Существует большое количество теорий происхождения государства. Действительно, интересно, откуда оно взялось. Рассмотрим основные теории происхождения государства.
Их общая сущность в том, что происхождение государства объясняется вмешательством высших сил, то есть, по мнению философов, которые создают эти концепции, государство ведет свое происхождение от Бога. К этим теориям относятся теории Платона, древнеиндийская, древнекитайская и некоторые другие. Например, теологическая теория, которая стала очень знаменита благодаря трудам Фомы Аквинского. Она гласит, что государство является проявлением и божественной, и человеческой воли; что касается власти, то она тоже может быть Божественный и богопротивной.
Таблица “Теории происхождения государства”
Теологическая | Патриархальная | Классовая | Договорная | Насилия | Волюнтаристские |
Государство от бога | Выросло из семьи | Результат классовой борьбы | Следствие общественного договора | Основано на подчинении | разные |
В основе патриархальной концепции лежат представления о государстве как о чём-то, что выросло из семейных отношений. В связи с этим роль главы государства соотносится с ролью отца в семье.
Самые знаменитые философы, которые придерживались этой концепции,- это Конфуций и Аристотель. Глава государства рассматривается как отец нации, а его подданные – как дети, о которых он заботится.
Современные ученые считают эту теорию ошибочной хотя бы уже потому, что семья и государство возникли примерно одновременно.
Они рассматривают происхождение государства как результат эволюции в обществе, государство видится им неким плодом на дереве социального устройства. Сейчас эти концепция также не считаются актуальными: философы полагают, что нельзя переносить все особенности биологической эволюции на развитие общества. К органическим концепциям относится теория Конта, теория Спенсера и другие.
Большую группу теорий составляют естественно-правовые концепции, их называют еще договорными.
Суть их в том, что государство возникает в результате общественного договора, оно выгодно всем людям, которые обладают личными и экономическими правами изначально, но часть своих прав они передают государству в обмен на защиту.
Философы видят в этой концепции тоже ряд минусов; в первую очередь это отсутствие внимания к объективным факторам, например военно-политического характера. К этой группе относятся теория Гоббса, сторонники которого полагали, что в естественном состоянии люди находятся постоянно в антагонизме.
Человек всё время стремится к эгоистическим целям и готов агрессивно действовать с целью их достижения. Поэтому в целях общественной безопасности и сохранения мира люди, чтобы решить свои проблемы, были вынуждены заключить общественный договор об учреждении государства.
Договорная теория рассматривает возникновение государства иногда как попытку избежать социального неравенства, однако неравенство, напротив, усиливается. Жан Жак Руссо выдвигает проект нового договора, который будет призван исправить историю.
Это договор общины, в рамках которой личность и имущество каждого будут защищены. Предложенный Руссо договор дает государству неограниченную власть над всеми людьми, но это власть, направляемая общей волей.
При этом Руссо не видел необходимости в гарантиях прав и свобод людей.
Подобных взглядов в России придерживался Александр Радищев.
Суть их в том, что государство возникает в результате внутреннего или внешнего насилия. Например, в результате завоевания одного народа другим. Аппарат государства, таким образом, навязывается силой. Это теории Дюринга, Каутского и др.
Очередная группа – психологические теории происхождения государства.
В их основе лежит убеждение, что человеческой психике свойственна потребность жить в коллективе; каждый человек стремится к поиску авторитета, того, кому он хотел бы подчиняться.
Государство – это продукт разрешения противоречий между активными личностями, готовыми занять руководящие посты, и пассивный массой, стремящейся выполнять распоряжения. К этой группе относятся теории Коркунова и другие.
Это материалистическая классовая теория; она гласит, что государство возникает в результате изменения социальных и экономических отношений в обществе. Это итог возникновения классов и результат классовой борьбы.
То есть марксистская концепция рассматривает государство как средство подавления; после исчезновения угнетения государство также должно исчезнуть. Эту концепцию разрабатывали Фридрих Энгельс и Владимир Ленин.
Существует группа современных волюнтаристических теорий. Рассмотрим некоторые из них.
Ирригационная теория связана с именем Карла Виттфогеля; это ученый-марксист, который объяснил возникновение государства тем, что возникла необходимость строительства ирригационных сооружений; такой вывод он сделал, рассматривая первые государства Месопотамии, Египта, Китая, где и в самом деле требовались ирригационные системы.
- Расовая теория основана на том, что люди изначально делятся на две породы или росы: рабовладельцы и рабы; одни призваны владеть и управлять, другие – работать и подчиняться; арийцы являются высшей расой, евреи – низшей; эта теория получила распространение в нацистской Германии, Гитлер использовал ее для обоснования права на уничтожение низших народов.
- От расовой надо отличать диффузионную теорию; она тоже утверждает передачу государства от одного народа к другому, но не декларирует принцип природного неравенства.
- Еще одна теория – спортивная школа права; она связывает возникновение государства со спортом; физическое воспитание, по мысли исследователей, было подготовкой к военному делу и иерархии: победители в соревнованиях — это будущая родовая аристократия.
В наше время выделяют обычно три теории: норманскую, центристскую, антинорманскую.
Норманская теория происхождения древнерусского государства (не «нормандская»!) основана на том, что государственность на Русь принесли извне варяги; эта теория основана на эпизоде из «Повести временных лет», где сообщалось, что в 862 году славяне попросили варягов править их землями.
Норманская теория выдвинута в 18 веке в Академии наук, ее авторы, немецкие ученые Байер и Миллер, считали, что без варягов отсталый славянский народ не создал бы государства. Ломоносов и другие ученые выступили против норманской теории, выдвинув свою, антинорманскую (славянскую).
Высказывалось мнение, что Рюрик был не варягом, а славянином из Пруссии.
В наше время эти теории не противопоставляются друг другу; принято считать, что процесс государственности у славян был естественным. Но роль варягов в нём также заметна, влияние династии Рюриковичей велико, но оно не является абсолютным.
К моменту появления на Руси Рюриковичей здесь уже было развито земледелие с использованием железных орудий труда, можно было заметить распад родовой общины, появление большого количества городов и другие явления, свойственные началу государственности.
Центристская теория как раз и объединяет норманскую и славянскую, утверждая, что древнерусское государство возникло в результате развития общества на Руси, но варяги также приняли участие в этом процессе.
Кратко о теории происхождения государства рассказать невозможно, ведь существует множество теорий происхождения государства, у всех есть плюсы и минусы, но все они вызывают ту или иную критику. Однако ясно, что на происхождение государства влияют многие факторы: экономические, политические, психологические и т.д.
Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 176.
Источник: https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/osnovnye-teorii-proishozhdeniya-gosudarstva-kratko.html
Плюсы и минусы теорий происхождения государства
Основателем теологической теории происхождения государства является Фома Аквинский (годы жизни:1225-1274г.)
Сутью теории является то, что государство представляется результатом божьей воли.
Замечание 1
Государство представлено продуктом божественной воли, в силу этого государственная власть является вечной, незыблемой и зависимой в большинстве от религиозных организаций и деятелей. Любой человек обязуется подчиниться во всем своему государю. Этой теорией утверждается, защищается тезис «вся власть исходит от бога».
Плюсами теории являются:
- Теория объснет образование государства совместно с монорелигией;
- Теория дает возможность устанавливать общественный порядок;
- Теория дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно- первые государства были теократические.
Минусы — теория не является научной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.
Патриархальная теория происхождения государства
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Основателем патриархальной теории происхождения государства является Аристотель.
Суть теории излагается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи.
В соответствии с данной теорией, люди представлены существами коллективные, устремляющиеся к общению между собой, которое ведет к появлению семьи. Позже развитие и разрастание семьи при объединении людей, а также рост числа семейств ведут к образованию государственности. Власть правителя — естественное продолжение отцовской власти, «патриарха» в семействе.
Плюсами теории является то, что она:
- справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»;
- помогает устанавливать общественный порядок в результате подчинения «отцовской воле»;
- поддерживает людские верования в нерушимость мира;
- раскрывает роль правителя государства, на которую может претендовать человек, имеющий большой жизненным опытом.
Минусы данной теориизаключаются в том, что она не раскрывает процессию происхождения государства во всех частицах мира; не может объяснить почему происходят войны, если государство является единой семьей; не объясняет жесткости некоторых законов.
Договорная теория происхождения государства
- Основателями договорной теории происхождения государства являются: Гроций, Гоббс, Локк, Руссо и Радищев.
- Сутью теории является то, что государство считается людским объединением на базе общественного договора, с установлением целина достижение общих благ.
- Теории общественного договора в какой-то мере отображают исторические факты.
- Государство порой возникает как результат добровольной отдачи людьми какой-то части собственных прав специально образованному для их собственной защиты и защиты порядка в обществе органу, то есть в результате долговременногоестественно-исторического развития общества.
Плюсами данной теории представляется то, что ее авторы учитывали такие чувства человека, как страх и инстинкт самосохранения. Помимо того, данная теория имеет демократический характер; доказывает, что не было никакого религиозного основания в сущности государства; делает опору на общественной практике.
Минусы теории заключаются в следующих положених:
- Человек не подчинен никому, никого себе не подчиняет;
- Чтобы осознанно образовать государство, необходимо иметь о нем хотя бы какое-то представление;
- Договор является волей людей — значит он может расторгаться;
- Договор не имеет юридической силы, так как образовался раньше самого государства.
Теория насилия в вопросе происхождения государства
- Теория насилия образована двумя частями: теория внешнего насилия и теория внутреннего насилия.
- Основатели теории внешнего насилия являются Гумплович и Каутский.
- Суть теории – государство является результатом завоеваний одного племени другим.
- Достоинство теории состоит в том, что она базируется на множестве исторических фактов, результат завоевания отражен в ней со всех сторон жизни вновь появившегося общества, аосударственный аппарат составляют завоеватели.
Минусы теории: не объясняет происхождение государства во всех регионах мира;в отношении процесса происхождения государства завоевания обладают вторичным характером.
Помимо того, история знает примеры, когда не собственно завоевание, а именно его угроза послужила образованию государства. В добавок ко всему, кроме насильственного пути возникновения, есть так же и мирный путь.
- Основателем теории внутреннего насилия является Дюринг.
- Суть теории является, что государство появляется в результате насилия одной части общества над другой.
- Плюсы данной теории это признание тогго, что: у людей имеются различные интересы; насилие в обществе имеет место быть; государство при осуществлении собственных функций применяет насильственные методы.
- Минусами данной теории являются утверждения о том, что: отстаивание интересов может приводить к разрушению общества и государства; люди не могут быть равными в биологическом плане; государство не может всегда выражать интересы общества; если можно создавать государство насильственным путем, то так же его можно и разрушить.
Материалистическая теория происхождения государства
Основателями материалистической теории происхождения государства являются Маркс, Энгельс иЛенин.
Замечание 2
Суть теории: государство образовалось в силу экономических причин: общественного разделения труда, образования прибавочного продукта и части собственности, а позже раскола общества на классы с противопоставляемыми экономическими интересами.
Плюсы теории это утверждения о том, что: материальные условия общества сыграли в нем значительную роль; изменение форм деятельности в области труда, ведении хозяйства, форм собственности повлияло на происхождение государства; переход от присваивающей к производящей экономике задает дифференциацию людей по существенному признаку. Кроме того, данная теория раскрывает признаки государства.
Минусами теории являются положения, гласящие, что: на происхождение государственности влияет не только экономические факторы, но и политические, социальные; происхождение государства во всем мире не может идти по одной схеме. Также в ней недооценена роль государства в урегулировании процессов, происходящих в экономике.
Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/problemy_teorii_proishozhdeniya_gosudarstva/plyusy_i_minusy_teoriy_proishozhdeniya_gosudarstva/
Теории происхождения государства
-
Патриархальная теория происхождения государства (Аристотель)
Аристотель считал, что государство
возникает в результате естественного
развития человеческого общества. Он
называл человека – политическим
животным. Человеком не становятся.
Аристотель выделял 3 формы общности
людей: семья — род (племя) –государство.
Государство служит для достижения
высшего блага.
Плюсы теории:Аристотель рассматривал
государство как продукт
Минусы теории:в действительности
семья возникает в результате разложения
родоплеменной организации, а не наоборот.
-
Теологическая теория происхождения государства
Все сущее на земле создано по воле Бога,
а изменения в жизни людей происходят
из-за того, что Бог либо награждает, либо
наказывает их. Наиболее полно взгляды
изложены у средневековых богословов –
Августин Аврелий, Фома Аквинский (13
век).
Фома Аквинский систематизировал все
взгляды церкви в 13 веке.
Работа Августина Аврелия «О граде
Божьем» посвящена историческому событию
— в 450 году готы сожгли Рим. Объяснял все
следующим образом: Рим был разрушен за
грехи. Государственная власть как бы
могущественна она не была, всегда должна
соблюдать божественную власть в противном
случае его ждет наказание.
Фома Аквинский предложил различать
природу государственной власти и формы
ее реализации. Природа власти действительно
божественна, т.е. одни люди должны
подчиняться другим – бог так устроил.
А вот форма реализации власти зависят
от людей. Они могут плохо обращаться с
божественным даром и тогда народ имеет
право на восстание против тирании, но
только с одобрения церкви.
-
Договорная теория происхождения государства (17-18 вв.)
Представители: Джон Локк, Томас Гоббс,
Ж. Руссо.
У Гоббса есть работа «Левиофан». Левиофан
– это библейское чудовище. У Гоббса
Левиофан – это государство, т.е.
государство есть необходимое зло. В
первобытном состоянии люди все равны
– война всех против всех за обладание
благами — хаос (беспорядок) — поиск
безопасности – и как результат
общественный договор между людьми,
согласно которому они создают государство.
По мнению Гоббса, люди договариваются
между собой, а тот кому они передают
власть в договоре участие не принимает,
а следовательно ответственности перед
договаривающимися не несет. Таким
образом, Гоббс обосновал существование
абсолютной монархии.
А, по мнению Локка, заключая общественный
договор люди договариваются не между
собой, а с монархом, который не может
нарушать их естественные права: жизнь,
свободу и собственность. Государство
не может вводить дополнительные налоги
без одобрения людей (парламента).
Плюсы теории:Теория оказала огромное
влияние на политическую практику.
Способствовала демократизации
государственной власти, утверждение
прав человека, о равенстве людей.
Минусы теории:антиисторичность,
т.е. нет исторической подоплеки. Если
люди могли договориться между собой,
то им не нужно было бы государство, ведь
государство возникает и вступает в
действие, когда люди утрачивают
естественное согласие между собой.
-
Ирригационная теория происхождения государства (Карл Витфогель)
-
Витфогель обратил внимание, что все
первые государства возникли в долине
рек и сделал предположение о необходимости
создания ирригационных сооружений. -
Плюсы теории:Теория опирается на
историческую правду - Минусы теории:
- данная теория не объясняет возникновение государства в других регионах, где не было крупных рек (например, в Европе)
- исторически не можем однозначно утверждать, что государство возникло в результате необходимости строительства ирригационных сооружений
Возникла в Германии примерно в 19 веке.
Представители: Гумплович, Карл Каутский.
По мнению Гумпловича, государство
возникло в результате завоевания одного
племени другого и для удержания своего
господствующего положения возникал
специальный аппарат – государство.
В
качестве примера приводилось возникновение
государства у германских племен, которые
возникли в 5-6 вв.
в результате завоевания
территории Римской империи, так англы
и саксы создали государство в Англии,
франки – во Франции.
Плюсы теории:фактор внешнего
завоевания имеет место при возникновении
государств, но он скорее всего является
катализатором происходящих в обществе
процессов. А не главной движущей силой.
Завоевание германскими племенами
территории Римской империи лишь ускорило
процессы разложения родоплеменных
организаций в германском обществе, т.е.
усилилось расслоение германского
общества.
Минусы теории:
- Явное преувеличение роли военных завоеваний в процессе возникновения государства
- В действительности трудно представить, что один народ длительное время удерживал в повиновении другой народ, не смешиваясь с ним
- Известны случаи, когда завоеватели не создавали государства на завоеванных территориях
-
Марксистская теория происхождения государства
С точки зрения этого подхода, государство
возникает в результате изменений в
экономики (еще называют экономическим
детерминизмом).
Таким образом, государство
возникло в результате имущественного
и социального расслоения внутри общества,
что потребовало изменение организации
общества.
Родоплеменной строй уже не
удовлетворял изменившиеся потребности
общества, в результате возникло
государство, которое стало орудием в
руках экономически господствующего
класса.
Плюсы теории:действительно,
экономические процессы в значительной
мере определяют политические изменения,
но в тоже время нельзя все политические
процессы свести к процессам, которые
происходят в экономики.
Минусы теории:Гипертрофирование
(преувеличение) роли экономического
фактора и игнорирование тех процессов,
которые не укладываются в заранее
придуманную схему.
-
Органическая теория происхождения государства (Герберт Спенсер)
Герберт спенсер пытался перенести на
общество теория Дарвина. Спенсер считал.
Что в жизни общества действуют те же
законы. Что и во всей живой природе.
Плюсы теории:взгляд на естественный
характер возникновения государства.
Минусы теории:произвольный перенос
научных идей из одной области знаний в
другую невозможно.
-
Рассовая теория происхождения государства (Нитше)
Нитше разрабатывал теорию сверхчеловека.
По мнению Нитше, человек не является
венцом эволюции животного мира, потому
что человек страдает множеством
недостатков, т.е.
венцом будет следующий
за человеком вид – сверхчеловек, который
будет лишен всех пороков и недостатков
человека и сверхчеловек будет свободен
по отношению от морали и обязательств
к другим видам.
По мнению Нитше, власть
должна принадлежать сверх людям.
Минусы теории:это отвлеченная
философская идея оказалась очень опасной
при столкновении с практикой (легла в
основу фашизма).
Источник: https://studfile.net/preview/2261965/page:4/
Плюсы и минусы теорий происхождения государства
Один из самых обширных разделов изучения государственного строительства и права – это обоснование условий, а также причин, при которых происходит образование таких институтов как государства. В этом обзоре рассмотрим основные теории появления госструктур, а также разберемся с наличием достоинств и недостатков этих концепций.
Теологическая теория происхождения государства: плюсы и минусы
Основателем теологической концепции является Фома Аквинский, который жил в середине 13-го века и для появления того или иного государства он считал волю Бога.
Плюсами божественной сути государств, являются:
- объяснения, что появление госструктур тесным образом связано с единой религией граждан;
- последствия установления на основе религии общественного порядка;
- отражения объективных решений теократического сообщества. И все это подтверждено исторической действительностью, что первые государства – это теократические образования.
Минус один и он состоит в том, что эта теория не является научной и поэтому ее нельзя как доказать, так и опровергнуть, так как она основана на вере.
Патриархальная теория происхождения государства: плюсы и минусы
Основатель концепции – это Аристотель, который считал, что государственное строительство является результатом объединения разросшихся семей.
Он представлял всех людей существами, которые стремятся к коллективному взаимодействию и общению, что приводит к образованию семей.
Разрастание семей приводит сначала к объединению родственников, а потом и к объединению между семьями. Что оформляется, в конце концов, в форме государственного устройства.
Что касается властных полномочий, то это не что иное как отцовская власть или полномочия патриарха объединенных семейств.
Достоинства патриархальной концепции:
- в том, что прослеживается связь между семейными и государственными отношениями;
- что порядок в обществе действительно достигается в результате воли патриарха;
- что правитель – это патриарх или тот, кто имеет наибольший жизненный опыт и влияние. И на роль правителя может претендовать наиболее достойный представитель объединенных семей.
- Недостатком этой концепции является то, что она не может объяснить все процессы существования государства и примером может служить появление жестоких или даже диктаторских правил и законов, если граждане – это якобы представители единой семьи.
- Договорная теория происхождения государства: плюсы и минусы
- Что касается основателей договорной концепции государственного устройства, то за рубежом – это как Гроций и Гобс, так и Лок и Руссо, а нашим соотечественником-последователем этой теории был Радищев.
- В основе этой концепции лежит предположение, что государство – это результат общественного договора между различными слоями граждан с целью обретения всеобщих благ.
При этом договорная концепция, не смотря на утопию, так или иначе, имеет историческое подтверждение фактами. Иногда государственное строительство велось в результате согласия граждан на передачу своих прав специальному органу, например, с целью защиты самих граждан или для защиты от внешних угроз. И этому есть немало примеров в истории.
Положительной стороной договорной концепции государства является то, что она основана на естественных человеческих чувствах страха и является отражением природного инстинкта самосохранения. Кроме этого наличие в концепции элементов демократии с одной стороны опровергает религиозную основу, а с другой – опирается на историческую практику государственного строительства.
Недостатками договорной концепции являются:
- утопия, что якобы человек никому не подчинен. А также якобы он не склонен к подчинению себе подобных;
- что, являясь людской волей, договор может, как выполняться, так и расторгаться без участия госорганов;
- по сути, договорные отношения между людьми могут быть заключены и вне государственных структур. И, действительно, история подтверждает, что общественные договора появились прежде, чем государственные институты.
Теория насилия происхождения государства: плюсы и минусы
- Концепция насилия имеет двойственный характер: насильственные действия внутри и вне сообщества.
- Приоритет обоснования концепции внешнего насилия принадлежит Каутскому, а также Гумпловичу, представителям социального дарвинизма.
- Суть их теории – это государственные образования являются итогами завоеваний одних сообществ или племен, другими.
- Из положительного этой теории, можно отметить, что она может быть подтверждена всем ходом истории, как почти непрерывного времени войн, а госаппарат в результате этих войн – это представители завоевателей.
- Недостатки – эта концепция не может или слабо объясняет:
- появление государств в некоторых частях мира и, причем без войн;
- как правило, войны имеют вторичный событийный характер
- в истории есть множество примеров образования госструктур не в результате самих войн, а по наличию их угрозы;
- мирного образования государственного устройства в истории – масса примеров.
Дюринг является основателем концепции внутреннего насилия, которое гласит, что государство – это не что иное как итог насилия более организованной и обладающей большими ресурсами части общества над другими, не организованными, и не располагающими ресурсами для противодействия сообществами.
Достоинства концепции в том, что:
- пренебрежение общими интересами в пользу собственных выгод отдельными слоями общества, приводит к дезорганизации, а в итоге и к ослаблению всего сообщества;
- госструктуры отнюдь не являются выразителями интересов всех сообществ;
- насильственные методы управления со стороны госструктур – это реализация принципов, основанных на том, чтобы разделять и властвовать.
Минусы теории, это:
- если слепо отстаивать свои интересы, то это может привести как к разрушению самого сообщества, так и к потере государственности;
- сообщества, впрочем, как и люди на самом деле не могут быть равными;
- если государственное строительство ведется насильственно, это означает, что и путь к его разрушению – это насильственный способ.
Материалистическая теория происхождения государства: плюсы и минусы
Основатели – это Маркс и Энгельс, а также наш соотечественник Ленин.
Достоинства материалистической концепции в том, что на формирование госструктур действительно влияют:
- материальные условия существования как отдельных членов, так и всех сообществ;
- актуальное состояние укладов в области труда;
- формы хозяйствования и наличие условий для их развития;
- соотношение потребительной и производящей экономик;
- наличие социального антагонизма в зависимости от имущественной дифференциации классов.
Минусы концепции, это:
- недооценка частных инициатив в сфере экономики в угоду директив госаппарата;
- государственное строительство не может идти по одной схеме, без учета, как экономических и социальных, так и политических, а также исторических факторов;
- данная теория не прошла проверку исторической практикой.
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход? Закажи свою оригинальную работу УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ
Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/plyusi-i-minusi-teorij-proishozhdeniya-gosudarstva/
Органическая — Теории происхождения государства
Сторонники: Г.Спенсер,О.Конт
Основательно
органическая теория происхождения государства была сформулирована в XIX веке
английским мыслителем Гербертом Спенсером. Ее зачатки можно было заметить в
философии Платона, который писал о вкладе какого-либо металла в людей природой,
или в идеях Аристотеля, который говорил о функционировании государства как о
едином организме.
Суть теории
заключается в представлении государства в качестве единого организма,
создающегося и развивающегося по естественным законам природы. В отличие от
всех предыдущих теорий органическая показывает явную корреляцию между
деятельностью людей и предпосылками природного развития. Г.
Спенсер писал, что
государство состоит из людей, как организм состоит из отдельных клеток и
появляется этот организм только при консолидации «клеточного состава». Как
только в обществе появляется дисбаланс, то это мгновенно отражается на
государстве.
Так же важна идея главенства целого над своими составными частями,
которые в любое время могут изменить строение организма.
Огюст Конт в
своей теории позитивизма связывал развитие общества/государства с тремя «состояниями
человеческого ума» — теологического, метафизического и позитивного
(научного).
«На первой ступени, когда господствует религиозное мировоззрение,
возникает политическая система теократии, при которой во главе общества и
государства становятся жрецы, служители религиозного культа, а политическая
жизнь основывается на насилии и войнах.
На второй ступени, когда господствующим
становится философско-спекулятивное, метафизическое сознание,
духовная власть оказывается в руках философов-метафизиков, а в политической
жизни на первый план выдвигаются юристы, литераторы и публицисты, и сама она
приобретает «оборонительный дух».
На третьей ступени, когда утверждается научное, позитивное сознание,
полностью исчезает всякий (агрессивный или оборонительный) военный дух и на
смену аристократии приходит «социократия» промышленной
эпохи». [1]
В рамках теории
рассматривается не только устройство государства, но и взаимосвязь между
государствами.
Отмечается, что наиболее живучие государственные образования
проявляют себя во время войн и политических разногласий.
Эти процессы подобно
природным силам производят естественный отбор и регулируют численность
развитых, приспособленных к среде (как природной, так и политической)
государств.
Если говорить о
соприкосновении теорий в данном контексте, то обычно отмечают склонность
Г.Спенсера к теории насилия. Эта склонность выражается в суждении, что любое
организованное образование основывается на подчинении одного элемента другим.
Рассматривая органическую
концепцию можно обнаружить, что она весьма уязвима для критики. Основные
недостатки теории отмечали Н. Н.
Алексеев и М. М. Ковалевский, указывая на абстрактность теории.
Органическая
концепция вводит в политологическую среду биологические концепты, параметры, по
которым производится сравнение, и предположения относительно дальнейшего
развития государства как подобия природного организма. Эти аспекты не дают
четкого представления о ситуации, а лишь рассказывают о возможном ее
устройстве.
Но в то же время эта теория впервые рассматривает государство
не как продукт чьей-то воли, будь то Бог или заключившее договор общество, а
как продукт естественного развития человечества в природных условиях.
Не смотря
на отсутствие в теории процесса принятия решений, что является весомым
недостатком, в теории присутствуют объективные предпосылки развития общества (в
отличие, к примеру, от договорной концепции).
Государство понимается как
естественная стадия развития общества, а не как организационный строй, вдруг
сковавший свободных людей. Но, противопоставляя органическую теорию той же
договорной, как упраздняющую минусы предыдущей, мы не можем говорить, что
органическая концепция отражает изменения в политической науке. Она скорее
корректирует минусы теорий, возникших во времена развития политологии.
Источник: https://www.sites.google.com/site/theorystate/teorii/organiceskaa-teoria
Общая характеристика теологической патриархальной и органической теории происхождения государства и права?
Основатель теологической теории происхождения государства – Фома Аквинский (1225-1274)
Суть теории: государство – это результат божественной воли.
Государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна, незыблема и зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Каждый человек обязан подчиняться во всем государю. Данная теория утверждает и защищает тезис «вся власть от бога».
- Плюсы теории:
- 1) Государство появляется с монорелигией;
- 2) Теория позволяет установить в обществе порядок;
- 3) Отражает объективные решения того времени, а именно- первые государства были теократические;
- Минус — является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства.
- Основатель патриархальной теории происхождения государства — Аристотель.
- Суть теории: государство- это продукт разросшейся семьи.
Согласно этой теории люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последствие развитие и разрастание семьи в результате объединения людей, а также увеличение числа семей приводят к образованию государства. Власть государя есть естественное продолжение власти отца, «патриарха» в семье.
- Плюсы теории:
- · 1) Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи»;
- · 2) Позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца»;
- · 3) Поддерживает веру людей в нерушимость мира;
- · 4) Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим жизненным опытом.
- Минусы:
- · 1) Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира;
- · 2) Не объясняет, что если государство — единая семья, то почему происходит война?
- · 3) Не объясняет жесткость законов.
Органическая теория происхождения государства — теория происхождения государства, согласно которой государство — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает. Элементы данной теории встречаются в трудах различных авторов. В настоящее время подавляющим большинством ученых отвергнута.
Происхождение теории
Сравнения государства с организмом по происхождению своему не менее древним, чем политический атомизм.
Происхождение их надо искать также в донаучных представлениях,—в «естественном» способе мышления, который совершенно инстинктивно в своих характеристиках государства применяет такие понятия, как «политическое целое», «глава государства», его «члены», «органы» государства, его «управления» или «функции» и т. д. [1]
Платон в основание своей политической философии кладет уподобление государства индивиду: государство тем совершенней, чем более оно подобно индивиду.
У Аристотеля точно так же встречается сравнение государства (множества) с одним человеком — многоногим, многоруким, имеющим множество чувств.
Иоанн Солсберийский, ссылаясь на Плутарха, характеризует государство как организм, подобный человеческому телу (духовенство — душа государства и, как таковое, имеет власть над всем телом, не исключая головы государства, то есть государя). Аналогии есть у Гоббса, Спинозы, Руссо. [2]
Эразм Роттердамский так говорил об органической теории в знаменитой сатире «Похвала Глупости»[3]:
Что утихомирило римский плебс, уже готовый разрушить республику? Уж не философская ли диссертация? Ничуть не бывало! Просто смешная ребяческая басня о чреве и членах человеческого тела.
Имеется в виду предание о том, как в 494 году до н. э. римские плебеи, возмущенные жестокими притеснениями со стороны патрициев, покинули Рим и удалились на Священную гору (невдалеке от города). Посол патрициев Менений Агриппа умиротворил народ, рассказав басню о членах человеческого тела, которые взбунтовались против желудка, за что сами поплатились крайним изнеможением.
Гегель указывал, что определения государства и не может быть, что государство есть организм, то есть развитие идеи в своих различиях.
«Природа организма такова, что если не все его части переходят в тождество, если одна из них полагает себя самостоятельной, то погибнуть должны все. С помощью предикатов, принципов и т. д.
так же нельзя достигнуть суждения о государстве, в котором следует видеть организм, как нельзя с помощью предикатов постичь природу Бога, жизнь которого я должен созерцать в самом себе. [4]
Основные идеи теории
Термин «геополитика» Челлен определил так: это наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве. Тезис Р. Челлена: «государство — живой организм».
Это развивается в его главной работе «Государство как форма жизни»: «Государство — не случайный или искусственный конгломерат различных сторон человеческой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников; оно глубоко укоренено в исторические и конкретные реальности, ему свойствен органический рост, оно есть выражение того же фундаментального типа, каким является человек. Одним словом, оно представляет собой биологическое образование или живое существо. Как таковое, оно следует закону роста: … сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания» [5]
В «Политической географии» Ф.
Ратцеля, легшей в основу геополитики, приводится ряд основополагающих идей: 1) государство — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает; 2) рост государства как организма обусловлен «почвой»; 3) свойства государства составлены из свойств народа и территории; 4) «исторический пейзаж» накладывает отпечаток на гражданина государства; 5) определяющим в жизни государства является «жизненное пространство» (lebensraum). В соответствии с этими идеями ученый дает такое определение: «Государство складывается как организм, привязанный к определенной части поверхности земли, а его характеристики развиваются из характеристик народа и почвы».[6]
Проводятся следующие аналогии: составляющая структурная единица государства как организма — семья (в биологии — клетка); полиция — иммунная система[7]; деньги, экономика — кровеносная система[2].
Источник: https://megaobuchalka.ru/10/6152.html
Многообразие теорий происхождения государства и права
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций).
В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.
Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности реийется вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры.(Фома Аквинский)
Плюсы: 1) Государство появляется с религией. 2) Теория позволяет устанавливать в обществе порядок. 3) Она показывает, то, что первое государство теократическое.
Минусы: является не научной, так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства.
ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ. Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом.
Его власть, таким образом, – это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам.
Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства.
Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.(Аристотель)
Плюсы: 1) Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь государства и семьи. 2) Позволяет установить в обществе порядок, как результат подчинения воле отца. 3) Поддерживает веру людей в нерушимость мира. 4) Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим жизненным опытом.
Минусы: 1) Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях света. 2) Не объясняет, что если государство единая семья, почему происходят войны.
Не объясняет жестокость законов.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.
В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему.
Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы.
Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение).Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности.
Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества.
Плюсы: четкая взаимосвязь органов государства.
Минусы: Излишняя биолигизация общественных отношений.
ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы.
Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).
Оценивая эту теорию, следует отметить следующее. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.
И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.(Гумпович,Каутский)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и проч.
Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей.
Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой – сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.
ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА (ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА).В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.
Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.
Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев,Троцкий,Гоббс)
Плюсы: Носит демократический характер
Минусы: 1) Согласно теории человек не подчиняется никому и не подчиняет никакого себе. 2) Чтобы сознательно создавать государство, нужно иметь о нем хоть какое то представление. 3) Договор – это воля людей, значит он может быть расторгнут.
ИСТОРИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган.
Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом, как будет показано ниже, оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда.(Ленин,Сталин,Энгельс)
Плюсы: 1) Материальные условия общества играют в нем большую роль. 2) Собственность влияет на возникновение государства.
Минусы: 1) На образование государства влияют не только экономические факторы. 2) Недооценивается роль государства в регулировании экономических процессов.
ПАТРИМОНИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ.Наиболее ярким представителем патримониальной теории является А. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя, т.е. патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности.
Подобные правители господствуют в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей.В соотношении понятий «власть — собственность» приоритет принадлежит праву собственности.
Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства. Таким образом, право собственности на землю является первоосновой господства над территорией.
Однако в период своего возникновения государственные институты далеко не всегда реально находились в полном распоряжении правителя.
Плюсы: Подкрепление историческими факторами
Минусы: Не универсальна. 2) Не во всех регионах мира.
ИРРИГАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ.Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории является Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах.
Это сопровождается ростом чиновничества, государевых людей, обеспечивавших эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан, негосподствующие слои.
Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, основные, базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока.
Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.
ТЕОРИЯ «ИНЦЕСТА».Клод Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства.
Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения.
Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры.
Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли возможно в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а, следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных фактов.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. Автором теории считается французский мыслитель 18-19 веков Сен-Симон. Истоки данной теории восходят к Платону, объяснявшему причины появления государства общественным разделением труда.
Согласно этой теории государство есть результат исторического прогресса и экономических преобразований, оно возникает при переходе от потребления к производству.
Экономическая теория логически стройна, подтверждается многими историческими свидетельствами, однако она недооценивает значение других факторов.
СПОРТИВНАЯ ТЕОРИЯ.Автор спортивной теории происхождения государства испанский ученый Х.Ортега-и-Гасет связывает процесс его возникновения с развитием спорта в человеческом обществе. Согласно концепции Х.
Ортега-и-Гасета, развитие производительных сил в обществе и расширение набора необходимых трудовых навыков привели к усложнению воспитания подрастающего поколения, в частности появлению физического воспитания. С помощью последнего осуществлялась подготовка членов племени к труду и военному делу.
У многих первобытных народов существовал обряд инициации (посвящения), который использовался при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя. К этому обряду юношей готовили люди, имевшие большую физическую силу и опыт прохождения подобных испытаний.
Для их проведения создавались специальные органы, функции которых были похожи на функции государства. Эти органы со временем и перерастали в государство.
В основу спортивной теории X. Ортега-и-Гасет положил факты из истории древнегреческих государств-полисов. Однако Греция была не единственном местом на земном шаре, где возникла государственность. У многих народов обряд инициации существовал, однако далеко не все из них проводили такие масштабные спортивные состязания, как Олимпийские игры в Греции.
ДИФФУЗНАЯ ТЕОРИЯ.Автор диффузной теории Гребнер полагал, что государство возникает в результате передачи опыта управления от одних народов к другим. Происходит своего рода диффузия (от лат. diffusio — распространение) государственно-правового опыта управления общества в те регионы, населению которых еще неизвестна данная форма организации общественной жизни.
Безусловно, государства возникали у разных народов в разное время, в том числе и в результате заимствования опыта соседей, однако диффузная теория не дает ответа на главные вопросы — когда и почему государство появилось впервые.
ВОЛЮНТАРИСТСКАЯ. (Мейтленд-Джонс) – Возникновение независимых государств (в Африке) связано с волевой деятельностью той или иной «сильной личности».
Источник: https://infopedia.su/14×3687.html