Налоговый мониторинг, его плюсы и минусы

С 1 января 2015 года действует новый вид налогового контроля – налоговый мониторинг. Компания, которая решила подвергнуться этой процедуре со следующего года, должна подать в налоговую инспекцию заявление о ее проведении не позднее 1 июля текущего года.

Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184. Основное преимущество налогового мониторинга в том, что он избавляет организации от выездных и камеральных налоговых проверок.

  Однако претендовать на него могут не все компании…

Кто может претендовать на налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – процедура добровольная, но не для всех желающих. Провести налоговый мониторинг могут только в крупных компаниях с большими объемами налоговых платежей. Поэтому, если организация заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям.

Таких критериев три, они определены п. 3 ст. 105.26 НК РФ.

То есть, обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о проведении налогового мониторинга компания вправе, если одновременно выполняются следующие условия:

1) совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 300 млн.

руб. При этом налоги, связанные с перемещением товаров через границу Таможенного союза, не учитываются. Допустим, компания является плательщиком НДС и налога на прибыль. И подает заявление о налоговом мониторинге в 2015 году. За 2014 год сумма НДС и налога на прибыль, начисленных к уплате, составила 310 000 000 руб. Из них 110 000 000 руб.

– «ввозной» НДС, уплаченный на таможне при импорте товаров. Претендовать на проведение налогового мониторинга такая организация не сможет, поскольку сумма налогов, учитываемых на предмет соответствия этому критерию, составила только 200 000 000 руб. (310 000 000 руб. – 110 000 000 руб.). «Таможенный» НДС при этом во внимание не принимается;

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд. руб.

То есть, если, например, компания подает заявление в 2015 году, сумма всех ее доходов по данным бухучета за 2014 год, должна быть не менее 3 млрд. руб.;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд. руб.

То есть, подавая заявление в 2015 году, нужно проверить стоимость активов (товаров, материалов, основных средств и т.п.) по балансу за 2014 год. Она должна быть не менее 3 млрд. руб.

Если хотя бы одно из перечисленных требований не соблюдается, претендовать на проведение налогового мониторинга организация не сможет.

Преимущества налогового мониторинга …

Итак, организация проанализировала свои показатели за прошлый год и пришла к выводу, что она соответствует критериям для проведения налогового мониторинга. Основное преимущество этой формы налогового контроля заключается в том, что компания будет избавлена от налоговых проверок.

 Дело в том, что за периоды, которые попали под налоговый мониторинг, инспекции не могут проводить ни камеральные, ни выездные проверки.

При этом организация добровольно, в режиме реального времени, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации.

Это и позволяет ревизорам контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. А организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.

Это следует из положений раздела V.2, ст. 88, 89 НК РФ.

…действуют не всегда

Однако, в ряде случаев организации, перешедшей на налоговый мониторинг, избежать камеральной или выездной проверки не удастся.

Так, камеральную проверку декларации инспекторы проведут в одном из следующих случаев:

  • если компания представит налоговую декларацию (расчет) по какому-либо налогу позже 1 июля года, следующего за периодом мониторинга;
  • если организация подаст декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
  • если компания подаст уточненную декларацию по какому-либо налогу, в которой отразит уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка, по сравнению с ранее представленной декларацией;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга.

Это установлено п. 1.1 ст. 88 НК РФ.

  • Выездная проверка в отношении организации за период, когда действовал налоговый мониторинг, может быть проведена:
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация подаст уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразит в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет по сравнению с ранее представленной декларацией;
  • если компания не выполнит указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  • если выездную проверку решит провести вышестоящий налоговый орган – в порядке контроля за деятельностью налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг.

Об этом сказано в п.5.1 ст. 89 НК РФ.

Подготовка к налоговому мониторингу

Для того, чтобы инспекция могла приступить к налоговому мониторингу с 1 января 2016 года, организация должна:

  • подать соответствующее заявление;
  • получить решение налоговой инспекции о налоговом мониторинге.

Подаем заявление

Подать заявление о проведении налогового мониторинга нужно не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г.

№ ММВ-7-15/184 (Приложение 3 к приказу).

К заявлению о проведении мониторинга прилагают:

  • информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, если доля такого участия составляет более 25 процентов. Бланки для указания таких сведений есть в Приложении к заявлению о проведении налогового мониторинга (см. приказ ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184);
  • регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184 (Приложение 2 к приказу). В нем отражают собственно порядок предоставления инспекции необходимых для налогового мониторинга документов в электронной форме, либо доступа к информационным системам организации, в которых содержатся такие сведения. Также в регламенте указывается порядок ознакомления контролеров с подлинниками таких документов в случае необходимости. Кроме того, здесь отражается порядок ведения регистров бухгалтерского и налогового учета, сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля компании;
  • учетную политику для целей налогообложения организации, действующую в том календарном году, в котором подается заявление о мониторинге.

Такие правила установлены п. 6 ст. 105.26 и п. 2 ст. 105.27 НК РФ.

Если организация подаст заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решит отказаться от такой формы контроля, то сообщить об этом в инспекцию нужно письменно.

То есть придется отозвать заявление в письменном виде. Это следует сделать до того, как инспекторы примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).

Если же решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

Получаем положительное решение…

Принять решение о проведении налогового мониторинга налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором подано заявление.

То есть, например, если заявление представлено до 1 июля 2015 года, инспекция примет решение не позднее 1 ноября 2015 года. В течение пяти дней после этого она направит налогоплательщику это решение в письменном виде.

Его форма утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184 (Приложение 6 к приказу).

…или отказ

Впрочем, в проведении налогового мониторинга могут и отказать. Отказ инспекция также направит в письменном виде (Приложение 7 к приказу ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184).

Такой отказ должен быть мотивированным. То есть, отказаться проводить налоговый мониторинг в отношении той или иной компании инспекция может только в трех случаях. А именно:

  • если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
  • если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
  • если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.

Основание – п. 4, 5 и 6 ст. 105.27 НК РФ.

Период налогового мониторинга

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором подано заявление (п. 4 ст. 105.26 НК РФ).

Иными словами, если заявление подано в 2015 году (до 1 июля), то период мониторинга – 2016 год.  Соответственно, начнет процедуру инспекция 1 января 2016 года.

А закончит – 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг (п. 5 ст. 105.26 НК РФ). То есть, 1 октября 2017 года.

Процесс налогового мониторинга

Собственно, процесс налогового мониторинга происходит в он-лайн режиме в течение всего периода его проведения.

Контролеры проводят мониторинг на территории налоговых инспекций (а не налогоплательщика) на основании имеющихся у них:

  • деклараций (расчетов) по налогам;
  • документов, представленных вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга;
  • других документов, содержащихся в базе данных инспекции.

Также в ходе мониторинга проверяющие вправе запросить у организации дополнительные документы (например, регистры налогового и бухгалтерского учета), информацию, пояснения, связанные с правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Эти документы (информацию, пояснения) нужно представить в инспекцию в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования контролеров.

  1. Проверяя документы (информацию, пояснения), инспекторы могут выявить:
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации);
  • несоответствия сведений, поданных организацией, сведениям, имеющимся у налоговой инспекции.

Об обнаруженных противоречиях и несоответствиях налоговики сообщат компании. И потребуют представить необходимые пояснения (в течение пяти дней), либо внести соответствующие исправления (в течение 10 дней).

  • Все требуемые документы, информацию и пояснения организация может представить в инспекцию следующими способами:
  • передать в инспекцию лично или через представителя;
  • направить по почте заказным письмом;
  • передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
  • передать их в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия.

Если организация не имеет возможности представить требуемые бумаги в установленный срок, то в течение дня, следующего за днем получения запроса от инспекции, она уведомляет об этом контролеров письменно. При этом нужно указать:

  • причины, по которым документы (информация, пояснения) не могут быть предоставлены;
  • срок, в течение которого они будут представлены.

На основании этого уведомления инспекция может:

  • либо продлить сроки представления документов (информации, пояснений);
  • либо вынести решение об отказе в продлении сроков.

В рамках налогового мониторинга проверяющие не вправе требовать бумаги, которые уже были представлены ранее в виде заверенных копий.

Все это следует из ст. 105.29 НК РФ.

Мотивированное мнение налоговой инспекции

Свою позицию по вопросам правильности расчета и уплаты налогов в рамках налогового мониторинга инспекторы отражают в специальном документе – мотивированном мнении налогового органа.  Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

  Этот документ направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.

Инспекция может составлять мотивированное мнение либо по собственной инициативе, либо по инициативе организации (п. 2 ст.

105.30 НК РФ).

Мотивированное мнение по инициативе налоговой инспекции составляется в случае, если в процессе мониторинга установлен факт неправильного исчисления (удержания) или несвоевременной либо неполной уплаты налога (сбора).

Его направляют компании в течение пяти дней со дня составления. Такой документ должен быть составлен не позднее,  чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга.

Получается, например, что мотивированное мнение по итогам мониторинга за 2016 год инспекторы должны составить не позднее 1 июля 2017 года.

Читайте также:  Массаж банками на спине: плюсы и минусы

Если у организации есть сомнения в том, правильно ли она рассчитала и заплатила налог, имеются неясности по вопросам отражения того или иного факта хозяйственной жизни, она вправе сама обратиться в инспекцию за мотивированным мнением. Для этого в инспекцию направляют письменный запрос.

Делают это не позднее 1 июля года, следующего за периодом, который охвачен налоговым мониторингом (в частности, по мониторингу за 2016 год – не позднее 1 июля 2017 года). В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ.

В нем контролеры  выразят свою позицию по ситуации из запроса.

Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока компанию уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо нет.

Если компания согласилась с выводами и предложениями инспекции, то она должна сообщить контролерам об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения в инспекцию направляют соответствующее уведомление. К нему прикладывают документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Если же фирма придерживается иной точки зрения и не следует рекомендациям налоговиков, в инспекцию представляют письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.

Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании полученных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.

Такие правила установлены ст. 105.30 НК РФ.

Взаимосогласительная процедура

Эта процедура заключается в том, что специалисты ФНС России рассматривают доводы организации и налоговой инспекции по спорному вопросу. И решают, на чьей они стороне. Если на стороне организации, то изменят мотивированное мнение инспекции.

А если на стороне своих коллег – все останется без изменений.

Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий.

Процедуру будут проводить совместно с организацией и налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).

О своем решении ФНС России сообщит компании. То есть направит ей уведомление:

  • либо об изменении мотивированного мнения;
  • либо об оставлении мотивированного мнения без изменений.

Такое уведомление организации выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.

Получив этот документ, фирма в течение одного месяца должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией ФНС России или нет.

Такой порядок предусмотрен ст. 105.31 НК РФ.

  1. Когда налоговый мониторинг могут прервать
  2. Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг, не дожидаясь окончания проверяемого периода (то есть, посреди года), если произойдет одно из следующих событий:
  • организация нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейший мониторинг станет невозможным;
  • в ходе информационного обмена компания представит недостоверные сведения;
  • фирма систематически (два раза или более) отказывает инспекции в представлении необходимых документов (информации, пояснений).

О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят организацию в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.

Основание – ст. 105.28 НК РФ.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/422276/

Налоговый мониторинг — преимущества и недостатки

Налоговый мониторинг— инновационная процедура взаимодействия ФНС и бизнеса. У нее есть как достоинства, так и недостатки. Какие — рассмотрим в этой статье.

  • Налоговый мониторинг по НК РФ: сущность процедуры
  • Преимущества и недостатки налогового мониторинга
  • Ограничения для небольших бизнесов
  • Обязательность исполнения мотивированного мнения
  • Соблюдает ли нейтралитет ФНС?

Налоговый мониторинг по НК РФ: сущность процедуры

Налоговый мониторинг — процедура, представляющая собой разновидность налогового контроля.

Она характеризуется тем, что ФНС в режиме онлайн получает доступ к различным документам налогоплательщика для оценки правильности расчетов по налогам и контроля над соблюдением сроков их уплаты.

Процедура проводится по заявлению налогоплательщика, а также при получении согласия на ее проведение со стороны ФНС.

Основные задачи, которые призван решать налоговый мониторинг:

  • обеспечение прозрачности и корректности налоговой отчетности;
  • сведение к минимуму трудозатрат и финансовых издержек налогоплательщика и ФНС в части взаимодействия в рамках налогового контроля;
  • повышение уровня взаимного доверия между налогоплательщиками и проверяющими органами;
  • стимулирование повышения уровня технологичности взаимодействия налогоплательщиков и проверяющих органов.

Налоговый мониторинг — совсем новая инициатива, и пока его участники только начинают приспосабливаться к соответствующему формату взаимодействия. Но уже сейчас многие эксперты склонны характеризовать налоговый мониторинг как процедуру, имеющую ряд выраженных преимуществ и недостатков.

Преимущества и недостатки налогового мониторинга

К числу преимуществ налогового мониторинга (в сравнении с традиционными механизмами налогового контроля в форме проверок) можно отнести:

  1. Частичное освобождение налогоплательщика, в отношении которого ведется налоговый мониторинг, от традиционных налоговых проверок (с учетом положений п. 1.1 ст. 88 и п. 5.1 ст. 89 НК РФ).
  2. Возможность получения у налоговиков мотивированных разъяснений по тем или иным вопросам налогообложения в порядке, определенном ст. 105.30 НК РФ. Мотивированное мнение при этом может быть направлено в адрес организации и по инициативе ФНС (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).
  3. Освобождение налогоплательщика от ответственности за те его действия, что обусловлены следованием мотивированным разъяснениям контролеров (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Недостатки налоговый мониторинг также имеет. К ним можно отнести:

  • тот факт, что возможность пользования налоговым мониторингом установлена главным образом для крупных бизнесов;
  • установление для налогоплательщика обязанности исполнять мотивированное решение ФНС, хотя оно может быть принято не в интересах предприятия;
  • неучастие сторонних (независимых экспертов) в выработке мотивированных мнений ФНС, а также в рассмотрении спорных вопросов налогообложения при налоговом мониторинге.

Посмотрим, на что могут указанные недостатки налогового мониторинга повлиять в процессе взаимодействия налогоплательщика и ФНС.

Не знаете свои права?

Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ. Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Ограничения для небольших бизнесов

Обратиться в ФНС и запросить налоговый мониторинг в отношении своей деятельности могут организации, которые (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • за полный год ведения деятельности, предшествующий году, в котором подается заявление об инициировании налогового мониторинга, заплатили в бюджет не менее 300 млн рублей НДС, НДПИ, налога на прибыль, акцизов;
  • за тот же период получили доходы в величине не менее 3 млрд рублей;
  • по состоянию на 31 декабря года, предшествующего переходу на мониторинг, имеют активы стоимостью не менее 3 млрд рублей.

При этом указанные критерии должны соблюдаться в совокупности. Так, у фирмы может быть выручка, условно говоря, в 30 млрд рублей, но активы — в размере 1 млрд рублей за полный год деятельности, что предшествует тому, в котором инициирован переход на налоговый мониторинг. В этом случае организация не получит от ФНС согласия на проведение данной процедуры.

Таким образом, ощутить преимущества налогового мониторинга даже среднему бизнесу (по критериям, установленным постановлением Правительства России от 04.04.2016 № 265) пока невозможно.

Обязательность исполнения мотивированного мнения

В соответствии с п. 7 ст. 105.30 НК РФ исполнение мотивированного мнения ФНС для налогоплательщика обязательно. Данное мнение — не рекомендация, а строгое предписание. Если оно не будет исполнено, то ФНС вправе инициировать выездную проверку фирмы (подп. 3 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Выше мы отметили, что фирма, совершившая налоговое правонарушение вследствие выполнения мотивированного мнения ФНС при налоговом мониторинге, освобождается от ответственности.

Но, несмотря на это, предприятию может потребоваться доказать, что правонарушение совершено именно по причине следования мнению ФНС.

Не исключено, что для этого потребуется судебное разбирательство, на которое фирме придется тратить силы и средства.

Вот почему вместо участия в налоговом мониторинге, которое сопровождается получением непроработанных мотивированных мнений от ФНС, фирме может быть проще нанять в штат квалифицированных юристов с узким отраслевым профилем (что крупному бизнесу вполне по силам), которые обеспечат налоговый учет на должном уровне (при необходимости взаимодействуя с той же ФНС, но вне мониторинга). Частота появления налоговых нарушений в таких случаях и, как следствие, объем затрат на судебные споры могут быть ниже, чем если бы налоговый мониторинг осуществлялся.

Соблюдает ли нейтралитет ФНС?

ФНС — это госструктура, которая заинтересована, прежде всего, в задействовании как можно большего количества законных механизмов для обеспечения денежных поступлений в бюджет страны.

Поэтому в тех ситуациях при налоговом мониторинге, когда перед ведомством стоит дилемма — принять решение в интересах фирмы или рекомендовать ей поступить так, чтобы пополнился бюджет государства, ФНС, скорее всего, предпочтет второй вариант.

Вероятность такого выбора высока еще и потому, что в ходе выработки мотивированного мнения ведомством, ведущим налоговый мониторинг, не предполагается привлечения сторонних лиц с нейтральной позицией — экспертов, консультантов, аудиторов. В то время как при налоговых проверках привлечение экспертов возможно (письмо ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Поэтому вполне правомерно говорить о том, что до тех пор, пока к участию в налоговом мониторинге не будут системно привлекаться незаинтересованные (и в то же время компетентные) лица, функционирование института налогового мониторинга будет осуществляться в интересах, прежде всего, ФНС.

***

Налоговый мониторинг — инновационная версия налогового контроля. Пока в нем могут принимать участие только крупные бизнесы. При наличии неоспоримых преимуществ налогового мониторинга у него есть ряд существенных недостатков, например в виде смещения направленности мониторинга в сторону интересов ФНС.

Источник: https://nsovetnik.ru/nalogovye_proverki/nalogovyj_kontrol_v_forme_monitoringa_nedostatki/

Особенности и этапы проведения налогового мониторинга

Одна из форм контроля органов ФНС, начавшая действовать в стране с 2015 г. – налоговый мониторинг. Как он осуществляется, доступен ли всем предприятиям и насколько им выгоден – идет речь ниже. В статье расскажем, где применяется налоговый мониторинг, изучим его особенности.

Сущность понятия «налоговый мониторинг»

Налоговым мониторингом (НМ) обозначают одну из разновидностей контроля, позволяющую проверить заранее, насколько правильно, своевременно и полно проведена уплата в казну средств, обязательных к перечислению. Компания по доброй воле в порядке реального промежутка времени открывает налоговикам неограниченный доступ к данным своего учета (бухгалтерского и финансового).

Взамен у нее появляется возможность обратиться к специалистам местной НС за мотивированным мнением (ММ) относительно правильности начисления налогов по совершаемым сделкам. Подобное сотрудничество очень актуально, особенно если у специалистов предприятия появились определенные сомнения по уплате сборов касательно заключаемых с контрагентами соглашений.

НМ выгоден предприятию, которое работает открыто и не пытается укрыться от уплаты средств в казну государства. С помощью НМ:

  • заметно ускоряется решение спорных вопросов о действии налогового законодательства и употреблении его в конкретной ситуации;
  • компания избегает будущих возможных доначислений по налогам, уплаты пени и штрафов;
  • обременение контролем со стороны налоговой существенно ослабевает.

Важно! Когда в определенный временной отрезок в компании проводился НМ, то налоговики не осуществляют дополнительные проверки за тот же период.

Особенности проводимого налоговой службой мониторинга

НМ – явление относительно недавнее в отечественном бизнесе. Оно имеет определенные особенности:

  1. НМ актуальный только для организаций-юрлиц.
  2. Проводится лишь после рассмотрения заявления от компании и на базе решения, принятого налоговиками.
  3. Осуществляется аналогично камеральной проверке по местонахождению организации.
  4. Для проведения НМ компанией должны быть соблюдены необходимые условия (критерии).
  5. Организации до первого июля следует представить заявление, форма которого установлена законодательно.
  6. У компании есть право поданную заявку отозвать до того, как ее рассмотрят.
  7. НМ начинает работать в году, наступившем после подачи заявления.
  8. Временной промежуток осуществления НМ – с 1 января по 1 октября.
  9. Не исключается прекращение мониторинга досрочно.
  10. Разрабатывается спецрегламент, согласно которого рассматриваются вопросы сотрудничества. Они могут касаться, например, открытия доступа к информсистеме предприятия.  статью: → «Порядок и сроки проведения камеральной проверки по транспортному налогу».
Читайте также:  Плюсы и минусы расовой теории происхождения государства

Если в компании действует НМ, то она вправе:

  • потребовать у налоговиков обоснованное мнение относительно сделки;
  • обратиться в ФНС, если по поводу мотивированного мнения появились серьезные разногласия, а уладить их с помощью взаимосогласительной процедуры не получается.

Скачать образец заявления о проведении налогового мониторинга

Обязательные условия для осуществления налогового мониторинга

НМ является процедурой добровольной. Но воспользоваться ее преимуществами могут не все организации. Когда предприятие проявляет интерес к подобной форме сотрудничества с налоговой, ему следует убедиться в соответствии бизнесовых показателей требуемым критериям. Условий всего три, и зафиксированы они в НК РФ (ст. 105.26, п. 3).

Чтобы компании не отказали в НМ, такие экономические показатели должны быть не ниже минимальных размеров:

№ п/п Показатели Пояснение Минимальная величина, млн. RUB
1. Налоги Общий их размер, включающий НДС, налог на прибыль, добычу ископаемых из земных недр, акцизный сбор.Исключение – налоги, относящиеся к продвижению продукции посредством таможни стран Таможенного союза 300,00
2. Доходы Выручка от реализации суммарная и другие доходы, обозначенные в отчетных данных за прошедший год 3000,00
3. Активы Общий размер активов (по состоянию на 31.12 прошлого г.). Их стоимость зафиксирована в финотчетности 3 000,00

Пример 1. ООО «Вектор» платит НДС и налог на прибыль. Организация сотрудничает со странами, входящими в Таможенный союз. Она решила подать заявку касательно НМ на 2019 г. В 2017 г. «Вектор» уплатил в бюджет 510 млн. руб. В этой сумме 200 млн.

руб. – «таможенный» НДС, который не следует учитывать. Тогда принимаемая во внимание сумма налогов составляет 310 млн. руб. (510-200), что соответствует первому критерию. Если и доходы, и стоимость активов превышают 3 млрд. руб., ООО «Вектору» не откажут в НМ.

Важно! Когда хотя бы один из критериев не соблюден, компании претендовать на осуществление НМ бессмысленно.

Нм – последовательность проведения проверки

Реализацию НМ можно описать таким образом:

Этапы Пояснение
1. Компания готовит пакет документов, состоящий из:

  • –        регламента касательно информсотрудничества. Он формируется не произвольно, а по установленному образцу;
  • –        информации об учреждениях и физлицах, чья доля участия в компании составляет более чем 25%;
  • –        учетной политики с целью обложения налогами;
  • –        документального регулирования внутренней контрольной системы компании
2. Передача файлов в налоговую вместе с заполненной заявкой
3. Рассмотрение обращения и ожидание компанией решения

Чтобы осуществлять НМ, у специалиста налоговой отпадает необходимость приходить в компанию с проверкой. Он проводит работу на основании данных:

  • предоставленных компанией;
  • с иных, доступных ему источников.

При проведении НМ специалисты могут запросить дополнительные документы, уточняющие сведения о проводимых операциях. Их следует подать не позже, чем через 10 дней после поступления запроса.  статью: → «Как проходит выездная налоговая проверка ООО: сроки, порядок + 2 примера».

Способы передачи документов:

  • принести сотрудником компании;
  • выслать по почте, уплатив за заказное письмо;
  • отправить электронкой через ТКС;
  • использовать иной метод, зафиксированный в регламенте информационного сотрудничества.

В случае обнаружения расхождений, компании потребуется предъявить объяснение. Не избежать и исправлений в уже составленных отчетах. В случае неудовлетворительного итога НМ налоговик напишет ММ.

Скачать запрос о предоставлении мотивированного мнения налогового органа

Важно! Компания, за которой НМ уже закреплен, вправе самостоятельно запросить у налоговой ММ при возникновении в ее работе сомнительной ситуации.

Сущность выполнения взаимосогласительной процедуры

Взаимосогласительная процедура начинает работать тогда, когда при проведении НМ возникают спорные вопросы. Специалистами ФНС проводится изучение доводов компании и налоговой по ним.

После детального их рассмотрения они решают, чью сторону следует выбрать. Когда специалисты ФНС посчитают правильными и убедительными (подтвержденными документами) доводы предприятия, они вносят поправки в ММ местной налоговой.

При перевешивании аргументов коллег – их решение принимается без корректировки.

Процедура осуществляется руководителем ФНС РФ или его замом. Сроки исполнения – 1 месяц от дня оповещения о расхождениях. Работа ведется вместе с налоговой, отвечающей за НМ, и компанией. Итогом взаимосогласительной процедуры является уведомление, отправленное в адрес предприятия. В нем сообщается, что ММ (или/или):

  • изменено;
  • оставлено как было.

Получив уведомление, руководство компании в течение 1 месяца сообщает о своем согласии (несогласии) с позицией ФНС, являющейся официальной. Описанный выше порядок описан в НК – ст. 105.31.

Основные плюсы и минусы налогового мониторинга

В процессе становления НМ возможны недочеты и ошибки. Уже сейчас можно отметить положительные и отрицательные моменты мониторинга:

Процедура налогового мониторинга
Преимущества Проблемы
Возможность увильнуть от выездной проверки налоговиков, выступающей серьезным стрессовым фактором для работников компании Наличие отсылочных норм в тексте закона.Документы, обязательные для предоставления компанией, заявление об осуществлении НМ, регулируются актами ФНС, поэтому наделены меньшей значимостью по сравнению с законом. Из-за этого существует большая вероятность зарождения споров относительно содержания актов и использования их на практике
Менеджмент компании получает возможность планировать бизнесовые сделки, учитывая позиции налоговиков, которые согласованы заранее с помощью ММ.Законом позволяется исправить выявленные оплошности. Финансовые специалисты подают уточненную декларацию и уплачивают доначисленный налог без денежных затрат на уплату штрафов и пени Раскрытие организацией информации, которую не должны знать конкуренты
При присутствии реальных налоговых рисков компания вправе предварительно обратиться за ММ. Это позволяет провести налоговый учет, опираясь на позиции НС ММ можно получить только после совершения сделки. Для уточнения позиции заблаговременно (чтобы оценить возможные риски) приходится прибегать к помощи консультантов или обращаться за разъяснениями в Минфин

Организация может и в процессе НМ встречать проверку. К примеру, не выполняется ММ, или необходимо уточнить сумму возмещения из бюджета предъявленного налога.  статью: → «Как проходит выездная налоговая проверка ИП?».

Основания для отказа в мониторинге

Заявление от компании об осуществлении НМ рассматривается до 01 ноября. К этому времени руководитель налоговой инспекции принимает одно из возможных заключений:

  1. Проводить мониторинг.
  2. Отказать в его реализации.

Негативный вывод формируется не спонтанно. Он нуждается в мотивации. В частности, причинами отказа в НМ выступают:

  • пакет документов предъявлен компанией не в полном объеме;
  • нарушение условий, прописанных в НК (ст. 105.26);
  • расхождения регламента информвзаимодействия с установленной формой и требованиями, к нему предъявляемыми;
  • несоответствие внутренней системы контроля компании действующим нормам.

Важно! Принятое решение касательно НМ отправляется в компанию не позже чем на шестой день после его утверждения.

Когда налоговый мониторинг может прерваться

В некоторых ситуациях налоговая прекращает НМ, не дожидаясь, пока год придет к концу. Основания для этого таковы:

  • предприятие не соблюдает регламентированных условий касательно информвзаимодействия, что делает дальнейший НМ невозможным;
  • компания допускает предоставление неточных данных;
  • руководство организации отказывается предъявить работникам инспекции нужные документы и делает подобное не единожды (более двух раз).

Обсудив сложившееся положение, специалисты налоговой считают правильным прекратить НМ, о чем сообщают в письменном виде.

Топ-5 популярных вопросов

Вопрос №1. Что подразумевается под понятием «мотивированное мнение».

Это мнение, отражающее воззрение специалистов-налоговиков относительно налогов, сборов, страховых взносов по конкретному соглашению: правильности их расчета, полноты, отсутствия задержек перечисления средств в казну. Оно отправляется компании после того, как НМ проведен. ММ может составляться по инициативе и фирмы, и налоговиков.

Вопрос №2. Компания подала заявку на НМ. Через некоторое время ее руководители посчитали, что им выгоднее работать без НМ. Смогут ли они отменить заявку? Что необходимо предпринять?

О решении отказаться от проведения НМ следует оповестить налоговую письменно – отозвать ранее поданное заявление. Но если решение о НМ уже принято, то отказаться можно лишь через год.

Вопрос №3. Какой период и срок охватывает НМ?

Периодом НМ выступает календарный год. Временной отрезок проведения – январь-сентябрь включительно. Окончание – 1 октября.

Вопрос №4. При прекращении НМ по вине организации налоговая уведомляет последнюю в письменном виде. Каковы сроки подачи такого сообщения?

Уведомить компанию о прекращении НМ следует не позже, чем через 10 дней после допущенного нарушения. Крайний срок – 1 сентября того года, который наступает за периодом НМ.

Вопрос №5. Какое основное отличие НМ от выездных проверок?

НМ проводится добровольно по инициативе компании. Он реализуется в режиме реального времени и предусматривает рассмотрение документов уже сейчас, а не через год или два.

Одно из главных преимуществ НМ состоит в том, что он способен избавить организации от налоговых проверок – и выездных, и камеральных. Но применять его вправе не все компании. НМ возможен только для крупных предприятий с миллиардным оборотом и стоимостью активов.

Источник: https://online-buhuchet.ru/nalogovyj-monitoring/

Налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – это новая форма налогового контроля, которая применяется с согласия организации. В период действия соглашения о налоговом мониторинге камеральные и выездные проверки не проводятся, и в этом его плюс для компаний. С другой стороны, налоговый мониторинг предполагает, что предприятие все время находится в режиме налоговой проверки.

Используйте пошаговые руководства:

Важное в статье:

  • Что такое налоговый мониторинг;
  • Какие компаании могут заключать сделки о налоговом мониторинге;
  • Преимущества и недостатки налогового мониторинга.

На протяжении нескольких лет повсеместно декларируется, что налоговая политика Российской Федерации направлена на создание стабильной и эффективной налоговой системы. Анализируя вносимые законопроекты и принимаемые нормативные акты, можно сделать вывод о том, что добиться поставленных целей предполагается, в том числе, путем улучшения качества налогового администрирования.

В рамках этой инициативы Правительство РФ утверждило «дорожную карту» по совершенствованию налогового администрирования, а также законодательно закрепило институт налогового мониторинга. Поговорим о нем подробнее.

Кто вправе заключить соглашение о налоговом мониторинге

Чтобы обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, организация должна соответствовать определенным критериям.

Например, совокупная стоимость ее активов должна составлять не менее 3 млрд рублей, а суммарный объем полученных доходов за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга – не менее 3 млрд. руб.

Кроме того, участники консолидированных групп налогопатещиков также вправе заключать соглашения о налоговом мониторинге.

Что такое регламент информационного взаимодействия

Вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга компании подают в налоговую службу регламент информационного взаимодействия.

В нем отражается порядок представления налоговому органу документов (информации), служащих основаниями для исчисления, уплаты налогов и сборов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации. Также в нем указывается  порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.

В регламенте информационного взаимодействия содержится:

  • порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета  доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • сведения об аналитических регистрах налогового учета;
  • информация о системе внутреннего контроля данной организации за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов (при наличии такой системы внутреннего контроля).
Читайте также:  Одежда из льна: преимущества и недостатки

Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия утверждены  Приказом ФНС России от 07.05.2015 г. №  ММВ-7-15/184@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».

Запрет на проведение камеральных и выездных налоговых проверок

В период действия соглашения о налоговом мониторинге действует запрет на выездные проверки. Однако есть закрытый перечень исключений:

  • проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
  • досрочное прекращение налогового мониторинга.

Если компания заключила соглашение о налоговом мониторинге, камеральные проверки также не проводятся. Естественно, есть и исключения, например:

  • представление налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
  • представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) и пр.

Мотивированное мнение налогового органа и взаимосогласительные процедуры

  • Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию налоговиков по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.
  • Предполагается, что налоговый орган составляет мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу организации.
  • Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в случае, если при проведении налогового мониторинга инспекторы установили факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов.

Что касается самой организации, то запрос о представлении мотивированного мнения она может направить в налоговый орган при наличии сомнений / неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов за период проведения в отношении этой организации налогового мониторинга по результатам совершенных фактов хозяйственной жизни организации. При этом в запросе о представлении мотивированного мнения излагается позиция  организации по указанным вопросам.

Если налогоплательщик согласен с мотивированным мнением, то он уведомляет об этом инспекторов. Выполнение мотивированного мнения осуществляется организацией путем учета изложенной в нем позиции в налоговом учете, налоговой декларации (расчете), путем подачи уточненной налоговой декларации (расчета) или иным способом.

В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет свои разногласия, после чего налоговый орган инициирует проведение взаимосогласительной процедуры.

По результатам такой процедуры федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения.

Обращаем внимание, что при проведении налогового мониторинга налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам (в первоначальном тексте законопроекта такой оговорки не было).

Плюсы налогового мониторинга для компаний

Налоговый мониторинг – это не только новая форма налогового контроля, демонстрирующая иной подход к взаимодействию налоговых органов с налогоплательщиками, в том числе в части разрешения возникающих споров, но также механизм, позволяющий не доводить до возникновения спора как такового.

Среди преимуществ заключения соглашений о налоговом мониторинге можно особо выделить следующие:

  • получение предварительного мнения налогового органа о налоговых последствиях совершения конкретных хозяйственных операций,  что позволяет заранее оценить риски налоговых доначислений и принять важные для бизнеса решения;
  • отказ от проведения камеральных и выездных налоговых проверок позволит значительно уменьшить количество споров с налоговыми органами. Хотя надо учитывать, что запрет на проведение проверок не является безусловным, а их отсутствие может заменяться большим количество запросов от инспекций о представлении документов и/или информации.

Возможные проблемы при проведении налогового мониторинга

Институт налогового мониторинга является новым для нашей страны, а правовое регулирование несовершенным, что очевидно повлечет большое количество вопросов для участников первых соглашений о налоговом мониторинге.  

Так, на сегодняшний день непонятно, насколько эффективным покажет себя институт мотивированного мнения налогового органа, направляемого на запрос налогоплательщика.

Компании будет обращаться с запросами только по спорным, неразрешенным судебной практикой вопросам, а налоговый орган в ситуации «платить» или «не платить» налоги в рамках конкретной хозяйственной операции, очевидно, выскажется в пользу бюджета.

Также остается открытым вопрос о том, какие действия должен предпринять налогоплательщик в случае несогласия с мотивированным мнением налогового органа (процедура Налоговым кодексом не прописана).

Вызывает сомнение возможность широкого распространения заключения соглашений о налоговом мониторинге, т.к. в таком случае налоговым органам  придется взаимодействовать одновременно с большим количеством крупных налогоплательщиков, что может быть достаточно затруднительно в организационном и техническом плане.

В любом случае, сама возможность подписания соглашений о расширенном информационном взаимодействии может рассматриваться как еще одна ступень в создании стабильной налоговой системы, установление которой невозможно без создания комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов государственной власти.

Ирина Мостовая, главный юрист практики налогового права юридической компании «НАФКО-Консультанты»

Источник: https://www.fd.ru/articles/157586-nalogovyy-monitoring-plyusy-i-minusy-dlya-kompaniy

Дмитрий Кириллов: Кому и зачем нужен налоговый мониторинг

С 1 января вступили в силу поправки в первую часть Налогового кодекса, вводящие принципиально новую форму налогового контроля.

Это налоговый мониторинг, который проводится по решению налогового органа на основании заявления налогоплательщика.

Концепция законопроекта разрабатывалась два года, в это время действовали пилотные проекты с пятью крупными налогоплательщиками, и они, как и ФНС, признали эксперимент успешным.

Основные характеристики

Налоговый мониторинг в течение года заменяет камеральные и выездные налоговые проверки на постоянный (при необходимости — онлайн) доступ налогового органа к документам, информации и информационным системам налогоплательщика. Порядок доступа определяется регламентом информационного взаимодействия, который согласуется в отношении конкретного налогоплательщика.

  • Закон устанавливает ряд критериев для потенциальных участников мониторинга:
  • 1) сумма подлежащего к уплате НДС, налога на прибыль, акцизов и НДПИ от 300 млн руб. в год;
  • 2) налогоплательщик в предшествующем году должен обратиться с просьбой о налоговом мониторинге;
  • 3) сумма доходов в предшествующий год — от 3 млрд руб.;
  • 4) не менее этой величины должна быть и стоимость активов.

Первоначально в законопроекте эти критерии были выше (500 млн, 5 млрд и 10 млрд руб. соответственно), но в ходе обсуждения были смягчены. По оценкам ФНС, количество потенциальных участников налогового мониторинга — порядка 2000 организаций.

Урегулирование спорных вопросов налогообложения в ходе налогового мониторинга осуществляется посредством мотивированных мнений налоговиков.

Мотивированное мнение может быть направлено налогоплательщику по инициативе налоговиков, если те выявят ошибки или расхождения в представленных документах и потребуют их устранить.

Налогоплательщик может и сам запросить мотивированное мнение, чтобы избежать неоднозначного толкования законодательства и расхождений в правовой оценке своих операций.

Мотивированное мнение можно оспорить в ходе взаимосогласительной процедуры в ФНС.

Если налогоплательщик согласился с мнением ФНС и скорректировал данные налогового учета или налоговой декларации, он освобождается от пени и штрафа. Для участия в налоговом мониторинге с 1 января 2016 г.

заявление об этом нужно подать до 1 июля 2015 г. Для участников консолидированной группы налогоплательщиков эти сроки смещены на год вперед.

Подобные формы взаимодействия налогоплательщиков и налоговиков используются в Великобритании, США, Канаде, Нидерландах и еще почти в двух десятках государств.

Несмотря на технические отличия подходов налоговых органов в различных юрисдикциях, их сущность сводится к одному: налогоплательщик и налоговый орган взаимодействуют постоянно, в оперативном режиме, и согласуют подходы к налогообложению хозяйственных операций без вынесения полномасштабного налогового спора в суд.

Преимущества

Есть два ключевых достоинства налогового мониторинга для налогоплательщиков.

Первое и основное — это возможность избежать процедуры (особенно выездной проверки), которая является для организации несомненным стрессом: нарушение нормального рабочего ритма бухгалтерии, необходимость подготовки большого объема документов, предоставление объяснений проверяющим, а по итогам проверки — длительная административная и судебная тяжба. Модель налогового мониторинга устраняет саму процедуру проверки и спор по ее результатам. Спорные позиции должны согласовываться в ходе налогового мониторинга.

Второе преимущество — это возможность для менеджмента организации планировать бизнес с учетом позиции налогового органа, заранее согласованной с помощью мотивированных мнений.

Закон не только позволяет организации отреагировать на мотивированное мнение налоговиков, но и сделать «работу над ошибками» путем подачи уточненной налоговой декларации и уплаты доначисленного налога.

Если организация видит налоговые риски, она может запросить мотивированное мнение самостоятельно, а при необходимости представить свои аргументы в ходе взаимосогласительной процедуры и спланировать налоговый учет исходя из позиции налоговиков.

Проблемы

Наряду с этими удобствами новой форме налогового контроля присущи и некоторые недостатки. Прежде всего, это отсылочные нормы в тексте закона.

Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия, форма заявления о проведении налогового мониторинга, порядок направления налогоплательщику требования о представлении документов, порядок представления документов в электронном виде, форма и требования к составлению мотивированного мнения — все это предполагается урегулировать актами ФНС. Они будут обладать меньшей юридической силой, чем закон, поэтому можно предположить значительное количество споров по содержанию этих актов и практике их применения.

Есть и вопрос раскрытия налогоплательщиками информации. Он имеет технический характер: организации используют различные электронные системы учета, протоколы передачи данных, политики информационной безопасности и т. д. Актуален и вопрос объема и периодичности раскрытия данных учета налоговикам: будет ли это полноценный доступ онлайн или периодические срезы по регистрам налогового учета.

Налоговый мониторинг не устраняет контроль соответствия рыночных цен как еще одну контрольную нагрузку на налогоплательщика. Теперь территориальные органы ФНС обязаны информировать центральный аппарат о фактах контролируемых сделок, а ФНС должна проводить по ним проверки. Мотивированное мнение по соответствию цен в таких сделках налоговые органы направлять не вправе.

Закон не определил виды налогов, к которым применяется мониторинг. Если исходить из того, что это все налоги и сборы, необходимо будет отследить практику реализации мониторинга с учетом различных отчетных и налоговых периодов по разным налогам и сборам, а также с учетом процедуры возмещения НДС из бюджета.

Еще одна проблема: организация может запросить мотивированное мнение по вопросам «совершенных фактов хозяйственной жизни организации». А вот чтобы уточнить позицию чиновников заблаговременно перед совершением сделки для оценки будущих налоговых рисков, придется по-прежнему запрашивать разъяснения Минфина и прибегать к помощи налоговых консультантов.

В ряде случаев организация может получить налоговую проверку и в ходе налогового мониторинга. Например, если не выполнено мотивированное мнение налогового органа или к возмещению из бюджета предъявлен налог, а его сумма к уплате уточнена. Таким образом, условие мониторинга — определенный уровень сотрудничества налогоплательщика с налоговым органом и регулярное пополнение бюджета.

Налоговый мониторинг — революционное нововведение. Эта форма налогового контроля может существенно облегчить жизнь крупным налогоплательщикам, которые готовы оперативно раскрывать налоговикам данные налогового учета.

Но некоторые налогоплательщики могут занять выжидательную позицию, пока не станет понятна практика использования подзаконных актов ФНС, о которых говорилось выше, и пока не сформируется судебная практика по возможным спорам по результатам мониторинга.

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/01/26/komu-i-zachem-nuzhen-nalogovyj-monitoring

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector