Плюсы и минусы трудового воспитания

Невозможно вырастить успешного человека, не привив ему трудолюбия. Но оно не дается нам от рождения, как основной инстинкт. Трудовым навыкам ребенка нужно учить. Родителям предстоит не просто научить малыша трудиться, а сделать так, чтобы труд стал для него источником радости.

И самый благоприятный период для этого – дошкольный возраст. Как правильно организовать трудовое воспитание дошкольников, мотивировать их, научить ценить результат своего и чужого труда? Для этого недостаточно только работы воспитателей дошкольных учреждений.

Основы трудовой деятельности ребенок получает в семье – на примере и под руководством родителей.

Плюсы и минусы трудового воспитания

Из чего состоит трудовое воспитание?

Итак, какому именно труду нужно учить малыша? Трудовое воспитание включает в себя 4 основных аспекта.

  • Самообслуживание (гигиена, одевание-раздевание, сервировка стола, приготовление несложных блюд, уборка постели, своей игровой зоны, стола после себя, уход за одеждой и обувью).
  • Хозяйственно-бытовой труд (помощь во время готовки, стирки, уборки, ухода за животными или растениями).
  • Труд на природе (уход за посадками и посевами, уборка дворовой территории).
  • Ручной труд (изготовление различных поделок).

Для каждого возраста объем этих навыков будет различен, что обусловлено общим уровнем развития ребенка: его умением управляться с предметами, выполнять просьбы, держать концентрацию внимания, не утомляться, мыслить логически и т. д. Каждый из этих видов труда дает ребенку возможность развиваться умственно и физически:

  • осваиваться в окружающем мире;
  • строить коллективные взаимоотношения;
  • быть общительным;
  • развивать память, мышление, моторику;
  • изучать предназначение и правила использования орудий труда;
  • расширять кругозор;
  • учиться самостоятельности, дисциплинированности;
  • развивать силу, ловкость, выносливость;
  • учиться уважать старших, ценить результаты труда (не только личные, но и совместные, и чужие), повышать ответственность, самооценку.

Плюсы и минусы трудового воспитания

Принципы приучения дошкольников к труду

Обучение трудовой деятельности – важный этап становления маленькой личности, ее социализации.

Основные задачи трудового воспитания:

  • привитие трудовых навыков;
  • воспитание позитивного, целостного отношения как к собственному труду, так и к труду других людей;
  • формирование умения ценить результаты труда и бережно к ним относиться;
  • формирование верных представлений о роли труда в жизни человека и обществе;
  • формирование умения строить межтрудовые отношения со сверстниками и старшими людьми;
  • развитие способностей к удовлетворению собственных потребностей;
  • формирование стремления к созидательности.

Эти качества формируются постепенно, по мере совершенствования навыков во всех видах труда.

Но как прививать эти навыки правильно? Чего при этом делать не нужно? Плюсы и минусы трудового воспитания Вот основные принципы трудового воспитания малышей дома.

  • Теория «запретного плода» не действует. С самого юного возраста ребенку свойственны попытки изучения окружающего мира, в том числе посредством личного участия. Поэтому он довольно рано начинает пробовать «взрослые» дела: «помогает» мыть посуду, вытирать пыль, подметать. Понятно, что поначалу такая помощь принесет маме только хлопоты (все будет разлито-разбито). Но, запрещая малышу таким образом проявлять участие в труде («ты еще не умеешь, ты маленький, разобьешь, насвинячишь, а мне потом убирать»), взрослые навсегда отбивают у детей желание трудиться. Не пролив и не уронив ничего, он не научится делать правильно. А получив уничижительный «от ворот поворот», не только потеряет интерес к труду, но и станет воспринимать его как что-то плохое, порицательное, потеряет веру в себя.
  • Корыстная мотивация искажает понимание труда. Часто, пытаясь мотивировать ребенка сделать что-то, взрослые начинают с ним торговаться: если сделаешь – получишь конфету (разрешим поиграть на компьютере, подарим машинку). Любви к труду это не привьет: ребенок будет механически выполнять работу, ожидая обязательного вознаграждения. Таким образом, вместо трудовых отношений в семье начинают развиваться товарно-денежные.
  • Чувство собственной важности и значимости повышает у ребенка желание трудиться. Можно поручить ему, к примеру, ухаживать за цветком на окне, объяснив, что он уже взрослый и ответственный, поэтому мама доверяет ему такое важное дело. При этом первое время работы проводят совместно, мама рассказывает и показывает ребенку все важные операции (полить, порыхлить, побрызгать, убрать желтые листья), периодически мягко напоминает об этой работе. И при любом удобном случае хвалит малыша перед посторонними: он у нас уже такой взрослый, ответственный, у него есть собственное сложное дело, и он с ним прекрасно справляется! Искренняя благодарность и восхищение взрослых заставляют ребенка гордиться своими успехами. Малыш будет чувствовать свою значимость, важность своей помощи. А значит, он сможет приучиться прикладывать усилия, чтобы испытывать от труда удовольствие.
  • Ребенку нужно чувство, что он не остается один на один со сложной задачей. Обучая его застилать постель, накрывать на стол или мыть посуду, взрослые должны всегда давать ему установку «вместе» (я всегда рядом, я помогу, у нас все получится). Нужно донести до малыша, что не уметь не стыдно, главное – стремиться, пробовать; что результат всегда будет хорошим, даже если не получится с первого раза. Настойчивость приведет к успеху. Тогда такая работа не вызовет у дошкольника чувства отторжения.
  • Труд должен давать ребенку возможность думать, исследовать, пробовать и хотеть действовать. Эти качества присутствуют в каждом ребенке, важно лишь не убить их родительской гиперопекой. Это ломает волю, отучает быть самостоятельным, ответственным.
  • В отработке навыков самообслуживания главное — следить, чтобы все процедуры выполнялись ежедневно, в должном порядке, чтобы ребенок приучался к аккуратности и соблюдению чистоты вокруг себя. Взрослые должны контролировать и помогать, а не ругать и наказывать за неумение.
  • Пример родителей. Пожалуй, самый важный из всех принципов трудового воспитания детей дошкольного возраста. Мы можем сколь угодно долго и жестко требовать от ребенка выполнения тех или иных дел. Но если при этом не подаем ему постоянный пример трудовых отношений в семье, не демонстрируем обязанностей каждого члена семьи, не проявляем аккуратности – результат всех наших «увещеваний» будет нулевым.

Важно!

Приучая ребенка к постоянным домашним трудовым обязанностям, постарайтесь донести до него следующие важные мысли.

  1. Не всегда даже взрослым приходится делать только то, что они умеют лучше всего, или то, что хочется. Часто такие обязанности выполняются потому, что нужно.
  2. В семье обязанности есть у всех: у папы – одни, у мамы – другие. В семье Ивановых папа с мамой тоже выполняют свои обязанности. Это необходимо, чтобы получить от труда что-то хорошее.
  3. К сожалению, даже взрослым часто приходится жертвовать своими желаниями, чтобы сделать по дому то, что входит в их обязанности. Это нужно, чтобы в семье все спорилось, царили чистота и уют, чтобы каждый уставал в меру сил (потому что неправильно, когда все по дому делает только мама: от постоянной усталости она может даже заболеть).

Плюсы и минусы трудового воспитания

Трудовое воспитание в игровой форме

Игра – лучшее средство развития ребенка. В игре его можно научить не только бегать или прыгать, но и думать, принимать решения, развивать речь, делать выводы, вести себя в социуме, строить коммуникации – и, конечно, трудиться.

В детском саду с дошкольниками проводят различные игры: как на познание теории, так и практические.

Первые направлены на расширение представлений дошкольников о разных профессиях, о навыках, необходимых для каждой из них, а также на умение соотносить действия людей с их профессиями, средствами и орудиями труда. К ним относятся, например, такие:

  • Кто где работает?
  • Кто это делает?
  • Кто это умеет?
  • Кто что делает?
  • Кому что нужно для работы?
  • Что сначала, а что потом?
  • Угадай, что я делаю? И др.

Вторая категория позволяет в игровой форме освоить различные практические навыки. В таких играх дети учатся трудиться, подражая взрослым:

  • водят и чинят машинки;
  • накрывают стол для кукол;
  • «готовят» в детской посуде;
  • учатся пользоваться игрушечными приборами (утюгами, духовками, стиральными машинами, пылесосами).

Дома с успехом можно использовать все эти виды игр. Кроме того, прекрасным обучением являются такие домашние «трудовые» игры:

  • кто быстрее (вытрет пыль, соберет игрушки);
  • у кого лучше получится (убрать в комнате, сложить вещи);
  • «Веселые истории» — в процессе бытовой домашней работы родители сочиняют и рассказывают детям интересные истории из «жизни» чашек и кастрюлек, гвоздей и молотков;
  • «Ревизоры»: ребенку объясняют, что сегодня качество его уборки в игровой зоне проверит его любимый мишка (кукла, зайка) — старательность малышей при этом резко повышается;
  • «Игрушечный быт» — родители вместе с детьми моют игрушечную посуду, стирают кукольные одежки, чинят сломанные игрушки и т. д.;
  • «Конкурс талантов» — соревнование между детьми (можно пригласить соседей или друзей) в рисовании, изготовлении всевозможных поделок, аппликаций. Это тренирует навыки ручного труда, развивает мелкую моторику.

Плюсы и минусы трудового воспитания

Чем старше – тем умелее

Итак, взрослея, ребенок постепенно улучшает свои трудовые навыки в результате постоянного развития. В каждом возрасте ему можно поручать определенные домашние дела: чем ребенок старше, тем сложнее могут быть эти поручения. При этом не обязательно наваливать на малыша все дела, которые он в состоянии делать. Но определенный список обязательных поручений установить нужно.

Например, в 3 года малыш в состоянии:

  • убирать по местам свои игрушки;
  • относить грязную одежду в корзину для стирки;
  • вытирать за собой разлитое;
  • помогать убрать книги (журналы);
  • вытирать пыль;
  • накладывать домашнему питомцу еду в миску.

К 4 годам к этим навыкам добавляются новые:

  • застилать свою постель;
  • убирать со стола;
  • выбрасывать мусор;
  • поливать растения;
  • готовить завтрак из молока и хлопьев;
  • складывать чистые полотенца.

В 5 лет малыш становится еще более умелым, он уже в состоянии, кроме всего перечисленного, выполнять следующие действия:

  • наливать себе воду или другое питье;
  • готовить бутерброды;
  • одеваться и завязывать шнурки;
  • помогать загружать посуду в посудомойку;
  • сортировать белье для стирки на цветное и белое;
  • помогать взрослым в уборке двора, мытье машины;
  • убирать за домашним питомцем лоток.

Шестилетний дошкольник может еще больше, ему можно поручать более сложную работу:

  • подмести мусор (в том числе во дворе);
  • доставать почту из почтового ящика;
  • помогать закладывать белье в стиральную машину и развешивать его на веревку;
  • отвечать на телефонные звонки;
  • выгуливать домашних животных;
  • работать граблями и тяпкой;
  • вешать свою одежду в шкаф;
  • чистить овощи.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – работа планомерная, систематическая, построенная на взаимодополняемости действий воспитателей и родителей. Для этого потребуется немало терпения, участия, любви. Но игра стоит свеч, ведь вырастить ребенка трудолюбивым в конечном счете значит сделать его успешным и счастливым.

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/trudovoe-vospitanie

Трудовое воспитание детей — Советы Экспертов

Трудовое воспитание детей

Труд по праву считается одним из величайших воспитателей. Вот почему трудовое воспитание малыша необходимо начинать с самых малых лет. Ведь именно в это время усилиями родителей в нем закладываются основы нравственности и уважения, в том числе к труду. Об основных аспектах трудового воспитания детей, а также о некоторых ошибках, допускаемых мамами и папами расскажет данный материал.

Плюсы и минусы трудового воспитания 

Почему так важно трудовое воспитание детей?

Вот далеко не полный список причин, по которым каждый родитель должен заняться трудовым воспитанием своего отпрыска:

— труд влияет на развитие умственных способностей;
— труд делает ребенка развитым физически;
— в малыше формируется чувство товарищества, коллективизма;
— формируются основные навыки совместной работы;
— развивается творческое начало;
— развивается уважение к результатам своего труда, а также окружающим людям;
— формируются основные навыки самообслуживания;
— возникает чувство приносимой окружающему миру пользы и т.д.

Плюсы и минусы трудового воспитания 

С чего начать приучать свое чадо к труду?

Плюсы и минусы трудового воспитанияРазумеется, каждый родитель сам решает, как ответить на этот вопрос. Ведь в каждой семье сформирован свой индивидуальный подход к решению этой задачи. Однако, есть ряд принципов и положений, которые являются в этом деле основополагающими:

— демонстрация ребенку собственного положительного примера;
— поощрение его трудовых успехов;
— регулярность таких «занятий» и т.д.

Не нужно думать, что ребенок еще слишком мал для приобщения его к труду. Развиваться в этом направлении ему нужно помогать еще на этапе приучения к самообслуживанию. Непременно нужно научить ребенка самостоятельно снимать носочки, расстегивать пуговицы, молнии и т.д.

Постепенно такие действия будут приобретать большую сложность: ребенок научится сам раздеваться, умываться. Разумеется, на первых порах малышу не обойтись без участия мамы и папы. То же относится и к моменту, когда ребенок  начнет самостоятельно кушать.

Лучше всего навыки подобного типа усваиваются в игровой форме. Обычно дети приходят в восторг, когда их просят умыть куколку, накормить ее или уложить спать. Можно сочетать такие занятия с забавными стихами-потешками или песенками.

Таким же нехитрым способом можно приучить ребенка убирать за собой игровое место, постель после сна.

Плюсы и минусы трудового воспитанияОтдельно необходимо отметить важность поощрения позитивных действий ребенка. При этом важно, чтобы похвала был регулярной и носила нематериальный характер. Не надо обещать завалить ребенка подарками за малейший успех. Так он будет считать, что это нужно не ему, а родителям. Лучший вариант – похвала в словесной форме. При этом нужно отметить именно личные качества малыша.

Подводя итог, можно отметить, что лишь регулярные трудовые «уроки» приблизят малыша и его родителей к намеченной цели. От мамы с папой же зависит, насколько интересными, посильными и безопасными будут такие занятия.

Источник: https://blog.tobox.ru/trudovoe-vospitanie-detey/

Зачем нужно трудовое воспитание?

Плюсы и минусы трудового воспитанияВажность трудового воспитания детей дошкольного возраста отмечали ещё В.А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и А.С. Макаренко. Современная педагогическая наука полностью с ними согласна, ставя этот вид воспитания наравне с патриотическим или нравственным. Надеемся, что советы и рекомендаПлюсы и минусы трудового воспитанияции этой статьи окажутся нужными вами и помогут воспитать ребёнка достойным человеком и гражданином своей страны.

Труд – неотъемлемая часть жизни человека, и обойти его при воспитании ребёнка невозможно. Более того, обходить и не нужно. Посильный труд не только готовит детей к будущему участию в семейной и общественной деятельности, но и служит важным средством, стимулирующим умственное развитие ребёнка, укрепляющим его здоровье и готовящим его к школьной жизни.

Что могут делать дошкольники?

Ребёнок до 7 лет далеко не так беспомощен, как считают некоторые родители. Разумеется, никто не требует от современного городского ребёнка полноценной работы, как в старину – но минимальную работу по дому дошкольник вполне может делать самостоятельно. Нет ничего страшного в том, чтобы он:

  • самостоятельно заправлял свою кровать;
  • аккуратно складывал одежду и свои игрушки;
  • помогал родителям готовить еду, и т.д.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста станет куда эффективнее, если ребёнок сможет сам увидеть результаты своего труда и почувствует хоть в небольшой мере свою самостоятельность.

Правила труда для детей

Конечно, нельзя давать советы, пригодные для любого ребёнка – все они разные. Но есть полезные советы и рекомендации, которыми могут руководствоваться все родители:

  • Труд должен быть посилен и безопасен. Ни в коем случае нельзя требовать от детей, чтобы они поднимали тяжёлые предметы, работали с едкими и ядовитыми веществами (чистящими средствами, полиролями, инсектицидами и т.п.), если ребёнок не очень уверенно владеет ножом – нельзя доверять ему чистить овощи, и т. п.
  • К труду нельзя принуждать. Ребёнок может что-то сделать из-под палки, но это – наилучший способ заставить дошкольника возненавидеть любую работу.
  • Критиковать следует как можно аккуратнее, ни в коем случае не обижая ребёнка. Даже если он серьёзно ошибся и испортил какую-то вещь, следует спокойно объяснить ему, почему он не прав, а не спешить с руганью и обвинениями.
  • Не забывайте благодарить за сделанную работу.

Наблюдение за трудом взрослых

Вернейшее средство воспитания – это личный пример. Рекомендации всех педагогов сходятся в одном: наилучший способ трудового воспитания детей дошкольного возраста – это совместный труд, когда дети по мере сил участвуют в общей работе, наблюдая за работой взрослых и по мере сил помогая им.

{lang: 'ru'}

Share this post for your friends:

↑Как установить такие кнопки?↑

Источник: https://sovety-tut.ru/dom-i-semia/trudovoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta

Детский труд: плюсы и минусы

С возвращением капитализма все более привычным для нас становится и детский труд.

Дети охотно помогают по работе родителям, находят подработку в школе или в близлежащих фирмах, а то и берутся помогать за плату одноклассникам. Для них это нормально.

Но вот родителей, привычных к советским реалиям, рвение детей беспокоит. Хорошо или плохо то, что дети стремятся зарабатывать еще со школьной скамьи?

Если родителям удастся мягко и незаметно контролировать детский труд, то хорошо, потому что…

Плюсы и минусы трудового воспитания

  • 2) Он привыкает планировать свои расходы, отказываясь от лишнего, и правильно распределять время.
  • 3) Необходимость выполнить работу качественно и в срок приучает его к ответственности, а принцип «как потопаешь, так и полопаешь» — к инициативности и трудолюбию.
  • 4) Собственный заработок дает основание уважать себя и повышает рейтинг подростка в глазах сверстников.
  • Если же взрослые не в состоянии проследить за трудовыми «подвигами» отпрыска, могут возникнуть проблемы, потому что…
  • 1) Излишняя зацикленность на деньгах может привести к развитию у ребенка расчетливости.

2) Не всегда известно, на что ребенок тратит заработанные деньги. Он вполне может потратить их на то, что запрещают покупать родители.

3) В погоне за заработком он может ввязаться в какое-нибудь сомнительное занятие.

4) Может случиться и так, что ребенок все свободное время посвятит работе, забросив учебу и домашние дела.

Это плохо еще и потому, что длительный монотонный труд вредит детскому здоровью, и поможет разве что уникальная гимнастика мозга, а именно кинезиология для детей. На сайте rusmpak.com, можно узнать более подробную информацию об этом методе лечения.

Таким образом, заработок для школьника-подростка оказывается своеобразным испытанием на прочность.

Поэтому, когда ребенок изъявляет желание работать, заранее обговорите с ним все спорные моменты: чем именно, как и в какие часы он планирует заняться, на что собирается потратить заработанное.

Предупредите его о том, что на работу будет наложен запрет, если из-за нее пострадают учеба или здоровье ребенка.

Конечно, трудовая деятельность детей требует особого внимания от родителей. Но при условии тактичного и в меру строгого подхода к организации детского труда это может быть хорошим жизненным опытом для ребенка и отличным поводом пообщаться и еще больше сблизиться с чадом – для взрослых.

Источник: http://ljob.ru/main/career/detskiy-trud-plyusy-i-minusy

1.2.Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста — Трудовое воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Плюсы и минусы трудового воспитанияТрудовое воспитание
— важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется,
трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к
материальным результатам. Главная цель труда — в его воспитательном влиянии на
личность ребенка.

Особое значение Н. К. Крупская придавала объединению
детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить,—
это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше
всего силы ребенка». Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности
детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой. А. С.
Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов
бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность,
ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Дети,
которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других
людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи. Как и
Н. К. Крупская, А. С. Макаренко особое значение придавал коллективному детскому
труду, в котором возникает взаимная ответственность участников. «Совместное
трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их
взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение
человека друг к другу,— писал он.— Это правильное отношение состоит не только в
том, что каждый человек отдает свои силы обществу, но и в том, что он и от
других требует того же, что он не хочет рядом с собой переносить жизнь
дармоеда». В работах А. С. Макаренко содержатся рекомендации об организации
труда детей с постепенным усложнением его содержания, повышением уровня требований
к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых
обязанностей детей в семье, участия их в общих заботах. Советская дошкольная
педагогика разрабатывает проблемы воспитания детей в труде, следуя основным
принципам трудового воспитания, обоснованным Н. К. Крупской и А. С. Макаренко.[5,
с.  99]

Разумно организованный труд укрепляет физические
силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш
все лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает существенное влияние и
на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы,
активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности и  тренирует память.

Труд развивает мышление —
ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он
имеет дело. Ухаживая  за растениями — здесь
важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок
поливает, рыхлит почву. [6, с. 331]Намечая известную последовательность
действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности.

В
процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и
орудиях труда, их назначении и использовании. Особенно важна роль трудовой
деятельности в нравственном воспитании.

Воспитательный характер труда отмечали
прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием
существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и
первой жизненной потребностью здорового организма.

В труде воспитываются
устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается
инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу.
Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные
коллективистические навыки — умение сообща и дружно работать, помогать друг
другу в работе.[7, с. 189]   

  •  По содержанию
    детский труд можно разделить на несколько видов:
  • ·    
    хозяйственно-бытовой труд:
    самообслуживание, уход за помещением и вещами, помощь взрослым в приготовлении
    пищи;
  • ·    
    труд «в природе»: выращивание комнатных
    растений, посевы и посадки в цветнике, на огороде, в саду, уход за домашними
    животными;
  • ·    
    ручной труд (с элементами
    конструирования): изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона,
    из природного материала, работа по дереву.

·    
самообслуживание.[8, с. 112]

Самообслуживание направлено на уход за собой
(умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.
п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде
всего, в ее жизненной необходимости.

В силу ежедневной повторяемости действий
навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает
осознаваться как обязанность.

В младшем дошкольном возрасте самообслуживание
связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры
пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их
планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков,
порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия.

Однако уже у
этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь
аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности,
формирует привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от него терпения,
настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных
усилиях.

Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с
каждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его
положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и ее частей,
необходимые действия, он расширяет словарь детей. Они ощущают заботу о себе,
проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим

 В среднем
дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот
вид труда становится их постоянной обязанностью.

Усложнение воспитательных
задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному
поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это.

Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за
помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.[9, с. 162]

В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые
навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы,
связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач:
формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в
окружении сверстников.

Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи,
с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих.

Воспитатель на
конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других:
посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при
умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы
приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись
вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо,
и т. п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность,
уважительное отношение к окружающим.[10, с. 173]

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в
повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими
видами их трудовой деятельности и не столь заметны.

Этот труд направлен ни
поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при
организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка
в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому
заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к
сверстникам.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей
элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить
в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать
снег со скамеек и т. д.

Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового
участия детей: «Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!»,
«Ирочка — заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!»
Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют
формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

В средней группе содержание хозяйственно-бытового
труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все
необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли,
подметают дорожки на участке и т. д. 
Используя их возможности и учитывая их сформированные навыки, педагог
приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает
самостоятельность и активную  инициативу
в выполнении порученных дел.

 В старших
группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по
содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные
обязанности дежурных.  Дети поддерживают
чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь
малышам.

Особенность хозяйственно-бытового труда старших
дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать
необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после
работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему
результату, доброжелательно относятся к сверстникам. [11, с. 243]

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе
за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в
цветнике.

Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности,
воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

Он
помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования
движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

В младших группах дети с помощью взрослых кормят
рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные
семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают
зимующих птиц.

Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их
части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь,
активизирует его. Дети рассматривают растения («Покажи, где листочки маленькие,
а где большие»; «Понюхай цветок»; «Посчитай, сколько распустилось цветков» и т.

п.). Педагог разъясняет необходимость ухода за растениями и животными.

В средней группе труд усложняется. Дети сами
поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи
(сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят
корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур).

Педагог разъясняет, какой
корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить.
Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети
начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных
от качества ухода, свою ответственность за них.

Растет заботливость, внимание к
обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей.[12, с. 195]

Для старшей группы в уголке природы помещаются
растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются
различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд
более систематическим.  Увеличивается и
объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора,
сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю.

С помощью воспитателя
дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде
и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для
подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за
ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать
растения по характерным признакам, листьям, семенам.

Это расширяет их
представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним. В
подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать
связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются
начала материалистического понимания природных явлений.

Расширяются сведения о
растениях и животных, о приемах ухода за обитателями живого уголка. Повышается
самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют
необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на
огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук
и другая зелень.

Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования,
выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается уход за
животными в уголке природы (птицами, белкой, кроликами, голубями, лягушкой,
ящерицей и т. д.). У детей повышается ответственность за состояние живого
уголка, огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость.

Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи
для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую
комнату.

Ручной труд — изготовление предметов из
разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек,
желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового
материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т,
п. — осуществляется в старших группах детского сада.

Дети изготавливают
необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики,
мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям.

Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей
оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им
удовольствие.

Таким образом, все это оказывает большое
воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и
нравственно-волевые качества.[13, с. 261]

Источник: https://www.sites.google.com/site/e45bd3426/a2/a2-2

Трудовое воспитание в педагогике

Определение 1

Труд – это основной источник материального и духовного обогащения общества.

Трудиться должен каждый человек в обществе, поскольку труд – это основа воспитания личности. Если человек продолжительно и продуктивно трудится, тогда он может свои наработанные навыки применить в любой деятельности. Вот почему трудовое воспитание определяется, как главная составляющая воспитательного процесса.

Функции трудового воспитания

Педагогическая наука долгие годы исследовала трудовое воспитание.

Определение 2

Можно выделить следующие функции трудового воспитания:

  1. Положительное влияние на физическое развитие личности (особенно, если труд выполняется на свежем воздухе);
  2. Развитие умственных способностей личности;
  3. Труд играет важную роль в воспитании нравственности;
  4. Повышает личностную самооценку (в процессе труда человек понимает, насколько он важен для развития общества, осознает общественный долг);
  5. Налаживание товарищеских и коллективных взаимоотношений (в процессе труда человек учится коллективной работе, а также распределять обязанности между коллегами);
  6. Помогает выбрать профессию, определить склонности к определенному виду деятельности.

Для воспитателей важна организация трудовой деятельности в разнообразных направлениях. Это помогает ученикам попробовать свои силы в каком-то деле и правильно определиться с будущей профессией.

Понятие трудолюбия

Определение 3

Основная цель трудового воспитания – это выработка у воспитанников любви к трудовой деятельности, желания к регулярному повышению качества труда, активному жизненному участию и пр.

Положительное отношение к труду достигается при помощи таких методов, как убеждение, разъяснение и упражнение. Постоянные упражнения приводят к отличным результатам, а это доставляет человеку радость и желание еще больше трудиться. Таким образом формируется трудолюбие. Следующие элементы определяют трудолюбие:

  • Мотивация к труду;
  • Способность трудиться;
  • Сила воли для преодоления трудностей, которые могут возникнуть в трудовом процессе;
  • Сознательное выполнение труда для себя и общества в целом.

Большая часть трудового воспитания приходится на школьную пору. В школе есть множество видов трудовой деятельности. Основная из них – это собственная забота, т.е. гигиена учебных принадлежностей, личная гигиена, чистота окружающей среды. На уроках труда в соответствии со школьной программой осуществляется специально организованный труд.

Пример 1

Будучи в младшем школьном возрасте дети выполняют поделки, аппликации, гербарии, рисунки и т.д. Старшеклассники делают полезные вещи для школы и быта (кормушки для птиц). Дети заботятся о питомцах живого уголка, ухаживают за растениями. Ученики старших классов также занимаются уборкой пришкольных участков, озеленением улиц, помогают в организации праздников и пр.

В развитии навыков и потребностей трудовой деятельности в самом раннем возрасте имеет важное значение семья.

Еще с детства ребенок приучается к труду, обладает какими-то собственными обязанностями (убирает за собой игрушки, следит за чистотой одежды, лица, рук).

Ведь именно с раннего возраста человек учится аккуратно относиться к результатам собственного и чужого труда, так как понимает, что для этого были затрачены определенные усилия.

Со вступлением в школьную жизнь сфера трудовой деятельности расширяется, где в общем-то появляются и противоречия. Противоречие возникает из-за различия школьного и домашнего труда. Однако интерес к труду у ребенка повышается с увеличением многообразия видов трудовой деятельности.

Выделяют следующие способы организации труда в современных образовательных учреждениях:

  • Индивидуальные поручения, способствующие развитию бережливости и трудолюбия у ребенка;
  • Организация производственных кооперативов с возможностью реально зарабатывать;
  • Формирование и поддержание трудовых обычаев в школе;
  • Создание постоянных и временных объединений, нацеленных на осуществление конкретной работы.

Определение 4

Трудовое воспитание – это определение в педагогике, которое означает задействование учащихся в различных видах труда, полезного для общества. Целью трудового воспитания является передача ученикам трудовых навыков и способностей, развитие творческого мышления и любви к труду.

Определение 5

Задача трудового воспитания – это осуществление начального профессионального образования, выработка трудолюбия, а также прочих нравственных качеств, положительного отношения к труду и его результатам.

Трудовое воспитание прививает уважение к труду и трудящимся людям.

В процессе трудового воспитания ученики ознакамливаются с базой сельскохозяйственного современного и промышленного производства, транспортной, строительной отраслями.

Труд играет важную роль в профессиональной подготовке детей, поскольку побуждает к сознательному выбору профессии, исходя из индивидуальных способностей и навыков.

На сегодняшний день отмечено, что школьная молодежь проявляет нежелание трудиться, оказывает ленивое и пренебрежительное отношение к труду, халатность и несерьезность.

Это происходит под воздействием обострившихся противоречий, которые порождают негативные явления. Школьники неохотно выполняют поручения, поскольку их труд примитивен и не разнообразен. Однако это поправимо.

Для этого нужно постараться организовать для учащихся общественно полезный труд, проявлять экономическое воспитание.

Система трудового воспитания

Разные виды физической и интеллектуальной деятельности, развитое техническое мышление, положительное отношение к труду, общение в трудовом коллективе – все это основополагающие механизмы осуществления трудового воспитания.

Мыслительная трудовая деятельность формирует у ребенка творческие посылы, самоотдачу, творческое отношение к труду.

Техническое мышление необходимо для накопления технологических знаний и опыта при организации эффективного труда, а также для оценки результатов собственной трудовой деятельности.

Трудовая деятельность определяет у обучающихся навыки, умения, привычки к трудовому усилию и преодолению физического напряжения.

Отношение к труду выражается следствием организованной деятельности труда. Основные виды трудовой деятельности детей составляют структуру трудового воспитания.

При этом на первом месте стоит учебный труд, поскольку интеллектуальный труд – это один из самых тяжелых.

Детям нужно помогать полюбить труд, чтобы они почувствовали свою потребность в нем. Ребенок должен осознавать, что труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои зарождающиеся таланты и ознаменовать день ещё одним полезным и добрым делом. Это должен знать и понимать каждый ученик.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/trudovoe-vospitanie/

Актуальность трудового воспитания в современной школе

  • Актуальность трудового воспитания в современной школе
  • Головко Мария Николаевна
  • студент IVкурса, кафедра немецкого языка НИУ «БелГУ», г. Белгород
  • E-mail: gol-marya-talk@yandex.ru
  • Михайлова Дарья Ивановна
  • научный руководитель, ассистент кафедры педагогики НИУ «БелГУ», г. Белгород
  • Трудовое воспитание —
  • это, образно говоря,
  • гармония трёх понятий:
  • надо, трудно и прекрасно.

Сухомлинский В.А.

В связи с приоритетом воспитания в концепции современной школы возрастает роль трудового воспитания.

Труд осознаётся людьми как целесообразная, сознательная, физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные силы.

Воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у учащихся в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности [3, c. 306, 307].

В работах учёных-педагогов труду, как средству, воспитания отводится важное место. В.А.

 Сухомлинский указывал на облагораживающую силу труда: «Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком» [6, c. 134]. А.С.

 Макаренко говорил о важности творческого труда: «Научить творческому труду — особая задача воспитателя.

Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта» [4, c. 228]. По мнению К.Д. Ушинского «воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой — внушить ему неутомимую жажду труда» [7].

Трудовое воспитание способствует не только физическому, но и нравственному воспитанию и развитию личности: развивает такие качества как любовь к труду (трудолюбие), уважение к результатам труда (как собственного, так и чужого), скромность, терпение и целеустремлённость; формирует положительное отношение к труду, как жизненно необходимому процессу (потребность в труде). Испытать радость труда школьники смогут, ощутив его общественную значимость. Поэтому именно общественно-полезный труд занимает в системе школьного воспитания главное место. Он включает в себя такие виды деятельности, как, например, помощь ветеранам войны, инвалидам и больным. Известны примеры, когда некоторые школы успешно организуют отправку в дома для престарелых консервации, заготовленной школьниками на уроках технологии и т. п. Также к общественно-полезной деятельности относится забота об окружающей среде: сбор макулатуры, участие в городских субботниках по уборке мусора в парках и т. д. Роль таких мероприятий трудно переоценить. Однако даже элементарная помощь школе, такая как подклейка книг в библиотеке или работа на пришкольном участке могут иметь положительный воспитательный эффект, если дети будут выполнять эти поручения не ради вознаграждения, а из чувства морального долга [3, с. 313]. Такая работа будет полезна для ребёнка и доставит ему радость.

В системе образования на сегодняшний день остро стоит вопрос о нехватке квалифицированных рабочих кадров на рынке труда.

В этом плане трудовое воспитание, и сопутствующая ему грамотная профессиональная ориентация может повысить среди школьников интерес к рабочим специальностям (на основании сформированного у детей положительного отношения к труду).

Ведь непопулярность рабочих специальностей кроется не только в их низкой оплачиваемости (что тоже в действительности не всегда так): причина заключается в изначально несформированном отношении к труду у ребёнка, или неправильно сформированном.

Боязнь и неприятие трудового усилия — проблема не новая для педагогики. Вот что думает по этому поводу А.С.

 Макаренко: «Такое отношение к труду возможно только тогда, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть хоть какой-нибудь смысл» [4, с. 228]. То есть задачей педагога является привитие ученикам ориентировки, прежде всего, на результат труда, а не на его внешнюю форму: при осознании полезности работы легче переносить её кажущуюся неприятность. Достичь этого можно правильной организацией труда, о чём пойдет речь ниже.

Не следует забывать о трудовом воспитании, как элементе социализации.А.С.

 Макаренко говорит о социальной значимости труда следующее: «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу» [4, с. 228].

С помощью трудового воспитания можно сформировать более крепкие связи в коллективе и тем самым развить самостоятельность детей, их личную и групповую ответственность, личную инициативу. Современное общество не мыслит себя без активной творческой личности, способной к сотрудничеству и работе в коллективе.

Проблема трудового воспитания также актуальна на современном этапе интегрированного обучения. Трудовое воспитание в коррекционно-педагогической работе учитывает психические особенности ребёнка, степень его девиации и педагогической запущенности [2, с. 212].

Трудовая деятельность для детей с отклонениями или задержкой в развитии более доступна, чем учебная, в силу особенностей их психики и интеллекта. Очень часто именно в ней они стремятся реализоваться и почувствовать свою полезность и нужность, как для сверстников, так и для взрослых.

Поэтому при коррекционной работе труд (как процесс и как школьный предмет) может являться одним из главных средств не только физического и психического развития детей с отклонениями, но и их социализации.

И, наконец, развитие творческих способностей детейтакже возможно, благодаря трудовому воспитанию: многообразие способов выполнения трудового поручения (задания) и предоставление ученикам своды в выборе такого способа способствует их творческому развитию.

Как показывает опыт, в некоторых семьях детей намеренно ограждают от выполнения каких-либо трудовых поручений. В результате оберегания от обслуживающего труда, как от «третьесортного», дети вырастают неподготовленными к трудовой деятельности на бытовом уровне, не самостоятельными и неспособными к элементарному самообслуживанию.

Поэтому бытовой труд в школе не менее важен, чем общественно-полезный и может обеспечить развитие трудовых навыков у всех учащихся.

Этого можно достичь путём привлечения школьников к самообслуживающей деятельности в школе: уборке помещений, подготовке классной комнаты к занятиям, дежурству в столовой, раздевалке, уборке мусора на школьной территории [3, с. 314].

Обратимся к организации трудовой деятельности, которая является важным аспектом успешного трудового воспитания. Первейшее условие нравственной привлекательности, эстетичности трудовых действий — четкая организация труда и рабочего места [3, с. 319].

Однако заметим, что в рамках школы, на сегодняшний день, процесс организации трудовой деятельности затрудняют некоторые факторы. Во-первых: возрастающая учебная нагрузка, и как следствие повышенная утомляемость детей.

Во-вторых: рост количества детей с хроническими заболеваниями, в том числе аллергическим, которым некоторые виды трудовой деятельности частично или полностью противопоказаны.

Поэтому при организации трудовой деятельности следует учитывать индивидуальные особенности детей и осуществлять подбор поручений в соответствии с ними. Никто не должен оставаться без работы.

Каждый этап трудовой деятельности является значимым в воспитательном плане. От умения поставить цель зависит качество выполняемой работы, у детей пробуждается интерес к ней (мотивация).

Этап подготовкик работе является не менее важным. На этом этапе у детей развиваются навыки простого сотрудничества, распределения общей работы между ее участниками, то есть, умение планировать работу [6, с. 45].

Навык простого сотрудничества предполагает, что дети могут работать в паре друг с другом, присматриваться, кто нуждается в помощи и пытаться совместно оценивать результаты труда. Он формируется, как правило, в младшем школьном возрасте, за ним следует более сложный навык: совместное планирование работы.

На этапе формирования этого навыка важна уже слаженная работа детского коллектива, поручения и инструментарий усложняются. В ходе распределения заданий уже можно предоставить больше самостоятельности детям, что учит их слаженной работе в коллективе. Однако следить за справедливостью распределения объёма работы должен педагог.

Именно его труд, как организатора, развивает активность и инициативность школьников, ответственность за результат труда [3, с. 315].

По окончании работы обязательным является уборка оборудования и инструментария. Это также важный навык, при формировании которого развивается аккуратное и бережное отношение к инструментам, оборудованию, умению содержать в порядке рабочее место [1, с. 26].

Также, по завершении работы, педагог не забывает подчеркнуть, благодаря чему достигнут хороший результат: раскрывает связь между качеством результата и тщательной подготовкой к выполнению задания, порядком его выполнения с организацией рабочего места.

Полезно к оценке работы привлекать и самого ребёнка. Это позволяет учить его видеть причину успеха в овладенииорганизационными навыками и не удачи при их отсутствии.

Если ребенок стремится всякий раз начинать свою работу с тщательной подготовки, он легко овладевает навыками организации труда [1, с. 28].

Как мы видим трудовое воспитание является значимой частью общей системы воспитания, и не теряет своей актуальности на протяжении всей истории педагогики. Опыт отечественных педагогов в сфере трудового воспитания актуален и в наши дни.

Эффективность и результативность трудового воспитания в школе во многом зависит от педагога, его организаторских способностей и личностных качеств.

Перед ним стоит сложная задача: педагогически целесообразно сочетать свою руководящую роль, как организатора процесса труда, с самостоятельностью школьников, ученическим самоуправлением, активизацией учащихся в труде и общественной деятельности.

Не только учителя труда, но и классные руководители, которые сопровождают учеников на протяжении длительного времени, могут способствовать развитию трудовых навыков детей, тем самым не только подготавливая их к будущей жизни, но и способствуя развитию их нравственных качеств и творчества.

Список литературы:

  1. Буре Р.С. Година Г.Н. Учите детей трудиться. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие. М.: «Академия», 2010. — 272 с.
  3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. М.: Юрайт, 1999. — 523 с.
  4. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — 304 с.
  5. Содержание трудового воспитания школьников / Под ред. А.Я. Журкиной, И.И. Зарецкой. М.: Педагогика, 1989. — 144 с.
  6. Сухомлинский В.А. О воспитании. / Сост. С. Соловейчик. М.: Изд-во политической литературы, 1988. — 269 с.
  7. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении Собрание сочинений. М.: 1974. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.biografia.ru/arhiv/470.html

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/viii/31538

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector