Патримониальная теория происхождения государства: плюсы и минусы

ЧАСТЬ 1 НАЧАЛО ЧАСТЬ 2

Патримониальная теория происхождения государства: плюсы и минусы

Перепечатанный текст статьи находится НИЖЕ, но при клике на банер заголовка вы попадете на соответствующий абзац в оригинальной статье Википедии.

Патримониальная теория происхождения государства: плюсы и минусы

Патримониальная теория происхождения государства: плюсы и минусы НЕОКОНОМИКА
  • Патримониальная теория происхождения государства: плюсы и минусы
  • Патримониальная теория происхождения государства: плюсы и минусы
  • Патримониальная теория происхождения государства: плюсы и минусы

Патримониальная теория происхождения государства: плюсы и минусы

Теории происхождения государства и права

Основная статья: Материалистическая теория происхождения государства

Согласно этой концепции, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако, с уничтожением классов отмирает и государство. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идёт феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) — это, согласно марксистским представлениям, определённое повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя. Патримониальная теория происхождения государства: плюсы и минусыПатримониальная теория происхождения государства: плюсы и минусы

Государство по характеристике Фридриха Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетённого класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остаётся по существу машиной для подавления угнетённого, эксплуатируемого класса. Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённые силы.

В подходе В. И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства: «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий.

Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены.

И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы.»

Иные концепции происхождения государства

Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности их социальной жизни.

Исторически свобода проявляется как раз в процессе разложения и представляет собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосудия индивидов в частных и публичных делах и отношениях.

Последующий всемирно-исторический прогресс свободы — это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы.

Основоположником патримональной теории является Карл Людвиг Галлер. Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землёй власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет.

Наиболее широко распространённая из современных волюнтаристских теорий — это «автоматическая теория».

Согласно этой теории, изобретение земледелия автоматически приводит к появлению прибавочного продукта, что позволяет некоторым индивидам отделиться от производства питания и стать гончарами, ткачами, плотниками, каменотесами и т. д., таким образом, создавая дальнейшее разделение труда.

Из этой профессиональной специализации развивалась политическая интеграция, которая объединила некоторое число до этого независимых общин в государство. Этот аргумент чаще всего приводился британским археологом В. Г. Чайлдом.

Принципиальным противоречием этой теории является то, что сельское хозяйство не создаёт автоматически прибавочного продукта. Мы знаем об этом, так как многие земледельческие народы мира производят мало прибавочного продукта.

Основная статья: Ирригационная теория

Ирригационную теорию связывают с именем немецкого учёного-марксиста К. Виттфогеля. В своей работе «Восточный деспотизм» он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах.

И действительно, в первых городах-государствах — Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др.

Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жёсткого централизованного управления, распределения, учёта и др.

Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

Основная статья: Расовая теория

Появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы — деления населения в силу прирождённых качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые — слепо повиноваться первым.

Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816—1882) объявлял арийцев высшей расой, призванной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др.

В нацистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде «вождя нации», «чистоты крови», история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими низшими расами.

Расовая теория считалась важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определённой территории, которым нужно управлять.

В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики.

При этом особое значение придаётся крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности.

Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.)

Клод Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства.

Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения.

Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путём развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры.

Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли возможно в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а, следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных фактов.

Основоположник — Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955гг.). Согласно этой теории, государство — это результат возникновения и развития спорта, методов физической и военной подготовки членов социума.

  1. См. также
  2. Политическая философия
  3. Примечания
  4. Литература
  • Алексеев К. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 1990.
  • Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
  • Аристотель. М. Политика, 1911.
  • Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета 1 и 2 частию. Л., 1990.
  • К. Виттфогель «Деспотизм Востока. Сравнительное исследование тотальной власти.»
  • Гоббс Т. Тт. 1. М., 1989. Т. и 2. М., 1989 М., −1991.
  • Государство и социальные структуры на древнем Востоке : [Сб. ст.] / АН СССР, Ин-т востоковедения; [Отв. ред. М. А. Дандамаев], М.: Наука, 1989.
  • Гусейнов А. А. Понятие насилия и ненасилия. // Вопросы философии,. 1994. № 6.
  • Деев Н. М. Государственность и экологическое развитие. // Политические проблемы теории государства. М., 1993.
  • Дробышевский С. А. Политическая организация, право и доклассовое общество. // Правоведение,. 1988. № 5.
  • Историческое и логическое в познании государства и права / [А. И. Королев, Д. И. Луковская, Л. С. Явич и др.]; Под ред. А. И. Королева; ЛГУ им. А. А. Жданова Л. : Изд-во ЛГУ, 1988
  • Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 1999.
  • Керимов Г. Шариат и его социальная сущность. М., 1973.
  • Косарев А. И. Происхождение и сущность государства. М., 1969.
  • Крадин Н. Н. Политическая антропология: 2-е изд. М.: Логос, 2004.
  • Крадин Н. Н. Основные закономерности происхождения государства // Краткие сообщения института археологии РАН № 239. М., 2015.
  • Крадин Н. Н. Политическая антропология о происхождении государства // Древнейшие государства Восточной Европы. 2014. Древняя Русь и средневековая Европа: возникновение государств. М., 2016.
  • Монтескье Ш. О духе законов. М., 1955.
  • Нерсесянц В. С. «Общая теория права и государства», Москва, 2004 год.
  • Першиц А. И., Менгайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 1984.
  • Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
  • Твердохлебов Г. А. Рождение правоотношений и государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. — М.: Юрист, 2003, № 5. — С. 45-48
  • Тураев Б. А. История Древнего Востока. М., 1935.
  • Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. М., 1985.
  • Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1982.

Источник: http://design-for.net/page/teorii-proishozhdenija-gosudarstva-i-prava-chast-2

Патриархальная теория происхождения государства

Патриархальная теория происхождения государства и права строит свои положения на учении Аристотеля. Философ древности изучал психологию человека и пришел к выводу, что человек не может жить один. Коллективная суть привела его к доказательствам появления общественных объединений по принципу семьи.
Патримониальная теория происхождения государства: плюсы и минусы

Государство по теории – большая семья, коллектив, связанный узами различных отношений. Суть патриархальной идеологии происхождения государства сводится к следующим позициям:

  • человек не может без общения;
  • он создает вокруг себя ячейку (группу);
  • в семье начинают распределяться роли: главенствующие (отец) и подчиненные (дети);
  • глава общества – отец (патриарх), к нему следует относиться с почтением и уважением;
  • власть отца не оспаривается, как и его место.

По теории легко понять, почему существует неограниченная власть. Патриарх ассоциируется с отцом, которому обязаны жизнью. Он обеспечивает порядок, заботу и условия быта.

Патримониальная теория происхождения государства: плюсы и минусы

Патриархальные идеи позволяют провести изучение истории появления государств. Сначала общество – это небольшая семья, простейшая группа лиц, нашедших общие интересы. Первобытные общины по структуре сначала напоминают маленькие государства.

В них все родственники, самый сильный не только по физическим показателям, но и по духу, становится лидером. Но в его полномочиях не только власть, но и обязанность заботиться о тех, кто младше, слабее, старше и имеет какие-то недуги.

Читайте также:  Плюсы и минусы мостовидных протезов

Затем время меняется, семья разрастается.

Семья и государство развиваются практически параллельно. Чем сложнее связи в семье, тем обширнее становится государственная граница.

Кто является автором патриархального происхождения государственной структуры? Философ Древней Греции Аристотель нашел механизм, по которому происходило создание политического устройства и выделение социальных групп. Мужчина, по теории является ключевой фигурой.

Он стоит на лестнице выше женщин, он отец, человек, дающий жизнь, создающий семью. В основе лежит внимание к психологии и религиозности. Бог направляет на Землю Адама, делает главой первой семьи – Патером. Эволюция увеличивает количество родственных групп. Государство – итог эволюции.

Отец становится властителем, первым правителем, патриархом. Приверженцем считается еще один древний мыслитель – Конфуций.

Представители более позднего развития теории: Р. Филмер, Н. К. Михайловский, М. Покровский.

Патримониальная теория происхождения государства появилась в трудах швейцарского ученого-мыслителя К. Л. Галлера. Он берет за основу землю, территорию, на которой происходит образование общин.

Земля – главный ресурс, который помогает человеку в его существовании и развитии. Тот, кто обретает права на землю, становится правителем.

Две созвучные теории имеют совершенно разные подходы к пониманию образования стран и общин.

Власть монарха и патриарха незыблема. Их воля и личностные качества схожи, различны права и обязанности.

Основоположник не выделял в теории положительных и отрицательных моментов. Их стремились найти критики и ученые, предлагающие другие теории.

Плюсы и минусы кратко можно изложить, разобрав саму суть идеологии Аристотеля. Семья и государство – неравнозначные понятия. Не все отношения, возникающие внутри семейной ячейки общества, находят отражение в государственной власти.

Одно из основных чувств людей, на котором строится жизнь, – любовь. В государственном строении она не обязательна. Если рассмотреть современные страны, то аппарат политического устройства очень сложен, его не сопоставить с семьей.

Важно понимать, что семья – это единица, давшая начало государству только на уровне первобытных эпох. Постепенно, структурная единица начинает развиваться по своим законам, не сходным с огромным объединением родственников на одной территории.

Мы познакомились с основными положениями патриархальной теории происхождения государства, ее сути и отличия от патримониальной идеологии. Изучили кратко идеи ученых – основоположников теории. Выяснили, что по патриархальной идеологии государство произошло из семьи, где главенствует мужчина.

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 298.

Источник: https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/patriarhalnaya-teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva-i-prava-kratko.html

Патримониальная теория

Наиболее
ярким представителем патримониальной
теории происхождения государства
выступает К.Л. Галлер. Государство, по
его мнению, как и земля, является частной
собственностью правителя.

Патримониальная
теория объясняет происхождение
государства земельной собственностью.
Подобные правители господствуют над
территорией в силу своего «исконного»
права на собственность.

В такой ситуации
народ представлен в качестве арендаторов
земли собственника, а чиновники — в виде
приказчиков правителей.

В
соотношении понятий «власть-собственность»
представители данной теории отдают
приоритет праву собственности. Владение
этой собственностью распространяется
впоследствии и на владение территорией,
что и лежит в основе возникновения
государства.

Действительно,
государство может считаться собственностью
определенного правителя, ведь он в
какой-то мере владеет, пользуется и
распоряжается (особенно в эпоху
абсолютизма) практически всем, что
находится на территории данной конкретной
страны, в том числе и государственным
аппаратом, обладающим силовыми свойствами.
К тому же в эпоху становления того или
иного государства его территория во
многом определялась пространством, в
котором господствовал вождь, военачальник
и другой руководитель рода, племени.
Государственное же хозяйство, финансы
и т.п. постепенно преобразуются из
частного хозяйства государя, князя.

Однако
в период своего возникновения
государственные институты далеко не
всегда реально находятся в полном
распоряжении правителя.

К тому же в ту
эпоху существовало не столько право
частной собственности, сколько
насильственное обладание землей.

В
рамках данной теории в процессе
происхождения государственности
преувеличена роль частной собственности
на землю и одновременно недооценено
влияние на него военно-политических,
этнических, религиозных и иных факторов.

Особенности возникновения права

Право
как социальный институт возникает
практически вместе с государством,
поскольку во многом они призваны
обеспечивать эффективность действия
друг друга.

Как невозможно существование
государства без права (последнее
организует политическую власть, выступает
зачастую средством проведения политики
конкретного государства), так и права
— без государства (которое устанавливает,
применяет и гарантирует юридические
нормы).

Именно органы государства
становятся основными структурами,
контролирующими выполнение правовых
предписаний и реализующими в случае их
нарушения соответствующие юридические
санкции.

Если
признать тот факт, что государство
вызвано к жизни для экономического и
политического управления всевозможными
общественными делами, то для их реального
осуществления оно должно было принимать
общеобязательные правила поведения в
виде юридических норм или придать
общеобязательность правовым обычаям.
Право — единственная форма, в которой
государство может выражать свои веления
в качестве общеобязательных.

Причины
и условия, вызвавшие к жизни право, во
многом аналогичны причинам, породившим
государство.

Однако между мононормами
первобытного общества и нормами права
существовала более глубокая преемственность,
чем между органами родового самоуправления
и органами государства.

Вековые,
проверенные многими поколениями обычаи
расценивались как данные свыше, как
правильные и справедливые. Наиболее
ценные из них были санкционированы
государством.

Возникновение
права — длительный процесс, протекавший
на протяжении жизни многих поколений.
Первоначально зарождались элементы
права, отдельные правовые идеи и принципы,
правовые нормы и правоотношения.
Разрастаясь и укрепляясь, данные
юридические фрагменты постепенно
складывались в единую и внутренне
согласованную правовую систему
конкретного общества.

Право
исторически возникло как классовое
явление и выражало прежде всего волю и
интересы экономически господствующих
классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно
посмотреть древнейшие правовые акты
рабовладельческой и феодальной эпох.

Так, если раньше в случае кражи решающее
значение придавалось тому, кем (сородичем
или чужаком) она совершена (сородича
обычно лишь принуждали вернуть
похищенное), то теперь всякое посягательство
на собственность влекло за собой суровое
наказание, а посягательство на имущество
знати каралось особенно жестоко.

Например,
по древневавилонским Законам Хаммурапи
(XVIII в. до н.э.), за любую кражу имущества
вор возмещал собственнику убытки в
десятикратном размере, а если похищенное
имущество было «божьим или дворцовым»,
т.е.

принадлежало служителям религии
или высшим государственным органам, то
предусматривалось возмещение в
тридцатикратном размере.

Более того, в
особой статье прямо указывалось: «Если
человек украдет достояние Бога или
Дворца, то этого человека должно убить,
а также того, кто примет из его рук
украденное, должно убить».

При
нанесении побоев, увечье, убийстве, при
оскорблении словом первостепенное
значение приобрел вопрос не о родоплеменной,
а о социальной принадлежности сторон.
Например, во многих племенах кровь
благородного оценивалась вдвое и втрое
выше, чем кровь простолюдина, а часто
вообще не имела цены, т.е. не подлежала
материальному возмещению.

Каждое
сословие имело разное правовое положение,
различные права и обязанности, привилегии
и ограничения. Даже нарушения общих для
всего государства запретов (запреты
убивать, красть и др.) влекли разные (по
порядку применения, по степени строгости)
санкции по отношению к членам разных
сословий и социальных групп (О.Э. Лейст).

Если
обычаи сохранялись в сознании и
проявлялись в поведении людей, то
правовые нормы начали оформляться
письменно для всеобщего сведения.
Формальная определенность права — его
важнейший признак, без которого права
в принципе быть не может.

Право
— более сложный регулятор, чем обычаи,
ибо кроме запретов в нем используются
и такие способы правового воздействия,
как дозволение и обязывание, создающие
широкие возможности для упорядочения
общественных отношений. Возникновение
права — следствие усложнения социальных
связей, обострения противоречий в
обществе, с регулированием которых
первобытные нормы справлялись все
меньше и меньше.

Правовые
нормы складывались преимущественно
тремя основными путями:

1)
перерастание мононорм (первобытных
обычаев) в нормы обычного права и
санкционирование их в этой связи силой
государства;

2)
правотворчество государства, которое
выражается в издании специальных
документов, содержащих юридические
нормы, — нормативных актов (законов,
указов, постановлений и т.п.);

3)
судебное право, состоящее из конкретных
решений (принимаемых судебными органами
и приобретающих характер образцов для
решения других аналогичных дел).

На
процесс возникновения и развития права
также оказывало влияние множество
различных факторов, специфика
географических, культурно-исторических
и иных обстоятельств. В частности, на
Востоке, где весьма велика роль традиций,
обычаев, религии, право возникает под
их сильным воздействием.

Основными
источниками права здесь выступают
нравственно-религиозные воззрения и
нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы
Ману в Индии, Коран в мусульманских
странах и т.п.).

В Европе же кроме обычаев
все больше заявляли о себе правотворчество
государственных органов (законодательные
акты) и судебное право (прецеденты).

Источник: https://studfile.net/preview/4172451/page:11/

Патримониальная теория

Автором этой теории является французский учёный Галлер (соч. «Реставрация политической науки»).

Суть теории. Представители этой теории считают, что государство произошло из поземельной собственности. Инстинкт территории присущ уже птицам и животным. Человек уже им тоже обладает, но только ещё в большей мере и более обострённо.

Издавна между общинами, племенами, происходили стычки за территорию, которая была основой пропитания в эпоху присваивающей экономики.

Когда человек перешёл к производящей экономике, скотоводству, пахотному земледелию, земля не перестала быть объектом использования, более того, человек оказался привязан к ней накрепко, поскольку и один, и другой вид производства предполагал оседлый образ жизни.

В первобытном обществе земля принадлежала общине, племени в целом и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (и соответственно распоряжение ими землёй), и постепенно переходит во власть государственную. Властителем земли объявляется государь.

Таким образом, государственная власть идёт не от народа и не от кого-либо. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей.

Право собственности на землю является первоосновою господства над территорией. Представление о принадлежности всей земли королю или князю долгое время держится в Германии, Франции, Англии и России.

Государь, в свою очередь, передаёт, дарует, жалует землю своим подвластным. Из права владения землёй власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей.

Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.

Оценка теории. Взгляды сторонников патримониальной теории, по словам современных ученых, являются вполне логичными и во многом исторически обоснованными. Однако, несмотря на то, что территориальный фактор и играл немаловажную роль в процессе образования государства, но, во-первых, она была далеко не единственной, а во-вторых, даже не главной.

Кроме того, следует в качестве негативной черты отметить и излишнюю идеологическую направленность теории — оправдание монархической власти и феодального строя в целом, а также возможности монарха издавать «собственное право».

Галлер проигнорировал многочисленные в истории факты приобретения земель путём военного завоевания, а также иного насильственного их захвата, упустил и ещё один момент: посягательство на территорию. Всё это особо остро ставит вопрос о защите территории. Но если нет государства, то её некому охранять.

Догосударственное общество организованно по принципу кровнородственной связи. Понятие «свой» или «чужой» определялись именно этим, а не проживанием на определённой территории.

Источник: https://studwood.ru/511355/pravo/patrimonialnaya_teoriya

Патримониальная, органическая теория и теория насилия

Человечество во все времена интересовал вопрос о происхождении государства. Результатом этого стали теории, которые возникали и развивались в разные периоды, они претерпевали изменения по мере развития общественных отношений и экономики. Существует множество теорий рассмотрим некоторые из них:

Читайте также:  Плюсы и минусы высшего образования

Патримониальная теория

Определение 1

Патримониальная теория происхождения государства указывает на право собственности на землю. Немецкий ученый Людвиг фон Галлер является разработчиком и ярким представителем этой теории. Государство возникло и связано с правом собственности на землю (патрионимум).

Власть получают люди, владеющие землей, живущие на ней. Власть имеет ограничение территорией владения. Кто владеет землей властвует, кто находится на земле подчиняется этой власти.

Идеологической целью этой теории стало обоснование сюзеренитета в феодальном обществе, закрепление этой системы. В раннефеодальной Германии сюзереном был король, выделялись два сословия: привилегированное и податное.

В привилегированное сословие входили князья, графы, свободные господа, рыцари.

Органическая теория

Отличительная особенность этой теории – множество разновидностей, порой очень отличающихся между собой. Платон сравнивал государство с организмом человека. Возникновение государства связано с особенностями души.

Народ – это вожделеющая часть государства, та, которая наделена желаниями и страстями. Армия противостоит пагубным желаниям. Управляют государством мудрые философы и являются «разумной» властью.

Правители занимаются правильным воспитанием человека, принимают законы.

В XIX веке органическая теория изменилась, ее представители биологические понятия переносили на социальные отношения. В этот период появился дарвинизм, поэтому эволюция, естественный отбор были перемещены в социальную сферу.

Определение 2

Человечество – результат эволюционирования животного мира. Затем произошел естественный отбор, и люди объединились в государство, составляя организм. Мозгом является правительство, оно через законы передает людям импульсы.

Англичанин Г.Спенсер был сторонником данной теории. Общественное развитие представлялось ему в виде объединения мелких групп в более крупные: племена, союзы, государства, империи. Внутри этих образований складываются свои отношения, основанные на господстве и подчинении.

В XX века идеи Спенсера применялись и строились новые концепции происхождения государства. Органическая теория некорректна, так как понятия из биологической системы перенесены в социальную систему. Но сторонники теории достигали своих целей, закрепляли и оправдывали существующее в обществе неравенство.

Теория насилия

Из представителей данной теории можно выделить Людвига Гумпловича, Евгения Дюринга, Карла Каутского. Нацистская Германия восприняла эту теорию в качестве идеологического постулата.

Определение 3

Государства возникают в результате войн, завоеваний слабых более сильными и организованными. В ходе этой борьбы появляются те, кто управляет и те, кем управляют, классы и сословия. Государство защищает завоевания.

Сторонники теории насилия считают, что борьба за существование – исторический закон. Победу одерживает сильнейший. Двое сильных объединяются для победы над третьим сильным. Войны – стимулирующий фактор для развития. Причины войн различны: расовые различия, обогащение, стремление к господству.

Представленная теория не учитывает социально-экономические факторы. Необходимо создать условия для содержания армии, государственного аппарата, производства оружия. Просто насилие никогда не приведет к возникновению государства, но катализатором этого процесса насилие действительно служило.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/patrimonialnaja-teorija/

Патримониальная теория

Вторая современная теория о сущности и происхождении государства, которую я рассмотрю в своей курсовой работе, будет патримониальная теория Основы права: Учебное пособие/Под ред. Смоленского М.Б. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К»; 2007г..

Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих, на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет.

С древних времен пошло так, что землей обладал не каждый, а только состоятельные люди. Земля покупалась сразу с людьми, проживающими и работающими на ней. И власть собственника земли распространялась на «его рабов», т.е. крестьян.

Крестьяне были обязаны соблюдать, сохранять и чтить законы и значимые желания и повеления их «хозяина», на чьей земле они проживали. Мнение низшего сословия не интересовало высшие сословия, и не важно хотели ли крестьяне трудиться на этого феодала, который их покупал, или не хотели.

Исполнение воли «хозяина» не обсуждалось и выполнялось беспрекословно.

За невыполнение приказа или его обсуждение, раба или крестьянина (в зависимости от страны, о которой будет идти речь) могли забить камнями, лишить земли и места проживания. Всем известно, что на Руси крестьянские семьи имели много детей, и терять кормильцу работу никак было нельзя, поэтому крестьяне соглашались на любые условия, отношения и обращения которым они подвергались.

Патерналистская теория

Патерналистская теория Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. — 2-е изд., перераб. И доп. — М: «Ось-89», 2008г. возникла от слова патер — отец. В этой теории имеет место прямое соотношение государства с семьей.

Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство — большой семье.

Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей — на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим.

Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти.

Суть данной теории похожа на патриархальную теорию, только в патриархальной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство не приравнивается к понятию семья. Полагаясь на Библию, Р.

Филмер делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия.

Все последующие монархи — это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти.

С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. А в патерналистской теории государство приравнивается к понятию «семья».

Источник: https://studbooks.net/1158553/pravo/patrimonialnaya_teoriya

Патримониальная теория

Автором этой теории является французский учёный Галлер (соч. «Реставрация политической науки»).

Суть теории. Представители этой теории считают, что государство произошло из поземельной собственности. Инстинкт территории присущ уже птицам и животным. Человек уже им тоже обладает, но только ещё в большей мере и более обострённо.

Издавна между общинами, племенами, происходили стычки за территорию, которая была основой пропитания в эпоху присваивающей экономики.

Когда человек перешёл к производящей экономике, скотоводству, пахотному земледелию, земля не перестала быть объектом использования, более того, человек оказался привязан к ней накрепко, поскольку и один, и другой вид производства предполагал оседлый образ жизни.

В первобытном обществе земля принадлежала общине, племени в целом и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (и соответственно распоряжение ими землёй), и постепенно переходит во власть государственную. Властителем земли объявляется государь.

Таким образом, государственная власть идёт не от народа и не от кого-либо. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей.

Право собственности на землю является первоосновою господства над территорией. Представление о принадлежности всей земли королю или князю долгое время держится в Германии, Франции, Англии и России.

Государь, в свою очередь, передаёт, дарует, жалует землю своим подвластным. Из права владения землёй власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей.

Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет Теории происхождения государства и права [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://www.refbank.ru/igip/9/igip9.html.

Оценка теории. Взгляды сторонников патримониальной теории, по словам современных ученых, являются вполне логичными и во многом исторически обоснованными. Однако, несмотря на то, что территориальный фактор и играл немаловажную роль в процессе образования государства, но, во-первых, она была далеко не единственной, а во-вторых, даже не главной.

Кроме того, следует в качестве негативной черты отметить и излишнюю идеологическую направленность теории — оправдание монархической власти и феодального строя в целом, а также возможности монарха издавать «собственное право».

Галлер проигнорировал многочисленные в истории факты приобретения земель путём военного завоевания, а также иного насильственного их захвата, упустил и ещё один момент: посягательство на территорию. Всё это особо остро ставит вопрос о защите территории. Но если нет государства, то её некому охранять. Догосударственное общество организованно по принципу кровнородственной связи.

Понятие «свой» или «чужой» определялись именно этим, а не проживанием на определённой территории. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права Учеб. пособие / Т.В. Кашанина. — М. : Высш. Школа, 2004. — с.71-72.

Классовая теория.

Ранее эту теорию называли марксистско-ленинской, а основными ее представителями являлись К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. При этом умалчивали имя американского этнографа Льюиса Моргана, который проанализировал эволюцию развития первобытного общества на примере североамериканских индейцев и в 1877 г.

издал книгу «Древнее общество». На основе данного исследования Ф. Энгельс написал книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право — обычаям. “Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием — расколом общества на классы. Он был заменен государством” Маркс К. Сочинения / Маркс, Ф. Энгельс. — М. : Политиздат, 1961, Т. 21. с. 169.

.

В материалистической теории государство не навязывается обществу, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая, поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.

“Итак, государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство не есть также «действительность нравственной идеи», «образ и действительность разума», как утверждает Гегель.

Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно.

А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка».

И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство” Маркс К. Сочинения / Маркс, Ф. Энгельс. — М : Политиздат, 1961, Т. 21. с. 170..

Читайте также:  Профессия имиджмейкер, ее плюсы и минусы, нюансы обучения

По утверждению представителей материалистической теории оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.

Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

Афинская форма — классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества.

Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.

Германская форма — государство возникает как результат завоевания обширных территорий для государства, над которыми родовой строй не дает ни каких средств. Основные теории происхождения государства и права, реферат [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://www.erudition.ru/referat/ref/id.4025_1.html (Москва 1997).

Классовая теория имеет множество положительных черт:

1) Она справедливо подчёркивает, что материальные условия жизни общества в жизни людей играют важную роль и что изменение форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, собственности и др. повлияли на появление государства.

2) Энгельс детально проанализировал жизнь людей в первобытном обществе, основываясь на учениях Л.-Г. Моргана, и попытался объяснить разницу в процессах возникновения государства в греческой, римской и германской истории.

  • 3) Было верно замечено, что, с развитием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производству, происходит дифференциация людей по имущественному признаку.
  • 4) Энгельс не останавливается только на характеристике публичной власти, одного из главных признаков государства, он излагает и другие немаловажные его признаки: наличие особого слоя людей, занимающихся управлением обществ; территории; права; взимание налогов.
  • Недостатки классовой теории:
  • 1) На образование государственности оказали воздействия не только экономические факторы, но и политические, идеологические (религиозные), психологические, военные.

2) Внутривидовая борьба — далеко не редкое явление. И в мире животных есть расслоение. Почему же там не возникает государство?

3) Согласно Марсу и Энгельсу борьба — неизбежный спутник общества, овладевшего производством. Но восстание, бунты внутри племени, союза племен — явление невозможное.

Существование внешней угрозы: конкурирующие за источники питания окружающие племена сплачивало первобытное общество, а не разъединяло. Т. е.

причина образования государства прямо противоположна той, которую Маркс и Энгельс объявляют определяющей в этом процессе.

4) Государство защищало не только интересы имущего класса, как утверждает создатель этой теории, но в той или иной мере охраняла интересы всех проживающих на его территории.

5) В странах Азии и Африки частная собственность возникает гораздо позднее образования государства, а именно тогда, когда появляются совершенные орудия труда, позволяющие справиться с обработкой земли отдельным собственникам.

Государство же здесь образуется путём выделения особой прослойки людей, ведающих общими делами, которых с развитием общества становится всё больше. На Востоке узурпировались не средства производства, а управление ими. На Западе государственная власть не отличалась жестокостью в отношении народа, то на Востоке она была деспотична.

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права : Учеб. пособие / Т.В. Кашанина. — М. : Высш. Школа, 2004. — с. 76-78.

Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства.

Тем не менее, считает Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому «в конечном счете, можно увязать “даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования”.

“Во всяком случае, — продолжает Шершеневич, — экономический материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений”.

На этом мы закончим рассмотрении локальных теорий происхождения государства и перейдём к глобальным теориям.

Источник: https://pravo.bobrodobro.ru/96829

Основные теории возникновения государства по Т.В. Кашаниной

Основные
теории возникновения государства

(по
Т.В. Кашаниной «Происхождение государства и права»)

  • Причины
    многообразия теорий
  • 1) 
    Мыслители, выдвигавшие эти теории жили в разные исторические эпохи,
    поэтому использовали разный объем накопленных человечеством знаний;
  • 2) 
    Объясняя свои идеи, ученые брали для иллюстрации те регионы земли, в
    которых они жили, игнорируя другие регионы;
  • 3) 
    Мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты
    применить к наукам общественным. Делали они это очень увлеченно и в итоге
    мыслили односторонне;
  • 4) 
    На взгляды авторов влияли их философские и идеологические пристрастия.

1. 
Ирригационная теория.

Виттфогель
– современный немецкий ученый, написавший «Восточный деспотизм».

Суть
теории:
В Древнем Египте и Вавилонском царстве люди, перешедшие к
оседлости, занялись земледелием.

Но так как это были засушливые районы,
потребовалось проводить ирригационные работы, которые были трудоемкими и
требовали умелой организации.

Ее стали осуществлять специально на то
поставленные люди, которые затем и стали первыми государственными чиновниками.
Таким образом, в соответствии с данной теорией, главным в сознании государства
здесь стал ирригационный фактор.

Оценка
теории:
Плюсы – основана на исторических фактах. Минусы – локальный характер
(для регионов с жарким климатом); для начала строительства нужны не только
материальные средства, но и те самые организаторы, иначе может ничего и не
получиться, поэтому возникает вопрос – может государство было до начала
ирригационных работ?

2. 
Патриархальная теория.

Авторы: Платон
(«Государство»), Аристотель («Политика»), развил теорию Фильмер (английский
ученый 17 века, написавший «Патриархия»).

Суть
теории:
Ориентирована на Древнюю Грецию и Рим. В Греции мало плодородной
земли, там в основном разводили мелкий скот, использовали морепродукты. Море
давало возможность обмениваться товаром с Египтом и Передней Азией, поэтому
необходимо было эффективно организовать свое производство и отношения с
соседями.

Этим занимались старейшины, затем вожди, которые по мере увеличения
населения становились монархами. Процесс образования государства шел по типу
разрастания кровнородственной семьи.

Под влиянием экономических условий семьи,
объединенные преданием об общем происхождении, люди объединялись в племена,
затем в народности, объединенные общностью исторического прошлого.

Источник: https://vunivere.ru/work1067

Теории происхождения государства

Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства.

Теологическая теория

Суть теории: государство имеет божественное происхождение. Представители: А. Августин, Ф. Аквинский.

Теологическая теории возникла одной их первых, её возникновение детерминировано преобладанием религиозного типа мировоззрения представителей человечества в начале его исторического пути. Государство даровано человек Богом. Государство вечно как Бог, а руководитель государства посланник бога на земле. Способствовала укреплению государства. Светская власть в подчинении у церковной.

  • Достоинства: универсальна для верующего; неопровержима; применима к любой форме государства; способствует укреплению гражданского согласия в обществе; стабильность государства.
  • Недостатки: не признаётся атеистами; снижает влияние материальных факторов на процесс государственно строительства; ненаучна; не даёт рекомендаций по повышению эффективности функционирования государства; содержит потенциал для эскалации мировой напряженности и использованием противоречий между мировыми религиями.
  • Патриархальная теория
  • Суть теории: происхождение государства объясняется через процесс разрастания семьи, а государственная власть родственна отеческой.
  • Представители: Платон, Аристотель, Конфуций.

Патриархальная теория объясняет процесс возникновения государства через эволюцию семейных отношений. В до государственный период при необходимости организации различных мероприятий, руководство брали на себя старейшины, которые, по сути, являлись патриархами семьи.

Государь относится к своим подданным как к детям.

Достоинства: отражает моменты переходы от до государственного состояния к государству; в основании лежат верные выводы о том, что главой государства становится человек, обладающий определенным жизненным опытом; способствует сплочению общества и укреплению государственной власти; способствует воспитанию в народе уважения к государственным явлениям.

  1. Недостатки: идеализация отношений правителей и поданных; допущение оправдания деспотической и тиранической власти; упрощения понимая государств; государем может быть и модой человек (несоответствие).
  2. Договорная и естественно-правовая теория
  3. Государство возникло в результате преодоления естественного до государственного состояния путём заключение общественного договора.

Основные представители: Эпикур, Т. Гобс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Радищев.

Договорная теория строится на том, что в до государственный период, все люди находились в естественном состоянии. При этом договорная теория не является единым учением (разные точки зрения на естественные состояние). Договор для преодоление естественного состояния либо для закрепления естественного состояния.

По мнению всех представителей договорной теории, складывающиеся общественные условия вынудили человечество заключить своеобразный договор, участниками которого были все люди и договорились они со всеми остальными людьми. Предметом договора была личная безопасность и сохранение человечества. Люди лишились части прав и передали их государству. Договор не материальный, а абстракция.

  • Достоинства: рассмотрения государства, как проекта целенаправленной деятельности; ставит о вопрос о социальном назначении государства; позволяет модифицировать государства при необходимости; обосновывает верховную власть народа; признаёт право на свержение несправедливого правительства; закладывает основы демократии.
  • Недостатки: абстрактность представлений о первобытном обществе; недооценка в происхождении государственности объективных факторов; гиперболизации субъективных начал.
  • Теория насилия

Суть теории: возникновение государства имеет место в результате применения насилия: внешнего при завоевании одного народу другим либо внутреннего, политического либо экономического. Объединяет две теории: внешнего и внутреннего насилия. Не все государство образовались в результате насилия.

Основные представители: Е. Дюринг, Л. Гумплович.

Патримониальная теория

Суть теории: происхождение государства связывается в организация процесса перераспределения земли, а государственная власть объявляется родственной власти земельного собственника. Геллер.

  1. Патримониальная теория видит процесс возникновения государства как усложнение и развитие прав на землю.
  2. Марксистская теория (историко-материалистическая)
  3. Суть теории: государство возникает как результат непримиримости классовых противоречий в обществе.

Основные представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.

Появление классов нарушило функционирование родового строя. Основа – разделения труда. Возникает непримиримое противоречие между родовым обществом и государством.

  • Достоинства: отличается четкостью и ясностью исходных положений; играет значительную роль в понимании происхождении государства; подтверждает конкретными историческим факторами.
  • Недостатки: гиперболизирует роль классов в процессе возникновения государства; не учитывает религиозные, этнические и психологические факторы; ошибочно придаёт рабовладельческому государству первичного универсального, типичного характера, тогда как рабовладельческие государства и виде были только в Риме и Греции.
  • Экономическая теория

Суть теории: государство есть результат экономических преобразований. Развитие производства и экономический отношений ведёт к образованию государства.

  1. Сен-Симон.
  2. Психологическая теория
  3. Суть теории: основным фактором, повлиявшим на создание государства, предлагается рассматривать психологическую потребность человека существовать при государственном0образованном обществе (Заложено).

Государства результат врождённой психологической потребности человека в государстве. Одним желают, чтобы ими управляли, другие желают быть управляемыми.

  • Расовая теория
  • Суть теории: основной причиной возникновения государства явилась потребность обеспечения господства высших рас над низшими.
  • Органическая теория

Суть теории: проводится аналогия государства и органической системы, отдельные составные части государства сравниваются с частями организма. Эволюционный ход развития государства. От простого к сложному. От однородному к разнородному.

Ирригационная теория

Суть теории: причиной возникновения государства является необходимость создания больших ирригационных сооружений. Главный недостаток – локальность.

  1. Инцестная теория
  2. Суть теории: основной причиной возникновения государства явилась необходимость обеспечения запрета кровосмешения близких родственников.
  3. Теория специализации
  4. Суть теории: государства есть результат возникновения специализаций в сфере управленческой деятельностей.
  5. Спортивная теория
  6. Суть теории: основной причиной возникновения государства явилась необходимость обеспечения физического совершенствования членов общества.
  7. Диффузионная теория

Суть теории: государство есть результат передачи опыта государственно строительства от одних народов другим. На даёт ответа на вопрос о первоначальном происхождении государства.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s24417t8.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector