Плюсы и минусы принципа разделения властей

В современном мире демократию принято считать наивысшей моделью организации справедливого общества. Конечно же, в идеальном варианте так оно и есть, но вот действительность диктует иные реалии. Вот именно для того, чтобы понять, насколько хорошо демократия работает, и созданы принципы разделения властей.

Плюсы и минусы принципа разделения властей

Теория от Шарля Монтескьё

Великий французский философ действительно обогатил теорию демократии особым вкладом, заложив основы функционирования большинства современных государств. Так, согласно его суждениям, справедливое осуществление власти возможно лишь тогда, когда она сепарирована на три важнейших направления, но при этом наличие каждой из них означает контроль за двумя другими.

Плюсы и минусы принципа разделения властейПроще говоря, принцип разделения властей предполагает независимость друг от друга важнейших ветвей, но при этом в полномочия каждой входит ряд четко оговоренных прав, которые могут быть применены в том случае, если какая-либо из ветвей станет посягать на другие две. Эти права позже получили неофициальное название в общей теории конституционного права – «механизм сдержек и противовесов».

Сдержки и противовесы

В соответствии с мыслями Монтескьё конституционные принципы разделения властей обязаны стать базой для предотвращения не только и не столько поглощения одной ветвью полномочий другой, сколько для контроля позиций власти как таковой. Фактически указанный механизм может быть представлен одним из лозунгов ООН – «Единство и сила в многообразии».

Действительно, ни судебная, ни законодательная и, конечно же, ни исполнительная власть не имеют права в обычной «жизни» посягать на права каждой из них.

Так, в теории принципы разделения властей диктуют то, что судебная и/или исполнительная власть не вправе создавать законодательные акты (хотя прецедентная система права это отчасти опровергает), а законодательная, к примеру, принимать на себя право судить о правомерности тех или иных действий.

Но в то же время эти же принципы создают механизм «взаимопомощи» в случаях экстренных ситуаций, например, в случае кризиса одной из властей или стихийных бедствий. В данной ситуации строго оговоренная ветвь власти имеет право перенять на себя чётко оговоренные полномочия. Возвращаясь к последнему примеру, продемонстрировать это довольно просто.

Так, при разрушительных последствиях землетрясения исполнительная власть имеет право создавать экстренные законы, которые имеют силу в строго очерченных временных рамках. Как только они выходят, такие акты продолжают действовать, но лишь в тех параметрах, какие были приняты законодательной властью.

Плюсы и минусы принципа разделения властей

Плюсы и минусы

Как и любое явление, принципы разделения властей имеют как светлые, так и темные стороны. Сторонники их имплементации в тело главного акта страны отмечают, что основным преимуществом является качественное распределение полномочий, а это повышает эффективность всей власти в целом.

Другим явным выигрышным моментом является обеспечение деятельности каждой ветви и её независимости. Ну а третьим заметным плюсом предстает то, что при эффективном использовании механизма сдержек и противовесом у населения страны крепнет уверенность в силе официальной власти.

К минусам же рассматриваемых принципов относят то, что порой власти способны «перекладывать» друг на друга ответственность за неэффективное разрешение острых проблем.

Однако описанная ситуация возможна лишь в том случае, если принципы разделения властей прописаны неясно, и не имеют реально раскрытого законного механизма реализации.

Источник: https://www.syl.ru/article/105964/dlya-chego-nujnyi-printsipyi-razdeleniya-vlastey

Принцип разделения властей: кратко и понятно

Принцип разделения властей: кратко и понятно

Принцип разделения властей: кратко и понятно

Плюсы и минусы принципа разделения властей

Для эффективного развития и функционирования общества и страны в целом государству необходим современный структурированный механизм управления. Таким механизмом для стран считается принцип разделения властей.

Понятие принципа кратко

Принцип разделения властей – это рассредоточение государственной власти на отдельные, не зависимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти и имеется своя система сдержек и противовесов.

История принципа восходит к рационализму идей французского Просвещения. Такие его корифеи, как Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьё, Гольбах, Дидро в противовес авторитарной власти монарха предлагали разумный принцип деления власти.

В настоящее время данный принцип подразумевает разделение государственной власти на следующие институты: законодательный орган (создание, корректировка законопроектов), исполнительный орган («приведение в жизнь» принятого закона), судебная система (контроль за исполнением принятых законов).

Однако в некоторых странах (в основном с посттоталитарным и поставторитарым политическими режимами, например как, в России), существует четвертый институт власти.

В Конституции РФ прописано, что «государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации», то есть президент находится вне общего деления, имеет некоторые права и обязанности в каждой сфере власти и является посредником между ее субъектами, координируя  деятельность государства в целом.

Подробнее о структуре государственной власти РФ смотри здесь.

Разделение властей сейчас является важной неотъемлемой частью демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Преимущества

В чем преимущество такого устройства?

Если говорить кратко, разделение властей способствует более быстрому по скорости ведению политического процесса. Например, в Германии учеными был проведен следующий эксперимент: две группы по 50 человек должны пройти каждая через свою дверь с той лишь разницей, что у одной двери есть турникет. Суть эксперимента — выяснить, какая группа быстрей пройдет через дверь.

Во время проведения опыта было установлено, что через дверь с турникетом прошли быстрее, чем без него, так как препятствие на пути вынуждало людей строится в две колонны и, следовательно, через дверь могли пройти два человека одновременно, в то время как неорганизованная толпа проходила по одному. Проведем аналогию с нашей темой.

Рзделение властей служит своеобразным «турникетом в дверях политической деятельности государственного аппарата» и тем самым позволяет действиям и решениям органов власти (по принятию законов, их воплощению в жизнь и контролю за исполнением) проходить намного быстрее. Таким образом принцип разделения властей увеличивает скорость  преобразований в различных сферах общества страны.

Однако, эти преобразования могут быть только номинальными, бумажными из-за сложности или невозможности исполнения закона, приказа, постановления, не соответствия реальному положению в обществе.

Так, например, на уровне местного самоуправления введение электронных проездных в городе Перми было принято на законодательном уровне Гордумой, но вследствие технической неподготовленности городского транспорта оно было приостановлено.

К тому же высокая скорость преобразований требует от органов власти своевременного быстрого принятия решений в экстремальных условиях в различных сферах общества, что не всегда удается совершить в реальности (В. Вильсон).

Принцип разделения властей подразумевает наличие структуры институтов каждой власти (Министерства — Кабинеты — Комиссии), что приводит к росту бюрократического аппарата в стране.

Исследования РБК на основании данных Росстата в 2013 году показали: количество конкретно госслужащих составило 1 млн 455 тыс. человек, то есть 102 чиновника на 10 тыс. человек. В РСФСР на пике расцвета бюрократизма в 1988 году аппарат чиновников насчитывал 1 млн 160 тыс.

человек или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем в 2013 году).

Нельзя отрицать и следующую тенденцию в работах М. Ориу: на практике постепенно происходит подавление законодательной власти исполнительной, парламента — правительством. Это связано с возрастанием влияния Президента и Правительства, их результативной деятельностью, политическим и экономическим состоянием в стране.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что принцип разделения властей в настоящее время хоть и закреплен юридически во многих странах мира, в действительности же скорее представляет собой политический идеал, чем конкретное состояние, в связи со сложностью претворения в жизнь данного принципа в конкретных условиях.

С уважением, Андрей Пучков

Источник: https://ege59.ru/2016/05/10/princip-razdeleniya-vlastej-kratko-i-ponyatno/

Зачем разделение властей? : ЧТО ДЕЛАТЬ

Posted by admin on Пятница, Октябрь 5, 2018 · Оставить комментарий 

Плюсы и минусы принципа разделения властей

Все знают, кто в России хозяин – президент Владимир Путин. Он прикажет, и вас озолотят выгодным госзаказом. А могут и срок дать, если президент поручит судье это сделать. Ему подчиняется министры внутренних и иностранных дел, обороны, ФСБ и фактически генеральный прокурор. Да и кандидатов в судьи предлагает он, введя решением ручной Госдумы испытательный срок для судей.

Внесет Путин любой неправовой законопроект в Госдуму, и та послушно его примет. А уж министры, губернаторы и генералы стоят перед ним навытяжку. Перед кем извинялся кемеровский губернатор Аман Тулеев за гибель людей при пожаре в торговом центре «Зимняя вишня?» Перед родственниками погибших? Нет.

Перед президентом, которого он «подставил». Но и для прочих губернаторов и министров важна не оценка народом результатов их деятельности, а отношение к ним президента. Наш президент по Конституции поставлен над всеми, наша республика суперпрезидентская.

Это значит, что страна находится под гнетом авторитарной, диктаторской власти.

Для большинства россиян всевластный царь-президент – это нормально, это привычно.

Ученые-этологи утверждают, что в этом проявляются древние инстинкты, сформировавшиеся еще в первобытные времена, когда вождь был самым главным и страшным, был наместником бога на земле.

Тысячелетиями фараоны, ханы, императоры, цари и генсеки творили произвол и убивали непокорных. Но их подданные бунтовали редко, у них срабатывали инстинкт и страх.

Известны три формы правления: республиканская, монархическая и деспотическая. В республике власть принадлежит народу и реализуется через выборы законодательной и исполнительной властей.

В монархии монарх наследует власть, его поддерживает аристократия. При деспотии авторитарная власть диктатора реализуется волей и произволом одного лица через страх людей быть репрессированными.

Именно для нагнетания страха сегодня в России силовики хватают молодых на митингах, а суды назначают им тюремные сроки.

Республиканская форма правления наиболее распространена в мире. Но нередко в республиканские одежды рядятся авторитарные режимы, которые опираются на средневековую культуру народа и используют для его одурманивания всю мощь телевизионной пропаганды.

Сформировать умеренную и уравновешенную власть трудно. Нужна высокая политическая культура населения. У россиян она основана на наивных надеждах на доброго царя-президента, который «всех накормит и оденет».

Доминирует культура, сформированная столетиями крепостного права, колхозной неволи, репрессиями КГБ-НКВД. Сколько сегодня воздыхателей о тоталитарном советском прошлом и любимом товарище Сталине, погубившем миллионы людей! Мы не одни такие.

Многие китайцы почитают изверга Мао Цзедуна.

В Европе феодально-монархические режимы, основанные на угнетении, эксплуатации и произволе, ушли в прошлое. В некоторых развитых странах сохранились монархии, но они конституционные, парламентские.

Монарх там выполняет лишь представительные функции. С точки зрения разделения властей и соблюдения прав граждан, эти монархии не отличаются от парламентских республик.

В Испании монархия сыграла активную роль в утверждении демократии и пресечении попыток реставрации фашистского режима.

Три ветви власти и система сдержек и противовесов. Вековой опыт показывает, что человек, наделенный исключительной властью, склонен ею злоупотреблять.

Со временем люди поняли, что для того чтобы власть имущие действовали в рамках закона, власть не должна быть сосредоточена в руках монарха или диктатора.

Ее нужно разделить на три ветви: законодательную, принимающую законы, исполнительную, реализующую их, и судебную, контролирующую принятие и исполнение законов, разрешающую споры. Разделить власть надо на практике, а не только в тексте Конституции, как происходит в России.

Нужна система сдержек и противовесов, при которой каждая из ветвей власти уравновешивает две другие и не позволяет им расширять свои полномочия.

Читайте также:  Татуаж губ — основные плюсы и минусы и техника нанесения

Например, правительство вправе распустить парламент и назначить новые выборы, а парламент вправе объявить правительству отставку.

Суд может признавать недействительными указы президента, если они противоречат федеральному закону или Конституции. Это препятствует нарушениям законов властью.

Принцип разделения властей был сформулирован на рубеже XVII–XVIII веков Джоном Локком и Шарлем Монтескье. Он был реализован в Европе в ходе освободительных революций, начатых во Франции, а также при образовании Соединенных Штатов Америки.

Во французской Декларации прав человека и гражданина от 1789 года говорится, что «любое общество, в котором не обеспечено соблюдение прав и не закреплено разделение властей, не имеет конституции».

Под словом «конституция» авторы подразумевали демократический строй, где соблюдаются неотчуждаемые права и свободы человека и действительно есть разделение властей.

Неотчуждаемые права – право на жизнь и защиту чести и достоинства, на свободу мысли, слова, собраний и политической деятельности, на неприкосновенность жилища, частной жизни, на тайну переписки и телефонных переговоров, на свободу ведения хозяйственной деятельности. В Декларации независимости Североамериканских Соединенных Штатов признается неотъемлемое право народа на восстание против власти, подавляющей свободу граждан.

В Декларации прав человека и гражданина, являющейся частью Конституции Франции, о соблюдение прав граждан и разделение властей сказано вместе.

Почему? Потому что соблюдение прав граждан и волеизъявление народа всегда ограничивает произвол власти, а разделение властей препятствует сосредоточению власти в руках одного человека или узкой группы лиц, как это происходит в России, Китае и среднеазиатских странах.

Права человека естественны, он наделен ими от рождения. Законы, посягающие на права людей, противоправны. Не всякий закон, даже принятый парламентом, носит правовой характер.

Например, неправовой является статья 280 Уголовного кодекса РФ «Публичные призывы к экстремистской деятельности», потому что позволяет произвольно трактовать заявления граждан.

Неправовые законы – то же самое, что и нелегитимная власть, узурпированная диктатором. Они требуют от граждан сопротивления.

В развитых странах для противодействия принятию неправовых закона в дополнение к разделению властей введен конституционный надзор в форме Конституционного суда. Но он может выполнить свои функции, если состоит из честных судей. К сожалению, в России это не так.

Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин назвал крепостничество «главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации», и заявил, что «защита прав человека не должна подрывать нравственные устои общества и разрушать его религиозную идентичность», «обеспечение прав граждан не должно создавать угрозу государственному суверенитету». И это говорит защитник Конституции!

Бутафорское разделение властей в России

Источник: http://kaknado.info/home/zachem-razdelenie-vlastej/

Вопрос Теория разделения властей

Еще с древних времен установился двоякий подход к функционированию государственной власти. Одни считали, что государственная власть должна функционировать на принципах единоначалия. Носителем единоначалия является монарх, император, король и т.д.

Этот принцип обосновывался тем, что при единоначалии обеспечивается устойчивое централизованное государственное управление обществом, устраняется сепаратизм и общество развивается лучше. Просвещенными сторонниками теории единоначалия выступали итальянец Н.Макиавелли (1469-1527 гг.), француз Жан Боден (1530-1596 гг.), англичанин Т.Гоббс (1588-1679 гг.).

По мнению представителей единоначалия, воля монарха считается волей всех, его власть выше закона, безгранична. Монарх не несет ответственности перед какой-либо человеческой инстанцией. Разделение власти, по их представлению, ведет к безначалию. В государстве с единоначалием законодательству и суду отводится роль марионеток.

Теория единоначалия в свое время служила оправданием абсолютной монархии, а в последнее время способствовала возникновению и функционированию административно-командной системы управления.

Наряду и параллельно с теорией единоначалия возникла и с переменным успехом развивалась теория разделения власти. Возникновение этой теории также уходит в древние века. Уже древние римляне пытались разделить власть на законодательную и исполнительную.

Это делалось для того, чтобы увести государственное управление обществом от деспотизма, диктатуры монархов. Но наибольшее развитие теория разделения власти получила в эпоху Просвещения. Учениями англичанина Джона Локка (1632-1704 гг.), французского юриста Шарля Монтескье (1689-1755 гг.

) идея разделения власти превратилась в целостную и весьма привлекательную теорию.

Суть теории разделения власти направлена на критику теории единоначалия, которая ведет к тоталитаризму и деспотии. В соответствии с теорией «разделения власти» единая государственная власть должна функционировать в рамках системы сдержек и противовесов.

Система сдержек и противовесов направлена на то, чтобы: во-первых, государственная власть не сосредоточивалась только в одной ветви власти, у одного лишь главы государства; во-вторых, она предполагает самостоятельную в рамках законов и взаимовлиятельную деятельность трех частей единой государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Но главная цель «изобретения» теории разделения власти заключается в том, чтобы удержать власть монарха, императора, короля и т.д. Отсюда и в современных условиях, когда вроде и нет таких абсолютных монархов, императоров, королей и генеральных секретарей, но необходимость в разделении власти, то есть в действенности системы сдержек и противовесов остается.

Система сдержек и противовесов в современных президентских республиках должна быть направлена на удержание в рамках законов исполнительной ветви власти.

В переводе на житейский язык систему сдержек и противовесов следует понимать так, что обществом оперативно (повседневно, ежечасно) управляет исполнительная власть (Президент, Кабинет Министров).

Однако исполнительная власть действует, осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с законами, принятыми законодательной властью (Парламентом). Независимая судебная власть существует для того, чтобы привлечь к ответственности любого, кто нарушает закон.

При этом все три ветви власти независимы друг от друга, но четко и тесно связаны друг с другом законами.

Смысл принципа разделения власти сводится к тому, что даже законодательная власть не всесильна. Она принимает законы в рамках Конституции и не имеет права произвольно вмешиваться в сферу исполнительной и судебной ветвей властей.

Отсюда полновесность теории разделения власти сводится не просто к наличию трех ветвей власти в государстве — законодательной, исполнительной и судебной (почти в любом государстве эти ветви власти имеются и их функции, в общем, и в целом разграничены), а к тому, что эти три ветви власти на законодательной основе функционируют как система сдержек и противовесов по отношению друг к другу.

Конечно, такая раскладка трех ветвей властей требует очень четкой конституционной базы их деятельности, наличия недвусмысленных механизмов влияния друг на друга в случаях нарушения конституционных требований к их функциям и т.д.

Принцип разделения властей характерен для истинно демократических правовых государств, с четко выделенной представительной формой правления. Принцип разделения власти предполагает безусловную легитимность государственной власти.

Легитимность государственной власти применительно к конкретному обществу означает, что конституция этого общества принята с участием большинства народа и выражает его волю, а формирование и деятельность всех органов государства осуществляется в строгом соответствии с предписаниями конституции, особенно это относится к порядку формирования и деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти. Законодательная власть не всевластна, а ограничена в своих полномочиях конституцией. Исполнительная власть, как правило, также формируется выборным путем, а не назначается и освобождается законодательной властью. Короче говоря, государственная власть — это власть от народа и в интересах народа. Там, где государственная власть субъективно разделена между отдельными лицами или узурпирована кем-то, благодаря каким-то махинациям, власть теряет свою легитимность. Легитимная власть — это справедливая, народная, демократическая власть. Лишь при соблюдении легитимности власти можно говорить о действительном разделении власти.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_170658_vopros-teoriya-razdeleniya-vlastey.html

Необходимость разделения властей

Необходимость
разделения властей яв­ляется прямым
следствием разделения и противостояния
индивидуального и соци­ального
интереса, чаяний в жизни малых, так или
иначе спаянных (например, объединенных
проживанием на одной небольшой территории)
групп населения и крупных социальных
образований.

Наличие двух фундаментов
и равная опора на них, т.е.

ба­ланс и
разделение общественных свобод (часто
называемых общественными обязан­ностями)
и свобод индивидуальных, баланс и
разделение законов, баланс ветвей
влас­ти и их функций — вот основной
принцип, согласно которому должно
строиться здание общественной жизни.

Только в таком случае это здание может
устоять во времена потрясений, выдержать
губительный для любой жесткой социальной
конструкции напор технологических
новшеств, изменений среды обитания,
честолюбивых замыслов отдельных
представителей политической и
интеллектуальной элиты, конкуренции
этнических и региональных групп.

Термины «соединение»
и «разделение» властей обо­значают
принципы организации и механизм
реализации государственной власти.
Последняя по своей сути едина и дробиться
на части не может. У нее единый
первоис­точник — общность, класс,
народ.

А вот организуется и осуществляется
государственная власть по-разному.
Исторически первой была такая организация
государст­венной власти, при которой
вся ее полнота сосредото­чивалась в
руках одного органа, обычно монарха.

Прав­да, полновластными могут быть и
выборные органы (таковыми, например,
считались Советы народных депу­татов
СССР).

  • Принцип
    соединения законодательной, исполнитель­ной
    и отчасти судебной власти

    оказался весьма живучим, поскольку
    подобное соединение обладает рядом
    досто­инств:
  • а) обеспечивает
    оперативное решение любых вопросов;
  • б) исключает
    возможность перелагать ответ­ственность
    и вину за ошибки на другие органы:

в)
«ос­вобождает» от борьбы с другими
органами за объем властных полномочий
и т.д.

Этот
принцип находил под­держку у видных
мыслителей. Гегель, например, писал:
«Государственная власть должна быть
сосредоточена в одном центре, который
принимает необходимые реше­ния и в
качестве правительства следит за
проведением их в жизнь»2.

И все же сосредоточение
всей полноты власти в од­ном органе
чревато неустранимыми недостатками и
по­роками. Всевластные органы становятся
совершенно бесконтрольными, они могут
выйти и из-под контроля властвующего
субъекта (первоисточника власти). При
такой организации государственной
власти открывается простор для
установления и функционирования
дикта­торских и тиранических режимов.

Принцип
разделения властей

— это рациональная организация
государственной власти в демократичес­ком
государстве, при которой осуществляются
гибкий взаимоконтроль и взаимодействие
высших органов государства как частей
единой власти через систему сдержек и
противовесов.

Пожалуй,
самый трудный вопрос за­ключается в
том, как обеспечить контроль за
деятель­ностью высших органов
государства, ибо надними невозможно
учредить какую-то контролирующую
ин­станцию, не ущемив их статуса и
престижа.

В против­ном случае они
автоматически утратят качество выс­ших,
превратятся в подконтрольные органы.

Ответ на этот вопрос дал принцип
разделения властей, над разра­боткой
которого трудились многие ученые, но
особая заслуга здесь принадлежит Ш.
Монтескье.

Читайте также:  Жизнь в большом городе: плюсы и минусы

Суть
данного принципа состоит в том, что
единая
государственная власть организационно
и институцио­нально подразделяется
на три относительно самостоятель­ные
ветви — законодательную, исполнительную
и судеб­ную.


В соответствии с этим и создаются высшие
органы государства, которые взаимодействуют
на началах сдержек и противовесов,
осуществляя постоянно действую­щий
контроль друг за другом. Как писал Ш.

Монтескье, «чтобы не было возможности
злоупотреблять властью, необходим такой
порядок вещей, при котором различ­ные
власти могли бы взаимно сдерживать друг
друга»3.
Не могу не привести еще одну выдержку
из работы Ш.

Монтескье: «Если,— писал
он,— власть законодатель­ная и
исполнительная будут соединены в одном
лице или учреждении, то свободы не будет,
так как можно опасаться, что этот монарх
или сенат станет создавать тиранические
законы для того, чтобы также тираничес­ки
применять их.

Не будет свободы и в том
случае, если судебная власть не отделена
от власти законодательной и исполнительной.
Если она соединена с законодатель­ной
властью, то жизнь и свобода граждан
окажутся во власти произвола, ибо судья
будет законодателем. Если судебная
власть соединена с исполнительной, то
судья получит возможность стать
угнетателем»4.

Высшие
органы государства, действующие на
основе указанного принципа, обладают
самостоятельностью. Но среди них все
же должен быть лидирующий орган, иначе
между ними возникает борьба за лидерство,
кото­рая может ослабить каждую из
ветвей власти и государ­ственную
власть в целом.

Создатели учения о
разделе­нии властей полагали, что
лидирующая роль должна принадлежать
законодательным
(представительным) ор­ганам
.
И это совершенно правильно, так как в
правовом государстве власть должна
быть основана на законе.

Подчинение
закону и его неукоснительное исполнение
– главный залог стабильной общественной
и политической жизни в государстве.

К
этому, однако, необходимо добавить, что
хотя и говорят: «Закон плох, но это
закон!», законодательная власть в
государстве должна обеспечивать принятие
таких законов, которые будут органично
вписываться в реальную жизнь общества,
стоять на страже прав и законных интересов
граждан и организаций.

Исполнительная
же власть,
олицетворяемая президен­том и
правительством, должна быть подзаконной.
Ее главное предназначение — исполнение
законов, их реа­лизация.

В подчинении
исполнительной власти нахо­дится
большая сила — чиновничий аппарат,
«силовые» министерства и ведомства,
которые составляют так называемый
«аппарат принуждения».

Все это является
объектив­ной предпосылкой для возможной
узурпации всей полноты государственной
власти как раз органами исполнитель­ной
власти.

Самой
высокой степенью независимости призвана
обладать
судебная власть (органы правосудия)
.
Особая роль суда обусловлена тем, что
он — арбитр в спорах о праве.

Принцип
разделения властей в той илииной мере
проводится в жизнь во всех демократических
странах. Его плодотворность определяется
многими факторами.

  1. Во-первых, реализация
    этого принципа неизбежно при­водит
    к разделению труда между органами
    государства, в результате чего
    обеспечивается повышение эффектив­ности
    их деятельности (поскольку каждый орган
    специ­ализируется на «своей» работе),
    создаются условия для роста профессионализма
    их работников.
  2. Во-вторых, дан­ный
    принцип позволяет решить сложнейшую
    проблему — создать непрерывно действующий
    конституционный вза­имоконтроль
    высших органов государства, чем
    преду­преждаются сосредоточение
    власти в руках одного из органов и
    установление диктатуры.
  3. Наконец, в-третьих,
    умелое использование принципа разделения
    властей взаимоусиливает высшие органы
    государства и повыша­ет их авторитет
    в обществе.

Вместе с тем
рассматриваемый принцип открывает
немалые возможности для негативных
последствий. Не­редко законодательные
и исполнительные органы стре­мятся
переложить друг на друга ответственность
за неудачи и ошибки в работе, между ними
возникают острые противоречия и др.

Источник: https://studfile.net/preview/317651/page:2/

Решу егэ

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21—24.

Уже давно выделяют три ветви государственной власти. Зачем необходимо данное разделение? Суть в том, что слишком большие полномочия не должны находиться в руках одних людей. В качестве примера можно назвать то, что один орган не должен создавать законы, при помощи которых в дальнейшем будет влиять на поведение людей.

Законодательная власть практически во всех цивилизованных странах считается властью народной. Как это понять? Считается, что единственный источник власти – народ. Почему тогда новые НПА принимают конкретные люди и органы? Все дело в представительстве. Считается, что народ выбирает тех, кому доверяет создание новых законов.

Да, законодательная ветвь власти сильна, так как ей принадлежит исключительное право принятия законов. Законы, принятые в парламенте, могут быть не одобрены органами исполнительной власти, однако законодательная власть на исполнительную тоже определенное воздействие оказывать может.

Здесь все строится на так называемой системе «сдержек и противовесов», благодаря которой ветви власти всегда находятся в равном положении и ни в коем случае не могут влиять на решения друг друга. Законодательная власть – это власть независимая.

Законопроекты должны разрабатываться не с учетом интересов конкретных личностей, а именно с учетом интересов всех людей, проживающих в стране. Исполнительная власть, конечно же, не связана с разработкой законопроектов. Ее органы принимают непосредственное участие в управлении государством. Высший ее орган – Правительство.

Какое отношение к исполнительной власти имеет Президент нашей страны? Данный вопрос не так-то прост. Дело в том, что Конституция не относит его к конкретной ветви власти, однако по логике вещей ему все-таки достается власть исполнительная. Правительством непосредственно управляет Премьер-министр (Россия – президентско-парламентская республика).

Президент РФ имеет влияние на Правительство, однако о степени этого влияния ничего конкретного сказать нельзя. Многие знаменитые юристы уже давно ведут споры по этому поводу. Исполнительная ветвь власти действует на основании законов, принятых парламентом, органами местного самоуправления и так далее. Можно сказать, что она реализует эти законы.

Также она обеспечивает их исполнение. Данная ветвь власти действует на всей территории страны, а действие ее является непрерывным. Да, она независима, но действия людей, наделенных исполнительно-распорядительными полномочиями, не должны выходить за рамки принятых законов. Незаконные действия не допустимы при любых обстоятельствах. Ветви власти три.

Какая третья? Судебная. Многие известные юристы считают ее самой независимой. Она призвана охранять право и выступать в качестве арбитра в спорах, которые возникают по поводу него. Судебная власть находится в руках судей, то есть тех людей, которые, опираясь на закон, должны вершить правосудие.

Судьи неприкосновенны, независимы, несменяемы, назначаемы, однако в своих решениях по конкретным делам они могут опираться только на действующее законодательство. Любые попытки хоть как-то повлиять на судебные решения жестоко пресекаются. Преступления против судей считаются очень серьезными. Разделение властей существует в мире уже достаточно давно.

Что можно сказать относительно нашей страны? В первую очередь стоит отметить, что советские власти не признавали три ветви власти и считали, что все должно быть сосредоточено в одних руках. Разделение властей они считали плохой идеей, которая могла родиться только в умах буржуазных мыслителей других стран. СССР распался – появились три независимые ветви власти.

Во все времена важнейшими задачами государства являлись обеспечение внутренней безопасности, охрана общественного правопорядка, борьба с преступностью.

Конституция РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценность. Одним из существенных гарантов обеспечения правопорядка, защиты законных интересов личности и общества в целом является законность как общеправовой идеал, к достижению которого должно стремиться любое цивилизованное общество.

В современных российских условиях без законности и правопорядка невозможно решить стоящие перед обществом задачи, как то: успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства; построение гражданского общества и правового государства; эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочение их гарантий; четкая работа государственного аппарата, всех его звеньев, органов, структур, должностных лиц; борьба с преступность, коррупцией, правовым беспределом, терроризмом; обеспечение правотворческого, правоприменительного, а в более широком плане управленческого процесса; формирование политико-правовой культуры и повышения правосознания личности и всего общества.

Андрей Минин.

Источник: https://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=8746

Принцип разделения властей и проблемы его реализации в России

Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

В современном мире разделение властей — характерная черта, признан­ный атрибут правового демократического государства.

Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Дж. Локком, в классическом виде она была разработана Ш. Л. Монтескье и в ее современной фор­ме — Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем.

Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институцио­нально подразделяется на три относительно самостоятель­ные ветви — законодательную, исполнительную и судеб­ную.

В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдер­жек и противовесов, осуществляя постоянно действую­щий контроль друг за другом.

Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью.

Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, кото­рая может ослабить каждую из ветвей власти и государ­ственную власть в целом. Создатели учения о разделе­нии властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.

  • Основные положения теории разделения властейследующие:
  • 1) разделение властей закрепляетсяконституцией;
  • 2) согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляютсяразличным людям и органам;
  • 3) все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устране­на любой другой;
  • 4) никакая властьне может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

5) судебная власть действует независимо от политического влияния, су­дьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит кон­ституции.

Как один из принципов организации государствен­ной власти в современной России, принцип разделения властей был провозглашен Декларацией «О го­сударственном суверенитете Российской Федерации» 12 июня 1990 г.

, а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, которая гла­сит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на ос­нове разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Разделение властей заключается в том, что:

1) Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства — власть в области законодательства.

В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному госоргану, занимающемуся разработкой законодательства.

В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

Законодательная дея­тельность в России осуществляется Федеральным Собранием: федеральные законы при­нимаются Государственной Думой (ст. 105 Конституции), а по вопросам, перечисленным в ст. 106, — Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации;

Читайте также:  Стоит ли обновляться и переходить на miui 10

2) Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение — исполнение законов, их реализация.

В подчинении исполнительной власти находится большая сила — чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему госорганов, осуществляющих эти полномочия. Исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции).

Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения К РФ и законов РФ в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения.

Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

3) Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия).

Особая роль суда обусловлена тем, что он — арбитр в спорах о праве.

Органами судебной власти в России являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.

4) Согласован­ное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции). Президент РФ, являясь главой государства, не входит в полной мере в систему разделения властей.

В России налицо дисбаланс между законодательной и президентской власти, с существенным перевесом послед­ней (контроль Президента за дея­тельностью Правительства, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент), что в какой-то мере нарушает необходимое равно­весие и устойчивость государственной власти в целом. Можно говорить, что в России существует 4я ветвь власти – президентская.

  1. Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами:
  2. 1) реализация этого принципа неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников.
  3. 2) данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему — создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры.
  4. 3) умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др.

Практическое воплощение принципа разделения властей в России идет с большим трудом. Как отмечается в литературе, все готовы признать от­дельное существование каждой из трех властей, но никак не их равенство, самостоятельность и независимость.

Это отчасти объясняется длительным пе­риодом тоталитарного правления. В истории России не было накоплено ка­кого бы то ни было опыта разделения властей; здесь еще живучи традиции самодержавия и единовластия.

Ведь само по себе конституционное разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную) не приводит ав­томатически к порядку в государстве, а борьба за лидерство в этой триаде об­рекает общество на политический хаос.

Безусловно, разбалансированность механизма сдержек и противовесов — лишь переходный этап в процессе ста­новления государственности.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/42436.html

Проблемы реализации принципа разделения властей в современной России

Принцип разделения властей является одним из основополагающих в организации деятельности и функционировании каждого демократического и правового государства.

Необходимость изучения сложившейся ситуации в системе разделения властей в России детерминировано проблемами, связанными с практической подготовкой и реализацией нормативно-правовых актов в нашей стране, политико-правовыми отношениями между структурными подразделениями всех трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной.

Статья 10 Конституции Российской Федерации устанавливает самостоятельность и абсолютную независимость ветвей власти друг от друга. Это основа и ценность конституционного строя нашей страны.

Но соблюдается ли это положение на практике в деятельности всех органов государственной власти? Полагаем, что на практике реальное разделение властей в нашей стране только лишь складывается.

В делении властей по горизонтали в современной России преобладает/доминирует исполнительная власть во главе с Правительством Российской Федерации.

Сегодня в России законы принимаются Федеральным Собранием РФ, в состав которого входит Совет Федерации, состоящий из представителей исполнительной власти субъектов РФ и находящихся под их влиянием представителей законодательно-представительных органов субъектов РФ. В настоящее время, основная часть законопроектов готовится в стенах министерств, ведомств, агентств и служб.

По сути, исполнительная власть формирует законы, которые должна исполнять. А ведь законы должны обладать высшей юридической силой, готовиться и приниматься только законодательным (представительным) органом. На практике это, порою приводит к различным политико-административным казусам.

Так, например, после внесения Правительством в Государственную Думу законопроекта о рыболовстве в марте 2011 года по всей стране прошли массовые выступления рыбаков против отмены бесплатной рыбалки. В то время, премьер-министр В.В. Путин поручил главе Росрыболовства А.А.

Крайнему вместе с депутатами ГосДумы и общественностью в самые короткие сроки доработать закон о рыболовстве.

Но проблема, на наш взгляд состоит, в том, что не Росрыболовство должно определять «правила игры» в обсуждаемой сфере общественной деятельности, и даже не Правительство России, а законодательная власть в лице депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ!

Данный пример наглядно показывает, что законодательную политику в нашей стране определяет не парламент, а высший орган исполнительной власти, что противоречит принципу разделения властей.

При этом доминирование в государственной системе исполнительной власти происходит при слабости парламентского контроля и практическом неучастии парламента в формировании правительства, недореформированных судебной и правоохранительной системах, попытках вмешательства в государственную деятельность крупных финансово-промышленных групп, которое предопределило расцвет коррупции, в государственных органах.

Однако есть и властные структуры, доминирующие над органами исполнительной власти, например, Администрация Президента Российской Федерации. Президент наделен полномочиями, позволяющими ему обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ).

При этом Президент, являющийся гарантом Конституции, прав и свобод человека, выступает, в некоторых случаях, как самостоятельная ветвь государственной власти. Так, статья 90 Конституции РФ предполагает подзаконный характер указов Президента, но в ней не говорится об их следовании федеральным законам.

Отсутствует и перечень вопросов, подлежащих регулированию исключительно законом. Президент России неоднократно издавал указы по вопросам, отнесенным к ведению правительства (например, о социальных выплатах).

Учитывая подобную практику, способствующую возникновению правовых коллизий, а также частое несоответствие одних нормативных актов другим, представляется необходимым законодательно решить проблему разграничения компетенции этих государственных органов.

Принимая во внимание опыт зарубежных стран, давно использующих такую модель государственного устройства, важен определенный баланс полномочий между главой государства и органом, контролирующим правительство. В Российской Федерации присутствие данного баланса в настоящее время слабо выражено.

По нашему мнению, верховенство Президента РФ в системе государственных органов подтверждается целым рядом конституционных формулировок. Так, ст. 80 подчеркивает его право определять основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией и федеральными законами.

Данное положение весьма абстрактно, а отсутствие специального закона о Президенте дает основание для широкого истолкования этой нормы. Президент обладает мощными рычагами воздействия на законодательную и исполнительную ветви государственной власти.

На законотворческую работу парламента он вправе влиять, пользуясь правом отлагательного вето, причем Конституция не требует юридически обосновывать это действие. Кроме того, целый ряд законопроектов был возвращен в Государственную Думу без рассмотрения.

Подобное затягивание процесса законотворчества, связанное с отклонением законопроектов лишь по мотивам нецелесообразности их принятия, не способствует конструктивному взаимодействию Президента и Федерального Собрания. Конституция России определяет одну из главенствующих ролей Верховного Суда Российской Федерации в судебной системе государства.

Верховный Суд РФ имеет право законодательной инициативы, то есть участвует в образовании и формировании законодательной базы страны. Так как глава Верховного Суда назначается Советом Федерации по представлению Президента России, то это создает механизм влияния, прежде всего, президентской администрации и самого Президента РФ на деятельность Верховного Суда России.

Исходя из практики и специфики политической жизни России, мы можем отметить, что у Верховного Суда нет рычагов административного воздействия и влияния на принятие государственных решений. Кроме того, через структуру и практику деятельности всех судов общей юрисдикции (городских, районных, областных, военных) Верховный Суд получает возможность косвенного контроля за выполнением государственных решений.

Конституционный Суд Российской Федерации, как Верховный Суд России занимает одну из главенствующих ролей в судебной системе государства и имеет право законодательной инициативы.

Однако в отличие от того же Верховного Суда у него нет в подчинении структуры нижестоящих судов, поэтому Конституционный Суд не имеет возможностей контроля за исполнением государственных решений и механизмов административного воздействия.

Но в то же время Конституционный Суд, разрешая спорные вопросы о соответствии Конституции Российской Федерации различных законодательных документов, оказывает этим влияние на последующее принятие государственных решений.

Таким образом, в Российской Федерации почти весь набор государственно-властных полномочий сосредоточен у Президента РФ и Правительства России. Законодательная и судебные ветви власти находятся в подчиненном состоянии по отношению к исполнительной власти, что нарушает конституционный принцип разделения властей. Для введения на практике принципа разделений властей в России предлагаем:

1) минимизировать участие исполнительной власти в подготовке законопроектов. Правительство и подчиненные ему органы государственной власти должны заниматься только исполнением законов и быть подконтрольными парламенту, особенно, в части расходования бюджетных средств.

  • 2) между законодательными и исполнительными органами власти создать баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений на одного из них, а тем более всей полноты власти.
  • 3) обеспечить подлинную независимость судебной власти, которая должна руководствоваться только Конституцией, ратифицированным Россией международными договорами, федеральным законодательством, законами субъектов РФ, защищая, прежде всего интересы человека и гражданина, и в пределах своей компетенции действовать самостоятельно.
  • 4) ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью; органы исполнительной власти не должны формировать органы судебной власти/

5) споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через определенную законом правовую процедуру, т.е. Конституционным судом РФ на федеральном уровне и конституционными (уставными) судами — на уровне субъектов РФ.

6) внести в Конституцию России дополнительное положение (статью), которая бы предусматривала правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержала бы взаимные противовесы для всех властей.

Источник: http://lawinrussia.ru/content/problemy-realizacii-principa-razdeleniya-vlastey-v-sovremennoy-rossii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector