Плюсы и минусы общественного прогресса

Прогресс – понятие противоречивое. На первый взгляд, оно имеет сугубо положительное значение, надо вставать на рельсы и стремиться только вперед к светлому будущему.

Однако любые нововведения или реформы всегда вызывали в обществе волнения и страх.

Все люди в какой-то степени стремятся к духовному единству с окружающим миром, а результаты научно-технического прогресса становятся инородным телом в этом налаженном механизме.

Прогресс и регресс

Плюсы и минусы общественного прогресса

Это два полюса одного шара. Они тесно переплетены между собой и шагают всегда рука об руку. Но что же они несут?

Для начала разберемся с понятиями общественного прогресса и регресса. Первое – движение к совершенству, а второе означает возвращение назад, переход к более низким формам организации общества. Это противоположные, но взаимосвязанные понятия. Отделить их друг от друга часто бывает просто невозможно. В этом и кроется противоречивость общественного прогресса.

Добро неразрывно связано со злом, а прогресс — с регрессом. Таковы правила игры в жизнь. Проблема общественного прогресса состоит в том, что положительные изменения в одной сфере практически всегда сопровождаются деградацией или упадком во второй. Знаменитый английский врач-сексолог XX века Генри Хэвлок Эллис говорил, что прогресс является всего лишь заменой одной неприятности на другую.

О прогрессе писали многие философы: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Франсуа-Мари Вольтер, Жан-Жак Руссо, Николя де Кондорсе и другие. И у каждого из них был свой взгляд на это явление.

Критерии прогресса

Плюсы и минусы общественного прогресса

Маркс отождествлял понятие общественного прогресса исключительно с развитием и совершенствованием производства. Кондорсе считал, что движение вперед есть эволюция человеческого разума, науки и просвещения.

На сегодняшний день нет универсальных критериев оценки прогресса. У разных философов свое видение проблемы. Наиболее объективными мерилами степени прогресса являются:

  1. Развитие орудий труда и производительных сил. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, считают, что исторический процесс обусловлен степенью превосходства человеком природы (экономический фактор).
  2. Улучшение условий жизни. Чем комфортнее и увереннее чувствует себя индивид, тем благоприятнее среда для его развития (социальный фактор).
  3. Рост степени свободы. Ее осознание помогает личности самореализоваться, происходит нравственное, моральное развитие (духовный фактор).

Переходим к обсуждению следующего вопроса.

Поговорим об умозаключениях ученых

Плюсы и минусы общественного прогресса

Узнаем о взглядах на источники общественного прогресса «великих умов». Они выделяют их несколько. Итак, это:

  • деятельность самого человека, так как она носит характер преобразований;
  • материальное производство, поскольку социум развивается за счет производительности труда;
  • общественные классы;
  • социальные силы.

Многие исследователи полагают, что источник прогресса кроется в противостоянии производительных сил и трудовых отношений, в несоответствии материальных и культурных нужд человека. Основной причиной происходящих изменений является разница в потребностях и деятельности людей.

Плюсы и минусы общественного прогресса

Поговорим о взглядах поэтов и писателей на проблему

Продолжаем разбираться в вопросе о противоречивости общественного прогресса. Приведем цитату современного французского писателя-прозаика М. Кундера:

Люди, зачарованные идеей прогресса, не задумываются о том, что каждый шаг вперед — это шаг на пути к концу.

Очень часто прогресс в одной сфере становится причиной регресса в другой, поэтому явление невозможно оценить однозначно. Чтобы получить результат, нужно сначала чем-то пожертвовать, иного пути развития просто нет. В этом и состоит главная проблема общественного прогресса.

У многих писателей и поэтов в произведениях приведены примеры общественного прогресса.

Например, Рэй Брэдбери в своей книге «451° по Фаренгейту» рассказывает о потребительском социуме, о людях, которые разучились думать, переживать, страдать, а могут только получать призрачное удовольствие.

Прогресс подарил им блага цивилизации, у них есть все: современные машины, квартиры, говорящие стены и много чего еще. Только главного нет – души и духовности, которую они где-то потеряли. Это книга, но она наглядно показывает, к чему может привести прогресс.

Продолжаем рассуждение с примерами

Плюсы и минусы общественного прогресса

Проблемы общественного прогресса лучше всего проиллюстрировать на конкретных примерах. Так, с появлением интернета стала доступна любая информация, значит, фактически каждый человек может узнать все, что захочет. Есть множество вариантов для развития и самосовершенствования. Однако возникновение новых технических возможностей обесценивает человеческие знания. В интернете появляется много мусорной информации, которую приходится тщательно фильтровать. Большая часть материала, содержащегося во Всемирной сети, не проверена, много ошибочных данных. И порой слово превращается в орудие, которым распоряжаются совсем нечестно, организовывая информационные войны и дискредитируя людей.

Еще одним примером общественного прогресса, который наглядно иллюстрирует его противоречивость, являются исследования в области ядерной физики.

С одной стороны, появился рентген, флюорография, ученые получили возможность наблюдать за самыми маленькими биологическими частицами, диагностировать болезни на ранних стадиях. А с другой стороны, люди создали и оружие массового поражения – атомную бомбу.

Один из разработчиков этого чудовища Роберт Оппенгеймер потом сильно жалел о том, что породил такого монстра. Он выступал за введение международного контроля производства атомного оружия.

Стоит ли игра свеч?

Плюсы и минусы общественного прогресса

За прогресс приходится платить, но иногда цена его оказывается слишком высокой. Продолжаем говорить о проблемах общественного прогресса.

Изобретение оружия привело к тому, что в войнах стало гибнуть больше людей. Количество человеческих жертв росло прямо пропорционально развитию снаряжения.

Что же получится в сухом остатке? Жизни миллионов людей стали всего лишь разменной монетой в руках глав государств, которые вели свою политическую игру. Около 47 миллионов человек погибло во время Второй мировой войны.

Все это случилось не лишь по прихоти одного индивида, а стало закономерным результатом прогресса. Катастрофа не может случиться на ровном месте, этому всегда предшествует цепочка определенных действий, событий и явлений.

Жить становится проще и лучше, но отсутствие одних проблем порождает другие, возможно, более серьезные. Поэтому возникает резонный вопрос: а не теряем ли мы больше, чем приобретаем?

А что дальше?

Плюсы и минусы общественного прогресса

Машина прогресса летит вперед, совершаются все новые открытия, изобретаются удивительные вещи. Но инновации не всегда попадают на подготовленную почву, и у людей просто нет к ним иммунитета. Из-за такого несоответствия и возникают побочные эффекты. Об этом свидетельствует большое количество примеров общественного прогресса, которые привели к неожиданным результатам.

Глупо было бы пытаться законсервировать сложившуюся систему, прогресс неизбежен просто потому, что жизнь – это постоянное движение вперед.

Можно было бы обвинить человекоподобную обезьяну в том, что она взяла в руки палку и вступила на скользкий путь эволюции и развития, но ведь это же неразумно.

Все проявления общественного прогресса просто нужно принимать и адаптировать, учиться внедрять в жизнь, не забывая при этом о вечном.

Источник: https://www.syl.ru/article/413485/problemyi-obschestvennogo-progressa-protivorechivost-obschestvennogo-progressa

Влияние научно-технического прогресса на человека, общество и экологию

От первого копья до создания искусственного
интеллекта — научно-технический прогресс прошел тернистый путь развития. Зато
сейчас мы наблюдаем автоматизацию и роботизацию практически всех сфер нашей
жизни.

Теперь не нужно выполнять рутинную работу на заводе — это может сделать робот, не нужно идти в магазин — закажите продукты онлайн,и курьер сам их принесет, не нужно вбивать в поиск запрос — голосовой ассистент сам всё найдет, не нужно управлять автомобилем — Tesla «научилась» ездить сама без помощи водителя… Казалось бы, влияние научно-технического прогресса имеет только одни плюсы. Но так ли это на самом деле? Давайте разберемся.

Научно технический прогресс и личность человека

Техника врывается в нашу жизнь стремительными темпами. Но противоречий не избежать, одно из них — научно технический прогресс и нравственность человека.

Как бы грустно не звучало, но в нынешние дни
технический прогресс берет верх над нравственным. А своими корнями он уходит
еще в те времена, когда первобытный человек изобрел оружие. Именно это открытие
помогло одним племенам властвовать над своими врагами. Уже тогда начали
нарушаться нравственные позиции.

Плюсы и минусы общественного прогресса

Развитие технологий не только нарушает
моральные принципы, но и отрицательно влияет на экологию. В свою очередь это
влечет к ухудшению здоровья человека и, соответственно, развитию жестокости и
эгоизма, алкоголизма и наркомании. Не забывайте, что создание новых технологий
забирает десятки тысяч жизней людей, к примеру, авто- и авиакатастрофы.

Одно из наиболее важных открытий прошлого века
— создание компьютера — понесло за собой и большой прогресс, и в то же время
регресс. Ведь компьютеры вошли во все сферы нашей жизни, делая нас более
пассивными. В последнее время участились заболевания, связанные с
позвоночником, зрением, головным мозгом и психикой человека. Виной всему компьютер!

Уверены, что вы уже слышали это миллион раз,
но повторимся вновь: с развитием научно-технического прогресса СМИ стали врагом
№1 для человечества. Телевидение косвенно управляет умом большой аудитории,
постепенно снижая нравственный уровень социума.

В список врагов также попадают книги, которые
пропагандируют разврат, насилие и жестокость. Социальные сети тоже не отстают,
а то и опережают. В целом, СМИ разными способами отводит глаза человека от
реальных проблем, создавая псевдокартину мира.

Плюсы и минусы общественного прогресса

Некоторые ученые утверждают, что автоматизация производства и развитие робототехники приблизит в будущем человека вновь к уровню обезьяны. Хотя нас терзают смутные сомнения, что человечество во имя нравственности откажется от всех прелестей научно технического прогресса: автомобилей и электрокаров, самолетов и атомных станций, список можно продолжать долго-долго…

Сейчас активно ведутся исследования и разработки в области искусственного интеллекта (ИИ). Причем он остается до конца не изученным, что неудивительно, ведь даже человеческий мозг успели изучить только 1/20 часть. Таким образом, создание ИИ может привести к глобальной проблеме — самые ужасные картины из фантастических фильмов воплотятся в реальность.

Хотя в идеале, независимо от масштабов
исследований, нравственный аспект должен преобладать. Именно он влияет на
изобретение и общество в целом.

Научно — технический прогресс и общество

Развитие науки и техники связано неразрывно с
прогрессом современного общества. Однако чрезвычайное повышение роли НТП не
только положительно влияет на социум, но и усиливает его проблемы.

СфераВлияние
Положительное Негативное
Экономическая Роботы заменяют рутинный труда человека. Автоматизация и роботизация снижает трудоемкость, экономит время и предметы труда. Падение нравственности и дисциплины, лень и снижение работоспособности человека. Увеличивается пропасть между богатыми и бедными. Деньги не делают общество счастливым, а более ненасытным.
Социальная «Машина заменяет человека». Облегчение труда людей, увеличение роли сферы услуг и улучшение качества образования. Потеря индивидуальности в связи с массовой технизацией. Люди все меньше выходят из дому и ведут малоактивный образ жизни.
Информационная Упрощение жизни людей и улучшение процессов во всех сферах: торговле, финансовой деятельности, производстве и прочем. Распространяется «изоляция индивида» — явление, когда человек общается опосредованно — через социальные сети, мессенджеры, электронную почту и т.д.
Политико-правовая Разные государства все больше сотрудничают друг с другом, что приводит к прогрессу, а также экономической и технологической взаимозависимости. В то же время наблюдается религиозная и межнациональная вражда, что в свою очередь усиливает напряженность между странами.
Духовная Дальнейшая материализация культуры и ее составляющих. Снижение уровня нравственности и духовности приводит к неспособности к нормальному взаимодействию и сотрудничеству.
Технологическая Развитие новых технологий, направленных на защиту окружающей среды — электромобили, вторичное производство, солнечные батареи и т.д. Возрастание мирового населения, массовые миграции из сельской местности в городские, а также урбанизация.

Только что вы наглядно увидели две стороны
одной медали. В каком направлении будет двигаться социум дальше — всё зависит
от него самого…

Научно — технический прогресс и экология

Влияние научно — технического прогресса на экологию началось из изучения взаимоотношения организмов с окружающей их средой. Отметим, что благодаря научному прорыву теперь мы можем смотреть каждое утро прогноз погоды, добываем полезные ископаемые и используем природные ресурсы для своих нужд.

Читайте также:  Стоит ли мыть волосы хозяйственным мылом: плюсы и минусы

Плюсы и минусы общественного прогресса

Но в это же время нельзя не сказать об экологических проблемах, связанных со стремительным развитием промышленности:

  • изменение климата;
  • увеличение количества отходов;
  • деградация биосферы;
  • разрушение озонового слоя;
  • сокращение полезных ископаемых;
  • загрязнение Мирового океана и
    почвы;
  • увеличение объема газов в
    атмосфере;
  • потеря флоры и фауны.

Плюсы и минусы общественного прогресса

Всё это влечет за собой жертвы, разрушение инфраструктуры и ухудшение качества жизни человека.

Что ж, научно-технических прогресс — благо и враг человечества в одно и то же время. Почему? С одной стороны, он облегчает жизнь общества и улучшает производительность труда. С другой стороны, влияние научно-технического прогресса может быть непредсказуемым и привести к экологической, экономической, политической и духовной катастрофе.

Но
давайте оставаться оптимистами и верить только в лучшее, ведь НТП способен
улучшить пребывание человечества на планете и предупредить природные
катаклизмы. Всё в наших руках!

Источник: https://mentamore.com/socium/vliyanie-nauchno-texnicheskogo-progressa.html

1.16 Понятие общественного прогресса

Видеоурок: 

???? Подписаться на YouTube канал «Школа обществознания»

Лекция: 

 Понятия прогресс, регресс, стагнация

Отдельному человеку и обществу в целом свойственно стремление к лучшему. Наши отцы и деды трудились, чтобы мы жили лучше их. В свою очередь, мы должны позаботиться о будущем своих детей. Такое стремление людей способствует общественному развитию, но протекать оно может как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении. 

Общественный прогресс — это направление общественного развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.  

Термин «общественный прогресс» связан с терминами «инновация» и «модернизация». Инновация — это нововведение в какой — либо области, приводящее к его качественному росту.

А модернизация — это обновление машин, оборудования, технических процессов для приведения их в соответствие требованиям времени.

Общественный регресс — это обратное прогрессу направление общественного развития от высшего к низшему, менее совершенному. 

К примеру, рост численности населения — прогресс, а противоположное ему сокращение численности населения — регресс. Но в развитии общества может быть и период, когда нет ни сдвигов, ни спадов. Такой период называется стагнацией.  

Стагнация — застойное явление в развитии общества.

 Критерии общественного прогресса

Для того, чтобы оценить наличие общественного прогресса и его эффективность существуют критерии. Наиболее важными из них являются:

  • Образованность и грамотность людей.
  • Степень их нравственности и толерантности.
  • Демократичность общества и качество реализации прав и свобод граждан.
  • Уровень научных и технических инноваций.
  • Уровень производительности труда и благосостояние народа.
  • Уровень продолжительности жизни, состояние здоровья населения.

 Пути общественного прогресса

Какими же путями может осуществляться общественный прогресс? Таких путей три: эволюция, революция, реформа. Слово эволюция в переводе с латинского означает «развертывание», революция – «переворот», а реформа – «преобразование».

  • Эволюционный путь держит курс на постепенные, медленные изменения в сферах жизнедеятельности общества. Это в основном мирный ход развития. 
  • Революционный путь предполагает быстрые коренные изменения общественных и государственных устоев. Это путь насилия, разрушений и жертв.
  • Неотъемлемой частью общественного развития является реформа — законные преобразования в какой — либо сфере жизнедеятельности общества, проводимые по инициативе органов власти без затрагивания существующих основ. Реформы могут носить как эволюционный, так и революционный характер. К примеру, реформы Петра I носили революционный характер (вспомните указ о стрижке бород у бояр). А переход России с 2003 года на болонскую систему образования, например, введение ФГОС в школах, уровней бакалавриата и магистратуры в ВУЗах, является реформой эволюционного характера.  

Противоречивость общественного прогресса

Перечисленные выше направления общественного развития (прогресс, регресс) в истории протекают взаимосвязано. Зачастую прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой, прогресс в одной стране – регрессом в других. Противоречивость общественного прогресса иллюстрируют следующие примеры:

  • Вторая половина XX века знаменательна бурным прогрессом в науке – автоматизация и компьютеризация производства (прогресс). Для развития этой и других отраслей науки требуются огромные затраты электричества, тепловой и атомной энергии. НТР поставила все современное человечество на грань экологической катастрофы (регресс). 
  • Изобретение технических устройств безусловно облегчает быт человека (прогресс), но отрицательно влияет на его здоровье (регресс). 
  • Могущество Македонии – страны Александра Македонского (прогресс) было основано на разрушениях других стран (регресс). 

???? Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Общественный прогресс»Интеллект-карта по обществознанию №16Плюсы и минусы общественного прогресса

Предыдущий урок Следующий урок

Источник: https://cknow.ru/knowbase/59-116-ponyatie-obschestvennogo-progressa.html

Общественный прогресс

Общественный прогресс рассматривается в школьном курсе многопланово, появляется возможность увидеть противоречивость процесса. Общество развивается неравномерно, меняет позиции, как человек.

Важно выбрать тот путь, который приведет к улучшению условий жизни и сохранению планеты.
Плюсы и минусы общественного прогресса

С древних времен ученые пытались определить пути развития обществ. Одни находили сходство с природой: времена года. Другие выявляли цикличность в виде подъемов и падений. Круговорот событий не позволял дать точные указания, как и куда двигаться народам. Возникла научная проблема. Основные направления заложены в понимании двух терминов:

Мыслитель и поэт Древней Греции Гесиод разделили историю человечества на 5 эпох:

  • Золотой;
  • Серебряный;
  • Медный;
  • Бронзовый;
  • Железный.

Поднимаясь вверх от века к веку, человек должен был становиться все лучше, но история доказала обратное. Теория ученого дала сбой. Железный век, в который жил сам ученый, не стал толчком для развития нравственности. Демокрит делили историю на три группы:

  • Прошедшее;
  • Настоящее;
  • Будущее.

Переход от одного периода к другому должно показать рост и улучшение, но и такой подход не стал истинным.

Платон и Аристотель представляли историю как процесс движения по циклам с повторяющимися стадиями.

Ученые исходили из понимания прогресса. По обществознанию понятие общественного прогресса – это движение вперед. Регресс – антоним, противопоставление первому понятию. Регресс – движение от высшему к низшему, деградация.

Прогресс и регресс характеризуются движением, непрерывность его доказана. Но движение может идти вверх – к лучшему, вниз – к возврату к прежним формам жизни.

Гесиод рассуждал исходя из того, что человечество развивается, извлекая уроки прошлого. Противоречивость общественного процесса опровергло его рассуждения. В последнем веке среди людей должны были сформироваться отношения высокой нравственности.

Гесиод отметил разложение нравственных ценностей, люди начинали проповедовать зло, насилие, войны. Ученый выдвинул идею регрессивного развития истории. Человек, по его мнению, не может изменить ход истории, он пешка и не играет в трагедии планеты роли.

Прогресс стал основой теории философа Франции А. Р. Тюрго. Он предлагал рассматривать историю как постоянное движение вперед. Доказывал, предлагая свойства человеческого разума. Человек постоянно достигает успехов, сознательно улучшает свою жизнь, условия существования. Сторонники прогрессивного пути развития:

  • Ж. А. Кондорсе;
  • Г. Гегель.

Поддержал их веру и Карл Маркс. Он считал, что человечество проникает в природу и, изучая ее возможности, самосовершенствуется.

Представить историю в виде линии, поднимающейся вперед, не получится. Это будет кривая или ломаная линия: взлеты и падения, скачки и спады.

Критерии – это основа, обстоятельства, которые приводят к развитию или стабилизации определенных процессов. Критерии общественного прогресса прошли через разные подходы.

Таблица помогает разобраться во взглядах на тенденции развития общества ученых разных эпох:

Ученые Критерии прогресса
А. Кондорсе Разум человека развивается, меняя само общество. Проявления его ума в различных сферах дают возможность человечеству двигаться вперед.
Утописты Прогресс строится на братстве людей. Коллектив обретает цель совместного движения к созданию лучших условий сосуществования.
Ф. Шеллинг Человек постепенно стремиться к созданию правовых основ устройства общества.
Г. Гегель Прогресс строится на осознании человеком свободы.
Современные подходы философов
  • Типы критериев:
  • Развитие производительных сил разного характера: внутри общества, внутри человека.
  • Человечность: качество личности воспринимается все более правильно, к нему стремиться общество и каждый человек, оно является двигателем прогресса.

К примерам движения вперед можно отнести следующие общественные явления и процессы:

  • экономический рост;
  • открытие новых научных теорий;
  • развитие и модернизация технических средств;
  • открытие новых видов энергии: ядерная, атомная;
  • рост городов, улучшающих условия жизни человека.

Примеры прогресса – это развитие медицины, увеличение видов и мощностей средств связи между людьми, уход в прошлое таких понятий как рабство.

Общество движется по пути регресса, какие явления ученые относят к движению назад:

  • Проблемы экологического плана: ущерб природе, загрязнение окружающей среды, гибель Аральского моря.
  • Совершенствование видов оружия, которое приводит к массовой гибели человечества.
  • Создание и распространение по планете атомного оружия, приводящего к гибели огромного количества людей.
  • Увеличение количества аварий производств, опасных для людей находящихся на территории их расположения (ядерные реакторы, атомные станции).
  • Загрязненность воздуха крупных населенных пунктов.

Закон, определяющий признаки регресса, учеными не установлен. Каждое общество развивается по-своему. Законы, принятые в одних государствах, неприемлемы для других. Причина – индивидуальность одного человека и целых народностей. Определяющей силой движения истории является человек, а его сложно вместить в рамки, дать определенный план, по которому он идет в жизни.

Тема «Общественный прогресс» раскрывает особенности развития разных стран. Помогает разобраться, по каким законам движется история и человек как ее составляющее. Подходы ученых менялись вместе с течением истории. Найти закон развития конкретного общества, его будущего, не смог ни один историк.

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 151.

Источник: https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/obschestvennyy-progress-kriterii-ponyatie.html

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

  • Прогресс — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному.
  • Регресс — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
  • Критерии прогресса: — развитие человеческого разума; — совершенствование нравственности людей; — прогресс науки и техники; — развитие производительных сил, включая самого человека; — возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку;

— гуманистические критерии прогресса (средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.).

Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.

Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Существует два основных пути развития общества: эволюционный и революционный.

Эволюция — это частичные и постепенные изменения, способствующие появлению в различных сферах и элементах общества новых качеств и свойств. Эволюционные изменения могут осуществляться как сознательно, в таком случае они обретают форму реформ, так и стихийно.

Реформа — изменения в какой-либо сфере общественной жизни, проводимые правительством, в виде постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры). Виды реформ: — Прогрессивные (например, реформы 60–70‑х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II);

— Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80‑х — начала 90‑х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III).

  1. Революция — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
  2. Признаки революции: — это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта; — носят общий, фундаментальный характер; — как правило, опираются на насилие; — организуются сознательно; — вызывают необычайно сильные эмоции и массовую активность.
  3. Революция — захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых движений и последующее использование её для крупномасштабного реформирования всех сфер общественной жизни.
  4. Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
  5. Основные подходы к изучению развития общества: — линейный (формационный и стадиально-цивилизационный) — развитие общества рассматривается как закономерный поступательный процесс перехода от низших форм к высшим, от простых к сложным;
  6. — нелинейный (локально-цивилизационный) — развитие общества не имеет однонаправленного характера, в истории человечества есть периоды подъёмов, падений и стагнации.
Читайте также:  Порода лабрадор в квартире: плюсы и минусы содержания в домашних условиях

Формационный подход (основоположники — немецкие философы-экономисты К. Маркс и Ф. Энгельс). Развитие общества осуществляется в результате закономерной смены общественно-экономических формаций.

Пять общественно-экономических формаций:

  1. первобытнообщинная;
  2. рабовладельческая;
  3. феодальная;
  4. капиталистическая;
  5. коммунистическая.

Критерием выделения общественно-экономических формаций является производственная деятельность людей, характер труда и способы включения в производственный процесс (природная необходимость, внеэкономическое принуждение, экономическое принуждение, труд становится потребностью личности).

Движущей силой развития общества является классовая борьба. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в результате социальных революций.

Стадиально-цивилизационный подход (У. Ростоу, Тоффлер). В основе данного подхода лежит понимание цивилизации как стадии в процессе поступательного развития человечества, в его восхождении по лестнице, ведущей вверх к единой мировой цивилизации.

Характеристика основных типов цивилизаций

Критерии для сравнения Традиционное (аграрное) общество
Особенности исторического процесса Длительное, медленное эволюционное развитие, отсутствие явных граней между эпохами.
Отношения общества и природы Гармоничные отношения без разрушительного воздействия, стремление приспособиться к природе.
Особенности экономического развития Ведущим является аграрный сектор, главное средство производства – земля, находится в общинной собственности или неполной частной, так как верховным собственником является правитель.
Социальная структура общества Жёсткая закрытая кастовая или сословная система, уровень социальной мобильности низкий или отсутствует.
Особенности политического строя, регулирования общественных отношений Преобладание монархических форм правления, главными регуляторами общественных отношений являются обычаи, традиции, религиозные нормы.
Положение личности в обществе Личность поглощается общиной и государством, господство коллективистских ценностей.
Критерии для сравнения Индустриальное (западное) общество
Особенности исторического процесса Резкое, скачкообразное, революционное развитие, грани между эпохами очевидны.
Отношения общества и природы Стремление властвовать над природой, активная преобразовательная деятельность, появление глобальной экологической проблемы.
Особенности экономического развития Преобладает промышленность, главным средством производства является капитал, который находится в частной собственности.
Социальная структура общества Открытая классовая социальная структура, высокий уровень социальной мобильности.
Особенности политического строя, регулирования общественных отношений Преобладание республиканских форм правления, создание правового государства, главный регулятор общественных отношений — право.
Положение личности в обществе Индивидуализм, свобода личности.
Критерии для сравнения Постиндустриальное (информационное) общество
Особенности исторического процесса Эволюционное развитие общества, революции только в научно-технической сфере, глобализация всех сфер общественной жизни.
Отношения общества и природы Осознание сущности глобальной экологической проблемы, попытки её решения, стремление создания ноосферы – «сферы разума».
Особенности экономического развития Преобладает сфера услуг и производство информации, мировая экономическая интеграция, создание транснациональных корпораций.
Социальная структура общества Открытая социальная структура, стратификация общества по уровню доходов, образования, профессиональному признаку, высокий уровень социальной мобильности.
Особенности политического строя, регулирования общественных отношений Преобладание республиканских форм правления, создание правового государства, главный регулятор общественных отношений — право.
Положение личности в обществе Индивидуализм, свобода личности.

Локально-цивилизационный подход (М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин, Л. Гумилев). Сущность подхода заключается в отрицании единого однонаправленного процесса. Исторический процесс распадается на множество независимых, изолированных и равноценных по значимости путей развития, цивилизаций и культур.

Цивилизация — общественная система, связанная едиными культурными ценностями (религией, обычаями, традициями, экономической, социальной, политической организацией), которые согласованы и взаимосвязаны друг с другом. При выделении типов цивилизаций чаще всего используют религиозный критерий, так как считают религию концентратом культурных ценностей.

  • Классификация типов цивилизаций: — западная христианская; — православная христианская; — исламская; — индуистская; — конфуцианская (дальневосточная); — буддийская;
  • — иудаистская.

Различия между линейным и нелинейным подходами

Критерии Линейный подход (формационный, стадиально-цивилизационный) Нелинейный подход (локально-цивилизационный)
Длительные тенденции в развитии общества Прогресс – качественное совершенствование общества Цикличность, периодические повторения подъёмов, спадов, застоя
Основные общественные системы Последовательно сменяющие друг друга формации, цивилизации Сосуществующие цивилизации, культуры
Критерии общественного развития Формационный подход – материальное производство; Стадиально-цивилизационный – духовная, социальная, экономическая, политическая организация общества. Духовные ценности
Пути развития Существование главного «магистрального» пути развития Множественность равнозначных путей развития
Возможность сравнения общественных систем Последующие совершеннее, сложнее, выше предыдущих Каждая цивилизация уникальна, самодостаточна и равноценна
Влияние общественных систем друг на друга Более развитая система уничтожает менее развитые Цивилизации могут ограниченно обмениваться ценностями

Источник: https://examer.ru/ege_po_obshestvoznaniu/teoriya/obshestvennyi_progress

Проект по теме "Научно-технический прогресс и его влияние на человека"

  • Слайд 1
  • Слайд 2
  • и его влияние на человека Научно-технический прогресс
  • Слайд 3
  • Гипотеза: прогресс оказывает положительное влияние на человека
  • Слайд 4
  • Цель: доказать правильность данного суждения или опровергнуть Задачи: 1) Рассмотреть понятие прогресс 2)Выявить положительные и отрицательные стороны достижений прогресса 3) Убедиться в правильности гипотезы 4) Сделать выводы
  • Слайд 5
  • Эпиграф «Прогресс – это замена одних неприятностей на другие, ещё большие». (Герберт Уэллс)
  • Слайд 6
  • Объект исследования – прогресс Предмет исследования – влияние прогресса на человека
  • Слайд 7

По пути прогресса Выполнила работу: Кувшинова Анастасия, у ченица 10 «А» класса ГБОУ СОШ № 1112 Преподаватель: Подлесных Ирина Евгениевна

Прогресс Прогресс — это движение вперед, к лучшему(лучшей жизни). Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях .

Слайд 8

Научно-технический прогресс Научно-техническая революция — коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.

Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание революционных и эволюционных изменений.

Примечательно, что за два — три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий.

  1. Слайд 9
  2. Прогресс и его последствия Электричество Компьютер Мобильный телефон Автомобиль Ядерная энергия
  3. Слайд 10

Электричество Основоположником науки об электричестве в Европе стал выпускник Кембриджа и Оксфорда английский физик и придворный врач королевы Елизаветы — Уильям Гилберт (1544-1603).

С помощью своего «версора» (первого электроскопа) он показал , что способностью притягивать легкие тела (соломинки) обладает не только натертый янтарь, но и алмаз, сапфир, карборунд, опал, аметист, горный хрусталь, стекло, сланцы и др.

, которые он назвал «электрическими» минералами. Плюсы Уильям Гилберт

Слайд 11

Плюсы Электрическая энергия широко применяется в экономике и в быту. С её помощью производятся освещение, отопление, водоснабжение и вентиляция производственных и административных зданий.

Без этой энергии перестанут двигаться троллейбусы, трамваи, метро, автомобили, остановится железная дорога, откажутся работать любимые компьютеры, телевизоры, бытовая техника.

Можно сказать, что жизнь остановится, так как без электрической энергии в современном мире человечество жить не может. Минусы

Слайд 12

Минусы Прикосновения к проводникам электрического тока часто заканчивается электротравмой или электрическим ударом . При электротравмах электрический ток проходит через тело человека, что, как правило, приводит к электрическому ожогу и сильному сокращению мышц, в результате которого могут произойти разрывы кровеносных сосудов, кожи, связок и даже вывихи суставов и переломы костей. назад

Слайд 13

Компьютер Компьютер — устройство или система, способное выполнять заданную, чётко определённую последовательность операций.

Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операции ввода-вывода. Описание последовательности операций называется программой.

Появление компьютеров совершило в нашей жизни революцию. Они изменили наш подход к работе, учёбе, досугу и другим сторонам жизни. Плюсы

Слайд 14

Плюсы Развитие логического, прогностического и оперативного мышления.Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать профессиональные задачи. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается удовлетворенность пользователя.

Все это приводит к формированию у некоторых пользователей позитивных личностных черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности . Компьютер приносит нам большие удобства и облегчает нашу работу. Экономия бумаги.

Компьютеры помогают нам общаться, можно говорить и даже видеть человека на другом конце света. Минусы

Слайд 15

Минусы Упрощение решения задач с помощью компьютера, редуцирование их смысловой стороны Наносит вред психике и глазам. Приводит к искревлению позвоночника, если сидеть не правильно. Компьютер и интернет – люди уходят из реальной жизни «Живое» общение сводится к нулю Появляется зависимость от компьютера назад

Слайд 16

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/05/16/proekt-po-teme-nauchno-tekhnicheskiy-progress-i-ego-vliyanie-na-cheloveka

Плюсы и минусы прогресса. Век Просвещения

Эпохой Просвещения, как правило, считается XVIII век. Знаменитыми просветителями были французские философы Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк, Ламетри, Дидро, Гольбах и другие.

Каждый из них написал немалое количество сочинений и изложил свои воззрения по различным философским вопросам.

Не рассматривая взглядов каждого представителя французского Просвещения, выделим наиболее общие и существенные черты их идейного наследия.

Жан Жак Руссо (1712-1778)

Для всех просветителей была характерна секуляризация мышления, и каждый так или иначе выступал с критикой теистической христианской религии как мировоззрения.

Большинство из них разделяли точку зрения деизма, в котором Богу отводится всего лишь роль первотолчка, исходной причины мироздания (Он создал мир, но после этого Его нигде, никак и никогда нет).

Деизму понятие о Боге требуется только для объяснения происхождения мира и больше ни для чего. Некоторые просветители разделяли атеистические воззрения. Атеизм — это отрицание существования Бога.

В любом случае для всех философов Просвещения центральной реальностью и главным объектом изучения был физический мир, или природа, которую, как они считали, можно понять и объяснить из нее самой, то есть найти естественные причины всего существующего и происходящего и не прибегать к понятиям о потустороннем, таинственном и неведомом. Эта характерная черта их мировоззрения называется натурализмом.

Самым же совершенным существом природы является, по их мнению, человек. Эта особенность, как мы уже знаем, называется антропоцентризмом. Человек же вполне способен постичь окружающий мир, думали просветители, и поставить его себе на службу.

У познания нет границ и препон: тайны Вселенной должны открыться перед могуществом человеческого интеллекта. Как видим, просветительская философия отличалась познавательным оптимизмом и рационализмом, ее представители безгранично верили в совершенство разума, всесилие науки и безусловность прогресса.

Последние три понятия они почти обожествляли.

Кроме того, просветители одной из своих основных задач считали повсеместное распространение главных идей новой философии, созданных еще в эпоху Возрождения, то есть в буквальном смысле стремились к просвещению широких масс населения, в силу чего их культурная деятельность и вошла в историю под названием Просвещение.

Однако центральная их мысль заключалась в следующем. Отчего люди живут плохо, спрашивали эти философы.

Почему в человеческой истории невозможно найти хотя бы десяток безусловно счастливых лет, когда все процветали бы и вовсе не было вражды, насилия и несправедливости? Все несчастья происходят оттого, утверждали они, что люди просто не знают, как жить хорошо, и поэтому живут плохо.

Значит, для того чтобы исправить общественную жизнь, надо всего лишь показать всем, как следует жить хорошо, просветить человеческое сознание, наполнить умы людей добрыми идеями, и реальная жизнь тогда также станет добродетельной, справедливой и счастливой.

Измените сознание, говорили они, и вслед за этим изменится сама реальность. Главная движущая сила прогресса и избавление от всех социальных бед усматривались в просвещении, в силу чего это понятие и приобрело значительный смысл и заняло центральное место в духовной культуре XVIII в.

Идеи, распространенные в умах, полагали просветители, делают общественную жизнь счастливой или несчастливой, движут историю человечества.

Несомненное достоинство этого воззрения заключалось в том, что оно противостояло древнему и средневековому взгляду на исторические процессы, который был религиозным: считалось, что главной, единственной и скрытой причиной всего происходящего в истории является воля Бога, его замыслы и планы, а все люди — от раба до императора — всего лишь орудия для их осуществления. Теперь же на место Божественных замыслов ставилось человеческое разумение: исторические события совершаются в силу тех или иных идей, поэтому новое понимание истории получило название идеалистического.

Отныне считалось, что историю творит не Бог, но сами люди, однако делают это исходя из собственного произвола, ориентируясь на свои желания и мысли, совершают исторические события так, как хотят, и поэтому последние есть результат их вполне сознательной и целенаправленной деятельности.

Читайте также:  Стоит ли делать дефрагментацию диска?

А поскольку большим влиянием и властью пользуются монархи, полководцы, дипломаты и другие значительные люди, значит, именно их желания и планы более всего влияют на ход общественной жизни, а история превращается поэтому в совокупность биографий выдающихся личностей.

Более того, при таком понимании происходящих событий получается, что они случайны: ведь стоило бы не родиться тому или иному значительному историческому деятелю, и все могло бы быть совершенно иначе; или если бы некая мысль когда-либо не посетила чей-то выдающийся ум, то человечество ныне могло бы оказаться совсем не там, где находится. Историю делают великие по собственному произволу и на свое усмотрение.

Блестящую критику такого понимания исторических процессов дал Л. Н. Толстой в эпилоге романа «Война и мир», где он говорит о том, что в Новое время историки отказались от религиозных объяснений, но предложили не менее наивные и уж наверняка более смешные идеи:

«…новая история не может отвечать таким образом [то есть религиозным]. Наука не признает воззрения древних на непосредственное участие божества в делах человечества, и потому она должна дать другие ответы».

Далее Толстой предлагает прекрасный памфлет на это новое (идеалистическое) понимание истории, показывая, как оно пытается объяснить события Великой французской революции и последовавшие за ней наполеоновские войны.

«Новая история, отвечая на эти вопросы, говорит: вы хотите знать, что значит это движение, отчего оно произошло и какая сила произвела эти события? Слушайте:

“Людовик XIV был очень гордый и самонадеянный человек; у него были такие-то любовницы и такие-то министры, и он дурно управлял Францией. Наследники Людовика тоже были слабые люди и тоже дурно управляли Францией. И у них были такие-то любимцы и такие- то любовницы. Притом некоторые люди писали в это время книжки.

В конце 18-го столетия в Париже собралось десятка два людей, которые стали говорить о том, что все люди равны и свободны. От этого во всей Франции люди стали резать и топить друг друга. Люди эти убили короля и еще многих. В это же время во Франции был гениальный человек — Наполеон.

Он везде всех побеждал, то есть убивал много людей, потому что он был очень гениален. И он поехал убивать для чего-то африканцев, и так хорошо их убивал и был такой хитрый и умный, что, приехав во Францию, велел всем себе повиноваться. И все повиновались ему. Сделавшись императором, он опять пошел убивать народ в Италии, Австрии и Пруссии.

И там много убил. В России же был император Александр, который решился восстановить порядок в Европе и потому воевал с Наполеоном. Но в 7-м году он вдруг подружился с ним, а в 11-м опять поссорился, и опять они стали убивать много народа.

И Наполеон привел шестьсот тысяч человек в Россию и завоевал Москву; а потом он вдруг убежал из Москвы, и тогда император Александр, с помощью советов Штейна и других, соединил Европу для ополчения против нарушителя ее спокойствия. Все союзники Наполеона сделались вдруг его врагами; и это ополчение пошло против собравшего новые силы Наполеона.

Союзники победили Наполеона, вступили в Париж, заставили Наполеона отречься от престола и сослали его на остров Эльбу, не лишая его сана императора и оказывая ему всякое уважение, несмотря на то, что пять лет тому назад и год после этого все его считали разбойником вне закона.

А царствовать стал Людовик XVIII, над которым до тех пор и французы и союзники только смеялись. Наполеон же, проливая слезы перед старою гвардией, отрекся от престола и поехал в изгнание.

Потом искусные государственные люди и дипломаты (в особенности Талейран, успевший сесть прежде другого на известное кресло и тем увеличивший границы Франции) разговаривали в Вене и этим разговором делали народы счастливыми или несчастливыми.

Вдруг дипломаты и монархи чуть было не поссорились; они уже готовы были опять велеть своим войскам убивать друг друга; но в это время Наполеон с батальоном приехал во Францию, и французы, ненавидевшие его, тотчас же все ему покорились. Но союзные монархи за это рассердились и пошли опять воевать с французами. И гениального Наполеона победили и повезли на остров Елены, вдруг признав его разбойником. И там изгнанник, разлученный с милыми сердцу и с любимою им Францией, умирал на скале медленной смертью и передал свои великие деяния потомству. А в Европе произошла реакция, и все государи стали опять обижать свои народы”».

Эти остроумные строки русского писателя и по сей день звучат достаточно актуально, потому что такого рода объяснения исторических событий встречаются и теперь весьма часто и мы, во многом непроизвольно, склонны, пожалуй, преувеличивать роль личности в истории.

По крайней мере, вполне очевидно, что суждения типа «Наполеон завоевал Европу», «Гитлер развязал войну», «Ленин устроил революцию», «Горбачев затеял перестройку» и многие другие им подобные являются очень далекими от истинного положения дел минувших и нынешних.

Мы, конечно же, не утверждаем, будто бы личность в истории ровным счетом ничего не значит. Наоборот, невозможно не признать, что ее роль в исторических процессах значительна.

Мы только хотим подчеркнуть, что вряд ли возможно считать историю только результатом произвола выдающихся личностей; сомнительно, чтобы они делали ее исключительно по своей воле и на свое усмотрение; несправедливо рассматривать историю как совокупность биографий монархов, полководцев, дипломатов, президентов, их тайных, явных фаворитов и советчиков.

Просвещение не было однородным философским явлением. Просветители в своем подавляющем большинстве выступали с апологией разума, науки и прогресса, считали одной из основных задач человека покорение природы и увеличение его могущества.

Однако один из известных французских философов-просветителей выдвинул противоположные идеи.

Это был Жан Жак Руссо, который в своих философских рассуждениях резко противопоставил природное (все естественное, не созданное человеком) и культурное (все искусственное, созданное человеком) и выступил с негативной оценкой второго.

Между естественной и гармоничной жизнью чувства и искусственностью и односторонностью рассудочного мышления, говорит Руссо, существует неразрешимое противоречие.

Чувство — это первичная форма духовной деятельности, которая появляется в историческом пути человечества и в индивидуальном развитии каждого человека гораздо раньше, чем разум, и обусловливает пусть инстинктивные и неосознанные, но в высшей степени целесообразные движения и действия, делает человека единым со всем мирозданием, а также внутренне целостным и потому счастливым. Развитие разума и цивилизации, с точки зрения Руссо, разрушило в человеке первоначальную гармонию, нарушило правильное отношение между потребностями и способностями, ослабило естественную мощь человека. Главная причина человеческих страданий — разорванность, раздвоенность человека, порожденная выпадением его из первоначального естественного (природного) и гармоничного состояния и превращением его в разумное, цивилизованное, социальное существо. В этом состоянии человек раздваивается между своими возможностями и желаниями, долгом и склонностями, природной организацией и социальными учреждениями, то есть не принадлежит самому себе. «Сделайте человека вновь единым, — говорит Руссо, — и вы сделаете его таким счастливым, каким он только может быть».

«Все выходит прекрасным из рук Творца, все вырождается в руках человека» — это один из вечных философских сюжетов, который по-разному проявлялся в разные эпохи.

О совершенстве природы и несовершенстве человека как социального существа говорили и китайские даосы, и греческие киники, один из которых, Диоген, жил в бочке и призывал людей вернуться назад к природе, ибо движение вперед, по его мнению, — путь не в светлое будущее, а в бездну самоуничтожения.

На вопрос Александра Македонского, что он может сделать для Диогена, тот ответил: «Отойди и не загораживай мне солнце».

Что он хотел этим сказать? По всей видимости, следующее: «Ты воображаешь себя сейчас властелином мира, юный Александр, перед тобой трепещут народы и царства, ты прольешь реки крови и натворишь много дел, создав необъятную империю.

Но пройдет время, и твое могучее царство рухнет, и все, с таким трудом тобой создаваемое, пойдет прахом, и отдел твоих ничего не останется, равно как и от тебя самого, твоего величия и славы.

И после тебя по Земле пройдут еще тысячи таких же тщеславных александров, которые так же превратятся в прах и тлен, а безмолвное яркое солнце будет так же неспешно ходить по лазурному небосводу, освещая и согревая всех, как и миллионы лет до тебя, Александр, и миллионы — после. Что ты по сравнению с вечностью мира? Не бесконечно ли смешны и жалки твои честолюбивые планы и наивное сознание собственного иллюзорного величия? Неужели суетным, вздорным и мимолетным делам человеческим должны посвящать мы свои взоры и помыслы, а не вечной красоте и гармонии необъятного мироздания, простому естеству природы и человека? Так отойди же, ничтожный царь Македонский, и не мешай мне смотреть на бескрайнее чистое небо и великое солнце».

Идеи даосов, киников и Руссо о совершенстве природы и несовершенстве общества, о разрушительной силе цивилизации разделял русский писатель и философ Л. Н. Толстой. Вспомним, в романе «Война и мир» есть знаменитая сцена, почти полностью по смыслу совпадающая со встречей Диогена и Александра. Раненый князь Андрей лежит на поле Аустерлица.

Он шел на войну 1805 года, завидуя славе и величию Наполеона, и тайно мечтал так же прославиться.

Он бросился вперед со знаменем в руках, увлекая за собой солдат, и был сражен, лежал на поле и видел над собой бездонное небо, вечное и безмолвное, под которым люди от века убивали и предавали друг друга, отчаянно стремились к богатству и славе, напрягались, суетились и поколение за поколением сменяли друг друга; тщетные помыслы и дела человеческие быстро проходили и навсегда исчезали, а это бескрайнее небо всегда оставалось. Около раненого Андрея оказался Наполеон, объезжавший поле битвы, и, указывая на него, сказал: «Вот прекрасная смерть». Болконский смотрел на Наполеона, своего недавнего кумира, и понимал, насколько смешон и жалок этот маленький тщеславный человек, мнящий себя сейчас властелином мира, насколько он ничтожен со всеми своими планами и делами перед глубиной и вечностью бескрайнего неба: ведь скоро ни от самого Наполеона, ни от его свершений ничего не останется, по Земле пройдут и сгинут неведомо куда еще тысячи таких же честолюбивых наполеонов, а это великое небо останется и будет так же молчаливо смотреть на людскую суету, как смотрело тысячи лет назад. Так не есть ли, думал князь Андрей, естественная жизнь человека и природы нечто неизмеримо более совершенное и истинное, чем суетная жизнь социального организма, гордо называющего себя цивилизацией?

Все эти идеи становятся особенно актуальными в последнее время, когда пресловутый прогресс цивилизации создал реальную угрозу уничтожения природы и человека.

Источник: https://bstudy.net/699677/filosofiya/plyusy_minusy_progressa_prosvescheniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector