Основные плюсы и минусы метода наблюдения

Основные плюсы и минусы метода наблюденияОсновные плюсы и минусы метода наблюдения
Основные плюсы и минусы метода наблюдения

Определение понятия

Основные плюсы и минусы метода наблюдения

В социальной, клинической и педагогической психологии наблюдение как метод исследования используется с конца XIX века, а в прошлом столетии его стали применять в трудовой науке. Это наиболее древний метод познания окружающих предметов и явлений. В повседневной жизни человек сам не замечает, как начинает наблюдать за кем-то или чем-либо.

Наблюдением нельзя назвать процесс, при котором вмешательство экспериментатора изменит условия его проведения. Но оно поможет в том случае, когда необходимо получить целостную картину происходящих событий и отразить ее в записях и таблицах. Главные особенности процедуры:

  • связь между наблюдателем и субъектом;
  • пристрастность — эмоциональная составляющая;
  • сложность, а иногда и невозможность повторного проведения.

Если наблюдение осуществляется в естественных условиях, то человек никак на него не повлияет. Но когда субъект знает, что его исследуют, то он меняет свои повадки.

Первыми экспериментаторами стали В. Прайер, В. Штерн и А. Гвоздиков. Они наблюдали за развитием ребенка в семье и записывали полученную информацию в свои дневники.

Объект и средства наблюдения

Объектом наблюдения может выступать любой предмет, живое существо, явление, которых можно зарегистрировать. Их делят на несколько групп:

  • вербальное и невербальное поведение;
  • дистанция между людьми;
  • их перемещение;
  • физические взаимодействия.

Основные плюсы и минусы метода наблюдения

Под вербальным общением понимают все явления, связанные с речью — интенсивность, продолжительность, содержание. Невербальное — это мимика, жесты тела, выражение глаз, особенности походки. К физическим воздействиям относят объятия, удары, рукопожатия, побои, толчки и другие прикосновения.

Во время эксперимента наблюдатель не может узнать свойства психики, он видит только те явления, которые можно зафиксировать. Исследователь лишь строит предположения о состоянии психологического здоровья испытуемого, за основу он берет данные, полученные в ходе процедуры.

Для изучения объекта используют специальные приборы: фотоаппараты, видеокамеры, диктофоны, специальные карты наблюдения. Но исследователь может наблюдать самостоятельно, без каких-либо средств.

Принятая классификация

Наблюдение обычно используется в том случае, когда непозволительно или просто невозможно вмешаться в естественное течение события. Его разделяют на несколько видов:

  • внешнее и внутреннее;
  • непосредственное и опосредованное;
  • прямое и косвенное;
  • включенное и невключенное;
  • полевое и лабораторное;
  • сплошное и выборочное.

Основные плюсы и минусы метода наблюдения

А также есть разные виды наблюдения в зависимости от систематичности, форме, фиксируемым объектам, осознанности. В первом случае бывают несистематические и систематические исследования.

Последние проводятся по определенному плану, а во время эксперимента человек фиксирует особенности поведения субъекта и создает классификацию условий окружающей среды.

Несистематические позволяют создать общую картину явления в определенных условиях. Обычно такие исследования являются полевыми.

Наблюдение противопоставляются экспериментам по двум критериям: непосредственность и пассивность исследователя. Он не может вмешиваться в ход процесса, но обязательно записывает увиденное в протоколе.

По фиксируемым объектам разделяют сплошные и выборочные наблюдения. При первом человек старается законспектировать все особенности поведения. А при втором он записывает только определенные акты или параметры. В зависимости от форм поведения выделяют несколько исследований: осознанное, неосознанное внешнее и внутреннее, окружающего мира.

При осознанном субъект знает о том, что за ним наблюдают. То есть исследователь контактирует с ним, заранее рассказывает ему о задаче эксперимента и своем социальном статусе. Но иногда ему сообщают неверную информацию, чтобы проследить за поведением в определенной ситуации. Хотя подобные действия приводят к этическим проблемам и отрицательным результатам.

Такой способ используется только в том случае, если это обусловлено требованиями наблюдения. Необходимо провести несколько исследований, так как действия субъекта зависят от влияния ученого, и при некорректной постановке задания результаты не оправдают ожиданий. Ситуация наблюдения может стать стрессом для испытуемого, и итоги негативно повлияют на его жизнь.

Неосознанное внутреннее

Отличается неосознанное внутреннее наблюдение, ведь при нем субъект не знает ничего об исследовании. Тот, кто проводит оценивание, становится частью системы. К примеру, психолог может внедриться в компанию представителей какой-либо субкультуры для детального изучения поведения. Наблюдатель тесно контактирует с испытуемыми, но они не догадываются о его цели.

Этот метод используется для исследования социальных особенностей малых групп. Наблюдатель должен вести себя естественно, тогда его работа не сможет повлиять на их действия и заключения протокола.

Но проблемой могут стать этические вопросы: исследователю придется обманывать группу. А также у него возникнут трудности с записями — фиксировать результаты нужно тайно, чтобы этого никто не заметил.

Основные плюсы и минусы метода наблюдения

Факт того, что ведется наблюдение, никак не повлияет на поведение субъекта. А при непосредственном контакте исследователь получит больше информации. Но это может вызвать и некоторые проблемы: иногда психологи перенимают систему ценностей изучаемой группы, возникают моральные конфликты.

Внешний тип

Определение внешнего неосознанного наблюдения заключается в том, что субъекту неизвестно об эксперименте. Исследователь при этом не контактирует с группой, он фиксирует информацию со стороны. К примеру, в психиатрических больницах доктор следит за пациентом через специальное окно. Со стороны врача оно прозрачное, а больной видит его, как зеркало.

Основные плюсы и минусы метода наблюдения

Такая организация наблюдения позволяет не стеснять субъектов, не провоцировать их на определенные действия. Благодаря этому исследователь может собрать объективную информацию о поведении или явлении. Еще один плюс — если на каком-либо этапе наблюдатель устал, его незаметно сменит другой.

Естественность действий не нарушается из-за давления исследователя, появляется возможность использования технических средств записи информации. Но из-за ограниченности придется изучать ситуацию только с одной стороны, более подробно узнать о поведении субъектов не получится.

При наблюдении окружающей среды удается узнать больше об условиях, от которых зависят действия людей. Моделирование определенных ситуаций поможет изучить все факторы, влияющие на исследуемых.

Этический кодекс

Для правильного использования и характеристики метода наблюдения нужно соблюдать основные правила психологии, установленные Этическим кодексом Американской психологической ассоциацией. Исследователь должен придерживаться мер предосторожности.

Если испытание проводится в общественном месте, то получать согласие участников необязательно. А при индивидуальном исследовании нужно получить разрешение субъекта. Психологи должны вести себя аккуратно и стараться не причинить вред окружающим. Если избежать этого не получается, то рекомендуется снизить ущерб.

Основные плюсы и минусы метода наблюдения

Вторжение в личную жизнь участников также должно быть минимальным. Но при наблюдениях за поведением членов семьи нужно получить их согласие и объяснить цель задачи.

Если человек занимается самонаблюдением, то он может изучать любую сферу своей жизни. Все данные о субъектах остаются конфиденциальными, психологи не имеют права их разглашать.

Публиковать можно только полученные результаты без указания имен, адресов и другой личной информации.

Этапы наблюдения:

  • выбор объекта;
  • регистрация данных;
  • создание плана;
  • подбор метода обработки информации;
  • проведение самой процедуры;
  • интерпретация данных.

На первом этапе психолог выбирает объект и субъект, время и место проведения наблюдения. Затем он подбирает наиболее подходящий способ исследования и регистрирует все данные. После плана и выбора методов обработки он приступает непосредственно к самому наблюдению. Полученные результаты интерпретируются для составления отчета.

Преимущества и недостатки

Есть у любого вида метода наблюдения в психологии достоинства и недостатки. К плюсам относится возможность охватить и записать интересующие акты поведения, включить их в отчетный протокол. Психолог одновременно исследует отношения субъектов друг с другом и к иным предметам, явлениям. В некоторых случаях не понадобится даже их согласие или подготовка.

Основные плюсы и минусы метода наблюдения

Фиксировать можно сразу несколько параметров — перемещения и физическое взаимодействие, вербальное и невербальное общение. Информацию психологи получают быстро, а сам метод довольно дешевый. Если не использовать специальной записывающей аппаратуры, то не потребуется никаких затрат.

Но есть у наблюдения и свои минусы. Существует слишком много отвлекающих и мешающих исследованию факторов. Обстоятельства редко повторяются, поэтому при упущении одного явления не получится сделать верный обобщающий вывод. Все результаты нужно классифицировать по конкретным параметрам. При разных видах наблюдения потребуется затратить много времени и усилий.

Психологические методы исследования позволяют не предполагать, а точно узнать некоторую информацию из жизни субъектов. С помощью наблюдения можно понять сущность поведения индивидуума, его отношения к окружающим и самому себе.

Источник: https://nauka.club/psikhologiya/metod-nablyudeniya-v-psikhologii.html

Достоинства и недостатки наблюдения, как метода психологического исследования

Один из самых старых методов исследования в психологии является наблюдение.

Его активное использование началось еще в догиппократовский период, когда научные знания получались путем непосредственной регистрации.

Читайте также:  Плюсы и минусы яичного протеина

В дальнейшем наблюдение эффективно использовалось при изучении типов темперамента, нервной деятельности в начале двадцатого столетия. Не потеряла свою эффективность оно и в современной психологии.

Для чего используется лонгитюдный метод в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

Основные плюсы и минусы метода наблюдения

  • Основным предметом изучения науки психологии является нематериальная составляющая — психика человека.
  • Она представляет собой сложную систему с множеством уровней, связей и взаимно влияющих компонентов.
  • Эта система постоянно находится в активном состоянии и подвергается внешнему воздействию, таким образом предсказать развитие тех или иных психологических изменений бывает очень сложно.
  • Поэтому ведущими методами в психологии и является наблюдение и эксперимент.
  • Наблюдение представляет собой комплекс описательных приемов, которые регистрируют состояние объекта в течение определенного времени.
  • Для этого описания формируются определенные наборы характеристик: качества характера, типы темперамента, характер психологической реакции и тому подобное.

Для более всеобъемлющего подхода актуально применение эксперимента. Этот метод представляет собой психологический «опыт», который также основан на использовании данного инструмента в процессе построения этого опыта.

Эксперимент чаще всего используется вместе с наблюдательным способом, что обеспечивает наиболее полное получение информации.

Понятие

Основные плюсы и минусы метода наблюдения

  1. Данный способ представляет собой метод познания окружающего мира при помощи сенсорных ощущений, анализируемых за определенный промежуток времени.
  2. В научном отношении этот метод определяется как согласованная система научно-обоснованных методик изучения объекта в его естественной среде.
  3. При этом всегда имеется четкий план действий, который включает в себя цели, задачи и основные характеристики описания.
  4. Этот процесс может быть как ретроспективным, то есть осуществляющим анализ прошедших событий, так и настоящим, то есть проводящим наблюдение в текущий момент времени.
  5. В практике психологов чаще применяется сиюминутное слежение и анализ полученных данных, поскольку психика является очень динамичным объектом наблюдения.

Где применяется?

Наблюдательный метод имеет самое широкое применение в научной и повседневной деятельности. Его используют для:

  • описания текущей психологической обстановки в коллективе;
  • анализа основных характеристик личности;
  • проведения эксперимента для получения описательных данных;
  • Основные плюсы и минусы метода наблюдения

  • самостоятельного использования в рамках самонаблюдения;
  • контроля за поведением;
  • контроля за эффективностью терапии или методики коррекции;
  • получения базы данных для составления научной или ной гипотезы;
  • обработки результатов психологических исследований.

Многообразие возможных вариантов использования унифицирует этот метод, который применяется во всех разделах: от психологии труда до гештальт-терапии.

Предмет изучения

В зависимости от целей исследования предметом могут быть разные объекты. Сюда относятся:

  1. Поведенческие реакции индивида и коллектива. Эти реакции могут наблюдаться как во взаимодействии, так и вычленяя конкретные для анализа субъективной реакции.
  2. Психологические вербальные и невербальные коммуникации: словесный контакт, мимика, эмоциональное отражение. Все эти сигналы формируют психологический портрет, который также может быть предметом наблюдения.
  3. Модели взаимодействия людей. Сюда относятся конфликты, способы их разрешения, варианты коммуникаций внутри коллектива, вычленение лидера и аутсайдера. Предметом в этом случае являются коммуникативные формы поведения и особенности психики, позволяющие их реализовывать.
  4. Основные плюсы и минусы метода наблюдения

  5. Личностные характеристики. При слежении за отдельно взятым индивидом предметом исследования будет являться его психическая деятельности и особенности поведения.

Таким образом предмет исследования определяется задачами и условиями процесса, а также количеством исследуемых.

Виды

Данный метод исследования в психологии имеет несколько классификаций. В зависимости от отношения людей к исследователю выделяют скрытое и открытое наблюдение.

При скрытом не оповещают о проведении изучения, это максимально уменьшает влияние специалиста на процесс, а также позволяет описывать процессы в их естественной среде.

Открытое или явное включает в себя элемент осознанности: люди знают что находятся под наблюдением. Это может как скрыть натуральную реакцию, так и обострить поведенческие особенности. Также такой способ позволяет более широко проводить научные испытания.

Основные плюсы и минусы метода наблюдения

Если исследователь находится в гуще событий своего наблюдательного процесса и влияет на его течение и результаты, к примеру общаясь с другими людьми, проводя тренинги или занятия, то такое наблюдение называют вовлеченным.

Если же психолог остается в стороне от происходящего и только фиксирует все изменения, то опыт называется сторонним. Такой способ подходит для этапа сбора информации.

По отношению к изучаемому объекту этот способ делится на самоанализ или самонаблюдение и внешнее исследование. Внешнее осуществляет описание других людей, а самоанализ направлен на самого себя.

При этом исследователь и исследуемый является одним лицом. В ряде случаев этот способ применяется как вспомогательный метод терапии под контролем психолога.

По времени процесса выделяют:

  • разовое;
  • многократное или длительное;
  • периодическое или персистирующее.

Этапы исследования

Подавляющая часть научных испытаний построена по определенной схеме. Наблюдение также имеет свою систему. Оно включает:

    Основные плюсы и минусы метода наблюдения

  1. Выделение цели исследования. На этом этапе специалист формулирует основное назначение этого описательного процесса.
  2. Обозначение задач. Задачи представляют собой более подробные пункты основной цели и включены в план работы. Его составляют заранее, формируя основные способы и методы проведения.
  3. Подбор исследуемых объектов наблюдения. Выделяют группу или одного человека, который будут составлять целевую аудиторию наблюдательного процесса.
  4. Определение предмета наблюдательного эксперимента. Этот пункт зависит от цели и исследуемой аудитории и определяет необходимые для описания психологические пункты (особенности характера или реакции человека или группы).
  5. Выявление основных факторов воздействия, составление плана наблюдения. На этом этапе подбирается информация об условиях наблюдения и возможных погрешностях и ошибках. Также определяется длительность процесса.
  6. Предварительная проверка выбранного метода на предмет уточнения возможных сложностей и ошибок.
  7. Непосредственный процесс регистрации. Применение всех выбранных методик.
  8. Получение результатов и их статистическая обработка.
  9. Формулирование выводов и ответов на поставленные вопросы.

Средства наблюдения

Основные плюсы и минусы метода наблюдения

Для проведения всей работы требуются технические и аналитические средства для фиксации результатов.

Пользуются градуированными шкалами, тестами, опросниками. При этом выделяют категорийные системы.

Они представляют собой сборник определенных блоков-категорий, которые характеризуют ту или иную черту или процесс и дают возможность ее описать на основе выбора данных. Эта система чем-то похожа на тесты, однако не дает такого категоричного результата.

Тестовые методики на основе опросников широко применяются для периодического обследования исследуемого контингента. Они удобны для многократных проверок и последующей статистической обработки.

Оценку качественных изменений позволяют дать шкалы. Они могут быть визуальными, когда испытуемому предлагается визуально оценить интенсивность процесса или явления и цифровыми, когда это же отражается в цифрах.

Кроме аналитических способов широко применяются технические средства в виде фотосъемки и видео-слежения.

Поскольку частная информация охраняется законом, то использование таких данных возможно после согласия испытуемого, что несколько ограничивает применение этого способа получения информации. Также эти средства ограничивают время испытания.

Особенности метода

Основные плюсы и минусы метода наблюдения

Наблюдение имеет долгую историю и свои сложившиеся специфичные черты:

  • позволяет описывать процессы и явления в естественной среде при минимальных усилиях;
  • не требует особой специальной подготовки;
  • наиболее полно предоставляет информацию о психологических особенностях при полной выборке информации;
  • является составным элементом многих других методик в науке.

Пример

  • Хорошим примером такой работы в психологии является предварительные и периодические психологические тестирования сотрудников.
  • Они позволяют наблюдать как за профессиональной пригодностью работника, так и за его деформацией в ходе рабочей деятельности.
  • Такое наблюдение активно используется в военной и правоохранительной области.

Другим примером является составление психологического портрета личности при обращении за соответствующей помощью.

При этом метод однократен, основывается на описательной информации и отражает состояние человека на текущий момент.

Плюсы и минусы

К достоинствам этого способа в психологии и психодиагностике относят:

  • простоту;
  • дешевизну;
  • широкий охват исследуемых;
  • большой выбор средств реализации;
  • возможность как длительного, так и однократного опыта;
  • частое использование при других исследовательских способах.

Основные плюсы и минусы метода наблюдения

Среди недостатков выделяют:

  • высокий процент ошибок и погрешностей;
  • большое количество сторонних факторов воздействия;
  • необходимость присутствия специалиста-исследователя (влияние на сам процесс);
  • трудности в классификации результатов;
  • кратность оценочных этапов (тестирования, опроса), что снижает достоверность результата;
  • отсутствие единых методик проведения.

Самонаблюдение

Метод самонаблюдения используется как для получения информации, так и для самостоятельной коррекции изменений. При этом популярны групповые способы аналитического разбора, которые называются когнитивно-поведенческой терапией.

Это новое направление основано на самоанализе и последующих изменениях в соответствии с результатами. Для проведения этого метода психолог должен изложить испытуемому или пациенту основные принципы и способы проведения самонаблюдения: как вести записи об изменении состояния,на что обратить внимание.

Читайте также:  Chevrolet Orlando (Шевролет Орландо) — плюсы и минусы выбора автомобиля

При этом возрастает роль постоянного контроля и взаимодействия с исследователем, что снизит качество результатов если этот метод применяется для получения новой научной информации.

Старый способ психологического исследования не потерял своей актуальности, однако приобрел новые возможности в виде расширения средств обработки результатов.

Эта методика также может использоваться в качестве терапии и элемента других видов исследований. Этот метод отвечает всем требованиям как научный способ получения информации, так и средство самоконтроля в повседневной жизни.

О методе наблюдения в этом видео:

Источник: https://psyholic.ru/bez-rubriki/nablyudenie-kak-metod-psihologicheskogo-issledovaniya.html

Метод наблюдения в психологии

Наблюдение — это общепринятый метод изучения психопатических реакций подопытного объекта с последующей обработкой собранных данных и выявлением закономерностей. Данный психодиагностический метод относиться к числу старейших способов исследования, известный с 19 века.

Основные плюсы и минусы метода наблюдения

Систематизация видов

Накопленная база вариативных классификаций позволяет выделить виды исследовательского метода:

  • осознанный и неосознанный. Первый вид изыскания предусматривает организацию обследования с открытой фиксацией проявлений психической деятельности и перманентное взаимодействие психолога-наблюдателя и изучаемых людей. Неосознанный способ подразумевает не афиширование диагностической методики для объекта;
  • внешний и внутренний. Для внешнего вида психодиагностики характерен сбор информации посредством изучения объекта со стороны. Самоличное изучение исследователем, протекающих процессов в его сознании, определяется, как внутренний вид;
  • сплошной и выборочный. Основная первопричина различия двух видов сопряжена с регистрируемыми объектами. При сплошном виде психолог учитывает весь объем сведений, полученных при наблюдении. Выборочный тип – это акцентирование внимания исследователя исключительно на совокупности данных, требуемых для изучаемого вопроса;
  • систематический и несистематический. В основу этих видов легла регулярность наблюдения;
  • долговременный и кратковременный. Первый характеризуется продолжительностью обследования в течение длительного времени, вплоть до расширения временных рамок изучения до нескольких лет. Наблюдение кратковременного вида определяется ограниченным периодом изучения;
  • включенный и не включённый. Вид изыскания, подвергающий анализу изучаемую тему «изнутри», при котором психолог-наблюдатель становится участником исследуемой группы, называется включенным. Для второго вида свойственно сбор данных «извне»;
  • естественный и лабораторный. При естественном варианте изучение и анализ осуществляется в натуральной среде для человека. Лабораторный метод предполагает создание искусственной среды для изучения.

Психологическое изыскание посредством наблюдения может реализовываться самолично психологом или с внедрением в психодиагностику всевозможной фиксирующей техники.

Однако, использование аппаратуры не всегда допустимо при наблюдении в силу того, что нескрываемая фиксация может отразиться на валидности информации, а включение в процесс техники, скрытой от глаз объектов изучения, становится спорным моментом, затрагивающим вопросы этики.

Плюсы и минусы

Целенаправленно организованное восприятие и регистрация психической деятельности, является высоко результативным методом сбора информации. К базисным достоинствам наблюдения можно отнести следующие:

  • уровень материальных затрат минимален;
  • фиксирование данных одновременно по нескольким критериям;
  • исследование допустимо без согласия объектов и их предварительной подготовки.

Главными и значительными изъянами метода психодиагностики считаются персонализация информации и низкий показатель достоверности результатов при вторичном изучении объекта.

Источник: https://psychologyc.ru/nablyudenie-kak-metod-v-psixologii/

Преимущества и недостатки наблюдения

Специфика наблюдения как метода сбора первичной информации заключается в способности анализировать и воспроизводить явление в его целостности, поставлять разносторонние и достaточно полные сведения.

В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно стиль поведения, жесты, мимику, движения индивидов и целых групп.

Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия. Оно дает более глубокий, но менее репрезентативный материал, чем анкетирование.

Достоинством наблюдения как метода сбора информации является отсутствие опосредующих звеньев, наличие прямого контакта между исследователем и исследуемым объектом. Однако достоинство моментально превращается в недостаток, поскольку при наблюдении высока опасность вмешательства ученого в естественный ход событий.

Замечательной чертой наблюдения считается хорошая совместимость с другими социологическими методами. Его можно применять в качестве основного либо дополнительного метода и с анкетированием, и с интервью, и с анализом документов, и с экспериментом. Не о каждом методе можно сказать подобное.

Совместное применение двух методов часто дает весьма эффективные результаты, например при изучении степени активности населения на электоральных собраниях.

Особенности метода связаны с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна и наблюдение дает как бы моментальный снимок объекта, характеризует его состояние здесь и сейчас. Поэтому обобщение результатов наблюдения носит достаточно определенный характер.

Наблюдение позволяет помогать избежать влияния респондента на информацию, но повышает влияние исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информации.

В том и состоит главная особенность наблюдения в социологии — неразрывная связь наблюдателя с объектом, которая накладывает отпечаток и на его восприятие социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретации.

Другая особенность наблюдения в социологии заключается в том, что восприятие социальных явлений наблюдателем и их интерпретация всегда эмоционально окрашены, и тем сильнее, чем теснее связан наблюдатель с объектом наблюдения. Эту особенность следует иметь в виду как одну из причин возможного искажения данных.

Специалисты отмечают субъективное воздействие на оценку происходящего и стороннего наблюдателя. Достоверность и обоснованность суждений по впечатлению наблюдателя, согласно некоторых данным, достигает лишь 0,5 корреляции с данными, полученными объективными способами.

Имеет место «снисходительность» наблюдателя в отношении наблюдаемых, тенденция оценивать ситуации более положительно. Возможен и обратный эффект: излишнее снижение оценок тех или иных действий, а также «ошибка усреднения», т.е.

боязнь крайних суждений, и ошибка «контраста», указанная Гилфордом.

Итак, преимущество социологического наблюдения, а именно непосредственная связь исследователя с объектом изучения, непосредственность впечатлений исследователя и отсутствие опосредствующих звеньев, тут же превращается в его недостаток — возможность исследователя повлиять на результаты наблюдения, исказить его данные. Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе.

Среди других достоинств наблюдения специалисты называют оперативность получения информации, активное продуцирование гипотез в ходе наблюдения.

Правда, оперативность моментально оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Действительно, социолог не может гарантировать репрезентативность своих данных, опираясь на одно исследование, которое к тому же охватывает небольшое количество явлений.

Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.

Но и тут социолога поджидает неприятность. Ему очень сложно, а порой просто невозможно, провести повторное наблюдение, подтвердить или перепроверить имеющиеся данные.

Социальные процессы обладают неприятным для ученого свойством: часто они уникальны, невоспроизводимы в силу того, что подвергаются воздействию очень большого числа неконтролируемых факторов. Основным способом устранения влияния негативных факторов на результаты наблюдения являются подготовка наблюдателя и неоднократное наблюдение изучаемого социального объекта в сходных условиях.

К числу недостатков наблюдения относят: невозможность охвата исследователем всей совокупности явлений, характеризующих изучаемый процесс (особенно в случае невключенного наблюдения); трудности, связанные с описанием исследуемых явлений; невозможность избежать субъективизма в подходе к изучаемым явлениям.

Обобщив сказанное, попробуем свести воедино основные преимущества и недостатки метода наблюдения.

Источник: https://psyera.ru/5264/preimushchestva-i-nedostatki-nablyudeniya

Метод наблюдения виды, достоинства, недостатки

Наблюдение — один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях.

Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени и в естественных условиях.

Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию.

  • К объективным недостаткам метода наблюдения, прежде всего, относят:
  • ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;
  • сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений.
  • высокая трудоемкость метода.
  • Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации может оказывать влияние:

различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д.;

на качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю.

Читайте также:  Стоит ли мужчине говорить о том что соскучилась?

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления.

Возможность манипулирования переменными — одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. Основное достоинство метода эксперимента — в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий.

Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. Основная масса эмпирических фактов получена экспериментальным путем. Но метод эксперимент применим не во всякой исследовательской задаче.

Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. Недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ. Весьма сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он испытуемый.

Если это не удается, то более чем вероятны скованность испытуемого, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр.

Для обеспечения скрытности процесса естественного эксперимента, его нельзя проводить многократно и ограничиваются возможности использования аппаратуры, что является также негативной стороной данного метода.

Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось очень давно, и они имеют свою историю. По крайней мере, можно выделить три периода развития психологии личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Первый период исследований начался с работ древних мыслителей и продолжался до начала XIX в. Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период явились вопросы о нравственной и социальной природе человека. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным:

его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т. п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и в более позднее время. Для психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий и научных категорий, наполненных конкретным содержанием, данное определение является слишком широким.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами проблемами психологии личности начали заниматься врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше попять его поведение.

При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодом.

В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что многие обнаруженные ими особенности есть практически у всех здоровых людей, но у них эти особенности выражены умеренно, а у больных, как правило, гипертрофи-рованы.

Это относится, например, к тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости.

Определения личности врачами-психиатрами давались в терминах таких черт, с помощью которых можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность. Тем не менее и данный подход с точки зрения психологии представляется несовершенным.

Дело в том, что такие определения для целостного описания нормальной личности являлись слишком узкими. В подобного типа определения не входили качества личности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны, «нормальны».

Это, например, способности, нравственные качества и ряд других личностных свойств.

Следует отметить, что вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы к исследованию личности были единственными, в рамках которых предпринимались попытки проникновения в сущность данного феномена. Лишь в первые десятилетия XX в.

личность стали изучать психологи, которые до этого времени главным образом занимались исследованием познавательных процессов и состояний человека. Поскольку начало XX в.

характеризовалось бурным развитием экспериментальных исследований в психологии, была предпринята попытка ввести в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов.

В связи с этим первоочередной задачей для психологов на долгие годы стала разработка надежных и валидных тестовых методов исследования нормальной личности.

Давайте более подробно остановимся на некоторых наиболее известных концепциях и теориях личности, а также их классификации.

Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности. Причем с этими различиями мы можем столкнуться не только в научных работах, но и в учебных пособиях. Так, Р. С. Немов насчитывает по крайней мере 48 теорий личности, каждая из которых может быть оценена по пяти параметрам, являющимся основанием для классификации.

По способу объяснения поведения все существующие теории личности можно разделить на психодинамические, социодинамическиеи интеракционистские.

К психодинамическим относятся теории, описывающие личность и объясняющие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик.

С точки зрения социодинамических теорий главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации. Поэтому в теориях данного типа не придается существенного значения внутренним свойствам личности.

Интеракционист-ские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Следующим основанием для разделения теорий на типы является способ получения данных о личности. С этой точки зрения все теории можно разделить на экспериментальныеи неэкспериментальные.

К экспериментальным теориям личности относят теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем данных.

В свою очередь к неэкспериментальнымотносят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

Метод психоанализа состоит в том, что путем длительных бесед с больным до его сознания доводится истинная причина его заболевания; он начинает осознавать то, что было вытеснено.

Происходит, по выражению Фрейда, катарсис. В дальнейшем Фрейд распространил свою концепцию и на психику здорового человека.

В рамках данной теории Фрейд очень подробно остановился на механизмах человеческого поведения.

Рассматривая проблему поведения, Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного.

Но все же иногда они прорываются, обходя «цензуру» сознания, и проявляются в виде символов. Раскрывая характер взаимодействия данных потребностей и возможности их удовлетворения, Фрейд в структуре личности выделяет три основных компонента: ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»).

Ид является именно той ареной, где властвуют вытесненные в область бессознательного инстинкты. Эго, с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой — подчиняется нормативам и требованиям реальности. Сунер-эго — это совокупность моральных устоев общества; оно исполняет роль «цензора».

Таким образом, это находится в конфликте, ибо требования ид и супер-эго несовместимы. Поэтому эго постоянно прибегает к защитным механизмам — вытеснению, сублимации. Само вытеснение совершается неосознанно.

При этом мотивы, переживания, чувства, которые «переселяются» в область бессознательного, продолжают действовать в виде символов, в виде деятельности, которая приемлема для «цензора».

По мнению Фрейда, для осуществления разнообразных функций и форм деятельности существует целая система специальных механизмов (сублимация, проекция, перенос, вытеснение, регрессия и т. д.). При этом организм рассматривается Фрейдом как сложная энергетическая система, управляемая законом сохранения энергии.

Поэтому если либидо остановлено в одном из своих проявлений, оно должно неизбежно произвести какие-то другие эсрфекты. Супер-эго обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов.

Однако если это ему не удается, конфликт между ид и супер-эго приобретает обостренный характер, нормальное функционирование системы нарушается; блокированное либидо находит свое выражение в различных болезненных симптомах.

В этой конструкции личности, созданной Фрейдом, содержится предположение о сложности, многоплановости структур человеческого поведения, и все эти компоненты подчинены в основном биологическим законам.

В теории Фрейда реальные действия человека выступают символом потребности, «затравленной» сознанием. Поэтому, характеризуя теорию психоанализа, известный отечественный психолог Ф. В.

Бассин отмечал, что сущность фрейдовского учения состоит в признании фатального антагонизма между вытесненным переживанием и сознанием. который приводит к антагонизму между человеком и социальной средой.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s12716t5.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector