Основные плюсы и минусы политики горбачева

Одним из наиболее популярных русских политиков на Западе периода последних десятилетий ХХ века является Михаил Сергеевич Горбачев. Годы правления его сильно изменили нашу страну, а также ситуацию в мире.

Это одна из самых противоречивых фигур, согласно мнению общественности. Перестройка Горбачева вызывает неоднозначное отношение в нашей стране.

Этого политика называют как могильщиком Советского Союза, так и великим реформатором.

Биография Горбачева

Основные плюсы и минусы политики Горбачева

История Горбачева начинается в 1931 году, 2 марта. Именно тогда родился Михаил Сергеевич. Он появился на свет в Ставрополье, в селе Привольное. Родился и вырос он в крестьянской семье. В 1948 году работал вместе с отцом на комбайне и получил за успехи в уборке урожая орден Трудового Красного Знамени. Горбачев в 1950 году окончил с серебряной медалью школу. После этого он поступил на юридический факультет Московского университета. Горбачев признавался впоследствии, что в то время довольно туманно представлял себе, что такое право и юриспруденция. Однако ему импонировало положение прокурора или судьи.

В студенческие годы Горбачев жил в общежитии, получал одно время повышенную стипендию за комсомольскую работу и отличную учебу, но тем не менее едва сводил концы с концами. Он стал членом партии в 1952 году.

Однажды в клубе Горбачев Михаил Сергеевич познакомился с Раисой Титаренко, студенткой философского факультета. Они поженились в 1953 году, в сентябре. МГУ Михаил Сергеевич окончил в 1955 году и был отправлен на работу в Прокуратуру СССР по распределению.

Однако именно тогда правительство приняло постановление, по которому принимать на работу выпускников юридических вузов в центральные прокуратуры и органы суда запрещалось. Хрущев, а также его соратники, сочли, что одной из причин репрессий, осуществляемых в 1930-е годы, было засилье неопытных молодых судей и прокуроров в органах, готовых подчиняться любым указаниям руководства.

Так Михаил Сергеевич, у которого от репрессий пострадали два деда, стал жертвой борьбы с культом личности и ее последствий.

На административной работе

Горбачев возвратился в Ставрополье и решил больше не связываться с прокуратурой. Он устроился в отдел агитации и пропаганды в крайком комсомола — стал заместителем заведующего этого отдела.

Комсомольская, а затем и партийная карьера Михаила Сергеевича развивалась очень успешно. Политическая деятельность Горбачева принесла свои плоды. Он был назначен в 1961 году первым секретарем местного крайкома ВЛКСМ.

Горбачев уже в следующем году приступает к партийной работе, а затем, в 1966 году, становится первым секретарем Ставропольского горкома партии.

Основные плюсы и минусы политики Горбачева

Так постепенно развивалась карьера этого политика. Уже тогда проявился главный недостаток этого будущего реформатора: Михаил Сергеевич, привыкший самоотверженно трудиться, не мог добиться того, чтобы его распоряжения добросовестно выполняли подчиненные. Эта характеристика Горбачева, как считают некоторые, и привела к распаду СССР.

Москва

Основные плюсы и минусы политики Горбачева

Горбачев в ноябре 1978 году становится секретарем ЦК КПСС. Большую роль в этом назначении сыграли рекомендации ближайших сподвижников Л. И. Брежнева — Андропова, Суслова и Черненко. Михаил Сергеевич через 2 года становится самым молодым из всех членов Политбюро. Он хочет в ближайшем будущем стать первым лицом в государстве и в партии. Помешать этому не могло даже то, что Горбачев, по существу, занимал «штрафной пост» — отвечающего за сельское хозяйство секретаря. Ведь этот сектор советской экономики был самым неблагополучным. Михаил Сергеевич все еще оставался после смерти Брежнева на этой должности. Но Андропов уже тогда ему советовал вникать во все дела, чтобы быть готовым в любой момент взять на себя всю ответственность. Когда Андропов умер и к власти пришел на непродолжительный срок Черненко, Михаил Сергеевич стал в партии вторым человеком, а также самым вероятным «наследником» этого генсека.

В политических кругах Запада известность Горбачеву впервые принес осуществленный им в 1983 году, в мае, визит в Канаду. Он отправился туда на неделю с личного разрешения Андропова, в то время бывшего генсеком.

Пьер Трюдо, премьер-министр этой страны, стал первым крупным лидером Запада, принявшим лично Горбачева и с симпатией к нему отнесшимся.

Встретившись и с другими политиками Канады, Горбачев приобрел в этой стране репутацию энергичного и амбициозного политического деятеля, который резко контрастировал со своими престарелыми коллегами из Политбюро. Он проявил значительный интерес к методам управления экономикой и моральным ценностям Запада, включая демократию.

Основные плюсы и минусы политики Горбачева

Перестройка Горбачева

Дорогу к власти Горбачеву открыла смерть Черненко. Пленум ЦК 11 марта 1985 года избрал Горбачева генеральным секретарем. Михаил Сергеевич в этом же году на апрельском пленуме провозгласил курс на ускорение развития страны и перестройку.

Эти термины, которые появились еще при Андропове, не сразу получили широкое распространение. Это произошло лишь после XXVII съезда КПСС, который прошел в феврале 1986 года. Горбачев назвал гласность одним из основных условий успеха предстоящих преобразований.

Еще нельзя было назвать полноценной свободой слова время Горбачева. Но можно было, по крайней мере, говорить в печати о недостатках общества, не затрагивая, правда, основ советского строя и членов Политбюро.

Однако уже в 1987 году, в январе, Горбачев Михаил Сергеевич заявил, что в обществе не должно быть закрытых для критики зон.

Принципы внешней и внутренней политики

Новый генеральный секретарь ясного плана реформ не имел. Лишь память об «оттепели» Хрущева осталась у Горбачева.

Кроме того, он верил в то, что призывы руководителей, если они честны, а сами эти призывы — правильны, могут дойти в рамках существовавшей в то время партийно-государственной системы до рядовых исполнителей и тем самым изменить к лучшему жизнь. В этом был свято убежден Горбачев.

Годы правления его были отмечены тем, что он на протяжении всех 6 лет говорил о необходимости сплоченных и энергичных действий, о том, что нужно конструктивно действовать всем и каждому.

Он надеялся, что, являясь лидером социалистического государства, можно завоевать мировой авторитет, основанный не на страхе, а прежде всего на разумной политике, нежелании оправдывать тоталитарное прошлое страны.

Горбачев, годы правления которого часто называют «перестройкой», верил, что новое политическое мышление должно восторжествовать.

В него должны входить признание приоритета над национальными и классовыми ценностями общечеловеческих, необходимость объединения государств и народов для совместного решения стоящих перед человечеством проблем.

Политика гласности

Во время правления Горбачева в нашей стране началась общая демократизация. Политические преследования прекратились. Гнет цензуры ослаб. Из ссылок и тюрем возвращались многие видные люди: Марченко, Сахаров и др.

Политика гласности, которая была начата советским руководством, изменила духовную жизнь населения страны. Возрос интерес к телевидению, радио, печатным изданиям. Лишь за 1986 год журналы и газеты приобрели более 14 миллионов новых читателей.

Все это, безусловно, существенные плюсы Горбачева, проводимой им политики.

Основные плюсы и минусы политики Горбачева

Лозунг Михаила Сергеевича, под которым он проводил все преобразования, был следующий: «Больше демократии, больше социализма». Однако у него постепенно менялось понимание социализма.

Еще в 1985 году, в апреле, Горбачев на Политбюро говорил, что, когда Хрущев до невероятных размеров довел критику сталинских действий, это принесло лишь большой ущерб стране.

Вскоре гласность привела к еще большей волне антисталинской критики, которая в годы «оттепели» и не снилась.

Антиалкогольная реформа

Задумка этой реформы изначально была весьма положительной. Горбачев хотел уменьшить количество алкоголя, потребляемого в стране на душу населения, а также начать борьбу с пьянством. Однако кампания в результате чересчур радикальных действий привела к неожиданным результатам.

Сама реформа и дальнейший отказ от монополии государства привели к тому, что основная часть доходов в этой сфере ушла в теневой сектор. Немало стартовых капиталов в 90-е годы было сколочено на «пьяных» деньгах частниками. Стремительно пустела казна.

В результате этой реформы были вырублены многие ценнейшие виноградники, что привело к исчезновению в некоторых республиках (в частности, в Грузии), целых секторов промышленности.

Антиалкогольная реформа также способствовала росту самогоноварения, токсикомании и наркомании, а в бюджете образовались многомиллиардные убытки.

Реформы Горбачева во внешней политике

Основные плюсы и минусы политики Горбачева

В ноябре 1985 года состоялась встреча Горбачева с Рональдом Рейганом, президентом США. На ней была признана обеими сторонами необходимость улучшения двусторонних отношений, а также оздоровления всей международной обстановки. Внешняя политика Горбачева привела к тому, что заключены были договоры СНВ. Михаил Сергеевич заявлением от 15.01.1986 года выдвинул целый ряд крупных инициатив, посвященных вопросам внешней политики. Должна была быть проведена полная ликвидация к 2000 году химического и ядерного оружия, осуществлен строгий контроль при уничтожении и хранении его. Все это — важнейшие реформы Горбачева.

Причины неудач

В отличие от направленного на гласность курса, когда было достаточно лишь распорядиться ослабить, а потом и фактически отменить цензуру, другие его начинания (например, нашумевшая антиалкогольная кампания) были сочетанием с пропагандой административного принуждения.

Горбачев, годы правления которого были отмечены возрастанием свободы во всех сферах, в конце правления, став президентом, стремился опираться, в отличие от его предшественников, не на партийный аппарат, а на команду помощников и правительство. Он склонялся все больше к социал-демократической модели. С. С.

Шаталин говорил, что ему удалось превратить в убежденного меньшевика генсека. Но Михаил Сергеевич слишком медленно отказывался от догм коммунизма, лишь под влиянием роста в обществе антикоммунистических настроений.

Горбачев даже в ходе событий 1991 года (августовского путча) рассчитывал еще удержать власть и, возвратившись из Фороса (Крым), где у него находилась государственная дача, заявил, что он верит в ценности социализма и будет бороться за них, возглавляя реформированную компартию.

Очевидно, что он так и не смог себя перестроить. Михаил Сергеевич во многом остался партийным секретарем, который привык не только к привилегиям, но и к не зависящей от народной воли власти.

Заслуги М. С. Горбачева

Михаил Сергеевич в своем последнем выступлении в роли президента страны поставил себе в заслугу то, что население государства получило свободу, духовно и политически раскрепостилось. Стали реальными свобода печати, свободные выборы, многопартийность, представительные органы власти, религиозные свободы.

Высшим принципом были признаны права человека. Началось движение к новой многоукладной экономике, было утверждено равноправие форм собственности. Горбачев покончил, наконец, с холодной войной.

Во время его правления была остановлена милитаризация страны и гонка вооружений, изуродовавшая экономику, мораль и общественное сознание.

Внешняя политика Горбачева, который ликвидировал окончательно «железный занавес», обеспечила Михаилу Сергеевичу уважение во всем мире. Президенту СССР в 1990 году была вручена Нобелевская премия мира за направленную на развитие сотрудничества между странами деятельность.

В то же время некоторая нерешительность Михаила Сергеевича, его желание найти компромисс, который устроил бы и радикалов, и консерваторов, привели к тому, что так и не начались преобразования в экономике государства.

Политическое урегулирование противоречий, межнациональной вражды, которая и развалила в итоге страну, так и не было достигнуто.

Едва ли история способна дать ответ на вопрос о том, смог бы на месте Горбачева кто-нибудь другой сохранить СССР и социалистическую систему.

Заключение

Субъект верховной власти, как правитель государства, должен обладать всей полнотой права. М. С. Горбачев, лидер партии, который сосредоточил в своем лице государственную и партийную власть, не будучи всенародно избранным на этот пост, в этом отношении существенно уступал в глазах общественности Б. Ельцину.

Последний и стал, в конце концов, президентом России (1991). Горбачев, как будто компенсируя этот недостаток во время своего правления, наращивал свою власть, пытался добиться различных полномочий. Однако он законы не соблюдал и не заставлял других это делать. Поэтому характеристика Горбачева столь неоднозначна.

Читайте также:  Стоит ли отменять судебный приказ по кредиту?

Политика — это прежде всего искусство разумно действовать.

Основные плюсы и минусы политики Горбачева

Среди многих обвинений, предъявленных Горбачеву, пожалуй, самым существенным было обвинение его в нерешительности. Однако если сопоставить значительные масштабы прорыва, осуществленного им, и короткий срок нахождения у власти, с этим можно поспорить.

Кроме всего вышеперечисленного, эпоха Горбачева была отмечена выводом войск из Афганистана, проведением первых состязательных свободных выборов в истории России, ликвидацией существовавшей до него монополии на власть партии. В результате реформ Горбачева мир существенно изменился. Он не станет уже никогда прежним.

Не обладая политической волей и мужеством, совершить такое невозможно. К Горбачеву можно по-разному относиться, но, безусловно, это одна из самых крупных фигур современной истории.

Источник: https://www.syl.ru/article/193279/new_m-s-gorbachev-godyi-pravleniya-perestroyka-glasnost-raspad-sssr-vneshnyaya-politika-gorbacheva

Систематическая таблица по правлению Михаила Сергеевича Горбачева

Основные плюсы и минусы политики Горбачева

Доброе время суток, дорогие друзья!

Сегодня для повторения материала по периоду перестройки, я представляю Вам нашу систематическую таблицу по этом периоду.

Рекомендации по работе с ней соответственно следующие: Если Вам в в ближайшее время сдавать ЕГЭ, то рекомендую материал распечатать и повесить на видном месте. Для преподавателей же есть вариант создать рабочие материалы по таблице.

В задании нужно просто затереть часть информации, распечатать, и дать ученикам, чтобы они заполнили имеющиеся пробелы.

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА — ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ:

Направление Действия
Внутренняя политика
Экономическая реформа ·        Предоставление самостоятельности предприятиям и перевод их на хозрасчет – закон «О государственном предприятии (объединении)» (1987)·        Начало развития сферы частной инициативы – закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1988)·        Создание кооперативов – закон «О кооперативах»·        Ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986)
Попытка перехода к рыночной экономике ·        Обсуждение на Верховном Совете СССР вариантов перехода к рынку·        Поручение объединить программы Рыжкова-Абалкина и Шаталина-Явлинского («500 дней»)
Реформа политической системы СССР ·        Радикальное изменение избирательной системы в пользу демократов·        Превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент·        Ликвидация монополии КПСС на власть (отмена статьи 6 Конституции)·        Начало становления многопартийной системы·        Учреждение поста Президента СССР (Горбачев в 1990—1991) ·        Создание Кабинета министров
Политика гласности ·        Снятие существовавших ранее многочисленных информационных табу·        Освобождение многих диссидентов (например, академик Сахаров)·        Распространение продукции самиздата не подавлялось·        Обсуждение острых вопросов в центральной печати·        Появление критических публикаций
Внешняя политика
Обеспечение безопасности и сотрудничества государств Характерные черты политического мышления:·        Деидиологизация межгосударственных отношений·        Приоритет общечеловеческих ценностей·        Признание общих норм морали как обязательных критерий всякой политики
Улучшение отношений с Западом Советско-американские договоры:·        О ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987)·        О сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1991)·        Договор об обычных вооруженных в Европе (1990)
Отказ от вмешательства во внутренние дела братских стран ·        Объединение Германии (1990)·        Падение просоветских режимов в странах Восточной Европы·        Ликвидация СЭВ и ОВД·        Вывод советских войск из Афганистана (1989) и из стран Восточной Европы (1991)
Роспуск СССР ·        Принятие Декларации о государственном суверенитете России (12 июня 1990)·        Избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР·        Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и роспуске СССР (декабрь 1991)
  • Итоги:
  • [sociallocker id=»3207″]
  • В период деятельности Горбачева в должности главы государства и руководителя КПСС в Советском Союзе произошли серьезные изменения, повлиявшие на весь мир, которые стали следствием следующих событий:
  • масштабная попытка реформирования советской системы («перестройка»),
  • введение в СССР политики гласности, свободы слова и печати, демократических выборов,
  • отказ от коммунистический идеологии как государственного приоритетного статуса и  прекращение преследования инакомыслящих,
  • переход большинства социалистических стран к рыночной экономике и демократии.

Касательно внешней политики, знаковыми событиями являются:

  • вывод войск из Афганистана (1989)
  • завершение холодной войны
  • распад СССР и Варшавского блока.

Основные плюсы и минусы политики Горбачева

Основные плюсы и минусы политики Горбачева Основные плюсы и минусы политики Горбачева Основные плюсы и минусы политики Горбачева

Источник: http://xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai/istoriya-rossii/tabl-perestroyka.html

Плюсы и минусы внешней политики СССР в 1985 – 1991 годах

Пришедшее к власти новое руководство страны во главе с Горбачевым и министром иностранных дел Шеварднадзе начало вести активную международную политику вывода страны из международной изоляции.

В первое время основные задачи оставались прежними: обеспечение безопасности и укрепление социалистического лагеря. Однако уже через 2 года во внешней политике произошли значительные коррективы.

Связано это было с взятием Советским Союзом курса на перестройку и попыткой распространения ее на международной арене.

Появилось такое понятие как «новое идеологическое мышление». В основе направления лежал отказ от понятия, что весь мир расколот на 2 политические системы, а признание его единым и неделимым. Для его осуществления отвергался принцип социалистического интернационализма, а на его смену пришло понятие общечеловеческих ценностей.

Для осуществления новой политики требовалась деидеологизация в отношениях между государствами.

Под этим термином понималось устранение идеологических предрассудков, которые разделяли народы с целью совместного строительства общего европейского дома.

В первую очередь это касалось капиталистических стран, с которыми требовалось наладить нормальное сотрудничество, разблокировав все существующие конфликты.

В период с 1985 по 1991 годы шла реализация нового курса. Его итоги для СССР имели как положительный характер, так и провал по некоторым пунктам.

Положительные стороны новой политики СССР

Шаги по нормализации международных отношений:

  • Введение со стороны СССР моратория на испытание ядерного оружия. Это послужило поводом приглашения представителей Советского государства присутствовать на ядерных испытаниях США
  • С 1985 произошли встречи между Горбачевым и президентом США по вопросу разоружения. Начался период уменьшения гонки вооружения. Шел вопрос о ликвидации части ядерного оружия в отношении ракет малой и средней дальности. Наступил конец эпохи «холодной войны».
  • Был решен вопрос с Афганистаном. США перестало оказывать военную помощь стране, а Советский Союз вывел свои войска
  • Налаживание советско-китайских отношений. Этому способствовал вывод советских войск из Афганистана. Однако оставалось еще 1 препятствие – это проблема Камбоджи. После переговоров между СССР и Вьетнамом советские войска были выведены и оттуда. В итоге в 1981 году состоялась советско-китайская встреча на высшем уровне. На ней решались вопросы пограничных территорий, а так же экономического характера
  • Со стороны Советского Союза были осуждены военные действия Ирака в Персидском заливе. Это была кардинальная смена политики. СССР выступил против своих бывших союзников. Как результат, в 1991 году последовало приглашение Горбачева посетить встречу лидеров «большой семерки»  
  • На советско-японской встрече со стороны Горбачева было высказано согласие о правильности постановки вопроса спорных территорий в отношении Курильских островов

Отрицательные стороны новой политики СССР

Проведение новой международной политики имело для СССР и негативные стороны:

  • Страны социалистического лагеря не поддержали новую политику СССР, который являлся их оплотом. В итоге взаиморасчеты между странами стали проводиться по рыночным законам. Это привело к антикоммунистическому взрыву в странах социалистического лагеря. В них прокатился ряд «Бархатных революций». Коммунистические лидеры были устранены, а румынский даже расстрелян. На их смену пришли демократические силы, которые взяли курс на европейский вектор развития и сближение с НАТО. После падения Берлинской стены произошло слияние ФРГ с ГДР.
  • Этот период характеризуется для СССР большими финансовыми трудностями. За помощью Советский Союз обратился к странам Запада. Однако никакой компенсации с этой стороны не последовало. Тогда просьба была направлена «большой семерке», в состав которой входили наиболее развитые страны мира. Сначала отказа не последовало. Была передана гуманитарная помощь: медикаменты, товары, продовольствие. Однако обещанные денежные компенсации не поступили. Причина объяснялась тем, что в СССР нестабильное внутреннее положение.  Страны «большой семерки» проводили политику распада СССР  и поддержания вновь образовавшихся государств. Однако в кредитах отказа не последовало. В итоге международный долг СССР на 1991 год составил 113 млрд долларов.
  • Падение международного авторитета. Инициатива в международных делах была потеряна, а новые союзники приобретены не были
  • Советский Союз перестал считаться военной сверхдержавой. Его мощь ослабла, и США в этом опросе заняло первое место. В связи с этим произошло поздравление американского президента своего народа с победным окончанием «холодной войны».

Политика СССР в 1985 – 1991 годы имела ряд положительных и отрицательных моментов.

Некоторые минусы касались только Советского государства. Например, распад социалистической системы для самих стран минусом не назовешь.

Встав на рыночный путь развития, они значительно нарастили свою экономику. Слияние ФРГ с ГДР возродило прежнюю Германию и позволило Восточной ее части значительно повысить свой уровень.

Источник: https://histerl.ru/kurs_sssp/pljusy-i-minusy-vneshnej-politiki-sssr-1985-1991.htm

7 роковых ошибок Горбачева

В очередную годовщину путча 1991 года размышляем о роли Михаила Горбачёва в крушении СССР.

Мы запомнили гласность, очереди, ускорение, бесконечные партийные Пленумы и заседания, песни Виктора Цоя и свободное телевидение, кровь в Тбилиси, Душанбе, Ереване и республиках Прибалтики, вывод войск из Афганистана и танки в Москве.

Но мы не помним ничего, что говорило бы нам: у Горбачева и его окружения, помимо многочисленных громких лозунгов, был конкретный план, они твердо знали, что делают и зачем.

Мы слышали, нравятся они кому-то или нет, про «план Путина», «план Маршалла», «новый курс Рузвельта», и даже «500 дней Явлинского» — но мы никогда не слышали про «план Горбачева», хотя бы для того, чтобы задним числом найти в нем ошибки.

А был ли он вообще?

Единого мнения о целесообразности проведения антиалкогольной кампании до сих пор нет даже среди экспертов. Но есть вещи, которые можно считать аксиомой: все плюсы кампании, вроде повышения рождаемости, сработали в долгосрочной перспективе, а все минусы — ударили по стране здесь и сейчас.

В середине 80-х СССР уже был не готов к потере 10-12% налоговых поступлений в бюджет. В многочисленных очередях за спиртным и так невысокий престиж руководства упал совсем низко.

И, наконец, главное — смотреть на происходящее в стране трезвыми глазами для многих ее граждан было просто невыносимо.

Роль коммунистической партии в жизни страны трактовалась как «руководящая и направляющая». Политическая монополия требовала если не единства мнений в аппарате, то хотя бы единства действий аппарата.

При Горбачёве важнейший, идеологический отдел ЦК КПСС раскололся на две группы: одну олицетворял консерватор, тяготеющий к сталинским взглядам Егор Лигачев, другую — радикальный либерал Александр Яковлев.
Работающая в «мирное время» властная система сдержек и противовесов оказалась губительной в период масштабных реформ.

Страна дошла до абсурда — утром либеральное крыло партии что-то разрешало, вечером консервативное это же самое пыталось запретить.

Сейчас понятно: незнакомая с принципами работы демократической прессы, советская страна пережила бы и передачу «Взгляд» и разоблачительные полосы «Московских новостей», точно так же она пережила бы временное закручивание гаек, но острого конфликта свободы и несвободы, одновременных разрешений и запретов, — нет. Горбачев не мог, а, возможно, и не хотел примирить враждующие партийные группировки и выработать общую программу действий в кризисный период.

К началу Перестройки ни у кого из советских политиков не было опыта публичной борьбы за власть. Этим отчасти оправдывается грандиозный просчет Горбачева  в отношении Бориса Ельцина. Когда будущий первый президент России оседлал популистскую волну и стал стремительно «набирать очки», Горбачев и его окружение оказались к этому не готовы.

Неловкие очерняющие публикации в партийной прессе (которой уже мало кто верил), некрасивые пикировки на Пленумах Верховного совета, общее «фи», которое демонстративно выразила Советская власть Ельцину, не помешали, а сильно помогли тому в самый короткий срок стать народным героем.

На плечах этого народа Ельцин очень скоро и снесет Советский Союз, чтобы пить возмутительно много водки на его развалинах.

Читайте также:  Метод анкетирования: плюсы, минусы и особенности

Россия — страна с глубокими авторитарными традициями. Все реформы, вне зависимости от их цены (обычно она исчисляется сотнями тысяч жизней русских), реализуются только харизматичными лидерами: Иван Грозный, Петр 1, Екатерина Великая, Сталин.
Горбачев попытался нарушить неизменный ход русской истории.

Он начал Перестройку, не имея широкой поддержки населения. Складывается впечатление, что в определенный момент его имидж за рубежом стал его волновать сильнее, чем внутри страны.

Горбачева не любили за невнятные публичные выступления, за жену, слишком леди, непохожую на простых советских женщин, за нерешительность и за многое другое.

Вместе с падением рейтинга Горбачева, который он не умел укрепить, падали надежды жителей страны на успех экономических, социальных и политических преобразований. В таких случаях русские говорят: «Не по Сеньке шапка».

Подозрительная наивность Горбачева и части партийной элиты в отношении западных стран удивляет. То, что с большим трудом, потом и кровью завоевывалось военным империализмом предыдущих поколений русских, было разбазарено в считанные годы.

Помимо глобального стратегического просчета — мощная, державная Россия никому не нужна (даже среди русских сейчас нет единого мнения, нужна ли она самим русским, а тем более Западу), Горбачев совершил массу тактических ошибок.

Допустим, объединение ФРГ и ГДР было неизбежно, но почему же, когда мы еще имели сильное влияние на немцев, а русские дивизии стояли в Берлине, мы не настояли, а ведь немцы согласились бы, на внесении в договор объединения пункта, запрещающего Германии вступать в военно-политические блоки в будущем?
Вся современная проблема расширения НАТО на Восток — суть, недомыслие горбачевской эпохи. Ведь на тех же условиях мы могли «отпустить» страны Восточной Европы — сохранив там свое влияние и не допустив размещения военных баз англосаксонцев. Черноморский флот, русский Крым — это все, даже при самом худшем развитии событий Горбачев не то, что мог, обязан был сохранить для России.

Приватизация, сокращение государственного вмешательства в экономику, сворачивание социальных программ — с приходом к власти в англосаксонских странах Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер неолиберализм стал ведущим практическим направлением в мировой экономике. В США и Великобритании неолиберальные реформы принесли ощутимые плоды.

Россия — страна крайностей, мы традиционно долгое время начисто отрицаем западный опыт, а затем начинаем стремительно и лихорадочно копировать «самые прогрессивные тенденции». Не имея вообще никакого опыта капитализма, мы вдруг взяли за образец и модель самую современную его форму.

Ведь, кажется, и ежу понятно: проблемы британской и американской экономик 80-х годов и близко не похожи на трудности советской экономики тех лет. Но именно при Горбачеве в руководстве страны стало формироваться неолиберальное экономическое ядро.
Известно: «Поспешишь — людей насмешишь».

В XX веке Россия как минимум дважды трагически спешила: сначала строить социализм в аграрной стране, затем — продвинутый капитализм в Советской империи.
Как следствие, одна часть страны люто ненавидит все советское и социалистическое, хотя вся Западная Европа в последние годы строит более-менее социализм.

Другая часть — все либеральное и капиталистическое, хотя абсолютные ценности личной свободы, частной собственности и гражданских прав никто не отменял.
Единственной точкой общественного согласия в России стал бег на месте или застой, а то вдруг опять, не разбирая дороги, куда-нибудь побежим так, что русских вообще не останется. У Горбачева был исторический шанс все изменить.

Он его упустил.

Источник: https://russian7.ru/post/7-rokovyx-oshibok-gorbacheva/

Ответы@Mail.Ru: Скажите пожалуйста какие были плюсы и минусы правления Горбачева?

минус — сухой закон, плюсы — перестройка, гласность, ускорение ps Горбачев СССР не разваливал, его развалили высшие должностные лица и главы правительств трёх союзных республик: Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис (РСФСР) , Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич (БССР) , Леонид Кравчук и Витольд Фокин (Украина).

+ссср разволил, -берлинскую стену разрушил.

развал великого государства… плюсов нет.

Плюсов нет, одни минусы! Ломать — не строить! сломал. всё, что можно было сломать и ничего взамен не построил. На кол его!!!!

ни тех ни других не было, горбачев — был никакой и правление такое же

за плюсы Гайдера и дифирамбы в его адрес тебе -1

Женщины так прислушались к нему, что мужчины даже пить насторожились)))

Из плюсов появились кооперативы. Из минусов — рэкетиры 🙂

Горбачёва — уважаю, но политических просчётов проситить ему нельзя. Как политик он оказался никудышный. Однако, надо отдать ему должное, человек был хороший, и главное, мысли были у него совершенно светлые. Он желал добра России…

Огромный плюс для цыган. Сам слышал, цыгане готовы были отлить памятник ему из золота, в благодарность за спекуляцию водкой.

Много говорил, даже правильно, много делал-но неправильно. В результате-развал СССР.

Большой минус! В неумении управлять страной! И когда выбирает «кодла» но не народ так и будет всегда-развал

Ни одного плюса!. . Он как будто специально все делал наоборот! Во первых своей долбанной либерализацией он разрушил ВСЮ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ СТРАНОЙ И НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ! Можно было обойтись без этого? Конечно-да! Главная проблема Социализма в СССР-это НИЗКАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА!…

Откуда она взялась? Этому две причины-устаревшее оборудование, мапроизводительная, не соответствовавшая времени техника и низкая заинтересованность рабочего в результатах своего труда…. от каждого по способностям-каждому по труду! Этот принцип реализовать было не реально???? Что касается устаревшей материально-технической базы…. ресурсы были….

например ВПК исправно обновлял вооружение и военную технику в армии…. По качеству армейской техники мы были впереди планеты всей! Так что мешало создать подобный комплекс в МАССШТАБЕ ВСЕЙ (а не только армии) ЭКОНОМИКИ?? ? В крайнем случае можно было значительную часть рессурсов ВПК направить на модернизацию экономики…

У нас была КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ система управления и либерализовать ее равносильно САМОУБИСТВУ! (простой пример… завод А обязан был поставлять заводу В комплектующие…. но Так как теперь он ни кому ни чем не обязан то он ищет более выгодного «покупателя» своих изделий…

это может привести в том числе и к тому, что завод Б невыполнит обязательство перед Ц, а тот в всою очередь перед А… то есть начавший этот процесс о него и пострадал…. так по всей экономике…

отказ одного предприятия невыполнить свои обязательства мог вызвать цепочку отказов парализующих целую отрасль!) Это Горбатый НЕ МОГ НЕ ПОНИМАТЬ!! ! Он что, надеялся на сознательность граждан?? ? сомневаюсь… Странное поведение… Имея ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ… МЫ УБИРАЕМ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЩИТ…

и открываемся тем самым противнику!!! ЗАЧЕМ?? ? КАКАЯ ЦЕЛЬ?? ? Зачем разрушать ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА если ты хотел всего лишь, экономического процветания?… и многое, многое другое…. глядя на эпоху горбачева-ельцина приходишь к выводу что НАРОДНОЕ ХОЗЯИЙСТВО СОЗНАТЕЛЬНО И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО РАЗРУШАЛОСЬ…. во многом этот процесс еще продолжается!… Очень и очень хочется знать когда же этот процесс остановится и мы начнем СОЗИДАТЬ?!

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/51788446

О плюсах и минусах внешней политики горбачева

Как метко заметил Д.Волкогонов, для Запада популярность Горбачева была связана в первую очередь с тем, что он стал «символом ухода с политической сцены большевистского монстра» (См.: Волкогонов Д. Семь вождей. Галерея лидеров СССР. Кн. 2, М., 1995, Стр. 362).

В декабре 1990 г. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира, однако обстановка внутри страны не позволила президенту поехать получить присужденную ему премию. Немалая часть населения задавалась вопросом: за что Горбачеву дали премию? Страна в развале – а ему премия! Именно к концу 1990 г.

разрыв между внешнеполитическим триумфом президента и последствиями его политики внутри страны стал очевиден для многих. Напряженной оставалась обстановка в Тбилиси, Южной Осетии, Нагорном Карабахе, Баку, Чечне, Прибалтике.

На IV–м съезде народных депутатов СССР с предупреждением о готовящемся перевороте выступил министр иностранных дел страны Э.Шеварднадзе, подавший в отставку. О деятельности деструктивных сил, имеющих «далеко идущие цели», говорил на съезде и премьер Н.И.Рыжков.

На съезде также было предложено включить в повестку дня вопрос о недоверии Президенту СССР, что свидетельствовало о серьезном недовольстве политикой Горбачева во внутренних и внешних делах. Наблюдатели отмечали разрыв президента с прогрессивной частью своего окружения.

В декабре было принято решение Моссовета о нормированном распределении продовольственных товаров. Возник бюджетный кризис, в новый 1991 г. СССР вступил без плана и бюджета. Таковы лишь отдельные штрихи, характеризующие обстановку уходящего 1990 г.

По свидетельству его помощника Черняева, в эти дни генеральному секретарю приходили «пачки телеграмм» от населения, в которых Горбачева поздравляли с «премией империалистов» за то, что он «развалил» Советский Союз, «предал» Восточную Европу, «отдал» ресурсы американцам, а средства массовой информации – «сионистам» (См.: Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым: По дневниковым записям. М., 1993, Стр. 384).

На этом фоне и внешняя политика Горбачева стала терять поддержку внутри страны. Описывая обстановку тех дней, Шеварднадзе замечал, что «теневая» власть отвоевывала сданные позиции, выходила из тени и начинала действовать открыто». Если бы демократические силы были сплочены, замечает он, это наступление можно было «остановить».

Однако отсутствие среди единомышленников «единодействия» вынудило его уйти в отставку. Политические оппоненты отставного министра иностранных дел объясняли его добровольный уход «стремлением уклониться от ответственности за просчеты, якобы допущенные во внешней политике» (См.: Шеверднадзе Э. Мой выбор. В защиту демократии и свободы. М.

, 1991, Стр. 20-21).

Какой же была внешняя политика в эпоху Горбачева по свидетельству тех, кто ее творил? Какова ее оценка историками?

Биограф первого президента СССР Грачев отмечает, что у Горбачева еще весной 1985 г. имелся перечень первоочередных внешнеполитических задач, подлежащих решению.

В рабочих блокнотах генсека среди приоритетов значилось: «покончить с гонкой вооружений», «уйти из Афганистана», «наладить отношения с США и Китаем» (См.: Грачев А.С. Горбачев. М., 2001, Стр. 179).

Биограф указывает, что Горбачеву приходилось считаться со сложившимися между двумя сверхдержавами внешнеполитическими стереотипами – смотреть друг на друга «через амбразуру».

Посягнув на это стратегическое «равновесие страха» Горбачев, подчеркивает его биограф, выбил одну из важнейших опор из-под собственного кресла. Если раньше советские люди мирились со своей убогой жизнью и добровольно отдавали на оборону последнее, то превращение вчерашнего врага в партнера меняло и их сознание – недовольство своей жизнью они обращали на тех, кто ими управлял.

Оппоненты Горбачева ставили ему в вину то, что проводя перестройку, он и его сподвижники «не заботились об идейных, социально-экономических, политических и исторических системных основах» советского строя, что обреченность перестройки заключалась в ее «верхушечном» характере, в результате чего «власть постепенно становилась инородным телом внутри системы, в первую очередь по отношению к ее основам», что за фасадом перестройки «шел энергичный процесс смены ориентиров», в котором первую скрипку играли Яковлев и Шеварднадзе. Среди основных и, по мнению этих оппонентов, «разрушительных» для советской системы лозунгов перестройки были следующие: общечеловеческие ценности и их приоритет перед классовыми, что привело к пересмотру итогов второй мировой войны, нарушению соглашений Ялтинской и Потсдамской конференций, Хельсинского совещания, провозгласивших незыблемость послевоенных границ, вызвало ликвидацию Организации Варшавского договора, СЭВа, ГДР и «подготовило» развал СССР; вхождение в мировую цивилизацию, которое стало возможно для нашей страны лишь «после краха» социалистического системы; демократизация общества, которая привела к «децентрализации и распаду могущества» России; переосмысление истории, которое на деле превратилось в «оплевывание прошлого», в надежный механизм «разрушения исторической памяти народа» (См.: Россия – 2000. Современная политическая история (1985-1999 годы). Т. 1. Хроника и аналитика. М., 2000, Стр. 572-573, 617-618).

Советские лидеры, в первую очередь Горбачев и Шеварднадзе, критиковались «за потерю» Восточной Европы и Германии, за изолюцию и ослабление страны, за перечеркивание неразумными политическими действиями итогов войны и ее завоеваний, за которые заплатили непомерную цену целые поколения, за напрасно «пролитую советским народом кровь во имя освобождения Европы от нацизма». На церемонии подписания Договора по обычным вооружениям в Европе, министр обороны СССР маршал Д.Язов сказал в узком кругу: «Мы проиграли третью мировую войну без единого выстрела» (См.: Боффа Дж. От СССР к России: История неконченного кризиса. 1964-1994. М., 1994, Стр. 202).

Отвечая на подобные обвинения, в частности на то, что Горбачев «сдал социалистические страны», бывший президент СССР писал, что эти мысли выдвигали «приверженцы имперской идеологии», для которых привычным является право сильного распоряжаться чужими странами как своей собственностью, «играть судьбами народов».

Читайте также:  Стоит ли покупать компьютер mac mini: плюсы, особенности, недостатки

Обращаясь к недавней истории взаимоотношений СССР и стран «социалистического содружества», Горбачев указывал, что в этих странах нами насаждалась модифицированная «сталинская модель социализма», а все попытки этих стран вырваться из «дружеских объятий» сверхдержавы «пресекались неукоснительно». В качестве примера он приводил события в ГДР в 1953 г., в Венгрии в 1956 г.

, в Чехословакии в 1968 г. (См.: Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Кн. 2, М., 1995, Стр. 474-475).

Не было единодушия в отношении политической линии Горбачева и у руководителей «социалистического лагеря».

Кадар и Хонеккер не верили в «необратимость» перестройки и занимали выжидательную позицию, Живков предостерегал, ссылаясь на хрущевскую политику, что перестройка может «дестабилизировать социалистическое содружество», а лидер румынских коммунистов Чаушеску занимал откровенно враждебную позицию.

А.В.Козырев, назначенный в 1990 г. министром иностранных дел России, в бытность свою работником МИД СССР главную свою задачу в годы перестройки видел в том, чтобы участвовать в «демонтаже отживших идеологических догм».

«Суть дела, — пишет он в мемуарах, — состояла в том, чтобы продвинуть в официальные советские документы, вплоть до выступлений по внешнеполитическим вопросам генерального секретаря ЦК КПСС, «крамольные» формулировки, которые если не сразу, то в потенции открывали бы возможности для подрыва, а затем и полного пересмотра коммунистической догматики».

Своими оппонентами в Политбюро он называл Е.К.Лигачева, в МИДе – Г.М.Корниенко, а своими сторонниками – Г.Х.Шахназарова и А.С.Черняева, при «ведущей роли» А.Н.Яковлева и Э.А.Шеварднадзе. По его мнению, Горбачев со своими заявлениями о новом политическом мышлении «создавал своеобразное прикрытие для подобных далеко идущих интерпретаций».

Козырев скептически относился к Горбачеву и его последователям, считая, что к 1989 г. они исчерпали себя, прежде всего потому, что «стремились во что бы то ни стало сохранить верность социалистическому выбору, подновить, модернизировать советскую систему при полном непонимании ее обреченности».

Истоки новой российской концепции национальной безопасности Козырев видел в «идеях А.Д.Сахарова», который, по его мнению, соединил тезис об обуздании гонки ядерных вооружений с решением проблемы «взаимоотношения человека и государства в нашей стране» (См.: Козырев А. Преображение. М., 1995, Стр. 42-46, 72).

Советские дипломаты возражали против подобного упрощенного подхода в оценке сложнейших внешнеполитических проблем, стоящих перед Советским Союзом на рубеже 70-80-х годов. Так, по мнению того же Г.М.Корниенко, именно в эти годы имелись возможности для достижения компромисса с Западом в области разоружения. Он называл А.А.

Громыко «убежденным сторонником» разоруженческой линии, «главным генератором» идей в этой области. Иное дело, отмечал Корниенко, что когда дело доходило до выработки конкретных позиций, а военные были против того или иного решения, то Громыко «не шел на конфликт с ними».

В целом он считал, что для советской внешней политики была характерна «недооценка», а иногда «игнорирование» возможностей упрочения безопасности государства «политическими средствами», а не дальнейшим увеличением и без того чрезмерных расходов на оборону(См.: Ахромеев С.Ф., Корниенко Г.М.

Глазами маршала и дипломата: Критический взгляд на внешнюю политику СССР до и после 1985 г. М., 1992, Стр. 40-45).

XXVII съезд КПСС официально провозгласил новый внешнеполитический курс страны и определил три основных направления деятельности: преодоление конфронтации между Востоком и Западом, урегулирование региональных конфликтов, отказ от идеологических предпочтений в отношениях с другими государствами и признание существующего миропорядка.

Для решения первой задачи важнейшее значение имели встречи М.С.Горбачева с президентом США Р.Рейганом в Женеве в 1985 г., в Рейкьявике и Вашингтоне в 1986 г., в Москве в 1988 г.

Итогом первых встреч было подписание совместного заявления, констатирующего, что «ядерная война недопустима», поскольку «в ней не может быть победителей», и что «стороны не будут стремиться к военному превосходству друг над другом». В декабре 1987 г.

была достигнута договоренность о ликвидации в Европе советских и американских ракет средней и малой дальности; соглашение было дополнено установлением системы взаимного контроля. Помимо этого, СССР ликвидировал часть своих ракет средней и малой дальности, расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке. Военные, в первую очередь начальник Генштаба С.Ахромеев полностью разделили позицию президента Горбачева.

Западные историки и политики подчеркивают тот факт, что во многом благодаря внешней политике Горбачева удалось покончить с «холодной войной» и гонкой вооружения.

В феврале 1988 г. Горбачев объявил о выводе войск из Афганистана, который начался 15 мая, а в феврале 1989 г. последний советский солдат покинул Афганистан. Это решение далось Горбачеву нелегко. Еще при Брежневе в 1981 г. на Политбюро было принято решение «вести дело к уходу», но весь вопрос заключался только в том – как, когда и на каких условиях уходить.

По советским данным, на афганскую авантюру наша страна ежегодно тратила 1 млрд рублей. Горбачева беспокоил не только вопрос о падении авторитета СССР в странах «третьего мира», но, как он выразился: «Перед своим народом не рассчитаемся: за что столько людей положили?». Министр обороны маршал Соколов подтверждал, что «выиграть войну военным путем невозможно».

Решение Горбачева об уходе советских войск из Афганистана поддержали на Политбюро и его ближайшие соратники – Рыжков и Лигачев.

Однако даже приняв решение об уходе, Горбачев ставил, как показало развитие последующих событий в этом регионе, невыполнимую задачу — не только «восстановить дружественную и нейтральную страну», но сделать так, чтобы в Афганистане «не осели США со своими базами».

В этот период практически во всех социалистических странах к власти пришла оппозиция. В марте 1991 г. официально перестала существовать Организация Варшавского Договора. Таким образом впервые с 1945 г. Советский Союз оказался без военных союзников в Европе.

Важнейшим событием этого периода стало объединение Германии. В ноябре 1989 г. рухнула берлинская стена, более тридцати лет разделявшая немецкий народ. 12 сентября 1990 г. в Москве ФРГ, ГДР, Франция, СССР, Великобритания и США подписали Договор «Об окончательном урегулировании в отношении Германии».

Статья 1 гласила, что объединенная Германия будет включать территории ГДР, ФРГ и «всего Берлина». Этим договором подтверждался также «окончательный характер границ» объединенной Германии, то, что она «не имеет никаких территориальных претензий к другим государствам» и не будет выдвигать таких претензий «в будущем».

Правительства ФРГ и ГДР подтвердили свой отказ от «производства, владения и распоряжения ядерным, биологическим и химическим оружием» и заявили, что объединенная Германия также будет придерживаться этих обязательств. Договор предусматривал сроки вывода советских войск с территории ГДР и Берлина.

Устанавливалось право объединенной Германии «на участие в союзах», страна обретала «полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами» (См.: Россия – 2000. Современная политическая история (1985-1999 годы). Т. 1. Хроника и аналитика. М., 2000, Стр. 621-623).

Как могло произойти это знаменательное событие, какова его оценка в современной исторической литературе?

По мнению западных исследователей, проблема послевоенного переустройства Германии была «центральной» в отношениях между державами-победительницами и она же стала «препятствием» для союза СССР с западными державами.

Когда сплоченность одного из противостоящих военно-политических блоков — Организации Варшавского Договора – «начала разрушаться», факторы раскола Германии стали казаться немецкому обществу «менее весомыми», чем факторы воссоединения, а быстрота и политическая сила процесса воссоединения «опрокидывала всякое сопротивление» (См.

: Эннио Ди Нольфо. История международных отношений (1918-1999). В 2-х т. Пер. с итал. Т.2. М., 2003, Стр. 726).

Российские историки отмечали, что когда германский вопрос перешел в плоскость практического решения, то ни Горбачев, ни политическая элита страны, ни само советское общество «не были готовы к такому повороту дел». Первоначально Горбачев ограничивался «общими рассуждениями», но затем на узком совещании в январе 1990 г.

советским руководством была выдвинута идея «шестерки» – формирования специального переговорного механизма в составе четырех держав-победительниц (СССР, США, Великобритании, Франции) и двух германских государств (ГДР и ФРГ) для обсуждения международных аспектов объединения Германии.

При этом, по мнению российских историков, советское руководство опасалось выхода ситуации из-под контроля и возникновения вооруженного конфликта в Европе; оно также «не желало» и «не имело возможности» применить военную силу, чтобы воспрепятствовать объединению Германии.

Не последнюю роль играло то обстоятельство, что в условиях ухудшения экономической ситуации в Советском Союзе Горбачев рассчитывал на получение иностранных кредитов, в том числе от германских банков.

Историк Наринский считает, что Горбачев и его соратники «переоценили» готовность западных партнеров играть по новым «правилам игры», а потому «не зафиксировали договоренности» об отказе от последующего продвижения НАТО на восток.

Его общая оценка деятельности реформатора во внешней политики следующая — Горбачев внес «большой вклад» в завершение холодной войны, но «не сумел (или не успел)» заложить основы нового миропорядка (См.: Наринский М.М. М.С.Горбачев и объединение Германии. По новым материалам / Новая и новейшая история. 2004, № 1, Стр. 14-30).

По свидетельству Фалина, на заключительном этапе выработки решений по объединению Германии не участвовали ни Совет безопасности, ни Президентский Совет, ни какие-либо другие государственные органы. «Новую военно-политическую карту Европы 1989-1990 гг.

, — писал в мемуарах Фалин, — кроил по западным меркам один М.Горбачев со товарищем (Э.Шеварднадзе – В.П.)».

Он писал, что пытался предостеречь Горбачева от огромных уступок СССР Западу по германскому вопросу, в частности следовало, по его мнению, предусмотреть в договоре «неучастие объединенной Германии в НАТО». На это предложение Горбачев заявил: «Боюсь, что поезд уже ушел».

Были и иные альтернативы решения германской проблемы, убежден Фалин, и не хуже тех, что реализовал Горбачев (См.: Фалин В. Конфликты в Кремле. Сумерки богов по-русски. М., 1999, Стр. 180-193).

По мнению итальянского историка Дж.Боффа, немецкое единство на практике означало «аннексию Восточной Германии со стороны ФРГ» (См.: Боффа Дж. От СССР к России: История неоконченного кризиса. 1964-1994. М., 1996, Стр. 198).

Существует мнение, высказанное сотрудниками советских спецслужб, что падение берлинской стены, крах ГДР оказались неожиданностью для всех, что никто в мире не мог предвидеть такое развитие событий.

Поэтому абсолютно «абсурдной» представляется распространенная версия о том, что «все прошло по плану Горбачева», что «он – предатель». «По всем действиям Горбачева видно, — писал сотрудник КГБ СССР И.Кузьмин, — что он не хотел крушения ГДР, стремился ее сохранить, но действовал нерешительно» (См.

: Карпов М. Падение берлинской стены. Этого не ожидали даже чекисты // Независимая Газета. 1994. 5 ноября).

Источник: http://5rik.ru/best/best-195271.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector