Президентская республика: плюсы и минусы формы правления

Президентская республика: плюсы и минусы формы правления

Обозначить плюсы и минусы такой формы правления, как президентская республика- это не простая задача. Следует понимать, что не существует идеальной формы правления государством, такой, при которой не было бы слабых мест, не было бы минусов. Нет, в каждой из них есть и положительные характеристики и отрицательные.

Поэтому довольно сложно рассуждать на тему, какая форма правления лучше, монархическая или республиканская, парламентская монархия или президентская республика. Всегда есть те, кто страдает от господствующей формы правления. Поэтому, раскрывая нашу тему, нельзя говорить лишь о положительных или лишь об отрицательных сторонах президентской республики, ибо одного без другого не бывает.

Вместе с тем, президентская республика имеет некоторое отличие от иных форм правления.

Примечательным является то, что избрание президента и формирование правительства происходит внепарламентским методом, из чего следует, что президент имеет довольно обширные права, ибо он назначает председателя правительства или вовсе сам его возглавляет.

Тем не менее, прежде чем раскрыть положительные и отрицательные стороны этого строя, выяснить плюсы и минусы президентской республики, следует сначала обозначить что эта форма правления из себя представляет.

Президентская республика: плюсы и минусы формы правления

Президент России

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Иными словами, президент соединяет в своих руках полномочия главы государства и главы правительства.

Соответственно, права президента не ограничиваются решением правительства, что дает ему больше власти.

Вместе с тем, существует четкое разделение власти исполнительной, находящейся в руках президента, и власти законодательной, в руках парламента, от чего ее еще называют дуалистической республикой.

Еще одной особенностью президентской республики является то, что, как уже было сказано, президент обладает большей властью, по сравнению с парламентской республикой.

Однако он лишен права роспуска парламента, а парламент не может выразить недоверие правительству( хоть и может сместить президента путем процедуры импичмента). Этим и обусловлена четкая граница двух властей. Президентская республика впервые появилась в 1787 г.

в Соединенных штатах Америки. Затем ее приняли большинство республик латинской Америки и Африки.

Минусы

К минусам можно отнести следующее:

  • Вероятность диктатуры.
  • Вместе с тем нельзя не учитывать, что в рамках президентской респуб­лики возрастает опасность противостояния законодательной и испол­нительной ветвей власти, особенно когда, как это нередко бывает на практике, избранный народом президент представляет одну партию, а большинство депутатов парламента принадлежат к другой партии или блоку партий. Последняя ситуация не раз складывалась в зарубежных странах, а сегодня имеет место, например, как в США, так и в России.
  • Зависимость политической системы от одного человека и от его физических качеств. Следует так же указать, что существуют разновидности президентских республик, такие как суперпрезидентская республика, в которой президент имеет огромные полномочия. Чаще всего человек в таком случае становится президентом в результате государственного переворота. Так же есть Североамериканская президентская республика, где президент назначает министров по согласованию с парламентом, и латиноамериканская, где президент самостоятельно назначает кабинет министров.

Характеристика

Формы правления, политические режимы и системы

Портал:Политика · править

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Источник: https://975-975.ru/smeshannaya-respublika/

Полномочия президента смешанной республики — Доброе дело

Президентская республика: плюсы и минусы формы правления

  • принятие Конституций (Уставов), законов субъектов РФ, внесение поправок и дополнений к ним; контроль за их исполнением натерритории субъекта РФ;
  • установление системы государственных органов

    субъектов РФ и порядка их формирования;

  • административно-территориальное устройство субъектов федерации;

  • обеспечение деятельности органов местного

    самоуправления и др.

    • Специфика
      российского федерализма вполне допускает
      наличие субъектов, построенных как по
      территориальному, так и по национальному
      признаку, разумеется, при условии их
    • конституционного равноправия.
    • Все
      субъекты РФ равны во взаимоотношениях
      с федеральными органами государственной
    • власти.

    https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

    1. Один
      из основных принципов государственного
      устройства России – это равенство всех
      субъектов федерации. Однако в правовом
      статусе различных видов субъектов РФ
      существуют некоторые особенности,
      отражающиеся прежде всего в Конституции
      РФ, Конституциях республик и Уставах
    2. иных субъектов федерации.
    3. Специфика
      этого вида субъектов РФ заключается в
      том, что Конституция РФ определяет их
      как государства. И действительно,
      республики по своему статусу в большей
      степени, чем иные субъекты, приближены
    4. к государству.
    1. Территория республики не может быть изменена без её согласия; республика имеет своего главу государства – часто он называется Президентом, свой высший законодательный представительный орган – парламент, высший исполнительный орган – правительство, Конституцию – основной

      закон республики.

    2. В республике издаются (в пределах её компетенции) республиканские законы,

      иные нормативные акты.

    3. Для республик характерно наличие второго официального языка, которым наряду с русским является, как правило, язык

      титульной нации.

    4. Имеется гражданство республики, а также столица,

      гимн, герб, флаг.

    5. Однако республика не имеет право выхода из состава РФ, не может иметь своей армии, денежной единицы, её участие в межгосударственных отношениях не должно противоречить принципам внешней политики, определяемым федеральными

      органами.

    1. Края, области, города федерального значения имеют территорию, которая не может быть изменена без их согласия, свой флаг, герб, своих представителей в федеральных

      органах государственной власти.

    2. Они принимают свой устав, закон.

    3. Формируют свои представительные органы законодательной власти, органы исполнительной власти (правительство,

      администрация).

    4. Нет института президентства, глава этих субъектов именуется либо губернатором,

      либо мэром (Москва).

    5. Нет официальной столицы – а лишь

      административно-политический центр.

    6. Отличительной чертой статуса этих субъектов является возможность вхождения в его состав другого субъекта РФ (автономного округа

      или автономной области).

    Парламентские республики: список стран

    Государство, как правовой механизм, обладает рядом характеристик, среди которых особо выделяется форма правления. Данная категория подразумевает под собой наличие двух крупных разделов – монархий и республик.

    Категория «Республика», в свою очередь, делится на парламентскую, президентскую и смешанную. Смешанная республика – это неоднозначная форма правления, изучение которой требует особого внимания. И для того, чтобы понять, что же она собой представляет, необходимо рассмотреть её основные признаки и виды.

    Что собой представляет смешанная республика?

    Республика, как форма правления, определяется опосредованной властью народа страны. Это обозначает, что все высшие органы государственной власти (Парламент и Президент) избираются гражданами страны. Однако в зависимости от того, кто формирует правительство, зависит и тип республики. Среди них выделяется смешанная республика.

    Данная категория наиболее характерна для государств переходного политического режима, но может встречаться и в странах с устойчивыми демократическими традициями.

    Наиболее характерными признаками смешанной республики являются:

    Источник: https://auto-omega.ru/yurist/obem-polnomochiy-smeshannoy-respublike/

    Президентская республика

    • Министерство образования и 
      науки РФ
    • Государственный Университет 
      Управления
    • Реферат
    •  по дисциплине «Правоведение»
    • на тему:
    • «Президентская республика»
    • Выполнил:

    Морозов А.И.

    Проверила:

    Питрюк А.В.

    1. г. Москва, 2013
    2. Содержание
    3. Введение
    4. 1. Понятие президентской республики и ее основные сущности
    5. 2. Президентская республика 
      на примере стран мира
    6. 3. Плюсы президентской 
      республики
    7. 4. Минусы президентской 
      республики
    8. 5. Заключение
    9. Список использованных источников
    10. Введение

    Чтобы получить исчерпывающую 
    характеристику конкретного государства 
    как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди 
    них важнейшие.  К числу последних 
    можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря,  форму правления.

    Эту сторону формы 
    государства определяют структура 
    и полномочия высших органов государственной 
    власти страны, порядок их образования 
    и взаимоотношений между собой и степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.

    Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства.

    Это не просто теоретическая, абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.

    • 1. Понятие президентской республики и ее основные сущности
    • Президентская республика —  одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
    •  Наиболее характерные 
      черты президентской республики :
    • •        внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
    • •        ответственность правительства 
      перед президентом, а не перед 
      парламентом;
    • •        более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

    В президентской (лат. presidents- букв.

    сидящий впереди) республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства — президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных  республиках.

    Однако в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность 
    установления авторитарного режима в виде диктатуры, означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти, приостановление деятельности политической партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан. Чтобы избежать этого существует сложная система взаимоотношения между ветвями власти, которая строятся на базе принципа так называемых сдержек и противовесов.

    Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в 
    отдельности подчинены президенту.

    Судьи, как высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств.

    Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.

    Главный признак данной формы правления — отсутствие ответственности 
    исполнительной власти перед парламентом 
    за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента.

    Читайте также:  Тестирование как форма аттестации учителя: плюсы и минусы

    Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее они вынуждены сотрудничать, ибо не одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем т.н.

    импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).

    Источник: http://referat911.ru/Politologiya/prezidentskaya-respublika/244666-2503602-place1.html

    Форма правления. Республиканская форма правления и монархия. Примеры

    Форма государственного правления — это способ организации государственной власти, ее высших органов. По форме правления государства делят на республиканские и монархические.

    При монархии власть принадлежит правителю пожизненно и передается по наследству. Монархия бывает абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической).

    При республике верховная власть избирается. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

    Формы монархии. Абсолютная и ограниченная монархия. Примеры стран

    Монархия — форма правления, при которой верховная власть принадлежит пожизненному правителю (царю, королю, императору) и передается по наследству.

    Монархия может быть абсолютной и ограниченной.

    Абсолютная монархия — это государство, где вся полнота власти принадлежит монарху. Его полномочия не ограничены ни конституцией, ни парламентом. Монарху полностью подотчетны и подконтрольны правительство и другие органы исполнительной власти.

    Примеры абсолютных монархий в современном мире — Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар.

    Ограниченная монархия бывает дуалистической и парламентской в зависимости от того, насколько ограничена власть короля.

    Парламентская или конституционная монархия означает, что законодательная и исполнительная власть не подчиняются правителю. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.

    Правительство ответственно перед парламентом, а не перед королем.

    Власть монарха определена конституцией и другими законами.

    Примеры парламентских монархий — современная Великобритании, Бельгия, Норвегия, Швеция, Нидерланды. В этих странах монархи играют символическую роль и не имеют реальных полномочий.

    Дуалистическая монархия — это государство, где монарх обладает небезграничными, но все равно обширными полномочиями.

    Исполнительная власть принадлежит монарху, законодательная — парламенту. Монарший двор формирует правительство, король может распустить парламент и наложить вето на любой принимаемый закон.

    Примеры дуалистических монархий — Марокко, Кувейт, Иордания, княжество Лихтенштейн, княжество Монако.

    Формы республики. Президентская, парламентская, смешанная. Примеры стран

    Республика — форма правления, где верховная власть избирается. Глава государства (например, президент) избирается напрямую населением или косвенно — коллегией выборщиков, парламентом. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу — парламенту.

    Изначально слово республика означало любое государство, но с XVII века так стали называть государство без короля.

    Большинство современных государств — республики. Это не значит, однако, что везде власть избирается демократическим путем. В государстве, называющим себя республиканским, может царить авторитаризм или тоталитарный режим.

    Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

    Президентская республика — государство, где президент обладает широкими полномочиями. Президент избирается напрямую населением или коллегией выборщиков, а не парламентом. Он координирует отношения между ветвями власти, формирует правительство или сам возглавляет его, вносит законопроекты, является верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене.

    Примеры президентских республик: Россия, США, Белоруссия, Казахстан, Уругвай.

    Парламентская республика — государство, где власть сосредоточена в парламенте. Выборный парламент формирует правительство, а премьер-министром является представитель победившей на выборах партии.

    Премьер возглавляет исполнительную власть, опирающуюся на парламенское большинство. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку.

    Должность президента в парламентских республиках также может существовать, но президент не является главой исполнительной власти и играет второстепенную роль.

    Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Греция, Польша, Израиль.

    Смешанная республика, она же полупрезидентская — это государство, где и парламент, и президент обладают широкими полномочиями. Сильная президентская власть сочетается с контролем парламента за правительством.

    Главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.

    Парламент смешанной республики может вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. А президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы. Таким образом, для эффективной работы парламент и президент должны искать компромисс и договариваться.

    Примеры смешанных республик: Франция, Хорватия, Египет, Литва, Украина, Грузия.

    Отдельная категория — теократические республики, где в руках верхушки сосредоточены и государственная, и духовная власть. Например, Исламская Республика Иран, где фактическим главой государства является не президент, а высший по рангу религиозный деятель — аятолла.

    Форма правления в России. Российская Федерация как президентская республика

    Россия — республика. Эта форма правления закреплена в Конституции Российской Федерации:

    Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

    Конституция РФ. Статья 1

    Россия как президентская республика. Чаще всего Российскую Федерацию относят к президентским республикам. Действительно, конституционные полномочия президента очень широки.

    • В России президент является официальным главой государства, гарантом Конституции и прав граждан, верховным главнокомандующим, представителем страны в международной политике.
    • Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы и имеет право вето, издает обязательные к исполнению на всей территории страны указы и распоряжения.
    • Президент с согласия Госдумы назначает премьер-министра, определяет структуру правительства, может отправлять кабинет министров в отставку.
    • Президент выдвигает кандидатуры судей Верховного и Конституционного суда, кандидатуру генерального прокурора, назначает федеральных судей, назначает и снимает с постов высшее командование Вооруженных сил.
    • От имени России президент ведет переговоры с лидерами других стран, подписывает международные договоры.

    Конституция 1993 года была принята по инициативе президента Бориса Ельцина после вооруженного конфликта с парламентом и сильно расширила президентские полномочия. Иногда говорят даже, что Россия — суперпрезидентская республика.

    Черты смешанной республики в России. В то же время в российских законах есть ряд положений, характерных для президентско-парламентских республик. Например, парламент может отстранить президента от должности (импичмент), одобряет или отклоняет предложенную президентом кандидатуру премьер-министра, правительство обязано отчитываться перед парламентом о своей работе.

    Установите форму правления государства Z. Примеры заданий из ЕГЭ

    Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, необходимо отличать различные формы правления. Для этого нужно знать признаки абсолютной и ограниченной монархии, президентской и парламентской республики.

    Для примера разберем несколько заданий из тестов прошлых лет:

    В го­су­дар­стве Z власть передаётся по наследству. Власть короля огра­ни­че­на за­ко­на­ми страны. Вы­бо­ры в пар­ла­мент про­ис­хо­дят регулярно, на аль­тер­на­тив­ной основе.

    Жи­те­ли го­су­дар­ства об­ла­да­ют всей пол­но­той граж­дан­ских прав и свобод, раз­ви­ты ин­сти­ту­ты граж­дан­ско­го общества. Государство Z вклю­ча­ет в себя территории, не об­ла­да­ю­щие по­ли­ти­че­ской самостоятельностью.

    Найдите в приведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

    1) уни­тар­ное государство

    2) фе­де­ра­тив­ное государство3) кон­сти­ту­ци­он­ная монархия4) де­мо­кра­ти­че­ское государство5) аб­со­лют­ная монархия6) пре­зи­дент­ская республика

    Правильный ответ: 134

    Передача вла­сти по на­след­ству ука­зы­ва­ет на на­ли­чие монархии. Это конституционная монархия, так как власть ограничена законами. На­ли­чие прав и свобод указывает, что это демократическая страна. Тер­ри­то­рии не об­ла­да­ют самостоятельностью — это уни­тар­ное государство.

    В го­су­дар­стве Z за­ко­но­да­тель­ную власть осу­ществ­ля­ет парламент, а все­на­род­но из­би­ра­е­мый глава го­су­дар­ства фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ство и воз­глав­ля­ет ис­пол­ни­тель­ную власть. Граж­да­не об­ла­да­ют всей пол­но­той прав и свобод, раз­ви­ты ин­сти­ту­ты граж­дан­ско­го общества.

    Го­су­дар­ство Z вклю­ча­ет в себя тер­ри­то­рии субъектов, ко­то­рые об­ла­да­ют определённой по­ли­ти­че­ской самостоятельностью. Пар­ла­мент имеет двух­па­лат­ную структуру. Най­ди­те в приведённом спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

    1) конституционная монархия2) пре­зи­дент­ская республика3) федеративное государство4) демократическое государство5) абсолютная монархия6) унитарное государство

    Правильный ответ: 234Глава государства избирается всенародно, формирует правительство и является главой исполнительной власти — это пре­зи­дент­ская республика. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод — значит это демократическое государство. Территориальные субъекты имеют политическую самостоятельность — это признак федерации.

    Конституция провозглашает государство Z демократической федеративной парламентской республикой.Назовите любые три признака формы правления государства Z.

    Правильный ответ может содержать следующие признаки:1) правительство формируется парламентским большинством.2) правительство ответственно перед парламентом.

    3) в полномочия парламента входит контроль за правительством.

    Государство Z до при­ня­тия новой кон­сти­ту­ции было пре­зи­дент­ской республикой, а после ее при­ня­тия стало пар­ла­мент­ской республикой. Од­на­ко пост пре­зи­ден­та был сохранён. Кто будет воз­глав­лять ис­пол­ни­тель­ную власть в Z? Какие пол­но­мо­чия со­хра­нят­ся у пре­зи­ден­та Z? (Укажите любое одно полномочие.)Перед кем будет от­вет­ствен­но правительство?

    1. Правильный ответ:1) Ис­пол­ни­тель­ную власть будет воз­глав­лять глава правительства — премьер-министр.2) Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие пол­но­мо­чия президента:- президент об­на­ро­ду­ет законы- президент фор­маль­но на­зна­ча­ет главу пра­ви­тель­ства — главу пар­тии, победившей на выборах
    2. 3) Пра­ви­тель­ство будет от­вет­ствен­но перед парламентом.

    Выберите вер­ные суж­де­ния о фор­мах прав­ле­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.1) В пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ке про­ис­хо­дит все­на­род­ное из­бра­ние президента.2) В пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ке пра­ви­тель­ство несет от­вет­ствен­ность за свою де­я­тель­ность перед парламентом.

    3) В пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ке от­сут­ству­ет от­вет­ствен­ность пре­зи­ден­та перед пар­ла­мен­том за про­во­ди­мую политику.4) В сме­шан­ной рес­пуб­ли­ке пре­зи­дент объ­еди­ня­ет пол­но­мо­чия главы го­су­дар­ства и главы правительства.

     5) В сме­шан­ной рес­пуб­ли­ке пра­ви­тель­ство несёт от­вет­ствен­ность од­но­вре­мен­но и перед президентом, и перед парламентом.

    Правильный ответ: 235

    Источник: https://www.anews.com/p/111598981-forma-pravleniya-respublikanskaya-forma-pravleniya-i-monarhiya-strany-i-primery/

    Формы правления. Республика

    Форма правления — это способы формирования и организации высших государственных институтов власти, а также распределения полномочий между ними. Различают две основные формы правления — монархию и республику.

    Респу́блика (лат. res publica, «дело народа») — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. В настоящее время из 193 государств мира более 140 являются республиками.

    Читайте также:  Жизнь в горах — плюсы и недостатки

    Республике присущи следующие признаки:

    • Существование единоличного главы государства — президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
    • Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.
    • Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
    • В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
    • Источником власти признается народ.
    • Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий (характерно не для всех республик[1]).

    во многих современных демократических государствах ограничены не только срок полномочий президента, но и само количество сроков. Также ограничена, хотя и в разной мере, власть главы государства. Право голоса в республиках имеют все граждане страны.

    Для сравнения, в Венецианской республике дож избирался пожизненно и не всеми гражданами, а также имел практически неограниченные полномочия. Однако, и в настоящее время в некоторых странах выборы не являются всеобщими.

    В ЮАР до 1990-х годов не имели право голоса негры и мулаты.

    В некоторых республиках есть пожизненные сенаторы (Италия, Франция), но их места не передаются по наследству. Однако республика не является синонимом демократии. Во многих странах, официально республиках, отменяются выборы Президента либо происходят на безальтернативной основе.

    В то же время во многих государствах-монархиях демократические институты широко распространены. Однако в республиках больше возможностей для развития демократии. Республика — самое распространённое политическое устройство.

    Большинство республик подразделяется на президентские и парламентские.

    Признаки, достоинства и недостатки президентской республики.

    Источник: https://infopedia.su/3x27b7.html

    Государственное устройство стран мира

    Формы правления

    РЕСПУБЛИКИ

    Республиканской называют форму правления, при которой глава государства избирается населением, парламентом или специальной избирательной коллегией на определенный срок.

    Республики могут быть парламентскими и президентскими. Это не значит, что в первых нет президента, а во вторых — парламента. Все три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) существуют во всех республиканских государствах. Различие между двумя типами состоит в перераспределении властных полномочий.

    Президентские республики

    Хрестоматийный пример президентской республики — США. В этой стране даже нет поста премьер-министра, главой правительства является президент.

    Президентские республики особенно широко распространены в Третьем мире: в Африке, Америке, Океании, там, где сильная президентская власть необходима для того, чтобы удержать молодые и экономически слабые государства от распада.

    Президентскими республиками также являются Россия, Франция, большинство стран СНГ. Да и недавно удостоившиеся признания со стороны России абхазское и юго-осетинское государства — это тоже президентские республики.

    Парламентские республики

    В парламентских республиках бóльшими полномочиями обладает парламент, в президентских — президент. Парламентские республики расположены в основном в Европе, где сильны традиции парламентаризма.

    В Азии это, как правило, страны испытавшие сильное влияние европейской системы устройства государства: Израиль, Турция, Индия, Бангладеш. В парламентских республиках часто бóльшую роль играет не глава государства, а глава правительства.

    В мире более известны главы правительств Германии, Италии и Израиля, нежели президенты этих стран.

    Социалистические республики

    В настоящее время наиболее распространены в Восточной Азии: Китайская Народная Республика, Корейская Народно-демократическая Республика, Социалистическая Республика Вьетнам и Лаосская Народно-Демократическая Республика. За пределами этого ареала только Куба. Конституции этих стран закрепляют ведущую роль в государственном управлении коммунистической партии.

    Исламская республика

    одна. Это Иран. Главой государства в ней является религиозный лидер страны, называемый «рахбаром» — Высшим руководителем.

    Он определяет общее направление развития страны, внешнюю и внутреннюю политику, назначает глав силовых ведомств.

    Президент, согласно Конституции Ирана, — глава исполнительной власти и второе после Высшего руководителя лицо в Иране. Президент назначает кабинет министров и руководит его работой.

    Джамахирия

    Термин «джамахирия» предложен ливийским лидером Муаммаром Каддафи. Он образован путем замены в корне арабского слова «джумхурия» (республика) единственного числа «джумхур» (народ) на множественное число «джамахир» (народные массы).

    Считается, что высшая власть в Ливийской Джамахирии принадлежит народу страны.

    Но зарубежные наблюдатели убеждены в том, что джамахирия — имитация народовластия, а на деле в Ливии установлен тоталитарный режим во главе с Каддафи (официально не занимающим никакого государственного поста).

    МОНАРХИИ

    Монархия — форма правления, при которой главой государства является монарх — пожизненный правитель, передающий свою власть по наследству. В прежние исторические эпохи монархических государств на политической карте мира было большинство. Ныне же монархий всего 29. Монархии бывают конституционными и абсолютными.

    Конституционные монархии

    В них власть монарха ограничена конституцией. Таковы все монархии Европы (кроме Ватикана), Африки, Океании, а также часть монархий Азии (Япония, Таиланд, Иордания и др.).

    Абсолютные монархии

    В них глава государства является носителем почти никем не ограниченной власти. Такой строй — в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Брунее.

    Теократические монархии

    В них монарх обладает всей полнотой не только светской, но и религиозной власти. Наиболее выраженный пример — Ватикан, где высшим авторитетом и в духовных, и в светских делах является Папа Римский.

    Некоторые исследователи относят к теократическим монархиям Саудовскую Аравию, Бруней и даже… Великобританию (ведь номинальный глава государства — королева числится еще и главой Англиканской церкви *).

    В некоторых монархиях главы государств не наследуют свой трон, а избираются. В Ватикане Папа Римский избирается на конклаве кардиналов Римско-католической церкви.

    В Объединенных Арабских Эмиратах главу государства (он называется президентом) избирают на пожизненный срок из своего числа наследные правители семи входящих в страну эмиратов. Похоже проходят выборы монарха в Малайзии.

    Верховного правителя страны на пятилетний срок избирают из своего числа султаны 9 штатов.

    Некоторые современные президентские республики по форме передачи власти смахивают на монархии тем, что глава государства передает в ней власть своему родственнику.

    В числе таких стран можно назвать КНДР, Сирию, Азербайджан, Кубу, Аргентину, Пакистан, Шри-Ланку, Индию. Да и «самая демократичная в мире» страна США не лишена семейственности в наследовании высших должностных постов.

    В новейшей истории известны отец и сын Буши, действующая глава государственного департамента США приходится супругой одному из экс-президентов.

    Государства в составе Содружества

    Это переходная форма между республиканской и монархической формами правления в некоторых бывших колониях Великобритании, входящих в возглавляемое ею Содружество. Это те члены Содружества, главой государства в которых считается британский монарх. Британскую королеву в этих странах представляют генерал-губернаторы.

    Но реальной власти у наместников монарха нет, фактическими лидерами стран являются премьер-министры. В мире 15 «государств в составе Содружества». В каждом из них Елизавета II считается собственным монархом и имеет соответствующий титул. Например, в Барбадосе он звучит как «Ее Величество королева Елизавета II, королева Барбадоса».

    Символика этих государств обычно указывает на их особые политические отношения с Великобританией.

    Формы административно-территориального устройства

    Известны две формы административно-территориального устройства стран — унитарная и федеративная.

    УНИТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА

    Унитарные Государства (от латинского слова unitas — единство) делятся на единицы АТД, не имеющие статуса государственных образований. Подавляющее большинство государств мира — унитарные.

    ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА

    Федеративным государством, или федерацией (от латинского foederatio — объединение, союз) называется страна, территориальные единицы которой обладают широкой самостоятельностью. Они, как правило, имеют свои органы государственной власти (парламент, правительство, судебную систему) и законодательство. При этом, однако, они не имеют некоторых полномочий, которыми обладает только вся федерация в целом.

    В некоторых унитарных государствах имеются части, пользующиеся широкой автономией. Например, на Украине таким статусом обладает Крым, в Дании — Фарерские острова, в Финляндии — Аландские острова, в Танзании — Занзибар. Однако это не дает оснований считать данные государства федерациями, ведь самоуправление регионов в них не правило, а исключение.

    В мире выделяют более 20 федераций. Это, как правило, крупные государства. Они суммарно занимают 45% территории суши и концентрируют 40% мирового населения.

    Современные федерации можно разделить на четыре типа. Союзные федерации (Германия, Швейцария, Австрия, Малайзия, ОАЭ) формировались из политически самостоятельных образований: королевств, княжеств, эмиратов, султанатов. Большинство союзных федераций отличаются однонациональным составом населения.

    Второй тип — этнические федерации (Бельгия, Россия, Индия, Эфиопия и др.). В этих государствах границы федеративных единиц более или менее совпадают с рубежами этнических ареалов. Федерации этого типа в наибольшей степени подвержены межнациональным конфликтам.

    Переселенческие федерации расположены в Новом Свете (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина, Австралия). В федерации объединены территории, которые первоначально оформлялись как отдельные колониальные владения. Границы между ними часто проведены по линейке или по астрономическим линиям. Почти во всех федерациях этого типа столица выделена в особый столичный округ.

    Островные федерации (Сент-Китс и Невис, Коморы, Федеративные Штаты Микронезии). Они расположены на островах, характеризуются небольшими размерами территории и молодостью государства.

    * Теократия может присутствовать и в немонархических странах — Иран (см. выше). Некоторые исследователи называют теократической республикой Израиль.

    Изображение Елизаветы II на монете номиналом 5 австралийских долларов. Британский монарх удовлетворенно взирает с серебряного диска, ведь Елизавета носит титул и королевы Австралии.
    Читайте также:  Телевизор lg oled 55b6v — стоит ли его покупать?

    Источник: https://geo.1sept.ru/articles/2009/07/07

    Что такое республика и какие они бывают (виды республик — президентская, парламентская, смешанная и другие)

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово «республика» хорошо знакомо людям во всем мире, это самый распространенный политический режим на Земле.

    Парадоксально, но подобная форма государственного устройства существовала задолго до рождения слова, ее называющего.

    В этой статье мы узнаем:

    1. Кто же на самом деле придумал термин республика?
    2. Что такое республика?
    3. Какие виды республик представлены в современном обществе?

    Определение термина — что такое республика

    Республика – это форма государственного устройства, при которой высшие органы государственной власти формируются на выборной основе и избираются на определенный срок. В этом заключается ее центральное отличие от монархии.

    Конечно же, это более прогрессивная форма правления, но все же не лишенная своих недостатков, в основном вызванных работой исполнителей воли народа (чиновников). В этом плане мне кажется показательной цитата одного из величайших мыслителей:

    «В пользу высоких качеств республики можно было бы привести то самое доказательство, которое Боккаччо приводит в пользу религии: она держится вопреки своим чиновникам».

    Генрих Гейне.

    • Республика противостоит монархии, и противостояние это стремительно движется в сторону подтверждения слов свергнутого в 1952 году египетского короля Фарука: «Скоро на свете останутся пять королей: английский и четыре карточных».
    • Если в начале ХХ века в Европе было всего три республики: Франция, Швейцария и Сан-Марино, то сегодня монархия сохранилась только в 12 государствах, включая Ватикан.
    • Внутри республиканского устройства государств существует несколько видов:
    1. президентская,
    2. парламентская,
    3. смешанная (полупрезидентская),
    4. советская,
    5. теократическая.

    История возникновения термина

    Слово это имеет латинские корни, res – дело, publicus – общественный. Термин ввел Цицерон, который переводил труд Аристотеля о классификации государственных форм и дал наименование «республика» аристотелевскому термину «полития».

    Политией (от слова полис) Аристотель называет один из трех «хороших» политических режимов (оставшиеся два — это монархия и аристократия). Было еще три «плохих» — это демократия, олигархия и тирания. Любопытно, что Цицерон перевел на латынь только политию, остальные пять он оставил в греческом варианте.

    Вероятно, дело в том, что во времена Цицерона процветала Римская республика, но так тогда называли просто государство, философ решил таким замысловатым способом намекнуть, что Римская республика и есть та самая полития Аристотеля.

    Самое интересное, что после Цицерона все переводили термин Аристотеля только так. Вот такая подмена понятий, которая вросла в разные языки мира.

    Сейчас все эти трудности перевода стерлись, и слово имеет значение именно формы политического правления государства.

    Президентская республика

    При такой форме правления основная роль в системе государственных органов принадлежит президенту, который наделен широким кругом полномочий.

    1. Президент является и главой государства, и главой исполнительной власти.

    Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/respublika-chto-ehto-takoe-opredelenie-vidy-prezidentskaya-parlamentskaya-smeshannaya.html

    newinspire

    Классификация республик: президентская и парламентская

    Ключевые слова: классификация, республик, президентская, парламентская

    Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики: президентскую и парламентскую.

    Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей.

    Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью.

    Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом.

    Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышленно, грубо нарушает конституцию.

    Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства.

    Тогда, кроме распределения полномочий, закрепленных конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов – государственных и общественных – при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

    Словом, президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. В некоторых исторических условиях это становится вполне оправданным.

    Теоретический анализ в связи с этим выделяет такие исторические ситуации, как, например, переход от феодальных отношений к буржуазным.

    Кроме того, такого рода форма правления возникает там, где были сильны монархические традиции, в ситуациях, не отличающихся стабильностью.

    Иногда президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширную территорию, в многонациональных государствах и т.д.

    В свою очередь отсутствие права роспуска парламента лишает президента и правительство возможности «давить» на парламент, что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов.

    Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями.

    Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она получила довольно широкое распространение.

    Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентские системы правления.

    По-видимому, потребность централизованного управления, быстрого реагирования на социальные, экономические, экологические вызовы конца XX века, другие факторы лежат в основе этой тенденции.

    Но нельзя не учитывать и недостатки президентских республик: сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам.

    Одному человеку непросто своевременно и качественно принимать многочисленные политические решения, «горлышко политической бутылки» в подобных ситуациях оказывается очень узким. Вот почему объективно в президентских республиках должна существовать мощная «президентская команда» – структура, помогающая президенту по всем направлениям его деятельности.

    Понятие «команда» все шире входит в политический лексикон, используется в юридическом языке.

    Речь идет, как правило, о формирующихся во время избирательной кампании группах доверенных и преданных кандидату в президенты людей (избирательный штаб), которые впоследствии, при победе кандидата, занимают ключевые посты в администрации президента, правительства.

    «Команда» как новая политическая структура в системе президентских республик становится предметом пристального внимания современной теории государства.

    Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент.

    Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства.

    Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти.

    Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность.

    Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.).

    Иногда встречаются смешанные формы правления – парламентско-президентские, которые не укладываются четко в приведенную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей (например, Франция). Кроме того, история знает еще один вид республики – Советскую республику, которая будет рассмотрена в отдельной главе.

    Приведенные выше многообразные формы правления, их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них. Конечно, как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социально структурированным обществом.

    Вместе с тем в конкретной исторической обстановке и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступать гарантом демократических преобразований. В свою очередь республиканская форма правления может явиться прологом к установлению фактически монархических династий (например, в некоторых социалистических государствах).

    Также не следует однозначно, примитивно привязывать те или иные формы правления к типу государственности, например, по схеме рабовладельческое, феодальное государство – монархия, буржуазное, а тем более социалистическое государство – республика. Форма правления, как подчеркивалось выше, зависит не только от классовой сущности государства, если таковая проявляет себя, но и от многих иных факторов.

    Особенно относительной бывает эта связь между тем или иным типом государства и теми или иными разновидностями форм правления. Например, обширные размеры России всегда требовали сильной исполнительной власти для эффективного управления, для преодоления волокиты, для защиты прав граждан на периферии и т.п.

    Адекватной этим политическим и экономическим потребностям, по-видимому, может быть только сильная президентская или иная авторитарная власть. Кроме того, формы правления могут иметь и весьма субъективный характер, отражать представления об организации власти тех или иных политических партий, их лидеров.

    Итак, вопрос о форме государства – это, прежде всего, вопрос о форме правления. Но не только. Это еще и вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий. … читать далее …

    Источник: http://newinspire.ru/l/3/34/317-klassifikatsiya-respublik-prezidentskaya-i-parlamentskaya.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector