Во все времена, начиная с древнейших, люди стремились запечатлеть основные периоды и события своей жизни. До появления письменности история племен, народов передавалась от поколения к поколению в форме устных преданий. Немногие письменные источники дошли до нас из времен Античности (сочинения Геродота, Тацита).
Хроники и записки ученых-монахов Средневековья тоже помогают восстановить ход исторических событий того времени. Большую роль в воссоздании исторической картины прошлого нашей страны играют летописи. В конце X века был создан первый летописный свод. Первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод конца XI века.
В начале XII столетия в Киево-Печорском монастыре монахом Нестором создается «Повесть временных лет», где наиболее полно отражается картина русской истории. Большой вклад в развитие исторической науки нашего Отечества внесли историки XVIII века В.Н. Татищев, Г.Ф. Миллер, М.В. Ломоносов, корифеи XIX века С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов и др.
«Не любить историю может только человек, совершенно неразвитый умственно», — писал Н.Г. Чернышевский.
Профессиограмма «Историк»
Наименование профессии |
историк |
Доминирующий способ мышления |
адаптация — анализ |
Дополнительные способы мышления |
приложение — регуляция; креативность &? гибкость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
гуманитарные науки, уровень 3, высокий (теоретический) |
Область базовых знаний №2 и их уровень |
гуманитарные науки, уровень 2, средний (практическое использование знаний) |
Профессиональная область |
история |
Межличностное взаимодействие |
частое по типу «напротив» |
Доминирующий интерес |
исследовательский |
Дополнительный интерес |
конвенциональный; артистический |
Условия работы |
в помещении; сидячий |
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии «Историк»:
- изучение основных исторических событий жизни человечества;
- изучение политических, экономических, культурных факторов, влияющих на ход исторических событий;
- изучение закономерностей развития общества;
- установление причинно-следственных связей между историческими явлениями, прогнозирование возможных событий;
- сбор и систематизация различной информации, фактов, событий и их последующее объяснение с точки зрения исторической науки;
- исследование и толкование исторических первоисточников (летописей, рукописей, писем, биографий и пр.) в соответствии с конкретной эпохой;
- оформление результатов исторического исследования в научной, публицистической, художественной форме;
- постановка научного эксперимента с использованием достижений и методов других наук;
- разработка и усовершенствование методов исторического исследования;
- участие в археологических раскопках.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности историка:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
|
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- невнимательность, рассеянность;
- неорганизованность;
- неспособность сопоставлять и анализировать факты;
- ограниченность кругозора;
- отсутствие склонности к работе с документами;
- отсутствие целеустремленности.
Области применения профессиональных знаний:
- научно-исследовательские институты;
- государственные архивы;
- библиотеки;
- музеи;
- образовательные учреждения (школы, колледжи, вузы).
?
Вопрос о том, кто такой историк, чрезвычайно важен для понимания специфики исторической науки, поскольку такой индивид является ее главным представителем.
Особенность его научной деятельности заключается в том, что он сам, будучи человеком, изучает человеческую деятельность и отношения в общем. При этом ему как ученому трудно оставаться объективным, особенно при исследовании духовной жизни общества.
Понятие
Изначально вопрос о том, кто такой историк, понимался описательном. Ведь во время зарождения историографической науки эти люди занимались не столько исследованием, сколько описанием событий прошлого.
Впрочем, они часто сопровождали свои труды собственными наблюдениями и замечаниями, в чем можно усмотреть некоторые зачатки научного анализа. Уже в античное время стали зарождаться основы исследовательских методов работы, которые получили свое полное развитие в Средневековье и в Новое время.
В эти эпохи определение того, кто такой историк, следует рассматривать под иным углом зрения. В первый упомянутый период авторы ориентировались на схоластическое учение, поэтому их еще нельзя называть учеными в прямом смысле этого слова.
Но уже в 16-17 веках зародилась светская наука, и история стала специальной дисциплиной. Поэтому изменилось и само определение того, кто такой историк. Теперь данный термин означал научную профессию.
Особенности
Для понимания рассматриваемого выражения необходимо учитывать специфику исследовательской работы историков. Выше уже говорилось о том, что основным объектом их анализа являются результаты человеческой деятельности во всех ее проявлениях.
При этом субъективный момент играет очень важную роль: ведь очень часто при оценке явлений прошлого ученый дает собственное ви́дение проблемы. В связи с этим во многом на основе личных наблюдений строит свои рассуждения историк.
Определение слова поэтому должно учитывать указанную особенность профессиональной деятельности ученого.
Методы
Основой исследований историков являются сохранившиеся документы прошлого, которые содержат ценную информацию, а также артефакты, по которым можно реконструировать модели жилищ, предметов быта и т. д.
Поэтому ученый применяет самые различные приемы и методы исследований, причем не только гуманитарных, но и естественно-математических наук. Так что необходимо учитывать данную специфику науки при упоминании того, кто такой историк.
Определение данного понятия должно включать и оговорку на то, что ученый, исследующий прошлое, часто прибегает к методам не только смежных наук.
Тематика
При становлении историографической дисциплины первоначально в центре внимания авторов находились политические события.
Как правило, составители первых исторических трудов описывали войны, реформы правителей своих и соседних стран, обходя стороной другие важные аспекты человеческой жизнедеятельности.
Кроме того, некоторые из них описывали личности царей, императоров, полководцев (как, например, знаменитый составитель жизнеописаний Плутарх).
Но уже через некоторое время авторы пришли к пониманию необходимости исследования других тем: экономики, социального строя, духовной жизни общества.
Ученые разработали специальные методы исследования, и таким образом история из описания событий прошлого превратилась в науку. Однако самым важным было то, что ученые пришли к пониманию значимости своей дисциплины.
Стали появляться специальные монографии о том, что такое история.
Определения историков были самыми разнообразными, но общепризнанной считается точка зрения французского исследователя М. Блока.
Отечественная историография
В нашей стране, как и государствах Западной Европы, историческая наука зародилась из произведений, в которых события излагались по годам (в зарубежной историографии они называются хрониками, в нашей науке — летописями). В данных сочинениях уже можно заметить зачатки того, что впоследствии стали называть научным анализом.
Многие авторы не только излагали события, но и пытались дать им объяснение, выявить причины, определить следствия и значение. Как наука история в России зародилась в 18 веке. Первым историком-ученым считается Он стал применять методы научного исследования, хотя выбрал летописную форму изложения материала.
Поэтому его книги отличались несколько тяжелым языком и были непросты для восприятия обычным читателем.
Настоящим прорывом для отечественной историографии стали труды Н.М. Карамзина, который написал свою научную работу простым доступным литературным языком. Значение его «Истории государства Российского» заключается в том, что она пробудила интерес к прошлому нашей страны в обществе.
Развитие исторической дисциплины в России
Новый этап историографии в нашей стране связан с именем С.М.
Соловьева, который стал изучать события прошлого не через личности и действия конкретных правителей, как делал его предшественник, а как естественный объективный процесс.
Его теория о государстве и развитии общества имела огромное значение для науки, так как определила новые требования к становлению историка как профессионала.
На его трудах выросло новое поколение исследователей, которые понимали свою задачу как выявление естественных закономерностей в прошлом.
Наиболее известным продолжателем его идей стал который, впрочем, разработал собственный метод исследования. Таким образом, историк, определение которого было кратко раскрыто в настоящем обзоре, — это одна из наиболее важных профессий в обществе.
Как только первобытные люди стали обществом, то есть группой индивидуумов, у которых были единые цели, интересы и ценности, они старались передавать из поколения в поколение память о наиболее значительных событиях, происходящих в жизни племени.
В этих рассказах подлинность перемешивалась с вымыслом, но чем дальше развивалось человечество, тем более реальными они становились.
А когда появилась письменность, история постепенно превратилась в научную дисциплину, с которой в наши дни связаны многие виды деятельности.
История относится к наукам социально-гуманитарного направления, изучающим развитие человечества как социума, его мировоззрение и идеологию. Список профессий, связанных с данной дисциплиной, очень велик, поскольку она демонстрирует собой основные законы развития общества, знание которых необходимо людям многих специальностей.
Многие процессы сильно растянуты во времени, поэтому не так наглядны, как, например, закон всемирного тяготения, но столь же реальны и неотвратимы, так что попытки нарушить их в силу незнания или непризнания чреваты самыми серьезными последствиями, как для отдельных стран и народов, так и для человечества в целом.
Историк изучает первоисточники
Важно!
Чтобы иметь возможность управлять не только своим настоящим, но и, в какой-то степени, будущим, люди должны твердо помнить исторические уроки.
История является важнейшим предметом для каждого, кто хочет работать в сферах, связанных с образованием, политикой, законотворчеством, управлением людьми
.
Отвечая на вопрос, какие профессии связаны с углубленным изучением этой дисциплины, необходимо упомянуть:
- преподавателей истории на всех уровнях – от курса средней школы до высшего специального образования;
- историков, изучающих прошлое человечества во всем его многообразии и воссоздающих с помощью различных методологических способов картины реальной жизни, существующие ныне и ушедшие в прошлое государств и народов;
- , проводящих раскопки, изучающих и систематизирующих материальные свидетельства глубокого прошлого человечества. Существует множество методик, с помощью которых можно работать с историческим материалом, «заглядывая» в прошлое;
- сотрудников музеев самых различных направлений – исторических, краеведческих, археологических;
- работников архивных учреждений: архивистов, архивариусов, отвечающих за учет, хранение и систематизацию документальных материалов;
- юристов. Поскольку законотворчество развивалось вместе с человечеством, истоки многих сторон правоведения лежат в глубоком прошлом человеческой цивилизации;
- . Работая в сфере международных отношений, необходимо очень хорошо знать историю собственной страны и тех государств, в налаживании контактов с которыми дипломат принимает непосредственное участие;
- политиков и политологов. Никто не может быть вправе участвовать в управлении государством, делать прогнозы, комментировать и давать рекомендации по принятию политически важных решений, если недостаточно хорошо знаком с его историей.
Они специализируются на углубленном изучении определенных временных периодов различных государств, а также в более узких тематических сферах.
Например, военный историк изучает проблемы той или иной войны, от ближайших к нам по времени до давно минувших военных кампаний, может рассказать о причинах ее возникновения и развития, о военных кампаниях и центральных сражениях, о том, что ей предшествовало, когда, где и как закончилась.
Таким образом, специалист с историческим образованием без проблем найдет множество сфер деятельности, где можно применить полученные знания. Выбор направления зависит исключительно от склонностей и способностей человека с дипломом историка.
Источник: https://heatting.ru/water/professiya-istorik-plyusy-i-minusy-vybora-epoha-poluznaek-kak-istorikov/
Профессия историк
Я бы посмотрел такое телешоу, в котором подростки описывают свои самые любимые инстаграмы
ветеранам Второй мировой.
Профессия историка – это служба нашей стране и защита нашей истории. А еще – умение бить обнаглевшего от вседозволенности врага по морде. Это мнение ублюдочных патриотов.
- А вот что нам предлагают другие мыслители:
- Историк, сознательно умалчивающий о событиях, совершает не меньший обман, чем тот, кто сочиняет никогда не происходившее. Аммиан Марцеллин
- История — свидетельница времён, свет истины, жизнь памяти, вестница старины. Цицерон
- Историк, изучающий прошлое, может приблизиться к объективности, только если он приближается к пониманию прошлого. Эдвард Карр
В современной России, к сожалению, господствует первая точка зрения. Нам предлагают говорить о прошлом нашей страны как о покойнике: или хорошо или вообще не говорить.И страсти разгораются. Принимаются дикие законы о «фальсификации отечественной истории», о недопущении пересмотров итогов второй Мировой войны и прочее.
XX век слишком многих тревожит. Выдаются совершенно противоположные точки зрения на события этого бурного столетия. А ведь прошло всего несколько лет, и большинство из нас жили в веке двадцатом.
Сложно представить себе реакцию «патриотиков», если появятся в нашей стране профессиональные, а главное, честные историки, которые представят нам и обоснуют историю нашей страны века так XIII или XVI. Какие тайны нераскрытые нас ждут?
Думается, что половину школьных учебников по отечественной истории можно будет смело выбрасывать на помойку, где им, кстати, самое место.
Но таких историков сейчас единицы. И, увы, их голоса тонут в истерике и слюноотделении державных государственников, которые почему-то думают, что нашей историей мы должны только гордиться и не ворошить прошлое.
История России — непознанный край. В ней очень много белых пятен. И когда-нибудь мы узнаем настоящую историю нашей страны. Узнаем ее такой, какой она была на самом деле.
Хотя вряд ли….
История изучает жизнь человечества на протяжении нескольких тысяч лет. Можно выделить историю древнего мира, средних веков, историю нового времени.
Основной работой историка является сбор и интерпретеация исторической информации путем проведения исследовательских работ и изысканий, работой с архивными материалами и документами. Он должен прочитать древний текст, установить автора, адресата, дату написчания, вид документа, затем синтезировать информацию источника и информацию об источнике и дать интерпретацию полученным данным.
В этом ему помогают такие специальные дисциплины, как нумизматика, геральдика, сфрагистика (наука о печатях), палеография и т.д. Каждый знаток своего дела специализируется на конкретном направлении: истории первобытного общества, древнего мира, средневековья, нового времени, истории отдельных стран и народов.
Некоторые специалисты занимаются изучением и осмыслением отраслевой истории (экономики, военного дела, политики, географии и др.).
Многих привлекает история культуры (музыки, театра, изобразительного искусства и т. п.) или науки (физики, математики, биологии и т. д.).
Считается, что основная деятельность историков заключается в следующем:
- — исследование событий в жизни человечества, как исторический аспект;
- — детальное изучение факторов, которые влияют на ход исторических событий в сфере политики, экономики и культуры;
- — прогнозирование событий, которые могут иметь место в истории, на основе исследований причинно-следственных отношений между известными историческими событиями;
— изучение, и возможное толкование первоисточников исторического характера, соответственно той или иной эпохи. Это касается биографий, писем, рукописей, летописей и др.
- — освещение результатов исследований как в научной, публицистической, так и в художественной форме;
- — возможность проведения научных экспериментов, при помощи методик и достижений в других научных направлениях;
- — усовершенствование уже известных исследовательских методик и разработка новых;
- — непосредственное присутствие при археологических работах.
Личные качества
Склонность к гуманитарным наукам, аналитический склад ума, хорошая память на даты, факты, имена и события, усидчивость, готовность к рутинной работе.
Образование (Что надо знать?)
Специальные исторические дисциплины, историческую географию, иностранные языки, литературу.
Специальности вузов
- История
- История искусств
- Документоведение и архивоведение
Место работы и карьера
- Историки, как правило, работают в университетах при кафедрах, в музеях, запускают собственные проекты лекций и семинаров, с которыми ездят по всему свету.
- В зависимости от сферы, история и историки формируют следующие кафедры: Всеобщая история, История Древнего мира, в том числе, и история Древнего Рима и Греции, Средневековая истории, Новая история, Новейшая история, Этнография, Археология, Культурология и многие другие, имеющие свои специфические черты и характерные особенности.
- Архивная практика в эпоху запретов: почему историкам стало опасно работать в архивах.
Родственные профессии:
Архивариус (архивист), Библиотекарь., Документовед, Издатель, Искусствовед, Культуролог, Лингвист, Переводчик, Регионовед, Редактор, Теолог, Филолог, Философ
Источник: http://obrazovanie66.ru/prof/istorik/
Как стать историком: особенности профессии
Профессия историка – очень интересная сфера деятельности, ведь ее представителю постоянно приходится получать новые знания и делать новые выводы. Освоить специальность можно в высшем или среднем специальном учебном заведении. Кроме того, азы профессии можно получить на исторических курсах.
Кто такой историк: что нужно знать о профессии?
История – это наука, которая изучает прошлое человечества. Соответственно, историк – это ученый, который ведет исследования в этой области.
Слово «история» — греческого происхождения. В переводе с древнегреческого языка оно означает познание. Этим словом называли любой исследовательский процесс в любой науке (а не только исторической). Современный смысл термину придали древние римляне.
Сама историческая наука, как и слово, обозначающее ее, тоже зародилась в Древней Греции. Первым трудом, посвященным событиям прошлого, исследователи считают сочинение Геродота, которое так и называется – «История».
Впрочем, эту книгу нельзя назвать исторической в современном смысле слова – это скорее энциклопедия, рассказывающая о самых разных областях знания: географии, этнографии, культуре и прочих. Однако и повествование о событиях прошлых веков в ней тоже есть.
После Геродота похожие произведения стали писать и другие греческие ученые, среди которых Дионисий Галактионский, Гиппий Элидский, Фукидид. Спустя некоторое время ученые-историки появились и в Древнем Риме. Пожалуй, самые известные из них – Цицерон, Светоний, Плутарх.
Несмотря на то, что в Средние века произошел спад культурного и научного развития общества, исторические труды создавались и в этот период. К ним, прежде всего, следует отнести средневековые летописи и жития христианских святых.
Серьезный толчок история получила в эпоху Ренессанса.
Именно тогда выработались и основные принципы исследований в этом направлении – обязательная проверка фактов на достоверность, тщательный анализ событий прошлого и многие другие, которые используются учеными и поныне.
История выполняет важные социальные функции. Ведь она позволяет понять и оценить процессы, происходившие в обществе в прошедшие времена и избежать ошибок предков. Недаром у римлян существовала поговорка «historia magistra vitae est», которая в переводе означает «история – учительница жизни».
Задачи и обязанности
Вот какие задачи и обязанности обычно возлагают на представителя профессии.
- проведение исследований развития человеческого общества в прошлом;
- исследование различных исторических аспектов социума в разные исторические периоды: экономического, социального, политического;
- подготовка научно-исследовательских работ по результатам своих изысканий и их публикация;
- преподавательская деятельность в высших, средних специальных учебных заведениях;
- внесение в государственные и общественные институты предложений по совершенствованию социальной и политической жизни;
- обработка документации, касающейся работы специалиста;
- подготовка отчетных материалов о своей деятельности.
Работа и зарплата
В большинстве случаев историки работают в различных государственных учреждениях – учебных заведениях, научно-исследовательских институтах и других подобных организациях. Это обусловливает достаточно низкую заработную плату представителей профессии. В Москве она в среднем составляет от 35 000 до 70 000 рублей, а в провинциальных городах ее размер равняется 20 000 – 45 000 рублей.
Карьерный рост специалиста связан, прежде всего, с замещением вышестоящей должности в организации, где он работает. Например, одна из таких должностей – заведующий кафедрой образовательного учреждения.
Кроме того, представитель профессии в некоторой мере может работать на себя. Так, у него есть возможность трудится в частных учебных учреждениях, а также оказывать образовательные услуги самостоятельно, в качестве репетитора или частнопрактикующего преподавателя.
В Москве трудоустроиться историку не столь сложно – из-за невысокого дохода свободных вакансий всегда достаточно. А вот в регионах ситуация сложнее: текучка кадров среди представителей профессии там не очень высока.
Плюсы и минусы профессии
Вот основные достоинства профессии:
- наличие вакансий на рынке труда;
- творческий характер;
- интересная работа;
- перспективы карьерного развития.
В качестве недостатков можно выделить два. Первый – достаточно низкая зарплата. А второй – отсутствие большого количества вакансий в регионах.
Как стать историком?
Какие навыки нужны?
Вот какие способности потребуются специалисту в работе.
- Умение работать с источниками информации. Исследовательская деятельность в области истории построена в основном на изучении письменных источников, а также данных о результатах археологических, антропологических и других изысканий. Специалист должен уметь работать с этими материалами и вычленять из них основное.
- Внимательность. Чтобы не пропустить ничего важного в каком-либо источнике, специалист должен быть внимателен.
- Способность к аналитическому и логическому мышлению. Представитель профессии должен уметь анализировать изучаемые им источники и на основе полученной информации путем применения логических методов делать определенные выводы.
- Творческое начало. Создание исторических теорий – это, прежде всего, творческий процесс. Невозможно написать научную работу в этой области, не обладая определенными творческими задатками.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
Чтобы работать в области истории, предпочтительно наличие высшего образования. Однако историков готовят также в средних специальных учебных заведениях и на курсах.
Какие предметы нужно сдавать?
Для учебы в высшем учебном заведении необходимо сдать на ЕГЭ следующие дисциплины:
- русский язык;
- историю;
- обществознание.
Для поступления в техникум или колледж понадобится всего лишь один предмет – русский язык. А для обучения на курсах обычно не проводят никаких вступительных испытаний и не проверяют результаты ЕГЭ.
Сколько учиться после 9 и 11 класса?
Обучение после одиннадцатого класса в среднем специальном учебном заведении по времени занимает два года и десять месяцев. В случае, если абитуриент поступает по окончании всего девяти классов, учиться ему придется на один год больше.
Возможно ли дистанционное обучение?
Выучиться профессии можно и на расстоянии. Существует два способа сделать это:
- окончить онлайн-курсы по истории;
- поступить на заочное отделение исторического факультета какого-либо высшего или среднего специального учебного заведения.
Где учиться на историка?
ВУЗы и академии
Вот пять высших учебных заведений Москвы, где есть исторический факультет.
- Высшая школа экономики. Стоимость годичной подготовки – 185 000.
- Государственный академический университет гуманитарных наук. Размер платы за обучение здесь составляет 168 000 за год.
- Российский государственный гуманитарный университет. Цена образования – 175 000 в год.
- Московский государственный областной университет. Стоимость подготовки – 154 000 в год.
- Московский городской педагогический университет. Цена годичной программы – 170 000.
А это – аналогичные образовательные организации северной столицы.
- Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Стоимость подготовки в ВУЗе равна 145 000 за год.
- Санкт-Петербургский государственный университет. Цена двенадцатимесячной программы – 200 000.
- Европейский университет в Санкт-Петербурге. Стоимость образования – 135 000 в год.
- Санкт-Петербургский институт искусств и реставрации. Цена учебы – 188 500 за год.
- Санкт-Петербургский государственный аграрный университет. Стоимость обучения – 176 000 в год.
Все указанные образовательные учреждения предоставляют студентам возможность учиться бесплатно, поскольку получают средства из бюджета. Срок подготовки в них составит четыре года для бакалавров и шесть лет – для магистров.
Колледжи и техникумы
Вот пять колледжей и техникумов Москвы и Московской области, где можно освоить профессию.
- Воскресенский колледж. Стоимость подготовки тут составляет 114 000 в год.
- Колледж «Подмосковье». Цена двенадцатимесячной учебы – 65 000.
- Московский Губернский колледж искусств. Размер платы за обучение – 70 000 в год.
- Колледж Министерства иностранных дел Российской Федерации. Цена программы – 150 000 за год.
- Раменский колледж. Стоимость учебы – 54 000 в год.
Ниже представлено пять ССУЗов Санкт-Петербурга, имеющих аналогичную программу подготовки.
- Колледж экономических международных связей. Стоимость обучения на протяжении двух семестров – 48 000.
- Санкт-Петербургская евангелическая богословская академия. Здесь обучают только бесплатно.
- Российский колледж традиционной культуры. Стоимость подготовки в течение двенадцати месяцев равна 38 500.
- Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий. Цена годичной учебы – 40 000.
- Санкт-Петербургская православная духовная академия. В этом учебном заведении обучают только на бесплатной основе.
Все указанные ССУЗы (за исключением Колледжа экономических международных связей, Богословской академии, а также Духовной академии) государственные, поэтому в них можно пройти обучение на безвозмездной основе.
Следует отметить, что хотя Богословская и Духовная академии и не являются государственными, учат в них тоже совершенно бесплатно.
Срок учебы составит тридцать четыре месяца для поступивших после одиннадцатого класса и сорок шесть месяцев для тех, кто окончил всего девять классов.
Курсы истории
Азы профессии можно освоить и на специализированных исторических курсах. Вот несколько московских образовательных программ.
- НОУ «Школа исторических наук». Стоимость – 25 000, срок – два месяца.
- Курсы при историческом факультете МГУ для школьников. Цена – 30 000, срок – сорок восемь учебных часов.
- Курсы при Государственном историческом музее. Длятся курсы всего два дня, а посетить их можно совершенно бесплатно.
- НОУ «Русская школа императорской эпохи». Продолжительность курсов составляет один день. Плата за них не взимается, однако в школу можно сделать добровольное пожертвование, размер которого ученик определяет самостоятельно.
- Курсы «Постнаука». Стоимость – 10 000, продолжительность – пять дней.
Есть подобные курсы и в северной столице.
- Школа «Masters». Цена – 15 000, срок – двадцать дней.
- НОУ «Авеню знаний». Стоимость – 17 500, продолжительность – полтора месяца.
- Курсы для школьников при СПбГУ. Цена – 20 000, срок – сорок восемь академических часов.
- Учебный центр «Твоя школа». Стоимость – 16 000, срок – пятнадцать дней.
- АНО «Руниверс». Цена – 3 000, время – два дня.
Таким образом, профессия историка – интересное направление работы, требующее от специалиста аналитического склада ума, умения работать с источниками информации и творческой жилки. Освоить ее можно в ВУЗе, ССУЗе или на курсах.
С трудоустройством, скорее всего, у выпускника проблем не будет. Кроме того, представитель профессии имеет неплохие перспективы карьерного продвижения. Однако доход историка оставляет желать лучшего.
Это следует помнить при выборе будущей профессии.
Источник: https://specworkgid.ru/obuchenie-professiyam/istorik.html
10 тезисов о том, почему не надо поступать на истфак
Картина Сергея Иванова «Великий государь, царь и самодержец всея Руси»
Я оканчиваю историческую магистратуру. До этого учился в бакалавриате на историческом. В сумме потратил шесть лет (!) на изучение истории. Работаю в маркетинге. Хочу рассказать, что не так с российским историческим образованием.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Я долго думал, чтобы написать свои впечатления от получения исторического образования в России.
Когда я поступал на истфак, то тешил себя мыслью, что получу базовое, фундаментальное гуманитарное образование и смогу потом пойти учиться и работать в любую смежную сферу (СМИ, управление всякими социально-культурными проектами, бизнес в сфере образования). Этими же словами тешил меня тогдашний и нынешний декан факультета.
Ну, окей, поступил. Учиться с детства я умел и любил, поэтому относился и до сих пор отношусь ответственно к учебному процессу. За четыре года я получил всего 3-4 четвёрки и шёл на красный диплом, но на ГОСах сдали нервы и получил «хорошо» вместо «отлично».
За время обучения я проявил большой интерес к научной деятельности и как настоящий историк сидел в архивах (не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге), писал научные статьи, выступал на конференциях и принимал участие в настоящих взрослых научных грантах! В общем, для бакалавра у меня был полный набор, взрослый академический послужной список.
К концу 4 курса я начал задумываться о выборе магистратуры и понял, что надо попробовать что-то смежное. И тут меня осенило. Я в доску гуманитарий.
За четыре года научился анализировать источники, писать и исследовать, но при этом у меня осталось огромное количество пробелов, которые не позволяют мне поступить на социологию, культорологию, филологию.
Про менеджмент, экономику я молчу, хотя были случаи, когда мои однокурсники замахивались на такое и поступали. Я начал думать о том, почему так вышло. Учился отлично, брал максимум от научной деятельности, писал много работ, участвовал в проектах, учил древние языки…
Я приведу десять тезисов, почему не стоит поступать на исторический факультет и что делать, если вы всё-таки поступили, но не хотите после окончания бакалвриата продолжать.
- Исторический факультет, в том виде, в котором он существует в России, -абсолютно оторванная от рынка труда вещь. Вы не найдёте работу, потому что у вас не будет тех практических навыков, которые нужны для нормальной работы.
- В России нет академической среды, где можно расти, развиваться и становиться крупным историком. Если вы решили стать историком после бакалавриата, вам нужно уезжать в Европу или США.
- Гуманитарная база — это что-то из XIX века. Чтобы быть современным, образованным и интересным человеком с так называемой гуманитарной базой, на исторический факультет поступать не надо.
- Никогда при поступлении на истфак не ведитесь на аргумент: «Вы сможете работать где угодно». Нет. Вы сможете писать сносные тексты в СМИ за 30-40 тысяч в месяц, работать в музеях за те же деньги и преподавать в школе. Понятно, что всё зависит от вас. И в школах, и репетиторством можно неплохо зарабатывать, но это ваша единственная возможность, при том, что в этой нише огромная конкуренция.
- В России никто не заинтересован в историках как в специалистах и профессионалах. У нас ужасная архивная система, полумёртвые библиотеки, очень скудный музейный сегмент. Существует немного частных случаев, когда в этой среде происходит что-то заметное и интересное.
- Если вы всё-таки поступили в историческую магистратуру, как я, и поняли, что это полный провал, то попробуйте устроиться на какую-нибудь работу в сфере медиа, SMM, PR или product management. Звучит страшно, да. Но поверьте, если у вас есть голова на плечах, то вы быстро освоите эти сферы и сможете дальше как-то расти и зарабатывать 50-70 тысяч в месяц, параллельно оканчивая несчастную магистратуру.
- Тратьте минимум времени на магистратуру, если вы поняли, что это не ваше. А ещё лучше, если вы захотите через год перепоступить на другую программу, то вообще забирайте документы и работайте.
- Если загорелись историей после окончания бакалавриата и задумали связать свои ближайшие 2-4 года жизни с историческим образованием, то уезжайте за границу и получайте удовольствие от студенческой жизни и нормального гуманитарного образования.
- Вдруг в магистратуре вас посетила мысль, что, может, и в историческую аспирантуру стоит поступить? Нет, ни в коем случае не прислушивайтесь к внутреннему голосу. Вы потратите огромное количество времени, сил и нервов ради того, чтобы написать никому не нужные 200 страниц диссертации и ради того, чтобы устроиться преподом в школе, университете или в лучшем случае исследовательском центре за копейки.
- Наконец, просто задайте себе вопрос. Что значит быть историком в XXI веке, когда вокруг блокчейн, социальные сети и криптовалюты?
Я очень люблю историю и с огромным интересом прожил эти шесть лет. Благодарен всем своим преподавателям, но, правда, не стоит повторять мой опыт.
Специально не называю университет, где учился, потому что мои мысли никак с ним не связаны. И исторический факультет там хороший.
Источник: https://mel.fm/blog/mne-22/57694-10-tezisov-o-tom-pochemu-ne-nado-postupat-na-istfak
Историк: учеба, работа и перспективы
Профессия историка не такая скучная, как может показаться. Современный специалист изучает и фиксирует данные о глобализации, миграции, технологических революциях и не только. Рассмотрим, где он может работать и строить карьеру.
Средняя заработная плата: 45000 рублей в месяц
Рейтинг профессии
Историк – это специалист, который занимается изучением прошлого человечества, руководствуясь знаниями об уже известных исторических процессах и фактах. Задача такого специалиста – воссоздание картины жизни страны, народа и людей в разные периоды. Профессия «историк» связана с исследованием архивных материалов и определением связей между событиями. Давайте подробнее рассмотрим, кто такой историк, какими качествами ему надо обладать и где он может работать.
Среди первых историков наиболее известным является Геродот. Он вел сбор документальных материалов, самостоятельно занимался проверкой их достоверности и упорядочивал их, приводя к форме рассказов. Его труд был высоко оценен знаменитым римским оратором и государственным деятелем Цицероном. Он назвал Геродота «отцом истории».
В России, как и в западноевропейских странах, у истоков исторической науки стояли произведения, изложение событий в которых шло строго по хронологии (зарубежные историографы именуют их хрониками, а наши – летописями).
В этих сочинениях уже прослеживаются первые попытки научного анализа.
Летописцы не только пересказывали события, но и старались объяснить их, определить причинно-следственную связь между ними и раскрыть значение для общества.
В отдельную науку история оформилась в 18 столетии. Первым российским ученым-историком называют Василия Татищева. В своих работах он пользовался методами научного исследования, хотя и излагал материалы в форме летописи. Поэтому характерными чертами его трудов были тяжелый язык и сложность для восприятия.
Прорыв в российской историографии совершил Николай Карамзин. Он стал использовать для написания научных работ доступный для понимания, простой литературный язык. Его многотомный труд под названием «История государства Российского» (1818) побудил общество интересоваться прошлым страны. В этом заключается его особая ценность.
Новый виток в развитии российской историографии тесно связан с историком Сергеем Соловьевым. Он изучал события давно минувших дней не сквозь призму личностей и действий правителей (так поступал его предшественник), а в качестве естественного объективного процесса. Труды С.
Соловьева способствовали появлению исследователей нового поколения, которые стремились выявлять в прошлом естественные закономерности и анализировать их. Кроме того, он является автором теории о государстве и развитии общества, которая стала значимым вкладом в науку.
Именно благодаря ей были определены новые требования к профессии историка.
Описание профессии
Историки занимаются изучением жизни людей на протяжении нескольких тысячелетий. Для удобства предмет исследования был условно поделен на 3 большие части:
- Древний мир;
- Средние века;
- Новое время.
Что делает ученый-историк? Он собирает и интерпретирует историческую информацию, проводя исследовательские изыскания, работает с документами и прочими материалами из архивов. Как выглядит такая работа? Сперва специалист перечитывает древний текст.
Затем он устанавливает его автора, определяет адресата, фиксирует дату создания и вид данного документа. После этого он синтезирует информацию, полученную из источника, с информацией о нем. Результат – интерпретация финальных данных.
В своей работе историк пользуется наработками геральдики, нумизматики, сфрагистики (наука, изучающая печати), палеографии и так далее.
Профессия историка связана с интересным, но кропотливым трудом в хранилищах документов, архивах и библиотеках, музеях и выставочных залах. Также приходится общаться с коллекционерами.
Часть работы такого специалиста – экспедиции этнографического и археологического направления, обязательное участие в симпозиумах и научных конференциях.
Те, кто собирается специализироваться по зарубежной истории, должны быть готовыми к частым командировкам за границу.
Историк может трудоустроиться в следующих учреждениях:
- музеи и исторические заповедники;
- издательства;
- учебные заведения;
- библиотеки, архивы и отделы документации;
- коммуникационные, рекламные и PR-агентства;
- научно-исследовательские центры.
Учеба и ЕГЭ
Как стать историком? Первая ступень в этом направлении – получить высшее образование. Желающим стать представителем этой профессии рекомендуется обратить внимание на такие направления подготовки:
- «История»;
- «Документоведение и архивоведение»;
- «Библиотечно-информационная деятельность»;
- «Антропология и этнология».
Выучиться на историка можно во многих высших учебных заведениях России. В качестве примера приведем несколько из них:
- Ленинградский госуниверситет им. А. Пушкина.
- Брянский госуниверситет им. академика И. Петровского.
- Магнитогорский технический госуниверситет им. Г. Носова.
- Санкт-Петербургский госуниверситет.
- Саратовский национальный исследовательский госуниверситет им. Н. Чернышевского.
- Южно-Уральский госуниверситет.
- Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
Для поступления в любой из перечисленных или какой-нибудь другой вуз абитуриенту потребуется сдать ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. Помните, что высокие баллы дают хороший шанс пройти на бюджетную (бесплатную) форму обучения.
Круг обязанностей
Как уже упоминалось, основной задачей каждого историка является кропотливое исследование прошлого. Исходя из этого, он должен регулярно посещать библиотеки, архивы, музеи, присутствовать на местах, где ведутся археологические раскопки. Представители профессии, которые исследуют историю конкретных народов, обязаны принимать участие в этнографических экспедициях и ездить в командировки.
Вместе с тем значительная часть деятельности историка гораздо менее динамична. Ему приходится тратить достаточно много времени, чтобы тщательно изучить разные исторические источники. Плоды такого труда – новые научные статьи или целые книги.
В процессе их написания специалист должен стараться не только руководствоваться опытом своих предшественников, но и предлагать новые методы исследования.
Некоторые представители этой профессии, кроме непосредственно научной работы, преподают учебные курсы истории в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и вузах.
Итак, профессиональный историк обязан:
- исследовать события, происходящие в жизни человечества;
- изучать отдельно взятые факты и то, как они воздействуют на исторические события;
- прогнозировать грядущие события, руководствуясь опытом предков;
- освещать результаты проведенных исследований, публикуя статьи в специализированной прессе и в литературе научно-публицистического направления;
- проводить научные эксперименты;
- участвовать в археологических раскопках;
- совершенствовать уже имеющиеся научные методики и создавать новые.
Навыки и личностные качества
Историку для успешной работы и карьерного роста требуется владеть рядом навыков и обладать некоторыми важными для такой профессии личностными качествами:
- Навыки работы с несколькими источниками информации одновременно. В основе исследовательской деятельности историка лежит изучение множества письменных документов и данных, полученных в результате археологических раскопок, антропологических разведок и прочих практических изысканий ученых. Ему надо уметь грамотно обрабатывать такую информацию и выделять из нее главное.
- Аналитический склад ума и логическое мышление. Деятельность историка связана с детальным анализом изучаемых им источников. Чтобы сделать правильные выводы на основе полученных данных, он должен уметь применять логические методы.
- Внимательность. Историки работают с важными документами. Чтобы не упустить ни одной детали, надо быть предельно внимательным.
- Креативность. Создавать исторические теории – это в какой-то мере процесс творческий. Если с креативностью все плохо, написать хорошую научную работу в данной сфере практически невозможно.
На изучение письменных материалов требуется достаточно много времени. Поэтому историку понадобятся такие бесценные для его профессии качества, как усидчивость, терпение и готовность к рутине.
Текстовые источники, как правило, насыщены датами, именами и событиями. Следовательно, специалисту нужны будут хорошая память и умение систематизировать знания.
Кроме того, он должен быть эрудированным, иметь широкий кругозор, владеть способностью сопоставлять разные факты, а также уметь стройно и грамотно излагать мысли.
Уровень заработной платы
Чаще всего историки трудоустраиваются в государственные учреждения – учебные заведения (школы, институты, университеты), научно-исследовательские институты и прочие подобные организации. Зарплата специалиста там, как известно, довольно низкая.
В среднем по Москве оплата труда историка колеблется от 35 тысяч до 70 тысяч рублей. Это самый высокий уровень. В регионах ее размер составляет от 20 тысяч до 45 тысяч рублей. Среди них лидируют Воронежская и Ленинградская области.
Карьерный рост
Историк может работать в разных сферах: в образовании, науке, культуре. Востребованность такого специалиста во многом зависит от значимости его достижений.
Высококвалифицированные профессионалы нужны всегда. А вот если ваш уровень средненький, на повышение можно даже не рассчитывать.
В таком случае лучше и вовсе сменить род деятельности, чем сидеть годами на одном рабочем месте, получая минимальную зарплату.
Карьерный рост историка выглядит как переход на вышестоящую должность в той организации, где он трудоустроен. К примеру, в образовательном учреждении можно сначала возглавить кафедру, а потом – факультет или институт.
Помимо этого, представители этой профессии могут регистрироваться как индивидуальные предприниматели и предоставлять репетиторские и прочие образовательные услуги. Причем как самостоятельно, так и по контракту, числясь в штате частного учебного заведения.
Устроиться на работу по специальности в столице историку намного проще. Невысокая зарплата – основная причина наличия вакантных мест. А вот в других городах с трудоустройством могут возникнуть сложности.
Текучка среди представителей этой профессии там обычно очень низкая.
Перспективы профессии
Обучение на историческом факультете дает фундаментальное образование. В результате выпускник вуза получает знания внушительного диапазона, которые открывают перед ним широкие перспективы. Многие полагают, что диплом историка – пропуск на работу только в школу, в лучшем случае – в вуз. Это ошибочная точка зрения. Ведь на практике все происходит совершенно по-другому.
Историк может построить отличную карьеру в искусстве и журналистике. Не секрет, что сегодняшние публицисты, аналитики, а также радио- и телеведущие в свое время окончили исторический факультет или институт.
Кем еще может стать представитель этой профессии? Из него может получиться неплохой общественный деятель, политик или дипломат.
Кроме того, можно развиваться как ученому: быть организатором экспедиций‚ писать научные труды‚ принимать участие в конгрессах и конференциях.
Юлия Заблоцкая
Отзывы, комментарии и обсуждения
Источник: https://edunews.ru/professii/obzor/nauka/istorik.html
Профессия историк: обязанности, плюсы и минусы, интересные факты
Историк – специалист, изучающий события прошлого и настоящего, исследующий архивные материалы, где хранится информация о действиях на протяжении всей истории человечества и до него. Историки воссоздают картину жизни отдельных государств, народов и личностей разных периодов, а также анализируют закономерности развития социума и устанавливают причины и следствия между разными событиями.
История делится на разные категории:
- всеобщая история (изучение истории со времен появления письменности до настоящего времени);
- история Древнего мира (изучение истории Древней Греции, Рима, Египта, Месопотамии и т. д.);
- история раннего и позднего Средневековья;
- история Нового времени (конец XV по XVII в.);
- новейшая мировая история;
- отечественная история;
- новейшая история России (конец XIX в. по 2000-е гг.);
- археология (изучение истории с помощью вещественных источников – орудия труда, посуда, украшения, постройки, произведения искусства и др.);
- этнография (изучение происхождения народов и других этнических образований);
- источниковедение (изучение исторических источников и историко-культурных явлений);
- история искусств (процесс развития искусства с древнейших времен по настоящее время).
Основные обязанности историков:
- изучение событий жизни человечества;
- изучение исторических фактов и их дальнейшего влияния на ход событий;
- прогноз будущих событий на основе опыта прошлых лет;
- изложение результатов исследований в научной, публицистической литературе и в прессе;
- участие в археологических раскопках.
Личностные качества
Историк должен обладать аналитическим складом ума, отличной памятью, иметь предрасположенность к гуманитарным наукам. Кроме того, ученому следует быть готовым к монотонной, рутинной работе.
Как стать историком
Чтобы стать историком, необходимо получить высшее профильное образование. Кроме этого, помимо истории хороший специалист знает географию, экономику, иностранные языки, философию, культурологию и основы искусствоведения, а также религиоведение.
Профессию можно получить в любом гуманитарном вузе, но ведущими учебными заведениями по данному направлению считаются:
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ);
- Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ);
- Московский педагогический государственный университет (МПГУ);
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ);
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС);
- Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ).
Где работать
Историки работают в школах, вузах, музеях и мемориальных комплексах. Кроме того, специалисты занимаются личными исследованиями, пишут научные работы, а также создают собственные исторические и околоисторические проекты. Историки встречаются даже в массмедиа – например, в научно-популярном журнале «Историк», издательском доме «Коммерсант» и др.
Источник: https://www.examen.ru/add/manual/spisok-professiy/istorik/