Плюсы и минусы трубопроводного транспорта

Трубопроводным называют транспорт, посредством которого осуществляется перемещение твердых, парообразных или жидких продуктов. С помощью него осуществляется доставка сырья к потребителям. Рассмотрим далее особенности, которым обладает трубопроводный транспорт России.

Плюсы и минусы трубопроводного транспорта

Общие сведения

Развитие трубопроводного транспорта началось более века назад. У истоков его создания стоял Менделеев.

Он считал, что трубопроводный транспорт нефти и газа обеспечит интенсивное расширение соответствующих промышленных отраслей. Это, в свою очередь, позволило бы вывести страну на мировой рынок.

Сегодня трубопроводный транспорт России обеспечивает не только нужды государства, но и снабжает Западную Европу, Юго-Восточную Азию, Турцию.

Основные особенности

Трубопроводный транспорт считается экономически выгодным и прогрессивным. Он универсален, отличается отсутствием потерь груза в ходе доставки при полностью автоматизированных и механизированных разгрузочно-погрузочных процессах.

Исключается также и возврат тары. За счет этого на перемещение товаров трубопроводным транспортом тратится меньше средств, чем, например, по железной дороге.

Особое значение этот сектор приобретает в связи с удаленностью месторождений от потребителя.

Классификация

Трубопроводный транспорт может быть магистральным. Он связывает несколько предприятий различных отраслей, расположенные в десятках, сотнях, а порой и тысячах километрах друг от друга.

Трубопроводный транспорт может быть также технологическим. Его протяженность — 1-3 км. Посредством него обеспечивается соединение технологических процессов внутри одного предприятия. Промышленный трубопроводный транспорт имеет длину до 10-15 км.

Он соединяет предприятия одной хозяйственной отрасли.

Плюсы и минусы трубопроводного транспорта

Технические характеристики

Трубопровод представляет собой магистраль из труб, диаметр которых — до 1.5 тыс. мм. Их закладывают на глубину до 2.5 м. Трубопроводный транспорт нефтепродуктов оснащается специальным оборудованием. Оно предназначено для подогрева вязких сортов, обезвоживания и дегазации.

Трубопроводный транспорт газа оборудуется установками для осушения и одоризации (придания резкого специфического запаха). Кроме этого, присутствуют распределительные и перекачивающие станции. Последние предназначены для поддержания оптимального давления.

В начале магистрали устанавливают головные, а через 100-150 км – промежуточные перекачивающие станции. Общая протяженность трубопроводов в РФ – 217 тыс. км, на долю нефтяных приходится 46.7 тыс. км, газовых – 151 тыс. км. По грузообороту он занимает второе место после ж/д.

Магистральные трубопроводы транспортируют 100% газа, 99% нефти и больше 50% переработанных соединений.

Основные достоинства системы

Объекты трубопроводного транспорта обладают рядом несомненных преимуществ. Среди них:

  1. Обеспечение возможности подачи почти неограниченного потока автобензинов, нефти, реактивного и дизельного топлива в различных направлениях.
  2. Осуществление последовательной перекачки различных сортов и типов сырья.
  3. Перемещение трубопроводным транспортом отличается планомерностью и непрерывностью в течение разных периодов времени. Оно не зависит от природных, климатических, географических и прочих условий. Это, в свою очередь, гарантирует бесперебойную доставку сырья потребителям.
  4. Прокладка систем может осуществляться практически во всех направлениях, регионах РФ, в любых топографических, климатических и инженерно-геологических условиях. Таким образом, в стране действует не только сухопутный, но и морской трубопроводный транспорт.
  5. Трасса магистрали представляет собой кратчайший путь между пунктами и может иметь значительно меньшую протяженность в сравнении с другими. Плюсы и минусы трубопроводного транспорта
  6. Сооружение трубопровода осуществляется в сравнительно непродолжительный период, что обеспечивает достаточно быстрое освоение газовых и нефтяных месторождений, высокую мощность перекачивающих заводов.
  7. На магистралях могут использоваться частично или полностью автоматизированные системы управления процессами.
  8. Трубопроводный вид транспорта обладает лучшими технико-экономическими показателями в сравнении с другими.

Кроме того, современные технологии изготовления материалов обеспечивают надежность, долговечность и высокую износостойкость магистралей.

Трубопроводный транспорт нефти

В качестве одной из особенностей этого сектора выступает увеличение удельного веса элементов большого диаметра. Это объясняется высокой рентабельностью таких магистралей. Совершенствование систем обуславливается сегодня общим состоянием нефтяной отрасли.

К примеру, с 1940-го по 1980-й в благоприятный период протяженность магистралей увеличилась с 4-х до 69.7 тыс. км. При этом грузооборот возрос с 4-х до 1197 млрд т/км. Увеличение протяженности нефтепровода сопровождается повышению экспортных поставок сырья.

Контроль над системой

Компания «Транснефть», а также ее дочерние предприятия располагают крупнейшей во всем мире системой нефтепроводов магистрального типа. Она является естественной монополией, которая находится в госсобственности и контролируется государством.

Управление осуществляется за счет установления тарифов на услуги, распределением доступа к экспортным магистралям, согласования инвестиций в отрасль, которые также оказывают влияние на цены.

Общая протяженность системы трубопроводов АК «Транснефть», которая обеспечивает соединение практически всех районов добычи сырья с экспортными терминалами и центрами переработки, составляет 70 тыс. км.

Плюсы и минусы трубопроводного транспорта

Крупнейшие системы в РФ

В России действует три масштабные магистрали:

  1. Нефтепровод «Дружба». Он считается крупнейшей в мире системой. Его маршрут начинается в Альметьевске, проходит через Самару и Брянск до Мозыря, где расходится в двух направлениях. Северный участок проходит по территориям Литвы, Латвии, Германии, Польши, Белоруссии, а южный – через Венгрию, Словакию, Чехию, Украину.
  2. Восточный нефтепровод. Это система строящаяся. Предполагается, что она соединит месторождения Восточной и Западной Сибири с портом Козьмино, расположенным в заливе Находка, а также заводом, находящимся там же. Общая протяженность должна составить 4188 км. В качестве оператора нефтепровода выступает АК «Транснефть». Сорт сырья, который поставляется на рынок с помощью ВСТО, называется ESPO. С конца декабря 2009 года запущена первая очередь – трубопровод от Тайшета до Сковородино. Его длина составила 2694 км. Мощность «ВСТО-1» – 30 млн т/год. Впоследствии половина прокачанного сырья будет направлена в порт Козьмино.
  3. Балтийская система. Эта магистраль считается одной из наиболее перспективных. Система ориентирована на формирование нового экспортного направления из Тимано-Печерского района, Урала и Поволжья, а также Западной Сибири. Вместе с этим предполагается обеспечить транзит из стран СНГ, в частности из Казахстана. В проекте предусмотрено строительство нового отечественного терминала по перевалке сырья в районе Приморска. Плюсы и минусы трубопроводного транспорта

Транспортировка газа

Система, доставляющая это сырье, считается самой молодой. Следует отметить, что трубопроводный транспорт является единственно возможным для отправки этого материала потребителям. Первые магистрали были сооружены в годы Великой Отечественной.

В качестве оператора газопроводной системы выступает госкомпания «Газпром». Это предприятие считается крупнейшим не только в РФ, но и в мире. Компания «Газпром» обладает эксклюзивным правом на экспорт отечественного газа.

Протяженность магистрали составляет больше 160 тыс. км.

Крупнейшие системы в РФ

Можно выделить 4 основные магистрали:

  1. Газопровод от Саратова до Москвы. Его строительство началось в годы ВОВ, а в строй он вступил в 1946-м. Это первая магистраль в стране, задействованная для доставки газа. Протяженность системы – 843 км. В магистрали используются трубы с диаметром 325 мм. Магистраль проходит по Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской и Саратовской областям.
  2. Система «Уренгой — Помары — Ужгород». Это первая советская экспортная газопроводная магистраль. Система соединяет месторождения на севере Западной Сибири и на Западе Украины. Затем сырье доставляется конечным потребителям в Европе. Магистраль пересекает границу РФ с Украиной севернее г. Сумы.
  3. Экспортная система «Ямал — Европа». Эта магистраль соединяет месторождения в Западной Сибири с потребителями в Европе. Она проходит по территории Польши и Белоруссии.
  4. Система «Голубой поток». Эта магистраль соединяет Турцию и Россию и проходит по Черному морю. Ее общая протяженность – 1213 км. В ее числе:
  • Сухопутный участок, расположенный на российской территории от г. Изобильный (Ставропольский кр.) до с. Архипо-Осиповка (Краснодарский кр.). Его длина 373 км.
  • Морской участок от с. Архипо-Осиповка до расположенного в 60-ти км от турецкого города Самсун терминала «Дурусу». Его длина — 396 км.
  • Сухопутный участок от г. Самсун до г. Анкара, расположенный на турецкой стороне. Его протяженность — 444 км. Плюсы и минусы трубопроводного транспорта

Перспективы отрасли

Вопросы, касающиеся развития трубопроводного транспорта, рассматривались на правительственных заседаниях. На них, кроме прочего, была одобрена стратегия до 2010 года.

В ходе обсуждения многие ученые и специалисты предлагали развивать топливно-энергетический сектор, а в особенности газовую и нефтяную промышленности так, чтобы они со временем стали локомотивом социально-экономического возрождения страны.

В соответствии с одобренной стратегией, к 2020 году предполагается изменение системы добычи сырья вследствие введения новых месторождений в восточной части сибирской территории, Тимано-Печорской НГП, а также снижения выработки в существующих бассейнах. В качестве основных экспортных направлений нефти станут:

  • Азиатско-тихоокеанское.
  • Северо-европейское.
  • Северное.
  • Южное.

Последние два станут крупными перспективными проектами.

«Северный поток»

Этот газопровод должен проходить по Балтийскому морю и соединять РФ с Германией. Соглашение о строительстве магистрали было заключено в сентябре 2005 года.

Согласно проекту, этот трубопровод должен стать одной из самых протяженных систем, расположенных под водой. Ввод магистрали на полную мощность был запланирован на 2012 год. По проекту 2 направления газопровода должны доставлять 55 млрд.

м3 отечественного газа в год в течение как минимум пяти десятков лет в страны Евросоюза.

«Южный поток»

Это совместный проект России, Франции и Италии. Магистраль должна соединить г. Новороссийск и порт Варну в Болгарии. Затем его ветки пойдут в Италию и Австрию через Балканский п-в. В соответствии с проектом, система должна вступить в строй в 2015 году.

Создание «Южного потока» производится для диверсификации поставок сырья в Европу и уменьшения зависимости покупателей и поставщиков от транзитных стран — Турции и Украины. Эта магистраль считается конкурентным проектом газопровода «Набукко», маршрут которого должен идти южнее РФ.

Эту систему поддерживают США и Еросоюз.

Направления транзита и экспорта

Для обеспечения экономических и стратегических интересов РФ осуществляется планомерная и комплексная проработка новых маршрутов из стран СНГ через Россию. Это будут направления:

  • Новое Северобайкальское и Центрально-Европейское. Они будут проходить по западу страны.
  • Тихоокеанское (в недалеком будущем) и Восточно-Сибирское (в долгосрочной перспективе).
  • Каспийско-Черноморское. Плюсы и минусы трубопроводного транспорта

Экономические и стратегические интересы РФ достаточно тесно связаны с повышением транзитных поставок нефти из государств СНГ. Они будут способствовать загрузке действующих мощностей и сооружению новых.

В заключение

Трубопроводный транспорт – система, которая развивается наиболее динамично сегодня. В качестве основного ее отличия выступает то, что осуществляется доставка непосредственно самого сырья без движения ТС. Для обеспечения бесперебойного функционирования всей имеющейся магистральной системы управление ее работой находится в сфере деятельности отечественных естественных монополий.

В России к ним относят ОАО «Газпром» и госкомпания «Транснефть». Энергетическая стратегия страны, разработанная до 2020 года, обеспечит реализацию экономических интересов РФ. Вместе с этим особое значение будут иметь новые экспортные направления, разработка которых осуществляется комплексно и планомерно.

В качестве крупнейших перспективных проектов станут «Северный» и «Южный» потоки, «Балтийская система 2», ВСТО. Являясь страной с богатейшими запасами нефти и газа, РФ занимает ведущее место в мире по поставкам сырья в другие страны. В стратегии, кроме прочего, запланирован проект поставки отечественного сырья в Китай.

По подсчетам он может стать одним из самых крупных экспортных направлений. При динамичном расширении отраслей у государства есть все возможности усилить экономическое состояние, занять достойное место в международной системе.

Особое значение при этом будут иметь прогнозные оценки добычи и последующей переработки сырья, производства и потребления продуктов, которые представлены в утвержденной энергетической стратегии. Расширение отраслей позволит привлечь дополнительные трудовые ресурсы, обеспечив таким образом более полную занятость населения.

Источник: https://www.syl.ru/article/198269/new_truboprovodnyiy-transport-v-rossii

Проблемы и перспективы трубопроводного транспорта России — ЭкоМонтаж

В России построена широкая сеть магистральных нефтепроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов, которая проходит по территории многих субъектов страны. За годы независимости резко поднялась роль трубопроводного транспорта в поддержании стабильного роста российской экономики.

Трубопроводный транспорт России

Для лучшего понимания значимости трубопроводного транспорта, необходимо рассмотреть основные количественные и качественные показатели эффективности трубопроводного транспорта.

Общий объём транспортировки газа с 483 миллионов кубометров в 1994 году вырос до 549 миллионов кубометров в 2017 году.

Объёмы перекачки нефти тоже значительно выросли с 300 миллионов тон в 1994 году до 423 миллионов тон в 2017 году.

Плюсы и минусы трубопроводного транспорта

Трубопроводный транспорт России оказывает решающее воздействие на формирование и позитивное развитие топливно-экономического комплекса государства в целом и регионов, будучи его составной частью, и обеспечивает:

  • пересылку полученных и переработанных ресурсов;
  • несет на себе нагрузку распределительной системы отрасли;
  • отправку за рубеж элементов экспорта.
Читайте также:  Замена антифриза в автомобиле: плюсы и минусы

Характеристики трубопроводного транспорта

Составной частью трубопроводного транспорта являются магистральные нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы. Особая значимость трубопроводного транспорта для России, заключается в том, что основные месторождения находятся на значительном удалении от конечных потребителей, а также в том, что эти три ключевые составляющие, формируют большую часть экспертной корзины страны.

Трубопровод представляет собой магистраль из труб, диаметр которых достигает 150 см. уложенных на глубину до 250 см. Система нефтепроводов оборудована агрегатами для удаления влаги из нефти и ее дегазации, а так же системами, подогревающими особо вязкие сорта сырой нефти.

На газопроводах имеются специальные агрегаты для сушки и дезодорации газа. С целью создания требуемого давления, с определенным промежутком сооружают специальные перекачивающие станции.

В начале магистрали — главные, а через каждые 150-200 км. — промежуточные. Общая протяженность системы трубопроводного транспорта в России ровняется 220 000 км., включающих в себя 151 000 км. газопроводов, 47 000 км.

Нефтепроводов и 18 000 км. нефтепродуктопроводов.

Преимущества и недостатки трубопроводного транспорта

Основные преимущества трубопроводного транспорта следующие:

  • Возможность проложить его практически в любом месте, зачастую недоступном для других видов транспортировки (в подводных переходах, под землей и т. п.).
  • Относительно низкая стоимость услуг по доставке сырья или продукции.
  • Полная герметичность труб обеспечивает лучшую сохранность качества. Это особенно важно при прокладке систем магистральных нефтепроводов.
  • Минимальная капиталоемкость.
  • Автоматизация процессов налива, перекачки, перегонки и слива.
  • Возможность непрерывной транспортировки.
  • Полное отсутствие негативного влияния магистральных нефтепроводов на окружающую среду при транспортировке горючих материалов.

Единственным весомым недостатком трубопроводного транспорта является узкая направленность его эксплуатации.

Плюсы и минусы трубопроводного транспорта

Проблемы и перспективы

Проблемы и перспективы трубопроводного транспорта это то, что в настоящее время волнует профессионалов области.

В контексте решения указанных проблем, в нынешнее время реализуется несколько проектов по строительству технологичных систем трубопроводного транспорта, которые позволят расширить перечень решаемых отраслью задач.

Послеперестроечные годы, оказались самыми тяжелыми в истории данной отрасли государства.

Скорость работ по геологоразведке, по буровым работам, модернизации материально-технической базы очень отставали от фактических объемов добычи и экспорта сырья.

Деятельность в сфере трубопроводного транспорта определяется и регулируется государством на законодательном уровне.

В государстве регламентирован алгоритм прокладки составных частей трубопроводного транспорта во внутренних морских водах.

Плюсы и минусы трубопроводного транспорта

Иными подзаконными актами определен порядок образования консорциума для организации и финансирования создания системы трубопроводов. К примеру, с целью скорейшего запуска в эксплуатацию определенного участка системы, прокладка и пуско-наладочные работы могут проводится, как за счет собственных средств заказчика, так и за счет кредитных средств.

Лицензионный контроль

Деятельность по использованию трубопроводного транспорта, в обязательном порядке, подлежит лицензированию и включает в себя:

  • тестирование линий трубопроводного транспорта, при завершении строительства или ремонте;
  • тестирование линий технологического трубопровода, оборудования, возведений, емкостей и иных агрегатов трубопроводного парка;
  • использование магистралей, а так же техническое обслуживание компрессоров и перекачивающих станций, резервуаров, и линейной системы магистрали, в том числе с системой химзащиты;
  • употребление объектами магистрали;
  • пользование подземным хранилищем газа;
  • ликвидацию и приостановку деятельности участков магистрали.

Лицензионный контроль за эксплуатацией трубопроводного транспорта ведет Российский Федеральный горный и промышленный надзор.

Так же в Российской Федерации обязательному лицензированию подлежит процесс эксплуатации газопроводом и ее систем.

Особо тщательному контролю подлежат, пользование трубопроводами, соблюдение норм трудового законодательства, а так же норм в сфере безопасности труда и мерам принимаемым для обеспечения безопасности трубопроводов.

Плюсы и минусы трубопроводного транспорта

Государство регламентирует:

  • алгоритм действий при закачке и транспортировке продукции по магистралям;
  • условия поддержания качества нефтепродуктов в системах трубопроводного транспорта;
  • передачу продукции в нефтехранилища, АЗС и склады.

Государство на законодательном уровне утвердило количественный показатель естественной потери нефтепродуктов в ходе приема, хранения, транспортировки и выдачи. Все, что экспортируется посредством трубопроводного транспорта, подлежит обязательному таможенному обложению пошлиной.

Регламентированию подвергается пользование нефтепроводами, нефтепродуктопроводами и терминалами в морских портах для экспортных нужд. При этом для юридических лиц в чьем уставном капитале имеются иностранные инвестиции, предусмотрен доступ вне очереди. На ровне с указанным, так же регламентируется порядок доступа к газораспределительным сетям.

Источник: https://EcoMont.ru/blog/140-truboprovodnyj-transport

Трубопроводный транспорт: особенности, сферы деятельности, проблемы

Трубопроводный транспорт — это специфический вид транс­порта, осуществляющий перекачку грузов по трубам. Трубопровод­ный транспорт отличается от остальных видов транспорта тем, что понятие подвижной состав и специально приспособленные под него пути сообщения совмещены в единое целое — трубопровод.

Россия занимает второе место в мире после США по протяжен­ности трубопроводов. Протяженность магистральных газопроводов составляет 161,7 тыс. км, нефтепроводов — 70 тыс. км. На трубопро­водном транспорте перевозится 90 % добываемой нефти (по желез­ной дороге 6 %, на автомобильном транспорте 4 %).

Трубопроводный транспорт представляет собой трубопровод из сварных, как правило, стальных труб различного диаметра (для Рос­сии характерны 1 067; 1 220 и 1 420 мм) и насосных станций, рас­положенных на трубопроводе через каждые 100… 140 км, которые работают в автоматическом режиме.

При перекачке газа на трубопроводах устанавливают через каж­дые 200 км компрессорные станции для сжатия (сжижения) газа, что повышает производительность перекачки. Трубы многослойные, с антикоррозионным покрытием внутри, для снижения сопротивления внутри труб обрабатывают эпоксидной смолой или пластиком. В по­следние годы делают трубы из пластмасс.

К устройствам трубопроводного транспорта относят также линей­ные узлы для соединения и разъединения параллельных или пере­секающихся магистралей и перекрытия отдельных участков, в том числе при ремонте или авариях.

В комплекс технического оснаще­ния входят также средства связи для передачи информации, напри­мер, телесистемы дистанционного наблюдения, обеспечивающей функционирование всей системы, сооружения для изменения физи­ческого состояния нефти или газа, для поддержания определенного уровня температуры, очистки газа, одоризации, т.е. приданию газа для бытовых нужд специального запаха и т.д.

Ввиду того что основные месторождения нефти и газа в России находятся в районах Севера и Сибири, роль трубопроводного транс­порта для доставки этих грузов неоценима: по трубопроводам транс­портируется более 95 % сырой нефти, весь природный газ, 50 % про­дукции нефтепереработки.

Трубопроводный транспорт играет большую роль во внешней тор­говле России, снабжая не только экономику нашей страны нефтью и газом, но и экономику стран Западной Европы, Турции и стран Юго-Восточной Азии.

Доля трубопроводного транспорта в общем объеме перевозок по­стоянно растет (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Рост объема перевозок трубопроводным транспортом России

Показатель Годы
Объем перевозки, млн т 777,7 1 050
Грузооборот, млрд т • км 1 873,2 2 123 2 395
  • Магистральными (более 1 ООО км длиной) трубопроводами Рос­сии являются:
  • • крупнейший нефтепровод мира «Дружба» мощностью 66,5 млн т в год и длиной 5 116 км от Альметьевска до стран Восточной и За­падной Европы (3 445 км на территории нашей страны);
  • • трансконтинентальный газопровод Уренгой —Помары — Ужгород (построен в 1983 г.) мощностью 32 млрд кубометров газа в год и длиной 4 450 км для снабжения Европы;
  • • нефтепровод «Транссибирский» Туймазы — Иркутск длиной 3 700 км;
  • • «Союз» от Оренбурга до западной границы страны протяжен­ностью 2 750 км;
  • • Ямбург — западная граница длиной 4 605 км для продажи в ФРГ, Францию, Австрию, Швейцарию и другие страны;
  • • нефтепровод Мангышлак —Поволжье —Украина длиной 2 500 км;
  • • Каспийский трубопроводный консорциум мощностью 28,2 млн т.

В 2012 г. пущена Балтийская система длиной 1 300 км, которая связала трубопровод Дружба с морскими портами России на Балтий­ском море. Россия активно строит новые трубопроводные системы для продажи нефти и газа.

Основные технико-эксплуатационные особенности и досто­инства трубопроводного транспорта:

• эффективность работы на любых расстояниях перевозки;

• трубопровод может быть проложен на земле и болотистых участ­ках, под землей и участках вечной мерзлоты на специальных под­порках и т. п. Газопровод «Голубой поток» Россия — Турция мощно­стью 16 млрд м3 газа в год в 2003 г. проложен по дну Черного моря. Протяженность 1 213 км, из них под водой — 396 км. Диаметр под­водных труб 610 мм;

• самая низкая себестоимость и самая высокая производитель­ность труда, что связано с ограниченной численность персонала, не­обходимого для перекачки газа;

  1. • размеры перекачки не ограничены;
  2. • полная сохранность качества и количества грузов благодаря гер­метизации труб и станций;
  3. • отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду;
  4. • автоматизация операций по сливу, наливу (начально-конечные операции)и перекачке;
  5. • незначительная зависимость от климатических условий, что де­лает процесс перекачки непрерывным;
  6. • меньшие капиталовложения, чем в другие виды транспорта;
  7. • более короткий путь по сравнению с водными видами транс­порта, по которым перевозят достаточное количество жидких гру­зов.
Плюсы и минусы трубопроводного транспорта Рис. 2.9. Классификация трубопроводного транспорта
  • Относительные недостатки трубопроводного транспорта:
  • • неуниверсальность, так как в основном перевозится ограничен­ная номенклатура грузов, преимущественно жидких и газообразных;
  • • возможность утечки жидкостей или газа (экологическая про­блема).
  • Проблемы и тенденции развития трубопроводного транспорта:
  • • дальнейшее расширение сети трубопроводов, в том числе для снятия перевозки нефти и нефтепродуктов с других видов транспор­та. Грузонапряженность нефтепроводов составляет 7,3 млн т- км/км, а на железной дороге — 16 млн т- км/км;
  • • расширение сети газопроводов как единственно возможного, экологически безопасного и экономически целесообразного способа транспортировки газа;
  • • повышение пропускной способности трубопроводов за счет увеличения диаметра труб, строительства вторых линий, а также при увеличении давления;
  • • увеличение мощности насосных станций;
  • • создание прочных, дешевых и тонкостенных труб;
  • • защита трубы от внутренней и внешней коррозии[18], что связано с агрессивностью среды и блуждающими токами, характерными для городов;
  • • поиск материалов, снижающих или исключающих коррозию;
  • • защита груза от турбулентности, уменьшающей скорость дви­жения и производительность;
  • • укладка труб в местах залегания нефти и газа, особенно в усло­виях вечной мерзлоты;
  • • замена металла для строительства труб;
  • • изменение способа спайки и сварки швов для повышения без­опасности;
  • • быстрый поиск неисправностей в трубопроводе;
  • • расширение номенклатуры перевозимых жидких не нефтяных и твердых грузов.

Классификация подвижного состава трубопроводного транс­порта проказана на рис. 2.9.



Источник: https://infopedia.su/8×7104.html

Преимущества и недостатки трубопроводного транспорта

Основные
преимущества трубопроводного транспорта:

  1. Возможность повсеместной укладки трубопровода и массовой перекачки нефти и нефтепродуктов;

  2. Меньшие расстояния перекачки, чем при транспортировке этих же грузов по речным путям и железным дорогам;

  3. Низкая себестоимость транспортировки (в два раза меньше, чем на речном транспорте, и в три раза, чем по железным дорогам).

  4. Сохранность качества перекачиваемого продукта благодаря полной герметизации трубы.

  5. Меньшие, чем на других видах транспорта, удельные капиталовложения и расход металла, приходящийся на единицу перевозимого груза;

  6. .Достаточно высокий уровень производительности труда.

  7. Полная автоматизация операций по наливу, перекачки, транспортировки и сливу.

  8. Малочисленность персонала.

  9. Непрерывность процесса перекачки, практическая независимость от климатических условий.

  10. Исключение (при соответствующей изоляции) отрицательного воздействия на окружающую среду.

Основные
недостатки трубопроводного транспорта:

  1. узкая специализация,

  2. для рационального использования требуется мощный устойчивый поток перекачиваемого груза.

Сеть магистрального
трубопроводного транспорта нефтепродуктов
(МТТНП) располагается в широтном
направлении и пролегает от Кемеровской
области до границы с Венгрией. Действующие
нефтепродуктопроводы на территории
стран СНГ (Украины, Белоруссии, Казахстана)
находятся в собственности ОАО АК
«Транснефтепродукт».

Протяженность
МТТНП составляет 19,1 тыс. км, в том числе
на территории Украины — 1500 км, Белоруссии
— 1300 км, Казахстана — 300 км.

По трубопроводной
системе транспортируются светлые
нефтепродукты (моторные топлива) с 14
нефтеперерабатывающих заводов России
(Омский, Новойл, Уфимский, Уфанефтехим,
Куйбышевский, Новокуйбышевский,
Московский, и другие) на экспорт и
внутренним потребителям России. К
системе МТТНП подключены также два НПЗ
Белоруссии (Мозырский и Ново-Полоцкий
НПЗ).

Технологический
процесс транспортировки топлива
обеспечивается работой 100 головных и
промежуточных перекачивающих станций
с общей емкостью резервуарных парков
4,6 млн. куб. м. Перевалка на железнодорожный
транспорт осуществляется с 11 ж/д наливных
станций, а в автомобильный транспорт —
с 55 автоналивных пунктов.

В настоящее время
около 25% всех производимых российскими
компаниями на вышеуказанных 14 НПЗ
нефтепродуктов транспортируется по
системе МТТНП. Однако доля
нефтепродуктопроводов в общем объеме
транспортировки нефтепродуктов
составляет не более 18 %.

Читайте также:  Стоит ли заводить рыбок домой: плюсы и минусы

Ни для кого не
секрет, что нормативные сроки эксплуатации
линейной части, резервуаров,
нефтеперекачивающих станций, оборудования
на ряде участков магистральных
нефтепроводов уже истекла. Значительное
их число следует оснастить Современными
системами автоматики, телемеханики и
электроснабжения, а для этого нужны
существенные финансовые вложения.
Обратимся к фактам.

Сегодня в эксплуатации
все еще находится оборудование,
изготовленное в разные годы, разными
заводами и по различной технической
документации.

Что и неудивительно,
поскольку существующая система
магистральных нефтепроводов создавалась
на протяжении десятков лет и в единую
схему оказались сведены технические
средства разных поколений.

Устаревшее,
разнотипное оборудование одного и того
же функционального назначения снижает
надежность системы, увеличивает трудовые
и финансовые затраты на техническое
обслуживание и ремонт.

Анализ технического
состояния основных производственных
мощностей показал, что при нормативном
сроке службы, составляющем, Например,
для насосного оборудования девять лет,
а для электросилового — восемнадцать,
фактические сроки эксплуатации
оборудования некоторых НПС достигают
25—30 лет.

Далеко от идеала
и состояние резервуарного парка: срок
службы 60% объектов превышает нормативный.
Необходимо провести широкомасштабные
ремонтные работы по устранению дефектов,
ограничивающих уровень полезной емкости
резервуаров, увеличить темпы их ремонта
и реконструкции.

Постоянный
мониторинг технического состояния
нефтепроводов с помощью внутритрубного
диагностического обследования действующих
магистралей (его результаты являются
основой для формирования планов текущего
и капитального ремонтов) показывает,
что ежегодно необходимо проводить
диагностирование более 16 тыс. км.
нефтепроводов.

При существующем сегодня
уровне финансирования удается
продиагностировать только 11 тыс. км.
Кроме того, следует отметить и тот факт,
что в настоящее время обнаружено
множество не выявленных ранее дефектов
труб из-за старения и дефектов сварных
швов, о чем говорят результаты обследований,
проведенных с помощью магнитного снаряда
МFL и ультразвукового снаряда СD.

Только
в шесть раз, увеличив объемы ремонтных
работ, можно своевременно их устранить.

Для обеспечения
надежной эксплуатации магистральных
нефтепроводов и восстановления их
проектных технических характеристик
ежегодно должна производиться замена
1580 км. труб и 3000 км. изоляции. Реальные
же цифры таковы: 1996 г. — 712 км., 1997 г.


796, 1998 г. — 591, 1999 г. — 751. В 2000 году в результате
капитального ремонта и реконструкции
заменено 600 км. труб и 820 км. изоляционного
покрытия.

Данная ситуация, обусловленная
недостаточным финансированием, чревата
ростом вероятности отказов и аварий.

Предмет особого
внимания — 657 подводных переходов
магистральных нефтепроводов. Более 200
из них (общей протяженностью более 450
км.) имеют возраст от 29 до 38 лет. При
проектировании и строительстве переходов
в 1960—1970 гг.

такие факторы, как старение
и воздействие русловых переформирований,
учитывались слабо, что привело в настоящее
время к нарушению герметичности
трубопровода. В 2000 г. ЗАО «ПИРС» по
договору с компанией провело анализ
состояния подводных переходов
магистральных нефтепроводов.

Первоочередного ремонта требуют 100
подводных переходов.

Следует сказать
и еще об одной проблеме, возникшей в
последние годы в системе магистральных
нефтепроводов: ремонт и реконструкция
нефтепроводов большого диаметра
(1020—1220 мм). Ремонтные работы на
нефтепроводах таких диаметров отличаются
повышенной трудоемкостью и большими
материальными затратами.

Эти показатели
в 2—2,5 раза превосходят таковые для
диаметров нефтепроводов до 820 мм. Между
тем, если в 1998 г. доля ремонтируемых
нефтепроводов больших диаметров в целом
по системе составляла 32%, то в 2000 г. уже
45%, а в 2001 г. превысит 50%.

данная динамика
обусловлена их прогрессирующим старением
и, естественно, приводит к дополнительным
затратам.

Если говорить о
надежности нефтепроводов, то нельзя не
отметить, что в значительной мере она
предопределяется качеством изоляционных
материалов и технологией их нанесения.
Изоляционное покрытие более 29%
магистральных нефтепроводов, согласно
заключению ВНИИСТ, не соответствует
нормативным требованиям.

Это же можно сказать
и о более 70% насосных станций магистральных
нефтепроводов АК «Транснефть», которые
были построены 15 — 25 лег назад. Устаревшее
оборудование насосных станций имеет
низкую надежность и требует реконструкции
и замены.

Пока невелик процент насосных
станций, оборудованных современными
микропроцессорными системами, позволяющими
реализовать весь набор требуемых
функций. Необходимо осуществить замену
устаревших систем автоматики на 282
насосных станциях.

Основной объем
работ по телемеханизации линейной части
был выполнен в 1976—1984 гг. К 2000 г.
протяженность линейной части нефтепроводов,
оборудованных системами телемеханики,
составила 71% (более 33 тыс. км. в однониточном
исчислении). В этой ситуации невозможно
перевести в режим телеуправления 2705
линейных задвижек.

Требуется замена
морально и физически устаревшей системы
телемеханики. Для того чтобы к 2005 г. теле
100% линейной части системы магистральных
нефтепроводов, компании необходимо
увеличить в три раза объем финансирования
данных работ.

Назрела необходимость
серьезной реконструкции линий связи
(РРЛС). Их общая протяженность составляет
41 535 км., свыше 50% из них служат уже более
20 лет. Около 5,5 тысячи км. нефтепроводов,
таких, например, как Ухта-Ярославль,
Игольское—Парабель, Субханкулово—Салават
и др.

, полностью лишены технологической
связи. Применяемые системы связи большей
частью аналоговые, с каналообразующим
оборудованием введены в эксплуатацию
в 1960—1970 гг. Встречаются автоматические
телефонные станции, чей возраст превышает
20 лет.

Отработали свой нормативный срок
и не отвечают современным техническим
требованиям кабельные линии (общей
протяженностью 2,9 тыс. км.) на напряжение
от 0,4 до 10 кВт., не имеют электроснабжения
554 площадки запорной арматуры линейной
части, из них 101 площадка секущих задвижек
на подводных переходах.

Для того чтобы
в течение трех лет сети электроснабжения
объектов магистральных нефтепроводов
и электро и химзащиты привести в
состояние, отвечающее действующим
нормативным документам, необходимо
построить и реконструировать 9,8 тыс.
км. высоковольтных линий электропередачи,
заменить не менее 870 км.

кабельных линий,
ежегодно реконструировать не менее 34
зарядно-распределительных устройств.

Таковы в общем,
плане результаты анализа технического
состояния системы магистральных
нефтепроводов, проведенного компанией
в 2000 г. Подводя итог сказанному, следует
отметить, что в 2000 г.

компанией была
выполнена значительная работа по
обеспечению надежности системы
магистральных нефтепроводов.

Эта работа
осуществляется в соответствии с
комплексными планами диагностики,
капитального ремонта и реконструкции
объектов магистральных нефтепроводов,
ежегодно разрабатываемых в компании,
а также с программой оптимизации
производственных мощностей.

Источник: https://studfile.net/preview/1359241/page:2/

Экономика отрасли (транспорт). Трубопровод

   Давление в магистрали бывает до 100 атмосфер, трубы многослойные, напор, как правило, естественный. Для бытового газа применяют одорезацию (придание специального запаха).

  •    Существуют 
    газохранилища:
  •    — надземные,
  •    — подземные,
  •    — подводные.

2.3 Трубопроводы для транспортировки твердых материалов

Трубопроводы 
для транспортировки твердых 
материалов делятся на:

   Гидросистемы транспортируют твердые смеси с водой, пневмосистемы – твердые смеси с воздухом.

Выводы 
по разделу два

      Широкое применение трубопроводного транспорта привело к возникновению различных 
видов трубопроводов, которые в 
своей совокупности обеспечивают все 
возникающие потребности газовой, нефтяной и других отраслей промышленности. Трубопроводный транспорт обеспечивает непрерывное движение продукта от места 
добычи до конечного потребителя.  

   Значимость 
трубопроводного транспорта для 
Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений 
нефти и газа от потребителей, а 
также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.

В целом трубопроводный транспорт все больше специализируется на перемещении отдельных видов продукции: жидких (от нефти и нефтепродуктов до молока), газообразных (природный и попутный газы, аммиак, этан, этилен и др.), твердых (уголь, зерно и др.).

Они перемещаются на разные расстояния — от нескольких километров до нескольких тысяч километров. Конечные пункты поставок разные: нефти — нефтеперерабатывающие заводы; природного газа, аммиака, этана, этилена — химические предприятия; угля и мазута — чаще всего электростанции.

У других видов продукции — массовые потребители (природный газ для коммунального и, особенно, бытового потребления, нефтепродукты — это бензин, керосин и т.д.). Поэтому помимо магистральных трубопроводов имеется и разветвленная разводящая сеть трубопроводов.

   Преимущества 
трубопроводного транспорта:

  1. возможность прокладки его магистралей в условиях разного рельефа местности, через большие водные пространства, в том числе моря, в условиях вечной мерзлоты;
  2. этот вид транспорта может функционировать в любых климатических и погодных условиях;
  3. низкая себестоимость транспортировки (так, транспортировка нефти по трубопроводам обходится в 3 раза дешевле, чем по железной дороге, а сетевого газа на дальние расстояния — во много раз дешевле доставки сжиженного);
  4. низкие затраты на строительство трубопроводов (более чем в два раза меньше, чем на постройку автомобильной или железной дороги с той же провозной способностью);
  5. сохранность качества благодаря полной герметизации трубы;
  6. допускает минимальные потери при транспортировке (например, по сравнению с железнодорожным транспортом потери нефти сокращаются в 1,5 раза, а по сравнению с водным — в 2,5 раза;
  7. полная автоматизация операций по наливу, перекачки, транспортировки и сливу;
  8. малочисленность персонала;
  9. непрерывность процесса перекачки;
  10. высокая пропускная способность (зависит от диаметра труб и мощности компрессорных перекачивающих станций).

   Недостатки 
трубопроводного транспорта:

  1. узкая специализация данного вида транспорта;
  2. также для рационального использования требуется мощный устойчивый поток перекачиваемого груза;
  3. относительно невысокая скорость перемещения грузов;
  4. опасность аварий, грозящих экологической катастрофой (разрыв труб и выброс нефти и газа, нарушение естественного покрова при прокладке труб, в северных районах при наземных трассах трубопроводов — помехи для миграции животных);
  5. этот вид транспорта наименее всех защищен от хищений, так как сделать отводную трубу очень просто, а проследить за многокилометровой трассой просто нереально.

Выводы 
по разделу три

      Как и все виды транспорта, трубопроводный транспорт имеет свои достоинства, и свои недостатки. Не смотря на низкую скорость доставки и потенциальную экологическую угрозу, относительно низкая себестоимость транспортировки грузов и возможность работы практически в любых условиях обеспечивает  трубопроводному транспорту конкурентное преимущество, перед другими видами транспорта.

   В настоящее время Россия обладает трубопроводной сетью, которая включает 62 тыс. км магистральных нефтепроводов и 150 тыс. км газопроводов. По нефтепроводной системе Российской Федерации перекачивается сегодня более 300 млн. т нефти. Газотранспортная система России рассчитана на 600 млрд. м3 газа.

4.1 Нефтепроводы 

Действующие нефтепроводы[2]:

  • Нефтепровод «Дружба» (рабочая мощность 66,5 млн тонн в год) — крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
  • Альметьевск — Нижний Новгород — Рязань — Москва;
  • Нижний Новгород — Ярославль — Кириши;
  • Самара — Лисичанск — Кременчуг — Херсон, Снегирёвка — Одесса;
  • Сургут — Тюмень — Уфа — Альметьевск;
  • Нижневартовск — Самара;
  • Сургут — Полоцк;
  • Александровское — Анжеро-Судженск;
  • Красноярск — Ангарск;
  • Сургут — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу;
  • Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74 млн тонн в год);
  • Восточный нефтепровод;
  • Каспийский трубопроводный консорциум (рабочая мощность 28,2 млн тонн в год);
  • Баку — Новороссийск;
  • Узень — Атырау — Самара
  • Строящиеся нефтепроводы:
  • В настоящее время ведется строительство нефтепроводов Балтийская трубопроводная система-II (35 млн тонн в год) и Заполярье — Пурпе — Самотлор.

   15 декабря 2010 года принято окончательное 
решение об инвестировании по 
проекту расширения мощности 
трубопроводной системы Каспийского 
трубопроводного консорциума (КТК-2) до 67 млн. тонн нефти в год. 

  Проектируемые:

   В ноябре 2002 года российские нефтяные компании ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК и Сибнефть — 
подписали меморандум о намерении 
строительства экспортного нефтепровода Западная Сибирь — Мурманск. Однако из-за отрицательного отношения Правительства 
Российской Федерации к появлению 
частных трубопроводов реализация проекта заморожена по настоящее 
время.

   С 2003 года в проекте участвует компания Транснефть, которая рассматривает 
в качестве альтернативы нефтепровод 
по маршруту Харьяга-Индига мощностью 50 млн. тонн нефти в год.

  1. Нефтепровод Заполярное — Пурпе

   В октябре 2010 года председатель правительства 
России В. В. Путин подписал распоряжение о строительстве нефтепровода Заполярное — Пурпе, который свяжет месторождения Ямала с нефтепроводом Восточная Сибирь — Тихий океан. Мощность нефтепровода составит 12 млн. тонн, затраты на строительство первой очереди оцениваются в 60 млрд. рублей.

4.2 Газопроводы

   Действующие газопроводы:

  • Саратов — Москва — первый газопровод в России (840 км);
  • Ставрополь — Москва;
  • Кольцевой газопровод Московской области;
  • Краснодарский край — Ростов-на-Дону — Серпухов — Санкт-Петербург;
  • Средняя Азия — Урал;
  • Медвежье — Надым — Тюмень — Уфа — Торжок;
  • Надым — Пунга — Пермь;
  • Уренгой — Сургут — Тобольск — Тюмень — Челябинск;
  • Уренгой — Помары — Ужгород — крупнейшая в мире система газопроводов, соединяет газовые месторождения Западной Сибири с конечными потребителями в Европе (4451 км);
  • газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы;
  • Ямал — Европа;
  • Голубой поток;
  • Дзуарикау — Цхинвал.
    Краткая характеристика наиболее крупных газопроводов:

   Газопровод 
от месторождений природного газа в 
непосредственной близости от Саратова, в долине реки Елшанка, до Москвы. Проложен по территориям Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской и Московской областей. Первый магистральный газопровод России.

   Протяжённость газопровода 843 км, диаметр трубы — 325 мм.

  1. Уренгой — Помары — Ужгород
Читайте также:  Революция 1905-1907: плюсы, минусы и итоги

   Соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с конечными потребителями 
в Европе. Построен в 1983 году.

   Общая длина — 4 451 км, мощность — 32 млрд. кубометров газа в год. Диаметр каждой из трёх ниток — 1420 мм.

   Соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с конечными потребителями 
в Европе. Проходит через территорию Белоруссии и Польши.

Пропускная 
способность — около 30 млрд. кубометров газа в год.

   Газопровод 
между Россией и Турцией, проложенный по дну Чёрного моря Трубопровод был построен в рамках российско-турецкого соглашения от 1997, по которому Россия должна поставить в Турцию 364,5 млрд.

кубометров газа в 2000—2025 гг. Затраты на строительство составили $3,2 млрд. Строительство осуществлялось российско-итальянской компанией «Блю стрим пайплаин компани Б. В.

», которой в равных долях владели «Газпром» и итальянская Eni.

   Общая протяжённость газопровода — 1213 км, из них:

  • сухопутный участок на российской стороне от города Изобильный Ставропольского края до села Архипо-Осиповка Краснодарского края на побережье Черного моря длиной 373 км;
  • морской участок от Архипо-Осиповки до терминала «Дурусу», расположенного в 60 км от города Самсун (Турция) длиной 396 км;
  • сухопутный участок на турецкой стороне от города Самсун до города Анкара длиной 444 км.

   Диаметр трубы газопровода: равнинная часть 
сухопутного участка — 1400 мм, горная часть сухопутного участка — 1200 мм, морской участок — 610 мм. Операторы газопровода — «Газпром экспорт» и турецкая Botas.

   Коммерческие 
поставки российского природного газа по газопроводу в Турцию начались в феврале 2003 года. В 2003 по «Голубому 
потоку» в Турцию поставлено 2 млрд м³ газа, 2004 — 3,2 млрд. м³, 2005 — 5 млрд. м³, 2006 — 7,5 млрд. м³, 2007 — 9,5 млрд. м³, 2008 — 10,1 млрд. м³.

   Существуют 
планы строительства продолжения 
газопровода в Израиль, Италию, а 
также расширения мощности «трубы» 
в 2 раза — до 32 млрд. м³ в год.

   Экспортный 
газопровод из России в Южную Осетию. Начинается в селе Дзуарикау (Северная Осетия) далее проходит через Кавказский хребет, затем через город Квайса, и до города Цхинвала. Является самым 
высокогорным в мире.

Открытие 
состоялось 26 августа 2009 года. Запуск газопровода 
позволил избавится Южной Осетии от зависимости от поставок газа из Грузии по газопроводу Агара-Цхинвал, которые не раз прерывались с 
грузинской стороны по политическим причинам.

Кроме того, что Грузия продавала Южной Осетии газ по 645 лари (около 450 долларов) за тыс. м³, что 
в несколько раз дороже, чем 
цена за газ из России. Общая длина — 175 км, мощность — 252,5 млн. кубометров газа в год. Диаметр трубы — 426 мм.

Рабочее давление — 50 атмосфер.

   Планируются ответвления от основной магистрали во все районы Южной Осетии.

  Строящиеся:

    1. Северный  поток. Строительство газопровода началось в начале 2010 года. Мощность газопровода должна составить 55 млрд. м³ газа в год (2 нитки).
    1. Бованенково — Ухта. Решение о строительстве газопровода было принято в октябре 2006 года, строительство начато в августе 2008 года. Проектная протяжённость газопровода — 1100 км, производительность — 140 млрд м³ газа в год.
    1. Сахалин — Хабаровск — Владивосток. Соединяет Сахалин с Приморским краем и другими регионами Дальнего Востока. Строительство газопровода было начато 31 июля 2009 года в Хабаровске.
    1. Джубга — Лазаревское — Сочи. Строительство газопровода началось в сентябре 2009 года.

  Проектируемые:

  1. Якутия—Хабаровск—Владивосток

4.3 Продуктопроводы

  1.    Крупные продуктопроводы:
  2.    · Уфа — Брест с ответвлением на Ужгород;
  3.    · Уфа — Омск — Новосибирск;

Источник: http://turboreferat.ru/transport/jekonomika-otrasli-transport-truboprovod/69582-356522-page2.html

Особенности трубопроводного транспорта

К трубопроводному транспорту обычно относят газопроводы и нефтепродуктопроводы. Прообразы трубопроводов – водоводы по бамбуковым трубам – известны с древнейших времен.

Пер­вые нефтепроводы были построены в середине XIX в. в Америке. В России первые нефтепроводы были сооружены в районе Баку и Северного Кавказа в 1870–90-х годах по проекту русского ин­женера В. Г. Шухова.

Их диаметр составлял 100–200 мм, а про­тяженность свыше 1 тыс. км.

Строительство газопроводов начато в основном в 1920–30-е годы. В нашей стране широкая промышленная добыча и пере­качка природного газа началась после Великой Отечественной войны. Газопровод является практически единственным видом магистрального и местного транспорта этого специфического ви­да груза.

Широкое строительство и использование трубопроводного транспорта в последние 50 лет обусловлено значительными изме­нениями в топливно-энергетическом балансе страны, повыше­нием в нем доли нефти и газа до 70–75%. Особенно высокими темпами идет рост добычи и потребления природного газа.

Ввиду того, что основные месторождения нефти и газа в Рос­сии находятся в весьма отдаленных от потребителей районах Се­вера и Сибири, значение трубопроводного транспорта очень ве­лико.

Техническое оснащение: трубопроводный транспорт представляет собой трубопровод из сварных, как правило, стальных труб различного диаметра с антикоррозийным покрытием. Через каждые 100–140 км устанавливаются насосные станции с автоматическим режимом работы. Груз в трубопроводе перемещается под давлением.

При перекачке газа на линии устанавливаются компрес­сорные станции на расстоянии до 200 км друг от друга. К уст­ройствам трубопроводного транспорта относят и линейные узлы для соединения и разъединения параллельных или пересе­кающихся магистралей и перекрытия отдельных участков (в ча­стности, для ремонта).

Трубопроводный транспорт делится на нефте- и продуктопроводы магистральные, подводящие, промысловые и газопрово­ды магистральные и местные.

Трубопроводный транспорт эффективен на любых расстояни­ях. Он используется преимущественно для газообразных и жид­ких грузов и для твердых грузов узкой номенклатуры. Трубопроводный транспорт характеризуется самыми высокими темпами развития. Это относится, прежде всего, к развитию газопроводной сети.

Расширение сети трубопроводов вызвано, в том числе, необходимостью снятия перевозки нефти и нефтепродуктов с железнодорожного, речного и автомобильного транспорта. Необходимо расширение сети газопроводов как единственного экологически безопасного и экономически целесообразного способа транспортировки газа.

Характерной особен­ностью работы трубопроводного транспорта является непрерыв­ность транспортного процесса.

  • К основным технико-экономическим особенностям и пре­имуществам трубопроводного транспорта относят:
  • — возможность повсеместной прокладки трубопроводов;
  • — массовость размеров перекачки;
  • — самую низкую себестоимость транспортировки (если принять среднюю себестоимость перевозок на транспорте за 100 %, то на трубопроводном транспорте она составит 30 %, на железнодорожном – 80 %, на автомобильном – 1600 %);
  • — полную герметизацию, что дает абсолютную сохранность качества и ко­личества грузов;
  • — полную автоматизацию операций по наливу, сливу и перекачке;
  • — меньшие капитальные первоначальные вло­жения;
  • — независимость от климатических условий, а также отсут­ствие отрицательного воздействия на окружающую среду при со­ответствующей изоляции;
  • — самая низкая себестоимость и самая высокая производительность труда, что связано не в последнюю очередь с небольшим количеством людей, необходимых для выполнения перекачки;
  • — большая эффективность работы на любых расстояниях перевозки, по сравнению с другими видами транспорта.
  • Основные недостатки:
  • — узкая специализация по ви­дам грузов;
  • — возможность утечки жидкости или газа (экологическая проблема).

Технология работы трубопроводного транспорта характеризуется непрерывностью перекачки грузов.

Для повышения производительности трубопровода, а иногда и просто для осуществления перекачки (например, особо вязких сортов той же нефти), возникает технологическая необходимость изменения физико-химических свойств грузов, так как температурный режим, или вязкость, либо другие особенности при их добыче могут отрицательно влиять на производительность подвижного состава. Поэтому в отдельных случаях необходимо осуществлять подогрев или понижение температуры, обезвоживание, смешение, дегазацию (разложение отравляющих веществ, выделяемых химическими соединениями, до нетоксичных продуктов) и другие действия.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s2087t8.html

Общая характеристика трубопроводного транспорта. Преимущества и недостатки. Вопрос 11

В настоящее время трубопроводный вид транспорта является довольно-таки специализированным, поскольку используется в основном для передачи на различные расстояния жидких и газообразных продуктов, таких как вода, газ, нефть и нефтепродукты и т.п.

Этот вид транспорта очень удобен для перекачки больших объемов указанной продукции на дальние расстояния с высокой скоростью. Он является также самым выгодным для данной категории товара.

Тем не менее, у него очень много недостатков, к которым, в частности, относится количество аварийных ситуаций, возникающих при эксплуатации трубопровода.

Эти ситуации могут иметь крайне неблагоприятные не только экологические и экономические, но и социальные последствия: взрывы, загрязнение окружающей природной среду, угроза населению, возгорания. Из-за большой протяженности и невозможности постоянного контроля за состоянием трубопроводов в последние годы участились случаи несанкционированных врезок в нефтепроводы.

  • То, что большое количество трубопроводов находится под землей и в труднодоступных местах, затрудняет своевременный ремонт и профилактические работы на данном виде транспорта.
  • К недостаткам относится также и то, что этот транспорт, как уже отмечалось выше, — узко специализирован.
  • Вопрос 13.
  • Мировые тенденции в развитии транспорта свидетельствуют, что:

— закончен период протекции по отношению к видам транспорта и перевозчикам. Усилия большинства стран направлены на повышение конкурентоспособности национального транспорта и отказ от системы квот, а также от тарифных и других ограничений. Их заменяет гармонизация транспортного законодательства;

— рынок транспортных услуг стал усложняться, все сегменты транспортного процесса и логистики стали интегрироваться. Это привело к развитию транспортной инфраструктуры нового типа — транспортно-складским и товаротранспортным комплексам, которые образовали объединенную систему взаимодействия;

— транспортные центры стали управляющими элементами системы, что позволило оптимизировать «сквозные» тарифы.

Это привело к переходу точки прибыльности из процессов физической перевозки в область транспортно-логистических услуг. Понятие транспортных коридоров трансформировалось.

Из совокупности маршрутов они превратились в систему управляющих центров перевозок и транспортных узлов, которые постепенно приобрели функции управления тарифной политикой;

— качество транспортных услуг и конкурентоспособность достигли высокого уровня развития. В сегментах транспортного рынка, услуги которых имеют спрос, конкуренция перешагнула стадию соревнования за качество транспортных услуг. Оно гарантировано.

Борьба носит ценовой характер. На этом фоне усиливаются требования к экологичности транспорта. Отсюда стремление поддерживать приемлемую долю транспортной составляющей в цене конечной продукции при соблюдении жестких норм по экологии и безопасности.

  1. Вопрос 12.
  2. Основные общесистемные проблемы развития транспортной отрасли Российской Федерации состоят в следующем:
  3. — наличие территориальных и структурных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры;
  4. — недостаточный уровень доступности транспортных услуг для населения, мобильности трудовых ресурсов;
  5. — недостаточное качество транспортных услуг;
  6. — низкий уровень экспорта транспортных услуг, в том числе использования транзитного потенциала;
  7. — недостаточный уровень транспортной безопасности;
  8. — усиление негативного влияния транспорта на экологию.

Организационная структура железнодорожного транспорта и его инфраструктура. вопрос 14.

  • Ключевыми решениями в этой области являются:
  • — организационное разделение грузовых, пассажирских пригородных и пассажирских перевозок в дальнем следовании;
  • — сокращение интеграции инфраструктуры и части грузовых перевозок;
  • — организационное отделение межгосударственной транзитных, интермодальных и рефрежераторных перевозок от других грузовых перевозок;
  • — развитие частных грузовых операторских кампаний, владеющих подвижным составом;
  • — постепенный переход части грузового вагонного парка к частным собственникам;
  • — сохранение единства собственности на инфраструктуру и магистральный локомотивный парк;
  • — рассмотрение вопроса о выделении в долгосрочной перспективе вертикально-интегрированных компаний на участках сети;
  • Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования — комплекс зданий и сооружений железнодорожного транспорта включающий в себя: железнодорожные пути, искусственные сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, связи, СЦБ, здания и др.
  • Имущественный комплекс — это недвижимое имущество в состав которого входят все виды имущества земельные участки, здания, сооружения оборудование, сырьё и др.
  • Большое значение в экономико-финансовых отношения в сфере железнодорожного транспорта имеют и категории: виды деятельности
  • федерального железнодорожного транспорта, расходы железных дорог, расходные ставки, калькуляционные измерители и др.
  • Средства сообщения-подвижной состав(локомотивы, тепловозы)
  • Пути сообщения-пути специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава
  • Технические свойства и сооружения-комплекс грузовых и пассажирских станций, терменалов, ремонттные мастерские, разгрузочно-погрузочные пункты.

Структура управления на железнодорожном транспорте. Вопрос 15.

  1. Управление железнодорожным транспортом осуществляется по принципам:
  2. — отраслевой;
  3. — территориальный;
  4. — функциональный.
  5. Согласно отраслевому принципу управление осуществляется по схеме:

— отделение перевозок — структурная единица (станция, депо и т.д.).

Территориальный принцип предполагает деление сети железных дорог на отделения дороги. Всего их 13.

Функциональный принцип означает деление отрасли на подразделения, занимающиеся отдельными вопросами (движение, грузовое хозяйство, локомотивной, вагонное, энергоснабжение, связи и т.д.). Все подразделения можно разделить на три комплекса:

  • — основная деятельность
  • — коммерческая и грузовые операции по перевозке грузов и пассажиров;
  • — управление перевозками;
  • — управление и содержание магистральной инфраструктуры;
  • — управление и содержание подвижного состава;
  • — водо-, тепло-, энергоснабжение;
  • — обеспечивающая деятельность:
  • — деповской ремонт локомотивов;
  • — деповской ремонт вагонов;
  • — капитальный ремонт вагонов и локомотивов;
  • — капитальный и средний ремонт пути;
  • — охрана грузов и объектов и др.;
  • — социальная деятельность.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s17767t9.html

Ссылка на основную публикацию