Материалистическая теория происхождения государства — плюсы и минусы

Основатели материалистической теории происхождения государства: Маркс, Энгельс, Ленин.

Суть теории: государство возникло, в силу экономических причин: обществ. разделения труда, появления прибавочного продукта и части собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами (подавление одного класса другим).

  • Плюсы теории: Материальные условия общества играют в нем очень большую роль; Изменение форм трудовой деятельности, ведение хозяйства, собственности влияет на возникновение государства; При переходе от присваивающей к производящей экономики идет дифференциация людей по существенному признаку; Раскрываются признаки государства.
  • Минусы: На образование государства влияет не только экономика, но политические и социальные факторы; Недооценивается роль государства в регулировании экономических процессов; Происхождение государства в мире идет не по одной схеме.
  • Теологическая теория происхождения государства
  • Основатель теологической теории происхождения государства — Фома Аквинский (1225-1274)
  • Суть теории: государство — это результат божественной воли.

Государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна, незыблема и зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Каждый человек обязан подчиняться во всем государю, не пытаться изменить установленный богом порядок. Данная теория утверждает и защищает тезис «вся власть от бога». (Господствовала в средние века в Иране, саудовской Аравии)

  1. Плюсы теории: Государство появляется с монорелигией; Теория позволяет установить в обществе порядок; Отражает объективные решения того времени, а именно- первые государства были теократические;
  2. Минус — является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства.
  3. Основатель патриархальной теории происхождения государства — Аристотель.
  4. Суть теории: государство- это продукт разросшейся семьи.

Согласно этой теории люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последствие развитие и разрастание семьи в результате объединения людей, а также увеличение числа семей приводят к образованию государства. Власть государя есть естественное продолжение власти отца, «патриарха» в семье.

Монарх является отцом всего народа, благосостояние общества не возможно безкоролевской заботы, король действует во благо подданных охраняет и защищает их как отец членов семьи. власть короля неограниченна и незыблема.

Плюсы теории: Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи»; Позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца»; Поддерживает веру людей в нерушимость мира; Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим жизненным опытом.

Минусы: Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира; Не объясняет, что если государство — единая семья, то почему происходит война? Не объясняет жесткость законов.

Основатели договорной теории происхождения государства: Гроцкий, Гоббс, Локк, Руссо, Радищев.

Суть теории: государство- это объединение людей на основе общественного договора с целью достижения общих благ. Теории общественного договора в определенной мере отражают исторические факты.

Государство возникло в результате добровольной передачи людьми части своих прав специально созданному для их защиты и защиты общественного порядка органу, т.е. в результате длительного естественно-исторического развития общества.

В свою очередь этот орган должен был защищать на род от внешних посягательств и согласовывать внутренние интересы.

Плюсы теории: Авторы отметили особенности человека (страх, инстинкт, самосохранение); Носит демократический характер; Опровергает существование религиозного начала в сущности государства; Опирается на общественную практику;

Минусы: Согласно теории человек не подчиняется ни кому и никого не подчиняет себе; Чтобы сознательно создать государство, нужно о нем иметь хоть какое-то представление; Договор — это воля людей, значит он может быть расторгнут; Договор не обладает юридической силой, т.к появился раньше государства.

  • Теория насилия состоит из двух частей:
  • Теория внешнего насилия; Теория внутреннего насилия.
  • Основатели теории внешнего насилия: Гумплович, Каутский.
  • Суть теории — государство — результат завоевания одного племени другим, захват более слабых и подчинение их себе, сбор дани.
  • Плюсы теории: Основана на многих исторических фактах; Результат завоевания отражается во всех сторонах жизни вновь возникшего общества;
  • Государственный аппарат состоит из завоевателей.
  • Минусы: Не может объяснить возникновения государства во всех регионах мира; По отношению к процессу происхождения государства завоевания носят вторичный характер; В истории есть примеры, когда не само завоевание, а угроза завоевания послужила возникновению государства; Кроме насильственного пути возникновения, есть мирный путь.
  • Основатель теории внутреннего насилия: Дюринг.
  • Суть теории: государство это результат насилия одной части общества над другой.
  • Плюсы теории: У людей имеются разные интересы; Имеет место насилие в обществе; Государство в осуществлении своих функций использует насильственные методы.
  • Минусы: Отстаивание интересов может привести к саморазрушению общества и государства; Люди не могут быть равны биологически; Государство не всегда выражает интересы общества; Если можно создать государство насильственным способом, то его можно и разрушить.
  • Основатели психологической теории происхождения государства: Петражицкий, Фрейд.
  • Суть теории: Государство появляется в связи со свойством человеческой психики: потребность людей во власти над людьми, стремлением подчиняться, подражать.
  • Государство — продукт разрешения психологических противоречий между активными личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к исполнению данных решений.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления и для подавления их возникает государство.

Государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части людей в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам, так и для подавления агрессивных влечений индивидов.

Конечно психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, но в то же время роль психологических свойств личности не следует преувеличивать.

Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться лишь как моменты государственного образования, так как сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных условий.

Источник: https://studwood.ru/860784/pravo/materialisticheskaya_kontseptsiya_proishozhdeniya_gosudarstva_inye_kontseptsii_proishozhdeniya_gosudarstva_prava

14. Марксистская (Материалистическая) теория происхождения государства: основоположники, суть теории, ее достоинства и недостатки

В
середине ХIХ в. Возникла марксистская
теория
происхождения государства. Ее основные
постулаты изложены в работах К. Маркса
и Ф. Энгельса «Немецкая идеология»,
«Манифест Коммунистической партии», в
книге Энгельса «Происхождение семьи,
частной собственности и государства».

Основными
причинами происхождения государства
основоположники марксизма считали
раскол общества на антагонистические
классы с непримиримыми интересами, что
было обусловлено изменениями в
экономическом базисе, которые, в свою
очередь, привели появлению частной
собственности.

Все это подорвало изнутри родовое
общество. Отсюда они определяли
государство как результат, прежде всего
социально-экономических процессов
развития общества.

В государстве власть
начинает выражать интересы только одной
части населения – экономически
господствующего класса, который
становится и политически господствующим
классом.

Государство возникает как
орудие в руках имущих классов для
удержания в повиновении и подавления
сопротивления неимущих слоев. Эта роль
государства обеспечивается созданием
специальных органов принуждения (армии,
полиции, суда, тюрем и др.).

Суть
теории заключается в том, что государство
явилось на смену родоплеменной
организации, а право – обычаям.

Государство
не навязывается обществу извне, а
возникает на основе естественного
развития самого общества, связанного
с разложением родового строя, появлением
частной собственности и социальным
расслоением общества по имущественному
признаку.

Возникли классы и классовый
антагонизм, а значит, возникла потребность
во властном органе, способном обеспечивать
преимущество интересов одних членов
общества в противовес интересам других.

По
утверждению представителей
материалистической теории оно является
исторически преходящим, временным
явлением и отомрет с исчезновением
классовых различий.

Представители
других концепций и теорий происхождения
государства считают положения
материалистической теории односторонними,
неверными, так как они не учитывают
психологических, биологических,
нравственных, этнических и других
факторов, обусловивших формирование
общества и возникновение государства.
Тем не менее, огромная заслуга
экономического материализма состоит
в доказательстве выдающегося значения
экономического фактора.

15.Понятие типа государства. Основные подходы к типологии государства

В
рамках организационной концепции
государство представляет собой форму
социальной организации. По мнению В. Е.

Чиркина, отражающему достаточно
традиционную для социально-политической
и юридической науки точку зрения,
государство — это особая, универсальная
для данного общества организация,
обладающая уникальной властью (публичной,
государственной властью) и специализированным
аппаратом управления обществом. Будучи
неотъемлемой частью общества на
протяжении многих тысячелетий, государство
выполняет всеобъемлющие регулятивные
(а именно управленческие) функции по
отношению к нему.

Представляется
целесообразным рассмотрение организационной
концепции понимания государства в
широком и узком смыслах.

В
широком
смысле государство
есть ограниченное
географическими пределами (границами)
политически организованное сообщество
граждан (подданных).

При
этом в качестве основных структурных
элементов государства выступают
социальные организации, осуществляющие
управление (органы государственной
власти); организации, обеспечивающие
управленческий процесс (материальные
придатки государства: силовые структуры
— полиция, армия, органы государственной
безопасности; государственные учреждения,
осуществляющие деятельность в сфере
науки, образования, медицины, социального
обеспечения, и т. п.); организации,
являющиеся объектом управленческого
воздействия (семейные и профессиональные
союзы, корпорации осуществляющие
хозяйственную деятельность и т. п.).

В
узком
смысле государство
отождествляется с аппаратом
государственной власти (бюрократией)
и силовыми структурами, при помощи
которых осуществляется государственное
принуждение.

Соответственно
если брать за основу узкий подход, то
получается, что в пределах географической
территории страны существуют и
определенным образом взаимодействуют
государство — аппарат (инструмент)
публичной политической власти и народ
— объект властного воздействия.

Функциональная
концепция понимания
государства предполагает восприятие
последнего не в качестве субъекта
действия — коллективного лица, от своего
имени осуществляющего управление
обществом, а в качестве системы отношений,
состояния упорядоченной политико-правовой
реальности. В рамках подобного понимания
государство рассматривается как
сложившийся в пределах определенной
территории и обеспечиваемый при помощи
публичных регулятивно-охранительных
механизмов порядок управления обществом.

Данный
порядок носит нормативный характер и
объединяет общезначимые правила
поведения, принимаемые от имени всего
государственно организованного
сообщества относительно небольшим по
числу аппаратом управленцев —
государственной бюрократией.

Читайте также:  Стоит ли покупать проектор: особенности, плюсы и минусы

Основанием
государства
— организованного политического порядка
является
взаимное стремление власти и подвластных
к общему благу, а это, в свою очередь,
предполагает поиск и нахождение
компромисса между публичными,
корпоративными и частными интересами
субъектов социально-политической
организации. Соответственно правовое
государство — это порядок, установленный
при помощи правовых предписаний и
обеспечиваемый при помощи правовых
средств в рамках правовых процедур.

Представляется
целесообразным комплексное рассмотрение
государства путем выделения и
характеристики его признаков. К таким
признакам относятся: государственная
территория, институт гражданства,
публичная политическая власть и
государственный суверенитет.

Государство
= власть + население + территория. То
есть, государство — это организация
политической власти, действующей в
отношении всего населения на закрепленной
за ним территории, использующей право
и специальный аппарат принуждения.

Типологизация
как метод научного исследования
предполагает сбор материала, представляющего
собой исходную базу для анализа, выделение
общих для тех или иных явлений свойств,
принимаемых за критерии типологизации,
и группировку рассматриваемых явлений
в соответствии с выделенными критериями
(отнесение их тому или иному типу).

Метод
типологизации занимает важное место в
системе методологических оснований
теоретического государствоведения,
так как дает возможность лее полно
отразить изменяющуюся функциональную
сущность государств особенности его
возникновения и эволюции, увидеть в
целом естественно-исторический прогресс
в развитии государственно-организованного
общества.

При этом в рамках разных
политико-правовых учений выделялись
различные критерии типологизации
государств.

Первые
попытки выведения общих закономерностей
формирования и функционирования
государств были предприняты еще
Аристотелем, который считал, что основными
критериями разграничения государств
являются, во-первых, количество властвующих
в государстве и, во-вторых, осуществляемые
государством функции.

По количественному
признаку различаются государства, где
основные властные полномочия принадлежат
единоличному главе государства,
государства, управляемые коллективным
органом власти, и наконец, такие
государства, где принятие наиболее
важных решений непосредственно зависит
от большинства населения.

В зависимости
от сущности механизма государственного
функционирования Аристотель выделяет
правильные и неправильные государства.

К правильным формам относятся монархии
(единоличная власть монарха направлена
на достижение общественного блага),
аристократии (власть немногих «лучших»,
заботящихся о государственных и
общественных нуждах), демократии
(властные полномочия осуществляются
непосредственно населением).

К неправильным
Аристотель относит деспотию (произвольную,
ничем и никем не ограниченную власть
тирана), олигархию, при которой
представители власти заботятся о
собственных материальных интересах в
ущерб общегосударственным, и наконец,
охлократию — «власть толпы».

В
современном теоретическом государствоведении
выделяются самые разные критерии
типологии государства.

Проводится
типологическая градация по таким
критериям, как: роль религии (теократические
и светские); политический режим
(демократические и антидемократические);
форма правления (республики и монархии);
территориальное устройство (унитарные
и федеративные); географическое
расположение и отношение к частям света
(западные, восточные; европейские,
азиатские, африканские, американские
и др.).

В
настоящее время выделяют два основных
подхода к типологии государства:
формационный и цивилизационный.

Суть
формационного подхода заключается в
понимании государства как системы
взаимосвязанных экономических (базисных)
отношений, предопределяющих формирование
надстройки (объединяющей социальные,
политические, идеологические отношения).

Сторонники данного подхода рассматривают
государство как специфический социальный
орган, возникающий и отмирающий на
определенном этапе развития общества.
Деятельность государства при этом носит
преимущественно принудительный характер
и предполагает силовые методы разрешения
классовых противоречий.

Согласно
формационному подходу к типологии
государства в процессе смены
общественно-экономических формаций в
результате социальных революций с
объективной необходимостью происходит
переход от одного исторического типа
государства к другому, более высокому.

Если буржуазное государство — последний
тип эксплуататорского государства —
подлежит революционному слому,
социалистическое государство —
исторически последний тип государства
вообще — постепенно «засыпает»,
«отмирает».

Цивилизационный
подход ориентирован на познание этапов
государственного развития через все
формы деятельности человека: трудовую,
политическую, социальную, религиозную
— во всем многообразии общественных
связей. Концепция цивилизации позволяет
различать не только противостояние
классов и социальных групп, но и сферу
их взаимодействия на базе общечеловеческих

Источник: https://studfile.net/preview/5369304/page:4/

Материалистическая теория происхождения государства

Материалистическая теория происхождения государства права является одной из основных теорий, объясняющих возникновение такого общественного явления как право и государство.

Выдающимися ее представителями были К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин.

Суть материалистической теории можно заключить в том, что основной причиной возникновения права являются отнюдь не религиозные или культурные причины, а исключительно экономические предпосылки.

Представители материалистической теории происхождения государства и права утверждают, что государство пришло на смену родоплеменным отношения, а право на смену мононормам и обычаям.

Такой переход произошел в силу значительных преобразований хозяйственной и экономической деятельности первобытного общества. При этом изменения в социальных отношениях и культуре представители этой теории не принимают во внимание.

Таким образом, именно экономические изменения привели к разложению первобытного общества и формирования таких социальных явлений как государство и право.

Какие экономические изменения привели к возникновению государства и права? (материалистический подход).

В-первую очередь происходит отделение скотоводства от земледелия и далее выделения ремесла и появления класса людей, занятых исключительно в отношениях обмена товарами.

Эти изменения экономической и хозяйственной действительности стимулировали быстрый рост производственных отношений и появление избыточного продукта. Необходимо обратить внимание на то, что именно в этот период становится очень выгодно эксплуатировать чужой труд.

Примером тому является начало практики порабощения пленных воинов, которых заставляли работать на себя, а произведенный ими продукт присваивали.

Все вышеперечисленные факторы приводят к усилению имущественного расслоения и углублению разделения труда, формируется классовое общество, появляются богатые и бедные слои населения. Богатые слои начинают использовать труд бедных слоев населения и других представителей общины.

В результате в течение длительного времени происходит формирование устойчивых слов населения и классов. Формируются закрытые социальные группы управленцев (вождей), военных предводителей и духовных лидеров (жрецов).

Эти слои обладали более высоким статусом по сравнению с другими представителями общества и использовали свое высокое положения для того чтобы присвоить избыточный продукт, производимый обществом (скот, орудия труда, утварь), а также стремились передать свои привилегии по наследству.

Этими стремления было обусловлено задача этих классов по удержанию в состоянии повиновения остальных членов общества, в особенности рабов и незащищенных представителей общества.

Новые условия социальной и экономической жизни общества привели к тому, что устоявшаяся система управления родоплеменной организации общества перестала отвечать запросам времени, появились непреодолимые противоречия, в результате чего и появилось государство и право.

Согласно этой концепции, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества,

минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития — первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.

) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идет феодальное, а затем буржуазное государство.

Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу.

Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) — это, согласно марксистским представлениям, определённое повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя.

Государство по Энгельсу

Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса.

Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённая силы.

Государство по Ленину

В подходе В. И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство — продукт и проявление непримиримости классовых противоречий.

Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены… И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы».

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функционирования общества как целостного организма.

Источник: http://ifreestore.net/1996/7/

Материалистическая теория происхождения государства: основоположники, суть теории, ее достоинства и недостатки

Ответы на билеты по основам права.

1. Понятие и признаки государства: в учебнике стр. 19-21.

2. Первобытное общество:общественная власть, социальные нормы, основы хозяйствования.

Первобытное общество – общество, которое строится на началах общественного самоуправления. Хозяйство носит присваивающий характер, орудия труда примитивные, низкая производительность.

  • Формы социальной организации общества: род, племя, союз племен.
  • Личность внутри рода объединена кровным родством, общностью имущества, совместным трудом.
  • Власть носит общественный характер (родовое собрание).
  • Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда.

Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса.

Читайте также:  Основные плюсы и недостатки жизни в Карелии: стоит ли переезжать, особенности проживания

Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться – «первобытно-общинный строй», а его социальная организация – родоплеменной.

Следовательно, социальная власть распространялась только на в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) была непосредственно общинной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);

3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Социальные нормы, существовавшие в первобытном обществе:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных – технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п.

Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья.

Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной первобытного общества.

2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

  1. 3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
  2. 4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
  3. 5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;
  4. 6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;
  5. 7) выражали интересов всех членов рода и племени.

Хозяйство: постепенно от охоты, рыболовства и собирательства, а также архаичных форм земледелия, скотоводства человечество стало переходит к развитым формам земледелия (подсечноогневому, неполивному, поливному, в том числе ирригационному) и скотоводства (пастбищному, отгонному, а затем и кочевому). Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества.

3. Причины возникновения государства и права (современная материалистическая теория).

Причины возникновения государства:

Совершенствование орудий труда => усложнение технологий использования орудий => разделение труда (разделение земледелия и скотоводства, выделение из земледелия ремесленничества => купечество) => усложнение нравственности.

Основные теории происхождения государства:

· Теологическая теория. Суть: человек есть божественное создание, т.е. произошел от Бога => государство – божественный промысел.

· Патриархальная теория. Суть: люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению.

· Договорная теория. Суть: государство появилось в результате договора – рациональное объединение людей на основе согласия между ними, посредством которого они передают свою свободу и власть государству.

· Органическая теория. Суть: теория связана с эволюцией Дарвина, т.е. государство представляет собой организм, состоящий из частей, связанных между собой и представляющий целостный организм.

· Теория насилия. Суть: государство является результатом внутреннего и внешнего насилия и должно обладать суверенитетом.

· Расовая теория. Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы — деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы.

· Материалистическая теория.

Материалистическая теория происхождения государства: основоположники, суть теории, ее достоинства и недостатки.

Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям — право.

Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление — оно возникло вместе с возникновением классов и тж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

4. Понятие формы государства. Её элементы.

5.Понятие формы правления, её виды. (эти 2 вопроса в 1)

  • Форма государства – внешнее выражение государственной власти, её организационной структуры, характера органов и их взаимосвязи, систему взаимодействия друг с другом и с населением.
  • Это единство трех элементов: форма правления, форма государственного устройства, государственный или политический режим.
  • Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования её органов и взаимоотношений с населением.

· Монархия – власть сосредоточена в руках единоличного главы государства, передается по наследству или по завещанию. Разделяется на абсолютную и ограниченную (власть монарха ограничена конституцией).

  1. · Республика – организация государственной власти, при которой высший орган государственной власти избирается или формируется особыми представительными учреждениями.
  2. · Президентская республика – президент является главой государства и исполнительной власти, избирается населением, он свободен в назначении кабинета министров.
  3. · Парламентская республика –

Источник: https://poisk-ru.ru/s44814t2.html

Материалистическая теория государства и права

К представителям материалистической теории обычно от­носят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникнове­ние государственности прежде всего социально-экономически­ми причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а сле­довательно, и для появления государственности, имели три круп­ных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом).

Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствова­ние орудий труда дали толчок росту его производительности.

Возник избыточный продукт, который в конечном счете и при­вел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на экс­плуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственно­сти выступает выделение публичной власти, уже не совпадаю­щей с обществом и не выражающей интересы всех его членов.

Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих.

Они создают для защиты своих эко­номических интересов новую политическую структуру — госу­дарство, которое прежде всего служит инструментом реализа­ции воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функцио­нирования общества как целостного организма.

Психологическая теория происхождения государства

Среди наиболее известных представителей психологиче­ской теории происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление го­сударственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стрем­лением одних подчиняться, подражать, а других — подчинять, быть образцом для подражания.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал пле­менным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др.

Их магиче­ская сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, бо­ролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного обще­ства от вышеназванной элиты.

Именно из власти, приписывае­мой этой элите, и возникает власть государственная.

. Государство, по мне­нию представителей данной теории, — продукт разрешения пси­хологических противоречий между инициативными (активны­ми) личностями, способными к принятию ответственных реше­ний, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющей данные решения.

10. 0Бщие закономерности возникновения и развития государства и права.

Государство — политическая структура особого рода, воз­никшая на определенном этапе социального развития, представ­ляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Формирование государства — длительный процесс, кото­рый у различных народов мира шел разными путями.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.).

Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная общи­на, коллективная собственность и другие.

Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одно­временно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, выступая организаторами производства.

  • По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в резуль­тате появления частной собственности и раскола общества на классы.
  • Афины — это самая чистая, классическая форма возник­новения государства, поскольку оно вырастет непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри ро­дового строя.
  • В Риме образование государства ускорилось борьбой бес­правных, живших вне римских родов плебеев против родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского государства в значитель­ной степени связано с завоеванием обширных территорий, для господства над которыми родовая организация приспособлена не была.

Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной госу­дарственности — закреплением крестьянства и крупной част­ной собственностью на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной земельной собственности, а крестьяне сохра­няли и свободу, и собственность на землю).

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечи­вать эффективность действия друг друга.

Как невозможно су­ществование государства без права (последнее организует по­литическую власть, выступает зачастую средством осуществ­ления политики конкретного государства), так и права без го­сударства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы).

Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение пра­вовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

  1. Право исторически возникло как классовое явление и вы­ражало прежде всего волю и интересы экономически господ­ствующих классов (чтобы убедиться в этом, достаточно посмот­реть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодаль­ной эпох).
  2. Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеоб­щего сведения.
  3. Возникновение права — следствие усложнения со­циальных связей, обострения противоречий, с регулировани­ем которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.
  4. Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:
  1. перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой го­сударства;

  2. правотворчество государства, которое выражается в из­дании специальных документов — нормативных актов (зако­нов, указов и т. п.);

  3. прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения дру­гих аналогичных дел).

Читайте также:  Ковры из хлопка: плюсы и минусы покупки

Немного о теме

Материалистическая теория происхождения государства связывает появление такой структуры с тем, что в обществе появилась частная собственность. Именно из-за этого произошел раскол на классы, что в итоги породило классовые противоречия, которые лежат в основе множества революций.

Специалисты считают, что материалистическая теория происхождения государства отличается большей ясностью своих исходных положений и четкости их формулировки, логической последовательностью. Но при этом надо отметить, что данная теория является огромным достижением всей теоретической мысли.

Базовые положения

Основные положения этой теории происхождения государства наиболее полно изложены в труде Фридриха Энгельса под названием «Происхождение семьи, частной собственности, государства». Также хорошую исходную базу можно получить, читая труд Владимира Ленина под названием «Государства и революция».

Согласно твердым убеждением Фридриха Энгельса, государство не может существовать постоянно. Отметим, что действительно в истории были общества, которые могли обходиться без такого аппарата власти.

Однако на определённой ступени своего развития, который сопровождался экономическим ростом и неизменным расколом общества на слои, государство стало некой необходимостью для свершения такого раскола.

При этом противостояние классов необходимо всегда регулировать, чтобы не произошел глобальный конфликт, который приведет к массовым разрушениям. Именно для этого и нужна сила, которая будет стоять выше и контролировать всё происходящее.

Другими словами, необходимо государство, которое будет определять силу противостоящих сил и сдерживать их в определенных границах. При этом такая сила должна выйти из самого общества, но суметь поставить себя выше него.

Только тогда, благодаря отчуждению, можно будет построить государственную власть.

Отличия

Какие же отличия между государствами и родоплеменной организацией выделяет Ф. Энгельс в своем труде «Происхождение семьи частной собственности и государства»? Автор говорит о том, что различие состоит его дележке подданных по территориальному признаку.

Как мы знаем, основа существования родовых общин базировалась на связи членов рода с определённой территорией, на которой люди вели хозяйство и жили годами. Мы понимаем, что время шло и мир развивался.

Из-за того, что увеличивалась мобильность населения и из-за движущих экономических причин родовому обществу больше не было места в мире, так как оно не могла выполнять свои функции. Появилось общество, состоящее из граждан, которые уже могли принимать участие в выборе верховной власти.

Люди получили общественные права и обязанности, которые не относились к родам или же племени, как было ранее.

Власть как принуждение

Следующая отличительная черта, согласно материалистической теории происхождения государства, заключается в том, что государство – это, по сути, публичная власть, которая не всегда может совпадать с мнением населения. При этом цель такой власти состоит том, что она будет держать людей в повиновении.

В современном мире публичная власть существует абсолютно в каждом государстве. Она состоит не только из армии, как основной принудительной силы, но и из различных учреждений, которые при надобности могут оказывать влияние и давление на граждан посредством различных ограничений.

Понятное дело, что подобные рычаги влияния были недоступны в родовом обществе.

Управление

Основные положения теории мы разобрали, теперь уделим внимание публичной власти как особому явлению. Это сила усиливается в том случае, если классовые конфликты обостряются. Благодаря этому на международной арене государства становятся более контактными и населенными.

Чтобы вся эта система работала, необходима финансовая поддержка, которую можно получить от граждан. Для этих целей и были придуманы налоги.

Но цивилизация развивалась и в какой-то момент этих взносов стало недостаточно, поэтому в современном мире государство может делать займы или же иметь государственные долги.

Люди, которые имели достаточно власти, конечно же, имели право взыскивать налоги. Таким образом, даже обычные чиновники являются органами государства и становятся над обществом, защищают его авторитет и законы. Это замкнутый круг, потому что чиновники будут всегда защищать закон, так как он обеспечивает их неприкосновенность.

Кто руководит?

Однако кому же достанется власть согласно материалистической теории происхождения государства? Кратко ответить здесь можно и нужно.

Власть достанется самому могущественному классу, который при этом обязательно имеет экономическое превосходство.

Таким образом, политический класс формируется из самых богатых граждан, таким образом укрепляя свои позиции и приобретая новые средства для того, чтобы подавлять и эксплуатировать низшие классы.

Параллели с историей

Отметим, что в античном обществе власть была представлена рабовладельческим строем.

То есть, все его основные рычаги давления были направлены на подавление рабов, как самого низшего, но очень полезного класса людей для богатых.

Феодальное общество было государством власти, которое ставило перед собой тоже одну очень важную похожую цель, а именно — подавление крепостных и зависимых крестьян.

Но что же происходит сейчас? Государство нового времени представляет собой не что иное, как усовершенствованное и очень продуманное орудие для эксплуатации наемных работников при помощи капитала.

Исключения

При этом отметим, что критика теории основывается не только на теоретических доводах, но и на некоторых примерах из истории, которые являются исключением из общих правил. Так, истории известны случаи, которые нарушали всю эту систему. Были периоды, когда между противостоящими классами устанавливалось некое равновесие.

Благодаря этому, государственная власть на некоторое время начинала отдаляться от обоих классов и действовать более самостоятельно, независимо от их интересов.

Таким примером была абсолютная монархия в XVII-XVIII веках, благодаря которой было достигнуто некое равновесие между буржуазией и дворянством, хотя полностью конфликт исчерпан, конечно же, не был.

Категории людей

Но были и более негативные примеры. Даже сам автор материалистической теории происхождения государства рассказывает о случае, когда известные государства предоставляли людям права касательно выборов, исходя из их имущественного положения. Таким образом, мы понимаем, что главная цель государственной системы заключается в том, чтобы защищать богатых от неимущих.

Например, в Риме и в Афинах людей делили на имущественные категории, из которых исходили определенные права и ограничения. Во времена средневекового феодального общества возможности политического влияния напрямую соотносились с размерами земельных участков.

А что касается нового времени, то этот принцип выражается в избирательном цензе при выборе кандидатов в высшие государственные органы.

Демократия

Для современной демократии не существует никаких ограничений. Однако всё равно люди с деньгами пользуются своей властью косвенно. С одной стороны, они могут просто подкупать высокопоставленных лиц, а с другой стороны — заключать довольно хитрые союзы между крупными предприятиями и правительственными органами, таким образом вынуждая последних действовать по их интересам.

Современные представители материалистической теории происхождения государства говорят, что в начале прошлого века общество наконец-то начало приближаться к тому уровню, когда существование конфликтных классов уже не является необходимостью, а становится настоящей помехой для развития.

Это ведет к тому, что последует социальная революция, которая уничтожит государство как аппарат управления.

Плюсы и минусы материалистической теории происхождения государства

Рассмотрим положительные и негативные стороны данной теории. Перед этим напомним, что основной постулат заключается в том, что государственный аппарат возник благодаря экономическим причинам. То есть появилось разделение труда, частная собственность, что привело к расколу общества на противоборствующие слои, которые мотивированы разными экономическими интересами.

Достоинства материалистической теории происхождения государства заключаются в том, что материальная сторона жизни и всего общества занимает очень важное место.

На возникновение самого аппарата управления влияют такие факторы, как ведение хозяйства, форма трудовой деятельности и собственности.

Благодаря переходу к производящей экономике дифференциация людей происходит по существенному признаку, а не по размеру кошелька. При этом в такой модели государства очень четко раскрываются его истинные признаки.

Минусы теории заключаются в том, что влиять на функционирование государственного аппарата может не только экономика, но и различные политические и социальные интересы других граждан или государств.

Также в таком случае роль управленческого аппарата сильно недооценивается, что, естественно, влияет на его работу.

И последний минус заключается в том, что даже по этой модели все государства всё равно развиваются по-разному.

Критика

Критики В. Корельский и С. Алексеев считают, что нельзя считать экономические причины двигательной силой возникновения государственного аппарата.

Свои умозаключения они подтверждают тем, что истории известны случаи, когда такие аппараты управления возникали и формировались в доклассовом обществе.

В подтверждение своих взглядов исследователи приводят различные факторы, когда на образование государства оказывали влияние совершенно разные, а иногда противоположные причины.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что причины возникновения государства могут быть разные. На данный момент такой аппарат управления есть, действует и пока не планирует исчезать. При этом ответственность за эффективность работы этого аппарата лежит не только на выбираемых кандидатах, но и на обычных людях, которые делают тот или иной выбор.

Чтобы подбирать кандидатов, необходимо иметь хотя бы минимальное понимание всей этой системы и разбираться в возможностях политических претендентов, а также стратегиях, которые могут использоваться для создания благоприятного образа.

Материалистическая теория государства и права

Источник: https://superfb.site/zakon/gosudarstvo-i-pravo/materialisticheskaya-teoriya-gosudarstva-i-prava.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector