Основные плюсы и минусы теологической теории происхождения государства

Существует множество теорий происхождения государства. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические, и религиозные.

Государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна, незыблема и зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Минус — является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства.

В основе данных концепций лежат представления о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве.

Основные плюсы и минусы теологической теории происхождения государства

1.2 Средневековые представления о теологической теории происхождения государства

Получила распространение в XIII веке благодаря деятельности Фомы Аквинского и Августина Блаженного. Секулярные идеологи зачастую преподносят теологическую теорию в искажённо-карикатурном виде, вводя в заблуждение правоведов. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину таких государств как Ватикан и Израиль.

Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместная жизнь. А государство призвано исполнять совершенно другие функции.

Так, например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство — большой семьей.

Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти.

Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом биосоциальным.

В основе данной теории лежит провозглашение права результатом властного веления, приказом суверена подданным. Сувереном позиционируется государство.

Правовое регулирование в рамках названной теории должно осуществляться в соответствии с историческими закономерностями функционирования политически организованного общества.

Согласно Эпикуру — «справедливость, происходящая от природы, — есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда».

Основные плюсы и минусы теологической теории происхождения государства

Люди всегда ищут чего-то и никогда не обретают покоя. Они всегда стремятся к последовательному успеху. Из него вытекают и все остальные естественные законы, которые требуют отказа каждого от своих естественных прав в интересах мира и безопасности.

Договорные отношения людей с государством — это постоянно делящийся и обновляющийся процесс, основанный на принципе согласия.

В соответствии с этим принципом народ, будучи источником суверенитета, имеет право свергнуть деспотическую власть как нарушителя условий общественного договора.

При этом Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном состоянии. Под заметным влиянием учения Руссо идеи договорного происхождения государства отстаивал А. Н. Радищев. Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств.

Насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой, по Евгению Дюрингу, — это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство).

Основные плюсы и минусы теологической теории происхождения государства

Плюсы данной концепции заключаются в том, что психологические закономерности — важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. При этом сущностью всякого открытия и изобретения в общественной, политической и правовой жизни людей является приспособление как способ разрешения социальных противоречий.

Основные плюсы и минусы теологической теории происхождения государства

Также и государственная власть — это не чья-либо воля, а сила, вытекающая из психических представлений граждан об их зависимости от государства. Право сводится Л. И. Петражицким к правовым эмоциям императивно-атрибутивного характера.

Однако, с уничтожением классов отмирает и государство. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идёт феодальное, а затем буржуазное государство.

Основные плюсы и минусы теологической теории происхождения государства

В подходе В. И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства: «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены.

Психологическая теория

Основоположник А.Галлер Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землёй власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет. Наиболее широко распространённая из современных волюнтаристских теорий — это «автоматическая теория».

Принципиальным противоречием этой теории является то, что сельское хозяйство не создаёт автоматически прибавочного продукта. Ирригационную теорию связывают с именем немецкого учёного-марксиста К. Виттфогеля. В своей работе «Восточный деспотизм» он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах.

Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения.

Цель написания работы – рассмотреть основные теории происхождения права, понять, в чём причина их многообразия. Тема данной курсовой работы – «Основные теории происхождения права». Вот ещё аргумент в пользу данной теории. Расцветом теорий естественного права принято считать XVII-XVIIIвв.

В основе данных концепций лежат естественно-правовые представления о договорном происхождении государства. С позиций защиты суверенитета народа, естественных прав человека и республиканской формы правления он подчеркивал, что цель договорно формируемого государства — это «блаженство граждан».

Источник: http://SensaFan.ru/teorii-proiskhozhdeniya-gosudarstva-i-p/

Теологическая теория происхождения государства

                                           Теологическая теория происхождения государства.

                                                                                   
Введение.

Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения 
государства самой старой и традиционной является теологическая, или религиозная 
теория. Она сводится к тому, что 
государство, как и все земное, имеет божественное происхождение.

Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем.

Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т. е. богоподобен). В древнем Китае император именовался сыном неба.

В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. “Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению, а противящиеся сами навлекут на себя осуждение.” (послание от Павла к римлянам. 13. 1,2.)

Государство – 
продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна, незыблема и зависима главным 
образом от религиозных организаций 
и деятелей. Каждый человек обязан подчиняться во всем государю. Данная теория утверждает и защищает тезис «вся власть от бога».

Некоторые считают, что наоборот, государство — продукт не непосредственной Божественной воли, а последствий грехопадения первозданных людей. Люди нуждались в общественном противодействии порокам и потому стали устанавливать законы, ограничивающие зло и поддерживающие добро.

Государство как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом.

Поэтому каждый обязан подчиняться государственной власти во всём, что касается земного порядка «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк.12,17).

Государь рассматривается 
как наместник Бога на Земле, как «божий помазанник». Люди должны беспрекословно подчиняться государю, ибо его воля является воплощением божественной воли. Отсюда выступление против государя, государства — великий грех, поскольку это выступление против Бога.

Наделяя государство и государей (как представителей и выразителей божественных велений) ореолом святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка и согласия.

Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

Государство как 
система управления обществом создано 
высшими силами с целью объединения 
людей для выживания и развития, передаче им (людям) определённых для 
этого знаний (обучение людей). Первые китайские императоры спускались с 
небес и учили людей варить пищу, строить жилище, повозки, возделывать поля.

Читайте также:  Плюсы и минусы бурманской породы кошек: описание породы и характера

В Греции боги учили добывать огонь и обрабатывать металл. По мере накопления знаний у людей и их передачи поколениям власть небес ослабевала. Уже в Древней Греции по мифам известно, что люди говорили:»Боги покинули нас». И этим начали пользоваться смышлёные наглые люди, путём обмана и интриг приходя к власти.

                                                            
Сущность теологической теории.

На рубеже XII — XIII в западной Европе развивается 
теория «двух мечей». Она исходит 
из того, что Бог вручил  основателям церкви два меча — церковный и светский. Церковный они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч.

А светский они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Таким образом, следует, что государство возникло по образу и подобию Царства Божьего на земле. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви.

Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили светский меч непосредственно от бога. Основной смысл данной теории — утверждение приоритета духовной организации (церкви) над светской (государства).

Нет государства и власти «не от бога», считают ее приверженцы. 

  •                                                      
    Основные авторы теологической теории.
  • Основными авторами были:
  • 1) архиепископ 
    Константинополя (Царьград, столица 
    Византийской империи), представитель 
    греческого церковного красноречия, 
    византийский церковный деятель, 
    православный богослов Иоанн 
    Златоуст (344–407);
  • 2) византийский 
    философ Фома Аквинский (1226–1274, XIII век, соч. «О правлении властителей»);
  • 3) игумен (ведущий, 
    духовный чин, присваиваемый настоятелю 
    православного монастыря) Иосифо — Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (в миру Иван Иванович Санин, 1439–1515);

4) французский 
философ Жак Маритен (1882–1973, основатель неотомизма – официальная философия католической церкви, религиозное обоснование современных естественнонаучных теорий, томизм – учение Ф. Аквинского). 

  1.                                                    
    Основные положения теологической теории.
  2. Основные положения 
    теории:
  3. 1) государство 
    есть результат Божественного 
    замысла;
  4. 2) государство 
    образовалось в результате сложного 
    исторического процесса и усложнения 
    общественных связей, которыми руководит 
    «Промысел Божий»;
  5. 3) государство 
    возникло как необходимый элемент в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений пороков (греха);
  6. 4) государство 
    сформировалось в результате 
    последствий грехопадения прародителей, исказившее первозданную природу 
    человека, его разум, его волю, не позволяющие падшему человеку принять полноту совершенного Божественного закона;
  7. 5) государство 
    вечно как и сам Бог; 
  8. 6) государь наделяется 
    Церковью правом повелевать людьми, и призван реализовать волю 
    Бога на земле; 
  9. 7) государство появляется вместе с монорелигией;
  10. 8) царь, отвечая 
    перед Богом за вверенное ему 
    государство, несет три обязанности 
    – распространять учение Божье, 
    создавать условия для благочестивой 
    жизни людей, наказывать творящих 
    зло. 
  11.                                                          
    Плюсы и минусы теологической теории.
  12. Плюсы теории: 
  13.     1) Впервые 
    подчеркивается значимость государственной 
    воли.
  14.     2) Теория 
    позволяет установить в обществе 
    порядок;
  15.     3) Отражает 
    объективные решения того времени, 
    а именно- первые государства были теократические; 
  16. Минусы теории:  
  17.     1)Является 
    ненаучной так как с ее помощью 
    нельзя доказать или опровергнуть 
    происхождение     государства.
  18.     2)Данная 
    теория закрепляет стагнацию 
    (неизменность) государственной власти.
  19.     3)Закрепляется 
    и оправдывается Божественной 
    волей принятие несправедливых 
    решений.
  20.     4)Отсутствуют 
    какие-либо исторические подтверждения 
    факта передачи мечей. 
  21.                                                                             Заключение.
  22. В основе теологической теории лежат реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов, божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства — обязательность.

Оценивая теологическую теорию, следует отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в тот период.

Но эта теория правильно отражает тот факт, что государство появляется вместе с монорелигией, а также то, что первые государства нередко были теократическими, вождь одновременно был верховным жрецом, позднее вступление на престол освещалось церковью, что придавало власти особый авторитет.

Эту теорию использовала для оправдания неограниченной власти монарха.

Возникшая в 
русле христианской религии теологическая 
теория происхождения государства 
сегодня сохраняет большое значение не в христианских, а в мусульманских 
странах (в частности, странах Арабского 
Востока), где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата — идеальной формы организации мусульманской общины. Согласно мусульманским догмам, идея о создании такого государства была внушена пророку Мухаммеду самим Аллахом. Пророк осуществил ее, сосредоточив в своих руках всю власть в государстве.

Теологическая теория весьма уязвима в научном 
отношении. Исторические факты доказывают, что государство создается не Богом, а людьми. Даже пророк Мухаммед, действовавший, как он утверждал, по воле Аллаха, сам организовал войско и захватил Мекку.

Но в то же время особенность теологической теории происхождения государства именно в том и состоит, что ее сторонники аппелируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере.

Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла, и поэтому они должны просто верить, что все на Земле создано Богом — в том числе и государство. 
   

Источник: http://stud24.ru/state-theory/teologicheskaya-teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva/81397-253486-page1.html

Теологическая — Теории происхождения государства

Сторонники: Аврелий
Августин, Фома Аквинский, Жан Маритен, Дезире Жозеф Мерсье

Обычно основателем теологической теории происхождения государства
считается Фома Аквинский, но не менее верным будет рассмотрение теории с
философии Аврелия Августина, который описал генезис государства в своем труде
«О граде Божьем».

 Государство, по мнению
философа, есть наказание людей Богом  за
первородный грех, а земная государственная власть — «великая разбойничья
организация»[1]. Уже у первого сторонника теологической
концепции можно наблюдать отрицательное отношение к государству.

Оно
рассматривалось как аппарат угнетения одной части людей над другой, и
единственный, кто мог регулировать это – Бог. Если чья-либо власть неугодна Всевышнему,
то ее низложит народ и поставит на престол легитимного и более достойного правителя.[2]

Теория получила наибольшее распространение  в Средневековье. Ее идеологом стал Фома Аквинский,
разделявший взгляды Аврелия Августина.

Аквинат  выдвинул новые положения, которые в
последствии легли в основу доктрины католической церкви, будучи названными
«томизмом».

Теория после Фомы Аквинского нашла отражение  лишь в трудах  более поздних исследователей: бельгийского философа
Жозефа Мерсье Дезире и французского теолога Жана Маритена.

 Следует отметить, что
теологическая концепция была актуальна именно во времена  средневековья. Политическая наука тогда
рассматривалась в контексте философии и коррелировала с несколькими другими
дисциплинами.

Поэтому в данной теории взаимосвязь политики и религии
неразрывна.

В эпоху нового времени политика была отделена Никколо Макиавелли от
этики, морали и религии и, как следствие, распространение получили другие
подходы к исследованию генезиса государства.

Главная идея теологической концепции с точки зрения политологии довольно
проста: государство и все его свойства – дело рук Божьих. Нет поля для
исследования, поскольку все, что может быть интересно политологу, объясняется с
позиции веры.

Главный институт – церковь, который в то время еще нельзя было
назвать одним из политических атрибутов. Социальное неравенство – проявление
власти государства, которая происходит от Бога. Отсюда и главный минус теории –
ее необоснованность. Ничего из данной концепции нельзя подвергнуть апробации.

В
этом  заключается положительная сторона
теории – простота и доступность. Это относится не только к теории происхождения
государства, но и в целом к теологической парадигме. Она является наиболее
распространенной, т.

к с легкостью, еще с древних веков, может объяснить любое
явление объективной действительности. Корректность этого объяснения зависит от
уровня веры исследователя.

Очевидно, что теория была популярна в Средневековье в связи с невысоким
уровнем научных знаний, но совершенно непонятно, почему она используется вплоть
до настоящего времени.

Хотелось бы объяснить это развитием политологии, которое
дало новую почву для исследования. Но, к сожалению, теория о происхождении
самого главного политического института, не основывается на политической науке.

Поэтому следует перейти к теориям, появление которых непосредственно связано с
эволюцией политических взглядов.

[1] Демократия: Теория и политическая практика. Метод.
Рекомендации по курсу «Политология» Н.В.Панина, П.А.Коньков. М.,2008. – С. 6

[2] Именно
так появляется известная каждому идея: «Вся власть от Бога»

Источник: https://www.sites.google.com/site/theorystate/teorii/teologiceskaa-teoria

Основные теории возникновения государства по Т.В. Кашаниной

Основные
теории возникновения государства

(по
Т.В. Кашаниной «Происхождение государства и права»)

  • Причины
    многообразия теорий
  • 1) 
    Мыслители, выдвигавшие эти теории жили в разные исторические эпохи,
    поэтому использовали разный объем накопленных человечеством знаний;
  • 2) 
    Объясняя свои идеи, ученые брали для иллюстрации те регионы земли, в
    которых они жили, игнорируя другие регионы;
  • 3) 
    Мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты
    применить к наукам общественным. Делали они это очень увлеченно и в итоге
    мыслили односторонне;
  • 4) 
    На взгляды авторов влияли их философские и идеологические пристрастия.
Читайте также:  Экономика с отрицательными ставками: плюсы и минусы

1. 
Ирригационная теория.

Виттфогель
– современный немецкий ученый, написавший «Восточный деспотизм».

Суть
теории:
В Древнем Египте и Вавилонском царстве люди, перешедшие к
оседлости, занялись земледелием.

Но так как это были засушливые районы,
потребовалось проводить ирригационные работы, которые были трудоемкими и
требовали умелой организации.

Ее стали осуществлять специально на то
поставленные люди, которые затем и стали первыми государственными чиновниками.
Таким образом, в соответствии с данной теорией, главным в сознании государства
здесь стал ирригационный фактор.

Оценка
теории:
Плюсы – основана на исторических фактах. Минусы – локальный характер
(для регионов с жарким климатом); для начала строительства нужны не только
материальные средства, но и те самые организаторы, иначе может ничего и не
получиться, поэтому возникает вопрос – может государство было до начала
ирригационных работ?

2. 
Патриархальная теория.

Авторы: Платон
(«Государство»), Аристотель («Политика»), развил теорию Фильмер (английский
ученый 17 века, написавший «Патриархия»).

Суть
теории:
Ориентирована на Древнюю Грецию и Рим. В Греции мало плодородной
земли, там в основном разводили мелкий скот, использовали морепродукты. Море
давало возможность обмениваться товаром с Египтом и Передней Азией, поэтому
необходимо было эффективно организовать свое производство и отношения с
соседями.

Этим занимались старейшины, затем вожди, которые по мере увеличения
населения становились монархами. Процесс образования государства шел по типу
разрастания кровнородственной семьи.

Под влиянием экономических условий семьи,
объединенные преданием об общем происхождении, люди объединялись в племена,
затем в народности, объединенные общностью исторического прошлого.

Источник: https://vunivere.ru/work1067

Основные теории (концепции) происхождения государства и права | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

  • К основным и наиболее известным теориям возникновения государ­ства принято относить:
  •   ♦ теологическую (религиозная, божественная);   ♦ патриархальную (отеческая);   ♦ договорную (естественно-правовая);   ♦ органическую;    ♦ психологическую;   ♦ ирригационную;   ♦ насилия (внутреннего и внешнего);   ♦ экономическую (классовую).
  • Теологическая теория 

   Теологическая  (религиозная)  теориягоспод­ствовала в средние века. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средне­вековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в.,  Аврелий Августин (Бла­женный — 354 — 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.). В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер.

  1.    Суть теологической теориив том, что государство возникло по воле Бога. Следова­тельно, государство, его институты, власть:
  2.   — вечны, незыблемы и святы;
  3.   — их возникновение и упразднение не зависит от человека;
  4.   — являются выразителями воли Бога на земле.
  5.    Современным вариантом теократической теории являетсяхристианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со сто­роны государства, заботе каждого гражданина об обще­стве, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обес­печить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.
  6. Патриархальная теория

   Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.). Он считал, что люди как коллективные суще­ства стремятся к общению и образованию семей, а разви­тие семей ведет к образованию государства. По Аристотелю, государст­венная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

   В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 — 479 гг. до н.э.). Власть импера­тора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зави­сят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.

   Р. Филмер (ХVII в.) в работе «Патриарх» доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Ада­ма, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.

   В более современную эпоху ее развили Филмер и Ми­хайловский.

   Суть  патриархальной  теории  возникновения государства в том, что, по мнению ее авторов, государ­ство возникает по модели семьи (то есть, государство — своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи и благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы.

   Следовательно,  власть  правителя  (короля)  является продолжением отцовской власти в семье. Главным недостаткомтеорииявляется прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца.

Договорная (естественно-правовая) теория 

   Теория общественного договора была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей иполучила распространение в XVII — XVIII вв. Теория общест­венного договора противостояла феодальному сослов­ному государству, произволу, нера­венству людей перед законом. Ее авто­рами  и сторонниками в разное время являлись:

  •  = Гуго Гроций (1583 — 1646) — голландский мыслитель и правовед;
  •  = Джон Локк (1632 — 1704), Томас Гоббс (1588 — 1679) — английские философы;
  •  = Шарль-Луи Монтескье (1689 — 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) — французские фило­софы- просветители;

  = А. Н. Радищев (1749 — 1802) — русский философ и писа­тель-революционер и др.

   Теория, выдвинутая данными авторами, получила так­же названиеестественно-правовой или естественного права. В боль­шинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.

   В работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, рево­люционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое от­ражение и в Декларации независимости США.

   Суть договорной (естественно-правовой) теориив том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый»общественный договор», который состоит в следующем:

  • первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);

  1.   • каждый преследовал только свои интересы и не счи­тался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех», в результате которой неорганизован­ное общество могло уничтожить само себя;
  2.   • чтобы этого не случилось, люди заключили «общест­венный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
  3.   • в результате был создан институт согласования инте­ресов, совместной жизни, взаимной защиты — государство.
  4.    Теория общественного договораимела боль­шое прогрессивноезначение.
  5.    Существенным недостатком данной теории яв­ляется ее идеалистичность.
  6. Органическая теория

   Этатеория была выдвинута во второй половине XIX века анг­лийским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 — 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи вы­сказывались значительно раньше. Некоторые древнегречес­кие мыслители, в том числе Платон (IV—III вв. до н. э.) сравни­вали государство с организмом, а законы государства — с про­цессами человеческой психики.

   Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономер­ности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, ес­тественный отбор и т.п.) на социальные процессы.

   Суть органической теории возникновения госу­дарствав том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

  = люди образуют государство, как клетки — живой организм;

  = государственные институты подобны частям организма: правители — головному мозгу, коммуникации (почта, тран­спорт) и финансы — кровеносной системе, которая обес­печивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;

Читайте также:  Струйный принтер: плюсы и минусы выбора, особенность эксплуатации устройства

  = между государствами, как в живой среде в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно органи­зованные, как в VII в. до н. э. — IV в. н. э.

— Римская им­перия, в XVIII в. – Великобритания, в XIX в. — США). В ходе естественного отбора государство совершенству­ется, все ненужное отбрасывается (абсолютная монархия, ото­рвавшаяся от народа церковь и т.

д.).

  •    Недостатками органической теорииявляется:
  •   • прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;
  •   • сильное влияние дарвинизма;
  •   • отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.
  • Психологическая теория

   Основоположником психологической теории воз­никновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 — 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард.

  1.    Данная теория утверждает, что возникновение государства связано со свойствами психи­ки человека:
  2. ♦желание быть защищенными и подчиняться более сильным;
  3. ♦желание сильных повелевать другими людьми;
  4. ♦способность сильных личностей оказать психологиче­ское воздействие и подчинить своей воле других;

♦желание отдельных членов общества не подчиняться об­ществу и бросить ему вызов — сопротивляться власти, совер­шать преступления и т. д. — и необходимость их обуздания.

   Авторы теории считают, что предшественницей госу­дарственной власти являлась власть верхушки первобытного общества — вождей, шаманов, жрецов, которая основыва­лась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

   Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, под­чинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

   Недостатки психологической теории: данная тео­рия не учитывает другие факторы (социальные, экономические, по­литические и др.), благодаря которым возникло государство.

Теория насилия

   Теория насилия как главного фактора возник­новения государства выдвигалась различными автора­ми на протяжении столетий, Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 — 338 до н. э.) — китайский политик.

   Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 — 1921) — немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 — 1909) — австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 — 1938).

   Причину происхождения и основу политической власти и госу­дарства они видели в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях насилие носило внешний характер (внешнее насилие), в другом зарождалось внутри  самого общества (внутреннее насилие).

При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович).

При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабоще­ния, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса.

В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.

  •    Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством:
  •   • сбор дани дружинниками;
  •   • расширение подвластных королю (феодалу) территорий;
  •   • огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);
  •   • иные формы насилия.

   Для поддержания установленного порядка также тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания «охранительного аппарата» за­воеванных благ.

   Возникновение государства, таким обра­зом, рассматривается как реализация закономерности подчине­ния слабого сильному

   В пользу теории насилия говорит то, что оно (наси­лие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплекто­вание вооруженных сил.

   Многие иные формы государственной деятельности под­креплены принудительной силой государства (иначе го­воря — насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

   Многие государства были созданы путем насилия (при­мер — преодоление феодальной раздробленности в Германии («железом и кровью» — Бисмарк), во Франции, собира­ние русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др.

   Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства.

Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат. Если этот уровень не достиг­нут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.

И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возник­новении германских или венгерского государств.

Ирригационная (гидравлическая) теория 

   Ирригационная (водная) теория возникнове­ния   государства   выдвигалась   многими   мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом («азиатский способ производства»). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация).

   Крестьянин-индивидуалист не могли использовать са­мостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходи­ма была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства — Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.

   В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет — в долине Нила, Китай — в долинах Хуанхэ и Янц­зы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

   Против теории говорит то, что она не объясняет при­чину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.).

Экономическая (классовая) теория 

   Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название — Историко-материалистическая концепция.

Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, прежде всего экономического.

Это обеспечивает материальные условия возникновения государства и права и определяет изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

   Историко-материалистическая концепция включает два под­хода.

   Первый из них, господствовавший в советской науке, решаю­щую роль отводил возникновению классов и непримиримости борь­бы между ними: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других клас­сов.

   Второй подход исходит из того, что в результате экономи­ческого развития усложняются само общество, его производи­тельная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к воз­никновению государства.

  1.    Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:
  2.   ♦ произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля);
  3.   ♦ возник прибавочный продукт;
  4.   ♦ в результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы — эксплуатируемых и эксплуататоров;
  5.   ♦ появились частная собственность и публичная власть.
  6.   ♦ для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения — государство.
  7. Инцестная (половая) теория
  8.    Запрет инцеста (кровосмешения) близких родственников является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и в последующем возникновении государства (Леви-Стросс)
  9. Спортивная теория
  10.     Возникновение государства напрямую связано с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом (Ортега X. Гассет)
  11. Диффузная теория
  12.    Государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался (XIX-XX века) (Гребнер).
  13. Теория специализации

  Государство  —   это  результат  возникновения   специализации   в  сфере управленческой (политической специализации),  которая  имело место наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией) (Т. В. Кашанина)

   Существуют и другие теории возникновения государства.

Источник: http://uclg.ru/education/pravovedenie/osnovyi_rossiyskogo_prava/teoriya_gosudarstva_i_prava/lecture_osnovnyie_teorii_kontseptsii_proishojdeniya_gosudarstva_i_prava.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector