Плюсы и минусы биосоциальной природы человека

Каково место человека в системе органического мира? На этот вопрос, казалось бы, давно дан ответ, который все чаще оспаривают и подвергают пересмотру.

Плюсы и минусы биосоциальной природы человека

Место человека в системе органического мира

Кратко можно сказать, что место человека строго определено в классификации органического мира. Он – представитель царства животные. В таблице представлены его ключевые ранги в иерархии биологического мира:

царство животные
тип хордовые
подтип позвоночные
отряд приматы
подотряд гоминиды
семейство люди
род человек
вид человек разумный, Homo sapiens

Есть несколько групп доказательств того, что человек – животное и от них произошел.

Животное происхождение человека

В пользу этого говорят:

  1. Сравнительно-анатомические доказательства: похожее строение клеток, расположение органов, рудименты и атавизмы у человека.

  2. Эмбриологическое доказательство: внутри утробы на начальном этапе развития младенец похож на детенышей некоторых животных. Это называется закон Бэра, и, если кратко, он постулирует: чем младше зародыш, тем меньше у него видовых особенностей.

  3. Физиологическое сходство (дыхание, питание и т. п.) человека и животного.

  4. Схожий хромосомный аппарат.

Плюсы и минусы биосоциальной природы человекаЕсть физиологические особенности человеческого вида, которые свидетельствую, что место человека в системе органического мира среди животных:

  1. Прямохождение, сводчатость стопы, развитая мускулатура нижних конечностей.

  2. Строение позвоночника с 4 изгибами.

  3. Подвижные кисти рук.

  4. Объем мозга и, соответственно, высокая организация поведения.

  5. Бинокулярное зрение.

  6. Плодовитость ограничена: одна самка в норме вынашивает один плод.

Все эти видовые и физиологические особенности вывели человека на новую ступень эволюции.

Антропогенез и становление человечества

Антропогенез (часть эволюции, что привела к возникновению человека) начался от гоминидов. Человеческое общество получило право так называться и перестало быть стадом около 50 тысяч лет назад, когда неоантропы (кроманьонцы) образовали новый вид Homo sapiens.

Плюсы и минусы биосоциальной природы человека

Последующее развитие людей стали определять социальные, экономические и религиозные законы. Прогресс начал идти вопреки биологической природе. Чтобы быть членом общества нельзя вести себя как зверь и подчиняться инстинктам. Место и особенности человека в системе органического мира оказались таковы, что само право называться биологическим видом поставлено под сомнение.

Что выделяет человека из органического мира

Есть целый ряд высокоразвитых организмов (например, слоны или дельфины), что же выделяет на их фоне человека? Высокая социальная составляющая жизни людей: их созидательная функция, знания, труд, сознание, речь. Все это выносит место человека в системе органического мира за обычные рамки, доступные другим животным.

Принципиальные отличия человека от органического мира

Место человека в системе органического мира и его биосоциальная природа иногда противоречат друг другу. Человек не ведет себя как животное в нескольких случаях:

  1. Ему свойственно абстрактное мышление.
  2. Планирование семьи, а не бесконтрольное размножение, согласно инстинкту.
  3. Сознание (не просто высокоразвитый мозг, как у дельфинов, например, не только во всех смыслах слова большой мозг).
  4. Речь.
  5. Человек – это часть общества. Люди сосуществуют в искусственно созданной ими среде обитания.

Эти пять пунктов отражают социальную природу человека.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление – это присущая только человеку способность. Благодаря ему, место человека в системе современного органического мира уникально. После ряда повторений определенных действий и их последствий многие животные (особенно, приматы) демонстрируют образное мышление.

Они способны запомнить образ, особенно, если голодны, а представить надо пищу. Но следующая ступень, абстрактное мышление, им не доступно. Представить и запомнить, сделать вывод и выделить обобщающий признак того, чего не существует, что нельзя потрогать или понюхать, они не способны.

Плюсы и минусы биосоциальной природы человека

Накопление опыта, абстрактные выводы, умение находить выходы из различных ситуаций, анализировать и, исходя из этого, принимать решение и предпринимать действия, рассуждать, обобщать понятия – привилегия людей.

В данной статье нет цели подробно разбирать понятие абстрактное мышление, но стоит привести пример того, какая пропасть отделяет от людей одних из ближайших родственников — обезьян шимпанзе. Они принадлежат к семейству гоминиды. Характерный эксперимент над ними проводился в лаборатории им. И.П. Павлова в Колтушах под Санкт-Петербургом.

Плюсы и минусы биосоциальной природы человекаШимпанзе Рафаэль должен был, чтобы полакомиться, потушить горящий перед едой огонь на выступе полки. Он довольно быстро научился использовать для этой цели чашку и воду, которую ему предлагали в баке и других емкостях. Потом на озере на двух плотах, связанных шаткой переправой, поставили на одном еду (как всегда за огнем), а на другом чашку и бак с водой. Шимпанзе из раза в раз предпочитал совершить сложную переправу, чтобы зачерпнуть в баке, но игнорировал целое озеро воды. Стало ясно, что он не может обобщить это понятие. Вода для него привязана к образу бака. Ради справедливости к Рафаэлю стоит добавить, что, когда воду из бака убрали, в конце концов, пусть и случайно, он зачерпнул воду из озера и, потушив огонь, получил лакомство.

Созидание

Место человека в системе органического мира уже вся планета. Люди не живут строго в пределах места рождения, а подстраивают выбранное место жизни под свои нужды. И не всегда это максимально комфортная среда обитания. Но люди ее преобразуют.

Это –простейшее созидание, отвечающее за покрытие насущных нужд, но которые возникли в результате осознанного выбора жизни в неподходящей среде. Люди в прямом смысле идут против биологического отбора.

Не ищут максимально легкие ареалы обитания, а приспосабливают очень неподходящие.

Плюсы и минусы биосоциальной природы человекаЕсть созидание творческое. Желание оставить след в истории, повлиять на окружающий мир, а не просто прокормиться.

Речь

Еще один признак абстрактного мышления человека – речь. Даже сама ее возможность. Когда неким естественным явлениям присваивается конкретное (и, кстати, абстрактное) понятие – слово и его смысловое значение.

Оно не связано напрямую с тем, как и что воспринимают органы чувств в конкретный отрезок времени здесь и сейчас. Образ, который каждый человек формирует о предметах, конечно, несет в себе информацию-воспоминания о весе, температуре и прочих ассоциациях.

Но с помощью слов описывают и несуществующие объекты, те, что руками не потрогать. Любимые примеры ученых – любовь или математические термины. Как описать понятие семь?

Человек – просто высокоразвитое животное

Этот проблемный вопрос. Рассмотрены доказательства животной природы и происхождения человека. Как утверждает биология, место человека в системе органического мира.

Есть антропологические факторы, которые до некоторой степени объясняют, как физиологические особенности в результате могли повлиять на становление высокоразвитого индивида и человеческого общества. Но есть длинный ряд социальных факторов, которые ставят человека на другую ступень.

Можно ли говорить об отдельном пятом царстве органического мира? Или продолжать выдвигать теории на тему: откуда пошел наш род? Душа – это отдельная от тела материя или это физиологические процессы, которые имитируют сознание, но остаются химией?

Чтобы примирить противоположности принято говорить о биосоциальной природе человека.

Школьная программа пока не отошла от строгой ориентированности на эволюцию. Учителя биологии и зоологии не всегда грамотно подчеркивают, что Дарвин лишь выдвинул теорию. Она популярна, но не обоснована неопровержимыми доказательствами. Наоборот, остается еще много вопросов, белых пятен и аргументов против.

Плюсы и минусы биосоциальной природы человека

Хотя основные постулаты этой теории – обязательная часть школьной программы, и необходимо их знать, чтобы быть образованным человеком с широким кругозором. Но что говорит против теории происхождения видов, кроме того, что социальная природа человека ярко выражена, а мышление уникально?

Теория происхождения видов Дарвина: главные аргументы против

Как сам Дарвин и его современники утверждали: идея эволюции носилась в те времена в воздухе.

Гений самого знаменитого натуралиста, автора “Происхождения видов” в том, что он сформулировал, как из малого через миллиарды лет проистекает большое.

Выживает не сильнейший, а наиболее приспособленный к постоянным изменениям окружающей среды. Это и есть краткая формулировка естественного отбора.

Противники дарвинизма обращаются к понятию несократимая сложность. Многие организмы не могли в процессе эволюции постепенно формировать (вследствие мутаций) преимущества, которыми они обладают на данном этапе развития и благодаря которым выжили в определенной среде обитания, иначе говоря, прошли естественный отбор.

Другой главный аргумент против теории эволюции – это информационная сложность хромосом и, как следствие, молекулы ДНК. Столь упорядоченная и длинная цепь не могла быть получена случайно даже за миллиарды миллиардов лет.

К тому же при огромном возрасте Земли и обнаруженных ископаемых, датируемых самыми разными периодами, не обнаружено достаточное количество недостающих звеньев, переходных форм жизни, которые теория эволюции предполагает в большом объеме между всеми видами.

Вопрос происхождения самым тесным образом связан с местом человека в системе органического мира и его роли. Возможно, именно социальная составляющая жизни людей определяющая. Она налагает на человечество ответственность за всю биосферу.

Роль, место человека в системе органического мира даны ему не зря – чтобы оберегать и разумно распоряжаться планетой, независимо от того, являются ли люди частью экосистемы, или просто похожи на другие биологические организмы, но имеют высшее происхождение и цель существования.

Источник: https://www.syl.ru/article/355161/mesto-cheloveka-v-sisteme-organicheskogo-mira-i-ego-biosotsialnaya-priroda

Биосоциальная природа человека

Великий немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Гёте сказал: «Главный предмет изучения человечества – сам человек».

Человек является частью живой природы. Признаки, характерные для всех живых организмов: рождение, питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение и гибель. Все перечисленные признаки характерны и для человека. Значит, человек – живое существо.

В отличие от растений, у нас нет зелёных частей тела, мы можем жить длительное время в темноте, не способны к фотосинтезу, поэтому питаемся органическими веществами, созданными другими живыми организмами. Следовательно, мы, люди, — гетеротрофные организмы. Потребляем пищу с помощью рта и можем активно передвигаться. Из всего сказанного можно сделать вывод: люди сходны с животными.

Эволюция живой природы происходила многие миллионы лет. В результате развития стада высших приматов превратились сначала в племена древних людей, а затем и в современное человечество.

Становление вида Человек разумный как биосоциального существа происходило тысячелетиями. Старшие поколения передавали накопленный жизненный опыт и знания молодому поколению, обучали детей приёмам изготовления орудий труда, развивали их речь, помогали усваивать правила поведения, принятые в данном человеческом обществе.

Плюсы и минусы биосоциальной природы человека

Признаки, по которым человек выделяется из мира животных

Человек имеет более развитый мозг, способен к мышлению, прямохождению, членораздельной речи, может преобразовывать окружающий мир сознательным трудом. Благодаря труду человек создал новую жизненную среду.

Читайте также:  Плюсы и минусы покупки Айфона 6: технические характеристики и комплектация

Животные могут только приспосабливаться к окружающей среде с помощью своих органов и поведения. Человек также может приспосабливаться к изменениям в окружающей среде.

Но в отличие от животных человек научился создавать для себя искусственную среду.

Он может изготавливать одежду, выводить новые породы животных и сорта растений, создавать сады, парки, сельскохозяйственные угодья, современные города, транспорт, средства связи, технологии получения различных продуктов и изделий.

Такую искусственно созданную среду называют социальной, так как она создавалась не одним человеком, а социумом, или обществом, многими поколениями на протяжении всей истории человечества.

Условия жизни людей очень сильно отличаются от условий жизни животных, которые могут пользоваться только природной (естественной) средой. Человек с первых дней своей жизни оказывается в окружении вещей, которые созданы самим человеком.

С появлением на свет в жизнь ребёнка включается социальная программа его становления как личности: развитие речи, передача опыта поведения, а по достижении определённого возраста — обучение в школе, подготовка к трудовой профессиональной деятельности.

В сказке английского писателя Джозефа Киплинга «Маугли» ребёнок, воспитанный животными, становится сверхчеловеком. Но в реальной жизни люди без человеческого общения и не получившие социальный опыт никогда не становятся полноценными людьми. Подлинные человеческие качества мы приобретаем именно в результате социального общения.

Плюсы и минусы биосоциальной природы человека

В современном мире постоянно происходит совершенствование техники и технологии. Это позволяет людям производить гораздо больше продуктов питания, чем есть в дикой природе, пользоваться энергией, выделяющейся при сжигании газа, нефти и каменного угля.

Открытия в электронике обеспечивают огромную скорость информационных потоков.

Например, человек, живущий в Москве, может с помощью радио, телевидения, телефона или интернета очень быстро узнать о событиях, которые произошли за тысячи километров от его дома, например в крупнейшем городе Австралии — Сиднее.

Благодаря научным и техническим достижениям наша жизнь становится комфортнее. Но существует и отрицательная роль научного прогресса – происходит ухудшении экологии. Промышленные и бытовые отходы, вредные выбросы заводов и фабрик, выхлопные газы машин загрязняют окружающую среду и ухудшают здоровье людей.

Люди все активнее используют транспорт, это приводит к гиподинамиинедостатку движения, что плохо влияет на сердце, мышцы и другие органы. При производстве продуктов питания используются пищевые добавки. Они удешевляют производство или улучшают вкус продуктов питания, но в то же время могут вызывать различные заболевания человека, например аллергию.

Для сохранения урожая на сельскохозяйственных угодьях человек использует ядохимикаты для борьбы с вредителями и болезнями растений. А они также не безвредны для человека. Пристрастие к спиртным напиткам, табаку и наркотикам ведёт к разрушению здоровья и психики, ранней смерти наркоманов и алкоголиков.

Плюсы и минусы биосоциальной природы человека

Поведение человека социально, оно зависит от воспитания. Даже естественные, биологические потребности в пище, воде, комфорте регулируются традициями данного общества, зависят от материальных возможностей семьи, продуктов, поступающих в продажу, и ряда других причин.

Съесть или отказаться от сомнительных продуктов питания решаем мы сами. Но процесс переваривания пищи происходит по наследственной программе, отработанной многовековой эволюцией человека.  Если под влиянием микробов или вредных веществ произойдёт нарушение пищеварения, восстановить его только по нашему желанию невозможно. Нам придётся применять лекарственные препараты.

Плюсы и минусы биосоциальной природы человека

Поэтому каждый человек должен знать, как устроен и действует его организм. Эти знания позволят надолго сохранить здоровье, создать благоприятные условия для работы всех жизненных систем, избежать вредных факторов, которые могут привести к болезни.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: природа человека биосоциальна. Человек имеет много общих признаков с млекопитающими.

Но не все его качества и способности могут быть объяснены с биологических позиций. Человек является социальным существом.

  • Настоящее человеческое формируется в нём в процессе жизни в обществе, которое развивается по законам, отличным от биологических.
  • На протяжении длительного времени происходило укрепление социальных связей, которые позволили человеку обрести абстрактное мышление, сознание, речь, развивать трудовую деятельность и создавать социальную среду, необходимую для жизни людей.
  • Создание искусственной, социальной среды принесло человечеству величайшие блага и вместе с тем привело к нарушению природного равновесия, поставив человека перед необходимостью решать многие экологические и медицинские проблемы.

Источник: https://videouroki.net/video/1-biosotsial-naia-priroda-chielovieka.html

Биосоциальная природа человека

Человек – существо биосоциальное, а значит подчинено законам двух миров: мира биологического и мира социального.

Человек, в отличие от животного, живет одновременно в этих двух мирах, а не в одном, природном.

 
Плюсы и минусы биосоциальной природы человека
 

Но чего же в нас больше? И в чем природа биосоциальности человека?

Биологического в человеке достаточно много — это:

  • анатомия и физиология: кровеносная, мышечная и нервная системы; потребность в сне, еде, движении;
  • и самое интригующее — наши инстинкты.

Социального в человеке также не мало:

  • человек неразрывно связан с обществом и становится самим собой только при этой неразрывной связи;
  • активная и пассивная речь;
  • мышление;
  • способность к целенаправленной деятельности;
  • сознание и разум;
  • и (венец всего) — творчество.

Таким образом, можно выделить основные отличия человека от животного:  человеческая речь, сознание, способность производить орудия труда и творческая активность

Процесс индивидуального развития человека основан на накоплении биологической и социальной информации.

Биологическая информация отбиралась и сохранялась в процессе эволюции, она зафиксирована в виде генетической информации ДНК.

Благодаря этой информации в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих человека от других живых существ.

Второй вид информации представлен сумой знаний умений навыков (ЗУН), которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в процессе становления человеческого рода. Освоение этой информации происходит в ходе развития, воспитания и обучения индивида в течение всей его жизни.

Отметим очень важную вещь:

наследуются не речь, мышление, действия, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения и развития

Генетические возможности реализуются лишь при условии, что ребенок воспитывается в определенных условиях, с наглядным примером того или иного поведения, иначе говоря если с ним занимаются и общаются.

История о Маугли из одноименной сказки Р. Киплинга, о возвращении человеческого детеныша в свою стаю – это всего лишь миф, красивая сказка, не имеющая под собой ничего общего с реальной жизнью.

  • Ребенок лишенный человеческого общения в ранние (сензитивные) периоды своего развития навсегда утрачивает многие возможности и способности своего становления.
  • Если пропустить сензитивный период развития той или иной психической функции – потери будут практически невосполнимы.
  • Современный человек — это продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Очень наглядно сочетание и взаимодействие биологического и социального в человеке показывает пирамида потребностей А. Маслоу.

Плюсы и минусы биосоциальной природы человека

Мы видим, что базовые, биологические, животные потребности находятся в основании пирамиды, являясь ее базисом.

Потребности социальные (любовь, общение, познание и самореализация) идут вверх по нарастающей, чем выше духовно и нравственнее развитее находится человек, тем более высокую ступень реализации своих потребностей он занимает.

Но стоит учитывать, что без удовлетворения низших потребностей (сон, еда, движение) невозможно движение вверх.

Таким образом, без биологической составляющей не возможно появление Homo, но без общества, без социума, невозможно становление человека как Homo Sapiens.

В завершение хочется отметить, что и в животном мире встречается много социальных моментов. Изучение социального поведения среди животных – это прежде всего изучение сотрудничества между особями.

Не все виды животных умеют «сотрудничать». Так мотыльки, прилетевшие на свет и крутящиеся вокруг него скорее всего просто привлечены ярким источником, их поведение разрозненно, а не едино. Но например скворцы перед своей ночёвкой, совершают некие «полуобрядные» маневры в воздухе, следуя друг за другом в правильном порядке, что похоже на сверхъестественное общение.

  1. Самым ярким типом социального сотрудничества между особями является привлечение одной особи другой, а также драки, брачные игры и «общение» в процессе всего этого представителей животного мира.
  2. Так же отметим, что у животных существует и разделение труда: как правило, самец охотится, самка – охраняет потомство, но иногда бывает и наоборот, а иной раз партнеры сменяют друг друга.
  3. Но самым ярким и любимым примером социальности среди животных представляют собой, конечно же, дельфины!

Учеными доказано, что звуки, которые издают эти млекопитающие, являются средством общения между ними!

Обсуждение: «Биосоциальная природа человека»

(Правила комментирования)

Источник: https://distant-lessons.ru/biosocialnaya-priroda-cheloveka.html

Биосоциальная природа человека

Представления о роли человечества в эволюции Земли так же, как и знания о влиянии экологических факторов на жизнь и здоровье отдельного человека, сложились в основном во второй половине XX в.

Базовым положением современного экологического мировоззрения является общность природы человека со всеми живыми существами Земли и необходимость сохранения современной биосферы для продолжения жизни человечества.

Человек как биологический вид появился в биосфере сравнительно недавно, 4-5 миллионов лет назад, и за столь короткий срок перестроил биосферу в соответствии со своими потребностями. Дальнейшая судьба человечества зависит от того, насколько оно сможет соотносить свое развитие с фундаментальными природными законами, определяющими существование всей биосферы.

Человек является биосоциальным существом и в то же самое время — представителем биологического вида «Человек разумный» (Homo sapiens), принадлежащего к царству животных, типу хордовых, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду приматов, семейству гоминид. Другие семейства, входящие в отряд приматов, — это понгиды — крупные человекообразные обезьяны (орангутаны, шимпанзе, гориллы) и хилобатиды — малые человекообразные обезьяны (гиббоны).

Плюсы и минусы биосоциальной природы человека

Характерной чертой, отличающей человека от животного, является прежде всего речь, способность к которой определяется развитием мозга, а также артикуляционного аппарата. Речь в свою очередь является средством коммуникации, планирования совместных действий и, что очень важно, концептуального мышления.

Второе важнейшее отличие, связанное с первым, — это наличие крупного, сложного, хорошо развитого мозга, в котором увеличено (по сравнению с животными) не только количество нейронов, но главным образом межнейронных связей, т. е. усложнена организация всего мозга и прежде всего коры его больших полушарий.

Развитие мозга и руки дало возможность применять орудия труда. В свою очередь все эти изменения связаны со способностью к прямохождению и соответствующему изменению скелета и пропорций тела человека.

Еще человека отличает от животных абстрактное мышление, поэтому его иногда называют «животным, создающим символы». Слово для людей является не сигналом, как для животных, а понятием. Люди способны к планированию своих действий, словесной передаче опыта, к осознанию таких понятий, как «совесть», «вера», «красота».

Читайте также:  Керамическая подошва утюга, ее плюсы и минусы

Кроме того, человеку, в отличие от других видов животных, характерны иные темпы онтогенеза(т.е. индивидуального развития особи от зарождения до конца жизни),а именно удлиненные периоды эмбриогенеза(т.е.

раннего периода развития особи)и детства, периода обучения и экономической, а также физиологической зависимости от взрослых.

Плюсы и минусы биосоциальной природы человека

Появление человека в биосфере было предопределено, когда произошло отделение эволюционной ветви предков человека. Это, по-видимому, случилось в Африке. Человек же, подобный современному, так называемый «кроманьонский человек» появился в биосфере всего около 50 тыс. лет тому назад.

Если представить всю историю жизни на Земле в масштабе суток, то можно сказать, что в природе человек появился всего за несколько секунд до полуночи.

За этот краткий срок его биологические свойства не изменились, тогда как его бурная социокультурная эволюция изменила лик Земли, в итоге поставив природу под угрозу уничтожения.

Первые люди существовали под властью природы и в ее составе. Экологическая ниша этого вида определялась прежде всего его положением в трофических цепях. По своему положению в них человек является консументом (как и всякое животное он — гетеротроф, а по типу своего питания — полифаг, т. е.

способен питаться пищей разного рода). Многие современные исследователи и врачи считают, что природой человек более всего предназначен и приспособлен к потреблению растительной пищи — зерновых и плодов. Сейчас он занимает положение на вершине трофических пирамид, питаясь различными видами пищи.

Несмотря на свои уникальные свойства (разум, членораздельная речь, трудовая деятельность, социальное поведение и др.), человек не лишился биологической сущности, и все законы экологии для него справедливы полностью, как и для любого другого живого организма.

Современный человек расширил границы местообитания: расселился во всех широтах, освоил глубины океана и космическое пространство.

Однако за пределами первоначального ареала он может выжить не благодаря физиологической адаптации, а с помощью специальных защитных устройств и приспособлений (отапливаемые жилища, одежда, кислородные приборы и т. д.).

Они имитируют среду обитания человека подобно тому, как это делается для экзотических животных и растений в зоопарках, ботанических садах, океанариях. Тем не менее, в отдельных случаях все экологические факторы воспроизвести не удается, как, например, гравитацию в космическом полете, после которого космонавтам требуется реадаптация.

Выход человека из-под контроля среды начался примерно 10 тыс. лет назад, когда впервые появились признаки сельского хозяйства. Именно тогда люди перестали зависеть от ресурсной кормовой базы, и начался постепенный рост их численности, больший, чем предусмотрено законами биосферы.

Для популяции человека характерен полиморфизм, т. е. наличие в пределах одного вида резко отличных по облику особей, не имеющих переходных форм.

Биологи выделяют несколько подвидов человека — расы: европеоидная, австрало-негроидная, монголоидная и американоидная (американские индейцы).

Каждая из рас представляет собой морфофизиологический (структурно-функциональный) тип человека. Расы человека характеризуются определенным телосложением, биохимической конституцией (т. е.

гормональным статусом, уровнем артериального давления, активностью ферментов), предрасположенностью или устойчивостью к определенным болезням, преобладанием некоторых психологических черт. Психофизиологический тип человека иногда называют конституцией.

В каждой расе существует несколько типов конституций, при этом частота их встречаемости в известной мере связана с экологическими условиями проживания конкретной расы.

Среду обитания человека так же, как и любого живого организма, можно подразделить на несколько условных типов:

• информационная среда, которую можно считать фильтратом внешних впечатлений, поступающих в мозг, которые зависят от видовых особенностей рецепторов, т. е. органов чувств.

Для человека понятие информационной среды усложняется по сравнению с животными на не­сколько порядков в связи с наличием большого количества видео- и словесной информации, т. е.

того, что мы называем культурной средой;

• минимальная среда, т. е. наличие тех необходимых ресурсов, без которых невозможна сама жизнь;

• физиологическая среда жизни, т. е. минимальная среда плюс наличие условий обеспечения некоторых более сложных потребностей, которые человек, как и любой другой живой организм, получает из среды. Это, например, не просто питание, а полноценное питание или обеспечение потребности в движении и многое другое;

• экологическая среда или непосредственная среда жизни (среда обитания каждого человека или группы людей) — самое широкое понятие. Она зависит от многообразных экологических связей с окружающими организмами как непосредственно обеспечивающими потребности людей, так и с другими организмами Земли.

Таким образом,экологическая среда — это вся природная среда.

В свою очередь среда жизни каждого отдельного человека, окружающая его как в природных экосистемах, так и в условиях городского или сельского существования, также подразделяется на несколько видов:

• собственно природная среда, т. е. те природные экосистемы, в которых живет данная группа людей. Этот вид среды имеет свойство самоподдержания и саморегуляции. Человек ощущает энергетическое состояние среды, т. е.

наличие определенных климатических условий, электромагнитных полей, атмосферные условия, водную компоненту среды, ландшафт, облик и состав био­логического окружения.

Кроме того, он находится под властью биологических ритмов, так или иначе связанных не только с общебиосферными, но и с космическими циклами;

• агротехническая среда: сельскохозяйственные угодья, культурные ландшафты, зеленые насаждения, построй это полуискусственные агроэкосистемы. В городах и на производстве люди окружены полностью искусственной средой. Внутреннее пространство жилищ и производственных помещений, транспорт и прочее полностью созданы человеком и не могут без него существовать;

• социальная среда, в которой живет человек, его культурно-психологическое окружение, социум и та часть информационной среды, которая по своему происхождению связана с культурой, а не с природой.

Социальная среда вырастает из биологической среды (сообщество, этнос, семья и т. п.), но не может быть сведена к ней. Таким образом, социальная среда жизни человека — это следующий уровень организации живой материи. С позиций самого человека качество жизни и качество среды определяются его базовыми потребностями.

Однако с позиций природы качество жизни человечества, включая возможность его выживания, помимо прочего определяется возможностями природы (т. е.

биосферы), в том числе саморегуляции под воздействием антропогенных факторов, к которым относятся перенаселение (демографический взрыв), антропогенное загрязнение биосферы, а также исчерпание ее ресурсов.

Источник: https://studopedia.net/4_44283_biosotsialnaya-priroda-cheloveka.html

Человек как биосоциальный вид

Человек как биосоциальный вид

Общие экологические закономерности определяют взаимоотношения с окружающим миром всех живых существ на Земле, в том числе и человека.

Человек — один из 3 млн известных сейчас биологических видов на Земле. Определено его место в системе животного царства: класс млекопитающих, отряд приматов, семейство гоминид, род человек, в котором до нашего времени дожил только один вид — Человек разумный (Homo sapiens).

С экологических позиций человечество представляет собой общемировую популяцию биологического вида, составную часть экосистемы Земли.

Но очевидно, что вид этот особый, существенно отличный от всех других обитателей планеты. А потому возникают непростые экологические вопросы.

Подчиняется ли человечество законам фундаментальной экологии? Если да, то полностью или частично? Если частично, то насколько?

Вторая часть учебника целиком посвящена особенностям проявления общих экологических закономерностей во взаимоотношениях с окружающим миром только одного вида — человека. Современные экологические проблемы, стоящие перед человечеством, требуют безотлагательного рассмотрения и решения.

Только на основе глубокого и всестороннего понимания взаимосвязей человечества и природы возможно разумное, оптимальное их регулирование.

А это необходимо для того, чтобы не допустить кризиса и саморазрушения, обеспечить устойчивое развитие природы и общества, сохранить целостность общеземной экосистемы и гарантировать существование человечества в будущем.

Биологическая природа человека проявляется в присущем всему живому стремлении сохранить свою жизнь и продолжить ее во времени и пространстве через размножение, обеспечить максимум безопасности и комфорта. Эти естественные устремления достигаются через постоянные взаимодействия человечества со средой обитания.

Все люди потребляют пищу и выделяют продукты физиологического обмена, защищаются от врагов и избегают других опасностей, участвуют в конкуренции за жизненные ресурсы и содействуют полезным для себя видам. Иными словами, человечеству свойствен весь спектр экологических связей.

В этом заключается основное экологическое сходство человечества с популяциями всех других биологических видов.

В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена.

При этом речь не идет о том, что жизнедеятельность человека имеет и биологические детерминанты, определяющие зависимость человека от набора генов, баланса вырабатываемых гормонов, обмена веществ и бесконечного множества других факторов.

Существование этих, факторов признают все. Речь идет о том, существуют ли биологически запрограммированные протосоциальные схемы поведения человека.

Несмотря на всю значительность социальной сущности человека, ее нельзя отрывать или противопоставлять природному, биологическому началу. Человек — сложное природное образование, живой организм, обладающий биологическими потребностями, функциями, высшими интеллектуальными и другими формами психики.

Он находится в сложных биологических отношениях к другим людям, как биологическим существам, к животному и растительному мирам и неорганической природе. Биологическая природа человека составляет необходимый уровень человеческой сущности.

Чтобы быть существом социальным, человек должен быть прежде живым существом, обладающим наиболее сложной среди живых существ биологией. Сегодня, в эпоху НТР, биологические основы человеческого существа подвергаются мощному деформирующему воздействию. Нервно-психологические стрессы, загрязнение окружающей среды и т.д.

сделали одной из глобальных проблем сохранение человека как биологического вида. Это заставляет во многом переосмысливать проблему соотношения биологического и социального в человеке.

Как биологический вид человек чрезвычайно пластичен. В отличие от животных других видов биологическая организация человека позволяет ему адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий.

Однако и его возможности не безграничны — сейчас мы близки к порогам, за пределами которых биологическая организация человеческого существа претерпевает необратимые, разрушающие ее изменения.

Никогда ранее среда обитания человека не была так насыщена ионизирующими излучениями и загрязнена химическими веществами, вредными для самого его существования и крайне опасными для его будущего, поскольку активизировался мутационный процесс, возросло его отрицательное воздействие на наследственность человека.

Особую сложность нынешней ситуации придает то, что пагубное воздействие многих факторов (например, радиации) непосредственно не ощущается людьми и скажется лишь в будущем. Все это делает пренебрежительное отношение к биологии человека недопустимым. Тем более что биологическая организация человеческого существа есть нечто самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать насилия над ней.

Читайте также:  Магазин разливного пива как бизнес: плюсы и минусы

С другой стороны следует подчеркнуть, что успехи современной науки в исследовании биологии, генетики и психики человека открывают перед ним возможности, позволяющие лучше адаптироваться к новым факторам природной и искусственной среды и даже, в известной мере, преобразовывать свою биологическую природу применительно к новым задачам в сфере познания и практики. Это в свою очередь, ставит ряд вопросов: изменится ли при этом внешний облик человека и в какую сторону? Не возникнут ли какие-то новые формы человеческого существования, соединенного с кибернетическими устройствами? Hе вступает ли человечество в новую стадию своей эволюции при непосредственном участии генной инженерии и биокибернетики? и др. Эти вопросы, касающиеся биологии, генетики и психики человека будущего, активно дискутируются в современной науке.

  • Итак, человек — одновременно и природное, и общественное существо
  • 2. Биосоциальная природа человека и экология

Плюсы и минусы биосоциальной природы человека

Рис. 4. Уникальность человека как биосоциального вида (Хабарова Е.И., Панова С.А., 2001)

Источник: https://mirznanii.com/a/214358/chelovek-kak-biosotsialnyy-vid

Биосоциальная природа человека

Вопрос о происхождении
человека – это начало всех суждений о
его природе. В решении этого вопроса
можно выделить несколько основных
подходов. Креационизм
рассматривает человека как творение
Бога. В этом своем качестве он выступает
как несовершенное отображение
всесовершенной божественной личности.

Уфологический
подход
атстаивает идею неземного, космического
происхождения человека и основывается
на трудностях и догадках, с которыми
сталкивается наука в решении проблемы
антропосоциогенеза.

Натурально-эволюционный
подход трактует происхождение человека
как объективно-закономерный результат
природной и социальной эволюции.

Схематически
научные представления об антропосоциогенезе
можно представить следующим образом.
Примерно 3,5 – 5,5 млн.

лет назад
природно-климатические изменения на
Земле (геомагнитные инверсии, изменение
температурного режима планеты, изменение
флоры и фауны) привели к формированию
гоминид с атропоморфными признаками
(прямохождение, специфическое строение
рук и сложная организация мозга). Вместе
они и составляют природно-биологические
предпосылки формирования человека.

Эти
факторы дополнялись зарождающимися
социальными факторами: эволюцией и и
регулированием семейно-брачных отношений,
табу, членораздельной речью, что вело
к развитию трудовой деятельности,
формирования социальных программ
поведения и возникновению культуры.
Процесс этот выглядит так: 3,5 – 5,5 млн.
лет – гоминиды, австралопитековые; 0,5
млн.

лет – архантропы (питекантропы и
синантропы); 50 -40 тысяч лет назад появились
неандертальцы; 45 – 15 тысяч лет –
краманьонцы как родоначальники
современного типа человека. Было принято
считать, что на этом биологическая
эволюция человека завершилась и началась
его социальная эволюция.

Одна из основных
проблем природы человека – это проблема
души и тела, их взаимоотношений. Бытие
отдельного человека есть непосредственно
данным единством духа и тела. С этой
точки зрения человек представляет собой
комплексную материально-духовную,
объективно-субъективну реальность.

При
этом духовное и субъективное значат не
меньше, чем материальное и объективное.
Философские поиски человека – это,
прежде всего, поиски связи между телои
и духом, телом и мыслью, переживанием,
волей – тем, что традиционная философия
и теология называли душой, а современная
наука определяет как психику.

Проблема
души и тела – это известная
психо-физиологическая проблема, которая
на разных этапах истории человечества
решалась анимистическими, религиозными,
философскими средствами. Во второй
половине ХІХ
в. эта проблема выделилась из философии
и стала основанием особой науки –
психологии.

В философии же она проявлялась
как проблма идеального, как вопрос о
взаимосвязи биологического и социального
в человеке.

Человека можно
рассматривать как биологическое
существо. В этом своем качестве он
является организмом, частью природы.
Человека можно рассматривать и как
социальное образование, тогда он
предстает как личность. В реальной жизни
реального человека отделить одно от
другого невозможно.

Биологическое в
человеке – это совокупность телесных
свойств, развившихся от животных предков
и изменявшихся под воздействием
социальных факторов.Биологические
качества являются необходимой предпосылкой
и условием существования человека и
составляют природные основания для
формирования личности.

Они, таким
образом, выступают основой социальной
жизни человека.

Социальное – это
все то, что человек приобретает в процессе
антропосоциогенеза, что возникает в
онтогенезе в результате отношений
человека с другими людьми. С этой точки
зрения человек – это социально
детерминированная и социально
интегрированная система, биологические
особенности которой контролируются
социальными качестваами.

Наиболее
отчетливым проявлением социальности
человека выступает его интенциональность,
связанная с желаниями, склонностями,
интересами, идеалами, нормами, оценками,
убеждениями, мировоззрением.

Поведение
человека детерминировано не природными
законами, а специфически человеческими
мотивами и оценками и осуществляется
на основе цели как ценностно ориентированной
интенциональности.

Человек, таким
образом, – это биосоциальное существо,
существование которого обусловлено
двумя программами: биологической и
социокультурной.

Источник: https://studfile.net/preview/3978648/page:28/

Почему человек является биосоциальным существом? Ответы репетиторов

У человека существуют основные биологические и социальные потребности, без которых он не может существовать. Например, к биологическим потребностям относят потребность в пище, воздухе, сне и т. д. К социальным потребностям относят необходимость в общении, в самореализации и т.д. Кроме того существуют культурные потребности, которые также являются необходимыми для человека.

156

Я бы сказала, что человек-это биопсихосоциальное существо т.к. «био»- это отношение к жизни; «психо»-это душа человека, его внутренний мир; «социо»-это связь с обществом. Т.о.

человек — единственное существо на планете, в котором соединились природа и дух, он — биосоциальное существо.

Человек — рождается с набором биологических черт, человеком же разумным он становится под воздействием общества.

36

У человека есть потребности.Первичные потребности ему дала природа.(поэтому человек- био существо) Вторичные потребности у него развивает общество- социальные.

19

Чтобы ответить на данный вопрос необходимо разобрать сам термин «биосоциальное», что это значит. Био — биологические качества человека , такие как: прямохождение, совершенствование мозга, формирование трудовых навыков. А социальное это то, что приобретается человеком в процессе жизни в обществе. Например: речь, мышление, навыки общение, сознание.

18

Потому что мы высшие млекопитающие. А также не можем существовать без социума, т.е. без общества.

11

Потому что он существо социальное (общественное) и в то же время животное, но высшего порядка

9

Человек соединяет в себе два эти начала — природа и социум, человек наделен комплексом биологических качеств, в то же время он не может без социума, общества. Как сказал Аристотель: «Человек животное политическое», т.е. социальное.

8

В нем сочетаются качества как биологического, так и социального существа. Биологическое:дышит, питается… Социальное: общение

8

Так как человек двойственен по своей природе, так как у человека есть черты животного ( физическое тело, инстинкты и т.д), но при этом человек обладает и социальными качествами, так как живет в обществе других людей, поэтому ему необходимо развивать такие качества как умение общаться, взаимодействовать с другими людьми.

8

Био-связь с природой,социум-связь с обществом.Человек не может ни без того ни без другого,поэтому биосоциален)!

6

Человек рождается как биологическое существо, а полноправным членом общества он становятся лишь при социализации в обществе. Поэтому человек является биосоциальным существом.

5

Так как человек является частью природы (высшим млекопитающим) и вместе с тем неразрывно связан с обществом с самого своего рождения.

3

Понятие подразумевает систему поведения, которая является симбиозом биологических и социальных факторов.

3

Источник: https://onlinerepetitor.net/article/pochemu-chelovek-yavlyaetsya-biosotsialnym-sushchestvom

Биосоциальная природа человека

В отличие от остальных живых существ, целиком относящихся к природе, человек живет в двух мирах: природном и социальном. Проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке имеет многовековую историю обсуждения.

Ученые, философы, общественные деятели, политики высказывали мнения, представляющие широкий спектр, заключенный между двумя полярными концепциями человека. Концепции, в которых абсолютизируется роль естественных, биологических начал в человеке, .называют биологизаторскими или натуралистическими.

Концепции, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение, называют социологизаторскими.

На рубеже XIX—XX вв. получило широкое распространение такое биологизаторское направление, как социал-дарвинизм, представители которого (Л. Гумплович и др.) механически переносили на общественную жизнь и общественное развитие учение Ч. Дарвина об эволюции и естественном отборе.

К биологизаторским концепциям относится расизм, который исходит из того, что в главном существенном природа человека определяется его расовой принадлежностью. Всем известны те неисчислимые беды, которые принесла всему человечеству теория германского нацизма о якобы превосходстве над всеми остальными мнимой арийской расы. В последней четверти XX в.

возникла социобиология, основоположником которой считается Э. Уилсон. Социобиологи, являющиеся в основном исследователями поведения Животных, открыли много нового в этой области, но пытаются сделать на основе своих открытий слишком общие выводы. Э.

Уилсон стремится установить общие черты в поведении всех высокоразвитых живых существ, включая человека, вывести общие его закономерности, доказать, что всем живым существам присуща социальность, рассматривая, например, как однопорядковые явления социальность муравьев и человеческое общество.

В русле социальной философии марксизма некоторые последователи Маркса абсолютизировали его тезис о том, что сущность человека — совокупность всех общественных отношений.

Человек в их трактовке все больше отрывался от своей природной основы, превращался в некий, символ, функцию социума.

Подобное, социологизаторское понимание человека оказывало негативное воздействие на общественную практику.

Биологическое и социальное в человеке слиты воедино. Как биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающимся. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии; Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами.

Уступая животным в развитии отдельных органов, во многих природных качествах, человек превосходит их по своим потенциальным возможностям. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.

Биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено, что проявляется, например, в изменениях уровня рождаемости, детской смертности и др.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу каких-либо причин оторванный с рождения от общества, остается животным.

Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и его субъект, своей деятельностью изменяющий окружающую среду.

Социальная сущность человека проявляется через такие свойства как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Источник: https://studbooks.net/1320468/meditsina/biosotsialnaya_priroda_cheloveka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector