Социологическая теория права: что это, плюсы и минусы

Психологические концепции права возникли под влиянием развития психологии как самостоятельной дисциплины. На рубеже 19-20 вв. обществоведы стали проявлять повышенный интерес к проблемам науки. Это было связано, главным образом, с внедрением экспериментальных методов исследования.

Социологическая теория права: что это, плюсы и минусы

В результате стали возникать крупные научные школы, представители которых по-разному понимали и трактовали особенности психики человека. В то время возникли такие течения, как фрейдизм, рефлексология, бихевиоризм и пр.

Из всех концепций, сформировавшихся в конце 19 в., особого внимания заслуживают социологическая теория права и психологическая теория права. Рассмотрим их подробнее.

Л. И. Петражицкий

Лев Иосифович Петражицкий был видным государственным деятелем, депутатом Госдумы 1 созыва от партии кадетов. Им была разработана оригинальная теория происхождения права. Наиболее полно его мысли изложены в труде «Теория государства и права в связи с теорией нравственности».

После революции 1917 г. Петражицкий переехал в Польшу. Там он начал работу в Варшавском университете, возглавив кафедру социологии. Представителями психологической теории права, кроме Льва Иосифовича, являются Г. Тард и Дж. Фрейзер.

Суть концепции

В соответствии с психологической теорией права Л. И. Петражицкого, юридический феномен коренится непосредственно в психике индивида.

Автор считал, что юрист совершит ошибку, если будет искать его в социальной среде или в пространстве между либо над людьми. Правовой феномен, полагал Петражицкий, происходит у индивида в голове.

Ученый ставит юридическую науку на фундамент достоверных знаний, которые получены посредством самонаблюдения или наблюдения за другими.

Эмоции

Они в психологической теории права Петражицкого выступают в качестве юридического источника. Отсюда и название концепции «эмоциональная теория».

Свои идеи автор противопоставлял другим психологическим теориям происхождения государства и права, которые базировались на таких понятиях, как «воля», «коллективные переживания в сознании индивида» и пр.

Эмоции, по мнению ученого, выступают как «моторный» (побудительный) элемент человеческой психики. Именно под их влиянием люди совершают те или иные поступки.

Социологическая теория права: что это, плюсы и минусы

Классификация эмоций

Согласно рассматриваемой психологической теории государства и права, эмоции разделяются на 2 вида: моральные и, собственно, правовые. Первые Петражицкий называет односторонними. Он связывал их с осознанием индивида своей обязанности, долга. Моральные нормы рассматривались в концепции как внутренние императивы.

Поясняя свои идеи, автор приводит следующий пример. Если человек подает милостыню из чувства долга, то у него не возникает представления, что нуждающийся в деньгах имеет право требовать их. Иная ситуация с правовыми эмоциями. Чувство обязанности (долга) сопровождается представлением о наличии у других лиц правомочия (равно как и наоборот).

Правовые эмоции, согласно исследуемой психологической теории права, являются, таким образом, двусторонними. Нормы, возникающие из них, обладают атрибутивно-императивным (предоставительно-обязывающим) характером.

Основываясь на этих рассуждениях, Петражицкий формулирует следующий вывод: право является закрепленной за индивидом, принадлежащей ему (как его добро) обязанностью другого лица.

Социологическая теория права: что это, плюсы и минусы

Сфера распространения концепции

Психологическая теория возникновения права, разработанная Петражицким, имела ряд недостатков. Автор считал правовыми все эмоциональные переживания, обусловленные представлениями о взаимных обязанностях и возможностях. Он относил к нормам правила игр, в том числе и детских, требования этикета, правила вежливости и так далее.

В сочинениях по психологической теории происхождения права автор специально оговаривал, что нормы формируются не через согласование эмоций субъектов, участвующих в общественных отношениях, а каждым человеком в отдельности.

Он утверждал, что переживания, имеющие место в психике одного индивида и не признанные другими людьми, не перестают являться правом.

В соответствии с этим, автор допускал вступление в правоотношения с неодушевленными предметами, нереальными субъектами, животными.

Критика

Разработанная ученым психологическая теория происхождения права не была принята в юридическом сообществе. Критиковались идеи и в отечественной литературе. Правоведы указывали на абсурдность некоторых положений концепции, не принимая во внимание, что автор ставит теоретическую проблему. Ключевая цель ученого состояла в выработке универсальной формулы права.

Социологическая теория права: что это, плюсы и минусы

По задумке Петражицкого, она должна была охватить различные типы понимания юридической науки, известные истории (в том числе и договоры с дьяволом). Разработанная им психологическая теория права стала практически первой, во многом незрелой попыткой проследить формирование норм в правосознании индивида.

Упорядоченность юридической доктрины

В психологической теории права, разработанной Петражицким, говорится о том, что многочисленные юридические нормы, которые создают индивиды, противоречат друг другу. На начальных этапах исторического развития они обеспечивались самоуправством – защитой нарушенных интересов самим лицом либо группой близких индивидов.

Впоследствии репрессии и юридическая защита стали упорядоченными. Возникла система фиксированных норм в виде обычаев и законов, появились институты власти (суды, учреждения исполнения наказания и пр.). Госвласть, реализуя функции принуждения, обеспечивает «определенность права».

Последствия развития законодательства и обычаев

Становление нормативной базы, по мнению Петражицкого, не может полностью вытеснить правовые переживания индивида.

Автор утверждал, что в современных государствах, кроме официальной юридической доктрины, существует большое количество институтов «интуитивного права».

К ним ученый относил доктрины зажиточных слоев, крестьянства, пролетариата, мещан, преступных организаций и так далее. Психологическая теория права в этом смысле приближалась к концепции юридического плюрализма.

Социологическая теория права: что это, плюсы и минусы

Вместе с тем, юридическая доктрина общественных классов и групп толковалась в ней индивидуалистически. Петражицкий подчеркивал, что количество интуитивных систем права совпадает с числом индивидов.

Выводы

Петражицкий не составил рекомендаций по практической реализации политики права. Автор видел свою задачу в формировании отправных принципов новой доктрины, обосновании ее необходимости. Он считал, что ключевое положение в государственной правовой политике необходимо отвести не принудительным мерам, а механизмам мотивационного и воспитательного воздействия на поведение индивидов.

Общественно-политические взгляды Петражицкого очень близки к идеям этического социализма. Эта концепция также была распространена в России на рубеже 19-20 вв.

Учение Петражицкого было популярно среди кадетов. Его идеи повлияли на формирование взглядов П. А. Сорокина, Г. Д. Гурвича и многих других приверженцев немарксистского социализма. М. А. Рейснер способствовал сближению психологической теории с марксизмом.

Восприятие последователями марксизма идей Петражицкого облегчалось тем, что в Конституции 1918 г. и других актах социализм характеризовался как «безгосударственный строй». Стоит сказать, что после утверждения сталинизма и формирования концепции социалистического государства последователи Рейснера были раскритикованы за пропаганду в обществе надклассовой этики.

Социологическая теория права: что это, плюсы и минусы

Концепция Петражицкого заинтересовала социологов. Начались активные исследования проблем структуры и нормативной природы правосознания.

Социологическая теория

Родоначальниками концепции считаются С. А. Муромцев, Е. Эрлих, Ф. Жени, Р. Паунд.

Социологическая теория складывалась, с одной стороны, посредством формирования юридических идей в рамках общей социологической науки, а с другой – через распространение свойственных дисциплине методов познания. Приверженцы концепции полагали, что право формируется и действует в процессе реализации законов.

Основные тезисы

Теория базируется на следующих идеях:

  1. Социологическая юриспруденция, равно как и естественно-правовая доктрина, выходит за пределы закона (позитивных норм), но не в сторону естественных свобод, а в область реализации, в сферу правоприменительной практики. Таким образом, право воплощается не в законодательных положениях, а в процессе их исполнения.
  2. Позитивное право является «мертвым», «книжным». Противопоставляется ему «право в действии». Под ним сторонники концепции понимали юридическую практику, действия, применение законов, правопорядок и пр.
  3. Право является реальным поведением субъектов – юрлиц и граждан.
  4. Судьи и администраторы являются основными субъектами правотворчества. Они наполняют законы правом.

Специфика развития теории

Концептуальное формирование социологического подхода происходит тогда, когда нормы, направленные на регулирование свободной конкуренции, перестают удовлетворять большую часть общества.

Так, в условиях развития капиталистических отношений судебные инстанции под видом толкования устанавливали фактически новые законодательные нормы. В итоге, возник тезис, смысл которого состоит в необходимости поиска права не в нормах, а непосредственно в жизни.

Социологическая теория права: что это, плюсы и минусы

После революции 1917 г. на фоне критики прежних законов активно пропагандировалась социологическая концепция. К примеру, П. И. Стучка называл новые связи в обществе самим правом. Вскоре, однако, от такого подхода пришлось отказаться, поскольку стало формироваться позитивное право СССР, положения которого были обязательны для исполнения.

Спорные моменты

При использовании социологического подхода возникает риск размывания самого понятия «право». Если в качестве него рассматривать реализацию норм, то теряются четкие признаки неправомерного и правомерного поведения, поскольку исполнение положений может быть и законным, и незаконным.

Согласно концепции, основными субъектами нормотворчества выступают администраторы и судьи. При таком подходе формируются благоприятные условия для злоупотребления полномочиями этими лицами.

Социологический подход не имеет прочной нормативной базы. В этой связи, юридические споры решаются, главным образом, в пользу политически и экономически сильных субъектов.

Положительные стороны концепции

В рамках социологической теории учитываются процессы, происходящие в сфере правового регулирования. Они изучаются с использованием конкретных методов социологического познания.

В концепции приоритетными считаются общественные отношения. Другими словами, содержание превалирует над юридической формой.

Безусловно, социологический подход имеет большое практическое значение для исследователей и законодателей. Для формирования правильного представления о правовой доктрине, оценки эффективности норм необходимо изучать положения в жизни, при непосредственной их реализации.

Источник: https://www.syl.ru/article/328440/psihologicheskaya-teoriya-prava-plyusyi-i-minusyi

Теории социологии права

Социология зародилась и выделилась в самостоятельную отрасль знаний в конце XIX века.

Формирование социологических теорий права шло двумя путями:

  1. путь создания правовых концепций в рамках общей социологии;
  2. применение социологических понятий и методов в области юридических наук.

Социологическая школа права относится к позитивистским теориям. Представители этой теории стараются избегать моральных оценок, принимать право таким, какое оно есть.

Социологическая школа первостепенное значение придает практике, реальному действию права. Видными представителями этой школы в России был С.А. Муромцев, в Германии – Е. Эрлих, выступавшие за живое право народа, основанное на свободном усмотрении судей.

Определение 1

Сущность социологической теории заключается в том, что её центральное понятие – это правопритязание, имеющее определенный интерес, обеспечить который можно средствами права.

Получается, что право представляет собой совокупность действительных общественных отношений по поводу интересов отдельных субъектов права.

Социологическая теория права: что это, плюсы и минусы

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Основоположник социологической теории Иеринг считает, что цель правоотношений определяют интересы конкретных людей, и теория естественного права не есть надежный масштаб для идентификации и защиты определенного интереса.
  • Данная теория предполагает, что любой интерес можно представить в качестве финансового правопритязания.
  • Универсальные аспекты теории были несколько ослаблены последователями Иеринга и проблемы социологии права стали сводить к судейскому праву, полагая, что совокупность судейских решений и есть действительное или живое право.
  • Право в социологической теории рассматривается как эмпирическое явление и её основной постулат в том, что право следует искать в реальной жизни.
  • Нормы закона – это признаки права, а само право есть не что иное, как порядок в общественных отношениях, в действиях человека.
  • Спор какой-либо конкретной ситуации должны разрешать судебные или административные органы.
  • Позитивный характер теории носят следующие положения:
  • общество и право признаются целостными и взаимосвязанными явлениями;
  • изучению подлежат не только нормы права, но и вся совокупность сложившихся правовых отношений;
  • роль права признается средством социального контроля в достижении социального равновесия, судебная власть с её ролью возвышается.
Читайте также:  Плановая экономика: плюсы, минусы и особенности

Социологическая теория права имеет свои достоинства — конкретные интересы и потребности человека были признаны основами правопорядка впервые в юриспруденции, юриспруденция стала, открыта для взаимодействия с другими социальными науками, а право признавалось элементом социальной структуры.

Недостатками теории явилось то, что право не есть совокупность человеческих притязаний, основанных на конкретных интересах; и предмет юриспруденции может быть утрачен при чрезмерной социализации права, роль законодателя принижается с отождествлением живого права с судебным правом и возможным судейским произволом, а это может подменить законодательство.

Психологическая теория права

Психологическая теория права получила свое распространение в начале XX века.

Её родоначальником был русский ученый Л.И. Петражицкий один из самых выдающихся теоретиков права в России.

  1. Автор подразделяет право на позитивное – совокупность норм права и интуитивное – чисто психическое явление, особое состояние души человека.
  2. Оно имеет индивидуальный характер и его содержание определяется обстоятельствами жизни, воспитанием, образованием, социальным положением, личными знакомствами и отношениями каждого.
  3. Таким образом, делается вывод, что существует интуитивное право данного класса, семьи, детского кружка и др.

Интуитивное право вырабатывается в результате общения людей в разных кругах, имеющих общие интересы, которые противостоят интересам других. Общение, считает автор теории, основывается на эмоциях этих людей, которые вместе с их психикой играют главную роль как в приспособлении к условиям жизни, так и в образовании государства и права.

Разногласия, существующие между интуитивным и позитивным правом, заключаются в следующем:

  • разные элементы общества, классы, индивиды имеют различное содержание интуитивного права, поэтому позитивное право по содержанию всех элементов общества не может совпадать с интуитивным правом;
  • развитие и смена содержания интуитивного права в истории происходит постепенно, в то время, как развитие позитивного права подвергается задержкам и отступлениям от постепенного развития.

Таким образом, позитивное и интуитивное право должны расходиться по содержанию.

Согласно Л.И. Петражицкому базовым элементом права является «правовая эмоция» или «импульсия», которая делится на репульсию, что значит отвращение и аппульсию – притягивание.

По мнению Л.И. Петражицкого в психике человека среди её базовых элементов отсутствует 4-й важный элемент – это претерпевание.

Претерпевание носит проективно-атрибутивный двусторонний характер и отличается от страдания, которое является негативным ощущением. Взяв претерпевание за основу Петражицкий развивает концепцию императивно-атрибутивных эмоций или правовых импульсий.

  • Важнейшей стороной правовой системы, на которую обращает внимание теория, является психологическая сторона и это её положительный момент.
  • Без учета психологических особенностей человека нельзя издавать и применять законы.
  • Теория имеет недостатки, связанные с её односторонним характером, отрывом от объективной реальности, невозможностью структурировать право в её рамках.
  • Это дуалистическая теория, делящая правопорядок на две части и допускающая существование правоотношений трансматериального характера.
  • Этот характер говорит о том, что правовая эмоция может проецироваться как на человека, так и на животное.
  • Наряду с недостатками есть и определенные достоинства, одним из которых является сложная природа правопорядка впервые показанная Петражицким.

Замечание 1

Помимо этого автор теории показал универсальность правопорядка и его демократичный характер, а также доказал существование особых правовых переживаний в виде интуитивных норм.

Нормативистская теория права

Свое начало эта школа права берет из немецкой философии И. Канта, которому принадлежит понятие «категорический императив», т.е. обязательное требование чистой воли, независимой от внешних явлений.

Теория, родоначальником которой был австрийский юрист Г. Кельзен, наиболее широко была распространена в XIX веке и способствовала упрочению законности и ограничению судейского усмотрения.

Правовое государство в смысле самоограничения власти законом – эта идея впервые была выдвинута нормативистами.

Кельзен считал, что только правом определяется право и только в нем самом содержится его сила.

По его мнению, право – это совокупность норм, осуществление которых происходит в принудительном порядке. Право при нормативном подходе представляет собой систему правил, регулирующих поведение человека.

Эти правила исходят от государства и охраняются государством. Основой нормативного правопонимания является теория позитивного права, отождествляющего право и закон.

  1. Вершиной нормы законов является конституция.
  2. Нормативистский подход позволял создавать и совершенствовать систему законодательства и обеспечивал определенный режим законности.
  3. Нормативистская теория, как и другие, имеет свои достоинства и недостатки.
  4. К достоинствам относится то, что она доказывает связь права и государства, а также его обязательное исполнение всеми субъектами.
  5. Недостаток заключается в отрицании естественных прав человека.
  6. Кроме этого, теория служит обоснованием всевластия государства.

Замечание 2

В начале XX века в данной правовой школе выделяется отдельное направление, получившее название «чистое учение о праве», основоположники которого противопоставляли право реальной общественной жизни.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_prava/teorii_sociologii_prava/

33.Социологическая теория права

Социологическая
теория зародилась в середине ХIХ
в. Наиболее видными представителями
социологической юриспруденции были
Л.Дюги, С.Муромцев, Е.Эрлих, Р.Паунд.
Родоначальник – Р.Ф.Иеринг.

В зрелый период творчества Иеринг на
основе глубокого знания римского права
и исторической школы развил самостоятельную
теорию, которая получила название
социологической.

Отвергая чрезмерный
формализм римского права, Иеринг всегда
подчеркивал прагматичность римского
права, его способность решать актуальные
вопросы правовой жизни. Сущность
социологической теории

сводится к тому, что центральным понятием
правопорядка является понятие
правопритязания.

В свою очередь
правопритязание сводится к определенному
интересу, который может быть обеспечен
средствами права. Т.о. право – это
совокупность действительных отношений
в обществе по поводу интересов отдельных
субъектов права.

По Иерингу, создание
и цель правоотношений определяют не
абстрактные принципы, типа «каждому
приплетается свое» или «никому не
навреди», а конкретные интересы конкретных
людей. Соответственно, теория естественного
права не является надежным масштабом
для идентификации и защиты определенного
интереса.

Теория Иеринга была, прежде
всего, направлена против «юриспруденции
понятий». Согласно
социологической теории
,
каждый интерес можно представить в
качестве финансового правопритязания.
Последователи Иеринга в Германии
несколько ослабили универсальные
аспекты теории и стали сводить проблемы
социологии права к так называемому
судейскому праву. Они полагали, что
действительным или живым правом является
лишь совокупность судейских решений.

Социологическая
теория рассматривает право как
эмпирическое явление. Основной постулат
ее состоит в том, что «право следует
искать не в норме или психике, а в реальной
жизни». В основу понятия положено
общественное отношение, защищенное
государством.

Нормы закона, правосознание
не отрицаются, но и не признаются правом.
Они являются признаками права, а само
право – это порядок в общественных
отношениях, в действиях людей.

Выявить
суть такого порядка, разрешить спор в
той или иной конкретной ситуации призваны
судебные или административные органы.

Позитивными
в данном случае можно считать следующие
положения: общество и право рассматриваются
как целостные, взаимосвязанные явления;
теория доказывает то, что изучать нужно
не только нормы права, установленные
государством, но и всю совокупность
сложившихся в обществе правовых
отношений; учение подчеркивает роль
права как средства социального контроля
и достижения социального равновесия,
возвышает роль судебной власти.

Критически
же в этой теории надо относится к
отрицанию нормативности как важнейшего
свойства права, недооценке в праве
нравственно-гуманистических начал,
смешению одного из факторов образования
права – интереса – с самим правом.

Достоинства:
1)Впервые в юриспруденции основы
правопорядка были признаны конкретные
интересы и потребности реальных людей,
а не абстрактные волеизъявления.

Этими
была признана особая роль юриспруденции
как практической науки. 2) Через социологию
юриспруденция стала открытой для
взаимодействия с другими социальными
науками.

Соответственно, право было
признано элементом социальной структуры
на ряду с экономикой, политикой, социальной
психологией.

Недостатки:
1)Право не является совокупностью
притязаний людей, основанных на конкретных
интересах. В общественном правосознании,
особенно доктриальном (научного
осмысления) большое значение имеют
абстракции, различные функции, презумпции
общих принципов права (принципы
равноправия).

2)Чрезмерная социализация
права может привести к утрате собственного
предмета юриспруденции. Так как юрист,
прежде всего, как социолог, экономист
или политолог мыслит фактами.
3)Отождествление живого права с судебным
правом принижает роль законодателя и
может привести к судейскому произволу.

Судейское правотворчество начинает
подменять законодательство.

Источник: https://studfile.net/preview/4456870/page:29/

Основные теории происхождения права

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 36Следующая ⇒

Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Это «вечно» протекающее действие, поскольку общество на каждом этапе своего развития открывает в праве все новые и новые качества, свойства, стороны, грани.

Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями. Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, И.

Кант верно заметил, что «юристы до сих пор ищут свое определение права». В силу того что право находится как бы на «перекрестке» удовлетворения интересов различных социальных групп, слоев, классов, элит, оно может быть использовано в разных целях.

Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.

Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII — XVIII вв. Представителями ее являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и другие.

Главными идеями этого учения выступают следующие:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;

2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.

Достоинства:

это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

  • провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
  • Недостатки:
  • данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно;
  • такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.
Читайте также:  Служба в уфсин — плюсы, минусы и особенности

Историческая школа права сформировалась в конце XVIII — начале XIX в. Ее представителями были: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие.

Основные идеи названной доктрины:

1) право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;

2) право — это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания»;

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека.

Позитивные моменты:

впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

  1. верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.
  2. Негативные моменты:
  3. данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи Французской революции; как идеология феодализма — уже отживающего строя;
  4. ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений.

Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.

Основные идеи данного учения заключаются в следующем:

1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право — это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

  • 3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.
  • Достоинства:
  • верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;
  • нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;
  • признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.
  • Недостатки:

представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

Материалистическая теория права возникла в XIX — XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

Основными идеями названной доктрины можно считать следующие:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Положительные моменты:

в связи с тем, что представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;

  1. показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него;
  2. обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.
  3. Недостатки:
  4. преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества;
  5. излишне жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умаляли другие причины и условия, влияющие на право.

Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие.

Основными идеями этой доктрины являются:

1) психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида права — позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми.

Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право.

Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т.д.

  • Достоинства:
  • обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда — нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида;
  • акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.
  • Недостатки:

представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права;

в связи с тем, что «подлинное» (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями.

Основные идеи заключаются в следующем:

1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право — это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория «живого» права;

3) формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

  1. К плюсам данной теории относятся:
  2. она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение;
  3. фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права;
  4. хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.
  5. Минусы:
  6. если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;
  7. в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.

Таким образом, в историческом контексте право оценивалось и оценивается по-разному. Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юридического мировоззрения общества.

Далеко не случайно, что эти учения не раз уже были востребованы практикой. Каждая из перечисленных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

И плюсы, и минусы важно знать и иметь в виду при характеристике теорий.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/2xdc3.html

Социологические концепции права. Социологическая школа права: представители, плюсы и минусы

Возникла в XVIII в. в рамках школы «свободного права». Ее сущность заключается в том, что нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию в условиях развития капитализма, перестали удовлетворять потребностям общества.

По мнению представителей данной теории, право состоит из отдельных норм, которые устанавливают непосредственно судьи в процессе разрешения конкретных дел. При этом важная роль отводится их психическим и эмоциональным переживаниям.

В данном случае суды начинают трактовать законы и заниматься правотворчеством. Иными словами, суды и администраторы сами устанавливают право. Суть данного реалистического подхода сводится к тому, что в определенной степени проявляется недоверие к закону и законности.

Согласно социологическому подходу, закон — собрание во многом «волевых», но далеко не всегда обоснованных и справедливых норм вчерашнего дня.

Следовательно, право надо искать не столько в юридических источниках, сколько в самой жизни, хотя и с учетом действующего законодательства. Главное — не «буква», а «дух» закона.

Высшее благо — не формальная законность, а благо и справедливость. Важно знать не только закон, но и право.

Данный подход выражает стремление преодолеть, в том числе посредством судебных прецедентов и суда присяжных, формализм и чрезмерную консервативность нормативного подхода.

Социологический подход к праву как средство обеспечения динамизма общественной жизни.

Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

Эта школа полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни.

Это «живое право» есть система правоотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права.

Право — сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Эта школа имеет широкое распространение в Англии.

Читайте также:  Мягкая кровля, ее основные плюсы и минусы

Суть социологической теории составляют следующие положения:

  • 1) право и закон нетождественны между собой;
  • 2) закон — писаное право;
  • 3) право — реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практика, правоприменение).

Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка.

Недостаток теории состоит:

  • 1) в фактическом отождествлении права и правопорядка;
  • 2) скорее дестабилизирует правовой порядок, нежели укрепляет его;
  • 3) вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения.

Разновидностью социологического направления выступает теория солидаризма (Леон Дюги). Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внешнего выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпоративному государству.

Заслуживает также внимания очень популярная на Западепримирительная теория происхождения права. Смысл этой теории состоит в том, что право зародилось не внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Время от времени между отдельными родовыми группами случались конфликты.

Они влекли за собой кровную месть сородичей убитых, которая могла продолжаться до тех пор, пока не будут уничтожены последние члены конфликтующих групп.

Чтобы избежать невыгодных потерь людей в результате внутренних конфликтов, между родами при посредничестве совета старейшин подписывались договоры о примирении, из которых, как полагают приверженцы данной теории, впоследствии возникло так называемое примирительное право.

Сначала нормы этого права передавались из поколения в поколение изустно, а затем были оформлены государством в форме законов, предусматривающих санкции за их нарушение.

Возникновение социологии как науки было вызвано процессами усложнения общественной жизни в эпоху промышленного капитализма. Социологические исследования шли навстречу возросшим запросам различных политических сил, и прежде всего предпринимательских кругов, в получении достоверных знаний, основанных на эмпирическом изучении общественных процессов.

В научный оборот термин «социология» ввел родоначальник позитивистской философии Огюст Конт
(1798—1857); ему же принадлежит идея создания социологии как учения о законах общественного развития (отсюда — известный контовский лозунг «Порядок и прогресс», определивший предметную область и задачи новой дисциплины). На первых порах теоретическая социология развивалась в рамках общефилософских учений и довольно длительное время сохраняла тесные связи с ними. Статус самостоятельной отрасли знаний она приобретает лишь к концу XIX в.

Социологические идеи и принципы одновременно получают распространение в различных общественных дисциплинах, что приводит к дифференциации социологии и появлению ряда научных направлений, специализирующихся на изучении отдельных сторон или сфер общественной жизни. Одним из таких направлений была социология права.

С момента своего возникновения социология права имела междисциплинарный характер, поскольку исследования в этой области проводили как социологи, так и юристы. Крупнейшие социологи XX в. — М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Ж. Гурвич, Н.

Луман и другие — активно разрабатывали проблемы истории и теории права (некоторые из них, как, например, М. Вебер и Н. Луман, были юристами по образованию) и выдвинули собственные правовые доктрины.

Для обозначения социологически ориентированных концепций, созданных представителями правовой науки, используют специальные термины «социологическая юриспруденция» и «юридическая социология».

Зачинателями юридической социологии были: в Германии — Рудольф фон Иеринг,
во Франции — Леон Дюги
и Морис Ориу,
в России — Максим Максимович Ковалевский
и Сергей Андреевич Муромцев.
познание истина философия право

В социологических концепциях права конца XIX — начала XX в. значительное место занимала полемика с юридическим позитивизмом. Критикуя принципы формально-догматической юриспруденции (Иеринг окрестил ее «юриспруденцией понятий»), сторонники социологического направления подчеркивали недостаточность нормативного подхода к праву.

Они рассматривали общество как целостный организм, все части которого подчинены единым законам, и призывали изучать право во взаимодействии с другими элементами социальной системы. Последователи социологической юриспруденции противопоставили концепциям юридического позитивизма понимание права как «живого», динамичного правопорядка.

Конкретно-социологические исследования права одним из первых начал проводить австрийский юрист Евгений Эрлих
(правильнее Ойген Эрлих; 1862—1922).

Получив должность профессора университета в Черновцах, он организовал «семинар по изучению живого права», участники которого занимались анкетированием населения и анализом документов (главным образом гражданско-правовых договоров) с целью обобщения юридической практики.

Эти исследования показали, что реальные правовые отношения нередко расходятся с предписаниями закона. По подсчетам Эрлиха, Австрийское гражданское уложение фактически применяется лишь на 2/3, остальные положения кодекса представляют собой не что иное, как мертвые нормы.

Для вынесения решения по конкретному делу, полагал Эрлих, юристу необходимо знать не только законодательство, но и «живое право», действующее в общественных союзах — и семье, коммерческих объединениях, ассоциациях и т. п. При обнаружении пробела или противоречий в законе судье предлагалось руководствоваться нормами «живого права».

Свои наблюдения и выводы Эрлих подытожил в книге «Основы социологии права» (1913), которая считается первым учебником по юридической социологии для высшей школы. В книге подчеркивалось, что «социологии права следует начать с установления живого права. Ее внимание необходимо направить на рассмотрение конкретного, а не абстрактного.

Ибо только конкретное можно наблюдать… Только конкретные обыкновения, отношения реальной власти, правовые отношения, договоры, уставы акционерных обществ, завещательные распоряжения образуют те нормы, которыми регулируется поведение людей» Русский перевод фрагментов книги см.: Антология мировой правовой мысли: в 5 т. Т. 3. Европа, Америка XVII—XX вв. / отв.

ред. О.А. Жидков. М., 1999..

Концепция Эрлиха положила начало формированию идейного движения, известного под названием школы «свободного права».

В теоретическом обосновании методов социологической юриспруденции видную роль сыграл Роско Паунд
(1870—1964), на протяжении многих лет бывший деканом Гарвардской школы права в США.

Его взгляды изложены в таких работах, как «Введение в философию права» (1922), «Право и мораль» (1924), «Социальный контроль посредством права» (1942), содержание которых он обобщил в пятитомной «Юриспруденции» (1959).

Мировоззренческой основой учения Паунда послужили идеи прагматизма — ведущего направления в философии США начала XX в. Философия прагматизма учит, что любые теоретические построения необходимо оценивать с точки зрения их практического значения, или пользы (отсюда и название доктрины).

Следуя этому принципу, Паунд призывал юристов не ограничиваться изучением «права в книгах» (т. е. права в законе, в нормативных актах) и обратиться к анализу права в действии». Юридическая наука, считал он, призвана показать, как право реально функционирует и влияет на поведение людей.

Противопоставление «права в книгах» и «права в действии» со временем стало лозунгом всей прагматистскои юриспруденции в США.

Важнейшие методы современной юридической науки, с точки зрения Паунда:

Аналитический метод
позволяет рассмотреть структуру, предметную область и предписания правовой системы с целью уяснения заложенных в ней принципов и концепций как логической основы для вынесения судебных и административных решений. Данный метод предполагает, по крайней мере в идеале, наличие логически взаимосвязанных предписаний, хотя в прошлом и не существовало подобных правовых систем. Аналитический метод является древнейшим методом познания права.

Исторический метод
дает возможность исследовать происхождение и развитие правовой системы, с тем чтобы в институтах прошлого выявить принципы ныне действующего права.

Философский метод
состоит в изучении идеальных оснований и элементов правовой системы. Благодаря его применению выдвигаются идеалы, касающиеся цели и назначения правопорядка, что позволяет критически оценивать существующие институты.

Применение философского метода в юридических дисциплинах отличается от методологии философии права. Философская юриспруденция представляет собой одну из форм или сторон правовой науки, тогда как философия права — часть практической философии.

Социологический Метод
предполагает изучение правовой системы в функциональном плане, т. е. как инструмента или средства для достижения определенных социальных целей.

Многие теоретики права выделяют также сравнительный метод, однако, по мнению Паунда, он не имеет самостоятельного значения. Приемы сравнения применяются в рамках всех вышеназванных методов познания.

Социологическая направленность концепции Паунда наиболее ярко проявилась в трактовке права как формы социального, контроля (это понятие заимствовано им у американского социолога Э. Росса).

Согласно взглядам ученого, право является одним из способов контроля за поведением людей наряду с религией, моралью, обычаями, домашним воспитанием и др.

Такой, подход ориентировал юридическую науку на изучение права в контексте социальных отношений, требовал учитывать взаимодействие правовых норм с иными регуляторами общественной жизни.

Первоначально, в древности, механизмы социального контроля находились в нерасчлененном состоянии и право не отделялось от религии и морали. Значение правовых способов воздействия на поведение индивидов возрастает вместе с развитием государства начиная с XVI в.

В современную эпоху, когда государство берет на себя бремя разрешения конфликтов индустриального общества, право становится важнейшим средством осуществления социального контроля.

«Все остальные виды социального контроля сегодня действуют под надзором и в соответствии с требованиями права».

Паунд различает в современном праве три аспекта. Во-первых, право — это правовой порядок или режим регулирования социальных отношений посредством систематического и упорядоченного применения силы органами государства.

Во-вторых, правом называют официальные источники, которые служат руководством при вынесении судебных и административных решений (в этом смысле говорят, например, о праве отдельного штата). И наконец, в-третьих, право есть судебный и административный процесс.

Сведенные воедино, названные элементы дают определение права как «высокоспециализированной формы социального контроля, осуществляемого на основе властных предписаний в рамках судебного и административного процесса».

Цель права, согласно концепции, состоит в улаживании социальных конфликтов и достижении цивилизованных отношений между людьми.

В настоящее время, писал Паунд, «наметилась тенденция к тому, чтобы осознанно направить правовые и политические институты на утверждение общечеловеческих целей».

Деятельность по установлению рационального порядка в обществе представлялась ему «социальной инженерией». Эти идеи Паунда были восприняты многими его учениками в Гарвардской школе права и нашли широкий отклик у американских судей.

Юридическая социология XX в. испытала влияние со стороны психологических концепций права (особенно идей Л.И. Петражицкого) и правового «реализма» (К. Ллевеллин, Дж. Фрэнк и др.).

Современные исследователи расходятся в характеристике этих направлений.

В одних работах психологические теории и «реализм» рассматриваются как ответвления социологии права, в других — как самостоятельные течения правовой мысли.

Противники социологической юриспруденции, признавая ее заслуги в разработке новых методологических подходов к изучению права, тем не менее весьма критически оценивают достигнутые ею результаты. Известный американский теоретик права Р.

Дворкин отмечал: «Преимущественное внимание к фактам способствовало развитию того, что Роско Паунд из Гарварда назвал социологической юриспруденцией…

Некоторые юристы, как, например, Джером Фрэнк и сам Паунд, пытались проводить подобные исследования, но обнаружили, что юристам не хватает подготовки либо статистических данных, необходимых для того, чтобы описать сложные институты»». По утверждению Дворкина, социологическая юриспруденция в настоящее время все больше отходит к компетенции социологов.

Источник: https://www.ragnarokserver.ru/narushenie-pdd/sociologicheskie-koncepcii-prava-sociologicheskaya-shkola-prava-predstaviteli-plyusy-i-minusy/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector