Основные плюсы и минусы правового государства

Психологические концепции права возникли под влиянием развития психологии как самостоятельной дисциплины. На рубеже 19-20 вв. обществоведы стали проявлять повышенный интерес к проблемам науки. Это было связано, главным образом, с внедрением экспериментальных методов исследования.

Основные плюсы и минусы правового государства

В результате стали возникать крупные научные школы, представители которых по-разному понимали и трактовали особенности психики человека. В то время возникли такие течения, как фрейдизм, рефлексология, бихевиоризм и пр.

Из всех концепций, сформировавшихся в конце 19 в., особого внимания заслуживают социологическая теория права и психологическая теория права. Рассмотрим их подробнее.

Л. И. Петражицкий

Лев Иосифович Петражицкий был видным государственным деятелем, депутатом Госдумы 1 созыва от партии кадетов. Им была разработана оригинальная теория происхождения права. Наиболее полно его мысли изложены в труде «Теория государства и права в связи с теорией нравственности».

После революции 1917 г. Петражицкий переехал в Польшу. Там он начал работу в Варшавском университете, возглавив кафедру социологии. Представителями психологической теории права, кроме Льва Иосифовича, являются Г. Тард и Дж. Фрейзер.

Суть концепции

В соответствии с психологической теорией права Л. И. Петражицкого, юридический феномен коренится непосредственно в психике индивида.

Автор считал, что юрист совершит ошибку, если будет искать его в социальной среде или в пространстве между либо над людьми. Правовой феномен, полагал Петражицкий, происходит у индивида в голове.

Ученый ставит юридическую науку на фундамент достоверных знаний, которые получены посредством самонаблюдения или наблюдения за другими.

Эмоции

Они в психологической теории права Петражицкого выступают в качестве юридического источника. Отсюда и название концепции «эмоциональная теория».

Свои идеи автор противопоставлял другим психологическим теориям происхождения государства и права, которые базировались на таких понятиях, как «воля», «коллективные переживания в сознании индивида» и пр.

Эмоции, по мнению ученого, выступают как «моторный» (побудительный) элемент человеческой психики. Именно под их влиянием люди совершают те или иные поступки.

Основные плюсы и минусы правового государства

Классификация эмоций

Согласно рассматриваемой психологической теории государства и права, эмоции разделяются на 2 вида: моральные и, собственно, правовые. Первые Петражицкий называет односторонними. Он связывал их с осознанием индивида своей обязанности, долга. Моральные нормы рассматривались в концепции как внутренние императивы.

Поясняя свои идеи, автор приводит следующий пример. Если человек подает милостыню из чувства долга, то у него не возникает представления, что нуждающийся в деньгах имеет право требовать их. Иная ситуация с правовыми эмоциями. Чувство обязанности (долга) сопровождается представлением о наличии у других лиц правомочия (равно как и наоборот).

Правовые эмоции, согласно исследуемой психологической теории права, являются, таким образом, двусторонними. Нормы, возникающие из них, обладают атрибутивно-императивным (предоставительно-обязывающим) характером.

Основываясь на этих рассуждениях, Петражицкий формулирует следующий вывод: право является закрепленной за индивидом, принадлежащей ему (как его добро) обязанностью другого лица.

Основные плюсы и минусы правового государства

Сфера распространения концепции

Психологическая теория возникновения права, разработанная Петражицким, имела ряд недостатков. Автор считал правовыми все эмоциональные переживания, обусловленные представлениями о взаимных обязанностях и возможностях. Он относил к нормам правила игр, в том числе и детских, требования этикета, правила вежливости и так далее.

В сочинениях по психологической теории происхождения права автор специально оговаривал, что нормы формируются не через согласование эмоций субъектов, участвующих в общественных отношениях, а каждым человеком в отдельности.

Он утверждал, что переживания, имеющие место в психике одного индивида и не признанные другими людьми, не перестают являться правом.

В соответствии с этим, автор допускал вступление в правоотношения с неодушевленными предметами, нереальными субъектами, животными.

Критика

Разработанная ученым психологическая теория происхождения права не была принята в юридическом сообществе. Критиковались идеи и в отечественной литературе. Правоведы указывали на абсурдность некоторых положений концепции, не принимая во внимание, что автор ставит теоретическую проблему. Ключевая цель ученого состояла в выработке универсальной формулы права.

Основные плюсы и минусы правового государства

По задумке Петражицкого, она должна была охватить различные типы понимания юридической науки, известные истории (в том числе и договоры с дьяволом). Разработанная им психологическая теория права стала практически первой, во многом незрелой попыткой проследить формирование норм в правосознании индивида.

Упорядоченность юридической доктрины

В психологической теории права, разработанной Петражицким, говорится о том, что многочисленные юридические нормы, которые создают индивиды, противоречат друг другу. На начальных этапах исторического развития они обеспечивались самоуправством – защитой нарушенных интересов самим лицом либо группой близких индивидов.

Впоследствии репрессии и юридическая защита стали упорядоченными. Возникла система фиксированных норм в виде обычаев и законов, появились институты власти (суды, учреждения исполнения наказания и пр.). Госвласть, реализуя функции принуждения, обеспечивает «определенность права».

Последствия развития законодательства и обычаев

Становление нормативной базы, по мнению Петражицкого, не может полностью вытеснить правовые переживания индивида.

Автор утверждал, что в современных государствах, кроме официальной юридической доктрины, существует большое количество институтов «интуитивного права».

К ним ученый относил доктрины зажиточных слоев, крестьянства, пролетариата, мещан, преступных организаций и так далее. Психологическая теория права в этом смысле приближалась к концепции юридического плюрализма.

Основные плюсы и минусы правового государства

Вместе с тем, юридическая доктрина общественных классов и групп толковалась в ней индивидуалистически. Петражицкий подчеркивал, что количество интуитивных систем права совпадает с числом индивидов.

Выводы

Петражицкий не составил рекомендаций по практической реализации политики права. Автор видел свою задачу в формировании отправных принципов новой доктрины, обосновании ее необходимости. Он считал, что ключевое положение в государственной правовой политике необходимо отвести не принудительным мерам, а механизмам мотивационного и воспитательного воздействия на поведение индивидов.

Общественно-политические взгляды Петражицкого очень близки к идеям этического социализма. Эта концепция также была распространена в России на рубеже 19-20 вв.

Учение Петражицкого было популярно среди кадетов. Его идеи повлияли на формирование взглядов П. А. Сорокина, Г. Д. Гурвича и многих других приверженцев немарксистского социализма. М. А. Рейснер способствовал сближению психологической теории с марксизмом.

Восприятие последователями марксизма идей Петражицкого облегчалось тем, что в Конституции 1918 г. и других актах социализм характеризовался как «безгосударственный строй». Стоит сказать, что после утверждения сталинизма и формирования концепции социалистического государства последователи Рейснера были раскритикованы за пропаганду в обществе надклассовой этики.

Основные плюсы и минусы правового государства

Концепция Петражицкого заинтересовала социологов. Начались активные исследования проблем структуры и нормативной природы правосознания.

Социологическая теория

Родоначальниками концепции считаются С. А. Муромцев, Е. Эрлих, Ф. Жени, Р. Паунд.

Социологическая теория складывалась, с одной стороны, посредством формирования юридических идей в рамках общей социологической науки, а с другой – через распространение свойственных дисциплине методов познания. Приверженцы концепции полагали, что право формируется и действует в процессе реализации законов.

Основные тезисы

Теория базируется на следующих идеях:

  1. Социологическая юриспруденция, равно как и естественно-правовая доктрина, выходит за пределы закона (позитивных норм), но не в сторону естественных свобод, а в область реализации, в сферу правоприменительной практики. Таким образом, право воплощается не в законодательных положениях, а в процессе их исполнения.
  2. Позитивное право является «мертвым», «книжным». Противопоставляется ему «право в действии». Под ним сторонники концепции понимали юридическую практику, действия, применение законов, правопорядок и пр.
  3. Право является реальным поведением субъектов – юрлиц и граждан.
  4. Судьи и администраторы являются основными субъектами правотворчества. Они наполняют законы правом.

Специфика развития теории

Концептуальное формирование социологического подхода происходит тогда, когда нормы, направленные на регулирование свободной конкуренции, перестают удовлетворять большую часть общества.

Так, в условиях развития капиталистических отношений судебные инстанции под видом толкования устанавливали фактически новые законодательные нормы. В итоге, возник тезис, смысл которого состоит в необходимости поиска права не в нормах, а непосредственно в жизни.

Основные плюсы и минусы правового государства

После революции 1917 г. на фоне критики прежних законов активно пропагандировалась социологическая концепция. К примеру, П. И. Стучка называл новые связи в обществе самим правом. Вскоре, однако, от такого подхода пришлось отказаться, поскольку стало формироваться позитивное право СССР, положения которого были обязательны для исполнения.

Спорные моменты

При использовании социологического подхода возникает риск размывания самого понятия «право». Если в качестве него рассматривать реализацию норм, то теряются четкие признаки неправомерного и правомерного поведения, поскольку исполнение положений может быть и законным, и незаконным.

Согласно концепции, основными субъектами нормотворчества выступают администраторы и судьи. При таком подходе формируются благоприятные условия для злоупотребления полномочиями этими лицами.

Социологический подход не имеет прочной нормативной базы. В этой связи, юридические споры решаются, главным образом, в пользу политически и экономически сильных субъектов.

Положительные стороны концепции

В рамках социологической теории учитываются процессы, происходящие в сфере правового регулирования. Они изучаются с использованием конкретных методов социологического познания.

В концепции приоритетными считаются общественные отношения. Другими словами, содержание превалирует над юридической формой.

Безусловно, социологический подход имеет большое практическое значение для исследователей и законодателей. Для формирования правильного представления о правовой доктрине, оценки эффективности норм необходимо изучать положения в жизни, при непосредственной их реализации.

Источник: https://www.syl.ru/article/328440/psihologicheskaya-teoriya-prava-plyusyi-i-minusyi

Плюсы и минусы теорий происхождения государства

Основателем теологической теории происхождения государства является Фома Аквинский (годы жизни:1225-1274г.)

Сутью теории является то, что государство представляется результатом божьей воли.

Замечание 1

Государство представлено продуктом божественной воли, в силу этого государственная власть является вечной, незыблемой и зависимой в большинстве от религиозных организаций и деятелей. Любой человек обязуется подчиниться во всем своему государю. Этой теорией утверждается, защищается тезис «вся власть исходит от бога».

Плюсами теории являются:

  • Теория объснет образование государства совместно с монорелигией;
  • Теория дает возможность устанавливать общественный порядок;
  • Теория дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно- первые государства были теократические.

Минусы — теория не является научной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.

Патриархальная теория происхождения государства

Основные плюсы и минусы правового государства

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основателем патриархальной теории происхождения государства является Аристотель.

Суть теории излагается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи.

В соответствии с данной теорией, люди представлены существами коллективные, устремляющиеся к общению между собой, которое ведет к появлению семьи. Позже развитие и разрастание семьи при объединении людей, а также рост числа семейств ведут к образованию государственности. Власть правителя — естественное продолжение отцовской власти, «патриарха» в семействе.

Плюсами теории является то, что она:

  • справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»;
  • помогает устанавливать общественный порядок в результате подчинения «отцовской воле»;
  • поддерживает людские верования в нерушимость мира;
  • раскрывает роль правителя государства, на которую может претендовать человек, имеющий большой жизненным опытом.

Минусы данной теориизаключаются в том, что она не раскрывает процессию происхождения государства во всех частицах мира; не может объяснить почему происходят войны, если государство является единой семьей; не объясняет жесткости некоторых законов.

Договорная теория происхождения государства

  • Основателями договорной теории происхождения государства являются: Гроций, Гоббс, Локк, Руссо и Радищев.
  • Сутью теории является то, что государство считается людским объединением на базе общественного договора, с установлением целина достижение общих благ.
  • Теории общественного договора в какой-то мере отображают исторические факты.
  • Государство порой возникает как результат добровольной отдачи людьми какой-то части собственных прав специально образованному для их собственной защиты и защиты порядка в обществе органу, то есть в результате долговременногоестественно-исторического развития общества.
Читайте также:  Дом из теплоблоков: плюсы и минусы строительства

Плюсами данной теории представляется то, что ее авторы учитывали такие чувства человека, как страх и инстинкт самосохранения. Помимо того, данная теория имеет демократический характер; доказывает, что не было никакого религиозного основания в сущности государства; делает опору на общественной практике.

Минусы теории заключаются в следующих положених:

  • Человек не подчинен никому, никого себе не подчиняет;
  • Чтобы осознанно образовать государство, необходимо иметь о нем хотя бы какое-то представление;
  • Договор является волей людей — значит он может расторгаться;
  • Договор не имеет юридической силы, так как образовался раньше самого государства.

Теория насилия в вопросе происхождения государства

  1. Теория насилия образована двумя частями: теория внешнего насилия и теория внутреннего насилия.
  2. Основатели теории внешнего насилия являются Гумплович и Каутский.
  3. Суть теории – государство является результатом завоеваний одного племени другим.

  4. Достоинство теории состоит в том, что она базируется на множестве исторических фактов, результат завоевания отражен в ней со всех сторон жизни вновь появившегося общества, аосударственный аппарат составляют завоеватели.

Минусы теории: не объясняет происхождение государства во всех регионах мира;в отношении процесса происхождения государства завоевания обладают вторичным характером.

Помимо того, история знает примеры, когда не собственно завоевание, а именно его угроза послужила образованию государства. В добавок ко всему, кроме насильственного пути возникновения, есть так же и мирный путь.

  • Основателем теории внутреннего насилия является Дюринг.
  • Суть теории является, что государство появляется в результате насилия одной части общества над другой.
  • Плюсы данной теории это признание тогго, что: у людей имеются различные интересы; насилие в обществе имеет место быть; государство при осуществлении собственных функций применяет насильственные методы.
  • Минусами данной теории являются утверждения о том, что: отстаивание интересов может приводить к разрушению общества и государства; люди не могут быть равными в биологическом плане; государство не может всегда выражать интересы общества; если можно создавать государство насильственным путем, то так же его можно и разрушить.

Материалистическая теория происхождения государства

Основателями материалистической теории происхождения государства являются Маркс, Энгельс иЛенин.

Замечание 2

Суть теории: государство образовалось в силу экономических причин: общественного разделения труда, образования прибавочного продукта и части собственности, а позже раскола общества на классы с противопоставляемыми экономическими интересами.

Плюсы теории это утверждения о том, что: материальные условия общества сыграли в нем значительную роль; изменение форм деятельности в области труда, ведении хозяйства, форм собственности повлияло на происхождение государства; переход от присваивающей к производящей экономике задает дифференциацию людей по существенному признаку. Кроме того, данная теория раскрывает признаки государства.

Минусами теории являются положения, гласящие, что: на происхождение государственности влияет не только экономические факторы, но и политические, социальные; происхождение государства во всем мире не может идти по одной схеме. Также в ней недооценена роль государства в урегулировании процессов, происходящих в экономике.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/problemy_teorii_proishozhdeniya_gosudarstva/plyusy_i_minusy_teoriy_proishozhdeniya_gosudarstva/

Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин — legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство — это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом — защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

  • Правовое государство создает условия для свободы личности, основанные на принципе «разрешено всё, что прямо не запрещено законом».
  • Важнейшие принципы правового государства — верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.
  • Гражданские права — это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство — признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство — обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия — правовое демократическое государство.

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом — без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

  • Верховенство права — подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.
  • Гарантированность прав и свобод человека — права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.
  • Всеобщее равенство перед законом — все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.
  • Эффективная система контроля за соблюдением закона — контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.
  • Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.
  • Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.
  • Реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ни один из государственных органов не имеет всей полноты власти, существует система «сдержек и противовесов».
  • Взаимная ответственность государства и личности — государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.
  • Единство права и закона — все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.
  • Принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» как основа регулирования поведения.
Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

  • Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.
  • Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).
  • Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.
  • Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.
  • Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Россия — правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Конституция РФ. Статья 1

Однако что именно означает это понятие, в основном законе страны не разъясняется. «Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность», — признавал председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в 2011 году.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

В связи с этим в международных рейтингах «законности» Россия обычно находится в нижней части списков. В рейтинге верховенства права World Justice Project за 2019 год РФ заняла 88-е место из 126 — между Эквадором и Ливаном.

«Существует несколько показателей, по которым Россия стабильно выступает существенно лучше, чем в среднем по миру.

Это скорость гражданского и административного правосудия, а также с десяток позиций, в которых мы или незначительно лучше или чуть-чуть хуже, чем в среднем по миру: открытость данных и законодательства, трудовые права, отсутствие дискриминации, доступность правосудия, контроль преступности и даже, как ни странно, пенитенциарная система», — указывал политолог Владимир Кудрявцев в статье для «Ведомостей» в 2018 году.

«Трудно не заметить, что индекс в целом адекватно фиксирует российскую специфику. Все, что касается технической и процедурной стороны права, а также работы полицейских сил, находится на приличном уровне и повышает место России в рейтинге. Все, что относится к функциям права как ограничителя произвола властей, к независимости судей, тянет Россию в самый конец рейтинга», — объяснял эксперт.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать смысл термина «правовое государство», знать признаки и уметь перечислить принципы правового государства. Разберем ряд заданий на эту тему из ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.

2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.

4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.Правильный ответ: 1345

Задание 2Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.1) Пра­во­вое го­су­дар­ство — это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.

 2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.

5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.Правильный ответ: 124

Задание 3Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ ГОСУДАРСТВА
  1. A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми
  2. Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти
  3. B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права
  4. Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на
  5. Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве
1) только пра­во­вое государство2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Задание 4Французский философ Ш. Монтескьё писал: «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того,к чтобы так же тиранически их применять».

Какой принцип правового государства выдвинул философ? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два принципа правового государства.Правильный ответ:Философ Шарль Монтескьё выдвинул принцип разделения властей.Два других принципа правового государства:1. Верховенство права.2.

Приоритет прав и свобод личности.

Источник: https://www.anews.com/p/113730808-pravovoe-gosudarstvo-ponyatie-principy-i-priznaki-pravovogo-gosudarstva/

Плюсы и минусы нашего государства?

Очень странное суждение. Вы в вопросе говорите про плюсы и минусы, но в пояснении под плюсами подразумеваете лидерство. Для меня плюсом является то, что выше среднемирового уровня, для вас — лучшее в мире или на уровне с лучшим.

Вы должны понимать, что бесплатная медицина есть далеко не во всех странах. И пусть нас лечат кое-как, надо доплачивать и заниматься самолечением, но нас хотя бы лечат.

Я не болею, но флюорографию прошел бесплатно, прививки мне делают бесплатно, в поликлинике принимают бесплатно. Я не жалуюсь на хронические болячки, но я удовлетворён бесплатной профилактический медициной.

Считаю её плюсом нашего государства. У подавляющего количества государств такой медицины нет.

Я удовлетворён работой полиции. Я не шатаюсь по ночам по улицам и не особо общаюсь с криминальными элементами, но всё моё общение с полицией было правомерным и эффективным. Если я нарушал ПДД меня законно штрафовали.

Не разу полиция, госчиновники или ещё кто бы то ни было не вымогал у меня взятку. Всё можно сделать по закону и правильно. Если вас не устраивает работа полиции, отметьте чем. У меня есть знакомые, которые жалуются на ментов.

Но это та категория людей, которая не считает зазорным поехать пьяным домой. Я бы не особо ссылался на их мнение о полиции.

Я доволен зарплатами в стране. С нашей производительностью труда мы получаем сравнимые деньги. У меня есть знакомые работодатели и знакомые в поисках работы. Тут проблема не в зарплатах, а в головах. Если человек работает, как должен работать, то он и получает нормальные деньги.

Если он сидит, полдня в ж*пе ковыряет, а полдня кулер охраняет, то и получит он соответственно. Работодатели у нас не звери, они понимают, сколько каждый из работников может принести денег и платят им сколько заработали. Вот к примеру, мамина подруга открыла пекарню. Сама делала заготовку, сама пекла выпечку, сама же занималась бухгалтерией.

Потом по состоянию здоровья ей пришлось уйти. На её место надо было нанимать троих людей и при этом бухгалтерия и учёт остались за ней. Работницы просто не хотели работать в её темпе. Зарплату соответственно пришлось делить на три. Поэтому если вы жалуетесь на зарплату — посмотрите на свою работу.

Если с вас сдирают три шкуры, а платят копейки, то вы вольны уйти в другое место. Работники сейчас нужны, если вы готовы работать, а не охранять стул на котором сидите, то вас с руками оторвут.

Мне нравится тут жить. Я понимаю, что есть места, где уровень жизни выше, но мы живём выше среднего. Наши пенсионеры получают пенсии, которых хватает на существование.

Наши дети не боятся взрывов мин, мы с вами боимся не того, что в наш дом ворвутся вооруженные люди и перестреляют нас потому что мы принадлежим к какой-либо национальности, а мы боимся, что наша национальная валюта упадёт в два раза и мы не сможем себе позволить купить новый смартфон. Моё государство дало мне жизнь. Меня родили бесплатно, за мной следили доктора в детстве, я бегал по дворам своего родного города и не боялся, что меня выкрадут босняки и продадут на органы. Моё государство бесплатно дало мне образование. Оно отправляло меня бесплатно в лагеря отдыха для детей. Государство помогло мне стать личностью со своими взглядами и убеждениями.

В результате я получился взрослый, здоровый, образованный работник, который может свободно передвигаться по миру и жить так, как он хочет.

Минусов у нашего государства хватает. Это и коррумпированность чиновников, и проблемы в массовом образовании, и постоянная пропаганда в СМИ. Очень сильно упала общая культура населения, наша промышленность инерционно загибается, наше сельское хозяйство вымирает. Ну и конечно же дороги и коммунальные сети.

Проблемы серьёзные, их надо решать, но политически неактивное население не хочет ничего делать. Вот сегодня, например, был общегородской субботник. Кто на нём был? В ваших городах скорее всего он тоже проводился.

А если нет, то пошли бы вы на него? Я по собственному опыту знаю, что ходят на общий субботник в лучшем случае 2% населения.

Так вот есть плюсы, есть минусы. Всё можно решить и исправить.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1864543-pljusy-i-minusy-nashego-gosudarstva.html

Плюсы и минусы теорий происхождения государства

Один из самых обширных разделов изучения государственного строительства и права – это обоснование условий, а также причин, при которых происходит образование таких институтов как государства. В этом обзоре рассмотрим основные теории появления госструктур, а также разберемся с наличием достоинств и недостатков этих концепций.

Теологическая теория происхождения государства: плюсы и минусы

Основателем теологической концепции является Фома Аквинский, который жил в середине 13-го века и для появления того или иного государства он считал волю Бога.

Плюсами божественной сути государств, являются:

  • объяснения, что появление госструктур тесным образом связано с единой религией граждан;
  • последствия установления на основе религии общественного порядка;
  • отражения объективных решений теократического сообщества. И все это подтверждено исторической действительностью, что первые государства – это теократические образования.

Минус один и он состоит в том, что эта теория не является научной и поэтому ее нельзя как доказать, так и опровергнуть, так как она основана на вере.

Патриархальная теория происхождения государства: плюсы и минусы

Основатель концепции – это Аристотель, который считал, что государственное строительство является результатом объединения разросшихся семей.

Он представлял всех людей существами, которые стремятся к коллективному взаимодействию и общению, что приводит к образованию семей.

Разрастание семей приводит сначала к объединению родственников, а потом и к объединению между семьями. Что оформляется, в конце концов, в форме государственного устройства.

Что касается властных полномочий, то это не что иное как отцовская власть или полномочия патриарха объединенных семейств.

Достоинства патриархальной концепции:

  • в том, что прослеживается связь между семейными и государственными отношениями;
  • что порядок в обществе действительно достигается в результате воли патриарха;
  • что правитель – это патриарх или тот, кто имеет наибольший жизненный опыт и влияние. И на роль правителя может претендовать наиболее достойный представитель объединенных семей.
  • Недостатком этой концепции является то, что она не может объяснить все процессы существования государства и примером может служить появление жестоких или даже диктаторских правил и законов, если граждане – это якобы представители единой семьи.
  • Договорная теория происхождения государства: плюсы и минусы
  • Что касается основателей договорной концепции государственного устройства, то за рубежом – это как Гроций и Гобс, так и Лок и Руссо, а нашим соотечественником-последователем этой теории был Радищев.
  • В основе этой концепции лежит предположение, что государство – это результат общественного договора между различными слоями граждан с целью обретения всеобщих благ.

При этом договорная концепция, не смотря на утопию, так или иначе, имеет историческое подтверждение фактами. Иногда государственное строительство велось в результате согласия граждан на передачу своих прав специальному органу, например, с целью защиты самих граждан или для защиты от внешних угроз. И этому есть немало примеров в истории.

Положительной стороной договорной концепции государства является то, что она основана на естественных человеческих чувствах страха и является отражением природного инстинкта самосохранения. Кроме этого наличие в концепции элементов демократии с одной стороны опровергает религиозную основу, а с другой – опирается на историческую практику государственного строительства.

Недостатками договорной концепции являются:

  • утопия, что якобы человек никому не подчинен. А также якобы он не склонен к подчинению себе подобных;
  • что, являясь людской волей, договор может, как выполняться, так и расторгаться без участия госорганов;
  • по сути, договорные отношения между людьми могут быть заключены и вне государственных структур. И, действительно, история подтверждает, что общественные договора появились прежде, чем государственные институты.

Теория насилия происхождения государства: плюсы и минусы

  1. Концепция насилия имеет двойственный характер: насильственные действия внутри и вне сообщества.
  2. Приоритет обоснования концепции внешнего насилия принадлежит Каутскому, а также Гумпловичу, представителям социального дарвинизма.

  3. Суть их теории – это государственные образования являются итогами завоеваний одних сообществ или племен, другими.

  4. Из положительного этой теории, можно отметить, что она может быть подтверждена всем ходом истории, как почти непрерывного времени войн, а госаппарат в результате этих войн – это представители завоевателей.

  5. Недостатки – эта концепция не может или слабо объясняет:
  • появление государств в некоторых частях мира и, причем без войн;
  • как правило, войны имеют вторичный событийный характер
  • в истории есть множество примеров образования госструктур не в результате самих войн, а по наличию их угрозы;
  • мирного образования государственного устройства в истории – масса примеров.

Дюринг является основателем концепции внутреннего насилия, которое гласит, что государство – это не что иное как итог насилия более организованной и обладающей большими ресурсами части общества над другими, не организованными, и не располагающими ресурсами для противодействия сообществами.

Достоинства концепции в том, что:

  • пренебрежение общими интересами в пользу собственных выгод отдельными слоями общества, приводит к дезорганизации, а в итоге и к ослаблению всего сообщества;
  • госструктуры отнюдь не являются выразителями интересов всех сообществ;
  • насильственные методы управления со стороны госструктур – это реализация принципов, основанных на том, чтобы разделять и властвовать.

Минусы теории, это:

  • если слепо отстаивать свои интересы, то это может привести как к разрушению самого сообщества, так и к потере государственности;
  • сообщества, впрочем, как и люди на самом деле не могут быть равными;
  • если государственное строительство ведется насильственно, это означает, что и путь к его разрушению – это насильственный способ.

Материалистическая теория происхождения государства: плюсы и минусы

Основатели – это Маркс и Энгельс, а также наш соотечественник Ленин.

Достоинства материалистической концепции в том, что на формирование госструктур действительно влияют:

  • материальные условия существования как отдельных членов, так и всех сообществ;
  • актуальное состояние укладов в области труда;
  • формы хозяйствования и наличие условий для их развития;
  • соотношение потребительной и производящей экономик;
  • наличие социального антагонизма в зависимости от имущественной дифференциации классов.

Минусы концепции, это:

  • недооценка частных инициатив в сфере экономики в угоду директив госаппарата;
  • государственное строительство не может идти по одной схеме, без учета, как экономических и социальных, так и политических, а также исторических факторов;
  • данная теория не прошла проверку исторической практикой.

Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход? Закажи свою оригинальную работу УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/plyusi-i-minusi-teorij-proishozhdeniya-gosudarstva/

Правовое государство — Обществознание

Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом.

В нем признаются права и свободы человека, а основой является принцип разделения государственной власти — законодательной исполнительной и судебной.

Основные идеи — свобода, капитализм, господство права, демократия.

Правовое государство — путь к возрождению естественно-исторических прав, приоритета гражданина в его отношении с государством. Понятие “правовое государство» — это фундаментальная ценность, такая же как демократия, гуманизм, либерализм и другие. Суть идеи правового государства в господстве права в общественной и политической жизни.
— Верховенство закона во всех сферах жизни общества
— Деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
— Взаимная ответственность личности и государства.
— Реальность прав и свобод гражданина
— Политический и идеологический плюрализм
— Стабильность законности и правопорядка в обществе

— Приоритет международного права над национальным

Правовое государство — это особая форма организации политической власти, при которой гарантируются естественные права человека, проводится разделение государственной власти на три части, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами. В правовом государстве именно закон выше всех желаний и интересов. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перестроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают в независимости от статуса человека. Не правовое государство:

Законы не соблюдаются, существуют социальные группы, стоящие «вне закона». Это люди, в руках которых сосредоточена власть, либо те, кто может откупиться от правосудия. Подобные принципы жизни действуют в Латинской Америке, а также на значительной части постсоветского пространства.

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничную жизнь в обществе. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как дл
я граждан, так и для государства. Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью. 

Также Аристотель отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах 

«Там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя»

государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы.

С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-правовую общность людей. 

«Государство – есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». 

Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), 

олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и развитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени. 

В основе современных концепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на

«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».

смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит 

идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами и свободами. 

Впервые законодательное закрепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789). 

Страна Ограничение полномочий правительства Борьба с коррупцией Порядок и безопасность Права человека Законность Гражданский суд Уголовный суд Средний балл
1 Швеция 0,92 0,96 0,89 0,93 0,89 0,78 0,82 0,89
2 Дания 0,93 0,95 0,91 0,91 0,85 0,79 0,87 0,88
3 Финляндия 0,89 0,93 0,92 0,9 0,82 0,79 0,87 0,87
4 Норвегия 0,9 0,94 0,87 0,9 0,83 0,82 0,85 0,87
5 Нидерланды 0,86 0,93 0,86 0,84 0,83 0,8 0,8 0,85
6 Новая Зеландия 0,87 0,92 0,87 0,86 0,82 0,76 0,79 0,84
7 Австралия 0,88 0,9 0,86 0,84 0,83 0,72 0,72 0,83
8 Япония 0,8 0,84 0,89 0,78 0,87 0,77 0,68 0,81
9 Австрия 0,82 0,77 0,89 0,82 0,84 0,74 0,75 0,81
10 Сингапур 0,73 0,91 0,93 0,73 0,80 0,79 0,87 0,8
12 Германия 0.82 0.82 0.86 0.80 0.73 0.80 0.76 0.76
13 Китай 0.73 0.89 0.93 0.71 0.75 0.71 0.76 0.79
14 Великобритания 0.79 0.80 0.84 0.78 0.79 0.72 0.75 0.78
15 Франция 0.80 0.80 0.84 0.79 0.76 0.68 0.69 0.76
18 США 0.77 0.78 0.83 0.73 0.70 0.65 0.65 0.73
80 Украина 0.36 0.25 0.74 0.58 0.35 0.52 0.39 0.46
85 Россия 0,31 0,39 0,49 0,47 0,45 0,5 0,4 0,43

Источники таблицы: 

www.rating.rbc.ru

Источник: https://www.sites.google.com/site/sclthry/politiceskaa-sfera/pravovoe-gosudarstvo

Правовое государство: понятие, признаки

Правовое государство — это государство, которое во всей своей дея­тельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Иначе, правовое государство — это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Суть идеи правового государства:

  1. установление верховенства права;
  2. ограничение власти (силы) государства правом;
  3. обеспечение прав и свобод человека.

  • Для создания правового го­сударства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся граж­данское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти.
  • Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственно­сти, реальный режим господства права, обеспечивающий все пра­ва человека и гражданина в экономической и духовной сферах.
  • Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократиче­ского государства.

Основ­ные признаки правового государства:

  1. Верховенство закона.
  2. Высший приоритет и гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
  3. Равенство всех перед законом.
  4. Разделение властей.
  5. Независимость суда.

Некоторые ученые выделяют также:

  1. Верховенство конституции по отношению ко всем норматив­ным актам.
  2. Приоритет международного права

Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина должен быть прочно закреплен в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их.

«Все, что не запрещено, то дозво­лено» — важнейший принцип правового государства. Такой под­ход к правам и свободам буквально пронизывает Конститу­цию РФ и многие законы.

Он, как было показано выше, состав­ляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл. 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина.

В правовом государстве нельзя избежать пра­вонарушений, но должны сложиться общеизвестные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.

Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод должна быть обеспечена от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Кон­ституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности су­дей, устанавливаются демократические принципы судопроизвод­ства. В ряде статей гл.

2 Конституции указывается на исключи­тельное право суда ограничивать права и свободы (например, ни­кто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, — ст. 35; арест, заключение под стражу и содер­жание под стражей допускаются только по судебному реше­нию — ст.

22 и др.).

Верховенство конституции по отношению ко всем норматив­ным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей.

Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились.

В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.

В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые ак­ты не должны ей противоречить.

Органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, должностные лица, граж­дане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Следовательно, государство связано правом, все должно­стные лица — от главы государства до рядового чиновника — обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, граждан­скую).

Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволен­ным вмешательством в жизнь гражданского общества.

Приоритет международного права как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Госу­дарство, обладающее суверенным правом принимать свои зако­ны, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества.

Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация на­циональных правовых систем на самом высоком уровне, гаран­тий прав и свобод человека и гражданина, демократии и соци­ального прогресса.

Этим объясняется включение данного прин­ципа в конституции многих государств.

В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета междуна­родного права как бы разбит на две части. Во-первых, закрепле­но, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ явля­ются составной частью ее правовой системы.

Во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.

Как отмечалось, заключение РФ договоров с другими государствами регу­лируется Федеральным законом «О международных договорах РФ».

Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство вклю­чает еще очень много аспектов, которые могут включать:

  • верховенство парламента в законодательной сфере;
  • демократический контроль за исполь­зованием армии за рубежом и внутри страны;
  • невмешательство государства в работу средств массовой информации;
  • закон­ность методов деятельности органов контрразведки;
  • гласность внешнеполитических шагов правительства, и др.

Ра­зумеется, для всех соответствующих действий органов исполни­тельной власти должны существовать конкретные законы, право и только право должно лежать в основе любых государственных решений, и особенно связанных с применением принуждения.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravovoe-gosudarstvo-ponyatie-priznaki

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector