Спортивная теория происхождения государства, ее плюсы и минусы

Основателем теологической теории происхождения государства является Фома Аквинский (годы жизни:1225-1274г.)

Сутью теории является то, что государство представляется результатом божьей воли.

Замечание 1

Государство представлено продуктом божественной воли, в силу этого государственная власть является вечной, незыблемой и зависимой в большинстве от религиозных организаций и деятелей. Любой человек обязуется подчиниться во всем своему государю. Этой теорией утверждается, защищается тезис «вся власть исходит от бога».

Плюсами теории являются:

  • Теория объснет образование государства совместно с монорелигией;
  • Теория дает возможность устанавливать общественный порядок;
  • Теория дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно- первые государства были теократические.

Минусы — теория не является научной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.

Патриархальная теория происхождения государства

Спортивная теория происхождения государства, ее плюсы и минусы

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основателем патриархальной теории происхождения государства является Аристотель.

Суть теории излагается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи.

В соответствии с данной теорией, люди представлены существами коллективные, устремляющиеся к общению между собой, которое ведет к появлению семьи. Позже развитие и разрастание семьи при объединении людей, а также рост числа семейств ведут к образованию государственности. Власть правителя — естественное продолжение отцовской власти, «патриарха» в семействе.

Плюсами теории является то, что она:

  • справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»;
  • помогает устанавливать общественный порядок в результате подчинения «отцовской воле»;
  • поддерживает людские верования в нерушимость мира;
  • раскрывает роль правителя государства, на которую может претендовать человек, имеющий большой жизненным опытом.

Минусы данной теориизаключаются в том, что она не раскрывает процессию происхождения государства во всех частицах мира; не может объяснить почему происходят войны, если государство является единой семьей; не объясняет жесткости некоторых законов.

Договорная теория происхождения государства

  • Основателями договорной теории происхождения государства являются: Гроций, Гоббс, Локк, Руссо и Радищев.
  • Сутью теории является то, что государство считается людским объединением на базе общественного договора, с установлением целина достижение общих благ.
  • Теории общественного договора в какой-то мере отображают исторические факты.
  • Государство порой возникает как результат добровольной отдачи людьми какой-то части собственных прав специально образованному для их собственной защиты и защиты порядка в обществе органу, то есть в результате долговременногоестественно-исторического развития общества.

Плюсами данной теории представляется то, что ее авторы учитывали такие чувства человека, как страх и инстинкт самосохранения. Помимо того, данная теория имеет демократический характер; доказывает, что не было никакого религиозного основания в сущности государства; делает опору на общественной практике.

Минусы теории заключаются в следующих положених:

  • Человек не подчинен никому, никого себе не подчиняет;
  • Чтобы осознанно образовать государство, необходимо иметь о нем хотя бы какое-то представление;
  • Договор является волей людей — значит он может расторгаться;
  • Договор не имеет юридической силы, так как образовался раньше самого государства.

Теория насилия в вопросе происхождения государства

  1. Теория насилия образована двумя частями: теория внешнего насилия и теория внутреннего насилия.
  2. Основатели теории внешнего насилия являются Гумплович и Каутский.
  3. Суть теории – государство является результатом завоеваний одного племени другим.

  4. Достоинство теории состоит в том, что она базируется на множестве исторических фактов, результат завоевания отражен в ней со всех сторон жизни вновь появившегося общества, аосударственный аппарат составляют завоеватели.

Минусы теории: не объясняет происхождение государства во всех регионах мира;в отношении процесса происхождения государства завоевания обладают вторичным характером.

Помимо того, история знает примеры, когда не собственно завоевание, а именно его угроза послужила образованию государства. В добавок ко всему, кроме насильственного пути возникновения, есть так же и мирный путь.

  • Основателем теории внутреннего насилия является Дюринг.
  • Суть теории является, что государство появляется в результате насилия одной части общества над другой.
  • Плюсы данной теории это признание тогго, что: у людей имеются различные интересы; насилие в обществе имеет место быть; государство при осуществлении собственных функций применяет насильственные методы.
  • Минусами данной теории являются утверждения о том, что: отстаивание интересов может приводить к разрушению общества и государства; люди не могут быть равными в биологическом плане; государство не может всегда выражать интересы общества; если можно создавать государство насильственным путем, то так же его можно и разрушить.

Материалистическая теория происхождения государства

Основателями материалистической теории происхождения государства являются Маркс, Энгельс иЛенин.

Замечание 2

Суть теории: государство образовалось в силу экономических причин: общественного разделения труда, образования прибавочного продукта и части собственности, а позже раскола общества на классы с противопоставляемыми экономическими интересами.

Плюсы теории это утверждения о том, что: материальные условия общества сыграли в нем значительную роль; изменение форм деятельности в области труда, ведении хозяйства, форм собственности повлияло на происхождение государства; переход от присваивающей к производящей экономике задает дифференциацию людей по существенному признаку. Кроме того, данная теория раскрывает признаки государства.

Минусами теории являются положения, гласящие, что: на происхождение государственности влияет не только экономические факторы, но и политические, социальные; происхождение государства во всем мире не может идти по одной схеме. Также в ней недооценена роль государства в урегулировании процессов, происходящих в экономике.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/problemy_teorii_proishozhdeniya_gosudarstva/plyusy_i_minusy_teoriy_proishozhdeniya_gosudarstva/

Психологическая теория происхождения государства: плюсы и минусы

Психологическая теория происхождения государства была разработана Львом Петражицким. Согласно мнению этого ученого, государство появилось благодаря разделению социума по ряду психологических признаков. Существует два типа людей — подчиняющиеся и управляющие.

Суть и история развития направления

Спортивная теория происхождения государства, ее плюсы и минусы

Суть этой теории заключается в том, что индивид имеет психологическую потребность в том, чтобы быть в организованном обществе, где его действия ограничиваются социальными рамками. При этом он должен ощущать, проявлять активность в рамках коллективного взаимодействия.

Сторонники направления считают, что общество образовалось благодаря психологическому развитию человека.

Исследователи сравнивали общество с биологическим организмом, в котором отдельные части связаны между собой. Между отдельными индивидами есть психологическая связь, позволяющая им объединяться в группы для достижения общей цели.

По этому утверждению можно понять, что солидарность становится главной чертой характера человека, но одинаковых индивидов не существует. По физическим качествам есть сильные, слабые личности.

В зависимости от психических качеств выделяется две группы индивидов:

  1. Личности, подражающие авторитетам. Им свойственно подчинение другим. При исполнении приказов со стороны руководства, они становятся спокойными, веря, что поступают во благо правому делу.
  2. Люди, стремящиеся управлять другими. Они не умеют выполнять приказы, имеют собственное мнение на многие вещи, не признавая слов других. Их умение подчинять окружающих своей воле позволят добиваться руководящих постов.

Возникла эта теория в середине 19 века, но большую популярность она получила только к началу 20 столетия.

Основные концепции

Существует несколько основных концепций происхождения власти и права:

  1. Теологическая (или как ее еще называют — божественная, религиозная). Она управляла сознанием людей в Средневековье. Суть этой теории заключалась в том, что все возникает по воле Бога. По этой причине власть считается святой, незыблемой. Ее представители являются исполнителями божественной воли на земле.
  2. Патриархальная. Любой человек — коллективное существо, стремящееся создать собственную семью. Государство является высшей ступенью, когда многие семьи объединяются вместе под предводительством одного отца, старейшины, лидера.
  3. Договорная. Государство образовали индивиды, которые хотели сохранить то что имеют на данный момент, не воевать друг с другом, но для этого нужно было заключить договор, согласно которому все отказывались от благ для достижения общей цели.
  4. Органическая. Государство — целостных организм, клетками которого являются отдельные люди. Чтобы организм работал правильно, клетки должны объединиться и действовать сообща.
  5. Психологическая. Основана на людях, которые хотят подчиняться и личностях, склонных к управлению.
  6. Теория насилия. Государство образовалось благодаря одной группе единомышленников, которые силой подчинили себе других людей. Для управления государством, его насыщения также требуется проявлять насилие (поборы, казни).

Существуют и другие теории (гидравлическая, диффузная, спортивная, инцестная), но они не получили большой популярности среди исследователей, общества.

Основоположники

У каждой теории есть основоположники, последователи:

  • теологическая — Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жак Маритен, Мерсье;
  • патриархальная — Аристотель, Конфуций, Р. Филмер;
  • договорная — Шарль-Луи Монтескье, Джон Локк, Гуго Гроцкий, А. Н. Радищев;
  • органическая — Герберт Спенсер, Вормс, Прейс;
  • психологическая — Л. И. Петражицкий, Г.Тард, З. Фрейд;
  • теория насилия — Шан Ян, Карл Каутский, Людвиг Гумплович.

В становлении теории участвовали и другие исследователи, но они внесли маленький вклад в развитие направления.

Преимущества и недостатки направления

Психологические качества любого человека формируются под воздействием многочисленных факторов, которые нужно учитывать, чтобы объяснить процесс образования государства. Психологическая теория представляет описание только одного фактора, который бесполезен без других.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva.html

Плюсы и минусы теорий происхождения государства

Один из самых обширных разделов изучения государственного строительства и права – это обоснование условий, а также причин, при которых происходит образование таких институтов как государства. В этом обзоре рассмотрим основные теории появления госструктур, а также разберемся с наличием достоинств и недостатков этих концепций.

Теологическая теория происхождения государства: плюсы и минусы

Основателем теологической концепции является Фома Аквинский, который жил в середине 13-го века и для появления того или иного государства он считал волю Бога.

Плюсами божественной сути государств, являются:

  • объяснения, что появление госструктур тесным образом связано с единой религией граждан;
  • последствия установления на основе религии общественного порядка;
  • отражения объективных решений теократического сообщества. И все это подтверждено исторической действительностью, что первые государства – это теократические образования.

Минус один и он состоит в том, что эта теория не является научной и поэтому ее нельзя как доказать, так и опровергнуть, так как она основана на вере.

Патриархальная теория происхождения государства: плюсы и минусы

Основатель концепции – это Аристотель, который считал, что государственное строительство является результатом объединения разросшихся семей.

Он представлял всех людей существами, которые стремятся к коллективному взаимодействию и общению, что приводит к образованию семей.

Разрастание семей приводит сначала к объединению родственников, а потом и к объединению между семьями. Что оформляется, в конце концов, в форме государственного устройства.

Что касается властных полномочий, то это не что иное как отцовская власть или полномочия патриарха объединенных семейств.

Достоинства патриархальной концепции:

  • в том, что прослеживается связь между семейными и государственными отношениями;
  • что порядок в обществе действительно достигается в результате воли патриарха;
  • что правитель – это патриарх или тот, кто имеет наибольший жизненный опыт и влияние. И на роль правителя может претендовать наиболее достойный представитель объединенных семей.
  • Недостатком этой концепции является то, что она не может объяснить все процессы существования государства и примером может служить появление жестоких или даже диктаторских правил и законов, если граждане – это якобы представители единой семьи.
  • Договорная теория происхождения государства: плюсы и минусы
  • Что касается основателей договорной концепции государственного устройства, то за рубежом – это как Гроций и Гобс, так и Лок и Руссо, а нашим соотечественником-последователем этой теории был Радищев.
  • В основе этой концепции лежит предположение, что государство – это результат общественного договора между различными слоями граждан с целью обретения всеобщих благ.

При этом договорная концепция, не смотря на утопию, так или иначе, имеет историческое подтверждение фактами. Иногда государственное строительство велось в результате согласия граждан на передачу своих прав специальному органу, например, с целью защиты самих граждан или для защиты от внешних угроз. И этому есть немало примеров в истории.

Положительной стороной договорной концепции государства является то, что она основана на естественных человеческих чувствах страха и является отражением природного инстинкта самосохранения. Кроме этого наличие в концепции элементов демократии с одной стороны опровергает религиозную основу, а с другой – опирается на историческую практику государственного строительства.

Читайте также:  Болонский процесс: особенности этой системы, ее плюсы и минусы

Недостатками договорной концепции являются:

  • утопия, что якобы человек никому не подчинен. А также якобы он не склонен к подчинению себе подобных;
  • что, являясь людской волей, договор может, как выполняться, так и расторгаться без участия госорганов;
  • по сути, договорные отношения между людьми могут быть заключены и вне государственных структур. И, действительно, история подтверждает, что общественные договора появились прежде, чем государственные институты.

Теория насилия происхождения государства: плюсы и минусы

  1. Концепция насилия имеет двойственный характер: насильственные действия внутри и вне сообщества.
  2. Приоритет обоснования концепции внешнего насилия принадлежит Каутскому, а также Гумпловичу, представителям социального дарвинизма.

  3. Суть их теории – это государственные образования являются итогами завоеваний одних сообществ или племен, другими.

  4. Из положительного этой теории, можно отметить, что она может быть подтверждена всем ходом истории, как почти непрерывного времени войн, а госаппарат в результате этих войн – это представители завоевателей.

  5. Недостатки – эта концепция не может или слабо объясняет:
  • появление государств в некоторых частях мира и, причем без войн;
  • как правило, войны имеют вторичный событийный характер
  • в истории есть множество примеров образования госструктур не в результате самих войн, а по наличию их угрозы;
  • мирного образования государственного устройства в истории – масса примеров.

Дюринг является основателем концепции внутреннего насилия, которое гласит, что государство – это не что иное как итог насилия более организованной и обладающей большими ресурсами части общества над другими, не организованными, и не располагающими ресурсами для противодействия сообществами.

Достоинства концепции в том, что:

  • пренебрежение общими интересами в пользу собственных выгод отдельными слоями общества, приводит к дезорганизации, а в итоге и к ослаблению всего сообщества;
  • госструктуры отнюдь не являются выразителями интересов всех сообществ;
  • насильственные методы управления со стороны госструктур – это реализация принципов, основанных на том, чтобы разделять и властвовать.

Минусы теории, это:

  • если слепо отстаивать свои интересы, то это может привести как к разрушению самого сообщества, так и к потере государственности;
  • сообщества, впрочем, как и люди на самом деле не могут быть равными;
  • если государственное строительство ведется насильственно, это означает, что и путь к его разрушению – это насильственный способ.

Материалистическая теория происхождения государства: плюсы и минусы

Основатели – это Маркс и Энгельс, а также наш соотечественник Ленин.

Достоинства материалистической концепции в том, что на формирование госструктур действительно влияют:

  • материальные условия существования как отдельных членов, так и всех сообществ;
  • актуальное состояние укладов в области труда;
  • формы хозяйствования и наличие условий для их развития;
  • соотношение потребительной и производящей экономик;
  • наличие социального антагонизма в зависимости от имущественной дифференциации классов.

Минусы концепции, это:

  • недооценка частных инициатив в сфере экономики в угоду директив госаппарата;
  • государственное строительство не может идти по одной схеме, без учета, как экономических и социальных, так и политических, а также исторических факторов;
  • данная теория не прошла проверку исторической практикой.

Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход? Закажи свою оригинальную работу УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/plyusi-i-minusi-teorij-proishozhdeniya-gosudarstva/

Многообразие теорий происхождения государства и права

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций).

В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности реийется вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры.(Фома Аквинский)

Плюсы: 1) Государство появляется с религией. 2) Теория позволяет устанавливать в обществе порядок. 3) Она показывает, то, что первое государство теократическое.

Минусы: является не научной, так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ. Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом.

Его власть, таким образом, – это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам.

Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства.

Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.(Аристотель)

Плюсы: 1) Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь государства и семьи. 2) Позволяет установить в обществе порядок, как результат подчинения воле отца. 3) Поддерживает веру людей в нерушимость мира. 4) Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим жизненным опытом.

Минусы: 1) Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях света. 2) Не объясняет, что если государство единая семья, почему происходят войны.

Не объясняет жестокость законов.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.

В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему.

Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы.

Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение).Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности.

Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества.

Плюсы: четкая взаимосвязь органов государства.

Минусы: Излишняя биолигизация общественных отношений.

ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы.

Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).

Оценивая эту теорию, следует отметить следующее. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.

И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.(Гумпович,Каутский)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и проч.

Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей.

Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой – сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА (ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА).В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.

Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев,Троцкий,Гоббс)

Плюсы: Носит демократический характер

Минусы: 1) Согласно теории человек не подчиняется никому и не подчиняет никакого себе. 2) Чтобы сознательно создавать государство, нужно иметь о нем хоть какое то представление. 3) Договор – это воля людей, значит он может быть расторгнут.

ИСТОРИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган.

Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом, как будет показано ниже, оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда.(Ленин,Сталин,Энгельс)

Плюсы: 1) Материальные условия общества играют в нем большую роль. 2) Собственность влияет на возникновение государства.

Минусы: 1) На образование государства влияют не только экономические факторы. 2) Недооценивается роль государства в регулировании экономических процессов.

ПАТРИМОНИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ.Наиболее ярким представителем патримониальной теории яв­ляется А. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, явля­ется частной собственностью правителя, т.е. патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собст­венности.

Подобные правители господствуют в силу своего «искон­ного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей.В соотношении понятий «власть — собственность» приоритет принадлежит праву собственности.

Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства. Таким образом, право собственности на землю является первоосновой господства над тер­риторией.

Однако в период своего возникновения государственные инсти­туты далеко не всегда реально находились в полном распоряжении правителя.

Плюсы: Подкрепление историческими факторами

Минусы: Не универсальна. 2) Не во всех регионах мира.

ИРРИГАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ.Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравличес­кой) теории является Виттфогель. Он связывает процесс возникно­вения государственности с необходимостью строительства иррига­ционных сооружений в восточных аграрных обществах.

Это сопро­вождается ростом чиновничества, государевых людей, обеспечи­вавших эффективное использование данных сооружений и экс­плуатирующих остальных граждан, негосподствующие слои.

Однако в рамках данной теории излишне категорично выделе­ны отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, основные, базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регио­нов Востока.

Следовательно, представители этой доктрины недо­оценивают социально-экономические, военно-политические, пси­хологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.

ТЕОРИЯ «ИНЦЕСТА».Клод Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства.

Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения.

Читайте также:  Ионизатор воздуха: стоит ли покупать, плюсы и минусы

Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры.

Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли возможно в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а, следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных фактов.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. Автором теории считается французский мыслитель 18-19 веков Сен-Симон. Истоки данной теории восходят к Платону, объяснявшему причины появления государства общественным разделением труда.

Согласно этой теории государство есть результат исторического прогресса и экономических преобразований, оно возникает при переходе от потребления к производству.

Экономическая теория логически стройна, подтверждается многими историческими свидетельствами, однако она недооценивает значение других факторов.

СПОРТИВНАЯ ТЕОРИЯ.Автор спортивной теории происхождения государства испанский ученый Х.Ортега-и-Гасет связывает процесс его возникновения с развитием спорта в человеческом обществе. Согласно концепции Х.

Ортега-и-Гасета, развитие производительных сил в обществе и расширение набора необходимых трудовых навыков привели к усложнению воспитания подрастающего поколения, в частности появлению физического воспитания. С помощью последнего осуществлялась подготовка членов племени к труду и военному делу.

У многих первобытных народов существовал обряд инициации (посвящения), который использовался при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя. К этому обряду юношей готовили люди, имевшие большую физическую силу и опыт прохождения подобных испытаний.

Для их проведения создавались специальные органы, функции которых были похожи на функции государства. Эти органы со временем и перерастали в государство.

В основу спортивной теории X. Ортега-и-Гасет положил факты из истории древнегреческих государств-полисов. Однако Греция была не единственном местом на земном шаре, где возникла государственность. У многих народов обряд инициации существовал, однако далеко не все из них проводили такие масштабные спортивные состязания, как Олимпийские игры в Греции.

ДИФФУЗНАЯ ТЕОРИЯ.Автор диффузной теории Гребнер полагал, что государство возникает в результате передачи опыта управления от одних народов к другим. Происходит своего рода диффузия (от лат. diffusio — распространение) государственно-правового опыта управления общества в те регионы, населению которых еще неизвестна данная форма организации общественной жизни.

Безусловно, государства возникали у разных народов в разное время, в том числе и в результате заимствования опыта соседей, однако диффузная теория не дает ответа на главные вопросы — когда и почему государство появилось впервые.

ВОЛЮНТАРИСТСКАЯ. (Мейтленд-Джонс) – Возникновение независимых государств (в Африке) связано с волевой деятельностью той или иной «сильной личности».



Источник: https://infopedia.su/14×3687.html

Теории происхождения государства

  1. Патриархальная теория происхождения государства (Аристотель)

Аристотель считал, что государство
возникает в результате естественного
развития человеческого общества. Он
называл человека – политическим
животным. Человеком не становятся.
Аристотель выделял 3 формы общности
людей: семья — род (племя) –государство.
Государство служит для достижения
высшего блага.

Плюсы теории:Аристотель рассматривал
государство как продукт

Минусы теории:в действительности
семья возникает в результате разложения
родоплеменной организации, а не наоборот.

  1. Теологическая теория происхождения государства

Все сущее на земле создано по воле Бога,
а изменения в жизни людей происходят
из-за того, что Бог либо награждает, либо
наказывает их. Наиболее полно взгляды
изложены у средневековых богословов –
Августин Аврелий, Фома Аквинский (13
век).

Фома Аквинский систематизировал все
взгляды церкви в 13 веке.

Работа Августина Аврелия «О граде
Божьем» посвящена историческому событию
— в 450 году готы сожгли Рим. Объяснял все
следующим образом: Рим был разрушен за
грехи. Государственная власть как бы
могущественна она не была, всегда должна
соблюдать божественную власть в противном
случае его ждет наказание.

Фома Аквинский предложил различать
природу государственной власти и формы
ее реализации. Природа власти действительно
божественна, т.е. одни люди должны
подчиняться другим – бог так устроил.
А вот форма реализации власти зависят
от людей. Они могут плохо обращаться с
божественным даром и тогда народ имеет
право на восстание против тирании, но
только с одобрения церкви.

  1. Договорная теория происхождения государства (17-18 вв.)

Представители: Джон Локк, Томас Гоббс,
Ж. Руссо.

У Гоббса есть работа «Левиофан». Левиофан
– это библейское чудовище. У Гоббса
Левиофан – это государство, т.е.
государство есть необходимое зло. В
первобытном состоянии люди все равны
– война всех против всех за обладание
благами — хаос (беспорядок) — поиск
безопасности – и как результат
общественный договор между людьми,
согласно которому они создают государство.

По мнению Гоббса, люди договариваются
между собой, а тот кому они передают
власть в договоре участие не принимает,
а следовательно ответственности перед
договаривающимися не несет. Таким
образом, Гоббс обосновал существование
абсолютной монархии.

А, по мнению Локка, заключая общественный
договор люди договариваются не между
собой, а с монархом, который не может
нарушать их естественные права: жизнь,
свободу и собственность. Государство
не может вводить дополнительные налоги
без одобрения людей (парламента).

Плюсы теории:Теория оказала огромное
влияние на политическую практику.
Способствовала демократизации
государственной власти, утверждение
прав человека, о равенстве людей.

Минусы теории:антиисторичность,
т.е. нет исторической подоплеки. Если
люди могли договориться между собой,
то им не нужно было бы государство, ведь
государство возникает и вступает в
действие, когда люди утрачивают
естественное согласие между собой.

  1. Ирригационная теория происхождения государства (Карл Витфогель)

  • Витфогель обратил внимание, что все
    первые государства возникли в долине
    рек и сделал предположение о необходимости
    создания ирригационных сооружений.
  • Плюсы теории:Теория опирается на
    историческую правду
  • Минусы теории:
  • данная теория не объясняет возникновение государства в других регионах, где не было крупных рек (например, в Европе)
  • исторически не можем однозначно утверждать, что государство возникло в результате необходимости строительства ирригационных сооружений

Возникла в Германии примерно в 19 веке.
Представители: Гумплович, Карл Каутский.

По мнению Гумпловича, государство
возникло в результате завоевания одного
племени другого и для удержания своего
господствующего положения возникал
специальный аппарат – государство.

В
качестве примера приводилось возникновение
государства у германских племен, которые
возникли в 5-6 вв.

в результате завоевания
территории Римской империи, так англы
и саксы создали государство в Англии,
франки – во Франции.

Плюсы теории:фактор внешнего
завоевания имеет место при возникновении
государств, но он скорее всего является
катализатором происходящих в обществе
процессов. А не главной движущей силой.
Завоевание германскими племенами
территории Римской империи лишь ускорило
процессы разложения родоплеменных
организаций в германском обществе, т.е.
усилилось расслоение германского
общества.

Минусы теории:

  • Явное преувеличение роли военных завоеваний в процессе возникновения государства
  • В действительности трудно представить, что один народ длительное время удерживал в повиновении другой народ, не смешиваясь с ним
  • Известны случаи, когда завоеватели не создавали государства на завоеванных территориях
  1. Марксистская теория происхождения государства

С точки зрения этого подхода, государство
возникает в результате изменений в
экономики (еще называют экономическим
детерминизмом).

Таким образом, государство
возникло в результате имущественного
и социального расслоения внутри общества,
что потребовало изменение организации
общества.

Родоплеменной строй уже не
удовлетворял изменившиеся потребности
общества, в результате возникло
государство, которое стало орудием в
руках экономически господствующего
класса.

Плюсы теории:действительно,
экономические процессы в значительной
мере определяют политические изменения,
но в тоже время нельзя все политические
процессы свести к процессам, которые
происходят в экономики.

Минусы теории:Гипертрофирование
(преувеличение) роли экономического
фактора и игнорирование тех процессов,
которые не укладываются в заранее
придуманную схему.

  1. Органическая теория происхождения государства (Герберт Спенсер)

Герберт спенсер пытался перенести на
общество теория Дарвина. Спенсер считал.
Что в жизни общества действуют те же
законы. Что и во всей живой природе.

Плюсы теории:взгляд на естественный
характер возникновения государства.

Минусы теории:произвольный перенос
научных идей из одной области знаний в
другую невозможно.

  1. Рассовая теория происхождения государства (Нитше)

Нитше разрабатывал теорию сверхчеловека.
По мнению Нитше, человек не является
венцом эволюции животного мира, потому
что человек страдает множеством
недостатков, т.е.

венцом будет следующий
за человеком вид – сверхчеловек, который
будет лишен всех пороков и недостатков
человека и сверхчеловек будет свободен
по отношению от морали и обязательств
к другим видам.

По мнению Нитше, власть
должна принадлежать сверх людям.

Минусы теории:это отвлеченная
философская идея оказалась очень опасной
при столкновении с практикой (легла в
основу фашизма).

Источник: https://studfile.net/preview/2261965/page:4/

Спортивная теория: Возникновение государства напрямую связано с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом (Ортега X. Гассет)

Билет 1.1. Основные теории происхождения государства

Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики.

Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей.

Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф.

Лебюфф, Д. Эйве и др.

Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство.

Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими.

Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога.

В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы.

Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.

Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.

Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.

Теологическая (религиозная) теория господ­ствовала в средние века. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средне­вековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Бла­женный — 354 — 430 н. э.

), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.). В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер.

Читайте также:  Магазин разливного пива как бизнес: плюсы и минусы

  • Суть теологической теории в том, что государство возникло по воле Бога. Следова­тельно, государство, его институты, власть:
  • — вечны, незыблемы и святы;- их возникновение и упразднение не зависит от человека; — являются выразителями воли Бога на земле.
  • Современным вариантом теократической теории является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со сто­роны государства, заботе каждого гражданина об обще­стве, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обес­печить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.). Он считал, что люди как коллективные суще­ства стремятся к общению и образованию семей, а разви­тие семей ведет к образованию государства.

По Аристотелю, государст­венная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Суть патриархальной теории возникновения государства в том, что, по мнению ее авторов, государ­ство возникает по модели семьи (то есть, государство — своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей).

Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи и благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы. Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье.

Главным недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца.

Договорная (естественно-правовая) теория: Теория общественного договора была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII — XVIII вв. Теория общест­венного договора противостояла феодальному сослов­ному государству, произволу, нера­венству людей перед законом.

Ее авто­рами и сторонниками в разное время являлись: = Гуго Гроций (1583 — 1646) — голландский мыслитель и правовед;= Джон Локк (1632 — 1704), Томас Гоббс (1588 — 1679) — английские философы; = Шарль-Луи Монтескье (1689 — 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) — французские фило­софы- просветители;= А. Н.

Радищев (1749 — 1802) — русский философ и писа­тель-революционер и др.

Теория, выдвинутая данными авторами, получила так­же название естественно-правовой или естественного права. В боль­шинство концепций входит идея «естественного права», т. е.

наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.

В работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, рево­люционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое от­ражение и в Декларации независимости США.

Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый»общественный договор», который состоит в следующем: • первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.) • каждый преследовал только свои интересы и не счи­тался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех», в результате которой неорганизован­ное общество могло уничтожить само себя; • чтобы этого не случилось, люди заключили «общест­венный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания; • в результате был создан институт согласования инте­ресов, совместной жизни, взаимной защиты — государство. Теория общественного договора имела боль­шое прогрессивное значение. Существенным недостатком данной теории яв­ляется ее идеалистичность.

Органическая теория: Эта теория была выдвинута во второй половине XIX века анг­лийским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 — 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи вы­сказывались значительно раньше. Некоторые древнегречес­кие мыслители, в том числе Платон (IV—III вв. до н. э.) сравни­вали государство с организмом, а законы государства — с про­цессами человеческой психики. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономер­ности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, ес­тественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Суть органической теории возникновения госу­дарства в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

= люди образуют государство, как клетки — живой организм; = государственные институты подобны частям организма: правители — головному мозгу, коммуникации (почта, тран­спорт) и финансы — кровеносной системе, которая обес­печивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.; = между государствами, как в живой среде в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно органи­зованные, как в VII в. до н. э. — IV в. н. э. — Римская им­перия, в XVIII в. – Великобритания, в XIX в. — США). В ходе естественного отбора государство совершенству­ется, все ненужное отбрасывается (абсолютная монархия, ото­рвавшаяся от народа церковь и т. д.). Недостатками органической теории является: • прямое проецирование биологических законов на жизнь общества; • сильное влияние дарвинизма; • отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

Психологическая теория: Основоположником психологической теории воз­никновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 — 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард.

Данная теория утверждает, что возникновение государства связано со свойствами психи­ки человека: ♦ желание быть защищенными и подчиняться более сильным; ♦ желание сильных повелевать другими людьми; ♦ способность сильных личностей оказать психологиче­ское воздействие и подчинить своей воле других; ♦ желание отдельных членов общества не подчиняться об­ществу и бросить ему вызов — сопротивляться власти, совер­шать преступления и т. д. — и необходимость их обуздания. Авторы теории считают, что предшественницей госу­дарственной власти являлась власть верхушки первобытного общества — вождей, шаманов, жрецов, которая основыва­лась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества. Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, под­чинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства. Недостатки психологической теории: данная тео­рия не учитывает другие факторы (социальные, экономические, по­литические и др.), благодаря которым возникло государство.

Теория насилия как главного фактора возник­новения государства выдвигалась различными автора­ми на протяжении столетий, Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 — 338 до н. э.) — китайский политик.

Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 — 1921) — немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 — 1909) — австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 — 1938).

Причину происхождения и основу политической власти и госу­дарства они видели в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях насилие носило внешний характер (внешнее насилие), в другом зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие).

При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабоще­ния, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер).

К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.

Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством: • сбор дани дружинниками; • расширение подвластных королю (феодалу) территорий; • огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий); • иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания «охранительного аппарата» за­воеванных благ.

В пользу теории насилия говорит то, что оно (наси­лие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплекто­вание вооруженных сил.

Многие иные формы государственной деятельности под­креплены принудительной силой государства (иначе го­воря — насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат.

Если этот уровень не достиг­нут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возник­новении германских или венгерского государств.

Ирригационная (гидравлическая) теория: Ирригационная (водная) теория возникнове­ния государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом («азиатский способ производства»).

Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация). Крестьянин-индивидуалист не могли использовать са­мостоятельно ресурсы крупных рек.

Для этого необходи­ма была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства — Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.

В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет — в долине Нила, Китай — в долинах Хуанхэ и Янц­зы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

Против теории говорит то, что она не объясняет при­чину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.).

Экономическая (классовая) теория: Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название — Историко-материалистическая концепция.

Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, прежде всего экономического. Это обеспечивает материальные условия возникновения государства и права и определяет изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Историко-материалистическая концепция включает два под­хода. Первый из них, господствовавший в советской науке, решаю­щую роль отводил возникновению классов и непримиримости борь­бы между ними: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других клас­сов.

Второй подход исходит из того, что в результате экономи­ческого развития усложняются само общество, его производи­тельная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к воз­никновению государства.

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе: ♦ произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля); ♦ возник прибавочный продукт; ♦ в результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы — эксплуатируемых и эксплуататоров; ♦ появились частная собственность и публичная власть. ♦ для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения — государство.

  1. Инцестная (половая) теория: Запрет инцеста (кровосмешения) близких родственников является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и в последующем возникновении государства (Леви-Стросс)
  2. Спортивная теория: Возникновение государства напрямую связано с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом (Ортега X. Гассет)
  3. Диффузная теория: Государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался (XIX-XX века) (Гребнер).

Теория специализации: Государство — это результат возникновения специализации в сфере управленческой (политической специализации), которая имело место наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией) (Т. В. Кашанина)

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s4182t5.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector