Плюсы и минусы всероссийской проверочной работы

Всероссийские проверочные работы (ВПР) появились в практике российского образования в 2015 году. Прошло почти три года, но эта тема до сих пор актуальна.

На Педсовете мы встречаем множество разнообразных  мнений в статьях и х.

Обобщить их и получить представление о том, как учителя воспринимают и оценивают ВПР и все, что связано с ними, нам помогут итоги исследования, которое мы провели в мае-июне 2018 года.

На наши вопросы ответили 611 педагогов из разных населенных пунктов страны. 

По преобладающим вариантам ответов учителей, участвовавших в данном исследовании, складывается такое мнение  о ВПР:

  • ВПР в школе нужны для анализа образовательной деятельности, актуализируют деятельность учителя и ученика, но приводят к их перегрузке;
  • ВПР должны проводиться в основном в параллелях с 4 по 8 класс, в каких  — определяет школа, желательно с возможностью выбора между обязательностью и необязательностью их проведения;
  • подготовка учащихся к ВПР должна проводиться на уроках как учителем, так и учеником;
  • в современном варианте проведения ВПР способствуют возникновению организационных проблем в школах, задания ВПР не учитывают вариативность программ и учебников,
  • проблемы, связанные с ВПР, приводят к отрицанию их необходимости в современном образовании.

А теперь о вопросах и ответах в исследовании подробнее.

Нужны ли в школе ВПР?

Плюсы и минусы всероссийской проверочной работы

С мнением о том, что ВПР нужны, можно считать согласившимися 75 процентов респондентов. Согласие с необходимостью проведения ВПР выразили и половина из тех,  кто дал на этот вопрос свой ответ:

  • ВПР нужны, но они должны быть составлены в соответствии с УМК, по которому обучаются учащиеся;
  • нужны, если цель состоит в проверке единого образовательного пространства; если выявляются несовпадения предметных линий, как в сроках прохождения, так и содержательной части.

Не нужны же такие проверочные работы,  ответили  25 процентов респондентов, потому что:

  •  Задания ВПР не соответствуют школьной программе!!! (пунктуация, поставленная автором ответа, сохранена).

Какие проблемы создает ВПР?

Плюсы и минусы всероссийской проверочной работы

Участники исследования, давшие свой ответ, дополнили список предложенных нами проблем:

  • вопросы надуманные и не всегда корректные;
  • замена вариативности единообразием преподаваемого материала;
  • перегрузка учителей, дополнительная нагрузка для учителя: проверить за день 60 работ и внести данные в «безумную» таблицу; 
  • проблемы организационного характера: накладка мониторинговых, промежуточных работ и ВПР, праздники, не в каждой школе есть техника, позволяющая быстро распечатать материалы;
  • потеря часов предметов, во время которых шла ВПР;
  • ориентация на отчетность, а не на учебный процесс;
  • уровень недоверия школе зашкаливает;
  • пустая трата денег.

К 11 процентам тех респондентов, которые не считают, что ВПР создает какие-либо проблемы, добавились два положительных ответа: 

  • если ребенок занимался в течении всего года, то никаких стрессовых ситуаций у ребенка нет, эту работу ребенок воспринимает как контрольную; 
  • если задания ВПР соответствуют пройденному материалу, то никаких.

Для чего нужны ВПР?

Плюсы и минусы всероссийской проверочной работы

Как видим, 93 процента участников исследования находит у ВПР практическое значение для школы и образования в целом и только три процента выбрали вариант ответа “это путь к большей честности образования”. Не согласившихся с тем, что ВПР может иметь какое-либо практическое значение, 4 процента респондентов, поясняли свой ответ так:

  • ВПР не нужны, т.к. в школе и так достаточно способов контроля.

По каким предметам нужны ВПР?

Плюсы и минусы всероссийской проверочной работы

В перечень предложенных для проведения ВПР респондентами были добавлены отдельные предметы

  • русский язык, литература, история России, география России, ОБЖ; математика, окружающий мир, всемирная история, обществознание.

Интересно, что несмотря на присутствие в числе участников исследования преподавателей иностранного языка (10 процентов от общего количества), информатики и ИКТ (5 процентов от общего количества), физики (4 процента от всех) и химии (2 процента от всех участников) эти предметы не были предложены для ВПР.

Свой ответ на этот вопрос дали десять процентов участников исследования. Две трети из них  считают, что:

  • контрольные работы проводятся по всем предметам учителем, такой контроль не нужен.

В каких классах должны проводиться ВПР?

Плюсы и минусы всероссийской проверочной работы

Чаще всего участники исследования для проведения ВПР предлагали классы в параллелях  с 4 по 8 класс.

И вновь, немногим больше половины из тех, кто дал свой ответ (12 процентов респондентов), ответили отрицательно: ни в каких.

Кто должен определять, какие классы и по каким предметам пишут ВПР?

Плюсы и минусы всероссийской проверочной работы

Среди предложенных участниками исследования в дополнение к нашим, были даны и другие варианты ответов:

  • выбирает тот, кому нужны материалы для анализа;
  • референдум заинтересованных групп населения — учителя, преподаватели вузов, средних специальных учебных заведений;
  • родители.

И такое мнение: главное — чтобы по итогам не делались выводы и нагоняи от чиновников. А пока что это так. Так что не важно кто выбирает — разборки потом все равно есть.  Учителям они не нужны, школе тоже. МО пусть само определит, чего хочет добиться. Корабль, не имеющий цели, никогда не придет в порт.

Ответ “Никто”, вытекающий из того, что ВПР не нужны, мы получили от 6 процентов респондентов.

Кто должен составлять задания для ВПР?

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/vpr-dla-cego-komu-i-zacem

В чём смысл всероссийских проверочных работ. и почему их так не любят учителя

С марта по май школьники 4, 5 и 11 классов будут писать Всероссийские проверочные работы по 11 предметам. Всё это помимо обычных школьных контрольных и ЕГЭ в 11 классе. Что такое ВПР, зачем они нужны и что о них думают учителя — рассказывает Татьяна Волошко.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Всероссийские проверочные работы — это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, которые проверяют знания школьников по предмету. Они появились в 2015 году, сначала в качестве эксперимента для 4-х классов. Через год их стали писать ещё в 5 и 11 классах. А в 2018 году Всероссийские проверочные работы апробируют на шестиклассниках.

Для 4 и 5 класса ВПР — обязательны. Писать или не писать ВПР в 6 и 11 классах каждая школа, по идее, решает самостоятельно. Скажем, школа может освободить от написания ВПР только детей с инвалидностью, а может совсем не писать. Но при этом сам ученик отказаться писать проверочную работу не может.

Из чего состоит Всероссийская проверочная работа

Плюсы и минусы всероссийской проверочной работы

Вот, к примеру, демоверсия заданий ВПР для четвероклассников. Школьники пишут проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру.

Контрольная по русскому языку разбита на две части: диктант и задания по синтаксису; 13 заданий по всем разделам языка (поставить ударение в словах, определить основную мысль текста, составить к нему план, написать значение слова, подобрать синоним и так далее). В контрольной по математике — 11 заданий, которые проверяют умение считать, логически рассуждать, работать с информацией.

Во время ВПР ученикам нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями и калькулятором. Зато можно использовать черновики (их потом никто не проверяет и не оценивает). На одну контрольную даётся 45 минут.

За каждое задание ученик получает определённое количество баллов — для каждого предмета и класса они свои.

Обычно оценки за ВПР в школе не ставят, но посмотреть, как перевести баллы в пятибалльную оценку, можно на сайте ВПР.

Готовят к Всероссийским проверочным работам за год до написания ВПР (а некоторые школы с 1 класса). Есть даже отдельные пособия для подготовки к ВПР, примерно такие же, как для подготовки ЕГЭ и ОГЭ. Демоверсии проверочных работ можно посмотреть на сайте ФИПИ и на сайте ВПР.

В чём идея проверочных работ

Плюсы и минусы всероссийской проверочной работы

Раньше школы сами проверяли, как ученики освоили конкретный предмет. Для этого проводили контрольные работы. Но никто не контролировал, как эти задания составляли, какой у них уровень сложности и как оценивается их выполнение. В проверочных работах предусмотрен единый стандарт оценки.

А ещё проверочные работы оценивают, как школа готовит школьников в начальных и средних классах. Ведь к ОГЭ и ЕГЭ школьники готовятся тщательно и в большинстве случаев с репетиторами. Сложно понять, где заканчивается роль школы и начинается помощь репетитора. ВПР должны это отразить.

По каким предметам сдают ВПР в 11 классе (и как они связаны с ЕГЭ)

Плюсы и минусы всероссийской проверочной работы

Больше остальных по поводу приближающихся ВПР переживают одиннадцатиклассники. Их можно понять: все силы и мысли направлены на успешную сдачу ЕГЭ, а тут ещё проверочные работы! В прошлом году одиннадцатиклассники даже запустили в твиттере хэштег #ВыпускникиПодписываютПетицию с требованием отменить ВПР в выпускном классе. Но, судя по всему, отменять их пока не собираются.

Но ВПР — это по сути не аналог ЕГЭ и даже не допуск к нему. ВПР — это возможность узнать уровень знаний предметов в конкретной школе. Ведь профильные ЕГЭ по предметам выпускники сдают по выбору, а уровень знаний по остальным предметам толком не проверяют. И проверочные работы эту проблему должны решить.

Принцип в 11 классе простой: кто сдаёт ЕГЭ по биологии, не пишет ВПР по биологии, кто сдаёт ЕГЭ по географии — не пишет ВПР по географии.

За что не любят Всероссийские проверочные работы учителя

Плюсы и минусы всероссийской проверочной работы

Не только школьники, но и некоторые учителя не всегда довольны всероссийскими проверочными работами. Формально даже не очень хорошие результаты не влияют на итоговую оценку учеников. На деле, конечно, бывает всякое. А вот преподавателям и руководству школы за результаты ВПР приходится отчитываться. К тому же подготовка (некоторые учителя употребляют слово «натаскивание») к ВПР начинается почти за год и отнимают много часов по предмету.

А ещё ВПР не всегда составляют по учебным пособиям, рекомендованным министерством образования. В билете могут быть задания по темам, которые по программе проходят только в следующем году. Это объясняется тем, что в контрольные материалы состоят из заданий разных учебных программ. Поэтому иногда школе приходится специально менять учебники, чтобы успеть подготовиться к ВПР.

Так как результаты влияют на рейтинг школы, учителя могут помочь детям во время проверочной работы, в отличие от ЕГЭ

Поэтому результаты вряд ли можно назвать объективными. Иногда в школе за ВПР дети получают высокие баллы, а за ЕГЭ или ОГЭ — не очень хорошие.

«С ВПР перемудрили. Кто их вообще придумывает? Создали дополнительную структуру? Разогнать их надо! — рассказывает учитель начальных классов (она попросила не называть её имени) московской школы. — По чтению четвероклассникам дают текст и спрашивают: „Какой это текст?“. Что они хотят услышать в ответе? По типу? По жанру? И таких косяков полно».

С ней соглашается учитель старших классов.

«Как способ заучивать и натаскивать — это хорошие проверки. Если цель школы — заучить наизусть и пользоваться выученным, то ВПР — это просто контрольные, проверяющие как раз это умение. Если цель школы — научить думать и исследовать, то они бессмысленны. Зачем вообще столько проверок в школе, уничтожающих саму возможность думать и искать свои ответы?

Все эти проверочные, ЕГЭшные задания — могут быть частью учебного процесса, но никак не формой экзаменов.

Потому что оценки за такие знания проверяют лишь механику — память, умение пользоваться уже выученным. А школа должна учить думать. И, конечно, это стресс.

Вместо свободы в программах и проверки на входе и выходе — постоянные проверки всего года. Как будто это не школа, а проверка удоя коров».

Александр Закуренко, учитель русского языка

В Москве, например, некоторым школам удаётся полностью отказаться от участия в ВПР. Вместо этого они проводят диагностику Московского центра качества образования. В общем, альтернатива всё-таки есть. А пока учителя только надеются, что со временем ВПР действительно станут индикатором качества знаний, а не очередным стрессом для школы.

Расписание ВПР-2018

4 класс

  • русский язык — 17 апреля (диктант) и 19 апреля (тестовая часть);
  • математика — 24 апреля;
  • окружающий мир — 26 апреля.

5 класс

  • русский язык — 17 апреля;
  • математика — 19 апреля;
  • история — 24 апреля;
  • биология — 26 апреля.

6 класс

  • математика — 18 апреля;
  • биология — 20 апреля;
  • русский язык — 25 апреля;
  • география — 27 апреля;
  • обществознание — 11 мая;
  • история — 11 мая.
Читайте также:  Стоит ли покрывать машину воском зимой — плюсы и минусы

10 класс

  • биология — 18 апреля;
  • химия — 18 апреля.

У десятиклассников сдают на выбор — или химию, или биологию.

11 класс

  • иностранные языки — 20 марта;
  • история — 21 марта;
  • география — 3 апреля;
  • химия — 5 апреля;
  • физика — 10 апреля;
  • биология — 12 апреля.

Иллюстрации: Shutterstock (Elena Barenbaum, Anna Pavlyuk)

Источник: https://mel.fm/vazhny_razgovor/3820497-vpr

Зачем российской школе впр?, школы

Ответ не так однозначен, как кажется. Спросите у родителей, которые платят за подготовку своих четвероклассников к трем федеральным контрольным.

Плюсы и минусы всероссийской проверочной работы

Всероссийские проверочные работы изменили жизнь школьников. Родители все чаще задаются вопросом: кто все это придумал и зачем?

К идее проводить ВПР Министерство образования и Рособрнадзор подтолкнули результаты Национальных исследований качества образования.

Выяснилось, что наши дети очень хорошо учатся в начальной школе, но посредственно – в основной. Международные сравнительные исследования PIRLS и TIMSS подтвердили этот вывод.

Младшеклассники России – лучшие среди своих сверстников в странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития).

Но… в 9 классах некоторые из них знают едва ли больше, чем в 5 классе.

«- Сегодня есть масса учеников, с нулевыми знаниями по большинству предметов, — подтверждают учителя. — Они не в состоянии написать контрольную ни по базовой физике, ни по базовой истории — ничего!»

Десять лет назад большинство подростков просто перестали учить предметы, которые не входят в перечень обязательных ЕГЭ по их профилю.

Чтобы повысить статус школьных предметов, Рособрнадзор с 2015 года решил регулярно проводить Всероссийские проверочные работы.

КТО СОСТАВЛЯЕТ ЗАДАНИЯ ВПР?

Задания ВПР берутся из банка, единого для всей России. Его формируют в Федеральном институте развития образования (ФИРО) с учетом требований федеральных государственных стандартов. В подготовке заданий участвуют методисты, ученые, руководители образования.

В банк включаются отдельные авторские задания, но чаще всего это – коллективное творчество.

Например, «В «Детском мире» продавали двухколесные и трехколесные велосипеды. Максим пересчитал все рули и все колеса. Получилось 12 рулей и 27 колес. Сколько трехколесных велосипедов продавали в «Детском мире»?

«Посмотри на рисунок и подсчитай, сколько рублей сдачи получит покупатель, расплатившийся за пакет молока и батон хлеба купюрой в 100 рублей».

«В спортивных соревнованиях по нескольким видам спорта приняли участие 4 команды. Количество медалей, полученных командами, представлено в таблице. Используя эти данные, ответь на вопросы».

В каждый вариант ВПР включаются карты, схемы, графики, истории в картинках.

Главное в заданиях – проверить, умеют ли ученики применять в быту алгоритмы, освоенные на уроках. Именно с этим испытывают трудности российские школьники.

Об отсутствии у них такого навыка свидетельствуют данные самых авторитетных международных образовательных исследований: PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment), TIMSS (TrendsinMathematicsandScienceStudy) и PIRLS (ProgressinInternationalReadingLiteracyStudy).

«- ВПР — это путь к большей честности в образовании, — объясняет заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев. — Это возможность для выпускников с полным правом говорить о получении общего среднего образования, а не специализированной подготовки по трем предметам ЕГЭ».

Педагоги с этим согласны: даже если задания Всероссийской проверочной работы кажутся непривычными для детей, им надо хорошо учиться и стремиться применять свои знания.

Плюсы и минусы всероссийской проверочной работы

«У НАС В КЛАССЕ ВСЕ РАБОТАЮТ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ВПР»

Правда, есть один нюанс.

«У нас в классе все теперь работают на результат в ВПР, — рассказывает одна из мам. – С плохими баллами после начальной школы в хороший класс не попадаешь. Это школа нам дала понять на родительском собрании».

«Нам говорят, что баллы ВПР, не должны ни на что влиять, — возмущается другая мама. — Да у нас в прошлом году при переводе в другую школу потребовали результаты ВПР!».

Сегодня уже не все помнят, когда и где состоялась первая Всероссийская проверочная работа. Она проводилась 1 декабря 2015 года для учеников четвертых классов. Тогда около 750 тысяч российских школьников из 21 тысяч школ в 80 регионах России написали первую часть ВПР по русскому языку — диктант.

Начальная школа России – одна из лучших в мире. Об этом свидетельствуют результаты последних сравнительных международных исследований TIMSS (TrendsinMathematicsandScienceStudy) и PIRLS (ProgressinInternationalReadingLiteracyStudy).

  • В 2016 году в международном исследовании PIRLS (ProgressinInternationalReadingLiteracyStudy) по читательской грамотности наши четвероклассники заняли первую строчку мирового рейтинга.
  • А в 2007 году во время международного исследования TIMSSроссийских младшеклассников опередили только Сингапур и Тайвань.
  • 5% лучших учеников начальной школы из России получили более высокие результаты по естествознанию и математике, чем 5% самых эрудированных маленьких японцев.
  • В 2015 году высокие результаты российских младших школьников еще раз подтвердились Национальным исследованием качества образования (НИКО).

Но уже в следующем году обнаружилось, что тысячам младшеклассников скоро понадобятся репетиторы. И не по одному предмету, а сразу по трем!

«Послушайте, мы же никогда не нанимали детям в начальной школе репетиторов», — с удивлением говорят родители.

  1. Действительно, никогда.
  2. Но как только в начальной школе ввели три обязательных ВПР, детям срочно понадобилось множество дополнительных занятий.
  3. С 17 по 26 апреля 2018 года все четвероклассники будут писать федеральные контрольные по русскому языку (диктант и тесты), математике и предмету «Окружающий мир».
  4. Каждый ребенок должен получить высокие баллы за ВПР, чтобы попасть в продвинутый пятый класс.
  5. И вот все зашевелилось.

Плюсы и минусы всероссийской проверочной работы

Найму репетитора по впр

«– К ВПР у меня двоякое отношение, — признается Николай из Бердска, отец второклассника. — С одной стороны, чем раньше дети будут делать различные контрольные, тем стрессоустойчивее они будут. С другой – грузят их по полной.

У меня сын учится во втором классе, мы были вынуждены отказаться от некоторых дополнительных секций: все время занимает учеба. К тому же мы наняли ему репетиторов, чтобы он все успевал».

Глава Рособнрадзора Сергей Кравцов убеждает родителей, что результаты Всероссийских проверочных работ не должны влиять на годовые оценки учеников. Эти баллы только помогают семьям определить индивидуальную образовательную траекторию для ребенка.

Спасибо за помощь, отвечают родители на форумах. Теперь мы прямо со 2 класса знаем, по каким предметам надо нанимать репетиторов.

В городе Бердске Новосибирской области школьников, заваливщих ВПР, ждет условный перевод в следующий класс. И — пересдача в сентябре нового учебного года. Об этом говорят местные руководители образования. Вот поэтому Николай и пригласил для своего сына-второклассника репетиторов.

«Рособрнадзор не рекомендует образовательным организациями использовать результаты ВПР для выставления годовых оценок обучающимся», — говорится в официальном письме ведомства от 17 января 2018 года.

Впрочем, все управленцы на местах знают правовой статус писем Рособрнадзора. (Поясняю: письма – не приказы и к исполнению не обязательны).

И потому руководители региональных Министерств и Департаментов образования стали посылать в школы четкий сигнал: баллы ВПР должны засчитываться как оценка за контрольные работы. Они должны учитываться при выставлении годовой оценки и определять переход в другой (более сильный или слабый) класс.

При этом школа может категорически не соглашаться с такой политикой.

Выполнять решения вышестоящего руководства она все равно будет.

Готовлю к впр. дорого.

Сегодня репетиторские центры, которые раньше готовили школьников к сдаче ЕГЭ, заявляют о новой услуге — подготовке к ВПР.

Родителям обещают подготовить ребенка «с любого исходного уровня. Школьник будет уверенно ориентироваться в заданиях, знать требования к оформлению ответов, безошибочно выполнять задания».

Следует здраво оценивать некоторые новшества, вроде «групп с индивидуальной подготовкой к ВПР» (особенно когда за час занятий с родителей берут по полторы тысячи рублей и больше).

Деньги платятся за то, чтобы дети научились правильно оформлять свою работу и не паниковать, когда у них будут спрашивать, сколько рулей и колес у нарисованных на картинке велосипедов или сколько оладьев останется на тарелке после трех минут активного поедания.

Некоторые репетиторы заявляют, что просто натаскают школьников на решения заданий ВПР.

«Подготовка ученика к Всероссийской проверочной работе по русскому языку с любого исходного уровня до отличного результата, — гласит одно из объявлений. — Интенсивное повышение грамотности. Автоматизация навыка выполнения практических типовых заданий, представленных в ВПР».

«- Сам процесс натаскивания на ВПР выглядит, конечно, ужасно, — говорят педагоги. – Детям вбивают в головы алгоритмы! Снова заставляют зазубривать, а не понимать предмет изучения».

Те, кто предлагает довести навыки детей в решении заданий ВПР «до автоматизма», раньше натаскивали школьников за задания ЕГЭ.

«- Сегодня принципы подготовки к ВПР те же самые, что и на ЕГЭ. – подтверждают коллеги на профессиональных форумах. – Только говорят о том, что ребенок должен сам применять полученные на уроках знания. На самом деле требуются роботы, а не мыслящие люди».

Средняя цена одного занятия длиной в 60 минут для детей 9-11 лет в репетиторском центре — 400 руб. «Занятия для школьников проводятся 1, 2, 3 раза в неделю: в будние и в выходные дни (по расписанию)».

  • Если в начальных классах дети будут писать по три ВПР, то – та же сумма утраивается.
  • Вот цена вопроса.

Плюсы и минусы всероссийской проверочной работы

Россия берет пример с южной кореи

До сих пор репетиторство в начальной школе процветало только в одной стране мира: в Южной Корее дети вовлекались в систему дорогостоящих репетиторских услуг, начиная с первого класса.

Предметы, преподаваемые за деньги младшеклассникам Южной Кореи, входят в школьную программу ( и по ним сдаются обязательные национальные экзамены). Казалось бы, школа должна учить всему этому бесплатно. Ничего подобного! Вклад южнокорейских родителей в репетиторство по школьным предметам сегодня составляет более 24 млрд. евро в год; ежегодно рынок этих услуг расширяется почти на 3%.

Директор Института планирования образования ЮНЕСКО профессор Марк Брэй, описавший эту систему, назвал ее «теневым образованием».

По подсчетам, опубликованным в двух книгах профессора Брэя (1999 и 2009 года), в Южной Корее охвачены «теневой системой образования» 73% начальной и 56% средней школы.

«Меня всегда поражало, что в Южной Корее репетиторство развито именно в начальной школе, — говорил мне автор книги «Против теневого образования». — Ведь главная функция репетиторства — помочь школьнику сдать экзамен. Какой может быть национальный экзамен у младшеклассников?»

  1. Такой экзамен теперь появился в российской школе.
  2. Хотя он называется не экзаменом, а Всероссийской проверочной работой.
  3. После введения ВПР российские семьи (которые никогда не нашли бы в семейном бюджете денег на репетиторов, кроме, пожалуй, выпускного класса) вынуждены платить педагогам за подготовку детей к федеральным контрольным.
  4. В индустрию репетиторства отныне вовлекаются сотни тысяч российских семей, начиная со второго класса школы.
Читайте также:  Стоит ли делать пункцию молочной железы: показания и противопоказания к исследованию

Введение обязательных ВПР совпало с невыполнением майских указов Президента РФ по зарплатам педагогов. Большинство регионов России не смогут сдержать обещания по повышению учительской зарплаты.

  • На обозримую перспективу денег не будет.
  • Финансовую поддержку учителей и школ вновь, как и двадцать лет назад, перекладывают на плечи родителей.
  • Но даже это не самое главное.

«Проблема репетиторства в том, — подчеркивает профессор Марк Брэй, — что оно усиливает социальное неравенство: если вы богаты, вы можете нанять для своего ребенка больше репетиторов более высокого уровня. Ситуация давит на учеников и их родителей. Возникает огромный разрыв между учениками в одном классе. Репетиторство ставит под сомнение основной подход ЮНЕСКО: образование должно быть бесплатным. На деле мы давно уже наблюдаем иное: есть фасад, на котором написано: «Образование – бесплатно» и заднее крылечко, где с родителей требуют многочисленные взносы за те или иные репетиторские услуги».

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ВПР В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Родители младшеклассников жалуются, что учителя начальной школы отказываются заниматься с их детьми подготовкой к Всероссийским проверочным работам: «Нам некогда, программу бы освоить. Поэтому или сами дома готовьте, или нанимайте репетиторов».

Некоторые остроумные мамы предлагают:

«- Может, семьям начать выплачивать подъемные за подготовку детей к ВПР в домашних условиях?».

Идея хорошая, но пока неосуществимая.

Вот несколько советов, как помочь своему четверокласснику справиться с заданиями Всероссийской проверочной работы.

Вам понадобится демоверсия по нужному предмету (русский язык, математика, «Окружающий мир»). Найти ее несложно: достаточно сделать запрос «демоверсия ВПР» и указать класс.

Год не важен: ВПР – не ЕГЭ, никаких серьезных изменений в его задания пока не вносилось.

Открывшийся документ в формате PDF выглядит так же, как и реальный вариант Всероссийской проверочной работы, которую ваш ребенок получит во время федеральной контрольной.

В демоверсию включены тексты из банка заданий ВПР, картинки, схемы, таблицы. Разница в том, что в конце помещены правильные ответы на вопросы и критерии оценивания ответов.

Постарайтесь понять, почему ответы оцениваются так, а не иначе (это нетрудно). Можно предлагать ребенку по несколько заданий в день. Вопросы и задания ВПР для четвероклассников – реально интересные, так что зря время вы не потратите.

Кстати, репетитор будет заниматься с учеником по такой же демоверсии ВПР.

Если кому-то комфортнее готовиться к Всероссийской проверочной работе со смартфоном в руках, то в интернете есть бесплатные тренажеры по подготовке к ВПР, со множеством заданий для разных классов. Погуглите «Решу ВПР» — и убедитесь в этом.

Наконец, издательства учебной литературы создают линейку методической литературы, помогающей учителям и родителям готовить школьников к ВПР. Сегодня в продаже есть пособия для начальной школы, которыми можно пользоваться и дома. Среди них — тесты, проверочные работы и тетради учебных достижений.

Светлана Кириллова

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник: https://fulledu.ru/articles/1333_zachem-rossiyskoy-shkole-vpr.html

Анализ выполнения ВПР в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте предоставить вашему вниманию выступление на тему: «Анализ выполнения ВПР в соответствии с требованиями ФГОС НОО».

  • В настоящее время оценочными процедурами Всероссийской системы качества образования являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР), основной государственный экзамен (ОГЭ), единый государственный экзамен (ЕГЭ).
  • Проведение ВПР направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
  • Всероссийская проверочная работа обучающихся не является государственной итоговой аттестацией, проводится на региональном или школьном уровнях и является аналогом традиционных годовых контрольных работ.
  • Особенность всероссийской проверочной работы обучающихся:
  • единство подходов к составлению вариантов заданий и проведению самих работ, и их оцениванию;
  • использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны.

Всероссийские проверочные работы планируется использовать в качестве мониторинга результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также для развития единого образовательного пространства в Российской Федерации.

Всероссийские проверочные работы:

  • не ЕГЭ, они не являются государственной итоговой аттестацией;
  • вместо КИМ – варианты проверочной работы;
  • федеральные контрольные работы без заданий с выбором ответа;
  • можно сравнить с итоговыми контрольными работами, которые ранее традиционно проводились в школах, отличие в том, что ВПР разрабатываются на федеральном уровне в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • вместо демоверсии – образец проверочной работы;
  • единые подходы к составлению вариантов и единые критерии оценивания в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Проведение ВПР направлено на помощь обучающимся, их родителям и образовательным организациям с тем, чтобы:

  • выявить сильные и слабые места в преподавании предмета и скорректировать процесс обучения (в частности, с целью работы с отстающими обучающимися);
  • спланировать обучение педагогов на курсах повышения квалификации;
  • позволить детям избежать лишних стрессов на ГИА;
  • определить учителю и родителю образовательную траекторию ребенка;
  • определить, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОС находится школа, класс и ребенок.
  1. В 2016-2017 учебном году младшим школьникам было предложено выполнить работу по трём предметам (математика, русский язык и окружающий мир).
  2. Назначение ВПР по математике, русскому языку и окружающему миру – осуществить мониторинг результатов перехода на ФГОС и оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. 
  3. Структура и содержание ВПР
  4. Что же представляли собой ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру?

Проверочная работа по русскому языку состояла из диктанта, связного текста, с помощью которого проверялось умение применять правила орфографии и пунктуации при записи текста под диктовку, и двух грамматических заданий по тексту на знание языковых единиц. Задания части 1 направлены, прежде всего, на выявление уровня владения базовыми предметными правописными и языковыми умениями, а также логическими общеучебными УУД.

  • Часть 2 состояла из текста и 13 заданий, которые проверяли знания русского языка, умения работать с текстом и извлекать из него нужную информацию.
  • Проверочная работа по математике включала 11 заданий базового и повышенного уровня, которые проверяли умения выполнять устные и письменные вычисления, решать задачи, представленные в текстовом и табличном варианте, умения интерпретировать и анализировать данные в схемах, графиках, диаграммах.
  • Проверочная работа по окружающему миру состояла из 10 заданий, которые были направлены на выявление уровня владения сведениями о сущности и особенностях природных объектов, процессов и явлений, нормах здоровьесберегающего поведения в природной среде, на основе умений анализировать информацию, представленную в разных формах.
  • Успешность выполнения заданий.
  • Рассмотрим на примере работ, учащихся нашей гимназии какие же задания были успешно выполнены, а какие вызвали затруднения.
  • Русский язык.
  • Более успешно были выполнены задания в части 1 по русскому языку: 1К1, 1К2,2,3(2), в которых проверялось умение писать текст под диктовку, соблюдать в практике письма, изученные орфографические и пунктуационные нормы; умения распознавать однородные члены предложения; умения распознавать части речи, умение находить главные и второстепенные члены предложения.
  • При выполнении заданий части 2 по русскому языку успешно были выполнены задания: 4,5,7,11,12,13,14,14, в которых проверялись умения:
  • распознавать орфоэпическую норму и ставить ударение;
  • умение классифицировать согласные звуки (звонкие/глухие);
  • умение составлять план текста из 3-х пунктов;
  • умение распознавать имена существительные, прилагательные, личные местоимения, глагол и их грамматические признаки.
  1. Затруднения у отдельных учащихся вызвали задания: 8,9,16, в которых проверялось умение распознавать основную мысль текста и письменно её оформлять, задавать вопрос по тексту, умение выражать просьбу или отказ в письменной форме в соответствии с нормами речевого этикета в ситуации межличностного общения.
  2. Математика
  3. В тестовой работе по математике успешны выполнены задания, в которых проверялось умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать арифметическим способом задачи, связанные с повседневной жизнью, умения решать текстовые задачи, используя единицы измерения величин (масса, время, длина, площадь, скорость).
  4. Затруднения у учащихся вызвали задания, в которых проверялись умения выполнять построение геометрических фигур с заданными изменениями, уровень овладения основами логического и алгоритмического мышления на примере решения задач в 3-4 действия, умения интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований.
  5. Окружающий мир

Анализ успешности выполнения заданий по окружающему миру показал, что учащиеся лучше справились с заданиями: 1, 2, 3.1, 5, 6.1, 8, 10.1.

2, в которых проверялись умения: узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы, понимать информацию в виде таблицы, работать с картой и по очертаниям называть материки, использовать модели для решения учебных задач(строение человека), проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, проводить сравнения, анализ, синтез и осуществить выбор ответа, оценивать взаимоотношения людей в различных социальных группах, владеть знаниями о родном крае и его достопримечательностях.

Недостаточно сформированы у учащихся следующие умения по окружающему миру:

  • самостоятельно делать выводы по результатам эксперимента (зад. 6.2);
  • описать сам эксперимент;
  • использовать знакосимволические средства представления информации для построения высказывания в соответствии с учебными задачами (зад. 7);
  • излагать своё мнение и его аргументировать в соответствии с поставленными задачами коммуникации.

Качество выполнения ВПР

Математика

Кол-во учащихся Первичный мах балл «5» «4» «3» «2» Успеваемость Качество
36 18 18 10 8 0 100 78

Плюсы и минусы всероссийской проверочной работы

Окружающий мир

Кол-во учащихся Первичный мах балл «5» «4» «3» «2» Успеваемость Качество
37 31 15 15 7 0 100 81

Плюсы и минусы всероссийской проверочной работы

 Русский язык

Кол-во учащихся Первичный мах балл «5» «4» «3» «2» Успеваемость Качество
36 38 14 17 5 0 100 86

Плюсы и минусы всероссийской проверочной работы

Заключение

Анализ результатов Всероссийских проверочных работ по русскому языку, математике и окружающему миру учащихся 4-х классов за 2016/2017 учебный год показал, что удалось достигнуть планируемых результатов. Результативность выполнения проверочных работ составила 100%, качество знаний колеблется от 78% до 86%. Учащиеся, которые не справились с проверочными работами, отсутствуют.

Результаты проведенного анализа заставляют еще раз указать учителям начальных классов на необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения (учитель должен иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и, исходя из него, ставить ученику цель, которую он может достичь).

На заседании МО учителей начальных классов с приглашением учителей-предметников, которые будут работать с учащимися в 5 классе, были рассмотрены результаты проверочных работ. Они будут использоваться для совершенствования преподавания учебных предметов в начальной школе, при переходе в 5 класс, при работе с родителями.

Таким образом, ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в т.ч. уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями, а также оценку личностных результатов обучения.

  • Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями и для совершенствования методики преподавания соответствующего предмета в начальной школе.
  • На этом моё выступление подошло к концу. Скоро начнётся новый учебный год и мне от всей души хочется
  • Пожелать вам на каждый день удачи,
    Чтобы легко решались все задачи,
    Нелегкий труд чтоб радость приносил,
  • Терпенья вам, коллеги, много сил!
  • Чтоб дети вас отчаянно любили,
    А вы их мудрости и разуму учили,
    Чтобы здоровья было на сто лет,
  • И радости пришли к вам вместо бед!
  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Читайте также:  Сатиновые натяжные потолки — плюсы и минусы выбора, правила ухода

Всего комментариев: Плюсы и минусы всероссийской проверочной работы

Источник: https://www.uchportal.ru/vpr/analiz-vypolneniya-vpr-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-8421

Что такое ВПР и зачем их проводить? — Издательство Ольги Кузнецовой

  • В 2015 году российские ученики четвёртых классов впервые написали ВПР (Всероссийскую проверочную работу) по русскому языку и математике, в 2016 к ним прибавилась ВПР по окружающему миру.
  • Что же такое ВПР?
  • Чем они отличаются от ЕГЭ и зачем они нужны?
  • Что такое ВПР?
  • ВПР применяется для оценки качества школьного образования.

ВПР по своей сути — это итоговые контрольные работы по самым важным предметам начальной школы. Придумали их для того, чтобы трезво оценить уровень подготовки выпускников начальной школы всех образовательных учреждений России. Проверить, соответствуют ли знания школьников требованиям ФГОС. Узнать, какие регионы и школы дают хорошее образование, а какие — «для галочки».

ВПР принципиально меняет отношение к учебе. Важно понять и усвоить каждую тему с 1 класса. Раньше в школе было только повторение и воспроизведение, теперь система меняется в другую сторону: необходимо собственное рассуждение, размышление, поиск способа действий.

Многие сравнивают ВПР и ЕГЭ. Безусловно, они похожи, ведь и то и другое — это проверка знаний школьников. Но всё же они принципиально отличаются.

ЕГЭ влияет на дальнейшую судьбу выпускника школы, на его шансы поступить в то или иное учебное заведение.

ВПР не является государственной итоговой аттестацией и на судьбу школьника никак не влияет, все выпускники 4 класса переходят в среднюю школу, независимо от результатов ВПР.

В 2019 году в качестве эксперимента предлагается не фиксировать конкретные дни проведения Всероссийских проверочных работ в 4 классах, а дать возможность школам провести эти работы в удобное для них время в течение недели. 

Как пояснял руководитель 

Рособрнадзора С.С. Кравцов: «Такой подход будет реализован за счет использования технологии формирования вариантов из банков заданий».

Индивидуальные комплекты заданий будут формироваться для каждой школы, что исключит возможность злоупотреблений.

 

В 2019 году участие в ВПР 4, 5 и 6 классов будет являться обязательным, в 7 и 8 классах — добровольным. В 2020 году ВПР станут обязательными и для 7-8 классов.

  1. Какие классы сдают ВПР в 2018-2019 учебном году?

4 класс (обязательные для всех)
Русский язык — 15-19 апреля 2019 года (в любые дни недели)
Математика — 22-26 апреля 2019 года (в любой день недели.

Окружающий мир — 22-26 апреля 2019 года (в любой день недели)

Примечание. Для 4 классов в расписании ВПР на 2019 год в порядке эксперимента предусмотрено, что школа сама выбирает удобную для обучающихся дату и время в течение отведенной недели. 5 класс
История — 16 апреля 2019 года
Биология — 18 апреля 2019 года
Математика — 23 апреля 2019 года
Русский язык — 25 апреля 2019 года 6 класс
География — 9 апреля 2019 года
История — 11 апреля 2019 года
Биология — 16 апреля 2019года
Обществознание — 18 апреля 2019 года.
Русский язык — 23 апреля 2019 года
Математика — 25 апреля 2019года 7 класс (в режиме апробации)
Английский язык — 2 апреля 2019 года
Обществознание — 4 апреля 2019 года
Русский язык — 9 апреля 2019 года
Биология — 11 апреля 2019 года
География — 16 апреля 2019 года
Математика — 18 апреля 2019 года
Физика — 23 апреля 2019 года
История — 25 апреля 2019 года 11 класс
Иностранные языки — 5 марта 2019 года
География — 12 марта 2019 года
История — 13 марта 2019 года
Химия — 14 марта 2019 года
Физика — 19 марта 2019 года
Биология- 21 марта 2019 года

Примечание. Для учащихся 4-х, 5-х и 6-х классов написание ВПР является обязательным, в 7-х и 11-х классах ВПР проводятся по решению школы.

Форма проведения ВПР.

ВПР проводятся в форме контрольных работ. Выполняя задания ВПР, школьники не могут пользоваться никакими вспомогательными материалами. Задания ВПР разрабатываются на федеральном уровне, поэтому используются единые материалы для проверки и единые критерии оценки учебных достижений по всей стране.

  • Где проводятся ВПР?
  • Все ВПР проводятся в той же школе, которую посещает ученик.
  • На что влияют результаты ВПР?

С одной стороны, ВПР ни на что не влияет. Это просто контрольные работы, нужные для оценки уровня подготовки конкретного ученика и устранения имеющихся пробелов в знаниях. Ни на дальнейшее обучение ребёнка, ни на его итоговую аттестацию в конце года, ни на поступление его в ВУЗ результаты ВПР не влияют.

Даже Рособрнадзор не рекомендует использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок учащимся. ВПР в 4 классах – это не «ЕГЭ для начальной школы», поскольку по результатам ВПР не принимаются никакие обязательные решения, важные для определения дальнейшей судьбы или образовательной траектории школьника.

С другой стороны, результаты ВПР в 4 и в других классах могут быть частью портфолио ученика. Конечно, эти результаты могут быть учтены только по желанию ребенка и его родителей. Например, при переходе в другую школу.

Зачем нужны ВПР?

Ежегодное тестирование учеников позволит:

  • выявить недостатки учебной программы по разным предметам;
  • проверить качество и уровень знаний, даваемых конкретной школой, в сравнении с результатами других школ России;
  • развить единые образовательные стандарты для всех школ;
  • дать ученикам возможность подготовиться психологически к ЕГЭ (т.к. способы проведения ВПР похожи на ЕГЭ, а значит, ребёнок будет чувствовать себя спокойнее, выполняя похожую работу не в первый раз);
  • заставить школьников заниматься на протяжении каждого учебного года, а не только в выпускном классе.

Кроме того, результаты проверочных работ нужны:

  • школьникам и их родителям, ведь они могут оценить, насколько качественное образование даёт школа, а также выявить пробелы в знаниях;
  • педагогам, так как они получат независимую оценку качества своей работы;
  • директорам школ. Они в свою очередь тоже могут объективно оценить работу учителей начальных классов;
  • департаментам образования, ведь они увидят слабые школы. Для таких школ разрабатываются специальные меры поддержки.

Как подготовить ребенка к ВПР?

Специально готовить ребёнка к ВПР не нужно. Самое главное — настроиться на положительный лад, не создавать нервозную ситуацию, успокоить ребенка и объяснить, что это всего лишь часть учебного процесса. Пусть пишет то, что знает.
 

Какие пособия выбрать для подготовки к ВПР?

Рабочих тетрадей и методических пособий для подготовки к ВПР в 4 классе сейчас выпускают много. В основном это издания, представляющие собой  шаблонные задания по Демоверсии с минимумом обучающих моментов.

Поэтому рекомендуем познакомиться с комплектами, выпущенными нашим издательством.

Их особенность в том, что они направлены на осознанное обобщение и систематизацию усвоенных ребёнком знаний, умений, способов действий.

, какие знания и умения младших школьников проверяются с помощью Всероссийских проверочных работ.

Источник: http://kuznetsova-books.ru/chto-takoe-vpr

Почему школьникам не надо бояться ВПР

А родителям — тревожиться о том, что оценка за ВПР скажется на итоговых результатах за год.

Уже 2 апреля в школах стартуют Всероссийские проверочные работы (ВПР), и сейчас ученики вовсю готовятся к ним: пишут демоверсии, проходят оставшуюся программу.

В 2019 году ВПР пройдут со 2 по 25 апреля. Для четвероклассников, пятиклассников и шестиклассников ВПР будет обязательным, в 7 и 11 классах проводить или не проводить проверочные работы, решает администрация школы.

Что такое ВПР, зачем его ввели, как результаты по ним влияют на итоговые годовые оценки, могут ли из-за них оставить на второй год — на эти вопросы «Летидору» помогла найти ответы Елена Провозен, руководитель исследований и разработок в компании MAXIMUM Education.

Что такое ВПР и является ли он обязательным для всех

Всероссийские проверочные работы впервые прошли в 2015 году у четвероклассников в качестве эксперимента. Уже через год их начали писать в 5 и 11 классах, в прошлом году ввели для шестиклассников, и теперь уже кажется, что не за горами то время, когда писать их будут все классы.

Дети пишут ВПР в конце учебного года. По сути, это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, которые проверяют знания школьников по разным предметам.

Набор предметов в разных классах отличается. Например, в 4-м классе пишут русский язык, математику и окружающий мир, в пятом классе — историю, биологию, математику и русский язык. В 6 классе сдают уже целых 6 предметов: математика, русский язык, обществознание, история, биология, география.

Многих родителей интересует вопрос, зачем нужны ВПР, если ребята и так все время пишут контрольные и самостоятельные работы.

Ответ простой: ВПР, прежде всего, оценивает школу и учителей и влияет на конечный рейтинг школы.

Внутренние контрольные работы составляют учителя и методисты по программе школы, оценка по таким контрольным далеко не всегда отображает объективные знания детей. Министерство просвещения ввело ВПР, чтобы стандартизировать проверку знаний и понять качество подготовки самой школы.

По задумке Рособрнадзора, ВПР должна стать самой массовой оценочной процедурой в системе образования. По официальным цифрам, уже сейчас написано более 17 миллионов проверочных работ.

  • Важно понимать, что результаты ВПР не влияют на получение аттестата и на перевод школьника в следующий класс.
  • Поэтому не стоит считать ВПР чем-то вроде переходного экзамена из класса в класс.
  • Как проходит ВПР
    Дети пишут контрольные в своих школах и классах, учителя проверяют ВПР в день проведения.

Рекомендуемое время проведения — второй-третий урок. Результаты школы вносят в единую информационную систему. За ВПР выставляют баллы, а не оценки.

Если хотите перевести баллы, полученные вашим ребенком, в оценки — это можно сделать c помощью этой шкалы.

Сколько баллов за какое задание получит ребенок, можно посмотреть в демоверсиях.

Как надо готовиться к ВПР
Готовится к ВПР просто — хорошо учиться по предметам в течение года. Однако здесь есть нюансы. У детей в зависимости от того, какую школу они посещают, могут отличаться программы и учебники.

В ВПР ребенку могут попасться задания, которых не было в его учебнике.

Например, в ВПР по истории для 5-го класса есть две части.

В первой части — вопросы и задания по истории Древнего мира (программа учебника 5-го класса), во второй части предложены задания по истории родного края: нужно вспомнить важные события из истории своего региона или населенного пункта, написать про исторического деятеля-земляка и описать его вклад в историю (эта часть есть не во всех программах за 5-й класс).

Учителя и школа заинтересованы в том, чтобы ученики их школы написали ВПР на высокие баллы, поэтому обычно последние месяцы до ВПР как раз посвящены подготовке, написанию тестовых заданий и отработке нестандартных заданий, которые не входят в программу.

Если вы видите, что в школе не уделяют должного внимания этой теме, можно распечатать самостоятельно демоверсии с сайта и прорешать их дома. Сразу станет понятно, где есть пробелы или недопонимание формата заданий.

  1. Главный совет для родителей — это настроить ребенка на то, что ВПР — это не страшно, просто очередная контрольная, которая покажет, как он учился весь год и какой он материал усвоил лучше, а какой хуже.
  2. И, что важно, ВПР проверяет не столько знания ученика, сколько квалификацию учителя.

Источник: https://news.rambler.ru/education/41923573-pochemu-shkolnikam-ne-nado-boyatsya-vpr/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector