Плюсы и минусы артистизма педагога

Человека в школе, колледже или университете обучают достаточное количество педагогов. Некоторые «западают» в душу, их хочется слушать и ходить к ним на занятия. Другие же не могут «зажечь» перед учениками, на них не обращают внимания, позволяют некрасивые выходки.

Педагог, по-настоящему влюбленный в то, что он делает, настоящий артист. Каждый его урок – это мини-спектакль со своей интригой и главными героями.

Артистичный учитель владеет своими подопечными, как марионетками, а они об этом даже не догадываются.

Проявление артистизма педагога еще можно увидеть и в работе с коллегами, когда при помощи только лишь эмоции можно заставить другого человека поступать именно так, а не иначе. Как научиться артистичности?

Как понимать выражение «артистизм педагога»?

Педагогический артистизм – это открытость преподавателя, его умение думать, говорить и делать одно и то же. Такой учитель может заразить других своими эмоциями и переживаниями. Как выражается это качество:

  • неподражаемостью педагога, то есть у него есть свой стиль, который не похож на других учителей;
  • использованием фирменных приемов и техник, помогающих сделать занятие интересным и увлекательным для слушателей;
  • творчеством учителя, когда в образовательный процесс включаются не только учебники и тетради, а также совершенно посторонние предметы.

Плюсы и минусы артистизма педагога

Как помогает педагогу его творческая индивидуальность при работе со слушателями?

Преподаватель должен не только давать знания своим ученикам, но и психологически на них воздействовать.

Если процесс обучения вызывает еще и настоящие эмоции, то полученная информация быстрее запоминается, а также оказывается воспитательный эффект. В такой ситуации учитель становится моделью поведения, ему хочется подражать.

Педагогический процесс – это не сложное занятие, а интересное действие, где нет места плохому настроению и неудовлетворительным оценкам.

Творческий учитель – это интересный человек, которому небезразлична судьба своих подопечных. Уроки или занятия у него – полная импровизация, свобода творчества в рамках темы и учащихся.

Такой педагог позволяет слушателям раскрыть их потенциал, наводит их на рефлексию, видит личностный потенциал каждого. Учитель становится режиссером, который раскрывает актерские качества у своих подопечных.

Артистизм педагога во многом связан с такой отраслью актерской науки, как театральная педагогика.

Теоретические основы педагогики, основанной на артистизме преподавателя

Артистизм в педагогике – это не что иное, как театральная педагогика, которая представляет собой систему образования, протекающую в условиях игры, погружения в образ. Задача такого направления – не только научить человека, но и воспитать в нем нравственные, морально-этические, патриотические качества. Ученик становится Человеком с большой буквы.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Принципы театральной педагогики

Это педагогическое направление описано во многих книгах и даже изучается на психологических тренингах. Основным принципом считается принцип целостности, который учитывается при составлении заданий и упражнений учащихся.

Уроки – это взаимосвязанные кирпичики, из которых можно построить огромный храм знаний. Принцип инициации – это свобода творчества и самовыражения учителя и учащихся.

Плюсы и минусы артистизма педагога

Приемы театральной педагогики на уроке

  1. Учителю следует эффектно начать урок. Например, заинтриговать своих подопечных. На уроке истории, например, можно принести небольшой черный ящик, в котором будет находиться предмет, прямо или косвенно связанный с темой занятия.

    Загадать подопечным загадку, выслушать их ответы, а после сказать, что правильный ответ мы узнаем вместе, в конце нашего урока, и откроем заветную коробку.

  2. Предложить учащимся свободу действий.

    Это может быть круговая или хаотичная расстановка парт, которая позволит ученикам свободно перемещаться по кабинету и взаимодействовать не только с преподавателем, но и со своими коллегами.

  3. Театральность.

    Костюмы, специфические предметы только помогают ученикам влиться в процесс урока, примерить на себя роли и почувствовать себя важным.

Важно: артистичная педагогика позволяет воспитать разностороннего человека.

Характеристика педагогического артистизма

Понятие артистизма уже включает в себя его следующие характеристики:

  • Общительность. Замкнутый и флегматичный педагог не сможет быть артистичным. Зажатость и скованность возникают из-за боязни сказать или сделать что-то не то, страха публики. Общительные учителя легко находят общий язык со своими слушателями, им комфортно находиться в центре внимания.
  • Непоследовательность в действиях. Следует помнить, что непоследовательность в действиях не имеет ничего общего с нелогичностью мыслей и поступков. Артистичный педагог не может позволить себе быть предсказуемым. Каждое его слово или действие должны становиться сюрпризом для учащихся. Например: сесть или встать, когда от учителя этого никто не ожидает. Это привлекает внимание и заставляет слушателей не отвлекаться от педагогического процесса.
  • Интуиция. Учитель-артист обладает высоким эмоциональным интеллектом: он хорошо чувствует окружающих. Это помогает ему установить доброжелательную атмосферу на уроке. Еще «чуйка» нужна, чтобы чувствовать занятие, его время. Последовательность действий педагога и успешность в достижении целей урока во многом зависят от интуиции учителя.
  • Эмпатия – способность сопереживать своим подопечным. Не все учителя могут похвастаться таким качеством. Радоваться успехам своих учеников – это одно из ключевых качеств педагога. Важно показать, что ему не все равно на проблемы подопечного, даже если это на самом деле так. Ученики должны чувствовать поддержку педагога.
  • Воображение помогает сделать каждое занятие интересным и непохожим на другие. Артистичному учителю постоянно нужно придумывать что-то новое, чтобы не пополнить ряды ординарных шаблонных учителей, уроки которых из года в год одинаковые и монотонные.

Важно: Артистизм в структуре личности педагога проявляется в виде множества психологических характеристик: эмпатия, воображение, самоконтроль и т. д.

  • Умение импровизировать помогает быстро находить решение нестандартным ситуациям. Урок или занятие – это не цех по изготовлению металла, где есть технология, которую сложно изменить. Даже самый опытный учитель не сможет рассчитать ход урока и предвидеть при этом самые нестандартные ситуации. Учитель-артист может и стихотворение, и песню сымпровизировать.
  • Наблюдательность позволяет педагогу видеть насквозь своих учеников, предвидеть их успехи и неудачи, а также поведение и реакцию на усвоение какой-либо темы. Данная характеристика пересекается с интуицией.
  • Заразительность. Истинный артистичный педагог может влюбить учеников в свое дело, даже если самому этому учителю оно надоело. Каждое занятие должно мотивировать учеников на успех.
  • Самоконтроль – это способность абстрагироваться на уроке от своих личных проблем, оставить их за дверью, умение не срываться на подопечных, если у них что-либо не получается. Терпеливость – основа самоконтроля.

Вывод

Каким образом проявляется артистизм учителя? Приемов и техник достаточное количество, научиться владеть ими – дело непростое, но подъемное для преподавателя, которому не безразлично качество педагогического процесса.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/akterskoe-masterstvo/artistizm-pedagoga.html

Индивидуальный стиль и педагогический артистизм — нужны ли они еще учителю?

Приложение 1.

Нестерова И.Н.

Формирование индивидуального стиля коммуникативной деятельности будущего педагога является одной из актуальных проблем педагогической науки и практики. Как известно, педагогическая деятельность не только опосредуется, но и определяется во многом личностью самого учителя.

Сегодня с большой долей уверенности можно утверждать, что личность учителя — важнейшее средство, инструмент его педагогической деятельности.

Почти все события школьной жизни несут отпечаток личности учителя, ведь все, что знает, умеет, чувствует, переживает учитель в конкретной педагогической ситуации, определяется особенностями его личности.

В настоящее время мы наблюдаем разрыв между традиционным педагогическим образованием и социальным заказом на качество подготовки специалиста.

Современное образование в свете гуманистических идей транслирует содержание образования в полисубъектном пространстве, где ценности жизни осваиваются через диалог педагога и учащегося.

Сегодня востребован учитель, личностно включенный в профессию, несущий в себе привлекательный для ребенка гуманистический потенциал образовательного процесса. В связи с этим коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов его профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.

Так каким же должен быть современный учитель? Так, например, еще в начале 20 века П.Ф.

Каптерев выделил объективные (научная подготовка учителя) и субъективные (личный учительский талант и нравственно-волевые качества факторы), необходимые в работе учителя, а позже модель личности учителя была представлена в виде объективных (профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания) и субъективных характеристик (психологические позиции, мотивация, «я»-концепция, установки, личностные особенности)(Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, С.В. Кондратьева и др.).

Успешность педагогической деятельности, особенно для начинающего педагога, во многом зависит от выбранной им позиции в процессе взаимодействия с учащимися, от эмоционального фона этих отношений. Роль организатора педагогического взаимодействия требует определенной социальной установки. Поэтому важной задачей педагога является поиск своего стиля деятельности.

В педагогической деятельности индивидуальный стиль проявляется во всех ее структурных звеньях: в потребностях, мотивах, целях, действиях и средствах. Выбирая индивидуальный стиль, педагог демонстрирует владение всем арсеналом методов и приемов, которые необходимы для решения педагогических задач.

Индивидуальный стиль открывает широкие возможности для самосовершенствования и самореализации, свободы выбора педагогических целей и способов их достижения.

Говоря непосредственно о формировании индивидуального стиля коммуникативной деятельности, особо отметим, что под этим феноменом мы понимаем индивидуализированный опыт педагога и связанные с ним переживания, убеждения, профессиональные связи и отношения в ситуациях педагогического взаимодействия: в общем то, что составляет его профессиональное «Я». Через индивидуальный стиль реализуется уникальность личности педагога, его творческая индивидуальность. Как отмечают Л.А. Байкова и Л.К Гребенкина, индивидуальный стиль деятельности помогает решить целый комплекс проблем: во-первых, педагогическое взаимодействие оказывается адекватным личности педагога, общение становится приятным, органичным для самого педагога и учащихся, во-вторых, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений, в-третьих, повышается эффективность функций педагога.

Говоря о становлении и формировании индивидуального стиля коммуникативной деятельности, определим основные его составляющие. К ним отнесем самопрезентационные умения, обаяние (эстетика манер), экспрессивные умения, импровизационные умения, управление своим телом и поведением, эмоциональность и образность. Кратко остановимся на их характеристике.

Самопрезентационные умения. Речь идет, прежде всего, о владении техникой «самопредъявления», внешнем «самооформлении», умении регулировать свое психическое состояние, конструировании «партитуры общения».

Здесь особую роль играет знание и владение приемами театральной педагогики: использование приемов театрального искусства, выбор, отработка и выстраивание собственного поведения и т.

п Театральная педагогика способствует самодеятельному развитию будущего специалиста, его максимальному самовыражению через овладение элементами педагогического и актерского мастерства, одним из важных и неотъемлемых компонентов которого является педагогический артистизм.

При ранжировании качеств учителя, важных для его профессиональной деятельности, на первое место ставят знание педагогом материала своего предмета, владение методикой, развитое педагогическое мышление. При этом артистизм часто не входит в перечень необходимых учителю качеств. А ведь артистизм- это компонент творческой индивидуальности учителя.

Педагогический артистизм – многоплановый феномен.

Его, во-первых, можно рассматривать как черту личности учителя (обаяние, красота внутреннего мира), а потому он является личностной характеристикой; во-вторых — это определенная совокупность учебных приемов, в-третьих, педагогический артистизм — это своеобразная концепция педагогического творчества, где каждый урок, каждое взаимодействие является результатом сотворчества учителя и ученика. Поэтому педагогический артистизм можно рассматривать и как профессиональную характеристику (О.С. Булатова).

Можно сказать, что артистичный педагог реализует в деятельности неповторимые особенности своей творческой индивидуальности, которые становятся профессиональными качествами и характеристиками. Однако, такая «профессиональная характеристика» не всегда приветствовалась.

Так, например, педагогика иезуитов 16 века «предостерегала учителя от обнаружения в присутствии учеников хоть каких-нибудь «признаков увлечения». Но обезличенность предлагаемых педагогом знаний, его установка на всяческое устранение из них сомнений, удивлений, переживаний, т.

е проявление собственной позиции, неизбежно приводят к утрате эмоционально-ценностного подтекста обучения и непоправимо его обедняют.

Приемы и элементы театральной педагогики (речь идет и о педагогическом артистизме) помогают будущему педагогу преодолевать затруднения в общении, способствуют становлению и развитию коммуникативной компетентности, а опора на ее принципы позволяет сформировать навыки создания содержательной творческой образовательной среды урока (режиссура урока, способы создания творческой атмосферы и тд.).

Обаяние.

Практика показывает, что сила действия урока во многом зависит от личности самого учителя, его персонального обаяния, от оригинальности его характера, от выразительности и интересности его поведения в классе.

Богатство и красота внутреннего мира, культура поведения и внешнего вида – это средства налаживания контактов и действенный способ воспитания и воздействия на нравственные и эстетические чувства ребенка.

Экспрессивные умения. Речь идет о максимальном самовыражении через овладение элементами педагогического и актерского мастерства, одним из важных и неотъемлемых компонентов которого является педагогический артистизм.

Он может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта интегрировать все составляющие работы, синтезировать и делать целостной всю деятельность. Речевой артистизм – это яркая речь педагога, умение «творить в речи», вызывая у детей «эмоционально-чувственный отклик.

Это ее энергетика, интенсивность, ассоциативность, выразительность, экспрессивность, тонкое и уместное использование невербального языка». Никакие технические средства обучения никогда не смогут заменить педагога с его живой душой и эмоциональностью.

Импровизационные умения. Неповторимость приемов владения собой, убедительность, выразительность. Эти умения предполагают произвольность артистического поведения, самостоятельность и оригинальность педагогических решений, скорость включения в деятельность, особый характер взаимодействия с учащимися, создание личностного ситуативного фона.

Управление своим телом и поведением. Здесь большую роль играет владение педагогической техникой. Ее приемы помогают учителю донести до ребенка свои мысли и чувства, способствуют творческому решению педагогических задач и продуктивному взаимодействию с детьми.

Для эффективного общения очень важны умения педагога выражать пластикой тела определенные отношения и состояния, передавать некоторую часть информации с помощью мимики и жестов.

Все это несомненно влияет на создание благоприятного психологического климата в ситуациях общения.

Эмоциональность и образность. Педагог должен быть способен к сотрудничеству со своими учениками, уметь стать референтной для них личностью, неповторимой, нетипичной.

Вызвать у ребенка доверие, тем самым снизить уровень тревожности учащихся, снять барьеры непонимания, вызвать потребность подражать тому лучшему, что есть в учителе, может только тот педагог, который нравится, на которого приятно смотреть и хочется слушать.

Взрослые, педагоги, родители часто теряют авторитет не потому, что им нечего сказать, а потому, что их неинтересно слушать. Речь и действия педагога должны не только включать учеников в живой процесс сознательного творческого освоения знаний, но и вызывать ответное сопереживание.

Чувства и ощущения, которые учитель оставляет ученику, эмоциональное впечатление, которое он производит, — это факторы, способствующие созданию благоприятного психологического климата и атмосферы взаимопонимания между учителем и учащимся.

Существует расхожее мнение, что проявления педагогического артистизма скорее всего нужны для учителей литературы, истории, мировой художественной культуры: здесь есть, где проявиться артистизму.

А как быть на уроке физической культуры, математики, физики? Однако, нам кажется, что предмет не столь важен для проявления педагогического артистизма.

Способность учителя ярко выражать свое отношение к изучаемому и всему тому, что происходит вокруг, красота решений и поиска, способность заразить своими переживаниями, сомнениями, радостью других людей, радость успеха на любом уроке и вне его открывают простор для артистизма учителя.

Таким образом, индивидуальный стиль коммуникативной деятельности педагога – это неповторимость, своеобразие, необычность, уникальность, проявляющиеся в поведении, деятельности и ее результатах; это индивидуализированный опыт и связанные с ним переживания и убеждения, и только педагог, владеющий индивидуальным стилем, способен сформировать мотивационно-ценностное отношение к содержанию образования, он умеет организовать такие формы взаимодействия, которые удовлетворяли бы духовную потребность детей в соразмышлении и сопереживании.

Говоря сегодня о необходимости формирования индивидуального стиля деятельности педагога, особое звучание и актуальность приобретают слова С.

Соловейчика: «Учитель не имеет права быть рядовым, он — да простится мне эта кощунственная мысль – вынужден играть роль прекрасного человека.

Это однажды принятая на себя роль исполняется годами и постепенно перестает быть только ролью – становится характером».

Приложение 2.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_286722_individualniy-stil-i-pedagogicheskiy-artistizm—nuzhni-li-oni-eshche-uchitelyu.html

Артистизм в структуре личности педагога

Среди современных педагогов бытует неоднозначное мнение по поводу необходимости артистизма педагога, так как долгое время в педагогической деятельности артистизм не улавливался, находился без внимания исследователей.

Однако Ш.А.

Амонашвили пишет: «Если я хочу, чтобы дети, сидящие за партами, смотрящие мне в глаза, ожидающие от меня чего- то важного, действительно, радовались каждому школьному дню, воспитывались и обучались, не думая о том, что воспитываются и обучаются, я должен заботиться о том, чтобы нить наших деловых отношений была непрерывной и прочной… Я должен набраться смелости и сыграть неповторимую роль педагога-акгера. А суть этой роли заключается в том, что деловые отношения между мной и детьми не должны терять нить своей правдивости, лишать их чувства свободного выбора, чувства исключительности своего участия в деятельности на уроке».

Важно разграничить понятия артистизма и актерствования, педагогического мастерства и педагогической техники. Если речь идет об истинном артистизме, то в игре есть элемент мастерства, педагогической устремленности и психологической гибкости воспитателя. А актерствование в дурном смысле слова ребята легко разгадают.

Актерствование — это, скорее, лжеартистизм. Это манерность, с которой учитель «изображает» учителя на уроке, играя роль доброго и щедрого «повелителя», разговаривает покровительственным тоном, любуется своей властью над учениками, играет непогрешимость своего Я. Такой «артистизм» действительно трудно назвать в числе необходимых педагогу качеств.

Он способен сначала «подкупить» ученика, но потом может испугать своими проявлениями и надолго отвернуть его и от учителя, и от школы.

Под педагогическим мастерством мы понимаем выражение повышенного уровня всех качеств, которыми должен обладать педагог в соответствии с профес- сиограммой, комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, а также следствие повышенного уровня развития некоторых педагогических качеств; фундаментом этого мастерства являются общая культура педагога, его теоретические знания и владение педагогической техникой. Педагогическая техника — это комплекс умений, который помогает учителю глубже, ярче, талантливее выразить себя, добиться оптимальных результатов в работе. Ядро элементов педагогической техники составляют умения педагогического общения, техника и культура речи (голос, дыхание, дикция, интонационная окраска, грамотность и т.д.), выразительный показ чувств и отношений (мимика, пантомимика, вообще внешний облик учителя), профессиональная саморегуляция педагогом своего психического состояния (самоконтроль, выдержка и т.п.).

Что касается артистизма, то дать ему однозначное определение очень сложно.

Словарь современного русского языка определяет артистизм, с одной стороны, как дар, а с другой — как результат труда: «1.

Выдающиеся способности, художественная одаренность, свобода перевоплощений, с помощью которой человек легко, непринужденно “входит в образ”. Особое умение держать себя, изящество манер, грациозность движений и тому подобное, обычно свойственны артистам. 2.

Высокое мастерство, достигнутое кем-либо в области искусства. Высокое мастерство в каком-либо деле, в выполнении чего-либо».

В результате анализа литературы и собственных наблюдений мы пришли к выводу, что применительно к педагогике артистизм — это:

  • 1. Черта личности учителя, некое ее своеобразие: способность перевоплощаться, обаяние «артистической стихийности», живость, острота, экспрессия, богатство жестов и интонаций, дар рассказчика, способность нравиться; внутреннее изящество, образное мышление, стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации; особенность психики, тип нервной системы, акцентуация личности (К. Леонгард выделяет три стимулирующих момента для артистической натуры: 1) эмоциональную возбудимость, 2) демонстративные черты характера, 3) интровергированность); способность к импровизационному и органичному, естественному существованию в условиях педагогического процесса.
  • 2. Совокупность учебных приемов, «техник», заключающихся в том, что урок «разыгрывается» по особым законам, еще не изученным наукой до конца. Искусство отбора наиболее эстетически яркой, а не только значимой, смысловой информации; «техника» задавания вопросов, втягивающих всех в урок-игру и позволяющих уроку запомниться. Использование приемов искусства, в частности — отстранения; поиск органичных выходов к теме урока и способов «погружения» в нее; выстраивание учительского поведения (если это необходимо) в соответствии с определенными педагогическими задачами.
  • 3. Концепции педагогического творчест ва, по которой педагогическая деятельность рассматривается «незашоренным» взглядом, вся окружающая действительность работает на нее, а содержание урока не сводится к какому-то узкому аспекту — «по делу». События во время взаимодействия учителя и ученика разворачиваются по законам жизни, в которой нет чего-то неглавного. И тогда не тема проходится, а жизненные явления подводятся под какие-то закономерности, действительность переплавляется в яркую, самобытную картину жизни. В импровизации, которая рождена не стихийностью, а продуманностью первого шага, раскрывается внутреннее настроение учителя, что, по существу, является основой артистизма.
  • Задача артистичного педагога — оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание; утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, вызвать впечатление своим отношением, чувствами; заставить играть воображение, а игра — всегда свободный выбор.
  • При этом основная цель педагога — способствовать формированию у ученика личностной позиции на основе системы убеждений, которые не сводятся к сумме знаний; определенного отношения к объектам окружающего мира, а в целом — положительного отношения детей к учебному процессу и, следовательно, ко всем воздействиям, организуемым школой; выбора учеником собственных средств для самореализации.
  • В структуре педагогического артистизма выделяют две стороны:
  • 1. Внутренний артистизм — культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, образный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в «сценарии» урока (особенно его первых минутах), внутренняя «настройка» на творчество, самообладание в условиях публичности и др.
  • 2. Внешний, разомкнутый на класс артистизм — игровая подача, так сказать, «техника» игры, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к деятельности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура урока.

Рассмотрим подробнее составляющие педагогического артистизма.

Одна из удивительнейших черт театрального искусства — перевоплощение.

Перевоплощение требует актерских способностей, умения «сыграть роль», способности стать другим, оставаясь самим собой. Здесь следует избегать наигрыша. Наигрыш — вершина неправды, фальши, неискренности, внешнее кривляние.

Только оставаясь самим собой, учитель может временно надеть любую маску. При этом она не подавит личность; наоборот, личность педагога будет явственно «просвечивать» сквозь нее. Таким образом, артистизм — не только игра в кого-то.

Это, прежде всего, состояние души, способной на время не просто казаться кем-то, а в самом деле «быть».

Педагогический артистизм предполагает открытость и непосредственность педагога, умение говорить и действовать напрямую, делиться тем, что есть внутри. При этом вопросов «А что обо мне подумают, как я буду выглядеть?» как бы не существует.

Артистичный педагог обладает также способностью заражения своими переживаниями, сомнениями, радостью других людей. В.И. Немирович-Данченко считал, что именно в этой способности заключается талант, а К.С.

Станиславский определял заразительность актера как обаяние или силу притяжения.

«Знаете ли вы таких актеров, которым стоит только появиться на сцене, и зрители их уже любят? За что? За то неуловимое свойство, которое мы называем обаяние. Это необъяснимая привлекательность всего существа актера, у которого даже недостатки превращаются в достоинства, которые копируются его поклонниками и подражателями».

Кто же легче всего привлекает к себе симпатии и уважение? Существует термин фасцинация, переводимый как завораживание.

Среди способов фасцинации выделяют, прежде всего, особый взгляд (он должен быть прямым, лучистым, если и твердым, но теплым), особый голос (богатый в тембровом отношении, гибкий по модуляции), особый ритм речи (подобный хорошему музыкальному ритму — то возбуждающий, то успокаивающий, но не наскучивающий), особый ум (с одной стороны, высоко импровизационный, с другой — богато оснащенный словесными конструкциями и их вариациями), с третьей — обостренно ситуативный.

Как показывают наблюдения, обаяние личности театральные педагоги оценивают очень высоко. Сила обаятельного педагога в том же, в чем и сила обаятельного артиста: ученик попадает к учителю под добрую власть; он не подчиняется ему, а становится самим собой под его влиянием. Обаяние — это искренность, отсутствие фальши, искусственной наигранности в поведении, манерничания и жеманства.

Особое значение имеет владение техникой самопрезентации (Э. Гоффман), которая поможет учителю в воздействии на социально-психологический механизм восприятия своих действий и себя как личности.

Самопрезентация предполагает умение педагога предстать перед детьми не как должностное лицо, наделенное определенными властными полномочиями, ролевыми преимуществами.

От культуры самопрезентации зависит аттракция учителя, представление о нем как о привлекательном человеке, симпатия детей, дальнейшее развитие взаимоотношений.

Артистизм предполагает наличие у педагога так называемой «ви- зуалъности», внешней привлекательности. И дело тут не столько в правильности и красивости черт лица, в безупречной фигуре. Природные данные учителя могут быть обычными, внешне «неброскими».

Гораздо большую роль играют умение учителя следить за собой, культура внешних и внутренних проявлений, обаяние и естественность. А.С. Макаренко считал: важно, чтобы в коллективе были красивые и молодые педагоги.

В них он видел какую-то «мистерию»: они сами по себе заставляли воспитанников мечтать, фантазировать, подтягиваться. Учителя хочется слушать и следовать за ним.

Творческая деятельность учителя характеризуется необходимостью быстро, оперативно ориентироваться в сиюминутных, непрерывно меняющихся ситуациях живого общения, импровизировать на основе ранее задуманного в зависимости от текущих педагогических задач и своего творческого самочувствия.

Примером такой неподготовленной коммуникации может служить диалог в начале урока, описанный Ш.А. Амонашвили:

«— Здравствуйте, дети!.. Какие новости?

  • — У меня зуб болит!
  • — Был у врача?
  • — После уроков пойду.
  • — Не заплачешь там?
  • — Не-е-е-т!
  • — Ну, смотри!.. А еще что нового?
  • — Дима все еще в больнице!..
  • — Вы не соскучились без Димы?
  • — Со-ску-у-чи-и-лись…
  • — Может, послать ему письмо?
  • Я хотел вам предложить то же самое! Пусть каждый сегодня напишет ему. Сделаем это на уроке письма, хорошо?..
  • Я ему свой рисунок пошлю.
  • — А теперь хотите знать, что мы будем делать сегодня в школе?
  • — Да!
  • — Так вот слушайте…»

Мы уже отмечали, что педагогический проект предстоящей педагогической деятельности должен отражать индивидуальные особенности педагога.

Л.Ю. Берикханова выделяет три наиболее часто встречающихся типа поведения педагогов при осуществлении импровизации.

К первому типу относится учитель-«солист», который слышит только себя и импровизирует на основе возникновения ассоциаций, аналогий, воспоминаний, т.е. действует практически без учета влияния внешних обстоятельств, в которых протекает его деятельность.

Импровизация при этом оказывается недостаточно эффективной, поскольку ученики как бы не берутся учителем в расчет в полной мере.

Второй тип представлен учителем-«камертоном», который отзывается на любые внешние изменения, и его педагогическая «мелодия» начинает звучать в той тональности, которую ей задают внешние обстоятельства.

Результатом этого является оживленный, интересный диалог, обогащающий партнеров по общению.

Но учитель, увлеченный сиюминутным общением, зачастую теряет ориентир и может направить процесс обучения в русло, не соответствующее его предварительному замыслу.

Наиболее эффективно действует учитель-«импровизатор», который не только исполняет свою педагогическую «партитуру», двигаясь к намеченной цели урока, но и импровизирует в соответствии с тем, как складываются конкретные обстоятельства деятельности.

При этом импровизационные моменты не заслоняют поставленной задачи урока, а дают возможность обогатить предварительно задуманный замысел, улучшить и усовершенствовать его непосредственно в процессе деятельности.

Импровизированные речь и поведение учителя, как правило, очень энергичны и эмоциональны; они сильнее воздействуют на учеников. А сам факт импровизации поднимает авторитет педагога.

К сожалению, порой даже опытные учителя переоценивают значение жесткого программирования в общении с учениками, воспринимая их незапланированные реплики, вопросы, индивидуальные особенности реагирования как досадную помеху, мешающую в работе. Артистичные же педагоги не боятся возникновения на уроке неожиданностей, а любят, умеют их «обыграть», использовать как новое обстоятельство для нахождения новых ярких красок урока.

Различные стороны педагогического артистизма проявляются в деятельности учителя и способствуют формированию привлекательного образа педагога.

Пантомимический образ учителя — визуальный его портрет, создаваемый взглядом, улыбкой, пластичностью и темпоритмом движений, их красотой и гармоничностью. Вербальный образ учителя — портрет духовного плана, складывающийся за счет богатства и мелодики его речи, ритмичности и энергетики фраз. Бывает, что люди недостойные, лицемерные на первый взгляд кажутся достаточно артистичными, обаятельными.

Но без слияния с глубиной и чистотой души, с высокими человеческими качествами подобная актерская «оснащенность» обречена на очень недолговечный успех. Рано или поздно такому учителю перестанут верить, в нем разочаруются (чары не будут действовать). Только соединение артистизма с духовностью и нравственностью является непременным условием безграничности педагогического влияния.

В структуре личности педагога артистизм как способность к органичному существованию и эффективному действию в условиях педагогического процесса, связанная наряду со знаниями учителя и развитием педагогического мышления также с овладением искусством самовыражения, умением саморегуляции психического состояния, конструирования «партитуры педагогического общения», умением ставить и решать сверхзадачу действия, играет, на наш взгляд, следующие роли:

  • 1) синтезирующую: постановка и решение сверхзадачи своей деятельности заставляет педагога ставить задания ребенку в определенный мировоззренческий и нравственный контекст;
  • 2) обогащающу ю и гармонизирующую личностные проявления педагога: артистизм учителя дает возможность естественного сочетания логического и чувственного в деятельности;
  • 3) регулирующую самочувствие педагога, его настрой на творчество: ощущение свободы своего внутреннего и внешнего Я вдохновляет, окрыляет, дает новые силы;
  • 4) защитную: педагогический артистизм, контроль над своими ощущениями и самочувствием, естественное и живое поведение, ощущение свободы повышают уверенность, самооценку учителя. Современная психология признает театр как один из методов преодоления трудностей общения, обеспечивающих возможности для самовыражения человека, и даже лечебного воздействия, с целью снятия различных неврозов, сохранения психического здоровья;
  • 5) формирующую мотивационно-ценностное отношение к содержанию образования: логичное и красивое сочетание эмоционального и рационального на уроке дает возможность ребенку по-новому взглянуть на него, найти в нем увлекательное и ценное лично для себя.

Итак, мы попытались дать определение педагогическому артистизму, описать его структуру и функции, показать его отличие от актерствования, педагогического мастерства и педагогической техники; выделили роль артистизма в структуре личности учителя, также задачи, цель и результат труда педагога-артиста.

Рассмотрение этих вопросов является очень важным для ясного представления тех перспектив, которые влечет за собой стремление будущего учителя стать артистичным. Конечно, в современных условиях желать того, чтобы каждый педагог обладал ярко выраженным артистизмом, нельзя.

Но, может быть, в будущем то, что может транслироваться (знания, умения, навыки), будет передано техническим средствам, а главной задачей учителя станет формирование ученика, помощь ему в творчестве.

Вот тогда к работе с детьми и будут допускаться именно те, кто обладает творческой индивидуальностью и, добавим, артистизмом как важным ее компонентом.

Источник: https://ozlib.com/811322/psihologiya/artistizm_strukture_lichnosti_pedagoga

Педагогический артистизм как компонент профессиональной компетенции учителя

Совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов в системе высшего образования является актуальной проблемой теории и практики педагогики. Актуальность ее определяется необходимостью подготовки выпускников вузов к работе в новых социально-экономических условиях, характеризующихся быстрыми изменениями всех сфер жизни общества.

В настоящее время решающим фактором развития каждого государства, каждой нации являются знания и образованность, интеллектуальный и духовный потенциал людей.

Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов отметил, что выдвигая исключительно важную задачу воспитания гармонично развитого поколения, «мы исходили прежде всего из непреложной истины, что XXI век, в котором мы живем,- это век, когда востребованы и главенствуют интеллектуальные ценности, высокий уровень знаний и образованности».

Глава государства особое внимание обратил на приоритетное направление государственной программы «Год гармонично развитого поколения» – широкое привлечение выпускников профессиональных колледжей и высших учебных заведений в сферу малого бизнеса и частного предпринимательства с целью практического применения полученных ими современных знаний и навыков.

Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности педагога усилили потребность в формировании его творческой индивидуальности; реализации творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности.

Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения молодого поколения к богатствам национальной и мировой культуры.

Педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, педагогическим артистизмом, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации.

На наш взгляд, для подготовки современного учителя нужна особая технология профессионального обучения в вузе, т.к.

такие качества как эмпатия, способность импровизации и другие не усваиваются вместе с базовыми научными знаниями.

В создании такой технологии во многом может помочь театральная педагогика, главные черты которой – глубокая индивидуализация, творческий характер деятельности и стремление проникнуть в природу человеческой выразительности.

Именно сейчас, как никогда, нужны артистичные педагоги с широким диапазоном эмоциональных реакций, способные творчески передать ученикам богатства человеческой культуры.

Педагогический артистизм – это феномен, функционирующий в той или иной степени активности на всех стадиях педагогического творчества. Это сложный сплав духовных и физических качеств, способствующих установлению контакта с обучаемыми, получению доверия от них и осуществление на этой основе педагогической деятельности.

Артистизм (учительский) способность к органическому существо­ванию в условиях педагогического процесса, внутреннее изящество, стрем­ление к нестандартным решениям через образные ассоциации, умение вы­страивать своё поведение в тех ситуациях, когда оказание педагогического воз­действия одним только естественным чувством, лишённым педагогической заданности и воздействующей сверхзадачи, не приводит к желаемому ре­зультату и необходимо сознательно созданное поведение в соответствии с ситуацией.

Современные реалии постоянно ставят педагога перед необходимостью вступать в соперничество с другими источниками информации, которые быстро распространяются и становятся все более доступными для обучаемых.

Конкурентоспособность преподавателя в этой борьбе в немалой степени зависит от того, сможет ли он увлечь ученика, приблизить проблемы и задачи своей науки к миру его интересов, верно определить содержание и атмосферу общения и подходы к организации педагогической деятельности; станет ли для ребят общение с педагогом ярким, многоцветным, зовущим к творчеству и саморазвитию.

Следовательно, овладение профессией учителя и развитие творческой индивидуальности должно предполагать воспитание ряда личностных качеств, которые в свою очередь становятся профессиональными.

Среди них – характеристики, лежащие в основе педагогического артистизма: эмоциональность, интуиция, эмпатия, воображение, наблюдательность, способность к импровизации и др.

Артистичный учитель реализует в деятельности неповторимые особенности своей творческой индивидуальности, которые становятся профессиональными качествами и характеристиками.

Театральная педагогика является не только теоретическим фундаментом театра, но и практическим инструментом, способствующим постижению тайн творчества.

Ею разработаны и апробированы приемы и методы работы, с помощью которых в оптимальные сроки, наиболее эффективно можно овладеть процессами восприятия, внимания, воображения, а также развить творческое мышление, эмоциональную гибкость и устойчивость, способность к импровизации, имеющую большую ценность в творческом процессе.

Изучение элементов театральной педагогики, особый взгляд на них с точки зрения вузовской педагогики является одним из эффективных путей развития педагогического творчества, так как в процессе обучения используются формы деятельности, развивающие комплекс личностных качеств и способностей человека. Эти качества и способности позволяют через призму творческих закономерностей осмыслить профессиональные особенности творческого процесса деятельности педагога, понять сущность воспитательного взаимодействия, создать условия для формирования важнейшей позиции студента – «Я-учитель», основанной на самоанализе, самоконтроле, автокоррекции, саморазвитии. Учитель, умеющий занять позицию «над» своей профессией и «над» собой будет готов к нововведениям в образовательных учреждениях. Более того, включаясь в режим развития – саморазвития он может и сам стать «ведущим» педагогических инноваций.

  • Что может дать будущему учителю подробное знакомство с теми категориями оценки действительности и поведения людей, о которых идет речь в театральной педагогике?
  • Стремление учитывать их в собственном поведении и в различных видах деятельности даст студенту-будущему учителю возможность:
  • — развить эстетическое начало личности, образное мышление, эстетическую память;
  • — осознать себя не только как «инструмент» передачи информации и взаимодействия с учащимися, но и прежде всего как человека, передающего духовные ценности;
  • — рассмотреть школьную практику в категориях, указывающих на особенности поведения (дружественность – враждебность, наступление – оборона, сила – слабость и др.);
  • — совершенствовать умение «читать» поведение ученика, «расшифровывать» его намерения и переживания, различать признаки рабочей (нерабочей) атмосферы в классе (аудитории) по звуковым «анализаторам», мимике и пантомимике обучаемых, по изменению ритма речевого взаимодействия; делать представление учителя о поведении учащихся и своем собственном более конкретным, точным, подробным;
  • — овладеть начальными приемами педагогической техники и основами педагогического мастерства для решения важнейших педагогических задач;
  • — постепенно переходить к педагогически целесообразным действиям и поведению, творческому рабочему самочувствию, эстетическому внешнему виду.

Вышеизложенное показывает, что искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику или свести его к сумме правил. Его важнейшая предпосылка – способность уважать и ценить другого человека, чужое мнение, чуткость и душевная открытость человека, готовность понять и принять нечто новое и непривычное. Если будущий учитель не обладает духовной культурой, его не спасет никакая техника, т.е.

эмоции нельзя сыграть, их нужно пережить. Учитель не может творить путем усвоения технических приемов. Он не может быть артистичным благодаря знанию того, как это сделать, потому что это органический процесс. У педагогического артистизма должна быть внутренняя основа в виде духовного богатства человека, понимающего глубинное назначение своей профессии, ее высший смысл, свою миссию в этом.

Современный этап развития образования в Узбекистане предъявляет педагогу серьезные требования и усиливает потребность в скорейшем формировании индивидуального стиля творческой педагогической деятельности.

Миссия педагога не может заключаться лишь в фиксации происходящих перемен на уровне знаний.

Она должна отражаться в содержании образования, форме подачи материала, в системе полагания учебного процесса, в методах его организации, поскольку образование по сути является универсальной формой деятельности по воспроизводству всех форм культуры и структуры общества.

Избранные учителем приемы и методы педагогического взаимодействия должны быть системны, гармоничны, согласованы, созвучны между собой; соответствовать личности учащихся и особенностям коллектива, а также творческой индивидуальности самого педагога. В этом и проявляются составляющие педагогического артистизма: свобода, естественность, целесообразность и гармоничность поведения, его соответствие ситуации, задаче и сверхзадаче педагога.

Для развития педагогического артистизма наиболее благоприятен период становления базовых характеристик индивидуального стиля деятельности.

Однако ряд причин (массовость, деятельность, рассмотрение ее как нечто внешнее по отношению к осуществляющему ее субъекту, трудность системного исследования педагогики как искусства на уровне научного знания и др.

) привел к тому, что в настоящее время обнаруживается недостаток этого качества как у учителей школы, колледжа, лицея, так и у преподавателей вуза.

Педагогическая деятельность воплощает в себе своеобразное единство науки и искусства, логического и эмоционального. Труд педагога по многим параметрам приближен к труду актера и режиссера.

Обращение к опыту театральной педагогики в совершенствовании профессиональной подготовки, в частности овладении средствами актерской выразительности, приемами воздействия на внимание аудитории, умением ставить и решать сверхзадачу своих действий и др., целесообразно в таких направлениях, как развитие эмоциональной культуры учителя, овладение приемами саморегуляции, развития навыков произвольного внимания, интуиции и др.

Лишь педагог с качествами артистичной личности, т.е.

с богатством личностных проявлений и естественностью, свободой, красотой и изяществом решений, может самоутвердиться в опыте учащихся, сформировать мотивационно-ценностное отношение к содержанию образования и передать обучаемому опыт предшествующих поколений соответствующими средствами. Это напрямую связано с переходом от функции «передатчика знаний» к функции «учителя жизни», «актуализатора развития».

Сложность овладения умениями по педагогическому артистизму заключалась в том, что умения носили творческий характер: упражняясь даже в однотипных ситуациях, ни один студент не повторял другого, одна и та же ситуация решалась по-разному.

Исключение составляли лишь те упражнения, где осуществлялась тренировка в одинаковых артикуляционных, пластических, мимических и других операциях. Поэтому на занятиях стремились создать такую атмосферу, чтобы студенты были максимально раскрепощены, чтобы их не сдерживало чувство неловкости, ощущения, что что-то не получается.

Дружеская атмосфера, сопровождаемая чувством уверенности и защищенности, способствовала раскрытию и индивидуальному проявлению каждого студента.

Условиями эффективности обучения педагогическому артистизму, помимо поэтапного подхода и использования различных методов обучения, свободы студентов на занятиях, выступали следующие: сохранение индивидуального стиля и индивидуального характера при выполнении различных учебных заданий; индивидуальное проявление личностного компонента, который не оценивался как правильный или неправильный, а только как неповторимый, присущий конкретному студенту; отсутствие отрицательных реакций со стороны сокурсников, т.е. в целом благоприятная психологическая атмосфера.

Для создания благоприятной атмосферы были использованы и другие способы: поиск элементов новизны во всех формах работы над собой в аудитории и дома; демонстрация расположенности, симпатии, называния по имени всех участников занятий; готовность к возможным неудачам и результатам работы; использование в работе фотографий, картин, иллюстраций, игрушек и других атрибутов.

На наш взгляд, успех, прежде всего, определялся желанием каждого студента соответствовать званию педагога-учителя, воспитателя; стремлением выявить своеобразие своего характера и предположительные творческие возможности.

Кроме того, наметить пути формирования профессиональной компетентности и готовности; с помощью преподавателя выбрать нужные для этого упражнения; воспитать в себе умение охранять первозданность и естественность чувств и эмоций как на занятиях, так и в деятельности в целом.

Литература:

1. Каримов И.А. Последовательное продолжение курса на модернизацию страны – решающий фактор нашего развития: Доклад на торжественном собрании, посвященном 18-летию Конституции Республики Узбекистан// Народное слово. – 2010.- 8 декабря.

2. Национальная программа по подготовке кадров. – Ташкент: Шарқ, 1997.- 19 с.

3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.- 311 с.

4. Барышева Н.А. Педагогические условия формирования педагогической режиссуры у будущих учителей: Дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2000.- 145 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/43/4652/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector