Плюсы и минусы индустриализации в казахстане

В 2019 году завершается вторая пятилетка программы индустриально-инновационного развития Казахстана – ГПИИР.

Госпрограмма индустриализации, начавшаяся в 2010 году (и по пути потерявшая слово «форсированная») преподносится как способ решения многих вопросов экономического развития.

Но эксперты считают, что пока говорить об индустриальном росте Казахстана как новом драйвере экономики рано, а при оценке высоких цифр надо учитывать эффект низкой базы.

В 2020-м начнётся третий этап ГПИИР, на сей раз шестилетний. Informburo.kz вспоминает, что планировали сделать с 2010-го по 2019-й, разбирается, что фактически было сделано за годы реализации госпрограммы, а также анализирует концепцию новой «шестилетки».

Индустрия в приоритете с 2003 года

Первая индустриализация (целенаправленное создание промышленности) в Казахстане проходила в советское время. Тогда, как и во всех республиках СССР, в Казахстане ускоренно разрабатывали месторождения, строили предприятия и транспортные пути.

Например, в 1981-1986 годах в стране построили более 400 предприятий, а к началу 1990-х годов в Казахстане выпускали химикаты, машины и оборудование, текстиль и другие изделия обрабатывающей промышленности.

Крупнейшими отраслями промышленности были машиностроение и металлообработка.

Однако из-за нестабильной экономической ситуации многие предприятия в 1990-е остановились.

Плюсы и минусы индустриализации в Казахстане

Павлодарский алюминиевый завод, запущенный в 1964 году / Фото с сайта kazakh-tv.kz

В 2003 году, когда валовой внутренний продукт (ВВП) впервые превысил уровень 1991-го, Казахстан начал путь к новой индустриализации экономики.

Тогда была принята Стратегия индустриально-инновационного развития до 2015 года.

С помощью этого документа страна должна была преодолеть спад доли обрабатывающей промышленности в ВВП, поменять структуру экономики и промышленного производства и нарастить экспорт товаров и услуг «с высокой добавленной стоимостью».

В СИИР, как и в любую другую госпрограмму, были заложены конкретные ожидания. В их числе, к примеру, рост доли обрабатывающей промышленности в ВВП до примерно 13%. К слову, показатель в 12% был достигнут в 2017 году.

Коррективы в реализацию СИИР внёс мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году. Государство помогало экономике деньгами, было решено пересмотреть подходы к индустриализации. В 2010 году Правительство разработало и приняло в работу сразу два документа: Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития и Карту индустриализации страны.

Что сделали за 10 лет индустриализации?

Всего с 2010 по 2018 год в Казахстане по госпрограмме индустриализации запустили 1 250 проектов стоимостью около 7,9 триллионов тенге. На этих предприятиях было создано более 120 тысяч рабочих мест.

При этом если за первую пятилетку запустили 770 проектов, то за четыре года второй, уже без слова «форсированная», – 480. В 2019 году планируют реализовать 120 проектов, в их числе – завод по производству ферросилиция в Карагандинской области на 30,6 млрд тенге и завод стальных спирально-шовных труб в Алматы на 33 млрд тенге.

Если смотреть в разрезе отраслей, то с большим отрывом от других лидируют агропром, стройиндустрия и машиностроение.

В марте 2019 года министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр сообщил, что за годы второй пятилетки доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП выросла с 10,1% до 11,6%. При этом доля занятых экономически активных казахстанцев в отрасли увеличилась с 6,6% до 6,9%.

Под «проектом» в госпрограмме понимают не только запуск нового производства, но и расширение действующего.

Так, в 2013 году на базе работавшего с 2007-го «Казахстанского электролизного завода» в Павлодаре наладили выпуск обожжённых анодов.

Проект входил в карту индустриализации, стоил 300 миллионов долларов и позволял, по словам возглавлявшего в то время предприятие Алмаза Ибрагимова, «полностью вытеснить импорт и производить алюминий исключительно своими силами».

Плюсы и минусы индустриализации в Казахстане

Фото пресс-службы Казахстанского электролизного завода

Другой пример – внедрение в 2017 году на «Соколовско-Сарбайском горно-обогатительном производственном объединении» в Костанайской области проекта «умный карьер». Сейчас на крупнейшем из карьеров ССГПО – Качарском – работает система диспетчеризации, которая помогает увеличить производительность транспортного оборудования на 10%.

: Индустрия 4.0 в Казахстане: государственные планы или реальность?

Но есть и другие проекты, которые либо закрылись, либо простаивают по разным причинам. Про них казахстанские СМИ писали неоднократно: это, например, запущенный в 2011 году завод по выпуску планшетов в Актау или в том же году открытое производство отечественных самолётов в Карагандинской области. Ни одного образца продукции эти предприятия так и не выпустили.

Экономический обозреватель, главный редактор Expert Kazakhstan Сергей Домнин считает, что ничего удивительного в появлении таких проектов нет. Это неизбежный результат индустриализации, которой управляет государство.

«В региональную карту индустриализации включаются практически все проекты в несырьевом секторе на локальном уровне. Задача местных властей – обеспечить поддержку инвесторов, довести проект до запуска, поэтому их главный стимул – красиво отчитаться перед Астаной и лично Елбасы в День индустриализации», – говорит Домнин.

При этом уровень экспертизы и специфика работы чиновников на местах не позволяют им оценивать перспективы проектов. Тем более, если этот проект поддерживают государственными деньгами институты развития и банки второго уровня, которые должны заниматься таким анализом перед заключением договора о ссуде.

«Местные власти отчитываются не только за запуск проектов из карты индустриализации, но и за их последующее состояние. Это скорректировало стимулы чиновников, но, конечно же, не исключило появления подобных проектов», – отмечает собеседник Informburo.kz.

Плюсы и минусы индустриализации в Казахстане

Завод «КазАвиаСпектр», не выпустивший ни одного самолёта / Фото с сайта inform.kz

В реальности неудачных проектов может быть достаточно много: это и так называемые «зомби-компании», и предприятия, которые рискуют потерять контракты от нацкомпаний.

«Если бы на те же самолёты “Фермер”, которые собирались производить в Караганде, появился спрос у государства, то не исключено, что история завода «КазАвиаСпектр» тиражировалась государственными СМИ в числе прочих историй успеха программы индустриализации», – считает Сергей Домнин.

Простаивающим проектам помогают – в том числе банкротством

Есть и другая категория предприятий – простаивающие или имеющие низкую загрузку мощностей. Вопрос об их судьбе на расширенном заседании Правительства в феврале 2017 года поднял Президент страны Нурсултан Назарбаев. Тогда таких предприятий было 72.

Плюсы и минусы индустриализации в Казахстане

Расширенное заседание Правительства с участием Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, 3 февраля 2017 года / Фото с сайта akorda.kz

По словам Жениса Касымбека, до поста заместителя премьер-министра трудившегося министром индустрии и инфраструктурного развития, его ведомством и акиматами была проведена работа с владельцами этих предприятий. Все они –частные.

«Это всё частные проекты, (…) но государство подводило инфраструктуру и оказывало другую помощь. В течение года удалось более 50% на тот период вывести на загрузку более 50%. Сегодня мы видим, что на них загрузка и за 80% и под 100% есть», – прокомментировал Касымбек.

При этом чиновники выявили 13 проблемных проектов. Работа там по разным причинам не задалась, часть из них обанкротят.

«В силу различных причин (предприятия не заработали. – Авт.): есть примеры, когда акционеры между собой разошлись во мнениях или судятся, есть ситуации, когда рынок поменялся. (…) Часть из них будет обанкрочена. По части из них будет перепрофилирована деятельность. Но это обычные рыночные условия», – добавил Женис Касымбек.

По его словам, все крупные предприятия, запущенные по госпрограмме индустриализации, находятся «в рабочем режиме». Было создано, подчеркнул спикер, более 100 тысяч рабочих мест, все они сегодня заполнены.

Показатели растут, но медленно

По мнению эксперта Института мировой экономики и политики Сабита Суханова, программа индустриализации планомерно решает поставленные задачи.

«Текущая программа индустриализации заканчивается в 2019 году, соответственно, основные выводы нужно делать по итогам этого года за все пять лет реализации. Основные показатели, такие как увеличение объёмов производства, экспорта, инвестиций показывают, хотя умеренный, но всё же рост», – отметил Суханов в разговоре с Informburo.kz.

Вместе с тем, утверждает эксперт, существенного изменения структуры экономики пока не наблюдается.

«Для объективности нужно отметить, что, во-первых, период реализации программ индустриализации, включая первую пятилетку с 2010 года, не достаточен, чтобы получить значительные изменения. Напомню, что быстроразвивающимся азиатским странам потребовалось от 20 до 30 лет, чтобы существенно изменить структуру своих экономик», – подчеркнул Сабит Суханов.

Кроме того, реализация программы идёт в условиях определённых экономических шоков, включая ослабление тенге и изменчивость его курса, ухудшение экономической ситуации в странах – торговых партнёрах.

: Почему Президент отправил правительство Сагинтаева в отставку? Семь главных причин

Не стоит забывать, по мнению Суханова, и о сырьевом секторе Казахстана. Он не стоит на месте и развивается, привлекает инвестиции и, соответственно, вносит свой вклад в такие экономические показатели, как, например, диверсифицированность экспорта.

Экономический обозреватель Сергей Домнин связывает слабую динамику в изменении доли обрабатывающей промышленности в ВВП и структуре экспорта с эффектом низкой базы. В 2010 году доля обрабатывающей промышленности в ВВП была на уровне 11,3%, тогда как горнодобывающая отрасль занимала 19,5%.

«В 2010-2018 средний рост производства в горнодобыче составлял 2,4% в год, в обработке – 4,5%. По предварительным итогам 2018-го мы видим следующее: горнодобывающий сектор занимает 15,2% ВВП, обрабатывающая промышленность – 11,6%. Но в то же время росли и другие отрасли экономики. Весь реальный сектор рос в среднем на 3,1%, а сфера услуг – на 5,5% в год», – говорит Домнин.

Эксперт добавляет, что индустриализация в Казахстане идёт, но не так скоро и не так успешно, чтобы все успели это заметить.

«Именно субъективные, а не объективные эффекты и результаты индустриализации у нас принято оценивать – причём как на высшем уровне, так и среди большинства экспертов или лидеров мнений», – отмечает Сергей Домнин.

Во многом благодаря активной государственной пропаганде, по мнению собеседника Informburo.

kz, у наблюдателя складывалось впечатление, что страна работает как улей и везде благодаря усилиям государства строятся предприятия, а экономика находится на грани индустриального рывка.

На самом деле продолжался будничный процесс, начало которому было положено в предыдущее десятилетие: бизнес инвестировал в основной капитал по своим планам развития, государство пыталось поддерживать этот бизнес.

Плюсы и минусы индустриализации в Казахстане

Затем начался структурный кризис, а за ним – кризис нефтяных цен. Бизнес свернул некоторые инвестиционные проекты, активность упала, государство направило накопленные в Нацфонде средства на поддержание спроса, а госкомпании увеличивали CAPEX – капитал для приобретения или модернизации физических активов.

«Но всё это помогло лишь поддерживать минимальные темпы роста. Здесь было не до рывков.

Сегодня начинает приходить понимание, что индустриализация – это рутинный процесс, естественный для экономики догоняющего развития, а не оригинальное, изобретённое в Акорде моментально действующее лекарство от всех болезней экономики, что не чиновники, а бизнес обеспечивает его успех. Но если в нашем случае отказаться от координирующей роли государства, то тоже успеха не жди», – отмечает Сергей Домнин.

Третья пятилетка займётся «сложностью»

При этом перед промышленностью сохраняются прежние вызовы: нестабильность курса национальной валюты, экономическая обстановка в России и других странах, так или иначе, связанных с экспортом казахстанской продукции.

Читайте также:  Стоит ли принимать противовирусные препараты: особенности и нюансы приема

«Существенным вызовом является то, что отметил Елбасы на расширенном заседании Правительства в январе: наличие проблем с возвратностью кредитов малого и среднего бизнеса, недостаточность собственного капитала.

В этом отношении очевидно, что предлагаемая политика оздоровления бизнеса, в том числе путём упрощения процедуры банкротства, внесёт положительный импульс дальнейшей индустриализации», – отмечает эксперт ИМЭП Сабит Суханов.

По его мнению, нужно дальше улучшать условия для бизнеса, включая обеспечение стабильности валюты в долгосрочном периоде, снижение налоговой нагрузки и упрощение налогового администрирования.

В самом Министерстве индустрии и инфраструктурного развития – центральном госоргане, ответственном за промышленность, видят три ключевых вызова для обрабатывающей отрасли:

  • Недостаточный приток инвестиций в основной капитал. С 2010 по 2017 год инвестиции выросли с 413 до 956 миллиардов тенге, но Казахстан отстаёт от России и стран ОЭСР;
  • Несформированность критической массы предприятий. В обрабатывающей промышленности работают 14,5 тысячи предприятий, по сравнению с 2010-м их число выросло в 1,3 раза. Но по отношению их количества на тысячу человек экономически активного населения Казахстан отстаёт от России в 2,2 раза, а от стран ОЭСР – в шесть раз;
  • Низкая «сложность» выпускаемой продукции. В Индексе экономической сложности Гарвардского университета Казахстан на 84-ом месте, тогда как Беларусь на 31-м, а Россия на 48-м.

В ответе на запрос Informburo.kz в ведомстве сообщили, что решение этих вопросов заложили в концепцию третьего этапа индустриализации, который стартует в 2020-м году. На сей раз, правда, это будет не пятилетка, как ранее, а шестилетка – с 2020 по 2025 год. В открытом доступе концепция ГПИИР третьего этапа есть, ознакомиться с ней можно, например, здесь.

Плюсы и минусы индустриализации в Казахстане

Нефтеналивные железнодорожные цистерны / Фото informburo.kz

Согласно новому документу цель индустриализации на 2020-2025 годы – «создание условий для стимулирования конкурентоспособности обрабатывающей промышленности на внутреннем и внешнем рынках с учётом обязательств в рамках членства в международных экономических организациях».

Для достижения этой цели будут решать следующие задачи:

  1. Углубление индустриализации.
  2. Расширение объёмов производства и перечня обработанных товаров, пользующихся спросом на внешних рынках
  3. Увеличение промышленных мощностей.

Крепкий тыл и центры тяжести

Фокус сделан на обрабатывающей промышленности. Кроме того, предполагается сопряжение индустриально-инновационного и пространственного развития. Другими словами, в приоритете будет развитие местных промышленных кластеров. Так можно будет достичь эффектов в городских агломерациях, а именно стимулирования конкуренции и усложнения местных рынков.

Одним из подходов на третьем этапе индустриализации будет прямая поддержка предприятий. Сами предприятия разделят на три группы:

  • крепкий тыл;
  • конкурентоспособные производители;
  • центры тяжести.

По каким критериям будут определять принадлежность проектов госпрограммы к разным группам, пока неизвестно.

«Если коротко, то государство ждёт, что в период третьей пятилетки экономика, наконец, ощутит эффект от тех усилий, которые прилагались в предыдущие 10 лет.

Логика, положенная в основу концепции третьей индустриальной пятилетки, следующая.

Первая и вторая пятилетки индустриализации должны были сформировать комплекс предприятий обрабатывающего сектора, экспортоориентированных и с низкой энергоёмкостью – предприятий «новой промышленности», – комментирует Сергей Домнин.

Эти предприятия, по его словам, стали основой для дальнейшего развития обрабатывающей промышленности, а модернизируемые с учётом трендов «Индустрии 4.0» и вновь вводимые производства придали процессу широкий масштаб.

Производительность при этом должна вырасти не на 22%, как в 2015-2019 годах, а на 70%. Объём экспорта обрабатывающей промышленности – не на 19%, а в 2,3 раза. Другой индикатор – место в Индексе экономической сложности.

«Этот показатель перешёл из документа более высокого уровня – Стратегического плана-2025: Казахстан должен был подняться с 78-го места в 2016 году на 55-е к 2025-му. К слову, в актуальном индексе мы уже на 58-м месте, но не факт, что удержимся на этом уровне до 2025-го», – подытожил Домнин.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Источник: https://informburo.kz/stati/industrializaciya-v-kazahstane-chto-sdelano-za-10-let-i-chto-budet-dalshe.html

Индустриализация в Казахстане. Успехи и просчеты

Осуществление индустриализации, курс на которую был намечен на XIV съезде ВКП (б) в декабре 1925 года, натолкнулось в Казахстане на ряд трудностей.

Главной из них была социально-экономическая отсталость, в условиях которой казахскому народу, по замыслам Коммунистической партии и Советского правительства, предстояло совершить стремительный переход от феодализма к социализму, минуя капиталистическую стадию развития.

Положение усугублялось еще и тем, что восстановление народного хозяйства после гражданской войны и иностранной интервенции явно затянулось. Так, к началу 1926 года промышленность республики достигла лишь 61%уровня 1913 года, а сельское хозяйство— 82,9%.

Это был низкий дореволюционный, колониальный уровень, ори котором в промышленности ведущее место занимало мелкое производство, выпускавшее в основном предметы потребления и располагавшее лишь предприятиями по обработке продуктов земледелия и животноводческого сырья.

Богатые месторождения угля, нефти, цветных металлов и других ископаемых только начали изучаться. Поэтому новое строительство велось во многих случаях без должной подготовки.

К этому, следует добавить крайнюю нехватку квалифицированных рабочих, строительных материалов, техники, механизмов и денежных средств. ,

Невиданный кризис промышленности во всем, СССР в первой половине 20-х годов привел к необходимости ускорения индустриального развития.

Накопление для промышленности и транспорта предполагалось формировать за счет экспроприации крестьянства. Вместе с тем для Казахстана отводилась роль сырьевой базы для промышленно развитых регионов СССР.

Однобокое развитие промышленности (слабость или вообще отсутствие ведущих отраслей тяжелой и легкой индустрии), заложенное еще во второй половине XIX в.

, и продолженное в советское время, сказывается до сих пор.

В 20 30-е годы были реконструированы и построены предприятия металлургии, являющиеся крупнейшими не только в Казахстане, но и в стране.

Достаточно сказать, что Чимкентский свинцовый завод в 1939 году дал 73,9% всего выплавленного в СССР свинца, а Балхашский завод 51% всей меди, выплавленной в республике.

Все это выдвинуло Казахстан на второе место в стране по выпуску цветных металлов, столь необходимых для развития народного хозяйства и укрепления обороноспособности Союза в условиях начавшейся Второй Мировой войны.

Бурное развитие получила угольная промышленность, 90% добычи которой в 1940 г. приходилось на долю Карагандинского бассейна, превратившегося в третью после Донбасса и Кузбасса угольную базу страны.

Добытый здесь коксующий уголь направлялся на Магнитогорский металлургический комбинат и другие предприятия.

По добыче нефти, которая в 1940 году достигла почти 700 тысяч тонн, Казахстан вышел на третье место после России и Азербайджана и давал около одной пятой части всей нефти страны.

Другой особенностью индустриального развития республики в этот период было выдвижение на передний план транспорта, в особенности железнодорожного. Вслед за Турксибом были проложены основные участки будущей трансказахстанской магистрали Боровое — Акмолинск — Караганда, Караганда Балхаш, линии Жарык — Джезказган, Рубцовка — Риддер, Уральск — Илец.

Высокие темпы индустриального развития Казахстана во многом были обеспечены всесторонней помощью России, Украины и других более развитых республик.

Она проявлялась в разнообразных формах: в выделении крупных капиталовложений как за счет РСФСР, куда Казахстан на правах автономной республики входил в 1920-1936 г г.,.

в геологическом изучении природных богатств, снабжении предприятий и новостроек материалами, техникой, специалистами, квалифицированной рабочей силой, шефстве Москвы, Ленинграда, Кйева* Донбасса, их участии в подготовке кадров из коренного населения, а также в других акциях.

Индустриальное развито Казахстана в 1920-1940 гг. повлекло крупные социально-экономические последствия.

К их числу следует отнести — превращение республики из аграрной в индустриально-аграрную, рост городов и удельного веса горожан в составе населения республики, формирование рабочего класса — в особенности его национальных кадров, начало создания инженерно-технической интеллигенции, а также другие социально-демографические изменения в составе населения.

Туркеетано-Сибирская магистраль, строительство которой началось в 1927 г., должна была соединить Сибирь, Среднюю Азию и юг Казахстана, способствовать экономическому развитию прилегающих к ней районов, преодолению Советским Союзом хлопковой зависимости.

Одним из проявлений «социалистической индустриализации» стало сооружение лагерей ОГПУ-НКВД для обеспечения дешевой рабочей силой крупных предприятий. Например, в 1931 г. создается Карагандинский лагерь (Карлаг), где находились репрессированные со всех регионов СССР. В течение 30-40 гг. XX века в Казахстане возникает Целый ряд подобных лагерей.

В целом, результаты индустриализации оцениваются неоднозначно. Она осуществлялась за счет снижения уровня жизни народа. В итоге за 1929-1934 г. наблюдается значительная инфляция, планы по выпуску легкой промышленности не были выполнены.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

Источник: https://www.elim.kz/article/394/

Как индустриализация повлияла на развитие Казахстана? /ОБЗОР/

Масштабная диверсификация экономики Казахстана, заложенная государственной программой индустриально – инновационного развития способствовала обеспечению производственной и промышленной безопасности страны, особенно в условиях глобального экономического кризиса.

Сегодня можно сказать, что одним из главных достижений первой пятилетки индустриализации это то, что удалось создать необходимую законодательную базу.

За первый период ее реализации были разработаны и внесены поправки в более чем 50 законов, принято 3 новых закона. Это закон «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», «О СЭЗ», «Об энергоэффективности и энергосбережении».

Информационное агентство Strategy2050.kz подготовило обзорный материл о достижения и планах программы индустриализации.

Итоги первой пятилетки индустриализации

За 5 лет в обрабатывающий сектор было привлечено 17,6 млрд долларов США валовых прямых иностранных инвестиций. Это почти в 3 раза больше, чем за предыдущие 5 лет.

Решено большинство инфраструктурных вопросов: построено и реконструировано около 4000 км автомобильных дорог («Западная Европа – Западный Китай», 2 транзитных коридора Центр-Юг и Центр-Восток), 1700 км железных дорог (Узень-госграница с Туркменистаном, Жетыген — Коргас, Бейнеу — Жезказган, Аркалык -Шубаркуль), построена энергетическая инфраструктура. Для поддержки бизнеса (МСБ, экспортеров, инвесторов) были разработаны специальные программы, финансирование по которым шли через БРК, КазАгро, «Даму» (ДКБ-2020).

Всего в реальном секторе, с учетом и транспортных, и энергетических, и промышленных проектов за 6 лет было поддержано более 8700 малых, средних и крупных компаний. Все это позволило создать почти 193 тыс новых рабочих мест — практически каждое четвертое (23,1%) новое рабочее место, созданное за это время в экономике Казахстана.

Фактически, в Казахстане появилась новая индустриальная база, которая обеспечила продуктивную занятость и устойчивость экономики во многих регионах страны. Появилось 26 новых значительных секторов обрабатывающей сферы. Номенклатура экспортируемой продукции выросла с 777 до 824 товаров.

Индустриализация сыграла роль «подушки безопасности», смягчив удар кризиса и не дав уйти в минус обрабатывающей промышленности.

2015 год  — старт второй пятилетки индустриализации

В 2015 году стартовала вторая пятилетка индустриализации (ГПИИР на 2015-2019 годы).

В прошлом году в рамках Карты индустриализации введено 128 проектов на сумму 815 млрд тенге, создано более 10 тыс постоянных рабочих мест в следующих отраслях: металлургия (12 проектов), химическая промышленность (5 проектов), машиностроение (10 проектов), стройиндустрия (37 проектов), пищевая промышленность (41 проект), нефтепереработка (5 проектов), фармацевтическая промышленность (3 проекта) и другие.

Читайте также:  Профессия швея: плюсы и минусы

Причина простаивающих объектов

По итогам 2015 года из 898 проектов простаивает 21 проект (это чуть более 2% от общего числа проектов). Основные причины проблем простаивающих предприятий – неправильная бизнес-модель, отсутствие/недостаточность оборотных средств, проблемы с кредитованием, снижением покупательской способности и со сбытом продукции.

Все простаивающие проекты являются региональными и находятся под контролем акимов. Работа по их реанимированию ведется. Так, например, возобновились такие проекты, как производство керамогранита и текстильное производство в ЮКО, Фармацевтический завод «Элеас» в Алматинской области.

К примеру, производство керамогранита ТОО «Азия Керамик», профинансированное АО «БРК», приостановилось в 2011 году. Проект был передан в АО «ИФК», найден новый инвестор – ТОО «НПО «Зерде», работа завода возобновлена в мае 2015 года. Аналогичная работа была проведена с текстильным производством ТОО «Окси-Текстайл».

Производство возобновлено в марте 2014 года.

Индустриализации на 2016 год

Изначально государственная программа индустриально – инновационного развития (ГПИИР) была разработана с учетом наиболее позитивного сценария, при котором предполагались наличие благоприятной конъюнктуры глобального рынка ресурсов и тесная интеграция стран макрорегиона.

Однако с момента разработки и принятия ГПИИР произошли значительные изменения внешних базовых условий, которые не могли не повлиять на национальную экономику и развитие обрабатывающего сектора. В этой связи, в соответствии с поручением Главы государства, была проведена актуализация ГПИИР.

При корректировке программы учтены глобальные тренды и рекомендации Всемирного банка, ведущих зарубежных экспертов.

Стоит отметить, что в этом году проведена большая работа по данной госпрограмме. За 10 месяцев 2016 года введено 63 проекта на сумму 179,2 млрд тенге, создано более 4,8 тыс постоянных рабочих мест.

За счет введенных проектов Карты за 10 месяцев т.г. произведено 18,1% от общего объема обрабатывающей промышленности.

За счет проводимой работы по индустриализации изменилась структура обрабатывающей промышленности. В дополнение к традиционно сильным отраслям металлургии и пищевой промышленности появились новые – динамично развивающиеся отрасли: титановая промышленность, отрасль редкоземельных металлов, железнодорожное машиностроение, солнечная энергетика.

В целом, введенными проектами Карты освоено порядка 500 новых видов продукции, ранее не производимых в Казахстане: грузовые и пассажирские вагоны, электровозы, грузовые, легковые автомобили и автобусы, трансформаторы, рентген аппаратура, светодиодные светильники, титановые слитки и слябы, лекарственные средства, молочная продукция и другие.

«Мы создали надежную энергетическую систему, сформировали транспортные коридоры с востока на запад и с севера на юг, создали разнообразие маршрутов и их взаимодополняемость.

Большое внимание уделяется таким приоритетным отраслям обрабатывающей промышленности, как металлургия, химия, нефтепереработка, машиностроение и производство продуктов питания», — отметил Президент Казахстана.

6 декабря 2016 года Глава государства Нурсултан Назарбаев в рамках Дня индустриализации дал старт 23 масштабным производствам.

В частности, в Акмолинской области запущено «Производство калиевой соли глифосата и глифосат содержащих гербицидов» мощностью 15 млн литров в год, в Актюбинской области построен Домостроительный комбинат с мощностью 50 тыс кв метров жилья в год, в Алматинской области запущен «Горно-перерабатывающий комплекс»  с получением передельного чугуна по инновационной технологии мощностью 400 тыс тонн в год.

  • Осуществлена реконструкция и модернизация Атырауского НПЗ, а в Восточно-Казахстанской области начато строительство предприятия по производству тепловыделяющих сборок (ТВС) для АЭС, в​ Актогайском ГОК запущена фабрика по переработке сульфидной руды мощностью 37 млн тонн руды в год.
  • В Жамбылской области проведена реконструкция технологической системы ЭФК-1 производства экстракционной фосфорной кислоты ТОО «Казфосфат», в Западно-Казахстанской области запущен аквакультурный комплекс по производству черной икры и товарной осетрины мощностью 131 тонн мяса рыбы и 10 тонн икры, в Карагандинской области осуществлена модернизация доменной печи № 4 АО «АрселорМиттал Темиртау», запущен горно-обогатительный комплекс на базе месторождения «Коктасжал» с производственной мощностью 18  тыс  тонн катодной меди с переработкой 3 млн тонн руды в год.
  • В Костанайской области АО «Баян Сулу» расширяет действующее производство кондитерских изделий до 9 075 тонн в год, в Кызылординской области ведется строительство ​обогатительной фабрики полиметаллических руд на месторождении Шалкия, мощностью 112 тыс тонн цинка и 29 тыс тонн свинца в концентрате в год.

В  Тайыншинском районе СКО во время телемоста начал свою работу завод по переработке масличных культур, где будут производить 120 тыс тонн растительного масла, в Южно-Казахстанской области запущен литейный завод по изготовлению отливок общемашиностроительного и специального назначения.

В столице заработал завод по производству строительных материалов, где планируют ежегодно выпускать порядка 120 тысяч тонн сухих смесей и 10 тыс тонн дисперсионных смесей, в городе Алматы запущено производство по пошиву модельной обуви ТОО «Казлегпром-Алматы» с объемом​ 150 000 пар обуви в год.

Также, в ходе телемоста Президент Казахстана  дал старт вводу стратегически важных инфраструктурных проектов республики, такие как паромный комплекс в поселке Курык Мангыстауской области с мощностью перевалки 5,1 млн тонн грузов, открытие вторых путей на участке Алматы – Шу с провозной способностью 51 пар грузовых поездов в сутки, открытию реконструированных автомобильных дорог Астана — Темиртау (протяженность 169 км) и Алматы — Капшагай (протяженность 104 км), запуск нового участка общенациональной энергетической сети – линии Экибастуз – Семей (Шульбинская ГЭС) – Усть-Каменогорск протяженностью 598,5 км.​

«Мы создали надежную энергетическую систему, сформировали транспортные коридоры с востока на запад и с севера на юг, создали разнообразие маршрутов и их взаимодополняемость.

Большое внимание уделяется таким приоритетным отраслям обрабатывающей промышленности, как металлургия, химия, нефтепереработка, машиностроение и производство продуктов питания», — отметил Президент Казахстана в ходе телемоста.

В настоящее время в рамках второй пятилетки индустриализации на стадии реализации находятся порядка 400 проектов на общую сумму 11 трлн тенге с созданием более 70 тыс постоянных рабочих мест.

За годы реализации программы индустриализации введено 961 проектов на сумму 4 трлн тенге, создано 90,6 тыс постоянных рабочих мест.

Необходимо подчеркнуть, что Государственная программа индустриально-инновационного развития позволила придать импульс индустриальному развитию большинства регионов. В г.

Астане более половины (56,5%), в Акмолинской и Мангистауской областях более 40% (44,7%, 44,1% соответственно) от объема обрабатывающей промышленности выпущена проектам Карты индустриализации.

Костанайской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях – четверть всего объема (31,3%, 28,6%, 22,3% соответственно).

Глава государства в ходе Дня индустриализации особо подчеркнул, что широкомасштабная индустриализация, опирающаяся на серьезную государственную поддержку, способна вывести Казахстан в число развитых стран, решить комплекс социальных вопросов, а также поднять уровень жизни населения.

Напомним, Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы разработана в соответствии с долгосрочными приоритетами Стратегии «Казахстан-2050», в реализацию ключевого направления «Ускорение диверсификации экономики» Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, Концепцией по вхождению Казахстана в число 30 развитых государств мира, а также во исполнение поручения Главы государства, данного на XXVI пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте РК и в рамках реализации Послания Президента народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 года.

Источник: https://strategy2050.kz/ru/news/42069/

Индустриализация в Казахстане

0 Период укрепления тоталитарной системы

Очевидный кризис промышленности во всем СССР в первой половине 20-х годов привел к осознанию необходимости ускорения индустриального развития. Однако в Москве разгорелись споры о путях и методах его осуществления.

Председатель Всесоюзного Совета Народного Хозяйства Ф. Дзержинский предлагал развивать в первую очередь легкую промышленность, чтобы получить быстрые доходы и обеспечить крестьян товарами народного потребления.

Его заместитель Пятаков выступал за ускоренное развитие тяжелой промышленности. Его поддерживали также Л. Троцкий, Преображенский и Сталин. Средства, необходимые для модернизации производства и строительства новых предприятий, должны были быть получены путем «перекачки» из частного сектора, т.е. у крестьянства через налогообложение, неравный товарообмен и коллективизацию.

С 1926 г. страна берет курс на ускоренную индустриализацию.

Развитие транспорта и промышленности.

Казахстан, по замыслам московских властей, должен был стать одним из основных районов ускоренной индустриализации. Ф. Голощекин, активно проводивший политику центра, выступал за создание в республике добывающей промышленности и железнодорожного транспорта для вывоза сырья. Таким образом, предусматривалось превращение Казахстана в сырьевую базу промышленно развитых регионов СССР.

Ряд местных лидеров во главе с С. Садвакасовым выступили против и предлагали развивать обрабатывающую и легкую промышленность, учитывать при проведении индустриализации интересы республики, чтобы не превратить ее в колонию. Однако возобладала точка зрения Голощекина, и индустриализация Казахстана приняла неоколониальные формы.

Одной из первых крупных строек стало строительство Туркестано-Сибирской железной дороги от Алма-Аты до Семипалатинска, завершенное к 1931 г.

В 1927 г. была построена дорога Петропавловск-Кокчетав, продолженная в 1931 г. до Акмолы.

В 1939 г. для вывоза сырья из Казахстана были построены дороги Акмола — Караганда, Илецк-Уральск, Рубцовск — Риддер, а в 1940 г. — Караганда-Джезказган.

Одновременно с этим шла реконструкция существующих и строительство новых предприятий. Восстанавливались Риддерский, Карсакпайский комбинаты. Карагандинские угольные копи. Началось строительство Чимкентского свинцового завода. Балхашского и Джезказганского медеплавильных комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината.

Индустриализация осуществлялась в обстановке нагнетания темпов и неоправданно завышенных планов. Уже в 1929 г. было принято решение о пересмотре пятилетного плана в сторону увеличения основных показателей.

В результате возникли сложности с обеспечением строящихся объектов рабочей силой, сырьем, оборудованием. Многие стройки были заморожены. Предприятия, хотя и давали продукцию, но тем не менее не могли набрать полную мощность.

В целом индустриализация Казахстана продолжалась до самой второй мировой войны.

Миграционная политика в годы индустриализации.

Рост темпов промышленного строительства привел к возникновению дефицита рабочей силы. Для обеспечения строек рабочими руками и в то же время в целях экономии на обучении рабочих-казахов власти практиковали т.н. оргнаборы в охваченных безработицей западных регионах страны, по которым в республику в 1931 -1940гг. было привезено 559 тыс. человек.

Значительное число рабочих, особенно малоквалифицированных, составили крестьяне из разоренных коллективизацией деревень и аулов.

Как следствие, резко упала производительность труда, дисциплина, процветали разгильдяйство, пьянство, возникали трения между квалифицированными — рабочими-европейцами и неквалифицированными — казахами. На строительстве Турксиба в декабре 1928 г.

это вылилось в погром казахского населения Сергиополя. На Карсакпайском заводе процветало хулиганство, пьянство, межнациональные столкновения.

На Риддерском заводе рабочих-казахов не пускали жить в одно общежитие с русскими, при одинаковой квалификации платили меньшую зарплату, не оказывали им медицинской помощи и т.п. Большой была текучка кадров.

Одним из источников пополнения рабочей силой были спецпереселенцы — раскулаченные крестьяне из центральных регионов и Сибири. В 1931 г. в Караганду было переселено около 70 тыс.человек, размещенных в двадцати пяти поселках, по существу, в концлагерях.

Спецпереселенцы не имели права выезжать из поселков, работали на строительстве бараков, в шахтах, на строительстве железной дороги. Работающим выдавали по 600 граммов хлеба, иждивенцам 300 граммов в день. От голода и свирепствовавших болезней большая часть переселенцев умерла, но на их место привозили новых.

Читайте также:  Samsung Gear S3 (Самсунг Геа С3): плюсы, минусы, стоит ли покупать аппарат?

Всего в Казахстан было сослано около 189 тыс. т.н. «кулаков», из них 150 тыс. — в 1931 г. Всего к 1937 г. численность спецпереселенцев достигла 360 тыс. человек.

Еще одним уродливым проявлением «социалистической индустриализации» стала система лагерей ОГПУ — НКВД для обеспечения дешевой рабочей силой крупных предприятий. В 1931 г.

создается Карагандинский лагерь (КарЛаг), где содержались репрессированные со всех регионов СССР. На протяжении 30-40-х гг. в Казахстане возникает целый ряд подобных лагерей.

Республика начинает превращаться в гигантское место ссылки.

В целом, результаты индустриализации оцениваются неоднозначно. Она осуществлялась за счет снижения уровня жизни народа, в особенности крестьянства. За пять лет, в 1929-1934 гг.

наблюдалась значительная инфляция, денежная масса выросла на 180%, розничные цены на промышленные товары выросли на 250%-300%. Многие пункты пятилетнего плана, особенно по легкой промышленности, не были выполнены.

Тем не менее, наблюдался значительный рост промышленного производства и увеличение удельного веса промышленной продукции экономики Казахстана.

Источник: http://www.elimai.kz/industrializaciya-v-kazaxstane.html

Индустриализация — одно из ключевых направлений развития Казахстана в новой экономической реальности

В статье определено значение индустриализации, фактически ставшей одним из немногих инструментов развития, который позволяет бизнесменам и инвесторам создавать новые проекты. Исследуются специфика развития индустриально-инновационного потенциала Казахстана, а также условия, способствующие переходу к устойчивому развитию экономики республики.

В индустриальном развитии Казахстана нельзя ограничиваться достигнутым, необходимо расширять и модернизировать меры по углублению наукоемкой модели экономики.

Акцентируется внимание на том, что каждый источник энергии обладает преимуществами и недостатками, вследствие чего при индустриализации разработка и потребление этих источников в мировой и казахстанской энергетике существенно различны.

Делается вывод, что в условиях индустриализации энерготехнологии, опирающиеся на возобновляемые энергоресурсы, на органическое и ядерное топливо, на использование термоядерного синтеза водородной энергетики, следует рассматривать не как конкурирующие, а как дополнения друг друга при создании энергетической безопасности в Республике Казахстан.

Обосновывается целесообразность создания общего рынка энергоресурсов в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Отмечается, что энергетика крупнейших участников ЕАЭС — Казахстана и России — это стержень экономик, от которого зависит деятельность всех отраслей, и он должен усиливаться интеграционным сотрудничеством в рамках Союза.

Эффективность формирования индустриально-инновационного облика национальной экономики

В развитии общества бывают периоды, когда всего лишь год по масштабу содеянного равен десятилетию. К такому периоду, спрессованному кардинальными изменениями и судьбоносными решениями, в корне изменившими облик казахстанского общества, мы должны отнести первое 25-летие суверенного развития Казахстана.

Безусловно, наиболее важными достижениями страны за предыдущие 25 лет стали успешная диверсификация национальной экономики, широкое развитие предпринимательства, особенно малого   и среднего бизнеса. Это обеспечило ее повышенную сопротивляемость кризисам и шокам мировой экономики. В целом ВВП страны за 25 лет в долларовом исчислении вырос в 76,3 раза (табл. 1). 

Т а б л и ц а   1

Динамика ВВП за 25 лет, млрд долл.

Страна 1992 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2016 г.
Казахстан 2,87 18,27 57,1 148,0 217,8 219
Украина 21,4 31,3 86,2 137,9 131,8 133
Азербайджан 1,2 5,3 13,2 51,7 75,2 77
Беларусь 4,1 12,4 30,2 55,2 76,1 74,4
Узбекистан 3,57 8,8 14,3 38,9 62,6 66
Место в мире
Казахстан 51 67 53 58 48 48
Украина 55 50 50 53 59 59
Беларусь 72 83 71 67 67 67
Азербайджан 68 93 98 69 68 68
Узбекистан 79 82 91 80 73 73

Примечание. Использованы данные работы [1; 9]. 

По данным Мирового банка экономика Казахстана за годы независимости, с 1991 по 2015 гг., выросла в 7,4 раза. А по данным международного агентства ПРООН, публикующего ежегодные индексы благополучия стран, наша страна занимает 55-е место в мире. По индексу человеческого развития РК опережает Китай, Малайзию и Турцию и среди 188 стран находится на 56-й позиции [2; 4].

Во-первых, достижению этих успехов способствовали: переход к экономическому развитию на рыночных принципах; децентрализация системы управления народным хозяйством и проведение комплекса административных реформ; предоставление самостоятельности для всех субъектов экономики и их дальнейшая демократизация.

Во-вторых, за период менее чем 10 лет были созданы национальная и региональная инновационные системы с сетью технополисов, технопарков, технологических бизнес-инкубаторов. Сейчас формируются инновационные кластеры, действуют национальные институты развития, в том числе Национальное агентство по технологическому развитию АО «НАТР» и Национальный инновационный фонд и др.

Таким образом, был определен путь к инновационному Казахстану.

  По мнению автора статьи  [3; 4], контуры национальной модели инновационного развития Казахстана формализуются в виде наукоемкой модели экономики с опорой на человеческий капитал.

Приоритетными направлениями являются разработка инновационных проектов и коммерциализация технологий, масштабное привлечение в экономику прямых инвестиций, прежде всего зарубежных.

Учеными Института экономики Комитета науки МОН РК сформулировано концептуальное видение того, что представляет собой наукоемкая экономика [4; 62].

Это экономика, развитие которой определяется в значительной мере факторами с высоким содержанием научных знаний.

По их мнению, можно выделить следующие группы компонентов, определяющих возможности формирования наукоемкой экономики.

  1. Социокультурные компоненты, определяющие общий культурный фон развития науки в стране, понимание всеобщности научного знания, роль и функции науки в формировании социальных и гуманитарных ценностей, мировоззрения и приоритетов,  интеллектуальные  традиции и  стиль мышления    и принятия решений.
  2. Человеческие ресурсы наукоемкой экономики. Создателем и носителем научных знаний, норм и ценностей является выделившаяся в определенную профессиональную группу категория людей. Основная функция этой группы — создание и распространение новых научных знаний, сохранение научных традиций, воспроизводство научных школ. К этой профессиональной группе примыкает многочисленная категория занятых, чья деятельность связана с активным практическим использованием специализированных знаний в различных секторах и отраслях экономики.
  3. Интеллектуально-информационные компоненты связаны с тем, что наукоемкая экономика требует создания ресурсов, которые будут осуществлять наполнение информационного пространства, обеспечивать доступность научных знаний.
  4. Структурные компоненты связаны с тем, что среди видов экономической деятельности должны быть широко представлены производства и услуги, развитие которых критично зависит от интенсивности использования научных знаний. Это так называемые наукоемкие виды услуг и наукоемкие отрасли промышленности и производства, которые формируют спрос на научные знания и разработки.

Сейчас в Казахстане успешно реализуется эффективная инновационная политика как важная составная часть государственной экономической политики. Для реализации данной политики разработаны и реализуются государственные программы.

Начата реализация Пяти основных институциональных реформ, затрагивающих ведущие отрасли экономики и систему государственного управления, разработан пошаговый алгоритм действий Правительства «100 конкретных шагов» и др. Благодаря реализации этих документов, а главное — разработке Государственной программы индустриально-инновационного  развития  на  2015–2019 гг.

(ГПИИР),  программы  инфраструктурного  развития «Нұрлы жол» удалось скорректировать целевые установки Стратегии-2050 с условиями современной кризисной ситуации в глобальной экономике.

Не случайно в Послании Главы государства Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 г.

«Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» было особо  отмечено: «Благодаря экономической политике  «Нұрлы жол» и Плану нации «100 конкретных шагов»  мы достойно проходим первоначальный этап сложной глобальной трансформации.

Только в 2014– 2016 годах на поддержку экономики нами дополнительно было выделено 1,7 триллиона тенге. Все  это предоставило возможность для экономического  роста  и  поддержки бизнеса,  создания  свыше 200 тысяч новых рабочих мест.

В результате в 2016 г. обеспечен рост внутренней валовой продукции на 1 %. Это особенно важно в нынешних сложных условиях» [5; 2].

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015–2019 гг. — один из приемлемых путей оздоровления всех звеньев национальной экономики

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015–2019 гг.

(далее — Программа), которая разработана в соответствии с долгосрочными приоритетами Стратегии «Казахстан-2050», является логическим продолжением Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010–2014 гг. (ГПФИИР). Первая учитывает опыт реализации ГПФИИР.

В республике с момента старта индустриальной политики удалось практически полностью решить вопрос по необходимой для промышленности инфраструктуре — транспортной, энергетической и т.д.

Например, решен вопрос по энергодефициту, дефициту подвижного состава. Автодороги и железные дороги связали разные части страны. И это не удивительно, если учесть, что на инфраструктуру было направлено более 60 % всего бюджета Госпрограммы.

Для поддержки бизнеса (МСБ, экспортеров, инвесторов) были разработаны специальные программы, финансирование по которым шло через БРК, «КазАгро», знакомую всем бизнесменам программу «ДКБ-2020», фонда «Даму».

Всего в реальном секторе, с учетом и транспортных, и энергетических, и промышленных проектов, за 6 лет было поддержано более 8 700 малых, средних и крупных компаний. Все это позволило создать почти 193 тысячи новых рабочих мест — практически каждое четвертое (23,1 %) — но-  вое рабочее место, созданное за это время в экономике.

Фактически в Казахстане появилась новая индустриальная база, которая обеспечила продуктивную занятость и устойчивость экономики во многих регионах страны. Появилось 26 новых значительных  секторов   обрабатывающей   сферы.  Номенклатура  экспортируемой  продукции  выросла   с 777 до 824 товаров [6; 6].

Индустриализация, как стержень всей экономической политики государства, в определенной степени сыграла роль «подушки безопасности», смягчив удар кризиса и не дав уйти в минус обрабатывающей промышленности.

По данным академика К. Сагадиева [2; 4], за годы исполнения ГПФИИР по технологическому уровню производства наша страна поднялась с 82-го на 56-е место в мире, по инновационному потенциалу — со 101-го на 59-е место. А по экспортному потенциалу Казахстан сейчас занимает 43-е место в мировом рейтинге. Эти показатели свидетельствуют о серьезных подвижках в индустриальном развитии страны.

Как известно, вслед за ГПФИИР была разработана Государственная программа индустриальноинновационного развития на 2015–2019 гг., которая сфокусирована на развитии обрабатывающей промышленности, с концентрацией усилий и ресурсов на ограниченном числе секторов, региональной специализации с применением кластерного подхода и эффективном отраслевом регулировании.

  • Цель Программы — диверсифицировать экономику Казахстана и повысить ее конкурентоспособность в обрабатывающей промышленности [7; 223].
  • Индикаторы Программы [8]:
  • а) рост на 43 % объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности от уровня 2012 г;
  • б) рост валовой  добавленной  стоимости  в  обрабатывающей  промышленности  не  менее  чем  в 1,4 раза;
  • в) рост производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,4 раза;
  • г) рост стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта не менее чем в  1,1 раза;
  • д) снижение энергоемкости обрабатывающей промышленности не менее чем на 15 %;

е) рост занятости в обрабатывающей промышленности на 29,2 тыс. человек.

Как  известно,  начало  реализации  ГПИИР  (2015  г.)  совпало  с  периодом нарастания  проблем в мировой экономике, отражающихся на внутреннем производстве страны. В связи с этим по поручению Главы государства в Программу были внесены следующие важные корректировки [9; 12-15]:

Источник: https://articlekz.com/article/17904

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector