Плюсы и минусы религии в современном мире

Любая существующая религия, чего в ней больше для человечества пользы или вреда. Никак не могу понять. Иногда мне кажется, что без религии общество существовать не может, что без религии оно деградирует.

А иногда мне кажется, что религия не нужна, что она только мешает человечеству, разделяет его на части и тормозит развитие общества.

И если в прошлые века человечество нуждалось в религии, потому что она была одновременно и наукой, и искусством, и властью, и политикой, то нужна ли она в современном мире, когда всё это уже существует и без неё

Помогите разобраться.

Плюсы и минусы религии в современном мире

Плюсы и минусы религии в современном мире

Плюсы и минусы религии в современном мире

Ольга Уваркина   [Москва]    (31.05.2017   20:25:18)(Ответ пользователю: Диана Звездова)

Диана, Ваш взгляд, пожалуй, ближе к пониманию… Хотя, мне будут возражать, но я так же разделяю два понятия: вера и церковь. Слишком много не стыкуется во взгляде на жизнь духовенства. И там золотой телец достал, чтобы не говорили…

А разве можно так, проповедуя учения Христа? В моём понимании, все, кто посвятил свой путь служению Богу должны стремиться к праведности и своим примером показывать, каким должен быть человек во Христе.

Поэтому, порой, все эти «движения», связанные с большими религиозными праздниками смотрятся и воспринимаются, как костюмированные представления. Фальшь сквозит. А её быть не должно.

Анатолий Сухаржевский   [Новосибирск]    (31.05.2017   16:57:30)

Церковь отделена от государства, но не отдалена и в дни горести и печали мы идём в церковь и ищем сочувствия у Бога! Если нет церкви, то тогда и нечего ходить на кладбище, поминать усопших и говорить с ними, нечего ставить свечки за упокой ( вечный огонь тоже сродни этому)… Тогда можно кремировать усопших и удобрять их пеплом поля для поднятия урожая.

Кто хочет верить и кому это необходимо, считают, что Бог есть, а кто не задумывался о смысле жизни, не испытывал угрызения совести, не испытывал нужды и отчаяния, тот ещё не верит в Бога, но это не значит, что так будет всегда.

Сказано: «Ищите и обрящете!» Хотите жить без Бога, ну и живите, а если ищете Бога, то найдёте обязательно! С Богом и жить легче, и уверенность в справедливость высшую не пропадает, и надежда всегда в сердце…

Валерий Белов   [Москва]    (04.06.2017   09:15:12)(Ответ пользователю: Людмила Онищук)

Людмила. Кто и кого толкает в язычество? Что за жупел вообще это пресловутое язычество? Язычество — это даже не религия, впрочем также как и атеизм не культура. Язычество — это этап развития общественного сознания. Интерес представляет то, как он проходил. Какие у него корни, каким было общество.

Оно ведь было уже организовано и у него имелись многие признаки государственности. Ничто не появляется на пустом месте, если речь не идёт о творении Божьем. А о его причинах и способностях мы судить не можем — не нашего ума дело. Наш ум не распространяется дальше причино-следственной связи. Так вот язычество — тоже создание Творца.

Он, условно говоря, наблюдает, как и в каком направлении человечество может развиваться и на наших примерах рассматривает разные пути развития (с войнами и без, с единением и разъединением). Это если рассуждать об этом в пределах человеческого разума. У Логоса, скорее всего, другое мышление или как его там назвать применительно к Логосу. Ясно одно.

Не делать далеко идущие выводы на основании единичных факторов (а они действительно единичны даже если их много и нет ничего их опровергающего). Ещё хуже, отталкиваясь от понятия в его узком смысле (язычество, вера и прочее) отвергать всё, что присуще явлениям иного порядка, чем наши трактовки того, что нам представляется вредоносным.

Например, как можно навязать язычество в его широком историческом и общественном понимании? И сводить, по сути, все аргументы к политической борьбе, наверное, не совсем верно.

Анатолий Сухаржевский   [Новосибирск]    (01.06.2017   03:33:26)(Ответ пользователю: Алла Латулина)

Алла! Вы спрашиваете, но должны сами себе ответить, а не искать истину там, где не найдёте! Конечно, религия и вера разнятся, но религия приспосабливается к современному нам миру и не может священнослужитель ходить в рубище и ездить на осле.

Только от того, что священник ездит на джипе, у меня вера не убавится потому, что я смотрю не на него, а на Господа! Без веры , что мать и отец тебя любят, — жить плохо и плохо не верить, что есть справедливый суд и что завтра мы будем жить лучше и у детей всё будет хорошо…

Верить надо, пусть даже и в то, что я перечислил, а совокупность этих душевных переживаний, может быть, и есть — Бог? Но не верить ни во что — это же убожество, тупость,.. Я даже и не припомню, — встречал ли человека, который ни во что не верит?

Рустам Карим   [Советский Союз]    (02.06.2017   08:29:23)(Ответ пользователю: Лев Фадеев)

Лев, своё мнение об Избе-Читальне я изложил — в теме «Золотой Век «Избы-Читальни»: 2012-2017». Не пытайтесь приписывать мне иных рассуждений. А теперь обратите своё внимание на «Скорее всего»: не кажется ли Вам, что подобное вводное словосочетание предполагает возможные (но редкие) исключения…

? Этим самым, я хотел лишь подчеркнуть, что в мире виртуального общения (когда собеседники «знакомы» лишь заочно, не «глаза в глаза») очень трудно найти ответы на интересующие Вас вопросы, тем более — в вопросах религии. Конечно, многое здесь зависит (и является, наверное, определяющим) от уровня культуры, образования, воспитания.

.. За примерами ходить далеко не надо — та же идеология ИГИЛ проникает в неокрепшие умы именно через виртуальное общение. И там (в Сети) ведь тоже спрашивают друг друга: что есть Бог, какая религия лучше… Но ведь то же самое мы обсуждаем и здесь? И то, что я сказал: «Здесь, скорее всего, — Вы не найдёте истины.

» — это лишь моё мнение, основанное на вышеуказанных размышлениях. Так что не «передёргивайте», Лев — не стоит. Не думаю, что Вы настолько наивны, чтобы верить в непогрешимость виртуального общения и считать ответы Ваших визави истиной последней инстанции.

И, напоследок: почему Вы такого мнения обо мне, если позволяете себе задавать подобные (почти провокационные) вопросы…?

Валентин Козлов   (03.06.2017   22:36:33)

Здравствуйте! На поставленные Вами вопросы нет и не может быть однозначных ответов. Но можно попытаться понять, что такое религия вообще. Я например, пришёл к мысли, что религия, как явление, изначально была призвана для того, чтобы на разных этапах развития человечества объяснить необъяснимое.

То, что религию стали использовать как средство управления массами — неизбежность, но не вечная. Если проследить трансформацию религиозных идей во времени, то можно увидеть её прямую зависимость от т.н. научно-технического прогресса. Нет оснований считать, что существующие ныне религиозные направления останутся неизменными на веки веков.

А лицемерие, присущее основным религиям, неизбежно именно как инструмент управления.

Валентин Козлов   (04.06.2017   22:48:10)(Ответ пользователю: Алла Латулина)

Судя по всему, Вы человек неверующий, но не желающий открыто в этом признаться. И это понятно, поскольку Вы человек образованный, но живущий в среде, где подобное признание некорректно. Так обстоит дело, например, в тех же США.

Но поскольку Вы для себя самоё не можете, так же, как и многие из нас, получить понятные и исчерпывающие ответы на некоторые вопросы бытия, остаётся капелька сомнения — а вдруг ОН всё-таки есть! На этом сомнении и держится вся клерикальная иерархия. Фанатиков от религии не так много.

Большинство ходит в церковь, мечеть, синагогу потому что «так нужно», или на всякий случай, или просто как клуб по интересам. Если бы было иначе, то мы жили бы в мире праведников.

Валентин Козлов   (06.06.2017   00:13:43)(Ответ пользователю: Алла Латулина)

«Атеист, подобно христианину, полагает, что можно узнать, существует Бог или нет. По мнению христианина, мы знаем, что Бог есть; по мнению атеиста, мы знаем, что Бога нет. Агностик воздерживается от суждения, говоря, что нет достаточных оснований ни для подтверждения, ни для отрицания.» «Кто такой агностик? «// Бертран Рассел https://scepsis.net/library/id_302.html Современные апологеты от религии под напором достижений науки обходят молчанием вопрос божественного происхождения Вселенной. Остаётся открытым вопрос о происхождении жизни на Земле вообще и человека в частности. Вот здесь и возникают некоторые сомнения даже у тех, кто не верит в библейские мифы. Это и есть агностики.

Мурат Горский…   (27.06.2017   23:56:20)(Ответ пользователю: Алла Латулина)

Может так и есть, но, есть, но. Дело в том, если позволите, скажу о Вас, думаете сами, исполняете сами, живёте для себя, мнение, от, того и выводы такие. Но, есть, но… Присутствие Бога Вы можете прочувствовать в молитве при необходимом количестве людей. Попробуйте зайти в синогогу.

Мурат Горский…   (28.06.2017   01:00:06)(Ответ пользователю: Алла Латулина)

Не, в одиночку Бога не осилить, это труд многих людей, а главное. надо слышать молитву. понимать её, и тогда, это чудо, Вы слышите его присутствие. К вере надо стремиться и идти к ней всю жизнь, только тогда можно понять, через что прошёл Бог, создовая нас, детей своих. Серьёзно. Почеу в синогогу? ответ прост, там нет золота и серебра. книги и люди, больше ничего.

Источник: https://www.chitalnya.ru/commentary/17878/

Религия в современном мире и в современном обществе

На всех этапах развития человеческой цивилизации религия была и остается одним из важнейших факторов, влияющих на мировоззрение и способ жизни каждого верующего, а также на отношения в обществе в целом.

Читайте также:  Стоит ли покупать игры в steam?

Каждая религия основывается на вере в сверхъестественные силы, организованном поклонении Богу или богам и на необходимости соблюдать определенный свод норм и правил, предписанных верующим.

Религия в современном мире играет почти такую же важную роль, как и тысячелетия назад, так как согласно опросам, проведенным американским институтом Гэллапа, в начале XXI века более 90% людей верили в наличие Бога или высших сил, причем количество верующих людей примерно одинаково и в высокоразвитых государствах, и в странах «третьего мира».

Тот факт, что роль религии в современном мире по-прежнему велика, опровергает популярную в ХХ веке секуляризационную теорию, согласно которой роль религии обратно пропорциональна развитию прогресса.

Сторонники этой теории были уверены, что научно-технический прогресс уже к началу двадцать первого века станет причиной того, что веру в высшие силы сохранят только люди, живущие в слабо развитых странах. Во второй половине ХХ века секуляризационная гипотеза отчасти подтверждалась, так как именно в этот период бурно развивались и находили миллионы приверженцев теории атеизма и агностицизма, однако конец ХХ — начало XXI века ознаменовались быстрым приростом количества верующих людей и развитием ряда религий.

Процесс глобализации затронул и религиозную сферу, поэтому в современном мире все больший вес приобретают основные мировые религии, и остается все меньше адептов этнорелигий. Ярким примером этому факту может послужить религиозная ситуация на Африканском континенте — если еще чуть больше 100 лет назад среди населения африканских государств преобладали адепты местных этнорелигий, то сейчас всю Африку можно условно поделить на две зоны — мусульманскую (северная часть материка) и христианскую (южная часть материка). Наиболее распространенными религиями в современном мире являются так называемые мировые религии — буддизм, христианство и ислам; каждое из этих религиозных течений имеет свыше миллиарда адептов. Также широко распространены индуизм, иудаизм, даосизм, сикхизм и другие верования.     ХХ век и современное время можно назвать не только временем расцвета мировых религий, но и периодом зарождения и бурного развития многочисленных религиозных течений и псевдорелигиозных сект. Неошаманизм, неоязычество, учение Дона Хуана (Карлос Кастанеда), учение Ошо, саентология, Агни-йога, PL-Кёдан — это только малая часть религиозных течений, возникших менее 100 лет назад и имеющих на данный момент сотни тысяч адептов. Перед современным человеком открывается очень большой выбор религиозных учений, и современное общество граждан в большинстве стран мира уже нельзя назвать одноконфессиональным. Плюсы и минусы религии в современном миреОчевидно, что расцвет мировых религий и появление многочисленных новых религиозных течений напрямую зависит от духовных и психологических потребностей людей. Роль религии в современном мире практически не изменилась по сравнению с той ролью, которую играли религиозные верования в прошлые века, если не учитывать того факта, что в большинстве государств религия и политика разделены, и священнослужители не обладают властью оказывать существенное влияние на политические и гражданский процессы в стране.

Тем не менее, во многих государствах религиозные организации оказывают значительное влияние на политические и социальные процессы.

Также не следует забывать, что религия формирует мировоззрение верующих, поэтому даже в светских государствах религиозные организации опосредствованно влияют на жизнь общества, так как они формируют взгляды на жизнь, убеждения, а зачастую — и гражданскую позицию граждан, являющихся членами религиозной общины. Роль религии в современном мире выражается в том, что она выполняет следующие функции:

  1. Удовлетворение душевных и мистических потребностей людей. Так как большинству людей присущ интерес к глобальным философским вопросам и связанные с ними переживания, именно религия предоставляет ответы на эти вопросы, а также помогает людям обрести душевное равновесие и гармонию. 
  2. Регулятивная функция религии. Она заключается в том, что каждая религия имеет свод установленных правил и моральных норм, которых должен придерживаться каждый верующий. Поэтому можно сказать, что религиозные организации создают и обосновывают морально-этические и поведенческие нормы, которым следует вся верующая часть гражданского общества. 
  3. Воспитательная функция религии. Принадлежность человека к той или иной религиозной организации вынуждает его соблюдать правила и нормы, предписанные для всех верующих, поэтому многие люди после прихода в церковь корректируют свое поведение и даже избавляются от вредных привычек.
  4. Утешительная функция религии. В моменты трагедий, сложных жизненных ситуаций и сильных душевных страданий многие люди обращаются к религии, так как хотят получить утешение. В религиозных организациях люди могут не только получить нужную поддержку от верующих, но и обрести надежду на лучшее, поверив в возможность помощи высших сил.
  5. Коммуникативная функция религии. Практически во всех религиозных организациях верующие общаются между собой, находят среди единоверцев товарищей и друзей. Религия объединяет людей одной конфессии в группу, дает им определенные моральные, духовные и ценностные ориентиры. 

Плюсы и минусы религии в современном миреБурное развитие мировых религий и появление многих новых религиозных течений в начале ХХI века вызвало неоднозначную реакцию в обществе, так как часть людей стала приветствовать возрождение религии, но другая часть общества высказывается решительно против увеличения влияния религиозных конфессий на общество в целом. Если характеризовать отношение современного общества к религии, то можно заметить некоторые тенденции, применимые практически ко всем странам:

  • — более лояльное отношение граждан к религиям, которые считаются традиционными для их государства, и более враждебное — к новым течениям и мировым религиям, «конкурирующим» с традиционным верованием;
  • — увеличение заинтересованности религиозными культами, которые были распространены в далеком прошлом, но уже почти забылись до недавнего времени (попытки возродить веру предков);
  • — возникновение и развитие религиозных течений, которые являют собой симбиоз определенного направления философии и догм из одной или сразу нескольких религий;
  • — быстрое увеличение мусульманской части общества в странах, где еще несколько десятилетий данная религия была не очень распространена;
  • — попытки религиозных общин лоббировать свои права и интересы на законодательном уровне;

— появление течений, противодействующих увеличению роли религии в жизни государства.    

Несмотря на то, что большинство людей положительно либо лояльно относятся к различным религиозным течениям и к их поклонникам, попытки верующих диктовать остальной части общества свои правила зачастую вызывают протест в атеистов и агностиков.

Одним из ярких примеров, демонстрирующих недовольство неверующей части общества тем, что государственные власти в угоду религиозным общинам переписывают законы и наделяют членов религиозных общин исключительными правами, является появление пастафарианства, культа «невидимого розового единорога» и других пародийных религий.   

На данный момент Россия является светским государством, в котором законодательно закреплено право каждого человека на свободу вероисповедания. Сейчас религия в современной России переживает этап бурного развития, так как в посткоммунистическом обществе спрос на духовные и мистические учения достаточно высок. Согласно данным опросов компании «Левада-Центр», если в 1991 году верующими себя называли немногим более 30% людей, в 2000 году — примерно 50% граждан, то в 2012 религиозными считали себя более 75% жителей РФ. Также немаловажно, что примерно 20% россиян верят в наличие высших сил, но при этом не причисляют себя ни к одной конфессии, поэтому на данный момент только 1 из 20 граждан РФ является атеистом.

Наиболее распространенной религией в современной России является православная традиция христианства — ее исповедуют 41% граждан.

На втором месте после православия идет ислам — около 7%, на третьем — адепты различных течений христианства, которые не являются ответвлениями православной традиции (4%), далее — приверженцы тюрко-монгольских шаманских религий, неоязычества, буддизма, старообрядчества и др.

Религия в современной России играет все большую роль, и нельзя сказать, что эта роль однозначно положительная: распространение различных деструктивных сект, попытки привнести в школьный учебный процесс ту или иную религиозную традицию и возникающие на религиозной почве конфликты в обществе — это отрицательные последствия, причиной которых является стремительное увеличение количества религиозных организаций в стране и быстрый прирост числа верующих.    

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/religiya-v-sovremennom-mire-i-v-sovremennom-obshchestve

Религия, какие плюсы и минусы у этого явления, на что повлияла?

Плюсы: во-первых, религии (разным религиям, начиная с древних) мы обязаны появлением на свет множества величайших произведений культуры. Начиная от Венеры Милосской и Ники Самофракийской через Парфенон и Кёльнский собор до «Мессии» Генделя и «Jesus Christ — Superstar» Уэббера.

Во-вторых, религия действительно может быть утешением, моральной поддержкой, своего рода костылём для слабых, павших духом, отчаявшихся. Не находя решения своих проблем в реальной жизни, они ищут утешения в чём-то, что может отвлечь. Это может быть бухло, может быть дурь… а может быть религия.

В-третьих, верующим людям, по-настоящему верующим, религия помогает до некоторой степени примириться с неизбежным. С тем, что все мы смертны. Все религии так или иначе обещают человеку посмертное существование. Либо в раю (авраамические религии), либо в перерождённом виде (индуизм, буддизм).

В-четвёртых, несомненный плюс не то чтоб религии per se, но, во всяком случае, монастырей и даже отдельных храмов: они вели летописи. Церковные документы стали в наше время весьма ценным историографическим источником.

Минусы: первый минус проистекает из второго плюса: религия — наркотик. «Опиум для народа», как говаривал один исторический персонаж. Да, это утешение, но это ровно такое же утешение, как опиум. Можно было утешиться, отгородиться от действительности в опиумной курильне, а можно — в религии.

Во-вторых, религия даёт и даже навязывает нам искажённую картину мира. Тут как-то и объяснять даже неловко…

Начиная едва ли не с античных времён и до сравнительно недавнего времени не было ни одного открытия, которое поначалу не было бы принято в штыки господствующей религией.

Читайте также:  Стоит ли делать чистку лица у косметолога?

Причём свою точку зрения на окружающий мир церковь отстаивала до чрезвычайности просто и по-своему убедительно: кострами инквизиции.

В-третьих, религии всегда становились поводом для раздоров, часто для кровопролитных войн. Причём не только одна религия с другой, но даже и внутри ветвей, течений одной и той же религии. Можно вспомнить резню гугенотов, можно вспомнить, сколько крови пролито в противостоянии католиков и протестантов, чем сегодня оборачивается противостояние суннитов и шиитов…

Четвёртый минус тоже проистекает их первого и второго минусов: политическая роль религии. Да, бывали времена (краткие, надо сказать), когда эта роль была положительной.

Например, переход Руси их язычества в христианство ввёл древнерусское государство в семью европейских стран и на тот момент был безусловно прогрессивным шагом. Без которого Русь оказалась бы если не в изоляции, то всяко на обочине прогресса.

Но этот период «романтической любви», увы, оказался коротким. С одной стороны, раскол христианства на католицизм и православие (фактически на римскую и византийскую трактовки христианства), оформившийся в 1054 году, меньше чем через век после официального принятия христианства.

С другой стороны, монголо-татарское иго, при котором Русь потеряла политическую самостоятельность и подпала под власть восточных деспотов, тоже, мягко говоря, не способствовало интеграции Руси и Европы…

Но это, собсно, был офф-топик… так что к четвёртому минусу. Догмат «всякая власть от бога» был вполне оправдан при оформлении и укреплении монархической власти. Но он же стал и тормозом общественного прогресса.

Церковь, да и вообще любая религия (ислам тут не лучше) как может противится любым попыткам политического переустройства. Соответственно и власти предержащие видят в религии, в религиозных установлениях и догматах, а паче того в клире свою опору и средство держать подданных в узде. В смирении.

В Европе такая роль духовенства и сращивание власти и верхушки духовенства особенно сильно было в Средние века и вплоть до Нового Времени (эпоха буржуазно-демократич­еских революций). В мусульманском мире это реальность и на сей день. В России… Россия к этому идёт уверенной поступью.

Буржуазно-демократич­еская революция произошла в ней, к сожалению, слишком поздно, и продержалась слишком недолго, чтобы как-то изменить устоявшийся за века уклад.

Такой вот баланс…

Просьба ко всем: ВОЗДЕРЖИТЕСЬ ОТ КОММЕНТАРИЕВ Любые такие комментарии неизбежно переродятся в псевдорелигиозный ср… хайп. Нравится ответ — окей, не нравится — ставьте минус и идите с миром. Я разрешаю 🙂

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2811293-religija-kakie-pljusy-i-minusy-u-etogo-javlenija-na-chto-povlijala.html

Религия в современном обществе

Сказанное не означает, что верующие люди по уровню социальной активности уступают неверующим в целом. В жизни неверующих имеют место 
другие «тормоза», и часто более 
сильные, чем религиозное мировоззрение.

К ним относятся: низкий уровень 
культуры, пьянство, наркомания, преступный образ жизни и др.

Не давая оценки времени отдаваемого в целях 
культа, надо заметить, что с точки 
зрения светской жизни участие верующего 
в общественных процессах ниже, что 
недостатком религиозного мировоззрения.

Можно заметить, что 
религия на личностном уровне  играет скорее чаще положительную роль, а с точки зрения социума скорее отрицательную, как сепарирующий и притормаживающий фактор, хотя это верно лишь для общества с различными верованиями.

Культура делиться на материальную и духовную. Культуротранслирующая функция религии раскрывает отношение религии к духовной культуре. А под духовной культурой понимается совокупность достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональной сферах его деятельности.

В духовную культуру включают такие структурные элементы как деятельность музеев, библиотек, образование, науку, философию, искусство, нравственность и т. д. Особо важным, принципиальным является взаимодействие религии с нравственностью.

Нравственность в силу особой связи с религией вынесена в отдельный пункт [8, с.443].

На каждом этапе 
исторического развития в конкретных религиях осуществляют две противоположные 
тенденции: тенденция содействия развитию духовной культуры и тенденция противодействия 
развитию духовной культуры. «Плюсы» 
и «минусы» в отношении религии 
к культуре особенно наглядно видны 
на примере отношения религии 
к искусству.

Первым «плюсом» является забота религиозных организаций 
о сохранении религиозного искусства. Религиозное искусство – это 
такая художественная деятельность и такие ее результаты, которые 
способны поддерживать у верующих веру в сверхъестественное.

В частности 
к религиозному искусству относятся: архитектура храмов, иконы, религиозная 
музыка, религиозная  художественная литература. Практически каждая эпоха, до определенного момента, главным зданием, символом своим являла храм. А те эпохи, которые характеризуются не храмом, часто определяются как упадочные (яркий пример – это Колизей как символ позднего Рима).

Религиозное искусство, как и всякое искусство, несет в себе положительное эстетическое и гуманистическое содержание. Наличие внутри этих произведений религиозного материала делает для верующих данные художественные произведения продуктами повышенного спроса.

Таким образом, через религиозное искусство религия развивает и укрепляет у верующих художественное восприятие, приобщает их к миру искусства. Положительный гуманистический и эстетический заряд религиозное искусство дает в первую очередь верующим людям.

В принципе потребителями этого вида искусства, как и искусства в целом, являются все представители цивилизованной части человечества. Хотя и с религиозным искусством нужно быть внимательным.

Например, сатанинские верования, которые имеют некоторое влияние в мире, порождают культуру, огромную часть которой сложно трактовать как обогащение сокровищницы человеческих достижений: поскольку большая часть религии сводится к критике некоторых основ христианства [9;185]. Хотя, несомненно, и в культуре сатанизма есть талантливые произведения искусства и интересные философские концепции, но нужно помнить, что именно в силу паразитной природы сатанизма, к его идеям и суждениям необходимо подходить очень осторожно.

Религия оказывает, несомненно, благотворное влияние и 
на светское искусство. Религия дает художникам многие образы, сюжеты, метафоры и другой художественный материал. Без использования этого материала 
светское искусство было бы во много 
раз беднее по своей художественной выразительности [8;477].

Хотя и основные тенденции светского искусства почерпываются и используются религиозными «художниками». При рассмотрении использования религиозных идей и сюжетов возникает множество интересных ситуаций. Можно привести два примера влияния нерелигиозных произведений на мировую культуру.

С одной стороны «сказка» «Властелин Колец», безобидная история на первый взгляд не имеющая отношения к нашему миру и его глубинных проблем. Но поскольку писалась она глубоко верующим человеком, идеи и сюжеты христианства пронизывают её насквозь, а объемный мир и великолепно написанное повествование усиливает воздействие на читателя.

Книга имела такой резонанс, что количество её поклонников на планете сейчас уступает лишь мировым религиям. И все эти люди оказались воспитанными в самых лучших христианских традициях, несмотря на то, что многие из них саму Библию (как символику религии) не приемлют.

Для христианства как религии это может и не слишком хорошо, но для воспитания гуманного человека такие произведения играют существенную роль. Тарковский, например, во всем мире почитается как режиссер «несший Бога» в своих произведениях, и эти идеи посредством его фильмов доходили и до советского зрителя.

Интересен также 
пример «искусственных» религий, то есть тех, которые основываются на современных 
мифах, не связанных со страхом перед 
сверхъестественным или попытками 
объяснить мир.

Например, вселенная 
«звездных войн» породила учение о «силе», которое можно трактовать как философию, а можно как 
религию.

Как философия она представляет собой смесь христианских и восточных 
нравственно-мировоззренческих идей (одной из центральных идей благого 
проявления силы являются осуществление 
несколько переработанного принципа

«у-вэй»). Как и 
положено религии есть и проявление сверхъестественного – сама «сила», которая не менее недоказуемая и 
не более опровергаемая, нежели концепции 
божественного в других религиях. Даже тот факт, что можно увидеть 
прямой источник этого учения, не является определяющим.

Ведь многие учения также 
выписаны отдельными людьми, в таком 
случае религия (например, даосизм) объясняют, что сама идея просто нашла человека, через которого она выразилась.

Чем «сила» хуже? С точки зрения приверженца «истинной» религии, такие верования абсурдны, но с точки зрения философа, если верование выдвигает гуманные идеи, чем оно хуже древних религий? Просто как факт, в Австралии около 100000 человек подали официальный запрос о признании церкви «джедаев».

С другой стороны, многие конкретные религии выдвигают определенные препятствия для участия верующих в светской художественной деятельности, вплоть до самых жестоких мер. Одним 
из таких препятствий являются прямые религиозные запреты на определенные стороны художественного творчества и художественного восприятия.

Эти 
запреты есть и сейчас, но особенно много их было в прошлом. Так, русская 
православная церковь со времени 
своего возникновения преследовала народное искусство скоморохов и 
в ХVII веке добилась его запрещения и уничтожения. А ислам в прошлом повсеместно запрещал мусульманам изображать живые существа, а Аллаха (и его пророка) и до сих пор.

Запреты на некоторые виды искусства в отдельных странах сохранились и сейчас. Так, например, в главной стране мусульманского мира – Саудовской Аравии – запрещены театр и кинематограф, а в пуританской Америке простое воспевание любви становится в один ряд с самыми аморальными поступками [1;152].

Такие запреты с одной стороны свидетельствуют о замкнутости (с точки зрения светского) людей их выставляющих, но в них просматривается и более глубокий смысл.

Такая «защита» может быть признаком слабости веры в таких сообществах, поскольку в малых социальных группах, в которых и воспитывается сильнейший фанатизм в отношении веры, часто насилие (неважно моральное или физическое) становится инструментом посвящения человека в веру.

С детства люди силой приучаются к вере, что, несомненно, недопустимо с точки зрения большинства современных религий. Причиной применения давления и запретов является неуверенность в собственных силах, а иначе, зачем не давать истинно верующему подвергаться соблазнам? В современном обществе проблема закрытости постепенно решается, слишком неотвратим эффект глобализации.

Другим препятствием для участия верующих в светской художественной деятельности является созданная во многих общинах атмосфера 
морального осуждения тех верующих, которые увлекаются светской культурой.

Эта проблема, в принципе имеющая 
не только религиозный характер («белых ворон» травят везде), также дала пищу творческим людям для отображения 
различных проблем имеющих не только фактическую (запрет, к примеру, на танцы), но и общечеловеческую (суть запретов вообще, свобода воли) сути.

В итоге можно 
сказать, что ,несмотря на, негативное отношение некоторых религий 
к искусству, большинство существующих творений человеческой культуры, так 
или иначе связано с религией.

Политика – это, во-первых, отношения между партиями, классами, национальностями, народами, государствами, и это, во-вторых, отношение отдельных людей к партиям, классам, национальностям, народам, государствам. Политические идеи отражают эти отношения, а политические поступки выражают их.

Политика бывает прогрессивной (эта та политика, которая содействует общественному прогрессу) и реакционной (эта та политика, которая противодействует общественному прогрессу). Политическая идеология и политическая деятельность возникли вместе с возникновением классов.

С этого времени участие религиозных организаций в политике стало неизбежным. Вопрос был только в том, какую политику они выбрали.

Читайте также:  Стоит ли выходить замуж за нелюбимого мужчину?

И если религиозная организация устами своих руководителей заявляет, что она в политической деятельности не участвует, то это означает только одно: она не участвует в тех формах политической деятельности, которые предлагает государство и существующие в стране политические силы (партии, профсоюзы и др.).

В то же время само неучастие в предлагаемых формах политической деятельности есть своеобразная политическая деятельность, суть которой – в политическом бойкоте общепринятых форм политики. Иначе говоря, это политика социальной пассивности [3; 74].

«Плюс» политической функции религии состоит в 
содействии религиозных организаций 
общественному прогрессу. «Минус» 
этой функции соответственно состоит 
в противодействии религиозных 
организаций общественному прогрессу. На первый взгляд, противоречие, но давайте 
разберемся.

Так, в XVI веке лютеранская церковь вносила политический «плюс» в жизнь верующих и общества тем, что содействовало развитию буржуазных отношений в Европе.

В этот же период времени католическая церковь, защищая отжившие свое время феодальное отношение, вносила в жизнь верующих и общества «политический минус».

Религия постоянно 
служила мотивом или прикрытием в политике, и наоборот. Многие войны, конфликты, законы продиктованы исключительно 
религиозными мотивами, какими бы непонятными 
с точки зрения современного «человека 
мира» они не казались, поскольку, к сожалению, религия образование 
все-таки человеческое.

Именем Бога делались, делаются, будут делаться такие вещи, которые ничьим другим именем и не прикроешь, как они бесчеловечны. Именно религиозными мотивами поддерживается самый длительный из современных конфликтов: противостояние Израиля и стран ближнего Востока.

Но нельзя говорить, что разногласия в религиозных взглядах являются единственной причиной подобных конфликтов, некоторые страны используют этот конфликт, для решения своих интересов. Например, содействием некоторому потеплению отношений можно прикрыть непопулярные меры в отношении своего народа или других стран.

Религия, для которой границ существовать не должно стала заложницей (или инициатором) появления этих самых границ.

Хотя терроризм 
исламских экстремистов, все же не определяют лицо современной цивилизации, в истории существования периода 
более сильного влияния религии 
на государственные границы, средневековая 
Европа тому лучшее подтверждение, тогда 
именно религиозные организации, а 
точнее извращенные представления 
об их учениях, служили поводом для 
войн и различных зверств. Сейчас тяжело понять мотивированность крестовых 
походов или инквизиции. Хотя если взглянуть на современную ситуацию несложно заметить, что возраст 12-14 веков для мировой религии 
является критическим, и неважно 
как перевести это действо 
«священная война» или «джихад». Религия 
же, дискредитировав себя подобными 
действиями, поставила человечество в невыгодное положение, ведь как 
явление, не обладающее таким признаком 
как человечность, наука не может 
в принципе играть ту роль, которую 
ей довелось неподъемным бременем нести 
с XVIII века и до последнего яркого агонизирующего всплеска в середине ХХ века.

Кроме прямых очевидных 
мер (войны, теракты, преследование 
людей с другими политическими 
взглядами), религиозные организации 
могут действовать тайно, через 
своих ставленников в политике.

Проследить такое влияние можно только на больших отрезках истории, но такое 
сейчас подобное влияние невелико, или, по крайней мере, пока незаметно, а к большинству современных 
«теорий заговоров» следует относиться с улыбкой.

Таким образом, в 
современном мире, дабы окончательно не потерять своего влияния, религии 
следует заниматься каждым человеком 
в отдельности, а не разношерстными народами и линиями на карте их разделяющими. Только опосредованным образом и может религия влиять на политику, поскольку время грубых мер прошло.

Положительное значение нравственной функции религии состоит 
в пропаганде и выработке позитивных нравственных норм. «Минус» этой функции 
состоит в одновременной пропаганде некоторых негативных нравственных норм.

Однако следует еще раз подчеркнуть, что нравственную функцию религии 
считают противоречивой по своим 
результатам только историки. Что 
касается Богословов, то, по их мнению, все нравственные нормы, которые 
пропагандирует религия, являются только позитивными.

Свою точку зрения историки иллюстрируют на примере христианства, поскольку именно его нормы являются господствующими в современном 
мире, хотя надо отметить, что во многих религиях нормы отличаются от христианских.

Мир слишком разнообразен, чтобы 
пытаться его запихнуть в рамки 
каких угодно догм, но консерватизм религий часто не может справиться с динамикой и выступает как 
тормозящий фактор в выработке новых 
нравственных норм.

Основным способом утверждения христианских нравственных норм явилось включение их в текст 
Библии. Нормы, включенные в Библию, обладают высочайшей значимостью для 
верующих, ибо их источником является, по мнению христиан, воля Божия.

С точки 
зрения историков, в этих нормах есть нечто негативное.

В частности, к 
негативным нормам они относят требования, изложенные в Евангелии от Матфея: подставлять другую щеку, любить своих 
врагов, не давать клятв, не заботиться о завтрашнем дне, никого не осуждать, прощать «до седмижды семидесяти раз», не разводиться.

Отрицательно оценивают 
историки и те места в Евангелиях, которые, на их взгляд, ориентируют 
верующих на отказ от общения   с инакомыслящими следует, как вывод из толкования определенных мест текста, то в Псалмах Давида этот призыв звучит прямо и непосредственно: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых…» (Пс., 1:1). Такими же настроениями по отношению к другим верующим пронизаны и многие другие религии.

Источник: http://stud24.ru/religion-mythology/religiya-v-sovremennom-obshhestve/416280-1427825-page2.html

Религия и этика в школе: за и против

Пожалуй, ни одно нововведение в школьной жизни последних лет не вызвало такого количества дебатов и скандалов, как предмет ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики»).

Сторонников изучения религиозных культур в школе обвиняли в нарушении Конституции, а противников призывали предать анафеме. Сейчас, когда страсти немного улеглись, можно подвести первые итоги и разобраться во всех плюсах и минусах новой дисциплины.

В 2010 году в 19 регионах России, а в 2012 году по всей стране был введен новый школьный предмет — «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Его преподают в конце 4-го класса. Количество часов, которое уходит на предмет — около 50.

Инициатором введения новой школьной дисциплины выступила РПЦ. Интересно, что изначально предмет назывался «Основы духовно-нравственной культуры народов России», и лишь по итогам многочисленных дебатов название поменяли, а содержание дополнили. Любопытен тот факт, что лидеры остальных конфессий, представленных на территории РФ, поддержали начинание православной церкви.

Сейчас курс состоит из шести модулей. Это «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый школьник может выбрать для изучения только одно направление.

По статистике прошедших лет, максимальное число учащихся (от 40% до 51% в разных областях страны) выбирает модуль «Основы светской этики», на втором месте (порядка 30%) — «Основы православной культуры», на третьем (до 18%) — «Основы мировых религиозных культур», остальные модули идут с большим отрывом. С каждым годом число родителей, выбирающих «Этику», возрастает во всех регионах страны.

Официальная задача нового предмета — знакомство с мировыми культурами, формирование у младшеклассников норм морали и нравственности и подготовка к жизни в многоконфессиональном государстве. Однако, по мнению большинства ученых, учебники по предмету составлены в проповедническом и антинаучном стиле и абсолютно не отвечают поставленным целям.

Россия не стала первопроходцем в вопросах изучения религии и этики в светских школах. Через подобные дебаты прошли почти все развитые государства, причем каждое пришло к самостоятельному выводу.

  • Во Франции уже более ста лет строго запрещено преподавать в школах предметы, связанные с религией, а несколько лет назад ввели запреты и на ношение любых религиозных атрибутов;
  • В Китае, Японии и США государственные школы не преподают религию, делая упор на привитии детям общегражданских норм и ценностей;
  • В Финляндии дети с начальных классов изучают религию, которую исповедуют в их семье, или этику, причем это является одним из самых популярных предметов. Кстати, на религиозные экскурсии детей водят даже в детском саду, но с согласия родителей;
  • В Польше, Германии и Великобритании уроки религии и этики есть в каждом учебном заведении, однако они носят факультативный характер.

Преподаватели российских школ хоть и признают необходимость воспитательной работы с учениками, отмечают множество организационных недостатков курса.

Елена Анатольевна Родионова, директор средней общеобразовательной школы :

Воспитывать в детях моральные и нравственные ценности, прививать им общечеловеческие понятия «добра и зла» нужно, пусть и в рамках такого спорного предмета. Однако вводить его так быстро и без подготовки было нерациональным решением. В школах не хватает педагогов, которые хотели бы работать с этим предметом. Курсы подготовки для учителей очень короткие, «размытые». Учебники не дают ответов на множество вопросов, да и многие вопросы, предлагаемые для обсуждения, каждый человек должен решать для себя сам. Если переработать программу, подготовить преподавателей и сделать предмет факультативным, от него будет намного больше пользы, чем сейчас.

К сожалению, пока нельзя сказать, что изучение «Основ религиозной культуры и этики» дает какие-то результаты.

Дети, прошедшие этот курс, не отличаются от своих предшественников ни умственно, ни нравственно. Возможно, прошло недостаточно времени для того, чтобы говорить о каких-то итогах.

Однако родители уже сделали свои выводы и делятся ими на многочисленных тематических форумах и родительских собраниях.

Юлия Фадеева, мама троих детей: «На мой взгляд, школа берет на себя ненужные функции. Задача учителей — рассказывать детям о физике, химии, правописании и так далее. Что такое «хорошо», а что такое «плохо», я расскажу своему ребенку сама, опираясь на современные реалии, а не на учения многовековой давности.

Кроме того, мне неприятен тот факт, что часы для изучения этого предмета отобрали у «Русского языка». Если посмотреть на результаты ЕГЭ, знание родной речи у выпускников и так оставляет желать лучшего, и ни к чему тратить столь важные часы на знания сомнительной ценности».

У нового предмета есть как положительные стороны, так и отрицательные.

Сначала отметим плюсы:

  • Дети узнают о наличии разных религиозных учений, их различиях.
  • У школьников формируется критическое мышление в вопросах нравственности, они учатся осмысливать свои поступки не только с позиции собственной выгоды, но и с точки зрения моральных норм.
  • На уроках затрагивают темы, которые во многих семьях игнорируют.
  • Новый предмет расширяет кругозор школьников.

К сожалению, минусов пока больше, и не все их легко устранить:

  • Фактическое нарушение Конституции, вмешательство церкви в образование, которое в России является частью светской жизни.
  • Нехватка и недостаточная подготовка преподавателей.
  • Абсолютно «сырой» учебник, не соответствующий заявленным задачам, пропагандистский и не имеющий альтернативы.
  • Масса неточностей и фактических ошибок в курсах всех культур, кроме «Православия» и «Мусульманства».
  • Отобранные у одного из основных предметов учебные часы.
  • Отрицательное отношение абсолютного большинства родителей (порядка 74%) к новому курсу.
  • Вынужденное разделение детей на группы по религиозному принципу, акцентирующее внимание на этом аспекте жизни и порождающее противостояние среди школьников.

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/religiya-i-etika-v-shkole-za-i-protiv.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector