Основные плюсы и минусы традиционного обучения

В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное.

Каждый из этих типов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако есть явные сторонники и того и другого типа обучения. Нередко они абсолютизируют достоинства ими предпочитаемого обучения и не в полной мере учитывают его недостатки.

Как показывает практика, наилучшие результаты можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения. Можно привести аналогию с так называемыми технологиями интенсивного обучения иностранным языкам.

Их сторонники часто абсолютизируют преимущества суггестивных (связанных с внушением) способов запоминания иностранных слов на подсознательном уровне, и, как правило, пренебрежительно относятся к традиционным способам преподавания иностранных языков.

Но ведь правила грамматики внушением не осваиваются. Они осваиваются давно отработанными и ставшими теперь уже традиционными методиками обучения.

Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским.

Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А.

Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

  • Отличительные признаки традиционной классноурочной технологии следующие:
  • – учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
  • – класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
  • – основной единицей занятий является урок;
  • – урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
  • – работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

– учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками – атрибуты классно-урочной системы.

Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности.

Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности.

Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности.

Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_85262_sushchnost-plyusi-i-minusi-traditsionnogo-obucheniya.html

Традиционное обучение : плюсы и минусы

Основы традиционного обучения

Людей воспитывает и образовывает культурная среда – в самом широком её понимании. Сюда относится и язык .и поведение, и идеи .и идеалы ,и традиции и технологии. Всё это является результатом эволюции человечества и окружает нас впрямую и косвенно.. Соответствие культурной среде – вот ,что отличает человека.

Если это получается , то основная функция системы образования – окультуривание, то есть передача культуры общества формирующемуся человеку( подрастающему поколению).В педагогике принято выделять 3 основных типа обучения : традиционное ,проблемное и программированное. Каждый из этих типов имеет как положительные так и отрицательные стороны.

Как показывает практика ,наилучшие результаты можно лишь достичь при оптимальном сочетании всех типов обучения

Характерной чертой традиционного обучения является его обращённость в прошлое, к тем кладовым социального опыта , где хранятся знания ,организованные в специфическом виде учебной информации. Отсюда ориентация обучения на запоминание материала.

При этом предполагается ,что в результате обучения как сугубо индивидуального процесса присвоения информации последняя приобретает статус знания.

Отличительные признаки традиционной классно-урочной деятельности следующие : учащиеся приблизительно одного и того же возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет свой состав на весь период обучения, класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Работой учащихся руководит учитель. Учебный год, учебный день , расписание уроков , каникулы, перемены – атрибуты классно-урочной системы.

Достоинства и недостатки традиционного обучения.

Достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объём информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того ,оно предпочитает усвоение и воспроизведение знания и их применение в аналогичных ситуациях.

Как утверждает в своей книге « Человеческая память и процесс обучения» Р. Аткинсон среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность на память , а не на мышление. Это обучение мало способствует развитию самостоятельности .

Также отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся.

Подводя итог выше изложенному, можно сказать ,что в условиях содержания и структуры современного образования развитие традиционного обучения , следовательно ,способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления, усовершенствования . Наилучших результатов можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения .

Несомненно ,традиционное образование прочно вошло в нашу учебную систему и даёт свои результаты, которые зависят от индивидуальных психологических особенностей ребёнка.

Источник: https://infourok.ru/tradicionnoe-obuchenie-plyusi-i-minusi-3483187.html

Современный и традиционный урок : плюсы и минусы

«Современный и традиционный урок : плюсы и минусы»

Традиционный урок решает общеобразовательную задачу — вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.

Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач.

Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля.

Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная. На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.

Но для начала попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

Структура традиционного урока:

  1. организационный момент;

  2. проверка домашнего задания;

  3. проверка знаний и умений учащихся;

  4. постановка цели занятия перед учащимися;

  5. организация восприятия новой информации;

  6. первичная проверка понимания;

  7. организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу;

  8. творческое применение и добывание знаний;

  9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

  10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

  11. домашнее задание к следующему уроку;

  12. подведение итогов урока.

Проблема данной структуры ( хотя она привычна ) заключается в том, что педагог всегда ограничен во времени, он выполняет функцию передатчика информации.

Высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, не позволяет учитывать индивидуальные особенности ребёнка, поддерживать интерес к проблеме на протяжении всего урока.

Учитель работает с учащимися, обладающими средними способностями, не учитывая запросы отличников и не умеет заинтересовать детей со слабой мотивацией.

Итак, традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Так может и не стоит ничего менять?

  Однако, как говорилось выше, современному педагогу необходимы изменения, т.к. требования, предъявляемые к качеству образования, уроку, выпускнику, высоки. Детям интересен педагог, умеющий думать, чувствовать, понимать мир как они, постигающие его стремительно.

 В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий
  • инициирует действия учащихся
  • консультирует и корректирует их действия
  • находит способы включения в работу каждого ученика
  • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
  • применяет  развивающие технологии.
  • обладает информационной компетентностью

В современном уроке меняется сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.

Сравним основные элементы традиционного и современного уроков:

Требования к уроку Традиционный урок Современный урок
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Учитель выдвигает перед учащимися проблему
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Совместно с учениками четко сформулировать тему, цель, задачи урока по наводящим вопросам
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Совместное планирование по образцу/памятке
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся   выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Дифференцированный подход совместно с групповыми методами подготовки
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Выработать критерии проверки  совместно с учащимися (алгоритмы проверки)
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию По выявленным затруднениям учеников заполняются  листы самооценки
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Заполнение листов самооценки по выбранным критериям, акцентируя внимание на объективности оценивания
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Рефлексия (инициатива исходит от ученика)
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Домашние задания должны содержать креативную составляющую, которые позволят проявить ученику свои творческие возможности (не более трети от пройденного в классе)

Современный урокэто предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активного думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно- ориентированный подходы в обучении к своим ученикам , а задания носят мотивированный характер, который поддерживается разумно используемыми ИКТ.

Современный урокэто не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск информации под поставленную задачу, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем.

Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?

  • Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
  • Знание типологии урока
  • Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.
  • Планирование воспитательной функции урока.
  • Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
  • Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
  • Практическая направленность учебного процесса.
  • Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
  • Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
  • Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.
  • Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
  • Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.
  • Включение компьютеров в педагогические технологии.
  • Дифференциация домашних заданий.
  • Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
  • Обеспечение благоприятных гигиенических условий.
  • Обеспечение эстетических условий
  • Общение — сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
  • Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства
  • Технологическая карта урока – что это.

Остановимся на одном из самых проблемных этапах урока: составлении технологической карты урока по ФГОС.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Главное, что должен обеспечить урок — это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

 От стиля преподавания учителя тоже многое зависит. Остановимся на этом более подробно.

Читайте также:  Стоит ли вставать на биржу труда и есть ли в этом смысл?

Демократический стиль  деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам  самостоятельно принимать  решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников.

Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба.

У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость  и естественность в общении , доброжелательный настрой , способствующий эффективности обучения

Попустительский  стиль деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям.

Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной  зависимости от учащихся.

  Для многих из таких педагогов  характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

Авторитарные тенденции в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия — приказ, поручение.

  Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой  многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога.

 Но на его  уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

Каждый педагог должен понимать, что качество преподавания предмета, качество знаний учащихся зависят от многого, в том числе и стиля преподавания.

Так что же для  нас современный урок?Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность,  потребность. Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение.

Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

 Время «готовых» уроков постепенно отходит.Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо просто провести урок, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

 Можно долго спорить о том , каким должен быть урок .Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя, который должен СЛЫШАТЬ- СЛУШАТЬ-ПОНИМАТЬ.

3

Источник: https://multiurok.ru/files/sovriemiennyi-i-traditsionnyi-urok-pliusy-i-minusy.html

Плюсы и минусы традиционной системы обучения

Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности.

Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности.

Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности.

Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний).

Скачать:

Вложение
Размер
traditsionnoe_obuchenie_ego_plyusy_i_minusy.docx 27.08 КБ

Предварительный просмотр:

  • ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
  • ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • «СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
  • ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ЕГО ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
  • Усманова Мария Игоревна,
  • студентка II курса
  • Форма обучения — очная
  • Преподавание в начальных классах
  • 1. Определение понятия «Традиционное обучение»
  • 2. Достоинства и недостатки традиционного обучения

Традиционная модель образования — это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению элементы культурного наследия человеческой цивилизации. Прежде всего, под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка.

В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное.

Каждый из этих типов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако есть явные сторонники и того, и другого типа обучения. Нередко они абсолютизируют достоинства ими предпочитаемого обучения и не в полной мере учитывают его недостатки. Как показывает практика, наилучшие результаты можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения.

Актуальность в том, что сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения.

Цель работы заключается в исследовании сущности традиционного образования.

Традиционное обучение подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

1. Определение понятия «Традиционное обучение»

Традиционное обучение — это обучение, при котором работа педагога ориентирована прежде всего на сообщение знаний и способов действий, передаваемых учащимся в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения; педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер.

В основе традиционного обучения лежит ассоциативно-рефлекторная теория учения, согласно которой психика человека обладает способностью запечатлевать, сохранять и далее воспроизводить связи между отдельными событиями жизни, которые чем-то сходны или различны.

Характерной чертой традиционного обучения является его обращенность в прошлое, к тем кладовым социального опыта, где хранятся знания, организованные в специфическом виде учебной информации. Отсюда ориентация обучения на запоминание материала.

При этом предполагается, что в результате обучения как сугубо индивидуализированного процесса присвоения информации последняя приобретает статус знания.

Информация, знаковая система выступает при этом началом и концом активности школьника, а будущее представляется лишь в виде абстрактной перспективы применения знаний.

Отличительные признаки традиционного обучения:

  • учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
  • класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
  • основной единицей занятий является урок;
  • урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
  • работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
  • учебные книги применяются, в основном, для домашней работы.

Читать также  Хитрости при приготовлении котлет

2. Достоинства и недостатки традиционного обучения

Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности.

Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях.

В традиционном обучении:

  • учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путем доказательства их истинности;
  • предполагается усвоение и воспроизведение знаний, и их применение в аналогичных ситуациях;

Достоинства традиционного обучения:

  • позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ науки и образцов способов деятельности;
  • -обеспечивает прочность усвоения знаний и быстрое формирование практических умений и навыков;
  • непосредственное управление процессом усвоения знаний и навыков предупреждает появление пробелов в знаниях;
  • коллективный характер усвоения позволяет выявить типичные ошибки и ориентирует на их устранение и др.

Недостатки традиционного обучения:

  • ориентировано больше на память, чем на мышление («школа памяти»);
  • мало способствует развитию творчества, самостоятельности, активности;
  • в недостаточной степени учитывается индивидуальные особенности восприятия информации;
  • превалирует субъективно-объективный стиль отношений между преподавателем и учащимися

Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности.

Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности.

Поэтому нередко его называют «школой памяти». Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения).

Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний).

Традиционное обучение является самым (на сегодняшний день) распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового — закрепление — контроль — оценка. Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в сравнении с двумя другими видами обучения.

В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе.

Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала.

Во-первых, увеличение научных знаний не может обойти и школу, проецируясь на содержание учебных дисциплин. Во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на передачу, а не на самостоятельное освоение необходимых ученику знаний, повышают требования к объему усвоенных учеником знаний.

В-третьих, попытки учителей, школы предусмотреть различные варианты жизнеопределения учеников и обеспечить их необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и усложнению учебного материала. Все это приводит к перегрузкам учеников.

Отсюда можно сделать вывод, что в условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому и служат развивающее и дистанционное (соответственно) обучение.

  1. Галагузова, М. А. История социальной педагогики / М.А. Галагузова, А.М. Лушников, Т.С. Дорохова. — М.: Владос, 2001. – 514
  2. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 c.
  3. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. — М.: Владос-Пресс, 2004. — 160 c.
  4. Латышина, Д. И. История педагогики / Д.И. Латышина. — М.: Форум, Инфра-М, 1998. — 584 c.
  5. Монро, П. История педагогики. Часть 2. Новое время / П. Монро. — М.: Т-ва Миръ, 1981. — 372 c.
  6. Педагогика. — М.: Педагогическое общество России, 2009. — 576 c.
  7. Позина, М. Б. Введение в профессию. Психология и педагогика / М.Б. Позина. — М.: Московская академия образования Натальи Нестеровой, 2007. — 224 c.
  8. Пономарев, П. А. Основы психологии и педагогики / П.А. Пономарев. — М.: Феникс, 2007. — 448 c.

Читать также  Как посадить ананас в домашних условиях верхушку

  1. Для дошкольников и учеников 1-11 классов
  2. 16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.
  3. Основы традиционного обучения

Людей воспитывает и образовывает культурная среда – в самом широком её понимании. Сюда относится и язык .и поведение, и идеи .и идеалы ,и традиции и технологии. Всё это является результатом эволюции человечества и окружает нас впрямую и косвенно.. Соответствие культурной среде – вот ,что отличает человека.

Если это получается , то основная функция системы образования – окультуривание, то есть передача культуры общества формирующемуся человеку( подрастающему поколению).В педагогике принято выделять 3 основных типа обучения : традиционное ,проблемное и программированное. Каждый из этих типов имеет как положительные так и отрицательные стороны.

Как показывает практика ,наилучшие результаты можно лишь достичь при оптимальном сочетании всех типов обучения

Характерной чертой традиционного обучения является его обращённость в прошлое, к тем кладовым социального опыта , где хранятся знания ,организованные в специфическом виде учебной информации. Отсюда ориентация обучения на запоминание материала.

При этом предполагается ,что в результате обучения как сугубо индивидуального процесса присвоения информации последняя приобретает статус знания.

Отличительные признаки традиционной классно-урочной деятельности следующие : учащиеся приблизительно одного и того же возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет свой состав на весь период обучения, класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Работой учащихся руководит учитель. Учебный год, учебный день , расписание уроков , каникулы, перемены – атрибуты классно-урочной системы.

Читайте также:  Стоит ли ходить в тренажерный зал — плюсы и минусы тренировок

Достоинства и недостатки традиционного обучения.

Достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объём информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того ,оно предпочитает усвоение и воспроизведение знания и их применение в аналогичных ситуациях.

Как утверждает в своей книге « Человеческая память и процесс обучения» Р. Аткинсон среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность на память , а не на мышление. Это обучение мало способствует развитию самостоятельности .

Также отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся.

Читать также  Альтернантера рейнека аквариумное растение

Подводя итог выше изложенному, можно сказать ,что в условиях содержания и структуры современного образования развитие традиционного обучения , следовательно ,способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления, усовершенствования . Наилучших результатов можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения .

Несомненно ,традиционное образование прочно вошло в нашу учебную систему и даёт свои результаты, которые зависят от индивидуальных психологических особенностей ребёнка.

В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное.

Каждый из этих типов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако есть явные сторонники и того и другого типа обучения. Нередко они абсолютизируют достоинства ими предпочитаемого обучения и не в полной мере учитывают его недостатки.

Как показывает практика, наилучшие результаты можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения. Можно привести аналогию с так называемыми технологиями интенсивного обучения иностранным языкам.

Их сторонники часто абсолютизируют преимущества суггестивных (связанных с внушением) способов запоминания иностранных слов на подсознательном уровне, и, как правило, пренебрежительно относятся к традиционным способам преподавания иностранных языков.

Но ведь правила грамматики внушением не осваиваются. Они осваиваются давно отработанными и ставшими теперь уже традиционными методиками обучения.

Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским. Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

  • Отличительные признаки традиционной классноурочной технологии следующие:
  • – учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
  • – класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
  • – основной единицей занятий является урок;
  • – урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
  • – работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

– учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками – атрибуты классно-урочной системы.

Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности.

Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности.

Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности.

Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний).

Источник: https://bymosque.ru/pljusy-i-minusy-tradicionnoj-sistemy-obuchenija/

Плюсы и минусы дистанционного образования

Плюсы

+ Возможность обучаться в любое время

Студент, обучающийся дистанционно, может самостоятельно решать, когда и сколько времени в течение семестра ему уделять на изучение материала. Он строит  для себя индивидуальный график обучения. Некоторые образовательные учреждения предоставляют своим студентам возможность откладывать обучение на длительный срок и возвращаться к нему без необходимости снова оплачивать образовательные услуги.

+ Возможность обучаться в своем темпе

Учащимся дистанционно не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих однокурсников. Всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции, перечитать переписку с преподавателем, а уже известные темы можно пропустить. Главное, успешно проходить промежуточные и итоговые аттестации.

+ Возможность обучаться в любом месте

Студенты могут учиться, не выходя из дома или офиса, находясь в любой точке мира. Чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет.

Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение – несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями здоровья, для проживающих в труднодоступных местностях, отбывающих наказание в местах лишения свободы, родителей с маленькими детьми.

+ Учеба без отрыва от основной деятельности

Дистанционно можно обучаться на нескольких курсах одновременно, получать очередное высшее образование. Для этого совсем не обязательно брать отпуск на основном месте работы, уезжать в командировки.

Существуют образовательные организации, которые организуют корпоративное обучение (повышение квалификации) для сотрудников фирм и госслужащих.

В этом случае учеба не прерывает трудовой стаж, а изученные вопросы можно сразу применить в трудовой деятельности.

+ Высокие результаты обучения

Как показывают исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного материала студент-дистанционник изучает самостоятельно.

Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. А возможность сразу применить знания на практике, на работе помогает закрепить их. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.

+ Мобильность

Связь с преподавателями, репетиторами осуществляется разными способами: как on-line, так и off-line. Проконсультироваться с тьютором с помощью электронной почты иногда эффективнее и быстрее, чем назначить личную встречу при очном или заочном обучении.

+ Доступность учебных материалов

Обучающимся дистанционно незнакома такая проблема, как нехватка учебников, задачников, методичек. Доступ ко всей необходимой литературе открывается студенту после регистрации на сайте университета, либо он получает учебные материалы по почте.

+ Дистанционное образование дешевле

Если сравнивать обучение по отдельно взятой специальности на коммерческой основе очно и дистанционно, то второе окажется дешевле. Студенту не приходится оплачивать дорогу, проживание, а в случае с зарубежными вузами не нужно тратиться на визу и загранпаспорт.

+ Обучение в спокойной обстановке

Промежуточная аттестация студентов дистанционных курсов проходит в форме on-line тестов. Поэтому у учащихся меньше поводов для волнения перед встречей с преподавателями на зачетах и экзаменах.

Исключается возможность субъективной оценки: на систему, проверяющую правильность ответов на вопросы теста, не повлияет успеваемость студента по другим предметам, его общественный статус и другие факторы.

  • + Удобство для преподавателя
  • Учителя, репетиторы, преподаватели, занимающиеся педагогической деятельностью дистанционно, могут уделять внимание большему количеству учеников и работать, находясь, например, в декретном отпуске.
  • + Индивидуальный подход

При традиционном обучении преподавателю довольно трудно уделить необходимое количество внимания всем учащимся группы, подстроиться под темп работы каждого. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода. Кроме того, что учащийся сам выбирает себе темп обучения, он может оперативно получить у тьютора ответы на возникающие вопросы.

  1. Язык в «цифре»: 5 главных плюсов изучения английского онлайн
  2. Минусы
  3. — Необходима сильная мотивация

Практически весь учебный материал студент-дистанционник осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.

Дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности

При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.

Недостаток практических знаний

Обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим медикам или учителям «живой» практики.

Проблема идентификации пользователя

Пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли студент сдавал экзамены или зачеты, — это видеонаблюдение, что не всегда возможно. Поэтому на итоговую аттестацию студентам приходится лично приезжать в вуз или его филиалы.

Недостаточная компьютерная грамотность

В России особенная потребность в дистанционном образовании возникает в отдаленных районах. Однако в глубинке не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет.

Источник: https://moeobrazovanie.ru/plusy_i_minusy_distancionnogo_obrazovaniya.html

Плюсы и минусы использования лекции в дополнительном профессиональном образовании

Библиографическая ссылка на статью:
Дьяченко Н.В. Плюсы и минусы использования лекции в дополнительном профессиональном образовании // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/11/25343 (дата обращения: 27.03.2019).

Лекция — это 98% потения и 2% вдохновения

Юрист А. Ф. Кони

Изменения потребностей общественного развития в условиях формирования постиндустриального, информационного общества обуславливает смену в образовании научно – технократической парадигмы на личностно – ориентированную, гуманно – культурологическую, где основной ценностью становиться сам человек, его внутренний мир, специфика индивидуального процесса познания и обретение опыта эмоционально – ценностных отношений. Отсюда и возобновление споров по поводу лекции в образовательном процессе.

Лекция как форма преподавания известна с древности. Такую форму обучения использовал ещё Сократ, использовали педагоги средневековых Университетов. Сегодня лекция применяется не только в Вузовском и дополнительном, послевузовском образовании, но и в школе, в старших классах.

Изучением лекции как формы организации учебного процесса в целом занимались и теоретики педагоги, и психологи, и педагоги практики, математики, биологи, естествоиспытатели, физики, химики.

Начиная с известных учёных, не являющимися узкими специалистами в педагогике и методике преподавания рассматривали все плюсы и минусы такой формы обучения, но при этом, вопрос так и остался актуальным.

Лекция (от латин.) lectio – чтение) – специфическая форма преподнесения учебного материала на отдельно взятом занятии преподавателем с помощью монолога, обязательно обозначенной в рабочей программе и тематическом плане дисциплины, являющегося определённым звеном в процессе обучения.

Дискуссия о продуктивности лекции в целостном процессе образования, об условиях, при которых улучшается качество проведения лекции актуальны и сегодня. При всём при этом данная форма проведения занятий со слушателями используется с теми или иными изменениями в большинстве стран мира.

В своих  «Афоризмах» Ключевский Василий Осипович отмечал: «Речь – расплавленное золото» [1; с. 49]

Выдающийся ученый Н. Е. Жуковский так писал о лекции: “По силе впечатлений лекционный способ стоит выше всех других приемов преподавания и ничем не заменим. Вместе с тем он есть и самый экономичный по времени”. [2; с. 125]

Вот что писали о социологе Питириме Сорокине как преподавателе и лекторе: “Сценически Сорокин как лектор был бесподобен.

Обладая громадной физической силой, он совершал натиски “атак” на классную доску, зачастую разламывая при этом все мелки. В одной из его аудиторий были развешаны одновременно три доски на разных стенах.

К концу учебного часа все три были исчирканы его иероглифами, а клубы пыли от мела все еще парили в воздухе…» [3; с. 27].

  • Такая эмоциональность и искренняя любовь к своему делу преподавателя при проведении лекции, способны усилить интерес не только к материалу, но и к дисциплине в целом, что будет содействовать формированию из части современных слушателей будущей научной элиты.
  • Лекционная форма преподавания обладает как рядом достоинств, так и рядом недостатков.
  • К достоинствам лекции относится
  • — один из эргономичных способов передачи информации слушателям (за небольшое количество времени можно преподнести достаточно много материала);
  • — на лекции можно дать материал из передовых научных исследований, которого нет ещё в учебниках;
  • — при отсутствии учебника по дисциплине система обучения и её основные принципы не будут нарушены, если основной материал давать в лекции;
  • — лекция незаменима, когда или вся дисциплина, или отдельные её части тяжелы для самостоятельного изучения слушателями;
  • — именно лекция на первых этапах знакомства с дисциплиной создаст условия слушателям для формирования идейно – теоретической, узкоспециальной, понятийной платформы;
  • — по отдельным вопросам или темам дисциплины существует в научном сообществе противоречия (это касается не только таких гуманитарных дисциплин как история, политология, но и очень часто сегодня споры учёных проходят на базе технических дисциплин);
  • — интересная, эмоциональная подача материала преподавателем не только стимулирует мыслительную деятельность слушателей, но и пробуждает интерес к дисциплине, который в будущем может вылиться в интерес к исследовательской деятельности сегодняшнего слушателя курсов дополнительного профессионального образования;
Читайте также:  Стоит ли покупать Макбук: плюсы, минусы и нюансы использования

Как добавление к вышесказанному можно привести слова И.

Ильина о преподавателе: «Талантливый преподаватель, наверное, позаботится ещё о том, что бы пробудить в учениках интерес к своему предмету, зажечь в них любовь к нему и жажду познаний, он вложит в преподавание столько искреннего огня, что ученики, сами того не замечая, начнут жить активной силой суждения, – слагать свои собственные вкусы, воззрения, убеждения, а главное – укреплять и применять духовность своего инстинкта» [4; с. 103]

  1. — лекция – это своего рода общение аудитории и преподавателя, при котором происходит взаимопонимание между аудиторией и преподавателем, рождается будущее со творческое общение, при котором слушатели принимают преподавателя, а значит и читаемую им дисциплину на личностном уровне;
  2. — на лекции всегда присутствует несколько групп или потоков, а это примерно от 100 человек, поэтому преподаватель может сразу воздействовать с помощью доводов убеждения на достаточно большую аудиторию, при этом создаются условия для формирования мировоззренческих основ в сознании слушателей курсов, ценностных установок;
  3. — на лекции всегда присутствует несколько групп, что уменьшает горловую нагрузку на преподавательский состав и при этом помогает уменьшить так же нагрузку на аудиторный фонд в образовательном процессе дополнительного профессионального образования;
  4. — преподаватель на лекции может охарактеризовать сразу несколько достаточно объёмных точек зрения, сжав материал при этом не потеряв смысла и актуальности;
  5. — лекция, прочитанная преподавателем хорошим языком и с научной точки зрения, и с филологической, с художественной будет ярким примером для слушателей курсов, а в будущем и нормой их повседневной, образовательной и научной деятельности.

Так М. Ломоносов по этому поводу считал: « Изучение правил следует подражанию авторов,  в красноречии славных, которое учащимся едва ли не больше нужно, нежели самые лучшие правила. Красноречие коль много превышает многие искусства, толь больше требует подражания знатных авторов» [5; с. 176]

Кроме доводов в эффективности лекции, существуют таковые и против лекции, как формы обучения. Это правильно, ведь только в споре рождается истина.

  • — каждая лекция авторская, а значит, обязательно, субъективная, что будет сопутствовать  тому, что лектор сможет своей красноречивостью, эмоциональностью, убедительностью склонить слушателейя к своей точке зрения в научном споре (не исключая при этом преподнесения и других точек зрения на дискуссионные вопросы в науке);
  • — качество читаемой лекции резко снижается, если аудитория не имеет навыков работы на лекции (конспектирование, выделение главных мыслей, умение слушать, записывая только значимое для отдельно взятого слушателя);
  • — если основной материал прочитан на лекции, это может вызвать у части слушателей курсов мнение, что этим объёмом материал по теме исчерпан, то есть здесь лекция может выступить как некий «шлагбаум» для дальнейшего самостоятельного изучения дисциплины;
  • — часть слушателей на первых этапах работы на лекции не успевает осмысливать, перерабатывать личностно – значимую призму и принимается быстро, механически и необдуманно писать за лектором всё, что успевает. При этом, не владея стенографическими умениями, что приводит иногда к комическим конспектам;
  • — лекция это чаще монолог, а любой монолог начинает притуплять внимание слушателей и их возрастные особенности не сыграют здесь особенной роли, лишь только увелича время качественного и продуктивного внимания к материалу;
  • — преподаватель на лекции является абсолютным авторитетом, особенно в глазах слушателей курсов, поэтому любые его мысли, высказывания, точки зрения воспринимаются ими как непререкаемая истина, а это, в свою очередь, отбивает вкус у слушателей курсов к поиску истины, к желанию дискутировать и искать себя в науке;
  • — при достаточно большой аудитории слушателей сложно подобрать уровень сложности содержания лекции, то есть один из ведущих принципов обучения – принцип личностно – ориентированного обучения здесь не сможет работать;

— невозможность проконтролировать работу слушателей.

Лекция чаще проходит в поточной аудитории, лектор с кафедры, в процессе чтения лекции не всегда может видеть, что лекция и не конспектируется и не слушается некоторыми индивидами.

Если преподаватель (что допускается) при чтении лекции будет ходить по лекционной аудитории, у него может сбиться дыхание, что может отразиться уже на качестве лекции;

— по результатам исследований психологов и педагогов при выявлении остаточного уровня знаний после лекции, он оказался на много ниже, чем в результате творческих работ, семинарских и практических занятий;

— в большой аудитории сложно следовать принципу личностно – ориентированного обучения, а значит и индивидуального общения не получится;

Любой вид занятия всегда будет вызывать споры в научной среде, но без этого и не существует науки.

При всей разноголосице в споре о необходимости лекции в системе дополнительного профессионального образования или отказа от таковой, опыт педагогической деятельности показывает, что отказаться от нее невозможно и ни в коем случае нельзя.

Иначе это может разрушить чёткую системность и последовательность учебного процесса, что в конечном итоге приведёт к падению качества обученности в системе дополнительного профессионального образования.

  1. Лекция призвана реализовывать целый ряд компетенций и выполнять определённый перечень функций.
  2. Перечислим функции лекции:
  3. — направляющая – организационная. Именно на лекции преподаватель и рассказывает о своих требованиях и на протяжении работы на лекции преподаватель настраивает аудиторию под себя, под свои требования и под специфичные требования дисциплины;
  4. — информационная. Одна из ведущих функций лекции, потому что именно лекция способствует передаче слушателям основного содержания дисциплины и является неким теоретическим основанием, «скелетом» для дальнейшего увеличения массива информации (самостоятельное изучение, семинары, практические и лабораторные работы);

— системная. Лекция, как один из видов занятия в дополнительном профессиональном образовании занимает своё место в целостной образовательной системе.

Рекомендации по процентному соотношению лекций в учебном процессе, количество лекций обозначено в учебном плане образовательной организации, чётко прописаны темы лекции , их последовательность и количество часов на данный вид работ в рабочей программе и тематическом плане;

  • — объяснительная. Некоторые темы или разделы дисциплины являются сложными для самостоятельного изучения слушателями как при подготовке к семинару, практике или при подготовке к зачёту, экзамену, поэтому лектор преподнесёт материал, несколько упростив его, снабдив личностно – значимыми примерами;
  • — мировоззренческая – убеждающая. Заинтересованный, целеустремлённый лектор со свойственной ему эмоциональностью, искренней верой в то, что он говорит уже на первых лекция выстраивает мировоззрение слушателей или хотя бы создаёт условия для формирования такового;
  • — методическая. Метод с греческого переводится «путь», так вот преподаватель – лектор на протяжении всей работы со слушателями на лекции прокладывая путь, указывает наиболее важные направления изучения дисциплины, акцентирует внимание слушателей на определённых вопросах и темах, заранее зная с какими трудностями и на каких этапах столкнуться в данной дисциплине они;
  • — воспитательная. Помятуя о том, что образование это всегда двуединый процесс, связывающий обучение и обязательно всегда воспитание, несомненным является то, что лекция, как и другие виды и формы обучения включает в себя реализацию воспитательных целей;
  • «Чем лучше человек развит духовно, тем сложнее навязать ему какой – либо диктат: политический, религиозный или нравственный.

Такой человек делает свой выбор осознано, в рамках наличной необходимости» – считает автор Волошина В. А.

— воспитательная функции с позиции профессиональной специализации. Один из аспектов воспитательной функции всегда является сегмент социализации и адаптации человека, в данном случае этап социализации индивидуума в дальнейшем росте в профессиональной сфере.

— проблемно – развивающая. Очень часто, особенно молодые преподаватели представляют лекцию, как трансляцию уже готового материала и это заблуждение. Преподаватель на лекции может ставить проблемы по темам, может поднимать проблемы дисциплины, у которых нет однозначного решения, а это, в свою очередь сподвигнет слушателей к поиску, а значит саморазвитию.

— научно – исследовательская. Преподаватель на лекции закладывает не только основы возможных будущих исследований в рамках данной дисциплины, но и обучает методам научного исследования, рассказывает о методах анализа собственного опыта и научных исследований своих коллег.

— активизирующая. Данная функция способствует раскрытию творческого потенциала личности слушателя. Интересными в этом смысле представляются работы А. Н. Котляревича и Н. В. Свиридовой. [7; 12 с. 8, 53]

Педагогическая деятельность в сфере дополнительного профессионального образования чётко регламентирована, хоть и считается, что здесь должно быть много творчества. При всём при этом, необходимо придерживаться определённых регламентирующих установок, в данном случае рассмотрим перечень примерных требований к лекции.

  1. — преемственность материала как в плане логике содержания, так и в плане сложности;
  2. — внутри предметные и меж предметные связи;
  3. — научность лекции, особенно инновационных подходов;
  4. — лекция должна быть эмоциональной и убедительной;
  5. — высокая и качественная информативность;
  6. — обязательно приведение примеров и аргументов;
  7. — личностно – ориентированный характер лекции;
  8. — использование методов и приёмов, которые помогают активизировать мыслительную деятельность слушателей;
  9. — использование наглядности (интерактивные доски, компьютеры, электронные пособия);
  10. — подача материала и его содержательная часть должны быть доступными для понимания слушателей, то есть личностно – ориентированными;
  11. — материал лекции – это годами нарабатываемый пласт, поэтому никогда лекция не должна напоминать учебник;
  12. — лекция должна читаться филологически грамотным языком;
  13. — использование понятийного аппарата не только конкретной дисциплины, но и узко профессиональные;
  14. — обоснование актуальности дисциплины для будущего профессионального развития слушателей.

В дополнительном профессиональном образовании лекция как форма организации обучения и сегодня занимает ведущую информационную и обучающую роль в процессе преподавания дисциплины. Лекторы стараются на своих занятиях следовать различным инновационным подходам, использовать новые приёмы и методы для повышения качества современной лекции, воздействовать на слушателей с позиции воспитания.

Таким образом, подводя окончательный итог статьи, хотелось бы особо подчеркнуть, что лекция, как форма организации обучения и сегодня является важным этапом в процессе обучения в системе дополнительного профессионального образования, являясь при этом ведущим и направляющим звеном в системе дополнительного профессионального образования.

Библиографический список

  1. Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. – М.: Мысль, 1993 – 415 с.;
  2. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2013. –304 с.;
  3. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ.ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  4. Ильин И. Путь к очевидности. – М., АСТ, 2007 (с 221) – с. 103
  5. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании / Сост. Т. С. Буторина. М., «Педагогика», 1991 г 344с ) – с 176;
  6. Волошина В. А. Культурологическое знание: новые вызовы//Научно исследовательские публикации, 2017 № 2 – с.78 – 81;
  7. Котляревич А. Н. Место педагогических умений в профессиональной деятельности: опыт критического анализа/ сб. Исторический опыт, современные проблемы и перспективы образовательной и научной деятельности в области обеспечения пожарной безопасности на конференции 18-19 октября 2018 г .с.24 (с 352)
  8. Свиридова Н. В. Постнеклассическая культура нравственного бытия пожарного / сб. Исторический опыт, современные проблемы и перспективы образовательной и научной деятельности в области обеспечения пожарной безопасности на конференции 18-19 октября 2018 г .с.53 (с 352)

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://human.snauka.ru/2018/11/25343

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector