В прошлой статье я рассказал как сделать бизиборд своими руками. Сегодня я расскажу про суть и принципы методики Монтессори.
Методика Монтессори была разработана в начале прошлого века, но до сих пор является одной из самых ключевых и популярных методик раннего развития детей. Миллионы детей по всему миру обучаются в центрах Монтессори под чутким присмотром сертифицированных специалистов.
Такую популярность методика получила не спроста, ведь Мария Монтессори сделала переворот в системе образование. Она сильно опередила свое время и современные исследования подтверждают неоспоримую пользу методики.
Содержание
Историческая справка
Основоположником этой методики является Мария Монтессори (1870-1952г) — детский педагог, одна из первых женщин-врачей и первая женщина с докторской степенью в Италии.
После учебы работала в психбольнице и посещала приюты для умалишенных. Там она встретила детей, которым было трудно учиться из-за задержки психического развития.
Хочу заметить, что в то время никто не занимался развитием таких детей. Так как Мария была прирожденным реформатором и даже отстаивала права женщин в стране, то ситуация с детьми ее тоже не устроила и она решила с этим активно бороться.
Мария возглавляет новую школу, созданную специально для обучения детей с ограниченными возможностями.
Она считала, что у этих детей есть потенциал, который можно раскрыть.
Вместе со своим коллегой, а в будущем и мужем, они начинают разработку и внедрение своей образовательно-развивающей системы и добиваются колоссальных успехов.
Позднее Мария выступает на конференции с докладом о своих достижениях. Она настолько всех поразила, что в Риме появляется институт, который она возглавила и продолжила свою работу.
Массовые тесты с участием независимых экспертов доказали невероятное: отсталые дети, обучающиеся по методике, стали лучше читать, писать и считать, чем обычные дети.
Мария понимает, что классические методы обучения крайне неэффективны и решает перенести свою систему на обычных детей. Она открывает свою первую школу и вскоре о методике узнает весь мир.
Позднее она основала международную ассоциацию Монтессори, которая работает и по сей день.
Суть методики Монтессори
Девиз методики: “Помоги мне сделать это самому”. И этот девиз дает понять, что суть методики заключается в самостоятельном и свободном обучении ребенка.
Ребенку не нужно навязывать какие-то определенные знания в определенный период жизни. Ребенок сам тянется к тем знаниям, которые необходимы ему в данный момент.
Ребенок помещается в специальную обучающую среду с дидактическими материалами. Педагог не вправе наказывать, поощрять или обучать ребенка и прибегает к помощи только в случае острой необходимости.
А ребенок, в свою очередь, вправе сам выбирать материалы, с которыми будет заниматься. Каждый малыш уникален, поэтому не допускается оценивать или сравнивать между собой малышей.
Среди родителей существует миф, что эта методика разлагает дисциплинированность ребенка. Но это вовсе не так. В классах Монтессори нет хаоса, беспорядков или шума, т.к. все же существует ряд правил для всех детей, которые необходимо соблюдать:
- не следует мешать другому ребенку, если тот занят
- выбирая место для занятия — стоит учитывать мнение и интересы других
- не нужно шуметь — это может помешать остальным
- закончил занятие — убери материалы на место, оставив за собой чистоту
- если материал занят — жди и наблюдай или займись чем-то другим
В этом и есть суть этой методики. Но суть — это только вершина айсберга, по которой сложно судить об объемах подводной части. Давайте разберемся немного подробнее и рассмотрим основные принципы этой системы.
6 базовых принципов обучения
Выделяют следующие основные принципы в методике:
- Свободное передвижение по классу
- Дети изучают специальные материалы Монтессори
- Дети самостоятельно выбирают и изучают материалы без помощи педагога
- В группе дети разного возраста
- Подготовленный педагог
- Обучение проходит в специально подготовленной среде, разделенной на различные зоны
Среда Монтессори
Среда представляет собой целый отдельный мир, наполненный различными интересными вещами и в котором ребенок может свободно выбирать какой деятельностью заниматься в данный момент. Вся среда наполнена специальными развивающими и обучающими материалами Монтессори.
Важным моментом в развивающей среде является доступность. Все пособия располагаются так, чтобы ребенок без посторонней помощи мог выбирать себе занятие по душе. Также малыш сам выбирает где, как и с кем ему заниматься, вправе свободно перемещать столы и стулья для более удобного изучения материала.
Развивающая среда разделяется на следующие зоны:
Зона практической жизни
Ребенок попадает на островок бытовой жизни взрослого человека. Здесь есть все то, что понадобится в повседневной жизни: от застегивания молнии до приготовления завтрака.
Занятия делятся на следующие группы:
- уход за собой (чистка и надевание одежды и обуви, приготовление еды)
- уход за окружающей средой (полив цветов, уборка)
- социальные навыки (этикет, правила общения)
Кстати, все предметы не игрушечная бутафория, а самые что ни на есть настоящие.
Зона сенсорного развития
Малыш учится чувствовать и ощущать. Эта зона очень важна для развития, так как познание окружающего мира происходит именно при помощи органов чувств.
Ребенок узнает о таких понятиях, как цвета, масса, формы, размеры, звуки и даже вкусы и запахи. Стоит заметить, что каждое отдельное обучающее пособие посвящено только одному определенному параметру, концентрируя внимание ребенка в момент игры только на нем.
Математическая зона
Эта зона связана с сенсорной зоной и большинство математических материалов представлены ребенку в конкретной физической форме, а не в теоретической. Так ребенку гораздо проще разобраться в сути математики и решать довольно таки сложные задачи для своего возраста.
Математика является одной из сильнейших сторон методики Монтессори и это признают даже сторонники других методик раннего развития.
Речевая зона
Ребенок учится письму, чтению и пополняет словарный запас.
Обучение также строится на тактильных ощущениях, это способствует более быстрому и глубокому усвоению материала.
Космическая зона
Космическая зона в методике Монтессори подразумевает изучения окружающего мира.
Сюда входит география, биология(зоология и ботаника) , наука (различные интересные опыты), история и анатомия.
5 плюсов и 3 минуса методики Монтессори
Существует много критиков этой системы обучения, но еще больше последователей и сторонников. И это совершенно нормально, ведь всё грандиозное и успешное всегда подвергается усиленной критике.
К минусам можно отнести:
- не адаптированность под гиперактивных детей — непоседам будет сложно соблюдать тишину и не мешать другим
- разновозрастные группы — многие родители боятся непонимания и конфликтности “старших” и “младших”
- отсутствие творческой составляющей — пожалуй, самый главный недостаток по мнению критиков.
Из плюсов можно отметить следующие:
- малыш обучается без вмешательства взрослых, привыкая к самостоятельности
- метод воспитывает свободу личности — залог самоуважения и уважение к окружающим
- нет оценок и суждений — не страдает самоуважение ребенка
- обучение проходит в игровой форме — малыш учится с удовольствием
- разновозрастные группы (этот пункт относят и к плюсам, и к минусам) — старшие помогают младшим, а младшие набираются опыта у старших
Заключение
Методика монтессори долгие годы была подвергнута гонению во времена войн и тяжелой политической обстановки в мире. Тем не менее, в конце двадцатого века стала восстанавливать свою популярность.
В наши дни практически не осталось родителей, которые не слышали об этой методике. Сейчас даже в маленьких провинциальных городах есть школы, сады и центры Монтессори.
- А в этом коротком видео очень доступно рассказано про смысл методики
- Использовать ли эту методику? Решать только вам)
Что касается моего мнения, то я всегда вспоминаю систему финского образования. В некоторых моментах оно мне очень напоминает педагогику Монтессори. Есть ряд схожих законов, таких как свобода выбора, равенство, отсутствие оценок (в начальных классах). В общем демократии там много.
И знаете что с этим финским образованием? Оно одно из лучших в мире!
Надеюсь, что вам понравилась эта статья и помогла разобраться, в чем же на самом деле заключаются суть и принципы методики Монтессори.
Ставьте лайки, делитесь с друзьями. Буду очень рад видеть ваше мнение в х.
Источник: http://skillwood-toys.blog/sut-i-principy-metodiki-montessori/
Плюсы и минусы системы Монтессори, за и против
Всемирная сеть даёт нам практически равный доступ и к грамотным справкам, и к весьма сомнительным. Не возьмусь судить, насколько верно отражаются иные подходы, но плюсы и минусы педагогики Монтессори зачастую явно формулируются на основе каких-то очень отрывочных и субъективных сведений.
Трудно найти плюсы в системе Монтессори или дать обоснованную критику методу, если впечатление о нём автор заметки вынес, к примеру, из опыта развивающих занятий, где педагог упомянул, что использует в работе «элементы Монтессори» (о том, что «элементы Монтессори» – оксюморон, упоминается в статье «7 мифов о системе Монтессори»). Немало написано недостоверных описаний метода Монтессори за период информационного голода, который долгое время был в России. Сеть сохраняет всё, и не слишком точные данные порождают ещё более далёкие от истины аргументы за и против Монтессори, мифы о Монтессори множатся и приводят к печальным недоразумениям.
Я хочу немного уравновесить баланс сил и дать свои комментарии к некоторым достоинствам и недостаткам, приписываемым педагогике Монтессори.
За и против Монтессори: изложение ключевых идей метода
- Если вы читаете какой-либо текст, излагающий основные принципы Монтессори-педагогики, вероятнее всего, он упоминает в большей степени внешнее, чем то, что на самом деле составляет её основы.
- Материалы или подготовленный взрослый?
- Часто справедливо упоминаются особые материалы и их важность, но упускается главный элемент среды – подготовленный взрослый.
- Часто говорится о том, что педагог знает, что делать с Монтессори-материалами, и показывает эти способы ребёнку, но редко – о том, что важнейшее умение взрослого – правильно выбрать, когда следует что-то ребёнку показать, а когда и как – дать возможность действовать самостоятельно.
- Самостоятельность или субъектность?
Нередко в статьях о системе Монтессори упоминается развитие самостоятельности, которое, по сути, вторично. А вот передать в нескольких словах идею, что ребёнок – субъект своего самосозидания – трудно.
Это долгий разговор: как и почему развитие наилучшим образом происходит в свободной работе, что самостоятельный выбор одного из всех богатств класса и есть тот механизм, который позволяет дать каждому ребёнку всё в момент, наилучший именно для него. И в механизме этом на поверхности лежит индивидуализированность подхода, о которой чаще всего упоминается, но в основе механизма лежат всеобщие законы развития, выраженные в человеческих тенденциях.
Воспитание или сохранение любознательности?
Последнее часто становится предметом личных верований. Большинство и педагогов, и родителей убеждены, к примеру, что любознательность и интерес к учёбе нужно развивать.
Когда Монтессори-педагоги заводят речь о том, что любознательность нужно беречь и не препятствовать ей развивать саму себя, их часто воспринимают как верящих в противоположное тому, во что верит большинство.
Это не так: врождённость потребностей в познании, в любви и принятии, в общении доказана экспериментально и другими способами научного эмпирического познания (1). В разговорах о плюсах и минусах Монтессори чаще всего не упоминается, что полученные таким образом знания лежат в основе системы.
Индивидуализм или умение сотрудничать?
Часто указывается, что Монтессори-педагогика развивает индивидуальность, но редко – что в классах дети прекрасно учатся взаимодействовать, сотрудничать, конструктивно разрешать споры.
Более того, авторы обзоров часто ошибочно критикуют педагогику Монтессори за то, что дети не учатся делать что-либо совместно с другими.
Вывод делается на основе неверных представлений о ходе Монтессори-занятия:
- Якобы дети заняты одной только индивидуальной работой. Это неправда: чем старше дети, тем больше и чаще они работают в микрогруппах, причём в большинстве ситуаций организуются в них самостоятельно.
- Будто бы дети в Монтессори-классе лишены сюжетно-ролевой игры. Снова неправда: дети просто объективно гораздо реже прибегают к сюжетно-ролевой игре в классе, где у них достаточно реальных ситуаций освоения мира взрослых и общения со сверстниками и взрослыми.
- Что правила, которые охраняют неприкосновенность выбранного ребёнком занятия, воспитывают в нём эгоизм. На деле эти правила дают каждому уверенность в возможности без помех заниматься самым важным для себя делом – саморазвитием, и, свободный от беспокойства, ребёнок со временем проявляет искренний и радостный интерес к совместным занятиям и учится осознанно выбирать из равно приятных альтернатив одиночной работы и совместной.
- Наконец, упускается из вида факт, что разновозрастность группы детей в Монтессори-классе даёт гораздо более богатый и разнообразный социальный опыт, чем в классах одногодков, где общение модерируется взрослым или ритмом фронтального занятия.
Нахождение или исправление ошибок?
Можно встретить замечание, что важно дать возможность ребёнку самому заметить ошибку в работе, но важным аспектом метода является возможность исправить ошибку самостоятельно. Возможность самоконтроля только средство для достижения этой цели.
Самостоятельная уборка или самостоятельная работа в упорядоченном пространстве?
В обзорных статьях о системе Монтессори отмечается такая приятная взрослым организованность, привычка убирать материалы на место, но не раскрывается тот факт, что дети учатся этому, копируя взрослых, которые убирают вещи на места, что приоритет при этом ставится на свободу выбрать и продолжать подходящее для себя здесь и сейчас занятие, на уважение к такому же праву у других детей и что порядок в вещах есть только одно из слагаемых успеха на этом пути. Никто не обращает внимание читателей на тот факт, что в период сензитивного периода восприятия порядка ребёнок ещё не в состоянии самостоятельно им себя полностью обеспечить. В то же время ошибкой было бы сказать, что Монтессори-класс прививает или формирует дисциплину. Ребёнок вырабатывает внутреннюю дисциплинированность как средство, которое помогает ему добиваться большего в том, что его интересует. Сосредотачивая внимание на интересующем его занятии, малыш тренирует настойчивость, волю, целеустремлённость и дисциплинированность.
Таким образом, даже на стадии вводного описания, обзоры бывают не точны, а то и вовсе указывают ложные опасности Монтессори, как эгоизм, например.
Критика Монтессори-педагогики или критика слухов о методе?
Когда же дело доходит до перечисления плюсов и минусов методики Монтессори, от точности (и до этого не слишком высокой) часто, увы, не остаётся и следа.
Мнимое отсутствие индивидуального подхода
Можно встретить тезис, что у преподавателя, якобы, нет возможности уделить достаточно внимания каждому ребёнку и обеспечить индивидуальный подход, особенно детям с особыми потребностями (гиперактивность, чрезмерная робость и т. п.).
За этим стоит непонимание ключевого механизма метода Монтессори: следовании за внутренним ритмом развития, которое происходит, когда ребёнок сам выбирает занятие, среди подготовленных. Если этот ритм работает верно – ребёнок получает то, что ему нужнее всего в текущий момент его жизни, даже если у него есть какие-то особые потребности.
Вот если проблема глубока, и внутренний ритм искажён, как это иногда бывает у некоторых детей с расстройством аутического спектра или с синдромом Дауна, то ребёнку требуется коррекционный Монтессори-педагог, который знает, как учесть особенности ритма развития ребёнка, используя иные материалы и приёмы.
Знания коррекционного Монтессори-педагога позволяют дать индивидуализированное образование тем, кто не может взять его сам так, как это обычно происходит в Монтессори-классе.
Мнимое отсутствие творческих занятий
Часто можно встретить критику метода Монтессори, основанную на превратном представлении, будто уделяется мало времени творчеству.
Но, начиная с самого раннего возраста, дети находят в Монтессори-классе всё необходимое для занятий, традиционно причисляемым к «творческим».
Позже, когда дети начинают реализовывать долгосрочные проекты, они проявляют себя как в придумывании, планировании самого проекта, так и в средствах воплощения его в жизнь.
Также в работе с абсолютно каждой презентацией, после того, как она дана, ребёнок свободно экспериментирует с материалом, и педагог остановит его, только если действия юного исследователя опасны или сильно мешают ему или другим.
Если взрослый думает, что работа с материалом не решает тех задач, которые заложены в материал, гид деликатно предложит материалы, лучше подходящие текущим потребностям ребёнка.
Но последнее слово за ребёнком: если он не делает что-то, что необходимо пресечь, увлечённо и сосредоточенно повторяя какой-то им придуманный алгоритм, – никто не будет мешать этому творческому порыву.
- Мнимое отсутствие физической активности
- Некоторые обзоры указывают на такой недостаток метода Монтессори, как малоподвижность, недостаток физической активности.
В школах, работающих по системе Монтессори, всегда можно найти пространство для подвижных игр, несмотря на то, что комплекс предлагаемых материалов сознательно подобран и размещён так, чтобы дошкольники (и даже младшие школьники) прилагали немало усилий, работая с ними.
Дети постоянно что-то переносят, перекладывают, уносят вылить, переходят с места на место, и т. д.
Развитие движения, в том числе и крупной моторики, – одно из фундаментальных направлений работы в классе, поскольку есть научные данные о том, что это развитие составляет основу всей личности, не только ума, но и характера, уверенности в себе, положительного самоотношения, бытовой независимости.
Мнимый перевес в сторону интеллектуального развития
Случается, что Монтессори-метод упрекают в чрезмерном сциентизме, концентрации на знаниях, якобы в ущерб чему-то другому. Это ничем не подтверждается.
Монтессори постулирует, что ключевой компетенцией является умение самостоятельно находить плюсы и минусы, сходства и различия, выделять свойства и особенности, – то есть умение качественно создавать собственные знания, опираясь на опыт других.
Содержание же личной эрудиции в серьёзной степени зависит от круга интересов ребёнка.
Если же посмотреть на ситуацию не глазами самих Монтессори-педагогов, то серьёзное исследование(2), сравнивавшее учащихся традиционных и Монтессори-школ, наиболее значительную разницу выявило не в академической успеваемости, а как раз в социальном интеллекте, в умении конструктивно взаимодействовать со сверстниками и в области мотивации обучения. Дети, проучившиеся несколько лет в Монтессори-классе, были существенно более успешны в этом.
Опасения, что «опасно привыкать к хорошему»
При критике Монтессори-педагогики часто упоминают, что дети с трудом адаптируются после, если им в дальнейшем приходится возвращаться в обычный класс.
Исследования показывают, что за счёт более высокой, не зависящей от внешней оценки, мотивации, внутренней дисциплинированности и самостоятельности (присущей (3), как было показано, детям, учившимся в Монтессори-школах) дети лучше справляются (4) в традиционной школе.
Можно ещё очень долго продолжать комментировать аргументы критики Монтессори-педагогики, но остановимся на тех, что уже рассмотрели. Их можно встретить чаще всего, и теперь у читателя есть немного больше информации, чтобы судить об их точности.
Источник: https://mchildren.ru/mify-o-plyusah-i-minusah-sistemy-montessori/
Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы
Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
1. Кто такая Монтессори и что это за система?
Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».
Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.
Мария Монтессори / Wikimedia Commons
После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили.
Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.
Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.
2. Что такое сенситивные периоды? Их много?
Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:
1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.
2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать коррдинацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.
3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.
4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.
5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя.
6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла.
Занятия в школе по методу Монтессори, 1913 год / Flickr (NSW State Archives)
По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.
Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место.
Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.
Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности.
Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори.
Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.
4. Что такое обучение даёт детям?
Пожалуй, одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.
Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны.
Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.
Монтессори-материалы / Shutterstock (YakyCorbalan)
В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори.
В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США — детей разбили на две группы — от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям.
Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.
5. Где этому учат?
Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.
Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет
Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет.
В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл — не прошёл, освоил — не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.
Подготовленная среда Монтессори-класса / Wikimedia Commons (Ilya WWW)
Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.
6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?
Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.
Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры — карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.
Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы
Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись
7. В чём минусы такой системы?
Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу — не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.
С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются — причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.
Монтессори-среда / Shutterstock (YakyCorbalan)
Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.
Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим — всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть — можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.
9. Где узнать про систему Монтессори больше?
Можно почитать книги самой Монтессори, а можно — её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал.
Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.
Источник: https://mel.fm/pedagogika/2310864-montessori_system
Раскрыты минусы методики Монтессори
Среди детских воспитателей и психологов многие предпочитают работать с так называемой методикой Монтессори. Попробуем разобраться, что это такое, каким детям подходят такие занятия и в чем минусы методики Монтессори.
Минусы методики Монтессори:
- Взглянем на историю.
- Чем заинтересовывает методика?
- Минусы методики Монтессори
Взглянем на историю
Взглянем на историю
Метод детского развития разработан итальянским врачом – Марией Монтессори. Она длительное время работала с группами проблемных детей, которые страдали отставанием в развитии, небольшими психическими отклонениями и отсутствием коммуникативных навыков.Наблюдая за малышами, Мария разработала методику, которая не учит ребенка, а помогает ему учиться и развиваться самостоятельно.
Она предложила проводить занятия в так называемой обучающей среде индивидуально или в небольшой группе. Малышам предлагались разнообразные упражнения в игровой форме, которые тренировали память, мышление, моторику, помогали самостоятельно развиваться, понимать, что такое хорошо и плохо, правильно и неправильно.
Методика Монтессори совершенно не похожа на наш традиционный подход к дошкольному образованию, она не нависает догмой над ребенком, а учит его развиваться самостоятельно и проявлять индивидуальность и творчество.Методика была разработана специально для детей, отстающих в развитии.
Но позже, видя несомненные плюсы, врачи приспособили ее и для обычных малышей, внеся некоторые изменения. Сейчас такой тип воспитания очень популярен во многих странах мира.
Чем заинтересовывает методика?
Чем заинтересовывает методика?
Родителей часто подкупают позитивные аспекты такого способа детского развития. Это, в принципе, неудивительно. Методика Монтессори содержит в себе много плюсов:• Развивает в детях самостоятельность. Малыши учатся сами принимать решения, искать ответы на важные вопросы, пути саморазвития и самообучения.• Формирует личность.
Она составлена таким образом, что воспитатель поддерживает любые начинания ребенка, позволяя ему искать пути самореализации и свободно выражать свое мнение по любому поводу. То есть ребенок с ранних лет учится иметь свое мнение, прислушиваться к себе и самовыражаться, то есть становится полноценной независимой личностью.• Не травмирует самооценку.
Мария Монтессори считала вредным оценивать ребенка. Она проповедовала истину, что все дети – хорошие, просто каждый по-своему. Поэтому если ваше чадо занимается в классе по такой методике, на него никогда не накричат, не осудят, не накажут. • Ребенок учится в группе согласно своим интересам, в условиях, максимально способствующих приобретению новых знаний.
• Как правило, дети в таких группах отличаются ранним развитием и высоким уровнем творчества и фантазии.
Минусы методики Монтессори
На первый взгляд, минусов в ней нет и быть не может. Но на самом деле это далеко не так. Минусы методики Монтессори связаны как с тем, что изначально она была разработана для необычных детей, так и с особенностями человеческого социума.• Она небезопасна.
В группах дети часто выполняют упражнения для улучшения мелкой моторики, то есть работают с маленькими предметами. Соответственно, если воспитатель не уследит, малыш может проглотить небольшую вещь, затолкать ее в ноздрю себе или соседу.• Она не учитывает реалий социума.
В группе малыши находятся в закрытой системе, где их хвалят и помогают раскрыться способностям. Нет осуждения, критики, конкуренции. В реальном же мире последнее – обычное поведение большинства.
То есть, попадая из группы, например, в обычный школьный класс или даже в песочницу во дворе, малыш может столкнуться с негативом, который станет для него шоком.
• Методика неудобна для непосед. Она разработана для спокойных детей, которые легко подолгу сидят на месте, любят исследовать, узнавать новое. Если же малыш не может посидеть спокойно и минуты, а после него в комнате наблюдается эффект урагана, такие занятия будут для него слишком скучными, а, соответственно, неэффективными.
Минусы методики Монтессори: видео
Источник: http://xvatit.com/vospitanie_detey/144529-raskryty-minusy-metodiki-montessori.html
Методика Монтессори: плюсы и минусы раннего развития
Методика Марии Монтессори, одна из самых популярных и широко распространенных методик нашего времени, по которой, в последние годы, занимаются чуть ли ни в каждом развивающем центре и элитном детском саду. Давайте попробуем разобраться, такая любовь к данной системе воспитания — дань моде или способ вырастить маленького гения?
Мария Монтессори – выдающийся педагог, врач и ученый, впервые применила свою методику еще в далеком 1906 году. Ее система воспитания , изначально, разрабатывалась для детей, имеющих проблемы в развитии, но настолько хорошо себя проявила, что, вскоре, ее стали использовать и для обучения здоровых детей.
Суть методики
Данная система воспитания основывается на принципе «Помоги мне это сделать самому!». Основы данной теории: самостоятельность, естественное развитие ребёнка, свобода в разумных пределах.
Мария Монтессори считала, что каждый ребенок уникальная личность, которая естественным образом стремится к постоянному познанию, и сама чувствует — что ей в данный момент больше всего нужно для развития.
Поэтому задача воспитателя в системе Монтессори, не учить ребенка, а мягко направлять к обучению.
Когда малыш сделает свой самостоятельный выбор — с чем и как играть, педагог должен самоустраниться и просто наблюдать.
Монтессори среда
Главную роль в воспитании по этой системе играет так называемая «Монтессори среда», без которой система не может существовать. Данная среда дает возможность детям развивать независимость и самостоятельность, которые и являются ключом к успеху по философии Монтессори.
Важно, чтобы класс для занятий был светлым и просторным, оформленным в спокойные тона, не отвлекающие ребенка от игры.
Мебель и оборудование в кабинете обязаны соответствовать росту ребенка, поскольку малыш должен иметь свободный доступ к любому предмету в помещении и возможность свободно перемещать их, как посчитает нужным.
Также, каждый ученик может выбирать себе любое место для занятий, с единственным условием — чтобы не мешать никому из окружающих.
Ключевые характеристики метода:
- Дети самостоятельно выбирают для себя занятие
- Модель изучения – «Обучение через открытие», малыши узнают новое не через рассказ учителя, а через работу с материалами
- В одной группе присутствуют ученики разного возраста
- Для занятий предоставляется специальный учебный материал, который разработала сама Мария Монтессори
- Занятия не прерываются и обычно длятся около 3х часов
- Ученики могут свободно передвигаться по классу
- Не смотря на внешне пассивную роль учителя, Монтессори-педагогом может быть только специально обученный человек
Как мы видим, в этой методике используется весьма интересный и не совсем традиционный подход к обучению. В связи с чем, до сих пор не утихают споры относительно его эффективности, положительных и отрицательных сторон.
Плюсы системы Монтессори:
- Малыш имеет возможность развиваться самостоятельно, без навязчивого вмешательства взрослых и в удобном лично для него темпе
- Основным принципом методики является свобода личности, поэтому вся система направлена на формирование свободного человека, который уважает и ценит свободу окружающих людей
- На занятиях запрещена критика и негативная оценка
- Ребенок обучается через игру, он увлечен процессом и обучение дается легко
- Большое внимание в методике уделяется сенсорному и сенсорно-моторному развитию учеников, что напрямую связано с умственным развитием
- В одной группе могут находится дети от 1 года до 7 лет и от 7 до 12, поэтому подгруппы внутри коллектива учеников распределяются не по возрасту, а по интересам
- Малыши имеют возможность учится у старших детей, что бывает гораздо эффективнее, чем сложные объяснения взрослых
- Старшие ученики учатся заботиться о младших
- У малышей, обучающихся в этой методике, как правило, хорошо развиты навыки самообслуживания
- Дети учатся принимать собственные решения
В системе действую доступные и понятные правила, которые пригодятся ребенку в обычной жизни:
- Не мешай другому, когда тот занят.
- Учитывай интересы других при выборе себе места для работы.
- Не шуми – это мешает другим.
- После работы все материалы убирай на свои места, вытирай лужи и грязь.
- Если материал кем-то занят, жди своей очереди или наблюдай со стороны.
Минусы методики Монтессори:
- Данная система не направлена на развитие воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков, что и является ее главным недостатком
- В методике недооценивается значение игровой деятельности в развитии ребенка. Монтессори считала, что игрушки только уводят малыша от реальной жизни и не дают никакой практической пользы. Но давно доказано, что это совсем не так, значение игры в развитии ребенка очень и очень велико
- Также автор методики недооценила и значение сказок в педагогическом процессе, заменяя их довольно сухим описанием предметов, в то время как, сказки формируют у ребенка представления о жизни, отношениях, добре и зле
- Педагог в системе Монтессори, зачастую, не имеет большого авторитета, который так привычен для нашей страны. В связи с чем, у ребенка могут возникнуть проблемы при дальнейшем обучении
- Дети, воспитанные в этой системе, привыкают получать знания не прилагая больших усилий, что может привести к тому, что, в дальнейшем, они не захотят трудится, чтобы получить результат
- Существует мнение, что, после обучения по методике Монтессори, детям сложно адаптироваться к школе, где требуется дисциплина и умение подчиняться
Как мы видим, методика Монтессори обладает весьма значительными плюсами и некоторыми весомыми минусами. Мое мнение, как психолога, относительно этой методики – все очень индивидуально и зависит от многих факторов.
Для одних детей эта система может подойти идеально, других даже не заинтересует. Решение стоит принимать исходя из личных качеств вашего малыша, если не уверены в выборе, посетите пробное занятие, понаблюдайте.
Но, в любом случае, ограничиваться только этой методикой не стоит, если вам подошла данная система, не забывайте о вышеперечисленных недостатках и компенсируйте эти пробелы дома с помощью сказок, ролевых игр, общения в других коллективах.
Ирина Лозицкая, семейный психолог.
Источник: https://blog.nils.ru/metodika-montessori-plyusy-i-minusy/