Плюсы и минусы классовой теории происхождения государства

В статье поговорим о материалистической теории происхождения государства. Это довольно интересная тема, которая будет рассмотрена нами со всех точек зрения. Мы поговорим о преимуществах и недостатках этой теории, а также рассмотрим её основные положения. Если вас интересуют вопросы происхождения государства и права, читайте статью ниже.

Немного о теме

Материалистическая теория происхождения государства связывает появление такой структуры с тем, что в обществе появилась частная собственность. Именно из-за этого произошел раскол на классы, что в итоги породило классовые противоречия, которые лежат в основе множества революций.

Специалисты считают, что материалистическая теория происхождения государства отличается большей ясностью своих исходных положений и четкости их формулировки, логической последовательностью. Но при этом надо отметить, что данная теория является огромным достижением всей теоретической мысли.

Плюсы и минусы классовой теории происхождения государства

Базовые положения

Основные положения этой теории происхождения государства наиболее полно изложены в труде Фридриха Энгельса под названием «Происхождение семьи, частной собственности, государства». Также хорошую исходную базу можно получить, читая труд Владимира Ленина под названием «Государства и революция».

Согласно твердым убеждением Фридриха Энгельса, государство не может существовать постоянно. Отметим, что действительно в истории были общества, которые могли обходиться без такого аппарата власти.

Однако на определённой ступени своего развития, который сопровождался экономическим ростом и неизменным расколом общества на слои, государство стало некой необходимостью для свершения такого раскола.

При этом противостояние классов необходимо всегда регулировать, чтобы не произошел глобальный конфликт, который приведет к массовым разрушениям. Именно для этого и нужна сила, которая будет стоять выше и контролировать всё происходящее.

Другими словами, необходимо государство, которое будет определять силу противостоящих сил и сдерживать их в определенных границах. При этом такая сила должна выйти из самого общества, но суметь поставить себя выше него.

Только тогда, благодаря отчуждению, можно будет построить государственную власть.

Плюсы и минусы классовой теории происхождения государства

Отличия

Какие же отличия между государствами и родоплеменной организацией выделяет Ф. Энгельс в своем труде «Происхождение семьи частной собственности и государства»? Автор говорит о том, что различие состоит его дележке подданных по территориальному признаку.

Как мы знаем, основа существования родовых общин базировалась на связи членов рода с определённой территорией, на которой люди вели хозяйство и жили годами. Мы понимаем, что время шло и мир развивался.

Из-за того, что увеличивалась мобильность населения и из-за движущих экономических причин родовому обществу больше не было места в мире, так как оно не могла выполнять свои функции. Появилось общество, состоящее из граждан, которые уже могли принимать участие в выборе верховной власти.

Люди получили общественные права и обязанности, которые не относились к родам или же племени, как было ранее.

Власть как принуждение

Следующая отличительная черта, согласно материалистической теории происхождения государства, заключается в том, что государство – это, по сути, публичная власть, которая не всегда может совпадать с мнением населения. При этом цель такой власти состоит том, что она будет держать людей в повиновении.

В современном мире публичная власть существует абсолютно в каждом государстве. Она состоит не только из армии, как основной принудительной силы, но и из различных учреждений, которые при надобности могут оказывать влияние и давление на граждан посредством различных ограничений.

Понятное дело, что подобные рычаги влияния были недоступны в родовом обществе.

Плюсы и минусы классовой теории происхождения государства

Управление

Основные положения теории мы разобрали, теперь уделим внимание публичной власти как особому явлению. Это сила усиливается в том случае, если классовые конфликты обостряются. Благодаря этому на международной арене государства становятся более контактными и населенными.

Чтобы вся эта система работала, необходима финансовая поддержка, которую можно получить от граждан. Для этих целей и были придуманы налоги.

Но цивилизация развивалась и в какой-то момент этих взносов стало недостаточно, поэтому в современном мире государство может делать займы или же иметь государственные долги.

Люди, которые имели достаточно власти, конечно же, имели право взыскивать налоги. Таким образом, даже обычные чиновники являются органами государства и становятся над обществом, защищают его авторитет и законы. Это замкнутый круг, потому что чиновники будут всегда защищать закон, так как он обеспечивает их неприкосновенность.

Кто руководит?

Однако кому же достанется власть согласно материалистической теории происхождения государства? Кратко ответить здесь можно и нужно.

Власть достанется самому могущественному классу, который при этом обязательно имеет экономическое превосходство.

Таким образом, политический класс формируется из самых богатых граждан, таким образом укрепляя свои позиции и приобретая новые средства для того, чтобы подавлять и эксплуатировать низшие классы.

Плюсы и минусы классовой теории происхождения государства

Параллели с историей

Отметим, что в античном обществе власть была представлена рабовладельческим строем.

То есть, все его основные рычаги давления были направлены на подавление рабов, как самого низшего, но очень полезного класса людей для богатых.

Феодальное общество было государством власти, которое ставило перед собой тоже одну очень важную похожую цель, а именно — подавление крепостных и зависимых крестьян.

Но что же происходит сейчас? Государство нового времени представляет собой не что иное, как усовершенствованное и очень продуманное орудие для эксплуатации наемных работников при помощи капитала.

Исключения

При этом отметим, что критика теории основывается не только на теоретических доводах, но и на некоторых примерах из истории, которые являются исключением из общих правил. Так, истории известны случаи, которые нарушали всю эту систему. Были периоды, когда между противостоящими классами устанавливалось некое равновесие.

Благодаря этому, государственная власть на некоторое время начинала отдаляться от обоих классов и действовать более самостоятельно, независимо от их интересов.

Таким примером была абсолютная монархия в XVII-XVIII веках, благодаря которой было достигнуто некое равновесие между буржуазией и дворянством, хотя полностью конфликт исчерпан, конечно же, не был.

Плюсы и минусы классовой теории происхождения государства

Категории людей

Но были и более негативные примеры. Даже сам автор материалистической теории происхождения государства рассказывает о случае, когда известные государства предоставляли людям права касательно выборов, исходя из их имущественного положения. Таким образом, мы понимаем, что главная цель государственной системы заключается в том, чтобы защищать богатых от неимущих.

Например, в Риме и в Афинах людей делили на имущественные категории, из которых исходили определенные права и ограничения. Во времена средневекового феодального общества возможности политического влияния напрямую соотносились с размерами земельных участков.

А что касается нового времени, то этот принцип выражается в избирательном цензе при выборе кандидатов в высшие государственные органы.

Демократия

Для современной демократии не существует никаких ограничений. Однако всё равно люди с деньгами пользуются своей властью косвенно. С одной стороны, они могут просто подкупать высокопоставленных лиц, а с другой стороны — заключать довольно хитрые союзы между крупными предприятиями и правительственными органами, таким образом вынуждая последних действовать по их интересам.

Современные представители материалистической теории происхождения государства говорят, что в начале прошлого века общество наконец-то начало приближаться к тому уровню, когда существование конфликтных классов уже не является необходимостью, а становится настоящей помехой для развития.

Это ведет к тому, что последует социальная революция, которая уничтожит государство как аппарат управления.

Плюсы и минусы материалистической теории происхождения государства

Рассмотрим положительные и негативные стороны данной теории. Перед этим напомним, что основной постулат заключается в том, что государственный аппарат возник благодаря экономическим причинам. То есть появилось разделение труда, частная собственность, что привело к расколу общества на противоборствующие слои, которые мотивированы разными экономическими интересами.

Достоинства материалистической теории происхождения государства заключаются в том, что материальная сторона жизни и всего общества занимает очень важное место.

На возникновение самого аппарата управления влияют такие факторы, как ведение хозяйства, форма трудовой деятельности и собственности.

Благодаря переходу к производящей экономике дифференциация людей происходит по существенному признаку, а не по размеру кошелька. При этом в такой модели государства очень четко раскрываются его истинные признаки.

Минусы теории заключаются в том, что влиять на функционирование государственного аппарата может не только экономика, но и различные политические и социальные интересы других граждан или государств.

Также в таком случае роль управленческого аппарата сильно недооценивается, что, естественно, влияет на его работу.

И последний минус заключается в том, что даже по этой модели все государства всё равно развиваются по-разному.

Плюсы и минусы классовой теории происхождения государства

Критика

Критики В. Корельский и С. Алексеев считают, что нельзя считать экономические причины двигательной силой возникновения государственного аппарата.

Свои умозаключения они подтверждают тем, что истории известны случаи, когда такие аппараты управления возникали и формировались в доклассовом обществе.

В подтверждение своих взглядов исследователи приводят различные факторы, когда на образование государства оказывали влияние совершенно разные, а иногда противоположные причины.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что причины возникновения государства могут быть разные. На данный момент такой аппарат управления есть, действует и пока не планирует исчезать. При этом ответственность за эффективность работы этого аппарата лежит не только на выбираемых кандидатах, но и на обычных людях, которые делают тот или иной выбор.

Плюсы и минусы классовой теории происхождения государства

Чтобы подбирать кандидатов, необходимо иметь хотя бы минимальное понимание всей этой системы и разбираться в возможностях политических претендентов, а также стратегиях, которые могут использоваться для создания благоприятного образа.

Источник: https://www.syl.ru/article/358238/materialisticheskaya-teoriya-proishojdeniya-gosudarstva-avtor-osnovnyie-polojeniya-kritika

Плюсы и минусы классовой теории происхождения государства

Плюсы и минусы классовой теории происхождения государства

На протяжении многих столетий людей интересовал вопрос: как образовалось государство? По сей день существует множество теорий. Кто-то ссылается на Бога, кто-то на общественный договор, кто-то на насилие и так перечислять можно довольно долго.

Классовая теория государства имеет множество других названий: марксистская, экономическая или историко–материалистическая концепция.

Когда речь заходит про эту теорию, то сразу вспоминаются такие великие имена, как Маркс и Энегльс. Они являются основоположниками теории. Но без трудов Моргана, которые философы и социологи анализировали, вряд ли бы получилось создать саму теорию.

Смысл заключается в том, что рассматривается один из различных вариантов возникновения государства, как естественное развитие общества.

Подразумевается, что это развитие происходит со времен первобытного общества. Ключевым фактором здесь выступает экономика. Человек и в целом общество развивались, уделяя особое внимание именно своим потребностям.

Только благодаря материальным потребностям людей смогло возникнуть государство.

Плюсы и минусы классовой теории происхождения государства

2 подхода теории

Марксистская теория включает в себя два различных подхода.

Первый подход отдавал самую важную главенствующую роль классам и их образованиям. Внимание уделялось взаимоотношениям между ними, а особенно борьбе. Вывод напрашивался сам: государство образовывается, чтобы одна власть главенствовала над другой. Государство выступает в роли орудия.

Во втором подходе утверждался тот факт, что на протяжении времени происходит развитие общества, отталкивающее от экономического.

В сфере экономики что-то производят, нужно распределять продукты и изделия, что приводит к тому, что общество само по себе усложняется. Человеку нужно привыкнуть к новым порядкам и вскоре он приходит к решению объединять людей в процессе общего дела.

Но тут необходим совершенный лидер – тот, кто будет управлять массами. В итоге все это ведет к возникновению государства.

Плюсы классовой теории происхождения государства

  • В теории особенное внимание уделяется той мысли, что материальные блага сыграли важную роль для общества. Именно из-за них изменилась трудовая деятельность, начали иначе вестись хозяйства и по-другому относиться к формам собственности. Все это плавно переросло в появление государства. Материальные блага до сих пор играют главную роль – у кого в руках деньги, то и власть тоже.
  • Ярко продемонстрирована взаимосвязь права и экономики, в полной мере раскрываются признаки государства.
  • Право воспринимается не как лидирующий фактор в этой теории. Скорее, его можно отнести лишь к тому, что через право главенствующие классы могут выражать свою власть. Право здесь выступает всего лишь надстройкой и помогает осуществлять власть, но не более того.
  • Государство появится тогда, когда частная собственность будет подвержена угрозам и нуждаться в защите. Таким способом все ведет к образованию такого аппарата, который способен урегулировать отношения между владельцами этой частной собственности.
  • Мудро подчеркивается тот момент, что равенство между людьми исчезает, когда они перестают брать от природы все в готовом виде. Человек сам начинает заниматься производством и из этого берет свое начало производящая форма труда. Таким образом, происходит различение и деление людей по имущественному признаку.
Читайте также:  Стоит ли покупать kia ceed — плюсы и минусы автомобиля

Минусы классовой теории происхождения государства

  • Нельзя не уделить внимание тому факту, что экономический фактор сыграл важную роль в образовании государства, но и не он единственный. Социологи в своих трудах не уделяют внимания другим факторам, поглощенные лишь экономикой. Не стоит забывать про религиозный или психологический фактор – все это имеет место быть.
  • Неточностью считается видовая борьба. Такое явление можно встретить и среди животных, но у них никогда не было, и нет государства. Они не в состоянии образовать его.
  • Также социологи утверждают, что государство образовалось для подавления одной власти другой. Подразумевается и то, что власть в лице государства видит только интересы и убеждения главенствующего класса, более богатого. Но на самом деле государство взаимодействовало и помогало всем классам. На первом месте выступала помощь и охрана тех, кто проживает на территории этого государства.
  • По Марксу и Энгельсу борьба является ничем иным, как, как спутником общества, без которого никак нельзя прожить. Именно тем обществом, которое осваивает производство. В это же время подразумевается, что противоречий и возмущений, перерастающие в бунты внутри племен никак нет. Не стоит забывать и про внешние угрозы, которые включают в себя другие племена. Они могут пойти войной на другое племя. Благодаря этому племена сплачивались в союзы племен, помогали друг другу и постепенно перешли в создание государства. Но это ли не противоречит тому, что утверждали социологи?
  • Согласно теории государство образовалось благодаря возникновению экономики. Но разве нельзя допускать обратного? Ведь само государство вносит изменения в экономические взаимоотношения, регулирует их. Именно государство создало деньги и дало гарантию, что их можно обменить на товар в любой части земного шара. К тому же строительство дорог и создание рынков сбыта, налаживание дипломатией связей с другими странами – все это заслуга государства.

Многие сторонники классовой теории происхождения государства считают, что к концу 19 века общество стало видоизменяться. Постепенно все идет к тому, что разделение на классы уже не имеет смысла, но своим существованием становится весомой проблемой для производственной силы. В итоге такой проблемы любые классы исчезнут при помощи социальной революции. Вместе с ними забудется и государство.

В самой теории есть множество неточностей, но в это же время она представляет ответы на многие вопросы. Некоторые моменты объясняются лишь одностороннее, но все равно, классовая теория имеет место быть.

Источник: https://plusiminusi.ru/plyusy-i-minusy-klassovoj-teorii-proisxozhdeniya-gosudarstva/

Классовая теория возникновения государства

Классовая
теория возникновения государства.

Возникновение
классовой (экономической, марксистской)
теории

обычно связывают с именами К. Маркса и
Ф. Энгельса, нередко забывая их
предшественников, таких, как Л. Морган.
Иногда можно встретить её другое название
— Историко-материалистическая концепция.

Смысл этой теории в том, что государство
возникает как результат естественного
развития первобытного общества, развития,
прежде всего экономического, которое только обеспечивает материальные
условия возникновения государства и
права, но и определяет социальные
изменения общества, которые представляют
собой важные причины и условия
возникновения государства и права.

Историко-материалистическая
концепция включает два подхода.

Один
из них, господствовавший в советской
науке, решающую роль отводил возникновению
классов, антагонистическим противоречиям
между ними, непримиримости классовой
борьбы: государство возникает как
продукт непримиримости, как орудие
подавления господствующим классом
других классов.

Второй подход исходит
из того, что в результате экономического
развития усложняются само общество,
его производительная и распределительная
сферы, его «общие дела». Это требует
совершенство управления, что и приводит
к возникновению государства.

  • Согласно
    данной теории государство возникло на
    классово-экономической основе:
  • -произошло
    разделение труда (земледелие, скотоводство,
    ремесло и торговля);
  • -возник
    прибавочный продукт;

  • результате присвоения чужого труда
    общество расслоилось на классы —
    эксплуатируемых и эксплуататоров;
  • -появились
    частная собственность и публичная
    власть.

  • для поддержания господства эксплуататоров
    был создан специальный аппарат принуждения
    — государство.

Теория
имеет рациональное зерно — экономический
анализ, признание наличия в обществе
групп с противоположными (или различи
интересами — классов и др). Не только
классово-экономические факторы повлияли
на возникновение государства (например:
национальные, военные, психологические
и т.д). И вряд ли правильно рассматривать
государство только как аппарат господства
одних классов над другими.

По
Энгельсу
,
государство существует не извечно. Были
общества, которые обходились без
государства и государственной власти.
На определенной ступени экономического
развития, которая с необходимостью была
связана с расколом общества на классы,
государство стало в силу этого раскола
необходимостью.

Когда в обществе
появляются классы с противоречивыми
экономическими интересами, начинается
противостояние между ними. Для того,
чтобы это противостояние не привело к
коллапсу общества, необходима стоящая
над обществом сила, которая бы умеряла
столкновение, держала его в границах
«порядка».

Эта сила, произошедшая из
общества, но ставящая себя над ним и все
более и более отчуждающая себя от него,
и есть государство.

По
Ленину
акцент
делается на антагонизме классов и на
классовой природе государства. Государство
— продукт и проявление непримиримости
классовых противоречий. Государство
возникает там, тогда и постольку, где,
когда и поскольку классовые противоречия
объективно не могут быть примирены… И
наоборот: существование государства
доказывает, что классовые противоречия
непримиримы».

Государство
отличается от родоплеменной организации
разделением подданных по территориальным
делениям.

Поскольку основой существования
родовых объединений была связь членов
рода с определенной территорией, то с
увеличением мобильности населения,
вызванной экономическими причинами,
родовое общество перестало выполнять
свою функцию.

Гражданам предоставили
возможность осуществлять свои общественные
права и обязанности там, где они
поселялись, безотносительно к роду и
племени.

Второй
отличительной чертой государства

является учреждение публичной власти,
которая не совпадает непосредственно
с населением и призвана держать в
повиновении всех граждан. Эта публичная
власть существует в каждом государстве
и состоит не только из вооруженных
людей, но и из принудительных учреждений
разного рода, которые не были известны
родовому обществу.

Публичная
власть

усиливается по мере того, как обостряются
классовые противоречия внутри государства,
и по мере того, как соприкасающиеся
между собой государства становятся
больше и населённее. Для содержания
этой публичной власти необходимы взносы
граждан — налоги. С развитием цивилизации
становится недостаточно и налогов:
государство делает займы, государственные
долги.

  1. Обладая
    публичной властью и правом взыскания
    налогов, чиновники становятся, как
    органы общества, над обществом, что
    обеспечивается авторитетом законов,
    дающих им неприкосновенность.
  2. Поскольку
    государство возникло из потребности
    держать в узде противоположность
    классов, то оно по общему правилу является
    государством самого могущественного,
    экономически господствующего класса,
    который при помощи государства становится
    также политически господствующим
    классом и приобретает таким образом
    новые средства для подавления и
    эксплуатации угнетенного класса.
  3. Так,
    античное государство было, прежде всего,
    государством рабовладельцев для
    подавления рабов, феодальное государство
    — органом дворянства для подавления
    крепостных и зависимых крестьян, а
    представительное государство эпохи
    Нового времени есть орудие эксплуатации
    наемного труда капиталом.

В
виде исключения встречаются также
периоды, когда борющиеся классы достигают
такого равновесия сил, что государственная
власть на время получает известную
самостоятельность по отношению к обоим
классам. Такова, например, абсолютная
монархия XVII и XVIII веков, которая держит
в равновесии дворянство и буржуазию
друг против друга.

Кроме
того, в большинстве известных в истории
государств, предоставляемые гражданам
права соразмеряются с их имущественным
положением, и этим прямо заявляется,
что государство — это организация
имущего класса для защиты его от
неимущего.

В Афинах и Риме это определялось
делением граждан на имущественные
категории, в средневековом феодальном
государстве степень политического
влияния определялась размерами
землевладения.

В эпоху Нового времени
это находило выражение в избирательном
цензе при выборах в высшие государственные
органы.

Высшая
форма государства, демократическая
республика официально ничего не знает
о различиях по богатству. При ней
богатство пользуется своей властью
косвенно, с одной стороны, в форме прямого
подкупа чиновников, с другой стороны,
в форме союза между правительством и
крупным акционерным капиталом.

Плюсы
данной
концепции заключаются в том, что она
основывается на социально-экономическом
факторе общества,

Минусы
в недооценке национальных, религиозных,
психологических, военно-политических,
и иных причин, влияющих на процесс
происхождения государственности

По
мнению сторонников данной теории, в
середине—конце XIX века общество стало
приближаться к такой ступени развития
производства, на которой существование
противоборствующих классов перестало
быть необходимостью и становится помехой
развитию производительных сил
(производительные силы вступают в
противоречие с производственными
отношениями). Результатом этого является
неизбежное исчезновение классов
посредством социальной революции, а
вместе с ним и неизбежное исчезновение
государства.

Источник: https://studfile.net/preview/3859028/

Классовая теория происхождения права

Выдающимися мыслителями XIX века и основателями данной теории были К. Маркс и Ф. Энгельс.

Маркс и Энгельс отмечали, что история человеческого общества была всегда историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный находились в резком противостоянии друг другу. Политическая власть является организованным использованием силы одним классом для подавления и подчинения другого класса.

Господствующий класс видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создаёт необходимые для достижения своей цели законы.

Таким образом, право является возведённой в закон волей господствующего класса, его орудием, применяемым для подавления класса угнетенного.

Но само право, так же, как, впрочем, и другие формы общественного сознания (например, мораль), полностью обусловлено экономическими условиями жизни общества и должно соответствовать экономической структуре общества. Марксизмом утверждается, что экономика всегда остаётся первичным и определяющим моментом для политической и юридической надстройки. Это — всеобщий закон. Конкретные его воплощения от эпохи к эпохе меняются.

Идея установления надстроечных учреждений экономическим базисом неразрывно связана с идеей относительной самостоятельности и постоянной активности надстройки (права в особенности).

Относительная самостоятельность учреждений надстройки вырастает из общественного разделения труда и связанных с ним процессов постепенной дифференциации и обособления социальных функций. Вокруг этих функций конкретизируется самостоятельные области общественной жизни ( в частности право).

Эти сферы отличаются по содержанию, типичным признакам, занимаемому в обществе месту, поскольку различна природа лежащих в них основе социальных функций.

В условиях разделения общества на противоположные классы жизнедеятельность политической и юридической надстройки, взятой во всех её измерениях, пронизывает и определяет интерес господствующего класса.

Данный интерес присутствует как в выполнении этой надстройкой сугубо принудительных акций, прямо обусловленных наличием классовых антагонизмов, так и в выполнении ею «общих дел, вытекающих из природы всякого общества».

В общем, можно сказать, что с точки зрения данной теории право есть возведённая в закон воля экономически господствующих классов. Содержание этой воли определяется материальными, т.е. экономическими, условиями жизни общества, а возведение её в закон осуществляется государством путём установления или санкционирования определённых норм.

В советской юридической науке и юридической науке других социалистических стран право обычно определялось как совокупность или система общеобязательных норм, которые устанавливаются, или санкционируются государством, обеспечиваются им, выражают волю экономически господствующих классов или народа (в социалистическом обществе) и выступают в качестве регуляторов общественных отношений.

Классовая теория, как и все предыдущие, имеет свои плюсы. Маркс и Энгельс справедливо заметили, что экономика — это далеко не пустячный фактор в развитии общества и, в частности, в процессе происхождения права.

Они правы в том, что на определённой ступени развития общества, обычаи перестают быть основным средством социального регулирования, поскольку они были предназначены для однородного общества, но отнюдь не для общества, которое дифференцировалось на классы и социальные группы.

Им на смену приходят другие, более подходящие средства регулирования, главным из которых является право.

Но Маркса и Энгельса есть в чем упрекнуть. Марксистская теория придаёт социальному развитию научную форму. Она указывает на способ производства как на единственную причину всех культурных явлений и права в том числе.

Однако характерной особенностью научного метода является то, что он основывается на вероятности, а не на необходимости, на поиске не одного какого-то закона, а нескольких законов. Эта теология основана на поисках единого и окончательного объяснения всего сущего.

Поэтому, хотя экономические факторы, несомненно, играют определённую роль в происхождении права, они не являются единственной причиной, породивший правовой процесс в истории человечества.

Читайте также:  Плюсы и минусы брестского мира для россии

Согласно этой концепции, пусковым механизмом зарождения права являются классовые противоречия. Авторы считают их катализатором социального прогресса вообще.

Из этого следовало бы сделать вывод о том, что если мы стремимся к общественному прогрессу, то непременно должны интенсифицировать классовую борьбу.

Однако опыт социальной жизни говорит о том, что классовая борьба — это явление, которое можно рассматривать и как отрицательное, поскольку она не способствует истощению и уничтожению ресурсов общества, так необходимых для прогресса (людских прежде всего, а также материальных).

В праве выражается не только воля господствующего класса, но также и общая воля людей, проживающих в том или ином государстве.

Так, наказание, следуемое за убийство любого человека, отвечает интересам всех, а не только интересам экономически сильного и поэтому господствующего класса, поскольку иной подход подорвал бы основы безопасности и стабильности общества.

Акцент же Маркса и Энгельса на право лишь как инструмент подавления не способствует изучению той полезной роли, которую право могло бы играть в обществе.

Но при всех недостатках классовой теории, нельзя забывать о её плюсах. Принцип историзма, подход к появлению права как социального явления, рожденного потребностями материальной жизни общества, связь права с классовыми структурами и классовыми интересами и ряд других положений составляют, несомненно, большое достижение теоретико-правовой мысли.

7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

Родоначальником данной теории является Л.И Петражицкий.

Он признаёт правом конкретную психическую реальность — правовые эмоции человека. Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы — психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида.

Петражицкий утверждает, что основные причины возникновения права усматриваются не в окружающей экономической, социальной и иной среде, а в особенностях психики человека, в «импульсах» и эмоциях, которые играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании права. Другие представители психологического направления тоже видят истоки права в психике, эмоциях людей. Это или «психологическая потребность подчинения и повиновения», или «чувство коллективного взаимодействия», или « чувство подражания».

Психологическое направление всё объясняет и выводит из психики, отрывает право от его действительных корней.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/41002.html

Классовая теория происхождения государства

Ее создателями являются К. Маркс1 и Ф. Энгельс2. Наиболее полно эта теория изложена Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Классовую теорию безоговорочно поддерживал и пытался развить дальше В.И. Ленин. Суть теории.

Одним из основных положений марксизма является учение о социально-экономической формации, т.е. историческом типе общества, основывающемся на определенном способе производства. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни людей.

Если экономические отношения — это базисные отношения, то государство и право относятся к надстроечным явлениям, а следовательно, зависят от экономической структуры общества, полностью ею определяются и ей соответствуют, хотя и обладают определенной самостоятельностью.

Указанное соответствие носит форму своеобразного повторения в надстройке некоторой суммы признаков, присущих базису. Они как бы транслируются наверх.

Марксистский взгляд на развитие общества является определяющим при разрешении многих вопросов и, в частности, вопроса о происхождении государства.

Согласно марксистской концепции государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Именно этими экономическими изменениями был взорван родовой строй и заменен государством.

Ф. Энгельс подчеркивал, что государство никоим образом не представляет собой силы, навязанной обществу. «Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно.

А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка».

И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство»1.

Продолжу цитировать Ф. Энгельса, который лучше всего излагает марксистскую теорию и не нуждается в комментаторах и толкователях своего учения.

«Так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса»2.

Оценивая государство как «машину для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса», Энгельс тем не менее считает факт появления в историческом процессе государства положительным. Однако, выполнив свою в общем-то положительную роль, государство не будет существовать вечно.

«На определенной ступени экономического развития, которая связана была с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью.

Мы приближаемся теперь быстрыми шагами к такой ступени развития производства, на которой существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но становится прямой помехой производству. Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет неизбежно и государство.

Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древности, рядом с прялкой и бронзовым топором»1.

Оценка теории. Без всякого сомнения, классовая теория имеет множество положительных черт. 1.

Совершенно справедливо подчеркивается, что материальные условия жизни общества играют в жизни людей очень важную роль и что изменение форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, собственности,

общественное разделение труда и др. повлияли на появление государства. 2.

Энгельс детально проанализировал жизнь людей в первобытном обществе, используя знания о родовых связях североамериканских индейцев, полученные американским исследователем Л.-Г. Морганом, и попытался объяснить разницу в процессах возникновения государства в греческой, римской и германской истории. 3.

Было верно замечено, что с развитием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производству, происходит дифференциация людей по имущественному признаку. 4.

Энгельс в своем исследовании не останавливается только на характеристике публичной власти, одного из главных признаков государства, он излагает и другие немаловажные его признаки, признавая, что от родового общества государство отличается не только наличием особого слоя людей, занимающихся управлением общества, но и наличием территории, права, взиманием налогов.

Одним словом, работа Энгельса, в которой концентрированно излагается марксистское учение о происхождении и сущности государства, и сегодня остается в ряду книг, представляющих большой интерес и несущих большую познавательную нагрузку.

Вместе с тем наступило время для критического осмысления работы Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» так же, как, впрочем, всего наследия классиков марксизма-ленинизма. Время бездумного отношения к марксистско-ленинскому учению прошло.

Мы убеждаемся все больше и больше, что мир, в котором мы живем, очень сложный, и каким бы сильным ни был ум человека, он один не сможет охватить все явления и связи между ними.

Это под силу только мыслителям всего человечества, вкладывающим по крупицам добытые ими знания в общую копилку сведений о мире.

Укажем лишь на некоторые недостатки в учении Маркса и Энгельса о происхождении государства.

Во-первых, не отвергая важности экономического фактора в процессе возникновения государства, хочется обратить внимание на то, что не только экономические изменения, происшедшие в недрах первобытного общества, повлияли на образование государства.

Эту ошибку Маркс и Энгельс повторяют вслед за Сен-Симоном. На образование государственности оказали воздействие также политические, идеологические (религиозные) и психологические факторы (подробнее см. 1.5). Нельзя в этом процессе игнорировать и военные факторы.

Надо помнить и том, что человек — биологическое существо, и ему, так же как и всем живым, свойственно чувство самосохранения: объединение с себе подобными под началом единого координирующего центра многократно повышает способность противостоять как силам природы, так и другим, конкурирующим, человеческим общностям.

Во-вторых, отдавая должное тому, что авторы классовой теории увидели происходящую вместе с переходом общества от собирательства к производству дифференциацию общества, нельзя все же не заметить, что в мире животных тоже есть определенное расслоение: сильные и слабые особи. Между ними идет явная или скрытая борьба. Внутривидовая борьба — далеко не редкое явление (можно не поделить пищу, территорию или удобное место для отдыха). Почему же там не возникает государство? Почему до этого «додумался» только человек?

В-третьих, принимая тезис Маркса и Энгельса о том, что борьба — это неизбежный спутник общества, овладевшего производством, мы, пристально вглядываясь в древнюю историю, видим, что в то далекое время чаще идет борьба между племенами, союзами племен, народностями.

Восстания, бунты внутри какого-либо первобытного человеческого сообщества (племени, союза племен) — явление невозможное. Да и на первых этапах развития государственности восстания встречались не часто. Конечно, сразу на ум приходит восстание рабов под предводительством Спартака.

Причиной столь малой внутренней конфликтности было господствующее коллективистское сознание. Человек еще не выделял себя из общества и не осознавал своих специфических интересов. Не осознавались и групповые интересы, поскольку уровень абстрактного мышления у древних наших предков был еще совсем не развит.

Коллективистское сознание играло большую позитивную роль. Онокак бы предохраняло общество от диффузии его внутренней энергии: слишком грозными для человека тогда были силы природы, дай-то бог устоять совместно против них. Кроме того, существовала и внешняя угроза: конкурирующие за источники питания окружающие племена.

Она также сплачивала первобытное общество, а не разъединяла. Вот и получается, что причина образования государства прямо противоположна той, которую Маркс и Энгельс объявляют определяющей в этом процессе.

В-четвертых, следует внимательно посмотреть и на то, в чьих интересах было образовано государство и чьи интересы оно стало защищать. Итак, появившееся на свет государство стало организовывать оборону всех, проживающих на его территории, или готовить и осуществлять нападение на другие территории.

Приобретенные таким путем богатства волей или неволей, в большей или меньшей степени доставались, если не всем, то многим проживающим в государстве людям (например, «позаимствовав» у покоренного народа плуг или новый способ производства, завоеватели способствовали его широкому распространению на своей территории).

Если случался неурожай, то чтобы предотвратить гибель среди населения, открывались резервные закрома. Если возникала эпидемия, то принимались средства для ее локализации и предотвращения ее дальнейшего распространения среди всего населения.

Одним словом, становится понятным, что государство защищало не только интересы имущего класса, как утверждают создатели классовой теории происхождения государства — Маркс и Энгельс, но в той или иной мере охраняло интересы всех проживающих на его территории.

Коллективистское сознание, доминировавшее в древний период развития человечества, обладало могуществом, и народившееся государство не могло с ним не считаться.

В-пятых, Маркс и Энгельс в свое время заметили, что в мире процесс возникновения государства происходил не по одной схеме. Они говорили о странах с азиатским способом производства. И тем не менее, при формулировании окончательных выводов о происхождении государства Энгельс предпочел об этом «забыть».

Почему? Да потому что эти страны (а их в мире большинство) ломали его схему, объясняющую процесс образования государства.

Мы же знаем, что в странах Азии и Африки, где климатические условия не отличаются особой комфортностью для проживания людей, земельная собственность не переходит в частную собственность, в собственность отдельных семей, а остается в руках государства, является общественной.

Это связано с тем, что для ее использования во многих регионах в силу засушливого климата приходится применять полив и строить гигантские ирригационные сооружения.

Иногда в отдельных местностях передача земель частным собственникам не практикуется по причине наличия холодного климата, что делает слишком малым по продолжительности сельскохозяйственный сезон. Именно это не позволяет обрабатывать землю силами отдельных семей и диктует необходимость обработки ее общиной.

Читайте также:  Жск при банкротстве застройщика: плюсы и минусы

В этих странах частная собственность возникает гораздо позднее образования государства, а именно тогда, когда появляются совершенные орудия труда, позволяющие справиться с обработкой земли отдельным собственникам. Государство же здесь образуется путем выделения особой прослойки людей, ведающих общими делами, которых с развитием общества становится все больше. На Востоке узурпировались не средства производства, а управление ими.

Еще один момент хотелось бы высветить. Если на Западе государственная власть не отличалась жесткостью в отношении народа, то на Востоке власть была деспотической. Почему? На Западе частные собственники, хотя и зависели от власти и нуждались в ее «услугах», но они в принципе могли сами организовать свое хозяйство.

Государственная власть там нуждалась в «расположении» собственников не меньше, чем они в ней. Зависимость здесь носила финансовый характер.

На Востоке было все наоборот: достижения в хозяйственной жизни были результатом действий прежде всего и исключительно государственной власти, ее организаторских способностей и определялись стремлением и умением власти действовать в общесоциальных интересах, надгрупповых целях.

Государственная власть как бы знала себе цену и не церемонилась с подвластными. Таково психологическое объяснение разности в «характере» государственной власти на Западе и Востоке.

Свой вывод о классовой борьбе как причине образования государства Энгельс, таким образом, делал, ориентируясь в основном на европейский регион. Но можно ли тогда нарисовать полную картину указанного исторического процесса? И может ли теория в таком случае претендовать на универсальность?

Подводя итоги критическому рассмотрению классовой теории, до недавнего времени безраздельно господствовавшей в советской юридической и исторической науке, следует отметить, что многие ее положения (в основном те, которые заимствованы у автора экономической теории — Сен-Симона) справедливы. Однако в остальном авторы классовой теории рисуют картину возникновения государства, прямо противоположную той, которую можно представить на основании комплексного изучения и учета в процессе исследования исторических данных.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s35558t8.html

Основные теории возникновения государства по Т.В. Кашаниной, страница 5

Суть
теории:
появление обусловлено успехами в развитии естествознания. Общество
рассматривается как организм, развивающийся по закону эволюции.

Наблюдаемые в
жизни процессы роста и усложнения функций организма, связанности его отдельных
частей он представлял как процесс объединения мелких образований человеческого
общества в более крупные и сложные «агрегаты». В государсве-организме все части
специализируются на выполнении определенных функций.

Правительство выполняет
функции мозга; низшие классы занятые земледелием и ремеслом – система органов
пищеварения; транспорт и торговля – кровеносная система.

Оценка
теории:
Плюсы – биологическим и социальным системам присущи некоторые общие
законы; государство не продукт, навязанный из  вне, а результат его развития.
Минусы  страдает умозрительность, прибегает к слишком абстрактным обобщениям.

10. 
Экономическая теория.

Авторы:
Платон, Сен-Симон (франц., 1760-1825, соч. «Новое христианство»).

Суть
теории:
Истоки восходят к Платону, объяснившему появление государства
общественным разделением труда.

Согласно теории, государство – результат
исторического прогресса, а двигателем прогресса являются экономические
преобразования, прогресс в средствах производства.

Начальная стадия сменяется
теологической (античность+феодализм), затем метафизической (период буржуазного
миропорядка), затем должна начаться стадия позитивная – «золотой век».

Оценка
теории:
наряду с экономическими факторами, оказали свое воздействие
идеологические, психологические, политические факторы.

11. 
Классовая теория.

Авторы:
Маркс, Энгельс. Развил Ленин. (Энгельс «Происхождение семьи, частной
собственности и государства»).

Суть
теории:
основу составляет учение о социально-экономической формации, т.е.
историческом типе общества, основывающемся на определенном способе
производства. Экономические отношения – базисные, а все остальное –
надстроечные и полностью зависят от экономической структуры.

Государство
возникло в силу экономических причин: общественное разделение труда, появление
прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на
классы с противоположными экономическими интересами. Чтобы обуздать вражду
классов, появляется государство как сдерживающая сила.

Государство не вечно,
оно исчезнет после исчезновения классов.

Источник: https://vunivere.ru/work1067/page5

Классовая теория государства и права

Кратко: Основоположниками данной теории является К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Основой происхождения государства и права признается экономический фактор. Другие факторы носят несущественный характер.

Государство возникает на определенной ступени развития производительных сил, характеризуемой расколом первобытного общества на классы с противоположными экономическими интересами. Эти интересы носят антагонистический, то есть непримиримый характер.

Функции государства — специальными средствами управления, прежде всего насилия, сдерживать противоборство классов, защищая интересы экономически господствующего класса. Класс — это социальная группа людей (часть сообщества), объединенная общностью экономических интересов, что обусловлено одинаковым отношением к средствам производства.

Отношения классов к средствам производства, их роль в общественном производстве, способы и доля получения общественного богатства закрепляются законом. Поскольку между классами существуют непримиримые противоречия, какое-либо социальное партнерство между ними невозможно.

Социальное и имущественное расслоение обусловливают такие явления, как непрерывная классовая борьба, постоянные социальные конфликты. Родоплеменная организация, рассчитанная на монолитное единство людей, уже не в силах предохранить общество от распада.

Потребность в создании новой властной организации и системы социальных норм, отвечавших изменившимся условиям, приводит к возникновению государства и права. Государство, по словам В. Ленина, возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия не могут быть примирены.

Таким образом, государство представляет собой продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примирены. Государство по Ленину — это машина, аппарат для подавления одним классом другого. В свою очередь, право есть возведенная в закон воля господствующего класса. Она приобретает государственный характер, поскольку правотворчество есть исключительная прерогатива государства. Право — это всего лишь инструмент, средство для навязывания воли господствующего класса. Классовая теория определяет государство и право как исторически преходящие, временные явления, связанные с существованием классовых различий. В будущем они отомрут, уступив место бесклассовому обществу.

Развернуто: Возникновение классовой (экономической, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название — Историко-материалистическая концепция.

Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Историко-материалистическая концепция включает два подхода.

Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов.

Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенство управления, что и приводит к возникновению государства.

  • Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:
  • · -произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);
  • · -возник прибавочный продукт;
  • · -в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы — эксплуатируемых и эксплуататоров;
  • · -появились частная собственность и публичная власть.
  • · — для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения — государство.

Теория имеет рациональное зерно — экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными (или различи интересами — классов и др). Не только классово-экономические факторы повлияли на возникновение государства (например: национальные, военные, психологические и т.д). И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими.

По Энгельсу, государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без государства и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая с необходимостью была связана с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью.

Когда в обществе появляются классы с противоречивыми экономическими интересами, начинается противостояние между ними. Для того, чтобы это противостояние не привело к коллапсу общества, необходима стоящая над обществом сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка».

Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним и все более и более отчуждающая себя от него, и есть государство.

По Ленинуакцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство — продукт и проявление непримиримости классовых противоречий.

Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены… И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы». Государство по Ленину — это машина, аппарат для подавления одним классом другого. В свою очередь, право есть возведенная в закон воля господствующего класса.

Она приобретает государственный характер, поскольку правотворчество есть исключительная прерогатива государства. Право — это всего лишь инструмент, средство для навязывания воли господствующего класса.

Государство отличается от родоплеменной организации разделением подданных по территориальным делениям.

Поскольку основой существования родовых объединений была связь членов рода с определенной территорией, то с увеличением мобильности населения, вызванной экономическими причинами, родовое общество перестало выполнять свою функцию.

Гражданам предоставили возможность осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени.

Второй отличительной чертой государства является учреждение публичной власти, которая не совпадает непосредственно с населением и призвана держать в повиновении всех граждан. Эта публичная власть существует в каждом государстве и состоит не только из вооруженных людей, но и из принудительных учреждений разного рода, которые не были известны родовому обществу.

Публичная власть усиливается по мере того, как обостряются классовые противоречия внутри государства, и по мере того, как соприкасающиеся между собой государства становятся больше и населённее. Для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан — налоги. С развитием цивилизации становится недостаточно и налогов: государство делает займы, государственные долги.

  1. Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся, как органы общества, над обществом, что обеспечивается авторитетом законов, дающих им неприкосновенность.
  2. Поскольку государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.
  3. Так, античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство — органом дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян, а представительное государство эпохи Нового времени есть орудие эксплуатации наемного труда капиталом.

В виде исключения встречаются также периоды, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам. Такова, например, абсолютная монархия XVII и XVIII веков, которая держит в равновесии дворянство и буржуазию друг против друга.

Кроме того, в большинстве известных в истории государств, предоставляемые гражданам права соразмеряются с их имущественным положением, и этим прямо заявляется, что государство — это организация имущего класса для защиты его от неимущего.

В Афинах и Риме это определялось делением граждан на имущественные категории, в средневековом феодальном государстве степень политического влияния определялась размерами землевладения.

В эпоху Нового времени это находило выражение в избирательном цензе при выборах в высшие государственные органы.

Высшая форма государства, демократическая республика официально ничего не знает о различиях по богатству. При ней богатство пользуется своей властью косвенно, с одной стороны, в форме прямого подкупа чиновников, с другой стороны, в форме союза между правительством и крупным акционерным капиталом.

Плюсыданной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества,

Минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности

По мнению сторонников данной теории, в середине—конце XIX века общество стало приближаться к такой ступени развития производства, на которой существование противоборствующих классов перестало быть необходимостью и становится помехой развитию производительных сил (производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями). Результатом этого является неизбежное исчезновение классов посредством социальной революции, а вместе с ним и неизбежное исчезновение государства.

Источник: https://cyberpedia.su/4x86ce.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector