Автономная школа: что это, плюсы и минусы

Автономная школа: что это, плюсы и минусы

На сегодняшний день существует много разговоров о переходе учреждений (в частности школ) от статуса «бюджетных» к статусу «автономных». И прежде чем размышлять о плюсах и минусах данного вопроса нужно разобраться что же такое «автономия».

Что это такое?

Автономия – это новая форма изменений в государственных учреждениях, которая позволит им распоряжаться финансами, имуществом, и другими вопросами самостоятельно, вне зависимости от государства.

Это значит, что автономная школа, в отличие от бюджетной, будет иметь некие привилегии, которые установлены правовым статусом учреждения: на сегодняшний день происходит рост финансово-хозяйственной самостоятельности школ.

Глобальное изменение полагает в том, что автономная школа не будет подлежать сметному финансированию, то есть школа будет получать деньги отдельно на каждого ребенка.

Но в то же время план финансово-хозяйственной деятельности остается, и если школе удастся сэкономить немного денег, то их можно будет потратить на то, на что руководство посчитает нужным, будь то прибавка к учительской зарплате, или же ремонт.

А при сметном финансировании весь бюджет был жестко прописан.

Автономная школа: что это, плюсы и минусы

Плюсы автономной школы

  • Автономная школа имеет право самостоятельно распоряжаться недвижимым и ценным движимым имуществом, но только по согласию собственников, в то время как бюджетная школа не имеет такого права.
  • Возможность распоряжаться бюджетными доходами, а также распределять их. При этом директор школы несет полную ответственность за исполнение всех заданий, либо же за предоставление любых услуг.
  • Одним из главных преимуществ автономии является возможность открытия счетов в кредитных организациях (банках). Но не стоит с этим спешить, так как есть кое-какие риски.
  • Помимо государственного финансирования, автономная школа имеет финансирование в виде субсидий и субвенций.
  • Руководитель автономной школы обязательно должен установить для школы государственное задание, для того чтобы предоставлять услуги, а также распоряжаться финансами для предоставления этих услуг в соответствии любыми расходами.
  • В обязательном порядке автономная школа должна иметь наблюдательный совет (5-10 человек) для того, чтобы решать важные и срочные вопросы. Единственная маленькая проблема может быть в том, что будет трудно собрать всех членов совета вместе на заседание (в бюджетной школе наличие наблюдательного совета не предусмотрено).

Автономная школа: что это, плюсы и минусы

Минусы автономной школы

  • Автономная школа может иметь огромные риски снижения государственного задания, и, как следствие, уменьшение бюджетного финансирования.
  • Кроме того, если школа все-таки откроет счет в банке, а через некоторое время он обанкротится, то это повлечет за собой огромные потери для школы. Поэтому для уменьшения данного риска лучше выбирать наиболее надежные кредитные организации.
  • Директор школы не получает все бразды правления в свои руки, так только кажется на первый взгляд. При этом учредитель автономной школы снимает с себя некие полномочия и перекладывает все заботы и хлопоты на директора.
  • Для того чтобы перевести школу в автономный статус нужно сделать огромное количество документов. Это требует больших финансов, которые негде взять, так как их никто специально не выделяет. Поэтому весь этот процесс очень затратный, как финансово, так и организационно.
  • Хотя автономная школа и имеет право распоряжаться доходами самостоятельно, основная проблема состоит в том, что бюджетных денег мало. Поэтому автономная школа должна частично финансировать учебный процесс за свой счет.
  • Ответственность за все имущество и услуги, приобретенные за счет владельца школы, несет исключительно директор! Собственник не имеет к этому никакого дела, хоть и деньги его.

Бюджетная школа может развиваться только в условиях ограниченного государственного финансирования, что является огромной проблемой, как для учеников, так и для учителей и руководства. Кроме того, директорам школ приходится решать большинство проблем с помощью родительских взносов, либо же при участии спонсоров. В то время как автономная школа открывает путь к оптимизации образовательного и финансового процесса.

Что касается влияния автономии на другие аспекты обучения, такие как школьная атмосфера, взаимоотношения между учителями, учителями и учениками, то эта тема пока слабо изучена.

В новой автономной школе учитель станет для детей настоящим другом и наставником, его роль немного трансформируется.

Учитель сможет самостоятельно составлять планы и конспекты уроков, готовить собственные стратегии и методы в соответствии с развитием детей в каждом классе и с их интересами. Это называется «академическая свобода».

Кроме того, если учитель пройдет независимую сертификацию, которая является добровольной, то получит небольшую прибавку к зарплате.

Вывод

В автономии есть и свои плюсы, и свои минусы.

Преимуществом является то, что руководитель школы теперь станет в некой мере «хозяином», который сможет решать огромное количество проблем самостоятельно.

А недостатком может быть то, что помимо всех проблем, руководителю придется ознакомиться с управлением финансами, а также финансово-хозяйственными и учебно-методическими делами школы.

Некоторые думают, что переход школ в статус «автономных» является инициативой государства только для того, чтобы снять из себя некие полномочия и отдать все в руки самих же школ.

Но на самом деле, автономия даст огромные преимущества для образовательного процесса.

Да, это сложно, ведь самостоятельность требует огромной ответственности и нереальных усилий, но если школа готова ко всем проблемам, с которыми ей придется столкнуться на пути к автономии, тогда у нее все получится!

Источник: https://plusiminusi.ru/avtonomnaya-shkola-chto-eto-plyusy-i-minusy/

Автономное учреждение: плюсы и минусы

Автономная школа: что это, плюсы и минусы

В Республике Татарстан, в отличие от многих других субъектов федерации, процесс перехода бюджетных образовательных учреждений в автономные активно идет не только в сфере дошкольного воспитания, но и в школах, техникумах, колледжах. О том, как работает механизм саморегуляции на уровне среднего учебного заведения, наш корреспондент беседует с директором Зеленодольского медицинского училища Александром ЛАЗЕБНЫМ.

– Александр Федорович, ваше образовательное учреждение решило отказаться от бюджетного финансирования и пуститься в «автономное плавание». Хотелось бы знать, что послужило основанием для такого решения.

– В сентябре 2007 года вышло специальное постановление Кабинета министров Республики Татарстан.

– Получается, что вы уже два года в самостоятельном плавании и, следовательно, хорошо знаете, в чем состоят главные отличия автономного учреждения от бюджетного?

– Все будет ясно, если проанализируем такие документы, как Закон об автономных учреждениях, Гражданский и Бюджетный кодексы, и посмотрим, какие права они предоставляют бюджетным и автоном ным учреждениям и какие обязанности для них устанавливают. Для наглядности обратимся к таблице (см. табл.).

Автономная школа: что это, плюсы и минусы

– Не подорожало ли обучение студентов в связи с переходом учебного заведения в статус автономного учреждения и снижением контингента?

– Отразилась, безусловно, но в лучшую сторону. Стоимость обучения студентов первого курса снизилась на 8 тыс. рублей и составляет в текущем учебном году 18 тыс. рублей. Второй и последующие курсы обходятся дороже – в 25 тыс.

рублей в год, но и здесь отмечается уменьшение на 1 тыс. рублей в год.

Помимо того, новый статус позволил улучшить условия обучения и открыть второй компьютерный класс, а также откликнуться на запросы рынка труда: ввести обучение по востребованным смежным профессиям: таким как «медицинский массаж», «медицинская косметология».

– Изменились ли структура учебного заведения и структура управления? Получили ли вы как директор какие-то дополнительные полномочия?

– В управленческом плане большое значение имеет возможность самостоятельно формировать и утверждать штатное расписание, исходя из реальных потребностей и фонда заработной платы. Закон об автономных учреждениях нам ее предоставил.

А что касается структуры, появился наблюдательный совет, с мнением которого приходится считаться.

– И насколько сложно взаимодействовать с наблюдательным советом?

– Когда речь идет о деятельности учебного заведения, особых сложностей не возникает. Но проблемы технического, организационного свойства существуют. Например, сложно собрать всех членов наблюдательного совета на очередное заседание.

– Готов ли педагогический коллектив к работе в рыночных условиях или требуются дополнительная подготовка, в том числе психологическая, обновление кадрового состава?

– Повышение квалификации преподавателей проводится, как правило, один раз в пять лет. В современных условиях этого явно недостаточно.

На мой взгляд, основная масса наших преподавателей к работе в рыночных условиях не готова и нуждается в дополнительной комплексной переподготовке.

А кардинальное обновление кадрового состава в условиях резкого снижения контингента студентов, к сожалению, невозможно. В 2009 году мы уволили четырех штатных преподавателей по сокращению штата из-за недостаточной учебной нагрузки.

– А с чем, по вашему мнению, связаны наибольшие трудности в работе автономного учреждения?

– С формированием контингента. При выпуске 130-140 человек в год минимальный прием студентов на бюджетной основе (госзаказ) составил в 2008 году только 30 человек и немного больше в 2009 году – 55.

В настоящее время введены дополнительные ограничения на финансовую деятельность, так что мы опять вернулись под «крыло» казначейства.

– Выигрывает ли от перемены статуса коллектив учебного заведения? В чем?

– В росте заработной платы всех членов коллектива. В среднем, штатные преподаватели получают сейчас более 10 тыс. рублей в месяц, тогда как до перемены статуса было 7-8 тыс. рублей.

– Имеется ли, на ваш взгляд, необходимость совершенствовать и далее Закон об автономных учреждениях? Или можно ограничиться разработкой нормативов и других подзаконных актов? Каких?

– Закон об автономных учреждениях требует совершенствования. В частности, хотелось бы наблюдательный совет заменить попечительским, в составе которого преобладают бизнесмены и меценаты, а не чиновники.

– Ощущает ли ваше учебное заведение влияние кризиса? В чем это проявляется? Способно ли автономное образовательное учреждение в условиях внебюджетного финансирования в одиночку бороться с воздействием кризиса?

– Конечно, ощущаем. В 2009 году бюджетное финансирование училища из-за кризиса секвестрировано почти на 1 млн. рублей.

Также уменьшается количество рабочих мест для средних медицинских работников в лечебно-профилактических учреждениях республики, что приводит к проблемам с трудоустройством выпускников.

Автономное учреждение обязательно должно финансироваться по двум каналам: бюджетному и внебюджетному. При отсутствии первого выживание в современных условиях проблематично.

– Какие советы, исходя из личного опыта, вы бы дали коллегам – руководителям образовательных учреждений, готовым перейти к модели автономного учреждения?

– Как следует подготовиться к предстоящей деятельности в новых финансово-экономических условиях. Для этого придется провести ряд мероприятий. Начните с подготовки необходимых документов – разработайте бизнес-план, стратегию, устав, стандарты и локальные акты автономного учреждения. Обучите персонал действиям в новых условиях.

Приведите материально-техническую базу к требованиям нормативов и стандартов. Проанализируйте финансово-экономическое положение и определите дефицит средств. Ликвидируйте избыточные мощности и полностью загрузите оставшиеся. Проанализируйте качество кадрового состава. Рассчитайте бюджет. Подготовьте договоры на получение госзаказа. Разработайте инновационную программу.

Читайте также:  Стоит ли производить замену электролита в аккумуляторе: полезные советы по эксплуатации

Определите стоимость услуг, которые будет оказывать учебное заведение.

– А что, по-вашему, должны предпринять органы управления образованием, для того чтобы осуществить безболезненный переход к новым финансово-экономическим отношениям?

– Разработать для этого необходимую нормативно-правовую базу и конкурсные условия и программы. Сформировать госзаказ на подготовку кадров, соответствующий расчетной стоимости услуг, а также бюджетную и налоговую политику по отношению к автономному учреждению.

На мой взгляд, при переходе в автономное учреждение нужно соблюдать определенные условия.

Прежде всего, учитывать, желает ли образовательное учреждение работать в новых финансово-экономических условиях, и предлагать изменить статус тем, кто не обременен дорогостоящими ресурсами.

Переход в автономное учреждение надо начинать с подготовительного периода – выше сказано, какие мероприятия он включает, – и осуществлять поэтапно. Вот тогда у вас все получится.

Источник: https://akvobr.ru/avtonomnoe_uchrezhdenie_plusy_i_minusy.html

Если школа имеет статус автономной, то платное образование неизбежно

Автономная школа: что это, плюсы и минусы Российские власти продолжают подталкивать школы к получению статуса автономных учреждений. На состоявшемся в начале недели съезде Всероссийского педагогического собрания этим занимались и чиновники Минобрнауки, и члены Общественной палаты, и лично Владимир Путин. Он отметил, что хотя вокруг закона, описывающего новые правовые формы существования нынешних бюджетных учреждений, «очень много всяких мифов и разговоров», именно смена статуса и принципов финансирования скажется и на «существенном увеличении зарплат» учителей.

Весьма неоднозначно воспринятому педагогическим сообществом закону «Об автономных, казенных и бюджетных учреждениях» (ФЗ-83) на съезде ВПС была посвящена одна из дискуссионных площадок.

В общественном мнении этот документ закрепился под названием «закон о школьной монетизации», а оппозиционеры в Госдуме с легкой руки депутата Олега Смолина стали его называть уничижительно — «закон об АУ, КУ и БУ».

Несмотря на многочисленные протесты и активное неприятие коммунистов и «эсеров», Госдума приняла закон 23 апреля 2010 года. Он вступил в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012-го установлен так называемый переходный период (к примеру, в Москве только несколько школ получили статус автономных).

На съезде ВПС учителя, директора школ и чиновники долго спорили о сути изменений. За авторов закона отдувалась директор департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко, которая, правда, настаивала на том, что документ был подготовлен Минфином и вообще «он в большей степени финансовый». Представители образовательного ведомства, готовясь разъяснять педагогам суть изменений, собрали 20 мифов о сути 83-го закона, устоявшихся в профессиональном сообществе.

Пожалуй, самым экстравагантным из них является утверждение: «Школьникам оставят три бесплатных урока в неделю, за остальное придется платить».

Это странное предположение стало активно обсуждаться в Рунете с начала марта 2010 года — в сознании интернет-общественности явно смешались обрывочные сведения о ФЗ-83 с реакцией на разговоры о «трех обязательных предметах» из проекта нового федерального образовательного стандарта.

Руководитель Института развития образования при Высшей школе экономики (ВШЭ) Ирина Абанкина считает, что «наложилось друг на друга все — и новый закон «Об образовании», и одноименный нацпроект в разных его проявлениях».

Когда стало окончательно ясно, что «школьную монетизацию» не принимает не только анонимная и встревоженная часть блогосферы, но и вполне реальные директора школ, разработчики стали объяснять неприятие реформ «глубинными страхами населения» и «тотальным недофинансированием образования».

Член рабочей группы правительства по созданию закона, проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон так объяснял корреспонденту «МН» причину неприятия закона профессиональным сообществом: «В педагогических коллективах и в обществе очень много тех, кто боится этого закона. В нем нет ничего, чего стоило бы бояться. А боятся люди неопределенности. Есть поговорка: не та беда, что на двор пришла, а что со двора не уходит. Тронули больное место». По мнению экономиста, опасения общества о введении платного образования связаны с «теневой приватизацией» бюджетной сферы 90-х годов. Согласно закону школы (и другие бюджетные учреждения) предложено делить на три типа, чтобы в зависимости от статуса государство могло дифференцированно финансировать оказываемые этими учреждениями услуги. У выбравших автономный статус школ появляется возможность самостоятельно распоряжаться полученными средствами. Зампред комиссии по образованию Госдумы Олег Смолин считает, что «в автономию с отказом от социальных гарантий выталкивают все российские школы». По его мнению, школы, получившие по ФЗ-83 статус «бюджетных учреждений нового типа», будут работать так же, как автономные школы, получившие этот статус по 174-му закону («Об автономных некоммерческих организациях»). А школы, получающие статус автономных по 83-му закону, «будут просто еще более свободными в финансовом плане». «Автономия — дело сильных школ и эффективных директоров», — утверждает Ирина Абанкина из ВШЭ. Для школьных управленцев в связи с переходом на автономность появляется одно объективно новое понятие: государственное задание.

Государство будет оплачивать работу автономных школ не по смете, а финансировать выполнение ими госзадания.

Оно, в свою очередь, будет формироваться на основе федеральных образовательных стандартов и учебного плана общего образования, в которых устанавливается как количество обязательных предметов, так и количество обязательных часов на каждый предмет.

По словам представителей Минобрнауки, например, госзадание по базисному плану для 7-го класса будет следующим: для географии, истории, литературы и физики отведено по два урока в неделю, для русского и иностранного языка — по три, для математики — пять и т.д.

Весь этот объем знаний для ученика по-прежнему будет бесплатным

.

Другое дело, если родители захотят сверх госзадания и базисного учебного плана проводить, к примеру, не два урока физики в неделю, а три или четыре. Такую возможность школа может предоставить им платно, но во внеурочное время и не в ущерб выполнению госзадания.

Именно появление понятия «госзадание» и встревожило общественность, считает Ирина Абанкина.

«Опасения родителей понятны, происходит перманентное замещение основной учебной программы платными уроками, однако 83-й закон как раз проводит водораздел между гарантированно бесплатными уроками и возможностью школ оказывать дополнительные услуги во второй половине дня», — пояснила она «МН». Однако то, как это будет воплощено на практике, пока не очень ясно. Ирина Абанкина предлагает подождать, появится ли такая норма в новом базовом законе «Об образовании».

Замдиректора московского ГОУ «Лицей «Вторая школа» Александр Ковальджи

Мы не хотим переходить в статус автономного учреждения. Нам стремно и не хочется заниматься платным образованием. Кто бы что ни говорил об этом законе, но его суть именно в снижении государственного финансирования. Поэтому школы вынуждены думать о самообеспечении. Мы проконсультировались с юристами, и они, прочитав закон, говорят, что он приведет к снижению бюджетного финансирования. Говорят нам — не рискуйте. Школы будут брать на себя большую хозяйственную самостоятельность, и государство на них перекладывает всю ответственность. Мы же считаем, что есть государственная задача — поддерживать школы, которые дают хорошее образование детям, в том числе из многодетных и малообеспеченных семей. Нас активно подталкивают определяться со статусом и толкают в автономку. Особенно почему-то упорствует Алексей Семенов — ректор Московского института открытого образования. Пока только на словах убеждают, поэтому мы отбиваемся как можем. Удалось договориться, что еще полгода не будем переходить. Пока пользуемся централизованной бухгалтерией и свою заводить не хотим. У нас нет ни одного платного класса, ни одного платного урока. Хотя в Москве это распространенная практика: школы активно предлагают платные услуги, заводят так называемые лицейские классы и уговаривают родителей отдавать туда детей за деньги. Мы по этому пути идти не будем. Поэтому решили получать статус бюджетного учреждения.

Источник: http://informatio.ru/news/middledu/esli_shkola_imeet_status_avtonomnoy_to_platnoe_obrazovanie_neizbezhno/

Школы переходят на автономное управление

при автономной системе управления наиболее энергичные педагоги получат возможность зарабатывать больше. Фото Алексея Кунилова.

Сегодня есть три основных типа образовательных учреждений: казённые, бюджетные и автономные. Последние пока эксклюзив, их немного. В Екатеринбурге — чуть больше 20, всего по области таких школ и садиков около 40 (хотя соответствующий закон, дающий право выбора системы управления, действует уже три года). Видимо, остальные боятся излишней ответственности или не знают «автономных» плюсов.

— Нужно сразу определиться с самой распространённой народной легендой, которая придумана про автономные учреждения. Считается, что автономная школа или садик — это синоним платного образования и обязательных платных услуг. Это совершенно неправильное утверждение.

Вернее будет сказать, что автономное учреждение создаёт дополнительные возможности в том числе и для эффективного оказания платных образовательных услуг. Само образование (обязательная программа, стандарт — прим.

автора) у нас по Конституции является бесплатным в любом типе учреждений, — пояснил Павел Креков, заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области. — Платные услуги может оказывать и бюджетное учреждение.

Принципиальное различие в том, что автономные могут более эффективно использовать выделяемые им деньги.

Проще говоря, автономные учреждения получают все причитающиеся им бюджетные деньги сразу, единовременно в начале года. В то время как, допустим, казённые могут финансироваться поквартально и по строго определённым статьям.

Автономные же сами определяют, на чём они могут сэкономить и куда направить основные суммы. «Сами» — это под бдительным оком наблюдательного совета, куда входят учредители (представители муниципалитета), педагоги и родители.

Вот пример лицея № 110, что находится в столице Среднего Урала. На автономию они перешли чуть меньше двух лет назад. При этом основные работы — ремонт крыши, обустройство стадиона — по-прежнему проводятся за бюджетные деньги.

Директор Ирина Виноградова скромничает: «Пока зарабатываем кредит доверия, учимся. Есть идеи, как можно получать доход. Допустим, открыть школу танцев, но… площади не позволяют.

А до высшего пилотажа (автономные учреждения ведь, кроме всего прочего, могут открывать счета в кредитных учреждениях, приобретать акции, получать дивиденды) ещё далеко».

Первое, чему научился лицей, — это экономить. Потому как всё сэкономленное ни в какую общую копилку не возвращается, а остаётся в родных стенах. Так, только на коммуналке (свет включают исключительно тогда, когда надо) за прошлый учебный год удалось выручить 220 тысяч рублей.

Впоследствии их потратили на противопожарные мероприятия — купили огнетушители, рукава, заказали светящиеся указатели выходов при эвакуации. Плюс на дополнительных услугах заработали больше четырёх миллионов.

Ирина Виноградова говорит, что немалая часть этих денег ушла на обучение самих учителей, чтобы их уроки и креативные идеи казались школьникам самыми увлекательными на свете.

А теперь самое интересное: средняя зарплата педагога в лицее № 110 (в автономном лицее!) — 29 тысяч рублей.

Как пояснила учитель экономики Валентина Комолова, прибавка составляет 90 рублей за каждого ребёнка с одного занятия. Провела раз в неделю дополнительный урок для пятерых ребят — заработала за месяц 1800.

При этом те, кому достаточно основной программы, могут забыть и не вспоминать об этих дополнительных платных занятиях.

А Нине Шлыковой, другому руководителю другого автономного учреждения, екатеринбургского детского сада № 103, очень понравилось в новой системе управления то, что теперь садик сам может выбирать поставщиков продуктов, беря во внимание не только дешевизну, но и качество товаров.

Читайте также:  Производственный кооператив — в чем его плюсы и в чем минусы

Дело в том, что автономные учреждения не попадают под действие Федерального закона № 94, а посему не зависят от торгов и аукционов.

В садике довольно много дополнительных услуг: начиная от баскетбола, хореографии и восточных единоборств, заканчивая английским языком, сказкотерапией и музейной педагогикой.

Всё это проводят собственные или приглашённые педагоги во второй половине дня, когда основные занятия уже прошли. Те детки, чьи родители согласились платить по 70-80 рублей за одно дополнительное занятие, уходят на урок, остальные остаются играть в группе.

Садик управляется автономно только девять месяцев (однако до этого двухлетний опыт ведения баланса у руководителей уже был — тогда дошкольное учреждение выиграло соответствующий грант и заручилось патронатом одного из банков, специалисты которого и преподали первые уроки управления). На вопрос, что сделали за последнее время на заработанные деньги, Нина Шлыкова ответила: «Отремонтировали музыкальный зал: вставили пластиковые окна, поменяли пол. Закупили оборудование в спортивный зал — тренажёры, мячи и прочий инвентарь (сама видела — ракетки для бадминтона, клюшки для хоккея и гольфа, городки… — прим. автора). А ещё заказали стульчики в три группы, часть уже привезли, часть должны доставить со дня на день. Стулья эти не- простые, каждый стоит больше 1600 рублей, — в них продумано всё, чтобы ребёнок правильно держал спинку».

Таким образом, работа по созданию сети автономных образовательных учреждений началась. Как пояснил Павел Креков, у министерства пока нет никаких планов на тот счёт, все, или половина, или ещё какой-то процент от общего числа садиков-школ должны получить автономию.

Сегодня около 250 учреждений проявили такое желание (сейчас их директора проходят учёбу). В дальнейшем же всё будет зависеть от того, насколько руководители окажутся готовы к таким изменениям.

Сами дети и педагоги, по словам замминистра, вообще не должны замечать какие-либо изменения в процессе обучения.

Источник: https://www.oblgazeta.ru/society/2740/

Свердловские власти разъяснили директорам школ плюсы автономии

Областное министерство общего и профессионального образования сформировало реестр из 250 школ и детских садов, которые переведут в статус автономных (МАДОУ и МАОУ). Напомним, задача по увеличению доли автономных учреждений была поставлена в бюджетном послании губернатора.

Чтобы подтолкнуть к этому шагу муниципалитеты, правительство области исключило из прогнозной оценки расходов местных бюджетов на образование сумму, равную объему средств, взимаемых с родителей за содержание детей в учебных заведениях казенного типа, — 705,8 миллиона рублей.

По словам заместителя министра общего и профессионального образования Свердловской области Павла Крекова, новый статус — вовсе не синоним платного образования. Это прежде всего возможность более эффективно использовать бюджетные средства и повысить уровень управленческой культуры.

— Мы считаем, что переход учебных заведений в статус автономных может привести к качественным изменениям не только в их экономической политике, но и в содержании всего воспитательно-образовательного процесса. Никто не ставит жестких планок: к такому-то году перевести в автономные столько-то школ и детских садов. Главное — внутренняя мотивация коллективов к переменам, — подчеркивает чиновник.

По опыту других регионов, фонд оплаты труда в автономных учреждениях увеличивается примерно на 15 процентов за счет оказания дополнительных услуг. В среднем прибавка к зарплате для каждого сотрудника составит 1,5-4 тысячи рублей в месяц.

Кроме того, новый юридический статус позволяет руководителю самостоятельно формировать штатное расписание, выбирать поставщиков не в рамках 94-ФЗ, применять упрощенную систему налогообложения, что немаловажно, потому что при этом экономится до 12 процентов бюджетных средств.

Контроль трат такого учреждения осуществляет наблюдательный совет. В него входят от 9 до 11 человек — от учредителя, от общественности и сотрудники учреждения. Собирается совет не менее одного раза в квартал. Отчеты о выполнении финансово-хозяйственного плана публикуются в течение года на сайте учебного заведения.

Чтобы доказать преимущества автономных учреждений перед бюджетными, областной минобр организовал пресс-тур в лицей и детский сад.

Правда, настоящего обмена опытом не вышло: руководители учебных заведений признались, что вышли в «самостоятельное плавание» не более двух лет назад и пока еще не могут объективно оценить плюсы и минусы нового статуса.

Из объективных трудностей они смогли назвать только одну — необходимость в сжатые сроки провести перерегистрацию учреждения в минюсте и всевозможных фондах, внести изменения в устав и внутреннюю документацию, оформить договоры с родителями.

— Радикальной разницы между бюджетной и автономной школой, на первый взгляд, нет. Как нет и прямой зависимости между юридическим статусом и качеством образования, — говорит директор лицея Ирина Виноградова. — Хорошо учить обязаны и бюджетные, и казенные, и автономные учреждения.

Но у последних есть возможность много и активно заниматься повышением квалификации педагогов, значит, те лучше преподают свои предметы детям.

Еще очень важно, что в МАОУ можно оперативно принимать решения и перераспределять выделенные на весь год средства, вести деятельность, которая приносит доход, открывать счета в банках, создавать структурные подразделения.

Мы, к примеру, подумываем о собственной школе танцев — очень востребованная на сегодня услуга. У казенных учреждений такой свободы нет, там финансирование расписано строго — по статьям и по кварталам. Бюджетным чуть полегче.

Автономные учебные заведения, подчеркивают в министерстве образования, зарабатывать могут, но не обязаны — только если есть желание коллектива и спрос на факультативные услуги. Тарифы на них разрабатываются для каждой территории отдельно.

В Екатеринбурге, к примеру, это делается централизованно, управлением образования администрации города. В Нижнем Тагиле, напротив, пошли по пути обособления. Средняя стоимость дополнительных занятий в школах — около 90 рублей, в детских садах — 70-80.

Так, уже упомянутому выше лицею удалось в прошлом году заработать за счет их организации 4 миллиона рублей. Деньги будут потрачены на повышение квалификации и заработной платы преподавателей, обновление материально-технической базы.

Автономный детсад за счет внебюджетных поступлений смог отремонтировать актовый зал, установить стеклопакеты, закупить современный спортинвентарь, оснастить медицинский кабинет.

— Ни один руководитель не будет предлагать услуги, которые не востребованы. Сначала проводится маркетинговый анализ пожеланий родителей. И уже на этой основе организуются дополнительные занятия. Оплата — только по факту, — рассказывает заведующая дошкольным учреждением Нина Шлыкова.

И все-таки основным источником дохода автономных образовательных учреждений остаются бюджетные ассигнования. На них осуществляются такие затратные мероприятия, как ремонт кровли, строительство стадионов, пищеблоков и т. п.

Причем закон запрещает сокращать объемы финансирования со стороны учредителя на выполнение муниципального или государственного задания. Экономия же со стороны самих учреждений только поощряется. Например, в лицее, который нам показали, удалось за год сэкономить на оплате электроэнергии 220 тысяч рублей.

Деньги направят на совершенствование системы противопожарной безопасности.

Как ни бились дотошные журналисты, так и не смогли выведать, что мешало зарабатывать школам и детским садам, пока они числились бюджетными учреждениями. Законом это не запрещено, тарифы разработаны. Получается, без смены вывески предпринимательскую инициативу не подтолкнуть?

— Я думаю, процентов 50-60 учебных заведений постепенно перейдут в автономную форму, эту тенденцию диктует рынок. Мы 10 лет были ведомственным детсадом, потом, став муниципальным, два года сами вели баланс — таковы были условия выделения гранта Всемирным банком реконструкции и развития. Но у МАДОУ больше самостоятельности, больше финансовых активов, — считает Нина Шлыкова.

— Когда три года назад началась реформа госучреждений, основная часть территорий региона пошла по пути наименьшего сопротивления, переведя их в статус казенных. Но бюджетная и автономная формы гораздо перспективней.

С одной стороны, мы только начинаем формировать сеть автономных учебных заведений и сильно отстали от других регионов. С другой, нам проще, чем соседям: сейчас в законодательстве уже четко прописаны все детали, в том числе соцгарантии.

Главы муниципалитетов достаточно позитивно воспринимают перемены, но говорят, что им нужна поддержка — юридическая, консалтинговая. Для этого мы начали обучение руководителей школ и детских садов. Я знаю, что родителей беспокоит проблема денежных поборов в Екатеринбурге, при этом сегмент МАОУ в городе минимален.

Значит, причина не в статусе. Бороться с этим явлением надо не преобладанием бюджетных или казенных учреждений, а повышением ответственности управленцев и эффективности наблюдательных советов, — резюмирует Павел Креков.

Компетентно

Ольга Франц, старший научный сотрудник Института экономики УрО РАН:

— Один из определяющих факторов результативности МАДОУ — квалификация руководителя как менеджера. Большинство директоров школ принимает управленческие решения не с позиции менеджера, а с позиции педагога.

Отсутствуют и компетенции, необходимые для внедрения проектного подхода, а без него эффективные продажи образовательного продукта невозможны. Значит, прежде чем выходить в «автономное плавание», директоров надо обучить.

При этом недостаточно просто дать сумму знаний об экономике и управлении, надо скорректировать систему ценностей: если педагог — это творец, то менеджер — в первую очередь прагматик.

Согласно закону, за результаты деятельности казенного учреждения отвечает учредитель (муниципалитет) — вплоть до субсидиарной ответственности по долговым обязательствам.

За результаты деятельности автономного учреждения как хозяйствующего субъекта отвечает оно само.

А эти результаты зависят не только от квалификации директора, но и от общеэкономической ситуации в населенном пункте, обоснованности размеров субсидий.

Будучи казенными, образовательные учреждения рассчитывают хотя бы на «понимание» со стороны органов местного самоуправления, а после перехода в автономную форму они рискуют оказаться предоставленными сами себе, если размеры субсидий далеки от экономической обоснованности. Доведя ситуацию до абсурда, недобросовестные чиновники или заинтересованные бизнес-структуры могут использовать смену статуса в целях банкротства учреждения, перераспределения закрепленного за ним имущества, изменения финансовых потоков в пользу других учреждений.

Источник: https://rg.ru/2012/10/18/reg-urfo/avtonomno.html

Автономия: за и против

— Алексей Алимович, какие плюсы и минусы автономии вы уже почувствовали на себе?

— Главное, что дала автономия, — уход от сметного финансирования. Это глобальное изменение. Учреждение получает деньги не по смете, а общим пакетом по нормативу на каждого ребенка.

План финансово-хозяйственной деятельности, конечно, остается, но когда удается сэкономить, можно эти средства потратить и на стимулирование педагогов, и на ремонт, что посчитаем нужным в данный момент.

В то время как при сметном финансировании жестко прописано: данные средства идут только на ремонт, к примеру.

Большим плюсом я считаю то, что мы уходим от пресловутого 94-го закона, от предписанной им процедуры тендеров, которая усложняет жизнь организации. Теперь только крупные сделки должны проходить конкурс, остальные руководитель имеет право осуществлять самостоятельно.

Величина сделки, которую нужно проводить через конкурс, федеральным законом установлена как 10% от суммы активов предприятия. Сумма активов «Корифея» оценена в 50 миллионов, получается, что сделку размером в 5 миллионов мы должны проводить через конкурс, меньше — нет.

Но пока город Екатеринбург осторожничает, установлен размер внеконкурсной сделки до 1% от активов.

Читайте также:  Стоит ли брать кредит для оплаты обучения

— Приходилось уже проходить через эту процедуру?

— Сейчас идет такой процесс. Заключаем договор на питание. Разработали процедуру о конкурсах и тендерах с более мягкими и гибкими условиями, чем это требовалось раньше.

Слабость закона №94 в том, на мой взгляд, что определяющим фактором становится цена продукта или услуги, а не качество. Мы же берем за основу качество, имеем возможность подобрать наиболее выгодный и подходящий вариант.

В ближайшие дни планируем опубликовать условия конкурса на организацию питания в учебном заведении в новом учебном году.

Еще один плюс автономии: она дает возможность открытия счетов в коммерческих банках. Правда, и здесь наши учредители осторожничают, пока советуют открывать счета в казначействе, чтобы избежать рисков, чтобы процесс шел постепенно.

Впервые появляется такая структура, как наблюдательный совет. Это совещательный орган, наделенный законодательными правами.

Прежние структуры соуправления школой — родительский совет, попечительский совет — все были без особых юридических прав, украшение, «сбоку бантик».

Наблюдательный совет существенно меняет ситуацию в управлении учреждением: наконец реальная власть, о чем мы так долго говорили, появляется у общественности.

Модель наблюдательного совета следующая. У нас в него входят 9 человек: 3 от школьного коллектива, 3 от учредителя, 3 от общественности.

— Алексей Алимович, когда процесс автономизации пойдет полным ходом, сотрудников управления образования на всех не хватит!

— Да, не хватит. В следующем году, насколько мне известно, начнется массовый переход школ в автономию.

Работы членам наблюдательного совета, конечно, прибавится, хотя в основном все делают сами школы, обозначают проблемы, продумывают пути их решения, готовят документы, а члены совета лишь рассматривают, обсуждают и утверждают.

У нас уже прошло три заседания, они были посвящены плану финансово-хозяйственной деятельности, подготовке конкурсной документации, итогам учебного года и подготовке к новому.

— Автономия создает дополнительные хлопоты, жить руководителю вряд ли будет легче.

— Уровень ответственности, конечно, возрастает, но и степень свободы тоже, это понятия взаимосвязанные. Возможно, самое главное, что дает автономия, — это совершенно другие отношения с учредителем.

Из отношений «начальник — подчиненный» они переходят на партнерский уровень.

Для учредителей открываются новые аспекты нашей жизни, мы лучше понимаем заботы учредителей, идет творческий процесс сотрудничества.

— С какими проблемами вы столкнулись на пути автономии?

— Сложности есть, конечно. Когда учреждение входит в автономию, у руководителя появляется больше рисков. Значит, и полномочия у него должны расшириться.

Считаю, нужно дать наблюдательному совету большие возможности, в том числе право назначать, оценивать, увольнять руководителя. Тогда директор школы получит защиту, так как помимо чиновничьей линии спроса и ответственности появится общественная.

Я выступал с этим предложением перед министром образования. Он проявил заинтересованность.

— Дайте, пожалуйста, несколько советов тем, кто собирается переходить на автономию. Каковы три первых шага к автономии?

— Начать надо с устава, подготовки пакета документов — это первый шаг. Мы уже наработали некоторые шаблоны, как должен выглядеть план хозяйственной деятельности, муниципальное задание. Тем, кто идет вслед за нами, будет легче, так как мы готовы поделиться опытом.

Второй шаг — собрать команду. Понять, для чего нужен переход на автономию, как будет использоваться повышенная самостоятельность в интересах развития школы.

Обязательно должна существовать внутренняя поддержка.

Для этого следует провести разъяснительную работу в коллективе, с родителями, чтобы все участники образовательного процесса понимали, какие возможности появляются, какие цели преследуются.

Третий шаг — уже конкретная деятельность. Не надо бояться! Повышение качества образования, развитие инноваций, все это возможно только при такой форме, как автономия, где творческое начало не зажато тесными рамками отчетов.

Против

Риски и подводные камни

Татьяна ВЯТКИНА, директор средней школы №168:

— Оценка, которую я услышала от руководства одной из школ города, перешедшей на автономию, была следующей: «Бразды правления в полной мере директорам не дают, зато часть ответственности учредитель с себя снимает». Я считаю, что если переходить на автономию, то бухгалтерия у каждой школы должна быть своя, а не общерайонная. Пока же мы видим, что мало что меняется. Когда накопится положительный опыт, моя позиция может измениться.

Но тогда возникает и еще один вопрос. Переименование требует переделки всех документов, а это стоит денег, которые никто специально не выделяет. Сам процесс перехода в иной статус затратный, и организационно, и финансово.

Вера СЫРЯМИНА, директор средней школы №74:

— У меня на сегодня нет ни положительного, ни отрицательного отношения к автономии: как можно ругать либо хвалить то, о чем никто толком не знает? Некоторые школы города стали опорными в новом процессе. Хотим посмотреть, что у них получится.

В нашем Верх-Исетском районе пока лишь одна школа работает как автономное учреждение — новая 184-я. Выбор будем делать не на эмоциях «нравится — не нравится», а на основе финансового и юридического анализа.

К сожалению, никакой учебы, обмена опытом на уровне города до сих пор не проводилось, приходится самим собирать по крупицам информацию, прорабатывать документы.

Наталья ВАЩУК, директор средней школы №85:

— Есть сомнение, что в условиях автономии школа будет жить лучше, работать эффективнее. При новой системе частичное финансирование образовательного процесса идет за счет самого учреждения. У нас же нет такой возможности.

Кроме школы развития, в нашем образовательном учреждении отсутствуют платные услуги.

К смене статуса больше подготовлены те школы, у которых широкий спектр платных услуг, которые имеют опыт самостоятельности, а также недавно открытые, где можно начинать с нуля.

Светлана НИКИФОРОВА, директор средней школы №20:

— О какой автономии может идти речь, не понимаю! Наша школа была построена 50 лет назад и на 51-м году жизни вдруг перестала удовлетворять санитарным требованиям! Классы перекраивать, летний лагерь с привычного места обитания в другое перебрасывать… С нас требуют устройства душевых и биде (!), но денег при этом не выделяют. Меняются СанПиНы, но не финансирование! Я не вижу реального улучшения ситуации от новой формы хозяйствования, только проблемы.

Причины, по которым школы не торопятся пускаться в автономное плавание:

  • Отсутствие информации, опыта, методики.
  • Неверие в реальные результаты автономии.
  • Появление дополнительных забот и хлопот.
  • Процесс перехода трудоемкий и не бесплатный.

Источник: http://www.ug.ru/archive/41646

Что значит автономное образовательное учреждение

Автономные образовательные учреждения – это некоммерческие образовательные организации, созданные при поддержке областных и федеральных властей. В большинстве своем, они полностью зависят от поступлений из бюджета (субсидий) и создаются для решения определенных задач.

Суть работы

  • Автономное учреждение создается на государственные средства, а также не средства физических и юридических лиц для оказания определенных услуг населению, как за деньги, так и бесплатно.
  • Необходимость создания таких учреждений в стране назрела давно и это касается не только оказания образовательных услуг, но и других сфер предоставления социальных услуг.
  • Суть работы образовательного автономного учреждения заключается в оказании основных образовательных услуг, если того требует заказ государства, которое оплачивает их, для учащегося бесплатно или по минимальной цене.

Разницу впоследствии государство просубсидирует из бюджета. Также учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность, оказывать дополнительные услуги или сдавать оборудование или помещения в аренду.

Получать деньги за проводимые исследования и экспертизы, продавать патенты на изобретения. Учебные заведения могут получать доход от такой деятельности и распределять его по своему усмотрению, если это не противоречит российскому законодательству.

Основное отличие от других видов организации

Основное отличие автономных учебных заведений заключается в том, что они могут самостоятельно распоряжаться полученными денежными средствами, независимо от того, из какого источника они были получения.

Они имеют право брать кредит в банке и отвечают по своим обязательствам, имеющимся у них имуществом. Соответственно, они могут быть признаны банкротом, однако такое происходит редко. По крайней мере, в российской судебной практике с принятия закона в 2006 году таких прецедентов не было.

Автономные организации не являются полностью независимыми учреждениями! И хотя они имеют значительно большую свободу действий, по сравнению с другими видами, но они также зависимы от решений и указов, выносимых областными и федеральными властями и Казначейством, а также обязаны соблюдать законы, правила и стандарты.

Если школа была переоформлена в автономную организацию, это не означает, что школьное обучение будет платным. Обучение будет бесплатным, так как это предусмотрено законами РФ, а вот дополнительные занятия, которые не связаны со школьной программой, но  будут полезны для общего развития школьника, могут стать платными.

Например, занятия в секциях по дзюдо или в кружках по швейному делу. Кстати, при необходимости автономное учебное заведение может быть переведено в бюджетное или муниципальное, если так будет выгоднее, при этом руководству организации даже не надо будет переоформлять документы.

Полученные от предоставления таких образовательных услуг средства должны расходоваться на благоустройство помещений и придомовых территорий школы, на покупку обучающего оборудования и материалов.

На что именно потратить средства – решает руководство школы. Однако потратить на что-либо другое или употребить деньги для личных нужд оно не может, все деньги должны идти на развитие учреждения. За нарушение закона такое заведение может быть закрыто или оштрафовано.

В остальном – это такая же образовательная организация, в которой преподаются те же предметы, что и в других школах.

Мифы и правда о работе автономных образовательных учреждений

Отсутствие информации о том, что собой представляет автономное образовательное учреждение, привело к появлению множества мифов. Так наиболее распространенным заблуждением является утверждение, что автономные организации – это частные учреждения, которые работают по своим собственным правилам. На самом деле это не так.

Большинство существующих организаций созданы государством и даже те, которые созданы частными лицами, работают при поддержке государства, в том числе материальной. Услуги, предоставляемые такой организацией, должны соответствовать принятым в России образовательным стандартам.

Некоторые автономные образовательные учреждения специализируются исключительно на предоставлении платных обучающих услуг.

Например, преподающие уроки танцев или сценического мастерства. Проводят курсы рабочих специальностей – дают возможность получить профессию швеи, маляра, электрика и пр. Хотя такие учреждения чаще всего бывают частными или созданными на основе частной инициативе, государство помогает им, давая заказы и субсидируя их деятельность.

Свидетельства, выдаваемые такими заведениями, принимаются наравне со свидетельствами, выданными бюджетными и муниципальными учреждениями.

Источник: https://bystriy-zaym.ru/chto-znachit-avtonomnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector