Либерализация внешней торговли: плюсы и минусы

В современном мире процесс либерализации экономики считается глобальным вопросом мирового сообщества, который охватывает все страны мира, что способствует осуществлению свободной рыночной конкуренции между хозяйствующими субъектами.

Основной экономической функцией государства является создание и контроль выполнения законодательных актов, создание новых рабочих мест, поддержка малого и среднего бизнеса на всех уровнях.

Определение 1

Либерализация – это возможность осуществлять экономические действия для субъектов предпринимательской деятельности. Частности, происходит сокращение ограничений, которые связанны с экономической деятельностью.

  • На сегодняшний день, во многих странах наблюдается процесс либерализации, который проявляется в виде сокращения контроля со стороны государственных органов.
  • Либерализация может быть внутриэкономической и внешнеэкономической, то есть рассматриваются интересы всех стран участников.
  • Либерализация внешнеторговой деятельности – это комплекс мероприятий по обеспечению свободного внешнеторгового оборота, который приводит к снижению таможенных и тарифных барьеров.

Либерализация внешней торговли: плюсы и минусы

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

На сегодняшний день либерализация внешней торговли — основное требование международного сообщества. Основные требования по либерализации выдвинули международные организации, которые занимаются контролем и выполнением международных норм и правил.

Проблемы либерализации внешней торговли на сегодняшний день являются актуальными, так как позволяют осуществлять свою деятельность в странах с развитой экономикой. Либерализации противостоит протекционизм, который характеризуется высокими ставками таможенных пошлин на все товары, которые ввозятся на территорию России.

Последовательные действия либерализации внешнеэкономической деятельности — необходимый процесс, который приведет Россию к развитию национальной экономики в условиях существующей конкуренции. Для этого необходима государственная поддержка национального товаропроизводителя для реализации своей продукции на международных рынках.

Процессы либерализации ВЭД

  1. Консолидация — стратегия, которая направлена со стороны государства, на защиту интересов товаропроизводителей.
  2. Мобилизация внутренней экономики.
  3. Диверсификация экономики. Принудительные меры, которые направлены на развитие новых секторов экономики.

  4. Развитие Российской экономики за счет увеличения роста курса рубля.
  5. Сокращение оттока капитала за пределы территории России.

Либерализация внешней экономики в условиях нестабильного положения на рынке, может привести к несостоятельности отечественных предприятий конкурировать с иностранными производителями.

Замечание 1

Принятое постановление правительством России об отмене государственной монополии на внешнею торговлю, привело к новой ситуации в государстве. Были отменены запреты на ввоз товара в Россию и проведена либерализация валютного курса. Принятые меры по регулированию государственной политики, привели к острой конкуренции между экспортерами.

Результаты проведенной политики по либерализации:

  • исчез дефицит товаров;
  • появление на внутреннем рынке большого количества зарубежного товара;
  • многие граждане России были вовлечены в процесс внешнеторговой деятельности;
  • внешнеторговый оборот государства начал увеличиваться.

Как показывает опыт стан с хорошо развитой экономикой, необходима поддержка со стороны государства в части регулирования внешнеэкономической деятельности. На уровне государства происходят такие изменения:

  • защита национального товаропроизводителя;
  • принятие мер которые будут направлены на увеличение экспорта;
  • привлечение инвесторов в развитие экономики России;
  • стабилизация курса валюты;
  • принятие и контроль законодательных актов по регулированию ВЭД.

Источник: https://spravochnick.ru/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/liberalizaciya_vneshneekonomicheskoy_deyatelnosti/

2.4 Либерализация внутренней и внешней торговли

В сознании народа были легализованы понятия «спекуляция» и «фарцовка», за которые при советской власти можно было угодить в тюрьму. Многие, несмотря на острую неприязнь к «торгашам», пошли в торговлю – от безысходности, потому что работать было негде, а кормить семью надо.

«Железный занавес» упал, и наши сограждане осознали, как бедно они живут по сравнению с населением западных стран. Они жаждали скорее утолить товарный голод, мучивший людей в условиях тотального дефицита 1980-х годов. С прилавков сметали все.

Появились мелкооптовые, вещевые и продовольственные розничные рынки, где купить можно было практически все. В 1994 году место на открытом вещевом рынке в Москве стоило 10–30 долларов в день, оборот одной торговой точки составлял в среднем 17,5 тыс.

 долларов в месяц, в регионах – около 7 тыс. Наценка не опускалась ниже 100–200%.

Процветали коммерческие палатки («комки») площадью не более 12 кв. м с ассортиментом от шариковых ручек до бытовой техники и цветов. Они размещались на любых свободных местах в зонах максимального людского потока. А полки государственных магазинов, привыкших к распределительной системе, оставались преимущественно пустыми или ассортимент в них был весьма бедный.

Цены росли, но деньги у населения были. Рынок требовал товарного наполнения. И только быстрый оборот способен был принести начинавшим капиталистам стартовый капитал. Для многих ныне успешных предпринимателей опыт и связи тех времен определили формат их будущего бизнеса. Промышленность была еще не способна производить современные товары.

Положительное влияние оказали две законодательные новации: свобода выезда за рубеж и возможность свободного ввоза товаров на сумму до 5000 долларов. Людям дали возможность самим позаботиться о своем спасении.

Формально таможенными пошлинами не облагались только товары, ввозимые для «личного потребления», но за весьма умеренную плату эта льгота открыла канал для беспошлинного коммерческого импорта.

В 1992–1994 годах появились «челноки», которые возили товары из Турции, Польши, Финляндии, Китая. Они не регистрировали свою предпринимательскую деятельность, не платили никаких налогов, кроме сбора за право торговли.

Многие «челноки» сами не торговали на рынке, а сдавали товар коллегам, имевшим несколько торговых точек.

Норма прибыли не опускалась ниже 100% за одну поездку, что позволяло начинать бизнес даже при закупках всего на 500–600 долларов.

По расчетам Института экономики переходного периода, в 1995–1999 годах стоимость ввозимых «челноками» из дальнего зарубежья товаров достигала 2,5–3 млрд долларов в квартал, что составляло примерно треть всего российского импорта (без учета импорта из других стран СНГ). При этом официально зарегистрированный импорт одежды, обуви, бытовой техники, тканей, парфюмерии в 1995 году составлял около 1,5 млрд долларов.

Благодаря высокой рентабельности вокруг «челночного» бизнеса развивалась инфраструктура, включавшая оптовые рынки, туристические и транспортные компании в России, а также отели, магазины, склады и фабрики в странах – поставщиках товаров, которые специализировались на обслуживании российских клиентов. Одни торговали по-крупному, другие занимались мелким производством, а кое-кто стремился контролировать рынки. Ведь большая часть оборачивавшихся там денег оставалась «в тени» от налогового контроля и учета. Кассовых аппаратов не было ни на рынках, ни в ларьках.

Зарождение сетевой торговли. С января 1992 года в стране началась массовая легальная приватизация. (…) Магазины, рестораны, предприятия общепита и бытового обслуживания находились в муниципальной собственности и подлежали в 1992 году обязательной приватизации.

Чаще всего коллективы магазинов сами выкупали бизнес, выбрав третий вариант льгот при приватизации. Но далеко не всегда директорам приватизированных магазинов удавалось удержать их на плаву.

На помощь пришло первое поколение российских предпринимателей, освоивших начальные премудрости торговли на рынках.

Самые продвинутые бизнесмены имели к тому времени в управлении несколько точек на продовольственном рынке или мелкооптовый бизнес. У них были деньги, опыт, желание расширять бизнес, а главное – выглядеть цивилизованно.

Приватизированные магазины давали им шанс реализовать свои мечты.

Выкуп у коллективов торговых площадей позволял перейти от «комков» к более прогрессивной форме торговли – мини-маркетам – маленьким магазинчикам с большим ассортиментом товаров, в основном импортных.

«Челноки» к тому времени ознакомились с работой магазинов в Турции, Польше, Финляндии, куда ездили за товаром, и, получив большую торговую площадь (по сравнению с их прежними 12 кв. м), смело копировали зарубежных коллег. Их опыт говорил о том, что отказ от прилавка и выкладка товара в торговом зале позволяют увеличивать оборот примерно на 50%.

Существенным конкурентным преимуществом была и круглосуточная торговля. Для получения разрешения приходилось обивать пороги местного начальства, «кормить» стражей порядка, нанимать охранников, но дело того стоило. Светящиеся вывески «24 часа» стали приметой времени.

Большой ассортимент алкоголя, сопутствующих товаров удовлетворял спрос широких слоев: от простых работяг, желавших выпить бутылочку после смены, до джентльменов, направлявшихся к даме с хорошим коньком и конфетами.

Привлекали яркие вывески и криминальных элементов – через мини-маркет можно было легализовать деньги, заработанные рэкетом и другими противозаконными операциями. О нравах тех времен красноречиво рассказывают многочисленные сериалы.

В новом качестве воскресли универсамы, которые стали называть супермаркетами.

Они значительно расширили ассортимент не только продовольствия, но и непродовольственных товаров, пользуясь большими площадями и более плотной выкладкой.

В настоящее время к супермаркетам относят магазины самообслуживания площадью от 1000 до 5000 кв. м, где на непродовольственные товары может приходиться 20–35% ассортимента, насчитывающего 10–25 тыс. наименований.

К 1994 году наши сограждане уже привыкли к постоянному росту цен, поучаствовали в приватизации. Многие специалисты, ушедшие в начале 1990-х годов с заводов и НИИ, сколотили немалый капитал на высоких оборотах торговли.

В стране витал запах шальных денег.

 Люди, научившиеся тем или иным способом получать нефиксированный оклад, а весьма приличные суммы, стремились к хорошей жизни, атрибуты которой – импортная одежда, качественная бытовая техника, хорошая еда.

В 1993–1994 годах по всей стране стали открываться магазины мелкооптовой торговли формата cash & carry. Товар в них продавался только упаковками, а не штучно.

Успех магазинов нового формата в 1995 году породил бум мелкооптовых рынков. Только в Москве за год их стало в 10 раз больше. Люди с удовольствием стали затариваться продуктами на неделю вперед.

В дальнейшем эта привычка позволила гипермаркетам быстро стать популярными.

1994-й стал годом массового расцвета вещевых рынков. Многочисленные «челноки» обильно снабжали нас китайским текстилем, турецкими кожаными куртками, кроссовками Abibas неизвестного происхождения, популярными в то время спортивными костюмами, джинсами, секонд-хендом из Европы. Цивилизованно одежный рынок начал развиваться позднее – в 1997–1998 годах, с началом строительства торговых центров.

На базе советских универсамов зародилась продовольственная сетевая розница. Первым стал «Седьмой континент», он открыл в апреле 1994 года в Москве три магазина, которые работали круглосуточно и поддерживали максимально возможный ассортимент.

В Москве, где концентрировалась большая часть денежного оборота страны, начался строительный бум. С огромным спросом на материалы для ремонта и строительства возникли и стали разрастаться строительные рынки.

Размах строек отражал внутреннюю потребность и мечту о хорошей жизни.

Среди грязных и неухоженных рынков выделялись магазины сети «Старик Хоттабыч»: чистота, сервис, удобство выбора – через несколько лет они уведут народ с рынков.

В 1993–1994 годах открывали свои первые магазины и нынешние лидеры торговли бытовой техникой: «М.Видео», «Мир», «Техносила», «Эльдорадо».

Формат узкоспециализированной торговли позволял квалифицированно разъяснять покупателям технические особенности техники.

Кроме того, магазины вызывали больше доверия и давали гарантию, что было важно при покупке дорогого холодильника, телевизора, видеомагнитофона.

Существенные преимущества в эпоху свободного развития торговли имели крупные города-миллионники, где был готовый покупательский спрос и обеспечен выход на зарубежные рынки, поскольку импортные товары составляли основу успешной торговли.

На северо-западе страны центром развития розничной торговли стал Санкт-Петербург как морской порт и первый город-миллионник перед финской границей, откуда шел транзит грузов автотранспортом.

Такое положение города способствовало тому, что в Петербурге раньше, чем в других городах, начала развиваться сетевая торговля компьютерной техникой.

Финляндия стала удобной логистической базой для компьютерных вендоров.

Морской порт Санкт-Петербурга вместе с высвобождавшимися цехами заводов в промышленном кольце города позволил более цивилизованно, чем в Москве, организовать торговлю строительными товарами. Именно поэтому к 2006 году сетевые магазины на рынке розничной торговли строительными материалами в Москве обеспечивали лишь 25% оборота, а в северной столице – около 80%.

Другими центрами развития сетевой торговли стали: Владивосток как морской порт на Дальнем Востоке; Ростов-на-Дону, Краснодар и Новороссийск, имеющие выход к Черному морю; Москва – «порт семи морей» и авиационный хаб.

Так, владелец крупнейшей сети продовольственных магазинов в России – компания «Тандер» (сеть дискаунтеров «Магнит») начала свою деятельность в 1994 году в Краснодаре как оптовый поставщик парфюмерии, косметики и бытовой химии.

Читайте также:  Стоит ли идти и посещать сады ватикана?

В течение 1996–1997 годов она создала филиалы в Сочи, Ставрополе, Пятигорске, Волгограде, Новороссийске, Армавире, Саратове, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону и вошла в десятку крупнейших российских дистрибьюторов парфюмерии, косметики и бытовой химии.

Затем начала осваивать продовольственный сегмент рынка. Оптовая база позволила с 1998 года успешно развивать розничную торговлю. Созданная ею сеть «Магнит» в 2001 году стала крупнейшей в России по количеству магазинов.

В развитии компании помогли уже существовавшие 6 региональных распределительных центров суммарной площадью 66 тыс. кв. м. Логистика вообще играла ключевую роль в ускоренном развитии сетевой торговли.

Источник: Монин А.А. История развития торговли в России. – www.ru-90.ru

Свернуть текст

Источник: http://ru-90.ru/tutorial/liberalizaciya-vnutrennei-i-vneshnei-torgovli

Внешнеэкономическая деятельность россии

Либерализация внешней торговли играет стратегически важную роль в переходной экономике, стимулируя процесс становления рыночных отношений. С этой точки зрения можно выделить важнейшие цели либерализации внешней торговли:

  • — создание благоприятных условий для частного сектора через увеличение внешнеторговых операций и установление связи между внутренними и мировыми ценами;
  • — включение отечественных производителей в конкурентную борьбу на внешнем рынке и повышение международной конкурентоспособности национального производства: жесткие условия конкурентной борьбы на мировых рынках заставляют предприятия снижать издержки, совершенствовать технологии, повышать качество продукции, что в конечном итоге содействует повышению эффективности всей национальной экономики;
  • — открытие для национальных производителей новых рынков сбыта, что позволяет использовать эффект экономики от расширения масштабов производства;
  • — «импортируются» навыки управления в национальную экономику.

На практике либерализация внешней торговли на начальном этапе осуществления экономических реформ становится во многих случаях вынужденным шагом, поскольку позволяет снизить остроту кризиса в экономике и ускорить достижение макроэкономической стабилизации, без которой невозможно начало структурных преобразований.

Рыночная экономика предполагает свободный выход на внешний рынок каждого субъекта хозяйственной деятельности. При этом должны быть отменены все лицензии (разрешения на право заниматься внешнеторговой деятельностью) и квоты (лимиты на общие объемы ввозимой или вывозимой продукции).

Их применение порождает бюрократизм и коррупцию, которые ставят преграды развитию рыночных отношений.

Если по каким-то политическим причинам оказывается невозможным отменить все квоты и лицензии, то предпочтительно продавать их с аукциона, а не решать эти проблемы с помощью административного регулирования.

Либерализация режима внешнеэкономической деятельности предполагает и изменение таможенной системы. Почти каждая страна использует разнообразные импортные и экспортные пошлины. Собираемые суммы направляются в государственный бюджет.

Что касается импорта, то считается, что в условиях переходной экономики появление дешевой импортной продукции попросту «задушит» отечественного производителя. Поэтому на первых этапах трансформации экономики необходимы высокие импортные пошлины, которые со временем могли бы уменьшиться.

Что касается экспорта, то считается, что в условиях переходной экономики экспортные пошлины следует устанавливать на те товары, которые на внутреннем рынке продаются по ценам ниже мировых.

Тем самым возможно сохранение более низких внутренних цен, например на энергоносители, без использования системы контроля над ценами. Проблема, возникающая при этом, состоит в исключительных размерах коррупции, буквально процветающей в странах переходной экономики.

Возникает реальная опасность, что ценные товары, дешевые на внутреннем рынке, будут контрабандой переправляться за границу вообще без уплаты каких-либо пошлин или налогов.

В первые годы либерализации внешней торговли произошли заметные сдвиги во внешнеторговых потоках:

  • — заметна переориентация торговли на дальнее зарубежье;
  • — изменилось распределение торговли по странам: резко упала доля торговли со странами Восточной Европы и с некоторыми традиционными партнерами среди развивающихся стран (например, с Индией).

Для выхода на мировой рынок необходима достаточно конкурентоспособная продукция, как по цене, так и качеству. Товарная структура экспорта России если и меняется , то в худшую сторону: увеличивается доля топливно-сырьевой продукции и одновременно снижается доля продукции машиностроения.

Топливно-сырьевые товары и материалы, на которые приходится подавляющая часть экспорта, очень чувствительны к конъюнктуре мировых рынков, которые отличаются нестабильностью.

В условиях, как правило, низкой эластичности спроса на этих рынках часто возникает так называемый эффект «разоряющего экспорта», когда наращивание физических объемов экспорта приводит к снижению цен и ухудшению индекса условий торговли.

С учетом экспортной квоты в России создается дополнительный источник нестабильности для всей экономики.

Кроме того, такая ориентация экспорта приводит к обострению экологических проблем, поскольку растет доля отраслей, которые оказывают наиболее отрицательное влияние на состояние окружающей среды.

В товарной структуре импорта сохраняется перекос в потребительскую сферу. Отличительной чертой современного периода является лишь определенная переориентация с ввоза сырья для легкой и пищевой промышленности (зерна, тканей, хлопка-сырца) на импорт готовых потребительских товаров, имеющих высокий уровень доходности (прежде всего, продуктов питания).

Такая высокая степень зависимости от импорта продовольствия, с одной стороны, создает потенциальную угрозу для экономической безопасности страны.

С другой стороны, нельзя не видеть, что в результате непродуманной внешнеторговой политики западные производители зачастую сбрасывают на внутренние рынки России продукцию достаточно дешевую, но нередко уступающую по качеству отечественной.

Происходящие за последние годы сдвиги в структуре внешнеторгового оборота могут иметь весьма серьезные негативные последствия для экономики в целом.

Источник: https://studref.com/625993/ekonomika/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost_rossii

Глава 2. Последствия либерализации внешнеэкономической деятельности

Либерализация экономики России, проведенная в начале 1990-х гг., отменила монополию внешней торговли, открыла перед российскими организациями возможность самостоятельно проводить внешнеторговые операции. При этом отсутствие опыта работы в условиях рынка и начавшийся в стране экономический кризис существенно сократили долю России в мировом ВВП и мировом экспорте.

Только к концу 1990-х гг. ситуация во внешней торговле нормализовалась.

К этому времени предприятия получили опыт работы на мировом рынке, государство сформировало соответствующую нормативно-правовую базу, рубль стабилизировался, цены на сырье, являющееся основой экспорта России, выросли.

Все это способствовало установлению внешнеторговых отношений современной России, увеличению экспорта российского сырья и продукции, а также росту ее доли в мировом экспорте[7].

С осуществлением либерализации внешней торговли стал наблюдаться активный ввоз товаров народного потребления и продовольствия. В короткие сроки внутренний рынок заполнили иностранные товары пусть и не совсем высокого качества.

Обратной стороной данного процесса стало падение спроса на отечественную продукцию, реализация которой оказалась сильно затруднена.

В результате перенасыщение рынка импортными товарами привело в последующие годы к массовому закрытию предприятий легкой, электронной и других отраслей промышленности. Что же касается объема ввозимых новых технологий, оборудования и особенно наукоемкой продукции, то он был незначительным.

Меры реформаторов по стимулированию внешнеэкономической деятельности и стабилизации внутреннего рынка неизбежно привели к конвертируемости национальной валюты, на что влияли такие факторы, как темпы инфляции, состояние платежного баланса, степень доверия к рублю как внутри России, так и за ее пределами и ряд других.

Мировой опыт показывает, что, чем выше темп инфляции в той или иной стране, тем ниже курс ее национальной валюты.

В России эта связь между валютным курсом и темпом инфляции особенно четко прослеживалась, ибо, если принять, что идеальным для внешней конвертируемости рубля считается годовой уровень инфляции в 3-8%, то можно сделать вывод о том, что в условиях высокой инфляции для подобной конвертируемости рубля не были созданы необходимые условия.

Негативно влиял на валютный курс рубля и бюджетный дефицит, при котором российский рубль обесценивался и мог дальше обесцениваться, что, по мнению специалистов, является «прямым следствием введения неподготовленной свободной купли-продажи инвалюты по существующему курсу за рубли в условиях товарной неконвертируемости».

Рост цен привел к тому, что доверие населения к рублю уменьшилось, в этой связи процесс «долларизации» стал нарастать. При неуклонном росте внутренних цен на протяжении первого года реформы всякие попытки фиксации курса рубля к доллару объективно вели к снижению эффективности экспортных операций, что негативно отражалось на платежном балансе страны.

Также следует обратить внимание, что на либерализацию цен и внешней торговли пошли в то время лишь Россия и государства Прибалтики. Поэтому взаимную торговлю со странами СНГ приходилось осуществлять с большими трудностями, в том числе связанными с таможенными и тарифными квотами, с отсутствием единых обменных курсов и эффективного платежного механизма.

Изначально предполагалось, например, взимать экспортные налоги с бывших республик СССР, вошедших в СНГ. Но потом было решено отказаться от этого принципа, т.к.

распространение такого порядка на эти государства СНГ, по мнению руководства страны, означало бы возведение таможенных барьеров между его участниками и тормозило бы принятие разрабатываемых в то время принципов совместной таможенной политики.

И тем не менее сохранение государственной монополии на внешнюю торговлю в странах СНГ и отсутствие, как отмечалось, единых обменных курсов, «размытость» отношений и границ между Россией и новыми независимыми государствами создавали серьезные трудности для взаимной торговли, в особенности, если учесть, что Россия является сырьевой страной, имеет большие запасы полезных ископаемых, прежде всего, газа, нефти, угля и др., в которых нуждались и нуждаются многие бывшие республики СССР. Негативное воздействие на взаимную торговлю, как впрочем и на всю экономику России, оказывало отсутствие контроля за экономической деятельностью бывших советских республик при сохранении единого рублевого пространства, а также наращивание поставок неоплаченных сырья и энергоресурсов в СНГ, что обостряло проблему внешней задолженности многих новых независимых государств. Фактически Россия осуществляла субсидирование экономик последних[8].

В духе либерализации внешней торговли на территории России вводился единый порядок лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров, распространяемого на торговлю со всеми государствами-субъектами и на все субъекты хозяйственной деятельности.

Результатом либерализации цен и внешней торговли явились высокие темпы роста цен в экономике, а также кардинальные и негативные для экономического развития изменения ценовых пропорций (особенно на начальном этапе реформ).

Либерализация цен и внешней торговли в 1992 г. дали возможность сырьевым отраслям многократно поднять цены на свою продукцию относительно среднего уровня по экономике. Так, дефлятор цен в нефтедобыче за 1992 г.

в 5 раз превышает средний индекс цен, в газовой промышленности — в 4 раза, в нефтепереработке — в 2,4 раза, в металлургии — в 2 раза.

При этом в остальных отраслях наблюдается значительное снижение относительных цен: дефлятор в сельском хозяйстве в 2,4 раза по сравнению с индексом цен по экономике, в пищевой и легкой промышленности — в 2 раза ниже, в машиностроении — в 1,2 раза[9].

Именно либерализацию внешней торговли в условиях «ножниц» между внутренними и внешними ценами на энергоносители некоторые исследователи считают главной причиной инфляции в 1992—1994 годах[10][11].

Читайте также:  Душевой уголок: плюсы и минусы выбора и установки

Ожидалось, что с вступлением в ВТО режим регулирования импорта и экспорта станет еще более либеральным.

Это обеспечит более благоприятные условия для иностранных компаний, ввозящих в нашу страну продовольствие и, соответственно, для отечественных экспортеров – для вывоза из России сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

По мере насыщения внутреннего рынка отечественным продовольствием будет увеличиваться экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в том числе зерна, масла растительного, молока сухого, мяса птицы и свиней, льноволокна.

Присоединение к ВТО позволит России выйти на рынки стран-членов ВТО как полноправному партнеру, откроет доступ к международному механизму разрешения торговых споров, позволит участвовать в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов, создаст условия для конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции[12].

Однако, либерализация внешнеэкономической деятельности вызвала обострение бюджетных и долговых проблем, не способствовала экономической динамике в большей части производственного сектора страны, усилила социальное напряжение. Либерализация внешнеэкономической сферы не обеспечила устойчивый экономический рост.

Открытие российской экономики обнажило ее низкую конкурентоспособность, показало необходимость структурной модернизации и эффективного включения в глобальное хозяйство.

Весьма важное значение для России приобрел поиск действенных механизмов защиты национальных производителей, стимулирования и диверсификации экспорта, повышения инвестиционной привлекательности и др[13].

Посредством внешней торговли, по-прежнему, происходит несанкционированный отток капитала за рубеж.

Чрезвычайно высокая концентрация поставок на узкой группе топливно-сырьевых товаров и материалов делает экономику страны очень чувствительной к колебаниям конъюнктуры мировых товарных и валютных рынков, ограничивает возможности эффективного участия в международном разделении труда.

Закономерное и нормальное для стадии экономического подъема расширение импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождалось усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, в том числе по многим важным для страны позициям.

Кроме того, отмечается высокая зависимость стабильности и благополучия финансовых, бюджетных и внешнеэкономических показателей от мировых цен на топливно-сырьевой комплекс. Их колебания существенно сказываются на стабильности экономики, делая ее крайне неустойчивой.

Главной задачей современной внешнеэкономической политики России является обеспечение благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса во внешнеэкономической сфере, а тем самым и для эффективного развития национальной экономики в целом.

Положительное воздействие на состояние национальной экономики и ее эффективность внешнеэкономические связи окажут лишь в том случае, если они, с одной стороны, будут стимулировать развитие экспортного производства, а с другой стороны, обеспечивать импорт продукции.

При этом импорт будет дополнять, а не заменять отечественное производство, а экспорт расширять возможности рациональной реализации производимой отечественной продукции за пределы национального рынка.

При этом значительная роль в регулировании внешнеэкономической деятельности должна пока принадлежать государству[14].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Состояние внешнеэкономической деятельности в 1985-1991гг. существенно ухудшилось, что явилось следствием социально-экономического кризиса, абсолютного снижения объемов производства, резкого увеличения внешней задолженности, ограниченных возможностей сырьевого экспорта. Таково было наследство, полученное Российской Федерацией в области внешнеэкономической деятельности от СССР.

С созданием суверенного государства в Российской Федерации были осуществлены мероприятия, направленные на существенную демократизацию внешнеэкономической деятельности в стране, расширение самостоятельности в этой области предприятий и организаций всех форм собственности.

Потребность в радикальном реформировании внешнеэкономической деятельности была вызвана целым рядом обстоятельств, к числу которых можно отнести: государственная монополия внешней торговли порождала оторванность непосредственных хозяйствующих субъектов от мирового рынка и делала невозможной для них использовать преимущества международного разделения труда; предприятия, особенно обрабатывающей промышленности, не были заинтересованы в экспорте своей продукции, так как вся экспортная выручка полностью централизовалась государством; экспорт носил в основном остаточный характер и преследовал лишь одну цель — получение валютной выручки; импорт, особенно в период «застоя», в 70-80 годы XX в. был экономически не обоснован, ввозились, главным образом, потребительские товары и сырье для их производства, что не создавало условий для развития производства и его технического обновления; оторванность от мирового технологического рынка, сосредоточение новейших технологий в военно-промышленном комплексе делала неконкурентоспособными отечественные товары, особенно машинно-технической продукции и ряд других факторов.

С вступлением страны во Всемирную торговую организацию появилась необходимость поэтапного и селективного осуществления либерализации внешнеэкономических связей, и, что особенно важно, использования государством широкого арсенала средств ее регулирования.

Только опираясь на активную роль государства, можно было придать этому процессу целенаправленный управляемый характер, соединить общенациональный, региональные и предпринимательские интересы.

На практике, однако, в России был избран иной способ проведения внешнеэкономической реформы, в стремлении быстрее осуществить разгосударствление внешнеэкономической деятельности, форсируя открытие национальной экономики и ее интегрирование в мировое хозяйство.

С осуществлением либерализации внешней торговли стал наблюдаться активный ввоз товаров народного потребления и продовольствия. В короткие сроки внутренний рынок заполнили иностранные товары пусть и не совсем высокого качества.

Обратной стороной данного процесса стало падение спроса на отечественную продукцию, реализация которой оказалась сильно затруднена.

В результате перенасыщение рынка импортными товарами привело в последующие годы к массовому закрытию предприятий легкой, электронной и других отраслей промышленности. Что же касается объема ввозимых новых технологий, оборудования и особенно наукоемкой продукции, то он был незначительным.

Результатом либерализации цен и внешней торговли явились высокие темпы роста цен в экономике, а также кардинальные и негативные для экономического развития изменения ценовых пропорций (особенно на начальном этапе реформ).

Либерализация цен и внешней торговли в 1992 г. дали возможность сырьевым отраслям многократно поднять цены на свою продукцию относительно среднего уровня по экономике.

Именно либерализацию внешней торговли в условиях «ножниц» между внутренними и внешними ценами на энергоносители некоторые исследователи считают главной причиной инфляции в 1992—1994 годах.

Ожидалось, что с вступлением в ВТО режим регулирования импорта и экспорта станет еще более либеральным.

Однако, либерализация внешнеэкономической деятельности вызвала обострение бюджетных и долговых проблем, не способствовала экономической динамике в большей части производственного сектора страны, усилила социальное напряжение. Либерализация внешнеэкономической сферы не обеспечила устойчивый экономический рост. Открытие российской экономики обнажило ее низкую конкурентоспособность, показало необходимость структурной модернизации и эффективного включения в глобальное хозяйство.

Весьма важное значение для России приобрел поиск действенных механизмов защиты национальных производителей, стимулирования и диверсификации экспорта, повышения инвестиционной привлекательности и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ.

Источник: https://poisk-ru.ru/s42284t6.html

Либерализация внешнеэкономической деятельности. Экономические последствия либерализации внешнеэкономической деятельности в россии

Страница 6 из 28

Либерализация внешнеэкономической деятельности


В понятие «шоковой терапии» включают также меры по радикальной либерализации внешней торговли и созданию внутренней конвертируемости валюты. Поэтому второй крупной мерой в плане осуществления радикальной экономической реформы стала либерализация внешнеэкономической деятельности.

Она предполагала отмену или ослабление государственного контроля над внешнеэкономической деятельностью и такими экономическими параметрами, как цена, зарплата, ставка процента, обменный курс, а во внешнеторговой сфере – постепенную отмену количественных ограничений, установленных соответствующими государственными органами страны.

Ее целью были стабилизация внутреннего рынка и насыщение его товарами народного потребления и современными технологиями, ускорение товарооборота и создание соответствующей структуры ввоза и вывоза, налаживание в условиях разрыва экономических связей взаимной торговли между Россией и бывшими республиками СССР, привлечение иностранных инвестиций и обеспечение валютного контроля по основным экспортным операциям. Эти цели нашли отражение в действиях правительства по выполнению Указов Президента о внешнеэкономической деятельности. Важнейшим среди них был Указ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», подписанный Президентом еще 15 ноября 1991 г. Этот Указ явился началом формирования нового адекватного рыночным условиям механизма формирования внешнеэкономических связей. Он содержал правовые нормы прямого действия, предназначенные для регулирования внешнеэкономической деятельности и деятельности таможенных органов без специальной регистрации. В целях реализации Указа Правительство приняло два Постановления: «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в 1992 году» и «О введении экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые с территории Российской Федерации».

В соответствии с Указом Президента и этими Постановлениями все хозяйствующие субъекты любых форм собственности в принципе получали право и им разрешалась свободная экономическая деятельность. Отменялись ограничения на процветавшие в то время натуральный обмен и бартерные операции, всем юридическим лицам разрешалось открывать валютные счета.

Так, фактически впервые после провозглашения монополии внешней торговли в апреле 1918 г. всем юридическим лицам, а не только государству разрешались сделки по покупке и продаже всякого рода продукции с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей.

Коммерческие и государственные структуры, а также физические лица в отношении порядка контроля со стороны таможенных органов ставились в одинаковое положение. Вместе с тем Указ Президента запрещал расчеты и платежи в иностранной валюте между юридическими лицами, а также между юридическими лицами и гражданами на территории России.

С некоторой условностью в реформе по либерализации внешнеэкономической деятельности можно выделить три этапа: первый этап (конец 1991 — первое полугодие 1992 г.

) включал такие меры по либерализации, как снятие ограничений на экспорт готовой продукции при сохранении жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров; частичную либерализацию валютного курса при установлении особого курса для расчетов с бюджетом и сохранении дотаций по критическому импорту; отмену ограничений на импорт.

Второй этап либерализации внешнеэкономической деятельности (второе полугодие 1992 г.) связывался с установлением особого порядка экспорта стратегически важных сырьевых товаров, контроль за вывозом которых охватывал до 70% российского экспорта. Третий этап (1993-1994 гг.

) означал переход на тарифные методы регулирования, постепенное снижение роли количественных ограничений. Главная роль во внешнеэкономической деятельности отводилась предприятиям всех форм собственности. На этом этапе вступили в силу новые важнейшие законодательные акты, регулировавшие внешнеторговую деятельность в России, в том числе Таможенный кодекс и Закон «О таможенном тарифе» и другие.

С осуществлением либерализации внешней торговли стал наблюдаться активный ввоз товаров народного потребления и продовольствия. В короткие сроки внутренний рынок заполнили иностранные товары пусть и не совсем высокого качества. Обратной стороной данного процесса стало падение спроса на отечественную продукцию, реализация которой оказалась сильно затруднена.

Читайте также:  Основные плюсы и минусы социального неравенства

В результате перенасыщение рынка импортными товарами привело в последующие годы к массовому закрытию предприятий легкой, электронной и других отраслей промышленности. Что же касается объема ввозимых новых технологий, оборудования и особенно наукоемкой продукции, то он был незначительным.

Меры реформаторов по стимулированию внешнеэкономической деятельности и стабилизации внутреннего рынка неизбежно привели к конвертируемости национальной валюты, на что влияли такие факторы, как темпы инфляции, состояние платежного баланса, степень доверия к рублю как внутри России, так и за ее пределами и ряд других.

Мировой опыт показывает, что, чем выше темп инфляции в той или иной стране, тем ниже курс ее национальной валюты.

В России эта связь между валютным курсом и темпом инфляции особенно четко прослеживалась, ибо, если принять, что идеальным для внешней конвертируемости рубля считается годовой уровень инфляции в 3-8%, то можно сделать вывод о том, что в условиях высокой инфляции для подобной конвертируемости рубля не были созданы необходимые условия.

Негативно влиял на валютный курс рубля и бюджетный дефицит, при котором российский рубль обесценивался и мог дальше обесцениваться, что, по мнению специалистов, является «прямым следствием введения неподготовленной свободной купли-продажи инвалюты по существующему курсу за рубли в условиях товарной неконвертируемости».

Рост цен привел к тому, что доверие населения к рублю уменьшилось, в этой связи процесс «долларизации» стал нарастать. При неуклонном росте внутренних цен на протяжении первого года реформы всякие попытки фиксации курса рубля к доллару объективно вели к снижению эффективности экспортных операций, что негативно отражалось на платежном балансе страны.

Также следует обратить внимание, что на либерализацию цен и внешней торговли пошли в то время лишь Россия и государства Прибалтики. Поэтому взаимную торговлю со странами СНГ приходилось осуществлять с большими трудностями, в том числе связанными с таможенными и тарифными квотами, с отсутствием единых обменных курсов и эффективного платежного механизма.

Изначально предполагалось, например, взимать экспортные налоги с бывших республик СССР, вошедших в СНГ. Но потом было решено отказаться от этого принципа, т.к.

распространение такого порядка на эти государства СНГ, по мнению руководства страны, означало бы возведение таможенных барьеров между его участниками и тормозило бы принятие разрабатываемых в то время принципов совместной таможенной политики.

И тем не менее сохранение государственной монополии на внешнюю торговлю в странах СНГ и отсутствие, как отмечалось, единых обменных курсов, «размытость» отношений и границ между Россией и новыми независимыми государствами создавали серьезные трудности для взаимной торговли, в особенности, если учесть, что Россия является сырьевой страной, имеет большие запасы полезных ископаемых, прежде всего, газа, нефти, угля и др., в которых нуждались и нуждаются многие бывшие республики СССР. Негативное воздействие на взаимную торговлю, как впрочем и на всю экономику России, оказывало отсутствие контроля за экономической деятельностью бывших советских республик при сохранении единого рублевого пространства, а также наращивание поставок неоплаченных сырья и энергоресурсов в СНГ, что обостряло проблему внешней задолженности многих новых независимых государств. Фактически Россия осуществляла субсидирование экономик последних.

В духе либерализации внешней торговли на территории России вводился единый порядок лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров, распространяемого на торговлю со всеми государствами-субъектами и на все субъекты хозяйственной деятельности.

Тем самым казалось, что в правовом отношении были созданы предпосылки для того, чтобы положить конец торговле льготами, привилегиями и другим исключениям из правил и норм принятых Законов. Однако по усмотрению властей отдельным юридическим лицам предоставлялись определенные таможенные льготы.

Кроме того, сохранялся институт «спецэкспортеров», имевших право на вывоз, согласно утвержденному правительством списку, стратегически важных сырьевых товаров. До марта 1995 г.

в общей сложности было принято около 60 решений Президента о предоставлении различных таможенных льгот, например, Национальному фонду спорта, Фонду ветеранов войны в Афганистане, Фонду инвалидов, некоторым регионам и предприятиям, Главному управлению охраны и органов внутренних дел, Газпрому, Автовазу и ряду других.

Президентские решения затрагивали глобальные интересы значительного количества субъектов внешнеэкономической деятельности, получивших право открыто пользоваться государственными льготами. За счет этих льгот государство рассчитывало дополнительно получить до 2 триллионов рублей доходов.

В России началась долгая борьба узкого круга лиц за получение льгот, перераспределение в свою пользу государственного дохода. Так, освобожденный от импортных пошлин Национальный фонд спорта стал практически монопольным поставщиком импортных алкогольных напитков на российский рынок. По оценкам некоторых экспертов, только примерно 30% средств, полученных «фондами» в результате выделенных им государственных льгот, тратились на официально декларируемые цели. Это относилось и к Фонду ветеранов войны в Афганистане, и к Фонду инвалидов, и к ряду других.

Только на четвертом году реформ власти объявили о ликвидации всех ранее предоставленных льгот и отмене института спецэкспортерства, но и после этого они делали соответствующие исключения для тех или иных «хозяйствующих субъектов».

Существовавшие институты спецэкспортерства и возможности нетарифного ограничения экспорта и импорта и приоритетности поставок для «государственных нужд» и др. выступали одним из способов захвата внешних и внутренних рынков с помощью власти и различных бюрократических процедур.

Либерализация порой использовалась для активизации различной преступной деятельности, связанной с нелегальным вывозом ресурсов за пределы страны и, как следствие, вывозом капитала за рубеж.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что с либерализацией внешнеэкономической деятельности в России начал формироваться новый механизм, адекватный рыночным условиям.

Важнейшим условием его эффективности должна была выступать экономическая и политическая стабильность государства, устойчивая макроэкономическая ситуация, незначительные темпы инфляции. Однако таких благоприятных условий правительству обеспечить не удалось.

Тем не менее, осуществленная либерализация внешней торговли
в духе «шокотерапии» вызвала такие позитивные процессы, как насыщение рынка товарами народного потребления; активизацию деятельности коммерческих и государственных структур во внешнеэкономической сфере; внедрение конвертации национальной валюты при неуклонном росте цен на протяжении всего периода «гайдаровской реформы». В то же время радикальная либерализация не смогла закрепить позитивные рыночные процессы в реформируемой экономике, не компенсировала отсутствие активной промышленной и инвестиционной деятельности, не увеличила сколько-нибудь существенно объемов зарубежных инвестиций. Предстояло решать проблемы обеспечения действенного контроля за такими действующими механизмами торговли, как регистрация контрактов и введение паспортных сделок, обложение налогом не контрактной, а мировой цены экспортируемого товара, сокращение импортных квот. Валютное регулирование носило нестабильный, хаотичный характер и изначально не было подкреплено соответствующей правовой базой. Не удалось обойтись без валютных спекуляций и иных нарушений законности. Либерализация привела к оседанию «валютных накоплений» в банках Западной Европы. По данным печати, они составляли от 17 до 40 млрд долл. Одновременно сокращались золотовалютные резервы, что имело негативное влияние на экономику. Иными словами, Россия, начиная с политики фиксации национальной валюты и оседания «валютных накоплений» в банках Западной Европы и кончая сокращением золотовалютных резервов, шла фактически к будущему дефолту по уже проторенной дорожке некоторых других стран, в свое время переживших аналогичные трудности рыночных реформ.

Индекс материала

Курс: Начало радикальных реформ (1991-1993 гг.)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Социально-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ политика
«Гайдаровские реформы»: стратегия и этапы
Либерализация цен
Либерализация внешнеэкономической деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
  • МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  • ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
  • Кафедра «Финансово-правовые дисциплины»
  • КУРСОВАЯ РАБОТА
  • «Экономические последствия либерализации внешнеэкономической деятельности в России»
  • Выполнила
  • Студентка 4 курса ЮТД — 419
  • Соловьева Н.С
  • Проверил
  • Кандидат юридических наук, доцент

Коровяковский Д. Г.

Москва 2013

Введение

Либерализация внешней торговли, начавшаяся еще в 1989—1990 годах и резко ускорившаяся в конце 1991 года — начале 1992 года, значительно повысила степень открытости российской экономики.

Поэтому спустя короткое время после освобождения цен мировые рынки стали существенно влиять на динамику стоимости многих российских товаров. Во многих случаях не внутренний спрос, а именно уровень цен на мировых рынках стал определять тенденции в ценообразовании.

В результате цены на товары, пользующиеся спросом за пределами России, и прежде всего, на топливо и сырье, стали расти опережающими темпами.

Рассмотренная мной тема, актуальна и на сегодняшний день, так как Россия до сих пор ощущает на себе последствия либерализации. Экономика России до сих пор восстанавливается после реформ 90-х годов. Недавно наша страна вступила в ВТО, что так же даст свои последствия для экономики. Последствия либерализации можно рассматривать с двух сторон, с позитивной и негативной.

  1. Объектом данной курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность России, предметом-является ее последствия после либерализации и ее урегулирование со стороны государства.
  2. Цель работы-рассмотреть цели и задачи либерализации, а также ее последствия для внешней экономики России. Исходя из данной цели, мы рассмотрим следующие задачи:
  3. · Рассмотреть причины возникновения либерализации в России и ее последствия в 90-х годах;
  4. · Изучить цели создания свободных экономических зон и внешнеэкономическую деятельность России в целом;
  5. · Провести анализ либерализации внешнеэкономической деятельности;
  6. · Выявить главные последствия либерализации;
  7. · Рассмотреть современное состояние внешнеэкономической деятельности России.
  8. В первой главе я рассмотрю причины и последствия либерализации в России в 90-х годах, а так же основные причины создания СЭЗ и внешнеэкономическую деятельность России 90-х годов.
  9. Во второй главе моей работы я проведу анализ либерализации ВЭД и рассмотрю последствия либерализации.
  10. В третьей главе на основе мною выявленных проблем, определю и рассмотрю современное состояние России после либерализации и ее перспективы.
  11. Глава 1. Начало либерализации в России
  12. 1.1 Либерализация внешнеэкономической деятельности на территории России в 1991 году
  13. Начиная с 1991 года, в России зародилось государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в виде экономико-правового механизма побуждения и принуждения.

Источник: https://bizplas.ru/liberalizaciya-vneshneekonomicheskoi-deyatelnosti-ekonomicheskie-posledstviya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector