Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(амо)

Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)

  • «Применение активных
  • методов обучения
  • на уроках в начальной школе»

учитель начальных классов Свиридович Г.И.

МБОУ СОШ №2 ст.Ленинградская

Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)

  1. Хороших методов
  2. существует столько,
  3. сколько существует
  4. хороших учителей.
  5. Д.Пойя

Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)

Активные методы обучения

  • В определении, размещенном в глоссарии федерального портала российское образование:
  • АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны. Они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет. ( http :// www . edu . ru / index . php ? op = word & page _ id =50& wid =11 ).

Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)

В зависимости от места применения в образовательном мероприятии АМО, они подразделяются на:

  • — методы начала урока;
  • — методы выяснения целей, ожиданий, опасений;
  • — методы презентации учебного материала;
  • — методы организации самостоятельной работы;
  • — методы релаксации;
  • — методы подведения итогов.

Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)

Методы начала урока

Здравствуй друг! Здравствуй брат!

Нашей встрече каждый рад!

Здравствуй мир! Здравствуй век!

Здравствуй добрый человек!

  • Метод «Здороваемся глазами»
  • Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу.
  • — Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча — глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
  • Метод «Поздоровайся локтями» Цель – встреча друг с другом, приветствие, знакомство. Численность – весь класс.

Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)

Методы выяснения целей, ожиданий, опасений .

  • Метод «Фруктовый сад». Заранее готовятся два больших плаката с нарисованными на них деревьями (яблоня и лимонное дерево), учащимся раздаются вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. На «плодах» ребята записывают свои ожидания и опасения и прикрепляют на ветки деревьев. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений
  • Метод «Солнышко и туча»
  • Цель: выявить уровень ожиданий и опасений
  • учащихся.
  • Участники: все обучающиеся.
  • Необходимые материалы:
  • Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.
  • Проведение:  дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
  • .

Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)

Методы презентации учебного материала

  • Метод «Инфоугадай-ка» .
  • Цель метода : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания учащихся.
  • Проведение :
  • Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплён лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на пронумерованные сектора, но пока не заполненные. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдёт речь. В сектора записываются ключевые моменты маркерами разных цветов. Они вносятся на плакат по ходу сообщения.

Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)

Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом. » width=»640″>

Методы организации самостоятельной работы

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания.

По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения.

Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.

Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)

Синквейн

  • Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
  • Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
  • Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)

Интеллект-карты

Проектная деятельность

Использование системы тестирования « Mimio »

Применение методов АМО

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов.

Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности учащихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям учащихся, родителей, общества.

У каждой методики есть свои плюсы и минусы.

  •   Активные методы обучения имеют недостатки:
  • Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому :

        не могут совладать со своими эмоциями, следовательно  на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества.

  • +    Активные методы обучения помогают:
  • ·          развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
  • ·         учить учащихся самостоятельно добывать знания,
  • ·           развивать интерес к предмету,
  • ·          позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Использованные источники

  • 1. Федеральный портал. Российское образование. Глоссарий:

( http :// www . edu . ru / index . php ? op = word & page _ id =50& wid=11 ).

  • 2. “Активные методы обучения”. Электронный курс. Международный Институт Развития “ЭкоПро”, Образовательный портал “Мой университет” http://moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo
  • 3. http://5fan.info/jgeatypolbewyfsyfsmer.html
  • 4. http://5fan.info/jgeatypolbewyfsyfsmer.html

Спасибо за внимание!

Источник шаблона:

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia.html

Активные методы обучения — всем учителям, разное

Активные методы обучения

  Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению.

Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности.

Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания.

Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

  • Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
  • Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
  • Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
  • Цель сегодняшнего мастер-класса: научить применять активные методы обучения (АМО) на разных этапах уроков в начальных классах.
  • Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
  • Динамично помогают начать урок такие методы, как
  • — «Галерея портретов»
  • — «Подари подарок другу»

Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)

— «Поздоровайся локтями»

— «Улыбнемся друг другу»

Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)

Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

  1. А я предлагаю вам метод «Ладошка желаний».
  2. Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как
  3. — «Дерево ожиданий (успеха)»

Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)

  • — «Поляна снежинок»
  • Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)
  • — «Фруктовый сад»

Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)

— «Корзина идей»

Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)

— «Солнышко и туча»

Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)

— «Осенний сад»

Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)

позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Методы заключаются в следующем.

 Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

  1. — Уважаемые коллеги, предлагаю на солнышках написать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на тучках.
  2. Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы:
  3. — «Магазин»
  4. — «Парный выход»
  5. — «Светофор»

Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)

Для актуализации знаний мы рассмотрим использование АМО на уроке литературного чтения «Сравнительный анализ сказок «Два медвежонка» и «Как барсук и куница судились» в 3 классе следующий метод «Сундучок знаний»(соотнести карточки).

Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются методы «Ульи» —обсуждение в группах.

«Кластер»(может быть использован на разных этапах урока). Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.

«Инфо-угадайка» учителем даетсяряд вопросов,работа в группах. (Догадайтесь о теме урока. На доске слова: 1 столбик-мышь, дочь, ложь; 2 столбик – шалаш, грач, малыш).

Выберите из карточек №1 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Выберите из карточек №2 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Сравните слова каждого столбика. Выберите из карточек №3 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе.

Итог,на доске появляется группа карточек сущ, без Ь, с Ь, жен.род и муж.род..Формулируем тему.

«Мозговой штурм» на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь.

По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала.

Читайте также:  Плюсы и минусы индивидуального инвестиционного счета

После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.

На этапе изучение нового материала учащиеся читают сказку «Два жадных медвежонка», затем используем метод «Ульи» ( идет обсуждение в парах таких вопросов, как кого осуждает сказка: лису или медвежонка). Метод «Мозаика» (сказка «Как барсук и куница судились» на карточках, составить логическую последовательность).

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

— «Четыре стихии»(Чистякова М.И. Психогимнастика)

Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу «земля» — вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до

пола. Если я скажу «вода» — вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу «воздух» — вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу «огонь» — вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.

— «Гимнастика мозга«(«Кнопки мозга», «Крюки», «Перекрестные шаги», «Ленивые восьмерки» и т.д.)

  • На этапе закрепления изученного материала можно использовать такие методы:
  • — «Автобусная остановка»
  • — «Инфо-карусель»

— «Инсерт»или «Пометки на полях». Он позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.

  1. + знаю
  2. — не знаю
  3. ? хочу узнать подробнее
  4. ! узнал новое

 Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

Например, итогом изучения темы «Имя существительное» в 3 классе является разбор имени существительного как часть речи. У детей памятки «Порядок разбора существительного».

 После применения метода у ученика появились такие знаки.

После этого ученик может самостоятельно искать ответ на свой вопрос, используя учебник или обратиться за помощью к классу (работа в группах), или данный вопрос может стать целью урока.

Метод «Творческая мастерская» применяется на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира.

К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему.

Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По

истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую.

В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно.

Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов — главная цель этого урока.

Также на этом этапе хорошо использовать метод «Синквейн«.

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: 

На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна. Например, составим синквейн слова «лиса» (к уроку литер.чтения)

  • На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
  • тему синквейна (хитрая, рыжая).
  • На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
  • Относящиеся, к теме синквейна (обманула, съела, перехитрила)
  • На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы (Хитрая лиса всех обманула)
  • Последняя строчка — это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение (плутовка)
  • Этот метод хорошо использовать на уроках русского языка при изучении «словарных слов».
  • Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».

«Ромашка»— 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.

«Мудрый совет» Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

«Итоговый круг»— Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

  1. Предлагаю вам проделать метод «Ромашка» (к уроку литер.чтения)
  2. На этапе рефлексииможно применить следующие методы:
  3. — «Незаконченное предложение»
  4. — «Телеграмма»

Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к методу «Солнышко и туча».Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они.

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей.

 Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.

  • КГУ «Ушаковская средняя школа»
  • Правила по русскому языку
  • для начальной школы (в стихах).
  • Составила учитель начальных классов
  • Мицуля Елена Андреевна
  • 2018-2019 учебный год

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/aktivnye-metody-obucheniya-82570.html

Мастер — класс «Использование технологии Активных методов обучения (АМО) в УВП как средство повышения мотивации в обучении и преподавании»

  • ГПлюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)У «Городской отдел образования»
  • акимата города Рудного
  • КГУ «Гимназия №2»
  • Мастер — класс
  • «Использование технологии Активных методов обучения (АМО) в УВП как средство повышения мотивации
  • в обучении и преподавании»
  • Гриценко Галина Васильевна,
  • учитель начальных классов, высшей
  • категории, второго основного
  • уровня
  • Рудный
  • 2016
  • Участники мастер – класс: учителя КГУ «Гимназия №2» -21 человек
  • Цель мастер – класса: создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию современного урока, основанного на применении технологии АМО, способствующей повышению мотивации обучения и преподавания.

Ожидаемый результат:  в результате работы участники мастер-класса расширят своё представление о технологии АМО, к концу мастер – класса отберут АМО, способствующие повышению мотивации учащихся к обучению, исходя из структуры урока; выполняя практическое задание придут к выводу, что любой традиционный метод можно сделать активным. По завершению мастер – класса участники разработают и проведут открытый урок с использованием АМО, начнут создание «Копилочки АМО», способствующих повышению мотивации в обучении и преподавании.

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения системы работы учителя по созданию урока и подбору АМО к каждому этапу.

Оборудование: презентация к мастер – классу, раздаточный материал, листы А-4 для презентации работы в группах, маркеры, видеоролик «Покраска забора Томом Сойером» — онлайн (https://www.youtube.com/watch?v=umWebam7ZBY)

Время проведения мастер – класса – 55-60 минут

1.Презентация педагогического опыта учителем – мастером

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям в бедах, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Каждый учитель хочет, чтобы урок был праздником и доставлял радость и ученикам, и самому учителю.

Как сделать из ученика активного участника учебного процесса, чтобы никто из детей не сидел на уроке, «сложа руки»? Как научить слушать других, высказывать своѐ мнение, формулировать тему урока, развивать стремление самому находить решение? Как обучать, чтобы у школьника не пропал интерес к учебе, чтобы он получал радость от приобретения новых знаний? Уверена, что все дети способны учиться успешно, если для них создать необходимые условия. Существует множество современных технологий обучения. Считаю одним из самых эффективных средств включения ребѐнка в процесс обучения на уроке – технологию Активных методов обучения. Суть данной технологии заключается в использовании системы методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической деятельности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению и рефлексии. Ценностное ядро данной технологии состоит в том, что обучающиеся, благодаря АМО, вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причем их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить учителю или родителям, не целью получить пятерку, а, в первую очередь, собственным интересом к учебной деятельности в такой форме.  В технологии АМО снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное,насыщенное,полноценное,качественное обучение становится

выбором самого обучающегося. И это, главным образом, определяет эффективность данной технологии.

Достижения в работе:

1.Повысился уровень мотивации обучающихся по итогам исследования психолога по итогам 1 – 2 класса (за 2 последних года):

Игровая

  1. мотивация
  2. Неблагополучная
  3. мотивации (уход из школы)

08.09.14год

  • 15 чел.
  • 5 (здесь ученик С)
  • 5 ученика (здесь ученик В)

Источник: https://infourok.ru/master-klass-ispolzovanie-tehnologii-aktivnih-metodov-obucheniya-amo-v-uvp-kak-sredstvo-povisheniya-motivacii-v-obuchenii-i-prep-1519656.html

Применение технологий «Активные методы обучения»

Активные методы обучения

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

  • Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
  • АМО строятся на:
  • использовании знаний и опыта обучающихся,
  • вовлечении в процесс всех органов чувств,
  • групповой форме организации их работы,
  • деятельностном подходе к обучению,
  • разнообразных коммуникациях,
  • творческом характере обучения,
  • практической направленности,
  • интерактивности,
  • игровом действе,
  • рефлексии,
  • движении.
  • Исследования доказали, что человек запоминает:
  • только 10% того, что он читает,
  • 20% того, что слышит,
  • 30% того, что видит;
  • 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
  • 80% — при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
  • И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. 
Читайте также:  Одеяло из овечьей шерсти: плюсы и недостатки

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.

  1. Методы организации начала урока
  2. Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.
  3. Метод «Поздоровайся глазами»

Здороваться не словами, а молча — глазами. При этом постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

  • Метод «Поздоровайся локтями»
  • Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
  • • Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
  • • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны. На выполнение задания дается только пять минут.

За это время учащиеся должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

  1. Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
  2. Метод «Добро в ладошках»
  3. Учащие соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.
  4. Метод «Подари подарок другу».

Учащиеся под музыку передают (дарят) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.

Каждый ученик передает коробку со словами: «Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»

Метод «Самолётик пожеланий» Учитель предлагает всем обучающимся поприветствовать класс, но сделать это необычным способом — написав своё пожелание классу на крыльях бумажного самолётика. Обучающимся раздаются листочки, и учитель показывает, как делается самолётик.

Затем все складывают самолётики и на их крыльях записывают свои пожелания классу (можно до начала урока).

Затем по команде учителя все (в том числе, учитель) запускают самолётики в полёт и хлопают в ладоши! Когда самолётики приземляются, каждый подымает находящийся рядом самолётик и зачитывает написанное на его крыльях пожелание.

  • АМ выяснение целей, ожиданий и опасений Цель: позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно — ориентированного подхода к обучающимся.
  • На данном этапе можно использовать такие методы как: 
  • «Дерево ожиданий»
  • «Поляна снежинок»
  • «Фруктовый сад»
  • «Компот»
  • «Солнышко и туча»
  • «Осенний сад»
  • Метод «Солнышко и туча»
  • Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
  • Дети, уверенные в своих силах, прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
  • По количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;
  • по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволят планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока) Каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны. Преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.  

Метод «Компот»

Участникам объясняется, что, начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Все это в нем кипит: у кого-то сильно, а кто-то даже этого не замечает. Представим это в виде кастрюли с компотом.

Ученикам предлагается на липких листочках написать ожидания и опасения и приклеить их на кастрюлю. Ее можно разделить пополам, ближе к дну клеить опасения, а сверху – ожидания. Самостоятельная работа 3 мин.

, а потом озвучивается результат.  

Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы:

Метод «Парный выход»

Например, при изучении темы «Проверяемая гласная в корне», учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое слово с безударным гласным в корне. Его товарищ находит проверочное к этому слову и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием

Данную работу можно провести самостоятельно на местах (работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать все варианты вслух.

АМ презентации учебного материала

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

  1. Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:
  2. Метод «Инфо-угадайка»
  3. Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
  4. Необходимый материал: лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение: На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные.

Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе.

Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения.

Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются.

Метод «Составление кластера» может быть использован на разных этапах урока. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. 

  • Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
  • АМ организации самостоятельной работы над темой

 

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!

  1. «Ульи»
  2. «Автобусная остановка»
  3. «Инсерт»
  4. «Инфо-карусель»
  5. «Синквейн» и др.

Подробнее хочу остановиться на методе организации самостоятельной работы «Автобусная остановка». Целью данного метода является: «Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.» Участники работы — весь класс, который делится на малые группы по 5-7 человек. Время проведения 20-25 минут.

Необходимые материалы: листы ватмана, фломастеры. Группы распределяются по остановкам. На каждой остановке расположен лист с записанным вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать основные моменты, относящиеся к данному вопросу.

В течении нескольких минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы передают лист по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Получив лист, знакомятся с имеющимися записями и дополняют их. Исправлять нельзя.

Можно сопровождать работу рисунками, советами, синквейном. Затем следующая передача к новой остановке и так далее. Когда группа получит свой первоначальный лист, она в течении нескольких минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал.

После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, подводит итог.

«Инсерт» или «Пометки на полях». Он позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.

  • + знаю
  • — не знаю
  • ? хочу узнать подробнее
  • ! узнал новое

 Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

«Ульи» — обсуждение в группах.

АМ релаксации

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса. 

Можно использовать любые игры и упражнения, способствующие развитию самоорганизации, самоконтроля, снятию эмоционального напряжения, мышечное расслабление.

АМ подведения итогов урока

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «Мухомор», «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты», «Мишень». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

  1. Метод «Ресторан»
  2. Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.  
  3. Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
  4. — Я съел бы еще этого…
  5. — Больше всего мне понравилось…
  6. — Я почти переварил…
  7. — Я переел…
  8. — Пожалуйста, добавьте…
  9. Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают, комментируя.

«Итоговый круг» — Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

«Мишень» — На листе бумаги рисуется мишень. Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или меткой «стреляет» в мишень, делая отметку (ставит точку, плюс).

Отметка (выстрел) соответствует его оценке результатов. Если участник очень низко оценивает результаты, отметка ставится им дальше от центра мишени.

Если результаты оцениваются очень высоко, отметка ставится в «яблочко».

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

  • Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.
  • + Активные методы обучения помогают:
  • развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
  • — учить учащихся самостоятельно добывать знания,
  • — развивать интерес к предмету,
  • — активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
  • Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:
  • — Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;
  • — Развитие навыков активного слушания;
  • — Отработка изучаемого материала;
  • — Развитие навыков принятия решения;
  • — Эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.
Читайте также:  Плюсы и минусы бесключевого доступа в автомобиль

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей.

Дети начальной школы имеют свои особенности, зачастую они не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном или на каждом уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, способствует формированию ключевых компетентностей ученика.

Использованные источники:

1. Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru .

2. Букатов В.М. «Я иду на урок: хрестоматия игровых приёмов обучения», Мн., 2002 г.

3. Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе. http//www.edu54.ru 4. Хромова Т.Н. Активные методы обучения. http//tatianakhromov.ucoz.ru

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/aktivnie_metodi_obucheniya_165223.html

Активные методы обучения

Активные методы
обучения
Выполнила
Рассалова С.А.
Учитель начальных классов

2015
Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка
устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске,
другими   словами   как   активизировать   познавательную   деятельность   в   процессе
обучения.

Целями школьного образования, помимо приобретения определенного набора
знаний   и   умений,   являются   раскрытие   и   развитие   потенциала   ребенка,   создание
благоприятных условий для реализации его природных способностей.

 Естественная
игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого
ребенка   найти   свое   место,   проявить   инициативу   и   самостоятельность,   свободно
реализовать   свои   способности   и   образовательные   потребности,   является
оптимальной для достижения этих целей.
Для создания такой среды на уроке я буду использовать такие активные
методы обучения.

Активные   методы   обучения  –   это   система   методов,   обеспечивающих
активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в
процессе   освоения   учебного   материала.

  АМО   строятся   на   практической
направленности,
  игровом   действе   и   творческом   характере   обучения,
интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их
работы.
Уроки   с   использованием   активных   форм   и   методов   обучения   интересны   не
только для учащихся, но и для учителей.
 У каждой методики есть свои плюсы и минусы.
+   Активные методы обучения помогают:
∙          развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,

∙         учить учащихся самостоятельно добывать знания,
∙           развивать интерес к предмету,
∙         
 позволять   активизировать   процесс   развития   у   учащихся
коммуникативных   навыков,   учебно­информационных   и   учебно­организационных
умений.

­  Активные методы обучения имеют недостатки:
Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому :
∙          не   могут   совладать   со   своими   эмоциями,   следовательно   на   уроках
создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; 
Методы   лучше   вводить   постепенно,   воспитывая   у   учащихся   культуру
дискуссии и сотрудничества;
Применять данные методики не обязательно все на каждом или на одном уроке.
Таким   образом,   использование   активных   методов   обучения   позволяет   
 обеспечить   эффективную   организацию   учебного   процесса,   но   и   как   в   любой
методике   есть   особенности.     А   применять   ее   или   нет   это   уже   дело   его   и   его
творчества.  
“Кулак – ребро ­ ладонь”
Цель:   развитие   осязания   и   мелкой   моторики,   коррекция   межполушарного
взаимодействия
Проведение:   На   столе,   последовательно,   сменяя,   выполняются   следующие
положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на
столе.   Выполнить   3­5   повторений.   Упражнения   выполняются   каждой   рукой
отдельно, затем двумя руками вместе.

Пример Активного метода релаксации
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Проведение:
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний –
воздух, землю, огонь и воду.

Воздух.  Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и
делают глубокий вдох, а затем выдох.

 Каждый представляет, что его тело, словно
большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как
воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых
кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет
живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и
кончикам пальцев.

Ученики   делают   несколько   глубоких   вдохов   и   выдохов.   Можно   предложить
всем   пару   раз   зевнуть.  Сначала   это   получается   скорее  искусственно,  но   иногда
после   этого   возникает   настоящий   зевок.   Зевота   –   естественный   способ
компенсировать   недостаток   кислорода.

  (Зевание   может   использоваться   и   по­
другому:   вы   можете   на   первой   встрече   предложить   зевать   сознательно,   чтобы
группа быстрее «взбодрилась»).


Земля.  Теперь   ученики   должны   установить   контакт   с   землей,
«заземлиться»   и   почувствовать   уверенность.   Учитель   вместе   с   обучающимися
начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже
пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте.

Цель – по­новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра
сознания,   и   благодаря   этому   телесному   ощущению   почувствовать   большую
стабильность и уверенность.

Огонь.  Ученики   активно   двигают   руками,   ногами,  телом,   изображая
языки пламени.

 Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле,
когда они двигаются подобным образом.

Вода.  Эта   часть   упражнения   составляет   контраст   с   предыдущей.

Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают
мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы –
кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Можно   дать   дайте   дополнительные   3   минуты   времени,   чтобы   каждый   мог
создать свою индивидуальную комбинацию элементов.
Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо
пользы   для   себя,   он   поможет   также   и   неуверенным   и   стеснительным   ученикам
активнее участвовать в упражнении.

Вспоминая свои школьные годы, мне нравилось играть с друзьями во дворе или
на   переменках,   и   как   огорчала   необходимость   читать   серые   скучные   учебники,
решать   задачи   и   выполнять   упражнения,   и   запоминать   придуманные   взрослыми
длинные заумные фразы.

 Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят
играть   и   не   любят   заниматься   навязанными   им   взрослыми   непонятными   и
неинтересными   делами.   Детям   не   нравится   неподвижно   и   молча   сидеть   на
длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем
пытаться непонятно для чего ее пересказывать.

Если привычной и самой желанной формой деятельности для ребенка является
игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения,
объединив   игру   и   учебно­воспитательный   процесс,   точнее,   применив   игровую
форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных
целей.

 На этом и должен быть построен современный урок в начальной школе. Все
этапы урока должны включать активные методы обучения. Игра должна служить
для повышения мотивации обучающихся.Таким образом, мотивационный потенциал
игры   будет   направлен   на   более   эффективное   освоение   школьниками
образовательной программы.

При изучении мотивации обучения педагоги убедились, что значение мотивации
для   успешной   учебы   выше,   чем   значение   интеллекта   обучающегося.   Высокая
позитивная мотивация может играть роль самого главного предмета в обучении.
Активные   методы   обучения  –   методы,   стимулирующие   познавательную
деятельность   обучающихся.

  Строятся   в   основном   на   диалоге,   предполагающем
свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Активные   методы   обеспечивают   многоуровневую   и   разностороннюю
коммуникацию всех участников образовательного процесса, поэтому применение их
необходимо в образовательном процессе.

 Конечно, активным метод остается вне
зависимости   от   того,   кто   его   применяет,   другое   дело,   что   для   достижения
качественных   результатов   использования   АМО   необходима   соответствующая
подготовка учителя.
Можно   с   уверенностью   сказать,   что   активные   методы   обучения
обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

 формирование положительной учебной мотивации;
 повышение познавательной активности учащихся;
 активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
 стимулирование самостоятельной деятельности;
 развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
 эффективное усвоение большого объема учебной информации;
 развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
 развитие
  коммуникативно­эмоциональной  
сферы   личности
обучающегося;
 раскрытие   личностно­индивидуальных   возможностей   каждого
учащегося и определение условий для их проявления и развития;
 развитие навыков самостоятельного умственного труда;
 развитие универсальных навыков.
Метод “Поздоровайся локтями”
Цель: – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство.
Численность: – весь класс.
Время: – 3–5 минут.
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на
первый­второй­третий и сделать следующее:
 Каждый “номер первый” складывает руки за головой так, чтобы локти
были направлены в разные стороны;
 Каждый “номер второй” упирается руками в бедра так, чтобы локти
также были направлены вправо и влево;
 Каждый “номер третий” нагибается вперед, кладет ладони на колени и
выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только три
минуты. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом
одноклассников,   просто   назвав   свое   имя   и   коснувшись   друг   друга   локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались
соответственно первые, вторые  и третьи номера. После этого они приветствуют
друг друга внутри своей группы.

Источник: https://znanio.ru/media/aktivnye_metody_obucheniya-187974/213456

Обоснуйте преимущества применения активных методов обучения подростков в современной школе

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Метод (форма) занятия Цель использования метода Преимущества
Доклад Передача знаний Экономия времени, охват всей группы
Учебная беседа Активизация знаний, работа с содержанием Хороший учебный контроль, активизация студентов
Работа с партнером Совместная работа с материалом Обмен мнениями, активное обучение, интенсивное взаимодействие с материалом
Групповая работа Работа совместно, развитие коммуникабельности Активное обучение, хорошая запоминаемость, интенсивное взаимодействие с материалом, коррекция общения
Ролевая игра Вхождение в роль и гибкая смена ролей, стратегии решения проблем Близость к практике, активизация студентов
Плановая игра Применение знаний на практике Близость к практике, высокая активность, высокий учебный эффект, интегрированный контроль успешности обучения

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% — при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Активные методы обучения совместно с технологией модерации как раз и позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.

Кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс.

Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.

Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков.

К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.

А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.

Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности.

Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями местного сообщества.

Игровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими — все это вызывает развитие высокой мотивированности обучающихся, интерес и желание заниматься. Образовательный процесс перестает быть чем-то навязанным извне, он становится органичной частью жизни обучающегося как дома, при подготовке (причем, подготовка тоже может стать командной), так и в школе. Важно также отметить, что передача обучающимся части полномочий по освоению образовательной программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а также учет психофизиологических особенностей школьников при проектировании и осуществлении обучения и воспитания меняет в положительную сторону отношение обучающихся к учителю и к образовательному процессу, что, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата в классе и школе, содействуя успешному выполнению стоящих перед школой целей.

Источник: https://studbooks.net/2045745/pedagogika/obosnuyte_preimuschestva_primeneniya_aktivnyh_metodov_obucheniya_podrostkov_sovremennoy_shkole

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector