Болонский процесс: особенности этой системы, ее плюсы и минусы

Болонская система образования стала внедряться в российскую в период активной интеграции нашей страны в международное экономическое пространство. Данная система создавалась странами Евросоюза, в первую очередь, чтобы объединить образовательный потенциал и ресурсы европейских учебных заведений в рамках коалиции.

Переход России на Болонскую систему — попытка приобщиться к европейским образовательным стандартам, показать, что отечественные специалисты не менее востребованы в мире.Болонский процесс: плюсы, минусы и особенности

Кроме того, вступление в Болонский процесс открывало перед российскими вузами возможность участия в международных проектах, а студентам и преподавателям обещало право на обучение по обмену в европейских университетах.

Справка: Что такое Болонский процесс в системе образования? Это процесс синергии систем высшего образования стран Европы с целью создания единой европейской платформы высшего образования.

Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.

Сравнение Болонской и советской системы образования — плюсы и минусы

Конечно, переходу на Болонскую систему были рады не все и даже сегодня, спустя 16 лет после её внедрения, не утихают споры о преимуществах старой советской системы.

К очевидным плюсам, которые обычно приводят приверженцы новой системы можно отнести то, что талантливые российские студенты, могут получать образование в ведущих европейских учреждениях. А далее реализовывать свои карьерные замыслы в Европе, получая дополнительный опыт.

Еще одно преимущество Болонской системы – её специализация, более детальные знания в конкретных областях и возможность получать несколько высших образований. Но для России и нашей действительности данная система выглядит достаточно неорганично и имеет больше минусов.

Интересный факт: странами-участниками Болонского процесса являются 48 стран Европейского союза и Европейская комиссия. Все страны ЕС и Восточного партнерства задействованы в процессе. Монако и Сан-Марино — единственные страны Совета Европы, не участвующие в данной системе.

Болонский процесс: плюсы, минусы и особенности

Во-первых, у нас в своё время была сильная система образования советского периода, признанная в мире как одна из наиболее успешных. И в данной ситуации получается, что мы отбрасываем тот уникальный опыт, накопленный десятилетиями, и переходим на европейские рельсы.

Во-вторых, Болонская система в некоторой степени провоцирует утечку талантливой молодёжи за границу. Она открывает дорогу тем, кто не смог реализовать на Родине. Таким образом, Болонская система является инструментом «выкачивания» молодой российской интеллектуальной элиты за границу.

Ничего хорошего для отечественной экономики в этом нет, создаётся она в первую очередь людьми.

Другое дело, что ещё надо разобраться, почему страна не может обеспечить возможность развития в рамках своих границ?! Разумеется, у нас есть грантовые программы поддержки молодых учёных, но этого недостаточно в масштабах государства.

И всё же, основываясь на социологических исследованиях, большинство студентов остаётся учиться в России. Конечно, часть делает выбор в пользу европейских университетов, но возможность получать образование там есть только у самых выдающихся россиян.

Если рассматривать обратную ситуацию, то для европейских студентов российские вузы особого интереса не представляют. В Европе за исключением МГИМО, РУДН и СПБУ, наши учебные заведения особо не котируются. Конечно, в сравнении российских и европейских высших учебных заведений присутствует некоторый снобизм. Он проявляется во многом, в том числе и по отношению к нашим студентам.

Задумываясь об изменениях образовательной системы в России, мы конечно же не можем отказываться от тех положительных достижений, которые имеем ещё с советских времён. В первую очередь, это универсальность, в которой и состоит принципиальное отличие от западной системы.

Её приверженцы профессионалы в своей области, но за пределами компетенции взять на себя ответственность, принять какое-либо важное решение и активно себя реализовывать им очень сложно.

Российская система образования напротив универсальна — готовит человека, являющегося специалистом в разных направлениях.

Нынешние проблемы высшего образования

В данный момент есть ряд проблем, которые необходимо решить. В первую очередь — ослабить бюрократизацию образования. Она создаёт большие проблемы работникам высшей школы: ежедневные всевозможные отчёты, заполнение бумаг, не имеющих отношения к учебному процессу.

В школах и колледжах, подобно высшим учебным заведениям, сотрудники завалены различными отчётностями. Преподаватели значительную часть своего времени занимаются оформлением всевозможных документов, вместо того чтобы отдаваться работе и нести знания студентам.

Возможно, избавить профессорский состав от бумажной волокиты удастся, расширив персонал учебных заведений специализированными кадрами.

Болонский процесс: плюсы, минусы и особенности

Ещё одна проблема – формализм в образовательных подходах и плохое качество подготовки самих преподавателей. Необходимо, чтобы человек преподающий определённую дисциплину имел практический опыт. В нашей стране, к сожалению, такое встречается нечасто. Мы видим следующую картину: преподаватель просто читает параграф раньше студентов и пересказывает учебник.

Отсутствует глубокое погружение в материал. В данный момент в столичных вузах данная проблема стоит меньше. Но в регионах проблема подготовки кадрового состава колоссальна.

Для её решения, в первую очередь, необходимо привлекать преподавателей к стажировкам в профессиональных сферах, для их практической деятельности, а также активно использовать возможности обмена опытом с другими странами.

Таким образом преимущество по части знаний и обучения всё же принадлежит советской системе образования. Единственным весомым аргументом в пользу Болонской системы можно считать её ориентацию на международное сотрудничество и развитие.

Конечно, изменения в подходе к отечественному высшему образованию были необходимы, но решение перенять зарубежную систему вопреки своей, проверенной временем и признанной во всём мире, весьма сомнительно.

У России были все предпосылки для разработки новой системы с сохранением всех достижений советских методик.

Интересно: В чем причины перехода Великобритании на советскую систему образования?

На данной базе вполне можно было реализовать механизм международных отношений с заграничными вузами, который, безусловно, важен. К тому же мировой авторитет советской системы позволил бы отечественным высшим учебным заведениям занять более высокие позиции по сравнению с зарубежными, что способствовало притоку студентов из других стран и активному обмену опытом преподавательским составом.

Сергей Веремеев — партнёр юридической компании Atrium Consult Group, общественный деятель.

Источник: https://promdevelop.ru/znachenie-bolonskoj-sistemy-obrazovaniya-dlya-rossii/

Болонский процесс – особенности этой системы, ее плюсы и минусы

Болонский процесс: плюсы, минусы и особенности

Цели и характерные особенности Болонского процесса

Чтобы понять, какова главная цель Болонского процесса, сначала нужно выяснить основные задачи этой системы. К ним относят:  Расширение границ высшего образования; 

  • Повышение мобильности как студентов, так и преподавателей;
  • Расширение работы ВУЗов на международном уровне;
  • Гарантии успешного трудоустройства выпускников в европейских странах;
  • Модернизация высшего образования (обновление программ, улучшение технической базы).

Один из принципов Болонского процесса – двухуровневая система обучения, для которой характерно следующее:

  1. На первом уровне срок обучения составляет около 4-х лет, после чего выпускник получает степень «Бакалавр».
  2. Второй уровень – не обязательный, однако считается более перспективным. Обучение на данном этапе охватывает около двух лет, после чего выпускник получает степень магистра.

Чтобы сравнить, чем отличаются между собой эти степени, давайте приведет годовую зарплату специалиста-бакалавра и специалиста-магистранта в Германии. В первом случае специалист будет получать около 70 тысяч евро, во втором – более ста тысяч в год.

Еще одно нововведение – единая накопительная система кредитов, которая практикуется и в Америке, и в Европе. Благодаря этому студенты стали более мобильными – теперь, чтобы перевестись в другой университет, студенту нужно просто предъявить сертификат с кредитами.

Теперь нет нужды тратить время на переобучение, прохождение новых экзаменов и тестов. Таким образом, студент начнет обучение в новом ВУЗе с того момента, где он закончил его в старом университете.

Еще одна характеристика – диплом единого образца, который значительно упрощает трудоустройство выпускникам в европейских компаниях.

Плюсы Болонского процесса для студентов и преподавателей

Несмотря на многие критические замечания со стороны российских преподавателей и работников Министерства Образования, нельзя недооценивать те плюсы, которые открывает Болонский процесс в высшем образовании. К ним можно отнести:

  • Повышение имиджа высшего образования и в России, и за рубежом.
  • Теперь студенты могут выбирать те дисциплины, которые им понадобятся для повышения качества образовательного процесса.
  • Налаженный контроль за качеством образовательных процессов.
  • Образование становится более «открытым» и «прозрачным», поскольку в жизни университета принимают участие не только представители администрации, но и все, кто в этом заинтересован: студенты, преподаватели, родители, представители бизнеса.
  • Конкурентоспособность ВУЗов – прозрачная система работы университетов показывает сильные и слабые стороны того или иного ВУЗа.

К важным плюсам присоединения России к Болонскому процессу стало то, что сегодня студенты, отучившись всего несколько курсов в любом российском ВУЗе, могут на несколько следующих лет отправиться в любой выбранный им европейский университет для продолжения обучения.

Читайте также:  Lifan Smily (Лифан Смайли): плюсы, минусы, стоит ли брать?

Второе преимущество для студентов в том, что в университетской жизни согласно принципам Болонской системы должны участвовать не только сами учащиеся, но и работодатели, корректирующие программы.

Таким образом, обучение становится более узконаправленным на определенную специальность, а выпускники – более конкурентоспособными на рынке труда.

Болонский процесс – минусы инновационной системы

Как и любые нововведения (а оно до сих пор остается таким, несмотря на то, что Россия вступила в Болонский процесс в 2003 году), система Болонского процесса имеет некоторые недоработки, о которых следует сказать.

Прежде всего, бакалавр во многих европейских странах не является квалифицированным специалистом, прошедшим полный курс образования.

Подобных выпускников будут реже принимать на работу, зарплата у них, конечно же, будет на порядок ниже, чем у магистров.

Второй минус – разрушение привычной советской модели образования. В третьих – магистратуру можно закончить только платно, что недоступно многим студентом из-за нехватки финансирования. В результате выпускники получают звание «бакалавра», что является недостаточно престижным для получения хорошего места работы.

Еще одна проблема – Болонский процесс открывает двери выпускникам в Европу, в результате чего может произойти «утечка мозгов». Из-за этого страна может лишиться тысяч дипломированных специалистов.

Зная, что такое Болонский процесс, его плюсы и минусы, принципы работы, можно более точно ответить на вопрос – что даст эта система высшего образования для России?

Нужно отметить, что многих минусов этой системы, как например, «утечка мозгов», можно избежать, если создать благоприятные условия для выпускников, гарантировать им высокую зарплату в стране.

Второй момент – нужно помнить, что система Болонского процессе не готовит «универсальных солдат», то есть специалистов, которые могут все.

Зато выпускники, закончившие бакалавриат или магистрату в университете страны, входящей в Болонский процесс, гарантированно станут отличными специалистами в своей области.

Источник: http://test-otveti.ru/news/2016-04/bolonskij-process-osobennosti-etoj-sistemy-ee-plyusy-i-minusy

Болонская система : преимущества и недостатки

«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы

В центре внимания Болонского процесса было создание Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Основные цели ЕПВО :

  • Расширение доступа к высшему образованию;
  • Повышение качества и привлекательности европейского высшего образования;
  • Расширение мобильности студентов и преподавателей;
  • Обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации ориентированы на рынок труда.

Болонский процесс призван помочь учащимся, поместив их и их потребности в центр системы образования. Поскольку это новый подход, вдохновленный глобализацией и возросшей ценностью знаний, общие принципы разумны, но реализация и результаты имеют свои плюсы и минусы.

Преимущества:

  1. Болонская система сужает подготовку в рамках одной специальности, что предоставляет более качественную подготовку выпускников;
  2. Болонская система обеспечивает мобильность по всему ЕПВО;
  3. Все участники работают как партнеры, чтобы вносить улучшения, которые стимулируют активное участие благодаря чувству причастности к процессу;
  4. Более короткие программы означают, что студенты будут работать раньше;
  5. Социальная поддержка малообеспеченных студентов.

Недостатки:

  1. Современные сжатые версии курсов не предоставляют достаточно времени для усвоения знаний и качественного обучения;
  2. Явная угроза «утечки мозгов»;
  3. Проблема «Элитных вузов».Процесс модернизации в центрах и регионах проходит по-разному, что приводит к ситуации, когда уровень образования в стране не равен и преимущества при трудоустройстве отдаются выпускнику известного вуза;
  4. Мировая тенденция перехода на платные программы магистратуры.Предоставление степени бакалавра высшего образования является формальным и, как правило, никак не влияет на сознание работодателей.

Болонский процесс полезен для студентов, так как они могут искать лучшие возможности и могут перемещаться по всему ЕПВО.

Весь негатив для студентов, по сути, заключаются в том, что это новый подход к образованию, что означает, что будут возникать проблемы с внедрением изменений, внесенными на протяжении всей его истории.

Источник: https://ludirosta.ru/post/bolonskaya-sistema-preimushchestva-i-nedostatki_2029

Плюсы и минусы Болонского процесса

2009/2010 учебный год пройдет под знаком Болонского процесса. В следующем году он должен окончательно превратить Европу в единое образовательное пространство. А с 1 сентября в него вошла и Россия. Правда, как водится, не так, как остальные.

Болонский процесс задумывался в конце прошлого века как ответ на вызовы глобализации в сфере образования. Сложившееся к тому времени единое экономическое, финансовое, а в Европе вдобавок и политическое пространство требовало единства образовательного.

Ведь если человек родился и окончил школу в одной стране, получил диплом в другой, а нашел работу в третьей, понять, чего стоят его квалификации, можно, лишь научившись сравнивать их с теми, что получены претендентами из прочих частей объединенной Европы.

А для этого надо не только признавать дипломы и сертификаты друг друга, но и сопоставлять учебные программы и курсы, изучаемые в рамках одной специальности в разных странах.

Морока, понятно, колоссальная. Но зато открывается невиданная возможность получать образование сразу в нескольких странах, а по его завершении — и признаваемый повсюду диплом. И европейцы не пожалели сил и времени на унификацию своего высшего образования. Сложившиеся в итоге единые требования и подходы к нему и заложили основу Болонского процесса.

Главным документом Болонского процесса является лиссабонская «Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе», подписанная в 1997 году.

В числе первых стран-участниц — Великобритания, Франция, Германия, Италия и Испания. В настоящее время конвенцию подписали 46 стран, включая Россию.

Впервые о своем намерении войти в Болонский процесс наша страна заявила в 2003 году, а в 2007 году в российское законодательство были внесены необходимые изменения, вступившие в силу в 2009 году.

Основные обязательства стран-участниц таковы. 

Первое: введение многоступенчатой системы высшего образования. Нижняя ступень — 3-4-летняя подготовка бакалавра; средняя — 2-летняя магистратура; высшая — степень доктора наук (аналог российского кандидата). Ни традиционного для нашей страны всеобщего непрерывного 5-летнего обучения специалиста, ни более высокой, российской степени доктора наук схема не предполагает.

Второе: отказ от старых учебных планов и разбивка дисциплин на модули (отдельные учебные курсы или группы курсов). Какие из них слушать и сдавать, выбирают сами студенты. В итоге каждый учится по индивидуальной программе.

Третье: переход на кредитно-зачетную систему ECTS (European Credit Transfer System), позволяющую сопоставлять глубину курсов, пройденных в вузах разных стран. 1 балл-кредит составляет 25-30 учебных часов. А за год, прослушав все свои модули, каждый студент должен набрать в общей сложности 60 кредитов.

Четвертое: отказ от чисто знаниевого подхода в пользу компетентностного (на первый план выходят не теоретическая подготовка, а умения и навыки).

Формально с 1 сентября 2009 года к этим благам приобщается и Россия. И это вроде неплохо. По последним данным ЮНЕСКО, Россия входит в десятку стран мира, посылающих за рубеж наибольшее число студентов, а значит, возможности наших ребят возрастут.

Сегодняшняя реальность, по словам первого проректора — проректора по учебной работе РУДН Александра Ефремова, показывает, что времена закрытых экономик и рынков труда прошли.

«Если выпускники вузов России в условиях мировой конкуренции хотят оказаться востребованными, они должны быть не только отличными профессионалами, но пройти уровни обучения, которые определены мировым сообществом.

Они должны знать иностранные языки, владеть информационными технологиями и предъявить своему будущему работодателю понятные во всем мире документы». И такая возможность у них появляется.

Но некоторые моменты все же смущают. Прежде всего насильственный характер «болонизации» в России — неведомый ни одной другой стране-участнице и противоречащий как правилам, так и практике создания единого европейского образовательного пространства.

Только у нас вузам диктуют сверху, сколько каких категорий выпускников им готовить, и насаждают бакалавриат. Все другие ведущие европейские страны сумели привязать свои нетрадиционные квалификации к основной модели, вписав свои системы образования в Болонскую.

В Германии, например, сохранилась степень, аналогичная российскому доктору наук, а значит, четырех-, а не ортодоксальная трехступенчатая система образования. Французы также сохранили 4 из имевшихся у них ступеней, а настырные шотландцы — целых 6.

Ряд же вузов стран — участниц процесса и вовсе в него не вошли, как, скажем, британский Оксфорд или французская «Эколь политекник». А тамошним чиновникам и в голову не пришло загонять их туда палкой.

Читайте также:  ВВ-крем: плюсы и недостатки средства, правила выбора

Благо Лиссабонская конвенция оставляет за подписантами право на оговорки и частичное вхождение в процесс — специально для того, чтобы страны-участницы могли максимально сохранить собственные традиции образования, не ломая их, а адаптируя к единым условиям.

Только Россия зачем-то взялась рубить свою систему образования под корень. И, что гораздо хуже, этим ее приобщение к единому европейскому образовательному пространству пока и ограничилось.

С 1 сентября по большинству специальностей прекращен набор на 5-летний специалитет (он сохранится лишь для важнейших направлений вроде медицинских и силовых), а вузы переориентировались на массовый выпуск бакалавров. То есть 4-летнюю подготовку квалифицированных исполнителей широкого профиля и низшей ступени академической иерархии.

Переход на вторую, магистерскую ступень будет ограничен вступительными экзаменами, а для подавляющего большинства соискателей еще и необходимостью платить за учебу (по некоторым оценкам — для 80-90% набора).

При этом новых программ у нас нет: вузы норовят не создавать с нуля принципиально другие 4-летние планы обучения бакалавров, а обкорнать на год старые — 5-летние специалитетные. В итоге российское высшее образование укоротилось и удорожало, а его качество стало более чем сомнительным.

«Болонская система имеет большие плюсы, — заявил «МК» зампред думского Комитета по образованию Гаджимет Сафаралиев. — Например, взаимное признание дипломов, единые стандарты образования или единство подходов к образованию в целом. Однако она имеет и большие минусы. Во всяком случае, для России с ее особенностями.

Мы — огромная страна и по территории, и по числу проживающих у нас народов, причем не приехавших откуда-то извне, а живущих здесь изначально. Подчас регион значительно отличается от другого, соседнего, — другая культура, другой менталитет.

Отсюда крайняя неоднородность нашей системы образования, что резко сужает возможности для ее унификации.

Второй важный момент. В России нет инфраструктуры, типичной для англо-американской системы образования, — прежде всего я имею в виду бакалавриат.

Мы привыкли, что полноценное высшее образование дает диплом специалиста, отучившегося 5-6 лет. Поэтому на них в основном и спрос, а бакалавры считаются недоучками и не могут найти работу.

Наконец, Болонская система предполагает единую степень доктора наук. Но по нашей научной табели о рангах это всего лишь кандидат.

Российский доктор — ученый гораздо более высокого уровня.

А куда его девать при новой системе? Аннулировать и тем самым снизить общий уровень нашей науки? Все эти нюансы не позволяют нам полностью и без потерь перейти на новую систему.

России, безусловно, надо интегрироваться в мировую систему. Но сохраняя свои особенности. Так что в связи с кризисом, думаю, и наше вхождение в ВТО, и в Болонский процесс стоит отложить».

Работодатели того же мнения. «Сейчас нелегко трудоустроиться даже со степенью магистра, не то что бакалавра, — рассказал «МК» замдиректора Центра арбитража и посредничества Торгово-промышленной палаты Михаил Савранский. — Причем не только в нашей, юридической, или, скажем, в медицинской сфере.

Никто не хочет, чтобы турбины ГЭС эксплуатировали люди с 4-летним образованием! Нам очень трудно определить, какую социальную ступеньку должен занимать бакалавр — рабочего или квалифицированного служащего.

Ведь на рабочей специальности он не захочет работать сам, а мастеров, как и прежде, готовят техникумы. Ускоренное введение Болонской системы в России оставляет много вопросов. Возможно, нужно тщательно изучить наши потребности в бакалаврах по всем отраслям.

В любом случае кризис — хорошая возможность вернуться к этой идее и посмотреть, как сделать, чтобы из вуза не выходили недоученные специалисты».

Источник: https://www.examen.ru/news-and-articles/articles/plyusy-i-minusy-bolonskogo-processa/

Болонский процесс: плюсы и минусы для России

Система образования в России еще со времен Петра ориентировалась, так или иначе, на актуальные идеи, возникавшие в Европе.

Конечно, в силу специфики взаимоотношений между людьми, менталитета, характера русского человека мы имели уже какие-то свои наработки, ориентированные именно на этого самого русского человека. Ну а как иначе — любая страна всегда располагает и своим собственным вектором развития.

Со времен Ярослава Мудрого у нас формировалось какое-то подобие собственной, аутентичной дидактики.

Но Европа со своими идеями сохраняла значительное влияние на умы русских просветителей, как обычно превалировала над идеями чисто русской системы образования, порой образуя взрывоопасный дидактический коктейль, абсолютно не удобоваримый для русской образовательной почвы.

Например, мы спотыкались на Гербарте, который, со своей немецкой стальной дисциплиной, розгами и зубрежкой, на долгие годы отвратил нас от любых дидактических посылов из Германии. Сначала, в силу классового разделения в России на высшие, средние и низшие слои населения, методики проходили испытание в высших слоях общества. Молодые дворяне в разное время становились «жертвами» идей Руссо, учились в лицеях и пансионах на подобие европейских.

Время шло, система образования перенимала все новые и новые идеи, приходившие с запада. Кроме того, стала постепенно меняться и социальная ситуация в стране, климат менялся в сторону отказа от крепостничества.

Появилась надобность в более-менее образованном рабочем классе, связанная с резким ростом промышленности: стали возникать мануфактуры, сталелитейная промышленность, страну разрезали не знающие конца чугунные двухколейки, обновлялась система вооружения.

Даже простой «человек земли» – крестьянин к тому времени уже не мог отделаться лишь наивным почесыванием затылка, в ответ на требование грамотно отчитаться по тому или иному вопросу.

Вчерашний «человек от сохи», трепетавший перед домовым и русалками, теперь должен был уметь разобрать, например, предписание, явиться на тяжбу, так как капиталистические, деловые отношения в конце девятнадцатого — начале двадцатого века уже охватили и самые низшие классы.

Близился двадцатый век, к тому времени такое явление, как школа в деревне, а порой даже и не одна было вполне нормальным. Просвещением народа стали заниматься даже такие маститые, казалось бы, далекие когда-то от почвы люди, как дворяне, в частности, Лев Толстой и ему подобные энтузиасты.

Стали появляться какие-то свои методики массового образования на локальном уровне, например, Яснополянская школа.

Естественно, приятие европейских тенденций в образовании продолжалось, в советское время оно несколько ослабло, по причине замкнутости страны, желания выработать нечто свое, что не будет иметь ничего общего с «разлагающимся западом», но какие-то общепризнанные идеи таких мыслителей и дидактов, как, например, Песталоцци, сохранили свое влияние даже за железным занавесом.

 Чтобы не тратить слишком много времени на преамбулу, а перейти, наконец, к основной теме статьи, мы сделаем масштабный скачок во времени и переместимся в 19 июня 1999 года, когда было подписано Болонское соглашение – документ, дающий начало единой для многих стран инновационной образовательной системе, именуемой Болонским процессом. Нам важно понять, применима ли данная система в России, какие можно выявить плюсы и минусы процесса для нашей страны.

Дабы упростить анализ, мы пойдем прямо по целям процесса, попутно комментируя каждую в отношении России.

«С самого начала Болонский процесс был призван увеличить конкурентоспособность и привлекательность европейского высшего образования, способствовать мобильности студентов, облегчить трудоустройство за счет введения системы, позволяющей легко определить уровень подготовки и степень выпускников».

Задачу конкурентоспособности Российского образования никогда не сможет решить Болонский процесс. Проблема нашего образования не в том, что система устарела и нужно перенять новую, а в том, что в силу многих сопутствующих обстоятельств,(я бы даже назвал их пороками)мы не можем извлечь положительный результат из того, что уже имеем.

Система высшего образования, классического для России, была сформирована и выпестована в советское время.

Хотя Пушкин был «наше все», а «Серебряного века» вкупе с Буниным и Фрейдом практически не существовало, это все-таки было именно то время, когда была изобретена атомная бомба, и наш герой впервые совершил полет в космос – не самые худшие плоды просвещения, скажем так!

Вечный вопрос – что было первым: курица или яйцо; что менять в первую очередь: кадры или систему… Как показала практика, начинать нужно с «гильотины,» то есть с чистки на местах, ибо разруха «не в клозетах, а в головах».

Наши преподаватели профанируют, ибо получают мизерные зарплаты – за что бороться? А в ВУЗах с более массивным бюджетом, в то же время, нет никакого контроля за их деятельностью: на лекциях развернут цирк-шапито, царит бездарность и безразличие к эрудиции студента, также имеют место частные случаи коррупции. Нет никакого стимула к внедрению новых учебных технологий, особенно в государственных университетах, слава Богу, что на такие блаженные места, как Филфак перестройка повлияла исключительно позитивно – к нам на полки вернулись вереницы книг, ранее закрытых для читателя. Впрочем, тема больная и не следует забывать о солнечной Болонье!

Читайте также:  Стоит ли открыть свое детективное агентство?

«В процессе множественных встреч министров образования были разработаны основные положения единого образовательного процесса. Разделение учащихся на студентов и аспирантов было предложено заменить квалификационными степенями с акцентом на результатах обучения».

Цели, которые ставит Евросоюз в рамках Болонского процесса, отвечают исключительно геополитическим целям самого Евросоюза, им нужен был единый стандарт образования, чтобы люди проще могли взаимодействовать на образовательном уровне, деловом, миграционном.

С введением шенгенской визы стало понятно, что нужна и единая система узнавания интеллектуального уровня гражданина для работодателя «от Стокгольма до Стамбула».

Зачем это нужно нам? Если у нас так все замечательно в стране, что совершенно не хочется никуда уезжать и «там» получать какие-то дополнительные степени, зачем нам эта образовательная состыковка с Европой, ведь не должны же мы, по идее, уезжать туда в магистратуру.

Это даже странно, что наше правительство, курящее дурманящий фимиам счастья на наши головы, вводит такие шлюзы в реализм, как Болонский процесс на русской почве, ведь это же дополнительный коридор для утечки мозгов: уехал, получил магистра, ибо системы одинаковы, и остался, став востребованным.

Сложно, рассуждая о нашей системе, балансировать на грани реальности и иллюзии, ведь мы-то все знаем, лишь тихо сомневаемся, ведь Они так убедительны! При полном отсутствии иллюзий о возможности каких-либо изменений сегодня на такой зыбкой почве, как наша, совсем не опираясь на запад, я все-таки считаю, что нам нужно взять лишь некоторую квинтэссенцию из Болонского процесса, смешав с основным пластом наших собственных идей, почерпнутых из всего временного отрезка просвещения «от Петра до наших дней», включая опыт СССР. Элементарное «сдирание» системы, как обычно, ни к чему хорошему не приведет, русской души тут нет! Если мы хотим сохранить ценные интеллектуальные элементы, мы должны оставить систему высшего образования в покое. Систему, замечательно работавшую на территории всей нашей необъятной родины всегда, но только при этом заняться чисткой на местах, вложением денег, а главное отслеживанием потоков этих самых денег, чтобы у людей «на местах» не возникало даже мысли купить себе на них лишний Range Rover. В этом плане хороша система частных инвестиций, ибо инвестор никогда не позволит уйти ни одному рублю в сторону от цели, в отличие от государства, которое «швыряет массу на распил», будто бы заведомо… Коли сие будет исполнено, как мне кажется, появится конкуренция на интеллектуальном уровне среди преподавателей, требования к студентам повысятся, а ВУЗы будут соревноваться не в том, у кого больше физкультурный комплекс или новее евро-ремонт, а в том, у кого внушительнее ускоритель частиц или изящнее микропроцессор.

 Нам нет нужды находиться в Болонском процессе, так как мы не настолько мобильны в отношении сообщения с Европой, мы все равно не будем иметь возможность для упрощенного обмена студентами, мы не сможем грамотно внедрить эту систему, имея советчика «где-то там за синим морем».

При нынешней политической системе, вызывающей иронический смех по всему миру, никакое внедрение Болоньи не поможет нам поднять авторитет в мире и ничего абсолютно не даст – русских не будут ждать «там», а Они не будут ездить к нам, при том, что «обмен мозгами» является одной из основных целей Болонского процесса.

Все это лишь трата времени и является фактором отвлечения от настоящих проблем реформирования системы, эта канитель способствует лишь насаждению бардака в вопросе высшего образования.

Болонский процесс не может быть глобальным, ибо он создан для Европы и удобен только в Европе, отвечает их территориальным и политическим нуждам, зачем слону лезть в муравейник? Даже США не может сойтись с Европой во взаимодействии по Болонскому процессу, у них разные системы оценки работы студентов и преподавателей, разные, но равноправные! Почему Китай, Япония, США, которые впереди планеты всей, не стремятся в Болонский процесс и чувствуют себя спокойно? Мое мнение, в утопической стране Новая Россия должна быть своя полноценная образовательная система, составляющая здоровую конкуренцию  Европе, Америке, Дальнему Востоку. Если система будет построена грамотно – то возникнет реальное уважение к стране и к ее интеллектуальным ресурсам, к ее научным центрам, сразу же упростится обмен студентами: не «утечка мозгов», а «обмен мозгами»! При таком положении дел умами будет владеть не только одностороннее желание «свалить», абитуриенты со всего мира будут ехать не в Гарвард или Сорбонну, но в МГУ и Бауманку, и не только из республик северного Кавказа и средней Азии.

Нам пора заканчивать с реформами ради реформ — политической показухой, иллюстрацией которой является Болонский процесс в России.

Источник: https://ss-khanin.livejournal.com/3321.html

Плюсы и минусы болонского процесса

Болонский процесс  — процесс создания единого образовательного пространства с целью сближения и гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.

Иными словами, единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять всё лучшее, что есть у партнеров и вывести европейское образование на новый уровень, в результате чего Европа приобретет большую привлекательность на мировом образовательном рынке и увеличит способность выпускников к трудоустройству.

В соответствии с Болонской декларацией странам-участницам, которых на данный момент насчитывается 47, включая Россию, открывается ряд преимуществ.

Во-первых, студенты могут комбинировать знания из различных областей, т.е. будучи бакалавром одной специальности, магистратуру можно закончить по другой, имея в итоге диплом, соответствующий зарубежным стандартам.

Такой подход значительно повышает мобильность студентов, дает им больше самостоятельности в выборе дисциплин, и позволяет формировать индивидуальную образовательную траекторию.

Это, в свою очередь, расширяет возможности благоприятного трудоустройства выпускников на европейском (в перспективе на международном) рынке труда.

Во-вторых, одним из требований Болонской декларации является увеличение финансирования научных исследований. Также перед ВУЗами стоит необходимость постоянного обновления методического обеспечения учебного процесса для укрепления своих позиций.

Кроме того, среди преимуществ выделяется усиление контроля над качеством образования, укрепление связей и сотрудничества между вузами Европы, и как следствие, получение более широкого доступа к информации, а учреждение специализированной кредитной системы, на основании которой определяется «объем» знаний, позволит стандартизировать образование. Данная система по замыслу должна обеспечить ясность и прозрачность образования и значительно повысить его качество и конкурентоспособность, приблизив тем самым к уровню образования США.

Однако у этой системы есть и негативные стороны, которые выявляются при приближении к российским реалиям. Данная система подразумевает уменьшение аудиторных часов и увеличение самостоятельности студентов в отношении их самообразования.

Но будет ли современный российский студент использовать освободившееся время, предназначенное для самообразования, по назначению? Скорее всего, нет. Таким образом, может быть подорвана главная функция наших ВУЗов — научить человека учиться.

Основная масса студентов, кто останавливается лишь на степени бакалавра, не имеет широкого образования, и, соответственно, широкого кругозора, поэтому ими легко можно манипулировать, ведь у них и свободы выбора, по сути, нет.

Существует мнение, что бакалавры будут мало востребованы на рынке труда, однако эта ситуация создает и обратную позицию – велика вероятность того, что за счет бакалавров удастся решить проблему дефицита квалифицированной рабочей силы в стране.

Также существует вероятность снижения качества образования, в виду отсутствия конкретных требований к изменениям в содержании образования и в методике преподавания, в размывании структуры образования, потери фундаментальности вследствие использования зачетных единиц и смешивания в результате свободы выбора различных дисциплин и нарушения логики их изучения. В неоднозначном свете предстаёт также всё более возрастающая роль тестирования как основного метода контроля знаний.

Малоприятен тот факт, что в соответствии с европейскими стандартами доктор наук — это выпускник магистратуры. Его знания, как правило, ниже, чем у нашего кандидата наук, учившегося 5 лет в вузе и 3 года в аспирантуре.

Поэтому в данной ситуации возникают определенные сложности с унификацией образования, к которой стремится данная система.

А ведь иногда очень важно брать во внимание традиционные особенности образования в различных странах, которые формировались веками.

Кроме того, существует угроза массового оттока умов и капитала за рубеж при вхождении в единое Европейское пространство ввиду высокого уровня направленности на Запад.

Любую ситуацию можно рассматривать с двух сторон, истинное же положение дел сможет показать нам только время.

Источник: https://fmb-rmc.livejournal.com/2431.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector