Плюсы и минусы социально ориентированной рыночной экономики

calendar_today 27 ноября 2017

visibility 11713 просмотров

Проблема рыночной экономики – это довольно глобальный вопрос, к рассмотрению которого нужно подходить с разных сторон.

Рыночная экономика является наиболее известной темой для споров среди знаковых экономистов современности. Их мнения часто бывают совершенно противоположными.

  • Принято считать, то понятия рыночной экономики в ее чистом виде не существует вовсе.
  • На практике данный вопрос подразумевает под собой смешанный тип экономики, предусматривающий минимальный уровень присутствия государственного аппарата, а также максимальное рыночное влияние.
  • Если говорить о рыночной экономике именно в таком понимании, то ее достоинства и недостатки видны наиболее отчетливо.
  • Главными признаками, характеризующими рыночную экономику, являются: возможность использования и безраздельного владения собственным капиталом, рассредотачивание экономического благосостояния, приоритет личной инициативы производителей и минимальное вторжение в данный процесс государства.

Плюсы и минусы социально ориентированной рыночной экономики

Преимущества рыночной экономики заключаются в следующем:

  1. Рыночную экономику считают одним из главных двигателей технического прогресс. Данное обоснование весьма понятно, ведь высокий уровень конкурентности, который гарантирует хорошее качество производимого продукта, не допустит на рынок некачественные товары (они попросту не выдержат конкуренции).

  2. Для рыночной экономики не существует понятий дефицита, очередей и товарного голода. Предложение в данном случае определяется спросом на товар, поэтому вся производимая продукция востребована.
  3. Эффективное и целесообразное использование производственных ресурсов.

    Товаропроизводитель наиболее должен заботиться о процессе минимизации денежных вкладов, поэтому нужные ресурсы он направляет именно в те зоны, где они будут давать самую высокую отдачу.

  4. Прибыль в данном случае будет напрямую зависеть от вклада и уровня работы.

    Если предприниматель делает реальный вклад в свое производство, и заботится о создании востребованного потребителями продукта, тогда он получит максимальный уровень доходности. Для тех, кто грамотно организовывает работу и является владельцем ценных ресурсов, рыночная экономика гарантирует высокую прибыль.

  5. Полная экономическая свобода, которая выражается в предпринимательской свободе, свободе выбора категории покупателей и продавцов, свободе транспортировки ресурса, установки ценовой политики и т.д.

Недостатками рыночной экономики являются:

  1. Маленькая стабильность. Рыночная экономика являет собой систему циклического характера, и ее постоянная динамика, а также уровень инфляции и частичная занятость может подорвать всю налаженную систему.
  2. Имеющаяся тенденция к монополизации рынка.

    Сама рыночная экономика, по сути, может уменьшать конкурирующие силы. Данная закономерность приводит к монополизации и возможности тайного сговора среди фирм.

  3. Невозможность компенсирования некоторых внешних издержек.
  4. Условиями рыночной экономики не предусмотрено производство общественных благ.

    Невозможным является производство охраны общего порядка, национальной обороны, пожарной безопасности и прочего. Также данный механизм не помогает сохранить природные ресурсы страны, и не может проводить регулирование их использования (речь идет о газе, нефти, угле и прочих природных ценностях).

  5. Благодаря рыночной экономике возникает расслойка общества. Создающаяся дифференциация доходов способствует социальной расслойке.
  6. В условиях рыночной экономики возникает плохая информативность.
  7. Повышение уровня безработицы, возникновение целого ряда социальных проблем.

    Эти факторы появляются в следствии жестокой конкуренции. Они вполне могут подорвать стабильность в стране, вызвать значительные социальные колебания и даже подорвать доверие к государственной власти в стране.

Плюсы и минусы социально ориентированной рыночной экономики

Рыночная экономика – это самодостаточный механизм, истоки которого уходят в глубокую древность. Он был популярнее много веков назад и на сегодняшний день является весьма эффективным.

Не лишена рыночная экономика и минусов, среди которых находится дифференциация дохода, невозможность компенсирования внешних издержек и т.д.

Сравнив все плюсы и минусы данной системы можно отметить, что рыночная экономика вовсе не совершенна, но, не смотря на это, она гарантирует высокий уровень качества товаров, соотношение спроса и предложений, а также регулирует наличие на рынке количества недобросовестных производителей.

Источник: https://WomensTalk.ru/138-ekonomika.html

Плюсы и минусы рыночной экономики

Как показывает опыт, все процессы в мире и обществе взаимосвязаны и взаимозависимы. Человеческие потребности послужили причиной возникновения трудовой деятельности.

Рост потребностей стимулировал усложнение труда, вовлечение в него большего количества ресурсов, формирование согласованности в действиях участников производства.

В ходе трудовой (производственной) деятельности формируются различного рода отношения не только между непосредственными участниками процесса, но и между всеми членами общества.

Данные отношения возникают на основе собственнических интересов, вопросов распределения благ, участия в решении ключевых вопросов производства (что производить, когда, в каком объеме и т.п.).

Эти отношения стали в последующем определяющими при формировании общественно-экономических формаций и разных видов государственного строя.

Таким образом ясно видно, что производственная деятельность формирует сложную систему отношений.

Определение 1

Экономической системой называется вся совокупность (система) сложных отношений между участниками экономической деятельности (субъектами хозяйствования) входе вовлечения в производство всех наявных видов ресурсов на основании права собственности и нормативно-правовой базы, включая отношения в вопросах управления производством и распределения производимого продукта и различных материальных благ.

Плюсы и минусы социально ориентированной рыночной экономики

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Состав и строение (структура) экономической системы представлена следующими компонентами:

  • экономические объекты;
  • экономические субъекты;
  • базовые экономические отношения.

Экономическими объектами называется все разнообразие ресурсов, имеющееся в распоряжении общества.

Экономическими субъектами называются все участники процессов производства, реализации и распределения материальных благ и услуг. В эту категорию входят как частные лица, так и предприятия и организации всех форм собственности, государства, надгосударственные организации, межнациональные корпорации и межгосударственные объединения.

Базовыми экономическими отношениями называются отношения между экономическими субъектами, формирующиеся на основе права собственности на ресурсы и средства производства.

Разнообразие экономических систем

Указанные выше компоненты могут сочетаться между собой в различных вариациях. Ключевым вопросом является вопрос собственности на средства производства. Поэтому ученые условно выделяют четыре основных типа экономических систем:

  • традиционную;
  • рыночную;
  • административную;
  • смешанную.

Первой из возникших систем была традиционная. Она оформилась в условиях общинного строя. В те времена все ресурсы находились в собственности общины.

Управленческие решения и распределение происходило в соответствии с существующими обычаями и традициями.

Данная система (с определенной долей трансформации) сохранилась на протяжении рабовладельческого и феодального строев, существует и по сей день.

На основе государственной собственности на средства производства и ресурсы возникла плановая экономика. Ее еще называют административной или командно-административной. Государство односторонне принимает решения в сфере управления и распределения. Принятые государственные планы имели директивную силу государственных нормативно-правовых актов.

Особенности рыночной экономической системы

В условиях позднего феодализма начали закладываться основы рыночной экономической системы. Ее основой стала частная собственность на средства производства и ресурсы. Управление производством происходило посредством рыночных механизмов.

Характерными особенностями рыночной экономики являются следующие признаки:

  • ограничение до минимума вмешательства государства;
  • право регулирования цен принадлежит производителям и конкурентам (свободное ценообразование);
  • распределение благ происходит в соответствии с возможностями потребителей (уровнем их доходов);
  • предложение товаров рождается и регулируется спросом на них;
  • частная собственность гарантирует свободу предпринимательства и частной инициативы.

Считается, что рыночная экономическая система – самодостаточное и саморегулирующееся образование. Многие ученые рассматривают смешанную экономику в качестве усовершенствованного варианта рыночной системы.

Преимущества рыночной экономики

Придя на смену устаревшим устоям феодального общества, рыночная экономика сразу продемонстрировала свои преимущества. Ресурсы в процессе производства распределялись максимально эффективно (с наибольшей выгодой). Благодаря взаимодействию спроса и предложения, рыночная экономика эффективно и быстро реагирует на любые изменения внешних и внутренних условий.

Преследование целей получения большей выгоды стимулировало финансирование производителями науки, технологических разработок, научно-технического прогресса.

Внедрение этих разработок повышало эффективность производства и рост благосостояния всех членов общества.

в вопросах производства и реализации продукции допускалась полная свобода выбора и действий как со стороны производителей. так и со стороны потребителей.

Недостатки рыночной экономики

Замечание 1

К сожалению, совершенных систем не существует. Имеются недостатки и у рыночной экономики. Принцип личной выгоды не стимулирует производителей производить или финансировать общественные блага и социальную сферу. Некоторые виды производства могут наносить ущерб окружающей среде. Применение очистных сооружений и природоохранных мероприятий являются затратными и невыгодными производителю.

В ходе конкурентной борьбы происходит монополизация экономики. Это приводит к экономически необоснованному ценообразованию, нарушениям в производстве и потреблении товаров. В конечном итоге это приводи к появлению кризисных процессов в экономике и обществе, нарушению социальных отношений.

В период рыночной экономики не происходит регулирования возобновляемых ресурсов, не контролируется потребление невозобновляемых ресурсов. Научные и фундаментальные исследования не всегда выгодны предпринимателям. Поэтому существует дефицит их финансирования.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/modeli_rynochnoy_ekonomiki/plyusy_i_minusy_rynochnoy_ekonomiki/

Плюсы и минусы рыночной экономики

Преимущества
рынка:

  • эффективное распределение ресурсов;
  • возможность функционирования при ограниченной информации о цене и издержках;
  • гибкая приспособляемость к изменениям (в 70-х годах рост цен на энергоносители обусловил разработку альтернативных источников и ресурсосбережение);
  • оптимальное использование результатов НТР;
  • свобода выбора и свобода действий;
  • способность к удовлетворению разнообразных потребностей.

Негативные
стороны рынка:

В
экономической литературе выделяются
5
«фиаско«
(или
«провалов«)
рынка:

  • не производит общественные блага. Общественные блага – это блага, потребление которых одним лицом не может исключить их из потребления других лиц. Примеры: внутренняя и внешняя безопасность, научные знания. Проблема «безбилетников». Особенность знаний — частичного преодоления их характера общественного блага удается достичь при помощи засекречивания результатов исследований, а также патентной системы.
  • существование побочные эффекты (экстерналии). Относится к ситуации, когда производство того или иного блага сопряжено с позитивным или негативным эффектом для общества, не учитываемым рынком (например, загрязнение окружающей среды).
  • естественно возникающие нарушения условий совершенной конкуренции. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии, создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка (в виде высоких цен, а следовательно, наличия сверхприбыли). На рынке технологий ситуация «провалов» рынка появляется достаточно часто и выражается главным образом в усилении монопольной власти отдельных фирм, обладающих уникальной технологией и производящих уникальную продукцию, не имеющей аналогов или близких заменителей. В связи с этим устанавливаются цены монопольно высокие, приводящие к потерям общества от недопроизводства и недопотребления товаров, или монопольно низкие, что, в свою очередь, ограничивает конкуренцию между фирмами;
  • порождает недостаток информации у хозяйственных субъектов и ее асимметрию. Случаи асимметрии информации выражаются в неосведомленности всех участников о технологиях, ценах, методах государственной и негосударственной поддержки и финансирования и т.д. Асимметрия информации о финансовых инновациях как один из примеров «провалов глобального рынка» привела к глобальному финансовому кризису 2008-2009 гг. Обладая формальными признаками финансовых инноваций, спекулятивные инструменты фондового рынка включают существенную субъективную составляющую, человеческий фактор их умелого рискованного использования.
  • рынок может действовать, но общество не согласно с результатами его действия. Здесь — два варианта. Первый — мериторные блага; примеры: наркотики, с одной стороны, симфонические концерты (культурные услуги), с другой. Второй — негативное отношение общества к ряду общих последствий функционирования рынка (например, к высокой дифференциации доходов, распространению бедности, наличию значительных по размерам маргинальных слоев населения и т.п.).

Кроме
этих «фиаско»
рынка к его негативным сторонам также
относят:

  • не сохраняет невоспроизводимых ресурсов;
  • не регулирует мировых богатств (например, рыбных);
  • не создает коллективных благ;
  • не обеспечивает фундаментальных исследований;
  • удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги, не производит социально значимые товары;
  • подвержен нестабильности (цикличность экономического развития).

вопросы для самопроверки:

  1. В чем состоит сущность и структура рынка?

  2. Каковы наиболее важные условия существования рынка?

  3. Дайте определение рыночного спроса и сформулируйте закон спроса.

  4. Что характеризует показатель эластичности спроса и/ или предложения?

  5. Представте графическую интерпретацию рыночного равновесия и покажите возможные изменения в рыночном равновесии в результате влияния неценовых факторов спроса и предложения.

  6. Дайте определение рыночной инфраструктуры и раскройте ее основные элементы.

  7. Назовите основные достоинства рынка.

  8. В чем заключается минусы рынка?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

Источник: https://studfile.net/preview/6058373/page:23/

Социально-ориентированная рыночная экономика: черты, принципы и направления. Особенности белорусской модели развития

1)  рыночное хозяйство.

2)  социальная сфера.

Их соотношение, структура 
не могут заранее обозначиться жестко и строго, поскольку будут реально 
зависеть от конкретных условий (от уровня развития страны, ее экономического потенциала, истории, менталитета и т.п.), поэтому 
могут быть неодинаковыми в разных странах.

Такая вариативность структуры 
социальной рыночной экономики заложена самой этой формулой, в которой 
«социальная» и «рыночная» сосуществуют на равных. В этой двойственности есть и плюсы и минусы.

Минус состоит 
в недостаточной определенности и четкости, а плюс в том, что 
на базе этой формулы возможны варианты сочетаний, составляющих компонент.

Главное, чтобы они были в рамках основополагающих принципов данной системы, не выходили из ее координат.

Когда говорится о социальной ориентации, чаще всего подразумеваются западноевропейские государства, которые, хотя и не добились таких высот в развитии экономики, но основной целью функционирования общества выдвигают обеспечение социального диалога, партнерства, высокого уровня и качества жизни, социальной защищенности и бесконфликтности. С особой трепетностью граждане нашего государства традиционно относились к шведской модели, в которой реализовались аспекты, до сих пор не воплощенные в реальности нашего государства.

В основу количественных критериев социально-ориентированной экономики могут быть положены следующие: место социальной политики среди приоритетов развития, распределение социальных функций между государством и иными субъектами хозяйствования, доля государственной собственности в экономической системе, объем перераспределяемого ВВП. [1]

Использование подобного 
рода параметров позволяет выделить четыре

модели: либеральную, консервативную, социал-демократическую и рудиментарную.

Либеральный режим (Великобритания) основывается на приоритете рыночного механизма, относительно низком объеме ВВП, перераспределяемом через налоговую и бюджетную систему (не более 40%), осуществлении преимущественно пассивной политики на рынке труда, ориентированной на выплаты пособий по безработице, высоком удельном весе частных и общественных компаний в сфере производства частных услуг. Определенное государственное вмешательство в функционирование экономики несущественно изменяет условия жизни населения, которые обеспечивает рынок.

Консервативный 
режим основан на рыночной логике распределения, относительно большой доле перераспределяемого ВВП (около 50%), ориентации на поддержание полной занятости, развитой системе социального диалога и партнерства.

Существенное внимание уделяется проблемам оказания социальной помощи и социального обеспечения. Страховые фонды формируются в основном за счет работодателей.

Подобный режим развивается в Германии, Франции, Италии, Австрии и Бельгии.

Социал-демократический режим реализуется посредством перераспределения 50–60% производимого ВВП, активной политики на рынке труда, ориентации социальной политики на конкретного человека. Для экономики характерны высокий уровень дотаций и субсидий.

Чрезмерные трансферты обеспечиваются высокими ставками налогообложения, что существенно снижает стимулы для предпринимательства и трудовой деятельности. В последнее время этот режим подвергается существенным модификациям.

В качестве примеров можно определить Швецию, Данию, Норвегию и Финляндию.

Рудиментарный режим характерен для наименее развитых стран региона,

в которых высок уровень 
безработицы, объемы перераспределяемого ВВП могут существенно колебаться от 40% (в Испании) до 60% (в Греции). Социальная политика рассчитана на наиболее бедные категории граждан.

Наибольший интерес для 
рассмотрения заслуживают шведская модель и

современные попытки ее реформирования. Это обусловлено следующими моментами. Во-первых, здесь традиционно в качестве приоритетов социально-экономического развития рассматривают полную занятость и выравнивание доходов. Во-вторых, в данном государстве с 1932 г. (за исключением периода 1976–1982 гг.) у власти находятся социал-демократы. В-третьих, здесь

очень сильную позицию 
имеют профсоюзы, которые оказывают существенное влияние на уровень и динамику заработной платы. В-четвертых, представители данной нации очень близко воспринимают идею равенства.

  • Сам термин «шведская модель» 
    используется в нескольких контекстах:
  • – для определения типа экономической системы, в которой существенное влияние на развитие и динамику рыночной экономики оказывает государство;
  • – для характеристики специфической 
    ситуации на рынке труда, когда определенное место отводится системе проведения коллективных переговоров на основе активного участия профсоюзов;
  • – для определения активной политики на рынке труда и осуществления перераспределительной функции государства как приоритетов социально-экономического развития;
  • – как совокупность факторов социально-экономического и политического развития, которые обеспечивают достижение высокого уровня и качества
  • жизни, а также разветвленность социальной политики.

Основным элементом шведской социальной политики выступает социальное страхование. Его основная цель заключается в обеспечении граждан средствами в случае безработицы, болезни, необходимости получения медицинской помощи, рождения ребенка, по старости, в связи с несчастными случаями и травмами на производстве.

Система страхования здоровья является средством создания условий для социально-экономического равенства. Она делает возможным получение медицинских услуг в случае необходимой неотложной медицинской помощи наравне с другими.

Система социального страхования финансируется за счет налогов, взносов предпринимателей, трудящихся и неработающих по найму, доходов по процентам и вычетов из капитала различных фондов. Швеция явилась пионером во многих социальных начинаниях.

Это касается, прежде всего, института социального партнерства, начало которому было положено в 1938 г., когда Шведская федерация профсоюзов и Шведская федерация работодателей подписали соглашение о мирном урегулировании трудовых конфликтов и необходимости заключения трудовых соглашений.

Помимо этого, Швеция раньше всех пришла к необходимости и начала осуществлять активную политику на рынке труда; ввела запрет на строительство АЭС; стала перераспределять огромные средства через бюджет; выработала курс на построение общества всеобщего благоденствия.

Несомненными достижениями шведского общества являются следующие:

  • обеспечение высокого уровня жизни и социальных гарантий большей части населения общества без социальных потрясений и политических конфликтов;
  • высокий уровень политической культуры, который позволил сформировать общественную систему диалога и кооперационный характер отношений между различными слоями населения;
  • достижение высокого уровня социально-экономического развития и реализация таких важных экономических целей, как полная занятость, стабильный уровень цен, долговременный динамичный экономический рост;
  • приоритет развития человеческого фактора, творческого начала в стимулировании трудовой деятельности, что нашло свое отражение в концепции «человеческого капитала». [2, с 154]

Анализ развития шведской экономики позволяет сделать вывод о том, что она построена в первую очередь на идеях кейнсианства относительно места и роли государства в экономической системе. Первая реформа экономики в этом государстве была проведена в условиях Великой депрессии 1930-х гг.

Выход из создавшейся ситуации был найден за счет усиления государственного вмешательства в экономику, причем в Швеции с самого начала государство стало выполнять чрезмерные социальные функции. Основоположником шведской модели считается Г.

Мюрдаль, который совершенно правильно обосновал связь развития техники и технологии с прогрессом социума, ибо все, что делается, целью своей имеет благо для человеческого общества. Стабильность в обществе была достигнута за счет компромисса между государством, предпринимателями и трудящимися, которые признали взаимные уступки друг другу.

Рабочие отказались от проведения широкомасштабных политических акций, общенациональных забастовок и призывов к национализации собственности. Наниматели признали за государством право на осуществление социальных реформ. В результате сформировалась особая культура, в рамках которой все проблемы общества решались только мирным путем.

Была достигнута, по сути, максимальная степень государственного вмешательства в рыночную систему. В период расцвета шведская модель характеризовалась разветвленной и комплексной системой социальной защиты населения.

Более 50% ВВП проходило через перераспределительные каналы, гарантировалось бесплатное образование, возможности получения бесплатных медицинских услуг, пособия по болезни или уходу за ребенком составляли 90% заработка. Чрезмерные социальные выплаты тяжелым бременем легли на плечи предпринимателей и частного сектора экономики. Высокие ставки налогов перестали стимулировать инвестиционную активность, экономическая модель стала давать сбои.

Кризис политической, экономической 
и социальной действительности стал проявляться в снижении или даже отсутствии темпов экономического роста, развертывании инфляционных процессов, росте безработицы.

Шведская экономика, функционировавшая в условиях полной занятости, столкнулась с невиданным ранее уровнем безработицы. Наибольшего значения в 9.9% он достиг в 1997 г. Выход был найден за счет сокращения государственного сектора в экономике, проведения консервативных преобразований.

Это происходило накануне присоединения к ЕС. Шведское законодательство было приведено в соответствие с принципами Евросоюза.

Реально это выразилось в существенном снижении ставок налогообложения, что не замедлило позитивно сказаться на экономике; сокращении масштабов и размеров социальных выплат, результатом чего стало углубление дифференциации в обществе.

Де-регулирование экономики позволило повысить конкурентоспособность шведских товаров на мировом рынке, уменьшить долю традиционных и повысить долю наукоемких производств; возросла степень концентрации капитала. Экономическая система стала постепенно переходить к фазе оживления деловой активности, вследствие чего стала снижаться безработица. На современном этапе уровень последней стабилизировался в пределах полной занятости.

Если сравнивать шведскую экономику, например, с немецкой, то можно отметить определенное сходство и отсутствие элементов особой оригинальности.

Несомненно, в начальный момент развития шведской модели определенные ее черты были новы и неповторимы, но затем другие государства стали повторять некоторые из них.

Сегодня можно констатировать, что процессы развития социальной ориентации стран континентальной Европы и Скандинавского полуострова идут навстречу друг другу.

Первые идут по пути формирования справедливого, высокоразвитого социально-ориентированного общества на наднациональном уровне, а скандинавским государствам пришлось несколько либерализовать свои экономики с целью придания им относительной гибкости, способности принимать и быстро адаптироваться к переменам, уменьшению перегруженности государственного бюджета социальными расходами, но сохранению при этом высокого уровня социальных гарантий в обществе.

Наиболее развитой страной 
европейского континента является Германия, которая по объему ВВП уступает только США и Японии. Объем ВВП на душу населения составляет в стране 23836 долл. в год (2003г.

) (по паритету покупательной способности) Экономическая система современной Германии носит наименование «социального рыночного хозяйства». Она характеризуется достаточно существенной ролью государства в экономике, особенно в сравнении с США или Великобританией.

Основу системы составляет деятельность государства, которое пытается осуществить перераспределение социальных благ между всеми членами общества; при выполнении своих функций оно опирается на крупные банки.

Позиции данных финансовых институтов в экономике Германии с учетом фактического влияния на государство и бизнес оказываются существенно сильнее, чем в других государствах.

Впервые термин «социальное 
рыночное хозяйство» и основные характеристики этого феномена были изложены в работе А. Мюллера-Армака «Регулирование экономики и рыночное хозяйство» 1947 г. Популярность новой

теории, пытавшейся соединить 
рыночную экономику и социальную направленность системы, была высочайшей. Дело в том, что мировой кризис 1929–1933 гг. показал неэффективность саморегулирования рыночной экономики.

В этой обстановке в среде экономистов стали складываться два подхода, каждый из которых претендовал на главенствующее положение в объяснении дальнейшего развития рынка: кейнсианство и неолиберализм.

Сторонники первого обосновывали необходимость государственного регулирования экономики; другие пытались переосмыслить и усовершенствовать взгляды неоклассической школы применительно к новым реалиям. [1]

Современная немецкая модель характеризуется следующими чертами. Во-первых, важной чертой является индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. Это обеспечивается спецификой осуществляемых государством функций, среди которых следует выделить следующие:

  • политика хозяйственного порядка, то есть обеспечение свободы деятельности хозяйствующих агентов на основе поддержания конкуренции и противодействия монополистической деятельности;
  • поощрение малого и среднего бизнеса, развитие устойчивого и многочисленного среднего класса;
  • социальная политика, направленная на защиту тех, кто по определенным причинам не может обеспечить себе достойное существование (инвалиды, пенсионеры, безработные), а также перераспределение доходов в обществе с целью устранения резких перекосов в распределении;
  • экологическая политика, направленная на сохранение и поддержание окружающей среды;
  • политика экономического роста и структурных сдвигов путем сглаживания конъюнктурных колебаний и ориентации на такие макроэкономические цели, как стабильность денежной единицы, полная занятость и равновесие платежного баланса.

Следующей чертой немецкой модели является защита и поощрение конкуренции. Чрезмерное внимание этому аспекту обусловлено тем, что Германия долгое время считалась «классической страной картелей»: их бурный рост в конце XIX – начале XX вв. приводил в смятение как либералов, считавших их угрозой индивидуальной свободе, так и социалистов, принимавших их за ростки нового общества.

Источник: http://stud24.ru/economics/socialnoorientirovannaya-rynochnaya-jekonomika-cherty-principy/416452-1428754-page2.html

Социально ориентированная рыночная экономика (стр. 1 из 8)

  • МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
  • КУРСОВАЯ РАБОТА
  • ПО ДИСЦИПЛИНЕ “МАКРОЭКОНОМИКА”
  • НА ТЕМУ: “СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ
  • МОДЕЛЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ”
  • Выполнила:
  • студентка
    II курса
  • факультета экономики
  • специальности ЭиУП
  • гр.1006
  • Хомко Наталья Николаевна
  • МИНСК 2003
  • Содержание

    :
  • ВВЕДЕНИЕ_ 3
  • ГЛАВА 1: “ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ “_ 4
  • ГЛАВА 2: “ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИМЕРЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ_ 7
  • 2.1 СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА_ 7
  • 2.2 ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ_ 8

2.3. НЕМЕЦКАЯ или КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 13

  1. ГЛАВА 3:” РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ”_ 18
  2. 3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ЕГО УРОКИ_ 18
  3. 3.2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В БЕЛАРУСИ_ 19
  4. 3.3 АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ_ 22
  5. ВЫВОД_ 30
  6. Список используемых источников: 31
  7. ВВЕДЕНИЕ
  8. Тема, которую автор рассмотрел в своей курсовой работе, на сегодняшний день является весьма актуальной для нашей республики, которая стремится к рыночной экономике так, как двенадцать – тринадцать лет назад стремилась к коммунизму.
  9. Целями работы являются:
  10. · описать сущесивующие на сегодняшний день модели рыночной экономики;
  11. · определить, что можно взять для себя из опыта других стран (Швеция, Германия);
  12. · показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления и оздоровления.
  13. Задачами социально ориентированной рыночной экономики являются:
  14. · достижение полной занятости;
  15. · увеличение доли предоставления социальных услуг через государственные, частные учреждения и организации;
  16. · увеличение доли социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели;
  17. · адресность социальной политики.
  18. ГЛАВА 1: “ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ “
  19. Нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:
  20. · от географического положения;
  21. · от наличия природных ресурсов;
  22. · от исторических условий развития;
  23. · от традиций населения и его обычаев;
  24. · от уровня развития производительных сил;
  25. · от социальной направленности общества.
  26. Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.
  27. Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся:
  28. · наличие многообразных форм собственности;
  29. · преобладание свободных цен на товары и услуги;
  30. · развитая система свободной конкуренции;
  31. · распространение предпринимательской деятельности;
  32. · определенная система государственного регулирования экономики.
  33. Можно выделить несколько характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях.
  34. АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ

  35. Эта модель получила название “либеральная модель капитализма”. Ее характерными особенностями являются:
  36. · малый удельный вес государственной собственности. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами или резким подъемом экономики;
  37. · минимальная регулирующая роль государства в экономике;
  38. · всемерное поощрение предпринимательства.
  39. · большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратных разрывов между главой фирмы и служащими;
  40. · приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.
  41. ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ

Функционирование этой модели больше основано на исторических традициях Японии, на приоритете интересов нации над личными интересами, высокой трудовой дисциплинированности и ответственности работников, сильно развитой восприимчивости ко всему новому.

За счет перечисленных и других факторов достигается значительное снижение себестоимости продукции, ее высокое качество, что обеспечивает высокую конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке.

Японцы не преувеличивали роль “свободного рынка” с послевоенных лет активно применяют механизмы макроэкономического планирования. К основным чертам японской модели относятся:

  • · высокий уровень гос. воздействия на основные направления национальной экономики;
  • · составление пятилетних планов укрепления и развития сил самообороны, которые развиваются с 1957г. Перед тем как произошло “Японское чудо”, был составлен 30-летний стратегический план вывода экономики из кризисного состояния и создания высокоэффективных производств;
  • · широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;
  • · незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет семнадцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими;

· социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы и ухода на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих во многом возлагаются на корпорации и объединения.

  1. НЕМЕЦКАЯ МОДЕЛЬ или КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ (Германия, Австрия, Швейцария, отчасти Франция)

  2. Отличительными особенностями немецкой модели являются:
  3. · значительный удельный вес гос. собственности;
  4. · сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем;
  5. · различие в уровне заработной платы является незначительным;
  6. · решающая роль отводится банкам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия.
  7. ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ или СКАНДИНАВСКАЯ (Швеция, Дания, Норвегия и Финляндия)

Отличительной особенностью шведской модели является: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о мало — обеспеченных слоях населения. Высокая норма налогообложения позволяет государству сосредоточивать в своих руках значительные финансовые средства и направлять их на решение социальных задач.

В результате в стране один из самых низких уровней безработицы, в значительной степени выравнены текущие доходы населения. В последнее время, правда, все чаще звучат голоса о том, что подобная “благотворительная” деятельность государства вносит негативные моменты в развитие общественной деловой активности, не инициируя ее.

  • ГЛАВА 2: “ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИМЕРЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ

  • 2.1 СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

  • Опыт формирования социальной рыночной экономики в странах Запада позволяет сформулировать основные принципы этого вида экономической системы.

— Принцип главенства права. Соц. рыночная экономика может быть реализована только в правовом государстве, где утверждается всеобщее уважение и соблюдение общественных законов, особенно в сфере экономики.

  1. — Принцип устойчивости экономического роста как материальной основы для всеобщего и справедливого благосостояния.
  2. — Принцип свободы экономической деятельности субъектов хозяйствования в рамках существующих законов.
  3. — Принцип полной занятости трудоспособного населения, условия для которого должно создавать государство.

— Принцип установления соц. гарантий населению.

— Принцип социальной справедливости.

— Принцип социальной защиты людей.

— Принцип соц. партнерства, обеспечивающее равноправие и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государством.

— Принцип ответственности граждан за экономическую эффективность как своей, так и общей деятельности, а также за свой образ жизни.

Исходя из принципов, можно представить основные функции социальной рыночной экономики. Таким образом, если общей функцией любой экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества, то она, естественно, остается таковой и для соц. рыночной экономики. Тогда другими, специфическими ее функциями будет:

  • · удовлетворение социальных потребностей общества граждан;
  • · обеспечение социальной справедливости;
  • · обеспечение роста материального и духовного благосостояния всех слоев общества в меру экономического роста;

Источник: https://mirznanii.com/a/261660/sotsialno-orientirovannaya-rynochnaya-ekonomika

Социально ориентированная рыночная экономика

им образом, если общей функцией любой экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества, то она, естественно, остается таковой и для соц. рыночной экономики.

Тогда другими, специфическими ее функциями будет:

  • удовлетворение социальных потребностей общества граждан;
  • обеспечение социальной справедливости;
  • обеспечение роста материального и духовного благосостояния всех слоев общества в меру экономического роста;
  • социальное умиротворение, смягчение социальных противоречий.

Главными составляющими соц.

рыночной экономики являются рынок и государство. При этом соотношение между социальным благосостоянием и экономическим ростом не может обозначаться строго, поскольку оно будет, несомненно, зависеть от конкретных условий реализации модели экономической системы (от страны, ее развитости, потенциала, менталитета граждан).

Вместе с тем на современном этапе развития экономика обладает преимуществами по сравнению с другими экономическими системами, поскольку она позволяет создавать модели, которые в разных условиях приводят к более (или менее) позитивным экономическим и социальным результатам.

  • Суть социально ориентированной рыночной экономики заключается в том, что государство является гарантом достойной и безопсной жизни граждан; государство “берет свои в руки” управление рыночной экономикой дабы обеспечить стабильность и правомерность всех процессов, которые в свою очередь затрагивают социальные институты.
  • 2.2 ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ
  • Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовем главные из них:
  1. высокий уровень развития полит. культуры, кооперационный характер отношений между разными слоями и группами населения и полит. партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе соц. приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура) в экономической сфере высокая конкурентоспособность промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии гос. институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в крупные единые научно-производстввенные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начина от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);
  2. в соц. области возрастание среди традиционных факторов производства (труд капитал технологии природные ресурсы) значения человеческого фактора высококвалифицированного, творческого характера труда, которое получило выражение в концепции “человеческого капитала” и соц. направленности экономического развития страны, обеспечивающей высокий уровень политической и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (соц. ориентация).

Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной “технологической ренты”, получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции.

Опыт Швеции интересен том отношении, что в ее социально-экономической практике общие закономерности развития социально риентированной рыночной системы хозяйства, присущие любым другим странам на стадии постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло.

Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой.

В шведском “доме для народа” высокий уровень жизни и социальной защищенности, которые обеспечивают для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и госбюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.

В Швеции налог на доходы физических лиц варьируется от 31%, если он не превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами этого порогового минимума. Корпоративный налог был снижен с 50%в 1980-х гг. до 25% в настоящее время.

Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. И составляет в среднем 25%. Шведскому государству удалось на протяжении длительного времени сочетать полную занятость и соц.

защиту с высокой экономической эффективностью и быстрым ростом производительности труда.

Швеции принадлежит приоритет по многим начинаниям социально-экономического плана: в проведении активной политики выравнивания доходов и высокой доли перераспределения через госбюджет национального продукта, выработке курса на эгалитарное общество всеобщего благоденствия; организации социального диалога; перехода от политики потребительского отношения к окружающей человека природной среде к экологически дружественной политике промышленного развития через ужесточение норм загрязнения и других экологических стандартов, запрет на строительство АЭС.

Первая в 20в. реформа шведской социально-экономической системы была проведена в 1930-е гг. Выход из кризиса, как и во всех капиталистических странах, был найден в усилении государственного регулирования и осуществлен путем повышения распределительных функций госбюджета при усилении социального обеспечения.

Один из основателей шведского варианта концепции социального рыночного хозяйства Г. Мюрдаль справедливо связал прогресс в экономическом и индустриальном развитии с прогрессом социальным, а трудности в достижении роста объяснял отсталостью и архаичностью общественных структур.

Согласно его концепции экономический кризис, если он принимает затяжной характер, должен служить двигателем изменения своей структуры общественных и политических отношений, функций полит. институтов, как это и произошло в Швеции в 1930-е гг. и было продолжено в послевоенные годы.

Шведский опыт показывает, что экономическая система, которая позволяет компенсировать высококвалифицированный и интенсивный труд, создающий высококачественную и инновационную продукцию или услуги, возрастающим уровнем жизни, пробуждает и вводит в действие на пользу экономическому и общественному развитию могучие созидательные силы общества. Тот крупный общественный сдвиг в сторону соц. ориентированного рыночного хозяйства, который начался в Швеции в 1930-х гг. и был продолжен в 1960-1970-ее гг., обеспечил мощный подъем и поныне, потребовав в начале 1990-х гг. некоторой перенастройки политико-экономического механизма.

Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство и специальные ведомства, такие, как Ведомство по делам цен и картелей, Суд по делам антикарательного регулирования, специфический юридический институт — специальное доверенное лицо омбудсмен, которое следит за соблюдением правил свободной конкуренции. Швеция имеет большой опыт регулирования цен, контроля за конкуренцией и введения ограничений на несправедливую торговую практику. В послевоенные годы государство регулировало цены преимущественно через антимонопольное законодательство, а также через установление технических нормативов, таможенного и импортного регулирования, выделение субсидий, предназначенных для поддержания приемлемых для потребителей цен и тарифов, контроль над экономической деятельностью муниципалитетов. В связи с расширением конкуренции из-за внешнеторговой либерализации и присоединения к ЕС, а также снижением инфляции в шведской экономике и произошел отказ от контроля над ценами, так как он стал попросту излишним. Кроме того, свободу проведения ценовой политики и введения контроля над ценами теперь ограничивают правила ЕС: ведь Швеция инкорпорировала в свое законодательство 1400 общеевропейских норм. Де регуляция экономической жизни, характерная для Швеции в 1990-х гг., восстановление экономического роста, повышение состязательности со стороны внешних торгово-экономических партнеров, снижение инфляции — все это снизило потребности в государственном регулировании цен в стране. В настоящее время контроль в Швеции над ценами осуществляется в основном при помощи антимонопольного законодательства.

Государственный бюджет Швеции подтверждает, что шведская экономическая система ориентирована на достижение социальных целей: обеспечение относительной эгалитарности, понимаемой как уменьшение при помощи налогов резкой дифференциации доходов, уменьшение бедности при обеспечении полной занятости. Более 50% ВВП страны проходит перераспределение через государственный бюджет, в том числе более 2/3 этой части валового продукта страны направляется на услуги социальной направленности, включая бесплатное здравоохранение, образование и др.

Гуманность шведской социальной политики проявляется и в том, что работодатели 43% фонда заработной платы отчисляют в фонды пенсионного страхования, а пособия по болезни или уходу за ребенком выплачиваются в размере 90% заработка.

Новшеством, существенно продвигавшим Швецию по пути социализации, было предложение шведских профсоюзов (еще в 1970-х гг.) создать контролируемые профсоюзами и финансируемые за счет налогов инв

Источник: https://www.studsell.com/view/166009/?page=2

2.1. Рыночная система в России. Плюсы и минусы рыночной экономики

Уже более 20 лет наша экономическая система называется рыночной. Более 20 лет прошло с тех пор, как Россия отказалась от административно- командной экономики и перешла к рыночному хозяйствованию. Появились частная собственность и законы, которые ее защищают. Человек стал свободным в раскрытии своих предпринимательских способностей.

Можно говорить о том, что переход от плановой экономики к рыночной положительно повлиял на развитие современной России. Плановая экономика душила всякий энтузиазм у людей к предпринимательству, контроль государства за предприятиями не позволял им свободно развиваться.

После 1991 года, когда развалился СССР, Россия и её граждане переживали не лучшие времена. Время «дикого рынка», когда каждый был предоставлен себе, когда каждый день все новые и новые предприятия становились банкротами, создало отрицательный имидж еще новой для понимания российскими гражданами рыночной экономики.

Но время беззакония позади, и Россия начинает наращивать темпы производства, все более громко заявляя о себе как о быстроразвивающейся экономике.

Рыночная экономика позволила нынешней России занять достойное положение на мировой арене, с ней снова начинают считаться крупнейшие экономики мира.

Но наряду с плюсами, у рыночной экономики есть и существенные минусы. Поговорим об этих её положительных и отрицательных чертах.

К очевидным достижениям рыночной экономики можно отнести то, что она способствует эффективному распределению ресурсов.

Согласно этому тезису, рыночная система экономики “вливает” ресурсы в производство тех товаров и услуг, которые реально необходимы потребителю.

Сторонники рыночной системы считают, что “невидимая рука” обеспечивает общество наибольшим количеством необходимого блага из имеющихся ресурсов. Именно поэтому большинство экономистов не считают правительственное вмешательство в свободные рынки необходимым.

Второй плюс заключается в том, что рыночная экономика делает приоритетом личную свободу человека. Лишь рыночная экономическая система может координировать экономическую деятельность без принуждения. Рыночная экономика предоставляет свободу предпринимательству, обеспечивает свободу выбора.

И наконец, третий её очевидный плюс: острая конкуренция между производителями обеспечивает максимально высокое качество товара, либо низкую цену за менее качественный товар, что делает товары более доступными для всех слоев общества.

Аргументация против рыночной экономики немного более сложная.

Рыночная конкуренция по своей природе порождает тенденции к монополизации. Критики рыночной экономики утверждают, что сама капиталистическая идеология стимулирует ослабление своего главного рычага управления — конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний, артели, тресты и картели — все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее регулирующего воздействия.

Адам Смит сформулировал это положение так: «Представители одной и той же отрасли редко встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены».

Рыночная экономическая система ориентирована исключительно на индивидуализированный спрос, поэтому не может уловить те потребности, которые присущи обществу в целом. Это те потребности, которые удовлетворяются в форме общественных благ.

Следующий недостаток заключается в том, что стремление к максимальной прибыли за счет экономии на издержках производства ведет к ухудшению окружающей среды.

Также рыночная система не может справиться с главным бичом XX, а теперь и ХХI века — инфляцией. Её симптомы наблюдаются даже в нерыночной экономике, где механизм свободного рынка и рынка вообще разрушен командно — административной системой.

Инфляция в принципе неизлечима, потому как сама нынешняя экономика инфляционная по своему характеру. Ведь факторы, её обусловливающие, также неизлечимы: всегда будет продолжаться монополизация рынка, её милитаризация, никогда государство не будет застраховано от ошибок политики центрального банка, от внешнеэкономических факторов.

Все эти проблемы и призвано разрешать государство. Но отнюдь не всегда присутствие государства в экономике обходится только этим. О других видах и способах вмешательства государства в экономику мы будем говорить чуть позже.

Источник: https://econ.bobrodobro.ru/122197

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector