Патриархальная теория происхождения государства — плюсы и минусы

Основатель
патриархальной теории

происхождения государства — Аристотель.

Суть
теории
:
государство- это продукт разросшейся
семьи. Согласно этой теории люди –
существа коллективные, стремящиеся к
взаимному общению, приводящему к
возникновению семьи.

В последствие
развитие и разрастание семьи в результате
объединения людей, а также увеличение
числа семей приводят к образованию
государства.

Власть государя есть
естественное продолжение власти отца,
«патриарха» в семье.

Плюсы
теории
:

  • 1) Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи»;
  • 2) Позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца»;
  • 3) Поддерживает веру людей в нерушимость мира;
  • 4) Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим опытом.

Минусы:

  • 1) Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира;
  • 2) Не объясняет, что если государство — единая семья, то почему происходит война?
  • 3) Не объясняет жесткость законов.

Патриархальная
теория происхождения государства.

  • Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструирует из власти отца над членами его семьи.
  • Так же, как и теологическая теория, патриархальная была направлена на обоснование неограниченности власти царя, монарха, но истоки этой власти видела уже не столько в ее божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовали неограниченная власть главы семьи, патриарха.
  • Зародилась эта теория в Греции, обоснование получила первоначально в трудах Аристотеля, но свое развитие нашла в XVII веке в сочинении англичанина Фильмера «Патриарх». Фильмер, сторонник неограниченной королевской власти, пытался, опираясь на Библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну — патриарху, а тот уже своим потомкам — королям.

В Китае
эту теорию развивал Конфуций (551 — 479 гг.
до н.э.). Он рассматривал государство
как большую семью.

Власть императора
уподоблялась власти отца, а отношения
правящих и подданных — семейным отношениям,
где младшие зависят от старших и должны
быть преданными правителям, почтительными
и слушаться во всем старших. Правители
же должны заботиться о своих подданных,
как это принято в семье.

12. Теория насилия

Идейные истоки
этой теории зародились еще в эпоху
рабовладения. Ее представители считали,
что государство возникает в результате
насилия и завоевания. Более развернутое
научное обоснование теория насилия
получает в XIX-XX
веках.

Ее смысл
состоит в том, что возникновение частной
собственности, классов и государства
является результатом внутреннего и
внешнего насилия, то есть путем прямого
политического действия.

Государство
продолжает быть органом угнетения
только в тех странах, где еще не стерлись
юридические различия между победителями
и побежденными.

Наиболее характерные
черты теории насилия изложены в работах
Е. Дюринга, Л. Гумплевича, К. Каутского
и других.

По мнению
Дюринга,
собственность, классы и государство
возникают как результат насилия одной
части общества над другой.

Австрийский
социолог и государствовед Гумплович
является представителем теории внешнего
насилия. Согласно этой теории государство
образуется вследствие завоевания
сильного племени более слабого.

В итоге
завоевания возникает рабство: одно
племя, победившее в борьбе, становится
господствующим; другое, потерпевшее
поражение, теряет свободу и оказывается
в положении рабов. Рабство в свою очередь
ведет к появлению частной собственности
и классов.

С частной же собственностью
связан и ею обусловлен переход от
кочевого быта к земледельческому,
оседлому быту.

Государственная
власть
, по
Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное
вначале только на физическом преобладании
над другим племенем, постепенно
превращается в государство класса,
опирающегося на экономическое могущество
последнего.

Каутский
также видит источник государства во
внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель,
по его утверждению, подчиняет себе
побежденное племя, присваивает землю
этого племени, а затем принуждает его
систематически работать на себя, платить
дань или подати.

В результате такого
завоевания возникает деление на классы,
а принудительный аппарат, создаваемый
победителями для управления побежденными,
превращается в государство.

Лишь там,
пишет Каутский, где имеет место внешнее
насилие, «возникает деление на классы,
но не вследствие деления общины на
различные подразделения, но вследствие
соединения в одно двух общин, из которых
одна делается господствующим и
эксплуатирующим, другая — угнетенным и
эксплуатируемым классом».

Ссылаясь на пример
образования ряда стран Европы и Азии,
которые возникали, по мнению ученого,
не иначе, как путем насилия, Л.

Гумплович
сделал окончательный вывод, согласно
которому «вследствие подчинения одного
класса людей другому образуется
государство», а из потребности победителей
обладать «живыми орудиями» возникали
экономическая основа античной семьи,
отношения властвования, существовавшие
между господином и его слугою.

Отвергать полностью
теорию насилия нельзя не только из
формальных соображений, но и на основании
исторического опыта, который подтверждает,
что завоевание одних народов другими
являлось реальным фактором существования
государственности исторически длительное
время (например Золотая Орда). Элементы
насилия, как внутреннего, так и внешнего,
объективно присутствовали и сопровождали
существование любого государства
(Римское, Древнегерманское государство,
Киевская Русь).

Абсолютизируя
роль насилия в истории, данная теория
не учитывает того, что очень многие
государства и правовые системы раньше
и сейчас создаются и развиваются отнюдь
не в результате завоевания извне или
иным насильственным путем.

Источник: https://studfile.net/preview/6187793/page:6/

Теории происхождения государства (патриархальная теория)

  • Первая версия
  • Свое название патриархальная теория получила от слова патриарх — родоначальник.
  • В данной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство не приравнивается к понятию семья.

По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая, завершенная форма общения (развития по схеме семья-селение-государство), в целях достижения общего блага.

При этом Аристотель говорит не о первичности государства перед семьей, а о человеке как о существе политическом, то есть в наиболее развитом виде государство — это общение свободных и равных граждан.

В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера.

Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия.

Все последующие монархи — это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве.

  1. Плюсы данной теории заключаются в том, что аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, и формировала уважение к государственной власти.
  2. Минусы в упрощении процесса происхождения государства, к тому же существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением государства.
  3. Вторая версия

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля, Филмера, Михайловского и др.

Они обосновывают тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи.

В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства.

Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.

Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела, экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные».

Экстраполяция — 1)распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его…

2) В статистике — распространение установленных в прошлом тенденций на будущий период (экстраполяция во времени применяется для перспективных расчетов населения); распространение выборочных данных на другую часть совокупности, не подвергнутую наблюдению (экстраполяция в пространстве). Методы экстраполяции во многих случаях сходны с методами интерполяции.

Главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместная жизнь. А государство призвано исполнять совершенно другие функции. К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно-общинного строя.

Теории происхождения государства (договорная (естественно-правовая) теория).

В основе данных концепций лежат естественно-правовые представления о договорном происхождении государства.

Согласно Эпикуру — «справедливость, происходящая от природы, — есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда».

Следовательно государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека.

  • Плюсы данных концепций заключаются в том, что они имеют глубокое демократическое содержание, обосновывая естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение.
  • Минусы в том, что игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально-экономические, военно-политические).
  • Теория Гуго Гроция
  • Трактует государство, как явление воле-установленное, возникающее в результате договора людей (их волеизъявления).
  • Теория Томаса Гоббса

Догосударственное (естественное) состояние Гоббс изображает как «состояние войны всех против всех». В естественном состоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все — в этом и состоят его естественное право и свобода.

В этих условиях разум человека предписывает требование искать мир и следовать ему. Таков, по Гоббсу, смысл первого и основного естественного закона. Из него вытекают и все остальные естественные законы, которые требуют отказа каждого от своих естественных прав в интересах мира и безопасности.

Требования этих естественных законов побуждают людей заключить договор об учреждении государства (суверенной общей власти), держащего людей в страхе и направляющего их действия к общему благу.

Договорную концепцию Гоббс, таким образом, использовал для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер.

Теория Джона Локка

Либеральная концепция договорного происхождения и назначения государства, согласно которой целью общественного договора об учреждении государства является обеспечение неотчуждаемого (и в условиях государственной жизни) естественного права каждого на его собственность, то есть его жизнь, свободу и имущество.

Договорные отношения людей с государством — это постоянно длящийся и обновляющийся процесс, основанный на принципе согласия. В соответствии с этим принципом народ, будучи источником суверенитета, имеет право свергнуть деспотическую власть как нарушителя условий общественного договора.

Читайте также:  Жизнь в Лос-Анджелесе: плюсы и минусы переезда, трудоустройство и уровень проживания

Также и каждый отдельный человек, достигнув совершеннолетия, сам решает вопрос о том, присоединиться ли ему к общественному договору и стать членом данного государства или покинуть его.

Теория Жан-Жака Руссо

Трактует возникновение государства как соглашение, заключённое для попытки преодоления социального неравенства, с целью создания государственной власти и законов, которым будут подчиняться все.

Однако неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, в конечном счёте к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.

Руссо выдвигает свой проект общественно-договорного «исправления» истории — создание Политического организма (общины) как подлинного договора между народами и правителями.

Цель этого подлинного общественного договора Руссо видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Общественный договор дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами (участниками соглашения); эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. При этом Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном состоянии.

Под заметным влиянием учения Руссо идеи договорного происхождения государства отстаивал А. Н. Радищев. С позиций защиты суверенитета народа, естественных прав человека и республиканской формы правления он подчеркивал, что цель договорно формируемого государства — это «блаженство граждан».



Источник: https://infopedia.su/8×554.html

Общая характеристика теологической патриархальной и органической теории происхождения государства и права?

Основатель теологической теории происхождения государства – Фома Аквинский (1225-1274)

Суть теории: государство – это результат божественной воли.

Государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна, незыблема и зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Каждый человек обязан подчиняться во всем государю. Данная теория утверждает и защищает тезис «вся власть от бога».

  • Плюсы теории:
  • 1) Государство появляется с монорелигией;
  • 2) Теория позволяет установить в обществе порядок;
  • 3) Отражает объективные решения того времени, а именно- первые государства были теократические;
  • Минус — является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства.
  • Основатель патриархальной теории происхождения государства — Аристотель.
  • Суть теории: государство- это продукт разросшейся семьи.

Согласно этой теории люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последствие развитие и разрастание семьи в результате объединения людей, а также увеличение числа семей приводят к образованию государства. Власть государя есть естественное продолжение власти отца, «патриарха» в семье.

  1. Плюсы теории:
  2. · 1) Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи»;
  3. · 2) Позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца»;
  4. · 3) Поддерживает веру людей в нерушимость мира;
  5. · 4) Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим жизненным опытом.
  6. Минусы:
  7. · 1) Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира;
  8. · 2) Не объясняет, что если государство — единая семья, то почему происходит война?
  9. · 3) Не объясняет жесткость законов.

Органическая теория происхождения государства — теория происхождения государства, согласно которой государство — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает. Элементы данной теории встречаются в трудах различных авторов. В настоящее время подавляющим большинством ученых отвергнута.

Происхождение теории

Сравнения государства с организмом по происхождению своему не менее древним, чем политический атомизм.

Происхождение их надо искать также в донаучных представлениях,—в «естественном» способе мышления, который совершенно инстинктивно в своих характеристиках государства применяет такие понятия, как «политическое целое», «глава государства», его «члены», «органы» государства, его «управления» или «функции» и т. д. [1]

Платон в основание своей политической философии кладет уподобление государства индивиду: государство тем совершенней, чем более оно подобно индивиду.

У Аристотеля точно так же встречается сравнение государства (множества) с одним человеком — многоногим, многоруким, имеющим множество чувств.

Иоанн Солсберийский, ссылаясь на Плутарха, характеризует государство как организм, подобный человеческому телу (духовенство — душа государства и, как таковое, имеет власть над всем телом, не исключая головы государства, то есть государя). Аналогии есть у Гоббса, Спинозы, Руссо. [2]

Эразм Роттердамский так говорил об органической теории в знаменитой сатире «Похвала Глупости»[3]:

Что утихомирило римский плебс, уже готовый разрушить республику? Уж не философская ли диссертация? Ничуть не бывало! Просто смешная ребяческая басня о чреве и членах человеческого тела.

Имеется в виду предание о том, как в 494 году до н. э. римские плебеи, возмущенные жестокими притеснениями со стороны патрициев, покинули Рим и удалились на Священную гору (невдалеке от города). Посол патрициев Менений Агриппа умиротворил народ, рассказав басню о членах человеческого тела, которые взбунтовались против желудка, за что сами поплатились крайним изнеможением.

Гегель указывал, что определения государства и не может быть, что государство есть организм, то есть развитие идеи в своих различиях.

«Природа организма такова, что если не все его части переходят в тождество, если одна из них полагает себя самостоятельной, то погибнуть должны все. С помощью предикатов, принципов и т. д.

так же нельзя достигнуть суждения о государстве, в котором следует видеть организм, как нельзя с помощью предикатов постичь природу Бога, жизнь которого я должен созерцать в самом себе. [4]

Основные идеи теории

Термин «геополитика» Челлен определил так: это наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве. Тезис Р. Челлена: «государство — живой организм».

Это развивается в его главной работе «Государство как форма жизни»: «Государство — не случайный или искусственный конгломерат различных сторон человеческой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников; оно глубоко укоренено в исторические и конкретные реальности, ему свойствен органический рост, оно есть выражение того же фундаментального типа, каким является человек. Одним словом, оно представляет собой биологическое образование или живое существо. Как таковое, оно следует закону роста: … сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания» [5]

В «Политической географии» Ф.

Ратцеля, легшей в основу геополитики, приводится ряд основополагающих идей: 1) государство — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает; 2) рост государства как организма обусловлен «почвой»; 3) свойства государства составлены из свойств народа и территории; 4) «исторический пейзаж» накладывает отпечаток на гражданина государства; 5) определяющим в жизни государства является «жизненное пространство» (lebensraum). В соответствии с этими идеями ученый дает такое определение: «Государство складывается как организм, привязанный к определенной части поверхности земли, а его характеристики развиваются из характеристик народа и почвы».[6]

Проводятся следующие аналогии: составляющая структурная единица государства как организма — семья (в биологии — клетка); полиция — иммунная система[7]; деньги, экономика — кровеносная система[2].

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/6152.html

Патриархальная теория происхождения государства, её понятия, характеристика. составить схему патриархальной теории государства

Патриархальная теория происхождения государства и права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Также этой теории придерживался Платон.

Среди заметных сторонников данной теории выделяются англичанин Филлер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.) также эта теория отражена в трудах Ф.

Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности».

Патриархальная теория исходит из того, что происхождение государства является результатом разрастания патриархальной семьи. Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В государстве находит свое завершение и политическая природа человека.

Согласно патриархальной теории, государство — это продукт разросшейся семьи. Но как образовалась такая большая семья? Являясь первоначальной формой организованного общения, семья, естественным образом увеличиваясь, затем делится.

Но поскольку в людях заложена естественная потребность в общении, а также под влиянием экономических условий, семьи, объединенные преданием об общем происхождении, объединяются в племена, союзы племен, народности, объединенные уже общностью исторического прошлого.

В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы.

Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха — это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха

Оценка теории. Прежде всего, надо отметить, что в ней правильно обращается внимание на то, что такие понятия как «семья» и «государство» взаимосвязаны и что связь между государством и семьей не только долго не утрачивается после перехода в государственное состояние, но существует и поныне.

Указывается на то, что вождь, правитель продолжает и в новом качестве быть отцом своих детей, да и к подданным относиться не как к чужим, а как к своим детям. Отзвук того далекого времени сохранялся не только до Октябрьской революции в России («царь-батюшка», «царица-матушка»), но, пожалуй, он существует в какой-то мере и сегодня.

Часто наши сограждане рассуждали так: вот напишу Генеральному секретарю, а теперь — Президенту, он и разберется!

Совершенно справедливо сторонники этой теории обращают внимание на тот факт, что так же, как в семье, власть «передается» сыну после смерти отца, так же и в государстве власть наследуется.

Патриархальная теория несет большой положительный заряд, особенно если учесть, что она была создана в III в. до н.э. Во-первых, она способствует установлению в обществе порядка, как результата подчинения «воле отца». Во-вторых, она поддерживает веру людей в нерушимость мира.

Ведь именно в хороших семьях никогда не дерутся, а достигают компромисса на основе учета взаимных интересов. В-третьих, теория показывает один из действительно существовавших в истории общества фрагментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вождей, которые, как правило, проживали в городах.

В-четвертых, авторы этой теории уловили объективный процесс: на роль главы человеческого сообщества всегда претендует человек, аккумулирующий жизненный опыт. И, наконец, следует заметить в оправдание создателей этой теории, что они жили до новой эры, их знания об окружающей жизни были невелики.

Да, впрочем, в то время были сильны в Греции остатки родового строя, и они как бы списывали свою теорию с окружающей действительности. Правдоподобность этой теории велика.

Читайте также:  Общество с дополнительной ответственностью: плюсы и минусы

Названная теория подвергается определенной критике и вряд ли можно оспорить тот факт, что состояние благополучия населения в том или ином монархическом государстве во многом зависит от личности монарха.

И все же мы знаем о мире неизмеримо больше и отчетливо видим недостатки патриархальной теории. Нам известно, что общество развивалось многовекторно и многовариантно, и поэтому объяснить образование государства во всех частях мира эта теория не в состоянии.

  • Таблица Патриархальной теории происхождения Государства
  • Сильные и слабые стороны данной теории:
  • Сильная — подтверждалась практикой.
  • Слабая — четко прослеживается аналогия Государства и семьи.

Источник: https://studbooks.net/935781/pravo/patriarhalnaya_teoriya_proishozhdeniya_gosudarstva_ponyatiya_harakteristika_sostavit_shemu_patriarhalnoy

Патриархальная теория происхождения государства, основные представители

Введение

Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи.

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля, Филмера, Михайловского и др.

Они обосновывают тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства.

Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.

  • Целью данного реферата является рассмотрение патриархальной теории происхождения государства.
  • Патриархальная теория происхождения государства, основные представители

Смысл патриархальной теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом — это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных.

Из патриархальной теории вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти. Патриархальная теория происхождения государства и права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель — древнегреческий философ и педагог.

Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В государстве находит свое завершение и политическая природа человека.

Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения.

По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи. В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 — 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью.

Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.

Сторонником патриархальной теории был Р. Филмер — английский политический писатель.

Филмер, сторонник неограниченной королевской власти, пытался, опираясь на библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну – патриарху, а тот уже своим потомкам – королям.

Сочинение Филмера было самой экзотической работой, выражавшей идеи патриархальной теории. Уже современники Филмера обратили внимание на несуразность многих её положений.

Например, из теории Филмера следовало, что монархов должно было бы быть столько, сколько было отцов семей, или в мире должна была существовать одна монархия. Естественно, такого исторически никогда не было, да и быть не могло. Однако многие другие юристы и социологи более глубоко рассматривали роль семьи в возникновении государства, а также других социальных институтов.

Данная теория получила современное звучание в идее государственного

патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации — болезни, инвалидности, безработицы и др. В России последователем патриархальной теории был русский социолог Н. Михайловский (1842 — 1904 гг.).

Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.

Являясь первоначальной формой организованного общения, семья, естественным образом увеличиваясь, затем делится.

Но поскольку в людях заложена естественная потребность в общении, а также под влиянием экономических условий, семьи, объединенные преданием об общем происхождении, объединяются в племена, союзы племен, народности, объединенные уже общностью исторического прошлого.

В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы. Собственно государственная власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящей во власть государя, власть монарха.

2 Оценка теории

Прежде всего надо отметить, что в ней правильно обращается внимание на то, что такие понятия как «семья» и «государство» взаимосвязаны и что связь между государством и семьей не только долго не утрачивается после перехода в государственное состояние, но существует и поныне.

Указывается на то, что вождь, правитель продолжает и в новом качестве быть отцом своих детей, да и к подданным относиться не как к чужим, а как к своим детям. Отзвук того далекого времени сохранялся не только до Октябрьской революции в России («царь-батюшка», «царица-матушка»), но, пожалуй, он существует в какой-то мере и сегодня.

Часто наши сограждане рассуждали так: вот напишу Генеральному секретарю, а теперь — Президенту, он и разберется! Совершенно справедливо сторонники этой теории обращают внимание на тот факт, что так же, как в семье, власть «передается» сыну после смерти отца, так же и в государстве власть наследуется.

Патриархальная теория несет большой положительный заряд, особенно если учесть, что она была создана в III в. до н.э. Во-первых, она способствует установлению в обществе порядка, как результата подчинения «воле отца». Во-вторых, она поддерживает веру людей в нерушимость мира.

Ведь именно в хороших семьях никогда не дерутся, а достигают компромисса на основе учета взаимных интересов. В-третьих, теория показывает один из действительно существовавших в истории общества фрагментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вождей, которые, как правило, проживали в городах.

В-четвертых, авторы этой теории уловили объективный процесс: на роль главы человеческого сообщества всегда претендует человек, аккумулирующий жизненный опыт. И, наконец, следует заметить в оправдание создателей этой теории, что они жили до новой эры, их знания об окружающей жизни были невелики.

В Греции были сильны остатки родового строя, и они как бы списывали свою теорию с окружающей действительности. Правдоподобность этой теории велика. Сегодня информации о мире неизмеримо больше и отчетливо видно недостатки патриархальной теории.

Известно, что общество развивалось многовекторно и многовариантно, и поэтому объяснить образование государства во всех частях мира эта теория не в состоянии. Есть пробелы и в самой этой теории.

Непонятно, если государство — единая семья, то почему же люди постоянно воюют между собой, причем это имеет место во всех регионах земного шара и у всех народов? Что, все семьи сплошь плохие? Еще более непонятно, по чьей воле возникают революции в обществе, если власть отца изначальна и непоколебима? Или, если монарх — «отец родной» и руководит своими детьми, то почему он допускает, что в его государстве часто существуют противоречивые законы? Чем объясняется наличие во многих государствах законов несправедливых, а то и жестоких? Есть сомнения в истинной научности этой теории. Исторической наукой установлено, что патриархальная семья возникла из рода (общины) как результат его деления. Практически она появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. Ну и конечно, авторов этой теории и особенно ее продолжателей обвиняют в том, что они с помощью этой теории оправдывают монархическую власть и тем самым стараются задушить всякую инициативу народа в управлении делами общества.

Заключение

Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи.

Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха — это патриархальная власть главы семьи.

Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.

Зародилась эта теория в Греции, обоснование получила первоначально в трудах Аристотеля, но своё развитие нашла в XVII векев сочинениях англичанина Фильмера “Патриарх”.

Он доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Адам был не только отцом человечества, но и его властелином.

Монархи являются преемниками Адама и унаследовали от него свою власть.

В Китае эту теорию развивал Конфуций. Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье. В России последователем патриархальной теории был русский социолог Н. Михайловский. Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.

В Древней Греции было очень важно эффективно организовать свое производство и умело построить отношения с соседями по региону. Занимались этим, старейшины, главы советов старейшин, затем вожди, которые, по мере увеличения населения, становились царями.

  1. Республиканский Лицей-Интернат При Донецком Национальном Университете
  2. Реферат на тему:” Патриархальная теория возникновения государства”
  3. Выполнила ученица 10 класса физико- математического факультет Майорова Владислава преподаватель: Мамула Геннадий Васильевич
  4. Донецк 2015
  5. Республиканский Лицей-Интернат При Донецком Национальном Университете
  6. Реферат на тему:” Органическая теория возникновения государства”

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s7410t3.html

Патриархальная — Теории происхождения государства

Сторонники: Конфуций, Аристотель,
Р. Филмер, Н. Михайловский

Патриархальная теория впервые была сформулирована в VI-V вв. до н.э.
китайским философом Конфуцием. Он говорил о государстве, как о большой семье,
где власть правителя подобна власти отца. В этой семье чтят традиции,
преемственность поколений, главенство старших. В обмен на уважение и подчинение
правитель оберегает и направляет подданных, подобно отцу-наставнику.

Читайте также:  Гироскутер: плюсы, минусы и что нужно знать

Аристотель развивает эту концепцию. Он пишет, что в государстве все формы
общения достигают своего завершения и благой жизни. И ради этого блага люди подсознательно
стремятся к образованию единой большой семьи.

В отличие от теологической концепции патриархальная называет государство
благом, а не аппаратом насилия и угнетения. И это свойственно не только
Аристотелю с его гуманным отношением к человеку и обществу, но и другим
идеологам патриархальной теории.

В XVII веке английским политическим теоретиком Робертом Филмером был
внесен значительный вклад в развитие патриархальной концепции. Власть, по
мнению Р.Филмера, есть проявление божественной воли.

Она исходит от Адама,
который получил ее от Бога, и от прародителя человечества даруется людским
правителям. Как Адам был отцом человеческого рода, так и монархи являются
опекунами человечества.

Их власть неограниченна, ибо только им ведомо, что есть
благо, а что зло и заблужденье.

В России данную теорию пропагандировали: социолог, теоретик
народничества, Н.К. Михайловский и известный историк XX века М.Н.Покровский .

Патриархальная теория дает основу патернализму – слепой глубокой вере в
«царя-батюшку».  На этом явлении, таким
образом, строится более прочное легитимная господство. Это, помимо идеи Р.
Филмера «власть от Адама», уже второе основание для нерушимой власти правителя.

Легитимация, благодаря этим основаниям, 
происходит на двух уровнях. Если в современных концепциях легитимность –
это признание правителя подданными, то есть один уровень взаимодействия, то
патриархальная теория предлагает второй уровень – признание правителя Богом.

Тень теологической парадигмы здесь весьма значительна, поскольку именно Бог
фигурирует как дарующий жизнь и власть обществу, первооснове государства. Но в
целом патриархальная теория является отражением натуралистической парадигмы.

Государство возникает вследствие разрастания семьи – естественной
совокупности  биологических единиц.

С точки зрения понимания патриархальная концепция так же проста и
доступна, как и теологическая. В вопросе об истоках власти, эти теории
таксономичны. Теория примитивна, т.к  не
объясняет множества аспектов, сопровождающих становление государства.

Не
указываются предпосылки развития тех или иных институтов, не говорится об
иерархии управления этими институтами. Не освещено множество параметров, по
которым мы можем назвать то же племя государством.

Но данная теория уже
способна дать власти не только сакральное обоснование, но и легитимность на
почве семейных уз. Подобное отношение между правителем и подданными выделяется
в ходе исследования взаимодействия между властью и обществом.

Это исследование
есть факт проявления интереса  к
различным политическим явлениям. Следовательно, мы можем говорить о прогрессе в
политических воззрениях на генезис государства. 

Источник: https://www.sites.google.com/site/theorystate/teorii/patriarhalnaa-teoria

Патриархальная теория происхождения государства и права

     Патриархальная 
теория происхождения 
государства и 
права
 

     Эта теория также возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались 
и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.).

     Смысл этой теории в том, что государство 
возникает из разрастающейся из поколения 
в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства — монархом.

Его власть, таким образом, — это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных.

Из патриархальной теории (как и 
из теологической), естественно, вытекает вывод о необходимости для 
всех людей подчиняться государственной 
власти.

     Основные 
положения патриархальной теории убедительно 
опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства 
подобного способа возникновения 
государства.

Напротив, установлено, что 
патриархальная семья появилась 
вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя.

К тому же в обществе, в котором 
существует такая семья, родственные 
связи достаточно быстро разрушаются.

  •      Патриархальные 
    и патерналистские 
    концепции происхождения 
    государства
  •      В основе данных концепций лежат представления 
    о возникновении государства 
    из семьи, а общественной и государственной 
    власти — из власти отца семейства.
  •      Патерналистская
    теория

     От 
слова патер — отец. В данной теории имеет место прямое соотношение 
государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как 
«сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство — большой семье.

Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей — на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим.

Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти.

Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти…

     Патриархальная 
теория

     От 
слова патриарх — родоначальник. В данной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство 
не приравнивается к понятию семья.

По утверждению Аристотеля, государство 
— наилучшая, завершенная форма 
общения (развития по схеме семья-селение-государство), в целях достижения общего блага.

При этом Аристотель говорит не о 
первичности государства перед 
семьей, а о человеке как о существе политическом, то есть в наиболее развитом виде государство — это общение 
свободных и равных граждан. В 
развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера.

Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной 
Богом и основанной на божественном праве, является монархия.

Все последующие 
монархи — это наследники Адама, преемники его отцовской и 
одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление 
против абсолютной власти монарха как 
греховное нарушение божественного 
порядка властвования и божественно 
установленной формы отцовской 
власти в государстве.

Плюсы данной теории заключаются в том, что 
аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной 
государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, и формировала уважение к государственной власти. Минусы в упрощении процесса происхождения государства, к тому же существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением государства.

     Учение 
о государстве

     Аристотель 
подверг критике учение Платона 
о совершенном государстве, и 
предпочитал говорить о таком 
политическом устройстве, которое может 
иметь у себя большинство государств.

Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей 
приведёт к уничтожению государства.

Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности 
и моногамной семьи, а также сторонником 
рабства.

     Осуществив 
грандиозное обобщение социального 
и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение.

При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов».

Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.

     По 
Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт 
в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

     Первым 
результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж 
и жена, родители и дети… Потребность 
во взаимном обмене привела к общению 
семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся 
не ради того, чтобы жить вообще, а 
жить, преимущественно, счастливо.

     Согласно 
Аристотелю государство возникает 
только тогда, когда создаётся общение 
ради благой жизни между семьями 
и родами, ради совершенной и достаточной 
для жизни самой себя.

     Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит — кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

     Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения 
и использовал этот критерий при 
характеристике различных слоёв 
общества. Он выделял три главных 
слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие.

По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя».

Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа.

По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.

     Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

  1.      Основным 
    общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности 
    чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры[3].
  2.      Политик
    и политика
  3.      Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил специальное 
    научное изучение определённой области 
    общественных отношений в самостоятельную 
    науку о политике.

     Согласно 
Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, так как «человек по природе своей существо политическое». Чтобы правильно устроить общественную жизнь людям необходима политика.

     Политика 
— наука, знание о том, как наилучшим 
образом организовать совместную жизнь 
людей в государстве. Политика представляет собой искусство и умение государственного управления.

     Сущность 
политики раскрывается через её цель, которая по мнению Аристотеля, заключается 
в том, чтобы придать гражданам 
высокие нравственные качества, сделать 
их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики — справедливое (общее) благо. Достичь этой цели нелегко.

Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно 
совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель 
гражданина состоит в умении исполнять 
свой гражданский долг и в способности 
повиноваться властям и законам.

Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной 
цели, государственного устройства.

     Государство — продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается 
процесс этой политической природы 
человека.

     В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

     Правильный 
строй — строй, при котором 
преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или 
многие:

     Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма 
правления, при которой вся верховная 
власть принадлежит монарху.

     Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — 
форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой 
знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

     Полития — Аристотель считал эту форму 
наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика.

В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой.

«Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

     Неправильный 
строй — строй, при котором 
преследуются частные цели правителей:

     Тирания — монархическая власть, имеющая 
в виду выгоды одного правителя.

     Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных 
граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых 
и благородного происхождения и 
образующих меньшинство.

     Демократия 
— выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал 
предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать 
такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

  •      Отклонение 
    от монархии даёт тиранию,
  •      отклонение 
    от аристократии — олигархию,
  •      отклонение 
    от политии — демократию.
  •      отклонение 
    от демократии — охлократию.

     В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное 
— удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.

     При любом государственном строе 
общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать 
свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать 
за правящими лицами, чтобы они 
не превращали государственную должность 
в источник личного обогащения.

Источник: http://turboreferat.ru/state-theory/patriarhalnaya-teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva-i/38952-205481-page1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector