Теория насилия происхождения государства: что это, плюсы и недостатки

Основателем теологической теории происхождения государства является Фома Аквинский (годы жизни:1225-1274г.)

Сутью теории является то, что государство представляется результатом божьей воли.

Замечание 1

Государство представлено продуктом божественной воли, в силу этого государственная власть является вечной, незыблемой и зависимой в большинстве от религиозных организаций и деятелей. Любой человек обязуется подчиниться во всем своему государю. Этой теорией утверждается, защищается тезис «вся власть исходит от бога».

Плюсами теории являются:

  • Теория объснет образование государства совместно с монорелигией;
  • Теория дает возможность устанавливать общественный порядок;
  • Теория дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно- первые государства были теократические.

Минусы — теория не является научной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.

Патриархальная теория происхождения государства

Теория насилия происхождения государства: что это, плюсы и недостатки

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основателем патриархальной теории происхождения государства является Аристотель.

Суть теории излагается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи.

В соответствии с данной теорией, люди представлены существами коллективные, устремляющиеся к общению между собой, которое ведет к появлению семьи. Позже развитие и разрастание семьи при объединении людей, а также рост числа семейств ведут к образованию государственности. Власть правителя — естественное продолжение отцовской власти, «патриарха» в семействе.

Плюсами теории является то, что она:

  • справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»;
  • помогает устанавливать общественный порядок в результате подчинения «отцовской воле»;
  • поддерживает людские верования в нерушимость мира;
  • раскрывает роль правителя государства, на которую может претендовать человек, имеющий большой жизненным опытом.

Минусы данной теориизаключаются в том, что она не раскрывает процессию происхождения государства во всех частицах мира; не может объяснить почему происходят войны, если государство является единой семьей; не объясняет жесткости некоторых законов.

Договорная теория происхождения государства

  • Основателями договорной теории происхождения государства являются: Гроций, Гоббс, Локк, Руссо и Радищев.
  • Сутью теории является то, что государство считается людским объединением на базе общественного договора, с установлением целина достижение общих благ.
  • Теории общественного договора в какой-то мере отображают исторические факты.
  • Государство порой возникает как результат добровольной отдачи людьми какой-то части собственных прав специально образованному для их собственной защиты и защиты порядка в обществе органу, то есть в результате долговременногоестественно-исторического развития общества.

Плюсами данной теории представляется то, что ее авторы учитывали такие чувства человека, как страх и инстинкт самосохранения. Помимо того, данная теория имеет демократический характер; доказывает, что не было никакого религиозного основания в сущности государства; делает опору на общественной практике.

Минусы теории заключаются в следующих положених:

  • Человек не подчинен никому, никого себе не подчиняет;
  • Чтобы осознанно образовать государство, необходимо иметь о нем хотя бы какое-то представление;
  • Договор является волей людей — значит он может расторгаться;
  • Договор не имеет юридической силы, так как образовался раньше самого государства.

Теория насилия в вопросе происхождения государства

  1. Теория насилия образована двумя частями: теория внешнего насилия и теория внутреннего насилия.
  2. Основатели теории внешнего насилия являются Гумплович и Каутский.
  3. Суть теории – государство является результатом завоеваний одного племени другим.

  4. Достоинство теории состоит в том, что она базируется на множестве исторических фактов, результат завоевания отражен в ней со всех сторон жизни вновь появившегося общества, аосударственный аппарат составляют завоеватели.

Минусы теории: не объясняет происхождение государства во всех регионах мира;в отношении процесса происхождения государства завоевания обладают вторичным характером.

Помимо того, история знает примеры, когда не собственно завоевание, а именно его угроза послужила образованию государства. В добавок ко всему, кроме насильственного пути возникновения, есть так же и мирный путь.

  • Основателем теории внутреннего насилия является Дюринг.
  • Суть теории является, что государство появляется в результате насилия одной части общества над другой.
  • Плюсы данной теории это признание тогго, что: у людей имеются различные интересы; насилие в обществе имеет место быть; государство при осуществлении собственных функций применяет насильственные методы.
  • Минусами данной теории являются утверждения о том, что: отстаивание интересов может приводить к разрушению общества и государства; люди не могут быть равными в биологическом плане; государство не может всегда выражать интересы общества; если можно создавать государство насильственным путем, то так же его можно и разрушить.

Материалистическая теория происхождения государства

Основателями материалистической теории происхождения государства являются Маркс, Энгельс иЛенин.

Замечание 2

Суть теории: государство образовалось в силу экономических причин: общественного разделения труда, образования прибавочного продукта и части собственности, а позже раскола общества на классы с противопоставляемыми экономическими интересами.

Плюсы теории это утверждения о том, что: материальные условия общества сыграли в нем значительную роль; изменение форм деятельности в области труда, ведении хозяйства, форм собственности повлияло на происхождение государства; переход от присваивающей к производящей экономике задает дифференциацию людей по существенному признаку. Кроме того, данная теория раскрывает признаки государства.

Минусами теории являются положения, гласящие, что: на происхождение государственности влияет не только экономические факторы, но и политические, социальные; происхождение государства во всем мире не может идти по одной схеме. Также в ней недооценена роль государства в урегулировании процессов, происходящих в экономике.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/problemy_teorii_proishozhdeniya_gosudarstva/plyusy_i_minusy_teoriy_proishozhdeniya_gosudarstva/

Психологическая теория происхождения государства: плюсы и минусы

Психологическая теория происхождения государства была разработана Львом Петражицким. Согласно мнению этого ученого, государство появилось благодаря разделению социума по ряду психологических признаков. Существует два типа людей — подчиняющиеся и управляющие.

Суть и история развития направления

Теория насилия происхождения государства: что это, плюсы и недостатки

Суть этой теории заключается в том, что индивид имеет психологическую потребность в том, чтобы быть в организованном обществе, где его действия ограничиваются социальными рамками. При этом он должен ощущать, проявлять активность в рамках коллективного взаимодействия.

Сторонники направления считают, что общество образовалось благодаря психологическому развитию человека.

Исследователи сравнивали общество с биологическим организмом, в котором отдельные части связаны между собой. Между отдельными индивидами есть психологическая связь, позволяющая им объединяться в группы для достижения общей цели.

По этому утверждению можно понять, что солидарность становится главной чертой характера человека, но одинаковых индивидов не существует. По физическим качествам есть сильные, слабые личности.

В зависимости от психических качеств выделяется две группы индивидов:

  1. Личности, подражающие авторитетам. Им свойственно подчинение другим. При исполнении приказов со стороны руководства, они становятся спокойными, веря, что поступают во благо правому делу.
  2. Люди, стремящиеся управлять другими. Они не умеют выполнять приказы, имеют собственное мнение на многие вещи, не признавая слов других. Их умение подчинять окружающих своей воле позволят добиваться руководящих постов.

Возникла эта теория в середине 19 века, но большую популярность она получила только к началу 20 столетия.

Основные концепции

Существует несколько основных концепций происхождения власти и права:

  1. Теологическая (или как ее еще называют — божественная, религиозная). Она управляла сознанием людей в Средневековье. Суть этой теории заключалась в том, что все возникает по воле Бога. По этой причине власть считается святой, незыблемой. Ее представители являются исполнителями божественной воли на земле.
  2. Патриархальная. Любой человек — коллективное существо, стремящееся создать собственную семью. Государство является высшей ступенью, когда многие семьи объединяются вместе под предводительством одного отца, старейшины, лидера.
  3. Договорная. Государство образовали индивиды, которые хотели сохранить то что имеют на данный момент, не воевать друг с другом, но для этого нужно было заключить договор, согласно которому все отказывались от благ для достижения общей цели.
  4. Органическая. Государство — целостных организм, клетками которого являются отдельные люди. Чтобы организм работал правильно, клетки должны объединиться и действовать сообща.
  5. Психологическая. Основана на людях, которые хотят подчиняться и личностях, склонных к управлению.
  6. Теория насилия. Государство образовалось благодаря одной группе единомышленников, которые силой подчинили себе других людей. Для управления государством, его насыщения также требуется проявлять насилие (поборы, казни).

Существуют и другие теории (гидравлическая, диффузная, спортивная, инцестная), но они не получили большой популярности среди исследователей, общества.

Основоположники

У каждой теории есть основоположники, последователи:

  • теологическая — Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жак Маритен, Мерсье;
  • патриархальная — Аристотель, Конфуций, Р. Филмер;
  • договорная — Шарль-Луи Монтескье, Джон Локк, Гуго Гроцкий, А. Н. Радищев;
  • органическая — Герберт Спенсер, Вормс, Прейс;
  • психологическая — Л. И. Петражицкий, Г.Тард, З. Фрейд;
  • теория насилия — Шан Ян, Карл Каутский, Людвиг Гумплович.

В становлении теории участвовали и другие исследователи, но они внесли маленький вклад в развитие направления.

Преимущества и недостатки направления

Психологические качества любого человека формируются под воздействием многочисленных факторов, которые нужно учитывать, чтобы объяснить процесс образования государства. Психологическая теория представляет описание только одного фактора, который бесполезен без других.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva.html

Плюсы и минусы теорий происхождения государства

Один из самых обширных разделов изучения государственного строительства и права – это обоснование условий, а также причин, при которых происходит образование таких институтов как государства. В этом обзоре рассмотрим основные теории появления госструктур, а также разберемся с наличием достоинств и недостатков этих концепций.

Теологическая теория происхождения государства: плюсы и минусы

Основателем теологической концепции является Фома Аквинский, который жил в середине 13-го века и для появления того или иного государства он считал волю Бога.

Плюсами божественной сути государств, являются:

  • объяснения, что появление госструктур тесным образом связано с единой религией граждан;
  • последствия установления на основе религии общественного порядка;
  • отражения объективных решений теократического сообщества. И все это подтверждено исторической действительностью, что первые государства – это теократические образования.

Минус один и он состоит в том, что эта теория не является научной и поэтому ее нельзя как доказать, так и опровергнуть, так как она основана на вере.

Патриархальная теория происхождения государства: плюсы и минусы

Основатель концепции – это Аристотель, который считал, что государственное строительство является результатом объединения разросшихся семей.

Он представлял всех людей существами, которые стремятся к коллективному взаимодействию и общению, что приводит к образованию семей.

Разрастание семей приводит сначала к объединению родственников, а потом и к объединению между семьями. Что оформляется, в конце концов, в форме государственного устройства.

Что касается властных полномочий, то это не что иное как отцовская власть или полномочия патриарха объединенных семейств.

Достоинства патриархальной концепции:

  • в том, что прослеживается связь между семейными и государственными отношениями;
  • что порядок в обществе действительно достигается в результате воли патриарха;
  • что правитель – это патриарх или тот, кто имеет наибольший жизненный опыт и влияние. И на роль правителя может претендовать наиболее достойный представитель объединенных семей.
  • Недостатком этой концепции является то, что она не может объяснить все процессы существования государства и примером может служить появление жестоких или даже диктаторских правил и законов, если граждане – это якобы представители единой семьи.
  • Договорная теория происхождения государства: плюсы и минусы
  • Что касается основателей договорной концепции государственного устройства, то за рубежом – это как Гроций и Гобс, так и Лок и Руссо, а нашим соотечественником-последователем этой теории был Радищев.
  • В основе этой концепции лежит предположение, что государство – это результат общественного договора между различными слоями граждан с целью обретения всеобщих благ.
Читайте также:  Стоит ли брать себе собаку из приюта: плюсы и минусы

При этом договорная концепция, не смотря на утопию, так или иначе, имеет историческое подтверждение фактами. Иногда государственное строительство велось в результате согласия граждан на передачу своих прав специальному органу, например, с целью защиты самих граждан или для защиты от внешних угроз. И этому есть немало примеров в истории.

Положительной стороной договорной концепции государства является то, что она основана на естественных человеческих чувствах страха и является отражением природного инстинкта самосохранения. Кроме этого наличие в концепции элементов демократии с одной стороны опровергает религиозную основу, а с другой – опирается на историческую практику государственного строительства.

Недостатками договорной концепции являются:

  • утопия, что якобы человек никому не подчинен. А также якобы он не склонен к подчинению себе подобных;
  • что, являясь людской волей, договор может, как выполняться, так и расторгаться без участия госорганов;
  • по сути, договорные отношения между людьми могут быть заключены и вне государственных структур. И, действительно, история подтверждает, что общественные договора появились прежде, чем государственные институты.

Теория насилия происхождения государства: плюсы и минусы

  1. Концепция насилия имеет двойственный характер: насильственные действия внутри и вне сообщества.
  2. Приоритет обоснования концепции внешнего насилия принадлежит Каутскому, а также Гумпловичу, представителям социального дарвинизма.

  3. Суть их теории – это государственные образования являются итогами завоеваний одних сообществ или племен, другими.

  4. Из положительного этой теории, можно отметить, что она может быть подтверждена всем ходом истории, как почти непрерывного времени войн, а госаппарат в результате этих войн – это представители завоевателей.

  5. Недостатки – эта концепция не может или слабо объясняет:
  • появление государств в некоторых частях мира и, причем без войн;
  • как правило, войны имеют вторичный событийный характер
  • в истории есть множество примеров образования госструктур не в результате самих войн, а по наличию их угрозы;
  • мирного образования государственного устройства в истории – масса примеров.

Дюринг является основателем концепции внутреннего насилия, которое гласит, что государство – это не что иное как итог насилия более организованной и обладающей большими ресурсами части общества над другими, не организованными, и не располагающими ресурсами для противодействия сообществами.

Достоинства концепции в том, что:

  • пренебрежение общими интересами в пользу собственных выгод отдельными слоями общества, приводит к дезорганизации, а в итоге и к ослаблению всего сообщества;
  • госструктуры отнюдь не являются выразителями интересов всех сообществ;
  • насильственные методы управления со стороны госструктур – это реализация принципов, основанных на том, чтобы разделять и властвовать.

Минусы теории, это:

  • если слепо отстаивать свои интересы, то это может привести как к разрушению самого сообщества, так и к потере государственности;
  • сообщества, впрочем, как и люди на самом деле не могут быть равными;
  • если государственное строительство ведется насильственно, это означает, что и путь к его разрушению – это насильственный способ.

Материалистическая теория происхождения государства: плюсы и минусы

Основатели – это Маркс и Энгельс, а также наш соотечественник Ленин.

Достоинства материалистической концепции в том, что на формирование госструктур действительно влияют:

  • материальные условия существования как отдельных членов, так и всех сообществ;
  • актуальное состояние укладов в области труда;
  • формы хозяйствования и наличие условий для их развития;
  • соотношение потребительной и производящей экономик;
  • наличие социального антагонизма в зависимости от имущественной дифференциации классов.

Минусы концепции, это:

  • недооценка частных инициатив в сфере экономики в угоду директив госаппарата;
  • государственное строительство не может идти по одной схеме, без учета, как экономических и социальных, так и политических, а также исторических факторов;
  • данная теория не прошла проверку исторической практикой.

Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход? Закажи свою оригинальную работу УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/plyusi-i-minusi-teorij-proishozhdeniya-gosudarstva/

Насилия — Теории происхождения государства

Сторонники: К.Каутский,
Л.Гумплович, Е.Дюринг

Теория насилия
возникает в XIX веке и буквально сразу становится популярна в научных кругах.

Популярность данной концепции 
основывается даже не на признании общественностью ее основных
постулатов, а на дискуссиях, которые она спровоцировала.

Оппонентами
сторонников теории насилия стали приверженцы материалистической концепции,
марксисты, которые вели полемику с Е.Дюрингом и 
К.Каутским в научных публикациях.

Теперь
рассмотрим основные положения теории и работы ее главных идеологов. Идея
концепции заключается в утверждении, что любое государство происходит путем
завоевания одной социальной группы другой. Употребляется выражение «социальная
группа», так как мнения ученых внутри теории 
на этот счет расходятся. К.

Каутский и Л.Гумплович  придерживаются теории, так называемого,
внешнего насилия, а немецкий философ Е.Дюринг теории внутреннего насилия. Различие
заключается в том, что первые рассматривают завоевание одним народом/племенем
другого, а Е.

Дюринг пишет о завоевании внутри общества, когда одна часть
начинает доминировать над другой.

Австрийский  социолог Людвиг Гумплович, говоря о насилии
как о причине возникновения государства, приводит в пример исторический опыт,
возникновение германских и венгерских государств. По мнению ученого,
государство может  состоять только из
многообразия каких либо национальных/этнических форм.

Выражение этих форм – племена,
объединяющиеся в государства. «Мы можем признать главные, основные части,
действительные краеугольные камни государства, — в племенах, которые мало-помалу
превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и
только они предшествуют государству».

[1]

В таком случае
будет четкое разграничение на господствующих (завоевателей) и подчиненных
(завоеванных). В теории данного автора можно встретить отголоски органической
концепции, поскольку  Л.

Гумплович пишет о
законах жизни дикой природы применительно к человеческому обществу.

Как
животные соперничают и стараются выжить, так и люди устраивают войны, чтобы
сохранить жизнь и получить господство над другими видами.

К.Каутский
пытается рассмотреть государство, появившееся путем завоевания и подчинения,
сквозь призму положительных последствий. Он пишет, что государство – есть
аппарат управления, который племя-завоеватель устанавливает над побежденным
племенем.

Развиваясь вместе с новообразованным племенем государство, как
система власти, способно трансформироваться в более организованную и
цивилизованную форму, которая будет не только подчинять, но и охранять
подвластное общество.

Автор так же отмечает, что отношения господства и
подчинения, при образовании государства, есть зачатки института  рабства, который необходимо игнорировать или
поставить на второй план, чтобы не спровоцировать  в молодом государственном образовании аномию
или стагнацию.

Немецкий
философ Е.Дюринг, говоря о теории внутреннего насилия, доказывал, что в любом
обществе есть господствующие и подвластные группы, и момент разделения на эти
группы и есть возникновение государства. Одновременно с ним появляются классы,
в качестве единиц деления общества, и возникает институт частной собственности
в качестве привилегии господствующих групп.

Особенно важным
аспектом этой теории является понятие «власть», в более ранних теориях этому
концепту давались абстрактные определения, но в теории насилия виден весь
потенциал власти, заключающийся не в способе управления, а в способе
господства.

Так же в данной концепции изучаются зачатки важных
политико-социальных институтов (рабства, частной собственности). Учитывая эти
аспекты, теорию можно назвать содержательной и основательной, в ней  используется множество понятий из
политологии, которые активно изучались в XX веке.

Столь заметное продвижение в
политической науке связано с основанием правовой школы  Германии и появлением первых политологических
дисциплин в образовательном спектре университетов. Но, не смотря на новшества,
заявленные в теории насилия, можно увидеть множество недочетов.

Генезис
государства связывается лишь с захватнической деятельностью, иных форм
образования государства (которых так же не мало в истории) теорией не предусматривается.
Не оговариваются и естественные предпосылки к созданию аппарата управления,
насколько готово общество и может ли оно создать эффективный надзирательный
орган.

Не говорится и о верховной власти, кто станет ее источником, и как она
будет осуществляться. Подобные недостатки стали предметом критики со стороны
идеологов марксистского подхода.

[1] Гумплович Л. Общее учение о государстве. Спб., 1910. С.47.

Источник: https://www.sites.google.com/site/theorystate/teorii/nasilia

Основные теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая теории – авторы, суть теории, достоинства и недостатки)

Основные теории происхождения государства — теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная — ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

Теологическая теория происхождения государства получила распространение во времена средневековья. Ее основателем обычно считается Фома Аквинский (1225 — 1274), сочинения которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени. В 1879 г.

энцикликой папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было объявлено наиболее соответствующим духу и задачам католицизма. В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представители неотомизма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем.

Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи теологической теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности.

Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям. Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести древнегреческого философа Аристотеля, английского мыслителя XVII в. Р. Фильмера, русского социолога Н.К. Михайловского и др. Эти ученые обосновывают тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи.

В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства. Таким образом, государство — продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья. Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной.

Поскольку изначально признается божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они — его дети.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые действительно вполне могли быть сравнимы с первобытной семьей. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.

Вместе с тем представители теории патриархального происхождения государства упрощают процесс возникновения государственности, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные».

К тому же, по свидетельству историков, семья как социальный институт возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Читайте также:  Жизнь в коттедже: плюсы и минусы дома

Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII — XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии.

Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно — ответственность за их невыполнение.

Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр.

, но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью — расторгнуть договор с ними даже путем свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти.

Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя вплоть до восстания.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал.

Теория насилия наиболее логически была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими.

Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

Государство — «естественным» образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности нельзя полностью отвергать.

Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского). С другой — важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная.

Поэтому насилие следует рассматривать в качестве лишь одной из причин возникновения государства наряду с другими. К тому же военно-политические факторы во многих регионах играли в основном вторичную роль, уступая первенство социально-экономическим.

Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

По оценкам представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство — продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления.

Таким образом, государство практически «уравнивается» с биологическим организмом. Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические существа.

Однако нельзя механически распространять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но совершенно разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом).

Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, к специальной категории управляющих.

Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру — государство, которое служит прежде всего как инструмент проведения воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма. Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке этнических, религиозных, психологических, военно-политических и других факторов, влияющих на процесс происхождения государственности.

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, З. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.

) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная. Вместе с тем всегда существовали и существуют люди, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты.

Для удержания в «узде» подобных психических качеств личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части людей в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания.

Государство, по мнению представителей данной теории, — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, есть важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и который ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, проблему харизмы, чтобы убедиться в этом (греч. charisma — божественный дар, божественная милость).

Ею обладает личность, наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере особо исключительными способностями или качествами (герои, пророки, вожди и т.п.), — харизматическая личность. Однако роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства.

Они не выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, ибо психика людей формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства выступает К.Л. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя. Патримониальная теория объясняет происхождение государства земельной собственностью.

Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей. В соотношении понятий «власть-собственность» представители данной теории отдают приоритет праву собственности.

Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства.

Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами.

К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в котором господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т.п. постепенно преобразуются из частного хозяйства государя, князя.

Однако в период своего возникновения государственные институты далеко не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху существовало не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно-политических, этнических, религиозных и иных факторов.

Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах.

Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора.

Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет. Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию «менеджерско-бюрократического класса», порабощающего общество, к формированию «агроменеджерской» цивилизации.

Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и др.

Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания и обеспечивающих по ним судоходство, и т.п. (А.Б. Венгеров).

К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности.

В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, «доводили» даже режим конкретного государства до крайних деспотических форм. Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности

Читайте также:  Стоит ли покупать смартфон xiaomi mi 8

Предыдущая1234567891011Следующая

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/9x6a53.html

ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,431

1 Петров И.В. 1 1 Санкт-Петербургский университет управления и экономики

1. Гумплович Л. Общее учение о государстве. – СПб., 1910.
2. Иордан (А.Н. Анфертьев) // Свод древнейших письменных известий о славянах. Том I (I–VI вв.). – М.: Восточная литература, 1994. – С. 98–160.
3. Повесть временных лет.

Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д.С. Лихачева; под ред. В.П. Адриановой-Перетц. – 3-е изд. – СПб.: Наука, 2007.
4. Петров И.В. Древнерусские летописи как источник по истории торговли и торговых правоотношений в Древней Руси (IX-X вв.) // Мир экономики и права. – 2010. – № 9. – С. 36–40.
5. Петров И.В.

Скандинавские письменные источники о торговых правоотношениях Древней Руси // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 81–82.
6. Петров И.В. Восточное монетное серебро: Ока (до 825 г.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 82.
7. Петров И.В.

Восточное монетное серебро: Средняя Волга, Вятка, Кама (до 825 г.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 125–126.
8. Петров И.В. Торговые правоотношения и формы расчетов Древней Руси (VIII–X вв.). – СПб.: Центр стратегических исследований, 2011.
9. Петров И.В.

Восточное монетное серебро: Западная Двина – Днепр (до 825 г.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 57–58.
10. Петров И.В. Восточное монетное серебро: Днепр, Десна (825-859 гг.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 6. – С. 28.
11. Петров И.В.

Государство и право Древней Руси в 882–980 гг.: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Специальность – 12.00.01 Теория права и государства; история права и государства; история политических и правовых учений (по правовым наукам) / Северо-Западная академия Государственной службы. – Санкт-Петербург, 1999.

Теория насилия главнейшей причиной возникновения государства и права признает завоевание, насилие, порабощение племен и народов другими племенами и народами.

Выдающимися представителями данной теории считаются К. Каутский (1854–1938 гг.), Л. Гумплович (1838–1909 гг.).

Согласно учению Л. Гумпловича, «история не представляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Государство всегда являлось в результате насилия одного племени над другим; оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого населения» [1, с. 47, 120].

Очевидно, что насилие достаточно представлено в истории человеческого рода, однако не следует преувеличивать его значение для объяснения происхождения государства и права. –

И вот почему – человечество значительно древнее государственности; несомненно, что конфликты между родами существовали задолго до IV–III тыс. до н.э., когда сформировались ранние цивилизации Египта, Шумера, Индии, Китая, Крита.

Если принять теорию насилия как единственно верную, нет ответа на вопрос: почему конфликты между родами 40000, 30000, 20000, 10000 лет назад не повлекли за собой образование государства, почему это произошло только после «неолитической» революции?

Таким образом, конфликт – не основное условие возникновение таких институтов как право и государство.

Если мы посмотрим на историю славянских племен, то первое упоминание об антах – восточных славянах – в письменных источниках датируется концом IV столетия (известие готского историка Иордана об антском вожде, его сыновьях и 70 старейшинах) [2, с. 98–160].

После этого сирийские, арабо-персидские, греческие, латинские, скандинавские и древнерусские письменные источники неоднократно сообщают о военных конфликтах, как между славянскими племенами, так и о войнах славян с другими народами.

Однако Древнерусское государство окончательно сформировалось только к IX–X вв. Между тем насилие было обильно представлено и до 882 г., когда Олег Вещий, согласно летописному преданию, вошел в Киев [3], и объединил Северную и Южную Русь.

То есть почти 500-летний период насилия (с конца IV по конец IX вв.) почему-то не привел к формированию восточнославянского государства.

Из вышесказанного следует, что само по себе насилие не может привести к формированию государственности без необходимых социально-экономических предпосылок, без достижения определенного культурного уровня.

Только в совокупности с другими цивилизационными факторами насилие может способствовать государственному и правовому строительству.

Что объединяло десятки, говорящих на различных наречиях, племен? Что сплачивало эти необъятные пространства, сотни тысяч людей?

Историческая и юридическая науки пытаются не одно столетие ответить на указанные вопросы.

Во-первых, одним из фундаментальных условий успешного становления и развития русской государственности являлись объективные политические и экономические реалии, благоприятствовавшие сплочению многочисленных народов и племен, обитавших в Восточной Европе.

Отсутствие развитого, классического рабства, успешное развитие земледелия и скотоводства, в целом благоприятные географические и климатические условия, слабость ряда соседних государств – все это способствовало оживлению государственной жизни Северной Руси (Новгород, Старая Ладога) и Южной Руси (Киев).

Во-вторых, сложились магистральные торговые маршруты по Днепру и Волге, которые способствовали формированию государственности не в меньшей, а, пожалуй, в большей степени, нежели другие факторы.

Торговые пути сплачивали правящие элиты, побуждали их стремиться к политической интеграции, поскольку эта интеграция была жизненно необходима для процветания торговли, а торговля служила важным источником доходов для всего правящего сословия.

Примечательно, что и в настоящее время для России жизненно необходимой остается торговля – только торговля не мехами, а нефтью и газом; торговля же оружием, судя по свидетельствам Ибн Хордадбеха и других арабо-персидских ученых, процветала в те далекие времена не в меньшей степени, чем в настоящее время.

В-третьих, высочайшего развития достигло военное искусство. Походы антских князей, Бравлина, Рюрика, Аскольда и Дира, Олега Вещего, Игоря Старого, Святослава Игоревича, Владимира Святого говорят в пользу успешного развития ратного дела.

В-четвертых, руководители Новгородской и Киевской Руси точно выбрали религиозное направление, замечательно рассчитав душевные желания и устремления своего народа. Мировоззренческое сознание в те далекие времена во многом определялось религиозным фактором.

В течение последнего тысячелетия судьбы восточных славян, сперва древних русичей, потом – великороссов, малороссов и белорусов, были нераздельно связаны с христианством. Христианство оказало неизгладимое влияние на все стороны жизни.

Материал, имеющийся в арсенале науки, распределен крайне неравномерно – очень мало фактов для времени государствования Олега, чуть больше – для княжения Игоря, и огромное количество не всегда согласующихся фактов о крещении Ольги и Владимира.

В-пятых, власти на рубеже X–XI вв. обратили пристальное внимание на состояние образованности своего народа. Это эпоха Владимира Святого и Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха и сына его Мстислава Великого, героических походов и последующей трагедии монголо-татарского нашествия, пышного расцвета древнерусской культуры и кровавых княжеских междоусобиц.

Без образования немыслимо поступательное прогрессивное развитие той или иной цивилизации.

Для четкого и неукоснительного исполнения торговых сделок нужна письменная форма; в случае смерти человека необходимо письменное закрепление его воли, чтобы до минимума снизить вероятность злоупотребления этой волей – для этого и для многого другого человек должен обладать элементарной грамотностью – умением читать и писать.

Строительство храмов немыслимо без математических, а лечение болезней – без медицинских знаний. Можно сделать вывод и уверенно утверждать, что образование, просвещение и грамотность – необходимые признаки цивилизации, претендующей на величие, стремящейся сохранить свое самобытное существование и не быть поглощенной иными цивилизациями, культурами, народами, нациями.

Библиографическая ссылка

Петров И.В. ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ДЕРЖАВЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 131-132;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=7518 (дата обращения: 20.11.2019).

Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7518

Теория насилия, ирригационная и патримониальная теории происхождения государства

ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909) и известный «ревизионист марксизма» К. Каутский (1854-1938).

СМЫСЛ: Государство — «естественным» образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства.

В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

КОРОЧЕ БЛАГОДАРЯ НАСИЛИЮ ВОЗНИКАЛИ/ВОЗНИКАЮТ ГОСУДАРСТВО, КТО ВЫИГРАЛ – ТОТ И РУЛИТ, КТО ПРОИГРАЛ – ПОДЧИНЯЕТСЯ ПЕРВЫМ.

ПЛЮС: Если присмотреться к истории, то да, насилие присутствовало практически везде и всегда (например, древнегерманского, древневенгерского)

МИНУС: Насилие везде было разное, степень использования тоже разная. Поэтому лучше обращаться к насилию как к одному из факторов, но не одной причиной.

ИРРИГАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ: немецкий ученый Э. Виттфогель

СМЫСЛ: процесс возникновения государственности связан с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.

Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию «менеджерско-бюрократического класса», порабощающего общество.

КОРОЧ ВСЕМ НУЖНО КУШАТЬ, СТРАНА ЗАНИМАЕТСЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ, ПОЛИВАТЬ ОГОРОД НАДО. ГОСУДАРСТВО ЕДИНСТВЕННЫЙ АППАРАТ, КТО ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛИВАТЬ. ПОЭТОМУ И КРУТОЕ.

ПЛЮС: процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и др.

Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания и обеспечивающих по ним судоходство. К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности.

В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, «доводили» даже режим конкретного государства до крайних деспотических форм.

МИНУС: ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы.

ПАТРИМОНИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ: К.Л. Галлер

СМЫСЛ: Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя. Патримониальная теория объясняет происхождение государства земельной собственностью. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность.

В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей. В соотношении понятий «власть-собственность» представители данной теории отдают приоритет праву собственности.

Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства.

ПЛЮС: государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. Государственное же хозяйство, финансы и т.п. постепенно преобразуются из частного хозяйства государя, князя.

МИНУС: государственные институты далеко не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху существовало не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей.

В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно-политических, этнических, религиозных и иных факторов.

Источник: https://studopedia.net/6_43132_teoriya-nasiliya-irrigatsionnaya-i-patrimonialnaya-teorii-proishozhdeniya-gosudarstva.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector