Общественная собственность: преимущества и недостатки

Общественная собственность: преимущества и недостатки

Реальная власть над муниципальной собственностью принадлежит чиновникам.

Преобладание госсобственности в плановой экономике имело негативные последствия, снижало стимулы к развитию экономики и внедрению новых технологий, исключало роль ценового механизма в воздействии на производство.

Отсутствие конкуренции лишило государственные предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства.

В целом эффективность хозяйства, основанного на государственной собственности, оказалась невысокой.

Но в то же время государственная собственность обеспечивала огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших народнохозяйственных задач. Выделялись средства для развития народного образования, здравоохранения, науки, искусства, культуры. Государственная собственность являлась основной базой для расширенного воспроизводства.

Так какова же должна быть сущность государственной собственности, страны в которой стремятся построить рыночную экономику? На мой взгляд, для определения сущности государственной собственности достаточно определить функции вмешательства государства, а также его монопольные отрасли ведения: войны и национальная оборона, рост народонаселения и урбанизация, проблемы окружающей среды и социальная защита населения и др. При определении сущности государственной собственности необходимо учитывать «потребности» государства в лице его полномочных органов для осуществления вышеназванных функций. Так, например, для обороны внешних и внутренних границ государства необходима соответствующая материальная база (например, ВПК), которая и будет основой для обороны.

Государственная собственность ее преимущества и недостатки

Внимание

Госсобственность дала возможность сформировать госсектор экономики. Госсектор экономики – понятие более широкое. Помимо предприятий включает средства госбюджета, торг баланс страны, платёжный баланс, финансово — кредитную систему, научные институты, предприятия по обучению совокупного работника.

Расширение нескольких видов государственных предприятий имеют несколько видов зависимости госсобственности: бюджетные предприятия (полностью госсобственность, работники являются госслужащими, руководство назначается государством, вся выручка поступает в госбюджет, все расходы за счет государства, подчиняется полностью государству, составляют план выдачи средств, цены, продукцию, предприятия не имеют права привлекать дополнительный капитал).

3.

Рассмотрение системы отношений собственности позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность. Если приоритет отдается индивидуальному интересу, то можно говорить о системе отношений индивидуального частного отношения.

Если присвоение осуществляется в интересах какого-либо коллектива, то речь идет о коллективной собственности. Присвоение может вестись определенной социальной группой людей.

Здесь на лицо уже классовый интерес.

Важно

Общественные предприятия – акционерные предприятия, (оставляют себе часть выручки, могут привлекать дополнительный капитал, работники не являются госслужащими, эти предприятия могут совершенствоваться, могут обновлять выпуск продукции, но 100% акций принадлежат государству).

4. Акционерные предприятия — государству принадлежит контрольный пакет акций, реализация товара происходит по рыночным ценам, выплачивается государству дивиденды по акциям, остальные средства распределяет сами, государство дает им субсидии.

Госсобственность имеет ряд преимуществ: Госсобственность должна использоваться в интересах всего общества, создание лучших цен для кооперирования, развития, рост производственного труда и эффективность производства.

Госпредприятия имеют лучшие возможности для внедрения новой техники.

Государственная собственность достоинства и недостатки таблица

Государственная собственность. Пути ее возникновения, преимущества и недостатки.

Государственная собственность (далее ГС) – это форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью или на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности; кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.

  • Она играет существенную роль в современной экономике.

В Российской Федерации в соответствии с Законом о собственности 1990 государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных округов, автономной области, краев и областей.

Государственная собственность преимущества и недостатки

Во-первых, технико-экономические отношения, детерминируемые уровнем развития производительных сил, состоянием техники и технологии, но не определяемые отношениями собственности, соотношением спроса и предложения товаров на тех или иных рынках.

Во-вторых, социально-экономические отношения, или отношения собственности как отношения присвоения экономических ресурсов и потребительских благ в сферах производства, обмена, распределения и потребления.

В-третьих, организационно-экономические, или организационно-управленческие отношения. Они детерминируются отношениями собственности и выражаются в формах и характере организации производства на микро- и макроэкономическом уровне.

Собственность характеризует отношения человека к вещи как к своей или чужой — это отношение в современных обществах закреплено законом.

Государственная собственность преимущества и недостатки реферат

Во-первых, собственность — это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления.

Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.

В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства.

Причем, главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил. Производство, олицетворяемое ветряной мельницей, писал Ф.Энгельс, дает общество с сюзереном во главе, паровая машина выдвигает на первый план промышленную буржуазию.

В соответствии с этой теорией в России вслед за завоеванием власти в октябре 1917 года была ликвидирована частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, в торговле. Коллективизация в деревне заменила индивидуальную собственность крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной).

В результате утвердилось полное господство социалистической, или общественной (т.е. государственной и полугосударственной), собственности. В дальнейшем в СССР продолжался процесс наращивания общественных средств производства за счет накоплений. В результате социальная структура собственности на средства производства к началу 90-х гг.

приняла следующий вид: государственная 88,6, колхозная 8,7, кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) 1,5, собственность граждан — 1,2%.

Это свидетельствует о социальной направленности муниципальной собственности: во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности социально ориентированы (спортивные, образовательные и другие объекты). Это одна из важнейших особенностей природы муниципальной собственности. Другой особенностью является выполнение функции экономической основы местного самоуправления: к примеру, муниципальные предприятия – в соответствии со ст.

Формы собственности: государственная и муниципальная собственность – характеристика, преимущества и недостатки

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

Достоинства и недостатки государственной собственности

Госсобственность была безраздельно господствующей в бывших странах социализма.

Так, в СССР она охватывала 92 % всех средств производства. Ее объектами были земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и многие другие предприятия.

Все они принадлежали государству.

Москва и МО Общественная собственность: преимущества и недостатки С-Петербург и ЛО Общественная собственность: преимущества и недостатки Бесплатный звонок по России Общественная собственность: преимущества и недостатки

Источник: http://helper-dom.ru/gosudarstvennaya-sobstvennost-dostoinstva-i-nedostatki

Достоинства и недостатки различных форм собситвенности

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………….

1) Сущность собственности и её роль в экономике……………………………………………

1.1.  Государственная собственность. Достоинства и недостатки……………………….

1.2.  Муниципальная собственность. Достоинства и недостатки………………………..

1.3.  Частная собственность. Достоинства и недостатки…………………………………….

1.4.  Общественная собственность. Достоинства и недостатки…………………………..

2) Разгосударствление и огосударствление. Мировой опыт и практика………………

Заключение………………………………………………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………………………………………..

Введение

Проблема собственности 
одна из самых дискуссионных в 
экономической теории и социально 
острых в жизни общества. Собственность 
– это понятие, которое интуитивно ясно каждому, но, тем не менее, с 
трудом поддается определению, принимаемому всеми. Именно поэтому в научной 
литературе можно встретить самые 
разнообразные трактовки сущности собственности.

Отношения собственности 
имеют многовековую историю и 
общечеловеческую ценность. Они являются основой всей системы экономических 
отношений в обществе. С ними связаны 
действенные стимулы экономической 
и предпринимательской деятельности людей, их цели и интересы, формы 
и методы хозяйствования.

  • Цель данной курсовой работы состоит в исследовании собственности 
    как экономической категории, влияющей на социально-экономические отношения 
    в обществе, а так же изучение роли достоинств и недостатков различных форм собственности в рыночной экономике.
  • Предметом исследования является государственная, муниципальная, частная и общественная собственности, ее место и роль в рыночной системе хозяйствования.
  • Необходимость рассмотрения данной проблемы заключается в выявлении 
    и изучении существующих барьеров, которые мешают нормальному и 
    эффективному функционированию и управлению государственной, муниципальной, частной и общественной собственностью в России.
  • 1. Сущность собственности 
    и её роль в экономике

В самом общем виде собственность 
можно определить как отношения 
между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ.

Также 
в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим по отношению 
к присвоению потребительских благ.

Вследствие этого в любом обществе, любой стране расслоение населения 
на богатых и бедных вытекает главным 
образом из разного отношения 
людей к экономическим ресурсам как своим или чужим.

Отношения собственности 
в любом обществе юридически регулируются конституцией, законами и многочисленными 
подзаконными правовыми актами (указами, постановлениями, распоряжениями различных 
государственных органов).

Любая национальная экономика 
включает в себя три типа экономических 
отношений. Во-первых, технико-экономические 
отношения, детерминируемые уровнем 
развития производительных сил, состоянием техники и технологии, но не определяемые отношениями собственности, соотношением спроса и предложения товаров 
на тех или иных рынках.

Во-вторых, социально-экономические 
отношения, или отношения собственности 
как отношения присвоения экономических 
ресурсов и потребительских благ в сферах производства, обмена, распределения 
и потребления.

В-третьих, организационно-экономические, или организационно-управленческие отношения. Они детерминируются 
отношениями собственности и 
выражаются в формах и характере 
организации производства на микро- и макроэкономическом уровне.

Собственность характеризует 
отношения человека к вещи как 
к своей или чужой — это 
отношение в современных обществах 
закреплено законом. С экономической 
точки зрения собственность представляет собой не просто отношения людей к вещам, а отношения между людьми по поводу вещей.

Собственность предстаёт, как объективно-субъективное отношение. Объекты собственности — это блага, субъекты собственности — это люди, относящиеся к её объектам, как к своим или чужим. Тем самым отношение собственности рождает целый ряд прав, которыми обладают собственники.

Особое значение имеют права владения, пользования, распоряжение и присвоение.

Прежде всего собственность 
предполагает право владения объектом собственности, что означает признание другими людьми (общество) того или иного субъекта владельцем какого-то объекта собственности. Владение объектом собственности может быть активным и пассивным. Вещью можно владеть, но не пользоваться.

Вот почему важно также право владения, то есть использование собственности как блага, потребление его полезности вплоть до уничтожения. Владение собственностью даёт право ею распоряжаться, но владелец может передать это право другому. Такая передача осуществляется в форме аренды, займа дарения и наследства.

В этом случае права владения и пользования переходят в право распоряжения объектом собственности, позволяющее определять судьбу собственности вплоть до отчуждения, то есть передачи собственности другому субъекту. Подобная передача означает передачу права распоряжения данной собственностью.

Началом и в то же время итогом прав владения, пользования и распоряжения является право присвоения. Через присвоения вещь становится собственностью, затем происходит присвоение полезности данной вещи, в том числе может быть полезность результатов использования собственности.

Например, если объектом собственности является предприятие, то произведённая на нём продукция и выручка от её продажи присваивается собственникам предприятия.

По принадлежности к 
различным группам субъектов 
принято выделять следующие формы 
и виды собственности:

Форма Государственная Муниципальная Частная Общественная
Вид федеральная; субъектов Федерации.
  1. районная;
  2. городская;
  3. поселковая.
  • личная (семейная);
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • кооперативная;
  • коллективная
собственность партий, объединений

1.1. Государственная собственность. Достоинства и недостатки

Государственная собственность – это закрепление 
права контроля объектов за государством. В любой стране существует большой 
массив объектов, которые непосредственно 
контролируется государством.

Существуют государственные предприятия и 
учреждения, значительная часть земли 
находится в государственной 
собственности, государство контролирует минеральные и водные ресурсы, дороги, трубопроводы, системы связи и 
многое другое.

Читайте также:  Системный администратор — плюсы и минусы профессии

Контроль за этими объектами, должен обеспечивать реализацию интересов 
всего общества, производство ряда «общественных» товаров и услуг, реализацию макроэкономической стабилизационной политики и т.д.

Вместе с тем, как 
показывает опыт, управление объектами 
государственной собственности, выявление 
и реализация общественных предпочтений оказывается на практике довольно сложным 
делом.

Любое государство 
имеет определенную форму административно-территориального устройства. В каждом административном регионе должны быть свои органы государственного управления. Для эффективного выполнения своих функций они должны обладать правом собственности на ряд объектов.

Совсем недавно, когда экономика страны носила административно-командный 
характер, понятие сущности государственной 
собственности было иное, нежели чем 
сейчас.

Однако можно 
выделить и положительные моменты 
в преобладании государственной 
собственности. Так, концентрация значительной части фонда накопления в руках 
государства позволила планомерно перестраивать экономику, создавая новые отрасли, крупнейшие предприятия, в короткие сроки произвести техническое 
перевооружение народного хозяйства.

Государственная собственность всегда выступает 
одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы 
собственности для общего развития экономики страны.

Без надлежащей государственной помощи в снабжении 
предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства, развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.

Государственная собственность делится на четыре группы: федеральная (собственность 
Федерации); федеральная и субъектов 
Федерации; субъектов Федерации (субфедеральная собственность); муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных 
органов управления.

Преимущества 
государственной собственности:

  • формирование условий для реализации государственных интересов и потребностей;
  • расширение возможностей воздействия на инфляцию издержек;
  • возможность эксплуатации сетевых структур при отсутствии чистого дохода;
  • рационализация использования инфраструктурных сетей;
  • повышение эффективности финансирования естественных монополий путём перераспределения доходов.

Недостатки 
государственной собственности:

  • снижение заинтересованности в быстрой окупаемости издержек и в росте прибыли;
  • усиление монопольной власти государства;
  • ограниченность финансовых возможностей государства;
  • дополнительное монопольное давление на потребителей общественно значимых благ.

1.2.  Муниципальная собственность. Достоинства и недостатки

Муниципальная собственность 
– это собственность муниципального образования (ст.

215 ГК РФ), то есть имущество 
городских и сельских поселений, а также их финансы, которые – 
в то же время – выделены в 
отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и 
используемых для решения вопросов, связанных с финансированием 
тех или иных мероприятий). В настоящее 
время муниципальная собственность 
закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с частной, государственной и иными.

Отметим, что если круг субъектов государственной собственности 
очерчен в российском законодательстве достаточно четко, то этого нельзя сказать 
о субъектах муниципальной собственности, в отношении которых «употреблена расплывчатая формулировка»– городские 
и сельские поселения, а также 
другие муниципальные образования.

На территории муниципального образования проживает население, объединённое общими интересами в решении 
вопросов местного значения. Это местное 
сообщество, которое имеется на территории любого муниципального образования. Понятие 
«местное сообщество» в российском законодательстве не встречается.

Однако закон гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации – это 
«деятельность населения по решению 
непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций» (ФЗ «Об общих принципах организации 
местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 28).

Здесь главными моментами являются, во-первых, то, что 
это «деятельность населения», и, во-вторых, что данная деятельность осуществляется в соответствии с 
интересами населения.

В пункте 2 статьи 28 закона говорится, что местное 
самоуправление выступает в качестве выражения «власти народа» и 
составляет тем самым «одну из основ конституционного строя Российской Федерации», то есть население России – источник власти на всей её территории.

Таким образом, из выше сказанного следует, что население муниципального образования также является источником власти на соответствующей территории.

А так как местное сообщество – это, по сути, население, проживающее 
на территории муниципального образования, местное сообщество – источник власти на данной территории, и принятие решений, в том числе касательно муниципальной 
собственности, здесь осуществляется от лица местного сообщества.

Итак, главным субъектом 
владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью». И на этом основании являются второстепенными 
субъектами права муниципальной 
собственности. К таковым можно 
отнести:

  • глава муниципального образования;
  • представительный орган муниципального образования;
  • структурные органы и подразделения местной администрации;
  • орган управления муниципальным хозяйством;
  • муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;
  • другие организации с правом управления муниципальной собственностью.

К муниципальной собственности 
закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления.

Помимо них в состав муниципальной 
собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов 
местного самоуправления, муниципальные 
земли и природные ресурсы, находящиеся 
в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и 
организации, муниципальные банки 
и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые 
помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

Стоит отметить, что в 
исключительной собственности муниципальных 
образований находятся те объекты, которые имеют особо важное значение для жизнеобеспечения определённого 
населённого пункта либо территории, для сохранения историко-культурного 
наследия. К таким объектам можно 
также отнести, например, городские 
парки, памятники культуры.

Это свидетельствует 
о социальной направленности муниципальной 
собственности: во-первых, управление объектами муниципальной собственности 
наиболее чувствительно влияет на жизнь 
населения соответствующей территории (в отличие от управления многими 
другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной 
собственности социально ориентированы (спортивные, образовательные и другие объекты). Это одна из важнейших особенностей природы муниципальной собственности. Другой особенностью является выполнение функции экономической основы местного самоуправления: к примеру, муниципальные 
предприятия – в соответствии со ст. 113 ГК РФ – являются коммерческими 
предприятиями; к тому же имущество 
органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую их деятельность.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_110/dostoinstva-i-nedostatki-razlichnyh-form/218174.2103092.page1.html

Материал на тему: "Собственность. Частная и общественная собственность"

Собственность частная и общественная (государственная)

Человечество за свою историю перепробовало много форм собственности. Но наиболее рациональной оказалась собственность индивидуальная или частная — это форма юридического закрепления за гражданами прав владения, пользования, распоряжения каким – либо имуществом, которое он может использовать как для личного потребления, так и для осуществления коммерческой деятельности.

Частная собственность, возникнув в глубокой древности, существует и по сей день, развиваясь в различных экономических и организационно – правовых формах. Ее историческая устойчивость объясняется тем, что ч. с. Обладает целым рядом преимуществ, которых нет у других форм:

  1. Ч.с. незаменима для эффективной организации мелкого бизнеса, который является «двигателем» любого рыночного хозяйства, мотивацией человеческой деятельности.

  2. Ч.с. может быть могучим стимулом творческой заинтересованности человека.

Но ее история включает множество противоречий: она разъединяет людей на противостоящие друг другу классы (бедные, богатые), возбуждая в людях жадность и алчность.

В мировой общественности ч.с. много критиковали, но достойной замены ей не нашли. Ч.с. сыграла огромную роль, став основой формирования структур гражданского общества, главным действующим лицом которого является человек – собственник.

Владея средствами производства: капиталом, акциями, информацией, члены такого общества имеют право на свое дело. Они самостоятельны и независимы друг от друга. Они сами решают все свои проблемы. Сами борются за свое существование, обеспечивая себе такую жизнь, какую позволяют их способности и желание.

Общественная собственность – является сам ой первой формой собственности. Она существует тогда, когда все объединенные в коллективы люди относятся к решающим средствам производства или другим жизненным средствам как к нераздельным, совместно им принадлежащим (первобытно – общинный строй)

Совместной может быть и государственная собственность, собственность коллектива предприятия, общенародное достояние ( земля и ее недра, воды, растительный и животный мир) Общественную собственность легко представить на примере семейного достояния. К ней относится жилой дом или квартира, дача или садовый домик, насаждения на участке и т.д.

Государственная общественная собственность имело свои достоинства:

  1. Обеспечивало единое централизованное управление экономикой

  2. Обеспечивало концентрацию экономических ресурсов и их использование для решения крупнейших хозяйственных задач

Вместе с тем государственная собственность имело и свои недостатки

  1. Не было заинтересованности в использовании новейших достижений науки и техники (боялись не выполнить план)

  2. Не было конкуренции, поэтому никто не стремился повышать качество продукции и снижать издержки производства

  3. Замедленные темпы развития, роста производительности труда (зачем повышать, если нет конкурентов)

  4. Не было чисто хозяйственного отношения к государственной собственности (это не мое, пусть сделает кто-то другой)

Спорить о собственности можно бесконечно, но каждый тип собственности имеет место для существования в определенный исторический период.

Источник: https://infourok.ru/material-na-temu-sobstvennost-chastnaya-i-obschestvennaya-sobstvennost-1794450.html

Достоинства И Недостатки Государственной Собственности

Партнерство как форма организации бизнеса в большей или меньшей степени является естественным развитием единоличного владения. В попытке преодолеть некоторые из основных недостатков единоличного владения родилась такая форма бизнеса, как партнёрство. Само название объясняет суть этой формы.

Партнёрство – это форма организации бизнеса, при которой два или более отдельных лица договариваются о владении предприятием и его управлением. Обычно они объединяют свои финансовые ресурсы и умение вести дела. Подобным образом они распределяют риски, а также прибыли или убытки, которые могут выпасть на их долю.

По степени участия в деятельности предприятия партнёрства бывают разные. В некоторых случаях все партнёры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях – один или несколько участников могут быть «молчаливыми», то есть играть пассивную роль.

Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в управлении ею.

2. Другое существенное преимущество корпораций — это ограниченная ответственность. Владельцы корпораций (то есть держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций.

Их личные активы не ставятся под угрозу, даже если корпорация пойдут ко дну, сев на риф банкротства. Кредиторы могут предъявить иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам.

Право ограниченной ответственности заметно облегчает задачу корпорации в привлечении денежного капитала.

Достоинства и недостатки государственной собственности

Госсобственность была безраздельно господствующей в бывших странах социализма. Так, в СССР она охватывала 92 % всех средств производства. Ее объектами были земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и многие другие предприятия. Все они принадлежали государству. Собственность граждан была ограничена личным имуществом, небольшим подсобным или дачным хозяйством.

Государственная собственность стала неотъемлемым элементом большинства развитых стран, хотя она не занимает в них ключевого места. В одних странах ее доля выше (например в Австрии, Швеции), в других – ниже (например в США), что является одним из признаков разнообразия моделей смешанной экономики.

В странах, осуществляющих переход от командной экономики к рыночной, госсобственность остается, но, понятно, не в таких масштабах, как это было при социализме. Например, в экономике России сложились две формы государственной собственности – это федеральная и собственность субъектов Российской Федерации.

Любая помощь студенту и школьнику

Государственной собственностью в Российской Федерации (согласно статье 214 главы 13 Гражданского кодекса РФ) является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Сегодня анализ форм собственности и форм хозяйствования переносится на основные качественные показатели: сравнительной экономической эффективности основных форм собственности, а также условиям, обеспечивающим повышение экономической эффективности деятельности предприятий, основанных как на частной, так и на государственной формах собственности на капитал.

Государственная собственность

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную».

Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам.

Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

Акционерная собственность образуется в результате выпуска и реализации акций. Держатели акций относятся к субъектам акционерной формы собственности. Акционерная собственность — наиболее совершенная, гибкая форма собственности. Она создает широкие возможности для привлечения капитала, расширения базы собственников, привлечения последних к управлению.

Читайте также:  Военный переводчик — плюсы и минусы профессии

Государственная собственность, её достоинства и недостатки

Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

Важная проблема в развитии государственной собственности — преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. К концу 1990 г.

в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства достигла 72%.

С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ.

Для обобщенной оценки негативных практических результатов деятельности государственных компаний можно привести некоторые факты, характеризующие общее состояние в тех секторах экономики, где государственные холдинги существуют уже давно и стабильно занимают доминирующее положение.

В электроэнергетике (РАО «ЕЭС России») после разделения по видам деятельности в региональных энергокомпаниях на повестке дня стоят проблемы, связанные с завершением формирования оптовых и территориальных генерирующих компаний, состоянием диспетчерских и сетевых объектов, привлечением инвестиций посредством выпуска дополнительной эмиссии акций генерирующими компаниями.

Применительно к ОАО «Газпром» речь идет о проведении мероприятий, направленных на сокращение издержек, повышение прозрачности и финансовое оздоровление. Трубопроводная система, судя по всему, останется в составе компании, которая должна обладать монопольным правом на осуществление экспорта при обеспечении недискриминационного доступа к трубе для независимых производителей.

Скачать работу

Примером могут сл ужить невоспроизводимые пр иродные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых св язано с большим риском для всего населения.

К последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструкт уры и той части экономическо й системы, которая работает на население непосредственно и создает творческий потенциал нации.

Понятно, что нет необходимости передавать, например, в коллективную собственность АЭС, со средствами производства огромной стоимости. В этом случае, разумеется, сохраняется безусловная прерогатива государственной собственности. Сюда также должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.

Определенная часть совхозов, доказавшая свою жизнеспособность, также может быть сохранена. В рекомендациях различных авторов (Нуреев В. М., Портной М. А.) доля государственной собственности должна сократиться до 50 и даже 30% основных производственных фондов.

Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна — под прямым управлением государства, вторая — на полном коммерческом расчете.

Это интересно:  КАК ПЛАТИТЬ ПРИСТАВАМ ПО МИНИМУМУ ЧТОБЫ НЕ ОПИСАЛИ ИМУЩЕСТВО

Мировая практика показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами собственности, обусловленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной в конечном счете на человека.

Достоинства и недостатки государственной собственности

Государственная собственность стала неотъемлемым элементом большинства развитых стран, хотя она не занимает в них ключевого места. В одних странах ее доля выше (например в Австрии, Швеции), в других – ниже (например в США), что является одним из признаков разнообразия моделей смешанной экономики.

В странах, осуществляющих переход от командной экономики к рыночной, госсобственность остается, но, понятно, не в таких масштабах, как это было при социализме. Например, в экономике России сложились две формы государственной собственности – это федеральная и собственность субъектов Российской Федерации.

Разновидностью госсобственности можно считать муниципальную собственность. Она В юридических документах муниципальная собственность определяется как достояние населения данного муниципального образования.

Следовательно, ее субъектом является население соответствующей территории. Но население лишь формально может осуществлять все необходимые действия над объектами собственности.

Реальная власть над муниципальной собственностью принадлежит чиновникам.

Преимущества и недостатки частной собственности

Таким образом, можно сделать вывод, что частная собственность на землю дает бесспорные экономические преимущества отдельным лицам — собственникам земли, что в условиях не проработанного законодательства о налогообложении и ином обременении недвижимости в публичных интересах делает эти преимущества весьма существенными.

Во-вторых, следует отметить ошибочность бытующих представлений, что частная собственность занимает ведущее место в рыночной экономике. Если это и было, то очень давно.

Нынешней рыночной экономике присущи в основном совместные, коллективные, смешанные формы собственности.

В достаточно типичной капиталистической экономике рыночного типа 10 — 15 процентов средств производства находятся в частной собственности, 15 — 20 процентов — в государственной, 60-70 процентов — в коллективно-корпоративной, акционерной.

Это интересно:  Калькулятор Расчета Дальневосточной Надбавки

Государственная собственность, ее эффективность, преимущества и недостатки

3. Общественные предприятия – акционерные предприятия, (оставляют себе часть выручки, могут привлекать дополнительный капитал, работники не являются госслужащими, эти предприятия могут совершенствоваться, могут обновлять выпуск продукции, но 100% акций принадлежат государству).

Госсобственность не втягивалась в процесс воспроизводства, и по существу не участвовала, государство занималось законотворчеством, связью, обороной страны, обеспечением внутреннего порядка, формированием внутренней политики. Государство относилось к явлениям надстроечным.

Государство представляло собой социально организованную, лигетивную (законную) силу, имеющую определённую, права и обязанности. Власть — право государства оказывать управляющие воздействия на население и силу. Но во второй половине XX в. положение государства меняется.

Государство становится собственником средств производства и начинает принимать участие во всех фазах воспроизводства. Это объясняется тем, что государство становится собственником средств производства, используемых в производстве, становится субъектом рыночной экономики, т.е.

в рамках госсектора создает и реализует продукцию, государство вступает в отношения с юридическими лицами в процессе производства => становится субъектом производственных отношений.

Частная собственность

За счет потенциала частной собственности ее обладатель имеет шанс стать правовой личностью.

То есть не просто считаться фактическим и юридическим держателем вещи, не просто реализовывать свои права, а так владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, как это адекватно сочетается с интересами окружающих. Здесь наблюдается воспитательная (гуманистическая) функция частной собственности.

частная собственность побуждает людей увеличивать свое состояние и эффективно им пользоваться. В условиях частной собственности люди стремятся повышать свою квалификацию, больше и лучше работать, поскольку это им выгодно. У них появляется стремление увеличивать свое состояние: квартиры, офисы, здания.

Франчайзинг — это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и на разрешение своей деятельности на опреде­ленной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощи в доставке товаров, в приобрете­нии оборудования, в кредитах и т. д.

Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы по­лучают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и, кроме того, они получают регулярные платежи от своих подопечных.

К числу недостатков относят ограничен­ность финансовых ресурсов при развивающемся деле, которое требует новых вложений капитала, неоднозначное понимание це­лей деятельности фирмы ее участниками, сложности определения доли каждого в доходе или убытке фирмы. В форме партнерства организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т. п.

16 Мар 2019      uristlaw         99      

Источник: https://law-property.ru/test_category/dostoinstva-i-nedostatki-gosudarstvennoj-sobstvennosti

Преимущества И Недостатки Муниципальной Собственности

Государственные предприятия экономически не были заинтересованы в использовании новых достижений науки и техники.

Эти достижения отторгались, так как существовавшая монополия государственной собственности делала более выгодным выпуск традиционной продукции по устоявшейся технологии.

Отсутствие конкуренции лишило предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства. Внутренние источники развития были заменены внешними побудительными мотивами, основанными на силе административной власти.

Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

КОРПОРАЦИЕЙ называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности.

Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация — акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпораций.

Акционерная форма предпринимательства стала в России самой популярной. К числу преимуществ корпораций относятся:

Франчайзинг — это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и на разрешение своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере.

Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощи в доставке товаров, в приобретении оборудования, в кредитах и т. д. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний.

Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и, кроме того, они получают регулярные платежи от своих подопечных.

Преимущества и недостатки муниципальной формы собственности

Рис. 3 Оценивая сравнительные преимущества частных и муниципальных предприятий, Э.

Маркварт пишет: «Зарубежная и новейшая российская практика наглядно показывают, что действующие в условиях конкурентной борьбы частные предприятия оказывают услуги населению, как правило, лучше (качество) и дешевле (тарифы, издержки и цены), нежели предприятия, которые созданы и управляются органами публичной власти. 10

Преимущества муниципальных предприятий перед частными Л.А.

Велихов объясняет таким образом: «Муниципальные предприятия могут обслужить население дешевле и лучше, чем частные; весь чистый доход и прибавочная стоимость с них идут не в пользу частных лиц, а в пользу всей коммуны; политика муниципалитетов — строительная, транспортная, экономическая, планировочная — может быть правильно выстроена лишь при муниципализации соответствующих предприятий; условия труда в городских предприятиях как правило, лучше, чем в частных; издержки производства, при муниципальной монополии, снижаются, коммерческий риск уменьшается, условия кредита легче. Одним словом, понятно, что, при монопольном характере коммунальных услуг, должна быть и монополия коммунального производства».

Читайте также:  Кальциевые аккумуляторы для автомобиля — плюсы и минусы

Формы собственности: государственная и муниципальная собственность – характеристика, преимущества и недостатки

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

Средства бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, края, области и других субъектов. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах, а так же любое имущество, необходимое для осуществления его функций.

Передача муниципальной собственности в концессию: преимущества и недостатки

В своем исследовании Жукова Н.С [1] предлагает схему концессионного механизма, который на наш взгляд отражает взаимодействие органов власти, частного инвестора, и потребителей услуг и товаров создаваемых концессионером в процессе осуществления деятельности по управлению объектом концессии.

Важным условием концессионного соглашения является концессионная плата, которая может вноситься не только в виде фиксированных платежей, но и в виде передачи концессионером части имущества в пользу муниципального образования, а так же доли продукции или доходов концессионера. Периодичность платежей, согласно законодательства, так же достаточно вариативна. Допускается внесение концессионной платы как на всем протяжении соглашения, так и в отдельные периоды. Не исключается и полное отсутствие платы по концессионному соглашению.

Достоинства и недостатки государственной собственности

Разновидностью госсобственности можно считать муниципальную собственность. Она В юридических документах муниципальная собственность определяется как достояние населения данного муниципального образования.

Следовательно, ее субъектом является население соответствующей территории. Но население лишь формально может осуществлять все необходимые действия над объектами собственности.

Реальная власть над муниципальной собственностью принадлежит чиновникам.

Госсобственность была безраздельно господствующей в бывших странах социализма. Так, в СССР она охватывала 92 % всех средств производства. Ее объектами были земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и многие другие предприятия. Все они принадлежали государству. Собственность граждан была ограничена личным имуществом, небольшим подсобным или дачным хозяйством.

Достоинства и недостатки государственной собственности

Государственная собственность стала неотъемлемым элементом большинства развитых стран, хотя она не занимает в них ключевого места. В одних странах ее доля выше (например в Австрии, Швеции), в других – ниже (например в США), что является одним из признаков разнообразия моделей смешанной экономики.

В странах, осуществляющих переход от командной экономики к рыночной, госсобственность остается, но, понятно, не в таких масштабах, как это было при социализме. Например, в экономике России сложились две формы государственной собственности – это федеральная и собственность субъектов Российской Федерации.

Разновидностью госсобственности можно считать муниципальную собственность. Она В юридических документах муниципальная собственность определяется как достояние населения данного муниципального образования.

Следовательно, ее субъектом является население соответствующей территории. Но население лишь формально может осуществлять все необходимые действия над объектами собственности.

Реальная власть над муниципальной собственностью принадлежит чиновникам.

Преимущества и недостатки методов управления муниципальной собственностью

Наиболее развитыми формами контрактной системы явля­ются концессия и франчайзинг.

Концессия — это договор о пе­редаче принадлежащих местным органам власти источников природных богатств, предприятий, других хозяйственных объек­тов в эксплуатацию на временный срок частным лицам или иностранным фирмам на условиях значительных инвестиций или оплаты продукцией.

Данная форма организации производ­ства, предполагающая выбор концессионера, который готов производить товары и услуги на основе муниципальной собствен­ности на наиболее выгодных для местных органов власти усло­виях, стимулирует создание конкурентной среды в условиях, когда конкуренция на самом рынке невозможна или нецелесо­образна.

В условиях концессии частной фирме передается от­ветственность не только за управление бизнесом, но и за финан­сирование. Муниципальные власти передают частной фирме право на строительство, эксплуатацию и управление объектов инфраструктуры на строго установленный в соответствии с до­говором срок, по истечении которого основные фонды переда­ются в общественный сектор.

Интересное:  Как понять что платеж по госпошлине на госуслугах прошел

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть сдано в аренду любым физическим или юридичес­ким лицам, в том числе иностранным (зарегистрированным в РФ в установленном законодательством порядке) в соответствии с настоящим Положением. Сдача объектов в аренду не влечет права собственности на него. По результатам рассмотрения доку­ментов, представленных комиссией, председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом принимаются решения:

Как происходит приватизация имущества, находящегося в муниципальной собственности

Приватизация муниципальной собственности имеет как свои плюсы, так и минусы. Полезно будет с ними разобраться, прежде чем решаться на проведение процедуры. Пожалуй, главное преимущество – это обретение полных прав. То есть, человек может при желании продать квартиру или завещать её. А вот если собственность не приватизирована, то распоряжаться ею таким образом будет нельзя.

Приватизация – это процедура, выполняющая перевод государственного имущества в частную собственность. Ей воспользоваться можно лишь однажды, и будут тщательно проверять, проходил ли её человек когда-либо.

Можно осуществить приватизацию различной муниципальной собственности. Например, квартиры, дачи, гаража и т.д.

Главное, чтобы состояние государственного имущества было удовлетворительным, и не нашлось причин для отказа.

Что такое общественная собственность

В принудительном порядке отчуждения перечень законодательных норм зависит от типа объекта. Например, если отчуждается здание, то процесс регламентируется кадастровыми нормами, а если целью отчуждения этого здания является участок, на котором оно стоит, — Земельным кодексом.

Отчуждение бывает обусловлено тем, что объект не может принадлежать владельцу на основании закона. Например, если оборот такого имущества запрещён. Такая собственность подлежит отчуждению в установленные законом сроки.

Преимущества и недостатки нового порядка образования землепользования несельскохозяйственного назначения на землях государственной и муниципальной собственности

В свою очередь проект планировки и межевания территории содержит в себе информацию о месторасположении красных линий, границ образуемых земельных участков, границ территорий объектов культурного наследия, границ ЗОУИТ, границ зон действия публичных сервитутов.

Также содержит в себе информацию о площади образуемых земельных участков, об участках, переведённых на территорию общего пользования, и о виде разрешённого использования земельных участков.

В схеме расположения земельного участка на кадастровом плане указывают только местоположение границ, площадь, кадастровый номер земельного участка, к какой территориальной зоне и категории земель земельный участок относится. [1]

При исследовании причины изменений в земельном законодательстве, было выявлено, что представители из управления в дорожной сфере напрямую высказали свои пожелания ввести поправки в земельный кодекс.

5 ноября 2013 года глава Минтранса Татарстана Ленар Сафин в выступлении на тему об ускорении строительства высокоскоростной магистрали Москва-Казань заявил об необходимости провести изменения в земельном законодательстве на федеральном уровне для осуществления ускоренного проведения процедур по изъятию и предоставлению земельных участков. В результате к настоящему году в земельном кодексе появились новые разработки в земельном законодательстве, касающиеся изъятия и предоставления земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Актуальность исследования непосредственно связанна с существующим положением землеустройства в вопросе об образовании землепользования несельскохозяйственного назначения на землях государственной и муниципальной собственности в новых правовых условиях. [4]

Интересное:  Выплата в 220000 при рождении ребенка

Классификация предприятий по формам собственности

Заметное место в ГС занимают государственные резервы топлива, сырья и продовольствия. Они обеспечивают национальную безопасность страны и способствуют экономической стабильности. В мировой торговле известна роль стратегических запасов цветных и редкоземельных металлов США. При повышении мировых цен правительство США продает часть этих запасов.

После вспышек энергетического кризиса во многих странах Западной Европы и в Японии были созданы государственные резервы жидкого топлива для защиты национальных хозяйств от возможного нефтяного эмбарго или резкого повышения цен.

Частные фирмы могли бы создать буферные и спекулятивные запасы для себя, но не стали бы делать этого для всего народного хозяйства и в его интересах.

Программой Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 гг.» определено в качестве одного из направлений реформы государственных предприятий последовательное сужение сферы действия права хозяйственного ведения.

Любая помощь студенту и школьнику

— полученный общий доход распределяется между участниками коллективно-совместного присвоения или в равных долях или в зависимости от трудового вклада каждого в коллективные результаты.

В экономической литературе в качестве конкретных форм общего совместного присвоения выделяются следующие: первобытнообщинное, имущество членов крестьянского хозяйства, общая семейная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность.

— во-первых, она необходима в тех сферах и отраслях, которые остаются вне сферы деятельности частного бизнеса, приложения частного капитала.

Обычно это те отрасли и производства, в которых сложно или невозможно получить среднюю норму прибыли, где низка отдача от вложений или положительный эффект наступает через продолжительный промежуток времени.

В качестве примеров можно назвать, прежде всего, такие капиталоемкие отрасли, как энергетика, связь, транспорт, а также малопривлекательные для частных инвесторов спорт, медицина, образование, культура и др.;

Собственность в экономической системе

Описание: Понятие собственности и ее значение в экономической системе. Стороны отношений собственности. Виды имущества и их характеристика. Типы присвоения собственности в экономической системе. Формы собственности: собственность физических лиц и собственность юридических лиц – характеристика, преимущества и недостатки.

Национализация – отчуждение или передача имущества частных лиц, компаний, предприятий, целых отраслей в собственность государства, региональных или муниципальных образований. Она может осуществляться на основе государственных актов или выкупа государством или муниципальными образованиями имущества компаний, фирм, домашних хозяйств.

Преимущества и недостатки создания автономных учреждений

Органами управления автономного учреждения являются наблюдательный совет, руководитель автономного учреждения и иные органы, предусмотренные федеральным законом и уставом учреждения. В автономном учреждении создается наблюдательный совет.

По многим вопросам решения наблюдательного совета носят рекомендательный характер как для учредителя, так и для исполнительного органа. В то же время наличие коллегиального органа позволяет более полно обеспечивать соблюдение соответствия деятельности автономного учреждения целям, указанным в его уставе.

Это обеспечивается и способом формирования этого органа, и кругом вопросов, входящих в его компетенцию.

В-третьих, так же как и в бюджетном учреждении, учредитель фактически сохраняет полный контроль за деятельностью руководителя автономного учреждения.

В то же время руководитель автономного учреждения пользуется довольно большой свободой и самостоятельностью в принятии управленческих решений: в расходовании средств, в управлении персоналом, в распоряжении доходами и расходами от предпринимательской деятельности.

30 Июн 2019      hiurist         96      

Источник: https://urist-piter.ru/doverennosti/preimushhestva-i-nedostatki-munitsipalnoj-sobstvennosti

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector