Основные плюсы и минусы проектной деятельности

Главная → Статьи → Опыт работы пользователей → Разное

Стамболцян Наринэ Срапионовна,
05.09.2012 0 Основные плюсы и минусы проектной деятельности

Есть ли у метода проектов как педагогической технологии недостатки? Конечно, есть.

Это, безусловно, и невероятно большой объём работы для учителя и ученика, и предопределённость конечного результата (строительство «ветряных мельниц»), и опасность превращения творческой работы в шаблонное «производство проектов» при повсеместном (в угоду моде) внедрении проектов и их безграмотной организации. Я согласна и с тем, что метод проектов дискредитирует и необъективное оценивание работ, в особенности преувеличение значения сделанных в них исследовательских «открытий».

Обсудить статью
Опубликовать свой материал Однако это не значит, что от метода проектов надо отказаться. Я склонна считать, что у данной технологии достоинств намного больше, чем недостатков. Да, пусть инициатива исходит от учителя, но если учитель правильно построит руководство проектом, в первую очередь ответственно подойдёт к выбору темы и предложит его тем ученикам, кому интересна эта отрасль знаний, полученный ребятами опыт собственного, даже не особо значимого исследования, будет бесценен. Кроме того, какими бы разноречивыми ни были мнения о том, развивает ли метод проектов творческое начало в ребёнке, хочу на основе собственного опыта сказать, что развивает, а порой раскрывает и никому до этого неведомые таланты.

У метода проектов есть ещё одно, на мой взгляд, неоспоримое преимущество: он способствует социализации школьников, формируя в них необходимые для «взрослой жизни» качества»: организованность, ответственность и т.п.

Не надо забывать и о воспитательной функции данной педагогической технологии.

Я глубоко убеждена, что проектная деятельность сплачивает, объединяет участников проектов, зачастую способствуя созданию своеобразных «клубов по интересам», что, конечно же, является мощным фактором воспитания школьников.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Основные плюсы и минусы проектной деятельности
Основные плюсы и минусы проектной деятельности

Источник: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-2716

Проекты на уроках физики: плюсы и минусы

Введение проектной деятельности как обязательной не ново. Такой метод обучения внедрялся в России еще в начале XX века.

Советская власть запретила его как несовместимый с новым устройством общества, но со временем проектная деятельность была возрождена и снова заняла почетное место в образовательном процессе.

Однако возможно ли ее действительно в полной мере реализовать в современной школе? Например, на уроке физики? Давайте разберемся, что такое настоящая проектная деятельность.

Проектная деятельность — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата или цели, создание определенного, уникального продукта или услуги.

Итак, ключевое слово – уникальный. То есть готовым проектом ученика должен стать некий продукт, не существовавший до сих пор. Многие же работы являются лишь имитацией.

Например, в начальной школе создание простой поделки из шишки (причем, как правило, усилиями родителей) — навряд ли можно назвать настоящей проектной деятельностью. Так же как и создание презентации учениками постарше.

Презентация — это не более чем возможная форма представления своей работы, она может быть защитой проекта, но не самим проектом.

Если говорить о семиклассниках на уроках физики, то они в редких случаях смогут осуществить настоящую проектную деятельность, поскольку этот процесс требует базовых знаний и четко спланированной структуры работы. Детей, способных на начальном этапе изучения физики сделать стоящий проект, — единицы.

Что в современной школе является настоящей проектной деятельностью, а что ее имитацией, и почему? Рассмотрим на основе спорных видов проектной деятельности, которые часто упоминаются в методической литературе.

Основные плюсы и минусы проектной деятельности

Виды проектной деятельности

Исследовательские проекты. Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Исследовательская деятельность — основной метод в физике, все результаты мы получаем именно этим путем. Исследование можно провести за один урок, и эксперты рекомендуют заменять такой формой некоторые традиционные лабораторные работы.

Однако исследование не может быть проектом, поскольку оно не предполагает конкретного результата и в принципе может не привести к какому-либо результату.

У исследования и проекта есть много схожих черт: они требуют самостоятельной работы ученика по четкой структуре для достижения заданных целей. Но путать их не следует.

Творческие проекты. Не имеют детально проработанной структуры, развиваются по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм).

В наши дни творческим проектом называется многое из того, что раньше именовалось творческим делом, творческим заданием.

Однако если любую газету, любой снятый на телефон видеофильм или другую ученическую работу называть проектом, это просто нивелирует понятие проектной деятельности. Кроме того, нельзя назвать проектом то, что не имеет регламентированных этапов работы.

Как же совместить творчество и проектную деятельность в занятиях по физике? Например, можно наладить выпуск тематического журнала. Речь идет не о создании одного номера, а об организации школьного издательства с распределением ролей (редактор, корреспондент, дизайнер и т.д.

), с установкой дедлайнов, с понятной схемой распространения. Также проектом может стать, например, видеозадачник, для которого ученики готовят ролики с разными сюжетами, а из них рождаются задачи.

Игровые проекты. Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.

Раньше такая деятельность называлась дидактической игрой. Отсутствие структуры лишает подобную работу статуса проекта. Совсем другое дело, если ученики сами создают новую игру с физическим содержанием.

Это может быть настольная игра с карточками или даже компьютерная игра. Такой проект становится гордостью учеников и педагога, им с интересом пользуются дети в подрастающих классах.

Разумеется, за один урок физики игру не сделать, но можно отвести один урок на презентацию проекта.

Информационные проекты. Направлены на сбор информации о каком-либо объекте. Структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.

Реферат или доклад никак не может являться проектом, хотя в школах ими часто подменяют настоящие проекты. Реферат или доклад в лучшем случае становится результатом исследовательской деятельности. Здесь подмена понятий особенно опасна.

Брать чужой текст, представлять его как собственную работу, получать награду фактически за плагиат — это фальсификация проектной деятельности.

Неудивительно, что после ученик может заниматься «заимствованием» в университете, при научной деятельности.

Практико-ориентированные проекты. Четко обозначенный результат (продукт), тщательно продуманная структура и сроки выполнения каждого этапа, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

Данный вид работы соответствует описанию проекта и единственный в полной мере относится к проектной деятельности. Он может подразумевать создание игры, устройства, 3D-модели и многого другого.

С конкретными темами для проектной деятельности по физике вы можете ознакомиться в учебнике «Физика. 8 класс».

Условия проектной деятельности как ведущего метода обучения

На данный момент очевидно противоречие. С одной стороны — метод проектов один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС.

С другой: классно-урочная система и принцип «повтори-выучи» — единственная форма обучения в подавляющем большинстве российских школ.

Не ставится под сомнение, что лучшей формой обучения физике является экспериментально-исследовательская деятельность. Но она требует:

  • Отмены традиционной классно-урочной системы.
  • Серьезную и длительную переподготовку действующих учителей на базе научных лабораторий и исследовательских центров, а не на фиктивных курсах.
  • Полного изменения программ и методов обучения в педвузах.
  • Наличия у учителя свободного времени на подготовку.
  • Разнообразного современного оборудования и различных материалов.
  • Значительных капиталовложений в систему образования со стороны государства.

Конечно, любая работа должна быть по силам, и обязывать ребенка выполнять настоящий проект — это не гуманно. Без соответствующих условий — тем более. Если ученик с первого класса не будет понимать, что проект — кропотливая и ответственная работа, позже он перенесет это непонимание во взрослую жизнь.

Педагог Вадим Муранов является постоянным спикером корпорации «Российский учебник». Чтобы задать ему вопрос или оспорить точку зрения в режиме реального времени, следите за расписаниями онлайн-трансляций вебинаров!

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/proekty-na-urokakh-fiziki-plyusy-i-minusy-article/

Плюсы и минусы проектной деятельности на уроках английского языка

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на педсовете 28.03.2019 г. учителя английского языка

Кондратьевой А.А.

по теме: «Итоги проектной деятельности ШМО учителей иностранной словесности. Плюсы и минусы проектной деятельности.»

Продукты нашей проектной деятельности:

  1. Рисунки (флаги и т. д.);

  2. Плакаты, постеры (разного формата);

  3. Рефераты;

  4. Презентации.

  • Всё зависит от учителя –
  • хороший урок презентация украсит,
  • плохому же уроку – все равно не поможет.
  • Теперь в школах постоянно ведётся работа по поиску новых форм и методов преподавания. Появляются уроки-дебаты, — дискуссии, — игры, — путешествия, — викторины,
  • — исследования, уроки-концерты.
  • Так как современное общество ставит перед школой задачу подготовить школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания, во многих школах наряду с разнообразными направлениями новых педагогических технологий всё чаще применяется проектная деятельность.

Метод проектов — не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел».

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику.

После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г.

постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Применение ИКТ обладает неоспоримыми преимуществами. Презентации во время урока представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.

По определению М.А. Ступницкой, учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся — партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Самое решающее звено в реализации проекта — учитель. Меняется его роль.

Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.

Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. Это и создание проблемных ситуаций, и активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.

Основная  трудность в   организации проектной  деятельности —   перегрузка учащихся. Исследовательская работа объёмная, кропотливая, особенно,  если   это —  поиск  информации,  чтение   научной  литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности   несомненная, но приходится избегать больших временных затрат.

При сегодняшней загруженности современного ученика, реальным я считаю создание одного-двух проектов в течение года.

Из-за ограниченности во времени, чаще используются краткосрочные проекты, конечным продуктом которых является мультимедийная презентация.

Не маловажной является психолого-физиологическая особенность восприятия материала, так как во время обучения будут задействованы все каналы восприятия.

Хорошо известно, что при аудио- и визуальном преподнесении запоминается до 65% информации. Для сравнения: устной информации запоминается лишь 12 %, с записями — 25 %.

Созданные презентации дают возможность рациональнее использовать учебное время, учат ребят работать в информационном пространстве.

Таким образом, главными достоинствами проектного метода обучения, бесспорно, является следующее:

  • актуальность. В центре технологии — ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
  • создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;
  • дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;
  • использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;
  • формирование исследовательских умений;
  • мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками — всё это повышает мотивацию обучения.

Хороший урок должен быть похож на театральное действие. Дети – не пассивные слушатели, а активные участники обсуждения увиденного и услышанного на каждом слайде. Слайды презентации – инструмент, который помогает по-новому осветить тему.

К сожалению, проблемы возникают и при использовании хороших презентаций.

Безусловно, есть и минусы. Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой «Выставку достижений учителей (репетиторов или родителей)».

В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна.

Я стараюсь поощрять самостоятельное выполнение проектов, пусть с ошибками и недочётами, но где видна работа ребенка, а не родителя или репетитора.

«Негладкие» проекты. Ошибки – это хорошо, есть над чем работать!!

Красота – совершенна и мертва, нет места развитию. БЕЗОБРАЗНОСТЬ – в этом заложен потенциал!!

Обязательное представление, выступление с проектом. В ходе рассказа проверка, как ребенок ориентируется в теме, в конце проверка понимания темы презентации другими учащимися, ответы на вопросы, др. задания.

Читайте также:  Бестарифная система оплаты труда: плюсы и недостатки, основные принципы
  1. Используя и анализируя использование презентаций на уроках и внеклассных занятиях, пришла к выводу, что здесь есть как свои плюсы, так и минусы.
  2. Преимущества использования презентаций:
  3.  уроки и мероприятия проводятся на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  4.  появляется возможность усилить мотивацию обучения;
  5.  в процесс занятия включаются все дети, даже самые пассивные и застенчивые;
  6.  позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат на уроках;
  7.  появляются новые варианты использования традиционных форм работы;
  8.  ученики сами создают авторские презентации, защищают свои рефераты и исследовательские работы с использованием компьютера;
  9.  учащиеся начинают работать творчески с информацией, которая обычно воспринимается как сухая и малоинтересная;
  10.  развивает коммуникационные компетенции у всех школьников;
  11.  сближает обучение в школе с повседневной жизнью общества;
  12.  предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  13.  учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  14.  позволяет использовать различные стили обучения;
  15.  позволяет сократить время на усвоение материала;
  16.  дает возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами.
  17. Минусы использования презентаций:
  18.  оборудование и техника могут подвести учителя и не включиться вовремя;
  19.  часто возможна разница офисных программ;
  20.  качество оборудования не всегда соответствует задаче урока;
  21.  испортить урок или мероприятие может и сама презентация, в основе которой лишь прописанные вопросы и картинки к ним;
  22.  могут отрицательно сказываться на здоровье школьников.

Согласна с тем, что компьютер на уроке — не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Действительно, с помощью презентаций, интерактивных досок, электронных учебников вести уроки намного легче и интереснее. Однако бесспорно и то, что ИКТ — это не панацея, а хорошее средство обучения в руках умелого учителя.

Уверена, что каждый учитель на каждом своем уроке должен стремиться все минусы применения презентаций даже самых неудачных, с ошибками обратить в плюсы. Это поможет повысить эффективность процесса обучения, не перегрузить детскую психику и сохранить здоровье подрастающего поколения.

А главное не убить в ребенке стремление добывать знания самостоятельно.

Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу.

Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/pliusy-i-minusy-proektnoi-deiatelnosti-na-urokakh.html

Статья по теме: Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе | Социальная сеть работников образования

  • Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе
  • учитель начальных классов
  • НО лицея-интерната №5 ОАО «РЖД»

Степушина Т.М.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

На мой взгляд — метод проектов — это очень интересная работа. У нее много плюсов.

1.Развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются навыки самообразования и самоконтроля.

На уроках математики и окружающего мира учащиеся начальных классов познакомились с понятием времени и единицами его измерения. И у них возникла идея познакомиться с историей создания часов.

Ребятами было подготовлено множество интересных фактов, которые составили первый раздел нашего проекта «Из истории часов».

 При подборе материалов, учащиеся использовали различные источники информации, работали со справочниками, художественной литературой, учебниками. Активно использовали ресурсы интернета. В классах прошли серии классных часов по  профориентации на тему «Путешествие по часовым башням на вокзалах». Были организованы выставки рисунков, викторин, кроссвордов  и лучших сообщений.

2.Моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из 5 «П»: Проблема – проектирование – поиск – продукт – презентация.

После классных часов учащиеся много обсуждали эти темы и задумались: для чего им эта информация? Как ее применить на практике? Так возник макет межгалактического вокзала будущего.

На этом этапе работы ребята стали юными архитекторами, их очень интересовал вопрос: какое оно будущее? Свои идеи изобразили на бумаге. Лучшие работы стали прототипом макета. Он выполнен из бросового материала, старые ненужные вещи приобрели вторую жизнь.

3. Плюс проектной работы – навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходилось устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других.

4.Еще одним плюсом метода проектов является интерес к познавательной деятельности. Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей. А так же интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей.

Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в «разжеванном» виде. Но, самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять.

А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни.

Но есть и минусы.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников.

То, что ребята старшего звена сделают с легкостью, у начальных классов вызовет затруднения, поэтому проект в начальных классах — это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов.

Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.

Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается связь между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и большей  части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Еще одним из минусов является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе.

Это связано с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное и делать обобщения. И все-таки желающих принять участие в нашем проекте было намного больше, чем позволял регламент.

Нам пришлось выбрать самых активных, самых ответственных и самых организованных.

Свое выступление я хочу закончить  пословицей, ясно выражающей сущность проектного метода обучения: «Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, сделай вместе со мной — и я научусь».

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/09/17/plyusy-i-minusy-metoda-proektov-v-nachalnoy-shkole

«Плюсы» проектной структуры

По завершении проекта команда распускает­ся, специалисты либо начинают работать над выполнением новой идеи, либо возвращают­ся на места своей постоянной работы в орга­низации или покидают ее. Преимуществом структуры является то, что члены проектной команды и ее руководи­тель концентрируются на реализации одного-единственного проекта и не отвлекаются на другие задачи.

Данная структура является наименее бюро­кратизированной из всех рассмотренных вы­ше, решения принимаются в ходе обсуждения со всеми членами команды.

Хотя это и удлиняет срок принятия решения, зато обеспечивает выигрыш в сроках его реа­лизации ввиду отсутствия сопротивления . персонала (подобное явление часто препят­ствует реализации решения, навязанного подчиненным вышестоящим руководством).

  • Введение должности руководителя проекта обеспечивает идеальные возможности для межфункциональной координации. Кроме то­го, в проектной структуре в полной мере можно реализовать междисциплинарный под-1 ход к решению нестандартных задач, конечно,
  • если удастся наладить кооперацию между специалистами разного профиля.
  • Проектная структура является идеальной ор­ганизационной базой для решения проблем инновационного характера.

«Минусы» проектной структуры

С проектной работой связан ряд специфиче­ских трудностей. Прежде всего, это продол­жительный период «настраивания» команды на работу, включающий периоды формирова­ния команды, приспособления ее членов друг к другу и нормализации взаимоотноше­ний внутри коллектива.

  1. Более того, не исключены случаи, когда нор­мальные рабочие отношения между членами проектной команды так и не складываются
  2. ввиду отсутствия у руководителя проекта не­обходимого управленческого опыта и спо­собностей, либо вследствие неоправданной амбициозности некоторых специалистов и их неспособности работать в команде.
  3. По завершении проекта или отказе организа­ции от проекта возникает проблема с трудоус­тройством высвободившихся специалистов.
  4. Если проект был достаточно продолжитель­ным по времени, то велика вероятность того, что прежнее рабочее место специалиста уже занято.

В результате организация сталкивается с ди­леммой: или занять высвободившихся спе­циалистов на временной работе, часто не соответствующей уровню их квалификации, или избежать лишних трат и уволить быв­ших членов команды, лишившись ценных специалистов. Подобная неопределенность по поводу будущего создает дополнительноенапряжение в проектной команде.

Существенным недостатком проектной структуры является дублирование существую­щих в организации функциональных служб.

Проектная структура используются для реа­лизации очень крупных проектов инноваци­онного характера типа создания лекарства против СПИДа или строительства завода для производства сахара по принципиально но­вой технологии.

Если проекты невелики по масштабу, то за­траты на дублирование не оправданы. В этой ситуации руководитель проекта становится консультантом руководства фирмы, реали­зация проекта осуществляется в рамках обычной функциональной структуры, а ко­ ординацию осуществляет один из высших руководителей фирмы.

МАТРИЧНАЯ СТРУКТУРА

В матричной структуре происходит наложение одной структуры на другую — проектной на функциональную, региональной на товарную, клиентской на региональную и т. д. Причем принципиальным моментом в матричной структуре является подчинение сотрудников двум руководителям одного иерархического уровня.

Например, маркетолог, занятый в проекте разработки нового продукта, подотчетен одновременно руководителю проекта и ди­ректору департамента маркетинга.

Руководитель проекта ставит задачи перед членами проектной команды, составляет гра­фики выполнения задач, осуществляет кон­троль затрат, сроков, количественных и качественных показателей. Руководители функциональных служб определяют способ решения поставленных перед соответствую­щими специалистами задач и контролируют ход их решения.

Источник: https://studfile.net/preview/1639503/page:11/

Проектное управление в компании: плюсы и минусы

  • Представляем участников «круглого стола»:
  • Валерий Васильев, директор департамента систем управления проектами компании «ЛАНИТ»
  • Ольга Каненкова, руководитель департамента налогообложения, бухучета и консолидации отчетности компании «Автофрамос»/ RENAULT
  • Марина Осипова, финансовый директор компании «Дионис Клуб»
  • Олег Фракин, финансовый директор холдинга «Винный Мир»
  • Что такое проект

В разных компаниях под проектом понимаются разные инициативы. Одни выделяют в проекты мероприятия, бюджет которых превышает конкретную сумму, другие считают проектом только определенный вид деятельности, например открытие магазина. Мы решили выяснить у участников «круглого стола», что они вкладывают в понятие «проект».

Олег Фракин: Проект – это деятельность, направленная на получение определенного результата в обозримой перспективе, например постройка нового завода или смена офиса. В рамках этого определения процесс непрерывного улучшения текущей деятельности проектом не является. Кроме того, проект должен иметь фиксированные срок исполнения и бюджет.

Можно также сказать, что свойством проекта, отделяющим его от текущей деятельности, является уникальность. Планировать проект следует более тщательно, чем текущую деятельность, поскольку риск проекта в силу его уникальности заведомо выше.

При этом степень уникальности проекта может быть разной: например, открытие магазинов на разных улицах – отдельные уникальные проекты.

Марина Осипова: Хотелось бы добавить, что понятие «результат проекта» также довольно условное. Например, в проекте посадки виноградников результатом может быть снятие первого урожая, выход виноградников на проектную мощность, полный возврат инвестиций.

Для разных типов проектов различными должны быть уровень детализации проектных мероприятий, глубина и периодичность оценки рисков.

Так, процесс формирования среднесрочного плана в нашей компании ведется по правилам проектного управления, однако для этого проекта не составляется бюджет, не взвешиваются риски.

По проекту же, например, строительства очистных сооружений составляется отдельный бюджет, план выполнения работ, оцениваются эффективность инвестиций и риски.

Ольга Каненкова: Если у компании появляется возможность инвестировать средства, то именно ее мы рассматриваем в качестве проекта.

Если сотрудники компании видят и понимают цель, но путь ее достижения состоит из нескольких шагов и может меняться, возникает необходимость в коллективном труде – это и есть проект.

Появляется необходимость в сборе информации у специалистов или консультантов, формировании ранее не применявшихся схем работы или адаптации старых, создании новых бизнес-процедур, то есть появляется потребность в креативном подходе к решению проблемы.

Олег Фракин: При определении понятия «проект», на мой взгляд, нужно руководствоваться несколькими критериями. Например, я бы выделил срочность (если действие надо завершить к определенной дате, то оно относится к проектам), результат и бюджет.

Готовность компании к переходу на проектную систему

Существуют отрасли, в которых проектная организация работы является единственно приемлемой, например консалтинг.

Участники «круглого стола» попытались назвать компании, не относящиеся к подобным отраслям, для которых актуально проектное управление, а также этап, на котором имеет смысл выделять определенные виды деятельности в проектные.

Валерий Васильев: Первыми переходить на проектное управление в России начали крупные компании: «ЮКОС», «НИКойл» и т. д. В последние годы все больше средних компаний с оборотом менее 100 тыс. долл. США стремятся к такой же системе.

Читайте также:  Стоит ли покупать honor 8x — все плюсы и минусы

В первую очередь это связано с желанием руководства более четко понимать результаты работы бизнеса. По оценкам, встречающимся в литературе, проектная система управления дает до 20% прироста стоимости бизнеса. Эта цифра получена с учетом того, сколько средств теряет средняя компания из-за ошибок в планировании и неэффективного использования ресурсов.

Олег Фракин: Мне кажется, что к проектной системе нужно переходить постепенно.

Сразу начать работать в графике, когда один исполнитель подчиняется нескольким руководителям проектов, сложно как с организационной, так и с психологической точки зрения, так как это требует высокого уровня менеджмента.

Поскольку полностью проектная система управления – своего рода крайность, то мне сложно в настоящий момент представить такую ситуацию в нашей компании, хотя отдельные проекты у нас ведутся параллельно с текущей деятельностью.

Валерий Васильев: Проектное управление -это другая культура работы и другая психология, и переход к нему может длиться годами. Приведу в пример ОКБ «Сухой». В 1999 году к управлению компанией пришли новые менеджеры, которые хотели видеть результат труда сотрудников и компании в целом.

Первым принципом преобразований стало внедрение проектного управления – бизнес ОКБ по созданию самолетов считается проектным в чистом виде, и деятельность по реализации проектов постройки самолетов нужно было систематизировать.

В качестве системы проектного управления в данном случае понимается комплекс мероприятий, систематизирующий текущую деятельность организации.

Первым шагом стало создание единой процедуры ведения проектов, описанной в соответствующем регламенте.

Затем была проведена реорганизация компании и определены четкие полномочия сотрудников и целых управлений в рамках проектов, создано управление координации проектов, которое в своей работе строго следовало регламентам.

И только на последнем этапе была предложена и внедрена информационная система, которая сейчас используется как инструмент календарного планирования и контроля работ по проекту. К 2003 году система перешла в промышленную эксплуатацию.

В процессе работы концепция перехода компании на проектную систему управления менялась. Сначала она называлась -Развитие основных направлений деятельности ОКБ «Сухой» и определяла направление движения компании.

После того как пришло понимание эффективности внедряемой системы, концепция была переформулирована и направлена на углубление проектного управления, описание критериев оценки проектной деятельности.

Таким образом, для перехода на управление по проектам по всем правилам необходимо достичь определенного уровня зрелости компании.

Международный институт проектного менеджмента даже разработал специальную методику определения готовности компании к внедрению проектного управления и задания направлений первоначальной работы по построению такой системы – с чего нужно начинать и что ожидать в ближайшем будущем, чтобы не разочароваться в результатах внедрения.

Стоимость постановки проектного управления

Участники «круглого стола» определили, из чего складывается стоимость постановки системы проектного управления.

Олег Фракин: Мы рассматривали вариант полного перехода к проектной системе управления, но решили, что это займет около двух лет и обойдется в приличную сумму. В результате выбрали промежуточный вариант: большая часть текущей деятельности ведется в обычном режиме, а отдельные начинания рассматриваются и управляются как проекты.

Марина Осипова: Проектный менеджмент в «Дионис Клубе» покрывает часть процессов, которые выделены для несистемного учета.

Это планирование и бюджетирование, посадка виноградников, разработка и вывод на рынок новых продуктов и другие проекты.

Определение методологии работы с этими проектами – процесс естественный: большинство наших топ-менеджеров владеют навыками и инструментами менеджмента, так как проектное управление входит в обязательную программу всех курсов подготовки бизнес-администраторов.

Для структурирования же корпоративных знаний в области проектного управления и определения внутрифирменного понятийного аппарата нам пришлось потратить около 5 тыс. долл. США на проведение семинара – тренинга для персонала головного офиса.

Ольга Каненкова: В нашей компании специально обучали только сотрудников IT-отде-ла, которые выполняют функции менеджеров IT-проектов, – они проходили соответствующие стажировки во Франции. Остальные сотрудники обучаются в процессе работы, так как их деятельность регламентируется правилами проектного управления, установленными во внутрифирменных документах.

Валерий Васильев: Существуют определенные стратегии, которые позволяют оптимизировать стоимость внедрения системы проектного менеджмента.

Для этого внутри компании создается центр компетенций, состоящий из людей, постоянно работающих в рамках проектов, где аккумулируются знания о проектном управлении в компании, нарабатываются методики. В него входят и специалисты консалтинговой компании.

Затем опыт центра компетенций тиражируется по всему предприятию, это можно делать силами сотрудников. Правда, при таком способе работы переход к проектному управлению может занять больше времени, чем с участием консультантов, но обойдется он дешевле.

Второй способ оптимизации затрат – использование стартового консалтинга. Он проводится в ключевых подразделениях компании командой консультантов и предназначен главным образом для того, чтобы сдвинуть постановку проектного управления «с мертвой точки». Таким путем пошло, к примеру, ОКБ «Сухой».

После проведения серии мероприятий в компании образовалась активная группа, которая в дальнейшем занималась усовершенствованием существующей системы. Через год группа наработала определенный опыт и столкнулась с рядом проблем. Тогда снова была приглашена команда консультантов, которые проработали ситуацию и помогли выделить направления для дальнейшего развития.

Такая циклическая деятельность позволяет добиться значительных результатов, но обходится дороже, чем первый вариант.

Если говорить о деньгах, то конкретная сумма зависит в большей степени от масштаба компании и стоимости информационной системы, которая будет поддерживать управление проектами, то есть планирование проекта, составление сметы, бюджета, базы реализованных проектов и т. д.

Стоимость постановки методологии, обучения персонала может колебаться от 20-30 тыс. до 200-300 тыс. долл. США. Программное обеспечение также может быть разного уровня – от Excel до Microsoft Project или специализированных систем, стоящих порядка 5 тыс. долл.

США за пять лицензий.

Проблема двойного подчинения

При введении системы проектного управления на предприятии с линейной структурой управления часто происходит переход к матричному управлению, когда каждый сотрудник одновременно подчиняется руководителям структурного подразделения и проекта. Такой способ вызывает много проблем, связанных с нечетким определением приоритетности задач, стоящих перед персоналом.

Олег Фракин: В определенный момент мы столкнулись с подобной ситуацией. Сначала непосредственные руководители постоянно откладывали выполнение проектных заданий на последний момент, чтобы сотрудники в первую очередь решали текущие задачи. Потом мы выпустили внутрифирменный приказ следующего содержания.

Если руководитель смежного подразделения (проекта) дает указание сотруднику, который ему прямо не подчиняется, то возможны два варианта развития событий.

Либо сотрудник соглашается выполнить это задание под свою ответственность, но не в ущерб текущей работе, либо направляет его непосредственному руководителю, и начальники договариваются о приоритетах между собой.

Разумеется, сначала сотрудники предпочитали перекладывать ответственность за принятие решения на руководителей. Но через какое-то время ситуация стабилизировалась, и больше половины таких вопросов стало решаться в текущем режиме.

Кроме того, для обслуживающих отделов, в частности IT-службы, была установлена система взаимной мотивации, когда премия руководителя IT-отдела устанавливалась руководителями других отделов, то есть его «внутренними клиентами». Так нам удалось частично решить проблему качества работы. Сначала премии урезались, через несколько месяцев – уже нет, исчезли и жалобы.

Валерий Васильев: Существует три типа матричной структуры: слабая, жесткая и сбалансированная. При слабой матрице власть сосредоточена в основном у непосредственного руководителя, поэтому проектные связи слабы.

Жесткая матрица, напротив, требует максимальной отдачи в проекте. В компании Олега делается попытка создания сбалансированной матрицы, когда линейные и проектные менеджеры стараются найти и установить принципы взаимодействия.

Если такие принципы установить правильно, впоследствии они начинают работать автоматически.

Ольга Каненкова: Цели и задачи текущей деятельности менеджеров руководство корректирует с учетом проектов. Например, в 2004 году передо мной были поставлены шесть или семь целей, реализовать которые одновременно было невозможно физически.

После определения приоритетов оказалось, что жизненно необходимо мое участие в двух проектах (строительство завода и создание информационных систем для финуправления). Третья цель – это текущая работа как руководителя.

Таким образом, для достижения остальных целей выделили других сотрудников.

Что касается рядовых работников, то их занятость в проектах определяется путем договоренностей руководителей подразделений. Время, которое необходимо для участия в проекте, определяется исходя из опыта, накопленного в компании.

Контроль расходов по проекту

Еще один актуальный вопрос, каким образом контролировать расходы по проекту, особенно непрямые, например время сотрудников, затраченное на реализацию проекта.

Олег Фракин: Расходы по проекту контролируются исходя из их соответствия запланированному уровню. Более строгий контроль потребовал бы больших затрат. Например, если в проекте заложена покупка монитора за 120 долл. США, но сотрудник купит его за 100, а 20 положит в карман, вряд ли это должно контролироваться специально.

Что касается времени сотрудников, то одним из вариантов может стать распределение временных затрат персонала и, как следствие, расходов на заработную плату согласно некоторым драйверам. Мы пошли несколько иным путем.

При планировании расходов по проекту каждый занятый в нем сотрудник самостоятельно оценивает, какой процент рабочего времени он посвятит реализации проекта. Затем этот документ согласуется с руководством и подписывается обеими сторонами.

На практике, если проект новый, на него уходит в несколько раз больше времени. Когда проект повторяется несколько раз, точность планирования растет.

Валерий Васильев: При решении проблемы контроля проектов необходимо определить две вещи: метод и уровень контроля. После этого проблема проверок решается сама собой.

Итоги «круглого стола»

В заключение участники «круглого стола» подвели итог дискуссии.

Валерий Васильев: Успех проектного управления, как и любой системы, зависит от его правильного применения конкретной компанией. Однозначно рекомендовать проектное управление всем я бы не стал, но считаю, что внедрение этой системы может способствовать значительному повышению эффективности работы компании.

Марина Осипова: Прежде чем внедрять систему проектного управления, необходимо спросить себя, для каких целей она необходима.

Это значительно упростит определение того, какую деятельность относить к проектной, как и на каком уровне ее контролировать.

Ольга Каненкова: При работе в рамках проектного управления необходимо соблюдать меру: иногда даже в нашей компании получается ситуация, когда проектов больше, чем людей, способных их исполнять, и возникает децентрализация управления, которая может привести к сбоям.

Например, действия различных департаментов оказываются неско-ординированными и, скажем, юридическая служба подключается к исполнению проекта слишком поздно, или помещение построили, а подъезды к нему – нет.

Поэтому для успешной работы управление проектами должно быть жестко централизовано.

Олег Фракин: Хотелось бы подчеркнуть важность автоматизации системы проектного управления, поскольку это позволяет снизить степень влияния человеческого фактора на планирование и реализацию проектов, повысить управляемость. Я также считаю, что любое новое начинание в компании целесообразно реализовывать в рамках проекта – это дает больше гарантий, что намеченный результат будет достигнут.

Источник: По материалам «круглого стола», проведенного редакцией журнала «Финансовый директор»
А.Нетесова

Источник: https://blog.iteam.ru/proektnoe-upravlenie-v-kompanii-plyusy-i-minusy/

Основные плюсы и минусы проекта

  • Плюс в том, что это совершенно новое, модное, направление в жизни современного человека, где можно приятно провести своё свободное время с пользой для здоровья.
  • А минус в том, что в первое время будет недостаток посетителей.
  • Второй минус большие расходы на рекламу, пока большинство людей не узнают о баре.
  • Для ведения бизнеса в процессе развития необходимо будет решать такие вопросы как:
  • — оптимизация бизнес-процессов, например, выбор оптимального времени работы, разработка форм отчётности, разработка норм времени на приготовления коктейля;

— поиск новых методов работы и эффективных решений, например, делать в людных местах рекламу на щитах, например, «ОЗДОРОВИ СЕБЯ…! или «КИСЛОРОДНЫЙ БАР — ПРОДЛЕВАЕТ ВАШУ ЖИЗНЬ!» с указанием адреса предоставляемой услуги;

  1. А для управления бизнесом, мне как руководителю и предпринимателю, в одном лице, нужно:
  2. — корректировать цели, стратегию и планы на будущее;
  3. — отлаживать бизнес-процессы по ходу работы;
  4. — разрабатывать бюджет на месяц, квартал, год;
  5. — увеличивать объем оказания услуг;
  6. — осуществлять контроль за бизнесом;
  7. — утверждать документы;
  8. — организовывать управленческий, бухгалтерский и налоговый учет;
  9. — получать информацию о состоянии бизнеса;
  10. — собирать информацию о состоянии дел у конкурентов;
  11. — и многое другое.
  12. В первую очередь, для успешного ведения данного бизнеса, мне необходимо:

— сделать так, чтобы как можно больше людей воспользовались моей услугой, для этого можно сделать любые акции со скидками, бонусами, подарками и т.д. и т.п.);

— делать всё, чтоб клиентам было удобно и выгодно пользоваться услугами;

— чтобы клиенты из случайных становились постоянными.

Необходимо создать красочные рекламные листовки с указанием услуги и расписать, какую пользу она приносит людям, например, снимает депрессию, повышает работоспособность, устраняет хроническую усталость, нормализует сон, повышает иммунную систему (как у взрослых, так и детей).

А с применением лечебных трав нормализует микрофлору кишечника, а значит, улучшает пищеварительный процесс, ускоряет расщепление полезных веществ и т.д. и т.п. А затем распространяю их по всем местам, где моей услугой могут воспользоваться.

В близлежащие офисы, магазины, салоны красоты, фитнес-клубы, спортивные клубы и секции, раздаю прохожим и т.д.

Источник: https://studbooks.net/994465/marketing/osnovnye_plyusy_minusy_proekta

Трудности использования проектной деятельности в обучении

Модернизация образования, приведение его в соответствие с новыми историческими условиями требует последовательного и кардинального его изменения на всех уровнях и во всех элементах.

Читайте также:  Термоэлектрический холодильник: плюсы и недостатки

Важнейшей задачей реформирования образования является внедрение в практику обучения новых технологий, обеспечивающих интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности.

Специфической формой творчества, способом развития человека являются, по мнению современных ученых, проектная деятельность и метод проектов.

Методу проектов посвящено немало исследований в зарубежной и отечественной педагогике. А как обстоит дело с практикой его использования в системе общеобразовательной, средней и высшей профессиональной школы? Автором данной статьи было проведено анкетирование среди преподавателей школ, колледжей и вузов Ленинградской области.

Был задан вопрос: “Используете ли Вы метод проектов в своей работе?” Только 2% респондентов дали положительный ответ. На вопрос: “Что мешает Вам использовать метод проектов?” 29,5 % респондентов ответили, что они слышали о методе проектов, но не знают о нем ничего.

43% респондентов ответили, что им мешает недостаток времени и на подготовку, и на проведение проектной деятельности на уроке. Действительно, подготовка к использованию метода проектов занимает очень много времени. Кроме того, каждый преподаватель старается экономить учебное время.

27,5% респондентов сказали, что они пробовали использовать метод проектов, но успеха не добились. Учащиеся выполняли проект без энтузиазма, как обычную работу. В чем причины неудачи?

Для того чтобы проанализировать трудности в использовании метода проектов, необходимо определить, что такое проект. Н.Ю. Пахомова, исследуя метод проектов в своей работе “Метод учебного проекта в образовательном учреждении”, рассматривает учебный проект как с точки зрения учителя, так и с точки зрения учащегося.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей” [9, с.17].

А что такое учебный проект с точки зрения учителя? Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования [9, с.23]. Таким образом, автор подчеркивает, что в ходе проектной деятельности должна решаться проблема, которая сформулирована самими учащимися.

А как дело обстоит на практике? Зачастую учителя сами называют проблемы, которые учащиеся должны решить. А ведь проблема, которую мы выдвигаем, может не быть личностно значимой для них. В то же время учащимся трудно определить проблему самостоятельно, исходя из учебной темы. Как поступить учителю? Во-первых, существуют учебная тема и тема проекта.

Вовсе необязательно они должны совпадать. Тема проекта должна быть сформулирована таким образом, чтобы в нем учащийся мог видеть скрытую проблему. Например, учебной темой по английскому языку у студентов педагогического колледжа может быть “Средства массовой информации”. Тему проекта можно сформулировать следующим образом: “Плюсы и минусы телевидения”.

Проблема может стать личностно значимой, если она сформулирована самими обучаемыми. Как подвести их к формулировке проблемы? Для этого существуют наводящие вопросы. Можно задать следующие вопросы:

  1. Какие передачи Вы любите смотреть по телевизору?

  2. Что Вы думаете о фильмах, демонстрируемых по телевидению?

  3. Что Вы думает о рекламе на телевидении?

  4. Каково влияние телевидения на подрастающее поколение?

Отвечая на данные вопросы, студенты могут прийти к формулировке проблемы: “Влияние телевидения на подрастающее поколение в основном отрицательное”. Иногда, чтобы ответить на наводящие вопросы, обучаемые могут не владеть достаточной информацией.

Преподаватель должен дать возможность студентам ознакомиться с ней, дав текст для чтения. Таким образом, первая трудность, с которой сталкиваются педагоги, состоит в организации самостоятельного определения студентами, учащимися проблем, т.е.

первого этапа проектной деятельности.

Следующей трудностью является организация следующего этапа – целеполагания. Чаще всего цели бывают сформулированы нечетко. Можно использовать “Дерево целей” и метод SMART для постановки конкретной, реалистичной и достижимой цели.

На третьем этапе проектной деятельности – этапе выдвижения гипотезы – учителя сталкиваются с новой проблемой. Не всегда удачно идет “мозговая атака”. Зачастую учителя не до конца понимают ее назначение, которое состоит в выдвижении как можно большего количества идей.

Автор книги “Латеральное мышление” Эдвард де Боно предупреждает, что нельзя критиковать идеи на данном этапе [2, с. 187].

Ведь критикуя некоторые из них, которые нам кажутся на первый взгляд бессмысленными, неудачными или неподходящими, мы рискуем потерять в лице студентов и учеников генераторов идей. Ведь гипотеза – это предполагаемый способ решения проблемы.

Для ее выдвижения необходимо иметь как можно больше идей, которые должны анализироваться и подвергаться выбору только после “мозговой атаки”, а не во время ее проведения.

Четвертый этап – планирование проекта – сопряжен с двумя трудностями. Первая из них заключается в неумении студентами и учениками составить план деятельности. Т.

Лазарев в своей статье “Проектный метод: ошибки в использовании” указывает на следующие типичные ошибки, встречающиеся при анализе планов школьных проектов: туманная логика достижения целей, слабо прописанные связи между деятельностью, задачами и целями проекта; отсутствие графика выполнения мероприятий и работ по проекту; определение требуемых ресурсов “на глазок”; отсутствие распределения ресурсов по времени и по работам, неиспользование объективных критериев выполнения пунктов плана; отсутствие анализа возможных рисков проекта [6, с. 10]. Преподаватель должен научить студентов, учащихся сопоставлять цели и задачи, выработать график выполнения мероприятий для достижения цели, определять ресурсы, определить время выполнения того или иного пункта плана, установить время текущего, промежуточного и итогового контроля выполнения проекта. Для того чтобы формировать элементарные навыки составления плана, можно использовать обычные уроки. На занятии по иностранному языку можно предложить написать план пересказа текста, план сочинения. На занятиях по математике, физике, химии можно дать задание написать план решения задачи. Кроме того, на данном этапе преподаватель может столкнуться с тем, что студенты и ученики часто не умеют работать в команде. Во-первых, необходимо правильно сформировать микрогруппы. А.В. Конышева, исследующая проблемы организации проектной деятельности при обучении иностранному языку, предлагает организовывать группы согласно психологической совместимости. Она считает, что в микрогруппе должны быть ученики с разным уровнем владения языком, мальчики и девочки [5, с. 144]. Во-вторых, необходимо научить их работе в сотрудничестве. Для этого существуют различные методы, например, метод jigsaw (пила), разработанный профессором Эллиотом Аронсоном. Применение данного метода на обычных занятиях способствует развитию умения работать в сотрудничестве.

На следующем этапе проектной деятельности – выполнении проекта – преподаватель очень часто сталкивается с отсутствием или недостаточным уровнем развития информационных умений у студентов и учеников. Ведь они должны уметь не только находить необходимый материал из нескольких источников, но и уметь анализировать его и делать выбор.

Преподавателю необходимо отрабатывать данное умение на занятиях. Кроме того, на данном этапе многим преподавателям трудно проследить, как идет работа над проектом. Необходимо организовать не только итоговый, но и текущий и промежуточный контроль. Однако следует избегать мелочной опеки.

Ведь функция преподавателя на всех этапах – консультационно-координирующая.

На этапе презентации, когда студенты, учащиеся предъявляют продукты своей деятельности, учитель должен воздерживаться от оценки. Здесь он является только наблюдателем. Оценка проекта осуществляется на следующем этапе – рефлексивном.

Многие педагоги забывают об этом этапе и завершают проект презентацией. Однако для формирования умения самостоятельной работы важно научить обучаемого анализировать свою деятельность.

Поэтому на данном этапе анализируется не только сам проект, но и деятельность студентов или учащихся. В.П.

Белогрудова в своей статье “Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода” приводит вопросы для рефлексии, предлагаемые немецкими дидактами Бахманом, Бихелем, Бишофом, Борхардом. Эти вопросы помогают учащимся оценить процесс и результаты проектной деятельности:

  • Что мы сделали? (Вопрос помогает ученикам вспомнить ход всего проекта от начала до конца.)
  • Как мы это сделали? (Учащиеся анализируют задачи, методы их решения, трудности, неудачи, интересные находки и спонтанные идеи.)
  • Зачем мы это делали? (Вопрос побуждает учеников оценить цели проекта, пользу и значимость отдельных заданий и проекта в целом.)
  • Какие умения нужны были для этого? (Вопрос помогает оценить умения, приобретенные ими в результате проекта. Учащиеся понимают, что для проекта нужны не только хорошие языковые знания, не меньшую роль играют также организаторские умения, умение работать в команде, умение отвечать за порученное дело.)
  • Какие роли мы на себя принимали в работе над проектом? (В процессе обсуждения этого вопроса учащиеся отмечают, что выполнение этого проекта потребовало от них использования различных ролей: художника, декоратора, гида и т.п.)
  • Какой опыт мы приобрели каждый в отдельности и в группе? (Учащиеся оценивают компетентность и неуверенность отдельных учеников, делятся своими мыслями и эмоциями, оценивают помощь и поддержку группы. Многие делают для себя открытие: “Я даже не предполагал, как я уже много знаю в языке”. Учащиеся убеждаются в том, что проект активизирует скрытые резервы каждого, что также способствует успеху.)
  • Какие альтернативы могли бы быть? (Учащиеся обсуждают процесс деятельности: что можно сделать быстрее, лучше, в чем и каких им не хватает знаний, что они в следующий раз сделают иначе.)

Такие параметры для саморефлексии дают возможность анализировать не только конечный, но и промежуточный результаты, осознавать правильность выбора цели, соответствие методов работы поставленной цели, оптимальность темпа работы и выполнения плана работы [1, с. 10].

Таким образом, преподаватели, использующие метод проектов, могут столкнуться с трудностями на всех этапах проектной деятельности.

Однако все эти трудности преодолимы, если не подменять субъект-субъектные отношения субъект-объектными, если учитель постепенно переходит от информационно-контролирующей функции к консультационно-координирующей, если организуемая преподавателем проектная деятельность органично встроена в учебно-воспитательный процесс, а не является чем-то случайным, эпизодическим явлением.

Ведь формировать умения проектной деятельности можно и на обычных уроках. В связи с этим Н.Ю. Пахомова выделяет три вида уроков. Первый вид — проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над проектом.

Второй вид — урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Это может быть проведение практических урочных занятий с включением частично самостоятельной деятельности учащихся.

Такие занятия нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний. Третий вид — урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэлементно с одной стороны, так и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету с другой [10, с. 108].

Для достижения целей обучения в нашей педагогической деятельности мы придерживаемся общедидактических и методических принципов. Такие же принципы существуют и в проектной деятельности. Они определены нашими отечественными учеными. В качестве таковых Т.В. Душеина называет принцип решения проблем [3, с.

38], И.А. Колесникова и М.П. Горчакова-Сибирская – принципы пошаговости, обратной связи, продуктивности [4, с. 39], Н.В. Матяш – принцип ориентации на зону ближайшего развития, принцип совместной деятельности [7, с. 26].

При организации проектной деятельности преподаватель обязан опираться на них, если он желает достичь цели. Е.С.

Полат в своей работе “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования” отмечает, что умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся [8, с. 67].

Это показатель высокой креативности, которая помогает преподавателю, опираясь на позитивные моменты традиционного обучения, использовать современные технологии. Ведь сочетание инноваций и традиций как проявление одного из законов диалектики — закона единства и борьбы противоположностей — способствует развитию педагогической науки и практики.

Литература:

  1. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода // Иностранный язык в школе. – 2005. — №8

  2. Боно Э. Латеральное мышление. Минск: ООО “Попурри”, 2005 – 384 с.

  3. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранный язык в школе. – 2003. — №5

  4. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007

  5. Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. – СПб.: Каро, 2005 – 208 с.

  6. Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. – 2011. — № 1. – С. 9-10

  7. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников. Автореф. дис. … докт. психол. наук. – М., 2000.

  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр ”Академия”, 2003

  9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005

  10. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта методической работы: Дайджест журнала “Методист” / Сост. Е.М. Пахомова. Науч. ред. Э.М. Никишин. – М.: АПК и ПРО, 2004

    Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент.

    Источник: https://moluch.ru/archive/28/3160/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector