Правосознание как источник права: плюсы и минусы

Определение 1

Правосознание – это определенная форма общественного сознания, которая представлена в виде установленной системы правовых теорий, взглядов, идей, убеждений, представлений, настроений, оценок и чувств.

Именно в этой системе выражаются все важные и необходимые отношения определенных индивидов, социального общества и социальных групп, а также их права.

Отношение устанавливается некоторыми государственными и правовыми явлениями, а также процессами поведения групп людей в правовой сфере.

Правосознание может проявляться в определенных и установленных государственными структурами формах своего проявления:

  • Правовая идеология. Иными словами, это определенное отношение общества к системе права.
  • Правовая психология. Это определенная эмоциональная оценка представленного общества.
  • Индивидуальные знания о системе права. Это определенный и подтвержденный уровень определенных знаний и умений, а также навыков, которыми одарен каждый индивид.
  • Личностные ценности каждого индивида. Это личный опыт, а также целостная система правовых и личных убеждений.
  • Субъективная воля каждого индивида. Это определенные способности, которыми наделен каждый индивид.

Правосознание как источник права: плюсы и минусы

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Современное право имеет виды, которые позволяют определить необходимую структуру государственного и общественного становления. Формирование видов правосознания происходит для каждого индивида в отдельности или для определенных групп индивидов, которые объединены общими интересами или целями.

На сегодняшний день можно выделить и определить следующие виды правосознания:

  • Индивидуальное правосознание. Это определенные личные отношения людей к системе государственного права. Здесь подразумеваются убеждения и взгляды каждого индивида.
  • Групповое правосознание. Это установленное отношение к государственному праву весьма мелких, но значительных групп, социальных групп и коллективов.
  • Корпоративное правосознание. Это правовое сознание, которое представляет отдельные группы людей с общими интересами и общим мышлением. Например, это могут быть представители одной профессии, партийные созывы и прочие.
  • Массовое правосознание. Это правосознание, которое отражает обширные массы людей и их политически, экономические и культурные ценности.
  • Общественное правосознание. Это виды, которые отражают отношение к государственному праву со стороны определенного общества.

Замечание 1

Стоит понимать, что современное правосознания может быть сформировано у всех без исключения индивидов в результате их сложившихся интересов, профессиональных обязанностей или иных внешних факторов, которые присутствуют в его повседневной жизни.

Структура современного правосознания

Современная структура правосознания состоит всего из трех элементов:

  1. Первый элемент представлен в виде информационного поля. Именно этот элемент позволяет создать наличие необходимого объема информации.
  2. Второй элемент является оценочным, и гарантирует получение необходимой информации о каком – то нормативном акте. То есть на этом этапе происходит оценка и сопоставление информации с личными ценностями каждого индивида.
  3. Третий элемент – это воля. В тот момент, когда индивид узнает о законе, а после оценивает его необходимость и значимость, наступает момент решения. Решение заключается в том, чтобы определить, как и каким образом, он может использовать этот правовой аспект.

Правосознание позволяет для каждого индивида создать необходимые условия, которые помогут сделать его жизнь качественной и комфортабельной. При помощи правосознания формируются необходимые навыки, которые позволяют создать общественные и личностные ценности.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/pravosoznanie/vidy_pravosoznaniya/

38. Понятие и признаки правосознания

Существуют различные формы общественного
сознания, посредством которых люди
вступают в общественные отношения,
познают (отражают) окружающий мир и
формируют определенное отношение к
нему.

Это — политическое, религиозное,
эстетическое, национальное, нравственное
сознание.

К формам общественного сознания
относится и правосознание, явление
субъективное, идеальное, непосредственно
не наблюдаемое.

  • Правовое сознание — это совокупность
    взаимосвязанных идей, теорий, убеждений,
    ценностных ориентацией, правовых
    установок, чувств, выражающих отношение
    общества, социальной группы, отдельного
    индивида к действующему или желаемому
    праву, а также к другим государственно-правовым
    явлениям.
  • Правовое сознание играет огромную роль
    в развитии и совершенствовании правовой
    жизни общества, так как от уровня
    правосознания граждан зависит качество
    правовых норм, их соответствие потребностям
    общественного развития, а также точность
    и полнота исполнения их предписаний.
  • Правосознание обладает рядом признаков:
  • 1) правосознание — это самостоятельная
    форма общественного сознания, тесно
    взаимодействующая с политическими,
    нравственными, религиозными, национальными
    и другими формами;
  • 2) правосознание отражает лишь явления
    правовой действительности и охватывает
    процесс создания правовых норм, реализацию
    их требований в общественной жизни;
  • 3) содержанием правового сознания
    являются идеи, концепции, теории, чувства,
    эмоции, регулирующие поведение людей
    в юридически значимых ситуациях;
  • 4) правосознание включает представления
    о прошлом, настоящем и будущем права;
  • 5) осознание правовых явлений осуществляется
    посредством специальных юридических
    понятий и категорий (правоотношение,
    юридическая ответственность, правомерность
    и др.);
  • 6) правосознание является источником
    права;
  • 7) правовое сознание служит источником
    правовой активности и внутренним
    регулятором правового поведения или
    механизмом его осуществления.

39. Виды и уровни правосознания

Правосознание – это совокупность
представлений и чувств, выражающих
отношение людей к праву и правовым
явлениям в общественной жизни.

Правосознание является источником
права, отражающим объективные потребности
развития общества, одним из обязательных
инструментов реализации права, средством
оценки соответствия поведения нормам
права. Как источник права, правосознание
находит свое выражение в правовых актах,
оказывает воздействие на процесс и
результаты правотворчества.

Правовые
нормы, в свою очередь, оказывают
воздействие на развитие правового
сознания граждан, формирование правильных
представлений о правовых принципах и
нормах, правоотношениях и ответственности.

По степени общности правосознание
подразделяется на массовое, групповое
и индивидуальное.

Массовое – это когда определённые
правовые взгляды, идеи, представления
получают достаточно широкое распространение
и становятся как бы господствующими
(преобладающими) в обществе. Например,
свыше 80 % российских граждан, выступают за сохранение смертной казни; или
мнение о том, что наши законы неэффективны,
плохо работают, что борьба с преступностью
оставляет желать лучшего.

Групповое отражает правосознание
определённых социальных слоёв населения
(например, студенчества, школьной или
рабочей молодёжи, военнослужащих,
должностных лиц, вузовских работников
и т.д.).

Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной личности.
У конкретного человека представления
о праве могут быть и неверными, отсталыми
или деформированными. Впрочем, и групповое
правосознание, как правило, не идеальное.

По уровню (глубине) отражения правосознание
делится на научное, или теоретическое,
профессиональное и обыденное.

Научное (доктринальное) правосознание
наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о
праве и всей правовой системе
квалифицированно судят учёные, приводя
соответствующие аргументы, обоснования,
статистические данные. При этом делаются
необходимые выводы, вносятся практические
рекомендации и предложения, направленные
на улучшение правовой ситуации в стране.

Профессиональное правосознание близко
к научному. Это суждения о праве и других
правовых явлениях юристов-профессионалов
(судей, прокуроров, следователей,
адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим
образованием). Ценность их мнений – в
доказательности, компетентности,
убедительности.

Обыденное (эмпирическое) правосознание
представляет собой массовые представления
людей о своих правах и обязанностях, о
справедливости и несправедливости норм
права, о сущности и принципах правовой
организации общества; оценки
государственно-правовых явлений на
уровне стереотипов, штампов, слухов;
чувства, настроения, эмоции по поводу
права и законности. Оно складывается
стихийно, непосредственно под влиянием
условий жизни, личного опыта и правового
образования, доступного населению.

  1. По степени осознанности различают
    правосознание: с преобладанием
    сознательного; с преобладанием
    бессознательного.
  2. Эти разновидности правосознания
    по-разному влияют на совершенство
    законодатель­ства, эффективность
    работы правоохранительных органов, на
    то, насколько граждане стра­ны являются
    законопослушными, добровольно и точно
    исполняют нормы права, какие пра­вовые
    требования они выдвигают.
  3. Рассмотренные классификации правосознания
    позволяют сделать вывод, что в правосознании
    конкретного человека могут присутствовать
    определенные элементы из различных
    видов правосознания.

Источник: https://studfile.net/preview/5568515/page:34/

Правосознание: понятие, структура, виды. Правосознание – это область сознания, отражающая правовую действительность в форме

Понятие.

Правосознание – это область сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации; социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.

Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правосознания могут быть приняты из результатов деятельности его субъектов.

  • Согласно теоретической концепции, разделяемой иными авторами, основные функции правосознания – познавательная, оценочная и регулятивная.
  • Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности и выражающихся в понятии правовая подготовка.
  • Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.
  • Эмоциональное отношение у субъекта возникает по отношению:
  • — к праву;
  • — к правовому поведению других людей и их правовой деятельности;
  • — к правоохранительным органам;
  • — к своему правовому поведению.
  • В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли, возникает новое образование – интеллектуально – эмоционально – волевое – правовая установка.
  • Под правовой установкой понимается тенденция или предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и готовность действовать в отношении их в соответствии с этой оценкой.
  • В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений.
  • Доминирующие установки определяют направленность личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций.
  • Правовая ориентация – это совокупность правовых установок индивида или общности (группы, коллектива), непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях.
  1. Регулятивная функция правосознания проявляется в том, что результатом ценностно – правовой ориентации является поведенческая реакция субъекта, выраженная в правомерном или неправомерном поведении.
  2. Центральным компонентом правосознания, который определяет соответствующее поведение нормам права являются ценностные отношения к закону.
  3. Правосознание является как источником права, так и механизмом его реализации.
  4. Структура.
  5. Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию и правовую психологию
  6. Правовая идеология – систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения.
  7. Правовая психология охватывает совокупность правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний и переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы.

Через правовую психологию реализуются: а) правовые обычаи и традиции, присущие правовой культуре; б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.

Читайте также:  Поперечная шуба из норки: стоит ли покупать, плюсы и минусы

Самооценка может завершиться чувством удовлетворения своим поведением или, наоборот, отрицательным отношением к нему. Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий, как стыд и совесть.

От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «властвовать собой».

  • Это – свидетельство взаимосвязи правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания.
  • Виды.
  • По глубине отражения правовой действительности правосознание бывает:
  • — обыденное (эмпирическое);
  • — профессиональное;
  • — научное (теоретическое).
  • Обыденное правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению.

Профессиональное правосознание – это правосознание юристов. Оно должно быть теоретическим. К нему вполне подходит такая степень выражения, как идеологический уровень.

  1. Научное правосознание формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знание закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительно.
  2. По субъектам правовое сознание подразделяется на:
  3. — индивидуальное;
  4. — групповое;
  5. — общественное.

Индивидуальное и групповое правосознание носит общественный (социальный) характер. Общественное и групповое правосознание не существует вне индивидуального.

48.Понятие и виды источников (форм) права.

  • Источник праваимеетнесколько смысловых значений: в материальном, в идеальном и в юридическом (формальном).
  • В материальном смысле – материальные условия жизни общества, или способ бытия людей.
  • В идеальном – философские или мировоззренческие, которые легли в основу данной правовой системы.

В юридическом (формальном) — внешняя форма выражения и закрепления юридических норм. Формальные источники являются носителями информации о правилах поведения субъектов права.

Источники права — это исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Официальный, публичный характер источникам права практически придается двумя путями:

путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются(издаются) компетентными гос. органами, т.е. прямо исходят от государства;

путем санкционирования, когда гос.органы, напр. суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.

Виды источников права.Все известные источники права, существующие в мировом юридическом пространстве можно условно разделить на два основных вида:-законодательные источники права;- незаконодательные источники права.К законодательным источникам права относятся нормативные юридические акты: законы и подзаконные акты. Нормативный юридический акт – это акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права. Он устанавливает нормы права, водит их в действие, изменяет или отменяет правила общего характера.Основными видами нормативного юридического акта является законы и подзаконные акты. Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни.Можно выделить следующие особенности закона как источники права:- имеет особый порядок принятия;- обладает высшей юридической силой (т.е. все акты ему подчиняются; не подлежит утверждению другим органом; никто не может отменить закон, кроме органа его принявшего);- принимается лишь по ключевым вопросам общественной жизни;- является первичным.Виды законов: 1) Конституция – основной закон. Регулирует основы общественного и государственного устройства, права и свободы граждан; структуру, полномочия порядок формирования высших государственных органов, их взаимодействие. Принимается как правило, в результате референдума.2) Конституционные законы

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/17498.html

Правосознание: понятие, структура, виды, функции

Правосознание — одна из форм общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным, художественным, философским и т.д. Перед нами те формы, в которых люди познают, осваивают окружающий их мир, объективную реальность, собственное бытие. У каждой формы свой предмет (область) отражения. У правосознания — это право, правовая действительность.

Правосознание — совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям.

Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают, каким хотели бы видеть право в идеале.

Место и роль правосознания в механизме правового регулирования

    1. правосознание — одно из выражений социальной активности людей, их коллективов, групп, общества в целом; оно находится в глубоком единстве с господствующей правовой идеологией;
    2. правосознание играет ведущую роль в процессе формирования права как в виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и политических принципов и представлений о должном упорядочении той или иной сферы общественных отношений;
    3. правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм;
    4. правосознание выполняет важные функции в процессе применения правовых норм должностными лицами.

Структура правосознания:

    • идеологический элемент (представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин; это часть идеологии вообще как собирательного понятия. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов идеологии);
    • психологический элемент (нередко рассматривается как исходное, корневое начало; это чувства, эмоции, переживания, настроения индивида, связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Имеется в виду эмпирический срез правосознания, предполагающий познание объекта опытным путем. Причем психологический настрой может быть не только индивидуальным. Если определенные настроения получают массовое распространение, то говорят о социальных чувствах, которые могут иметь как всеобщий, так и групповой характер).

Виды правосознания:

1) По степени общности:

Массовое — это когда определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе.

Например, свыше 80% российских граждан, как уже отмечалось, выступают за сохранение смертной казни; или мнение о том, что наши законы неэффективны, плохо работают, что борьба с преступностью оставляет желать лучшего.

Групповое отражает правосознание определенных социальных слоев населения (например, студенчества, школьной или рабочей молодежи, военнослужащих, должностных лиц, вузовских работников и т.д.).

Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной личности. У конкретного человека представления о праве могут быть и неверными, отсталыми или деформированными. Впрочем, и групповое правосознание, как правило, не идеальное.

  • 2) По уровню (глубине) отражения:

научное, или теоретическое,

Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.

Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений — в доказательности, компетентности, убедительности.

Обыденное правосознание — это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым. Это то, что К.

Маркс назвал «ходячими формами мышления». На этом же уровне нередко встречается индифферентное (безразличное) отношение к праву в силу крайне слабой осведомленности о нем.

В то же время вырабатываются так называемые правовые привычки, когда субъект почитает и соблюдает законы потому, что так воспитан, приучен, таковы семейные и иные традиции.

Функции правосознания:

Оценочная функция заключается в том, что с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их соответствия или несоответствия определенным критериям. Оценка может быть как позитивной, так и негативной, т.е. критической.

Ни одно юридическое явление, образование, ни один правовой институт не остаются вне аналитического опосредования их правосознанием. Оценке подвергается правовая политика государства, деятельность его органов, властных структур, должностных лиц, законодателей; правомерные и противоправные поступки граждан, собственное поведение субъекта (самооценка).

Уйти от оценочного суждения правосознания очень трудно.

Правосознание определяет «что такое хорошо» и «что такое плохо» в правовой сфере.

Например, правомерное поведение, да еще активное, — это хорошо, а противоправное поведение, тем более преступное, — это плохо.

Правосознание взвешивает на весах справедливости ценность тех или иных правовых явлений, понятий, категорий, отношений, их роль и значение в жизни общества, полезность или вредность для человека.

Регулятивная функция означает, что хотя правосознание, в отличие от права, и не осуществляет непосредственного правового регулирования общественных отношений (в смысле установления каких-либо запретов, предписаний, дозволений, определения юридических прав и обязанностей субъектов, санкций за правонарушения и т.д.), оно тем не менее способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки. Регулирующая роль правосознания относительна, однако она достаточно велика и полезна, особенно в плане духовного, морального, культурного влияния на индивида.

Правосознание не обладает той степенью нормативности, какой обладает право, но оно, во-первых, сопровождает, точнее, пронизывает собой весь процесс действия права, процесс правового регулирования; во-вторых, само вырабатывает и содержит в себе определенные эталоны поведения субъектов, прежде всего на бытовом, эмпирическом уровне. Правосознание — не внешний, а главным образом внутренний регулятор деятельности индивида. Лишь в отдельных случаях правосознание имеет прямое отношение к разрешению конкретных дел (аналогия права).

Познавательная функция состоит в том, что правосознание как форма отражения и освоения правовой действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о праве и его действии, других юридических феноменах.

Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причем знания, накапливаемые правосознанием, постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием все более широкого круга физических и юридических лиц.

Сюда же входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, правовая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации.

Прогностическая функция раскрывает способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов.

Читайте также:  Основные плюсы и минусы регрессивной системы налогообложения

Прогнозирование — важнейшее условие эффективности действующего законодательства, а также предполагаемых мер в данной области. Когда действие того или иного закона дает отрицательные результаты, то это означает, что он с самого начала был плохо продуман и обоснован.

Типичный пример — принятые в середине 1980-х гг. (в разгар «перестройки») так называемые антиалкогольные законы, принесшие при их реализации только вред.

Прогнозирование включает в себя учет всех объективных и субъективных факторов, могущих повлиять на правовое развитие страны, ход правовой реформы. И правосознание играет здесь исключительно важную роль.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

 

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravosoznanie-ponyatie-struktura-vidi-funktsii

Введение

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания.

Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, выступает категория правовое сознание.

Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем.

Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем.

Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов — все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.

Никакая человеческая деятельность немыслима вне сознания индивидов. Ни один правовой акт, ни одно юридическое отношение не реализуется вне опосредующей их правовой психологии и правовой идеологии.

Правовое сознание является разновидностью социального сознания, и, следовательно, к нему относятся вековые споры материалистов и идеалистов о первичности и вторичности материи и сознания вообще.

Не вдаваясь в подробности, отметим здесь главное: сознание, несомненно, находится под определяющим воздействием бытия, но в то же время само бытие является результатом воплощений и чувств людей. Индивидуальное и коллективное сознание в обществе и государстве — локомотив исторического движения.

Существуют различные формы общественного сознания, при помощи которых люди осознают окружающую их природу, обще-ство. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстети-ческое, этическое, религиозное, правовое.

Правосознание есть осознание права, совокупность представ-лений и чувств, выражающих отношение людей как к действую-щему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую природу с пра-вом и в силу этого вторично по отношению к существующим эко-номическим отношениям.

Оно формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интере-сов общества, различных социальных групп; динамично развива-ется под влиянием меняющихся объективных условий и процес-сов; является частью общественного сознания и поэтому испыты-вает на себе влияние философских, идеологических и политических воззрений.

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник — 3-е издание, — М.: Юрайт, 1997.

Правосознание имеет длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию, развертываемую во времени. Первобытные представления о праве — это не что иное, как представления о порядке взаимоотношений людей, фактических, личных отношений. Право отождествляется здесь с определенным общественным порядком и не противопоставляется обязанности.

Специфический признак правосознания — соотношение в сознании (индивидуальном, классовом и т.д.) жизненных условий, потребностей, интересов данного класса с возможными, необходи-мыми или существующими юридическими правами и обязаннос-тями. Результатом такого соотнесения являются идеи, представле-ния о праве.

Так, правосознание было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право.

Судебные и иные правовые формы жизнедеятельности римского общества находили и адекватное отражение в идеях и эмоциях римских граждан, формирования их поведения.

Приметой быта и нравов древних римлян были непрерывные обращения к преторам, в сенат, в судебные учреждения по любому спорному вопросу: касалось ли это судеб государства или продажи раба.

Юридическое мировоззрение, которое при этом становилось господствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную. Языческие боги римлян

Источник: https://studbooks.net/1084560/pravo/vvedenie

Понятие правосознания, его структура функции и роль правосознания в правовой системе

  • Понятие правосознания, его структура функции и роль правосознания в правовой системе.
  • Как особая форма общественного сознания, правовое созна­ние представляет собой совокупность взглядов, идей, представле­ний, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объ­единений или всего общества относительно права и его роли. Правосознание предполагает:
  • осмысление и ощущение необходимости права;
  • оценку права;
  • осознание необходимости создания развитой системы законо­дательства;
  • осмысление потребности в изменении и дополнении действу­ющих нормативных актов;
  • восприятие процесса и результатов реализации права;

соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, по­литическими и т.д.).

Специфика правового сознания состоит в том, что оно вос­принимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует ус­тановления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного.

Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и катего­ричность. Ему свойственно требовать жесткого контроля за ис­полнением правовых обязанностей.

Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осущест­вления прав человека и гражданина.

Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им.

Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она обще­ственные отношения.

Поэтому можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство ад­ресатов норм правосознанием в решении отдельных вопросов.

Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями.

Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения мо­льных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Это особенно характерно для марксистско-ленинского отношения к праву.

Марксизм-ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон — как меру политическую. Односторонний политический подход к праву не дает возможности полностью понять его сущность и роль в жизни общества.

В нашей юридической науке и юридическом образовании необходимо стремиться к деполитизации права и правосознания. Классово-политический подход к правопониманию надо рассматривать как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества.

Правосознание по своей структуре, по внутреннему строению представляет собой сложное образование, в котором можно выделить такие элементы, как правовая идеология, правовая психология и правовая мораль. Следует иметь в виду, что приведенное структурирование носит условный характер и используется в целях познавания правосознания, которое в реальной жизни выступает как целостное явление.

Источник: https://ibrain.kz/osnovy-prava/ponyatie-pravosoznaniya-ego-struktura-funkcii-i-rol-pravosoznaniya-v-pravovoy-sisteme

ПРАВОСОЗНАНИЕ

Теория правосознания является одним из основных разделов общей теории права. Научные представления о правосознании и его соотношении с правом предстают как важнейшие, определяющие специфику правопонимания.

Вопросы природы человеческого сознания и его отношения к миру приобретают особое значение в неклассической и постнеклассической науке.

В рамках такого направления неклассической науки, как феноменология, было преодолено классическое противопоставление субъекта (человека) и объекта (мира) и показана их неразрывная связь: сознание человека есть всегда сознание о мире, вместе с тем и мир существует постольку, поскольку он осознается субъектом.

Феноменологическое учение об интенциональности (направленности) сознания имеет большое значение для понимания правосознания и его соотношения с правом. Оно позволяет сделать вывод о том, что право не существует вне человеческого сознания, право становится правом, лишь «преломляясь» сквозь сознание социального субъекта.

Правовое сознание всегда опосредует правовую реальность, как правовые тексты, так и правовое поведение (реализацию прав и обязанностей). Таким образом, акты понимания и оценки правовых текстов, а также акт выбора варианта правового поведения осуществляются правовым сознанием субъекта.

С точки зрения коммуникативной теории, методологически опирающейся на феноменологический подход, только через интеллектуальное осмысление и ценностную интерпретацию правовые тексты получают правовую легитимацию и трансформируются в правовые нормы, способные в силу их социально признанного ценностного значения воздействовать на волю и поведение субъектов, определяя его как правовое. Человек вправе делать что-либо потому, что это соответствует установленному в обществе правилу, и соответствие действий субъекта этому правилу социально оправдывает их, позволяет интерпретировать как нормальное поведение.

Читайте также:  Плюсы и минусы породы собак кане-корсо

Как было показано в предыдущей главе, ценность не представляет собой чего-то такого, что существует само по себе. «Иметь значение» возможно только при наличии воспринимающего, оценивающего субъекта.

Поэтому ценностное восприятие правового текста невозможно без установления ценностного отношения между объектом (правовым текстом) и субъектом.

Такое отношение представляет собой интеллектуально-эмоциональное переживание социальными субъектами значимости того или иного правового текста (источника права), т. е. является частью правового сознания личного и общественного.

Но право не существует и вне осмысленного взаимодействия субъектов на основе легитимированных правовых текстов (источников права). Поэтому право не существует вне правосознания, хотя это и не означает, что право и правосознание есть одно и то же.

Наиболее отдалены от правового сознания как идеального явления правовые тексты как явления материальные, например письменные тексты законов. Можно ли право трактовать как явление материальное? Можно ли свести право к материальному факту, к вещи? Думаем, что нет.

От явлений материальных право отличается способом своего существования. Вряд ли найдется много сторонников отождествления права с буквами, при помощи которых текст закона фиксируется на типографской бумаге. В отличие от материальных объектов право не имеет ни цвета, ни ширины, ни высоты, ни длины.

Очевидно, что, хотя право и связано с такими материальными объектами, как правовые тексты, оно не может с ними отождествляться.

И это очевидно как по отношению к праву объективному — правовым нормам, так и по отношению к праву субъективному — свободному действию субъекта, направленному на достижение определенной ценности и обеспеченному правовыми обязанностями других лиц.

Но, может быть, право, не будучи явлением материальным, есть, как полагали представители юснатурализма, явление идеальное и существует объективно, независимо от человеческого сознания? Подобные попытки «оторвать» право от социального сознания также обречены на неуспех.

Ведь сделать вывод о том, с чем мы имеем дело — с правом или не с правом, невозможно без анализа смысла тех текстов, которые претендуют на статус источников права.

Это не удастся сделать из анализа нормативного смысла закона, если рассматривать этот смысл независимо от его ценностного и функционального значения в контексте единого организма культуры конкретного общества, т. е. вне его психосоциокультурной интерпретации сознанием социальных субъектов.

Например, анализ логико-нормативного смысла трех разных текстов, в которых зафиксированы некие правила поведения, предусматривающие государственную санкцию за их нарушения, еще не позволяет сделать вывод о том, с чем мы имеем дело — с источником правовых норм или нет.

Только рассмотрев эти правила в определенном психосоциокультурном контексте, можно сказать, что одним текстуальным правилам уже не соответствуют никакие правые нормы, потому что прошли десятки веков с того момента, как они потеряли возможность быть действующими, определяющими сознательное поведение людей (например, статьи преторского права Древнего Рима); другие текстуальные правила так и не стали правыми нормами, поскольку закон не получил юридической силы, не стал социально-побудительным фактом, воздействующим на человеческое сознание, и никакие нормы поведения на его основе не образовались; а третьи правила, хотя и были официально признаны в качестве имеющих юридическую силу, не получили силы социальной, т. е. никогда и никем сознательно не использовались и не применялись, оставаясь лишь записью на бумаге, и, следовательно, также не стали источниками права.

Итак, нормы права как явления нематериальные не могут быть непосредственно усмотрены вне сознания человека — ни в мире идеального бытия в виде некоей идеи, ни в мире физического бытия в качестве материальной вещи так же, как не могут быть там обнаружены субъективные права и правовые обязанности. Какова же связь права с человеческим сознанием?

В рамках постнеклассической науки право можно рассматривать как интерсубъективный феномен, имеющий и субъективную, и объективную стороны. При этом «объективное» не означает в данном контексте независимости права от человеческого сознания. «Объективность» право приобретает в общественном сознании. В этом смысле «объективное» в праве существует как «интерсубъективное».

Приведем следующий феноменологический комментарий к понятию «интерсубъективность», позволяющий соотнести его с понятием «коммуникация». «Интер — это между, т. е. это указание на пространство, которое существует между мной и Другим, на пространство мира.

Субъективность же указывает на меня или на Я. Межсубъективность — исходная ситуация моего существования: в ней выражено то, что мир…

представляет собой не кусок гранита (абсолютного самодостаточного бытия), а прежде всего пространство между мной и Другим, которое возможно только потому, что Я существую, но не в одиночестве, а рядом с Другими, и второе, что Я и Другие — это не одно и то же.

Тут может возникнуть иллюзия, что, как в картинке, которую рисовал… марксизм-ленинизм, сначала существует объективный мир. а затем Я. что мое субъективное Я производно от социального или социальности. Развеять эту иллюзию можно поступательно:

  • 1. Сначала действительно существует мир. ведь я в него заброшен, просто рождаюсь, не желая того, получаю имя, на которое не даю согласие, и т. д. Именно в этом смысле интер стоит на первом месте.
  • 2. Но это не значит, что мир существует исключительно и только объективно, т. е. независимо от меня. Дело в том, что, как только я начинаю сознавать себя, т. е. как только рождается моя субъективность, я мыслю и себя, и мир изнутри этого мира. То есть я не могу занять позицию вне мира… Мое существование, или бытие в мире не позволяет мне быть ни абсолютным господином мира, ни его рабом: я влияю на мир (на Других), за что должен нести ответственность, он (Другие) влияет на меня, на что я не могу не реагировать. В этом моя субъективность: быть и понимать это свое бытие из мира и внутри мира. Иными словами, только начиная понимать эту ситуацию заброшенности в мир и необходимость реагировать на эту ситуацию, возникаю Я. только так рождается самосознание — как необходимость отличения себя от Других не только для сосуществования с ними, но и для существования вопреки им».[1]

Исходя из этого можно считать обоснованным вывод о том, что право, формируясь как интерсубъективное социальное явление, как правовая коммуникация, представляет собой: 1) объективированную идею, смысл которой воплощается во внешних знаковых формах, в том числе материальных — в текстуальных источниках права; 2) определенную сферу социального правосознания, в которой правовая идея как передаваемый текст сообщения вторично интерпретируется в соответствии со своим социокультурным смыслом и значением и находит свое отражение как в правовых нормах, так и в реальном сознательном взаимообусловленном поведении субъектов, осуществляемом в форме прав и обязанностей. Право в этом смысле не столько субъективно, сколько субъектно (интерсубъектно) и не существует как внесубъектная реальность.

Таким образом, право как явление коммуникативное неразрывно связано с человеческим сознанием и представляет собой сложный интеллектуально-психический и социокультурный феномен — психосоциокультурную целостность.

Это означает, что как сложное интегральное (целостное) явление право невозможно локализовать в какой-либо одной точке его бытия, будь это текст закона, правовая норма, правовое отношение, правовое сознание, правовая ценность и т. д.

Право включает в себя как идеальные аспекты (правовое сознание), так и материальные (текстуальность и актуальность права, выражаемая в поведении).

Правосознание есть особая разновидность, особая форма социального сознания. В рамках господствовавшей в советской России диалектико-материалистической философии под сознанием как таковым понимали человеческую способность идеального воспроизведения действительности в чувственных и мыслительных образах.

В таком случае сознание предстает как субъективный образ объективного мира, который получается путем отображения объективной действительности в виде представлений, мыслей, переживаний, идей и других духовных феноменов, из которых и состоит содержание сознания.

Теория отражения основывается на классическом противопоставлении субъекта и объекта познания, а само познание понимается как копирование объекта, более или менее совпадающее с оригиналом, но никогда — в полной мере.

Для того чтобы установить степень соответствия, точности субъективной копии объекта самому объекту, необходимо иметь в одной руке объект, в другой — его субъективный образ и посмотреть на них со стороны, что, очевидно, не представляется возможным.

Иначе проблема сознания трактуется в неклассической и постнеклассической науке.

С точки зрения феноменологической философии и феноменологической социологии сознание в силу своей направленности на объект (интенциональности) не есть замкнутая в себе субъективность, противостоящая объективности окружающего мира, точно так же, как и объективный мир не есть «вещь в себе», противостоящая субъективности сознания. Сознание есть всегда сознание о мире, а мир есть всегда «мир субъекта», как субъект представляет его в сознании. Следовательно, сознание представляет собой субъект-объектное явление, неразрывно связанное с социальной коммуникацией. Сознание не отражает объективную действительность, а существует в рамках интерсубъективной действительности, составляя ее часть. Объект в этом смысле включен в сознание субъекта и познание объекта означает познание собственных актов обращенного к миру сознания.

Но каким бы образом ни трактовать сознание, в нем всегда можно выделить три аспекта: 1) когнитивный (интеллектуальный, рациональный); 2) ценностный, в котором проявляется избирательность сознания, его ориентация на выработанные обществом и принятые субъектом ценности — философские, религиозные, политические, нравственные, а также правовые; 3) практический (волевой).

Следовательно, под правосознанием можно понимать интеллектуальное, а также эмоционально-ценностное восприятие информации о правовой действительности, определяющее правовое поведение субъектов. Совокупность наиболее характерных, типичных ментальных образов (текстов) правовой действительности образует систему общественного правосознания, или систему правосознания общества.

Источник: https://studref.com/406983/pravo/pravosoznanie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector