Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы устройства

Если вы музыкант, шоумен, фитнес-инструктор или лектор, то возможность не привязываться к микрофонной стойке играет для вас важную роль. В этом случае подойдут беспроводные радиосистемы. Мы расскажем об их типах и особенностях. Статья поможет вам сориентироваться среди моделей и выбрать подходящую.

Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы

Устройства условно можно разделить на несколько типов в зависимости от технических характеристик и возможностей:

  • По частоте передачи радиосигнала радиосистемы могут быть аналоговыми. Последние, в свою очередь, делятся на VHF- и UHF-системы, а также на более современные цифровые.
  • По цели использования и типу микрофона радиосистемы делятся на инструментальные, вокальные, петличные и головные.
  • Одно-, двух- и иногда четырехантенные радиосистемы. Чем большее число антенн имеет система, тем стабильнее сигнал, так как прием идет на каждую антенну.
  • Системы, в которых одна база может работать либо только с одним, либо с несколькими передатчиками. Вторые более функциональны, но и цена их, соответственно, выше.

Аналоговые и цифровые беспроводные системы

По диапазону частот, в котором работают аналоговые системы, можно выделить VHF-системы (работают на частотах от 174 до 216 МГц) и UHF-системы (используют диапазон 470–805 МГц). UHF-системы считаются более профессиональными по следующим причинам:

  • имеют более широкий частотный диапазон;
  • в меньшей степени подвержены помехам от ТВ-сигнала;
  • работают на большем расстоянии, чем VHF, так как UHF-сигналы лучше проходят через атмосферу;
  • в данном диапазоне больше «свободных мест», то есть частот, не занятых сотовой связью, охранными системами и пультами дистанционного управления. К слову, часть частот в VHF-диапазоне занимает цифровое телевидение.

Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы

Что касается цифровых беспроводных систем, то они являются относительно новыми и имеют ряд преимуществ перед аналоговыми:

  • отсутствует необходимость в компандировании сигнала (оно приводило к потере качества);
  • при передаче сигнала отсутствует RF-интерференция; система, оборудованная 24-битовыми конвертерами, обладает большим динамическим диапазоном, чем аналоговая;
  •  простота использования и точность настройки.

Инструментальные, вокальные, петличные, головные радиосистемы

Прежде чем выбрать радиосистему, нужно определить, для каких целей вы будете ее использовать. Подбирать конфигурацию радиосистемы следует для решения конкретной задачи.

Приложение Конфигурация
Вокал Ручной передатчик
Танцующий певец, клавишник, барабанщик, инструктор по фитнесу, балетмейстер Головной микрофон + поясной передатчик
Актер, ведущий, лектор Петличный микрофон + поясной передатчик
Духовые инструменты, перкуссия Клипсовый инструментальный микрофон + поясной передатчик
Гитара, бас-гитара Инструментальный кабель + поясной передатчик

В зависимости от назначения можно выделить следующие типы радиосистем:

  • вокальные радиосистемы, которые обычно применяются вокалистами и артистами речевого жанра;
  • инструментальные радиосистемы, используемые чаще всего гитаристами;
  • петличные радиосистемы и радиосистемы с головными гарнитурами. Они обеспечивают свободу рук.

Также важную роль играет диаграмма направленности микрофона. Какую предпочесть? Давайте разбираться.

  • Для вокалиста, выступающего на сцене с громкими напольными мониторами, отлично подойдет ручной передатчик с кардиоидной или суперкардиоидной диаграммой направленности, позволяющий свести к минимуму вероятность появления акустической обратной связи.
  • При негромком вокале желательно выбрать передатчик с конденсаторным капсюлем, обеспечивающим максимально чистое и естественное звучание.
  • Для естественного и эмоционально окрашенного звучания человеческой речи при проведении презентаций или работе в театре подходят петличные и головные всенаправленные микрофоны. Напольные мониторы в таких ситуациях практически не применяются.

Рассмотрим более подробно различные типы беспроводных микрофонных систем.

Инструментальные радиосистемы

Радиосистемы этого типа могут работать практически с любыми инструментами, но чаще всего их используют гитаристы и бас-гитаристы. Стандартный набор: приемник и нательный передатчик (обычно его крепят на пояс исполнителя), соединенный с инструментом коротким кабелем. В некоторых системах передатчик подключают прямо к выходу гитары. Это позволяет обходиться вообще без кабеля.

Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы

Профессиональные радиосистемы имеют несколько рабочих каналов. Это делает их многофункциональными и дает возможность нескольким беспроводным системам одновременно – стабильно, без взаимного влияния и помех – работать в одном частотном диапазоне. Радиосистемы работают в диапазоне UHF – самом оптимальном для устойчивой связи на небольших расстояниях.

При выборе инструментальной радиосистемы необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

  • Рабочий частотный диапазон.
  • Радиус действия и, соответственно, число антенн.
  • Количество каналов и возможность одновременного подключения нескольких беспроводных систем.
  • Автоматический выбор частоты для эксплуатации без посторонних шумов и помех.
  • Удобный функционал.
  • Прочность и надежность качества сборки и корпуса.

Вокальные радиосистемы

Они дарят свободу движения не только вокалистам, но и артистам разговорного жанра, лекторам, ведущим. Обычно в комплект входят база и радиомикрофоны. Дополнительно можно подключить усилитель, микшер и другую гарнитуру.

В качестве передатчика могут использоваться ручной микрофон, микрофонные гарнитуры с оголовьем или с петличкой.

Работают радиосистемы от типовых батареек или аккумуляторов, имеют рабочую дальность до 100 метров и устойчивость сигнала между передающими и принимающими устройствами.

Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы

При выборе радиосистемы учитывайте:

  •  Чем больше расстояния необходимо охватывать, тем мощнее должна быть система.
  •  Количество микрофонов, способных работать с одной базой. Радиосистема, к которой можно подключить два, четыре и более микрофонов, обойдется дешевле аналогичного количества отдельных радиосистем.

Петличные микрофоны

Так называемая петличка – небольшой микрофон с зажимом, который крепится к одежде. Обычно его используют на телевидении, на съемках фильмов, в театральных постановках, во время вокальных выступлений.

Среди достоинств петличных микрофонов – миниатюрность, удобство в использовании (руки говорящего свободны), а главное – возможность применения в самых акустически неблагоприятных условиях (близкое расположение источника звука к микрофону позволяет улавливать меньше шумов).

Конструкция большинства петличек позволяет свести к минимуму искажение звука. Высокая разборчивость речи – одна из самых основных характеристик.

Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусыЦифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы

Другие достоинства петличных микрофонов:

  • совместимость с разным оборудованием;
  • многофункциональность;
  • удобное крепление;
  • не заметны при ношении;
  • подходят для съемок на улице.

При выборе петличного беспроводного микрофона обращайте внимание на следующие характеристики:

  • Качество конструкции. Она должна быть прочная, мобильная, удобная. Важно, чтобы микрофон не мешал говорящему.
  • Конденсаторный тип.
  • Радиосигнал должен быть мощным и непрерывным.
  • Максимальное время эксплуатации без подзарядки.
  • Частотный диапазон.
  • Размер.
  • Чувствительность
  • Механизм крепления.

Среди телеведущих популярна петличная система Лавалье. Она, как и инструментальная, включает в себя нательный передатчик. Микрофон на клипсе соединяется кабелем с передатчиком. Бывают кардиоидные и широконаправленные (omni) лавалье-микрофоны.

Петличные микрофоны Clip-OnMicrophoneSystem похожи на системы Лавалье и разработаны для исполнителей, играющих на духовых инструментах. Они включают в себя приемник, нательный передатчик и микрофон на клипсе, который крепится к инструменту. Основным достоинством таких систем является то, что микрофон находится в строго определенной точке относительно инструмента.

Головные микрофонные радиосистемы

Популярны у тех, кому нужны свободные руки во время работы. Это могут быть вокалисты, музыканты, фитнес-инструкторы, ведущие, тренеры, лекторы, театральные актеры. Микрофон крепится на голове исполнителя и всегда находится в одной точке относительно рта, что позволяет получить качественный звук.

Беспроводные головные гарнитуры используется в сферах, где нужны естественный ровный звук и свобода передвижения. Малый вес, надежное крепление и почти незаметная глазу конструкция быстро нашли поклонников. Теперь уже трудно представить, что когда-то обходились без этого вида микрофонов.

Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы

Профессиональным певцам и музыкантам нужны микрофоны конденсаторного типа: они обеспечивают особенно чистый звук. Чувствительность микрофона и способность улавливать тончайшие вокальные ноты даже при тихом шепчущем звуке обеспечивает фантомное питание.

Поэтому такие компактные микрофонные гарнитуры рекомендуется использовать в спокойной и тихой студийной обстановке.

Для работы при повышенном уровне шума необходимо использовать головные гарнитуры с поролоновым фильтром, чтобы свести к минимуму влияние внешних помех.

Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы

  • Основные достоинства головных гарнитур:
  • • Легкий вес и миниатюрные габариты.
  • • Простота и удобство в применении.
  • • Высокое качество передачи звука в широком диапазоне частот.
  • • Мобильность и надежность в работе.
  • • Полноценная функциональность при высоких и низких внешних температурах.
  • • Полное и насыщенное звучание при низких частотах.
  • • Возможность использования устройства в тех случаях, когда нет возможности воспользоваться стационарным конденсаторным микрофоном.

Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы

  1. При выборе головных беспроводных систем следует ориентироваться на следующие характеристики:
  2. • Направленность и чувствительность микрофона.
  3. • Соотношение уровня сигнала к шуму.
  4. • Рабочий частотный диапазон.
  5. • Удобство и надежность крепления.

Итак, с задачами, которые стоят перед радиосистемой, мы определились. Идем дальше.

Любая беспроводная микрофонная система имеет ограничение по максимальному числу одновременно используемых каналов.

Если во время шоу задействована только одна радиосистема, можно выбрать практически любую модель.

Но стоит продумать, сколькими радиомикрофонами может потребоваться доукомплектовать систему в будущем, или предусмотреть количество каналов, которое может быть задействовано по максимуму.

В целях экономии можно выбрать недорогие системы максимум на четыре канала. Но со временем возможностей данной конфигурации может оказаться недостаточно. Более дорогостоящие системы допускают одновременную работу восьми, двенадцати и более радиопередатчиков без риска возникновения помех.

1. Схемы разнесенного приема (Diversity).

Данная система обеспечивает надежный прием сигнала. Внешний признак наличия схемы разнесенного приема: две или более антенн (активной становится та антенна, которая принимает сигнал лучше в данный момент).

Качество приема зависит от взаимного расположения приемника и передатчика, поэтому наличие нескольких антенн существенно снижает вероятность потери сигнала.

Радиосигнал отражается от стен и других препятствий, и в результате интерференции (взаимного наложения прямого и отраженного сигналов) могут возникать «мертвые зоны», в которых нет сигнала. Если антенна приемника попадет в такую зону, то звука вы не услышите, хотя передатчик будет работать нормально.

Как понять, нужна ли схема разнесенного приема именно вам? Важно решить, будет ли беспроводная система находиться на одном месте и на открытом пространстве или ее местоположение будет меняться, а сигнал может встречать отражающие или поглощающие препятствия. Радиосистема со схемой разнесенного приема необходима только во втором случае, а в первом не будет играть никакой роли. Наличие нескольких антенн обеспечивает более стабильный и качественный прием сигнала, и звучание получается полным и четким.

2. Перестройка частоты

В различных условиях и помещениях радиоприемник может работать на одной частоте лучше, чем на другой (то есть чистота «ловится» без помех и не перебивается сигналами других систем).

Читайте также:  Хендай Элантра (Hundai Ellantra): плюсы и минусы автомобиля

Функция перестройки частоты не понадобится, если вы используете радиосистему, установленную в конкретном месте, и рядом нет других систем.

Если же не вы одни пользуетесь беспроводной радиосистемой, то ваша должна уметь работать с несколькими частотами.

Некоторыемногочастотные беспроводные системы могут выбирать рабочую частоту автоматически, что удобно и экономит время.

3.    Компандирование (companding)

Наличие данной схемыврадиосистеме уменьшает помехи, увеличивает соотношение сигнал/шум, а также может расширить динамический диапазон источника. Суть процесса: передатчик компрессирует сигнал, а приемник его экспандирует обратно. Сигнал «сжимается» на входе (в передатчике) и «разворачивается» на выходе (в приемнике).

В результате получается восстановленный динамический диапазон сигнала микрофона или инструмента. Это зависит от качества схемы компандирования.

Не следует использовать компоненты из разных комплектов беспроводных систем, даже если они работают на одной частоте, так как радиосистемы от разных производителей и даже разные модели систем от одного производителя могут иметь различные алгоритмы компандирования.

4. Дисплей

Если вы считаете, что наличие и качество дисплея не играют существенной роли при выборе радиосистемы, то вы заблуждаетесь. На дисплее отображаются настройки, поэтому желательно, чтобы он был большим и ярким, а информация с него читалась при любом освещении. На дисплее должны отображаться мощность сигнала, рабочая частота системы, уровень заряда батареи передатчика.

Подведем итог. При выборе радиосистемы нужно определить: для решения каких задач вы ее покупаете и в каких условиях будете использовать. Также важно изучить соответствующие характеристики устройств и определиться с бюджетом. Перед покупкой лучше проконсультироваться со специалистом. Расскажите о своих пожеланиях к системе сотрудникам POP-MUSIC, и они помогут выбрать оптимальную модель.

Источник: https://pop-music.ru/articles/besprovodnye-mikrofonnye-sistemy-razlichiya-tekhnicheskie-kharakteristiki-kriterii-vybora/

Цифровое радио DAB+ — как это работает и нужно ли оно вообще?

Привет, Хабр. В последние годы на территории России, Украины и Белоруссии обсуждалось введение цифрового радио стандарта DAB+.

И если в России процесс пока не продвинулся, то в Украине и Белоруссии вроде уже перешли к тестовому вещанию. Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы Как это работает, в чем плюсы и минусы, и нужно ли оно вообще? Подробности под катом.

Технология

Идея цифрового радио стала зарождаться в конце 80х, когда стало ясно что «места» в обычном FM-диапазоне всем желающим уже не хватает — в крупных городах свободный спектр в диапазоне 88-108МГц был исчерпан.

В этом плане DAB считался неплохой альтернативой — это цифровой стандарт, в котором за счет более эффективного кодирования, можно разместить больше станций. В первой версии DAB использовался кодек MP2, во второй версии (DAB+) более новый HE-AAC.

Сам по себе стандарт по современным меркам весьма старый — первая станция DAB заработала в 1995 году, а станция DAB+ в 2007м. Причем, «возраст» стандарта это в этом случае даже скорее плюс чем минус — сейчас нет проблемы купить радиоприемник на любой вкус и кошелек. Отличий DAB от привычного FM довольно-таки много.

И дело даже не в том, что один это «цифра», а другой «аналог». Отличается сам принцип передачи контента. В FM каждая станция вещает самостоятельно, а в DAB+ все станции объединены в «мультиплекс», в каждом из которых может быть до 16 станций.

Предусмотрены разные частотные каналы, так что разные страны могут выбрать те, которые свободны от других служб. Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы С точки зрения бизнеса, это отличие вызывает ряд споров у вещателей, относительно того как вещать в мультиплексе. Раньше вещатели сами получали лицензию на частоту, покупали антенну и передатчик, сейчас лицензия будет выдаваться оператору мультиплекса, а он уже будет арендовать каналы радиостанциям. Лучше это или хуже, сказать сложно, кому-то удобнее иметь все свое, кому-то удобнее аренда.

Кстати, в этом плане, DAB имеет огромный и жирный минус для слушателя — цена аренды мультиплекса зависит от битрейта. И если выбрать между 192 и 64kbps… всем я думаю, понятно, что будет выбрано. Если в FM вещать с плохим качеством довольно сложно, то в DAB это даже поощряется экономически (понятно что это не вина разработчиков стандарта, но тем не менее). Российские цены пока разумеется, неизвестны, а английские для примера, можно посмотреть здесь.

С точки зрения технической, мультиплекс DAB+ представляет собой широкополосный сигнал, с шириной спектра порядка 1.5МГц, который хорошо виден с помощью RTL-SDR приемника. Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы

Конкурирующие стандарты

Их в общем-то не так много. В Европе используется DAB+, в США популярен стандарт HD Radio, в Индии проводили эксперименты со стандартом DRM, но чем они закончились, сказать сложно.

Карта немного устарела (в России DRM тоже тестировали, но так и забросили), но общую идею понять можно: Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы Источник В отличие от DAB, создатели стандарта HD Radio пошли по другому пути — цифровой сигнал размещается непосредственно рядом с аналоговым, что позволяет вещателям использовать свои собственные антенны и мачты. Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы

Однако это не решает проблему, из-за которой все и начиналось — проблему отсутствия свободных мест в спектре. Да и чисто географически (да и наверно политически), в ex-странах СНГ принятие европейского стандарта выглядит более логичным, чем использование стандарта американского — выбор европейских товаров все же больше и купить приемники легче. В 2011 году еще были упоминания российского стандарта РАВИС, но все так и заглохло (и слава богу, т.к. ни с чем не совместимый собственный цифровой стандарт, это худшее что можно было бы придумать для радиослушателей).

Тестирование

Перейдем наконец, к практической части, т.е. к тестированию. В России DAB пока не работает, так что будем использовать SDR-записи c голландского мультиплекса.

Желающие из других стран тоже могут присоединиться и выслать мне записи в формате IQ, я их обработаю и сделаю сводную таблицу.

Qt-dab выглядит как курсовая работа студента, и автор явно не заморачивался с дизайном — шрифты не влезают в контролы, окна не масштабируются. Но для нас самое главное то, что она позволяет читать и писать IQ-файлы.

Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы

Welle.io пока еще в стадии бета-версии, однако работает она гораздо лучше и декодирует более качественно. Также есть возможность вывести довольно много дополнительной отладочной информации:

Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы

Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы Как можно видеть, с количеством станций проблем нет, но основной проблемой является низкий битрейт. Что касается самого контента, вкусы разные и обсуждать я его не буду, желающие могут скачать файлы и послушать самостоятельно. В записях приведены не все мультиплексы, но общая идея, надеюсь, ясна.

Если говорить о перспективах цифрового радиовещания, то они увы, довольно грустные. Основное преимущество DAB — более эффективное использование спектра, что позволяет разместить в эфире больше станций. В этом плане DAB+ имеет смысл только для тех городов, где уже нет свободного места в FM.

Для России это наверно только Москва и Петербург, во всех остальных городах таких проблем нет.

Что же касается качества звучания, то технически, DAB+ может обеспечивать битрейт до 192КБит/с, что даст практически HiFi-звук. На практике, как мы видим выше, вещатели экономят и не переходят планку даже в 100КБит/с.

Из трех мультиплексов нашлась только одна (!) станция, вещающая в 96Kbps (а уж вещание музыки с 48kbps я ничем кроме как кощунством назвать не могу — таких вещателей надо лишать лицензии;). Так что увы, можно с уверенностью в 99% сказать, что при переходе от FM к DAB качество звука будет хуже чем было.

Конечно, может в других странах ситуация обстоит лучше, но вот для примера английский обзор в youtube с красноречивым названием Why DAB sounds so BAD. Технически DAB хорош и к нему претензий нет, но экономически, «бабло победило зло».

Из этого следует практический вывод — даже если начнется тестовое вещание в DAB+, не стоит сразу идти в магазин за новым приемником, скорее всего качество звука будет хуже чем в FM.

Возвращаясь к России, стоит ли вообще заморачиваться и начинать вещание в DAB? С точки зрения международного престижа, наверно да, чтобы не выглядеть в глазах соседей отсталой страной третьего мира, и как бонус, чтобы покупаемые в Европе автомобили и радиоприемники могли полноценно принимать все станции. Но с точки зрения слушателей и качества звука, скорее всего никаких плюсов ни в качестве звука, ни в качестве контента, пользователи не получат. Разумеется, у DAB есть и свои преимущества. Это более низкий порог входа (не нужно покупать свой передатчик), более низкая цена обслуживания аппаратуры и платежей за электроэнергию (легче обслуживать 1 передатчик мультиплекса чем 16 независимых). И это было бы оправданно в том случае, если бы нашлись новые вещатели, создающие интересный и востребованный контент. Но появятся ли они, учитывая что мы по сути наблюдаем эпоху заката радио и ухода аудитории в Интернет, сказать сложно.

Если же подумать о дальних перспективах, то наверно в будущем радиоприемник будет устройством с интегрированной картой e-sim и подпиской на Яндекс-музыку Spotify или Apple Music при покупке. Будущее однозначно за стриминговыми сервисами и персонализированным контентом. Насколько скоро это случится, посмотрим, время покажет.

Источник: https://habr.com/post/448244/

Микрофонные радиосистемы

Изобретённые в середине двадцатого века радиомикрофоны давно стали нормой для эстрадных выступлений.

Сегодня эта техника шагнув со сцены, помогает людям в решении бизнес-задач, на корпоративных и семейных торжествах и других мероприятия, где важен качественный звук и мобильность.

Разнообразие производителей беспроводных микрофонов здесь мы не будем рассматривать, а остановимся на особенностях эксплуатации этих устройств на примере модельного ряда компании Shure, которая по праву является признанным профессионалами лидером в области беспроводных решений и микрофонов в целом.

С точки зрения потребителя радиосистемы можно разделить на 3 вида по конструктивному исполнению (на самом деле этих видов больше, но в основном это специальные решения для узкопрофессиональных задач):

  • петличная с внешним передатчиком
  • головная с внешним передатчиком
  • ручная
Читайте также:  Утепление потолка опилками: особенности, плюсы и недостатки методики

Итак, это лавальер или «петличка» и головной радиомикрофон, обиходное название — «гарнитура» и ручное исполнение. У каждого вида есть свои преимущества. Например, петличный микрофон часто можно заметить (если постараться) на телеведущих и участниках различных телевизионных шоу.

Главное его свойство – оставаться незаметным, ведь в определенных ситуациях появление микрофона, к примеру, в кадре телепередачи, нежелательно. Головное исполнение используется, когда пользователю нужны свободные руки или необходимо активно двигаться.

И головной, и лавальерный микрофоны используют специальный трансмиттер, отдельное устройство в составе радиосистемы, которое обычно закрепляется на поясе пользователя. Очевидно, что эти модели предназначены для индивидуального использования и оперативно передать их другому пользователю довольно сложно.

В то же время, ручной вокальный радиомикрофон имеет встроенный передатчик. Таким образом, его можно свободно передавать другим участникам мероприятия, что позволят решать с его помощью довольно широкий круг задач, особенно когда участниками являются, в том числе, и зрители.

Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусыПетличный форм-фактор (лавальер) Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы Гарнитура с оголовьем

Остановимся более подробно на минимальном комплекте оборудования необходимом для эксплуатации ручной вокальной радиосистемы. Она представляет собой комплекс из нескольких законченных приборов. Первое – это микрофон. Его задача – преобразовать звук в электрический сигнал.

Как мы уже говорили, в ручном исполнении он объединен с передатчиком. Задача которого транслировать полученное от микрофона в виде радиосигнала. Второе устройство в системе – это ресивер или базовый блок.

Он принимает радиосигнал и преобразует его обратно в микрофонный аудио сигнал, который можно уже подать на звукоусиливающую аппаратуру, например на вход микшерного пульта или активную акустику.

Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы Ресивер серии Shure UHF-R Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы Ресивер серии Shure ULX

Не редким является случай, когда несколько радиосистем эксплуатируются в одном помещении. Здесь мы не имеем в виду концерты или иные мероприятия, где поставщиком арендных решений является одна организация.

Но это весьма распространённая практика на выставках – каждый экспонент может использовать беспроводное оборудование и комплект звукоусиления, если это не запрещено регламентом выставки. Очевидно, что курьезы, связанные со звучанием собственного голоса из чужих колонок (и что самое обидное — чужого голоса из своих), могут здорово подпортить впечатления о выставке у участников и гостей.

Это происходит, когда две радиосистемы работают на одной радиочастоте. Безусловно, производители радиомикрофонов предусмотрели подобные случаи. Даже самые простые решения, такие как Shure PG24/PG58 позволяют выбрать радиочастоту посредством органов управления на передающем устройстве и базовом блоке. В данном случае из 10 возможных вариантов.

Для простоты эти каналы обозначены цифрами от 0 до 9. Естественно, канал, установленный на ресивере, должен соответствовать каналу на передатчике. Существуют и более продвинутые решения, у Shure это серии PGX (до 12 каналов), SLX и ULX (8 частотных групп по 12 каналов в каждой), UHF-R (6 частотных групп по 47 каналов в каждой).

Перечисленные серии обладают сканерами частот для определения свободного канала, а так же функцией облегченной настройки передатчиков на обнаруженную ресивером незанятую радиочастоту – базовый блок и передатчик имеют дополнительную инфракрасную связь для обмена этими данными.

Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы Ресивер серии Shure PGX Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы Ресивер серии Shure SLX

Важным вопросом так же является электропитание радиосистем. Базовый блок, как правило, располагают в непосредственной близости к бытовой электросети и блок питания, предоставляемый в комплекте, обеспечивает его работу.

В то же время передатчик питается от батареек, что и обеспечивает главное достоинство радиомикрофонов – мобильность. В зависимости от модели могут использоваться батарейки формата АА или 6F22/6LR61 типа «Крона». Мы предоставляем клиенту в комплекте с оборудованием требуемые элементы питания.

Спецификация производителя говорит о 8 часах работы от одной батареи типа 6LR61. Однако очевидно, что реальные условия отличаются от лабораторных. Множество факторов, таких как расстояние от передатчика до базового блока, зашумленность радиоканала, даже громкость голоса выступающего, все это влияет на срок работы.

Поэтому, в определенных обстоятельствах, мы настоятельно рекомендуем пользователям заранее позаботится о дополнительном комплекте батареек.

Будем рады получить какие-либо вопросы по теме, вынесенной в заголовок статьи, чтобы ответить на них во второй части, которую мы планируем к публикации.

Кроме-то того, хотим напомнить, что нашим клиентам доступна и персональная помощь специалистов компании, от консультаций по телефону до круглосуточного технического обслуживания мероприятий. Благодарим за внимание.

Источник: https://nevarental.ru/blog/radiomikrofony-tchast-pervaja.html

Аналоговый и цифровой звук: основные преимущества и недостатки

Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусы

Аналоговый звук: преимущества и недостатки

Любые аудиосигналы (устная речь, музыка), воспринимаемые ухом человека, имеют аналоговую природу. Они распространяются в пространстве в виде волн.

При аналоговой записи механические колебания преобразовывают в электрические, используя микрофон. Затем данные переносят на магнитную ленту или винил.

Это специальные носители, предназначенные для хранения и дальнейшего воспроизведения аудиосигналов через магнитофон или проигрыватель.

К основным преимуществам аналогового звука относят хорошую глубину, сбалансированность басов и верхних нот. Среди недостатков специалисты выделяют:

  1. Быстрое старение носителей. Аудиоданные записывают на магнитные ленты, которые изнашиваются и растягиваются с каждым прослушиванием, а также на виниле, имеющим свойство царапаться, загрязняться и т. д.
  2. Низкую защищённость. В процессе записи к музыке могут примешиваться посторонние шумы, хрипы и многие другие помехи, ухудшающие качество аудиосигнала.
  3. Неудобство использования носителей. Записанную музыку и другие аудиоданные сложно тиражировать, хранить, воспроизводить и т. д.

Именно поэтому при записи сигналов стала применяться более совершенная технология.

Особенности цифрового звука

Подобный метод записи появился в 80-х годах прошлого столетия. Для преобразования аналоговых колебаний в цифровую форму применяется специальное устройство – АЦП.

Его подключают к микрофону, чтобы кодировать частоты в форму единиц и нулей. Получаемые цифры записываются на носитель не сплошным потоком, а дискретно (по координатам).

Однако в момент прослушивания музыки такие данные раскодируются устройством АЦП.

Для хранения и воспроизведения оцифрованного аудио применяется множество носителей, например, CD-Audio, DVD, DSD. Также источниками считаются файлы форматов WAVE, Ogg, MP3 и т. д.

Ключевые преимущества

Аналоговая и цифровая записи звука обладают различными достоинствами и недостатками. К основным преимуществам дискретных аудиосигналов можно отнести:

  1. Удобство использования. Дискретное аудио можно долго хранить на основных носителях и тиражировать без потери качества.
  2. Высокую степень защиты от помех. В момент записи специальные программы очищают звук от гранулярного шума, хрипов и т. д.
  3. Универсальность. Цифровое вещание можно транслировать на огромное количество каналов.

Однако дискретное аудио имеет и недостатки. Кодировка сигнала в цифровую форму приводит к частичному снижению качества и появлению гранулярного шума. С развитием технологий специалистам удалось минимизировать эти проблемы.

Аналоговый и цифровой звук дополняют друг друга. Обе технологии широко используются в звукозаписывающих студиях, на радиостанциях, телевидении и т. д. При домашнем прослушивании выбор конкретного варианта определяется только вкусовыми предпочтениями.

Источник: https://studiointerval.ru/stati-i-novosti/analogovyj-i-tsifrovoj-zvuk-osnovnye-preimushchestva-i-nedostatki

В латвии начинают тестировать «спорное» цифровое радио — что об этом нужно знать

Если по-простому, то цифровое радио — это другой способ передавать в эфир радиосигнал. Это дает как разные бонусы для радиостанций и слушателей, так и прямую экономию средств. Но это не панацея и у цифрового радио есть свои недостатки и, скажем так, «милые особенности».

Как это дает экономию?

Поскольку в цифровом виде сигнал передается сжатым, постольку в одном частотном диапазоне может существовать в несколько раз больше каналов (в LVRTC говорят: в 18 раз больше). Поскольку их больше, то стоимость использования частот — меньше.

Чисто технически распространение цифрового сигнала также дешевле, чем аналогового.

Специалисты LVRTC любят сравнивать цифровое телевидение и радио (в Латвии уже давно нет аналогового ТВ) и говорят, что после перехода на «цифру» стоимость распространения одной ТВ-программы на всю территорию Латвии снизилась в несколько раз. Похожего эффекта они ждут и для радио.

Что насчет бонусов для слушателей и радиостанций?

В теории качество звука в цифровом радио должно быть выше, а, кроме того, сигнал не «шипит», если в эфире появляются какие-то незначительные помехи. Радиостанции также могут передавать вместе с цифровым радиосигналом всякую разную сопутствующую информацию вроде обложек дисков, адресов веб-сайтов, даже «бегущих» строчек новостей (больше данных, чем в RDS).

То есть радио становится интереснее и из чисто «слухового» формата превращается в мультимедийный. При условии, конечно, что радиостанции готовы использовать эти новые возможности, а это совсем не очевидно — им потребуется время на освоение и новые инвестиции, которые… съедят всю экономию на трансляции сигнала.

Если это радио такое хорошее, почему мы на него не перешли?

Потому что оно не без проблем, о чем мы скажем ниже. Но переход, скорее всего, неизбежен. В LVRTC есть мнение, что радио в Латвии — единственное общедоступное средство получения информации.

И негоже его держать в каменном веке аналоговом виде, когда в остальном мире оно развивается в «цифре».

Там осторожно предполагают, что полноценный переход на цифровое радио в стране мог бы начаться в 2020-2025 годах.

Цифровые радиосистемы: что это, плюсы и минусыКогда и что будут тестировать в Латвии?

С конца этого года LVRTC начнет транслировать в стандарте то ли DAB, то ли DAB+ передачи «Латвийского радио». В тестовом режиме эта трансляция проживет год, а за это время специалисты LVRTC посмотрят, как это все работает и сколько это может стоить. При этом из «аналогового» эфира передачи «Латвийского радио» не исчезнут.

Почему транслировать будут только Латвийское радио?

Так решил Национальный совет по электронным СМИ (НСЭСМИ). Там считают, что допускать в тестовом режиме до цифрового эфира коммерческие радиостанции — нецелесообразно. В конце концов, тестирование будет проводить государственное акционерное общество если и не на средства налогоплательщиков, то как минимум на деньги, которые иначе могли бы попасть в бюджет страны.

Читайте также:  Suzuki Vitara (Сузуки Витара) — все плюсы и минусы авто, типичные проблемы и неисправности

Как я смогу послушать эти тестовые трансляции?

Для этого нужен радиоприемник, принимающий сигнал цифрового радио. Такие есть во многих (если не всех) относительно свежих автомобилях. Можно купить и стационарный радиоприемник с поддержкой DAB/DAB+, если не в латвийских магазинах, то в западных (или восточных) — точно. Большинство моделей таких приемников принимают как цифровое, так и аналоговое радио, что, конечно, удобно.

Зачем мне, как слушателю, это цифровое радио?

Конечно, всегда есть люди, которым интересно, как и что работает (мы, в TechLife, сами такие и стараемся писать для таких же), но если предположить, что вы завтра подарите бабушке DAB-радиоприемник и она будет слушать с его помощью цифровое радио, то никакой разницы она не услышит. Точно так же, как она не заметила перехода на цифровое ТВ. Радио — оно и в цифровом виде радио.

А как дела с цифровым радио обстоят в мире?

И плохо, и хорошо — одновременно. Хорошо то, что его испытывают или используют. Есть ряд стран, где вещание уже налажено (темно-синий цвет). Еще больше стран, в которых проходит тестирование (голубой цвет). Многие страны проявляют интерес (совсем фиолетовый цвет), а Канада такого цвета потому, что отказалась от DAB.

А плохо то, что у цифровое радио есть минусы и проблемы из-за которых на него все никак не могут полностью перейти.

Источник: https://rus.delfi.lv/techlife/detali/v-latvii-nachinayut-testirovat-spornoe-cifrovoe-radio-chto-ob-etom-nuzhno-znat.d?id=48075997&page=1

Аналоговые и цифровые радиосистемы Shure

  • Беспроводная передача Shure: аналоговая против цифровой
  • В инструкциях беспроводная аналоговая и цифровая системы описываются следующим образом:
  •  Аналоговый беспроводной передатчик  обеспечивает улучшенную линейность и частотный отклик до 12 совместимых каналов на группу со сканированием группы и канала для легкой установки.
  • Цифровой беспроводной приемник сочетает автоматический выбор частоты с настоящим цифровым разнесением для надежного беспроводного сигнала с исключительной цифровой четкостью аудио.

Что это значит? Разница между аналоговой и цифровой системой может запутать музыкантов, и, как результат, вы просто захотите вернуться к любимому знакомого микрофона Shure, которому уже давно доверяете, но беспроводной, так? Чтобы все сказанное для вас приобрело какой-то смысл и вы легко смогли выбрать наиболее подходящий вариант для ваших нужд, мы подготовили перечень основных отличий:

Новая аналоговая система работает в диапазоне UHF в ТВ канале, предназначена для использования радио микрофона (канал 38). Другие устройства этот диапазон не используют, в отличие от переносных детских раций и мониторов слежения. Единые приборы, которые могут создавать помехи в этой системе — другие радио микрофоны или системы In-Ear мониторинга.

Новая цифровая радиосистема  работает на частоте 2.4ГГц. Она совместима например, с WiFi и Bluetooth. Лицензия этой системы не требуется. Диапазон работы больше в аналогового устройства, чем у цифрового, однако, для большинства беспроводный систем  для музыкальных приложений пропускная способность в обоих системах достаточна.

Обе системы легко использовать и устанавливать. Аналоговая система сканирует группы и каналы — быстро находит группу с наиболее доступными частотами. Нужно потом только вручную подстроить передатчики на соответствующую частоту. Вместе можно применять максимально 12 систем (12 x TX и 12 x RX), хотя для полной ясности нужными будут ТВ каналы 38, 39 и 40.

Новая цифровая система Shure не требует частотной координации. Как только передатчик (TX) подключен к приемнику (RX) через двухстороннюю связь на частоте 2.4ГГц, цифровые аудио данные передаются на трех частотах одновременно.

Двусторонняя связь позволяет приемнику посылать сигнал передатчику об изменении частот, на которых он работает.

Это называется определение и избежания препятствий, и означает, что если цифровая система столкнется с препятствиями от WiFi или Bluetooth, аудио все равно будет идеально беспрепятственно передаваться.

Максимально 5 цифровых систем (5 x TX и 5 x RX) могут одновременно быть использованы с ID и A, или максимум 8 может работать без этого параметра.

Аналоговый передатчик работает только на AA батареях — они легко заменяются, но их приобретение станет дополнительными затратами.

Цифровая система — только аккумуляторная, поэтому никогда не будет возникать потребность тратить средства на батареи! Кроме того, зарядное устройство точно не потеряется — батареи заряжаются в цифровом приемнике.

Батарею можно даже заряжать через USB, пока она в передатчике. Это однозначно лучшее решение.

Источник: https://mastersound.in.ua/a143194-novye-besprovodnye-sistemy.html

Плюсы и минусы различных типов микрофонов

Рано или поздно все задаются вопросом «Как найти лучшее?». Без сомнения, если вы ищите микрофон, вам наверняка захочется иметь лучший из лучших. Но все не так просто: не бывает хороших и плохих микрофонов, существуют разные микрофоны для разных ситуаций.

В чем же разница?

Классифицировать микрофоны можно во множество групп, однако, 2 основных параметра – диаграмма направленности и принцип действия. Диаграмма направленности показывает, как микрофон реагирует на звук, поступающий с разных направлений. Всенаправленный микрофон (также известен как микрофон с круговой направленностью) способен захватывать звук, поступающий с любого угла. Микрофон с направленностью «восьмерка» будет чувствителен к звуку, поступающему с фронтальной и тыловой сторон капсюля. Микрофон с кардиоидной направленностью наилучшим образом захватывает звук, поступающий с фронтальной плоскости.

Считается, что всенаправленные микрофоны обладают самым естественным звучанием. Это объясняется тем, что расстояние до источника звука не является решающим фактором.

Микрофоны с направленностью восьмерка и кардиоида, наоборот, известны своим эффектом близости или «резким увеличением НЧ». То есть, когда такой микрофон расположен близко к источнику звука, он будет усиливать низкие частоты.

В каких-то случаях это полезно (особенно при записи звуков, которые надо «уплотнить»), в каких-то не очень, т. к. может привести к перегрузкам.

По принципу действия микрофоны тоже делятся на несколько групп, их мы и рассмотрим ниже.

Динамические микрофоны

Динамические микрофоны зачастую используют мембрану, к которой крепится металлическая катушка таким образом, что вокруг нее образуется магнитное поле. Когда мембрана реагирует на звук, в катушке создается электрический сигнал.

Минусом является большой вес катушки, что влечет за собой медленную реакцию микрофона, соответственно, ослабевает реакция на высокие частоты и  резкие импульсные звуки с быстрой атакой. По этой причине данные микрофоны редко используют для акустической записи.

Основным применением для них является озвучка и запись «бочек», малого барабана, гитарных кабинетов, медных духовых, живого вокала и подобные сигналы, где больше требуется высокая перегрузочная устойчивость микрофона, чем яркие и выразительные высокие частоты.

Динамические микрофоны, как правило, имеют кардиоидную направленность и ее различные вариации  — суперкардиоида, гиперкардиоида. Так же бывают всенаправленные динамические микрофоны, в основном они используются для записи репортажей и интервью. Большинство динамических микрофонов – устройства пассивные, внешнее питание им не нужно.

Конденсаторные микрофоны

Конденсаторные микрофоны имеют не меньшую популярность. Они  задействуют пластиковую мембрану (или из другого материала) с покрытием из тонкого слоя золота или подобного металла. Мембрана  имеет обмотку  и крепится к заряженной обкладке для создания конденсатора с переменной емкостью.

По мере реакции на звуковые волны, емкость капсюля изменяется и появляется изменение напряжения, соответствующее акустическому сигналу.

Обладая высоким сопротивлением и низким выходным уровнем, конденсаторные микрофоны используют активную схему для усиления сигнала и предоставляют сопротивление, достаточное для подключения к иным устройствам. То есть, им необходим внешний источник питания.

Некоторые имеют  собственный БП, в основном это ламповые конденсаторные микрофоны, но большинство работает от  фантомного питания +48В, которое является стандартом на микшерных пультах и предусилителях.

Таким образом, обладая подобными характеристиками, конденсаторные микрофоны более чувствительны к высоким частотам и отлично передают звуки с быстрой атакой.

Конденсаторные микрофоны делятся  на 2 категории: с большой и маленькой  мембранами. Многие студийные конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой используют круговую обкладку с мембранами на каждой стороне.

Такой подход обеспечивает обеим мембранам кардиоидную направленность, а при объединении сигнала с фронтальной и задней мембран, создается всенаправленная диаграмма или «восьмерка», именно поэтому такие микрофоны предлагают переключаемые диаграммы направленности.

Микрофоны с маленькими мембранами обладают отличным дизайном и фиксированной диаграммой направленности.

Некоторые производители используют родной съемный капсюль, который можно при необходимости  заменить на капсюль с другой направленностью.

В плане звучания микрофон с маленькой мембраной характеризуется более четким звуком, направленные микрофоны сохраняют естественное качество звука, даже если его источник находится в стороне.

Микрофон с большой мембраной обладает другими достоинствами, в частности, низким уровнем шума и очень «сочной» передачей относительно близких звуков (вокал, акустические инструменты).

Также стоит отметить такую подгруппу микрофонов как электретные. По сути, это «младший брат» конденсаторных микрофонов, там тоже используется схема с неподвижной обкладкой конденсатора. Источником полярного напряжения является предварительно заряженный электрет, который сохраняет свой заряд в течении большого количества времени.

  • Несмотря на то, что данным капсюлям не требуется фантомное питание, такие микрофоны все же нуждаются в минимальном напряжении примерно 1 — 5 V для питания встроенных схем на полевых транзисторах.
  • Плюсы электретных микрофонов в их очень маленьком размере (большинство петличных микрофонов и гарнитур являются электретными) и относительно небольшой цене.
  • Минусы — электрет через несколько лет начинает терять заряд, что сказывается на мощности выходного сигнала.

Ленточные микрофоны

В ленточных микрофонах задействована тонкая полоска металлической фольги, которая закреплена между магнитами. Лента реагирует на окружающие акустические колебания, в результате чего образуется соизмеримый ток. Сама по себе лента очень тонкая, поэтому ленточные микрофоны очень хрупкие.

Что отличает  ленточные микрофоны от динамических и конденсаторных – очень точная направленность «восьмерка», которая в состоянии довести до впечатляющего уровня отклонения нежелательных звуков со стороны. У данного микрофона нет впечатляющих высоких частот, но они ценятся своей «бархатной» передачей остального частотного диапазона.

Используются для записи струнных, медных, а также инструментов и вокала, в которых надо избавиться от излишней «кусачести» ВЧ.

Источник: https://www.dj-store.ru/articles/plyusy-i-minusy-razlichnykh-tipov-mikrofonov/

Ссылка на основную публикацию