Плюсы и минусы использования электронных учебников

Факт: до начала следующего учебного года все школьные учебники должны иметь электронную версию. Пока электронные «талмуды» не заменяют бумажные, а лишь дублируют их. Но вряд ли у родителей будет выбор — по каким учебникам будет заниматься их ребёнок — бумажным или электронным. Обычно это решает администрация школы, исходя из каких-то своих целей.

Плюсы и минусы использования электронных учебников

Электронные версии уже утверждённых учебников, со слов замминистра образования и науки Натальи Третьяк, не будут точными их копиями.

Они будут содержать текст исходного, бумажного, варианта (допускается его оптимизация, то есть — сокращение), иллюстрации же дополняются интерактивными врезками.

Так же будет возможность быстрого перехода к материалу, который нужно повторить для лучшего усвоения новой темы.

Электронный учебник — обязаловка?

Сейчас речь не идёт о полном замещении цифровыми учебниками реальных, однако школы могут выбирать — каким видом им пользоваться. Не секрет, что бумажная книга читается дольше и материал лучше анализируется и запоминается.

Зато информация в электронном виде воспринимается быстрее и подкрепляется мультимедийным компонентом, что должно вызвать интерес среди детей, падких на всякого рода электронику. Министерство образования не будет привязывать электронные учебники к определённым цифровым носителям.

Задача ставится так, чтобы содержимое корректно читалось на всех видах электронных устройств, и уж точно — на самых распространённых.

Сколько стоит электронный учебник?

Олег Новиков, генеральный директор ведущего издательства «ЭКСМО» утверждает, что только на создание компьютерной версии учебника нужно порядка трёх миллионов рублей.

Распространяться же они среди учеников и педагогов будут бесплатно (за счёт государства). Планшеты для электронных учебников бесплатно будут предоставлены только учителям.

Родители же получат бесплатно лишь сами электронные учебники, а «читалку» должны будут приобрести сами.

Зачем нужны электронные учебники?

Электронные учебники — необходимая мера, позволяющая школам быть в тренде времени. Интерактивные доски, проекторы и лазерные указки — это всё уже есть практически в каждом классе и активно используется, повышая интерес учеников к учёбе.

Электронные учебники — ещё один шаг в этом направлении. Конечно, не все учителя обучены компьютерной грамоте.

Особенно много учителе старого поколения, которые пессимистично относятся к новым технологиям, предпочитая бумажные учебники, однако время идёт и всё меняется.

Плюсы и минусы электронных учебников

Давайте подсчитаем плюсы и минусы электронных учебников и их внедрения в школы.

Плюсы электронных учебников:

  1. современные — детям приятно держать в руках модный гаджет;
  2. лёгкие — не нужно таскать килограммы бумажных учебников в портфеле, не будет портится осанка и не потребуется помощь взрослых для доставки портфеля в школу и обратно;
  3. лёгкая подача материала — возможно в перспективе в виде игры, квеста, тестирования и прочего;
  4. в одном электронном носителе — все учебники.

Минусы электронных учебников:

  1. забыл электронный носитель — забыл все учебники;
  2. электронный носитель требует бережного отношения, его легко разбить и поломать;
  3. электронный носитель требует подзарядки, может «глючить» и выходить из строя;
  4. вопрос о влиянии электронных носителей (частого и длительного их использования) на зрение детей остаётся открытым.

Таким образом, плюсов у электронных учебников не больше, чем минусов. А платить за эти минусы придётся родителям из своего кармана. Именно они будут приобретать новые электронные носители взамен испорченных и водить ребёнка к окулисту.

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/jelektronnye-uchebniki-dobro-ili-zlo.html

Преимущества и недостатки электронных учебников и их место в современном образовании

Конференция завершена Эта статья набрала 0 голосов У данной статьи нет дипломов Плюсы и минусы использования электронных учебников

  • ПРЕИМУЩЕСТВА  И  НЕДОСТАТКИ  ЭЛЕКТРОННЫХ  УЧЕБНИКОВ  И  ИХ  МЕСТО  В  СОВРЕМЕННОМ  ОБРАЗОВАНИИ
  • Баркова  Екатерина  Евгеньевна
  • магистр  2  курса,  кафедра  Управление  инновациями  ФГБОУ  ВПО  УГАТУ
  • РФ,  г.  Уфа
  • Е-mail:  k_barkova@mail.ru
  • Фандрова  Людмила  Петровна

научный  руководитель,  канд.  техн.  наук,  доцент  ФГБОУ  ВПО  УГАТУ

РФ,  г.  Уфа

В  современном  мире  традиционные  методы  обучения  постепенно  сдают  свои  главенствующие  позиции,  уступая  место  более  продвинутым  методам,  способным  не  только  облегчить  восприятия  материала  студентами,  но  и  ускорить  передачу  знаний.

  В  свою  очередь  информационные  и  телекоммуникационные  технологии  все  быстрее  и  быстрее  распространяются  в  различные  сферы  деятельности  людей,  в  том  числе  и  образовательной  [4,  c.  855].

  Распространению  информационных  технологий  в  образовательной  сфере  способствуют  такие  внешние  и  внутренние  факторы,  как:

  • глобальная  информатизация  общества;
  • потребность  в  соответствующей  подготовке  специалистов;
  • увеличение  компьютерной  и  мультимедийной  техники  в  высших  учебных  заведениях;
  • государственных  программы  информатизации  образования.

Особую  роль  в  образовательном  процессе  играют  электронные  издания  [5,  c.  311].  В  настоящий  момент  они  относятся  к  наиболее  динамически  развивающемуся  классу  учебной  продукции.  Их  количество  увеличивается  быстрыми  темпами,  а  качество  непрерывно  улучшается.

  Электронные  учебники  или  электронные  образовательные  ресурсы  –  это  электронные  издания,  содержащие  в  себе  упорядоченный  свод  знаний  по  соответствующей  дисциплине,  которые  способны  обеспечить  овладение  студентами  умениями  и  навыками  в  этой  области  [2].

  Стоит  отметить,  что  электронный  учебник  –  это  не  книга  в  формате  PDF  или  HTML,  чьи  возможности  ограничиваются  способностью  перехода  из  оглавления  по  ссылке  на  нужную  главу.

  Электронный  учебник  обладает  высоким  уровнем  художественного  оформления,  полнотой  информации,  качеством  методического  инструментария,  качеством  технического  исполнения,  наглядностью,  логичностью  и  последовательностью  изложения.

  Электронный  учебник  –  это  не  просто  учебник,  а  самоучитель,  способный  заменить  преподавателя-предметника  [6].  Он  является  незаменимым  помощником  для  студентов,  у  которых  нет  возможности  присутствовать  на  обычных  аудиторных  занятиях,  то  есть  обучающихся  дистанционно,  а  так  же  для  студентов  заочников  [1,  с.  13].

В  отличие  от  классического  варианта  бумажного  учебника,  в  электронном  пособии  материал  изложен  не  линейно,  а  иерархически  структурирован.  Верхний  уровень  представляет  собой  основные  понятия  и  концепции  изучаемой  дисциплины.

  Более  низкий  уровень  детализируют  и  конкретизируют  основные  определения.  Многоуровневость  и  модульность  дают  возможность  учащемуся  освоить  дисциплину  с  различной  степенью  глубины.

  Различия  электронного  пособия  и  печатного  учебника  представлены  в  таблице  1.

Таблица  1. 

Различия  между  электронными  учебниками  и  печатными  учебниками

Сравнительные  характеристики Электронный  учебник Печатное  издание
Уровень  сложности Рассчитан  на  один  уровень  сложности Может  содержать  несколько  уровней  сложности
Уровень  наглядности Ниже,  из-за  ограниченных  возможностей  представления  информации  (картинки  и  графики) Выше,  благодаря  возможности  использования  аудио-  и  видеофайлов,  гиперссылок.  Можно  увидеть  физический  или  химический  эксперимент  в  динамике
Уровень  проверки  знаний Небольшое  разнообразие  заданий  для  самопроверки.  Невозможность  узнать  результат  самопроверки Огромное  разнообразие  проверочных  заданий,  возможность  не  только  сразу  узнать  результаты  самопроверки,  но  и  получить  комментарии  и  разъяснения  при  неправильном  ответе
Дополнительная  помощь Отсутствует При  самостоятельной  работе  «возникают»  подсказки,  помогающие  правильно  выполнить  задание
Словарь Для  того  чтобы  найти  интересующее  определение,  нужно  перелистать  весь  учебник Благодаря  гиперссылкам  можно  сразу  же  найти  нужное  понятие  за  доли  секунд
Изменение В  уже  изданный  учебник  нельзя  добавить  что-то  новое.  Его  необходимо  переиздать,  чтобы  дополнить Возможность  корректировки,  дополнения  и  исправления  информации  в  любое  время

Достоинствами  электронного  учебника  являются:

  • Способность  адаптироваться  под  индивидуальные  запросы  учащегося,  то  есть  возможность  использовать  текстовую  и  гипертекстовую  структуры.  Более  того,  при  необходимости  можно  использовать  фреймовую  структуру  –  увидеть  одной  странице  объединенную  информацию  с  нескольких  страниц  (содержание,  список  определений  и  рисунки).
  • Использование  дополнительных  возможностей.  Обычно,  электронные  учебники  включают  в  себя  несколько  частей:  текстовую  (аудио)  часть,  графическую  часть  (рисунки,  схемы,  чертежи,  таблицы),  анимацию,  видео-  и  аудиозаписи,  и  строятся  по  модульному  признаку.  Использование  компьютерной  анимации  дает  возможность  визуализировать  сложные  графики,  схемы  и  явления  макро-  и  микромира,  что  при  использовании  обычных  учебников  просто  невозможно  [3,  с.  127].  Именно  благодаря  этому  учебный  процесс  становится  для  учащихся  наиболее  увлекательным  и  запоминающимся,  что  в  конечном  итоге  благотворно  влияет  на  усвоение  материала  студентами.
  • Простой  и  удобный  поисковый  механизм,  как  в  самом  электронном  учебнике,  так  и  за  его  пределами.  С  помощью  гиперссылок  можно  перемещаться  не  только  по  тексту  (картинкам  и  графикам)  учебника,  но  и  перейти  на  сайт  в  интернете  с  необходимой  информацией.  Более  того  сетевые  структуры  предоставляют  учащемуся  возможность  контактировать  с  другими  студентами,  оставаясь  на  своем  рабочем  месте.
  • Простота  и  объективность  контроля  знаний.  Тестовые  задания  позволяют  достаточно  быстро  и  непредвзято  оценить  знания  студентов.  Более  того,  благодаря  рандомной  компоновке  вопросов,  варианты  тестов  индивидуальны  и  не  повторяются.  Так  же  студент  может  выбрать  уровень  сложности  тестов,  ориентируясь  на  свои  здания.
  • Расширенное  восприятие  информации.  Всем  известно,  что  огромную  роль  в  восприятии  информации  является  зрение,  на  него  приходится  порядка  90  %  усваиваемой  и  получаемой  нами  информации.  Звуковой  способ  восприятия  составляет  порядка  9  %,  на  остальные  органы  чувств  приходится  всего  1  %.  Исходя  из  этого,  можно  сделать  вывод,  что  электронный  учебник  является  наиболее  ясным,  понятным  способом  получения  знаний.

Недостатками  электронных  учебников  являются:

  • Необходимость  использования  специального  оборудования  и  программ  для  работы  с  электронными  пособиями.  Не  смотря  на  повсеместное  использование  компьютеров  и  прочих  гаджетов,  к  сожалению,  не  всех  есть  возможность  их  приобрести;
  • Для  нашей  страны  дистанционное  обучение  является  непривычной  и  нетрадиционной  формой,  поэтому  электронные  учебники,  как  новые  средства  обучения,  многие  воспринимают  с  недоверием,  считая,  что  они  не  способны  заменить  обычных  занятий.

Из  всего  вышесказанного  можно  сделать  вывод,  что  электронные  учебники  обладают  практической  ценностью.

  Они  способны  не  только  предоставлять  информацию  разнообразными  способами,  но  так  же  дают  больше  возможностей  для  самостоятельной  работы.

  Поэтому  грамотно  созданный  электронный  учебник  может  стать  ключевым  звеном  в  технологиях  информационного  обучения,  повышая  конкурентоспособность  специалистов  XXI  века.

Список  литературы:

  1. Андреев  А.А.  Дидактические  основы  дистанционного  обучения  в  высших  учебных  заведениях:  Автореф.  дис.  доект.  техн.  наук.  –  МЭСИ,  1999.  –  25  с.
  2. Григорьев  С.Г.,  Краснова  Г.А.,  Роберт  И.В.  и  др.  Технология  создания  электронных  средств  обучения  //  Учебно-методическое  управление  ВГУ.  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://uu.vlsu.ru/files/Tekhnologija_sozdanija_EHSO.pdf  (дата  обращения  23.11.2015).
  3. Михалищева  М.А.  Использование  электронных  учебных  пособий  в  учреждениях  профессионального  образования  /  М.А.  Михалищева,  С.В.  Турукина  //  Проблемы  и  перспективы  развития  образования:  материалы  IV  междунар.  науч.  конф.  (г.  Пермь,  июль  2013  г.).  –  Пермь:  Меркурий,  2013.  –  С.  127–129. 
  4. Титова  Е.И.  О  создание  электронного  учебника  [Текст]  /  Е.И.  Титова,  А.В.  Чапрасова  //  Молодой  ученый.  –  2015.  –  №  3.  –  С.  855–856.
  5. Хожиев  А.Х.  Особенности,  преимущества  и  эффективность  электронных  учебников  по  специальным  дисциплинам,  применяемых  в  профессиональных  колледжах  /  А.Х.  Хожиев  //  Молодой  ученый.  –  2012.  –  №  2.  –  С.  311–313.
  6. Явич  М.П.  Электронный  учебник,  его  преимущества  и  недостатки  //  Современные  научные  исследования  и  инновации.  2012.  №  10  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://web.snauka.ru/issues/2012/10/16884  (дата  обращения  20.11.  2015).

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxxvii/43753

Плюсы и минусы использования электронных учебников в школах

Плюсы и минусы использования электронных учебников14 апреля в рамках деловой программы Московского международного салона образования перед его участниками и гостями выступил руководитель Центра по цифровым продуктам издательства «Просвещение» Николай Елисеев. Он рассказал об электронных учебниках как части современной образовательной среды и об опыте издательства по их созданию и внедрению в образовательный процесс.

Читайте также:  Жизнь в Новосибирске: плюсы и минусы переезда, отзывы жителей

В том, что современные дети готовы работать с материалами на электронных носителях, сомнений нет: докладчик продемонстрировал ролик, в котором годовалый ребенок пытается кликать на страницы бумажного журнала и удивляется, что «ссылки» не работают. Дети, выросшие в цифровой среде, окруженные гаджетами и погруженные в Интернет, воспринимают информацию соответствующим образом. У них другие ожидания от образовательного контента, другие навыки работы в образовательной среде, отметил Николай Елисеев.

Разработкой электронных учебников издательство «Просвещение» активно занимается с 2014 года.

На сегодняшний день эта работа ведется в соответствии с недавно созданной нормативной базой, ее основной документ — приказ Минобрнауки России № 1559 от 8 декабря 2014 года, где изложены требования к современному электронному учебнику.

Например, он должен соответствовать по структуре и оформлению печатному учебнику, содержать педагогически обоснованные мультимедийные материалы, работать на разных электронных устройствах и без подключения к Интернету.

Исходя из пожеланий учителей, «Просвещение» разработало специальную версию электронных учебников для Windows 7 – в ходе внедрения оказалось, что планшетов во многих школах нет, и электронные учебники учителя охотно используют на стационарных компьютерах в кабинетах информатики.

Сейчас издательство создает электронные учебники на платформе «Учебник цифрового века». Идет внедрение учебников в образовательный процесс, продаются лицензии, анализируется опыт учителей, которые их используют.

Например, в московской школе № 1371 специалисты издательства совместно с Московским институтом открытого образования подготовили команду педагогов к работе с электронными учебниками.

Как отметил директор школы Илья Бронштейн, у некоторых учителей трудности были связаны с использованием планшетов — они их первый раз взяли в руки, но у всех возникло желание дальше осваивать новые технологии и применять электронные учебники на практике.

Учителя, в частности, отмечали, что если два ребенка сидят за одной партой, один может использовать бумажную версию учебника, другой — электронную.

Сейчас общий охват российских школ электронными учебниками издательства «Просвещение» — порядка 200 тыс. лицензий (из них 80 тыс. выдано в рамках совместного проекта с издательским домом «Первое сентября» по обеспечению электронными учебниками школ Московской области).

  • Николай Елисеев назвал плюсы и минусы использования электронных учебников в школах.
  • Плюсы использования электронных учебников очевидны — тяжелые книги можно оставить дома, электронные учебники содержат тесты-тренажеры и тесты для итогового контроля — можно сразу же проверять знания, нужный контент всегда под рукой, урок ускоряется, становится интереснее и разнообразнее, ИКТ-компетенции учеников можно развивать на уроках по любым предметам.
  • В числе минусов — для установки общего комплекта учебников необходимо около 3 Гб памяти, в школах не хватает устройств, медленный Интернет, пользователи не всегда умеют работать с устройствами, и дети оказываются здесь более продвинутыми, нежели учителя.

Методические основы работы с электронными учебниками приходится разрабатывать на практике — для этого «Просвещение» реализует проект «Открытый урок» совместно с Департаментом образования г.

Москвы на площадке ТемоЦентра. Учителя проводят реальные уроки с учебниками издательства — сначала в студии, а теперь и в школах.

Все открытые уроки выложены на канале youtube, подчеркнул Николай Елисеев.

Источник: https://www.content-review.com/articles/34993/

Школьные учебники онлайн Удобная онлайн библиотека для школьников

Подробности Опубликовано 30.09.2014 10:34 Просмотров: 1731 Плюсы и минусы использования электронных учебников

         Рассмотрим что же такое электронная версия учебника и электронный учебник. 

         Если это оцифрованная версия обычного учебника, то плюсов в его использовании всего. 

         Во-первых — на одну электронную книгу можно загрузить все учебники школьной программы. Что позволит обращаться к любому учебнику в любое время. Увеличивается скорость доступа к нужному материалу. 

         Во-вторых — снижается вес носимого рюкзака, что способствует нормальному развитию опорно-двигательного аппарата ребенка и снизит риск нарушения осанки и других заболеваний. 

         В остальном же обычные цифровые копии учебников ничего нового в учебный процесс не принесут. Содержание учебников не измениться, как не измениться и способ подачи материала. 

  •          Если же под электронным учебником мы будем понимать учебник сделанный специально для цифровых устройств и включающий в себя интерактивные методы обучения, тогда плюсов у такого учебника заметно прибавиться. 
  •          Добавиться возможность интерактивного общения ученика с учебным материалом, более полное освоение материала. 
  •          Появиться тесная связь между несколькими предметами, что позволит плавно переходить от одного предмета обучения к другому и обратно. 

         Подход при котором создается новый интерактивный учебник в цифровом виде наиболее предпочтителен для процесса обучения. Он действительно поможет оптимизировать процесс обучения, ускорит его. 

         Обратим внимание на минусы электронных учебников. 

         Очевидный минус — нагрузка на глаза ребенка. Современные электронные средства для чтения книг не позволяют показать такую картинку которая не создавала бы нагрузку для глаз, а те которые имеют современные экраны высокой четкости будут стоить как комплект бумажных учебников, да не за один год. А ведь такие устройства подвержены сильным нагрузкам. 

         Недолговечность электронных средств — вторая проблема. Экраны электронных читалок легко могут быть повреждены в рюкзаке ребенка, даже если поместить книгу в защитный чехол она может повредиться от резких ударов. Таким образом цена такого решения очень высока. 

         Непонятна ситуация с финансовой стороны. Получается придется купить устройство для работы с электронными учебниками, а потом и сами учебники для него тоже придется покупать. Ведь авторы учебников хотят получать за свои «труды» деньги.

Источник: http://txtbooks.ru/novosti-informatizatsii/431-plyusy-i-minusy-elektronnykh-versij-uchebnikov.html

Электронные учебники —это добро или зло?

                                     Уважаемые коллеги!!

          Ни  для кого не секрет, что в  образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебного процесса.

Образовательные учреждения оснащены компьютерами, интерактивными досками, выходом в интернет,  что позволяет более эффективно осуществлять учебный процесс.

Эти, вчера еще бывшие нововведением, новинки сейчас  твердо упрочились  практически в каждом кабинете современной школы.

«Электронная форма учебников. Плюсы. Минусы. Перспективы»  – тема моего выступления.

          Давайте разберемся, электронные учебники —это  добро или зло?          Предлагаю Вам принять участие в обсуждении по данной теме.

          Каждый человек воспринимает информацию по своему, исходя из личных физических склонностей, но, несомненно, зрительная информация усваивается лучше, чем информация, воспринятая на слух.

                          Что же такое электронный учебник?

Электронный учебник представляет собой целый комплекс образовательных ресурсов. Он включает в себя текст, адаптированный для работы на компьютере (т.е. разбит на небольшие кусочки, чтобы каждая страничка целиком отображалась на экране), кроме того этот текст имеет гиперссылки (которые поясняют понятия, дополняют текст иллюстрациями, таблицами и т.п.

), глоссарий (словарь), методические рекомендации по работе с текстом и систему проверки, например, тестовые задания (где можно проверить свои знания). Но могут быть и кое-какие дополнения, например, практические задания по предмету и др.Электронное издание отличается от печатного и по своему внутреннему оформлению.

Например, можно взять любую напечатанную книгу и преобразовать ее в электронную, добавив к этому различные звуки, видео, анимации, гиперссылки, что сделает учебное пособие более наглядным и информативным.

При переходе от печатных изданий к электронным есть свои плюсы и минусы, но очевидный плюс перехода) состоит в том, что электронный учебник легкий по весу и достаточно его одного, чтобы заменить большое количество книг и учебного материала, которое раньше было необходимо носить с собой.

На занятиях с электронными учебниками обучающийся может одновременно работать сразу с несколькими изданиями, сравнивать их, дополнять одну информацию другой, выбирать задания для своего уровня знаний.

Электронные учебные издания можно снабдить различными аудио материалами, которые особенно необходимы при изучении иностранных языков, когда человек может слышать иностранную речь, нюансы ее произношения, акцент, тогда уровень подготовки выходит на абсолютно другой уровень.

Также можно воспроизводить и русскую речь, например произведения классиков, театральные постановки, музыкальные произведения.

Большой плюс заключается и в достаточно большой библиотеке литературы, которая может одновременно находиться на одном гаджете, многие книги будут доступны, даже если их нет в наличии в печатном варианте или есть, но находятся на другом конце земного шара.

И если памяти для такого количества книг не достаточно, то всегда можно ее увеличить с помощью карт памяти. Почти в каждом ИМЭУ есть выход в глобальную сеть Интернет, в которой, если не достает нужной информации, всегда можно найти необходимый материал и дополнить им уже имеющийся. Также электронные учебники предлагают различного рода проверку знаний, тесты и контрольные задания могут располагаться по темам, главам или иметь сортировку по уровню сложности, что позволяет каждому обучающемуся выбрать свой уровень или, начиная с самого простого, дойти до самого сложного. При необходимости в работе всегда можно подключиться к компьютеру или принтеру, если появилась необходимость что-либо лучше увидеть или распечатать. Студенты и ученики могут просто перекинуть информацию или пройденный материал на свои мобильные устройства, что нельзя было делать с бумажными изданиями.

        В первые же дни использования электронных устройств может появиться ряд технических недоработок: для открытия нужных текстов требуется очень много времени или его недостаточно, чтобы за одно занятие ознакомиться с разу с несколькими книгами.

В электронном варианте учебника не получиться сделать пометки на полях, или отметить нужные фрагменты. Сложно приходиться работать, когда необходимо использовать сразу два или больше количество страниц.

Многие упражнения для самоконтроля предполагают работу с пройденным материалом, который по расположению находиться выше, чем задание и процесс переключения от упражнения до материала очень не удобен. Устройства, которые были заряжены, могут начать в любой момент перегружаться или вообще разрядиться.

У некоторых электронных учебников нет цветного дисплея, что затрудняет процесс восприятия информации, некорректная работа функции озвучивание текста. К сожалению, не все форматы документов поддерживаются на электронных учебниках, поэтому есть проблема с загрузкой и работой некоторых учебников.

                Электронный учебник — явление обязательное для школы?

Сейчас речь не идёт о полном замещении цифровыми учебниками реальных, однако школы могут выбирать — каким видом им пользоваться. Не секрет, что бумажная книга читается дольше и материал лучше анализируется и запоминается.

Зато информация в электронном виде воспринимается быстрее и подкрепляется мультимедийным компонентом, что должно вызвать интерес среди детей, падких на всякого рода электронику.Министерство образования не будет привязывать электронные учебники к определённым цифровым носителям.

Задача ставится так, чтобы содержимое корректно читалось на всех видах электронных устройств, и уж точно — на самых распространённых.

                         Сколько стоит электронный учебник?

Олег Новиков, генеральный директор ведущего издательства «ЭКСМО» утверждает, что только на создание компьютерной версии учебника нужно порядка трёх миллионов рублей.

Распространяться же они среди учеников и педагогов будут бесплатно (за счёт государства). Планшеты для электронных учебников бесплатно будут предоставлены только учителям.

Читайте также:  Пирсинг языка: плюсы и минусы, стоит ли делать

Родители же получат бесплатно лишь сами электронные учебники, а «читалку» должны будут приобрести сами.

                           Зачем нужны электронные учебники?

Электронные учебники — необходимая мера, позволяющая школам быть в тренде времени. Интерактивные доски, проекторы и лазерные указки — это всё уже есть практически в каждом классе и активно используется, повышая интерес учеников к учёбе.

Электронные учебники — ещё один шаг в этом направлении. Конечно, не все учителя обучены компьютерной грамоте.

Особенно много учителей старого поколения, которые пессимистично относятся к новым технологиям, предпочитая бумажные учебники, однако время идёт и всё меняется

  •                       Плюсы и минусы электронных учебников
  • Давайте подсчитаем плюсы и минусы электронных учебников и их внедрения в школы.
  • Плюсы электронных учебников:
  1. современные — детям приятно держать в руках модный гаджет;
  2. лёгкие — не нужно таскать килограммы бумажных учебников в портфеле, не будет портится осанка и не потребуется помощь взрослых для доставки портфеля в школу и обратно;
  3. лёгкая подача материала — возможно в перспективе в виде игры, квеста, тестирования и прочего;  . Появится тесная связь между несколькими предметами, что позволит плавно переходить от одного предмета обучения к другому и обратно. 
  4. в одном электронном носителе — все учебники.  
  5.  Минусы электронных учебников:
  1. забыл электронный носитель — забыл все учебники;
  2. электронный носитель требует бережного отношения, его легко разбить и поломать;
  3. электронный носитель требует подзарядки, может «глючить» и выходить из строя;
  4. вопрос о влиянии электронных носителей (частого и длительного их использования) на зрение детей остаётся открытым.. Современные электронные средства для чтения книг не позволяют показать такую картинку, которая не создавала бы нагрузку для глаз, а те которые имеют современные экраны высокой четкости будут стоить как комплект бумажных учебников, да не за один год. А ведь такие устройства подвержены сильным нагрузкам. 
  5.  Непонятна ситуация с финансовой стороны. Получается придется купить устройство для работы с электронными учебниками, а потом и сами учебники для него тоже придется покупать. Ведь авторы учебников хотят получать за свои «труды» деньги

                            ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ!Главная проблема в неготовности педагогов принять новую форму работы. По словам вице-президента по новым технологиям издательства “Просвещение” Артема Соловейчика, на сегодня не более 30% учителей имеют личную электронную почту. Что это значит? — не менее 80% из них недостаточно понимают современные средства коммуникации.

Как бы там ни было, электронное обучение открывает огромные перспективы, дело лишь за тем, чтобы его реализация оправдала возложенные надежды, не смотря на все сложности, имеющиеся на данный момент….          

     «Электронная форма учебников.

      Плюсы. Минусы. Перспективы»

Учитель: Грищенко И.С.

МОУ СОШ № 4 г. Ртищево

Источник: https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2016/11/06/elektronnye-uchebniki-eto-dobro-ili-zlo

Электронные учебники: плюсы и минусы

С начала будущего года у каждого учебника должен появиться полноценный электронный аналог. Правда, далеко не во всех школах достаточно компьютеров для использования таких технологий, и к работе с новым типом учебников зачастую не готовы не только учителя, но и эксперты.

С 1 января 2015 года издательства должны будут представлять на экспертизу учебники, существующие как в печатном, так и в электронном виде. Все потому, что согласно требованиям закона “Об образовании”, в федеральный перечень не сможет войти ни один учебник, не имеющий электронной версии.

  • Преимуществ у электронных учебников немало:
  • — облегчается ранец школьников, исчезает риск для осанки;
  • — электронные учебники в производстве и обслуживании дешевле бумажных, что позволяет экономить бюджетные средства;

— упрощается обучение детей с ограниченными возможностями развития (дети с дислексией, слабовидящие дети и т.п.);

— процесс обучения становится более интересным за счет интерактивности.

Кроме того, информация в электронном учебнике может быть представлена в самых разных формах — текст, графика, видео. Графики, таблицы могут быть трехмерными и с функцией анимации.

Особую ценность электронный учебник приобретает при изучении иностранных языков, так как одновременно можно включать аудиоряд и вникать в тонкости фонетики.

Более того, учебник может еще и проверять ученика — правильно ли он выполнил задание.

ТРЕБОВАНИЯ

Но готовы ли российские школы к нововведениям? Это обсудили на круглом столе “Создание информационной образовательной среды”, состоявшемся 29 июля.

По словам замдиректора Департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Павла Сергоманова, в рамках модернизации образования за последние 3 года созданы условия для современных форм обучения для 1,8 млн учеников. 64 мрлд рублей было потрачено на приобретение оборудования для школ.

Еще 4 млрд рублей потратили на организацию дистанционного обучения. Полностью сформирована и законодательная база. Учебники школы смогут выбирать сами, главное, чтобы они соответствовали требованиям федеральных образовательных стандартов.

— В учебнике, представленном в общедоступных форматах, необходимо использовать технологии, которые не имеют лицензионных ограничений для конечного пользователя, — пояснил Сергоманов, — а его содержание и структура должны соответствовать печатной версии.

Также “учебник будущего” должен воспроизводиться не менее чем двумя общераспространенными операционными системами и иметь достаточное количество мультимедийных и интерактивных элементов.

Устройства для воспроизведения учебников должны быть безопасны и безвредны для здоровья детей.

— Электронные учебники не должны быть привязаны к определенным брендам, — считает генеральный директор ООО “Орфограф” Рубен Акопов, — потому что это будет создавать преференции той или иной компании и может служить основанием для коррупции. Мировая общественность уже пришла к выводу, что оптимальный формат для учебника — еPub. Он более удобен, чем PDF, легко конвертируется и подходит к различным устройствам.

МАЛО КОМПЬЮТЕРОВ

Насколько востребованы электронные учебники сейчас? По словам заместителя директора ООО “Центр социального прогнозирования и маркетинга” Александра Арефьева, недавний опрос, проведенный среди руководителей 408 учебных заведений, показал, что реже всего используют электронные учебники обычные общеобразовательные школы — в среднем всего три электронных устройства. Гимназии — около семи. В каждой второй школе с углубленным знанием языков — 19 электронных учебников.

Причины, по которым медиа-учебники востребованы реже, чем могли бы, — недостаток компьютерных классов и компьютеров. Статистика показывает, что в школах имеется в среднем по два компьютерных класса. Лишь в 20% школ — три и более. В основном это гимназии и специализированные школы с углубленным изучением математики. Зато в 37% школ всего по одному компьютерному классу.

— В сельских школах учитель иногда вынужден приносить на уроки свой личный компьютер, потому что в школе такового вообще нет, — констатировал Арефьев.

Лишь 11,5% опрошенных директоров школ считают, что электронные устройства воспринимаются учащимися хуже, чем бумажные.

Среди плюсов учебников нового поколения опрошенные отметили наглядность, упрощение контроля знаний, повышение самостоятельности учеников в учебном процессе, разнообразность.

Однако половина респондентов нашла и отрицательные стороны: нагрузку на зрение и психику, потерю традиции работы с книгами, несоответствие учебников государственным стандартам.

СТОИМОСТЬ

По словам директора департамента учебной литературы “Планета знаний” издательства “АСТ” Павла Стеллиферовского, создание электронного учебника — дело недешевое:

— В среднем каждый электронный учебник обходится в 400 тысяч рублей. Большая часть этих денег уходит на оплату услуг программиста. Плюс — авторские отчисления в случае использования аудио- или видеоцитат.

Остальные расходы не столь значительны и сопоставимы с расходами при выпуске бумажных аналогов. Наше издательство занимается созданием электронных учебников уже 10 лет. В основном мы их создаем для учеников начальной школы. Однако покупать эти учебники стали лишь в последние пару лет.

Общество, и даже экспертное сообщество еще не готово к переходу на современные технологии. К примеру, недавно мы хотели провести экспертизу одной методички. И нам сказали, что мы должны эту методичку издать в бумажном варианте, потому что эксперты “не знают, на какие кнопки жать”.

Мы нашли другую организацию для проведения экспертизы. В общем, нужно время, чтобы новая система прижилась.

Немаловажный вопрос — как именно работать с электронными учебниками.

— Южная Корея объявила, что в будущем году полностью переходит на систему обучения по электронным устройствам, — рассказала заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров Светлана Авдеева. — России до этого пока далеко. У нас апробация электронных учебников проводилась лишь в семи регионах страны.

По словам Акопова, единой схемы в работе с учебниками не существует. Где-то дети пользуются ими лишь на школьных компьютерах, где-то учитель демонстрирует учебник через проектор. В отдельных школах родители сами скидывались на приобретение планшетов или “читалок” для своих чад.

А где-то электронные устройства закупал регион, а родители просто брали на себя материальную ответственность. Некоторые родители отказывались от такой ответственности, и тогда их дети использовали только бумажные версии учебника. Хотя опасения родителей в целом были напрасны.

Опыт показал, что дети относились к технике ответственно и, по словам Акопова, “с горок на планшетах не катались”.

— Вопрос обеспечения техническими средствами скоро перестанет быть актуальным, — уверена Авдеева. — Согласно опросам, в городах сейчас у 90% школьников уже есть личные устройства, на которых можно пользоваться электронными учебниками.

А ГОТОВЫ ЛИ УЧИТЕЛЯ?

Главное же препятствие в использовании современных средств обучения большинство экспертов видят в неготовности педагогов.

— В принципе, электронный учебник отличается от обычного лишь мотивирующей составляющей, — считает вице-президент по новым технологиям издательства “Просвещение” Артем Соловейчик.

— Так ли это интересно учителю? Согласно официальным данным, в 2011 году современные средства обучения использовали в работе 38% учителей. И, согласно планам Министерства образования, в 2014 году доля таких учителей должна составить уже 85%. Но эти отчеты не отражают действительности.

На сегодня только 20 — 30% учителей имеют личную электронную почту. Что это значит? Что 80% мало что понимают в современных средствах коммуникации и обучения.

— Скорее всего, нам еще долго придется учить самого учителя, доказывать, как ему станет удобно после того, как он освоит современные технологии, — заключила главный редактор издательского центра “Вентана-Граф” Надежда Иванова.

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/articles_4246.html

Задачи из планшета: плюсы и минусы электронных учебников

В Казани прошла II Международная конференция «Электронная школа – 2013».

Игры для разума

Удивительное дело, еще 20 лет назад на уроке нельзя было пользоваться калькулятором и мобильным телефоном. Когда дети приносили в школу первые смартфоны и планшеты, педагоги хватались за голову: они отвлекают от уроков. Кто бы мог подумать, что совсем скоро все эти гаджеты обоснуются в школах на законных основаниях.

Читайте также:  Стоит ли делать лазерную эпиляцию зоны бикини

Смогут ли сосуществовать традиционные формы обучения и новые образовательные технологии – вот главный вопрос, на который пытались ответить участники конференции.

На выставке, развернувшейся в рамках форума, можно было увидеть новейшие образцы электронных учебников, интерактивные доски, цифровые лаборатории, роботы Lego. Один из самых необычных школьных экспонатов – интерактивный стол.

Проще говоря, это огромный планшет с множеством обучающих игр для учеников разных возрастов. Одновременно за таким интерактивным столом могут работать шесть человек. Вместе решая различные задачи, дети учатся работать в команде.

На выставке была представлена и интерактивная доска нового поколения. На экран для примера вывели трехмерное изображение цветка. Картинку можно вращать в любой плоскости, не подходя к доске. Достаточно взять специальный кубик со штрих-кодами на гранях и покрутить его под камерой, закрепленной на парте. Возникает ощущение, что ты действительно вертишь цветок.

Вся эта IT-экзотика постепенно становится привычной для татарстанских школ. За последние три года кабинетов, оснащенных мультимедийным оборудованием, стало 52 процента.

Есть в республике и школы, где некоторые классы в экспериментальном порядке перешли с бумажных учебников на их цифровые аналоги. Минобрнауки и Минсвязи РТ до 2015 года должны разработать проект массового внедрения электронных учебников в школах.

Аналогичная задача стоит перед всеми регионами России, хотя дело непростое.

Дикари с планшетами

Прежде чем запускать электронный учебник в массовое производство, нужно определиться, каким он должен быть. Как ни странно, но эксперты пока не пришли к общему мнению.

Даже определение – что же такое «электронный учебник» – вызывает споры. Одни считают, что это программное обеспечение и неважно, на какой носитель оно установлено. Другие первичным считают сам гаджет.

Но, судя по разработкам крупнейших отечественных издателей, нас ожидает синтез того и другого.

О преимуществах электронных устройств можно говорить много. Они вмещают в себя огромные библиотеки и при этом весят около 500 грамм. Видеоиллюстрации и 3D формат «оживляют» скучные формулировки и делают наглядными абстрактные теоремы. Но самый главный плюс « интерактивность.

– Это будет не учебник, а ресурс, последовательно вовлекающий ребенка в процесс обучения, – поясняет министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов.

По его словам, новая форма подачи информации улучшит ее восприятие. Например, в Африке есть народ, не имеющий своей письменности и разговаривающий на языке, который не понимают даже их ближайшие соседи. Ученые провели эксперимент. Привезли в это племя десять планшетных компьютеров и уехали. Спустя неделю местные дети уже умели выкладывать файлы в социальных сетях.

Одна из причин, мешающая масштабному внедрению электронных учебников, по словам Романа Шайхутдинова, юридическая. Пока до конца не понятно, как защищать авторские права издателей. Ведь, как известно, любое устройство можно взломать.

Ручка под запретом

Между тем, переход на цифровые учебники влечет за собой трансформацию всего учебного процесса, ведь гаджеты способны заменить даже тетради. А в новейшие модели школьных планшетов встроены всевозможные приборы вплоть до счетчика Гейгера и микроскопа.

Кстати, в России уже существуют экспериментальные классы, полностью перешедшие на электронный формат обучения. О них рассказал заместитель директора школы № 29 города Подольска Сергей Царьков. Вот уже четыре года его подопечные не брали в руки обычные учебник, тетради и ручки. Только компьютеры и цифровые лаборатории.

Тех, кто по старой памяти пытается решить что-то на бумаге, строго наказывают. Иначе чистоту эксперимента не соблюсти. Контролирует класс педагог, сидя за своим компьютером. Он видит не только, над чем работают в данный момент его ученики, но и уровень зарядки батареи на их ноутбуках.

Вместо того чтобы вызывать школьника к доске, он выводит на интерактивную доску его «рабочую тетрадь», и задачу решают всем классом.

Все это время за физическим и психологическим состоянием ребят наблюдают специалисты.

– Никаких отклонений не замечено. Зрение не ухудшается, – рассказывает Сергей Царьков. – За четыре года из эксперимента ушел всего один ребенок. У него развилась игромания. Но это один человек из ста!

Между буквой и цифрой

Впрочем, классы, перешедшие на электронный формат обучения, все же исключение из правил. Пока говорить о полной замене традиционных учебников на гаджеты своевременно. По мнению большинства экспертов, они могут мирно сосуществовать.

– Слухи о полном отказе от бумажных носителей сильно преувеличены, – говорит руководитель отдела медиаресурсов издательства «Бином» Александр Елизаров.

Он считает, что идеализировать планшеты не нужно. Сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук (РАМН) провели эксперимент, в котором участвовали ученики 4 класса. Они читали один и тот же текст в книге и на планшете. При чтении с цифрового носителя дети делали гораздо больше ошибок и очень быстро утомлялись.

  • К тому же, по мнению психологов, замена письма ручкой по бумаге на работу с клавиатурой тормозит развитие абстрактно-логического мышления.
  • Что касается цифрового учебника, то, как считает Александр Елизаров, он должен быть максимально похож на обычный:
  • — Электронный учебник должен быть похож на книгу, тогда нам не нужно будет учить школьников им пользоваться и схема восприятия информации не нарушится.
  • Компетентно

Светлана Авдеева, руководитель Центра информационных образовательных технологий, ресурсов и сетей Федерального института развития образования: – Цивилизация развивается, мы никуда не уйдем от электронных учебников. Безусловно, за ними будущее. Но они не должны быть информационно перенасыщенными.

Дети сегодня итак живут в цифровом мире. Не зря Массачусетский университет изобрел прибор, который разрядом электричества возвращает в реальность людей, засидевшихся в социальных сетях. Сами они сделать уже не могут. Прежде чем внедрять электронные учебники, нужно разработать новые ГОСТы и СанПины.

Источник: http://vercont.ru/stati_i_obzory/zadachi_iz_plansheta__plyusy_i_minusy_elektronnykh_uchebnikov.html

Электронные учебники: плюсы и минусы для школьников

В некоторых сибирских школах начали эксперимент с электронными учебниками вместо привычных бумажных книг.

Качество и эффективность общего образования в Томском академлицее решили повышать с помощью современных компьютерных технологий. Это одно из немногих учреждений региона, где заменили печатные учебники на электронные. Первые результаты обнадёжили – при замене книг компьютерами дети в состоянии усвоить материал в большем объёме.

Чтобы перелистнуть десяток страниц, теперь достаточно прикоснуться к изображению. Урок английского в 3-м дзета-классе – инновационный во всех смыслах. Вместо традиционной доски установлена интерактивная, вместо рабочей тетради – планшет. Такие учебники рисунками уже не испортишь, а любая ошибка стирается не ластиком или корректором, а одним движением руки.

Дети от образовательного эксперимента в восторге. Во-первых, потому что интересно – в небольшом планшете десятки книг и сотни заданий. Плюс аудио- и видеосопровождение. Упражнения выполнять удобнее и быстрее. Соответственно, и материал воспринимается лучше. Да и дома теперь не скажут, что компьютер мешает учебе.

Алиса Петренко, ученица 3-го дзета-класса Академического лицея:

– Всё намного красочнее и интереснее, и мне всё-таки больше нравится с компьютером заниматься. Я люблю посидеть в компьютере иногда.

Никита Политков, ученик 3-го дзета-класса Академического лицея:

– Потому что там всё более красочно, всё более понятно.

Правда, не всем электронный учебник пришёлся по душе. Школьники постарше всё же за классику. Говорят, с бумагой удобнее. И на уроке работать, и домашние задания выполнять.

Анастасия Бычкова, ученица 6-го дзета-класса Академического лицея:

– У меня не всегда Интернет под рукой, а обычный учебник у меня всегда лежит на полочке. И я когда угодно могу его взять и прочитать.

Академлицей стал первой в Томске школой, где ввели обучение по электронным учебникам. И образовательные программы, и планшеты здесь закупили самостоятельно – родители ничего не платят. Правда, в отличие от детей учителям понадобилось больше времени,  чтобы освоить мультимедийный ресурс. Зато теперь удобно заниматься с ребёнком и на расстоянии.

Светлана Семёнова, заместитель директора Академического лицея по учебно-воспитательной работе в начальных классах:

– Особенно удобно с дистанционной формой обучения. И когда дети, бывает такое, по семейным обстоятельствам уезжают за границу, например. Работать с электронной версией можно как онлайн, так и оффлайн. И иногда это очень здорово выручает.

А вот портфель школьника от этого легче не стал – в нём по-прежнему стопки тетрадей и бумажных учебников. Поскольку планшет дети не уносят домой, а отдают после урока учителю.

Хранятся гаджеты  в специальных боксах на зарядке. Казалось бы, система нехитрая. Но даже в такой образовательной новинке педагоги видят недостатки. И в первую очередь – дороговизна.

  Приобрести личный электронный учебник – не всем по карману.

Источник: https://vesti22.tv/video/elektronnye-uchebniki-plyusy-i-minusy-dlya-shkolnikov

Электронное обучение плюсы и минусы страница 4

Сегодня очевидно, что электронное обучение — это не временное увлечение, но необходимо уже сегодня заботится о комплексном решении перечисленных проблем, создать межвузовский Центр по оценке качества электронных курсов, по подготовке преподавателей, обратить внимание компаний, работающих на рынке информационных технологий, на проблемы комплексной информатизации вузов.

Библиографическая ссылка

Сатунина А.Е. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. – С. 89-90; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=103 (дата обращения: 10.01.2016).

Электронные учебники — добро или зло?

Электронные учебники — необходимая мера, позволяющая школам быть в тренде времени. Интерактивные доски, проекторы и лазерные указки — это всё уже есть практически в каждом классе и активно используется, повышая интерес учеников к учёбе.

Электронные учебники — ещё один шаг в этом направлении. Конечно, не все учителя обучены компьютерной грамоте.

Особенно много учителе старого поколения, которые пессимистично относятся к новым технологиям, предпочитая бумажные учебники, однако время идёт и всё меняется.

  • Плюсы и минусы электронных учебников
  • Давайте подсчитаем плюсы и минусы электронных учебников и их внедрения в школы.
  • Плюсы электронных учебников:
  • современные — детям приятно держать в руках модный гаджет;
  • лёгкие — не нужно таскать килограммы бумажных учебников в портфеле, не будет портится осанка и не потребуется помощь взрослых для доставки портфеля в школу и обратно;
  • лёгкая подача материала — возможно в перспективе в виде игры, квеста, тестирования и прочего;
  • в одном электронном носителе — все учебники.
  • Минусы электронных учебников:
  • забыл электронный носитель — забыл все учебники;
  • электронный носитель требует бережного отношения, его легко разбить и поломать;
  • электронный носитель требует подзарядки, может «глючить» и выходить из строя;
  • вопрос о влиянии электронных носителей (частого и длительного их использования) на зрение детей остаётся открытым.

Таким образом, плюсов у электронных учебников не больше, чем минусов. А платить за эти минусы придётся родителям из своего кармана. Именно они будут приобретать новые электронные носители взамен испорченных и водить ребёнка к окулисту.

Источник: http://ros-obrazovanie.ru/articles/2014/08/14/jelektronnye-uchebniki-dobro-ili-zlo.html

  1. Проблемы и перспективы внедрения электронного образования в общеобразовательной школе.
  2. Можаев Евгений Евгеньевич,первый проректор
  3. Разделы: Общепедагогические технологии

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/tehnologija-trud/204993-jelektronnoe-obuchenie-pljusy-i-minusy/page-4

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector