Плюсы и минусы вмешательства государства в экономику

Основные функции

Роль государства в рыночной экономике можно осознать, изучив его функции в этой сфере. Среди них можно выделить ряд основных. Из них, наверное, самая главная, демонстрирующая роль государства в рыночной экономике, это определение ее правовых основ (включая обеспечение их соблюдения и вопросы частной собственности). Она служит базой для всего остального.

В частности, государственные институты (органы власти, статистики и т.п.) активно принимают участие в защите потребителей и поддержании конкуренции, стимулировании роста экономики и ее стабилизации, перераспределении национального дохода, решая при этом различные социальные задачи.

Они участвуют в предоставлении общественных услуг и товаров, регулирует вопросы, связанные внешними выгодами и издержками. Тут имеются в виду ситуации, когда требуется нейтрализация вещей, не поддающихся воздействию ценового механизма рынка. Внешние эффекты могут быть как со знаком «плюс», так и отрицательными.

Кроме того, государственный сектор в рыночной экономике принимает прямое участие в хозяйственной деятельности в различных отраслях.

Плюсы и минусы вмешательства государства в экономику

Регулирование безработицы

Также роль государства в рыночной экономике проявляется через обеспечение занятости граждан. Причина этого — постоянная вынужденная безработица какого-то процента населения. Поэтому государство воздействует на рынок рабочей силы разнообразными способами.

Организует службы занятости, производит обучение и переподготовку населения, его переквалификацию. Кроме того, оно напрямую создает рабочие места в различных отраслях.

Яркий пример этого — массовое строительство дорог и другой инфраструктуры после кризисов в США или Китае.

Плюсы и минусы вмешательства государства в экономику

Налоги

Очень ощутимо, причем каждым гражданином, государство в рыночной экономике, когда оно осуществляет перераспределение национального дохода. Основной элемент этого процесса — налогообложение людей и юридических лиц.

Роль государства в рыночной экономике этом случае заключается в изъятии части средств, в том числе целевых страховых взносов, и направление их на решение различных задач: социальных, военно-политических, охраны правопорядка, содержания ЖКХ и т.п.

Большинство экспертов считает, что функция перераспределения доходов позволяет добиться определенной справедливости в обществе, правда, при условии, что механизм перераспределения отлажен, построен на научных принципах, проверенных временем.

Плюсы и минусы вмешательства государства в экономику

Участник рынка

Стоит также подробно остановиться на участии государства в хозяйственной деятельности. Зачем оно вообще нужно, почему не ограничиться только ролью судьи, почему необходимо становиться потребителем и производителем услуг и товаров? Обычно называют четыре причины этого.

Первая — это монополии, регулировать и влиять на деятельность которых может только государство, вторая — это упомянутые выше внешние воздействия, третья — неспособность рынка обеспечивать население общественными благами коллективного потребления.

Четвертая — разница в доходах, провоцирующая возникновение бедности, которая создает проблемы для всего социума.

Источник: https://www.syl.ru/article/70452/rol-gosudarstva-v-ryinochnoy-ekonomike-zachem-nujno-vmeshatelstvo

Плановая экономика|Плюсы и минусы

Плюсы и минусы вмешательства государства в экономику

Рыночная экономика – это хорошо! Плановая экономика – это плохо! Какое утверждение ложно?

  • Люди, которые говорят о эффективности плановой экономики – это безграмотные маргиналы, которые ностальгирую по Советскому Союзу не понимая, что именно плановая экономика и убила СССР.
  • Такое, или примерно такое, мнение сегодня продвигается передовыми сторонниками высокоэффективной либеральной рыночной экономики.
  • Вот и Владимир Путин в очередной раз, теперь на апрельской встрече с Советом законодателей, заявил:

Настолько все регламентировали, что это просто убило или нанесло [вред] экономике.

В общем и целом получается, что плановая экономика – это плохо. А плохо потому, что СССР развалился, что, в свою очередь, доказывает неэффективность плановой экономики.

Вам не кажется, что такое утверждение больше похоже на масло масленое про плохое масло? И это вообще не про экономику, а больше про высокие либеральные ценности.

Давайте попробуем разобраться и ещё раз разложить плановую экономику на плюсы и минусы. «Плюсы» и «минусы» я собирал из самых разных источников, которые объединяет одно – это аргументы противников плановой экономики. Возможно, что мне не удалось собрать все типовые характеристики, но основные и наиболее популярные учтены.

Плюсы и минусы плановой экономики

Плановая экономика (плановое хозяйство) – это такая экономическая система, которая предполагает нахождение материальных ресурсов в общественной собственности. И эти ресурсы (или богатства) распределяются между всеми членами общества в соответствии с их потребностями.  Плановая экономика требует централизованного планирования.

Цель плановой экономики – обеспечение потребностей всего населения государства.

Плюсы

  • не существует проблем с перепроизводством и, соответственно,  характерных для рыночной системы кризисов перепроизводства;
  • нет (или почти нет) безработицы
  • отсутствует инфляция и дефляция;
  • минимальное социальное расслоение в обществе;
  • высокие социальные гарантии для всех граждан;
  • возможность максимально концентрировать все ресурсы, что позволяет эффективно решать глобальные задачи (создание новых производств и целых отраслей, космические программы, освоение Арктики и Севера, руководство экономикой в предвоенное и военное время и т.д.).

Минусы

  • общество воспитывается в духе взаимопомощи, что убивает здоровую конкуренцию;
  • производитель не имеет коммерческой заинтересованности;
  • отсутствие мотивации  у предприятий к повышению прибыли;
  • тунеядство, т.е. появляется много людей, которые не хотят работать. Чтобы их заставить работать создаётся аппарат принуждения. Много бесплатных социальных благ, которых лишить невозможно – нужно заставить работать, а для этого создаётся система принуждения к труду. Подавление свободы личности ведёт к тоталитаризму;
  • отсутствие рекламы товаров и услуг;
  • агрессивная пропаганда полезности труда и реклама рынка труда;
  • требуется огромный бюрократический аппарат для планирования и контроля за экономической системой. При огромном аппарате происходит неминуемое искажение первичной информации, что ведёт к неправильному планированию и принятию неверных решений. Огромная трудоёмкость планирования;
  • отсутствие мотивации к производительному и качественному труду, поскольку работник в любом случае получает заработную плату;
  • при социалистической плановой экономики человек работает «на дядю», а при либеральной рыночной экономике – на себя;
  • централизованный аппарат принимает решения о объёмах производства товаров и услуг, ценах на товары и услуги, величину заработной платы, что в совокупности делает экономику неэффективной;
  • плановая экономика агрессивно противопоставляет себя рыночной экономике и отрицает частную собственность;
  • плановая экономика не может оперативно реагировать на потребительские потребности общества, что приводит к дефициту товаров и услуг, на которые вдруг возникает спрос;
  • у производителей отсутствуют стимулы к эффективному использованию природных ресурсов, к расширению ассортимента товаров и услуг, к внедрению инноваций;
  • неспособность производить своевременную замену устаревшего оборудования поскольку это приводит к остановке производства и невыполнению плана;
  • вся экономическая модель выстроена в виде иерархической структуры, что подавляет передовую либеральную идею саморегуляции рынка и свободной конкуренции;
  • отсутствие здоровой конкуренции;
  • волюнтаризм властей, что приводит к подрыву экономики (Хрущевская кукурузная эпопея или Брежневская целинная битва).

При этом противники плановой экономики признают, что во время Второй мировой войны практически все страны с рыночной экономикой применяли централизованное планирование. В настоящее время во многих странах Западной Европы применяется индикативное планирование.

Например, во Франции есть генеральный комиссар по планированию. В Бельгии под государственным планированием находится более 55 % экономики.

Ещё больше государственный сектор в странах Скандинавии (в ряде стран целые отрасли находятся исключительно в руках государства) и этот сектор работает в соответствии с планом.

По национальным пятилетним планам развиваются экономики Китая, Индии, Вьетнама и ещё ряда стран. При этом есть все основание предполагать, что в ближайшие годы страны с плановой экономикой, особенно Китай и Индия, станут лидерами мировой экономики.

В рыночной экономике предприятия работают на основании стратегических и бизнес-планов – это один из важнейших аспектов деятельности бизнеса.

В целом получается, что планирование экономической деятельности – это совсем не плохо. В период кризисов и войн – это вообще безусловно самый эффективный способ управления экономикой.

Что же касается недостатков именно советской экономики, то тут нужно принять во внимание (чего не хотят делать авторы-критики) некоторые объективные особенности развития СССР:

  1. В СССР было несколько моделей экономики (военный коммунизм, НЭП, сталинский период и т.д.) которые достаточно серьёзно различались. Не стоит выводить общую эффективность;
  2. Страна постоянно находилась под экономическими санкциями и в действительно враждебном окружении.

В настоящее время много написано о плюсах и минусах советской плановой экономики и мне не хотелось бы повторяться. Тем более, что написано больше о «минусах», которых в действительности не было или авторы пытаются доказать, что плановая экономика – это обязательно КПСС и НКВД, которые одним своим существованием нивелируют все «плюсы» и неоспоримые преимущества.

Плюсы и минусы вмешательства государства в экономикуЯ бы настоятельно рекомендовал, например, почитать серьёзные работы по экономике сталинского периода, особенно периода после окончания Великой Отечественной войны. Сколько было негосударственных предприятий, в каких отраслях и сколько производили продукции (во время войны частники выполняли до 40 % оборонного заказа), какая была зарплата (это для сторонников идеи про уравниловку), как стимулировали «малый бизнес» и как эффективно решали проблемы с дефицитом, почему цены на товары регулярно снижались, а заработная плата так же регулярно росла.

Можно поднять статистику по годам. Не только по росту количества трамваев, но и по росту «благосостояния».

Плановая экономика может эффективно работать и без КПСС, что наглядно сейчас доказывает Китай, который буквально за двадцать с небольшим лет из отсталой, в экономическом отношении, страны, превратился в явного конкурента для экономики США.

Напомню, что США шли к своему рыночному лидерству значительно больше лет, чем Китай, по дороге дважды (после Первой и Второй мировых войн) по-крупному обобрали весь мир и после окончания Второй мировой войны строят свою «эффективную рыночную экономику» исключительно на том, что меняют зелёную бумагу, именуемую в народе долларом, на реальные ценности, под прикрытием демократических авианосцев.

Почему же Путин и окружающие его сторонники саморегулирующегося рынка выступают против плановой экономики? Дело только в «настолько всё зарегулировали, что развалили»? Никто же не заставляет регулировать «всё» и «настолько»… Может быть есть другие причины?

Плановая экономика, действительно, требует квалифицированных специалистов. В советские времена, чтобы стать министром, человек должен был все ступеньки и должности пройти, буквально от станка.

И годам к пятидесяти дорастал до министерского портфеля.

Были во времена товарища Сталина и исключения, но тогда в наркомы (министры) молодого человека брали за выполнение задачи, которую было невозможно выполнить – самородков, как бы сейчас сказали, менеджмента.

А сейчас некоторые «специалисты» попадают в руководящие кресла прямо после университета.

Не будем сейчас спорить о преимуществах зарубежного образования, но мне не доводилось слышать, чтобы выпускник их университета попал в их министры прямо со студенческой скамьи. А в России – запросто.

Окончил «их» университет, пару лет проболтался в какой-то фирме «Финансовые рога», около руководящего кресла и пристроили «специалиста» страной руководить.

Да, если делать плановую экономику, то в стране должен быть государственный сектор экономики. Не только государственный по названию, но и реально государственный. В России сегодня более 70 % в экономике – это так называемые госпредприятия.

Только эти предприятия являются государственными исключительно по своему названию. А фактически – это сытные кормушки для своих «парней и девчат».

Если сейчас эти госкормушки не трогать и создать действительно госсектор в важных государству отраслях, то реально государственные неэффективные предприятия очень быстро обанкротят эффективные рыночные «госкормушки». А с чего тогда «свои» будут жировать?

Читайте также:  Видеокарта radeon rx 580 — стоит ли брать и что нужно знать

И самое плохое – это сам план. Поскольку план предполагает не «поднять» и «повысить», а вполне конкретные цифры и сроки, конкретных исполнителей. Ещё товарищ Сталин говорил, что у каждой ошибки есть Фамилия, Имя и Отчество. Кто-то конкретно должен будет выполнять план и, как следствие, ответить за невыполнение.

Сейчас куда как удобнее руководить саморегулирующимся рынком.

Куча народу (даже больше, чем в неэффективном СССР) руководит тем, чего нет, получает существенную заработную плату, ворует без всякого стеснения, и не отвечает за результаты своей трудовой деятельности – нет индикатора оценки труда, кроме как вовремя лизнуть (это называется профессионализм и лояльность). В худшем случае переведут со спорта на строительство. И руководи себе дальше, повышай и увеличивай. Кто проверит и сложит оценить мутные результаты (типа повысить в 1,3 раза), тем более что и Росстат теперь ручной?

Главное постоянно рассказывать про неэффективность плановой экономики и отчаянно радоваться росту показателей на целых 1,2 %. В СССР, кстати, такой рост был в последние горбачёвские годы и назывался крахом социалистической экономики.

И почаще напоминать народу про советские очереди за колбасой.

Кстати, согласно данным Росстата в 2013 году Россия обогнала РСФСР по потреблению мяса на душу населения на 0,1 %. Правда в РСФСР потребляли значительно больше говядины, больше свинины. А в РФ едят, в подавляющем большинстве, полезное мясо птицы.

И ещё, для справки – цены на мясо в РСФСР:

  • свинина – 2.00 – 2.20;
  • говядина – 1.90 – 2.00

Исходя из цен на мясо и рецептуры той колбасы, заветная советская колбаса никак не могла стоить 2,20 рубля за килограмм. Минимум 4,50 – 5,00 рублей (при рыночном ценообразовании). А стоила приятные 2,20.

Это ещё один пример неэффективной плановой социалистической экономики и коммунистических командных методов в экономике. А в КООПТорге я очередей за колбасой не видел. Очереди были не за колбасой, а за дешёвой колбасой из недешёвого  мяса..

Что и отличает советскую плановую экономику от современной рыночной: в СССР практически на все товары была постоянная огромная скидка – «красный ценник». И минимальная социалистическая норма прибыли.

Что же касается общей неэффективности той экономики, то СССР много лет на своём горбу тащил страны социализма и прочих колеблющихся около социализма. И при этом оставался второй экономикой мира. Пока Мишаня Горбачёв в Москву не приехал на ПМЖ и не начал всё переводить на рыночные колёса. Впрочем, это уже издержки советского социализма, а не плановой экономики.

21 мая 2018      admin    

Источник: http://typrishol.ru/istoriya-obshhestvo-politika/strashnaya-neeffektivnaya-planovaya-ekonomika.html

Плюсы и минусы плановой экономики

Определение 1

Под плановой экономикой в общем смысле принято понимать такой тип организации экономической системы страны, при котором экономические ресурсы принадлежит государству, а координация и направление экономической деятельности осуществляются благодаря централизованному планированию, управлению и контролю.

Иначе плановую экономику принято называть экономикой планового типа. Для нее характерна ограниченность товаропроизводителей и потребителей. Первые ограничены в принятии экономических решений, а вторые – в выборе предлагаемой продукции. Основные черты плановой экономики представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Черты плановой экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основополагающая роль в плановом хозяйстве отводится государству. Именно ему принадлежат все важнейшие материальные ресурсы и средства производства, которые ни при каких условиях не могут быть переданы в частные руки.

Все то же государство определяется важнейшие вопросы, касательно того, какую именно продукцию и в каких объемах следует производить, какую отпускную цену на нее назначать, куда направлять инвестиции и пр.

Основным инструментом плановой экономики выступают централизованные планы, которые направляются хозяйствующим субъектам «сверху» для реализации.

Плюсы и минусы вмешательства государства в экономику

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Преимущества экономики планового типа

Плановая экономика или экономика планового типа имеет определенные преимущества по сравнению с рыночным типом хозяйствования. В определенной степени их можно считать сильными сторонами планового хозяйства. Рассмотрим их более подробно.

Традиционно, одним из основных преимуществ экономики планового типа считается ее способность к эффективному аккумулированию ресурсов народного хозяйства с целью реализации определенных национальных проектов и задач.

Так, например, плановая экономика может быть особо эффективна в военный период, когда все силы государства направлены на милитаризацию хозяйства, наращивание и укрепление хозяйственной мощи страны.

В Советском Союзе благодаря плановой экономике была проведена полномасштабная индустриализация страны, а также успешно реализован целый ряд космических программ.

Вторым немаловажным преимуществом плановой экономики считается возможность обеспечения социальной защищенности и социального равенства граждан.

В рамках планового хозяйства все ресурсы и товары распределяются централизовано, при этом основной целью такого распределения выступает обеспечение потребностей всего населения страны, а не его отдельных классов.

В результате государству удается добиться снижения социального расслоения в обществе с одной стороны, и обеспечения достойных социальных гарантий – с другой.

К числу прочих плюсов экономики планового можно отнести:

  • рациональное и эффективное использование ресурсов в условиях ограниченности;
  • отсутствие кризисов перепроизводства, характерных для рыночного хозяйства;
  • отсутствие безработицы;
  • низкая инфляция либо и вовсе ее полное отсутствие;
  • стабильно низкие цены;
  • отсутствие спекулятивного элемента в кредитовании;
  • защита национальной экономической системы от дефляционных шоков.

Помимо прочего, плановая экономика позволяет обеспечивать пропорциональность и сбалансированность развития страны, а также почти всегда гарантируется высокие темпы роста национальной экономики. В то же время, плановое хозяйство не является идеальным типом построения экономической системы страны и в сравнении с рыночной экономикой имеет существенные недостатки. Рассмотрим их более подробно.

Недостатки экономики планового типа

В роли основного и наиболее серьезного недостатка экономики планового типа выступает отсутствие конкуренции и свободного предпринимательства. В рамках подобного типа хозяйствования товаропроизводители не свободны в принятии решений, а их мотивация к улучшению качества выпускаемой продукции крайне низка.

При этом, не имея коммерческой заинтересованности, они находятся под постоянным давлением со стороны государства, которое отдает приказы по повышению производственных показателей. Предприятия становятся заинтересованы в выполнении плана, не обращая при этом внимание на рост прибыли.

В конечном счете, все это приводит к возникновению кризисов в экономике, которые могут находить свое отражение в виде рецессии или стагнации.

Помимо этого, существуют и иные минусы ведения планового хозяйства. Как правило, к ним принято относить:

  • неэффективное производство;
  • невысокое качество товаров и услуг, выпускаемых на рынок;
  • неспособность к своевременному обновлению устаревшего оборудования;
  • дефицит продукции;
  • отсутствие рекламы товаров и услуг;
  • невосприимчивость к научно-техническому прогрессу;
  • относительно низкие стандарты и уровень жизни населения;
  • реклама рынка труда, агрессивный характер пропаганды полезности труда;
  • отсутствие у работников мотивации к качественному и производительному труду;
  • бюрократизация управленческого аппарата и пр.

Помимо прочего плановую экономику отличают трудоемкость процесса планирования, сопряжённая со сложностью оперативного реагирования на изменение внешних или внутренних условий хозяйствования. Сама по себе экономика планового типа сопровождается волюнтаризмом лиц, стоящих у власти, а принимаемые экономические решения нередко имеют под собой политическую или идеологическую подоплеку.

Все решения об ассортименте, объеме и ценах на продукцию принимаются централизованным аппаратом государственной власти, который также определяет величину заработных плат в стране.

Для планирования и контроля над подобной экономической системой требуется огромный бюрократический аппарат.

Его использование неизбежно приводит к искажению первичной информации, в результате чего происходят ошибки в планировании и принимаются неверные решения.

Замечание 1

В целом можно говорить о том, что плановый тип организации экономической системы страны приводит к подавлению либеральных идей саморегуляции рынка и попросту делает невозможной свободную конкуренцию. При всем этом подавляется не только свобода предпринимательства, но и свобода личности, что в целом ведет к тоталитаризму.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/planovaya_i_rynochnaya_ekonomika/plyusy_i_minusy_planovoy_ekonomiki/

2.12 Роль государства в экономике

  • Видеоурок:
  • Лекция: 
  • Экономические функции государства

В современном мире практически все экономические системы являются смешанными, то есть сочетают в себе рыночный механизм хозяйствования и государственное регулирование. Основными целями экономической политики государства являются обеспечение стабильного развития экономики на основе инноваций и рост благосостояния общества. 

Одна из главных ролей государства в экономике заключается в компенсировании ситуаций несостоятельности рынка, с которыми рыночный механизм не может справиться самостоятельно: 

  • Во – первых, это борьба с монополизацией и защита конкуренции. Для этого создано антимонопольное законодательство и функционирует специальный орган Федеральная Антимонопольная служба РФ (ФАС РФ). 
  • Во – вторых, это создание общественных благ, за производство которых частный сектор экономики не берётся, поскольку за пользование этими благами невозможно брать оплату. Поэтому государство должно платит за создание общественных благ или само их производить. К общественным благам относятся благоприятная окружающая среда, безопасность, правопорядок, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования и т.д. На создание общественных благ государство расходует налоговые поступления в государственный бюджет. Поэтому получается, что граждане вносят вклад в создание общественных благ. 
  • В – третьих, это проблема внешних (побочных) эффектов, связанных с производством и потреблением благ. Внешние эффекты отражаются на людях, не участвующих в производстве и потреблении товаров и услуг непосредственно. Отрицательные издержки способствуют появлению у людей издержек, а в случае положительных эффектов появляются выгоды. К примеру, завод по обработке металла, расположенный вблизи населённого пункта, загрязняет воздух и воду в реке – отрицательный внешний эффект. Другой пример, благоуханный аромат доносящийся из цветочной теплицы позволяет насладиться всем жителям многоэтажного дома, расположенного рядом – положительный внешний эффект. Государство компенсирует внешние эффекты в обоих случаях. В первом случае оно вынуждено тратиться на строительство очистных сооружений для воды, а во втором будет стимулировать развитие тепличного бизнеса, предоставляя субсидии.

Другими экономическими функциями государства являются:

  • Перераспределение доходов – стремление сгладить неравенство между богатыми и бедными. Государство взимает налоги с предпринимателей и направляет их в сферу социального обеспечения (выплата пенсий, стипендий, пособий).  
  • Регулирование вопросов занятости трудоспособного населения и борьба с безработицей.
  • Осуществление контроля цен и защита населения от инфляции.
  • Воздействие на структурные изменения в экономике – создание новых отраслей производства с целью обеспечения экономического роста. 
  • Повышение показателей ВВП, ВНП и НД. 
  • Выявление тенденций и прогнозирование экономического развития.
  • Регулирование внешней торговли, стимулирование или сдерживание экспорта и импорта.  
  • Участие в решении глобальных проблем человечества.
Читайте также:  Стоит ли женщине бояться родов?

Механизмы государственного регулирования экономики              

Для реализации вышеперечисленных функций государство использует прямые и косвенные методы.

  • К прямым относятся правовые (административные) методы регулирования. Прежде всего это издание законов, регламентирующих отношения собственности (к примеру, Гражданский кодекс РФ), регулирующих отношения экономических субъектов (ФЗ «О правах потребителей»), конкретизирующих правила создания и ликвидации предприятий (ФЗ «Об акционерных обществах»). К административным методам относятся введение норм и стандартов качества, запреты или разрешения (лицензирование) на ведение определённых видов экономической деятельности, установление санкций, применение штрафов и многое другое.
  • К косвенным относятсяфинансово — экономические методы:денежно — кредитная (монетарная) политика и фискальная (бюджетно-налоговая) политика. Главным звеном денежно — кредитной политики является Центробанк. Вспомним, что он осуществляет эмиссию денег, регулирует валютный курс, устанавливает условия кредитования. Целью денежно — кредитной политики является регулирование денежной массы. На фазе экономического спада государство увеличивает денежную массу, а на фазе подъёма сдерживает её рост. Фискальная политика заключается в регулировании налогообложения, доходов и расходов государственного бюджета. Разберём на примере, для того, чтобы стимулировать мелкое предпринимательство, государство освобождает от уплаты налогов на первый год – это фискальная политика и выдаёт кредиты под низкий процент – это монетарная политика. И денежно – кредитная, и фискальная политика направлены на обеспечение устойчивого экономического развития, занятости трудоспособного населения и предотвращение инфляции.  

Каким должен быть масштаб государственного вмешательства в экономику? Этот вопрос является предметом спора учёных – экономистов, поделившихся на два направления – монетаризм (Д. Юм, М. Фридмен) и кейнсианство (Дж. Кейнс).

Согласно позиции монетаристов нужно позволить рыночному механизму самостоятельно обеспечивать устойчивость экономической системы и дать свободу от государственной опеки. Противоположная позиция кейнсианцев основана на неспособности рыночного механизма справляться со многими экономическими проблемами без вмешательства государства.

Для российской экономики характерно использование государством мер как монетарного, так и кейнсианского характера.

Дополнительные материалы к уроку:???? Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Роль государства в экономике»

Интеллект-карта по обществознанию №30

Плюсы и минусы вмешательства государства в экономику

????‍???? Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно.

Ну а если кто — то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы.

Связаться со мной можно ???? здесь или ???? здесь

Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:Инстаграм Абулова БариятYouTube канал «Школа обществознания»ВК паблик «Школа обществознания»© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

Предыдущий урок Следующий урок

Источник: https://cknow.ru/knowbase/583-212-rol-gosudarstva-v-ekonomike.html

Проблемы государственного вмешательства в рыночной экономике

Рыночная система ограниченные ресурсы общества направляет на производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается.

Она диктует применение наиболее эффективных комбинаций ресурсов и способствует разработке и внедрению новых, наиболее эффективных технологий, методов организации процессов производства, общественного продукта, обеспечивающих более высокий уровень производительности общественного труда [1, с. 248].

Рыночная экономика способствует соединению личной выгоды производителя с интересами потребителя и общества в целом, повышает личную заинтересованность участников экономических процессов в конечных результатах труда. Действие «невидимой руки» во многом освобождает государство от управления экономикой, обеспечивает ее саморегулирование.

Рыночная система обеспечивает свободу предпринимательской деятельности и потребительского выбора. Она координирует экономическую деятельность, делая ее более эффективной без принуждения.

Предприниматель, или экономический субъект свободно, на свой страх и риск, добивается экономической выгоды с учетом роли «вознаграждения» или «наказания» за свою деятельность — ее результатами [1, с. 248].

Конкурентная рыночная система, как утверждают ее сторонники, способствует повышению эффективности экономики, обеспечивает более высокие темпы экономического роста, более высокий доход на душу населения страны.

Минусы рыночной экономики

В условиях рыночной системы экономическая деятельность системы приводит к концентрации производства, монополизации сфер экономической деятельности, угасанию конкуренции и ее регулирующей роли. Предприниматели идут на сговор в целях обеспечения высоких цен на продукцию и получения экономической прибыли и сверхприбыли.

По мере ослабления конкуренции подрывается суверенитет потребителя, утверждается суверенитет монополиста.

Научно-технический прогресс, требующий крупных затрат, на которые способно небольшое количество крупных фирм, становится привилегией монополистов.

Создается неравенство в распределении доходов и полученного общественного продукта. Развивается дифференциация общества, расслоение его на бедных и богатых.

Потребительский спрос, учитываемый рынком, выражает лишь индивидуальные потребности потребителя. Производитель, удовлетворяя этим потребностям и ориентируясь на личную выгоду, не заинтересован в удовлетворении общественных нужд, устранении внешних издержек производства и развития экономики страны в целом.

В результате этого образуется нестабильность, неустойчивость экономики, выражающаяся в цикличности экономического развития, чередовании подъема и упада производства, смены периодов экономического подъема экономическими кризисами, отражающимися на уровне жизни членов общества.

Отсутствуют полная занятость и полный объем производства, выражающийся в постоянном наличии безработицы, недогрузке предприятий и неполном использовании производственных возможностей.

Экономическая рыночная система способствует развитию индивидуализма, эгоистических наклонностей, проявляющихся в различного рода негативных явлениях, ограничивающих полную свободу личности.

Негативное влияние недостатков механизма рынка на экономику и социально-экономическую стабильность явилось причиной модернизации «чистого капитализма», его системного совершенствования, формирования постиндустриальных экономических систем [1, с. 248].

На самом деле «чистой» рыночной экономической системы не существует. Действуют смешанные системы с различной степенью роли государственных структур в экономике и различным уровнем государственного регулирования рынка, способствующего устранению отмеченных недостатков рыночной системы и повышению ее социальной направленности.

Источник: https://studbooks.net/1843320/ekonomika/problemy_gosudarstvennogo_vmeshatelstva_rynochnoy_ekonomike

Плюсы и минусы государственного вмешательства в экономику

Плюсы и минусы государственного вмешательства в экономику [Sep. 18th, 2006|01:07 am]
Евгения Альбац
Дискутируются в журнале жж-юзера ksonin. Стороны: Олег Цывинский, 28-летний профессор отделения экономики Гарвардского университета и Андрей Илларионов, бывший помощник президента РФ по экономике. Андрей Илларионов, к слову, был практически единственным экономистом в России, кто еще за 8 месяцев до финансовой катастрофы 1998 года предупреждал, что коллапс пирамиды ГКО и обвал курса рубля неминуемы.Интересная дискуссия.Здесь: http://ksonin.livejournal.com/47247.html#cutid1Константин Сонин, если кто не знает, профессор российской экономической школы и один из самых известных российский политэкономистов.
Comments:
From: che19282006-09-17 10:08 pm (UTC) (Link)

Илларионов даже в мае 1998 года давал несколько вариантов развития ситуации с ГКО + он говорил, что девальвация рубля будет на уровне от 50% до 100% ( то есть, — его прогноз был слишком оптимистичен ).

From: otkaznik2006-09-18 12:24 am (UTC) (Link)

Похоже, что постановка задачи не совсем корректна. Прежде всего необходимо четко определить, что такое государственное вмешательство в экономику и рассматривать каждый пример индивидуально. Одно дело, если это регулирование, другое — субсидии, совсем третье -, скажем, национализация.

Даже в рамках государственного регулирования воможны совершенно разные подходы, которые, кстати, можно наблюдать на примере более чем столетней истории государственного регулиривания экономики США — от полного контроля за экономической деятельностью «естественных монополий», до стремления, где возможно, выстраивать условия конкурентной игры.

From: mgtverskoy2006-09-18 09:00 am (UTC) (Link)

Как много, однако, зависит от точки отсчета.Можно сделать совсем другие выводы.

Источник: https://ymalbats.livejournal.com/6327.html

Должно ли государство вмешиваться в экономику страны?

Мне кажется, что на этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, государство должно поддерживать такие «затратные», но необходимые отрасли экономики, как развитие малого бизнеса, развитие сельского хозяйства.

А в сложившихся сейчас в России условиях, и развитие импортозамещающих отраслей.

Государство имеет рычаги для «сглаживанию негативных эффектов» экономической активности рынка и сглаживание  рисков в том случае, если происходит, например, спад какого-то необходимого производства. 

По-моему, мнению, вмешательство государства в экономику страны необходимо, но оно должно выступать скорее быть регулятором, нежели управляющим.

Например, не может быть одного производителя воды на всю страну, не может быть государственной монополии на производство одного продукта, не должны строиться крупные мега-магазины вблизи города, поскольку это создает проблемы для транспорта.

Если же государство не поддерживает экономику, а управляет ей, то таким образом экономику страны можно назвать командной, к которой лучше прибегать в военное время. Ярким примером того, что командная экономика в мирное время может принести кризис и крах экономики страны в целом, является СССР.

Многие аналитики выделяют командную экономику, как одну из причин распада СССР. Государство пыталось управлять народным хозяйством, что привело, к сожалению, во-первых, к застою производства и торговли, во-вторых, к развалу экономики и,следственно, политики.

Экономика не справлялась с удовлетворением потребностей населения в следствии чего образовывается дефицит товаров. Более того, в СССР плановая экономика приводила к падению мотивации производителей и работников. Приход «теневой экономики» стал толчком для негативных последствий государственного вмешательства в экономику.

Еще одним примером может послужить современная Еврозона. Не все государства, входящие в Евросоюз, так же развиты, как например Франция и Германия. Экономическая ситуация в Греции и Италии, очень сложна – высокий уровень безработицы, урезанные социальные гарантии, рост цен.

В виду жесткого контроля Европарламента, эти страны попали в кризисную ситуацию, из которой уже давно не могут выбраться.

Строгость европейской политики выражалась в запрете торговли с определенными странами, или же запрете в производстве той продукции, которая приносила наибольший доход для этих стран.

Однако, государство должно регулировать определенные аспекты экономики, например, отношения между предприятиями, защиту сельскохозяйственного производства, поддержку малого бизнеса и тому подобное. Такое поведение сможет улучшить экономическую ситуацию страну и усилить ее. 

В заключении, я хочу сказать, что как регулятор государство должно вмешиваться в экономику, тем самым ее поддерживая. Но жесткий контроль может привести к краху и падению экономики страны.

Государство должно сглаживать негативные эффекты экономики, и такая деятельность называется «государственным регулированием экономики».

Она полезна, так как позволяет экономике развиваться без негативных последствий для общества. Пример:

В процессе производства предприятие загрязняет реку сбрасывая в нее отходы. Дальше по течению имеется поселение, зависимое от данной реки (напр. занятое рыболовством). Предприятие не станет очищать реку, если обратное не предусмотрено законом. Тогда и вступает государство в роли регулятора экономики – очищая эту реку или законодательно ограничивая выбросы отходов предприятиями.

Источник: http://lawinrussia.ru/content/dolzhno-li-gosudarstvo-vmeshivatsya-v-ekonomiku-strany

Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику. Минимальные и максимальные функции государства в экономике



В настоящее время страны с развитой экономикой базируются на рыночных отношениях, остальные государства также стремятся достичь этого. Принято считать, что степень вмешательства государства в рыночной экономике минимальна. Однако оно явно необходимо, ведь рынок имеет свои недостатки, с которыми сам справиться не может.

Читайте также:  Стоит ли ехать на шри-ланку: плюсы и минусы отдыха в стране

Ключевые слова: рыночная экономика, степень вмешательства государства, провалы рынка, функции государства в экономике.

Еще на рубеже 19–20 вв. Г. Еллинек, продолжив традиции предшественников — Ж. Бодена, Т. Гоббса, Аристотеля, досконально изучил вопрос о функциях государства.

Его трактовка цели государства — удовлетворение индивидуальных, национальных и общечеловеческих солидарных интересов.

Эту цель государство, по его мнению, достигает путем своей внутренней деятельности, включающей пять отраслей: дела военные, иностранные, финансовые, внутренние, юстиции.

Спустя несколько десятилетий трактовка Г. Еллинека не меняется, а лишь дополняется кругом отраслей, что говорит о появлении новых сфер и задач государственной деятельности.

Существенным образом функции государства меняются в социалистическом обществе — они расширяются и содержание их углубляется. Так, в первые годы Советской власти огосударствление сфер общественной жизни происходило с целью организации планирования и управления, подавления эксплуататоров, обеспечения безопасности страны.

Со временем начал увеличиваться и объем хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности государства, усилился контроль за мерами труда и потребления. Внутренние функции социалистического общества были ориентированы на воспитание нового человека.

К внешним функциям в дополнение к обеспечению обороны страны добавились борьба за мир и развитие международного сотрудничества.

С конца 1970-х гг. в более открытой, чем раньше, международной среде в функциях государства делается упор на социальную деятельность и обеспечение прав человека.

Распад СССР меняет взгляды на роль государства, которая стала рассматриваться скорее критически, чем позитивно. Деятельность государства стала рассматриваться в терминах «вмешательство», «ограничение». Но тем не менее основные функции государства признаются необходимыми: экономическая, экологическая, социальная, охрана конституционного строя, законности и правопорядка [1].

Таким образом, в ходе истории роль государства в странах мира меняется — где-то увеличивается, где-то сокращается, но всегда остается значительной.

На данный момент в мире господствует рыночная экономика. При данном обстоятельстве вмешательство государства в экономику необходимо. Чтобы убедиться в этом, важно рассмотреть недостатки рыночной экономики.

  • Недостатки рынка называют также «провалы рынка», что отражает проявления неэффективности рыночного механизма.
  • Традиционно к «провалам рынка» относятся:
  • – монополии;
  • – недостаток и асимметрия информации;
  • – внешние эффекты (экстерналии);
  • – производство общественных благ.

При монополии вход рынок для других хозяйствующих субъектов значительно затруднен, а также сильно искажен рыночный механизм ценообразования, что нарушает основы рынка и принципы свободной конкуренции. В таких условиях необходимо обеспечение условий свободной конкуренции и осуществление антимонопольного регулирования.

Также еще одним «провалом рынка» является наличие несовершенной (ассиметричной) информации, что порождает неэффективность осуществляемых рыночных сделок. В данных условиях информация, являющаяся существенной для заключения сделки, находится в распоряжении одного из ее участников. Например, сфера здравоохранения.

В большинстве случаев пациент вынужден во всем полагаться на производителя услуги — врача, так как не может сам поставить себе диагноз и правильно подобрать необходимые для лечения препараты.

Если бы медицинская помощь предоставлялась только на основе коммерции, а врачи стремились к максимизации дохода, то пациентам постоянно навязывались бы наиболее дорогие, но при этом не всегда высококачественные услуги.

Подобная практика встречается в странах, где роль государства в осуществлении медицинской помощи представлено относительно слабо. Пациенты защищают свои интересы при помощи найма независимых консультантов и оплаты экспертизы оказываемых медицинских услуг.

Третьим «провалом рынка» являются внешние эффекты (экстерналии) — издержки или выгоды, которые не отражаются в ценах. Они называются «внешними», так как касаются, помимо участников рыночной сделки, третьих лиц. Существуют экстерналии положительные и отрицательные.

Отрицательные внешние эффекты не поддаются рыночному саморегулированию и оказывают негативное воздействие деятельности одних субъектов экономики на других. Например, загрязнение окружающей среды при промышленной деятельности, которое приносит убытки всему обществу. В данном случае необходимо регулирование при помощи дополнительных мер.

При положительных экстерналиях третьи лица, напротив, получают выгоду. Например, развитие образования в стране приносит выгоду не только отдельным людям, но и всему обществу в целом. Создание таких благ, порождающих положительные экстерналии, происходит в основном в сферах здравоохранения, культуры и образования.

Блага эти являются социально значимыми и оказывают положительное влияние на общество в целом, поэтому необходим контроль их производства.

Также ярким «провалом рынка» является производство общественных благ — благ, производимых за счет общества и потребляемых всеми его членами.

Примеры таких благ — оборона страны, правоохранительная деятельность, законодательство. Их производство и потребление происходит коллективно, не по частям.

Блага эти жизненно необходимы для общества в наше время, но рынок производить их эффективно не может [2].

Таким образом, рассмотрев «провалы рынка», можно сделать вывод, что существуют сферы, в которых необходимо вмешательство государства, так как рынок с возникающими в них проблемами сам не справляется, а общество без их решения может сильно пострадать.

Теперь, разобравшись в том, что вмешательство государства в рыночную экономику необходимо, перейдем к основным функциям государства в ней.

В разных странах с рыночной экономикой государственное вмешательство также различается. Различается оно по методам, формам, масштабам воздействия на экономику и др. По этой причине функции (границы) государственного регулирования принято делить на минимальные и максимальные.

Минимальные границы — это обязательные функции государственного вмешательства в экономику. Они включают в себя:

1) Нормативно-законодательную деятельность. Данная деятельность органов государственной власти несет в себе цель установления обязательных для всех граждан и хозяйственных субъектов правил поведения и системы мер, которые обеспечивают их соблюдение.

Правовая защита интересов производителей и потребителей — одна из основополагающих функций государства. Важное место в обеспечении экономической свободы производителей и потребителей имеет институт частной собственности. Без соблюдения гарантий частной собственности нельзя говорить об эффективной рыночной экономике.

Контролю соблюдения данной гарантии способствует именно государство. Также немалое значение для рыночной экономики имеют и гарантии государства по соблюдению условий контрактов.

Неэффективность работы правоохранительных органов, неразвитость законодательной базы, недостаток механизмов исполнения решений судов по экономическим вопросам так или иначе выступают причинами криминализации общества.

2) Производство общественных благ. Государство отвечает за эффективную деятельность таких сфер как национальная оборона, охрана общественного порядка, образование, здравоохранение, наука, благоприятная окружающая среда и др. Данные сферы поддерживаются обычно за счет средств государственного бюджета.

Так, например, большинство школ и больниц в России являются государственными. Также можно привести пример и с наукой. Государство финансирует фундаментальную науку, так как срок ее окупаемости — 20–25 лет, а частному бизнесу под силу лишь те исследования, которые окупятся через небольшое количество времени.

3) Предотвращение отрицательных внешних эффектов, стимулирование положительных внешних эффектов. Ранее был приведен пример отрицательного внешнего эффекта — загрязнение окружающей природной среды при промышленной деятельности.

Данную проблему государство решает путем введения платы за загрязнение окружающей среды и штрафов за сверхнормативное загрязнение.

Пример стимулирования положительных внешних эффектов — налоговые льготы (например, при получении высшего образования) [3].

Наряду с минимальными границами государственного вмешательства существуют и максимальные границы, которые являются допустимыми, но не обязательными:

1) Защита конкуренции и формирование эффективной рыночной среды. Монополизация оказывается негативное влияние на общество: цены у монополий гораздо выше, чем у фирм совершенной конкуренции, а вот объемы производства, напротив, ниже.

По таким причинам государством создается антимонопольное законодательство, которое стимулирует конкуренцию.

Также государство занимается поддержкой малого и среднего бизнеса: вводятся налоговые льготы и субсидии, устанавливается правовое поле, регламентирующее регистрацию, лицензирование, целевые программы и др.

2) Обеспечение полной занятости трудовых ресурсов. Государство создает механизмы регулирования профессиональной подготовки и занятости населения.

Рыночный механизм не способен обеспечить своевременное приспособление структуры предложения рабочей силы к изменению спроса на нее.

Поэтому в развитых странах государством проводится политика в области занятости и принимаются различные программы, нацеленные на стимулирование роста занятости, увеличение числа рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы и пр.

Также большую роль в данной сфере играют государственные службы по содействию найма рабочей силы, которые изучают конъюнктуру рынка труда, содействуют в трудоустройстве, проводят переподготовку безработных, выплачивают пособия по безработице, регистрируют безработных и вакантные рабочие места.

3) Проведение инфляционной политики. Государство нацелено на достижение ползучей инфляции до 2–3 % в год.

4) Антициклическое регулирование экономики.

В случае, когда необходимо выйти из экономической депрессии, происходит снижение налогов, увеличение государственных расходов, снижается ключевая ставка, норма обязательных резервов.

В случае подъема экономика превышает потенциальный уровень и требуется сдерживающая политика, чтобы снова не попасть в кризис — противоположные, нежели при спаде, действия.

5) Снижение асимметричности информации. В данном случае государство контролирует качество товаров и услуг, препятствует распространению вводящей в заблуждение рекламы и пр.

6) Социальная политика. Здесь государство влияет на перераспределение доходов и материальных благ, что способствует снижению дифференциации доходов населения, обеспечивает социальные гарантии и защиту нуждающихся.

7) Регулирование экономического роста.

8) Реализация национальных интересов в мировой экономике. Здесь государство занимается ведением торговой политики, регулирует привлечение иностранных инвестиций, разрешает проблемы «бегства» капитала за рубеж, занимается вопросами миграционной политики [4].

Все перечисленные функции способствуют устранению недостатков рынка и стремлению к стабильной экономической обстановке.

Необходимо отметить, что существуют различные отношения между государственными и частными субъектами и что формы совместного управления также могут меняться с течением времени.

Хотя доминирующей формой совместного управления является сотрудничество, можно также наблюдать случаи конкуренции или даже конфликта между государственными и частными субъектами.

Самое главное, мы считаем, что как государственные, так и частные субъекты готовы восстановить свою компетенцию в тех областях, где, по их мнению, другой субъект приобрел слишком большое влияние. Степень сотрудничества и конкуренции во многом зависит от существующих регулятивных механизмов, согласованности целей различных групп субъектов и институционализации производственных отношений [5].

Литература:

  1. Тихомиров Ю. А. Государство: Монография. —: М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 320 с.
  2. Князев Ю. К. Современная экономика — синтез рынка и социального регулирования: Монография. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 245 с.
  3. Хисамутдинов И. А. Основы экономики и теории рынка // Учебники онлайн. URL: http://uchebnik-online.com/123/92.html (дата обращения: 1.11.2018).
  4. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / Под ред. Ларионов И. К., — 3-е изд. — М.:Дашков и К, 2018. — 408 с.
  5. Кцоев А. Б. Государство и экономика: оптимальные механизмы распределения Монография. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 233 с.

Основные термины (генерируются автоматически): рыночная экономика, вмешательство государства, государство, государственное вмешательство, благо, функция государства, рабочая сила, промышленная деятельность, медицинская помощь, рыночный механизм.

Источник: https://moluch.ru/archive/232/53916/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector