Автономное учреждение — плюсы и минусы формы

Автономное учреждение — плюсы и минусы формы

В Республике Татарстан, в отличие от многих других субъектов федерации, процесс перехода бюджетных образовательных учреждений в автономные активно идет не только в сфере дошкольного воспитания, но и в школах, техникумах, колледжах. О том, как работает механизм саморегуляции на уровне среднего учебного заведения, наш корреспондент беседует с директором Зеленодольского медицинского училища Александром ЛАЗЕБНЫМ.

– Александр Федорович, ваше образовательное учреждение решило отказаться от бюджетного финансирования и пуститься в «автономное плавание». Хотелось бы знать, что послужило основанием для такого решения.

– В сентябре 2007 года вышло специальное постановление Кабинета министров Республики Татарстан.

– Получается, что вы уже два года в самостоятельном плавании и, следовательно, хорошо знаете, в чем состоят главные отличия автономного учреждения от бюджетного?

– Все будет ясно, если проанализируем такие документы, как Закон об автономных учреждениях, Гражданский и Бюджетный кодексы, и посмотрим, какие права они предоставляют бюджетным и автоном ным учреждениям и какие обязанности для них устанавливают. Для наглядности обратимся к таблице (см. табл.).

Автономное учреждение — плюсы и минусы формы

– Не подорожало ли обучение студентов в связи с переходом учебного заведения в статус автономного учреждения и снижением контингента?

– Отразилась, безусловно, но в лучшую сторону. Стоимость обучения студентов первого курса снизилась на 8 тыс. рублей и составляет в текущем учебном году 18 тыс. рублей. Второй и последующие курсы обходятся дороже – в 25 тыс.

рублей в год, но и здесь отмечается уменьшение на 1 тыс. рублей в год.

Помимо того, новый статус позволил улучшить условия обучения и открыть второй компьютерный класс, а также откликнуться на запросы рынка труда: ввести обучение по востребованным смежным профессиям: таким как «медицинский массаж», «медицинская косметология».

– Изменились ли структура учебного заведения и структура управления? Получили ли вы как директор какие-то дополнительные полномочия?

– В управленческом плане большое значение имеет возможность самостоятельно формировать и утверждать штатное расписание, исходя из реальных потребностей и фонда заработной платы. Закон об автономных учреждениях нам ее предоставил.

А что касается структуры, появился наблюдательный совет, с мнением которого приходится считаться.

– И насколько сложно взаимодействовать с наблюдательным советом?

– Когда речь идет о деятельности учебного заведения, особых сложностей не возникает. Но проблемы технического, организационного свойства существуют. Например, сложно собрать всех членов наблюдательного совета на очередное заседание.

– Готов ли педагогический коллектив к работе в рыночных условиях или требуются дополнительная подготовка, в том числе психологическая, обновление кадрового состава?

– Повышение квалификации преподавателей проводится, как правило, один раз в пять лет. В современных условиях этого явно недостаточно.

На мой взгляд, основная масса наших преподавателей к работе в рыночных условиях не готова и нуждается в дополнительной комплексной переподготовке.

А кардинальное обновление кадрового состава в условиях резкого снижения контингента студентов, к сожалению, невозможно. В 2009 году мы уволили четырех штатных преподавателей по сокращению штата из-за недостаточной учебной нагрузки.

– А с чем, по вашему мнению, связаны наибольшие трудности в работе автономного учреждения?

– С формированием контингента. При выпуске 130-140 человек в год минимальный прием студентов на бюджетной основе (госзаказ) составил в 2008 году только 30 человек и немного больше в 2009 году – 55.

В настоящее время введены дополнительные ограничения на финансовую деятельность, так что мы опять вернулись под «крыло» казначейства.

– Выигрывает ли от перемены статуса коллектив учебного заведения? В чем?

– В росте заработной платы всех членов коллектива. В среднем, штатные преподаватели получают сейчас более 10 тыс. рублей в месяц, тогда как до перемены статуса было 7-8 тыс. рублей.

– Имеется ли, на ваш взгляд, необходимость совершенствовать и далее Закон об автономных учреждениях? Или можно ограничиться разработкой нормативов и других подзаконных актов? Каких?

– Закон об автономных учреждениях требует совершенствования. В частности, хотелось бы наблюдательный совет заменить попечительским, в составе которого преобладают бизнесмены и меценаты, а не чиновники.

– Ощущает ли ваше учебное заведение влияние кризиса? В чем это проявляется? Способно ли автономное образовательное учреждение в условиях внебюджетного финансирования в одиночку бороться с воздействием кризиса?

– Конечно, ощущаем. В 2009 году бюджетное финансирование училища из-за кризиса секвестрировано почти на 1 млн. рублей.

Также уменьшается количество рабочих мест для средних медицинских работников в лечебно-профилактических учреждениях республики, что приводит к проблемам с трудоустройством выпускников.

Автономное учреждение обязательно должно финансироваться по двум каналам: бюджетному и внебюджетному. При отсутствии первого выживание в современных условиях проблематично.

– Какие советы, исходя из личного опыта, вы бы дали коллегам – руководителям образовательных учреждений, готовым перейти к модели автономного учреждения?

– Как следует подготовиться к предстоящей деятельности в новых финансово-экономических условиях. Для этого придется провести ряд мероприятий. Начните с подготовки необходимых документов – разработайте бизнес-план, стратегию, устав, стандарты и локальные акты автономного учреждения. Обучите персонал действиям в новых условиях.

Приведите материально-техническую базу к требованиям нормативов и стандартов. Проанализируйте финансово-экономическое положение и определите дефицит средств. Ликвидируйте избыточные мощности и полностью загрузите оставшиеся. Проанализируйте качество кадрового состава. Рассчитайте бюджет. Подготовьте договоры на получение госзаказа. Разработайте инновационную программу.

Определите стоимость услуг, которые будет оказывать учебное заведение.

– А что, по-вашему, должны предпринять органы управления образованием, для того чтобы осуществить безболезненный переход к новым финансово-экономическим отношениям?

– Разработать для этого необходимую нормативно-правовую базу и конкурсные условия и программы. Сформировать госзаказ на подготовку кадров, соответствующий расчетной стоимости услуг, а также бюджетную и налоговую политику по отношению к автономному учреждению.

На мой взгляд, при переходе в автономное учреждение нужно соблюдать определенные условия.

Прежде всего, учитывать, желает ли образовательное учреждение работать в новых финансово-экономических условиях, и предлагать изменить статус тем, кто не обременен дорогостоящими ресурсами.

Переход в автономное учреждение надо начинать с подготовительного периода – выше сказано, какие мероприятия он включает, – и осуществлять поэтапно. Вот тогда у вас все получится.

Источник: https://akvobr.ru/avtonomnoe_uchrezhdenie_plusy_i_minusy.html

Разница между автономным и бюджетным учреждением

Согласно отечественному законодательству, в Российской Федерации в зависимости от типа собственника выделяют три вида учреждений: государственные, частные и муниципальные. В свою очередь как государственные, так и муниципальные организации могут подразделяться на казенные, автономные и бюджетные.

Разделение на типы учреждений закреплено в Федеральном законе № 83-ФЗ от 08 мая 2010 года. Данная классификация определяет финансово-хозяйственную самостоятельность учреждения, его права и обязанности в отношении недвижимого и движимого имущества и денежных средств, а также степень независимости от государства.

Но чем отличается автономное учреждение от бюджетного?

  • Содержание статьи

Бюджетное учреждение – некоммерческая государственная или муниципальная организация (в зависимости от уровня учредителя), созданная с целью оказания услуг и выполнения работ в различных сферах, начиная с науки и образования и заканчивая физической культурой и спортом. Финансовое обеспечение бюджетной организации осуществляется на основании бюджетной сметы за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Автономное учреждение – некоммерческая организация, учредителем которой может выступать как государство в лице Российской Федерации, так и субъект, муниципальное образование. Основной целью деятельности автономной организации, как и в случае с бюджетным учреждением, является оказание услуг и выполнение работ в различных сферах.

Собственниками имущества двух вышеуказанных типов учреждения, закрепленного за ними на праве оперативного управления, являются Российская Федерация, субъект нашей страны и муниципалитет. Таким образом, основное отличие автономного учреждения от бюджетного заключается в уровне независимости от государства и финансово-хозяйственной самостоятельности.

Автономное учреждение — плюсы и минусы формы

Сравнение

Согласно российскому законодательству, в автономном учреждении должен обязательно присутствовать такой коллегиальный орган, как наблюдательный совет, который является надзорным органом в отношении руководителя и деятельности организации. У автономной организации не может быть больше одного учредителя.

Что касается финансирования, то бюджетные учреждения получают бюджетные средства от учредителя посредством сметы расходов и доходов, а автономные – за счет субсидий и субвенций. Кроме того, все доходы, полученные бюджетным учреждением, перечисляются на счета учредителя.

Но автономная организация самостоятельно распоряжается полученными от финансово-хозяйственной деятельности средствами, и Учредитель не имеет права распоряжаться доходами АО.

И что самое главное – автономное учреждение вправе заниматься хозяйственной деятельностью, не противоречащей законодательству РФ.

Каждая бюджетная организация обязана размещать свои денежные средства только на счетах Федерального казначейства. Право размещения средств на депозитах кредитных организаций дано лишь автономным организациям. Причем, как и в случае с депозитами, только автономные учреждения могут совершать сделки с ценными бумагами.

В чем разница между автономным и бюджетным учреждением? Помимо прав, у каждой организации имеются обязанности, по которым отвечают как учредитель, так и сама организация.

Учредитель бюджетной организации несет субсидиарную ответственность по всем обязательствам при недостаточности финансирования бюджетного учреждения.

В свою очередь учредитель автономного учреждения не несет ответственности за долги автономной организации.

Таблица

Автономное учреждение Бюджетное учреждение
В составе учреждения присутствует наблюдательный совет, выполняющий функции надзорного органа Бюджетное учреждение не вправе привлекать заемные средства
Учреждение вправе открывать счета в банках, совершать сделки с ценными бумагами и акциями Лицевые счета бюджетного учреждения открываются только в Федеральном казначействе РФ
Учредитель не несет ответственности по обязательствам организации Учредитель несет субсидиарную ответственность
Доходы поступают на счета организации Доходы от деятельности поступают на бюджетные счета

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-avtonomnoe-uchrezhdenie-ot-byudzhetnogo/

Право на «автономию» надо еще заслужить

Опубликовано: 23.08.2007 0:00

В последнее время много говорится о необходимости создания автономных учреждений, в том числе на базе предприятий образовательной, культурной, медицинской и других социальных сфер.

Поначалу многих сотрудников организаций — претендентов на статус автономного учреждения — подобная перспектива приводила в некоторое замешательство, если не сказать пугала, но сейчас ситуация кардинально меняется.

Читайте также:  Стоит ли играть в war thunder: плюсы и минусы игры

Более консервативной в этом отношении области, чем медицина, пожалуй, не придумать.

Это вполне оправданно, ведь за изменением статуса медучреждения стоит не только благосостояние его работников, но и здоровье населения.

А со здоровьем, как известно, шутить нельзя, так что, прежде чем решить вопрос с переводом медицинских ГУПов и МУПов в АУ, отмерить нужно не семь раз, как гласит пословица, а, наверное, все семьдесят.

Автономное учреждение — плюсы и минусы формы

— Камиль Шагарович, что, на ваш взгляд, может дать здравоохранению создание автономных учреждений?

— Сегодня государственные учреждения делятся на два типа — бюджетные и автономные. Поэтому автономное учреждение — не форма, а тип хозяйствующего субъекта. В автономных учреждениях для работающих сохраняются в полной мере конституционные гарантии и льготы.

Кстати, в начале 80-х годов в практике отдельных стран Европы были опробованы модели «автономных» медицинских учреждений. Автономизация больниц получила широкое распространение в 80-90-е годы в Австралии, Испании, Сингапуре и ряде других промышленно развитых и развивающихся стран.

Она использовалась, чтобы не допустить расширения приватизации и под контролем государства расширить финансовые возможности медицинских учреждений без ущерба выполнению ими социальных функций и их доступности населению.

Согласитесь, такой подход опровергает расхожую точку зрения, будто автономность — первый шаг к приватизации и коммерциализации здравоохранения.

В чем причина поиска новых, эффективных форм управления и организации в медицине? Этот вопрос актуален не только для России. Прежде всего, он вызван удорожанием медицинской помощи и особым вниманием населения к охране здоровья. В этой сфере существуют две формы собственности — частная и государственная. Каждая из них имеет свои преимущества.

Частная, как правило, обладает большими финансовыми возможностями, более независима, гибко управляет своими ресурсами. Она имеет возможность привлечь высококвалифицированных специалистов. Однако частный сектор не заинтересован в решении проблем общественного здоровья и профилактики заболеваний.

Он не может обеспечить общедоступность, равенство и справедливость при оказании медпомощи.

Учреждения, находящиеся в собственности государства, финансируются из бюджета и действуют в рамках существующей административной структуры. Но тут другая проблема — их права и самостоятельность малы, нет гибкости и маневренности использования ресурсов, потому оперативно решать текущие вопросы им трудно.

Выбор преимущественно государственной или частной системы здравоохранения служит предметом дискуссий и политической борьбы. В то же время признание достоинств и недостатков обеих систем порождает стремление к созданию модели, которая бы объединяла их лучшие черты. И такие модели создаются.

К ним можно отнести автономные учреждения, объединяющие черты обеих систем с высокой степенью контроля со стороны государства и общественности.

Следует отметить, что опыта работы автономных учреждений здравоохранения в России практически нет. Но это не значит, что развитые регионы не должны участвовать в поиске оптимальных форм организации медобслуживания.

Изучив опыт работы зарубежных стран, мы можем сказать, что сама по себе автономизация ЛПУ не гарантирует улучшения медицинского обслуживания населения.

Чтобы эффективно заработал механизм экономического управления, требуются специальная подготовка и дополнительные знания.

— Говорят, что это вызовет существенное сокращение штатов?

— Давайте ситуацию оценивать объективно. Сегодня штаты «выбиваются» для увеличения фонда заработной платы, и число штатных должностей в среднем на тридцать процентов превышает число реальных сотрудников.

Когда оплата труда будет зависеть от стоимости и качества лечения, а не от штатного расписания, потребность ориентироваться на него отпадет сама собой. В автономном учреждении руководитель и коллектив сами определят потребность в сотрудниках, необходимых для выполнения государственного задания.

Очевидно, что это потребует перераспределения специалистов, но вряд ли их сокращения.

— Каковы, на ваш взгляд, главные плюсы и минусы создания автономных негосударственных учреждений в медицине?

— Главным плюсом, по-моему, следует считать то, что оценка стоимости медицинских услуг и содержания ресурсов будет проводиться по нормативам с учетом их себестоимости, а оплата за предоставленную помощь — по расчетным нормативам.

Задание, формируемое на оказание медицинской помощи, будет более понятным, а самостоятельность лечебно-профилактических учреждений в рациональном расходовании средств и росте побудительных мотивов для эффективного хозяйствования — выше.

Так, допустим, медучреждения будут самостоятельны в распоряжении заработанными средствами, вправе привлекать кредиты, хранить деньги в банках. Автономное учреждение не подлежит банкротству.

Да и возможности общественного контроля повысятся — например, важные административные решения руководство не будет иметь права осуществлять без согласования с попечительским советом и учредителем.

А минусы… Пожалуй, это отсутствие опыта функционирования АУ, неподготовленность персонала и общественности, недостаточное пока правовое обеспечение деятельности автономных учреждений.

Потребуются дополнительные средства на проведение реформы — тоже минус. Да и недовольных новшеством со стороны малоэффективных учреждений будет немало.

Но положительных моментов в части создания автономных учреждений в медицине существенно больше.

— Какие медучреждения в республике предполагается подвергнуть такой реорганизации?

— Не нравится мне такая формулировка — что значит «подвергнуть»? Заставлять мы никого не собираемся, больше скажу — право на переход в автономное учреждение следует заслужить, продемонстрировав готовность, убедительные расчеты. Бессмысленно переводить в АУ неподготовленные, затратные учреждения и коллективы.

В первую очередь готовятся к переводу медицинские училища и колледжи, во вторую — вновь открываемые учреждения. Что же касается уже существующих, то называть их конкретно пока не буду — они еще не прошли соответствующую экспертизу.

Автор статьи: АРСЕНТЬЕВА Светлана Выпуск: № 168-169 (26024)

Добавить комментарий

Источник: http://rt-online.ru/p-rubr-zdrav-25106/

Преимущества и риски при переводе бюджетного учреждения в автономное учреждение

Агафонова Л. Н. Преимущества и риски при переводе бюджетного учреждения в автономное учреждение // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 241-243. — URL https://moluch.ru/archive/82/14968/ (дата обращения: 19.11.2019).

  • Проведен анализ основных особенностей деятельности, преимуществ и рисков при переводе бюджетного учреждения в автономное учреждение.
  • Ключевые слова: риск, автономное учреждение, управление.
  • Автономное учреждение — это некоммерческое образование, созданное Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации для исполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономное учреждение в сравнении с бюджетным имеет определенные особенности при проведении своей деятельности, установленные правовым статусом учреждения.

На данный момент имеет место ужесточение условий использования внебюджетных средств бюджетными организациями в соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Возросшая финансово-хозяйственная самостоятельность автономных учреждений предоставляет ряд привилегий для функционирования в сравнении с бюджетным. Следует перечислить основные преимущества от организации автономного учреждения по сравнению с его работой в форме бюджетного:

1.                  Учредитель автономного учреждения в обязательном порядке устанавливает для учреждения государственное (муниципальное) задание на предоставление услуг и осуществляет финансовое обеспечение исполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.

2.                  Автономное учреждение самостоятельно распределяет и использует полученную из бюджета субсидию (субвенцию) на выполнение задания учредителя, неся при этом ответственность за своевременное и полное исполнение задания, предоставление услуг соответствующего качества в рамках его исполнения и достижение установленных показателей результативности.

3.                  Автономное учреждение самостоятельно в распоряжении доходами, полученными от оказания платных услуг или исполнения работ по договорам помимо исполнения задания учредителя.

4.                  Автономное учреждение вправе открывать счета в кредитных организациях; расходование средств автономным учреждением не контролируется органами Казначейства Российской Федерации.

5.                  Автономное учреждение не является государственным (муниципальным) заказчиком и не обязано расходовать бюджетные средства на финансирование исполнения задания учредителя через процедуру государственного (муниципального) заказа.

6.                  Автономное учреждение вправе привлекать заемные средства в рамках осуществления своей деятельности.

7.                  Для автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего бюджетного учреждения, законодательством предусмотрена возможность в установленных случаях «вернуться» в форму бюджетного учреждения без переоформления разрешительных документов [1].

Таблица 1

Основные особенности функционирования бюджетных учреждений и автономных учреждений [1]

Показатель Бюджетное учреждение (БУ) Автономное учреждение (АУ)
Управление учреждением
Органы управления Учредитель, руководитель; наблюдательный совет не является обязательным органом. Также см. ст. 158 БК РФ, определяющую бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Учредитель, наблюдательный совет, руководитель и иные органы, предусмотренные Законом об автономных учреждениях № 174-ФЗ и уставом автономного учреждения (п.2 ст.8 и ст.9 174-ФЗ)
Финансирование
Участие учредителя в финансировании учреждения В соответствии со ст.120 ГК РФ, бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. В соответствии с новой редакцией БК РФ (ст. 41), доходы учреждений от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и платных услуг включаются в состав неналоговых доходов бюджетов (после принятия соответствующего Федерального закона). В соответствии с п.3 ст.4 Закона об автономных учреждениях № 174-ФЗ, учредитель финансирует: 1.                  Выполнение учреждением задания по нормативам; 2.                  Расходы на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ на праве оперативного управления; 3.                  Расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, в т. ч. земельные участки; 4.                  Расходы на развитие АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.
  1. Преимущества и риски для учреждения при переводе его в форму автономного учреждения могут заключаться в следующем:
  2. 1.      Автономное учреждение извлекает доходы из двух основных источников:
  3. а) бюджетное финансирование исполнения задания учредителя, содержания недвижимого и особо ценного движимого имущества, уплаты налогов и развития учреждения в рамках утвержденных программ;

б) доходы от предпринимательской деятельности помимо исполнения задания учредителя.

При этом доходы автономного учреждения поступают в его собственное распоряжение (собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления деятельности автономным учреждением).

Высокий уровень финансовой самостоятельности автономного учреждения дает ему возможность существенного увеличения внебюджетных доходов.

2.         Одним из основных рисков для автономного учреждения является вероятность понижения объёма государственного (муниципального) задания и, соответственно, величины бюджетного финансирования.

Способом нейтрализации данного риска может служить разработка и принятие регионального или местного бюджета на трехлетний период либо утверждение перспективного финансового плана с выделением на среднесрочную перспективу строки «субсидии автономным учреждениям» с неснижаемым из года в год плановым объемом ассигнований.

Читайте также:  Стоит ли учиться на сантехника — плюсы и минусы профессии, процесс обучения

Необходимо отметить, что риск понижения объемов бюджетного финансирования существует также и для бюджетных учреждений.

3.         Риском для автономного учреждения также является возможность банкротства кредитного учреждения, в котором автономное учреждение открыло счет.

В качестве способа нейтрализации данного риска можно предложить выбор учреждением для открытия счета наиболее надежных банков — например, таких, существенная доля акций которых находится в государственной собственности (Сбербанк РФ, Внешторгбанк и пр.).

4.         Для автономного учреждения имеет место значимый риск невозможности исполнения своих обязательств перед кредиторами.

В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 2 Закона об автономных учреждениях, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам, а собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.

Таким образом, автономное учреждение в случае невозможности исполнения своих обязательств перед кредиторами отвечает по обязательствам своим движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств учреждения, а также денежными средствами на своих банковских счетах.

5.         Немаловажным для автономного учреждения является также риск несвоевременного финансирования исполнения задания учредителя и (или) поступления доходов от оказания платных услуг и исполнения работ по договорам помимо исполнения задания.

Задержка при перечислении субсидии (субвенции) на выполнение задания учредителя в соответствии с установленным графиком может привести к невыполнению автономным учреждением своих обязательств перед персоналом и внешними контрагентами, несоблюдению гарантий получателям услуг, что может привести к потере платежеспособности учреждения и снижению объемов и (или) качества оказываемых услуг.

Что касается доходов от оказания платных услуг и исполнения работ по договорам помимо исполнения задания учредителя, то практика показывает, что сокращение доходов от платных услуг до 10 % относительно плановых показателей позволяет учреждению относительно безболезненно покрыть свои обязательства за счет переноса на более поздний срок некоторых расходов.

Более значительные сокращения внебюджетных доходов, как правило, приводят к серьезным последствиям и оказывают негативное влияние на качество и объемы оказываемых учреждением услуг.

Автономные учреждения обладают самостоятельностью в распоряжении всеми доходами, полученными от оказания платных услуг и исполнения договоров помимо исполнения задания учредителя.

В соответствии с Законом об автономных учреждениях собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от использования имущества и деятельности учреждения в случае сдачи в аренду с согласия учредителя имущества, находящегося на праве оперативного управления.

Все доходы от аренды поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, но учредитель при этом не финансирует расходы на содержание сданного в аренду имущества, находящегося на праве оперативного управления.

Литература:

1.                  Абанкина И. В., Меркулова Г. И., Осовецкая Н. Я. Основные критерии перевода бюджетных учреждений образования в автономные учреждения и принципы финансового планирования их деятельности. // Вести образования

2.                  Вифлеемский А. Переход бюджетного учреждения в автономное. // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, № 1, июль 2007 г.

3.                  Емельянова О. Особенности налогообложения автономных учреждений. // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, № 2, август 2007 г.

4.                  Оценка возможных рисков и последствий перевода бюджетных учреждений образования в автономные учреждения. «ИМА Консалтинг», http://www.ima-consulting.ru/

5.                  Письмо Минэкономразвития России от 18 января 2008 г. № Д04–90 «По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

Основные термины (генерируются автоматически): автономное учреждение, учреждение, Российская Федерация, ценное движимое имущество, исполнение работ, исполнение задания учредителя, доход, собственник имущества, бюджетное учреждение, оперативное управление.

Тип учреждения. Автономное. Бюджетное. Казенное. Частное. Учредитель (собственник имущества). Российская Федерация, субъект РФ, Департамент образования.

а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником.

Имущество образовательных организаций, созданных в форме автономных учреждений, подразделяется на следующие категории: недвижимое имущество; особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств…

Бюджетным учреждениям принадлежит меньший объем вещных прав в отношении имущества. Без согласия собственника бюджетное учреждение не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом

учреждение, средство, бюджетное учреждение, субсидия, Российская Федерация, заработная плата, услуга, предпринимательская деятельность, финансовое обеспечение…

Мы знаем, что бюджетное учреждение — это некоммерческая организация, образованная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для осуществления работ, оказания услуг в сферах образования…

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ

хозяйственное ведение, ГК РФ, оперативное управление, унитарное предприятие, собственник имущества, Российская Федерация, предприятие, имущество, собственность, недвижимое имущество.

Тип учреждения. Автономное. Бюджетное. Казенное. Частное. Учредитель (собственник имущества). Российская Федерация, субъект РФ, Департамент образования.

а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником.

Имущество образовательных организаций, созданных в форме автономных учреждений, подразделяется на следующие категории: недвижимое имущество; особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств…

Бюджетным учреждениям принадлежит меньший объем вещных прав в отношении имущества. Без согласия собственника бюджетное учреждение не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом

учреждение, средство, бюджетное учреждение, субсидия, Российская Федерация, заработная плата, услуга, предпринимательская деятельность, финансовое обеспечение…

Мы знаем, что бюджетное учреждение — это некоммерческая организация, образованная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для осуществления работ, оказания услуг в сферах образования…

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ

хозяйственное ведение, ГК РФ, оперативное управление, унитарное предприятие, собственник имущества, Российская Федерация, предприятие, имущество, собственность, недвижимое имущество.

Источник: https://moluch.ru/archive/82/14968/

Автономные учреждения. Плюсы и минусы в сравнении с бюджетным учреждением

На тему правового статуса и реорганизации
бюджетных учрежде­ний высказано
немало суждений и опубликовано статей.
Соответст­вующие законопроекты в
процессе доработки постоянно претерпевали
изменения. Поэтому представляется
целесообразным остановиться на содержании
последнего варианта пакета документов,
которые, видимо, и будут внесены в
Государственную Думу РФ. Он включает в
себя:

  • проект Федерального закона «Об автономных учреждениях»;
  • соответствующие изменения и дополнения в законодательные акты РФ — Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, Феде­ральный закон «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и др. Реальным сроком преобразований может стать 2007 г.
  • Автономное учреждение это не
    новая организационно-правовая форма
    некоммерческой организации, а новый
    тип государственного (муниципального)
    учреждения.
  • Создание автономного учреждения (путем
    учреждения или преоб­разования)
    повлечет уточнение правоспособности
    бюджетных учрежде­ний, к сожалению,
    в сторону дальнейшего сужения их
    финансово-хозяйственной самостоятельности.
  • Рассмотрим, в чем схожи и чем различаются
    бюджетные (БУ) и ав­тономные (АУ)
    учреждения.
  • К общим чертам можно отнести:
  • — наличие только одного учредителя/собственника
    (Российская
    Федерация, субъект РФ или
    муниципальное образование);
  • направленность деятельности на достижение социально-куль­турных целей; оказание услуг (выполнение работ) в области культуры;
  • право на осуществление предпринимательской (дополнитель­ной) деятельности;
  • финансовое обеспечение из соответствующих бюджетов;
  • распоряжение имуществом на праве оперативного управления;
  • закрепление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

— предоставление льготы по расчету
налога на прибыль.
Основные различия
БУ и АУ представлены в таблице.

Признаки Бюджетные учреждения Автономные учреждения
1 2 3
Осуществление предпринима­тельской (до­полнительной) деятельности
  1. Могутосуществлять
  2. предпринимательскую
    деятельность лишь по­стольку, поскольку это
    служитдостижению
  3. целей, ради которых они созданы, и соответст­вующую этим целям
Сверх объемов заданий учреди­теля вправе по своему усмотре­нию возмездно оказывать услу­ги (выполнять работы), относя­щиеся к основной деятельности или являющиеся дополнитель­ными по отношению к ней
Финансирование Финансируются из соот­ветствующих бюджетовна основе сметы доходов и расходов Финансовое обеспечение основ­ной деятельности по заданиям учредителя осуществляется из соответствующих бюджетов в форме субсидий, субвенций и иных источников
Распоряжение имуществом Не вправе самостоятель­но распоряжаться дохо­дами от своей деятельно­сти и приобретенным на них имуществом Вправе самостоятельно распо­ряжаться доходами от своей деятельности и приобретенным на них имуществом (в т.ч. не­движимым)
Ответственность Отвечают по своим обя­зательствам имеющими­ся в распоряжении де­нежными средствами,при их недостаточности субсидиарную ответст­венность несет собствен­ник имущества Отвечают всем принадлежащим имуществом за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закреп­ленного собственником, илиприобретенного за счет средств, выделенных собственником. Собственник не несет ответст­венности по обязательствам АУ
Органы управ­ления Единоличный руководя­щий орган (как правило,директор), назначаемый и отстраняемый собст­венником Наблюдательный совет (назна­чаемый и отстраняемый учреди­телем), руководитель (назна­чаемый и отстраняемый уч­редителем) и иные органы (на­пример, художественный совет и др.), предусмотренные зако­нодательством и уставом АУ
Участие в дея­тельности дру­гих юридиче­ских лиц Средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доходдеятельности, не могут направляться на созда­ние других организаций Вправе вносить денежные сред­ства и иное имущество в устав­ный (складочный) капитал (фонд) других юридических лицили иным образом передавать их другим юридическим лицам вкачестве учредителя (участника) только с согласия собственника своего имущества
Контроль Административный кон­троль затрат Контроль результатов потреби­телями услуг

В целом опасения
по поводу «снятия» автономного
учреждения с бюджетного финансирования
безосновательны. И бюджетные, и авто­номные
учреждения будут получать финансовые
средства из соответст­вующих бюджетов,
только первые — по смете, а вторые —
под уста­новленное плановое задание
на предоставление государственных
(му­ниципальных) услуг культуры.

Несомненным достоинством АУ по
сравнению с БУ является
большая
свобода в распоряжении имуществом, в
т.
ч. доходами
от соб­
ственной деятельности
(вплоть до права выступать в качестве
учре­дителя юридических лиц).

К рискам, прежде
всего, следует отнести отсутствие
субсидиарной ответственности
собственника по обязательствам АУ, что
может при­вести
к банкротству. Однако, справедливости
ради, необходимо отме­тить,
что уже в рамках действующего
законодательства, без всяких
пре­образований,
БУ может быть ликвидировано собственником.

Крайне негативно,
как ущемление своих прав, воспринял
директор­ский
корпус необходимость создания
наблюдательного совета.

Разра­ботчики
законопроекта придерживаются иной
точки зрения, полагая,что
наличие коллегиального органа управления
позволит более полно обеспечить
соблюдение соответствия деятельности
АУ целям, указан­ным в его уставе.

Обратим внимание, что в соответствии с
изменения­ми,
вносимыми в Основы, учреждения культуры
получают право деле­гировать
полномочия наблюдательного совета
учредителю.

Как известно, деятели
культуры активно пытались повлиять на
со­держание разрабатываемых
законопроектов.

Представители Союза
те­атральных
деятелей, ассоциации директоров
концертных организаций, Союза музеев
России, Российской библиотечной
ассоциации встреча­лись
по этому поводу с Президентом РФ и
министром экономического развития и
торговли РФ, вносили свои замечания и
предложения, кото­рые частично
были учтены.

Во-первых, более четко были прописаны
обязанности учредителей по
обеспечению финансирования основной
деятельности АУ, направлен­ной
на выполнение его заданий.

В законопроект
об АУ внесено допол­нение, что
финансирование из соответствующих
бюджетов осуществля­ется в форме
субсидий, субвенций и иных источников.
Таким образом, власть принимает на
себя ответственность за финансирование
АУ, ока­зывающих
услуги культуры.

К сожалению, сама
формулировка расплыв­чата.
Слова «гарантированное бюджетное
финансирование» фактически содержатся
не в законопроекте, а лишь в пояснительной
записке к нему.

Во-вторых, попечительский совет сменил
название на наблюда­тельный
и стал одним из органов управления АУ,
а не высшим органом, как было
предусмотрено ранее, уточнены его
полномочия.

Однако некоторые
принципиальные моменты, за которые
ратовали деятели культуры, так и не
нашли отражения в итоговых документах,
а именно:

  • сохранена запись об отсутствии субсидиарной ответственности собственника по обязательствам АУ;
  • бюджетные учреждения все-таки лишены права самостоятельно распоряжаться доходами от своей деятельности и приобретенным на них имуществом;
  • принцип добровольности преобразования БУ в АУ носит поло­винчатый характер: так, БУ могут изъявить желание преобразоваться в АУ, но если такое решение на их счет примет собственник, то по про­шествии двух лет противостоять ему они не в силах.

В русле реализации стратегии
«встраивания» в реформы одной из
основных задач отрасли становится
определение способа предостав­лены
и порядка расчета объемов финансовых
средств, необходимых для оказания услуг
культуры.

Источник: https://studfile.net/preview/2957741/page:37/

Статус автономного учреждения: плюсы и минусы

Программой развития ТПУ на 2009–2018 годы предусмотрено изменение типа образовательного учреждения: вместо федерального государственного бюджетного образовательного учреждения (ФГБОУ) университет должен стать федеральным государственным автономным учреждением (ФГАОУ).

По поводу деятельности автономных учреждений, особенностей их правового статуса в вузовской среде ходит много слухов, подчас ничем не подкрепленных. В Российской Федерации накоплен определенный опыт функционирования автономных бюджетных образовательных учреждений (речь идет прежде всего о федеральных университетах).

Этот опыт позволяет получить представление о том, что ожидает Томский политехнический университет при переходе в новый статус.

В этой статье попробуем остановиться на основных особенностях, отличающих автономное учреждение от бюджетного учреждения.


Структура управления вузом

В автономном учреждении должен быть создан наблюдательный совет (НС) в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов.

В состав наблюдательного совета должны входить представители учредителя – Минобрнауки России, представители исполнительных органов государственной власти, на которые возложено управление государственным имуществом, и представители общественности.

В состав НС могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также представители работников автономного учреждения.

При этом количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета, а из этой трети представители Минобрнауки России должны составлять не менее половины.

Количество представителей работников вуза не может превышать одну треть от общего числа членов НС. Ректор, проректоры и проректоры-директоры не могут быть членами наблюдательного совета. Решение о назначении членов НС или о досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем – Минобрнауки России, кроме назначения представителей работников вуза. Порядок назначения представителя работников вуза членом наблюдательного совета, а также порядок досрочного прекращения его полномочий должен быть предусмотрен уставом вуза.


  • К компетенции наблюдательного совета относится:
  • – рассмотрение предложений учредителя или ректора о внесении изменений в устав вуза, о создании и ликвидации филиалов, открытии и закрытии представительств, об изъятии имущества, закрепленного за вузом на правах оперативного управления;
  • – рассмотрение предложений ректора об участии вуза в других юридических лицах в качестве учредителя или участника, о совершении сделок по распоряжению имуществом, в том числе по совершению крупных сделок; о выборе кредитных организаций, в которых вуз будет открывать банковские счета.

Кроме того, наблюдательный совет рассматривает проекты планов финансово-хозяйственной деятельности вуза, отчеты о деятельности вуза, годовую бухгалтерскую отчетность. По отдельным вопросам наблюдательный совет дает рекомендации, по другим – принимает решения, обязательные для ректора.

Члены НС не вправе получать от вуза вознаграждение за выполнение своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета (проезд, проживание и суточные для иногородних членов совета).

Остается открытым вопрос о порядке назначения ректора. Новый Закон об образовании предусматривает как возможность избрания ректора конференцией работников и обучающихся, так и назначение на должность учредителем, если это предусмотрено уставом вуза.

В настоящее время ректоры назначаются в вузах, имеющих статус автономного учреждения и являющихся федеральными университетами. В то же время НИЯУ МИФИ и НИУ ВШЭ, имеющие статус автономного учреждения, избирают ректора на конференции трудового коллектива с последующим утверждением учредителем.

В любом случае устав вуза утверждается Минобрнауки России и учредитель вправе закрепить в нем положение о порядке назначения руководителя.


Трудовые отношения и оплата труда

Поскольку финансирование автономного учреждения осуществляется не по бюджетной смете, а путем выделения субсидии на выполнение государственного задания, вуз имеет право самостоятельно формировать свое штатное расписание.

Также вуз может более гибко и активно использовать механизм гражданско-правового договора, привлекая нужных специалистов по договору возмездного оказания услуг.

При этом следует помнить, что действующим законодательством запрещается «маскировка» трудовых договоров под договоры гражданско-правового характера и администрации вуза необходимо четко проводить разграничения между этими видами договоров.

Система оплаты труда в вузе определяется Коллективным договором, приказами ректора, основанными на решениях Ученого совета университета. В автономном учреждении размер должностных окладов, надбавок и доплат зависит от объема финансирования по субсидии и доходов, полученных от разрешенных видов деятельности.

Таким образом, чем больше доход автономного учреждения, тем больше средств можно направлять на выплату заработной платы. Размер оплаты труда ректора определяется учредителем при оформлении с ним трудового договора. При этом в трудовой договор включаются все условия оплаты (надбавки, доплаты, условия премирования).

Что-либо изменить ни ректор, ни иные органы управления автономным учреждением не имеют права.


Особенности финансово-хозяйственной деятельности

Имущество за автономным государственным учреждением закрепляется на праве оперативного управления.

Отчуждение имущества (недвижимого и особо ценного движимого), также как и у бюджетного учреждения, предусматривает процедуру согласования с учредителем и имеет определенные ограничения.

Денежные средства, полученные в виде субсидии на выполнение государственного задания, автономное учреждение, как правило, размещает на лицевом счете в Казначействе.

Средства от приносящей доход деятельности, заработанные вузом самостоятельно или полученные в виде пожертвований, могут размещаться вузом в кредитных учреждениях (банках). Это дает возможность вузу по условиям договора с банком начислять проценты на размещенные средства, включая депозиты, т.е. денежные средства «работают», а не лежат мертвым грузом.

По решению учредителя вуз – автономное учреждение – может полностью перейти на обслуживание в какой-либо банк. Разрешается брать кредиты на обеспечение деятельности вуза в банках.

При закупке товаров, работ и услуг автономное учреждение полностью переходит на систему закупок, определенную 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Действие 94-ФЗ и вновь принятого ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который должен заменить с января 2014 года 94-ФЗ, на автономные учреждения не распространяется.

Это означает, что вуз будет избавлен от обязанности работать сразу по двум параллельным системам закупок: для закупок, обеспечивающих выполнение госзаказа, применяется система закупок, установленная 94-ФЗ (с 2014 г. – новый закон), а для закупок, обеспечивающих выполнение хозяйственных и иных договоров, – 223-ФЗ.


  1. Особенности налогообложения
  2. В связи с изменением правового статуса у университета возникнут дополнительные затраты по налоговым платежам, финансированию непрофильных видов деятельности.
  3. Налог на имущество.

В настоящее время ТПУ, как федеральному бюджетному учреждению, учредитель полностью финансирует расходы на уплату налога по всему имуществу, находящемуся в оперативном управлении, участвующему в уставной деятельности (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Сумма годового финансирования налога на имущество составляет более 65 млн рублей.

Для автономных учреждений финансируются расходы на уплату налога, в качестве объекта налогообложения, по которым признается недвижимое и особо ценное имущество, закрепленное (приобретенное) за учреждением учредителем, в том числе земельные участки (п. 3 ст. 4 Закона). Сумма налога по остальному движимому имуществу уплачивается за счет собственных средств автономного учреждения.

И эти средства необходимо заработать дополнительно.


Финансирование непрофильных видов деятельности, налог на прибыль.

В настоящее время бюджетное учреждение имеет возможность получить налоговую льготу и не платить налог на прибыль, если соотношение доходов от образования и науки к доходам от прочей деятельности составляет 90 к 10. При смене статуса для нас возможность приблизиться к данному соотношению практически будет отсутствовать.

Все, что не связано с выполнением государственного задания, университет должен будет финансировать из средств от приносящей доход деятельности, а значит в большей части из прибыли.

В рыночных условиях автономное учреждение вынуждено будет существенно оптимизировать или отдать на аутсорсинг все не приносящие доход (затратные) виды деятельности, не связанные с образованием и наукой (комбинат питания, транспортный отдел, издательство, база отдыха и т.д.).

  • Переход Томского политехнического университета в статус автономного учреждения потребует оптимизации структуры университета, более эффективного менеджмента и необходимости увеличения личной ответственности каждого сотрудника университета за выполнение своих должностных обязанностей.

  • Алексей Мазуров
    , проректор по финансово-
    экономической деятельности,

  • Галина Симахина
    , начальник управления правового обеспечения и кадровой политики

Источник: https://za-kadry.tpu.ru/newspaper/article/view?id=7503

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector