Плюсы и минусы европейского образования

Плюсы и минусы европейского образования

Автор статьи: Сергей Веремеев — партнёр юридической компании Atrium Consult Group, общественный деятель

Болонская система образования стала внедряться в российскую в период активной интеграции нашей страны в международное экономическое пространство. Данная система создавалась странами Евросоюза, в первую очередь, чтобы объединить образовательный потенциал и ресурсы европейских учебных заведений в рамках коалиции.

Переход России на Болонскую систему — попытка приобщиться к европейским образовательным стандартам, показать, что отечественные специалисты не менее востребованы в мире.

Кроме того, вступление в Болонский процесс открывало перед российскими вузами возможность участия в международных проектах, а студентам и преподавателям обещало право на обучение по обмену в европейских университетах.

Справка: Что такое Болонский процесс в системе образования? Это процесс синергии систем высшего образования стран Европы с целью создания единой европейской платформы высшего образования. 

Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.

Сравнение Болонской и советской системы образования — плюсы и минусы

Конечно, переходу на Болонскую систему были рады не все и даже сегодня, спустя 16 лет после её внедрения, не утихают споры о преимуществах старой советской системы.

К очевидным плюсам, которые обычно приводят приверженцы новой системы можно отнести то, что талантливые российские студенты, могут получать образование в ведущих европейских учреждениях. А далее реализовывать свои карьерные замыслы в Европе, получая дополнительный опыт.

Еще одно преимущество Болонской системы – её специализация, более детальные знания в конкретных областях и возможность получать несколько высших образований. Но для России и нашей действительности данная система выглядит достаточно неорганично и имеет больше минусов.

Интересный факт: странами-участниками Болонского процесса являются 48 стран Европейского союза и Европейская комиссия. Все страны ЕС и Восточного партнерства задействованы в процессе. Монако и Сан-Марино — единственные страны Совета Европы, не участвующие в данной системе.

Плюсы и минусы европейского образования

Во-первых, у нас в своё время была сильная система образования советского периода, признанная в мире как одна из наиболее успешных. И в данной ситуации получается, что мы отбрасываем тот уникальный опыт, накопленный десятилетиями, и переходим на европейские рельсы.

Во-вторых, Болонская система в некоторой степени провоцирует утечку талантливой молодёжи за границу. Она открывает дорогу тем, кто не смог реализовать на Родине. Таким образом, Болонская система является инструментом «выкачивания» молодой российской интеллектуальной элиты за границу.

Ничего хорошего для отечественной экономики в этом нет, создаётся она в первую очередь людьми.

Другое дело, что ещё надо разобраться, почему страна не может обеспечить возможность развития в рамках своих границ?! Разумеется, у нас есть грантовые программы поддержки молодых учёных, но этого недостаточно в масштабах государства.

И всё же, основываясь на социологических исследованиях, большинство студентов остаётся учиться в России. Конечно, часть делает выбор в пользу европейских университетов, но возможность получать образование там есть только у самых выдающихся россиян.

Если рассматривать обратную ситуацию, то для европейских студентов российские вузы особого интереса не представляют. В Европе за исключением МГИМО, РУДН и СПБУ, наши учебные заведения особо не котируются. Конечно, в сравнении российских и европейских высших учебных заведений присутствует некоторый снобизм. Он проявляется во многом, в том числе и по отношению к нашим студентам.

Задумываясь об изменениях образовательной системы в России, мы конечно же не можем отказываться от тех положительных достижений, которые имеем ещё с советских времён. В первую очередь, это универсальность, в которой и состоит принципиальное отличие от западной системы.

Её приверженцы профессионалы в своей области, но за пределами компетенции взять на себя ответственность, принять какое-либо важное решение и активно себя реализовывать им очень сложно.

Российская система образования напротив универсальна — готовит человека, являющегося специалистом в разных направлениях.

Нынешние проблемы высшего образования

В данный момент есть ряд проблем, которые необходимо решить. В первую очередь — ослабить бюрократизацию образования. Она создаёт большие проблемы работникам высшей школы: ежедневные всевозможные отчёты, заполнение бумаг, не имеющих отношения к учебному процессу.

В школах и колледжах, подобно высшим учебным заведениям, сотрудники завалены различными отчётностями. Преподаватели значительную часть своего времени занимаются оформлением всевозможных документов, вместо того чтобы отдаваться работе и нести знания студентам.

Возможно, избавить профессорский состав от бумажной волокиты удастся, расширив персонал учебных заведений специализированными кадрами.

Плюсы и минусы европейского образования

Ещё одна проблема – формализм в образовательных подходах и плохое качество подготовки самих преподавателей. Необходимо, чтобы человек преподающий определённую дисциплину имел практический опыт. В нашей стране, к сожалению, такое встречается нечасто. Мы видим следующую картину: преподаватель просто читает параграф раньше студентов и пересказывает учебник.

Отсутствует глубокое погружение в материал. В данный момент в столичных вузах данная проблема стоит меньше. Но в регионах проблема подготовки кадрового состава колоссальна.

Для её решения, в первую очередь, необходимо привлекать преподавателей к стажировкам в профессиональных сферах, для их практической деятельности, а также активно использовать возможности обмена опытом с другими странами.

Таким образом преимущество по части знаний и обучения всё же принадлежит советской системе образования. Единственным весомым аргументом в пользу Болонской системы можно считать её ориентацию на международное сотрудничество и развитие.

Конечно, изменения в подходе к отечественному высшему образованию были необходимы, но решение перенять зарубежную систему вопреки своей, проверенной временем и признанной во всём мире, весьма сомнительно.

У России были все предпосылки для разработки новой системы с сохранением всех достижений советских методик.

Интересно: В чем причины перехода Великобритании на советскую систему образования?

На данной базе вполне можно было реализовать механизм международных отношений с заграничными вузами, который, безусловно, важен. К тому же мировой авторитет советской системы позволил бы отечественным высшим учебным заведениям занять более высокие позиции по сравнению с зарубежными, что способствовало притоку студентов из других стран и активному обмену опытом преподавательским составом.

Сергей Веремеев — партнёр юридической компании Atrium Consult Group, общественный деятель.

Источник: https://promdevelop.ru/znachenie-bolonskoj-sistemy-obrazovaniya-dlya-rossii/

Обучение в Европе

Престиж образования за границей и перспективы развития карьеры многих абитуриентов толкают на выбор в пользу учёбы за границей. Чаще всего оптимальным вариантом являются европейские университеты.

Подобные учебные заведения обычно обладают давней историей и солидным статусом, да и до России рукой подать — дом остаётся не через полмира, а всего в 4-5 часах перелёта. Остается только выбрать страну.

Португалия

Хотите получить европейское образование на берегах океана? Есть идея – учиться в стране, где родились Генрих Мореплаватель, Магеллан, Васко да Гама и Криштиану Роналду.

Балканский полуостров

Чему бы вы ни захотели учиться на Балканах, уж географию-то нужно знать заранее. Ведь выбор ваш во многом будет зависеть от того, где именно приступать к учебе.

Израиль

Израиль, маленькая вроде бы страна, славится разнообразием своих достопримечательностей: святые места, исторические памятники и музеи, потрясающая природа, прекрасный пляжный отдых и веселая ночная жизнь…

Чехия

Чехия, пожалуй, наиболее романтическая страна Европы! Здесь самое большое количество средневековых замков и готических соборов на единицу расстояния – и почти каждый дом имеет свою легенду или находится под охраной ЮНЕСКО.

Венгрия

Мало кто задумывается о том, что высшее образование достойного уровня можно получить и в Венгрии. А тем временем в Будапеште и неподалеку за его пределами работает множество старинных государственных и новых частных вузов – и их факультеты ждут иностранных студентов.

Нидерланды

Решение поехать учиться в Нидерланды может кардинальным образом изменить всё! Вас ожидает новая страна с особой культурой и историей, вам предстоит окунуться в интенсивную студенческую и не менее насыщенную культурную жизнь, вас ждут путешествия и новые друзья со всего мира.

Италия

Италия… Кто-то влюбляется в эту страну после короткой туристической поездки, кто-то начинает увлекаться ею заочно, изучая историю искусства и слушая итальянские песни.

Сначала к тебе приходит мысль: итальянский язык очень красивый! Потом ты думаешь о том, что где-то во время долгих зимних месяцев растут мандарины и можно круглый год любоваться морем.

А потом твоя голова занята только одним намерением – я хочу учиться в Италии!

СССР

Мы были одной страной, и границы 15 республик не останавливали абитуриентов. Сегодня рубежи между нами, кажется, гораздо более ощутимы. В современной прессе легче найти очередную детальную инструкцию, как перелететь через океан и попасть в университеты Австралии, нежели рассказ об учебе в странах-соседях, несколько десятков лет под одной крышей с нами строивших коммунизм.

Высшее образование в Латвии

Несмотря на то, что Латвия очень близкая России страна, системы образования в них уже существенно отличаются. Решите, стоит ли вам ехать туда за знаниями.

Высшее образование в Швеции

Шведское образование широко известно по всей Европе. Кроме того, среди русских эта страна достаточно популярна. Узнайте, стоит ли поступать в местные вузы, чему там учат и каковы перспективы.

Обучение во Франции

Во Франции учится более 2 миллионов студентов, и 10% из них – иностранцы. Эта страна – одно из самых привлекательных направлений для зарубежных студентов: около 220 тысяч молодых людей из других стран каждый год выбирают Францию.

Высшее образование в Финляндии

Хотите поехать за границу с серьезной целью? Учиться за рубежом и притом недалеко можно в финских вузах. Не любите суету? Получите высшее образование в стране, где к нему рвется далеко не каждый.

Высшее образование во Франции

Высшее образование во Франции имеет славные традиции, а знаменитая Сорбона известна на весь мир. Узнайте, как получить диплом именно в этой стране.

Как итальянцы получают высшее образование

Устройте себе передышку в гонке поступления — прочтите этот текст. Вы такие быстрые, вам на консультацию и на апелляцию — а в других странах, между прочим, тоже люди живут, тоже в вузах учатся… только учатся со вкусом.

Насколько правильным будет покидать пределы родной страны для получения фундамента будущей жизни, и так ли уж необходим европейский диплом? Что даёт обучение за границей, в чём его плюсы и минусы? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Плюсы

Достоинства учёбы в Европе:

  • Плюсы и минусы европейского образованияРеальное образование. Принятый в Европе рыночный подход к учёбе (бесплатного «бюджетного» образования там не существует в принципе) имеет один неоспоримый плюс — к знаниям подходят как к продукту. И, поскольку обучение на момент его старта будет полностью оплачено, преподаватель сделает всё возможное, чтобы вы этот продукт получили — от этого напрямую зависит его зарплата. Он будет изо всех сил пытаться заинтересовать в предмете, обучать полноценно: в европейских вузах отсутствует практика «саботажа» лекций преподавателями, к студентам не относятся как к вынужденному придатку к научной карьере, преподаванием занимаются лишь те, кто поставил себе такую цель.
  • Самостоятельный выбор предметов — нормальная практика всех западных вузов. Существует набор обязательных курсов, которые необходимы для получения образовательного минимума по специальности (curriculum). Все остальные предметы могут выбираться самим студентом, расписание гибкое и полностью зависит от желаний учащегося.
  • Международный статус диплома. Далеко не все вузы СНГ дают диплом международного статуса, а для большинства из тех, что дают, требуют дополнительного образования (например, магистерских программ) за границей. Обучение в Европе решит эту проблему в корне: дипломы большинства европейских вузов котируются по всему миру, и, разумеется, имеют силу для работы в любой точке Европы. Если вы знаете, что ваша деятельность будет иметь международный аспект или вы хотите закрепиться за рубежом и не возвращаться на Родину — тогда это прекрасный шанс адаптироваться к условиям.
  • Хорошая материальная база — оборудование для обучения, как правило, новое, прогрессивное.
  • Меньшая коррумпированность — прекрасный показатель для тех, что хочет получить образование без «костылей» в виде взяток и преподавательской мзды в виде конфет и цветов.
  • Возможности путешествия. Большая часть Европы входит в зону Шенгенского соглашения. Это даёт возможность путешествовать куда угодно без получения дополнительных виз и разрешений. На каникулы или выходные можно запросто уехать на экскурсию в соседние страны.
  • Повышения языкового уровня — понадобится не только английский как международный, но и 1-2 дополнительных языков.
  • Прохождение практики и возможности построения карьеры за границей.
Читайте также:  Работа адвокатом — плюсы и минусы профессии, как выстроить карьеру

Минусы

В чём же тогда минусы европейского образования? Выделяют следующие недостатки:

  • Необходимость адаптации к новой культурной среде, менталитету.
  • Удалённость от друзей и родных, необходимость формирования нового круга общения.
  • Дороговизна жизни и обучения. Впрочем, она колеблется в зависимости от вуза и страны, и иногда бывает даже ниже, чем в Москве или Петербурге — всё зависит от конкретного случая. Образование в Европе только платное.
  • Для поступления и переезда необходимо уже иметь хороший иностранный — хотя бы английский.

Как видим, непреодолимых барьеров нет, а потому европейскому образованию быть.

Источник: https://edunews.ru/education-abroad/europe/

Обучение за границей — высокий уровень образования и безграничные возможности для самореализации, Обучение за рубежом

О том, что европейское образование намного престижнее и конкурентоспособнее, знает практически каждый выпускник. А вот о том, что получить такое образование может практически каждый, знают единицы.Cегодня мы заострим внимание на преимуществах получения высшего образования в европейских ВУЗах

Плюсы и минусы европейского образования

О том, что европейское образование намного престижнее и конкурентоспособнее, знает практически каждый выпускник. А вот о том, что получить такое образование может практически каждый, знают единицы. Почему? Да потому, что большинство будущих абитуриентов уверено: обучение в зарубежных ВУЗах могут себе позволить только очень богатые люди.

На самом же деле, стоимость обучения в европейских высших учебных заведениях (если это, конечно же, не Оксфорд, Сорбонна, Гарвард или Кембридж) практически не отличается от цен в отечественных университетах.

Мало того, если приложить определенные усилия для получения гранта или стипендии, то можно обеспечить себе бесплатное обучение за рубежом.

О том, как получить грант или стипендию на обучение за границей, мы поговорим в следующий раз, а сегодня заострим свое внимание на преимуществах получения высшего образования в европейских ВУЗах.

Преимущества европейского образования

Основным преимуществом европейских дипломов является то, что они высоко котируются во всем мире. То есть, обладатели таких дипломов могут рассчитывать на высокооплачиваемую работу не только у себя на родине, но и за рубежом.

Кроме того, в процессе обучения абитуриент имеет возможность получить практический опыт работы в Европе, что также учитывается при приеме на престижную работу.

Не стоит забывать и том, что европейское образование — это не только престиж, но и бесценный багаж знаний, который обеспечивается хорошо налаженной структурой образовательного процесса.

Среди других преимуществ зарубежного образования особого внимания заслуживают такие, как:

  • учебные корпуса, аудитории и лаборатории практически всех европейских ВУЗов полностью соответствуют требованиям и критериям, как преподавателей, так и студентов (современное высокотехнологическое оснащение, просторные помещения, комфортные общежития, спортивные залы и т.д.)
  • разнообразие стипендиальных программ, позволяющих получить бесплатное образование
  • возможность прохождения практики в зарубежных компаниях
  • возможность изучения иностранного языка у носителей.
    Необходимо отметить, что среди российской молодежи наибольшей популярностью пользуется обучение в таких странах, как Швеция, Канада, Германия и Чехия.

Заключение

Конечно же, обучение за границей не является гарантией того, что Вас обязательно возьмут на самую высокооплачиваемую работу в самой престижной компании.

Если Вы не горите желанием самосовершенствоваться и демонстрировать свое стремление к самореализации, то никакие дипломы Вам не помогут.

Однако вероятность того, что среди сотни претендентов на интересующую Вас должность выберут именно Вашу кандидатуру, достаточно высока. И это, согласитесь, стоит затраченных на зарубежное образование средств и усилий.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/366_Obuchenie-za-granicei-visokiy-uroven-obrazovaniy-i-bezgranichnie-vozmognosti-dly-samorealizacii.html

Плюсы и минусы образования в Европе

На статью меня натолкнули комментарии читателей блога и одно обсуждение на одном из форумов о целесообразности получения высшего образования не в России.

Так ли уж действительно необходимо уезжать из РФ, чтобы получить степень бакалавра или даже магистра? «Высшее образование за границей престижно», скажете вы.

А чем собственно престижно?
Если задуматься над этим вопросом, то начинают вырисовываться свои плюсы и минусы.

Начнем, пожалуй, с плюсов.

1. Учась за границей, мы инвестируем в «реальное» образование

Под этим подразумевается уверенность в том, что за свои деньги мы получим знания, а не то, что нам пытаются впихнуть заскучавшие преподаватели МГУ, МГИМО, СПбГУ и прочих уважаемых учебных заведений России.

За границей преподаватели и помотивированней из-за более соответствующей оплаты труда и к студентам относятся как к людям, а не как к чему-то мешающему поскорее закончить рабочий день.

2. Европейский диплом он и в Африке диплом

Европейский диплом признают в большем количестве стран, нежели отечественный и переводить количество прослушанных часов в ECTS пункты (European Credit Transfer System) не понадобится.

И на мой субъективный взгляд, если работодателю (не из СНГ) придется выбирать на вакантную должность между двумя кандидатами: с российским дипломом или с европейским дипломом, то выбор будет сделан в пользу последнего.

3. Преподаватель не потребует обязательную взятку за сдачу экзамена

Есть у меня знакомые, которые, учась в одном из престижных ВУЗов Санкт-Петербурга, не могли даже помыслить о том, чтобы сдать экзамен своими силами – не заплатив «мзды». Преподаватель просто нагло заваливал отщепенцев системы и всё ему казалось было нипочем.

В Белоруссии тоже одна знакомая бросила университет на последнем курсе, потому что не смогла заплатить за экзамен требуемую профессором сумму, хотя её головы для сдачи экзамена с лихвой бы хватило.

4. Оборудование лучше и учишься на новых технологиях, а не на машинах времен СССР

Большинство ВУЗов следит за тем, чтобы оборудование, лаборатории, наглядные пособия соответствовали последнему слову техники и новейшим достижениям науки.

Иначе в чем смысл готовить производственного химика по чертежам очистных сооружений 1983 года, если свои знания на практике он, во-первых применить не сможет, а во-вторых ничем путным первое время помочь предприятию будет не в состоянии (пример взят из реальной жизни – ВУЗ Санкт-Петербурга).

Ну, наверное, хватит. Теперь перейдем к минусам, которые тоже есть, о чем многие стремящиеся поступить за границу просто напросто забывают — лишь бы уехать поскорей.

1. У вас будет диплом другой страны

Не факт, что вы найдете работу в той стране, где получали высшее образование. Даже в Германии, где выпускникам дают 1 год после выпуска на поиск работы, остаться не очень просто.

Не факт, что если вы вернетесь на родину искать работу, ваши знания и специальность будут востребованы отечественным рынком труда.

2. Вы будете жить в другой стране

Об этом тоже не все думают, решаясь поехать учиться в другое государство. Социализация – один из серьезнейших камней преткновения на пути иностранных студентов.

Опыт показывает, что большинство граждан СНГ после приезда в новую страну сразу же ищет возможность найти своих соотечественников, чтобы общаться на знакомом языке и в знакомой среде.

Тем самым неохотно идут на контакт с местными и со студентами других стран.

Это, конечно, не возбраняется, но задумайтесь, вы едете в другую страну, чтобы по-прежнему общаться со своими соотечественниками? Этим можно было бы заняться и в родном городе. Посмотрите вокруг, сколько интересных людей и культур в Европе! Знакомьтесь, практикуйте язык, и вы получите гораздо больше удовольствия от пребывания в другой стране.

3. Вдали от семьи

Да, скайп значительно облегчает жизнь тем, кто подолгу отсутствует и находится вдали от своих родственников.

Но скайп не панацея и далеко не все способны вот так за один день вырваться из привычной среды обитания и оказаться в чужой стране один на один с самим собой, где в большинстве случаев в первое время никто кроме вас самих вам не поможет.

Всё приходится узнавать самому, находить нужные инстанции самому, инициировать контакт с другими молодыми и не очень людьми.

Способны ли вы пережить этот период вдали от семьи, родственников и друзей?

4. Что делать дальше?

Представьте, что после окончания ВУЗа в Европе вы неожиданно узнаете, что устроиться по специальности невозможно. Что местные сами претендуют на такие же вакантные места и вам как иностранцу никто поблажек делать не будет, более того, сперва предложат место местному и только когда никто не откликнется — вам.

Пример: для того, чтобы остаться работать в Австрии необходимо представлять собой так называемую Schlüsselkraft — рабочую силу, которую «днем с огнем не найти» и только вы можете удовлетворить работодателя вашими навыками/качествами/специализацией. Если кто-то из местных жителей может выполнять ту же самую работу, то вы никогда не получите рабочую визу.

Без работы, но с европейским дипломом о высшем образовании. Что делать? Жить особо не на что, ранее накопленные средства ушли на учебу. Перспективы?

Источник: http://germanblog.ru/obrazovanie/obshee/plusi-i-minusi-obrazovanija-v-evrope

Учеба за границей. Плюсы и минусы европейского образования – Освіта.UA

Лет сорок назад советское образование считалось лучшим в мире, а жители Союза – самыми начитанными и эрудированными.  За последние годы ситуация изменилась кардинально и уже сегодня страны СНГ серьезно отстают от своих заграничных коллег.

Читайте также:  Дом из теплоблоков: плюсы и минусы строительства

Учебная программа устарела, а техническое оснащение университетов неконкурентоспособно. Но хуже всего то, что университеты всячески запрещают студентам подрабатывать. Мол, «когда же ты тогда учиться будешь?».

В то же время европейские вузы проповедуют совершенно другой подход.

Преимущества учебы за рубежом

Образование в Европе отличается большей степенью свободы и дивным сочетанием современных технологий и традиций. Но обо всем по порядку:

  • Свобода. Непривычная отечественным студентам свобода заключается в том, что поступить можно и на зимний и на летний семестр. Также студент в праве самостоятельно составлять свой учебный план и график сдачи экзаменов;
  • Дисциплина. Студент может перейти с одного курса на другой только если получит достаточное количество кредитов по каждой дисциплине. Взяток преподаватели не берут, отговорок не принимают, поэтому остается только серьезно учиться. Поэтому, если студент хочет получить диплом, ему понадобится хороший уроень самодисциплины;
  • Свобода научной деятельности. Уже с первых курсов студенты в праве разрабатывать собственные проекты. Главные требования: чтобы проект был по специальности и чтобы его можно было применить на практике. Иными словами, уже с первого курса студент разрабатывает тему, на которой потом сможет зарабатывать деньги! И все это на материально-технической базе университета, которой он будет пользоваться бесплатно!
  • Практика и заработок. Европейские университеты понимают: теория стоит мало, если она не подкреплена практикой. Поэтому уже со второго курса студенты успешно подрабатывают: сначала в сфере обслуживания (большинство учащихся), а затем и по специальности. Такая подработка имеет несколько плюсов: она абсолютно законна, позволяет заработать на личные расходы и дает опыт!
  • Таланты будут замечены! А вот и главный плюс, который отличает образоание в Европе: если ваша тема интересна, если вы действительно разбираетесь в вопросе, если ожжете быть полезны обществу – предложения работы и научного продвижения будут сами искать вас! Потому что работу и хорошую зарплату «там» получают не по договоренности или знакомству, а согласно знаниям и умениям.
  • Больше о преимуществах и недостатках учебы в Европе читайте на сайте http://librium.biz/ru/obrazovanie-v-evrope/
  • Сложности образования за рубежом
  • Да-да, если совсем откровенно, то у всего этого великолепия есть целый ряд сложностей. Поэтому хорошо изучите их, прежде чем уезжать учиться за тридевять морей:
  • Работа, работа, работа. Как мы уже говорили, таких понятий как «блат» или «кумовство» в Европе найти очень сложно. А потому придется собирать вкучу силы и мотивацию и ежедневно показывать лучшее, на что ты способен.
  • Язык и менталитет. Если вы не особо обнаглевшая личность, вам придется признать: на территории другой страны и другой ментальности вы – гость. И должны проявлять уважение. А это значит: изучать язык и культуру, вести себя соответствующе традициям, подчиняться законам. Если вам кажется, что отсутствие контролера в транспорте позволяет ездить бесплатно, значит, вы еще не поняли принципов, на которых стоит старая добрая Европа: ответственность и честность.

Легко ли выехать учиться за границу

В последние годы число отечественных студентов за границей доказывает – это более чем возможно. Нужно лишь приложить чуточку усилий.

А именно: выучить язык и подготовить все необходимые документы, перевести их на язык страны, где собираетесь учиться и заверить нотариально. Затем подать документы в избранный вуз и ждать ответа. Мы в Librium.

biz,  поможем вам на каждом этапе подготовки. А наш опыт и более 2-х тысяч довольных клиентов говорят: доверьтесь нам и все получится!

Освіта.ua 03.01.2008

Источник: https://ru.osvita.ua/vnz/reports/adv/adv4/52405/

Плюсы и минусы украинского образования: чем чреват для нас Болонский процесс

Болонский процесс пустил корни в украинскую систему образования, но возникает вопрос: нравятся ли студентам новые порядки, которые подразумевают под собой борьбу за выживание? Более подробно — читайте в нашей статье.

И так, начнем с исторических сведений: Болонский процессэто сближения и гармонизация систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация.

Украина присоединилась к Болонскому процессу в 2005 году, и этим она взяла на себя обязательства, определяющие направление и контуры реформы высшего образования.

Стратегической целью Болонского процесса является создание Европейского пространства высшего образования, конкурентоспособного и привлекательного как для самих европейцев, так и для студентов со всего мира.

Европейское пространство высшего образования основывается на международном сотрудничестве, он должен устранить преграды и обеспечить широкий доступ к качественному высшему образованию, основанный на принципах демократии и независимости университетов, их научной и исследовательской самостоятельности; активизировать мобильность студентов и научно-педагогических кадров; подготовить молодежь к активной жизни в демократическом обществе, заложить основы для их профессиональной карьеры и личного развития.

  • Итак, если ссылаться на положения Болонского процесса, то в системе образования стран участниц существуют понятные, а главное сравнимые степени бакалавра (три года), магистра и доктора философии (post-gradual, PhD), составляющие три цикла.
  • Но что-то пошло не так: вместо трёх лет, которые предусмотрены на получение степени «бакалаврат»  —  украинские студенты учатся четыре года.
  • Кстати, степень бакалавра в Украине считается не более чем «неоконченным высшим образованием» (то есть 4 года в университете — это мы так, «шутки шутим»), и в связи с этим, всплывает, откуда ни возьмись, годичная степень специалиста, наличие которой подтверждает полное высшее образование.

Кстати, а где же нашумевшая  третья степень «доктора философии»? В 99% ВУЗов Украины таковой вообще не существует, а после окончания магистратуры желающие могут поступить на всем известную аспирантуру, а уж затем стать кандидатом наук.

Напомню, что в документах Болонского процесса прописано черным по белому: В Европе ПРИЗНАЮТ степень, которая получена в другой стране, присоединенной к данной системе. Но… и тут конечно же есть свои нюансы: если посмотреть правде в глаза, то все совершенно не так. 

У многих иммигрантов, которые переезжают на ПМЖ в другую страну, возникают весомые трудности с дипломом: например, в Германии степень магистра одного из украинских ВУЗов оказалась равносильной по своей значимости советскому диплому.

Болонский процесс вводит свои особенности преподавания и оценивания, которые отличаются  от всем известной пятибалльной системы, а также лекций сменяющихся сессиями с экзаменами. Согласно положениям Болонского процесса, обучение происходит по 100 – бальной системе перезачётов и накопления кредитов.

Теоретически это можно рассмотреть так: помимо скудного курса лекций, студент в течение семестра делает упор на увеличении количества баллов путём самостоятельного поиска информации, подготовки индивидуальных заданий, активного участия в семинарских занятиях и т. д. К концу семестра происходит подведение итогов.

Если студент набрал максимум баллов (в идеале 100 – А), он продолжает обучение с сохранением стипендии. Если же он учился неудовлетворительно (минимум Fx), то не зависимо от того контрактник он или стипендиат, его исключают.

Борьба за выживание, в которой побеждает сильнейший, – вот принцип обучения в условиях Болонского процесса.

Однако работает ли этот принцип в Украине? Хотел бы привести мнение одного проеподавателя: новую систему оценивания внедрили, лекционные часы сократили. Вот только качество знаний снизилось.

Сами студенты порой говорят, что на лекциях они узнают гораздо больше информации от опытных преподавателей, нежели от самостоятельной подготовки к семинарским занятиям. Плюс ко всему в любом предмете есть тонкости, которые требуют дополнительного разъяснения.

Как ни крути, но порой набрать достаточное количество баллов удаётся не всем. Вот потому то и сохранили в украинских вузах и сессии и экзамены – всех не исключишь. По факту, студент, который провалился по кредитно-модульной системе, может смело «реабилитироваться» во время сессии.

А в это время процветают «неписанные законы», а также «традиции» и «обычаи» советской системы образования, включая и взятки, и плагиат. Что ж, на украинской почве, даже Болонский процесс дает сорняки.

И тут назревает вопрос: а чем Болонский процесс лучше системы, которая годами доказывала свое качество? Специфика новой системы на данный момент Украине не по зубам, и это более чем заметно.

Источник: https://www.056.ua/news/988168/plusy-i-minusy-ukrainskogo-obrazovania-cem-crevat-dla-nas-bolonskij-process

Беларусь и Болонский процесс: реальные плюсы и минусы Европейского пространства высшего образования

Конференция министров образования стран ЕПВО, на которой может быть принято решение по белорусской заявке, состоится в мае 2015 г. 

В Беларуси как противники, так и сторонники вступления в Болонский процесс зачастую не обладают необходимыми базовыми знаниями о ЕПВО.

Его фундаментальными чертами является приверженность академическим свободам, развитие академической мобильности, взаимное признание дипломов, развитое студенческое самоуправление. Помимо основных образовательных целей, Болонский процесс также является общественно-политическим проектом, формирующим новое поколение молодых европейцев.

  • К недостаткам Болонского процесса можно отнести его незавершенность, сложности с восприятием студентами новых программ, диссонанс с потребностями рынка труда.
  • Лишь бы (не)европеизироваться
  • В истории присоединения Беларуси к Болонскому процессу одним из важных факторов (если не ключевым) является недостаточная осведомленность сторон о ситуации друг у друга.

Европейский взгляд на Беларусь можно было наблюдать 4 марта, во время визита в Минск представителей Совета Европы и наблюдательной группы Болонского процесса. На встрече с лидерами независимых студенческих организаций и экспертами в сфере образования (на которой присутствовал и автор) был заметен явно недостаточный уровень знаний о состоянии дел в высшем образовании Беларуси. Хорошо, что глава департамента по образованию Совета Европы Шур Берган и другие высокопоставленные члены делегации смогли обменяться мнениями с местными специалистами, однако в целом о ситуации в белорусских университетах в большинстве стран Болонского процесса знают мало.

Не лучше обстоит ситуация и с пониманием Болонского процесса в Беларуси. К сожалению, и среди его сторонников, и среди противников в основном распространены достаточно общие представления о «чем-то европейском», с поездками студентов и преподавателей по разным университетам.

Подобные неглубокие оценки зачастую распространены и среди людей, занимающих серьезные должности в системе образования.

Показательным является выпуск ток-шоу телеканала ОНТ «Дело принципа»,  посвященный образовательной тематике, где заведующий кафедрой БГУ Валерий Байнев и депутат Палаты представителей Валентина Леоненко подвергли Болонский процесс жесткой, но бездоказательной критике (в конце программы министр образования Михаил Журавков выразил полное несогласие с их позициями).

Таким образом, можно констатировать, что сегодня в Беларуси как противники, так и сторонники вступления в Болонский процесс зачастую не обладают необходимыми базовыми знаниями о Европейском пространстве высшего образования. Представляется, что без исправления этой проблемы о полноценном вступлении (или аргументированном невступлении) Беларуси в Болонский процесс говорить не приходится. Европейское пространство высшего образования многогранно, однако определим суть его основных принципов и реальные недостатки Болонского процесса (следовательно, и присоединения к ЕПВО).

Академические свободы как фундамент университета

Согласно определению международного объединения «Academics For Academic Freedom», академические свободы – это возможность как внутри университета или научно-исследовательской организации, так и за их пределами полностью свободно поднимать любые вопросы и стремиться к истине (независимо от общественного мнения по конкретному вопросу, его противоречивости или чьих-то задетых чувств). А также свобода от каких-либо ограничений, давления или дискриминации (включая увольнение и другие дисциплинарные меры) за реализацию академических свобод на практике.

Академические свободы можно воспринимать как фундаментальные не только для Болонского процесса, но и в целом для развития университетов, образования и науки. Наравне с критическим мышлением и научной объективностью они составляют основу успешного развития и распространения знаний. Если ученый не может поднимать вопросы, неугодные государству, обществу, господствующей религии и т.д., то это делает невозможным развитие науки в каких-то областях. Соответственно, то же касается свободы академического персонала университетов распространять знания и свободы студентов их изучать и критиковать. Без этого невозможно полноценное развитие сферы образования.

Читайте также:  Массивная доска для пола: плюсы и минусы выбора

К сожалению, академическое сообщество Беларуси весьма далеко от таких идеалов. В белорусских университетах типичным является давление на преподавателей и студентов, которые не разделяют позицию администрации или государства на те или иные научные и/или общественно-политические вопросы.

К примеру, можно вспомнить случаи увольнения преподавателей в Гродненском университете или массового отчисления студентов после их участия в политических акциях оппозиции.

Подробнее о нарушениях академических свобод в Беларуси можно узнать из «Мониторинга соблюдения академической свободы», который регулярно проводится Общественным Болонским комитетом (ОБК) и его партнерами – студенческими и иными общественными организациями.

Признание дипломов и академическая мобильность

Это одна из самых известных отличительных черт Болонского процесса. Ее существование возможно благодаря т.н. кредитной системе (European Credit Transfer and Accumulation System, ECTS), в которой различные университеты могут унифицировать систему учебных курсов и их зачета.

ECTS позволяет систематизировать разные учебные занятия, которые проходят в разных странах, на разных языках и в рамках различных образовательных систем.

Таким образом, участники Болонского процесса имеют универсальный инструмент для измерения полученных квалификаций и могут признавать дипломы друг друга, что повышает возможности для выпускников университетов стран ЕПВО на трудоустройство (именно это повышение престижа дипломов так привлекает Беларусь в Болонском процессе).

Эта же система позволяет студентам получать образование не только в одном своем университете, но и в любых других. С ECTS все пройденные курсы автоматически засчитываются в итоговый диплом (а белорусские студенты, поучившиеся некоторое время в Европе, постоянно сталкиваются с невозможностью такого трансфера и вынуждены досдавать и пересдавать предметы на родине). Академическая мобильность осуществляется либо при финансовой и организационной поддержке программ (Erasmus, Tempus, DAAD, etc.), либо самостоятельно (т.н. «freemover»). При очевидных преимуществах и популярности, такая система вызывает и критику. Европейские студенты зачастую недовольны той самой унификацией образовательных программ, которая, позволяя признавать дипломы, при этом во многом стирает границы между образовательными системами и университетами, лишая их индивидуальности и местных образовательных традиций.

Другое опасение, распространенное в периферийных странах ЕПВО (и в Беларуси в том числе) – это утечка мозгов, массовый выезд студентов за границу не только для получения образования, но и для последующей работы и жизни.

Безусловно, такое опасение обоснованно, как и в случае любой другой интернационализации и интеграции.

С другой стороны, для развития и реформирования страны, ее экономики и государственного аппарата, большое значение имеют как раз те ее граждане, которые смогли получить образование и опыт работы в развитых странах. Достаточно подтверждений этому можно найти, к примеру, в опыте грузинских реформ.

Студенческое самоуправление

Один из критериев вступления в Болонский процесс, с которым Беларуси сложно справиться – это наличие Национального студенческого союза, части Европейского студенческого союза (ESU).

Для описания положения Беларуси на этом направлении достаточно сказать, что в ESU нашу страну представляет Задзіночанне беларускіх студэнтаў (ЗБС/BSA) – старейшая, но незарегистрированная студенческая организация, лидер которой Анастасия Доль в сентябре 2014 г. отсидела за решеткой 6 суток по весьма сомнительному приговору.

С либеральной точки зрения, студенческое самоуправление – далеко не однозначная практика. С одной стороны, это обоснованный механизм влияния на университеты потребителей образовательных услуг, которые, в конечном счете, эти университеты и финансируют. С другой стороны, в европейских странах студсамоуправление зачастую принимает достаточно гротескные формы: будь то постоянные массовые забастовки по неоднозначным поводам или монополия на коммерческие прачечные на территории кампусов.

В любом случае Беларуси было бы в целом полезно несколько продвинуться по пути стран ЕПВО в этом вопросе.

Сегодня в нашей стране явно нет проблемы засилья студенческих организаций, напротив – права студентов постоянно нарушаются, а их инициативы вызывают отторжение администрации (подробнее об этом можно узнать из Анализа нарушений прав и академических свобод студентов в Беларуси в 2014 г., проведенного МПГ «Студэнцкая Рада»).

ЕПВО как общественно-политический проект

Помимо непосредственно образовательной составляющей, Болонский процесс так или иначе серьезно влияет на социальные и (гео)политические процессы. Участие в студенческих обменах и академической мобильности, признание диплома во всех странах ЕПВО способствует глобализации студентов, делает мир более открытым для них.

Такие программы, как Erasmus, объединяют молодежь из разных стран, формируют деловые и личные интернациональные связи – вплоть до семейных (по данным исследования Еврокомиссии, только в результате программы Erasmus родилось более 1 миллиона детей).

Резюмировал социальный эффект панъевропейского образования итальянский философ Умберто Эко: оно «создает первое поколение молодых европейцев».

Для Беларуси присоединение к ЕПВО может стать платформой для долгосрочной европеизации и интернационализации, построения деловых и культурных международных связей в западном мире. В зависимости от (гео)политических взглядов, этот эффект Болонского процесса можно оценивать и как положительный, и как отрицательный. Впрочем, здесь не должно быть завышенных ожиданий (страхов): как показало участие России и Азербайджана в ЕПВО, в краткосрочной перспективе это не приводит к немедленной массовой вестернизации и интернационализации.

У ЕПВО типично европейские недостатки

Следует понимать, что Болонский процесс – как и сам Европейский союз – является не завершенным проектом с окончательными характеристиками и результатами, а именно процессом. Так, новые программы во многом еще непривычны для студентов.

Как отмечает Вольфганг Грюндингер, автор книги «Восстание молодого поколения», «по сути, программы по старой учебной системе были втиснуты в более короткие временные рамки.

В итоге, для личной самореализации, свободного выбора предметов, проведения семестра по обмену или практики просто не остается времени».

Есть и обратная проблема – слишком мягкое отношение к студентам, при котором они могут учиться гораздо дольше стандартного учебного цикла, перебирая курсы и специальности и не показывая при этом в них выдающихся результатов. А просто будучи заинтересованными в стипендиях, которые позволяют не сталкиваться с реальностью в виде рынка труда.

В свою очередь, работодатели также зачастую не понимают новой образовательной системы Болонского процесса и не ценят ее результаты. Исследование Политехнического института Дюссельдорфа (2009 г.

) показало, что при выборе сотрудников работодатели не делают особых различий между бакалаврами и магистрами.

И в последние годы понимания европейских степеней стало больше, но полный баланс между программами ЕПВО и запросами рынка труда еще не найден.

Без осознанности не будет верного выбора

Таким образом, Беларуси важно понимать, что Болонский процесс не является ни панацеей от всех бед системы образования и общества в целом, ни угрозой нашим университетам, экономике и демографии.

Как и у любого пути реформ, у него есть свои достоинства и недостатки.

Только их осознание и анализ помогут сделать правильный выбор – будь то присоединение Беларуси к ЕПВО или движение по какому-либо альтернативному пути развития системы образования.

Источник: http://liberalclub.biz/en/analytics/education/memorable-notes/belarus-i-bolonskiy-process-realnye-plyusy-i-minusy-evropeyskogo-prostranstva-vysshego-obrazovaniya

Плюсы и минусы европейского диплома

Присоединение к Болонскому процессу подогрело трудовую миграцию в Латвии, но позволило этой стране заработать на обучении студентов из ЕС.

В Беларуси к Болонскому процессу относятся с насторожен­ностью. Некоторые воспринимают включение в общеевропейское образовательное пространство как угрозу: если наши дипломы признают в ЕС, это может вызвать отток молодых специалистов. В Латвии в данном вопросе видят не только минусы, но и плюсы. Один из плюсов — страна смогла заработать на иностранных студентах.

«В Латвии актуальна проблема миграции. Молодежь продолжает уезжать.

Причем покидают страну в основном две категории: самые способные молодые люди, лучшие из лучших или те, кто не окончил даже среднюю школу, поскольку в ЕС труд неквалифицированных рабочих оплачивается несравнимо лучше, чем в Латвии», — признал в беседе с корреспондентом «БР» руководитель Национального центра образования Латвийской Республики Гунтарс Катлакс.

Действительно, латвийская экономика ощущает отток трудовых ресурсов, а учреждения образования — абитуриентов. Однако к такому положению вещей страна в целом адаптировалась.

Зато тот факт, что Латвия предлагает образовательные услуги довольно высокого качества по ценам ниже среднеевропейских, привлекает зарубежных студентов из других стран ЕС.

Например, среди молодежи Германии популярным становится переезд на учебу в Латвию, где можно получить признаваемый в ЕС диплом за относительно небольшие деньги. Сейчас у иностранных студентов наиболее востребованы IT-, медицинские и инженерные специальности.

По словам Гунтарса Катлакса, высокий уровень образовательных услуг удается поддерживать благодаря независимой негосударственной системе по аккредитации учреждений образования.

В Латвии довольно просто открыть частную школу или вуз: зачастую учредители видят здесь возможность легкого заработка. Однако через два года нужно пройти аккредитацию, а это уже гораздо сложнее.

Если качество образовательных услуг окажется низким, учреждение закроют.

Реформируя сферу профессионально-технического образования, в Латвии исходят из прогнозов, что в ближайшем будущем рынок труда претерпит сильную трансформацию под давлением новых технологий. Обучать или переобучать работников необходимо будет за короткое время.

Поэтому в Национальном центре образования Латвийской Республики сделали акцент на обучении на основе модулярных программ. В рамках такого подхода подготовка по любой специальности разбивается на отдельные части — модули. При освоении новой специальности нет необходимости проходить модули, которые изучены ранее.

Особенно это актуально для людей старшего возраста, заинтересованных в переобучении.

Учим Среднюю Азию. Белорусская система образования пока вне Болонского процесса, а потому похвастаться наплывом студентов из Европы мы не можем.

Согласно бюллетеню Белстата «Образование в Республике Беларусь 2016–2017», среди получивших высшее образование в Беларуси иностранных студентов 52 % составляют выходцы из Туркменистана, доля россиян — 10,5 %, на третьем месте граждане Исламской Республики Иран (5,2 %). В первой десятке также студенты из Китая, Нигерии, Азербайджана, Таджикистана, Казахстана, Ливана и Украины.

Выходцев же из ЕС среди студентов в нашей стране единицы. В статсборнике фигурируют только представители Литвы, однако и их число в белорусских вузах уменьшается. Так, в 2010/11 учебном году был 131 человек (1,4 % от общего количества иностранных студентов), а в 2016/17 году — 98 (0,6 %).

Источник: http://www.belmarket.by/plyusy-i-minusy-evropeyskogo-diploma

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector