Что этот Косыгин придумал? Какие реформы? Зачем они нужны? Кому это надо? Кто это понимает? Работать нужно лучше, вот и вся проблема.
Брежнев Л.И.
Сразу после прихода к власти Брежнева перед ним встал острый вопрос – нужна была экономическая реформа, поскольку последние 5 лет деятельности Хрущева привели к ужасающим последствиям.
Поэтому буквально все, начиная от простых граждан, и заканчивая руководителями ЦК, понимали – реформы нужны.
Но почему экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть все нюансы проводимых изменений в сельском хозяйстве и в промышленности.
Экономическая реформа 1965 года делала главную ставку на модернизацию сельского хозяйства и промышленности. Занялся ей Косыгин, которого убрали после первых положительных результатов, после чего началось падение экономики СССР.
Аграрная реформа 1965 года и ее результаты
В марте 1965 года руководство СССР объявляется о начале реформы в аграрном секторе. Основные идеи данной реформы были следующими:
- Государство повысило закупочные цены для совхозов и колхозов.
- За перевыполнение плана выращивания сельхоз продукции государство устанавливало надбавку к закупочной стоимости +50%.
- Закупочные цены утверждались на 10 лет, что давало аграриям гарантии.
- Колхозникам теперь выплачивалось гарантированное жалование, а не трудодни, как то было раньше.
- Государство направляло большие суммы денег на оснащение колхозов и совхозов материально-технической базой.
- Снятие всех ограничений на ведение подсобного хозяйства.
Сами идеи реформы были здравыми, руководство партии хотело не просто улучшить положение сельского хозяйства, но и усилить контроль над ним со стороны Министерств.
В результате получилось немного не то, о чем изначально говорил Брежнев.
Достаточно посмотреть на список выше, чтобы понять, что там есть как положительные, так и отрицательные стороны, которые в дальнейшем проявились в полном объеме.
Положительные моменты аграрной реформы
Безусловно, увеличение закупочной стоимости, дополнительная плата за перевыполнение плана и длительные гарантии на закупку – это то, что колхозам было необходимо. Об этом мало говорят, но факт заключается в том, что все совхозы и колхозы были убыточными. У всех были долги.
Не случайно ведь и реформы Хрущева и реформы Брежнева во главу угла ставили то, что долги с колхозов должны списываться. Откуда взялись эти долги? Главная причина в том, что долгие годы государство фактически обворовывало крестьян, выкупая их продукцию за бесценок.
Начиная с 1965 года эта тенденция ломалась.
Отрицательные моменты аграрной реформы
Но было в аграрной реформе и то, что привело к «застою» — фиксированная оплата труда колхозникам. Раньше колхозник получал деньги за трудодни, а также имел доплаты за выполнение плана производства (выращивания). Например, человеку было нужно отработать 20 дней, собрать 250 килограмм картошки, а государство за это ему платило 50 рублей (цифры приведены только для примера).
Теперь же картина менялась. Человек получал свои 50 рублей вне зависимости от того сколько он соберет картошки за 20 дней работы. Даже если он соберет не 250 килограмм, а 10 – он в любом случае получит свои 50 рублей. С одной стороны это давало гарантии и социальную обеспеченность колхозникам, но с другой стороны это напрочь убивало мотивацию работать и добиваться результатов.
Результаты экономической реформы в аграрном секторе
Главная ставка в экономическом развитии сельского хозяйства руководство страны сделало на полное обеспечение своей страны зерном и продуктами питания. Но сделать этого не удалось, более того остальные показатели были не менее «впечатлительными»:
- Удалось повисеть рентабельность аграрного сектора. Для совхозов она стала 22%, а для колхозов – 34%.
- Сокращение пахотных земель. Начиная с 1965 и о момента развала СССР пахотные земли сократились на 22 млн гектар.
- Хозяйство велось крайне неэффективно. В некоторых областях потери продукции составляли до 40%. Минимальный порог – 20%. То есть 1/5 часть всей продукции просто пропадала.
- Ошибки в руководстве привели к обострению экологических проблем внутри страны.
В итоге СССР, у которого было больше всех черноземных земель для пашни среди всех стран мира стал закупать зерно и продукцию питания за границей! Эти элементы начались при Хрущеве, а при Брежневе негативную тенденцию переломить не смогли.
Реформы в промышленности: замыслы и результаты
Предыдущие поколения коммунистов всегда выбирали для реформирования одно из дух направлений:
- Совершенствование производства.
- Стимулирование работников.
Правительство Брежнева решило поступить иначе, выбирая не один из пунктов, а оба. Сама реформа промышленности СССР началась в 1965 году и была обусловлена тем, что Хрущев и эту отрасль экономики довел до плачевного состояния. Экономическая реформа 1965 года в сфере промышленности имела гораздо более позитивные результаты, чем реформирование сельского хозяйства.
Ключевые аспекты реформы:
- Поощрение предприятий. Для этого часть прибыли оставлялась на развитие самому предприятию. При этом деньги делились в 3 фонда: материальное стимулирование (выплата премий), социально-культурное развитие (путевки рабочим, билеты и так далее) и бытовое развитие (строительство жилья, объектов досуга).
- Совнархозы заменены Министерствами. Решения в экономике должны были принимать отраслевые министерства. Они создавали планы, которые предприятия могли корректировать под свои возможности.
- Изменение системы планирования производства. Во-первых, было существенно сокращено количество плановых показателей. Во-вторых, результат работы теперь мерялся не по производимой продукции, а по реализованной. То есть количество заменялось качеством.
- Предприятия наделялись элементами самостоятельности. Кроме того, что им оставляли часть доходов, предприятия получали право производить хозрасчет между собой.
- Увеличение премий работникам. Предприятия финансово мотивировали сотрудников увеличивать результаты.
Это ключевые аспекты реформы. Даже глядя на них очевидно, что экономическая реформа 1965 года была достаточно ограничена. Тем не менее она очень скоро дала положительный результат.
Уже к 1970 году уровень промышленного производства вырос на 50%, было построено порядка 1900 новых предприятий. Но вместе с тем стало очевидно, что дальше улучшить эти показатели СССР не может.
Более того экономика страны перешла к упадку, который лучше всего демонстрирует следующий график.
Возникает вопрос – почему все ключевые показатели развития экономики после 1970 года пошли на спад? Тут все просто – число трудоспособного населения снижалось с каждым годом, добыча полезных ископаемых становилась все дороже, оборудование устаревало физически и морально, увеличивались расходы на оборону.
Основная причина того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов заключается в том, что экономическая модель СССР себя изжила. В основе этой модели лежало отрицание всего нового. Поэтому локальные результаты были неплохими, но на длительном временном интервале – отрицательными.
Историческая справка
Почему экономические реформы 1965 г не дали ожидаемых результатов?
Есть целый комплекс причины, из-за которых это произошло:
- Экономические основы изменены не были. Брежнев пытался поверхностными изменениями решить глобальные проблемы, но, увы, это невозможно.
- Противоречия в партии. Для решения глобальных задач должно быть единство, но его не было и каждый тянул одеяло в с вою сторону.
- Экономика для ЦК КПСС была менее важна, чем идеология. Даже когда стало очевидно, что экономика СССР в очень плачевном положении, все равно речь была примерно такой – как-нибудь проживем, главное не трогать постулаты социализма и партийной гегемонии.
- Противоречия. Предприятия наделили элементами самостоятельности, но зачастую их самостоятельные решения шли в противоречие с мнением Министерств.
Одной из причин было то, что в СССР существовало (строилось) большое количество гигантских заводов. В результате они имели монопольное положение в стране.
В следствии же того, что предприятиям давались экономические послабления, страдало качество продукции в виду отсутствия конкуренции. В ответ на это правительство ужесточило нормы проверки качества продукции.
На первый взгляд это шаг абсолютно правильный, но на практике он привел к тому, что продукция подорожала, а также наступил ее дефицит. В итоге реформа развивалась, но результатов положительных не было.
Более того ежегодно все большее число товаров привозились из заграницы, поскольку промышленность СССР не могла обеспечить граждан всем необходимым. Ведь не решалась одна из главных проблем – недостаток продукции массового потребления. Вот, что по этому поводу писал А.А. Громыко.
Многие члены Политбюро искренне убеждены, что монопольные предприятия, гигантские стройки и тяжелая промышленность требуют неоправданных затрат, в то время, как предприятия, работающие на массовое потребление, оказываются в изоляции.
А.А. Громыко
Причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 1970-х – начале 1980-х гг
Причины этого отрыва понятны – в СССР делалось все для тяжелой промышленности и военной техники, по показателям развития которых страна была впереди своих западных «партнеров». Но делалось это за счет экономии на нуждах граждан, ведь в СССР был дефицит практически со всем.
Все, кто жил в ту эпоху, рассказывает, что очереди были за товарами из Югославии, Чехословакии, Польши и других стран. Были и собственные товары, но их крайне не хватало. Это и есть явный признак перекоса экономики к тяжелой промышленности.
У западных стран этого перекоса не было, поэтому они начали понемногу в этом отношении отставать от СССР.
Кроме того был еще 1 момент, который затормозил развитие экономики СССР и привел к отставке Косыгина – увеличение цены на нефть и газ. Брежнев со своим окружением решили, что экономическая реформа 1965 года уже свое отжила, а дальше страна будет жить за счет продажи топлива.
Косыгина убрали, кризис усилился. Поэтому причины того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов следует искать в решениях ЦК, где си дели люди искренне убежденные, что реформы не нужны, что можно обойтись не реформированием, а небольшим косметическим ремонтом.
Но они очень сильно ошибались…
Источник: https://istoriarusi.ru/cccp/ekonomicheskie-reformi-1965-goda.html
Брежнев и его эпоха
«Дорогие товарищи империалисты […]» — Из доклада XXVI съезду КПСС, 1981 года.
Леони́д Ильи́ч Бре́жнев 6 (19) декабря 1906, по другим данным, 19 декабря 1906 (1 января 1907), Каменское, Екатеринославская губерния — 10 ноября 1982, Заречье, Московская область) — советский государственный, политический, военный и партийный деятель, занимавший высшие руководящие посты в советской государственной иерархии в течение 18 лет: с 1964 года и до своей смерти в 1982 году.
Первый секретарь ЦК КПСС в 1964—1966 годах, с 1966 по 1982 год — Генеральный секретарь ЦК КПСС. Председатель Президиума Верховного Совета СССР в 1960—1964 и 1977—1982 годах. Маршал Советского Союза (1976).
Герой Социалистического Труда (1961)[18] и четырежды Герой Советского Союза (1966[19], 1976, 1978, 1981). Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1973) и Ленинской премии по литературе (1979).
Под авторством Л. И. Брежнева опубликована трилогия: «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина».
Место захоронения Леонида Ильича Брежнева (Москва) Чтобы понять значение брежневского «застоя» в истории, мы вспомнили его успехи и провалы… И оказалось, что минусы эпохи — всего лишь продолжение ее плюсов
Реформы Косыгина и «застой»
Плюсы
Мало кто помнит, что брежневское «застойное» время началось… с реформ. В 1965 г. началось внедрение в промышленность СССР рыночных отношений (хозрасчета). В итоге 8-я пятилетка (1966 — 1970 гг.
) стала самой успешной в советской истории и получила название «золотой». Было построено 1900 крупных предприятий, в том числе автозавод в Тольятти.
Да и в последующих годах советские граждане, мягко говоря, не бедствовали — жизнь в СССР была дешевой и в общем-то комфортной.
Минусы
Застой в экономике начался, когда в начале 70-х мировые цены на нефть утроились, а в Западной Сибири нашли нефть. СССР с удовольствием сел на нефтяную иглу, а Брежнев потерял интерес к реформам.
С этого момента для руководства страны было главным не модернизировать СССР, а сохранить стабильность. Даже ценой беспросветной деградации экономики.
Очереди за дефицитом становились все длиннее, а список «доступных товаров» для обычного человека — короче.
Проигрыш Луны
Плюсы
При Брежневе СССР одержал новую космическую победу над американцами — Алексей Леонов совершил первый выход человека в космос. Большие успехи были и у военных — орбита буквально кишела спутниками-шпионами. В 1971 году СССР выводит на орбиту первую в мире станцию «Салют-1».
Минусы
При Брежневе советская космонавтика впервые проиграла американцам. Несмотря на усилия промышленности, запустить человека на Луну у СССР не получилось. Это сделали американцы в 1969 году.
Еще раз взяли Прагу
Плюсы
Несмотря на относительную мягкость правления Леонида Ильича, на международной арене СССР наращивал свой авторитет. Иногда с помощью жесткой руки.
На угрозу распада Варшавского блока, который пыталась организовать в 1968 году Чехословакия, Москва отреагировала решительно.
За 36 часов армии стран Варшавского Договора почти бескровно установили полный контроль над Чехословакией и подавили «пражскую весну».
Минусы
События в Праге спровоцировали антисоветские настроения в мире, и особенно — в Восточной Европе. В СССР активизировались диссиденты, и КГБ принялся «завинчивать гайки».
Бархатные репрессии
Плюсы
Борьбу с инакомыслием Брежнев старался сделать предельно мягкой. Когда в 1968 году «отец водородной бомбы» академик Андрей Сахаров высказал идею «постепенного сближения капитализма и социализма», его всего лишь отстранили от секретных работ. И только через 10 лет, когда Сахаров выступает против введения войск в Афганистан, его лишают всех наград и ссылают в Горький (Нижний Новгород).
В отличие от эпохи Сталина при Брежневе исчезла атмосфера всеобщего страха. Даже диссиденты особо не боялись за свою жизнь.
Минусы
В отличие от хрущевской «оттепели» при Брежневе исчез даже намек на свободу слова. Искусство стало абсолютно партийным.
Писатели, поэты, художники, не желающие писать бесконечные «ленинианы», мечтают уехать на свободный Запад. Отвращение к фальшивой официальной пропаганде среди интеллигенции становится всеобщим.
Возможно, именно это и спровоцирует то, что одни называют перестройкой, а другие — гибелью СССР.
Гонка вооружений и разрядка
Плюсы
Брежневское время — «золотой век» для военных. К началу 70-х годов СССР догнал США по ядерной мощи. Разработки армейских конструкторов тех лет до сих пор на вооружении Российской армии.
- Минусы
- Наращивание милитаристской мощи СССР при Брежневе аукнулось чудовищными тратами для бюджета и подрывом и так дышащей на ладан экономики.
- «Это сердце стучит — БАМ»
- Плюсы
При Брежневе началось новое Великое строительство — в апреле 1974 года на XVII съезде ВЛКСМ была объявлена ударная комсомольская стройка — БАМ. Тысячи молодых романтиков отправились в тайгу строить великую железнодорожную магистраль. Ее значение оценивалось как стратегическое. Новая дорога должна была поднять на новый уровень развитие Дальнего Востока.
Минусы
Но недаром в эпоху Брежнева было популярно слово «долгострой». БАМ был построен только через 30 лет. И пока не ясно — окупит ли себя эта комсомольская стройка, которая обошлась в многие миллиарды долларов. Сейчас поезда там ходят очень редко.
Олимпийский коммунизм
Плюсы
Брежнев добился, чтобы в Москве прошли Олимпийские игры. Рекордное число медалей за всю историю олимпизма — 197 (в том числе 80 золотых) — завоевали советские спортсмены. Москвичи до сих пор с удовольствием вспоминают этот триумфальный 1980 год, когда они вдруг обнаружили полные прилавки магазинов, финское пиво и сок с трубочкой.
Минусы
Олимпиада-80 обернулась скандалом. США и некоторые из их союзников бойкотировали игры. Нехорошим словом Олимпиаду (и заодно и столичных жителей) поминают те, кто пытался приехать в эти дни в Москву. Столицу страны тогда закрыли для иногородних, оставив москвичей с магазинным изобилием «один на один».
Афганская война
Плюсы
СССР продолжает бороться с США за влияние в мире. Не желая терять влияние над Афганистаном, Брежнев пошел ва-банк, введя туда войска и демонстрируя военную мощь Союза. Благо что армия не подкачала — блистательный захват Дворца Амина вошел в учебники спецопераций.
Минусы
СССР ввязался в неудачную войну. Афганские моджахеды при поддержке США превратились в ударный отряд антисоветской войны. За 9 лет через Афганистан прошли полмиллиона советских военных. Около 15 тысяч были убиты (по неофициальным данным — до 40 тыс.).
Поколение пепси
Плюсы
В 1973 году в СССР стала продаваться пепси-кола. Начато строительство заводов по производству пепси в Советском Союзе (первый — в 1974 г. в Новороссийске).
Минусы
Появление пепси на советском рынке — начало грустной тенденции, которая преследует российскую промышленность и поныне. Широко открывая двери для иноземных товаров, мы до сих пор не научились продвигать на международный рынок собственные.
ИКОНОСТАС
За что Ильичу давали ордена
По числу наград Л. И. Брежневу принадлежит еще никем не побитый «мировой рекорд». Великую Отечественную генерал-майор Брежнев закончил с четырьмя орденами и двумя медалями — обычный набор, имевшийся у фронтовиков его ранга. И фразы в наградных листах были стандартными: чаще всего — «За мужество и героизм».
Злые языки судачили, что «Леонид Ильич всю войну просидел в тыловой землянке политотдела». Это неправда. Он побывал во многих переделках, имел ранения и контузии.
После войны, при Сталине, Брежнев получил орден Ленина. При Хрущеве — еще один. Обоснования были похожими — «За выдающийся вклад». Всего же Брежнев 8 раз удостаивался этой награды (столько же «Ильичей» было и у маршала Василевского). И все «за выдающийся вклад» — в руководство партией, страной, армией…
Когда же Брежнев возглавил страну и партию, награды на его пиджаке начали разрастаться, как опята в лесу. Он стал Героем Соцтруда и четырежды — Героем Советского Союза (хотя по статуту Золотая Звезда может присваиваться только
3 раза). Звезды приурочивались ко дню рождения, юбилею Победы, партсъездам.
В 1978 году Брежнев был награжден высшим боевым орденом «Победа», который вручался крупнейшим полководцам за выдающиеся победы в масштабах фронтов.
Обоснование для Брежнева было таким: «За большой вклад в Победу советского народа, выдающиеся заслуги в укреплении обороноспособности страны, за внешнюю политику мира». При Горбачеве, в сентябре 1989 года, указ о награждении Брежнева орденом «Победа» отменили.
Виктор БАРАНЕЦ
* * *
Вандализированный Лёнин Ильич Брежнев
* * *
«Во время похорон уронили гроб Брежнева»
Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Обратите внимание на орудийные залпы на 10-й, 25-й, 40-й и 55-й секунде. Первый из них приходится как-раз на тот момент, когда гроб начинают опускать в могилу, и именно он, скорее всего, и стал причиной возникновения данного мифа.
Наконец, вот что об этом сам говорит человек, опускавший гроб Брежнева в могилу: «Когда родственники прощались с Леонидом Ильичом, ко мне подошёл комендант Кремля: «Георгий, столько гостей иностранных понаехало! Давай опустим гроб на бой курантов!» Гроб закрыли, сняли со стола, поставили на планку – и стоим, взявшись за полотенце, ждём. Минута, наверное, прошла. Наконец, ударили куранты, одновременно с ними раздались залпы траурного салюта. Поскольку звукооператор находился рядом с орудиями, грохот получился такой, что телезрители чуть не оглохли. Вот и подумали: «Полковники гроб уронили». Нас тогда все почему-то за полковников принимали»4).
4) Кремлёвский землеКОП, «МК-воскресенье», № 47 [306] от 7–13 декабря 2003 г.
* * *
Источник: http://russiadrev.blogspot.com/2012/05/blog-post_24.html
Экономическая реформа А. Н. Косыгина
Термином «реформа А.Н. Косыгина» в истории принято обозначать преобразования в сфере экономики, которые проводило руководство СССР начиная с 1965-го до начала 1970-х годов.
Своё название она получила по фамилии контролировавшего её проведение Алексея Николаевича Косыгина.
Он, занимая на тот момент один из высших постов в стране – председателя Совета Министров, был, фактически, вторым лицом в государстве.
Однако, на практике реформу разрабатывал целый коллектив, а в её основе лежали идеи известного экономиста того времени – профессора Е. Г. Либермана.
Главные цели и первый этап реформы
Введение реформы было связано с изменениями в органах власти страны. В конце 1964 года был насильно отправлен в отставку глава государства – Н. С. Хрущёв, а его место занял Л. И. Брежнев. Анализируя недостатки политики Хрущёва, новое руководство пришло к выводу о необходимости экономической реформы.
Главные цели реформы:
- ускорение темпов роста экономики;
- увеличение её эффективности;
- повышение жизненного уровня населения.
Основной идеей реформы стала мысль о необходимости использовать в руководстве хозяйством страны не только характерное для советской власти административное давление, но и экономические стимулы. Для этого предполагалось дать предприятиям некоторую экономическую самостоятельность и возможность самим распоряжаться частью своей прибыли.
Первый этап реформы проходил в 1965 году и заключался, прежде всего, в перестройке центральных органов управления:
-
Были ликвидированы территориальные органы управления, находившиеся за пределами столицы – введённые Хрущёвым Советы народного хозяйства. Взамен были восстановлены министерства, каждое из которых отвечало за развитие конкретной отрасли хозяйства по всей стране.
-
Были созданы особые комитеты, централизованно занимавшиеся определённым вопросом экономики на территории государства:
Непосредственное осуществление реформы началось после принятия ряда постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Ее основной этап проходил с 1966 по 1970 годы – в течение восьмой пятилетки.
Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере промышленности
-
Количество показателей, обязательных для исполнения предприятиями (согласно пятилетнему плану) было сокращено от тридцати до девяти.
-
Предприятиям давалась определённая хозяйственная самостоятельность. Теперь они могли:
- сами определять ассортимент производимой продукции;
- оставлять себе часть прибыли и распоряжаться ею, вкладывая в специальные фонды, которые занимались материальным стимулированием работников, социально-культурной сферой и строительством жилья;
- по своему усмотрению направлять часть доходов на совершенствование материальной базы через фонд развития производства;
- заключать договора и вести оптовую торговлю непосредственно между предприятиями, без привычного участия государства;
- определять необходимое количество работников, вплоть до сокращения излишнего персонала.
- Работа предприятий оценивалась не по количеству выпущенной ими валовой продукции, а по показателю её реализации и сумме полученной прибыли.
Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере сельского хозяйства
-
Повышение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства в 1,5 – 2 раза.
-
При выполнении плана, доходы за сверхплановую продукцию оставались в распоряжении колхозов и могли направляться, так же как и в промышленности, в социальную, культурную, жилищную сферы.
-
Уменьшение размеров обязательных поставок по основным видам продукции сельского хозяйства.
-
Цены за поставки сверхплановой продукции повышались на 50%.
-
Отмена оплаты труда колхозников из расчёта отработанных трудодней. С 1966 года они начали получать реальную зарплату согласно тарифным ставкам.
-
Введение выборности председателей колхозов, бригадиров и других должностей.
-
Были отменены ограничения на личные подсобные хозяйства колхозников.
Результаты реформы
Восьмую пятилетку принято называть «золотой» в силу того, что экономическая реформа Косыгина в годы ее осуществления дала кратковременный положительный эффект.
Объём промышленного производства увеличился на 50%. В стране было создано около двух тысяч новых предприятий. На них начала вводится автоматизированная система управления. Интенсивно развивалось жилищное строительство. Увеличилась заработная плата населения. Валовой общественный продукт и национальный доход в этот период достигли 6,5%. Темпы роста экономики достигли максимальных размеров.
Но после 1975 года рекордные показатели пошли на спад. Официально реформа государственными органами не отменялась, но постепенно, во второй половине 1970-х годов была свёрнута. Поэтому в целом, с учётом её последствий для дальнейшего развития страны, реформа Косыгина считается неудачной.
Причины неудачи реформы
-
Реформа была половинчатой, для её успешного продолжения необходимо было изменить основы плановой экономики страны и переориентироваться на рыночную, что было невозможно в условиях тоталитарного режима.
-
Важнейшей причиной является противодействие реформе высших бюрократических партийных кругов. Многие руководители Коммунистической партии и члены правительства, а также представители чиновничества на местах, противодействовали продолжению реформы. Они не привыкли и не хотели работать без директивных методов.
-
Подобные экономические свободы в Чехословакии привели к Пражской весне и попыткам смены социалистического режима. Это вызвало небезосновательные опасения руководства СССР, что углубление реформы приведёт к демократизации общества и необходимости изменения политического строя.
-
В 1960-70-х годах наша страна начала получать основную часть своих доходов от экспорта нефти. Данное обстоятельство позволяло отложить попытки получения больших доходов за счёт реформы собственной экономики.
Тем не менее, основные идеи реформы Косыгина – Либермана были использованы в эпоху «перестройки» Горбачева и привели к последствиям, которых так опасалось советское руководство. Коммунистический режим и плановая экономика исчезли, а на смену им пришли демократия и рыночная экономика, основанная на принципах конкуренции.
Плюсы и минусы реформы А. Н. Косыгина
После отставки Н. С. Хрущёва, правительство Л. И. Брежнева начало спешно разрабатывать план по преобразованию экономической системы, которая на данный момент находилась в тупике. Главной целью правительства стало стимулирование производства путём внедрения капиталистических методов в социалистическую экономическую систему. Историки по-разному оценивают результаты косыгинской реформы.
Положительные стороны реформы
Реформа Косыгина на какое-то время действительно дала положительный эффект, поэтому восьмилетку, за которую проводилась реформа, принято называть «золотой». В основном положительные моменты коснулись сельского хозяйства и состояли они в следующем:
- Увеличились доходы колхозов на 15%. Это был хороший шаг в сторону развития сельскохозяйственного производства;
- Объём с/х производства вырос на 21%;
- Простили долги колхозов и совхозов;
- Снизили цены на технику;
- Трудодни были заменены на заработную плату и продукты;
- Работники колхоза начали получать пенсию;
- Повысились закупочные цены в 1,5 раза;
- Запустили единую систему электроснабжения. Теперь техника могла работать на электричестве, что увеличило производительность;
- Кратковременный, но стремительный положительный эффект произошёл и в сфере промышленности. Так, объём промышленного производства возрос на 50%, что обеспечило стабильную заработную плату;
- Интенсивное жилищное строительство;
Отрицательные стороны реформы
После 1975 года развитие экономики прекратилось, а потом начало стремительно падать. Отрицательные стороны коснулись в основном промышленности, которая, вопреки ожиданиям правительства начала развиваться при помощи экстенсивных методов.
Таким образом, причинами провала реформы стали:
-
Противоречия между экономическим курсом и политическим режимом. Для дальнейшей успешной реализации экономической программы необходимо было отойти от плановой экономики, но такая стратегия исключалась при тоталитарном режиме;
-
Негативное отношение бюрократии, которой не нравилось, что распределение дохода колхозов теперь зависит не от неё;
-
Производители скоро поняли, что намного быстрее и проще будет получать прибыль путём экономии на качественном сырье. Это привело к несоответствию цены товара и его качества;
-
Предприятия, производившие некачественный продукт, устранялись, что повлекло за собой массовую безработицу;
-
Возникла угроза социалистическому режиму, который показал свою несостоятельность в борьбе с экономическим кризисом. В обществе начались волнения, апогеем которых стала печально известная Пражская весна – бунт в Чехословакии;
Последствия реформы
Реформа А.Н. Косыгина не добилась значительных перемен в лучшую сторону, но положила начало новой экономический системе. Последствия реформы состояли в следующем:
-
В плановую экономику активно входили элементы рыночной. В 1977 году была выпущена новая Конституция СССР, в которой прописывалась новая система экономического планирования. Согласно этой системе, управление экономикой всё ещё находилось во власти государственного аппарата, однако, допускалось активное функционирование и даже стимулирование частного предпринимательства.
-
Дефицит и инфляция. Из-за стремительного увеличения зарплат рабочим, у населения в скором времени появилось на руках слишком много свободных денег, которые просто обесценивались. К дефициту на рынке привела невозможность предприятий удовлетворять потребности населения.
-
Дефицит государственного бюджета. Большая часть денег сосредоточилась в руках частных предпринимателей, в то время как казна стремительно пустела.
-
Быстрыми темпами росла безработица, поскольку множество государственных предприятий начали закрываться из-за недостатка финансов.
-
Интегрируя вышеперечисленные последствия, можно сделать вывод о том, что СССР переживал острый кризис, который в дальнейшем привёл к развалу Союза.
Источник: https://histerl.ru/lectures/65/itogi_reform.htm
Косыгин и его реформы — суть и итоги
Косыгинская реформа (экономическая реформа 1965 года) – комплекс преобразований, направленных на реформирование системы планирования и управления народным хозяйством в СССР.
Реформы проводились с 1965 по 1970 год, и получили свое название в честь А.Н.
Косыгина, председателя Совета Министров СССР, который занимался разработкой и контролировал проведение реформы в Советском Союзе.
На Западе эта реформа также известна как «Реформа Либермана» — в честь советского экономиста Е.Г. Либермана, который стал еще одним автором основной концепции данной экономической реформы.
Основная суть Косыгинской реформы заключалась во внедрении новых экономических методов управления, расширении хозяйственной самостоятельности предприятий и широком использовании инновационных приемов материального стимулирования.
Краткая биография Косыгина
Алексей Николаевич Косыгин родился 21 февраля 1904 года в Санкт-Петербурге в семье Николая Ильича и Матроны Александровны Косыгиных.
С 1919 по 1921 год Алексей служил в 7-ой армии на военно-полевом строительстве участка Петроград-Мурманск, а затем стал слушателем Всероссийских продовольственных курсов Наркомпрома и поступил в Ленинградский кооперативный техникум, после окончания которого был отправлен в Новосибирск.
В 1927 году был принят в члены ВКП(б), а с 1928 года работал заведующим плановым отделением Сибирского краевого союза потребкооперации. В 1930 году, после возвращения в Ленинград, поступил в Ленинградский текстильный институт, который окончил в 1935 году.
Карьера Косыгина развивалась достаточно быстро. С 1936 по 1937 год он работал простым мастером, затем начальником смены, а потом и директором фабрики «Октябрьская». Сразу после этого в 1938 году назначен на пост заведующего промышленно-транспортным отделом Ленинградского обкома ВКП(б), а в 1939 году был избран членом ЦК ВКП(б). Так началась его политическая деятельность.
До войны Косыгин занимал разные посты, а в 1941 году возглавил группу комиссаров Комитета по Гражданской Обороне. Группа занималась эвакуацией и снабжением продовольствием мирного населения в осажденном Ленинграде, сам Косыгин принял участие в создании знаменитой «Дороги жизни».
После войны Косыгин назначен на пост председателя Оперативного бюро Совета народных комиссаров РСФСР, а в 1946 году стал Председателем Совета Министров СССР и членом политбюро ЦК КПСС.
В эти годы начинается его активная политическая и экономическая деятельность, самое заметное место в которой занимает экономическая реформа 1965 года.
Разработанная и проведенная Косыгиным и Либерманом, она существенно меняет экономику СССР и направляет ее в новое русло.
В 1980 году Косыгина освобождают от должности члена Политбюро ЦК КПСС и от должности Председателя Совета Министров СССР в связи со значительным ухудшением здоровья. Косыгин умирает 18 декабря 1980 года.
За год своей работы Косыгин внес значительный вклад не только в разработку новой экономики, но и во внешнюю политику СССР – благодаря его стараниям удалось нормализовать отношения между СССР и Китаем.
Косыгинская экономическая реформа
В октябре 1964 года происходит отставка Н.С. Хрущева с поста главы государства, а вместе с этим заканчивается и эпоха «хрущевской оттепели», характеризующаяся частыми и серьезными (но зачастую непродуманными) реформами всех сфер жизни. Наступает время более умеренных преобразований, возвращавших страну обратно к консерватизму.
Несмотря на то, что вместе с Хрущёвым ушла определенная свобода, возвращения к сталинизму не произошло – новое руководство страны во главе с Л. Брежневым решило продолжить курс умеренных, но все же преобразований, призванных и далее совершенствовать социализм.
Для того, чтобы эти преобразования были возможны, а также для того, чтобы соответствовать резкому научно-техническому скачку, произошедшему в мире, было принято решение разработать и провести социально-экономическую реформу. Разработку и проведение поручили Косыгину.
Суть Косыгинской реформы
Общая суть реформы состояла в том, чтобы дать различным предприятиям большую степень экономической свободы, а также в качестве основного движущего стимула выбрать материальные ценности и поощрения.
Основные положения реформы:
- Восстановление системы отраслевого управления промышленностью, ликвидация органов территориального управления хозяйством;
- Сокращение количества директивных плановых показателей с целью уменьшения бюрократизации;
- Ключевыми показателями экономической состоятельности предприятия становились прибыль и рентабельность;
- Новая ценовая политика.
Однако проведение реформы столкнулось с определенными трудностями. Прежде всего, необходимо было также реформировать аграрный сектор, чтобы он смог настроиться на работу в новой экономической системе – время проведения реформ было продлено и внедрение изменений заняло пять лет, с 1965 по 1970 год, после чего они были свернуты, так и не достигнув значительного успеха.
Итоги реформ
В ходе реформ была сделана попытка перейти к интенсивному качеству роста экономики СССР, был создан фундамент для дальнейшего развития постиндустриальной экономики, где важную часть занимали показатели эффективности. К сожалению, проведение Косыгинской реформы нельзя назвать удачным.
В современной исторической науке доминирует мнение о том, что реформы Косыгина были свернуты или просто провалились из-за большого количества нестыковок и проблем в административно-управленческом корпусе, который мешал внедрению новой экономической политики. Кроме того, на проведение реформ необходимы были деньги, которых у государства не было – в результате реформы постепенно пошли на убыль и были свернуты.
Результаты Косыгинской реформы были взяты за основу для проведения экономических реформ 1987-1988 годов.
ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!
Источник: http://historykratko.com/kosyginskaya-reforma
Начало реформ Косыгина
Косыгинская реформа (Реформа Либермана) — экономическая реформа, направленная на совершенствование системы планирования и управления народным хозяйством в СССР.
Начало Косыгинской реформе было положено в 1965 г., однако из-за ряда проблем ее осуществление продлилось до 1970 г., после чего она была свернута. Свое название экономическая реформа получила в честь А.Н.
Косыгина, председателя Совета министров СССР, которому было поручено заниматься разработкой и проведением экономических преобразований.
Кроме того, она известна как Реформа Либермана — в честь второго автора и разработчика проекта, советского экономиста Е.Г. Либермана.
Суть реформы заключалась во внедрении совершенно новой экономической системы управления на предприятия, которая опиралась бы на показатели эффективности и готовила экономику к новому витку развития.
Краткая биография Косыгина
Алексей Николаевич Косыгин родился 21 февраля 1904 г. в Санкт-Петербурге, получил хорошее образование. С 1919 по 1921 г.
он служил в армии на военно-полевом строительстве участка дороги между Петроградом и Мурманском, после чего вернулся в город и стал слушателем Всероссийских продовольственных курсов Наркомпрома.
В этом же году он поступил в Ленинградский кооперативный техникум, после окончания которого отправился в Новосибирск. В 1927 г. Косыгин стал членом ВКП(б), а в 1930 г. вернулся в Ленинград и поступил в Ленинградский текстильный институт.
После окончания института карьера Косыгина развивалась достаточно быстро. С 1936 по 1937 г. он работал сначала простым мастером, затем начальником смены, а после и директором фабрики «Октябрьская». В 1938 г.
его назначили на пост заведующего промышленно-транспортным отделом Ленинградского обкома ВКП(б), а уже спустя год избрали членом ЦК ВКП(б).
С этого момента началась политическая карьера Косыгина, который стремительно поднимался по карьерной лестнице в партии.
В начале войны его назначили во главу группы комиссаров Комитета по гражданской обороне. Комитет занимался эвакуацией и поставками пропитания для мирных жителей в осажденный Ленинград. В ходе своей работы Косыгин стал одним из участников группы, создавшей и распланировавшей знаменитую «Дорогу жизни», что во многом и способствовало его дальнейшим успехам в политической деятельности.
После войны Косыгина назначили председателем Оперативного бюро Совета народных комиссаров РСФСР, а в 1946 г. он стал Председателем Совета министров СССР и членом политбюро ЦК КПССС. Именно на этих должностях и прошла его основная политическая и экономическая деятельность, одно из самых заметных мест в которой занимает экономическая реформа 1965 г.
Косыгинская экономическая реформа
После того как в октябре 1964 г. пост главы государства покинул Н.С. Хрущев, закончилась и знаменитая хрущевская оттепель, во время которой в СССР активно проводились разнообразные реформы, порой очень смелые и довольно часто непродуманные. На смену им пришли уже более умеренные и консервативные преобразования новой власти.
Несмотря на опасения, с приходом Л. Брежнева страна не вернулась к сталинизму, начался ряд умеренных преобразований с целью совершенствования социализма. В это же время в мире происходит резкий научно-технический скачок, что приводит к необходимости преобразовать существующую экономическую систему. Разработку экономической реформы поручили Косыгину.
Суть Косыгинской реформы
Суть реформы заключается в том, чтобы сделать предприятия более самостоятельными, повысить степень их хозяйственной и экономической свободы и выбрать новые экономические стимулы взамен старым.
Реформа предполагала:
- ликвидацию органов территориального управления хозяйством, восстановление системы отраслевого управления;
- сокращение количества плановых показателей с целью уменьшить бюрократизацию процесса производства;
- переход на экономические стимулы;
- ключевыми показателями эффективности становились рентабельность и прибыль;
- новая политика формирования цен.
К сожалению, уже на первом этапе проведение реформы столкнулось с определенными трудностями: аграрный сектор оказался не готов к новой экономической системе, поэтому проведение реформ затянулось на пять лет. К 1970 г. стало понятно, что полностью осуществить задуманное невозможно, и реформы постепенно сошли на нет.
Итоги реформы Косыгина и причины провала
Основная цель экономической реформы заключалась в том, чтобы подстегнуть экономику перейти к интенсивному качеству роста и создать фундамент для дальнейшего ее развития, но уже с новыми основами. К сожалению, Косыгинскую реформу можно назвать неудавшейся, так как полностью воплотить ее в жизнь так и не удалось.
Историки называют ряд причин, по которым реформа провалилась, однако основное место в них занимают несостыковки и большое количество противоречий в административно-управленческом корпусе (проведения реформы хотела далеко не вся правящая часть партии). Кроме того, сказалась банальная нехватка денег на осуществление преобразований. Несмотря на неудачу, реформы легли в основу экономических преобразований в 1987-1988 гг.
В 1980 г. Косыгина освободили от всех должностей в связи с ухудшением здоровья, а позднее, 18 декабря 1980 г., он умер. За период своей политической карьеры Косыгин не только занимался разработкой экономических преобразований, но и внес существенный вклад во внешнюю политику СССР.
> Поделитесь с нами своим заданием!
Источник: https://historynotes.ru/kosyginskaya-reforma/
КОСЫ́ГИНА РЕФО́РМА 1965
Авторы: Я. Н. Дубенецкий, В. В. Ивантер
КОСЫ́ГИНА РЕФО́РМА 1965, совокупность мер, направленных на повышение эффективности экономики. Осуществлялась по инициативе и под рук. пред. СМ СССР А. Н. Косыгина.
В разработке реформы участвовали Н. К. Байбаков, А. В. Бачурин, Л. И. Абалкин, А. И. Анчишкин, Л. М. Гатовский, Р. А. Белоусов, В. С. Немчинов, Л. В. Канторович, С. С.
Шаталин и др.
Осн. цели и направления реформы были сформулированы в решениях Пленума ЦК КПСС (сент. 1965), постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» от 4.10.
1965 и в утверждённом тогда же СМ СССР «Положении о социалистическом государственном предприятии». Гос. комитеты по отраслям пром-сти и совнархозы были упразднены, вместо них образованы общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства.
Территориальный принцип в организации материально-технич. снабжения был сохранён.
Предполагались существенное расширение самостоятельности и прав предприятий, переход к стимулированию их деятельности в зависимости от показателей не только количественного, но и качественного, экономически эффективного роста, что должно было внести в экономич.
организацию элементы состязательности ради достижения лучших результатов и даже определённой конкуренции. В качестве гл.
показателя эффективности работы предприятия вводился показатель объёма реализованной продукции (вместо объёма валовой продукции) и прибыли, что, как ожидалось, должно было способствовать учёту спроса населения и производств. потребителей на разнообразную, современную и качественную продукцию. Предусматривалось сокращение числа обязат. плановых показателей.
Реформой предполагалось образование фондов экономического стимулирования предприятий (материального поощрения; социально-культурных мероприятий и жилищного строительства; развития произ-ва) в зависимости от темпов роста реализации продукции и уровня расчётной рентабельности (отношение расчётной прибыли, образуемой при вычете из общей прибыли платы за основные и оборотные средства, к среднегодовому размеру этих средств) по нормативам, установленным для групп предприятий, близких по своим производственно-технологич. и экономич. характеристикам. Фонды поощрения на предприятиях планировалось формировать в значит. мере за счёт дополнит. обязательств по увеличению объёмов произ-ва и прибыли, в т. ч. за счёт сокращения издержек произ-ва, снижения численности работающих, самостоят. реализации на сторону излишних основных фондов. Реформа системы оптовых цен должна была выправить многочисл. сложившиеся ещё в период социалистич. индустриализации деформации в ценах, тем самым обеспечить нормально работающим предприятиям возмещение их затрат и формирование достаточной прибыли. Впоследствии реформа цен была дополнена реформой амортизационной политики и практики, с учётом важности политики амортизирования как для ценообразования, так и для стимулирования технич. прогресса.
Первоначально реформа в осн. своих направлениях была достаточно активно и с одобрением воспринята как хозяйственниками, так и всей экономич. общественностью, внеся значит. оживление в науч. мысль и практику. Она способствовала вскрытию и использованию внутр. резервов предприятий (при прежней хозяйств.
системе в этом не были заинтересованы ни руководители, ни коллективы). К 1970 на новые условия работы перешло св. 90% предприятий ведущих отраслей пром-сти, а также 40% совхозов. Пятилетка реформы, по данным офиц. статистики, стала лучшей из всех пятилеток: объём пром.
произ-ва вырос на 50%, производительность труда – на 39%, среднегодовые темпы прироста нац. дохода составили 7,7%. Однако вскоре выявились внутр. несовершенства, противоречия реформы, не предвиденные её авторами.
Отраслевая система управления через министерства, главки, объединения (которых со временем становилось всё больше) искусственно разрывала единую народно-хозяйственную систему, не позволяя осуществлять программно-целевое управление ресурсами и тем самым выхолащивая одно из гл.
преимуществ плановой экономики – концентрацию ресурсов на решающих направлениях. Кроме того, в отраслевой системе управления зачастую игнорировались территориальные проблемы, не обеспечивалось рациональное сочетание отраслевого и территориального аспектов управления экономикой.
Капиталовложения и материальные ресурсы распределялись в большинстве случаев уравнительно, что приводило к распылению сил и средств, их длительному омертвлению, многочисл. долгостроям, срывало планы технич. перевооружения предприятий и отраслей, несмотря на крупные закупки совр. оборудования за рубежом.
Практика реформы вскрыла её глубинные проблемы, состоявшие в попытке соединить противоречивые, взаимоисключающие элементы рыночной и адм. системы организации экономики. Не оказались жизнеспособными и системы стимулирования по групповым нормативам, т. к. в реальной экономич.
жизни предприятия различались по множеству производств., технологич., экономич., географич. и многих др. признаков. Реформа в её центр. звене, в хозяйств. механизме на уровне предприятия, не преодолела гл. проблемы планово-командной организации экономики – отторжения ею технич. прогресса. При фактич.
отсутствии рынка и его атрибутов (конкуренции, перелива капитала и пр.) и господстве командных начал фонды развития средств произ-ва не смогли стать ресурсом и механизмом технологич. модернизации, а показатели прибыли и реализации продукции – сыграть решающую роль в повышении эффективности произ-ва.
Цены, утверждаемые разветвлённой системой бюрократич. структур, при отсутствии подлинно рыночных механизмов их формирования также не могли стать ориентирами и регуляторами хозяйств. деятельности и (наряду с др. компонентами реформы) не могли предотвратить постепенной экономич. стагнации.
Прежде всего по этим причинам, а также из-за противодействия парт.-гос. номенклатуры, не видевшей своего места в реформируемой экономич. системе, уже через 3–4 года эффективность К. р.
стала снижаться и вскоре реформа была свёрнута, за исключением отдельных, в сущности формальных, элементов (сохранение фондов поощрения, платы за фонды и др.).
Источник: https://bigenc.ru/domestic_history/text/2103190