Присоединение детского сада к школе: плюсы и минусы

Присоединение детского сада к школе: плюсы и минусы Присоединение детского сада к школе: плюсы и минусы

Преемственность образования — тема интересная, но не новая. Присоединение детских садов к школе — эксперимент, направленный на повышение качества и доступности образования. Похожую реорганизацию попытались провести в 90-х годах, но на тот момент система к этому была попросту не готова, и проект остался на бумаге. Стоит отметить, что за рубежом интегрированные образовательные центры — распространенное явление.

Что представляют собой образовательные комплексы?

В комплекс будут входить ДОУ и школы, которые объединены в юридическую систему. Главой становится директор, главой подразделения — администрация сада, некоторые должности подлежат сокращению.

Реорганизация детского сада путем присоединения к школенаправлена на то, чтобы сделать все заведения одинаково популярными и привлекательными для граждан. По факту же престижные и элитные центры не спешат объединяться с заведениями, которые любовью населения не пользуются.

Преимущества присоединения к школе детских садов:

  • Экономия финансов. После изменения системы финансирования, средства выделяются уже не на заведение в целом, а на каждого воспитанника. Можно потратить деньги на расширение материально-технической базы, открытие новых вакансий и так далее.
  • Специалисты. Не в каждом дошкольном заведении есть свой логопед или инструктор по плаванию, в образовательном комплексе можно будет пользоваться услугами специалистов из других учреждений.
  • Улучшение преемственности. Ребенок уже не будет бояться идти в учебное заведение, ведь он уже находится в его стенах и имеет возможность познакомиться с процессом обучения.
  • Доступность ресурсов. Ресурсы, которые принадлежали только одному учреждению, доступны и подразделениям: спортивная площадка, бассейн, тренажеры и так далее.
  • Отсутствие очередей. Не нужно будет в панике искать место для будущего первоклассника: ребенок, который посещает комплекс, автоматически попадает в списки учеников формирующихся классов.

Минусы реорганизации:

  • Новый закон о детском саде и школе несовершенен: комплекс ждет кадровая перестановка, и многие специалисты потеряют свои рабочие места. Нагрузка будет распределена между оставшимися сотрудниками.
  • Не все директора и заведующие подготовлены к новым полномочиям. Управлять крупным комплексом куда сложнее, чем «мини-республикой».
  • Интеграция до конца не продумана, вполне возможно, что ДОУ не будет самостоятельным заведением, а поступит в полное подчинение школы. Соответственно, программа, формирование групп и прочее будет меняться на усмотрение директора. Соблюдение ФГОС (ориентированность на сохранение детства) может оказаться под угрозой, ведь акцент будет сделан на подготовку малыша к 1 классу.

  Присоединение детского сада к школе: плюсы и минусы

Чтобы система оказалась действенной, необходимо соблюдение следующих условий:  

  • Сохранение ценности как дошкольного, так и школьного образования.
  • Создание условий для подготовки детей к образованию.
  • В начальной школе акцент должен быть сделан на индивидуальность каждого ребенка.
  • Сохранение видов деятельности (в детском саду — это игра, нельзя нагружать пятилетку сложными занятиями).
  • Создание условий для развития способностей и талантов, объединение детей разных возрастов.
  • Взаимосвязь программ дошкольного и школьного учреждения, сотрудничество воспитателей и учителей.
  • Тесное взаимодействие с семьей: институты вторичной социализации не должны обосабливаться.

Пока неясно, чем закончится эксперимент по реорганизации детского сада путем присоединения школе, но их взаимодействие сегодня — одна из ключевых проблем системы дошкольного образования.

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно — рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Реорганизация системы дошкольного образования: плюсы и минусы

Преимущества и недостатки реорганизации детского сада путем присоединения к школе. В чем суть эксперимента и будет ли он успешным? – полезная информация для родителей ждет вас в нашей статье…

2016-12-02T01:11:39+03:00

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку Развитие речи в младшей группе Во время постоянного общения с взрослыми ребенок в возрасте двух лет начинает активно накапливать словарный запас, учится произносить звуки и строить предложения. В начале второго года речь ребенка состоит из мимики, жестов и звуков. Развитие речи в старшей группе Благодаря огромной речевой практике ребенок перед поступлением в школу уже владеет основами грамматики языка. Развитие речи в старшей группе проходит успешно, если ребенок шести лет достаточно грамотен и может правильно составить предложение, выразить мысль в рамках доступных ему знаний. Диагностика в детском саду Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности. Иностранный язык в детском саду Все больше современных людей стремятся изучать иностранные языки. В необходимости этого сейчас, пожалуй, уже никто не сомневается. Все больше родителей стремятся приобщить своих детей к иностранным языкам уже с рождения, особенного это касается изучения английского в детском саду.

Источник: https://best-mother.ru/article/deti/deti_ot_3_do_7/Detskij_sad/reorganizaciya_sistemi_doshkolnogo_obrazovaniya_plyusi_i_minusi/

К чему приведет слияние детских садов и школ

С какой целью был взят курс на объединение детских садов и школ? Приведет ли это к сокращению образовательных организаций? Каким оказался опыт Москвы? Разбираемся вместе (лонгрид). 

В объединении ДОО со школами, активно реализуемом далеко не первый год во всех регионах страны, столкнулись два фактора – экономический и социальный.

Объединение образовательных организаций и их перевод на подушевую систему финансирования совпало с требованием президента повысить зарплаты бюджетникам до средних областных показателей.

В частности, уровень месячного дохода воспитателя, согласно майским указам, подписанным Владимиром Путиным еще в 2012 году, должен дорасти до «средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе».

Такая непростая головоломка для чиновников практически затмила социальную составляющую создания крупных комплексов: как в условиях оптимизации педагогического штата и совмещения обязанностей в рамках одной ставки продолжить предоставлять качественные образовательные услуги школьникам и дошкольникам. 

Финансовый менеджмент или педагогические задачи? 

Сегодняшние обновления образовательной системы директор Института опережающих исследований им. Шифферса Юрий Громыко назвал финансовым менеджментом, призванным в теории поддержать экономику страны.

В реальности плановые проверки Счетной палаты по итогам первого года реорганизации образовательных учреждений показали: в 36 регионах страны расходы на содержание объединенных комплексов не уменьшились, а возросли.

Например, только в одной Сахалинской области – больше чем на 150 %. 

Винят в этом аудиторы то обстоятельство, что основной формой реструктуризации является присоединение в виде филиалов и подразделений, которые не могут организовать «грамотное использование» занимаемых площадей. 

Изначально подразумевалось, что территориальное укрупнение образовательных учреждений и полная ликвидация малокомплектных, нерентабельных школ и детских садов сэкономят для бюджета не один миллиард рублей.

На деле выяснилось: ситуация с помещениями и участками, подпадающими под программу объединения, в каждом регионе настолько непохожа на то, что происходит в соседней области, что односистемно навести порядок не получится. Нужно на месте решать, где и что упразднять бесследно, а что оставлять в виде филиалов.

Если в одном городе, чтобы объединить несколько не самых популярных детских садиков, достаточно сделать небольшой ремонт и поставить дополнительную беседку, то в другом необходимо строить здание практически с нуля.

Из-за этого, по мнению главных счетоводов страны, на местах зачастую бессмысленно осваивают бюджетные деньги: так, например, в одной из деревень Чувашской Республики с населением чуть больше 500 человек, где уже функционировала наполовину загруженная школа на 90 человек, появилась еще одна, новая – на 165 учеников. 

К тому же, решая, что именно «оставить нельзя ликвидировать», теоретически ориентировались не только на административно-хозяйственную обстановку, но и на высокую социальную и педагогическую задачу – повысить уровень образования и зарплат педагогов. Поэтому, например, в Сахалинской области реорганизация охватила даже самые отдаленные населенные пункты.

Из-за географических особенностей региона еще пять лет назад больше трети от общего числа общеобразовательных учреждений приходилось на малокомплектные школы с численностью менее 50 человек, раскиданные по Сахалину и островам Курильской гряды.

Низкое качество образования и социализации местных учеников, по мнению Министерства образования Сахалинской области, является одной из главных причин «динамики дефицита трудового капитала региона». Те же чиновники в своем докладе пятилетней давности говорили о необходимости реструктуризации малокомплектных школ «путем их филиализации и присоединения к крупным базовым школам».

Однако сильная удаленность филиалов друг от друга предполагает дополнительные расходы, как выявила Счетная палата. Стали склоняться, что выгодней потратиться на школьные автобусы, чем на содержание отдельных структурных подразделений. Сегодня таким образом перевозят свыше 3 тысяч школьников Сахалина и Курильских островов по 112 маршрутам.

Насколько государственная программа Сахалинской области «Развитие образования на 2014–2020 годы» выполнила свою главную задачу – обеспечила равные условия для получения качественного образования независимо от места проживания – станет понятно через несколько лет. 

Сами представители Счетной палаты, убедившись в спорной экономической выгоде данной федеральной программы, поспешили поставить под вопрос целесообразность формирования подобных комплексов.

В отчете сотрудники ведомства указали, что «не установлено влияние проведенных мероприятий на повышение эффективности деятельности образовательных организаций».

Более того, «ни один регион не обеспечил достижение 100 % значений показателей, установленных соглашениями».

Проблема сокращений

Количество образовательных учреждений сокращается – как и число трудоустроенных специалистов школьной и дошкольной систем образования. Последние годы службы юридической поддержки населения заполонили вопросы сотрудников школ и детских садов, попавших под волну укрупнения.

Например, многим заведующим ликвидированных дошкольных учреждений в лучшем случае предлагают остаться в штате нового комплекса в должности методиста с зарплатой куда ниже прежней, либо администратора с еще более низким доходом и потерей педагогического стажа.

Более того, даже чтобы остаться на более низкой должности, им необходимо пройти переквалификацию. 

Под неминуемое сокращение попадают, как правило, делопроизводители (их обязанности возложат на замдиректора и новых заведующих), кастелянши (теперь вместо них общий завхоз), «безопасники» (их заменили системой видеонаблюдения, управляемого из головного учреждения). Вообще, в результате объединения школ и детских садов в первую очередь увольняют сотрудников ДОО, и именно дошкольникам урезают смету закупок. 

Детские сады, попавшие под «коллективизацию», перестали быть самостоятельными в финансовом плане организациями. Теперь бюджет ДОО – вклад в общую копилку комплекса. И так как рейтинг объединенного учреждения в первую очередь зависит от школьных показателей, именно развитие школы будет приоритетным для директора. 

С другой стороны, общий бюджет и формальное уравнивание финансового благополучия по всем присоединенным структурам лишает руководство необходимости искать источники дополнительного дохода ДОО в виде групп кратковременного пребывания и платных кружков для дошкольников.

Каково работается тем, кому повезло – руководителям образованных комплексов? Практика показывает, что у топ-менеджеров объединенного коллектива отсутствует соответствующий опыт управления подобными организациями. Каждый из них сам решает, что первичней – система управления или педагогические задачи. 

Преподавательские коллективы в рамках одной структурной единицы, как правило, продолжают работать автономно.

Декан факультета «Менеджмент в сфере образования» Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская предвидела подобные последствия систематизации отдельных коллективов, ответственных за развитие своего пула школьников и дошкольников.

«Самое главное, чтобы план развития комплекса предшествовал слиянию, а не возникал как следствие, когда объединение уже произошло и надо срочно придумывать, что со всем этим делать. За рубежом темпы преобразований, даже если речь шла об оптимизации школьной сети, принципиально другие.

Раньше, чем у школ возникает осмысленный план такого объединения, его не происходит. Боюсь, что наш темп просто беспрецедентен», – говорит она. 

Что с зарплатами воспитателей, которые планировалось повысить в результате реорганизаций? Фиксированная часть ежемесячного дохода действительно стала выше, но практически повсеместно сотрудникам ДОО отменяют стимулирующие выплаты, поэтому конечная сумма – при увеличении нагрузки – осталась неизменной. «С января 2019 года всем нашим воспитателем отменили надбавку за инновации, то есть зарплата реально снизилась на несколько тысяч рублей, – рассказывает старший воспитатель объединенной прогимназии – детского сада из южного Подмосковья. – Кроме того, уже четвертый год нам – в отличие от коллег из самостоятельных детских садов – не дают никакой премии к Новому году. Объясняют тем, что мы и не школа, и не сад! Мол, не предусмотрено в бюджете премирование таких учреждений, как прогимназия».   

Читайте также:  Массаж банками на спине: плюсы и минусы

Опыт Москвы – модель для регионов

Опыт столицы по реорганизации школ и детских садов, как ожидали чиновники, должен был стать моделью для регионов. Но опять-таки системно произвести изменения не удалось: каждая школа цеплялась за свою уникальность и самобытность, что неудивительно. 

В каждом случае объединение происходило по индивидуальному сценарию, не последнюю роль в котором играл настрой руководителя: насколько открыто он рассказывал подчиненным о грядущих перспективах.

В проигравших, естественно, оказывались те, кого присоединяли.

Уже по итогам реорганизации выяснялось, что директор обделяет новых коллег-преподавателей, лишая их полноценной ставки и доверяя только группы продленного дня, в случае, например, когда случался недобор. 

В результате с 2015 года в некоторых комплексах на смену директорам пришли молодые «эффективные менеджеры», нацеленные рассудить всех учителей по справедливости, без кумовства.

Но другая крайность – механическое смешивание коллективов без учета человеческого фактора – преподавателей тоже не особо устраивала.

Одновременно работать в нескольких зданиях, не знать в лицо коллег, тратить перемену на то, чтобы с кипой учебных пособий дойти до другого подразделения, понравилось не всем учителям. Более того, это не устраивает и многих родителей, которые хотели бы участвовать в выборе конкретных преподавателей.

Противостояние между подразделениями одного комплекса обусловливал и тот факт, что в объединенном центре оказалось сложно распределять стимулирующие надбавки – из-за разной специализации отдельных частей единого целого. 

Сейчас, продолжая, а где-то заканчивая реорганизацию образовательных учреждений, чиновники пытаются учесть все «московские минусы».  

Преемственность и дополнительное образование: миф или реальность?

Самое главное. Как влияет объединение образовательных учреждений на развитие подрастающего поколения?

Оценить социальные результаты слияния школ с детскими садами сложней, чем экономические. Этот показатель в большей степени зависит от руководителя и педагогов конкретного заведения.

Предполагалось, что главными плюсами реформы станет преемственность между школьниками и воспитанниками детского сада, а также возможность развивать на присоединенных площадях дополнительное образование: кружки, профильные классы, спортивные секции, даже лаборатории. 

О необходимости подобных изменений в формате образования впервые заговорил еще в 70-х годах прошлого века выдающийся детский психолог Даниил Эльконин. Он настаивал, что дети от трех до десяти лет (то есть дошкольного и младшего школьного возрастов) должны воспитываться и обучаться в едином культурно-образовательном пространстве.

Сторонник деятельной педагогики вместе с коллегой Василием Давыдовым даже разработал подробный проект «особого детского центра», в котором начальные классы и дошкольные группы будут отделены друг от друга подвижными перегородками, которые при желании можно приоткрыть. Таким образом, преемственность могла бы устанавливаться естественным образом.

Идею исследователи так и не смогли воплотить.  

На официальном уровне о социальных и экономических преимуществах создания объединенных образовательных комплексов в Москве начали задумываться еще в конце 1980-х.

Непроработанная схема формирования таких учреждений быстро свела инициативу на нет, однако несколько подобных успешных комплексов в столице функционируют с тех времен, но это больше заслуга их руководителей, а не системы. Яркое доказательство того, что детский сад, школа, разноуровневое (коррекционное) и разнопрофильное дополнительное (классы, кружки и т. п.

) образование могут эффективно сосуществовать под одной крышей, – ГБОУ «Школа № 109» под руководством члена-корреспондента РАО Евгения Ямбурга и центр образования № 548 «Царицыно», директором которого является Ефим Рачевский.  

Однако рассматривать эти два заведения в контексте современных процессов слияния школ и ДОО все же не совсем правильно: и Ямбург, и Рачевский постепенно и осмысленно строили свои «школы больших возможностей», преследуя высокие педагогические цели.

«В объединении школ должен быть педагогический смысл. Большая школа может быть многопрофильной, может позволить себе преподавать предметы на разных уровнях в зависимости от профиля класса», – говорит по этому поводу директор школы № 548 Ефим Рачевский. 

Евгений Ямбург, помимо преемственности между начальным и последующими этапами образования, выделяет и другие плюсы объединенного комплекса: например, возможность решать проблемы развития детей единым штатом педагогов и медицинских работников (логопедов, дефектологов). 

Одним словом, если первичная цель слияния школьного и дошкольного блоков – педагогическая, а только потом экономическая, можно будет надеяться, что в новой образовательной структуре отдельный ребенок будет развиваться лучше, чем в обычном детском саду или школе. 

Однако в этих же плюсах кроятся гипотетические, а для некоторых заведений уже реальные опасности.

Например, сохранит ли дополнительное образование свое самое главное преимущество – добровольность и заинтересованность ребенка? Тот самый легендарный принцип Макаренко – «опора на положительное»? Ведь «грамотное использование площадей», к которому призывает Счетная палата, подразумевает максимальное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, в том числе дополнительный. Сам Евгений Ямбург признается, что термин «дополнительное образование» ассоциируется у него с «осетриной третьей свежести» – если оно работает не в формате клуба, куда приходят с удовольствием. 

В реальности – со слов родителей – некоторые объединенные комплексы действительно навязывают платные кружки уже с первого класса.

Еще в подготовительной группе мамы и папы выбирают за ребенка даже не одно, а целых два дополнительных занятия из трех предложенных.

Получается, что день будущего первоклассника расписан заранее, за него уже все решили, на собственные увлечения времени у него не остается. 

С преемственностью тоже все спорно. Если одни учреждения действительно организовывают конструктивное сотрудничество школьного и дошкольного блоков, то в других, по признанию самих воспитателей, детсадовцам «приходится изо всех сил напрашиваться на концерт в честь Победы».

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/analytics/k-chemu-privedet-sliyanie-detskih-sadov-i-shkol/

Статья на тему: Реорганизация детского сада путем присоединения к другому детскому саду (из опыта работы) | Социальная сеть работников образования

  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
  • «Романовский детский сад №1»
  • Романовского района Алтайского края
  • Реорганизация детского сада путем присоединения к другому детскому саду.
  • (из опыта работы)
  • Костенко Наталья Владимировна,
  • заведующий МБДОУ «Романовский детский сад №1»
  •  с.Романово Романовского района Алтайского края

     В последние годы тема реорганизации детских садов и школ стала наиболее актуальной.

Процесс реорганизации – это процесс выстраивания такой сети образовательных организаций и их филиалов, которая должна обеспечивать равенство доступа к образовательным услугам, эффективное использование всех ресурсов и оптимизацию системы управления.

  1. Главная цель изменений сети состоит в содействии обеспечению социально востребованного уровня доступности и качества образования в сочетании с его экономической эффективностью.
  2. Основным направлением изменения сети является укрупнение юридических лиц через реорганизацию образовательных организаций в форме присоединения школ или детских садов, в результате чего они продолжат работу как  филиалы или детские сады при школах.
  3. Распространение получили две модели: опорный детский сад с филиалами в других населенных пунктах и образовательный комплекс «школа-детский сад» в одном населенном пункте.

           В нашем случае детский сад стал опорным с  4 филиалами в других населенных пунктах.  Вначале страшно было всем: и мне, как руководителю опорного детского сада, и работникам реорганизованных учреждений, а особенно родителям воспитанников. Все задавались вопросами: как? Зачем? Почему?  Не бывает реформ без трудностей.

Ведь реформирование осуществляют люди со свойственными каждому из них особенностями восприятия, видением проблем и пониманием способов их решения. Для одних реорганизация дает возможность развития, соединения творческих условий для решения общих педагогических задач.

Для других — это способ самоутверждения, отстаивания своих личных амбиций и интересов.

       До объединения штатная численность работников составляла 43 человека. Сад посещали 215 воспитанников из 9 групп. На сегодняшний день в объединенном МБДОУ – 13 групп, 315 воспитанников и 75 сотрудников.

     Вместе с постановлением  администрации Романовского района «О реорганизации» мы получили на руки перечень мероприятий, которые должны были выполнить в рамках реорганизации. Начинали мы с общих собраний  коллективов,  родителей и общественности в каждом селе.

Рассказывали о предстоящих изменениях, отвечали на многочисленные вопросы. Суть в том, что ухудшений никаких не ожидалось. Детей, а тем более родителей реорганизация напрямую не затронула. Никто никуда ни детей, ни воспитателей не переводил, все оставались на своих местах. От сотрудников звучали вопросы о сокращении.

Мы разъясняли, что реорганизация таких мер не предполагает. В итоге каждый работник остался при своей нагрузке, сократились только должности заведующих детским садом. В штатное расписание была введена новая должность «Заведующий филиалом» — 0,5 ставки в каждый филиал.

Она назначается приказом руководителя учреждения и действует на основании доверенности, выдача которой осуществляется в обязательном порядке.

О предстоящем переводе каждое учреждение уведомило  родителей (законных представителей) воспитанников и сотрудников в письменной форме в течение пяти рабочих дней с момента издания распорядительного акта учредителя о реорганизации учреждения, а также разместило указанное уведомление на своем официальном сайте в сети Интернет. Данное уведомление должно содержать сроки предоставления письменных согласий лиц на перевод в принимающую организацию.

  •                                                                      Уведомление
  • о переводе воспитанников
  • с.  _____________________________                                                                                                       «    » ____________________ 2016г
  •                                                                                             Уважаемые родители!

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2017/11/14/reorganizatsiya-detskogo-sada-putem-prisoedineniya-k-drugomu

Садики присоединяют к школам

26 марта 2013, 12:43

Эксперимент в марте 2013 года начал глава Самары. Согласно постановлению Дмитрия Азарова, перемены ждут пять средних общеобразовательных школ, к которым присоединят пять детских садов, а еще одну школу и вовсе объединят с двумя садами.

Цель реорганизации, по версии городской администрации, — оптимизация системы муниципальных учреждений, действующих на территории Самары, «в связи с необходимостью создания благоприятных условий для повышения качества предоставления услуг в сфере образования». Чиновники намереваются оптимизировать расходы на содержание школ и детсадов, а также более эффективно использовать ресурсы. По сути, детские сады как присоединенные юридические лица перестают существовать.

Читайте также:  Стоит ли покупать машину у юридического лица: плюсы и минусы

Объединение школ и детских садов практикуется во всем мире. После слияния создается мощный образовательный центр, в рамках которого дети от 3 до 17 лет обучаются по единой образовательной программе. Этот метод предполагает плавный переход ребенка из дошкольной среды в общеобразовательную. Ребенок не покидает общую систему и избавлен от стрессов адаптации.

Для скромных детских садов такое объединение является только плюсом. Дети получают больше педагогов, медиков, обслуживающего персонала. Иногда школы и детсады объединяются под одной крышей, что в некоторых случаях просто спасение. Плюс ко всему, школа зачастую имеет отличное спортивное оснащение, залы, бассейн и т.д.

По мнению заместителя директора самарской школы № 27 Олеси Вердыевой, после данной процедуры школа будет работать так же, как и до реорганизации, имея в своем составе дошкольное отделение, функционирующее на базе детского сада. Такое объединение учреждений положительно повлияет на их дальнейшую работу. Это дает больше возможностей, например для социального партнерства.

– Весна пришла, начинается период благоустройства. Совет учащихся нашей школы уже разрабатывает проект благоустройства территории детского сада. Таким образом, мы пытаемся воскресить «шефство над младшими», которое в советский период было весьма полезным для молодежи, — подчеркивает Олеся Вердыева.

По мнению представителей школ, расходы в связи с реорганизацией не будут урезаны, и о сокращении штата не идет речи. Детский сад — дошкольное учреждение, а школа — среднее общеобразовательное. У них разная специфика и разные специалисты. Также объединение никоим образом не скажется ни на уровне образования детей, ни на учебном процессе школы.

Помимо преимуществ образовательной «конгломерации» в ней есть существенные изъяны. Во-первых, нет четкой концепции, как будут дальше существовать школа и детский сад.

Как будет осуществляться преемственность дошкольного и школьного образования? Готовы ли будут к такой ответственности директора общеобразовательных учреждений? Во-вторых, нет никакого финансового плана совместного существования, а значит — никакого повышения благополучия учреждениям не видать.

Многие родители учеников школ и воспитанников детсадов грядущее объединение позитивным не считают. Минусы в этом плане существенно перевешивают плюсы. По мнению руководителя родительского комитета одного из детских садов, реорганизация все же повлечет за собой сокращение штатов, и прежде всего в детсадах:

– В любом детском саду потеря даже нескольких кадров будет губительна для всего коллектива. Дети привыкли к своим воспитателям, своим стенам и своему режиму. Объединение — это ведь сокращение расходов, а значит, это негативно скажется на ремонте помещений, на питании, на зарплате, а следовательно, и на судьбе наших детей.

В Москве инициатива реорганизации школ и детских садов вызвала шквал негодования среди педагогического сообщества и родителей. Сообща была создана петиция к мэру столицы Сергею Собянину с требованием остановить эту кампанию.

Несогласные «убеждены, что проводимая кампания по слиянию приведет только к ухудшению ситуации в сфере образовании г. Москвы, так как проводится по существу без учета мнения родителей и педагогов в обстановке административного нажима и дезинформации».

К настоящему моменту собрано более 2 тыс. подписей.

По словам родителей школьников, к детям в детских садах и школах необходим индивидуальный подход. А его легче и правильнее осуществлять там, где каждый ученик знает каждого учителя, ученика и директора. Также наиболее правильно, когда директор знал в лицо и по имени всех детей.

– Подобные «механические» укрупнения должны производиться поэтапно, детализированно. Реорганизация должна быть обоснована и понятна каждому родителю, учителю и вообще любому гражданину. Если это экономия, то на чем, на какие средства.

Пока это некая мифическая оптимизация, — уверена руководитель общественной организации «В защиту прав избирателей «Голос»» Людмила Кузьмина. — Объединение школ и детских садов не должно никак задеть права людей. Одно дело, когда объединяются управленческие аппараты учреждений, — это хорошо.

Но в данной ситуации дети могут получить дополнительную нагрузку, соответственно, и родители будут получать больше проблем. Недопустимо и то, что эта реорганизация может нарушить шаговую доступность учреждений.

Источник: https://rusplt.ru/articles/region/Samara.html

Реорганизация: за и против. Зачем объединять школы и детские сады?

Объединять сейчас стало модно. Объединяют больницы, библиотеки, детские сады, школы… Зачем? И кто в итоге выиграет от всего этого? Простые горожане? Власти? Руководство учреждений?Корреспондент «АиФ-Прикамье» выслушал мнение каждой стороны, и вот что в итоге получилось.

Родители не в восторге

«Я с трудом понимаю, что у нас происходит, — написала в редакцию «АиФ-Прикамье» пермячка Наталья Некрасова, живущая в микрорайоне Садовый. — Во-первых, детский сад № 40, куда ходит мой сын, собрались объединять с соседним 176-м. С мая у них будет единая бухгалтерия, а с 1 сентября садики станут одним целым.

Во-вторых, на днях собралась записать ребёнка в библиотеку на ул. Крупской (единственную, кстати, оставшуюся в нашем микрорайоне). Мы пришли и наткнулись на объявление, что её закрыли в связи с укрупнением библиотек. Ну и в-третьих, мы собираемся поступать в школу №127, но и её, говорят, тоже собираются объединять со школой № 50.

Объясните смысл этого малопонятного объединения».

Однако вопрос стоит не только об объединении школы 50 и 127, речь идёт о реорганизации многих учебных заведений. И против такого решения чиновников пермяки стали организовывать акции протеста. Не так давно в Рабочем посёлке прошёл митинг против объединения школ № 48 и 49. На площади перед памятником Воину-Победителю собрались десятки родителей, педагогов и учеников школ.

«Школа всегда была связана со зданием, — считает многодетный отец Юрий Бобров, чей сын учится в школе № 49. — Школьник не должен один урок провести в одном корпусе, а на другую пару идти за пять кварталов. Школа — это всегда сложившийся коллектив, у которого есть свои традиции, история и культура. И это обеспечивает директор. Несколько лет назад в Перми началась волна, когда ликвидировали институт школьных директоров. На эту должность начали ставить эффективных менеджеров. А сейчас вообще говорят, что школьное здание может существовать и без директора. Якобы он может быть на аутсорсинге. В итоге ради экономии зарплаты директора сейчас объединяют школы».

Против слияния выступила и родительница из 48-й школы. Она переживает, что из их учебного заведения могут сделать второсортную учебную организацию, куда отправят учиться всех троечников и нарушителей дисциплины.

«Полгода назад мы высказывали своё мнение в кабинетах вышестоящих организаций. Нас выслушали, но мнение проигнорировали, — говорит мама, ребёнок которой учится в школе № 48, Ирина Дубровских. — Нам говорят об экономии, но мы понимаем, что это приведёт к снижению уровня образования. И кто в этих условиях будет в выигрыше — неизвестно.

Холдинги, которые сейчас активно организовывают, имеют подводные камни. Например, сделать из одной школы изгоя, где будут обучаться неугодные ученики. А в элитную будут стремиться попасть всеми правдами и неправдами. Искусственное расслоение может привести к возникновению враждующих группировок среди детей внутри этого холдинга.

Это мина замедленного действия».

Ни одну школу не закроют

В департаменте образования подтвердили, что объединение школ и детских садов неизбежно, однако успокоили, что процесс будут вести взвешенно и обдуманно. А из 287 образовательных учреждений города объединят около двух десятков.

«Не сокращается ни один класс, ни одна ставка учителя или воспитателя. Речи о закрытии учебных заведений нет, мы говорим о переструктурировании сети под эффективное и результативное использование, — объясняет нач. департамента образования администрации Перми Людмила Серикова.

 — Сейчас работают 14 тыс. педагогов, и это мало. Вместе с тем, уменьшение управленческого и обслуживающего штаба — а это административная команда и бухгалтерия — продиктовано временем: процессы цифровизации заменяют человеческие ресурсы.

С уволенными специалистами ведут индивидуальную работу, им предлагают рабочие места».

В департаменте говорят, что объединение школ и детсадов — процесс не быстрый, он займёт от нескольких месяцев до полугода.

«Это медленный, обдуманный, взвешенный процесс, в котором нет чётких графиков и дедлайнов, — говорит Людмила Серикова. — Прежде чем его начинать, мы будем обсуждать все вопросы с педагогическими коллективами и родителями. Не отрицаем, что не всё удастся объяснить на первой встрече. Если это необходимо, будем организовывать больше индивидуальных и групповых встреч.

Педагоги тоже тревожатся понапрасну. Мы ведём с ними разъяснительную работу, объясняем, что процесс объединения их не коснётся. Сейчас педагогические коллективы должны погрузиться в создание совместной программы развития. При этом мы хотим, чтобы уникальность и история каждой школы сохранялись.

Это можно сделать через создание, к примеру, музея, если его ещё нет в школе».

Кого коснётся реорганизация?

Что влияет на решение о слиянии? Во-первых, в департаменте анализируют результаты работы за последние несколько лет: выясняют, насколько качественно дети сдают выпускные экзамены, как развита материально-техническая база, кто является социальным партнёром общеобразовательного учреждения. Во-вторых, под объединение попадают школы с небольшим количеством учащихся или те, которые находятся в старых зданиях.

«К примеру, школа № 48 участвует в объединительном процессе потому, что это здание несовременное, в нём не хватает помещений, чтобы развернуть новую образовательную среду, — поясняет Людмила Серикова.

 — На данный момент мы просматриваем участки в этом же микрорайоне для перспективного строительства, но это возможно через три-пять лет. Сейчас же мы можем изменить образовательную среду, объединяя ресурсы.

В этом случае идёт объединение двух юридических лиц в одно, чтобы уже сегодня дети могли получать качественное образование».

В-третьих, при объединении изучается территориальный прин­цип. Школы, находящиеся на удалении друг от друга, планируют объединять с образовательными учреждениями, находящимися в центре района. Это нужно для того, чтобы преподаватели общались друг с другом и наращивали свои компетенции.

Существует ли в городах России подобное явление? Изучили ли его чиновники перед тем, как внедрять новшество в Перми?

В стране известна московская модель объединения. Однако она проводилась так: брали микрорайон и территориально объединяли по 10-15 юридических лиц — и школы, и детские сады, при этом педагоги этих учреждений продолжали жить микроколлективами.

«Мы не собираемся так крупно объединять, — объясняют в городском департаменте. — У нас в связке может быть два-три юрлица. Принципиально объединяем школы со школами, дет­ские сады с детсадами.

И только в некоторых случаях соединяем детский сад со школой. Например, уже много лет детсад «Совушка» объединён с гимназией № 31. У работников гимназии и детского сада появились общие педагогические и методические задачи.

Укрупнение позволило провести ремонт, закупить новое оборудование и мебель».

Сейчас в пермских школах учится 117 тыс. детей, а детские сады посещают 64 тыс. дошколят. Вдобавок ежегодно детское население краевой столицы увеличивается примерно на три тысячи человек. Понятно, что существующие школы и садики не справляются с нагрузкой. Поэтому без новых мест городу не обойтись.

Какими станут учреждения, в которых будут получать образование наши дети? Этот вопрос во многом зависит и от родителей. У активных мам и пап из школы № 48 после акций протеста и длительных переговоров появился шанс отменить эту реформу в своём учебном заведении.

Как ситуация будет развиваться в других школах и детских садах, покажет время.

Экономия позволит увеличить зарплаты

Пресс-секретарь Министерства образования и науки Пермского края Ксения Хромко:

«Процесс объединения инициирует муниципалитет. Министер­ство образования берёт на себя функцию внешнего наблюдения. Мы смотрим за тем, чтобы не нарушались права детей, чтобы школа имела всё необходимое, ради чего это объединение и проводится. Причин реорганизации может быть несколько. Но первая и основная — обеспечить детей качественным образованием. У нас не стоит задача реорганизовать или закрыть то или иное учебное заведение. Вопрос закрытия учебного заведения возникает только в самом крайнем случае. Если школа, к примеру, не отвечает требованиям безопасности или вызывает опасения её санитарное состояние. Чаще всего речь идёт не о закрытии, а о юридическом объединении учреждений, когда ресурсы объединяются в одно юрлицо и вторая школа становится структурным подразделением первой. Это позволит обеспечить учителей достаточным количеством часов за счёт преподавания в обоих учебных заведениях. При реорганизации идёт высвобождение ставок административного персонала, а значит, экономия может увеличить зарплаты педагогов и позволит обновить спортивный инвентарь, лабораторное оборудование и т. п.»

Боимся остаться без работы

Профорг школы № 48 Татьяна Баянова:

«Наши учителя переживают, что останутся без работы. В течение года нас обещали не трогать, этот год мы с детьми проведём в нашем здании. Что будет потом — неизвестно. А ведь школе более 90 лет, здесь учатся дети работников завода. Школа маленькая, можно сказать — семейная, с давними традициями.

Детям здесь комфортно. В школе работает исторический музей с уникальными фотографиями и интересными экспозициями. У нас сложившийся педколлектив. Учителя уходят из стен школы только по двум причинам: в декрет или на заслуженный отдых. Текучка небольшая.

Нас волнует, что обе школы, которые планируют объединять, сейчас переполнены».

Источник: https://news.rambler.ru/education/42181036-reorganizatsiya-za-i-protiv-zachem-obedinyat-shkoly-i-detskie-sady/

Объединение детских садов и школ – Ребенок в детском саду

Объединение детских садов и школ – тема актуальная, но не новая. Еще в начале 90-х годов в столице проводился эксперимент по созданию образовательных комплексов, однако эксперимент с треском провалился.

Неудачу можно объяснить юридической несостоятельностью системы на тот момент: образовательные комплексы никак не оформлялись и доходило до того, что учителям не засчитывали стаж работы в таких объединенных учреждениях.

Читайте также:  Кроссовер nissan murano: плюсы и минусы

Объединение детских садов и школ, помимо этого, проходило под эгидой преемственности образования, однако на деле ничего не менялось и слова про преемственность остались лишь на бумаге.

Сейчас чиновники вернулись к мысли возродить эксперимент. Надо сказать, что за границей подобные интегрированные центры давно и успешно функционируют. Поэтому если мы говорим о США, Европе, то там ребенок начинает с 4 лет ходить в школу – не в классическую школу в нашем понимании, а дошкольное отделение образовательного центра.

Педагоги и родители относятся ко «второму дыханию» с осторожностью, а некоторые и вовсе с предубеждением. С чем связаны их опасения и почему не все учреждения с радостью поддерживают мысль о сплочении?

Объединение детских садов и школ: что по факту

Образовательный комплекс включает в себя несколько детских садов и школ, объединенных юридически. Во главе комплекса стоит директор школы. Заведующие детских садов становятся руководителями подразделений. Вполне естественно, что дублирующиеся должности (например, бухгалтер или методист) сокращаются.

Среди целей объединений также указывается «возможность большему количеству детей получить гораздо более качественное образование».

Ситуация до эксперимента складывалась таким образом, что в каждом районе соседствовали престижные школы и сады, в которые, конечно, стремились все попасть, и менее популярные учреждения, которые из-за недобора оставались полупустыми.

Чиновники посредством объединения сильных учреждений со слабыми надеются «подтянуть» последних и сделать все детские сады и школы в районах привлекательными для горожан.

Однако по факту, престижные школы объединяются с другими престижными школами и детскими садами. Ни одно, будем называть «элитарное» учебное заведение не пойдет на то, чтобы объединиться с учреждением, которое у населения не котируется. Поэтому одна из заявленных целей объединения не реализуется.

При этом те образовательные учреждения (как правило, их можно отнести к популярным среди населения), которые выступают против слияния, рискуют на деле остаться не у дел: все «сильные» школы и детские сады будут уже реорганизованы в образовательные комплексы, для которых новое подразделение — обуза.

Объединение детских садов и школ: плюсы

Один из существенных и самых главных плюсов объединения — экономия средств. В столице, как мы знаем, введено подушевое финансирование, то есть деньги выделяются не на все учреждение, а на одного учащегося или воспитанника.

Чем больше детей входит в состав образовательного комплекса, тем он «богаче».

В свете сокращения штата сотрудников, появляются свободные средства, которые можно потратить на улучшение оснащения, закупку методического материала, бонусные выплаты педагогам.

Небольшие образовательные учреждения, в которых занималось немного человек, не могли позволить себе квалифицированных специалистов: логопеда, инструктора по плаванию. В образовательном комплексе это становится возможным.

Кроме этого, усиливается преемственность дошкольного и начального школьного образований. Делается упор на знакомство ребенка со школой еще до того, как он пойдет в первый класс. Ребенок успевает адаптироваться к школьным стенам до официального поступления в школу.

Что немаловажно, ресурсы, имеющиеся в распоряжении одного учреждении комплекса, становятся доступны и остальным подразделениям: библиотека, бассейн, тренажерный зал, сенсорная комната и так далее.

Объединение детских садов и школ перспективно в плане выстраивания диалога в профессиональной сфере. Педагоги обмениваются опытом, выбирают наиболее оптимальную систему взаимоотношений, выплаты зарплат, например.

Для родителей образовательный комплекс — это большое преимущество, так как им не придется бороться за «место под солнцем» для своих детей. Дети, посещающие детский сад в составе образовательного комплекса, автоматически попадают в школу из этого же комплекса. Могут они, конечно, пойти и в другую школу, если там будут места.

Объединение детских садов и школ: минусы

Один из главных минусов – сокращение кадров. Многие педагоги теряют свои рабочие места, а найти новые становится не так-то просто.

При этом, нагрузка на оставшихся в штате сотрудников увеличивается. Не все директора готовы к расширенным полномочиям. Как известно, управлять большой страной (в данном случае, образовательным комплексом) намного сложнее, чем маленьким государством (школой).

У руководителей детских садов другие опасения: с их точки зрения, эксперимент следовало бы проводить в другом русле. Вместо того, чтобы объединять две разные ступени образования, было бы логично укрупнять дошкольные учреждения одного порядка.

Кроме этого, благотворительные средства, которые раньше поступали на счет дошкольного учреждения и могли тратиться свободно на усмотрение заведующей детского сада и управляющего совета, теперь будут проходить под контролем директора школы, что существенно ограничит свободу действия с финансами.

Многие считают, что интеграция, носящая экспериментальный характер и не доработанная до конца, приведет к диктату школы над детским садом.

Фактически это выразится в том, что школа будет стараться включить в детсадовскую программу как больше материала для подготовки к первому классу.

Вместо приоритетного игрового направления в дошкольной программе, прописанного, кстати, в новых ФГОСах, упор будет сделан именно на подготовку ребенка к первому классу — то есть обучению.

Чем закончится эксперимент, пока не понятно, как и не совсем ясна для всех участников процесса: педагогов, руководителей и родителей четкая схема работы образовательного комплекса. Тем не менее, эксперимент продолжает набирать обороты, а Департамент образования пополняться заявками на объединение детских садов и школ.

Мнения:

Мария Яснова:

— Чушь. Детский сад — это детский сад, школа — это школа. Два разных учреждения. В школе учатся, в садике расслабляются перед школой. Какой смысл объединять их?

Вероника 65:

— Такое ощущение, что мы все это уже проходили. У меня дочка уже взрослая. В начале девяностых так было: детский сад прикреплен к школе, в саду работала подготовительная группа, в которой преподавали учителя из школы.

Анна Александровна:

— А мне кажется, что это отличная идея, очень гуманная для ребенка. За несколько лет пребывания в саду ребенок привыкнет к детям и пойдет в школу с теми же детьми, будет испытывать меньший стресс.

При этом, программа в детском саду и школе будет, скорее всего, одна. Например, сейчас во многих школах занимаются по «Школе 2100». Детям она очень сложно дается.

Если с нее начинать еще в саду, то все пойдет как по маслу.

Женя Алакина:

— Я живу на севере Москвы. У нас тоже вовсю идет объединение школ и садов. Правда, что это такое и для чего делается — никто не понимает. Учителя, вроде, не против — им обещают прибавку в зарплате, а садики, напротив, не горят желанием.

Автор — Мария Даниленко. 

Источник: http://deti-club.ru/obedinenie-detskikh-sadov-i-shkol

Присоединение детского сада к школе

Опыт присоединения детского сада к СОШ Центру образования в городе Москве

В Центре образования № 1429 обучаются 560 человек, функционируют две дошкольные подготовительные группы, 10 классов начальной школы, 12 классов средней и старшей школы, Школа русского языка и 30 объединений дополнительного образования.

Центр образования работает также в рамках программы инклюзивного образования. В 2007 году Центр образования №1429 стал победителем национального проекта ПНПО.

В 2011 году Центр образования получил грант Правительства Москвы за работу по социализации детей-мигрантов.

Детский сад №1808 открылся в 1990 году. В учреждении функционируют 4 возрастные группы 12-часового пребывания и 3 группы кратковременного пребывания, которые посещают 143 ребенка от 1 до 7 лет. Детский сад осуществляет приоритетное направление художественно-эстетического воспитания дошкольников.

В 2011-2012 учебном году произошло объединение Центра образования №1429 и ГБОУ детского сада №1808, что позволило создать новую воспитательно-образовательную среду, способствующую социализации, адаптации и развитию детей от 1 до 17 лет.

Важным фактором при принятии решения о слиянии детского сада и Центра образования явилась близость месторасположения этих учреждений, что позволило существенно расширить возможность использования дополнительных ресурсов как для дошкольного учреждения, так и для Центра образования.

Материально-техническая база Центра образования (спортивный и тренажерный залы, актовый зал, библиотека, музей, сенсорная комната) становится доступной для воспитанников детского сада, а бассейн, расположенный в детском саду, могут посещать дети дошкольного отделения Центра образования и дети с ООП, обучающиеся в Центре в рамках программы инклюзивного образования.
При слиянии учреждений появилась возможность оптимизировать штатное расписание и создать стимулирующий фонд, что необходимо при переходе на новую систему оплаты труда.

Расширились возможности использования кадровых ресурсов, таких как учитель-дефектолог, клинический психолог, педагоги дополнительного образования различных направленностей и другие специалисты.

Появилась реальная возможность выстраивания индивидуальной воспитательно-образовательной траектории ребенка с раннего возраста до окончания школы.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психолого-педагогического, логопедического и дефектологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.

Для устранения противоречий в реализации преемственности ДОУ и начальной школы необходимо соблюдение следующих условий:

  •  Сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребенка;
  •  В дошкольном возрасте: создание условий для формирования интегративных качеств готовности детей к школе;
  •  Для начального образования: опора на достижения дошкольного детства;
  •  Сохранение ведущих видов деятельности на разных возрастных этапах;
  •  Индивидуальный подход к каждому ребенку и предотвращение возможных негативных последствий в процессе адаптации;
  •  Создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребенка, возможность создания проектов и творческих коллективов, объединяющих детей разных возрастов;
  •  Сотрудничество учителей и воспитателей по вопросам преемственности дошкольной и начальной ступеней образования;
  •  Согласованность программ ДОУ и начальной школы, устранение их дублирования.

Одной из ключевых проблем системы дошкольного воспитания является взаимодействие с семьей. Однако в современных условиях основные институты социализации ребенка ‒ семья, детский сад, школа ‒ часто действуют автономно друг от друга.

Таким образом, в настоящее время проблема взаимодействия семьи, дошкольного образовательного учреждения и школы является одной из наиболее острых, требует качественного анализа для устранения тех проблемных зон, которые препятствуют выполнению задач полноценного развития и воспитания ребенка.

Объединение детского сада и школы в единую структуру позволит обучить содержательному общению родителей с детьми на разных возрастных этапах, улучшить качество психолого-педагогического просвещения родителей, обеспечить ребенку плавный переход от воспитания в семье к воспитанию в детском саду и в школе.

Такая форма работы способствует тому, чтобы более эффективно отслеживать особенности развития, воспитания и обучения, а также развить таланты и способности каждого ребенка путем интеграции работы всех специалистов, работающих с ним.

Процесс присоединения детского сада к Центру образования помогает реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного, начального школьного и основного общего образования, придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, создать методическую «копилку» для повышения качества образовательных услуг, обмен опытом и рост квалификации педагогов.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-1548

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector