Когнитивная теория пиаже: плюсы и минусы

Учреждение образования«Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка»

  • Реферат по предмету «История психологии»
  • Тема: «Проблема обучения в теории Ж. Пиаже — достоинства и недостатки»
  • студентки 1 курса  заочного отделения, 116 группа
  • Преподаватель:
  • Минск, 2012
  • Оглавление
  • Вступление        

Ключевые идеи.  Когнитивное развитие.        

Ассимиляция и аккомодация        

Интеллект. Мышление.        

Стадии развития по Пиаже        

1. Сенсорно- моторная стадия (возраст от 0 до 2 лет).        

2.  Стадия дооперационального мышления (возраст от 2 до 7 лет)        

3. Стадия конкретных операций (возраст от 7 до 11 лет).        

4. Стадия формальных операций( возраст от 11 до 15 лет).        

Применение теории Пиаже к практике образования. Достоинства и недостатки. Критика.        

Заключение.        

Литература:        

Вступление

Жан Пиаже родился в швейцарском городе Невшатель в 1896 году.  Основной сферой интересов  Пиаже была биология, однако никогда не работал в этой области.

 И уж конечно, Пиаже не  планировал работать специально с детьми. Он не был ни педагогом, ни даже идеологом детского образования.

Однако его исследования полностью изменили подходы к детям, среду, в которой  они растут и игрушки, в которые они играют.

 В 1919 году Пиаже устраивается на работу в лабораторию научной школы Альфреда Бине, ему предстоит разработать французский вариант  английского теста IQ. Пиаже задавал детям вопросы и в процессе Жан Пиаже обнаружил, что дети дают поразительно одинаковые «неправильные ответы».

Для Пиаже они не были глупыми, скорее заставляли задуматься, почему так происходит, что это за особая детская логика?  Внимание молодого исследователя привлекла не количественная, а качественная сторона этого процесса.

Пиаже стало ясно, что так называемые неправильные ответы детей вызваны не недостатком их ума в сравнении с умом детей более, старших, либо взрослых, а своеобразием их рассуждений. Попытки ответить на этот вопрос задали направление научному исследованию всей его жизни.

Он начал с наблюдения своих собственных троих детей, а потом расширил наблюдения, изучая многих других детей и уже взрослых молодых людей, в то время как они занимались выполнением самых разнообразных заданий, многие, из которых он давал им сам.

Основная задача всех исследований Пиаже — изучение механизмов познавательной деятельности ребенка. Пиаже пытался осмыслить факты детского развития в аспекте их жизненного, биологического значения и поэтому связывал развитие детского мышления с общебиологическими способами жизнедеятельности организма.

Взгляды Пиаже на природу интеллекта ребенка нашли отражение в решении им проблемы соотношения обучения и умственного развития. Из своих обширных наблюдений он создал детальную теорию развития.

Согласно Пиаже,  обучение лишь пассивно следует за психическим развитием, приспосабливаясь к его наличному уровню, что развитие имеет законы, независимые от обучения.

Ключевые идеи.  Когнитивное развитие.

Развитие не происходит само по себе, независимо от окружающей среды. Существуют четыре основных  фактора, определяющих характер развития:  равновесие со средой, созревание, активный опыт, социальное взаимодействие. Эти факторы — столпы теории Пиаже, атланты, держащие на плечах всю теорию когнитивного развития.

   До Пиаже ребенка рассматривали как пустой сосуд, который необходимо наполнить знаниями. Их  учили читать, писать и считать.  Но швейцарский ученый доказал, что дети — это маленькие исследователи и независимые мыслители, способные сами находить знания. Они развивают собственное мышление, экспериментируя, выдвигая гипотезы и проверяя их.

Задача взрослого, будь то учитель или родитель, предложить стимулирующую среду, в которой ребенку будет что исследовать.

Обучение происходит тогда, когда ребенок взаимодействует со средой, и такая связь называется адаптацией [2]При адаптации в среде ребёнок  вырабатывает схемы, которые позволяют ему продолжить функционировать в этой среде.

 Дети «строят», «конструируют» знания о мире, придавая значение людям, местам и вещам вокруг них.  Пиаже  говорил о наличие двух механизмов для выполнения адаптации.

Первый из них, ассимиляция, — это процесс, используемый для включения новой информации в существующие схемы, которые достаточны чтобы, понять ее [2].  Это означает, что, когда кто-то встречает что-то новое, он или она стараются как-то обращаться с этим новым (т.е.

распознать, что это такое, или как-то реагировать на это), используя существующую схему или план действия. В результате схема не претерпевает существенного изменения, но она увеличивается, чтобы включить в себя новый опыт и результат реагирования на него.  

В отличие от ассимиляции, второй адаптивный механизм, о котором упоминал Пиаже — аккомодация — представляет собой процесс, используемый для видоизменения существующей схемы с тем, чтобы суметь понять информацию, которая иначе оказалась бы совершенно непонятной при существующих схемах [2].

На этот раз ребёнок, приобретающий новый опыт, не может справиться с ним при помощи существующей схемы — ни одна из них не подходит для этого достаточно хорошо. Ребёнок должен изменить существующую схему и создать новую с тем, чтобы суметь проявить адаптивную реакцию.

Это напоминает концепцию процесса учения или решения проблем, когда-то, что известно, не работает в данной ситуации, надо попробовать что-то новое.

Ассимиляция и аккомодация — это процессы, которые дают,  возможность расти и постоянно адаптироваться к окружающей их среде.

Ассимиляция позволяет ребёнку лучше использовать те схемы, которые у них имеются, а аккомодация помогает им изменить свои схемы так, чтобы они соответствовали новым ситуациям.

При ассимиляции ситуация подходит к существующим схемам, а при аккомодации существующие схемы изменяются или вырабатываются новые схемы, чтобы подходить для данной ситуации.[2]

Когнитивная теория Пиаже: плюсы и минусы

Пиаже впервые подчеркнул как важно обучение через игру. И сегодня с этим утверждением уже мало кто спорит. Символическая игра (когда малыш лепит пирожки из песка, или катается на палке как на лошади, воображает, что крышка от кастрюли это руль) развивает мышление. В процессе игры  дети обозначают предметы, присваивают им значение.

 Согласно Пиаже  игра является примером, по существу, чистой ассимиляции в том смысле, что что-то делается как обычно, т.е. как простая повторяющаяся деятельность.

Напротив, имитация является примером чистой аккомодации в том отношении, что ребёнок  делает что-то, чего он не делал никогда раньше, наблюдая и копируя такое действие у кого-то еще.

Согласно Пиаже, должен существовать баланс между ассимиляцией и аккомодацией, так же как он должен быть между ребёнком   и окружающей его средой. Жизнь не может быть только игрой, потому что тогда не узнаешь ничего нового. Не может быть она и только имитацией, потому что тогда не будет личности или стабильности.

В жизни должно быть достаточно аккомодации, чтобы встречаясь с новыми ситуациями, адаптироваться к ним, и ассимиляции, чтобы быстро и эффективно использовать имеющиеся схемы. Другими словами, между этими двумя процессами должно существовать состояние равновесия, которое в свою очередь делает возможным состояние равновесия между личностью и окружающей ее средой.

Когда равновесия или баланса нет, надо что-то сделать, чтоб добиться его. Это «что-то» является либо аккомодацией, либо ассимиляцией в зависимости от обстоятельств.  Столкновение с трудной задачей в окружающей среде, как бы выводит ребенка из состояния ментального равновесия, и он ищет ответы на вопросы.

 Реализация этих процессов в попытке восстановить равновесие называется уравновешиванием, причем оно представляет собой главный источник мотивации в системе Пиаже [2]

Интеллект. Мышление

Основой для развития увеличивающейся интеллектуальной способности ребенка является процесс уравновешивания. По мере того как возникает новый опыт, у маленького ребенка появляется мотивация развивать новые схемы, чтобы справляться с ним посредством аккомодации. Как только эти новые схемы будут развиты, ребенок получает, затем мотивацию использовать их посредством ассимиляции.

Интеллект – по Пиаже, является сочетанием всех схем, имеющихся у ребёнка. Эти схемы позволяют ему поддерживать равновесие между собой и окружающей средой, с тем, чтобы адаптироваться к ней и справляться с обстоятельствами по мере того, как они возникают.

Интеллект поэтому представляет собой регулирующую или адаптирующую силу и, как таковой, является результатом ассимиляции и аккомодации человека в окружающей среде. Более того, для Пиаже интеллект не представляет собой содержание или объем имеющихся у человека знаний.

Скорее он представляет собой структуру или то, как организовано известное, чтобы его можно было использовать. Конкретные организационные структуры интеллекта — это схемы, структуры, образованные в результате ассимиляций и аккомодации.

[2] Множество кропотливых наблюдений и простых, но убедительных экспериментов позволили Пиаже открыть важные законы развития человеческого интеллекта. И может быть, важнейшие из них можно сформулировать так: сначала было дело! Наши умственные действия и операции не даны нам в готовом виде[1].

Для Пиаже интеллект (мышление) больше похож на процедурное знание или знание того, что нужно делать, чем на декларативное знание или просто знание фактов.

Поскольку интеллект является как результатом, так и основой для ассимиляции и аккомодации, можно ожидать, что с возрастом он будет значительно меняться. По мере того, как дети приобретают все больше опыта, они развивают у себя структуры, или схемы, которые помогают им адаптироваться к окружающей их среде.

Пиаже, делит развитие интеллекта на отдельные этапы, причем на каждом из них встречаются интеллектуальные проблемы в смысле достижения равновесия.

Продукция интеллекта у Пиаже — операции. Операции представляют собой системы или координированные серии действий, которые используются для того, чтобы иметь дело с предметами или событиями. К примеру, идентификация является операцией, как и арифметическое сложение или классификация.

Все действия, которые люди способны предпринять в рамках систем логики или математики, составляют операции по мере того, как люди взрослеют, их мышление организуется, образуя все лучше и лучше определенные системы.

Взрослея, люди могут выполнять все больше и больше операций, и эти операции становятся все более сложными.[2]

Каждая из четырех стадий развития, выделенных Пиаже, характеризуется выполнением какой-то отличительной операции. Пожалуй, лучше других исследована операция сохранения. 

Эта операция представляет собой развитие схемы, позволяющей ребёнку осознать или признать, что количество вещества остается одним и тем же даже в том случае, когда его форма и расположение меняются.

Когда ребенок совершает операцию сохранения, этот ребенок понимает, что количество вещества сохраняется, или остается одним и тем же, независимо от того, как его делят механически.

До определенного возраста дети не в  состоянии понять, что пластилин, скатанный в шарик и пластилин колбаской, имеют одинаковый объем. Или что воды в высоком и узком стакане может быть столько же, сколько в низком и широком.

И удивительная вещь: ребёнок сам переливает ту же самую воду. У ребёнка нет понятия о постоянстве количества вещества.  Чтобы понять это, ребенку надо манипулировать с предметами, переливать воду [3][1].

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/17/problema-obucheniya-v-teorii-zh-piazhe-dostoinstva-i-nedostatki

Теория когнитивного развития Ж. Пиаже

Эта теория очень важна для детской психологии и чрезвычайно популярна среди психологов.

Ее основателем является выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, который сумел по-новому взглянуть на психическое развитие ребенка и тем самым стал создателем нового, когнитивного направления в психологии.

Во многом благодаря научным изысканиям Пиаже исследование познавательной сферы ребенка стало одной из центральных проблем детской психологии.

Как и Фрейд, Пиаже опирался на фундаментальное значение исходного пункта детского развития — на природные, врожденные способности ребенка.

Но в центре внимания его концепции находятся не личностные проблемы и чувства ребенка, а его мышление и понимание окружающей реальности. Опираясь на теорию биологической эволюции Ч.

Дарвина, Пиаже рассматривал умственное развитие ребенка как процесс адаптации (приспособления) к окружающему миру.

Пиаже впервые описал качественные изменения в мышлении ребенка на разных этапах онтогенеза. Он обнаружил, что дети одного возраста делают примерно одинаковые ошибки при решении умственных задач. По мере взросления и созревания они перестают делать эти ошибки и начинают думать и смотреть на мир по-другому.

Совсем маленькие дети (до двух лет) знают мир только через свои собственные действия. Они не знают, как нужно пользоваться предметами, и действуют с ними в меру своих возможностей (трогают, сосут, бросают и пр.). Позднее они начинают лучше понимать назначение предметов и думать более обобщенно и абстрактно.

Читайте также:  Кролик в квартире: плюсы, минусы и что нужно знать о животном

Центральное понятие в концепции Пиаже — «операция». Это мысленное действие ребенка, которое обладает очень важным свойством — обратимостью. Данное свойство заключается в том, что человек может вернуться к началу мыслительного процесса.

Например, планируя серию ходов в шахматы, человек каждый раз возвращается к началу комбинации. Обратимость дает свободу мысли и позволяет действовать «в уме» относительно независимо от конкретной ситуации.

Пиаже полагал, что овладение операциями и становление обратимости — это ядро умственного развития ребенка.

Пиаже выделил три главных периода в умственном развитии ребенка, каждый из которых характеризуется определенными когнитивными структурами. Под когнитивной структурой Пиаже понимал главный способ мышления ребенка, который определяет его активность и понимание мира. Внутри каждого периода выделяется несколько стадий.

Все дети проходят периоды и стадии развития мышления в определенной последовательности. Достижения каждой новой стадии основываются на достижениях предыдущей и включают ее в последующую, более сложную когнитивную структуру. Порядок прохождения стадий и периодов является неизменным (инвариантным) для всех детей.

Основные периоды развития ребенка по Пиаже представлены в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Периоды умственного развития по Пиаже

Возраст Период развития Характеристика когнитивной структуры
от 0 до 2 лет Сенсомоторный период Ребенок понимает мир через восприятие и действие. Расширяются моторные способности, и к двум годам ребенок может целенаправленно строить и комбинировать свои действия
от 2 до 11 лет Период конкретных операций
от 2 до 6 лет Дооперационнная стадия У детей формируются умственные представления объектов и образы возможных действий с ними. Мысль отличается эгоцентричностью
от 6 до 11 лет Операционная стадия Дети становятся способными к логическому мышлению. Воображение сдерживается реальностью, дети могут применять логические операции к действиям с конкретными объектами
от 12 лет до 15 лет Период формальных операций Дети приобретают способность к абстрактному мышлению и рассуждению

Первый период развития назван Пиаже сенсомоторым, поскольку в младенческом и раннем возрасте дети познают окружающий мир только через восприятие предметов и действия с ними. В течение этого периода происходит значительный прогресс в действиях и в восприятии ребенка, но в целом способ познания окружающего мира остается тем же.

Второй период развития был назван периодом конкретных операций. Его качественное отличие от предыдущего заключается в том, что у детей появляется способность строить внутренние, умственные образы и представления об окружающих предметах и действовать с ними во внутреннем плане.

Пиаже разделил этот период на два подпериода: предоперационный, когда умственные действия осуществляются относительно независимо, и операционный, когда умственные действия организуются в определенную систему, что значительно повышает познавательные возможности ребенка.

Особенности предоперационного периода, выделенные Пиаже, более подробно будут рассмотрены в части IV учебника, в главе о развитии познавательных процессов дошкольника.

Способность к абстрактному, понятийному мышлению возникает на последнем этапе — после 12 лет — на стадии формальных операций. Подросток может думать и рассуждать об абстрактных понятиях (свободе, любви, справедливости и пр.), строить свои умозаключения и гипотезы, обобщать и анализировать свой опыт.

Пиаже не только выявил качественное своеобразие мышления детей каждого возраста, но и предложил психологический механизм происходящих изменений, т.е. объяснил сам процесс развития. В основе теории Пиаже лежит представление об исходной активности детского организма, врожденной потребности в познании и действии.

Эта исходная активность ребенка сталкивается с внешним окружающим миром, включающим требования и запреты взрослых, предметы, звуки и пр. Перед ребенком встает необходимость приспособлять свое поведение к требованиям окружающей среды. Этот процесс приспособления Пиаже называл адаптацией. Адаптация осуществляется через ассимиляцию и аккомодацию.

Сами эти термины заимствованы из биологии. Как известно, ассимиляцией в биологии называют процесс поглощения и усвоения организмом элементов среды, а аккомодацией — процесс подстраивания живого организма к окружающим условиям. Общее значение этих понятий Пиаже переносит на развитие интеллекта ребенка.

Ассимиляция заключается в стремлении включать новые, непривычные явления в уже имеющиеся у ребенка готовые мыслительные структуры, а аккомодация — в изменении готовых схем и в приспособлении их к окружающим явлениям.

Например, впервые увидев помидор, ребенок может принять его по внешним признакам за мяч (круглый, красный, катится), включить тем самым в категорию знакомых предметов и таким образом ассимилировать.

Однако убедившись, что помидор не отскакивает от стенки и что с ним нельзя играть, он вынужден будет соотнести имеющиеся у него мыслительные схемы со свойствами реального предмета. Он отказывается от наложения готовых схем, вырабатывает новые представления (т.е.

осуществляет аккомодацию) и в итоге достигает равновесия — соответствия своих мыслительных структур с реальными характеристиками объектов реальности. Процесс уравновешивания — один из главных в концепции Пиаже — происходит благодаря практическому опыту ребенка, когда этот опыт не может быть ассимилирован в готовом виде и требует построения новых умственных конструктов. Таким образом достигается равновесие со средой и происходит адаптация ребенка к внешним условиям.

Как и другие важнейшие теории, идеи Пиаже неоднократно подвергались критике. Так, многие психологи отмечали, что выделенные им стадии развития мышления не являются однородными и зависят от конкретных условий.

Ребенок может показывать значительно более высокие результаты, действуя со знакомыми объектами, чем с непонятными и абстрактными. Многие феномены, открытые Пиаже, «исчезают» при другой постановке задачи и при других условиях проведения эксперимента.

Также отмечалось, что стадии развития мышления не являются столь инвариантными и во многом определяются условиями обучения и воспитания детей.

Несмотря на эту критику вклад Пиаже в детскую психологию поистине огромен. Его идеи являются своеобразной точкой отсчета даже для исследований тех ученых, кто не согласен с ним.

Многие направления детской психологии формировались через противопоставление концепции Пиаже, через новую интерпретацию и преодоление открытых им закономерностей.

Сегодня каждый психолог, занимающийся исследованием мышления ребенка, обязан хорошо знать и понимать эту замечательную теорию.

Далее – Бихевиоризм и теория социального научения

Источник: http://www.online-diplom.ru/2016-smirnova-eo/detskaya-psikhologiya-18.html

Теория Пиаже: этапы когнитивного развития у детей. А ваш ребёнок развивается по возрасту?

Как я могу убедиться в том, что мой ребёнок учится развивать определённые когнитивные способности в соответствии со своим возрастом? Как устроено детское мышление? И каковы основные этапы когнитивного развития ребенка? Нормально ли, что мой ребёнок совершает ошибки в речи или процессах мышления? Теория Пиаже подробно объясняет различные этапы в развитии детей. Эта статья психологаCogniFIt («КогниФит»)Эвы Родригес Вейц поможет вам познакомиться с этой научной теорией и выяснить, развивается ли ваш ребёнок по возрасту. Давайте вместе разрешим все ваши сомнения!

Теория Пиаже: этапы развития у детей

Жан Пиаже – это один из самых известных в истории психологов. Он получил признание в научном кругу прежде всего за его открытия в области детской психологии и развития интеллекта у детей.

Пиаже посвятил свою жизнь исследованию различных стадий роста, чтобы понять, как развиваются детские способности в определённых моделях обучения, мышления и когнитивного развития.

В данной статье описывается теория Пиаже и предлагается объяснение различных этапов развития ребёнка.

Ваш ребёнок беспокоен и с лёгкостью отвлекается? Проверьте, существует ли риск наличия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё с помощью нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ!

Теория Пиаже: этапы когнитивного развития у детей

С точки зрения теории Пиаже, дети проходят через определённые стадии развития, которые формируют их интеллект и способность воспринимать зрелые отношения.

Эти стадии развития наблюдаются в установленном порядке у всех детей, вне зависимости от их расы или страны проживания.

Однако, возраст перехода от одной стадии к другой может незначительно отличаться у одного ребёнка по сравнению с другим.

Часто бывает, что дети очень раннего возраста не умеют сопереживать, как это делают взрослые. Они имеют «эгоцентрическое мышление» в соответствии с их возрастом и способностями, и также вполне нормально, что они совершают ошибки.

На протяжении детского возраста у ребёнка идёт процесс естественного когнитивного развития. Именно в это время дети «учатся думать», или, вернее сказать, взаимодействовать с окружающим миром, в котором они живут.

Это предполагает серию эволюционных изменений в жизни ребёнка. Их можно разделить на несколько этапов на протяжении всего детства, от рождения до предподросткового возраста.

Эти этапы, во время которых развиваются определённые когнитивные навыки, представляют собой так называемые «стадии Пиаже».

Что такое теория Пиаже? Жан Пиаже (швейцарский психолог и биолог) выполнил многочисленные исследования в области развития детей, разделив детский возраст на этапы, которые он назвал: стадии развития. Теория Пиаже предполагает разделение процесса когнитивного развития ребенка на стадии, в зависимости от его возраста.

Этапы развития, согласно теории Пиаже, представляют собой набор соответствующих фактов в процессе развития человека, которые происходят близко по времени.

Например, тип языка, используемый детьми, может отличаться до определенного возраста (лепет, изобретенные слова, псевдо-слова, они могут говорить в третьем лице, ссылаясь на самого себя …).

А также тип мышления (эгоцентрическое мышление, в котором все вращается вокруг того, что ребёнок видит или думает), или физические навыки (использовать рефлексы, научиться ползать, затем ходить, бегать …). Все эти проявления когнитивного развития происходят непрерывно и постепенно на стадиях Пиаже, с учётом приблизительного возраста.

В теории Пиаже каждый этап развития или стадии происходит в конкретное время?

Нет, они не должны происходить в установленное время. Речь идёт о том, что есть чувствительные периоды для всех возрастов, во время которых это возможно и нормально, что дети могут развивать определенные когнитивные навыки.

Ребёнку будет проще научиться определённому навыку в определенном возрасте. Например, что касается освоения языка, первые слова малыш начинает произносить уже в первый год жизни.

Но язык находится в постоянном процессе формирования и улучшения примерно до 7 лет, когда словарный запас всё еще не является достаточным, и будет увеличиваться в последующие годы.

Этапы когнитивного развития ребенка согласно теории Пиаже

Пиаже предложил четыре стадии развития детей в зависимости от возраста.

Эти стадии были распределены следующим образом: первая стадия – сенсомоторный период (дети в возрасте от 0 до 2 лет), вторая стадия – предоперационный период (дети в возрасте от 2 до 7 лет), третья стадия – период конкретных операций (дети в возрасте от 7 до 11 лет), четвёртая стадия – период формальных операций (дети и подростки, начиная с 11 лет, примерно до 19 лет). Далее мы подробно рассмотрим эти стадии.

1 стадия развития ребёнка: сенсомоторный период (дети в возрасте от 0 до 2 лет)

Этот этап развития ребёнка характеризуется пониманием окружающего мира через действия посредством координации чувственного (сенсорного) опыта с физическими действиями. В этот период наблюдается значительный прогресс развития врождённых рефлексов.

  • Как известно, дети в этом возрасте отдают предпочтение стимулам яркого цвета, с эффектами блеска, контраста, движения…
  • Кроме того, дети, выстраивая свои поведенческие схемы, пытаются повторить действия и для этого используют своё тело. Например, создать шум, ударяя игрушку, выбросить некий объект, потянуть одеяло, чтобы завладеть объектом, который находится на нём и т.д. В этом возрасте дети повторяют случайные события, экспериментируя со своим телом.
  • Первый контакт ребенка с речью: самые первые контакты с речью отмечаются у ребёнка, когда он находится в утробе матери. На протяжении всех месяцев беременности он «прислушивается» и знакомится с голосом родителей. Исследования показывают, что в первые дни жизни малыши предпочитают звук человеческого голоса любому другому звуку. Это удивительно, насколько ребенок быстро привыкает к речи. Уже с момента рождения он имеет уникальную способность различать звуки речи. Психологи-исследователи из Casper y Spence также продемонстрировали, что детей особенно привлекает речь их матерей, которую они распознают быстрее, чем речь незнакомых людей.
  • Какие средства коммуникации используют дети в возрасте от 0 до 2-х лет? Когда малыш рождается, его любимым средством коммуникации является плач, потому что он пока ещё не может воспроизводить другие звуки (физически к этому не готов). В течение первых нескольких месяцев он начинает использовать пре-лингвистические жесты, такие, как улыбки и слезы, которые он изначально будет использовать спонтанным образом. С течением временем это станет преднамеренным, когда он научится использовать их как средства общения. Так или иначе, в зависимости от того, плачет малыш или улыбается, родители могут интерпретировать его эмоции и состояние. В такой форме реализуется его первая спонтанная коммуникация. Примерно в шестимесячном возрасте ребёнок начинает формировать первые слоги из гласных и согласных. Например, в этот период мы можем услышать, как он произносит: «бабаба». Первые единичные слова малыши, как правило, начинают произносить в возрасте около 12 месяцев.
Читайте также:  Удаление гланд: плюсы и минусы операции

2 стадия развития ребёнка: предоперационный период (дети в возрасте от 2 до 7 лет)

Это вторая стадия развития детей согласно теории Пиаже. Начиная с 3-х лет, в жизни малыша происходят важные изменения. Он начинает проходить первые образовательные программы вне дома, участвовать в учебном процессе. И это представляет собой очень важный социальный компонент.

  • Ребёнок начинает строить социальные отношения с другими людьми, особенно в кругу своих сверстников. Это имеет особое значение, поскольку до этого периода, его социальные отношения развивались только в кругу семьи.
  • Какие средства коммуникации используют дети в возрасте от 2 до 7 лет?Несмотря на то, что в возрасте от 3 до 7 лет словарный запас ребёнка стремительно увеличивается, детям в этот период, как правило, свойственно «эгоцентрическое мышление». Это означает, что ребёнок оценивает все происходящее в соответствии с его индивидуальным жизненным опытом. В результате чего его мышление в этот период является статическим, интуитивным и часто лишенным логики. Поэтому, дети в возрасте до 6 лет могут совершать ошибки как в момент интерпретации событий, так и в момент выражения своего мнения о происходящем.
  • В этот период детям свойственно говорить о себе в третьем лице, так как у них пока еще нет чётко определенного понятия «Я», которое отделяет их от остального мира.
  • Дети в возрасте от 2 до 7 лет проявляют сильное любопытство и стремление к знаниям. Поэтому они так часто задают своим родителям вопросы, которые начинаются со слова «почему», в отношении самых разных объектов и явлений окружающего мира.
  • На этом этапе дети имеют обыкновение приписывать человеческие чувства или мысли неодушевленным объектам. Этот феномен известен в науке как анимизм.

Как проявляется «эгоцентрическое мышление» согласно теории Пиаже? Почему дети на этой стадии развития не способны мысленно поставить себя на место других людей? Это может быть связано с положениями «теории разума», которая объясняет способность человека проникнуть в сознание другого человека, угадать его мысли, то есть, способность поставить себя на место другого. Дети развивают эту когнитивную способность только в возрасте 4-5 лет. Вот почему ребенок более младшего возраста считает, что «другие люди видят происходящее и думают таким же образом, как это делает он сам». Эта теория помогает объяснить, почему дети до 5 лет не умеют обманывать или иронично шутить.

Каждое из этих ограничений пре-логической стадии будет преодолено ребёнком после того, как в возрасте 6-7 лет он перейдёт на следующий этап когнитивного развития. Это позволит ему объединить и систематизировать весь ранее накопленный опыт. Данный процесс продлится примерно до 14-15 лет.

3 стадия развития ребенка: период конкретных операций (дети в возрасте от 7 до 11 лет)

В этом предпоследнем периоде теории Пиаже дети начинают использовать логическое мышление в определённых ситуациях. В этот период они могут выполнять задачи более сложного уровня, успешно используя логические и математические операции.

Тем не менее, несмотря на то, что они совершают значительный  прорыв в отношении предыдущего периода, на данной стадии когнитивного развития они могут применять логику пока еще с определёнными ограничениями: здесь и сейчас, что на данном этапе  им кажется намного легче. Они все ещё не используют абстрактное мышление.

То есть, в этом возрасте детям стоит большого труда применять имеющиеся знания в отношении новой, пока еще неизвестной или недостаточно изученной темы.

4 стадия развития ребенка: период формальных операций (дети и подростки с 11 лет)

  • Этот последний период характеризуется применением логического мышления при любых обстоятельствах, в том числе когда требуется мыслить абстрактно.
  • Новизна этой стадии в отношении развития интеллекта ребёнка, по мнению Пиаже, заключается в том, что дети уже могут делать предположения или строить гипотезы о малознакомых предметах и явлениях.
  • Начиная с этой стадии, ребёнок воспринимает процесс обучения и полученные знания как единое целое, а не в виде списка конкретных тем, как это было на предыдущем этапе.

Этапы развития ребенка по теории Пиаже

Задержка в развитии моего ребенка. Нужно ли беспокоиться?

  • Во-первых, проявите терпение. Это доказанный факт, что есть чувствительные периоды как для усвоения речи, так и для развития других навыков, таких как моторика, когнитивное развитие, чтение и т.д. Но руководствуясь теорией Пиаже, мы не должны забывать, что развитие малыша представляет собой непрерывный процесс, который движется постепенно. Каждый ребёнок может больше времени потратить на развитие одного навыка, и меньше на развитие другого, как и может научиться чему-то преждевременно. Несмотря на то, что это только краткое изложение теории Пиаже и различных этапов в развитии детей, следует отметить, что это только приблизительные данные, касающиеся возраста, чтобы мы могли сделать выводы о существующей статистике. Иногда некоторым детям требуется больше времени, чтобы приобрести какой-то навык. Но это вовсе не означает, что в данном случае наблюдаются проблемы или патологии развития.
  • В других случаях, например, когда речь идет о вовлечении ребёнка в учебный процесс, может случиться так, что по прошествии некоторого времени ребенок продемонстрирует определенные трудности в общении с другими людьми и формировании социальных отношений. Неспособность играть, учиться или адаптироваться, чтобы получать знания в совершенно иной форме по сравнению с другими детьми. Тогда рекомендуется обратиться за помощью к специалисту (как к школьному психологу, так и вне школы, а также к педиатру, который сможет вас лучше сориентировать).
  • Наконец, если у ребёнка наблюдаются какие-либо проблемы или патологии, если он тратит больше времени на обучение, по сравнению с другими детьми, или имеет трудности в какой-либо области, мы должны оказать ему поддержку дома и в школе и предоставить ту помощь, в которой он нуждается. Но не стоит паниковать, если вашему ребёнку требуется больше времени на выполнение поставленных задач. Или он имеет трудности в данный момент времени, или же не соответствует параметрам, описанным теорией Пиаже с точностью до месяца. Это вовсе не означает, что в будущем ребёнок не сможет успешно развивать когнитивные навыки благодаря вашей помощи и усилиям.
  • Помните, что трехлетний ребёнок не умеет обманывать (отсюда поговорка: «устами младенца глаголет истина»). Они только дают вам представление об их мировоззрении, через «своё собственное окошко». Поэтому постарайтесь понять, что они пока ещё не являются взрослыми. Они только учатся развиваться в мире, где они будут более независимыми в будущем. Но, начиная с самого рождения, они делают большие и очень важные успехи на каждом этапе, чтобы узнать что-то новое. И мы, взрослые, должны научиться всему, что можем узнать об окружающем мире. Чтобы затем поделиться с малышами нашими знаниями, помочь им двигаться вперед и преодолевать любые препятствия.

Теория Пиаже, в дополнение к объяснению различных стадий развития у детей в очень полном виде, также описывает магию детей. С точки зрения их «эгоцентрического мышления», их любопытства о мире, который их окружает,  и их невинности. И это заставляет нас задуматься и осознать, что мы, взрослые, должны научиться понимать наших детей, чтобы поддерживать их, поощрять и делать их счастливыми и любимыми на каждом этапе их развития.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59b8f61648c85eb43c0062f6/5a809d4048c85eab97ac2d86

2.7. Теория когнитивного развития (концепция ж. Пиаже)

При
изучении психологии развивающегося
ребенка всегда уделялось большое
внимание мышлению и речи, потому что
они составляют основу интеллекта. Этой
проблемой занимались Л.С. Выготский,
Н.Б. Шумакова, Ж. Пиаже, Дж. Брунер и др.
Остановимся более подробно на теории
Ж. Пиаже.

Пиаже
детально изучил развитие мышления
вплоть до того момента, когда оно
соединяется с речью, особенно мышления
наглядно-действенного и наглядно-образного.
Он считал, что мышление складывается
задолго до того, как оно становится
речевым. Пиаже были выделены логические
структуры мышления, названные операциями.

Операция – это мыслительное действие, обладающее
свойством обратимости, т. е. если
ребенок выполнил нужное задание, то он
может вернуться к его началу путем
совершения обратного действия. (К
обратимым можно отнести парные
математические операции.

) По мнению
Пиаже, суть интеллектуального развития
ребенка состоит в овладении операциями.

Знание

для Ж.Пиаже – это процесс. Знать – значит
действовать в соответствии с имеющимися
знаниями. Действия могут осуществляться
в уме или практически.

Основной
целью разумного поведения, или мышления,
Пиаже считал адаптацию к окружающей
среде. Способы адаптации названы им
схемами. Схема – это повторяющаяся структура или
организация действий в определенных
ситуациях. Это могут быть простые
движения, комплекс двигательных умений,
навыков или умственных действий.

Основными
механизмами, благодаря которым ребенок
переходит с одной стадии развития на
другую, Пиаже назвал ассимиляцию,
аккомодацию и равновесие. Ассимиляция – это действие с новыми предметами на
основе уже сложившихся умений и навыков.

Аккомодация – стремление изменить свои умения и
навыки в результате изменившихся условий
и в соответствии с ними.

Аккомодация,
восстанавливая нарушенное равновесие

в психике и поведении, устраняет
несоответствие между имеющимися
навыками, умениями и условиями выполнения
действий.

Пиаже
полагал, что надо стремиться к тому,
чтобы ассимиляция и аккомодация всегда
находились в равновесии, потому что,
когда ассимиляция доминирует над
аккомодацией, мышление становится
ригидным, поведение – негибким.

А если
аккомодация превалирует над ассимиляцией,
поведение детей становится непоследовательным
и неорганизованным, наблюдается задержка
в формировании устойчивых и экономных
приспособительных умственных действий
и операций, т. е. возникают проблемы
в обучении.

Равновесие между ассимиляцией
и аккомодацией обеспечивает разумное
поведение. Достижение равновесия –
трудная задача. Успешность ее решения
будет зависеть от интеллектуального
уровня субъекта, от новых проблем, с
которыми он столкнется.

К равновесию
необходимо стремиться, и важно, чтобы
оно присутствовало на всех уровнях
интеллектуального развития.

Благодаря
ассимиляции, аккомодации и равновесию
происходит когнитивное развитие,
продолжающееся на протяжении всей жизни
человека.

На
основании теории развития, в которой
основным законом служит стремление
субъекта к равновесию с реальностью,
Пиаже выдвинул гипотезу о существовании
стадий
интеллектуального развития.


Это следующее (после эгоцентризма)
крупное достижение Пиаже в области
детской психологии.

По Пиаже, существует
четыре такие стадии: сенсомоторная,
дооперационная, стадия конкретных
операций, стадия формальных операций.

Сенсомоторная

стадия по длительности протекает от
рождения до 18–24 месяцев. В этот период
ребенок становится способным к
элементарным символическим действиям.

Читайте также:  Порода ши-тцу: плюсы и минусы, история возникновения породы и содержание

Происходит психологическое отделение
себя от внешнего мира, познание себя
как субъекта действия, начинает
осуществляться волевое управление
своим поведением, появляется понимание
устойчивости и постоянства внешних
объектов, осознание того, что предметы
продолжают существовать и находиться
на своих местах и тогда, когда не
воспринимаются через органы чувств.

Дооперационная

стадия охватывает период от 18–24 месяцев
до 7 лет. Дети этого возраста начинают
пользоваться символами и речью, могут
представить предметы и образы словами,
описать их. В основном ребенок использует
эти предметы и образы в игре, в процессе
подражания. Ему трудно представить, как
другие воспринимают то, что наблюдает
и видит он сам.

В этом выражается
эгоцентризм мышления, т. е. ребенку
трудно встать на позицию другого
человека, увидеть явления и вещи его
глазами.

В этом возрасте дети могут
классифицировать объекты по отдельным
признакам, справляются с решением
конкретных проблем, связанных с реальными
отношениями людей, – трудность
заключается лишь в том, что им трудно
выражать все это в словесной форме.

Стадия
конкретных
операций

проходит с 7 до 12 лет. Этот возраст
называется так потому, что ребенок,
пользуясь понятиями, связывает их с
конкретными объектами.

Данная
стадия характеризуется тем, что дети
могут выполнять гибкие и обратимые
операции, совершаемые в соответствии
с логическими правилами, логически
объяснять выполненные действия,
рассматривать разные точки зрения, они
становятся более объективными в своих
оценках, приходят к интуитивному
пониманию следующих логических принципов:
если А

= В

и В

= С,

то А

= С; А

+ В

= В

+ А. В 6 лет усваиваются представления о
сохранении числа, в 7 лет – массы, около
9 лет – веса предметов. Дети начинают
классифицировать объекты по отдельным
существенным признакам, выделять из
них подклассы.

Рассмотрим
освоение ребенком сериации на следующем
примере. Детям предлагают разложить
палочки по размеру, начиная от самой
короткой и кончая самой длинной. У детей
эта операция формируется постепенно,
проходя ряд этапов. На начальном этапе
дети утверждают, что все палочки
одинаковые. Затем они делят их на две
категории – большие и маленькие, без
дальнейшего упорядочивания.

Потом дети
отмечают, что среди палочек есть большие,
маленькие и средние. Дальше ребенок
методом проб и ошибок пытается упорядочить
палочки, опираясь на свой опыт, но снова
неверно. И только на последней стадии
он прибегает к методу сериации: сначала
выбирает самую большую палочку и кладет
ее на стол, затем ищет самую большую из
оставшихся и т. д., правильно выстраивая
серию.

В
этом возрасте дети могут упорядочивать
объекты по различным признакам (высоте
или весу), представлять в уме и называть
серию выполняемых, выполненных действий
или тех, которые еще надо выполнить.
Семилетний ребенок может запомнить
сложный путь, но графически способен
воспроизвести его только в 8 лет.

Стадия
формальных
операций

начинается после 12 лет и продолжается
в течение всей жизни человека.

На данной
стадии становится более гибким мышление,
осознается обратимость умственных
операций и рассуждений, появляется
способность рассуждать, используя
абстрактные понятия; развивается
способность к системному поиску способов
решения задач с просмотром многих
вариантов решения и оценкой эффективности
каждого из них.

Пиаже
считал, что на развитие интеллекта
ребенка влияют созревание, опыт и
действительное социальное окружение
(обучение, воспитание). Он полагал, что
биологическое созревание организма
играет определенную роль в интеллектуальном
развитии, а сам эффект созревания
заключается в открытии новых возможностей
организма для развития.

Пиаже
полагал также, что успех обучения зависит
от уровня интеллектуального развития,
уже достигнутого ребенком.

Источник: https://studfile.net/preview/2997796/page:10/

Жан Пиаже и теория интеллектуального развития

Жан Пиаже родился в 1896 году в городе Невшатель, в Швейцарии, в семье профессора средневековой литературы. Свою мать он вспоминал как человека невротического характера; ее поведение и зародило в мальчике интерес к психологии.

Развитие детей

Пиаже получил степень доктора философии в области естественных наук Невшательского университета. Далее, проучившись один семестр в Цюрихском университете, он увлекся психоанализом и вскоре переехал во Францию.

Там Пиаже начал работать в учебно-воспитательном учреждении для мальчиков под руководством Альфреда Бине*, где и занялся исследованиями в области развития интеллекта.

До тех пор, пока Пиаже не заинтересовался темой когнитивного развития, в психологической науке считалось, что взрослые люди просто более опытные мыслители, чем дети.

Во время работы в лаборатории Пиаже заинтересовали причины, которыми дети объясняли свои неправильные ответы на вопросы, требующие логического мышления. Ученый решил провести систематическое исследование в области когнитивного развития и сделал это — первым в истории психологии.

В 1923 году Жан Пиаже женился на Валентин Шатенау, и у них родилось трое детей. К тому времени тема интеллектуально-эмоционального развития захватила ученого целиком, поэтому он неформально изучал, как развиваются его собственные дети. Эти наблюдения со временем привели его к одному из важнейших и известнейших открытий — теории стадиального развития психики.

За свою жизнь Жан Пиаже опубликовал более шестидесяти книг и сотни статей. Он оставил яркий след не только в психологии, но и в области образования, социологии, экономики, юриспруденции и эпистемологии. Скончался ученый 16 сентября 1980 года.

* Альфред Бине — выдающийся французский психолог и педагог, основатель первой во Франции экспериментальной лаборатории психологии; вместе с Т. Симоном составил диагностический тест умственного развития детей, названный по имени его авторов. Прим. ред.

Теория интеллектуального развития Пиаже

Когда Пиаже только начинал работать над своей теорией, его подход резко отличался от всего, что ученые и исследователи делали в этом направлении до него.

  • Вместо того чтобы изучать всех научающихся, он сосредоточил внимание на детях.
  • Теория касалась научения не конкретному поведению или знаниям, в ней рассматривалось развитие в целом.
  • Вопреки общепринятому в то время мнению, что развитие психики представляет собой постепенный процесс, в ходе которого поведение человека становится все более сложным, Пиаже выделил несколько отдельных стадий, описав их четкими количественными характеристиками.
  • Пиаже считал, что дети — не просто менее компетентные мыслители, чем взрослые, но они рождаются с базовой психической организацией, которая представляет собой набор генетических и эволюционных признаков, и их научение и знания суть производные от этой структуры.
  • Исходя из этой предпосылки, ученый попытался объяснить процессы и механизмы работы психики у младенцев и детей постарше, которые со временем позволяют им научиться мыслить логически и оперировать гипотезами.
  • По мнению Пиаже, понимание окружающей среды развивается у детей постепенно, и они неизбежно сталкиваются с расхождениями между тем, что им уже известно, и тем, что они узнают.
  • В теории интеллектуального развития Пиаже можно выделить три отдельных компонента.

1. Схемы действия

Схемы действия — это основные строительные блоки знаний, объединяющие объекты по сходству и различию.

Каждая схема касается какой-то одной части знаний об окружающем мире — например действий, объектов или концепций — и представляет собой ряд взаимосвязанных представлений, которые используются для понимания конкретной ситуации и выбора реакции на нее.

Скажем, если ребенку показывают картинку с изображенной на ней собакой, он создает для себя схему внешнего вида животного: четыре лапы, хвост, уши и так далее.

Если ребенок может объяснить то, что он ощущает и воспринимает, с помощью уже имеющейся у него схемы, он пребывает в состоянии психологического равновесия.

Схемы действия сохраняются в памяти ребенка и при необходимости используются им в дальнейшем. Например, оказавшись в первый раз в ресторане, ребенок создает новую схему действий, связанную с заказом блюд. Оказавшись в таком заведении в следующий раз, он уже сможет применить имеющиеся знания в новой, но похожей ситуации.

Пиаже также утверждал, что некоторые схемы действий запрограммированы в детях генетически, например стремление маленького ребенка сосать все, что попадается под руку.

2. Процессы, обеспечивающие переход одной стадии в другую

Пиаже верил, что интеллектуальное развитие есть результат адаптации знаний и стремления человека к равновесию. Адаптация знаний осуществляется двумя способами:

  • Ассимиляция — использование уже существующей схемы действий и применение ее в новой ситуации.
  • Аккомодация — изменение существующей схемы действий с целью приобретения новой информации.

Чтобы лучше понять, как работают ассимиляция и аккомодация, вернемся к вышеописанному примеру с изображением собаки. Теперь у ребенка имеется схема внешнего вида животного: четыре лапы, хвост, уши. Но когда к нему на улице подойдет настоящий пес, он увидит и другие характеристики, не входящие в его схему.

Оказывается, собака покрыта шерстью, она лижет руку, она лает. Поскольку в исходной схеме всех этих признаков нет, возникает дисбаланс, и ребенок начинает конструировать собственный смысл. Если родитель подтверждает, что новая информация тоже относится к собаке, происходит ассимиляция и равновесие восстанавливается, поскольку ребенок успешно включает новые данные в существующую схему.

Но что, если ребенок увидит на улице не собаку, а кота? Некоторые характеристики совпадают, хотя это и разные животные.

Кот мяукает, он умеет лазать по деревьям, он двигается и ведет себя совсем не так, как собака.

Увидев кота, ребенок выходит из состояния равновесия, и ему нужно согласовать (аккомодировать) новую информацию, поэтому он создает новую схему, возвращаясь в уравновешенное состояние.

3. Стадии развития интеллекта

Пиаже считал, что психическое развитие ребенка проходит четыре стадии. Это свойственно всем детям, к какой бы культуре они ни принадлежали, в какой бы части земного шара ни жили. Однако последние стадии проходят не все дети.

  • Сенсомоторная стадия (от рождения до двух лет)

Ребенок познаёт мир посредством органов чувств, а также орудуя предметами. К концу этой стадии он понимает, что предметы и люди не исчезают, даже если он их не видит и не слышит.

  • Дооперационная стадия (от двух до семи лет)

Это стадия эгоцентрического мышления, по выражению Пиаже.

В этот период жизни дети еще не способны понимать точку зрения других людей. У них есть только свое видение.

  • Стадия конкретных операций (от семи до одиннадцати лет)

На этой стадии происходит накопление знаний. Хотя ребенок по-прежнему не способен понимать абстрактные или гипотетические идеи, он уже начинает логически осмысливать конкретные события.

  • Стадия формальных операций (от одиннадцати лет и старше)

На этой стадии развивается способность ребенка манипулировать идеями в голове, то есть мыслить абстрактно. Именно в этот период у детей развивается способность к дедуктивному и логическому мышлению и систематическому планированию.

Критика теории Пиаже

Критика Пиаже касается в основном его исследовательских методов. Хотя он изучал не только своих собственных троих детей, но и других, все эти дети были из семей с довольно высоким социальным статусом — следовательно, очень большая выборка осталась без внимания, и полученные ученым результаты нельзя отнести ко всем слоям общества.

Кроме того, ряд дальнейших исследований выявил ошибочность предположения об автоматическом переходе с одной стадии интеллектуального развития на другую. Многие психологи убеждены, что ключевую роль в психическом развитии также играют факторы окружающей среды.

И наконец, по мнению многих критиков, Пиаже недооценивал способности детей, и четырех- и пятилетние дети намного менее эгоцентричны, чем считал исследователь, и намного лучше понимают, что происходит у них в голове.

Тем не менее благодаря гипотезам ученого в психологии выработался принципиально новый взгляд на механизмы интеллектуального развития детей, а его идеи послужили важнейшим строительным материалом для множества других теорий, предложенных с тех пор, в том числе и для опровергающих его выводы.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.

Источник: https://doshkolniki.org/psixologiya/doshkolnaya/zhan-piazhe-i-teoriya-intellektualnogo-razvitiya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector