Эгоцентрическое воспитание: преимущества и недостатки

Эгоцентрическое воспитание: преимущества и недостатки Эгоцентрическое воспитание: преимущества и недостатки Эгоцентрическое воспитание: преимущества и недостатки Эгоцентрическое воспитание: преимущества и недостатки Эгоцентрическое воспитание: преимущества и недостатки Эгоцентрическое воспитание: преимущества и недостатки Эгоцентрическое воспитание: преимущества и недостатки Эгоцентрическое воспитание: преимущества и недостатки

Может ли родительской любви быть слишком много? Наверное, нет, но вот ее чрезмерные проявления с одновременным игнорированием интересов окружающих — суть эгоцентрического типа воспитания. Ребенок воспринимается родителями как сверхценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен весь уклад жизни семьи.

Каждому знаком почти карикатурный образ избалованного ребенка: эдакий розовощекий крепыш, которого мама кормит с ложки, а вокруг многочисленные родственники развлекают его шутками-прибаутками в надежде, что он съест еще одну ложечку.

В жизни это может проявляться по-другому, но неизменным остается безграничное обожание, вседозволенность и потакание любым прихотям любимого чада. В семье для ребенка нет понятия режима, дисциплины, слово «нельзя» произносится крайне редко, да и то так неуверенно, что ребенку ничего не стоит превратить его в «можно».

Иногда родители предпринимают попытки ввести какие-либо ограничения или даже наказать ребенка, но очень скоро чувство вины заставит их пожалеть о содеянном: «Ну он же еще маленький и не понимает, что нехорошо брать без разрешения и портить чужие вещи, доставлять неудобство окружающим своим криком, беготней, капризами.

Ему невдомек, что его слова и поступки могут кого-то обидеть, разозлить, вызвать раздражение». И происходит все это потому, что все прочие чувства родителей заслоняет любовь к ребенку.

Зато окружающие — и дети и взрослые, столкнувшись с таким царьком, почему-то отказываются играть роль подданных, и то, что дома вызывает восторг и восхищение, воспринимается в лучшем случае равнодушно.

Любые попытки кого-то со стороны: родственников, знакомых, воспитателей — дать понять, что такое воспитание ошибочно, встречаются с недоумением: «Ведь мы же любим своего ребенка и хотим, чтобы у него было счастливое детство!» Они искренни в своих желаниях, им действительно хорошо; роль жертвующих всем ради ребенка родителей они взяли на себя добровольно и рады ее исполнять, какое бы безумство ни придумало их дитя.

Упрямство: каприз или точка зрения? Упрямство имеет место в нескольких случаях:

  1. как средство добиться желаемого. Проходит, если родители безмятежно, то есть стойко и спокойно, отказывают ребенку. Непременным условием является справедливость отказа, то есть отказывать можно в том, что опасно, невозможно, несвоевременно для ребенка;
  2. как реакция на перегрузки — физические, интеллектуальные или эмоциональные. В этом случае ребенку необходимо обеспечить полноценный отдых;
  3. как возрастная характеристика — проявление кризисного этапа в развитии ребенка. Такое упрямство необходимо терпеливо и доброжелательно переждать;
  4. как точка зрения. Какой бы нелепой, нереалистичной она ни была, уважайте ее. Тогда ребенок научится уважать и вашу точку зрения.

Пятилетняя девочка, мечтавшая отпраздновать Новый год, ждать положенного срока не захотела, как ее ни уговаривали, и пришлось дедушке отправляться за елкой в ноябре, а папа с мамой тем временем доставали украшения, вешали гирлянды.

Любимой игрой другого выдумщика было «спрятать» всех родных в многочисленные стенные шкафы, а потом искать. Семья развлекалась этой игрой каждый вечер, а мальчику было невдомек, что бабушка только что усталая пришла с работы, а у мамы болит голова.

В такой семье у ребенка обязательно выявят какой-нибудь «талант» и будут развивать его всеми силами. На это уйдет много времени, денег, и, может быть, родители будут отказывать себе в самом элементарном, с легкостью покупая для ребенка все, что считают необходимым для его развития.

Мама одной девочки призналась, что уже несколько лет не делала себе прическу в парикмахерской, но свою дочь она водит стричься в хороший, дорогой салон. «Пусть девочка с малых лет привыкает к хорошему, ведь она будущая женщина. К тому же она такая красивая», — объясняла мама свое поведение.

Трудно сказать, какой женщиной станет эта девочка, если все детство рядом с ней находится замученная, махнувшая на себя рукой мать.

С появлением ребенка родители (в особенности мамы) решают, что теперь их жизнь всецело принадлежит малышу и надо забыть о своих увлечениях, привычках, знакомых. Некоторые считают невозможным продолжить учебу, бросают работу.

Может быть, на какой-то ограниченный отрезок времени такие решения являются оправданными, ведь ребенок еще слишком мал, но вся беда в том, что возврата к прежней жизни не предвидится, женщину полностью поглощает роль матери.

Эгоцентрический тип воспитания трудно представить в многодетной семье. В основном это семьи, в которых растет один ребенок, окруженный большим количеством взрослых. Часто подобное отношение к ребенку привносится бабушкой, когда появление внука или внучки придает ее жизни новый смысл.

Ксюша — не по годам развитая и упитанная девочка. Первый раз в детский сад ее привели всей семьей — папа, мама и бабушка. Дедушку оставили у выхода сторожить санки. Девочка наскоро скинула в раздевалке одежду и уверенно пошла обследовать группу. Сразу же стало ясно, что просить и договариваться Ксюша не умеет.

Она только требовала, в случае отказа становилась раздражительной и агрессивной. Воспитатели как могли смягчали ситуацию, призывали детей уступить новенькой, быть гостеприимными и добрыми. Но вскоре их терпение иссякло. Через три дня Ксюшу наказали за то, что она отобрала игрушку у девочки и толкнула ее. В ответ последовала истерика, которая продолжалась до прихода бабушки.

Разгневанная бабушка схватила рыдающую внучку и побежала к заведующей «выяснять отношения».

На следующий день Ксюшу в садик не привели, но на прием к дошкольному психологу пришла ее мама. Она, в отличие от бабушки, пришла не со скандалом, а со своей бедой. Ксюша появилась на свет, когда ее родителям едва исполнилось 18 лет. Заботу о молодой семье и новорожденной внучке полностью взяли на себя бабушки.

Маму убедили бросить институт, внушили, что теперь ее жизнь должна принадлежать только ребенку. Она старалась как могла стать хорошей мамой и заслужить одобрение собственной матери. Ребенок ни в чем не знал отказа.

Ксюша портила и ломала дорогие вещи, а кормление ребенка превращалось в театр, где каждый взрослый играл свою роль.

Молодые родители пробовали проявить твердость и ввести хоть какие-нибудь ограничения. На этой почве участились ссоры со старшим поколением. И наконец родители приняли решение отдать Ксюшу в детский сад и предпринять все необходимое, чтобы жить отдельно своей семьей.

В общении со взрослыми людьми каждый из нас хотя бы раз сталкивался с примером инфантильности и эгоизма. Такой человек может быть мил, обаятелен и приветлив, но достаточно его поближе узнать, как пропадет всякое желание общаться.

Сотрудники фирмы во время коллективного обеда наблюдали, как молоденькая девушка — новая сотрудница, весело болтая, уплетала со стола все самое вкусное, а остатки сложила к себе в сумочку — «Я так люблю сладости, вечером доем…

» При этом она вела себя так, как будто окружающие должны радоваться ее отменному аппетиту и отличному настроению.

Но постороннего человека можно «поставить на место» или просто избегать таких ситуаций, а что делать, если подобным образом воспитан близкий тебе человек? Надо сказать, что такое поведение будет процветать, если есть поблизости кто-то, кто добровольно взял на себя роль восторженного родителя.

В жизни людей, обожаемых в детстве, нередко случаются сильнейшие стрессы и трагедии. Та ситуация, с которой другие справляются быстрее, может у этого человека вызвать депрессию или нервный срыв. Детские иллюзии по поводу того, что все тебя любят, оборачиваются недоумением и разочарованием.

Неприспособленность к жизни может выражаться в абсолютном неумении заботиться о себе, не говоря уж об окружающих.

Когда у таких людей появляются дети, они могут повторить в воспитании детей родительский сценарий или, напротив, будут равнодушными, безучастными, капризными, если воспримут малыша как соперника.

Единственная возможность научиться гармонично жить с окружающими — это усвоить элементарные уроки типа «умей делиться», «думай о ближнем», «радуйся оттого, что доставил другому радость». Лучше, конечно, если они будут освоены в детстве, чтобы безраздельная родительская любовь позже не обернулась болью.

Рекомендации родителям

  1. Оцените степень своей родительской опеки. Возможно, вы продолжаете ухаживать за своим ребенком так же, как и несколько лет назад, когда он был еще маленьким. Со временем ваше поведение стало автоматическим, вы не особо задумываетесь, что делаете.

    Например, завязываете ребенку шнурки или убираете за ним игрушки, одеваете его или даже продолжаете измельчать пищу, хотя у вашего чада уже полный набор зубов! Такая опека принимается ребенком как должное, шансы стать самостоятельным у него невелики. Задумайтесь о том, что он сделать пока не в силах, и оказывайте ему помощь, но доступное и посильное пусть делает сам.

    Смягчите его возможный протест, объясните, что он уже большой и может справиться сам. А главное, гоните прочь все угрызения совести и жалость, когда ваш ребенок закапризничает и потребует помощи.

  2. Вспомните, как часто вы жалеете своего ребенка. Ударился, обидели сверстники, проиграл в шахматы, не дали на празднике рассказать стишок…

    Его грустные глаза, жалость, слезы вызывают у вас желание чем-то помочь, утешить. Эти чувства знакомы многим родителям.

    Но на какие действия они вас толкают? Может быть, вы очень активно отстаиваете его права и очень откровенно выражаете свою жалость? Тогда, вероятно, вы пойдете разбираться с обидчиками, будете настаивать на снисхождении к своему ребенку; подыгрывая и притворяясь, избежите его проигрышей. Но любое проявление жалости к ребенку делает его беспомощным и слабым.

    Жизненные ситуации не учат его самостоятельно справляться с трудностями, и самый главный урок, который он успешно усваивает, — это «Надо жаловаться родителям». Жалость отличается от сочувствия тем, что она не нацеливает человека на решение проблемы. В случае какой-либо трудности дайте понять ребенку, что вы сочувствуете ему, но уверены в нем и в его силах.

  3. Пора заняться собой! Вспомните, какие увлечения были у вас до появления ребенка. А может быть, вы посматриваете с завистью на людей, играющих в футбол, посещающих выставки и концертные залы или просто гуляющих? Поверьте, что если некоторое время вы будете посвящать себе, своим друзьям и увлечениям, с ребенком ничего не случится.

    Напротив, у него появится возможность общаться с другими взрослыми людьми (ведь не оставите же вы его без присмотра!). А вид счастливой мамы или довольного жизнью папы станет для ребенка показателем того, что жить интересно. Пока ваш ребенок еще мал, а вы молоды и полны сил, научитесь сами и научите его жить своей жизнью.

    Не стоит уговаривать себя, что, кроме ребенка, вам ничего не интересно и малыш очень нуждается в вас. Со временем это обернется упреками и взаимными обидами либо ваша чрезмерная привязанность станет крепостной стеной между вами и всем окружающим миром.

  4. Не позволяйте ребенку обижать других людей, причинять им боль, унижать их.

    Начинается все с малого: трогательный малыш бьет своей пухлой ладошкой маму, а дедушке кричит: «Ты плохой!», на глазах у взрослых обрывает цветы, посаженные бабушкой, и пачкает грязными ногами папин костюм. А все вокруг смеются, с умилением наблюдают за его проказами или просто пытаются отвлечь, подкупить, сделать вид, что ничего не происходит.

    Если сейчас вы пожинаете плоды такого воспитания, то исправить положение помогут очень решительные действия и последовательность в поведении взрослых. Скажите ребенку, что он поступает плохо, а лучше покажите те чувства, которые испытываете: «Мне очень обидно, когда ты берешь и портишь мои вещи» или «Мне кажется, что ты обидел деда».

    Такие фразы дадут ребенку понять, что он причиняет боль окружающим, вызывает неудобство, делает что-то неправильно.

  5. Поменяйтесь с ребенком ролями. Хотя бы иногда давайте ему возможность проявлять свою заботу, помогать вам, утешать, сочувствовать.

    Ведь у вас бывают моменты, когда этого хочется, почему бы не получить внимание со стороны своего ребенка? Но для этого необходимо научиться обращаться к ребенку с просьбой и открыто говорить о своих желаниях. Не намекать, не требовать, а именно просить.

    Принести стакан воды, задернуть шторы, выключить музыку, когда у мамы болит голова, поставить на сушку папину промокшую обувь, оставить для бабушки что-нибудь вкусненькое — это по силам даже дошкольнику. Возможно, ребенок сам додумается сделать что-то подобное. Оцените его поступок без громких восторгов и награды взамен, просто поблагодарите и скажите, что вам это приятно.

    Пусть он научится не только брать, но и отдавать и чувствовать от этого радость.

  6. Перестаньте жертвовать ради ребенка и по-крупному — работой, карьерой, общением, увлечениями, и по мелочам — покупками, любимой передачей, временем по уходу за собой. Все хорошо, когда в меру, но отказывать себе в горстке ягод или стакане сока, говоря, что витамины — для ребенка, наверное, не стоит.

    И если семейный бюджет не позволяет покупать всего помногу, то все же стоит разделить деликатесы на всех членов семьи. В этом случае вкусных продуктов ребенку достанется, конечно, меньше, но зато он приобретет нечто большее — научится делиться и ценить удовольствие от маленькой семейной радости. Всякий раз, когда вы что-то делаете для ребенка, спросите себя, а чего хочется вам? У взрослых тоже есть свой список потребностей, который необходимо удовлетворить. И почему вы решили, что очередные игрушки для ребенка важнее, чем новые колготки для мамы или журнал для папы? Если вы с легкостью тратите деньги на ребенка и долго не можете решиться на самую незначительную покупку для себя, значит, стоит задуматься и изменить свое поведение, пока еще ваш ребенок не превратился в требующего эгоиста.

  7. Эгоцентрическое воспитание: преимущества и недостатки

Эгоцентрическое воспитание: преимущества и недостатки Тревожно-мнительное воспитание

Ничто так сильно не терзает душу родителей, как страх за своего ребенка. Это чувство может проявлять…

Гиперсоциальное воспитание, или «правильные» родители

Все мы стремимся быть хорошими родителями. Но вот реализуем это по-разному: кто-то пускает процесс в…

Воспитание без любви

Не любить своего ребенка противоестественно. Любое общество вне зависимости от моральных принципов,…

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/egocentricheskoe-vospitaniezpt-ili-vse-dlya-rebenka

Родителям на заметку: как бороться с детским эгоцентризмом?

Многие родители озабочены вопросом нездорового детского эгоизма. И неспроста! Эта проблема, к сожалению, актуальна и злободневна.

Чтобы понять это, достаточно оглянуться вокруг и увидеть, сколько детей терроризируют своих родителей в новом эгоистическом порыве, как сильно подростки озабочены только своей особой и, наконец, какое количество бабушек и дедушек остаются под конец жизни в полном одиночестве.

Повзрослевшим чадам некогда проявлять заботу о близких, ведь их интересы всегда на первом месте! Бороться с детским эгоизмом можно и нужно. Самое главное — понять, на чем следует делать акцент в процессе воспитания, и как исправить неблагоприятную действительность, пока это еще возможно.

Причины детского эгоизма

Здесь пойдет речь о крайнем проявлении эгоизма, когда жажда удовлетворять свои желания и потребности становится выше, чем что бы то ни было. Начать стоит с того, что до 3-летнего возраста любое проявление эгоизма считается абсолютно нормальным. Таким образом ребенок просто стремится утвердиться, проявить свое «Я», удовлетворить важные психологические потребности.

Проблема детской эгоцентричности заключается не столько в самих детях, сколько в неправильной организации родителями воспитательного процесса. При воспитании своего чада взрослые порой поступают не совсем правильно, потакая каждому капризу маленького баловня.

Мама и папа излишне захваливают и изнеживают малыша, и в итоге у него начинает проявляться четко выраженное равнодушие к потребностям окружающих наряду с непоколебимой уверенностью в том, что все в этом мире создано исключительно для его комфорта.

Это и есть крайний эгоизм.

Из числа прочих факторов, способных взрастить в ребенке эгоцентризм, можно выделить следующие:

Тотальный контроль и излишнее проявление заботы со стороны родителей не дает чаду нормально развиваться.

В подобных случаях мама и папа из лучших побуждений стремятся делать за малыша абсолютно все, перенимая на себя ответственность за любые его действия.

Растущий в таких условиях ребенок становится безынициативным, перестает проявлять самостоятельность. Со временем он усвоит установку, что все ему должны и обязаны. А это прямой путь к развращенному эго.

  • Негативный пример окружения.

Негативный пример малышу способны подавать не только друзья и родственники. Это могут быть и источники информации: интернет, ТВ, мультипликационные фильмы с демонстрацией неправильных жизненных установок.

В подобных случаях дети растут в атмосфере слепой родительской любви, когда взрослые стремятся отдавать им все самое лучшее, в ущерб себе. Чем активнее родителями практикуется такое поведение, тем эгоистичнее становится их ребенок.

  • Плохие взаимоотношения ребенка с родителями.

Когда у малыша нарушен контакт с самыми близкими людьми, он не чувствует защищенности. Тревожность и внутреннее напряжение с каждым днем возрастают, и в конечном итоге чадо замыкается в себе, стараясь отгородиться от агрессивных воздействий окружающего мира. Здесь эгоизм — наиболее подходящий способ выжить.

  • Поощрение хорошего поведения подарками.

Родители задаривают малыша гостинцами, когда его поведение соответствует их ожиданиям (стал усерднее учиться, перестал нарушать родительские запреты и т. п.), в результате чего у него созревает четкая схема: «я буду хорошим, когда мне это выгодно».

Если из послушного малыша ребенок вдруг превратился в настоящего эгоиста, родителям необходимо остановиться и пересмотреть обстановку, в которой растет чадо, а также сменить тактику воспитания.

В помощь родителям: показывайте личный позитивный пример

Эгоцентрическое воспитание: преимущества и недостатки

Начинать преобразование воспитательного процесса родителям следует с корректировки собственного поведения. Дети (особенно дошкольного возраста) прицельно точно копируют поведение взрослых членов семьи, перенимая их повадки. Стоит задуматься, подаете ли вы действительно положительный пример своему крохе, или же нездоровый эгоизм присущ и вам? Займитесь самоанализом и действуйте, исходя из имеющихся обстоятельств.

Безусловная любовь к детям

Каждому ребенку должно хватать родительской любви не «за что-то», а просто так. У безусловной любви нет причин, она беспочвенна. Обычно этим бесценным чувством одаривают своих малышей мамы. Важно, чтобы чадо получало достаточное количество объятий, поцелуев, заботы каждый день.

Даже простой любящий взгляд способен изменить многое. Дети, которым не хватает родительского тепла, включают режим «эгоист» и стремятся заполучить внимание своих близких всеми доступными способами, пусть и не самыми удачными.

Далее все идет по накатанной: они просто берут то, что хотят, не заботясь о чувствах других, стремясь заполнить тем самым внутреннюю пустоту.

Подчеркивайте важность добрых дел

Делайте маленькие хорошие дела вместе: постройте скворечник, покормите бродячую кошку, помогите бабушке подняться по ступенькам. Ребенок должен почувствовать наслаждение от совершения добрых бескорыстных поступков, от радости, которую можно подарить людям.

Дайте малышу возможность накапливать свой опыт

Эгоцентрическое воспитание: преимущества и недостатки

Для правильного становления личности очень важен собственный негативный опыт. Лебезящие перед карапузом взрослые лишают его этого. И зря! Дайте своему малышу почувствовать негативную сторону своего неправильного поведения. Не вымыл за собой тарелку — при следующей трапезе предложите поесть из грязной. Не собрал портфель — получил «неуд» за отсутствие тетради. Допуская ошибки и анализируя их, ребенок учится отслеживать причинно-следственные связи и извлекает важные уроки, необходимые для самосовершенствования.

Избегайте «семейно-денежных» отношений

Некоторые родители наивно полагают, что денежное вознаграждение как стимул интереса к учебе или домашним делам идет только на пользу — все как во взрослой жизни! Но это не так. Скорее, ребенок станет относиться ко взрослым как к кошельку, и будет стараться получать выгоду от каждого своего действия. Не стройте систему поощрений на деньгах.

Внимательно подбирайте мультики и фильмы для ребенка

Избирайте для детского просмотра только добрые, позитивные картины, где хорошо видно положительных и отрицательных героев. Обратите внимание, какие качества присущи каждому из них.

При совместном просмотре фильма можно подчеркивать, как отвратительно себя повел злой персонаж в той или иной ситуации, и как все хорошо сложилось у добряка, просто потому что он заботливый и помогает друзьям.

Настаивайте на посильной помощи по дому

У чада должны быть свои обязанности: вытирать пыль в своей комнате, пылесосить, мыть за собой посуду. Некоторые мамы считают, что детство на то и детство, чтобы отдыхать. Но это мнение ошибочно.

Разумеется, у ребенка должен быть отдых и достаточно времени для развлечений.

Однако важно прививать крохе самостоятельность и ответственность каждый день, поощряя его достижения, и тогда эгоизму места не будет.

Не обсуждайте с малышом других детей

Эгоцентрическое воспитание: преимущества и недостатки

Никогда не акцентируйте внимание ребенка на поведение других ребятишек и не сравнивайте его с ними. Разговоры в духе: «Какой-то он глупый, не то что ты» запоминаются крохой и искажают его восприятие действительности. Карапуз будет относиться к другим свысока, ощущать свое превосходство. У высокомерных детей друзей обычно очень мало, а те товарищи, которые все же имеются, часто обижаются на них или даже периодически поколачивают за заносчивость. Кроме того, такое отношение к окружающим может укорениться в психике ребенка, и он будет испытывать трудности при выстраивании взаимоотношений со сверстниками даже будучи уже взрослым.

Не переусердствуйте!

Важно уметь отделять норму от патологии. Нормальное эго обязательно присутствует в каждом человеке, помогая определять и защищать свои границы, добиваться благ этого мира, быть счастливым.

Временные всплески эгоизма случаются в период возрастных кризисов, что является вполне нормальным.

Если вас тревожит состояние крохи, но вы не уверены, стоит ли волноваться, обратитесь за консультацией к детскому психологу, который даст необходимые рекомендации.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/vospitanie_detey/roditelyam_na_zametku_kak_borotsya_s_detskim_egotsentrizmom/

13 типов воспитания, которые искалечат психику ребенка

Продолжение рода – главная эволюционная задача человечества. Инстинктивно мы все стремимся к воссозданию себе подобных, чтобы род продолжался в новом поколении. Несмотря на природный инстинкт, развитие цивилизации, ее усовершенствование, комфорт жизни человека зависит не только от количества людей, но и качества.

Человек живет, совершает поступки, мыслит по определенному шаблону, заложенному предыдущим поколением.

Покажи мне свою семью и я скажу, кто ты.

Невзирая на внешние и некоторые внутренние отличия, семья имеет колоссальное влияние на формирование личности и определяет ее дальнейшую жизнь. Все взаимоотношения человека с окружающим миром вещей и людей строятся на базе заложенных семьей ценностей, принципов, духовного и культурного уровней.

По этой причине изучение стилей воспитания в семье, причин и последствий внедрения каждой так важно. И не только в рамках конкретной семьи, но и в масштабах страны, человечества в целом.

Воспитание ребенка – это инвестиция. Вкладывая в свое чадо чувства, время, материальные ресурсы, родители стремятся получить хорошего, правильного человека, который будет счастливым.

Несмотря на искреннее желание лучшего, взрослые совершают массу педагогических ошибок, которые коверкают внутрисемейные отношения и взрослую жизнь ребенка.

Каждая семья несет в себе определенный тип воспитания детей. Большинство схем передается из поколения в поколение, поэтому определить модель поведения ребенка в будущем легко.

Именно знания о каждом типе неправильного воспитания помогут уберечь родителей от ошибок, которые деструктивно скажутся на жизни и отношениях как теперь, так и в будущем.

Типы неправильного воспитания – условное название для определения неверных воспитательных шагов, которые приведут к ужасным последствиям. В статье мы рассмотрим, как проявляется такое воспитание по отношению к ребенку. Также предлагаем советы родителям, которые в 79% помогут исправить ситуацию, пока не поздно.

1

Это система внутрисемейных отношений, при которой ребенок чувствует себя нелюбимым и одиноким.

Родители уделяют внимание удовлетворению внешних (видимых) потребностей ребенка: еда, кров, возможно, одежда. Внутренние (душевное тепло, любовь, поддержка, интерес) игнорируются. Поэтому ребенок чувствует себя ненужным и одиноким. Взрослые ведут себя, словно ребенка в их семье не существует.

Как проявляется

  • Отсутствует интерес к жизни малыша;
  • Ребенка не обнимают, не целуют, нет тактильного контакта;
  • Малыш предоставлен сам себе, о нем не заботятся;
  • Проблемы и трудности решает сам;
  • Не тратится время на игры, разговоры, совместный отдых;
  • Взрослые не владеют информацией о ребенке: любимый цвет, мечты, страхи, достижения.

К чему приводит

  1. Формирование комплекса ненужности;
  2. Неуверенность в себе;
  3. Замкнутость;
  4. Тревожность и страх перед будущим;
  5. Потребность доказывать окружающим свою значимость и существование, часто деструктивными методами: конфликтность, агрессивность;
  6. Уход от одиночества и обесцененности в мир иллюзий: наркотики, алкоголь, игромания;
  7. Сложности в построении отношений с людьми: уход от ответственности, принятия решений, неспособность поддерживать и сочувствовать другим или позиция «делаю, что хочу, и вы мне не указ».

Эгоцентрическое воспитание: преимущества и недостатки

Гипоопека формирует в ребенке стойкое ощущение своей незначительности, которую он впоследствии стремится компенсировать за счет других людей, выбирая неверные методы.

  • Время только для ребенка, когда взрослые играют только с малышом, не отвлекаясь на другие дела;
  • Искренний интерес к жизни: как дела в школе, какие друзья и почему, проблемы и тревоги, необходимая помощь или совет;
  • Говорить о теплых чувствах к ребенку каждый день и обнимать (прикасаться) как можно чаще;
  • Не отмахиваться от вопросов или проблем, не смеяться над незначительными, с вашей точки зрения;
  • Хвалить и подбадривать, создавая ощущение значимости и успешности;
  • Составить список четких правил и регламентов для ребенка (распорядок дня, обязанности по дому и т.д.). Это формирует дисциплинированность и ответственность.

Нехватка времени, усталость, проблемы и взрослые конфликты – это не оправдание, а лишь указание на то, что нужно принимать решение и расставить верно приоритеты. Ваши проблемы рано или поздно решатся, а последствия гипопротекции будут сопровождать ребенка всю жизнь.

Почитать в тему:

2

Гиперопекаемый тип воспитания характеризуется позицией взрослых “ребенок маленький, поэтому надо делать все вместо него”.

Такое отношение к ребенку часто возникает в семьях, где малыша слишком долго ждали или беременность была трудной.

Родители столько вложили в ожидание, что не могут позволить себе, чтобы с ребенком что-то случилось. Поэтому потакают всем капризам чада, сдувают пылинки с него.

К чему приводит

  • Инфантильность и капризность, когда ребенок привык, что все за него решается и преподносится;
  • Безответственность: решения принимаются взрослыми, значит, ответственность на них;
  • Неумению себя обслуживать: убирать, стирать, гладить;
  • Неспособность к состраданию: ребенок привык к учету только его интересов, а не других;
  • Неумение принимать альтернативу и слышать отказ.

Человеку, гиперопекаемому родителями, проблематично жить самостоятельно, строить отношения и свершать карьерные прорывы, так как навыком преодоления, целеустремленности, уверенности в себе нет.

Почитать в тему:

Как избежать последствий

  1. Прежде всего, понять, что ребенок – это личность, которая рано или поздно останется без вас. Задача взрослых – приложить максимум усилий, чтобы научить его справляться со своей жизнью самостоятельно.
  2. Распределите обязанности: каждый член семьи должен что-то делать по хозяйству, в том числе и ваше дитя.

    Это формирует ответственность и снимает вопрос об исключительности позиции ребенка в семье.

  3. Давайте возможность делать самостоятельно то, что можно по возрасту: застелить постель, собирать игрушки, делать уроки или сходить в магазин.

    Именно самостоятельные действия формируют уверенность в своих силах и стремление делать больше;

  4. Не контролируйте каждый шаг. Ребенок сам должен научиться составлять алгоритмы действий и отвечать за них.

Займитесь своей жизнью. Гиперопека возникает по причине отсутствия собственной жизни взрослого.

Проявите интерес к чему-то еще помимо ребенка. Таким образом вы дадите больше свободы ему и себя наполните чем-то увлекательным. Так вы научите его любви к себе.

Чрезмерная опека – это признак недостатка любви взрослого к самому себе. Мы неосознанно делаем для других то, чего нам не хватает. Задумайтесь и начните себя опекать: радовать, заниматься хобби, уехать в отпуск, сесть на диету, ходить в кино. Это позволит родителям жить интересно и не превратить ребенка в инфантила, с которым никто не захочет общаться.

Видео к материалу

  • Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: http://EvriKak.ru/info/tipy-vospitaniya-kotoryie-iskalechat-psihiku-rebenka/

Эгоцентризм: определение, признаки и методы поведения с эгоцентриками

Часто в повседневной жизни в адрес кого-то из знакомых можно услышать: «Как будто вокруг него Земля вертится!» Так говорят о людях, зацикленных на собственной персоне.

Неспособность проявлять интерес к чувствам других в психологии называется эгоцентризмом. Люди, склонные к этому состоянию, просто не понимают, что есть мнение, которое может не совпадать с их.

Они закрыты, агрессивны и любят навязывать свое мнение.

Понятие эгоцентризма в разные периоды жизни

Эгоцентризм в дословном переводе с древних языков означает «я – центр круга». В психологии этот термин появился в 20 веке.

В употребление ввел его известный швейцарский психолог и философ, создатель теории когнитивного развития Жан Пиаже. Он занимался изучением поведения и развития мышления детей.

В своих работах он пришел к выводу, что ребенок до 8-10 лет не способен осознать тот факт, что в окружающем мире помимо его мнений, желаний есть другие люди со своими чувствами.

Очень явно характеризует пример. Ребенок не поделится своими игрушками со сверстниками, но спокойно способен их отобрать у другого ребенка. И дело не в жадности или наглости.

Просто ребенок не понимает, что так нельзя, что тому мальчику или девочке, у которой игрушка отобрана, обидно и неприятно. Как он может быть плохим или недостойным чего-то? Другой пример.

Ребенок, играя в прятки, закрывает глаза и думает, что раз он никого не видит, то и его никто не видит. В данном случае проявляется неспособность принимать саму мысль, что у других людей как-то по-другому.

Детский эгоцентризм проходит с возрастом. К моменту поступления в начальную школу дети уже осознают, что есть другие люди, с мнением которых нужно считаться и уважать. В подростковом возрасте наступает другой период эгоцентризма.

В этот период происходит становление личности, гормоны бушуют, подростку кажется, что весь мир буквально кружится вокруг него. И никто во всей Вселенной не способен понять его мыслей и чувств.

Для подростков характерна мысль о собственной уникальности, которую никто не оценивает по достоинству. Также проходит с возрастом.

Но иногда он не проходит. На это могут повлиять социальная среда или воспитание родителей. В любом случае в зрелом возрасте человек остается таким же, как в детстве: приемлет лишь свою собственную точку зрения.

В старческом возрасте люди также подвержены состоянию эгоцентризма. Ощущение собственной беспомощности, неспособность значительно повлиять на происходящее перерастает в раздражительность, капризы и упреки. А еще неконтролируемое желание раздавать советы с высоты жизненного опыта и годами накопленной мудрости.

Эгоцентризм и эгоизм: основные различия

Эгоцентрическое воспитание: преимущества и недостатки

Эгоист рассуждает так: «Я в центре этой Вселенной, а вы все ничтожества», эгоцентрист сказал бы: «Я в центре своей Вселенной, а вы все мне неинтересны». Посыл различный. Для эгоиста окружающие люди – помехи или, наоборот, помощники при достижении исключительно собственных целей. Он паразитирует на них. Для эгоцентриста они – просто окружающие люди, которые ничего в этой жизни не понимают.

Небольшой пример. Семейная пара, устав от постоянных разногласий, приходит на прием к семейному психологу. Муж остается в коридоре, специалист разговаривает с женой.

Выслушав поток жалоб и претензий, он предлагает ей описать ситуацию с точки зрения ее мужа. Жена удивляется, разве у него другое мнение? Это настоящий эгоцентризм.

Супруги прожили вместе несколько лет, но не поняли, что каждый из них – полноценная личность, со своим видением ситуации.

Признаки эгоцентризма

Подобное состояние у взрослых людей различают трех типов:

  1. Познавательный – проявляется в способе мышления и восприятия информации.
  2. Моральный – отсутствие способности воспринимать поступки других людей с точки зрения морали.
  3. Коммуникативный – подразумевает нежелание или неспособность следить за формулировкой и достоверностью излагаемых сведений.

Все эти виды могут встречаться у личности по отдельности, либо в совокупности. Эгоцентризм делает человека очень сложным в общении, ведь он живет по принципу: «Есть два мнения: мое и неправильное».

Определить эгоцентриста в кругу знакомых не так уж трудно. Его выдают признаки:

  • «слепота». Человек склонен игнорировать факты или сведения, которые противоречат его убеждениям и принципам;
  • «близорукость». Личность обладает слишком узкой точкой зрения, не желает расширять привычные понятия, чтобы не выяснить ошибочность собственных убеждений;
  • «праведность». Люди такого склада искренне уверены, их знания истинны, а мнение безошибочно. Они убеждают окружающих в своей правоте порой чересчур навязчиво;
  • «обобщение», «упрощение». Эгоцентристы склонны делить все ситуации на черное и белое, доброе и злое. Упрощать сложные ситуации, разрешение которых может пошатнуть установленную систему ценностей.

Помимо этого, у эгоцентристов отмечено отсутствие способности «считывать» невербальный язык или язык жестов. Им трудно находить взаимопонимание с другими, понимать настроение, интонации, эмоциональное состояние человека.

Практически каждый разговор сводится к борьбе с чужой точкой зрения, которую эгоцентрист не понимает и не принимает. По этой причине такие люди со стороны создают впечатление гордых и надменных людей. Но если копнуть глубже, то выходит, что это не так.

Эгоцентрики другого человека воспринимают скорее, как угрозу своему эго, а потому защищаются своим холодным и, порой, даже презренным поведением.

Низкая самооценка порождает склонность к преувеличению во всем. Человек может превозносить свои таланты, физические и психологические характеристики, финансовые возможности. Словом, все, что быть лучше остальных.

При этом они с удовольствием готовы принижать способности и достижения других – самоутверждаться за чужой счет. А уж рассказывать длинные истории о собственных успехах – сплошное удовольствие. Они любят рассказывать о своих грандиозных планах, масштабных проектах и т.п.

Людям важна поддержка, одобрение и восхищение окружающих. Все это диктуется неуверенностью в себе.

Кстати, сравнивание себя с другими – тоже характерная черта эгоцентристов. Причем такое постоянное сравнивание сродни одержимости. Человек ищет малейший повод удостовериться в собственном превосходстве. Из-за этого сравнение не всегда объективно.

Эгоцентрик намеренно предпочитает в качестве эталона менее успешных людей. К тому же он готов в пух и прах раскритиковать других, даже не дав им ни малейшего шанса, опасаясь, как бы они не оказались лучше.

Другое проявление этого признака – чрезмерная ревность.

Методы поведения с эгоцентристом

В окружении каждого человека найдется человек, подходящий под вышеупомянутые критерии, а потому стоит рассмотреть, как с ними общаться. В первую очередь стоит отметить, что постоянный контакт с эгоцентристом негативно влияет на человека.

Появляется ощущение собственной никчемности – мнение человека никого не волнует, неактуально. Собственные суждения или восприятие ситуации начинают казаться неверными, сомнительными.

На подсознательном уровне срабатывает защита от давления эгоцентрика и, как следствие, желание прервать любые взаимоотношения.

По многим причинам общаться с эгоцентриком придется. При этом стоит придерживаться некоторых рекомендаций. Во-первых, нужно постараться их понять. Не пожалеть, не возненавидеть, а именно понять.

В жизни таких людей почти наверняка были ситуации, под влиянием которых, они стали такими. Они не в силах справится с проблемой, потому что не видят ее. Но при этом нельзя давать им полную свободу действий. Выражать свое недовольство открыто – не лучший вариант.

Критиковать нужно поведение или действия человека, но не его самого.

Не стоит забывать о себе. Обязательно нужно научиться оценивать себя, свои поступки и слова со стороны. Все окажется не так уж плохо, как преподнес бы эгоцентрист.

А с уверенностью в себе и собственных силах противостоять такому противнику намного легче. Также не рекомендуется привязываться к таким людям. Исправить их очень трудно, особенно против их желания.

А навредить человеку своим поведением они могут с легкостью. В их адрес стоит проявлять терпение.

Не стоит потакать их желанию самоутвердиться за счет других. Если человек преувеличивает свои достижения и принижает успехи других, нежелательно поддерживать его в этом. Можно одернуть, сказать, почему он не прав. Если есть за что хвалить, то похвалить, но не льстить и не завышать его достоинства без надобности.

При желании помочь эгоцентристу можно попытаться выяснить корень проблемы. Его поведение может быть следствием неуверенности в себе, защитной реакцией или неопределенной жизненной позиции.

Чаще всего подобные нарушения личностного развития идут из детства.

Взаимодействуя с психологом и эгоцентристом, в процессе доверительной беседы (а люди такого склада о себе поговорить всегда любят) можно выяснить проблему и в последствии работать над ее устранением.

Отдельно стоит сказать о старческом эгоцентризме. Капризы, высокомерие и недовольство пожилых людей могут признаками не только преклонного возраста, но и серьезных заболеваний таких, как болезнь Альцгеймера, Пика или старческое слабоумие.

Все эти болезни ведут к разрушению личности, но на ранних стадиях их развитие можно приостановить. Так что, если подобные симптомы были замечены у стариков, стоит проконсультироваться с психологом или психиатром. Если это все же проявления эгоцентризма, то наилучший способ избежать манипуляции – активно сопереживать человеку.

Где-то подбодрить, где-то похвалить. Такое поведение сделает человека более покладистым.

Способы избавиться от эгоцентризма

В случае, когда кажется, что вы и есть эгоцентрик, можно порекомендовать следующее. Во-первых, попытаться составить список своих сильных и слабых сторон. Причем сделать это нужно честно и по возможности объективно. То, что у вас есть недостатки там, где у других преимущества, еще не делает вас хуже или глупее кого-то.

Старайтесь поменьше потакать себе, перестаньте считать себя самым умным и уникальным. Поверьте, у других людей тоже есть свое мнение и точка зрения, и она ничуть не хуже вашей, а возможно даже лучше. И также имеет право на существование. Никому не живется легче и проще, чем вам. У каждого свои трудности и проблемы.

Научитесь принимать ответственность. Эгоцентристов отличает постоянное желание избежать ее, та же позиция присуща детям.

Когда человек берет ответственность за себя, свою жизнь и жизнь других людей, он тем самым готов признать свои ошибки и недочеты, которые есть у каждого.

Расширяйте кругозор, не бойтесь отказываться от привычных суждений, если оказывается, что они не верны. Люди всю жизнь учатся и познают что-то новое.

Психологи советуют такой прием для изучения чувств и мировоззрения других людей. При общении с друзьями расспросить об их взгляде на ту или иную ситуацию, попытаться проанализировать. Либо после просмотра фильма попытаться изложить историю от лица разных героев. Со временем примерка на себя чувств других людей войдет в привычку, понимать собеседников станет проще.

Для удовлетворения потребности в признании своих достоинств рекомендуется поступить в театральный кружок или заняться общественно полезной деятельностью. Но при этом не стоит рассказывать об этом всем подряд.

Таким образом, эгоцентризм в той или иной степени присущ многим людям. В детстве и юности – это нормальное явление, которое с возрастом должно само пройти. Но если этого не произошло, человек становится сложным в общении, зацикленном на своем мире. Общаться с ним нужно терпеливо и строго.

Источник: https://motivacii-net.ru/egotsentrizm-chuzhoe-mnenie-ne-imeet-znachenija/

Влияние факторов семейного воспитания и особенности общения на эгоцентрическую направленности подростков

В статье рассматривается эгоцентризм как состояние и свойство личности, анализируются результаты исследования соотношения тактик воспитания и величины эгоцентризма у подростков. Показано значение позиции подростков в системе семейных отношений и роль общения с братьями и сестрами как факторов, влияющих на эгоцентрическую направленность.

Ключевые слова: эгоцентризм, формы эгоцентризма у подростков, тактика семейного воспитания, стили общения, внутрисемейные отношения.

В статье рассматривается эгоцентризм как состояние и свойство личности, анализируются результаты исследования соотношения тактик воспитания и величины эгоцентризм у подростков. Показано значение позиции ребенка в системе внутрисемейных отношений и роль общения с братьями и сестрами как факторов, влияющих на эгоцентрическую направленность подростков.

Ключевые слова: эгоцентризм, формы эгоцентризм у подростков, тактика семейного воспитания, стили общения, внутрисемейные отношения.

В последние десятилетия, Введенный Жаном Пиаже, термин «эгоцентризм», предназначенный для характеристики стадии развития детского мышления и речи, чаще всего определяют как неспособность субъекта, сосредоточенно на своих интересах, принимать в расчет мнения, интересы, планы, точки зрения других людей и координировать их со своими собственными [5, 3, с. 10-11]. В семидесятых и 80 — гг. за рубежом понятие «эгоцентризм» уже применялось для характеристики свойств личности и ее позиции в общении и взаимодействии, а с 90-х г. XX в. данный термин используется для описания поведения человека, характеристики его общения и особенностей отношений к вторым людям [7-10]. При этом эгоцентризм соотносится с системой ценностей, направленностью личности, ее позицией и переходит в сферу социально-психологического исследования.

Установлено, что в общении сильно выраженный эгоцентризм говорящего обнаруживается по неадекватной форме и способу подачи сообщения, а эгоцентризм слушающего — по искажение понимания его смысла, которое негативно сказывается на согласование мнений, принятия Совместных решений и координации действий, способствуя конфликтам и напряженности во взаимоотношениях [3].

В исследовании причин развития эгоцентризм как состояния и свойства личности у ребенка большое значение имеет выяснение роли воспитания и межличностных отношений и общения в семье. Напряженные отношения супругов и неудачная тактика воспитания могут привести к сфокусированности ребенка на себя, на своих намерениях, мнении, переживаниях и др.

В трехлетней детей и дошкольников эгоцентризм имеет место тогда, когда они стремятся добиться желаемого, действовать по-своему, активно Настаивают на своем и НЕ обращают внимания на доводы и убеждения взрослых.

В младших школьников эгоцентризм обуславливается недостатком коммуникативного опыта со сверстниками и проявляется в том, что они привносят свой смысл в высказывания других и НЕ заботятся о правильности понимания.

В подростков эгоцентризм может представят собой: 1) свойство и состояние личности, вызванное влиянием социальных факторов, межличностным отношениями и содержанием общения [2]

личностно-аффективный эгоцентрический компонент, связанный с особенностями развития в подростка формально операционального мышления [1, 5], 3) личностную детерминанту мыслительной деятельности, обусловленную спецификой подросткового возраста и комплексом личностных качеств подростка [1].

В подростковом возрасте эгоцентризм достигает своего наивысшего уровня развития и качественных проявлений.

Сосредоточенность на себе, недостаточное Различение социальной реальности и представлен в ней, вера в уникальность своего существования, конфликтность восприятия собственного образа «Я» — это основные показатели, присущие эгоцентризму данного возрастного периода.

В старшем подростковом возрасте эгоцентризм Выступает одной из ключевых детерминант личностного развития, влияющих на характер и эгоцентрическую направленность [2-4].

В общении эгоцентрические феномены у подростков вызываются нарушением операциональных возможностей коммуникации: ее пути от «Я» к «Другому» часто носят односторонний характер, в результате чего происходит эгоцентрическая интерпретация сообщений.

Повышенное стремление развивающейся личности к самоутверждению, которое наблюдается вместе с психофизиологических и социально-психологическим формированием, усиливает подростковый эгоцентризм. НЕ случайно Д.

Элкинда обнаружил ряд феноменов эгоцентризм, характерных для подростков.

Первый из них — «Воображаемая аудитория». Суть данного феномена состоит в том, что подростки думают, что другие люди также озабочены их поведением и внешним видом, как и они сами [7]. Два другие феномена эгоцентризм личности Д. Элкинд назвал: «Личный миф» и «сфокусированности на себя».

Феномен, Названный им «Личный миф», отражает специфику подросткового представления о себе и восприятия особенностей своих чувств и переживаний как уникальных, а феномен «сфокусированности на себя» проявляется как сосредоточенность внимания подростка на своих чувствах и мыслях [7-9].

Мы полагаем, что неадекватное представление подростков о своей персоне и сфокусированности их внимания на себя взаимосвязаны и зависят в большой мере от тактики воспитания, стиля общения в семье и характера отношений к ребенку, особенно, если последние усиливают его потребность в самоутверждении. Теоретический анализ тактик воспитания ребенка даете основание считать, что только тактика сотрудничества благоприятна для становления личности подростка и должна при прочих равных условиях в меньшей мере стимулировать эгоцентризм у подростков. Эта тактика отличается демократическим стилем взаимоотношений и доверительностью общения. Влияние также могут оказывать и неосознаваемые установки родителей по отношении к детям, в результате чего в них закладывается эгоцентрическая направленность личности, незрелость когнитивной и эмоциональной сферы, акцентуации характера и др.

При выяснения влияния тактик семейного воспитания на эгоцентризм мы использовал Принятую в возрастной психологии классификацию тактик: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество [6, с. 104].

Каждая из данных тактик задает определённое соотношение позиций, занимаемых в семье родителями и детьми. Это соотношение может оказаться несбалансированными, в результате чего одна из сторон становится доминирующей.

Следует отметить, что благоприятные условия для формирования гармоничной и социально приспособленной к взаимоотношениям с разными людьми личности встречаются довольно редко, поскольку они требуют наличие житейского опыта или Специальных знания и усилий.

Добрые, Дружественные отношения мамы и папы к детям, общение в демократическом стиле, допускающему свободное волеизъявление ребенка, преобладание созидающих приемов просьбы и поощрения способствуют установлению доверительных отношений и создают благоприятный психологический климат в семье с ровным межличностным отношениями, Которые Наиболее важны для стабильного состояния эгосистемы подростка . Такие отношения укрепляют веру ребенка в свои силы, активизируют его сокровенные чувства, способствуют формированию рассудительносты, логики и сознательности.

Но не все в семьи отличаются такими отношениями. По нашим данным на конец 80-х — начало 90-х гг. демократический стиль с соответствующей тактикой сотрудничества имел место не более, чем в 17,4% семей. В конце 90-х этот процент сократился [2, с. 193].

Кроме того, дети, даже если они не знают, что такое пьянство или наркомания родителей все равно могут оказаться в условиях неблагоприятных или не очень благоприятных для развития их личности.

Чаще всего это связано с недостатком должной культуры взаимоотношений, с отсутствием у родителей согласованных представлен в прием воспитания сына или дочери.

Родители далеко не всегда осознают что, пользуясь грубым приемами обращения, они попирают Личное достоинство своих детей, Которые тяжело переживают разговоры на повышенных тонах, крикливости и истерические реакции своих родителей.

Несмотря на то, что подобное обращение родителей вызывает у детей и подростков внутренний протест, на определённых возрастных этапах развития они начинают копировать поведение, манеры общения и обращения членов своей семьи в отношениях со сверстниками или младшими, особенно, когда хотят добиться своего, настоять на своем , повлиять на других. Все это в определённых условиях усложняет интегративные процессы.

К сложности социальной интеграции Приводит как попустительский стиль воспитания родителей так и опека со стремлением постоянно угождать детям и жалеть их.

Чрезмерная опека, сниженные требования к ребенку задерживают формирование личностной зрелости, способствуют эгоцентризму и эгоизме.

Причиной эгоцентризм в данном случае становится отсутствие потребности учитывать мнения, позиции и состояния других людей, а также недостаток развития способности представит себя на месте другого.

При диктате, как тактике семейного воспитания, имеет место излишняя требовательность и Чрезмерный контроль ребенком.

Ряд родителей придерживающихся тактики диктата, применяют физические наказания, пользуясь детской слабостью и беззащитностью.

Усиленная необоснованная критика и оскорбления, крики и недостаток похвалы снижают инициативу ребенка, боящегося сделать что-то не так, создают нежелательную для состояния личностной социально-психологическую ситуацию развития.

В подростковом возрасте девочки и мальчики из таких семей страдают из-за подавляемого в них чувства личного достоинства.

Уже в 11 — 12 лет они пробуют отстоять себя, реализовать свои намерения, а родители, как правило, пытаются «сломать» волю ребенка и навяз ему свои требования, а также представления о жизни и о нем самом.

В ответ на свои воздействия (негативную оценку личности ребенка, критику способностей, привычек и поведения, запреты, требования и др.) дети употребляют свои «контрмеры»: лицемерие, вспышки грубости, а иногда и откровенную ненависть [6, с. 104].

В опекающих родителей доминирующую позицию Занимает ребенок, а при диктате — доминируют родители. Опекающие родители, стремясь угодить ребенку и удовлетворить его желания и потребности в ущерб себе, ограждают его от забот и усилий, решай за него проблемы.

Подростки, чрезмерно опекаемые в семье, доставляют много хлопот в школе. Они требуют к себе дополнительного внимания со стороны учителей, обижаются, если к ним относятся, как ко всем вторым Одноклассникам, жалуются на «несправедливость».

Обычно именно эти дети составляют контингент без разрешения и предупреждения сбежавших домой из детских лагерей труда и отдыха.

Поскольку такие дети НЕ контролируют применяемые ими способы выражения протеста, они могут дойти до крайних форм отклоняющегося поведения.

«невмешательства» — еще одна распространенная тактика семейного восп?? Тания. Ее так же, как опеку и диктат, нельзя считать удачной в смысле эффективности влияния на развитие и состояние личности. Эта тактика проявляется в независимости жизненных миров и психологического пространства сосуществования родителей и детей.

Желая предоставить детям самостоятельность и получить больше свободного от детских забот времени для себя, родители уклоняются от активного вмешательства в дела и переживания своих детей, даже когда это необходимо.

Чувства и переживания детей они Считают НЕ заслуживающими серьезного внимания и НЕ склонны в ЭТИХ случаях затрачивать свои душевные силы на то, что Считают для себя малозначимым. В результате индивидуализма родителей придерживающихся кредо: «У детей свои проблемы, а у нас — свои», у детей может формироваться душевная черствость, эгоцентризм и стремление к обособленности.

Позиция невмешательства не дает ребенку достаточных ориентиров для определения своей позиции по отношении к другим, поэтому их социально-психологическое положение вне семьи может оказаться неустойчивым и вызывать напряжение в структуре личности.

Источник: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/4863-vlijanie-faktorov-semejnogo-vospitanija-i-osobennostej-obschenija-na-egotsentricheskuju-napravlennost-podrostkov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector