Технология модульного обучения — плюсы и минусы

Одной из современных форм обучения является модульная система, которая сегодня становится все популярней в силу своей динамичности и высокой результативности. Мы расскажем обо всех ее особенностях и перечислим все преимущества и недостатки этой системы обучения.

Технология модульного обучения — плюсы и минусы

В основе современных систем образования лежат принципы, кардинально отличающиеся от учебных постулатов советских времен. Они чужие для наших родителей и, наверняка, незнакомы бабушкам и дедушкам (ну разве что они работают в сфере образования).

Но это отнюдь не приуменьшает их эффективности и удобства. Одной из таких современных форм обучения является модульная система, которая сегодня становится все популярней в силу своей динамичности и высокой результативности.

Мы расскажем обо всех ее особенностях и перечислим все преимущества и недостатки этой системы обучения.

Понятие модуля

Технология модульного обучения — плюсы и минусы

Понятие «модуль» является одним из новых терминов в современном российском образовании. Это структурированная часть образовательной программы, в рамках которой изучается несколько дисциплин, учебных курсов и разделов наук. Термин «модуль» часто употребляют в качестве синонима рабочей программы дисциплины, цикла дисциплин учебного плана, программы учебного курса.

Сущность модульной формы обучения, прежде всего, заключается в том, что ученик сам изучает дисциплину, а педагог управляет его учебно-познавательной деятельностью: организовывает учебный процесс, а также мотивирует, координирует и контролирует работу ученика.

На сегодняшний день в системе российского образования модуль выполняет функции:

  • части «работающей» образовательной программы;
  • базы для создания новых учебных программ;
  • основы для усовершенствования программ повышения квалификации.

Структура модульной образовательной программы, программы модуля

Образовательный процесс с модульной организацией реализуется на базе утвержденных Министерством образования и наук России учебных планов. Структура образовательной программы может включать в себя несколько модулей, при этом объем их исполнения выражается в кредитах (за академический год может быть освоено не более 60 кредитов).

Каждый модуль имеет в своем составе учебные элементы, конфигурация которых зависит от дидактических целей. Учебный элемент модуля состоит из: цели, списка материалов, пособий, проверки усвоенных знаний.

Как правило, каждый модуль содержит 5-8 учебных элементов: введение, учебные цели, базовые проблемы элемента (кейсы), текстовая информация, упражнения, заключения, библиографический список, глоссарий (словарь терминов).

Целью модульной программы является организация и реализация учебного процесса, ориентированного на индивидуализм, повышение эффективности и качества подготовки учащихся, а также формирование универсально-профессиональных компетенций.

Учащийся должен самостоятельно ее усвоить и достичь поставленных целей в процессе работы над модулем. Учебные модули должны быть структурированы таким образом, чтобы достичь поставленных педагогических целей и ясно, в полном объеме, преподнести информацию учащемуся.

Оценка успеваемости происходит через рейтинговую систему оценки знаний.

Модульная система обучения

Модульная система обучения реализуется в формате ECTS – Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системе), которая базируется на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.

Базовые термины:

  • модуль (часть образовательной программы, дисциплины);
  • рейтинговая система оценивая (оценивание в баллах, по результатам текущих занятий, модульного, семестрового контроля, за другие виды учебной деятельности);
  • кредит – это единица измерения выполненной учебной работы: аудиторной или самостоятельной; один кредит ECTS содержит 36 академических часов; за учебный год студент должен освоить 60 кредитов (но не более 54 часов в неделю); виды работы по кредиту: практические и лабораторные работы, лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации, экзамены и квалификационная работа.

Технология модульного обучения — плюсы и минусы

Модульное обучение отличается от классической формы преподавания:

  • структурой учебного материала (информация подается в виде организационно-методических блоков, после изучения которых, будет достигнута определенная педагогическая цель, индивидуальные программы обучения);
  • организационными формами обучения;
  • формой общения между педагогом и учеником;
  • большая часть материала и практических занятий должны быть выучены и сделаны самостоятельно (конечно, под методическим руководством преподавателя);
  • индивидуальной траекторией обучения;
  • функцией педагога (не простая передача знаний, а управление индивидуальной работой учащихся, консультирование).

Модульная система обучения это современная педагогическая технология, которая базируется на блочном (модульном) построении материала, который усваивается последовательно и оценивается путем накопления рейтинговых баллов за занятия и самостоятельную работу.

Она реализуется в контексте принципов познавательной деятельности, индивидуальной структуризации программы и психологического комфорта.

Преподаватель в учебном плане самостоятельно распределяет количество баллов на каждый модуль, за разные виды учебной деятельности, формы контроля знаний.

Формы модульного контроля

В отличие от привычной нам (советской) системы обучения модульная система имеет несколько форм контроля:

  • Зачет (зачетный кредит может достигать 100 баллов).
  • Устный опрос.
  • Тестирование.
  • Модульный контроль.
  • Итоговый контроль.

Результаты учебы трактуются в контексте количества набранных баллов согласно шкале ЕСТS.

Преимущества и недостатки модульной формы обучения

Технология модульного обучения — плюсы и минусы

Преимущества модульного обучения:

  • высокая эффективность;
  • формирования компетенций исходя из личностных качеств;
  • индивидуализация обучения;
  • дифференцированный подход к обучению;
  • адаптация учебного материала к дидактическим условиям;
  • равномерное распределение учебной нагрузки;
  • оценка знаний соответственно выполненной работе (что четко выражается в количестве баллов за учебную деятельность и снижает вероятность субъективности педагога);
  • сокращение сроков обучения;
  • возможность дистанционного обучения.

Недостатки:

  • высокий уровень самостоятельной работы;
  • существует вероятность неправильной компоновки учебного материала в модулях;
  • строгое ограничение во времени, отведенном на выполнение заданий (а его часто не хватает в соотношении к необходимому объему выполненной работы);
  • требуется длительное время для разработки модульных программ и материалов;
  • требуется адаптация к новой системе.

Отметим, что несмотря на некоторые недостатки, модульная система обучения является инновационной педагогической технологией, которая повышает эффективность учебного процесса, делает его более индивидуализированным и динамичным.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/816_chto-takoe-modulnaya-forma-obucheniya.html

Что такое модульное обучение?

Статьи

Психология и педагогика

Всё популярнее с каждым годом становится модульная форма обучения. Благодаря своей динамичности и высоким результатам эта система с успехом завоёвывает себе место в образовательных учреждениях. 

Так ли хорошо «учиться по модулям»? Разбираем все плюсы и минусы модульной формы обучения.

12 декабря 2018

Термин «модуль» является ещё совсем молодым понятием в современном образовании России. Естественно, наши с вами родители впервые слышат о такой системе, однако сведущие люди и педагоги знают, что скрывается за этим словом.

Модуль — это часть образовательной программы, в которой изучается несколько предметов и курсов. Часто модулем называют часть программы курса по конкретной дисциплине, комплекс предметов или программу учебного курса.

Главным отличием модульной формы обучения от традиционной является самостоятельная работа учащегося. Школьник изучает предмет, а преподаватель координирует и контролирует его деятельность, организовывая учебный процесс, консультируя и мотивируя ученика.

Новая информация преподаётся в виде блоков, при изучении которых и достигается конкретная педагогическая цель. Форма общения между преподавателем и учеником тоже отличается от традиционной формы обучения: школьник имеет индивидуальную траекторию обучения.

Модуль в современном российском образовании является:

  • частью образовательной программы;
  • фундаментом для формирования новых учебных программ;
  • основой для модернизации курсов повышения квалификации.

Структура модульного обучения

Образовательный процесс с модульной формой обучения основывается на учебных планах, утверждённых Министерством образования и наук Российской Федерации.

Структура образовательной программы содержит несколько модулей. Исполнение модулей выражается в кредитах. Один кредит содержит тридцать шесть академических часов. За учебный год учащиеся должны освоить шестьдесят кредитов. Работы по кредиту делятся на: 

  • практические и лабораторные работы;
  • лекции;
  • семинары;
  • самостоятельная работа;
  • консультации, экзамены и квалификационная работа.

Каждый модуль состоит из учебных элементов (обычно пять-восемь элементов в одном модуле), состоящих, в свою очередь, из цели, списка материалов, пособий и проверки полученных знаний.

Среди учебных элементов различают:

  • введение,
  • учебные цели,
  • базовые проблемы элемента (кейсы),
  • текстовая информация,
  • упражнения,
  • заключения,
  • библиографический список,
  • словарь терминов.

Цель модульного обучения — организация и осуществление учебного процесса, построенного по принципу самостоятельной работы учащегося, повышение эффективности и качества обучения школьников, формирование универсально-профессиональных компетенций. Учебные модули построены так, чтобы помочь ребёнку разобраться со всеми стоящими перед ним задачами, овладеть нужной информацией, успешно усвоить материал.

Оценка усвоенных знаний происходит посредством рейтинговой системы оценок.

Технология модульного обучения — плюсы и минусы

Модульная система обучения

Модульная система обучения работает в формате Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системы, ECTS), основанной на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.

Модульная форма обучения основывается на модульном (с помощью блоков) построении учебного материала, оценивающегося суммой рейтинговых баллов за различные виды работ. Педагог самостоятельно решает, какое количество баллов определить для каждого модуля и вида учебной деятельности.

Формы контроля модульного обучения

В отличие от традиционной, модульная форма обучения имеет следующие виды контроля:

  • зачет;
  • устный опрос;
  • тестирование;
  • модульный контроль;
  • итоговый контроль.

Оцениваются усвоенные знания в набранных баллах по шкале ЕСТS. Так, если соотносить привычные нам отметки с рейтинговыми баллами, получим следующее:

  • «отлично» — 90-100 баллов (отметка А по шкале ЕСТS);
  • «хорошо» — 75-89 баллов (В, С);
  • «удовлетворительно» — 60-74 балла (D,E);
  • «неудовлетворительно» + возможность пересдачи — 35-59 баллов (F, X);
  • «неудовлетворительно» + обязательный повтор курса — 1-34 балла (F).

Больше интересных материалов:

Плюсы и минусы модульной формы обучения

А теперь поговорим о положительных и отрицательных сторонах модульного обучения.

Преимущества модульной формы обучения:

  • неоспоримая эффективность;
  • индивидуализация обучения;
  • формирование хода обучения исходя из личных потребностей ученика;
  • адаптация учебного материала согласно индивидуальным возможностям и педагогическим целям;
  • равномерное распределение учебной нагрузки;
  • оценка знаний по итогам проделанной работы (конкретное количество баллов, которое исключает субъективное отношение преподавателя);
  • сокращённые сроки обучения;
  • возможность удалённого обучения.

Отрицательные стороны модульного обучения:

  • высокий уровень самоорганизации и индивидуальной работы;
  • возможны случаи неудачного подбора материала в рамках одного блока/модулей;
  • временное ограничение для выполнения заданий;
  • временные затраты на подготовку модульных программ и материалов;
  • адаптация к новой форме обучения;
  • отличное от традиционных школ расписание каникул (что не всегда удобно для родителей).

Рассмотрев положительные и отрицательные стороны модульного обучения, отметим, что плюсов (по крайней мере, для ученика) значительно больше, чем недостатков.

Эффективность обучения, его качество, приучение к самостоятельной работе — это неоспоримые благоприятные черты обучения, к которым следует стремиться.

Именно поэтому модульное обучение является столь инновационной и динамичной педагогической технологией, которую перенимает всё большее количество образовательных учреждений.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/chto-takoe-modulnoe-obuchenie/

Методический материал "Модульное обучение"

Технология модульного обучения

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением

А. Дистервег.

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения — это не только накопление учеником определённой суммы знаний.

В условиях внедрения ФГОС неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но и могли анализировать.

Мой опыт работы с модульными технологиями показывает, что данный вид обучения позволяет успешно решать следующие задачи:

  • повышать сознательность и прочность усвоения знаний учащимися,
  • вырабатывать у школьников умение самостоятельно приобретать новые знания из разных источников, глубоко осмысливать их и включать в систему;
  • прививать школьникам культуру умственного труда и научить их самостоятельно трудиться продуктивно, с интересом подходить к достижению поставленной цели;
  • готовить учащихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразованием.
Читайте также:  Стоит ли идти в отпуск перед декретом?

При модульном обучении ученик работает максимум времени самостоятельно.

Школьники имеют возможность осознать себя в деятельности,самим определить уровеньосвоения материала, увидеть пробелы в умениях и знаниях, исправить их.

Оно опирается на теорию развивающего обучения. Реализация её требует, чтобы ученик учился постоянно в зоне своего ближайшего развития. При модульном обучении это достигается путём дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой.

Очень многое модульное обучение использует из программированного обучения. Это, во-первых, планирование действий каждого ученика в определённой последовательности; во-вторых, опора на активность.

В качестве основы выделяется модуль, который включает в себя законченный блок информации,целевую программу действий и советы учителя по успешной её реализации. При помощи модульного обучения достигается личностно- ориентированное обучение, т. е.

учащийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации.

В процессе перехода на модульное обучение прежде всего разрабатываю модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Для этого учебное содержание заключается в определённые блоки.

Затем из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели и самостоятельность действий; в-третьих, учёт индивидуализированного темпа обучения,формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний

Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели (КДЦ). Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент.

Построение модуля начинается всегда с интегрирующей цели. Затем даётся задание для входного контроля, цель которого – установить готовность учащихся к работе.

Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий учащихся и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений. Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля – осмысление проделанной работы, обобщающее ход выполнения заданий.

Составляется задания для выходного контроля (экспертный контроль), их смысл заключается в выявлении степени обученности. Учебный материал разделён на тематические блоки, каждый блок укладывается в жёсткие временные рамки.

Для лучшего усвоения содержания тематического блока учитель следует этапам жёсткой структуры модульного занятия: повторение, восприятие нового, осмысление, закрепление изученного, контроль.

Каждый этап начинается с целевой установки и указания системы действий, заканчивается каждый этап урока контролем, позволяющим установить успешность обучения владения содержанием модуля. На выполнение модуля учащимся даётся определённое времяпо освоению темы, т. е. данного модуля, состоящего из отдельных учебных УЭ.

Каждый модуль оформляется в виде технологической карты, которая является фактическим руководством элементов. В каждой перечень знаний, умений, которые должен приобрести ученик, а также называются исследуемые языковые явления. Технологическая карта состоит из 3 граф: номер УЭ (учебного элемента), учебный материал с указанием заданий, руководство по освоению учебного материала. Обязательными учебными элементами является технологическая карте: фиксируется тема, ставится задача по ее освоению, конкретизируется поэтапно:

1. Знакомство с темой и задачами урока, постановка перед каждым учащимся индивидуальных задач и целей, промежуточный в виде само- и взаимоконтроля, сверки с образцом, который готовит учитель, экспертный, т. е. контроль учителя

2. Контроль знаний: «входной» контроль знаний и умений, необходимых для освоения темы,материала и так далее. Все эти этапы можно регулировать каждому учителю на свое усмотрение, так как данную технологию еще называют и гибкой

Примером такого подхода к созданию блока могут служить уроки русского языка по теме: «Односоставные предложения».Технология модульного обучения позволяет учителю оперировать всеми типами уроков:

  • комплексное применение знаний;
  • обобщение и систематизация знаний;
  • изучение нового материала;
  • контрольныйурок.

Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков.

«Смешанная» – это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четвертый урок модульный, 1 – 3 уроки – выучка учащихся по базовому стандарту). Или наоборот – 1 – 4 уроки модульные, а 5 – 6 – традиционные.

Так построены уроки по теме: « Односоставные предложения» в 8-ом классе. «Предложения определенно- личные», «Предложения неопределенно- личные», «Предложения безличные», «Назывные предложения.»

При конструировании уроков малыми блоками (3-4 час) части модуля могут быть такими: урок нового материала; урок комплексного применения знаний; урок систематизации и обобщения материала.

Но такой модульный блок может сочетаться с традиционными уроками, т.к. дети не готовы учиться в режиме самостоятельной работы в течение всего модуля.

Технология модульного обучения имеет свои плюсы и минусы.

  • Преимущества работы по технологии модульного обучения состоят в том, что осуществляет
  • -дифференцированный подход в обучении,
  • -возможность использования различных видов деятельности: индивидуальной, работа и парах, в группах;
  • -накопление материала к выпускному сочинению;
  • -подготовка к ЕГЭ (часть С );
  • -повышение уровня качества обученностиучащихся;
  • -повышение мотивации в изучении предмета;
  • Такая технологи помогает развиватьобщеучебные умения и навыки:
  • — внимательного чтения;
  • -умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;
  • -умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать;
  • -исследовательское умение участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику;
  • -навыки обращения со словарем, справочником и другими источниками информации;
  • -умение планировать текущую и перспективную учебную работу, организовать себя на выполнение поставленных задач, действовать по алгоритму;
  • -умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Разработка модульных обучающих программ показала, что процесс “конструирования” модулей позволяет “отсечь” все лишнее, всю избыточную учебную информацию, которая не только способствует, а чаще всего затрудняет усвоение нового материала. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал.

Важным условием перехода на модульное обучение я считаю уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Не во всех классах одинаково эффективно проходят модульные уроки.

Только в тех классах, где учитель большое внимание уделял формированию навыков самостоятельной работы, учащиеся полностью справляются с модулями только те, которые имеют навык самостоятельной работы. Некоторые ученики не успевают выполнить все задания из-за того, что просто не умеют самостоятельно работать.

Поэтому я работаю с модулями не во всех классах, а только в тех, где дети умеют самостоятельно работать. В остальных же классах можно использовать элементы модульной технологии при изучении отдельных тем школьного курса, формируя у них тем самым такие навыки

Модульное представление учебного материала помогает организовать дифференцированную работу с учащимися. Можно разработать комплекс разноуровневых заданий для уроков литературы и русского языка по темам и блокам: уровень 1– прочитать, запомнить, пересказать, написать.

Вставляя буквы и знаки препинания; уровень 2– ответить на проблемные вопросы, придумать их самим учащимся, выполнить усложнённые задания по русскому языку; уровень 3 – выполнить творческое задание Применение таких форм работы позволяет стабилизировать и улучшить успеваемость и качество обучения в неуспешном классе.

Так на уроке по древнерусской литературе из « Поучений Владимира Мономаха» дети получают задания разных уровней для анализа :учащимся1-ой группы нужно прочить выразительно текст, подумать« В чем смысл «поучений Владимира Мономаха»,какие из них кажутся им необходимыми сегодня». Ребята 2-ой группы читают текст « Поучения Владимира Мономаха», составляют конспект основных «поучений Мономаха». Учащиеся 3-ей группы пишут короткое «поучение», обращенное к своему знакомому.

Первые уроки по модульной технологии лучше проводить на уроках систематизации и обобщения. Если эта работа понравится и пойдёт гладко, можно использовать модули и при изучении нового материала.

Модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими образовательными технологиями: с технологией проблемного обучения, технологией проектного обучения, критического мышления, что дает возможность учителю повышать уровень самообразования, разнообразить форму уроков, развивать творческие способности учащихся,

развиватьсамостоятельную поисковую деятельность учащихся в сочетании с систематическим усвоением ими готовых выводов науки.

Источник: https://infourok.ru/metodicheskiy-material-modulnoe-obuchenie-625603.html

2.6 Модульное обучение

Одной
из новых технологий, прочно вошедших в
учебный процесс высшей школы, является
модульное обучение. Его основная идея
заключается в том, что студент должен
учиться самостоятельно, а преподаватель
осуществляет управление его учебной
деятельностью.

Модульная
технология обучения возникла в 60-е годы
ХХ столетия в США.

В основе этой технологии
лежит идея смешанного программирования,
совмещенная с идеей блочной подачи
содержательной учебной информации
(блоки, дозы, мини-курсы и др.).

Вопросы
разработки и использования технологии
модульного обучения отражены в работах
таких исследователей, как П.И. Третьяков,
Г.В. Лаврентьев, И.Б. Сенновский, М. А.
Чошанов, П. А. Юцевичене, Дж. Рассел и др.

Модульное
обучение

– это способ организации учебного
процесса на основе блочно-модульного
представления учебной информации.

Модульное
обучение предполагает жесткое
структурирование учебной информации,
содержания обучения и организацию
работы учащихся с полными, логически
завершенными учебными блоками.

Основополагающее
понятие в этой технологии — модуль.Модуль
представляет собой логически завершенную
часть учебного материала, обязательно
сопровождаемую контролем знаний и
умений студентов.

Модуль,
по определению П.А. Юцявичене,это целевой
многофункциональный узел, в котором
учебное содержание и технология овладения
им объединены в систему высокого уровня
целостности.

В
состав модуля входят:

  • целевой план действия;
  • банк информации;
  • методическое руководство по достижению дидактических целей [19].

Модуль
обычно совпадает с темой учебного
предмета. Однако, в отличие от темы в
модуле, все измеряется и все оценивается:
задание, работа, посещение занятий,
стартовый, промежуточный и итоговый
уровень учащихся.

В
модуле должны быть четко определены
цели обучения, задачи и уровни изучения
данного модуля, обозначены навыки и
умения. При модульном обучении все
заранее запрограммировано: не только
последовательность изучения учебного
материала, но и уровень его усвоения и
контроль качества усвоения.

Читайте также:  Стоит ли покупать очки виртуальной реальности — все плюсы и минусы

Основой
для формирования модулей служит рабочая
программа дисциплины.

Учебный
курс, как правило, включает не менее
трех модулей. При этом отдельным модулем
может быть и теоретический блок, и
практические работы, и итоговые проекты.

В
теории и практике модульного обучения
приводится соотношение практического
материала к теоретическому в модуле —
80% к 20%.

В
соответствии с принципом целевого
назначения выделяют три типа модулей:

  • познавательные (для изучения основ науки);
  • операционные (для формирования навыков, умений и способов деятельности);
  • смешанные.

Основной
формой контроля в модульной технологии
обучения используется тест. Учебные
модули и тесты могут быть легко перенесены
в компьютерную среду обучения.

Модульное
обучение неразрывно связано с рейтинговой
системой контроля.

Чем крупней или важней модуль, тем
большее число баллов ему отводится.

Контроль
по модулям обычно производится 3-4 раза
в семестр, в него входят зачет или экзамен
по курсу.

Оценка
уровня сформированности знаний
осуществляется в соответствии трем
основным критериям:

  • критический уровень сформированности умения соответствует уровню выполнения студентом операций, отдельных действий и деятельности в целом только по заданному алгоритму.
  • достаточный уровень — уровень самостоятельного выполнения операций, отдельных действий и деятельности в целом при отсутствии готового алгоритма.
  • оптимальный уровень — уровень полностью осознанного выполнения операций, отдельных действий и деятельности в целом.

Основными
преимуществами рейтинговой оценки
можно считать, то что при ней:

  • осуществляется предварительный, текущий и итоговый контроль;
  • текущий контроль является средством обучения и обратной связи;
  • развернутая процедура оценки результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность;
  • контроль удовлетворяет требованиям содержательной и конструктивной валидности (соответствие форм и целей);
  • развернутый текущий контроль реализует мотивационную и воспитательную функции;
  • развернутая процедура контроля дает возможность развивать у студентов навыки самооценки работы и формировать навыки и умения самоконтроля в профессиональной деятельности.

Итак,
модульную технологию отличают такие
качества, как:

  • гибкость (адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых);
  • динамичность (обучение видам и способам деятельности);
  • мобильность (взаимосвязь, взаимозаменяемость и подвижность модулей внутри отдельной темы);
  • возможности проводить модульные занятия на разных этапах учебного процесса (изучение, закрепление, обобщение);
  • изменение форм общения преподавателем и обучающимся.

Т.И.Шамова
выделяет следующие отличия модульного
обучения от других систем обучения:

  • содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных комплексах — модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по ее усвоению. Дидактическая цель формулируется для учащегося и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения.
  • взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе — с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительного подготовленности к каждой педагогической встрече;
  • сама суть модульного обучения требует неизбежного соблюдения паритетных, субъект-субъектных взаимоотношений между педагогом и обучающимся в учебном процессе.

Достоинства:

  1. возможность оперативного изменения содержания модуля в зависимости от изменений происходящих на рынке труда;

  2. осуществление индивидуализированного обучения на основе дифференциации содержательной учебной информации;

  3. обеспечение формирования более прочных знаний, умений и навыков;

  4. большой удельный вес самостоятельной работы обучающихся вплоть до самообучения.

Недостатки:

  1. трудоемкость подготовки модулей по различным предметным областям;

  2. внедрение технологий модульного обучения приводит к увеличению нагрузки педагогов на 25-30%;

  3. технологии модульного обучения не решают психологических целей профессионального обучения.

2.7
Технология знаково-контекстного
обучения
.

Автор
технологии знаково-контекстного обучения
в профессиональной педагогике — доктор
психологических наук, профессор А.А.
Вербицкий.

А.А.Вербицкий
(1991), отмечает, что в случае овладения
сложной, целостной профессиональной
деятельностью приходится сталкиваться
с противоречием, проявляющемся в том,
что формы организации учебно-познавательной
деятельности не адекватны формам
профессиональной деятельности [4].

В
процессе подготовки специалиста
существует явное противоречие между
учебной деятельностью и деятельностью
профессиональной. Выделяют такие
противоречия

  • между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности (тексты, знаковые системы, программы действий) и реальным предметом будущей профессиональной деятельности, где знания не даны в чистом виде, а заданы в общем контексте производственных процессов и ситуаций;
  • между системным использованием знаний в профессиональной деятельности и «разнесенностью» их усвоения по разным учебным дисциплинам, кафедрам;
  • между индивидуальным способом усвоения знаний и опытом в обучении, индивидуальным характером учебной работы студентов и коллективным характером профессионального труда, предлагающим межличностные взаимодействия специалистов, соответствующие формы общения, обмена мнениями, принятия решений и т.п.;
  • между вовлеченностью в процессы профессионального труда специалиста на уровне творческого мышления и социальной активности и опорой в традиционном обучении прежде всего на процессы внимания, восприятия, памяти в соответствии с широко распространенным представлением об учении как о процессе передачи информации от преподавателя к студентам и формировании посредством этого системы знаний, умений, навыков.

Этими
противоречиями во многом обусловлены
такие недостатки, как формальность
знаний, неспособность их применять на
практике, отсутствие у многих выпускников
профессиональной мотивации и
профессиональной направленности,
длительная — 3—5 и более лет — адаптация
молодых специалистов на производстве,
трудности вхождения в коллектив
работающих, принятия его норм и ценностей.

В
концепции знаково-контекстного обучения
решается задача моделирования в учебной
деятельности студентов производственных
ситуаций. При этом акцент переносится
с обучающей деятельности преподавателя
на познающую деятельность студента.

Знаково-контекстным
обучением называется такое обучение,
в котором с помощью системы дидактических
форм, методов и средств моделируется
предметное и социальное содержание
будущей профессиональной деятельности
специалиста.

Задача
образования, по мнению А.А. Вербицкого,
состоит:

    • в переносе акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента. Отсюда необходимость научить его учиться, активно проявлять себя в познавательной деятельности, быть субъектом учения;
    • в переходе к новым способам межличностного взаимодействия и общения в системах «преподаватель-ученик», «ученик-ученик». Условия диалога, взаимопонимания, открытости и доверия «раскрепощают» личность обучаемого, стимулируют и поддерживают его познавательную активность, способствуют наиболее полному выражению личностных свойств и качеств;
    • в обеспечении таких психолого-педагогических условий, форм учебной деятельности, которые способствовали бы формированию профессиональных знаний, умений, навыков, общих и профессиональных способностей, социальных качеств личности будущих специалистов, приобретению опыта их творческой деятельности.

Основные
принципы знаково-контекстного обучения:

  • последовательного моделирования в формах учебной деятельности студентов целостного содержания и условий профессиональной деятельности специалистов;
  • связи теории и практики;
  • совместной деятельности;
  • активности личности;
  • проблемности:
  • единства обучения и воспитания.

Понятие
«контекст» является смыслообразующей
категорией в теории знаково-контекстного
обучения, в технологии же обеспечивает
уровень личностного включения обучающегося
в процессы познания и овладения
профессиональной деятельностью.

В
процессе обучения выделяются три базовые
формы деятельности обучаемых и множество
переходных от одной базовой формы к
другой:

  • учебная деятельность академического (лекции, семинары, самостоятельная работа);
  • квазипрофессиональная деятельность (деловые игры, игровые формы занятий);
  • учебно-профессиональная деятельность (научно-исследовательская работа, производственная практика, дипломное проектирование).

В
качестве переходных от одной базовой
формы к другой выступают различные
формы:

    • лабораторно-практические занятия;
    • имитационное моделирование;
    • анализ конкретных производственных ситуаций;
    • разыгрывание ролей;
    • спецкурсы и спецсеминары.

Все
это в своем системном качестве составляет
технологию знаково-контекстного
(контекстного) обучения.

Ведущими
формами и методами в технологии
знаково-контекстного обучения выступают
активные, они воссоздают не только
предметное, но и социальное содержание
будущей профессиональной деятельности.

По
Вербицкому, предметный контекст
профессиональной деятельности связан
с формированием профессионального
мышления, компетентных практических
действий специалиста.

Социальный
контекст предполагает наличие умений
социального взаимодействия и общения,
совместного принятия решений, коллективной
мыслительной деятельности и т. п.

Являясь
воссозданием предметного и социальною
контекста будущего труда, активные
методы и формы позволяют студенту
выполнять квазипрофессиональную
деятельность, несущую черты как учебной,
так и будущей профессиональной
деятельности.

Деловая
игра, с точки зрения А.А. Вербицкого есть
ведущая форма квазипрофессиональной
деятельности в контекстном обучении.

В
качестве представителя знаково-контекстного
обучения деловая игра привносит в
существующий учебно-воспитательный
процесс новое качество в силу следующих
своих особенностей:

  • системного содержания учебного материала, представленного в имитационной модели производства;
  • воссоздания структуры и функциональных звеньев будущей профессиональной деятельности в игровой учебной модели;
  • приближения обстановки учебного процесса к реальным условиям порождения потребности в знаниях и их практическом применении, что обеспечивает личностную активность студентов, переходы от познавательной мотивации к профессиональной;
  • совокупного обучающего и воспитательного эффекта, поскольку совместный характер игровой учебной деятельности заставляет подчиняться нормам коллективных действий;
  • обеспечения переходов от организации и регуляции деятельности студентов преподавателем, ведущим игру, к самоорганизации и саморегуляции действий и деятельности самими студентами.

Достоинства:
К несомненным достоинствам
знаково-контекстного обучения можно
отнести:

  1. возможность для студентов ознакомиться с практической стороной их будущей профессии;

  2. освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных производственных проблем;

  3. обучиться групповым методам работы при подготовке и принятии управленческих решений;

  4. игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к будущему профессиональному общению;

  5. возможность сформировать установки профессиональной деятельности, преодолевать стереотипы, провоцирует включение рефлексивных процессов;

  6. научится концентрировать свое внимание на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи.

Недостатки:

  1. относительная сложность подготовки к занятиям;

  2. отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат;

  3. большие временные затраты нежели в традиционном обучении.

Источник: https://studfile.net/preview/5553105/page:11/

Использования технологии блочно-модульного обучения на уроках литературы страница 4

  • изучение нового материала
  • комплексное применение знаний
  • обобщение и систематизация знаний
  • комбинированный урок
  • учетно-контрольный
  • урок коррекции
  • Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков.
«Смешанная» – это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четвертый урок модульный, 1. 2. 3 уроки – выучка учащихся по базовому стандарту) Типы уроков и их компоновка может быть следующей: 1-3 урок – изучение нового материала, комбинированный, а четвертый – модульный (или 5, в зависимости от объема материала). Конструирование уроков малыми блоками (3-4 час) Тогда части модуля могут быть такими: урок нового материала; урок комплексного применения знаний; урок систематизации и обобщения материала. Но такой модульный блок может сочетаться с традиционными уроками, т.к. дети не готовы учиться в режиме самостоятельной работы в течении всего модуля. Большой блок 13-15 часов (лекционно-семинарская система в 10-11 классах). Необходимо учесть, что в большом блоке 1 урок – это урок коррекции того, что изучалось раньше. Форма такого урока – диагностика. Позволяющая выявить ЗАР и ЗБР; уровень обученности; уровень обучаемости; готовности учиться и самостоятельно работать с текстом учебника.
  1. Плюсы и минусы технологии блочно-модульного обучения
  2. Преимущества работы по технологии блочно-модульного обучения состоят в том, что осуществляется:
  3. Дифференцированный подход в обучении
  4. Возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах)
  5. Накопление материала к выпускному сочинению
  6. Подготовка к ЕГЭ (часть С)
  7. Повышение уровня качества обученности учащихся
  8. Повышение мотивации в изучении литературы
  9. Развитие надпредметных способов учебной деятельности
  10. Такая технология  помогает развивать общеучебные умения и навыки:
  11. навык внимательного чтения;
  12. умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;
  13. умение вычленять противоречия;
  14. умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать;
  15. исследовательские умения;
  16. умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре,  вести полемику;
  17. навыки обращения со словарем, справочником и другими источниками информации;
  18. умение планировать текущую и перспективную учебную работу, организовать себя на выполнение поставленных задач, действовать по алгоритму;
  19. умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
  20. умение составлять свой жизненный проект.
Читайте также:  Плюсы и недостатки судебного прецедента

Блочно-модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими образовательными технологиями, что дает возможность учителю повышать  уровень самообразования, разнообразить форму уроков, развивать творческие способности учащихся.Технологию проектов и КСО можно использовать как завершающее творческое задание после изучения большого блока тем.

  Такая работа способствует развитию творческих способностей учащихся, развитию  умения работать в коллективе и представлять себя перед публикой.

Элементы технологии развития критического мышления мною используются при составлении путеводителей к урокам по блочно-модульному обучению  и проверке знания текста или теоретического материала: кластеры, таблицы разного типа, «толстые» и «тонкие» вопросы, опросник «Верно ли, что…?», продолжи начало и т.д.

Эти элементы помогают выявить уровень знаний учащихся, глубину понимания темы, развивают у учащихся умение мыслить логически и критически.

Технология блочно-модульного обучения требует использования информационно-коммуникационных технологий с целью подготовки материала в программах Word и Power Point, так как все задания к урокам  – это презентация того, что учащиеся должны сделать для достижения цели конкретного урока.

Работа по технологии блочно-модульного обучения приносит свои результаты: учащиеся чаще выбирают учебный предмет «литература» при сдаче промежуточной и  итоговой аттестации. Повышается качественный уровень обученности по предмету. Особенно в старших классах.

Система блочно-модульного представления учебного материала помогает организовать дифференцированную работу с учащимися в рамках программы «Неуспешные дети. Траектория развития»: для них разработан комплекс разноуровневых заданий для уроков  литературы по темам и блокам: уровень А – прочитать, запомнить, пересказать; уровень В – ответить на проблемные вопросы, придумать их самим учащимся; уровень С – выполнить творческое задание. Применение таких форм работы позволяет стабилизировать и улучшить успеваемость и качество обучения в неуспешном классе.   Недостатки блочно-модульного обучения заключаются в том, что не все темы подходят к данной технологии; материал учебника недостаточно информативен; надо готовить большой объем печатной продукции к уроку.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/russkij-jazyk/256072-ispolzovanija-tehnologii-blochno-modulnogo-ob/page-4

Технология модульного обучения. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Сущность модульного обучения состоит в. — презентация

1 Технология модульного обучения

2 МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно ( или с определенной дозой помощи ) достигает конкретных целей учебно — познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

3 Мотивы внедрения в учебный процесс модульной технологии Гарантированность достижения результатов обучения; Паритетные отношения учителя и учеников; Возможность работы учащихся в парах, в группах; Возможность общения с товарищами; Возможность выбора уровня обучения; Возможность работы в индивидуальном темпе; Раннее предъявление конечных результатов обучения; «Мягкий» контроль в процессе освоения учебного материала.

4 Цель модульного обучения: Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения : по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

5 Особенности модульной технологии: обязательная проработка каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление четкая структуризация содержания обучения последовательное изложение теоретического материала обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний вариативность обучения адаптация учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся

6 Исходные идеи Программированное обучение : четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, самоконтроль и взаимоконтроль.

Оптимизация процесса обучения с наименьшей затратой сил, времени и средств Модульная технология строится на идеях развивающего обучения посредством дифференциации содержания и организации учебной деятельности в разных формах.

Модульное обучение базируется на деятельностном принципе, обеспечивая самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

7 Принципиальные отличия содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах в соответствии с поставленной целью. изменяется форма общения учителя с учащимися.

Оно осуществляется через модули, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего.

ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, само планированию, самоорганизации и самоконтролю.

  • 8 Требования к конструированию модульных программ и модулей сформулировать комплексную дидактическую цель ( КДЦ ) сформулировать цели конкретных модулей программы целевые пользователи, визуальное представление траектории, маршрутов изучения программы построить блок — схему или структуру модульной программы
  • 9 Это инструкция по достижению цели учебно — познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа Средство модульного обучения — модуль
  • 10
  • 11 В модуль входят: план действий с указанием конкретных целей банк информации методическое руководство по достижению указанных целей.

12 Правила составления модуля входной контроль входной контроль Его цель : определение уровня готовности учащихся к дальнейшей работе. текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента.

текущий и промежуточный контроль Его цель — выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их. выходной контроль выходной контроль Его цель — выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой.

13 Алгоритм составления модуля : 1. Определение места модульного урока в теме. 2. Формулировка темы урока. 3. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения. 4. Подбор необходимого фактического материала. 5.

Отбор методов и форм преподавания и контроля. 6. Определение способов учебной деятельности учащихся. 7. Разбивка учебного содержания на отдельные учебные элементы и определение цели каждого из них. 8. Составление модуля данного урока 9.

Тиражирование на каждого ученика

14 Учебный элемент (УЭ) это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много

15 Обязательные учебные элементы УЭ определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения — чему учащиеся научатся за урок.

УЭ выявляет уровень исходных знаний по теме и мотивацию на усвоение содержания и учебную деятельность по овладению новым материалом.

Это различного рода интеллектуальные разминки, небольшие тесты, биологические задачи творческого, проблемного характера и т. п.

16 УЭ — п ( где п — номер следующего учебного элемента )- информационный блок : содержание в виде рассказа учителя, лекции, сообщений учащихся, чтения учебника или дополнительной информации в приложении и т. п. УЭ – п — отработка материала : лабораторные работы, решение биологических или генетических задач, выполнение заданий.

На этом этапе используются само — и взаимоконтроль. УЭ — п — включает выходной контроль знаний ( экспертный контроль учителя ), это обычная проверочная работа. Она проводится сразу на этом же уроке, что дает возможность проанализировать ЗУН и провести их коррекцию.

УЭ – п — Включает подведение итогов занятия, выбор домашнего задания и рефлексию ( оценка себя, своей деятельности ).

17 Особенности модульных уроков Каждый такой урок целесообразно начинить с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного текста с самопроверкой и т. п.

Модуль ориентирован прежде всего на активную учебную деятельность учащихся, освоение приемов учебной деятельности, которые способствуют быстрому и качественному усвоению знаний. Способствует развитию у учащихся само планирования, самопроверки, самоанализа, самоконтроля и т. д. Учебное содержание здесь — средство для достижения целей этого важнейшего процесса.

Изменяются подходы к структурированию учебного материала, выделяются стержневые линии т. е. теории, закономерности на основе которых можно описывать многообразные биологические объекты.

18 Модули должны быть на печатной основе для каждого ученика. Модульные занятия по времени должны проводиться на сдвоенных уроках, что создает проблемы с расписанием.

В модульном обучении учитель выступает как организатор обучения. Он управляет процессом обучения, является консультантом и помощником учащихся.

Данная технология — стимул для повышения профессионального мастерства учителя, средство формирования новой педагогической культуры.

19 Алгоритм составления модульного урока 1. Формулировка темы урока 2. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения 3.

Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них 4. Подбор необходимого фактического материала 5. Определение способов учебной деятельности учеников 6.

Выбор форм и методов преподавания и контроля 7. Составление модуля данного урока, его распечатка

20 Плюсы модульной технологии: индивидуальная работа индивидуальный темп работы самостоятельность ответственность развитие познавательной деятельности

21 Минусы модульной технологии: меньше тренируется устная речь ученика значительная затрата времени при составлении модульной программы и модульного урока Отсутствие дидактических материалов

22 Выводы: Ученик — главный работник на уроке. Его учебная деятельность направлена на образование и формирование своей личности. Главный мотив деятельности — учебно — познавательный. Учитель выступает не как специалист, передающий ученикам новую информацию, а как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывает им необходимую помощь и поддержку.

23 Спасибо всем за внимание!

24 НАПУТСТВИЕ КОЛЛЕГАМ Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой. Плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути !

25 Желаю Вам творческих успехов во внедрении модульного обучения ! Примите от меня несколько рекомендаций при работе с модульным обучением !!!

  1. 26
  2. 27
  3. 28
  4. 29
  5. 30

31 Ура, завтра в школу !!!

32

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1201337

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector