Плюсы и минусы антимонопольной политики

Антимонопольная политика является правовой формой антимонопольного регулирования отношений на рынке на уровне государства. Законодательство в данной сфере выступает совокупностью нормативных актов, путем реализации которых осуществляется воспроизводство и поддержка честной конкуренции, а также предупреждение, пресечение и ограничение монополистической деятельности.

Основы антимонопольной политики в России

Рыночные отношения на территории России еще пока на стадии своего активного становления. Правительство постоянно сталкивается с большим количеством трудностей, с препятствиями и противоречиями, которые накладывают негативный отпечаток на эффективность антимонопольного законодательства.

На территории РФ работает Министерство по антимонопольной политике — структура антимонопольного регулирования, которая систематически модернизируется и совершенствуется.

В связи с тем, что монополии постоянно проявляют активное стремление к экономической власти, со стороны государства необходимо часто предпринимать пресекающие меры.

Плюсы и минусы антимонопольной политики

За последние несколько лет антимонопольная политика в России кардинально изменилась. Если ранее практиковались вмешательства в деятельность отдельных структур, которые несли определенную угрозу для экономики, сегодня разовые мероприятия трансформировались в стабильную функцию государства.

Методики воздействия на монополию

Несмотря на многообразие вариантов воздействия на монополии со стороны правительства РФ, можно выделить самые эффективные рычаги. Результативные методы антимонопольной политики – это:

  • Высокие налоги, которые позволяют сократить доходность монополий.
  • С целью сдерживания инфляции, а также для формирования искусственного давления на ценовую политику высококонцентрированных отраслей осуществляется ужесточённый контроль над ценами.
  • На монополии устанавливается государственная собственность.
  • Регулирование промышленности проводится на государственном уровне. Это позволяет не только четко отслеживать уровень цен, но и контролировать объемы производства, вход и выход компаний из отраслей, которые регулируются.
  • Антимонопольная политика включает активную антитрестовскую политику.

Россия на пути борьбы с монополиями

Плюсы и минусы антимонопольной политики

Законодательство РФ относительно конкуренции и монополий – это новое явление в экономике государства, в его правовой жизни. Впервые решение о создании законодательства для регулирования деятельности трестов и синдикатов было принято в ХХ веке. В тот период все ограничилось правительственными законопроектными работами. Воспрепятствовала развитию тенденции Первая мировая война. После становления советской власти идея борьбы с монополиями полностью потеряла всякий смысл. За счет комплексной ликвидации частного предпринимательства и принятия планово-командной хозяйственной политики централизованного типа государство приобрело небывалую в истории мощь и силу. По большому счету, оно само превратилось в монополиста, который охватил практически все сферы деятельности: экономику, идеологию и политику.

Первые шаги

После проведения в России экономических реформ, сопутствующих формированию рыночных отношений, а также отказа государства от тоталитарных методик управления хозяйством, монополии вновь стали себя проявлять. Появилась потребность создания специализированого раздела российского законодательства.

Плюсы и минусы антимонопольной политики

Антимонопольная политика в России началась с принятия в 1990 году ряда актов, которые были нацелены на контроль над предпринимательской деятельностью.

В 1995 год был утвержден «Закон о рынках и об ограничении монополистической деятельности», который, несмотря на кардинальные изменения, даже сегодня остается костяком всей отечественной рыночной системы.

Законодательные нормы не только препятствуют возникновению частных монополий, они контролируют объединения, которые формируются за счет манипуляций государственной власти.

Варианты воздействия на монополию

Антимонопольная политика не ограничивается воздействием на монопольные структуры только со стороны законодательства. Как на территории России, так и в других станах мира правительство имеет широкий перечень решений для пресечения деятельности таких структур.

Плюсы и минусы антимонопольной политики

Для государств с рыночным типом экономики, к которым относится и Россия, характерны следующие направления:

  • Активизация рыночных структур, которые имеют высокий уровень конкурентной способности и которые в состоянии оказать глобальное противодействие монополиям. Воплощается определенный перечень мероприятий по либерализации рынков.
  • Комплексное и прямое предотвращение деятельности монополии, подавление ее работы через законодательство путем осуществления активных действий.
  • Жесткий контроль не только над ценовой политикой компании, но и над уровнем ее рентабельности.

Антимонопольная политика – гарант баланса в экономике России

Плюсы и минусы антимонопольной политики

Несмотря на широкое и эффективное применение антимонопольных мероприятий на территории многих стран, они не могут служить схемой и образцом для подражания. Для каждого формата рыночной экономики нужно подбирать индивидуальный план регулирования. Антимонопольная политика государства, несмотря на свой кардинальный характер, никогда не относилась к категории систем отрицающего характера. Она не нацелена на преображении действующей системы экономики. Основные цели антимонопольной политики – это поддерживание баланса между конкуренцией и монополиями на оптимальном для РФ уровне.

Зачем правительству России бороться с монополиями?

В России монополистическая деятельность сопровождается достаточно большим списком трудностей и негативных последствий для экономики страны в целом.

Это не только недостаточные объемы производства, но и завышенные цены, низкая эффективность предприятий. Клиенты компаний-монополистов вынуждены принимать высокую стоимость товаров или услуг.

Без альтернатив остается согласие с низким качеством продукции либо с ее устарелостью.

Плюсы и минусы антимонопольной политики

Нельзя не отметить замедление технического прогресса, отсутствие высокого сервиса и прочих факторов, которые свидетельствуют о пренебрежении потребностями и интересами потребителя.

На фоне огромного букета негативных моментов наиболее существенным остается полная блокировка монополиями механизмов саморегулирования рынка. Монополисты являются в какой-то степени всевластными. Другие участники рыка не могут оказать влияния на сложившуюся ситуацию.

Только сознательная антимонопольная политика РФ и прямое вмешательство в ситуацию правительства могут расставить приоритеты.

Трудности в борьбе с монополиями

В борьбе с компаниями-монополистами и в попытках ограничить злоупотребление руководства имеющейся властью правительство России сталкивается с определенными трудностями. Это связанно с большими размерами предприятий.

Минимальных значений средних долгосрочных издержек удается достигнуть только при больших объемах производства. Малое производство не является эффективным.

Скажем, создать достойную конкуренцию такой компании, как «АвтоВАЗ», даже путем открытия искусственных небольших фирм по всей стране вряд ли получится, так как они будут неконкурентоспособными, в особенности в условиях мирового рынка.

Плюсы и минусы антимонопольной политики

Антимонопольная политика государства, базирующаяся на дроблении гигантов, не просто малоэффективна, но и невозможна. Высокая эффективность становится достаточно большим препятствием.

Если у компании появляются трудности, связанные с санкциями со стороны правительства, то они решаются путем поднятия цен на товары или услуги.

Для экономики государства это означает не только увеличение издержек в других отраслях деятельности, но и резкий рост численности неплатежей, полное закрытие межрегиональных связей.

Что такое монополия в России и какой орган ее контролирует?

Антимонопольная политика государства поддерживается главным органом власти, определенным законодательством. Это Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательской деятельности. Права и возможности органа широки. Статус идентичен таковому аналогичных органов в других странах.

Под категорию монополий попадают компании, которые своей деятельностью осуществляют контроль над 65% товарного рынка.

Предприятие может быть признано монополией, если оно контролирует от 35 до 65% рынка, и если министерству удастся доказать доминирующий статус хозяйственного субъекта после изучения рыночной ситуации.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-antimonopolnaya-politika-v-rossii.html

Антимонопольная политика

Антимонопольная политика – это определенная направленность государственной деятельности к становлению и регулированию оптимальной конкуренции в рыночной системе.

Плюсы и минусы антимонопольной политики
Данная политика имеет направление для поддержания развития товара на рынке, здорового уровня конкуренции, занимается ограничением и пресечением монопольного движения и нездорового уровня конкуренции между участниками рынка, а также занимается защитой потребительских прав и свобод в выборе товаров и услуг.

Выражаясь простыми словами, антимонопольной политикой зовется работа государственного аппарата по наблюдению, анализу, улучшению, контролю и регулированию за деятельностью предприятий и фирм, которые занимаются выпуском той или иной продукции, чтобы те не нарушали правила общей конкуренции и соблюдали установленные нормы и обязанности.

Антимонопольная политика включает в себя конкретные государственные законодательные пункты, структуру налогового обязательства, правила на собственное имущество, сопутствие малому бизнесу и т.д. Она помогает минимизировать деятельность монопольных организаций и в конечном итоге полностью их искоренить для дальнейшего развития эффективной конкуренции между производителями товаров и услуг.

Эта политика принадлежит к правовой части регулирования антимонопольной структуры взаимоотношений на рыночном уровне, которые регулируются государством.

Законодательные органы здесь играют роль сгруппированных нормативных документов, которые реализуют всевозможные пути решения для поддержания и работы хорошей конкуренции, и занимаются разработкой их эффективности и соответствию правовым нормам.

Взаимоотношения на рынке в Российской Федерации находятся сегодня на уровне быстроразвивающейся направленности.

Государственный аппарат ежедневно претерпевает огромное число сложных и конфликтных ситуаций, недопонимания и барьеров, которые негативно сказываются на всех деятельности антимонопольной политики государства.

В стране подобными вопросами занимается Министерство антимонопольной политики – это постоянно самосовершенствующаяся система антимонопольного контроля.

Основываясь на том, что монопольная система очень часто занимается активной деятельность к захвату власти на своем сегменте рынка, государственный аппарат должен своевременно принимать и ужесточать процедуры по пресечению подобных манипуляций.

Плюсы и минусы антимонопольной политики

В последнее время антимонопольная политика Российской Федерации претерпела множество изменений. Еще несколько десятилетий назад на практике применялось встревание в работу компаний некоторых органов, которые могли целенаправленно принести им большой экономический вред, то сейчас эти разовые «встревания» превратились в систематическую работу государственного аппарата.

Методы борьбы с монополией

Плюсы и минусы антимонопольной политики

Хотя на сегодняшний момент существует большое количество методов для влияния на монопольную деятельность со стороны законодательства Российской Федерации, необходимо охарактеризовать одни из самых положительно влияющих методов борьбы. Такими методами являются:

  • высокий уровень налогов, позволяющий уменьшить прибыльность монопольных организаций;
  • удержание уровня инфляции и создание собственного регулирования политики цен на производство товаров и услуг, которое реализуется процессом жесткого ценового контроля;
  • монопольным организациям присваивается статус «собственность государства»;
  • контроль и надзор за производством осуществляется на уровне государства. Эта деятельность дает эффективность в отслеживании стоимости на товары и услуги, а также наблюдать за организациями, которые вышли или вошли в определенную сферу производства;
  • антимонопольная политика занимается эффективной политикой антистресса.

История развития антимонопольной политики

Действующие законы Российской Федерации касательно монопольных организаций и конкуренции в целом представляют собой современное видение в экономической сфере страны, а также в ее правовом отношении.

Первый раз вопрос об организации рычагов для контроля и надзора за работой корпораций и предприятий был поднят в начале ХХ века. В то время вся деятельность ссылалась исключительно на государственные законопроекты, которые выполнялись правительственными органами. Негативную черту сыграла в данном вопросе Первая Мировая война, которая отодвинула экономическую сферу России на шаг назад.

Читайте также:  Угловая квартира: плюсы и минусы выбора, особенности планировки

С начала действия Советского Союза комплекс мер для противостояния монополии перестал иметь смысл.

При помощи искоренения частной предпринимательской деятельности и реализации командно-хозяйственной политики государственный аппарат смог заполучить огромную силу, которую до этого момента не имела ни одна страна.

Советский Союз, по сути, самостоятельно перешел в статус монополиста, охватившего почти все сегменты рынка: экономика, идеалистическая направленность, политическая деятельность, религия, образование и т.д.

Плюсы и минусы антимонопольной политики

С начала становления в России реформ экономической направленности, которые были направлены на создание эффективных отношений на рынке и для непринятия государственным аппаратом тоталитаризма в качестве идеологии управления, монополия стала занимать не последнюю роль в жизни страны. Возникла нуждаемость в создании конкретного раздела в законопроектах России.

Антимонопольная политика в Российской Федерации начала действовать с 1990 года, когда было подписано несколько документов, нацеленных на процесс контролирования и регулирования деятельности предпринимателей. В 1995 году был принят «Закон о рынке и об ограничениях монопольной деятельности».

С момента принятия данный закон несколько раз претерпевал разнообразные изменения, но и в сегодняшние дни он является основой для всей существующей структуры на рынке. Законодательство занимается конкретными действиями, препятствующими монопольной работе, а также занимается ведением контроля группировок, которые могут образовываться в процессе деятельности государственного аппарата.

Антимонопольная политика в РФ

Антимонопольная политика осуществляется не только действиями на монопольные организации при помощи законодательных актов. На территории Российской Федерации, как и во многих других мировых странах, правительственные органы могут использовать большое количество решений для прекращения работы подобных организаций.

Для стран, для которых характерен рыночный вид экономики (как и Российская Федерация), используются способы:

  • активная деятельность подразделов рынка, имеющих большой уровень к конкуренции и способных выстоять в борьбе с монопольным движением;
  • разработанный комплекс для искоренения монопольной работы при помощи организации подавления ее деятельности при помощи законодательных документов путем активной борьбы;
  • серьезный контроль политики цен организации, а также надзор за ее окупаемостью и прибыльностью.

Хотя подобные комплексы и меры имеют широкий и эффективный охват на территории различных государств, они не всегда способны справиться со своей задачей идеально на 100%. На каждый вид экономики рынка необходимо находить собственный личный способ регулирования.

Антимонопольная политика страны, хоть и обладает схемой кардинальной перестройки, но все же никогда не имела природу структуры отрицания. Данная политика не имеет направленности на перемену нынешней экономической системы. Главной целью антимонопольной политики является сохранение равновесия конкуренции и монопольных организаций на должном для России уровне.

Плюсы и минусы антимонопольной политики

В Российской Федерации монопольная работа ведется с большим трудом и постоянным преследованием негативных последствий в экономической сфере государства.

Речь идет не только о неполных размерах производственной деятельности, также и о повышении стоимости на товары и услуги, пониженная прибыльность организаций. Клиент организации, которая находится в монопольной среде, должен терпеть завышенную цену на продукцию.

У подобных товаров нет конкурентов, и низкое качество продукта или его несовершенство не будут служить причиной для отказа при приобретении.

Стоит отметить, медленное развитие технической составляющей, несоответствие уровня сервиса и т.д. – именно эти факторы говорят о том, что производитель-монополист пренебрегает нуждами и заинтересованностью своих покупателей. Несмотря на большой комплекс негативных элементов, самым главным является полный захват монополистическими организациями рыночных структур для саморегулирования.

Организации-монополисты сосредотачивают в своих руках абсолютную власть. Иные участники рыночных отношений не имеют доступа, чтобы ограничить действия этих организаций или же каким-либо образом повлиять на них.

Только благодаря антимонопольной политике российской Федерации, которая начала действовать с последнего десятилетия ХХ века, смогла внести изменения в существующую систему монополии и смогла урегулировать эти вопросы.

Чтобы вести борьбу с подобными компаниями правительственные органы Российской Федерации проходят через многие трудности. Главным фактором является размер монопольной организации – чем она больше, тем сложнее вести за ней контроль. Наименьших параметров при среднем уровне долгосрочных обязательств можно достичь лишь при организации увеличенных показателей при производстве.

Производство в малых количествах не принесет прибыли. Получается, что, например, организовать здоровую конкуренцию предприятию «АвтоВАЗ», пусть даже при помощи маленьких компаний по производству отечественных автомобилей, не будет возможным, поскольку эти организации не смогут удовлетворять уровню конкурентоспособности, и тем более с учетом запросов мирового сообщества.

Источник: https://bankspravka.ru/bankovskiy-slovar/antimonopolnaya-politika.html

Монополия

Современная экономика — это достаточно интересная и широкая область, которая объединяет в себе множество понятий и терминов, законов и факторов. Одно из таких понятий – монополия. Именно о ней и будет идти речь в статье.

Понятие и сущность монополии

Разъяснений термина монополия достаточно много. Если рассматривать этимологию слова «монополия», то оно состоит из двух греческих слов: «mono» — один, и «poleo» — продаю, фактически означая – один продавец.

Определение 1

Если говорить простыми словами, то монополия – это единоличное право обладать чем-либо, или производить что-либо.

Как правило, монополистическое предприятие, это крупная компания, организация или структура, которая является единственным поставщиком продуктов, товаров или услуг.

Монополистическая организация характеризуется жёстким контролем и установлением завышенных цен. Стоит отметить, что помимо понятия «монополия», есть и «абсолютная монополия».

Итак, в чём же отличие двух понятий: монополия и абсолютная монополия? В случае с предприятием монополистом, есть вариант выхода на рынок другого игрока, который будет продавать аналогичный товар, предоставлять такие же услуги. Абсолютная монополия исключает этот факт, так как подразумевает факт того, что предприятие единолично и полностью владеет ресурсами по производству товаров или предоставлению услуг.

Плюсы и минусы антимонопольной политики

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Для более детального понятия отличий, рассмотрим примеры монополии обычной от абсолютной, на территории России. Так, предприятием монополистом можно назвать Почту России.

Это одна крупная организация, которая предоставляет ряд услуг по доставке грузов на всей территории Российской Федерации.

Есть мелкие и несущественные конкуренты, к примеру, те, которые занимаются организацией перевозок в пределах одного региона. Однако существенную конкуренцию это однозначно не вызывает.

Пример 1

Предприятием абсолютным монополистом можно назвать Газпром. Эта компания не просто единолично обладает правом на продажу природного газа. Газпром полностью владеет добычей газа, то есть весь газ на территории России фактически принадлежит этой организации. Конкуренция полностью отсутствует.

Три вида монополии. Разъяснения и суть

Различают три основные виды монополий:

  1. Закрытая монополия.
  2. Естественная монополия.
  3. Открытая монополия.

Закрытая монополия

Подразумевает собой то, что монопольное право компании защищено юридически, а именно законами, к примеру, патентом или авторским правом.

Пример закрытой монополии – операционная система IOS, которая используется на смартфонах Apple, а её права и патенты принадлежат всё той же одноимённой компании.

Естественная монополия

Естественная монополия возникает в результате того, что спрос на определённый товар или услугу удовлетворяет одно предприятие. Товары или услуги, которые производятся в пределах естественной монополии, не могут быть заменены другими.

Как примеры естественной монополии можно отнести услуги по передаче электричества и отопления, телефонную связь, железнодорожные перевозки.

Открытая монополия

В области открытой монополии находятся компании, которые являются единственными производителями или продавцами товара, однако юридически не защищены от конкуренции. Как правило, это компании, которые вышли на рынок с новым товаров или компании которые кардинально отличаются от конкурентов, к примеру – качеством.

Пример 2

Отличным примером предприятия, работающего в открытой монополии, является компания по производству конструкторов LEGO. По качеству аналогов LEGO нет. Однако существуют многие другие компании по изготовлению аналогичных конструкторов. Но благодаря высоким стандартам, качеству и рекламе, говоря о детском конструкторе, мы сразу вспоминаем LEGO.

В таблице приведём причины появления монополий и их характеристики.

Плюсы и минусы антимонопольной политики

Рисунок 1.

Плюсы и минусы монополии в экономике

Если говорить о преимуществах монополии в экономике, то их практически нет. Честно говоря, кроме как для самого монополиста, пользы от монополии практически нет.

Неэффективность монополии обусловлена двумя простыми факторами:

  1. Распределение ресурсов. Все ресурсы (товар, услуги) находятся во владении одной монополистической компании. Тем самым цены устанавливаются не в соотношении спроса на товар, а «самовольно» компанией монополистом. Как пример можно рассмотреть поставку электроэнергии. Спрос есть практически стопроцентный, однако цена устанавливается вне зависимости от желаний потребителей.
  2. Отсутствие конкуренции. В связи с тем, что у компании монополиста нет конкурентов, она менее стимулирована для развития. Мировая экономическая практика показала, что конкурентный рынок более эффективен и добивается более высоких результатов в развитии.
  3. Отсутствие стимулов. Всё то же отсутствие конкуренции, вызывает неэффективность монополистического предприятия, в связи с тем, что нет стимулов и предпосылок сделать товар, услугу или продукт лучше. Действует принцип «один продавец – одно качество».

Замечание 1

В конце стоит отметить, что абсолютной мировой монополии практически нет. Как правило, компании монополисты действуют в пределах одной страны или региона, области или города.

Если общество хочет контролировать монополии, по крайней мере те монополии, которые не были созданы его собственным правительством, оно имеет три варианта. Первый — это антимонопольная политика американского сорта; второй — государственное регулирование ; и третье — общественная собственность и эксплуатация. Как для монополии, ни один из них не является идеальным.

Антимонопольная политика дорога для обеспечения: антитрестовский отдел Департамента юстиции имел бюджет $133$ млн долларов в $2004$ году , и бюджет Федеральной торговой комиссии составил $183$ млн долларов.

Подсудимые (которые также сталкиваются с сотней частных антимонопольных дел каждый год ), вероятно, потратили десять или двадцать раз больше. Кроме того, антимонопольное регулирование медленно двигается.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika_predpriyatiya/monopoliya/

Плюсы и минусы монополии

Валютный рынок

Плюсы и минусы антимонопольной политики

Различные монополистические образования в конце 19 века стали реальной угрозой для функционирования конкуренции, являющейся необходимым атрибутом рынка. Являясь фактически антиподом конкуренции, монополия имеет двоякий смысл:

—       во-первых, монополией называется предприятие, занимающее ведущее положение в какой-либо отрасли (например «Кока-кола», «Дженерал моторс» и т.д.);

—       во-вторых, под монополией понимается занимаемое фирмой на рынке положение, благодаря которому фирма может контролировать рынок.

Читайте также:  Основные плюсы и минусы воздушного транспорта

Хотя суть понятия монополии противоположна конкуренции, но именно монополия является следствием конкуренции, в результате которой мелкие и малоэффективные предприятия вытесняются из рынка, а производство концентрируется на крупных предприятиях.

При этом в качестве монополиста может выступать и небольшое предприятие, в случае, если им поставляется основная масса продукции определенного вида. В то же время крупное предприятие может вовсе и не быть монополистом, если его доля в совокупном объеме предложения небольшая.

Не стоит также забывать, что хотя чаще всего в роли монополиста выступает продавец, но существуют и случаи, когда им становится покупатель или группа покупателей.

Типы монополий

Существуют несколько типов монополий:

— искусственная.

Именно этот тип монополии, когда предприниматели, стараясь избежать конкуренции, заключают различные соглашения о слиянии, разделении рынков сбыта, установлении уровня цен и объемов производства, принято считать классическим.

Многие государства ведут борьбу с проявлениями такой монополии, создавая антимонопольные организации, такие как Федеральная антимонопольная служба (Россия). Одной из форм искусственной монополии является случайная монополия;

— случайная или временная. Такую монополию продавец может получить благодаря временному стечению отношения спроса к предложению или за счет монопольного обладания компанией каким-то научно-техническим достижением.

Обычно получаемые компанией случайные экономические преимущества быстро пропадают из-за за непрерывной конкурентной борьбы.

Если же компания будет сознательно способствовать закреплению превышения спроса над предложением, то случайная монополия может стать искусственной;

— естественная. Такой монополией чаще всего обладают хозяйствующие субъекты и собственники, у которых во владении находятся редкие элементы производства (например, металлы или земельные участки с особыми условиями). Сюда же относятся и компании, защищаемые от конкуренции государством (отвечающие за газо-, электро- и  водоснабжение);

— государственная.

К этому типу монополии относятся исключительные права на производство денег, ядерного вооружения, наркотических средств (определенные лекарственные препараты, например) и другие, которые не передаются частным компаниям.

Отдельно стоит рассматривать монополизм, складывающийся в условиях плановой экономики. Этот тип монополизма зачастую носит тоталитарный характер и характеризуется очень высоким уровнем концентрации производства.

Преимущества и недостатки

  • Отрицательные стороны монополий:
  • — возможность перекладывать издержки компании-производителя на конечного покупателя, не имеющего возможности оказывать влияние на производителя. Это достигается увеличением цен, что снижает жизненный уровень населения;
  • — блокирование научно-технического прогресса из-за отсутствия конкуренции;
  • — экономия монополистом собственных средств за счет снижения качества производимой продукции и услуг;
  • — замена экономического механизма формой административной диктатуры.
  • Но у монополии есть и свои положительные стороны:
  • — укрупнение масштабов производства приводит к снижению издержек и экономии ресурсов;
  • — в случае экономического кризиса монополистические объединения держатся дольше других компаний и раньше них начинают выходить из кризиса. За счет этого сдерживается спад производства и безработица;
  • — часто продукция монополистических фирм отличается высоким качеством, за счет чего они и завоевывают господствующее положение на рынке;

— благодаря монополизации может повышаться эффективность производства. Ведь только крупное предприятие имеет достаточно средств для проведения различных исследований и разработок.

Монополизация – сложное и неоднозначное явление. Объединение компаний может породить не только монополию, часто оно приносит и выгоды. К примеру, крупные объединения заинтересованы в стимулировании потенциальных покупателей больше, чем мелкие индивидуальные производители, которые чаще всего не рассчитывают на эффект, покрывающий затраченные средства и еще приносящий выгоду.

Политика государства должна заключаться в использовании антимонопольного законодательства для предотвращения возможности получения монополиями избыточной рыночной власти.

Источник: https://forex-investor.net/pliusy-i-minusy-monopolii.html

Нужна ли рынку антимонопольная политика

Антимонопольное регулирование может обеспечивать конкуренцию на рынке, а может  использоваться как инструмент рыночных войн, нарушая права собственности и размывая верховенство права. Диспут-клуба АНЦЭА «Нужна ли России антимонопольная политика?». Эксперты: Светлана Авдашева, Вадим Новиков

Антимонопольная политика – зло или благо? Дискуссии по этому поводу ведутся давно (и не только в России), но однозначного ответа так и не получено. Противники антимонопольного регулирования обычно объясняют свою позицию пагубными последствиями вмешательства человеческого фактора в работу рынка, отсутствием четкого понимания сложного понятия конкуренции, риском возникновения коррупции и т.п.

В качестве аргументов в пользу своей позиции они приводят громкие антимонопольные дела, по факту оказавшиеся орудием борьбы в рыночных войнах и, что самое главное, низкую эффективность проводимой в настоящее время антимонопольной политики. Несмотря на регулирование рынка, конкуренция не укрепляется, а только ослабевает с каждым годом.

Так, в опубликованном недавно докладе группы экспертов, представляющих Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Высшую школу экономики и ФАС России, под руководством Андрея Шаститко, отмечается, что ослабление конкуренции стоит России не менее 2,5% ВВП или 1,3 трлн рублей в год.

Сторонники антимонопольного регулирования признают низкую эффективность работы антимонопольных органов, но не считают, что это должно оказаться причиной отмены антимонопольной политики в целом. Они утверждают, что рынок сам по себе не может ликвидировать все препятствия для конкуренции.

И конкуренция очень плохо работает в экономике с высокими барьерами входа на рынок, с перекосами спроса и предложения, и руководителями, часть которых искренне не понимает пользы от конкуренции для общества (а часть – хорошо понимает выгоду от ограничения конкуренции для собственного кармана).

Своими аргументами «за» и «против» антимонопольной политики на заседании диспут-клуба АНЦЭА поделились авторитетные сторонники и противники антимонопольного регулирования: зам.

директора Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Светлана Авдашева и старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Вадим Новиков.

Светлана Авдашева: Отсутствие конкуренции дорого стоит

Ответ на вопрос «зачем нужна антимонопольная политика» очень прост – чтобы по возможности сохранить в экономике выигрыши от конкуренции. Это более низкие, чем в условиях монополии цены (даже при неизменных издержках).

Это более низкие издержки – в силу того, что конкуренция создает стимулы прилагать усилия по экономии затрат. Это более высокие стимулы к инновациям.

Вдобавок – это еще и более справедливое распределение доходов в экономике: больше денег достается более производительным, а не создающим препятствия на пути конкуренции.

Важно также особо отметить и тот факт, что ограничение конкуренции неразрывно связано с рентоориентированным поведением: чиновник помогает ограничивать конкуренцию и получает за это денежную компенсацию (монополист с ним делится). Выходит, выгодно не работать самим, но мешать работать другим. Цена общих потерь – не менее 2,5% ВВП или 1,3 трлн рублей в год.

  • Чтобы понимать, о чем конкретно идет речь, достаточно привести два наглядных примера.
  • Два года назад пивоваренная компания «Балтика» была уличена антимонопольщиками в сговоре с «дочкой» лидера рынка алюминиевой тары «Рексам Беверидж Кэн».
  • Как выяснила ФАС, компании заключили соглашение, по которому «Рексам» не могла продавать свои литровые банки любому другому производителю пива в России, Белоруссии и на Украине.

Каковы последствия такого соглашения, понять не сложно. Это удорожание пива «Балтика», поскольку у желающих приобрести пиво в литровой банке выбора не было. Даже если рост стоимости цены составил на первый взгляд безобидный 1% (стандарт отклонения цены по правилам Минюста США), покупатели в общей сложности потеряли 623 млрд рублей.

Противоположный пример – отмена 5% пошлины на импортный цемент в 2008 году, которая привела к серьезному усилению конкуренции на рынке. Из-за роста импорта на 20% выигрыш потребителей составил 50 млрд рублей.

Важно понимать, что политика снятия ограничений на конкуренцию должна проводиться сверху. Действующие участники рынка в конкуренции не заинтересованы.

Покупатели заинтересованы, но они редко информированы об ограничении конкуренции, и еще реже – выступают консолидированной группой, способной предотвратить или наказать сговор между продавцами или создание препятствий входу на рынок.

В этом контексте централизованная антимонопольная политика – способ нейтрализации проблемы коллективных действий.

Некоторые экономисты считают, что при проведении антимонопольной политики можно обойтись без антимонопольных органов. Это не так. Предлагаемые альтернативы не достаточны для регулирования. Так, например, снижение барьеров входа на рынок – менее результативная борьба со сговором и ценой. Саморегулируемые организации не гарантируют усиления конкуренции на рынке.

Ежегодный объем государственных закупок в России составляет около 5 трлн рублей. Международный опыт картелей дает основания предположить, что участники соглашения в среднем повышают цену на 20%.

Долю закупок, страдающих от повышенных в результате соглашения цен, мы не знаем и достоверно узнать не можем. Примем вероятность соглашения между участниками закупок на уровне 10% – просто для примера.

Если угроза антимонопольных санкций дала бы возможность снизить вероятность сговора о ценах хотя бы до 8%, это создавало бы годовую экономию расходов государственного бюджета на скромную сумму 20 млрд рублей.

Размер эффекта на порядок превосходит сегодняшний годовой бюджет Федеральной антимонопольной службы. То есть если бы вся деятельность ФАС России была сосредоточена только на выявлении и наказании сговора в закупках – имело бы смысл продолжать его финансировать.

Вадим Новиков: Антитраст размывает верховенство права

Как показывает практика, применение антимонопольного законодательства не оказывает статистически значимого влияния на конкуренцию и цены на рынке, при этом зачастую оказывает вредное воздействие на бизнес, препятствует его развитию.

Дело в том, что до сих пор не существует полезного для антимонопольных целей понимания конкуренции. Ограниченная в одном месте, она увеличивается в другом. Не существует оптимального сочетания форм конкуренции. При этом тем, кто уважает антимонопольные законы, лучше не знать, как они применяются на практике.

В качестве примера можно взять борьбу с картелями. Так, пару лет назад на ряд крупных российских ритейлеров было заведено так называемое «гречневое дело». Их обвиняли в сговоре из-за одномоментного повышения цены на гречку в примерно одном и том же размере. Так, было установлено, что во всех магазинах Казани была установлена одинаковая в процентах наценка.

Однако сходство это, как можно быстро понять, поверхностное. Сразу возникает два вопроса: не связан ли рост розничных цен в одном городе с аналогичным ростом цен поставщиков – сельхозпроизводителей, и почему, собственно, речь идет только о гречке, а не о других товарах, которые также имеют схожую стоимость и наценку.

Читайте также:  Хна для волос: плюсы и минусы использования, противопоказания

Другие разоблачения картельных сговоров строятся примерно по той же схеме. Компании обвиняются из-за предоставления скидок потребителю, товарных кредитов, предоставления вознаграждения в процентах от оборота и пр.

Тут также стоит задаться вопросом: кого это регулирование касается, потому что, может быть, речь идёт о немногих олигархах? На самом деле, это касается намного более широкого круга людей.

Для того чтобы понять, кого это касается в наибольшей степени, достаточно зайти на сайт Федеральной антимонопольной службы. Крупные олигархические компании составляют порядка 1% от всего списка нарушителей антимонопольного законодательства.

Где-то половину списка составляют разные субъекты естественных монополий, и оставшуюся половину – большое количество некрупных предприятий, про которые никто никогда не подумает, что это монополисты.

В основном речь идёт о предприятиях, занятых в пищевой промышленности: это могут быть небольшие хлебокомбинаты, молочные комбинаты, колбасные комбинаты, то есть речь идёт о рынках, где с любой разумной точки зрения и уж точно с точки зрения большинства экономистов о монополии речь не может даже идти.

Как показывает практика, половина судебных дел по нарушению антимонопольного законодательства ошибочна. То есть, по сути, это лотерея, которая оборачивается огромными штрафами и искалеченными судьбами невинных людей.

Действующий уголовный кодекс предусматривает наказание за нарушение антимонопольного законодательства на срок до 7 лет.

Учитывая нынешнее состояние СИЗО, правоохранительной системы в целом, нужно понимать, что во многих случаях речь идёт не просто о семи годах, а ставки намного больше – это здоровье, а иногда жизнь.

  1. При этом стоит отметить, что даже самые злостные монополисты не грабят нас и не отнимают наши деньги, а скорее разрушают наши ожидания.
  2. Из всего вышесказанного следует, что антитраст этически сомнителен, не приносит пользы, нарушает права собственности и размывает верховенство права, то есть те базовые институты, которых нам не хватает больше всего.
  3. Наличие же институтов сводит на нет потребность в антимонопольном регулировании.
  4. См. также:
  5. Вне конкуренции

Поиски конкуренции в неконкурентной среде

20 ноября, 2012 г.

Подпишись на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/1441158.html

Плюсы и минусы естественной монополии

Плюсы:

  • возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции;
  • возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне;
  • возможность использования достижений научно-технического прогресса;
  • возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;
  • возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации;
  • внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.

Минусы:

  • возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя;
  • возможность блокировать технический прогресс;
  • возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг;
  • возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.

Видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Не возможно однозначно определить, что перевешивает — плюсы или минусы. Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности, зависимости от естественных монополистов.

Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает. Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом — регулированием естественной монополии.

Способы регулирования естественной монополии

Прямое государственное регулирование (возможности и границы)

Чаще всего механизм и границы такого регулирования определяются национальными законодательными актами. В частности, в Российской Федерации действует уже упоминавшийся Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года, который определяет и отрасли, относящиеся к естественной монополии, и способы прямого ее государственного регулирования.

Считается, что прямое государственное регулирование посредством определения тарифов или решающего влияния на них естественных монополистов достаточно простой и понятный способ, позволяющий снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В частности, в российском законодательстве данному способу уделяется первостепенное внимание.

При реализации данного подхода возникают сразу же несколько проблем: 1) необходимость создания органа государственного контроля за деятельностью естественного монополиста или придания таковых функций уже действующей антимонополистической структуре, 2) сложность точного определения реальных издержек производителя услуг — естественной монополии.

Торги за франшизу (возможность использования и эффективность в различных условиях)

Другой способ регулирования естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации. Это торги за франшизу (право на ведение такой деятельности).

Торги за франшизу позволили в США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, причем лучшим способом по сравнению с другими способами их регулирования.

Это относится к дерегулированию грузовых автоперевозок, к организации работы местных авиалиний, почтовой службы, к работе кабельных телевизионных сетей, в ряде случаев — к работе коммунальных служб, к проблеме дерегулирования железных дорог.

Ценовая дискриминация

Возможность использования ценовых дискриминаций имеется как у естественной монополии для увеличения чистого дохода, так и у регулирующих субъектов для снижения общего негативного эффекта от деятельности данного предприятия естественного монополиста. Что такое ценовые дискриминации? Экономическая теория дает на этот вопрос следующий ответ — практика установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами.

Предпосылки возникновения ценовых дискриминаций следует искать в противоречиях рыночного механизма. С одной стороны, рынок — великий усреднитель. За спиной производителей, после процесса производства, он определяет продажную цену товара.

С другой стороны, каждый экономический субъект (в нашем случае — потребитель) уникален (различны потребности, оценки полезностей, доходы и прочее). Таким образом, при единой рыночной цене всегда есть покупатели, которые готовы заплатить за данный товар больше, чем установившаяся рыночная цена.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и обособленность определенных рынков (институциональную, географическую и др.). Это также создает возможность использования различных цен на данных рынках при продаже одного и того же товара.

Естественные монополии достаточно часто прибегают к практике ценовых дискриминаций для максимизации своего чистого дохода. Для этого они сегментируют рынок.

Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и, соответственно, пониженных тарифов — для граждан.

Однако этот же механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и обществом, которое стремится облегчить бремя, связанное с монополией. Оно может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.).

Например, широко применяемая практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами. Здесь важным является источник покрытия этих льгот. Очень часто в России он или не определяется, или без соответствующих расчетов, безосновательно, перекладывается на производителя.

Самый распространенный пример — льготы за коммунальные услуги. Количество льготников уже сопоставимо с количеством людей, льгот не имеющих. Это не способствует ни стабилизации социальной обстановки, ни нормальному воспроизводству капитала предприятия естественного монополиста.

Практика использования ценовой дискриминации может быть применена обществом не только в случае прямого государственного регулирования естественной монополии, но и в случае торгов за франшизу.

Таким образом, ценовая дискриминация становится «обоюдоострым орудием», которое с успехом может быть использовано и естественной монополией, и обществом для достижения своих целей.

В результате возникает определенный «баланс интересов» и острота проблемы со стороны естественной монополии смягчается (сглаживается, снимается).

Характеристика рыночной структуры “Монополия”: Естественная монополия. Кратко!

Противоположная модель рынку совершен. Конкуренции.

  • 1) На рынке присутствует один продавец, который осуществляет 100% продажу некоторого блага, не имеющего близких заменителей.
  • 2) Товарная продукция на рынке, как правило, уникальна.
  • 3) Практически непреодолимые барьеры для других фирм по входу на данный рынок.
  • 4) Существует ряд ограничений по доступу к рыночной информации.

5) Ценовая дискриминация- это возможн-ть продавать один и тот же товар по разн. Ценам разным потребителям с целью увелич. Валовой прибыли.

6) Произ-ль имеет полное воздейств-е на рыночн. цену.

Существуют три типа монополий: закрытая, естественная, открытая.

Закрытая монополия. Она защищает от конкуренции с помощью юрид. ограничений (документов).

Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, а также фирмы, оказывающие энергетические коммуникации и коммунальные услуги, воен.пром-ть.

Открытая монополия – фирма, которая в течение определенного времени является единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В этой ситуации часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

8. Характеристика рынка монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция – тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определённый контроль над продажной ценой товара (или услуги).

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур.

Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции.

Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

Примерами монополистических конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи и тому подобные отрасли.

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров.

Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.



Источник: https://infopedia.su/19x5d63.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector