СЛУЧАЙНЫМ ОБРАЗОМ: могут объединяться не взаимодействующие между собой ученики; развивается способность приспосабливаться к различным условиям деятельности, к различным партнерам; цель – научить сотрудничеству; 22

23 Способы формирования «случайной группы» 1)Игровые жеребьевки (по алфавиту имён, фамилий; номеров домов, квартир, телефонов, в обратном алфавитном порядке и т.п.); по считалочке; разрезанная открытка; колечки; «разведчики» (связаться глазами с партнером). 2) Объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса). 3) С помощью «фантов». 23

24 I. Деление на группы 4) ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПРИЗНАКУ: по решенному заданию 24

25 I. Деление на группы 5) ПО ВЫБОРУ ПЕДАГОГА: по интеллектуальным возможностям; со схожим темпом работы; равные по силе группы; 25

26 I. Деление на группы Оптимальное количество человек в группе — от 3 до 6 человек. 26

27 II. Предъявление заданий. одному посыльному от группы (устно или письменно); всем группам коллективно; каждой группе индивидуально. ТИПЫ ЗАДАНИЙ одинаковые для всех групп; для каждой группы своё. 27

28 III. Работа в группе (технологии групповой работы): социо-игровая; ТРКМ («зигзаг»); «хождение в гости»; гипертекст; «принятие решения». 28

29 IV. Проверка готовности задания. самопроверка; взаимопроверка; проверка и добавление своего содержания в общее. 29

30 V. Предъявление результата. Продукт групповой работы – обязательный этап групповой технологии! презентация; плакат, опорный конспект, кластер; выступление (театрализация); созданный текст; подтвержденная практикой гипотеза. 30

31 VI.

Рефлексия — обязательный этап групповой технологии! 1) Организационная : что делали во время занятия (чему новому научились, как работали, каковы были ошибки в организации, не позволившие достичь желаемого результата); что узнали про себя и своих товарищей по игре (появился новый способ работы, зафиксировали свое незнание, чувства и отношения). Демонстрация позитивных и негативных образцов взаимодействия. 2) Знаниевая (тест на усвоение ЗУН). 31

32 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Как будут формироваться группы? Будет ли в группе лидер (назначается учителем или выбирается группой)? Будут ли введены правила групповой работы? Как будет контролироваться соблюдение этих правил и какие действия будут предприниматься в случае их нарушения? Будет ли оказываться помощь участникам групп (организационная или содержательная)? Какое время будет отводиться на каждый этап групповой работы и на всю работу? 32

33 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Будет ли фиксироваться работа группы? Какими способами? Допустимо ли вмешательство учителя-организатора в работу группы? Как пространственно будут располагаться группы в помещении? Какую технологию групповой работы вы выбираете? Почему она наиболее эффективна для реализации цели? Какие приемы активизации внимания можно выбрать? Какой способ проверки готовности наиболее эффективен на этом уроке? 33

34 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Какой результат (продукт) групповой работы ожидается? Каков способ предъявления результата? Позаботиться о психологическом комфорте. 34

35 Памятка- алгоритм для организатора 1. Проверить понимание задания («Прочитайте задание. Всем ли понятно? Кому не понятно? Кто попробует объяснить?»); 2. Уяснить цель задания («Как вы поняли, что нужно сделать? Что мы получим в результате?»); 3.

Составить план работы («По какому плану будем работать? Как будем работать: все вместе или индивидуально, или по подгруппам? Все согласны?») 4. При индивидуальном поиске решения дать время подумать(«Сколько времени понадобится на обдумывание?); 5. Обсуждение решения («Пора высказываться! Всем ли понятна мысль? Давайте её запишем! Кто согласен?») 6.

Оформление 7. Проверка очиё раз задание. Что мы хотели получить? Наш результат соответствует нашему проекту?»)

36 Результат: Если цели групповой работы достигнуты, то можем рассчитывать на получение качественно нового результата, где каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя»; каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе; полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам

37 Анализ групповой работы Произошло ли принятие задачи каждым ребенком? Целесообразным ли было проведение групповой работы с целью решения поставленной задачи? Удалось ли детям быстро собраться в группы и распределить обязанности? Следили ли организаторы групп за тем, чтобы были представлены все точки зрения, а не только мнения «сильных» учащихся? Возникали ли у учащихся проблемы с организацией работы группы? Заботилась ли группа о том, чтобы каждый ее участник мог озвучить результат совместной работы? На чем делали акцент дети при обсуждении результатов групповой работы? Чем она была для них полезна?

  • 38 Технологическая схема КСО учитель- ученик — Работа в динамических парах Определение целей деятельности Инструктаж (установление правил деятельности) Распределение функций, формирование групп, пар текущий контроль индивидуальная помощь Подведение итогов (тематические зачёты)
  • 39 Используется для генерации идей Соблюдается жесткий регламент Распределяются роли внутри группы Делаются сообщения от каждой группы Мозговой штурм Виды групповой работы
  • 40 Мозговой штурм Используется для генерации идей Соблюдается жесткий регламент Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста) После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады/сообщения от разных групп
  • 41 Игра «Продолжи» Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Mожно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения на родном или иностранном языке, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий

42 Пример использования игры Рассказ на одну букву Посвящение, Пушкин, Петербург. Поездка в Петербург популярна. На переменах планировали поездку. Приготовили паспорта и пищу. Пришлось поехать в пятницу пораньше. Произошло первое происшествие – попутчица проспала.

Подождали. В пути парни с подругами пели песни. Поездка проходила по плану. Пограничные препятствия преодолели превосходно. Получили печать в паспорт. Почти потеряли поклажу, но приостановились, проверили и поправили. Пошутили, посмеялись.

Получили предложение поучаствовать в проекте. Перед площадью подзаправились. На подзаправку приехали последними. Поглазели на прохожих и присоединились к первым попутчикам. Поступило предложение посетить пункт продажи и покупки.

Попутно полюбовались прекрасной природой, пожелтевшим перелеском, позолотившимися полями.

43 Охота за сокровищами Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета и/или учебник.

44 Виды групповой работы Снежный ком

45 Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу.

На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

46 Метод пилы Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

  1. 47 Виды групповой работы Пазлы
  2. 48 Прием «Зигзаг» Пример использования описан в статье: Что такое технологичность на уроке литературы?
  3. 49 «Зигзаг» 1 этап — учащиеся делятся на группы (постоянный состав), в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп
  4. 50 «Зигзаг» 2 этап – рассаживаются в группы экспертов (сменный состав по номерам), каждая группа получает определенное задание, в группе изучают
  5. 51 «Зигзаг» 3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение
Читайте также:  Плюсы и минусы содержания животных в зоопарке

52 III. «Хождение в гости». 1 этап — учащиеся делятся на группы, каждая группа получает свое задание (информацию для освоения, задачу для решения, правило). Изучает материал. Каждый член группы делает записи!

53 III. «Хождение в гости». 2 этап — учащиеся 1 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.

54 III. «Хождение в гости». 3 этап — учащиеся 2 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.

55 III. «Хождение в гости». 4 этап — учащиеся 3 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.

56 III. «Хождение в гости». 5 этап — учащиеся 4 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.

57 III. «Хождение в гости». 6 этап – знаниевая рефлексия (тест, вопросы для контроля на все 4 части материала)

58 IV. Гипертекст Каждая группа готовит свою часть общего продукта групповой работы (презентация, проект)

59 На этапе предъявления материала составляется гипертекст, защита происходит коллективно.

60 60 V. Принятие решения 1 этап — выдвижение каждым участником своих гипотез. Отсутствие критики. 2 этап — обсуждение выдвинутых гипотез. 3 этап — критическая оценка гипотез, выработка группового решения. 4 этап — предъявление результатов. Мнение групп фиксируются на доске и потом обсуждаются. 5 этап — обсуждение процесса работы (организационная рефлексия)

61

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1100106

Статья по теме: Технология организации групповой работы на уроке | Социальная сеть работников образования

  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
  • средняя общеобразовательная школа № 164
  • Проект
  • Технология организации групповой работы  на уроке
  •                                       Выполнила: Кукушкина Елена Юрьевна
  • учитель первой квалификационной категории
  • г. Екатеринбург
  • 2013

           Тема проекта выбрана не случайно, т.к. она отражает современный взгляд на организацию учебного процесса, опираясь на Федеральный образовательный стандарт начального общего образования.

Использование в практике работы учителя педагогических технологий – один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса.

В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик, действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, т.е. процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.

           Все это обязывает нас в корне пересмотреть свое отношение к педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса и актуализировать их изучение.

Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.

                                         Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.

        Исследования и наблюдения показали, что результаты совместной работы (выбор варианта решения, нахождение наиболее рациональных и экономных способов выполнения заданий) оказываются более высокими по сравнению с выполнением работы каждым учеником в отдельности. При этом результаты получаются при меньшей затрате времени, чем в случае предоставления возможности каждому выполнять это же задание индивидуально.

         Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач, упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала.

Как и при индивидуальном обучении, в группах организуется самостоятельная работа учащихся, но выполнение дифференцированных групповых заданий приучает школьников к коллективным методам работы, а общение является непременным условием формирования правильных понятий.

        Основная цель групповой работы–активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачами групповой работы являются

  1. Активизация познавательной деятельности;
  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  3. Развитие умений успешного общения;
  4. Совершенствование межличностных отношений в классе.
  1. Цель данной работы – обобщить имеющийся опыт организации групповых форм обучения, а также представить свои наработки по данной теме.
  2. Цели организации совместной учебной работы самих детей:
  3. a)      Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.
  4. b)     Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.
  5. c)     Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться.
  6. d)   Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание'', строить и человеческие, и деловые отношения детей.
  7.  Как объединять детей в группы? Существует несколько способов формирования групп:

1)      На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

2)      Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

3)      Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

4)      Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

  • После формирования групп обязательно обсуждаются  правила работы в группах.
  • Правила совместной работы:
  • 1)      работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;
  • 2)      работать по плану;
  • 3)      своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;
  • 4)      качественно выполнять работу (аккуратно), соблюдать технику безопасности, экономию материала; 
  • 5)      каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и своё в частности.

      Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для младшей школы – это 4-5 человек, для основной школы – 5-6 человек, для старшей школы – 5-8-человек.

В этой части урока учащиеся знакомятся, а в последующем повторяют следующие этапы совместной деятельности.

 Этапы совместной работы.

1.      Определить, кто будет выполнять работу (состав группы).

2.      Выбрать старшего.

3.      Распределить обязанности,  кто, что будет выполнять.

4.      Выяснить, зачем каждый будет выполнять задание.

5.      Каждый продумывает, из чего, как, с помощью чего он будет выполнять задание.

6.      Каждый контролирует себя, как его результат совпадает с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело).

7.      Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что заранее задумано  (общее дело).

8.      Из отдельных результатов получается один результат.

  1. Фрагменты уроков.
  2. Урок окружающего мира в 1 классепо теме: «Как помочь птицам зимой?»
  3. Решение проектной задачи: создание журнала о зимующих птицах.
  4. Задания 1 группы
  1. Вспомните, какие птицы прилетают к нам на зиму?
  2. Каких птиц называют оседлыми?
  3. Воспользуйтесь рисунками из приложения, распределите птиц на две группы.

Задания 2 группы

  1. Среди предложенных загадок выберите загадки о тех птицах, которые нуждаются в нашей помощи зимой.
  2. Выбранные картинки наклейте на страницу для оформления журнала «Как помочь птицам зимой?» Оформите ее по своему усмотрению.

Задания 3 группы

  1. Используя свои наблюдения, ответьте на вопрос «Чем нужно подкармливать птиц?» Предложите свое меню для птиц, прилетающих к кормушке.
  2. Для вашего журнала оформите страницу «Чем нужно подкармливать птиц, прилетающих к кормушке?»  

Задания 4 группы

  1. Из каких подручных средств можно сделать кормушку?
  2. Придумайте свою кормушку и нарисуйте ее на альбомном листке.
  3. Вспомните, какие птицы прилетают к вашим кормушкам. Вырежьте из приложения этих птиц и поместите их на кормушку.

Задания 5 группы

  1. Придумайте, какую пользу приносят птицы.
  2. Оформите страничку для журнала о пользе птиц.

Поведение учителя во время групповой работы.

Учитель может:

  1. Контролировать
  2. Организовывать
  3. Оценивать  работу
  4. Участвовать в работе группы
  5. Предлагать участникам разные варианты решений
  6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации

Обсуждение результатов групповой работы

       Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп.

Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не интуитивно, а был продуктом определенном мыслительной работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли.

Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный. Т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: ''А каким способом получен такой результат?''.

Если этот вопрос для учащихся окажется трудным, можно спросить: ''Почему вы так думаете?''. Могут быть, наверное, и другие вопросы, но рамка способа должна оставаться главной.

Затем каждая группа защищает свою страничку журнала, защиту оценивает экспертная группа, состоящая из учителей и родителей. Созданный журнал хранится в Портфолио класса.

Урок русского языка в 3-м классе по теме:»Род имен существительных в единственном и во множественном числе»Цель урока: научить определять род имен существительных в единственном и множественном числе. Обобщить пройденный материал об имени существительном.

Задачи урока: воспитывать внимательное отношение друг к другу, учить работать в парах и группах.

        На этапе актуализации знаний сформированным группам учащихся выдаются рабочие листы с заданиями. После заполнения которых каждый ученик оценивает свои знания по этому вопросу и заносит их в Карту успешности с помощью значков.

  • Карта успешности работы
  • по теме «Имя существительное»
  • учени_____ 3 – в класса  _______________________________
Определение имени существи-тельного
  1. Имена существитель-
  2. ные
  3. собственные и нарицательные
Имена существительныеодушевлённые и неодушевлённые Изменение  имён существительныхпо числам  ? ______имён существительных
  •             — отлично                                             — удовлетворительно
  •             — хорошо                                        — неудовлетворительно
  • Задания
  1. Распредели слова по группам:

малыш, глобус, котёнок, книга.

  1. Распредели слова по группам:

Москва, мальчик, Иванушка, город.

  1. Распредели слова по группам:

завод, ученики, заводы, ученик.

  1. Вывод: Имя существительное может быть ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Виды мониторинга
  3. Мониторинг — это комплексный процесс, который предполагает результат наблюдения, анализ, оценка деятельности и результата.
  1. внутренний  (ученики оценивают свои знания)
  2. внешний
  • а) одна группа оценивает другую
  • б) учитель
  • в) экспертная группа
  • Плюсы групповой работы
  1. Повышается учебная и познавательная мотивация;
  2. Снижается уровень тревожности учащихся;
  3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;
  4. Улучшается психологический климат в классе.

Минусы групповой работы

  1. Групповой работе надо сначала научить;
  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий;
  3. Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;
  4. Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный.

Рекомендации учителям:

  1. Жесткая регламентация времени на группообразование.
  2. Нормирование будущей работы.
  3. Четкость и внятность поставленной задачи.
  4. Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).
  5. Недопустима группа из одних только слабых учеников.
  6. Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.
  7. Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.
  8. Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.
  9. Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может    сделать индивидуально.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/04/18/tekhnologiya-organizatsii-gruppovoy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector