Основные плюсы и минусы церковной реформы петра 1

Определение 1

Реформы Петра I – это комплексные преобразования в политической, экономической, социальной, военной, церковной и культурной сфере во время правления Петра I.

Петр I был энергичной личностью, сильным правителем, который осознавал необходимость реформ. Собственно, преобразования начались еще при его отце, Алексее Михайловиче, при котором наметилась линия европеизации России.

Однако, в целом, Россия находилась позади европейских стран по уровню развития во всех сферах общественной жизни. Это отодвигало ее на второй план и в международных делах.

Петр I начинает масштабные преобразования, которые стали началом новой эпохи в истории России.

Петровские реформы делятся на два этапа:

  • до 1715 г.: преобразования носили хаотичный, насильственный характер и были, в основном, направлены на получение средств для ведения Северной войны;
  • после 1715 г.: реформы становятся более системными и планомерными, направленными на усиления аппарата власти, а доходы шли не только на военные нужды, но и на обеспечение населения.

Основные плюсы и минусы церковной реформы Петра 1

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основными особенностями реформ Петра были:

  • государство, созданное Петром, не только улучшило государственное управление, но и стало главным рычагом в модернизации страны;
  • при Петре появилась абсолютная монархия, основанная на крепостническо-дворянской базе, а не на представителях капитализма (как на Западе);
  • за относительно небольшой период Петр вывел страну на качественно новый уровень;
  • реформы были настолько грандиозны, что можно говорить о допетровской и послепетровской России;
  • мощный отпечаток на преобразования наложила личность самого Петра I.

Положительные стороны

В результате проведения военной реформы была проведена реструктуризация армии: появилась регулярная армия, ядром которой стали полки, сформированные на европейский манер – Семеновский и Преображенский. Система рекрутского набора предоставила возможность всегда иметь боеспособную армию.

Практика приглашения иностранных специалистов и отправления за рубеж дворянских детей для обучения позволила приобрести необходимый опыт и навыки для повышения эффективности армии.

Подготовка новых квалифицированных специалистов проводилась также в созданных навигационных, инженерных и артиллерийских училищах. Важнейшее значение имело создание военно-морского флота России, начало которому положил именно Петр.

Для обучения моряков была создана Военная академия и «Устав морской». «Устав воинский», а также Табель о рангах позволили структурировать систему службы в армии и чинов.

Административная реформа была направлена на совершенствование государственного аппарата, который тогда был огромен и неэффективен. Петр заменил бывшие органы управления приказы на новые коллегии, определив их количество в 10 штук, а для каждого предполагалась своя область деятельности.

В качестве высшего органа управления был Сенат, решавший функции надзора за административной работой, некоторые судебные и законодательные. В состав государства Петр включает институт церкви, создав Синод. Страна была разделена на губернии, в каждой из которых появлялось свое управление.

Такая система позволила облегчить и повысить эффективность государственного управления.

В области промышленности и торговли Петр проводил политику меркантилизма и протекционизма. Меркантилизм подразумевал активное участие государства в экономической деятельности страны, а протекционизм – поддержку внутреннего производства.

За 1700-1725 гг. было создано около 200 мануфактур, среди них – Олонецкий артиллерийский завод, Тульский оружейный завод.

Большое внимание уделялось развитию транспортных водных путей: велось строительство Волго-Донского, Вышневолоцкого каналов.

В области культуры, общественной жизни проводилась политика активной европеизации. Эта политика имела целью просвещение, реорганизацию системы образования. Богословские предметы были отодвинуты на второй план, уступив место математике, астрономии, геодезии и т.д.

Церковнославянский шрифт заменили на гражданский. Было поддержано и издательское дело: так, началась издаваться газета «Известия». Заложены основы развития российской науки – созданы университет, Академия Наук, Кунсткамера.

Снаряжались всевозможные исследовательские экспедиции.

Отрицательные стороны

Качественный рост России достался ей непростой ценой. Методы Петра обычно были насильственными – именно силой он насаждал свои реформы. Желание как можно скорей получить средства для проведения реформ и ведения войны было причиной огромного роста налогов, бремя которых было возложено на крестьян и низшие сословия. Во время правления Петра появилось около 40 налогов.

Рост промышленного производства сопровождался принуждением крестьян работать на заводах; так появились две новые категории крестьян – приписные и посессионные. Дворян обязали находится на государственной службе, либо военной, либо гражданской.

Основные же тяготы легли на крестьян – их тысячами отправляли на сооружение новых верфей, крепостей, заводов, а также их трудом строилась новая столица – Санкт-Петербург.

Политика в сфере культуры также проводилась в интересах государства. Население не спрашивали, хотят ли они кардинального изменения своего быта. Петр насильно заставлял носить европейское платье, брить бороды, ходить на ассамблеи. Кому-то это нравилось, а кому-то нет. Эти традиции были чужды русским, поэтому вызывали недоумение.

В случае отказа выполнять предписания, необходимо было уплатить штраф. Однако такие реформы касались, в основном, высшего сословия. Крестьян никто не заставлял надевать европейские костюмы, поэтому их быт остался прежним. Дворян же могли против их воли ссылать на поселение в строящийся Петербург.

Там можно было возводить себе дом только по определенным моделям, предоставленным Петром.

Это лишь некоторые примеры положительных и отрицательных сторон. Мы не можем сказать, были эти реформы абсолютно хорошими либо абсолютно плохими – они носят неоднозначный характер.

Очевидно, что они обусловили прогресс России, ее возвышение на мировой арене, превращение ее в империю, подъем и создание новой культуры. При этом нельзя забывать и об отрицательных сторонах реформ, которые выражены в их методах проведения.

Насильственные методы отталкивали народ и вызывали неприятие.

Замечание 1

В целом реформы касались только верхушки общества, не затрагивая многочисленную часть населения России, что также можно представлять отрицательной стороной. Таким образом, реформы Петра имели и положительные, и отрицательные последствия.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/reformy_petra_i/polozhitelnye_i_otricatelnye_storony_reform_petra_i/

Итоги — Реформы Петра I: благо для России или зло?

 Плюсы Минусы 
Система государственного управления стала более совершенной и удобной при ведении войн.Были созданы контролирующие органы. Император, губернаторы, воеводы и другие вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности «выбивания» показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Так же появились бюрократизация и корумпирование. 
Своими реформами Петр I создал сильную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 году до 212 тысяч человек и сильный военно-морской флот. Большие траты на содержание. 
Увеличение доходов казны в несколько раз.  Основная масса насиления обнищала из-за выросших налогов.
 Все земли церкви с крестьянами перешли во владение к государству.      Появилась еще одна причина недовольства народа к 
Строились новые учебные заведения, мануфактуры и заводы, проводилась разведка и разработка полезных ископаемых.    Казенные уральские заводы начала XVIII века не уступали западноевропейским ни по технической оснащенности, ни тем более по объемам производства.    Экспорт из России товаров вырос и обогнал по количеству и качеству импорт.    Сельское хозяйство приобрело новые орудия труда и культуры, а также новые виды домашних животных. Предпринимателей нередко не нанимали, а принуждали к «государеву делу» силой.    Крестьян для работ на мануфактурах отрывали иногда по несколько месяцев от семей, что привело к их побегам и бунтам.
Россия выравнялась по уровню образования и технологиям с передовыми европейскими державами. Коренной ломки подверглись все традиционные представления о бытовом укладе жизни российского общества.  

    Некоторые историки полагают такие как: А.М.Буровский, Н.И.Павленко, Е.В.Анисимов и другие, что реформы Петра были великим несчастьем России.Такой взгляд на реформы прямо унаследован от современников Петра, которые считали, что Петр перевернул вверх дном всю старую жизнь, не оставил камня на камне от старого порядка. При этом сам Петр представлялся как «царь революционер».

    Другие историки такие как: В.О.Ключевский, М.Н.Покровский, Н.А.Рожков и многие другие считают, что «Петр взял из старой Руси государственные силы, верховную власть, право, сословия, а у Запада заимствовал технические средства для устройства армии, флота, государственного и народного хозяйства, правительственных учреждений».

Военная, экономическая и финансовая политика Петра не всегда приводила к позитивным результатам, однако при всех неудачах его реформаторской деятельности, он, тем не менее, сделал большой шаг вперед сравнительно со своими предшественниками.

    Петр сделал реформы одной из главных задач правительственной деятельности, четко определил цели и указал, где и как надо их достигать. В этом его большая заслуга.

Основные плюсы и минусы церковной реформы Петра 1

Портрет Императора Петра I

Источник: https://www.sites.google.com/site/reformypetra1/i

Церковные реформы импереатора Петра Первого

До того как Пётр Первый вступил на престол церковные дела имели плохое состояние. Церковь нуждалась в кардинальных реформах, но никто из царей да Петра  не решался сделать это. Проблемы заключались в следующем. В Русской Церкви второй половины 17 века практически полностью отсутствовала система образования и просвещения.

Проблема также состояла в том что церковь имела огромные территории земель и пользовалось множеством льгот, что очень сильно сказывалось на купечестве. Также подчиненные церкви люди судились церковным судом. Это все вызвало негодование царей, но из-за страха перед влиянием церкви в простых массах, цари боялись применять кардинальные меры.

Когда Петр   встал у руля управления страной он часто видел недовольство со стороны духовенства. Это происходило в основном из-за того, что духовенство не хотело принимать новшеств вносимых Петром  . Так ка Петр   посвятил всю свою жизнь модернизации страны, то он хотел чтобы духовенство не ставило себя выше других сословий, а также как и все подчинялось общим законам.

Также он был против что глава Русской Церкви пытался ставить себя наравне с императором. Хотя Петр   не был неверующим, часто говорили что он занимал нейтральную позицию с церковью. Когда духовенство пыталось сохранить независимость от судов, то Петр   пресек это сражу же.

Свои первые изменения в Русской Церкви Петр  начал еще при жизни Патриарха Адриана (глава Русской Церкви в 1700 году), а именно запретил строить церкви в Сибири. Когда же патриарх умер, встал вопрос о том кто будет производить дела патриарха, тогда Петр  решил восстановить Монастырский приказ, который стал распоряжаться церковными землями и хозяйством.

Все остальные патриаршие дела были распределены по соответствующим приказам. В дальнейшем Петр  издал еще несколько указов, тем самым еще больше уменьшив независимость духовенства от других слоев общества. Также стала легче жизнь тех, чья религия отличалась от православной. Теперь католики и протестанты могли не бояться преследования со стороны Русской Церкви.

  Однако  преследованию подвергались староверы, так как Пётр не любил русскую старину.Чтобы больше людей стало духовно богаче были изданы указы, в которых предусматривались штрафы, если человек не исповедовался в течении определенного времени (обычно 1 раз в год минимум).

С другой стороны, этот указ был принят в целях доносов, священники обязаны были доносить властям исповедь заинтересованных людей. В то же время Петр  вел активную борьбу с нищенством. Запрещено было не только просить милостыню, но и подавать ее. Всех просящих милостыню забирали в Монастырский приказ для разбирательства.

Если выяснялось что просящий милостыню чей-то крестьянин , то с его помещика брали штраф в размере 5 рублей. Если же крестьянин попадался повторно, то его отправляли на каторгу, предварительно избив. Людям желающим помочь нищим предлагалось отдавать помощь в богодельни. К 1718 году в Москве насчитывалось уже более 4500 нищих и более 9 десятков богоделен.

Петр   пришлось признать, что число нищих постоянно увеличивается, даже после принятых жестких мер. Поэтому Петр   издал указ, в котором рекомендовал следовать примеру митрополита Новгородского Иова, который организовал хорошую благотворительную помощь нуждающимся в Новгороде.

Читайте также:  Электрическая плита: преимущества и недостатки устройства, популярные модели

Важным событием в церковной реформе Петра   являлось образование 25 января 1721 года Святейшего правительствующего Синода, или Духовной Коллегии другими словами. Теперь церковь управлялась не одним патриархом, а коллегией священников. Теперь у власти над Синодом стоял сам император и светские чиновники. Пётр духовно обезглавил Церковь подчинив её себе.

В состав Синода входило 12 священнослужителей, причем трое из них должна иметь сан архиерея. Синод напоминал гражданские коллегии не только составом (президент, 2 вице-президента, 4 советника, 5 асессоров), но и устройством делопроизводства и канцелярии. За деятельностью Святейшего Синода наблюдал обер-прокурор, он мог вмешиваться в решения Синода, если решения Синода противоречили гражданским законам и указам Петра  . Синод обязан был следить за духовным обучением населения, должен был изучать качества людей для назначения в сан архиерея.

В годы царствования Петра   духовенство превратилось в сословие, которое имело сои привилегии и свои обязанности. Через духовенство Петр   хотел оказывать влияние на людские массы. Как известно в Древней Руси доступ в духовенство был очень легок. Практически любой желающий мог стать священником.

В основном святейшие чины доставались от отца к сыну. При Петре   количество разного рода священников стало настолько много, что он принимает меры, которые затрудняют вступление в духовный чин, и одновременно упростил выход из духовенства.

Также одной из мер Петра было установление определенного количества священников на количество жителей. Особую неприязнь Петр  испытывал к монахам, с каждым новым указом он старался ограничить монахов в свободе действий.

Так например юноша не мог поступить в монастырь пока ему не исполнится 30 лет, а женщин не стригли в монашки ранее 50 летнего возраста. Было запрещено монахам посещать светские дома и учереждения.

Он не разрешал строить новые монастыри, сделал трудным вступление в монашество, из монастырей он делал пригодные для государства учреждения — лечебницы, фабрики и др. Также монахам запрещалось надолго уходить из монастыря и им приходилось проживать всю жизнь в монастыре.

Также ввелось обязательное образование в духовных школах для детей священнослужителей, а кто не обучался в церковной школе должен быть исключен из духовенства. ДРУГИЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА ПЕРВОГО.Больше всего Петра I занимала мысль о флоте и возможность торговых связей с Европой.

Для претворения своих идей в жизнь он снарядил Великое посольство и посетил ряд европейских стран, где увидел, насколько Россия отстала в своем развитии.

Это событие в жизни молодого царя положило начало его преобразовательской деятельности. Первые реформы Петра I были направлены на изменение внешних признаков русской жизни: он приказал сбривать бороды и велел одеваться в европейские одежды, внес музыку, табак, балы и другие новшества в жизнь московского общества, чем поверг его в шок.

Указом от 20 декабря 1699 г. Петр I утвердил летоисчисление от Рождества Христова и празднование нового года 1 января.

Внешняя политика Петра I

Главной целью внешней политики Петра I был выход к Балтийскому морю, который обеспечил бы России связь с Западной Европой. В 1699 г. Россия, вступив в союз с Польшей и Данией, объявила войну Швеции. На исход Северной войны, длившейся 21 год, повлияла победа русских в Полтавской битве 27 июня 1709г. и победа над шведским флотом при Гангуте 27 июля 1714 г.

30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому Россия сохранила завоеванные земли Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, часть Карелии и все острова Финского и Рижского заливов. Выход к Балтийскому морю был обеспечен.

В ознаменование достигнутого в Северной войне Сенат и Синод 20 октября 1721 г. наградили царя титулом Отца Отечества, Петра Великого и Императора Всероссийского.

В 1723 г. после полутора месяцев военных действий с Персией Петр I заполучил западный берег Каспийского моря.

Одновременно с ведением военных действий кипучая деятельность Петра I была направлена и на проведение многочисленных реформ, целью которых было приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России. Очень много сделано великим царем, вот лишь основные реформы Петра I.

Реформа государственного управления Петра I

Вместо Боярской думы в 1700 был создан Совет Министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 г. — Сенат, который к 1719 г. превратился в высший государственный орган.

С созданием губерний многочисленные Приказы прекратили свою деятельность, их заменили Коллегии, которые подчинялись Сенату.

В системе управления также действовала Тайная полиция – Преображенский приказ (ведал делами государственных преступлений) и Тайная канцелярия. Оба учреждения находились в ведении самого императора.

Административные реформы Петра I

Областная (губернская) реформа Петра I

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г. 8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11. Вторая административная реформа поделила губернии на провинции во главе с воеводами, а провинции – на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами.

Городская реформа (1699-1720 гг.)

Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу, и магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.). Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов.

Сословные реформы

Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия – дворянства, крестьянства и городского населения.

Дворянство.

  1. Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья.
  2. Указ об образовании (1706 г.) – все боярские дети обязаны получить начальное образование.
  3. Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей.
  4. Табель о рангах (1721 г.): служба государю делилась на три отдела – армия, государство и двор — каждый из которых был разделен на 14 рангов. Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство.

Крестьянство

Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

Среди свободных крестьян были:

  • государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е. по воле монарха они могли быть переданы в крепостные);
  • дворцовые, принадлежавшие лично царю;
  • посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их.

Городское сословие

Городские люди подразделялись на «регулярных» и «нерегулярных». Регулярные делились на гильдии: 1-я гильдия — наиболее богатые, 2-я гильдия — мелкие торговцы и зажиточные ремесленники. Нерегулярные, или «подлый люд», составляли большинство городского населения.

В 1722 г. появились цеха, которые объединяли мастеров одного ремесла.

Судебная реформа Петра I

Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами.

Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад. С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат.

В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.

Церковная реформа Петра I

Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну. Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган – Святейший Синод.

Финансовые реформы Петра I

Первый этап финансовой реформы Петра I сводился к сбору денег на содержание армии и ведение войн. Добавились выгоды от монопольной продажи некоторых видов товаров (водка, соль и др.), введены косвенные налоги (банные, конские, на бороды ит.д.).

В 1704 г. была проведена денежная реформа, по которой основной денежной единицей стала копейка. Неразменный рубль был отменен.

Податная реформа Петра I заключалась в переходе от подворного обложения к подушному. В связи с этим правительство включало в тягло все категории крестьянского и посадского населения, которые до этого были освобождены от налога.

Таким образом, в ходе налоговой реформы Петра I был введен единый денежный налог (подушная подать) и увеличено число налогоплательщиков.

Социальные реформы Петра I

Реформа образования Петра I

В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.

Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.

Реформы Петра I в культуре

Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.

Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Петр I положил начало Эрмитажу.

Медицинские реформы Петра I

Основными преобразованиями было открытие госпиталей (1707 г. — первый Московский военный госпиталь) и школ при них, в которых готовили лекарей и аптекарей.

В 1700 г. при всех военных госпиталях были учреждены аптеки. В 1701 г. Петр I издал указ об открытии восьми частных аптек в Москве. С 1704 г. стали открываться казенные аптеки во многих городах России.

Для выращивания, изучения, создания коллекций лекарственных растений были созданы аптекарские огороды, куда завозились семена и зарубежной флоры.

Социально-экономические реформы Петра I

Для подъема промышленного производства и развития торговых связей с заграницей Петр I приглашал иностранных специалистов, но в то же время поощрял отечественного промышленника и торговца. Петр I добивался того, чтобы из России вывозилось больше товара, чем ввозилось. За время его царствования на территории России действовало 200 заводов и фабрик.

Реформы Петра I в армии

Петр I ввел ежегодные рекрутские наборы из молодых россиян (от 15 до 20 лет) и велел начать обучение солдат. В 1716 г. был издан Воинский Устав, излагающий службу, права и обязанности военных.

В результате военной реформы Петра I была создана мощная регулярная армия и военно-морской флот.

Реформаторская деятельность Петра имела поддержку широкого круга дворянства, но вызывала недовольство и сопротивление среди бояр, стрельцов и духовенства, т.к. преобразования влекли утрату ими руководящей роли в государственном управлении. Среди противников реформ Петра I был и его сын Алексей.

Итоги реформ Петра I

  1. В России установлен режим абсолютизма. За годы своего царствования Петр создал государство с более совершенной системой управления, сильной армией и флотом, стабильной экономикой. Произошла централизация власти.
  2. Быстрое развитие внешней и внутренней торговли.

  3. Упразднение патриаршества, церковь потеряла свою самостоятельность и авторитет в обществе.
  4. Был достигнут огромный прогресс в области науки и культуры.

    Поставлена задача государственной важности – создание российского медицинского образования, а также положено начало российской хирургии.

Особенности реформ Петра I

  1. Реформы проводились по европейскому образцу и охватили все сферы деятельности и жизни общества.
  2. Отсутствие системы проведения реформ.
  3. Реформы осуществлялись, в основном, за счет жесткой эксплуатации и принуждения.
  4. Петр, нетерпеливый по природе, вносил новшества в быстром темпе.

Причины реформ Петра I

К XVIII веку Россия была отсталой страной. Она значительно уступала западноевропейским странам по объему продукции в промышленности, уровню образования и культуры (даже в правящих кругах было много неграмотных людей).

Боярская аристократия, стоявшая во главе государственного аппарата, не отвечала потребностям страны.

Русское войско, состоявшее из стрельцов и дворянского ополчения, было плохо вооружено, не обучено и не могло справиться со своей задачей.

Предпосылки реформ Петра I

В ходе истории нашей страны к этому времени уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Город отделился от деревни, произошло разделение сельского хозяйства и ремесла, возникали промышленные предприятия мануфактурного типа.

Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Россия заимствовала у Западной Европы технику и науку, культуру и просвещение, но в то же время развивалась самостоятельно. Таким образом, почва для петровских реформ уже была подготовлена.

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/72883.html

Церковная реформа Петра Великого

В данной статье рассматривается новая система церковно-государственных отношений, сложившаяся в результате проведения церковной реформы 1721 года в период правления Петра Великого. Уделяется вниманием причинам проведения данной реформы, подчеркивается ее взаимосвязь с другими реформами петровской эпохи.

В статье дается оценка церковной реформы как с положительной так и с отрицательной сторон. В статье рассматриваются причины упразднения Патриаршества и становления Синода. Проводится анализ Духовного регламента и делается акцент на его взаимосвязи с западными прототипами.

Дается оценка Духовному регламенту и политики Патриарха Никона с точки зрения Византийского идеала церковно-государственных отношений «симфония властей».

Ключевые слова:церковная реформа, Патриаршество, Синод, цезарепапизм, папоцезаризм, «симфония властей», Духовный регламент.

На протяжении всей истории российского государства отношения между церковью и государством носили взаимопроникновенный характер. Явления церковной жизни всегда тесно переплетались с политическими явлениями.

С момента принятия Русью христианства православная церковь преодолела несколько периодов: период зависимости русской церкви от Константинополя, период становления Патриаршества в России, Синодальный период — церковная реформа которого и будет рассматриваться в данной статье.

Реформаторская деятельность Перта I сыграла определяющую роль в развитии нашего государства.

Благодаря светским реформам Россия превратилась в великую мировую державу, был совершен некий скачек в развитии государства, этот период можно рассматривать как начало новой эпохи в истории России.

Что же касается реформ в области церковного устройства, то здесь не все так гладко, и до сих пор ведутся оживленные дискуссии по поводу того как церковная реформа повлияла на церковь.

Большой вклад в научное исследование петровской эпохи сделал С. М. Соловьев.

Он говорит о петровском периоде как об эре «ожесточенной борьбы между двумя диаметрально противоположными принципами государственного управления» и характеризует реформы как «радикальное преобразование, страшную революцию, рассекшую историю России надвое и означавшую переход из одной эпохи в истории народа в другую» [13].

Однако Соловьев считает, что реформы были вызваны исторической необходимостью, так как Русское общество находилось в состоянии хаоса и требовало радикальных мер со стороны государственной власти [13]. Так же П. В.

 Верховской говорит о том, что церковная реформа имела революционный характер потому что «церковь утратила свою самостоятельность как юридический институт и ее положение определялось светскими нормами» [3].Таким образом, эпоха правления Петра I рассматривается как переломный момент в истории Русской православной церкви и как начало «синодального периода», который длился на протяжении двух столетий.

Идеалом для Петра Великого было абсолютистское государство. Основной целью которого являлось общее благо, основанное на принципе разума. С. М. Соловьев расценивает введение принципа разумности как «радикальный разрыв с прошлым» [13].

Старый теократический идеал был забыт, произошла переоценка ценностей. Таким образом, была принята протестантская система примата государства, которая гармонировала с государственно-правовым воззрением Петра в духе естественного права [6].

Новая система церковного устройства была заимствована Петром с Запада.

Еще находясь в Немецкой Слободе в Москве Петр обратил внимание на коллегиальную форму церковно-приходского управления протестантских общин, в своих западных поездках Петр изучал структуру реформированных Церквей, интересовался теорией естественного права Гуго Гроция и Самуэля Пуфендорфа, которая в синтезе с апостольским учением была положена в основу Духовного регламента. Так же Император встречался с Архиепископом Кентерберийским и Йорским, который назначил в помощь Петру богословов-консультантов. Так же посетил дом Мартина Лютера, который выступал за регулирование церковных дел светскими правителями. Заимствование системы церковно-государственного устройства с запада, по мнению П. В. Верховского, доказывается и тем, что Духовная Коллегия имела прототип в протестантской Генеральной консистории, а Духовный регламент был заимствован из немецкого «Кирхенордиунга» [3]. А. В. Карташев так оценивает новые взгляды Петра I: «В свете нового вне религиозного мировоззрения родилась и новая форма верховной власти в русском государстве и новая форма высшего управления в русской церкви Императорская Россия и Синодальная Церковь» [6].

До церковной реформы Петра I церковь не была подчинена государству, была самостоятельна. Однако церковная реформа Петра Великого изменила многовековое положение Русской Православной Церкви.

Первым шагом на пути к преобразованиям стало то, что после смерти Патриарха Адриана не был избран новый Патриарх и Митрополит Рязанский и Муромский Стефан стал «Экзархом Святейшего Патриаршего Престола, блюстителем, администратором и протектором Академии» [12].

Над проектом Духовной Коллегии и регламента работал епископ Феофан Прокопович, который должен был соединить теорию естественного права о «всенародной пользе» монарха с апостольским учением о том, что нет власти не от Бога.

В главе 13 Послания святого апостола Павла к римлянам говорится об этом принципе «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» [8].

Однако данный принцип из священного писания был искажен в Духовном регламенте, так же как и искажен византийский идеал взаимоотношений между церковью и государством «симфония властей» и теория двух мечей. Основной смысл этой теории состоял в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светским государством [10].

Данные положения, многие века служили основой церковно-государственных взаимоотношений. В подготовке Духовного Регламента Русская Православная Церковь не принимала никакого участия, несмотря на то, что данный законодательный акт был составлен духовным лицом — епископом Феофаном Прокоповичем.

Епископ Феофан всего лишь выполнял указание Петра Великого и Русская Православная Церковь, зарекомендовавшая себя на протяжении многих лет как преемница православного центра Византии, просто не могла пойти на создание аппарата церковного управления по образцу протестантских духовных консисторий.

Так же стоит подчеркнуть, что церковь в результате реформы утратила как юридическую самостоятельность, так и экономическую независимость.

Первым шагом к секуляризации церковных имуществ было восстановление в 1701 году Монастырского приказа, который получил право управления всеми церковными вотчинами через светских глав приказа. В его ведении находились все административные и хозяйственные дела.

Примечательно то, что данный приказ был подчинен не Экзарху Патриаршего престола, а штатс-конторе и юстицколлегии. Все церковные доходы поступали в кассу приказа.

Все это очень сильно поколебало Церковь в целом и таким образом, принятие духовного регламента прошло без возражений со стороны глав церкви. Однако на заседании только что созданной Духовной коллегии 14. 02. 1721 года Монастырский приказ стал опять церковным органом.

25 января 1721 года Петром был подписан манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода.

Заменив патриаршество Синодом он сделал невозможной политическую конкуренцию со стороны церкви, так же как и, заменив Боярскую думу на Сенат, он избавился от боярских притязаний на власть.

Теперь церковь стала частью государственного аппарата Российской Империи, подчиненная царю, что в дальнейшем и было отражено в законодательном акте 1832г. «Свод законов Российской Империи» [14].

В Духовном регламенте дается определение духовной коллегии: «Коллегиум правительское не что иное как правительское собрание, когда дела собственные не одному, но многим угодным лицам подлежат во управление».

Так же в Духовном Регламенте делается акцент на том, что Синод не имеет ничего общего с прежними Соборам, так как Соборы являются временными, а Синод является «всегдашним». Прообразом Духовной Коллегии в регламенте выставляются иерусалимский Синедрион и афинский Ареопаг.

Примечательно то, что на протестантский прототип — консистории ничего не указывает. Так же в регламенте подчеркивается чисто государственный характер учреждения. Духовная Коллегия «есть под державным монархом и от монарха установлено». Таким образом, государь ставится над Коллегией, выступает судьей Коллегии.

«Исповедую же с клятвою крайнего судию духовной сей коллегии быти самого всероссийского монарха, государя нашего всемилостивейшего». [5].

Духовный регламент состоит из трех частей. В первой части Регламента объясняются причины («вины») упразднения Патриаршества и замены его Синодом. Первая вина содержит в себе указание на то, что лучше «истина взыскуется Соборным сословием нежели единым лицем, и что «один не постигнет того, что постигнет другой».

Далее говорится о том, что люди будут верить и повиноваться приговору Соборному больше, чем единоличному. В пятой вине говорится о том, что в Коллегии нет места «пристрастию, коварству, лихоимному суду». Седьмая вина раскрывает собой одну из главных причин, по которой и было упразднено патриаршество.

От коллегии не следует «опасаться мятежей и смущений, которые происходят от единоличного правителя духовного, ибо простой народ не ведает, как разниться власть духовная от самодержавной, но помышляют, что такой правитель есть второй государь самодержцу равносильный, или больше его, и что духовный чин лучшее государство…..

простые сердца мнением сим развращаются, что не так на самодержца своего как на верховного пастыря вкоем деле смотрят». В связи с этим необходимо привести мнение Е. Е.

 Голубинского, в соответствии с которым он считал, что реформа была осуществлена Петром Великим по государственным причинам, а именно: русский народ видел в Патриархе не то что даже второго государя, а нечто большее, чем государя, таким образом, при столкновении с Патриархом царь мог оказаться в невыгодном положении [4].

Это можно объяснить воспоминаниями о конфликте, возникшем между царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, а также воспоминаниями о Соловецком бунте. Патриарх Никон опирался на теорию параллелизма духовной и светской властей, «солнца и месяца», как солнце выше месяца, так и священство выше царства [11].

Таким образом, в такой политике можно увидеть основы папоцезаризма, а в политике Петра I основы цезаропапизма, что противоречит идеальной форме церковно-государственных отношений «симфонии властей», основным принципом которого, является принцип невмешательства одной стороны в сферу деятельности другой. Еще Византийский император Константин своими словами подтвердил данный принцип: «Вы — епископы внутренних дел церкви, а я поставленный от Бога, епископ внешних дел» [9].

Вторая часть регламента посвящена категориям дел, подлежащим ведению Духовной Коллегии. Категории дел подразделяются на два рода: 1. Дела общие; 2. Дела собственные. Рассмотрев данные категории дел, можно сделать вывод о том, что главной задачей Духовной Коллегии была просветительская деятельность. Духовная Коллегия, можно сказать, явилась неким министерством народного образования.

Третья часть Духовного регламента определяет состав и порядок работы Духовной коллегии. Постоянных членов в Синоде нет, все члены, председатель и вице-председатель назначаются императором. 11.05. 1722 года был введен институт обер-прокурора Синода.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что коллегиальный принцип был очень хорошо обоснован в духовном регламенте и как показала практика Синода данная коллегиальность оказалась долговечной, так как Синод существует и в настоящее время.

В связи с упразднением Патриаршества и учреждением нового коллегиального органа Синода церковью была утрачена ее вековая независимость, она попала под юрисдикцию государственной бюрократии и превратилась в «послушную служительницу» правящих органов, в «государственную или этаблированную церковь» [7].

Отрицательное представление о синодальном периоде укоренилось на Западе, и особенно негативная характеристика была отражена римо-католическим богословием, считавшим, что русская церковь в следствии церковной реформы Петра I, была лишена всякой свободы. Так же представители славянофилов проявили интерес к Синоду и критическому отношению реформы Петра I.

Тем не менее, нельзя рассматривать Синодальный период только лишь с отрицательной стороны, так как по сравнению с Патриаршим периодом синодальный период привнес множество необходимых факторов, повлиявших на историческое развитие русской православной церкви.

Так наблюдалось возрастание внутренних, творческих сил Русской Церкви, что привело к подъему пастырско-просветительской деятельности, а именно расцвету богословской науки и религиозной философии, что явилось причиной вывода Русской Православной Церкви из замкнутых границ существования богословской мысли, что позволило ей стать самой сильной частью Восточного Православия.

И по настоящий день РПЦ имеет научно-культурное превосходство по сравнению с Западом, так как имеет наибольшее количество, как духовных, так и светских богословов. Обладает колоритностью духовных песнопений, своеобразием архитектуры и непревзойденностью иконописи.

Также произошел количественный рост церкви, во многом благодаря развитию внутреннего и внешнего миссионерства, которое доныне не практиковалось. Была усилена роль монашества, несмотря на секуляризационное давление со стороны императорского правительства, так же было возрождено старчество, что видно на примере канонизированных в синодальный период святых старцев.

Так же нельзя не заметить то, что произошло сближение Поместных Православных Церквей, основанное на братской помощи и сотрудничестве. Таким образом, «слишком крутая, до болезненности революционная реформа Петра Великого была благодетельным страданием для Русской Церкви, стимулировавшим ее творческие силы» [6].

Так же, по мнению А. В. Карташева, «по всем внешним и внутренним признакам следует дать отставку устаревшей односторонне-пессимистической оценке синодального периода и увидеть в нем высшее, исторически-восходящее выявление духовных сил и достижений русской церкви» [6].

М. М. Богословский считает, что «В России при Петре I попытки воплотить в жизнь политические идеи эпохи были гораздо более последовательными и далеко идущими, чем на Западе» [2].

«На Западе правительственную и административную структуру государства определял общественный строй, в России имел место обратный случай — здесь государство и проводимая им политика формировали социальную структуру» [1].

Литература:

  1.                БаггерХанс. Реформы Петра Великого: обзор исследований / Х. Баггер; пер. с дат. В. Е. Возгрина; вступ. ст. и общ.ред. В. И. Буганова. — Москва: Прогресс, 1985. — 199 с. –Библиогр.: с. 158–180. — Указ имен с. 195–198.
  2.                Богословский М. М. Петр Великий и его реформа / М. М. Богословский. — М.:КООП. Изд-во, 1920. — 117С.
  3.                Верховской П. В. Учреждение духовной Коллегии и духовный регламент. К вопросу об отношении церкви и государства в России. Ростов н/Д., 1916, т. I-II., с 27–28
  4.                Голубинский Е. Е. О реформе в быте русской церкви. М., 1913, с. 69
  5.                Духовный Регламент / Сост. Феофан Прокопович / 11-е изд-во. — М.: Синодальная типография., 1802. — [2], 255 с.
  6.                Карташев А. В. Собрание сочинений в 2 Т. Т 2. Очерки по истории русской церкви / А. В. Карташев. — М.: ТЕРРА, 1992. — 569 с.
  7.                Никольский Н. М. Церковная реформа Петра. — В кн.: Три века, с.197
  8.                Послание святого апостола Павла к римлянам. Рим 13:1–7. Библия / Книги священного писания Ветхого и Нового Завета / в русском переводе с параллельными местами
  9.                Поснов М. Э. История христианской церкви: (до разделения церквей 1054 г.) / М. Э. Поснов. — М.:Высш. Шк., 2005. — 648 с. — (Классика философской мысли). Стр. 291
  10.            Рассказов Л. П. Теория государства и права. Четвертое издание. М.:РИОР: ИНФРА-М.: 2013. — С. 22.
  11.            История России: В 2 т. Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII века / Под редакцией А. Н. Сахарова. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2003. — 943 с
  12.            Смолич И. К. История русской церкви — М.: изд-во Спасо-Преображ. Валаам. Монастыря кн.8, ч. 2: Смолич И. К. 1700–1917/ И. К. Смолич. — 1977. — 798 с.: Ил
  13.            Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1962, кн. VII, с 180, 439–450
  14.            Электронная библиотека РУНИВЕРС. Свод законов Российской Империи. http://www.runivers.ru/lib/book7372/

Основные термины (генерируются автоматически): духовный регламент, Духовная коллегия, церковная реформа, Великое, Русская Православная Церковь, русская церковь, синодальный период, Запад, Церковь, Россия.

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/9075/

Церковная реформа

Главным памятником реформы Петра в церковной сфере А. Карташев («Очерки по истории русской церкви», Москва, 1991) называет уничтожение патриаршества и замену его неправославной антиканонической формой коллегии.

Антон Карташев объясняет это ярким наследственно-семейным воспоминанием Петра о пережитом при его отце Алексее Михайловиче трагическом конфликте царя с патриархом Никоном. Заостренная идеология Никона глубоко напугала тогда всех русских государственников.

Для поколения, пережившего трагедию конфликта царя и патриарха, в самом звании патриарха виделась опасная возможность новой вспышки.

Никто, однако, в XVII веке не решался отменять церковную монархию, являвшуюся основным каноническим принципом. Дерзнуть на это смог лишь Петр и то не сразу, подходя к нему задолго и издалека.

Монархическое начало епископата было сломано запад­ной реформацией. Только в протестантизме можно было найти образец для церковных реформ. Отрицательный момент оттолкновения от старорусского, московского благо­честия, по мнению Антона Карташева, был заложен в психике Петра ужасными впечатлениями детства.

Стрелецкий бунт 1682 года, облеченный в форму наступательного, дерзкого крестового похода на Кремль старообрядческих вождей, в то время как на глазах у Петра были зверски растерзаны Алексей и Иван Нарышкины, оставил в ребенке Петре не только болезненный конвульсивный тип лица, но и глубокое духовное отвращение к зверино­му лику дикого, темного, невежественного и ничуть не христианского старомосковского фанатизма.

Автор «Очерков по истории русской церкви» подчеркивает, что Петр оправдывал одной крайностью другую. Раздражавший Петра темный лик доморощенного москов­ского благочестия преследовал его неотвязно в самом интимном семейном кругу.

Первая жена Петра Евдокия Федоровна Лопухина, на которой женили молодого царя помимо его воли была центром вьющегося клубка темного, суеверного святошества в виде странников, юродивых и кликуш. Это было прямым вызовом Петру бежать из дома, но куда?

Путь был ясен — в немецкую слободу.

Именно там, в чарующей атмосфере западного просвещения зародились его дружеские и деловые привязанности к Лефорту и Гордону. Именно в слободе Петр впервые встретил коллегиальную форму церковно-приходского самоуправления протестантских общин и узнал от протестантов об их общих конституциях церкви в разных; страт нах западной Европы.

В 1697 — 1698 гг. Петр гостил у короля Георга в Англии, где ему довелось беседовать с наследной принцессой Анной. Судя по тому, что Петр впоследствии характеризовал Анну как «сущую дочерь нашей церкви», царю довелось побеседовать с английской наследницей и на церковные темы.

Позднее Петр беседовал о церковных делах и с англиканскими епископами. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский назначили для Петра специальных богословов-консультантов. К ним присоединился и Оксфордский университет, который назначил консультанта со своей стороны.

  • Вильгельм Оранский, получивший английскую корону, но воспитанный в левопротестантском духе, ссылаясь на пример родной ему Голландии и самой Англии, советовал Петру сделаться самому «главой религии», чтобы располагать полнотой монархической власти.
  • Мысль о применении примата государственной власти у себя дома, по мнению Антона Карташева, зародилась именно в это время, однако, лишь спустя десятилетия Петру удалось найти компетентного единомышленника в лице киевлянина Феофана Прокоповича.
  • Во время посещения иностранных государств с 1709 по 1717 год Петр неоднократно демонстрировал свои симпатии к протестантской системе верховенства светской власти над церковью.

Очутившись в 1712 году в Виттенберге перед статуей Лютера, Петр заявил: «Сей муж подлинно заслужил это. Он для величайшей пользы своего государя и многих князей, кои были поумнее прочих, на папу и на все его воинство столь мужественно наступал».

Однако никаких специфически религиозных реформ Петр, по утверждению Антона Карташева, не предпринимал. Старый теократический идеал подразумевал своей последней целью приведение христианского народа в вечное царство Христово.

Монарх же с его утилитарными попечениями был слугой этого церковного идеала и направлял исход земных попечений в этом духе. Теперь же произошла переоценка ценностей, на место последней и высшей цели стала утилитарная задача государственной власти, и монарх, ее носитель и исполнитель, потребовал себе тоталитарного подчинения решительно всех публичных функций, в том числе и религиозной.

Теория Петра подразумевает подчинение монархом всех религий, всех вер.

Такое государство в науке получило название «полицейского». Если одна из церквей в нем и занимает господствующее или первенствующее среди других культов положение, то не в силу своей истинности, а только по естественному физическому признаку как вера большинства народа, как организация национально-историческая.

  1. Духовенство всех вер с, этой точки зрения исполняет функции, входящие в сферу надзора и государственного попечения, другими словами, является служивым классом.
  2. Аскетическая и небесная устремленность в религиях, в том числе и в византийском православии, оцениваются Петром отрицательно.
  3. В своем манифесте, изданном по окончании Северной войны, Петр противопоставляет новое государственное вдохновение старому: «Надлежит трудиться о пользе и прибытке общем, который Бог нам пред очами кладет как внутрь, так и вне, отчего облегчен будет народ».
  4. А все это для того, «дабы с нами не так сталось, как с монархией греческою».

Петр неоднократно выражал свое отрицание духа византийских императоров. Например, отсутствие интереса к военному делу, которое служило причиной многих ссор царя с его сыном Алексеем Петровичем, было, по мнению Петра, одной из причин гибели Византии.

Итак, в 1716 году в Петербург, по указанию самого Петра, был вызван Феофан Прокопович.

Прокопович родился в 1681 году в семье киевского тор­говца, его дядя занимал высокий пост ректора Киево-Могилянской Академии.

В юности Прокопович бывал за границей, он учился в Римской Униатской Коллегии св. Афанасия. Для прохождения этой учебы ему пришлось вступить в Базилианский орден и стать униатским монахом. Иезуиты не могли не оценить выдающихся способностей Прокоповича и предлагали ему войти в орден и остаться ученым работником при Ватиканской библиотеке.

Однако в 1702 году Прокопович вернулся в Киев и, по обычаю тех времен, снова принял православие.

Он был профессором этики в академии, вел курс риторики, затем философии, а с 1714 по 1716 год препода­вал в духовной академии высший курс богословия.

Первая встреча Феофана Прокоповича и Петра произош­ла в 1706 году в Киеве, когда Феофану было поручено говорить Петру приветственное слово. Затем они встретились сразу после Полтавской победы в 1709 году при богослужении на поле сражения.

Тогда Феофану Прокоповичу удалось потрясти Петра своим блестящим искусством красноречия. Он связал воедино разные случайности, такие как, например, календарное совпадение дня победы 27 июня с памятью преподобного Самсония, который, по легенде, избил 10 тысяч филистимлян ослиной челюстью и победил льва.

Под львом, конечно, подразумевался Карл XII. Герб Швеции слагается из фигур трех львов г а солнце с конца июня и в июле вступает в зодиакальный знак Льва.

Как свидетельствует Антон Карташев, все это было лишь эффектной игрой слов, однако, в исключительную минуту это прозвучало для Петра мистической символикой. В речи Феофана Прокоповича также не была забыта и треуголка Петра, простреленная пулей.

Очарованный Петр, разумеется, не мог после этого забыть Феофана.

В 1711 году, отправляясь в Прутский поход, Петр распорядился о назначении Феофана главой войскового духовенства. Затем Феофан был назначен главой Академии и игуменом Киево-братского монастыря. В 1718 году Петр предложил Священному Собору поставить Феофана архиепископом Псковским с тем, чтобы резиденцией его был Петербург.

На средства Новгородской кафедры для Феофана была выстроена хорошая архиерейская усадьба, где Прокопович повел, радуя Петра, светский И открытый образ жизни. В доме у Феофана нередко пировали иностранные и русские «птенцы гнезда Петрова». Петр также частенько бывал в гостях у архиепископа.

Библиотека Феофана, состоявшая из более чем трех тысяч томов, большей частью включает в себя протестантских авторов. Примерно с 1717-1718 гг.

Петр и Феофан Прокопович приступают к обсуждению будущих церковных реформ. Уже в декабре 1718 года Феофан, по приказу Петра I, при­ступил к составлению мотивированного проекта учреждения духовной коллегии.

Позже духовная коллегия была переименована в святейший Синод.

Привилегия назначения членов Синода, так же как и прочих коллегий, принадлежала только царю. Таким образом Петру удалось подчинить церковь светской власти.

Источник: https://histerl.ru/periudi_istorii/petr_pervie/cerkovnaia_reforma.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector