Плюсы и минусы политики протекционизма

Под внешнеэкономической политикой государства обычно понимают совокупность мер государства, направленных на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами.

В самом общем виде можно сказать, что главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны, поэтому внешнеэкономическая политика всегда тесно связана с внутренней политикой.

Исторически сложилось два типа внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.

Протекционизм – это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Фритредерство – политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ и направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.

Исторически первой внешнеэкономической политикой был протекционизм. С его проведением связано использование различных мер ограничения мировой торговли (см. таблицу 34).

Таблица 34.

Протекционистские меры.

Плюсы и минусы политики протекционизма

  • Взвешенная оценка политики протекционизма обязывает экономистов определить как положительные, так и отрицательные его стороны (таблица 35).
  • Таблица 35.
  • Плюсы и минусы протекционизма.

Плюсы и минусы политики протекционизма

Автаркия – политика экономического обособления, проводимая страной, регионом. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым самостоятельно. Автаркия сродни натуральному хозяйству.

Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. В разные периоды их соотношение менялось.

Так, в послевоенной экономике в 1950-1960-х гг. преобладали тенденции к либерализации, в 70-х – первой половине 80-х гг. более отчетливо проявилась волна нового протекционизма.

При этом выявился ряд тенденций в торговой политике развитых государств:

  1. – уменьшение значимости традиционных мер протекционистской защиты национального рынка;
  2. – преимущественная направленность сохраняющихся мер традиционного протекционизма против экспорта готовых изделий из развивающихся стран;
  3. – использование механизма гибкой защиты национального рынка с помощью мер косвенного регулирования;
  4. – аграрный протекционизм;
  5. – избирательное использование принципа наибольшего благоприятствования.
  6. Однако общим курсом развития мировой экономики является либерализация мировой торговли.
  7. Важнейшим понятием, отражающим текущее внешнеэкономическое положение страны, является платежный баланс.
  8. Платежный баланс – это систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны (домашними хозяйствами, фирмами и правительства) и остальным миром в течение определенного периода времени (обычно года).
  9. Экономическое назначение платежного баланса состоит в том, чтобы в лаконичной форме отражать состояние международных экономических отношений страны с ее зарубежными партнерами, являясь индикатором для выбора необходимых инструментов экономической политики.
  10. Структура платежного баланса представлена на схеме 76.
  11. Схема 76.
  12. Структура платежного баланса.

Плюсы и минусы политики протекционизма

Все три составные части платежного баланса должны в сумме составлять ноль. Когда говорят о дефицитах и активов платежных балансов, то имеют в виду баланс счетов текущих операций и движений капитала.

Преодолеть несбалансированность платежного баланса можно путем использования официальных резервов иностранной валюты, которые находятся в распоряжении центральных банков государств.

Кроме того существует несколько основных методов государственного воздействия на состояние платежного баланса (см. таблицу 36).

Таблица 36.

Методы государственного регулирования платежного баланса.

Плюсы и минусы политики протекционизма

Источник: http://indbooks.in/mirror1.ru/?p=798591

Плюсы и минусы политики протекционизма

05.11.2017

В современной международной жизни одним из часто применяемых понятий выступает протекционизм. Он позволяет характеризовать политику конкретных государств в международной торговле.

Что такое протекционизм

Так принято называть комплекс экономических, организационных и правовых мер, с помощью который государство препятствует проникновению на внутренний рынок товаров и услуг иностранных производителей.

С другой стороны им стимулируются отечественные производители, экспортирующие конкурентоспособную продукцию. Такие меры обычно носят временный характер и позволяют поднять определяющие экономические показатели страны и ее социальные параметры.

Главное здесь — создание новых рабочих мест и повышение занятости граждан.

В современных условиях протекционизм проявляется в различных формах защиты национальных интересов, в том числе:

  1. В отношении товаров конкретного государства или определенного товара.
  2. Относительно важной для государства отрасли народного хозяйства.
  3. С использованием методов внутригосударственного регулирования, в том числе не таможенными методами.
  4. Посредством объединения разных стран с общими интересами.
  5. Продвижения изделий и услуг производителей из конкретных регионов страны.
  6. С использованием международно-правовых норм в сфере, например, охраны окружающей среды.

Виды, формы и методы протекционизма постоянно совершенствуются для достижения экономического эффекта защитительных мер.

Как он появился

Появление протекционизма относят к XVI-XVII векам. Через сто лет он уже господствовал в ведущих для того времени европейских странах — Австрии, Великобритании, Пруссии и Швеции.

Учение о нем развивали известные немецкие, американские, французские и русские экономисты, ученые и государственные деятели. После окончания в Европе экономической депрессии конца XIX века европейские государства и США стали на путь протекционизма.

Это проявилось в их интенсивном экономическом росте.

Такая политика велась до второй половины минувшего века, когда Америка и страны Западной Европы сумели договориться о координации их внешней торговли. Этому в немалой степени способствовала пользовавшаяся большой популярностью в Великобритании доктрина, предполагавшая развитие свободной международной торговли.

Как он работает

Каждое государство для обеспечения развития своей экономики и ее защиты от иностранных конкурентов вырабатывает соответствующую политику. Она должна помогать продвижению изделий национальных производителей на внешнем и внутреннем рынках. Это приобретает особую важность в международной экономической ситуации после кризиса.

Основными целями такой политики являются:

  1. Системная защита стратегических отраслей экономики страны для минимизации возможного ущерба им в случае войны и других чрезвычайных ситуаций.
  2. Поддержка молодых направлений экономики до конкурентносособного уровня.
  3. Оперативное реагирование на протекционистские меры зарубежных торговых партнеров.

Для этого используются комплексные меры, в первую очередь таможенно — тарифные и нетарифные мероприятия. Их смысл — в стимулировании экспортеров к вывозу своей конкурентоспособной продукции и ограничение ввоза импортных товаров в страну, понижая их возможность конкурировать с местными производителями.

Такие меры, в частности могут представлять собой:

  1. Импортные квоты, торговые эмбарго и ввозные таможенные пошлины.
  2. Сертифицирование и стандартизация ввозимых товаров, использование разных технических барьеров.
  3. Механизмы защиты интеллектуальной собственности.
  4. Сложные процедуры согласований прохождения таможенного контроля, запреты,
  5. субсидии, льготное кредитование, гранты, льготное налогообложение для экспортеров.
  6. Финансовое стимулирование покупателей местных товаров и услуг.

Этот перечень далеко не исчерпывающий, в него входят другие организационные, экономические, финансовые мероприятия.

Там, где государство намерено системно оказывать помощь национальному производителю, предпринимаются меры по антимонопольному, таможенно — тарифному и нетарифному регулированию. Огромную роль здесь играет курс на инновационное развитие, развитие малого и среднего бизнеса, создание условий для привлечения инвестиций.

Достоинства и недостатки

Дискуссии экономистов и политиков относительно плюсов и минусов протекционизма и либерализма в международной торговле происходит в течение не одного века.

Приверженцы протекционизма полагают, что:

  • Периоды бурного развития экономики промышленно развитых стран проходили в условиях протекционизма,
  • Благодаря нему повышается рождаемость и ускоренный естественный прирост населения.
  • Он

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Плюсы и минусы политики протекционизма Ссылка на основную публикацию Плюсы и минусы политики протекционизма Плюсы и минусы политики протекционизма

Источник: https://tradesmarter.ru/analitika/prs_plyusy-i-minusy-politiki-protekcionizma_e0ed6.html

Что такое Протекционизм

08Июл

Протекционизм – это вид экономической политики, который направлен на поддержку и развитие отечественных производителей товаров и услуг, за счет государственной помощи и снижения влияния внешних конкурирующих вызовов.

Что такое ПРОТЕКЦИОНИЗМ — значение, определение простыми словами

Простыми словами, протекционизм – это модель экономики, в которой искусственно все преференции отдаются собственным производителям.

Государство создает для них благоприятную среду за счет снижения конкуренции на рынке, что достигается благодаря закрытию своего рынка для иностранных компаний.

Зачастую в таких моделях, отечественные компании активно финансируются из государственной казны.

Политика протекционизма и государственный протекционизм, в чем суть?

В стране с протекционистской политикой, отечественные производители изолированы от конкуренции с иностранными фирмами благодаря ряду барьеров на ввоз импорта. Они также часто поддерживаться непосредственно правительством с использованием субсидий и дотаций.

Противоположностью протекционизма является свободная торговля, в которой импортные товары могут свободно ввозится в страну.  Благодаря свободной торговле, рынок является здоровой экономической средой, где правила и цены устанавливаются за счет таких многих факторов как: спрос и предложение, качество и сервис.

Именно по этой причине, многие передовые страны предпочитают развиваться именно в условиях открытой торговли, а политику протекционизма считают пережитком прошлого.

Плюсы и минусы политики протекционизма

Цели и мотивы экономического протекционизма

Логика протекционизма заключается в том, что отечественные отрасли промышленности могут пострадать, когда сталкиваются с иностранным импортом. Зачастую импортные продукты являются гораздо дешевле отечественных за счет многих факторов. Иногда на цену может повлиять: более дешевая рабочая сила, доступность природных ресурсов, техническое превосходство в производстве или другие факторы.

Источник: http://chto-takoe.net/chto-takoe-protekcionizm/

Плюсы и минусы протекционизма

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Плюсы и минусы протекционизма.
Рубрика (тематическая категория) Экономика

Таблица 35.

Плюсы и минусы политики протекционизма

Автаркия – политика экономического обособления, проводимая страной, регионом. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всœем необходимым самостоятельно. Автаркия сродни натуральному хозяйству.

Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. В разные периоды их соотношение менялось.

Так, в послевоенной экономике в 1950-1960-х гᴦ. преобладали тенденции к либерализации, в 70-х – первой половинœе 80-х гᴦ. более отчетливо проявилась волна нового протекционизма.

При этом выявился ряд тенденций в торговой политике развитых государств:

  • – уменьшение значимости традиционных мер протекционистской защиты национального рынка;
  • – преимущественная направленность сохраняющихся мер традиционного протекционизма против экспорта готовых изделий из развивающихся стран;
  • – использование механизма гибкой защиты национального рынка с помощью мер косвенного регулирования;
  • – аграрный протекционизм;
  • – избирательное использование принципа наибольшего благоприятствования.
  • При этом общим курсом развития мировой экономики является либерализация мировой торговли.
  • Важнейшим понятием, отражающим текущее внешнеэкономическое положение страны, является платежный баланс.
  • Платежный баланс — ϶ᴛᴏ систематизированная запись итогов всœех экономических сделок между резидентами данной страны (домашними хозяйствами, фирмами и правительства) и остальным миром в течение определœенного периода времени (обычно года).
  • Экономическое назначение платежного баланса состоит в том, чтобы в лаконичной форме отражать состояние международных экономических отношений страны с ее зарубежными партнерами, являясь индикатором для выбора необходимых инструментов экономической политики.
  • Структура платежного баланса представлена на схеме 76.

Плюсы и минусы протекционизма. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Плюсы и минусы протекционизма.» 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/ekonomika/view/543450_plyusy_i_minusy_protekcionizma

Протекционизм: плюсы и минусы

Muacre

Обычно под протекционизмом понимают запретительные меры для импорта или создание неконкурентных условий для него. Например, запрет на ввоз или высокую таможенную пошлину. Это как бы считается патриотичным. Если мы сделаем высокую пошлину на импортные автомобили, то отечественные производители смогут продавать свои неконкурентноспособные автомобили на местном рынке, и поднимутся.

На самом деле, конечно, все сложнее. Высокие пошлины снижают качество местной продукции. Качество вещь не абсолютная, его минимально достаточный уровень определяется покупателем, покупает — значит качество достаточно. Например, технически возможно создать почти вечный автомобиль.

80% Роллс-Ройсов, выпущеных с 1905 года по сей день, всё ещё на ходу. Но слишком высокое качество это тоже плохо — деньги на ветер.

Если взять сферический вакуум, в котором есть один единственный производитель, то этот производитель будет поддерживать качество на самом минимальном уровне, ниже которого у него товар уже не купят. Потому что качество стоит денег. Он никогда не будет повышать качество, но и никогда не будет создавать новые товары.

Не трогай то, что работает. Т.е. уровень качества в этой модели определяет покупатель.

Если же появляется хотя бы еще один производитель, то минимальный уровень качества задают производители, а не покупатель. Например, монополист выпускал фотоаппарат с разрешением 2МП, покупатели были довольны.

Тут появляется конкурент и выпускает за те же деньги фотоаппарат с разрешением 6МП. Бывший монополист будет вынужден потратиться на R&D, новое оборудование и т.д. Покупатель конечно обрадуется, но он сам-то этого качества не требовал. Чтобы еще понятней, не ждем же мы сейчас фотоаппаратов с разрешением 500МП.

Читайте также:  Эгоцентрическое воспитание: преимущества и недостатки

Нет такого спроса. Но если кто-то один такой фотоаппарат выпустит на рынок по цене 200 долларов, то остальным придется умереть или сделать то же. Если же этот фотоаппарат будет стоить 30 000 долларов, то он на рынок и на поведение других производителей не повлияет.

Таким образом, пошлины на импорт позволяют местному производителю расслабиться и делать низкокачественный продукт. А это означает, что  партиотизм у протекционистов тухлый.

Они думают о сегодняшнем дне, а не о стратегии. Стратегия же, очевидно, должна состоять в повышении уровня конкурентоспособности отечественных производителей до мирового максимума+1 попугай.

Именно поэтому вступление в ВТО — это хорошо и правильно.

Имея цель заставить своих производителей тратиться на науку, исследования, постоянную модернизацию технологий, постоянные вложения в обучение персонала, маркетинг, в конце концов, нужно максимально наполнить местный рынок продукцией самого высокого качества и низкой цены, а не закрыть его. Это и есть настоящее принуждение к инновациям(с), а не ор на совещаниях в правительстве на госдиректоров.

Но позвольте, они же все умрут. Умрут. Значит нужно срочно вложить в производителей государственные инвестиции? То есть отнять у одних и дать другим. Ведь у государства не может появиться денег для инвестиций другим образом. Отнять у одних, дать другим означает, что первые потеряют в своей конкурентоспособности, в то время, как вторые приростут.

Можно еще точечно освободжать от податей. Например, освободить от НДС высокотехнологичные отрасли. Но такой подход — это ручное управление, то есть постоянные метания, дергание экономики и обязательные грубые ошибки.

Ведь кто ж такой умный, кто может знать все механизмы метаболизма экономики? Вдруг высокотехнологичная отрасль неявно зависит от низкотехнологичной? Например, применяет в своих процессорах какую-то пеньку и  деготь.

Или вдруг снижая налоги для сельского хозяйства, вы нечаянно задушите машиностроение и химию, без которых то же сельское хозяйство не может?

Освобождение от налогов одних автоматически означает повышение нагрузки на других. Просто потому, что неосвобожденные получат проблемы с доступом к капиталу и кадрам, которые потекут к освобожденным.

Так вот, почему бы не рассмотреть в качестве протекционистской меры две вещи — снижение налоговой нагрузки сразу на всю экономику одновременно, и снижение административных расходов для всей экономики одновременно? Чем не протекционизм? У всех стран налог 20%, а у нас 10%.

Снизить налоги на продолжительный срок можно за счет приватизации. Сейчас у государства в ненужной ему собственности находятся тысячи зданий, огромное количество земель, множество заводов, институтов, мелких и миниатюрных фирм — 80% собственности страны.

Постепенно продавая свою собственность государство сможет покрывать свои расходы на прекрасные мерседесы, а корпоративный налог сделать единым и очень низким, например, 8-10% с роадмапом по повышению, например так: до 2020 — 8%, до 2030% -10%, далее решит референдум.

Одновременно полностью отменяются таможенные пошлины как на ввоз, так и на вывоз. То есть таможня будет проверять только запрещенные товары, вроде оружия и наркотиков, и не будет заниматься никакими деньгами. Другим словами, мы без меня меня женим весь мир. Автоматически все страны зачислим в Таможенный союз.

Это создаст внутри страны жесткую конкуренцию в области качества и станет стимулом к инновациям и модернизациям с одной стороны, но и стимулирует экспорт с другой. Простой режим импорта и экспорта сделают страну привлекательной, например, для производства электроники, автомобилей для глобальных корпораций.

Откроют новый, глобальный взгляд на жизнь для местного SMB сектора.

Низкие налоги привлекут инвестиции и позволят предпринимателям быстро накапливать капитал и финансировать свой рост и развитие.

За это время в стране будут созданы тысячи новых производств, и когда деньги от приватизации 2.0 кончатся, то эти производства, при плавном повышении налогов, смогут обеспечивать бюджет достаточными поступлениями для покупки прекрасных мерседесов чиновникам.

Кстати, немного о социалке. Пенсия нужна бедным, а настоящему среднему классу она вообще-то не нужна. Ведь если у человека к старости на счету есть миллион долларов, и квартира его стоит миллион долларов, то ему эти ваши 200 долларов пенсии сгодятся разве что на лишнюю бутылку бургунского, а бесплатными билетами на трамвай он может никогда и не воспользуется.

Другими словами, всякий велфер, в том числе бесплатная медицина, образование, пенсии, дотирование транспорта и ЖКХ актуальны при бедном населении.

Чем население более зажиточно, тем меньше нужно денег на велфер, и тем больше можно покупать красивых мерседесов чиновникам.

Поэтому создание процветающих предприятий, в которых люди могут много зарабатывать, в долгосрочном плане куда как более выгодно, чем высокие налоги и жесткое госрегулирование.

Источник: muacre

Источник: https://mosmonitor.ru/blogs/blog/protekcionizm-plyusy-i-minusy

Положительные и отрицательные качества политики протекционизма

Как и любой другой институт экономической сферы страны политика протекционизма имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Протекционизм — это естественная реакция многих стран на экономический кризис. Государства стремятся сохранить рабочие места, защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений.

Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны. Новые отрасли, зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без, хотя бы временной защиты, могут погибнуть, не развившись до конца, в условиях конкуренции с иностранной продукцией.

Таможенные платежи являются важным источником дохода бюджета государства. Во многих развивающихся и слаборазвитых странах эта статья доходов очень важна для бюджета.

  • Протекционизм борется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции.
  • Так же политика протекционизма обеспечивает национальную безопасность.
  • К положительным качествам протекционизма так же относится то, что он защищает от продажи товаров по искусственно заниженным ценам — демпинга, стимулирует рост промышленного производства и, как следствие из всего вышесказанного, уравновешивает внешний торговый баланс страны.
  • Но в чём же недостатки протекционизма?

Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, что связано с ограничением конкуренции. И это, рано или поздно, приводит к застою в экономике.

Протекционизм замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны.

Политика протекционизма, в частности одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли

Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен.

Так же протекционизм косвенно подрывает экспорт страны, сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей.

При нём не используются преимущества международного разделения труда; растут цены, и выбор товаров становится значительно меньше. При протекционизме подрываются возможности экспорта, и со временем падает эффективность производства.

Таким образом, политика протекционизма обладает привлекательными положительными и настораживающими отрицательными сторонами.

Снижение импорта за счет ухудшения условий торговли может иметь эффект, обратный желаемому. Существует достаточно исторических примеров наглядно показывающих противоречивость протекционизма.

Так, во время Великой депрессии правительством США был принят закон Смута — Хоули, в соответствии с которым поднимались ставки пошлин на более чем 20 тысяч импортируемых товаров. Против закона выступили 1028 известных американских экономистов, однако президент Герберт Гувер подписал его.

Результатом стала ответная реакция государств-партнёров США, поднявших пошлины на американские товары, что привело к резкому падению торгового оборота между США и европейскими странами и окончательно столкнуло экономику в Великую депрессию.

Источник: https://studbooks.net/522077/istoriya/polozhitelnye_otritsatelnye_kachestva_politiki_protektsionizma

В чем состоит суть политики протекционизма?

  • Смысл политики протекционизма состоит в том, чтобы оградить экономику внутри страны от внедрения иностранного товара и обеспечить качественное, процветающее собственное производство. Целью такой политики является налаживание национального производства и сокращение безработицы. Данная политика свойственна для тех стран, у которых слабое экономическое развитие. Активация политики протекционизма способствует стимуляции иностранных фирм, которые располагаются на территории малоразвитой страны, на создание инвестиций в виде «тарифных предприятий». Это делается для того, чтобы преодолеть торговые барьеры.
  • Благодаря политике протекционизма, устанавливаются «торговые барьеры» для иностранных товаров. Она способствует росту национального производства. Но с другой стороны, из-за нее происходит подрыв возможности товарного экспорта из государства. Все страны стремятся к тому, чтобы была сбалансированная торговля с остальными странами и на политику протекционизма зачастую отвечают контрмерами.
  • Политика протекционизма имеет множество плюсов и минусов. К плюсам относится то, что протекционизм сдерживает импорт и уравновешивает пассивный баланс в торговле. Также он защищает национальное производство от такого явления, как демпинг, который является для него губительным. Протекционизм защищает молодые отрасли, что не успели «встать на ноги», являются пока не конкурентоспособными и нуждаются в поддержке государства. К минусам относится то, что из-за чрезмерного протекционизма ослабляется конкуренция в сфере экономики и снижается мотивация на совершенствование качества продукции, развитие НТП, которое уменьшает эффективность производства. Из-за протекционизма барьеры в торговле становятся слишком дорогими для потребителей, так как ограниченный выбор товаров приводит за собой рост цен. Также товары отечественного производства с небольшим выбором и высокими ценами не всегда являются качественными. Из-за протекционизма усиливается хозяйственная обособленность и страна лишается возможности использовать привилегии интернационального трудового разделения.
  • Протекционизм выступает как защита национальных производителей от конкурентов из остальных стран. Суть состоит в том, чтобы сдерживать ввоз на территорию страны продукции зарубежных производителей, которые составляют высокую конкуренцию. А также покровительствовать над экспортом товаров отечественного производства. Меры, которые входят в политику протекционизма, состоят из таможенных пошлин, нетарифных барьеров, экспортной поддержки. Первые являются налогами на товары, которые импортируются. Смысл в том, чтобы повысить цены и этим затруднить их сбыт в данном государстве. Пошлины выступают как защита, а также выполняют фискальную роль, потому что пополняют прибыль казны. Вторые представляют собой меры на ограничение в виде импортных квот и лицензирования или полный запрет товарного импорта. Третьи являются содействием государству в продвижении продукции отечественного производителя на иностранные рынки.

Источник: https://spravochnick.ru/vopros/4957/

Международная экономика (специальность: Бухгалтерский учет, анализ и аудит. Авт. Ганчар)

3.9 Аргументы «за» и «против» протекционизма. «Новый протекционизм».

Протекционизм – политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли – фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времен Адама Смита.

Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей.

Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

  • Виды протекционизма:
  • 1) селективный протекционизм – защита от конкретного товара, или против конкретного государства;
  • 2) отраслевой протекционизм – защита конкретной отрасли;
  • 3) коллективный протекционизм – взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
  • 4) скрытый протекционизм – протекционизм при помощи нетаможенных методов;
  • 5) местный протекционизм – протекционизм продукции и услуг местных компаний;
  • 6) зеленый протекционизм – протекционизм при помощи норм экологического права;
  • 7) коррупционный протекционизм – когда политические деятели действуют в интересах не массового избирателя, а организованных бюрократических и финансовых групп.

С позиций А. Смита протекционизм XVI–XVIII вв. стали называть меркантилизмом. И хотя сегодня существуют два разных понятия – протекционизм и меркантилизм, но экономические историки применительно к эпохе XVII–XVIII вв. ставят между ними знак равенства. А историк П. Байрох уточняет, что начиная с 1840-х гг. меркантилизм стал называться протекционизмом.

В XVIII в. протекционизм был господствующей доктриной, признанной ведущими государствами Европы: Великобританией, Пруссией, Австрией, Швецией. В XIX в. на смену протекционизму пришла доктрина свободной торговли, инициатором которой была Великобритания. Однако и в этот период было много сторонников протекционизма.

Читайте также:  Стоит ли поступать и учиться на нефтегазовое дело

Повсеместный переход к политике протекционизма начался в континентальной Европе в конце XIX в., после затяжной экономической депрессии 1870-х–1880-х гг. После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост.

В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), но в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг.

В Западной Европе повсеместный переход к жесткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929–1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х гг., когда в соответствии с решениями т. н.

«Кеннеди-раунда» США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли.

Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику.

Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается: 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений; 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырье; 3) при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30 %, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта); 4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).

Существует ряд аргументов, которыми участники мировой торговли обычно пользуются, объясняя присутствие протекционизма в своей торговой политике:

1) необходимость обеспечения обороны – аргумент скорее военно-политический, нежели экономический: защитные меры нужны для сохранения и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, которые необходимы для обороны или ведения войны.

Утверждается, что в нестабильном мире военно-политические цели должны брать верх над экономическими.

Таким образом, усиление национальной безопасности, с одной стороны, и ослабление производственной эффективности, с другой, сопровождаются перераспределением ресурсов в пользу стратегических отраслей, что связано с некоторыми экономическими издержками. Объективных критериев для оценки эффективности этого процесса не существует.

2) увеличение внутренней занятости – социальный аргумент, который становится все более популярным, по мере того как экономика приближается к спаду.

Считается, что увеличение совокупных расходов (за счет роста чистого экспорта) в результате сокращения импорта оказывает стимулирующее воздействие на внутриэкономическое развитие, поскольку влечет за собой резкий рост доходов и занятости. Однако подобная политика имеет серьезные недостатки:

Очевидно, что все участники мировой торговли не в состоянии одновременно достичь успеха при введении импортных ограничений, поскольку экспорт одной страны является импортом для другой.

Таким образом, желание достигнуть полной занятости в стране, может быть выполнено только за счет разорения торговых партнеров.

Страны, пострадавшие от импортных ограничений, скорее всего, предпримут ответные меры, что задушит международную торговлю, лишив ее участников всех выгод.

Между тем, увеличение импорта, хотя и приводит к сокращению некоторого количества рабочих мест, но, в то же время, косвенно создает и новые рабочие места, за счет ликвидации устаревших и возникновения новых отраслей. Экономисты утверждают, что хотя импортные ограничения и меняют структуру занятости населения, они способны лишь в незначительной мере повлиять на ее уровень.

3) диверсификация ради стабильности – часто используется странами, с моноотраслевой экономикой. Доходы высокоспециализированных экономик сильно зависят от международных рынков.

Войны, циклические колебания, негативные изменения в структуре промышленности вызывают крупномасштабные и зачастую болезненные процессы перестройки таких экономических систем. Отсюда стремление оградить внутреннюю экономику от влияния внешних факторов, обеспечив большую внутреннюю стабильность.

В качестве примера можно привести «нефтяные» государства Ближнего Востока. Отчасти, применение подобных мер оправданно, но существуют также серьезные ограничения и недостатки. Во-первых, этот аргумент имеет слабое отношение к развитым странам.

Во-вторых, экономические издержки диверсификации могут быть значительными; например, в монокультурных экономиках обрабатывающая промышленность может оказаться крайне неэффективной.

4) защита молодых отраслей – временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями. Здесь необходимо сделать следующие оговорки.

Во-первых, подобные аргументы не имеют отношения к индустриально развитым странам. Во-вторых, в слабо развитых странах очень сложно определить, какая из отраслей является той, который способна достичь экономической зрелости и поэтому заслуживает защиты.

В-третьих, защитные пошлины могут не исчезнуть, а скорее склонны сохраняться, даже когда промышленная зрелость достигнута.

5) защита от демпинга – когда продажа товаров на экспорт ниже сравнимой цены, устанавливаемой в процессе торгового обмена на национальном рынке страны экспортера, приводит к ущербу для производителей конкурирующих товаров в стране импортера или к объективной угрозе такого ущерба.

Однако в сравнении с общим объемом импортируемых товаров зарегистрированных случаев применения демпинга немного. В действительности некоторые иностранные фирмы порой производят определенные товары с более низкими издержками, чем их конкуренты в стране-импортере.

То, что на первый взгляд может быть рассмотрено как демпинг, на деле зачастую является результатом действия принципа сравнительных преимуществ (более выгодного экономико-географического положения, дешевых ресурсов и т.д.).

«Новый протекционизм» (НП).

НП – возрождение протекционизма, опирающегося на некоторые дополнительные аргументы. Они основаны на стратегических соображениях и на анализе воздействия возможного роста экономии на масштабе производства в промышленности.

В числе приемов дополнительного давления на экспортеров товара в данную страну используются договорно-экономические механизмы «добровольного ограничения экспорта», «упорядоченных торговых соглашений», навязываемые экспортерам.

Стратегический аргумент в пользу протекционизма состоит в том, что одна страна может путем защиты своей промышленности удержать другие страны от вступления с ней в конкуренцию.

Воздействие возрастающей экономии, приводящей к несовершенной конкуренции, состоит в том, что защита внутреннего рынка страны ведет к увеличению объема производства в собственной промышленности, тем самым снижая ее средние издержки и повышая способность конкурировать на международном уровне. Протекционизм приводит также к сокращению объема производства конкурентов, тем самым увеличивая их средние издержки и снижая способность к конкуренции. Ни один из этих доводов не опровергает возражения, что все формы протекционизма являются политикой, направленной на разорение соседа (beggar-my-neighbour policies), поэтому все страны могут извлечь выгоду путем согласия воздержаться от этих мер.

Источник: https://moodle.ggau.by/mod/page/view.php?id=5691

Торговля Протекционизм: определение, плюсы, минусы, 4 метода 2019

Определение: Торговый протекционизм — это тип политики, которая ограничивает недобросовестную конкуренцию со стороны иностранных компаний.

Это политически мотивированная оборонительная мера. В краткосрочной перспективе он работает. Но это очень разрушительно в долгосрочной перспективе.

Это делает страну и ее отрасли менее конкурентоспособными в международной торговле.

Четыре метода с примерами

Страны используют различные стратегии для защиты своей торговли. Один из способов — ввести тарифы на импорт налогов.

Это сразу повышает стоимость импортируемых товаров. Они становятся менее конкурентоспособными по сравнению с местными товарами. Этот метод работает наилучшим образом для стран с большим объемом импорта, таких как Соединенные Штаты.

Самый известный пример — Тариф Смут-Хоули 1930 года. Он был разработан для защиты фермеров от сельскохозяйственного импорта из Европы, который усиливал сельское хозяйство после разрушения Первой мировой войны.

Но к тому моменту, когда законопроект прошел через Конгресс, он снизил тарифы на гораздо больше импорта. Другие страны ответили. Результативная конкурентная война ограничила глобальную торговлю.

Это была одна из причин повышенной серьезности Великой депрессии.

Второй способ защиты торговли — это когда правительство субсидирует местные отрасли. Субсидии предоставляются в виде налоговых кредитов или даже прямых платежей. Это позволяет производителям снизить цену местных товаров и услуг. Это делает продукцию дешевле даже при отправке за границу.

Это означает, что спад работает даже лучше, чем тарифы. Этот метод лучше всего подходит для стран, которые в основном полагаются на экспорт.

Но иногда субсидии могут иметь обратный эффект. Хорошим примером этого является еще раз в сельскохозяйственной промышленности США. Закон о регулировании сельского хозяйства от 1933 года позволил правительству выплатить фермерам не для выращивания сельскохозяйственных культур или домашнего скота.

Это позволит их полям отдохнуть и восстановить питательные вещества. Это также ограничило предложение. Это повысило цены. Это помогло фермерам, опустошенным пылесосом, но сделало еду еще более дорогой для потребителей.

Третий способ — ввести квоты на импортируемые товары. Этот метод более эффективен, чем первые два. Независимо от того, насколько низкая иностранная страна устанавливает цену за счет субсидий, она не может отправлять больше товаров.

Большинство учебников опускают четвертый тип торгового протекционизма, потому что он тонкий. Преднамеренная попытка страны снизить свою валютную стоимость. Это сделало бы его экспорт более дешевым и более конкурентоспособным.

Этот метод может привести к возмездию и начать валютную войну. Страны одного из способов могут снизить стоимость своей валюты за счет фиксированного обменного курса. Это похоже на юань Китая.

Другой способ — создать так много государственного долга, что он имеет тот же эффект, что и U.Снижение доллара США.

Преимущества

Если страна пытается стать сильной в новой отрасли, тарифы будут защищать ее от иностранных конкурентов. Это дает компаниям новой отрасли время для разработки своих конкурентных преимуществ.

Протекционизм также временно создает рабочие места для домашних работников. Защита тарифов, квот или субсидий позволяет местным компаниям нанимать на местах.

Это пособие заканчивается, как только другие страны ответят, создав свой собственный протекционизм.

Недостатки

В долгосрочной перспективе торговый протекционизм ослабляет промышленность. Без конкуренции компании в отрасли не нуждаются в инновациях. Нет необходимости. В конце концов, внутренний продукт будет снижаться по качеству. Это будет дешевле и дороже, чем у зарубежных конкурентов.

Работа аутсорсинга — результат снижения конкурентоспособности США. Конкуренция снизилась с десятилетий Соединенных Штатов, не вкладывая средства в образование.

Это особенно актуально для высоких технологий, техники и науки. Рост торговли открывает новые рынки для бизнеса для продажи своей продукции.

По оценкам Института международной экономики Петерсона, прекращение всех торговых барьеров увеличит доход США на 500 млрд долларов.

Расширение протекционизма в США продлит экономический рост. Это приведет к более увольнениям, а не к меньшим. Если Соединенные Штаты закрывают свои границы, другие страны сделают то же самое. Это может привести к увольнениям среди 12 миллионов работников У. С., которые обязаны своей работой для экспорта.

Соглашения о свободной торговле

Соглашения о свободной торговле сокращают или устраняют тарифы и квоты между торговыми партнерами. Наибольшим соглашением является НАФТА. Это между Соединенными Штатами, Канадой и Мексикой. В случае одобрения будут заключены два других соглашения: Транс-тихоокеанское партнерство и Трансатлантическое партнерство в области торговли и инвестиций.

Другим соглашением о свободной торговле является Соглашение о свободной торговле между Доминиканской Республикой и Центральной Америкой, которое находится между Соединенными Штатами и Центральной Америкой. Существуют также двусторонние соглашения с Чили, Колумбией, Панамой, Перу, Уругваем, большинством стран Юго-Восточной Азии и ближневосточных стран Израиля, Иордании, Марокко, Бахрейна и Омана.

Но ССТ не устраняют протекционистских мер, таких как субсидии или валютные войны. Одним из недостатков НАФТА было то, что субсидированные сельскохозяйственные продукты У. С. вывели фермеров из Мексики из бизнеса. Для получения дополнительной информации см. Соглашения о свободной торговле за и против.

Источник: https://ru.routestofinance.com/trade-protectionism-4-methods-with-examples-pros-and-cons

Вопрос 10. Протекционизм и свободная торговля: сущность, основные достоинства и недостатки

  • Типы торговой
    политики: протекционизм и свободная
    торговля.
  • Протекционизм:
  • Суть политики в
    сдержании ввоза в страну высоко
    конкурентной иностранной продукции и
    стимулирование экспорта национальной
    продукции.
  • Плюсы:
  • +защита национального
    производства от конкуренции со стороны
    зарубежных производителей (демпинг);+развитие
    производства; +защита молодых отраслей
    национальной экономики; +стимулирует
    рост собственного производства;
  • +уравновешивание
    внешнеторгового баланса.
  • Минусы:
  • -ослабление конкуренции
    в экономике; стимулы совершенствования
    производства;
  • -сужаются возможности
    выбора для потребителей;
  • -лишение возможности
    использования международного разделения
    труда;
  • -подрывает возможности
    для экспорта товаров.
  • Свободная торговля:
  • Открытая внешнеторговая
    политика, предполагающая свободное
    движение товаров между странами без
    торговых барьеров.
  • Плюсы:
  • +стимуляция конкуренции;
    +производители вынуждены вводить
    новшества, повышают качество продукции
    и снижают ее себестоимость и цену;
    +расширение предложения товаров, больший
    выбор; +более эффективное размещение
    ресурсов в мировой торговле.
  • Минусы:
  • -лишает защиты
    национальную экономику от иностранного
    бизнеса;
  • -наводнение отечественного
    рынка иностранными товарами;
  • -навязывание потребителю
    чуждых вкусов.
  • Освобождение мировой
    торговли от ограничений (либерализм).
Читайте также:  Если руководитель — женщина: плюсы и минусы

Вопрос
11. Основные теории внешней торговли:
теория абсолютных и сравнительных
преимуществ, теория Хекшера-Олина,
парадокс Леонтьева, теория жизненного
цикла товара, теория конкурентных
преимуществ М. Портера
.

Теория
абсолютных преимуществ А.Смита.

Адам
Смит доказал, что благосостояние наций
зависит не столько от количества
накопленного золота, сколько от
способности производить ими те или иные
товары или услуги.

Согласно
теории абсолютных преимуществ А.Смита
страны экспортируют те товары,
производство которых требует меньших
издержек (абсолютное преимущество) и
импортирует те товары, производство
которых в других странах также требует
меньших издержек (абсолютное преимущество
у других стран).

Тогда международная торговля станет
выгодна в том случае, если две страны
будут торговать теми товарами, которые
они производят с меньшим издержками,
чем их партнер, т.е. в производстве
которых они будут иметь абсолютное
преимущество.

Рассмотрим следующий пример:

Допустим, что страны А и Bпроизводят только два товара:CиD. В стране А для
производства одной единицы товара С
требует 2 единицы затрат, а для производства
одной единицы товараD–6
единиц. В стране В для производства
одной единицы товара С требуется 12
единиц затрат, а для производства одной
единицы товараD– 4
единицы.

Страна А имеет абсолютное преимущество
в производстве товара С, поскольку для
производства одной единицы требуется
лишь 2 единицы затрат по сравнению с 12
в стране В. производители страны В также
имеют абсолютное преимущество в
производстве товара D,
поскольку всего 4 единицы затрат идет
на производство одной единицы товараDпо сравнению с 6 в стране
А.

Товар/страна А В
CD 26 124

Предположим, что производителям товара
С в стране А надо купить товар D,
а производителям товараDв стране В – товар С. Существет два
варианта: купить этот товар у себя в
стране либо купить его за границей.

Производитель товара С страны А при
покупке товара Dу себя в
стране сможет обменять одну единицу
товара С на 2/6=1/3 единицы товараD.
Если же он покупает этот товар в стране
В, от он сможет получить уже 2/4=1/2 единицы
товараD.

Производитель товара Dстраны В, покупая товар С в стране В,
получит одну единицу своего товара
4/12=1/3 единицы товара С. В случае импорта
товара С из страны А он получает
значительно больше – 4/2=2 единицы товара
С.

  1. Поэтому, производителям товара С страны
    А выгоднее купить товар Dв стране В, а производителям товараDстраны В выгоднее купить товар С в стране
    А, чем покупать эти товары у отечественных
    производителей.
  2. Преимущество теории:теория абсолютных
    преимуществ основана на трудовой теории
    стоимости и показывает явные преимущества
    разделения труда уже на международном
    уровне.
  3. Недостаток теории:теория абсолютных
    преимуществ не дает ответа на вопрос –
    почему страны торгуют между собой даже
    при отсутствии абсолютного преимущества
    в производстве тех или иных товаров.

Теория
сравнительных преимуществ Д.Рикардо.

  • Давид Рикардо
    развил теорию Адама Смита и объяснил,
    почему страны торгуют между собой при
    отсутствии абсолютных преимуществ в
    производстве тех или иных товаров.
  • Теория
    сравнительных преимуществ использует
    понятия альтернативной цены— рабочее
    время, необходимое на производство
    единицы одного товара, выраженное через
    рабочее время, необходимое для производства
    единицы другого товара.
  • Теория
    сравнительных (относительных) преимуществ
    заключается в том, что если страны
    специализируются на производстве тех
    товаров, которые они могут производить
    с относительно более низкими издержками
    в сравнении с другими странами, то
    торговля будет взаимовыгодной для обеих
    стран независимо от того, имеют они или
    нет абсолютное преимущество в производстве
    этих товаров.
  • Рассмотрим
    следующий пример:

Допустим, что
страны А и В производят только два товара
С и D. В стране А для
производства одной единицы товара С
требуется 2 единицы затрат, а для
производства одной единицы товараD– 6 единиц. В стране В для производства
одной единицы товара С требует 12 единиц
затрат, а для производства одной единицы
товараD–10единиц.

Страна А имеет
абсолютное преимущество при производстве
обоих видов товаров.

Согласно теории
абсолютных преимуществ страна А должна
экспортировать эти товары в страну В,
а страна В может только импортировать
– для экспорта у нее нет возможности.

Если же страна А не может торговать со
страной В, то на единицу затрат в стране
А будет приходиться 1/6 единиц товараDи 1/2 единиц товара С. В стране же В на
единицу затрат будет приходится 1/10
единиц товараDи 1/12 единицы
товара С.

Товар/страна А В
CD 26 1210

Относительная
цена единицы товара Dв
стране А, выраженная через стоимость
единицы товара С, составляет 6/2 =3 единицы
товара С, а в стране В меньше – 10/12 единицы
товара С.

Это означает, что производителю
товара С страны А покупать товарDна внутреннем рынке не выгодно, поскольку
за единицу товараDон
будет должен отдать 3 единицы своего
товара, в то время как в стране В – только
10/12 единиц товара С.

Выигрыш составит:
3-10/12=26/12 единиц товара С. Поэтому страна
А будет импортировать товарDиз страны В, поскольку это относительно
дешевле.

Относительная
цена единицы товара С в стране В,
выраженная через стоимость единицы
товара D, составляет
12/10=6/5 единицы товараD, а
в стране А меньше – 2/6=1/3 единицы товараD.

Это означает, что
производителю товараDстраны В покупать товар С на внутреннем
рынке не выгодно, поскольку за единицу
товара С он будет долен отдать 6/5 единицы
своего товара, в то время как в стране
А только 1/3 единицы товараD.
Выигрыш составит: 6/5-1/3=13/158 единиц товараD.

Поэтому страна В будет
импортировать товар С из страны А,
поскольку это относительно дешевле.

  1. Следует отметить,
    что если на мировой рынок выходят страны,
    равные по уровню экономического развития,
    то выгоды у них будут равными; если же
    на мировой рынок выходят страны с
    неравным уровнем экономического
    развития, то более развитая страна не
    может полностью удовлетворить потребности
    более развитой и мировая цена всегда
    будет близкой к автаркической цене
    более развитой страны.
  2. Условия внешней
    торговли
    – это отношение экспортных
    цен данной страны к ее импортным ценам.
  3. Чаще всего,
    когда речь идет о более широкой
    номенклатуре товаров, используются
    индексы экспортных и импортных цен.
  1. Индекс, отражающий движение экспортных цен для данной страны: рх=хipi

  • i
  • где,xi– доляi-го товара в
    суммарном экспорте в базовом году;
  • pi– отношение текущей цены на данный
    товар к ценеi-го товара
    в базовом году.
  1. Индекс, отражающий движение импортных цен для данной страны: Pm=mipi

  1. i
  2. где mi– доляi-го товара в
    суммарном экспорте в базовом году;
  3. pi– отношение текущей цены на данный
    товар к ценеi-го товара
    в базовом году.
  1. Условия внешней торговли: T=Px/Pm

Динамика
этих показателей указывает на улучшение
или ухудшение условий торговли для
данной страны.

Теория сравнительной
обеспеченности факторами Э. Хекшера-Б.
Олина. Теорема Рыбчинского. «Парадокс
В.Леонтьева»

Последователи
основателей классической школы –
экономисты- неоклассики – стали объяснять
международную торговлю через теорию
факторов производства.

Каждая страна
обладает факторами производства в
различной степени насыщенности или
наделенности. В одной стране существует
относительно избыточное количество
капитала, в другой- трудовых ресурсов,
в третьей – земель.

Суть теории
Хекшера-Олина
заключается в том, что
каждая из стран должна специализироваться
в производстве тех товаров, создание
которых требует относительно больше
факторов производства, которыми она
располагает.

Избыток
ресурса всегда означает дешевизну.

Если в стране
большое количество земель, то эта страна
специализируется на земледелии; если
в стране относительный избыток рабочей
силы- страна специализируется в трудоемких
отраслях и т. д.

Свое развитие
теория Хекшера-Олина получила в теореме
Рыбчинского:
если при неизменных
ценах и наличии только двух факторов
производства происходит рост одного
из факторов производства, то это неизбежно
ведет к увеличению производства того
товара, который является более емким
по отношению к избыточному фактору и,
соответственно, сокращается производство
в отрасли, менее емкой к данному фактору.

«Парадокс В.Леонтьева»

В. Леонтьев
путем нескольких эмпирических исследовании
доказал, что условия теории Хекшера-Олина
на практике не соблюдаются.

В 50-е гг. он
изучил внешнюю торговлю США. В то время
США обладали избыточным капиталом по
отношению к трудовым ресурсам.

Согласно
теории Хекшера-Олина, в США должна была
быть следующая структура: США – импортер
трудоемких изделий и экспортер
капиталоемких. Однако в США все было
наоборот: США – экспортер трудоемких
изделий и импортер капиталоемких.

Появился новый
фактор – наукоемкость, который и
сыграл решающую роль. Это объяснило
тем, что труд американских работников
являлся более сложным, чем труд работников
в других стран, и они экспортировали
товары более высокой степени сложности
– высокотехнологичные товары.

  • Парадокс
    Леонтьева
    – трудонасыщенные страны
    экспортируют капиталоемкую продукцию,
    тогда как капиталонасыщенные –
    трудоемкую.
  • Теория конкурентных
    преимуществ М.Портера
  • Конкурентное
    преимущество
    – системный подход,
    основанный на многостороннем анализе,
    включающий и маркетинговые исследования.
  • Факторы,
    обусловившие появление теории конкурентных
    преимуществ:
  • 1)Произошли реальные изменения
    в мировой экономике и международной
    конкуренции, в силу чего прежняя
    классическая теория не способна была
    охарактеризовать конкурентные
    преимущества;2)Произошли изменения в
    технологиях; 3)Появились новые
    индустриальные страны;4)Произошла
    интернационализация производства
    (фирмы стали использовать преимущества
    не только той страны, в которой они
    базируются, но и тех стран, где находятся
    их финансы).

Во главу угла
Майкл Портер ставит фирму, а не страну.
По его мнению, необходимо понять, как
фирма создает и удерживает конкурентное
имущество, что бы уяснить роль страны
в этом процессе.

  1. Основные принципы
    конкурентной стратегии.
  2. Разрабатывая конкурентную стратегию, фирмы стремятся
    найти и воплотить способ выгодно и
    долговременно конкурировать в своей
    отрасли .
  3. Выбор конкурентной
    стратегии определяют два главных
    момента.

Первый
структура отрасли,в которой
действует фирма. Второй –позиция,
которую фирма занимает в пределах
отрасли.

  • Структурный анализ
    отраслей
  • Конкурентная
    стратегия должна основывать на
    всестороннем понимании структуры
    отрасли и процесса ее изменения.
  • Суть конкуренции
    выражается пятью силами:1) угрозой
    появления новых конкурентов; 2) угрозой
    появления товаров или услуг –заменителей;
    3) способностью поставщиков торговаться;
    4) способностью покупателей торговаться;
    5) соперничеством уже имеющихся конкурентов
    между собой.

Естественно,
что значение каждой из пяти сил конкуренции
определяется структурой отрасли т.е.
ее основными экономическими и
технологическими характеристиками.

  1. М. Портер выделяет
    следующие причины, исходя их которых
    структура отрасли важна для международной
    конкуренции:
  2. -учитывая разную структуру в
    различных отраслях, для успешной
    конкуренции надо выполнять разные
    требования;
  3. -зачастую отрасли, важные для
    высокого уровня жизни, — это как раз те,
    которые имеют привлекательную структуру;
    уровень жизни в немалой степени зависит
    от способности фирм страны успешно
    внедриться в отрасли с выгодной
    структурой;
  4. -изменение структуры создает
    реальные возможности для страны
    внедриться в новые отрасли.
  5. Создание
    конкурентного преимущества.
  6. Фирмы добиваются
    конкурентного преимущества с помощью
    нововведений.
  7. Согласно
    теории М. Портера, существуют несколько
    типичных причин новаций, дающих
    конкурентное преимущество:
  8. 1)новые технологии;2) новые или
    изменившиеся запросы покупателей;3)
    появление нового сегмента отрасли;4)
    изменение стоимости или наличия
    компонентов производства;5) изменение
    государственного регулирования.

Источник: https://studfile.net/preview/519900/page:5/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector