Смешанная республика, её плюсы и минусы

Смешанная республика, её плюсы и минусы

Правительство каждой страны понимает, что от экономики зависит уровень жизни всего государства. По этой причине очень важно не ошибиться с выбором. Смешанная система экономики – один из самых эффективных вариантов. Какие называют черты смешанной экономики и в чем ее преимущества и минусы?

Что такое смешанная экономика?

Благодаря смешанной экономике, предприниматели и даже физические лица могут принимать независимые решения в сфере финансов.

Их автономия ограничивается тем, что общество, либо государство имеет приоритет в данных финансовых вопросах.

Смешанная экономика – это система, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов, материальных благ в стране.

Зачастую идеи смешанной экономики лояльны к демократичному социализму. В рамках данной системы государство и частные предприятия, а также разные корпорации способны управлять производственными средствами, заниматься перемещением товаров, производить сделки купли-продажи, принимать на работу и увольнять сотрудников, фактически являясь равноправными игроками на рынке.

Каковы главные цели смешанной экономики?

У данной системы есть свои важные задачи. Специалисты называют не одну цель смешанной экономики:

  1. Обеспечение занятости населения.
  2. Правильное использование производственных мощностей.
  3. Стабилизация цен.
  4. Обеспечение единовременного роста производительности труда и оплаты.
  5. Уравновешивание платежного баланса.

Смешанная республика, её плюсы и минусы

Признаки смешанной экономики

Во многих странах с очень высоким уровнем достатка применяется смешанная система экономики. Здесь юридические и физические лица могут принимать решение о распределение и движение финансовых средств самостоятельно. Жители таких стран знают, что свойственно смешанной экономике:

  1. Частичное объединение производства в рамках нации и за ее пределами.
  2. Государственная и частная собственности являются объединенными.
  3. Отсутствует бюджетное ограничение.
  4. Производительность труда стимулируется при помощи факторных доходов.
  5. Организация производства происходит по принципу «спрос = предложение».
  6. Присутствие на рынке конкуренции.
  7. Государство занимается регулированием национальной экономики.
  8. Присутствует теневая экономика и запрещенные правительством товары.

Смешанная экономика — плюсы и минусы

Ни одну из современных систем нельзя назвать идеальной. Данный вид экономики имеет как свои плюсы, так и недостатки. Среди плюсов смешанной экономики:

  1. Сочетание экономической эффективности с потребностями населения.
  2. Отсутствие монополии и дефицита, что способно негативно отразиться на государстве.
  3. Социальная ориентированность экономики.
  4. Обеспечение не только экономичного роста, а и развития.

Однако принципы смешанной экономики имеют и свои негативные стороны:

  1. Она, в отличии от традиционной, не способна изжить такие негативные моменты как инфляция, безработица, заметный социальный разрыв между богатым и бедным населением.
  2. Возможный застой производственных фондов.
  3. Ухудшение качества товаров.
  4. Торможение процесса выхода производителей на новые рынки сбыта.

Смешанная республика, её плюсы и минусы

Плюсы смешанной экономики

Большинство экономистов утверждают, что смешанный тип экономики имеет немало преимуществ:

  1. Государство и производители, потребители имеют важное значение в решении основополагающего вопроса экономической системы – что, как, для кого и в каком объеме требуется производить. Это дает такую возможность сочетать экономическую эффективность с удовлетворением потребностей всего населения, что может уменьшить социальное напряжение внутри всего государства.
  2. В системе все сбалансировано и отсутствует монополия, и нет дефицита, который способен расшатать государство изнутри.
  3. Социальная ориентированность экономики, где сочетается сохранение конкуренции, рыночная свобода и защита населения на государственном уровне от не очень добросовестных участников рынка и отрицательных последствий рыночной экономики.
  4. Обеспечивает как экономический рост, так и развитие.

Минусы смешанной экономики

Невзирая на массу преимуществ, называют и недостатки смешанной экономики:

  1. Она не способна искоренить инфляцию, безработицу, разрыв между состоятельным и бедным населением.
  2. Возможное снижение качества товаров и застой производственных фондов.
  3. Торможение выхода производителей на новые рынки сбыта.

Специалисты говорят, что современная смешанная экономика имеет такие модели:

  1. Неоэтатистская смешанная экономика – при ней развит национализированный сектор, политика является активной антициклической и структурной, развита система так называемых трансфертных платежей.
  2. Неолиберальная смешанная экономика – характерна антициклическая политика. Здесь государство стремится обеспечить условия для результативной работы рынка.
  3. Модель согласованного действия – в основе определенная согласованная работа и сотрудничество представителей социальных структур – правительства, профсоюзов и работодателей.

Смешанная республика, её плюсы и минусы

Американская модель смешанной экономики

Экономисты утверждают, что американской модели смешанной экономики присуще:

  1. Возможность всех рынков функционировать самостоятельно, без контроля их деятельности со стороны правительства.
  2. Возможность как юридических, так и физических лиц обладать частной собственностью без контроля правительства.
  3. Производители могут работать на конкурентной основе, что может обеспечивать качество услуг и низкие цены.
  4. Потребитель своим спросом может определить производство товаров и услуг.

Немецкая модель смешанной экономики

Свои особенности смешанной экономики имеет немецкая модель. Среди ее характерных отличий:

  1. Социальная ориентация.
  2. Разделение социальной политики от экономической.
  3. Источник для социальной защиты населения – не прибыль предприятий, а социальные бюджетные и внебюджетные фонды.

Шведская модель смешанной экономики

Шведская модель экономики привлекла к себе внимание еще в далеких шестидесятых годах благодаря существенному росту экономики в сочетании с комплексом ряда реформ и стабильным обществом. У данной модели есть две основные цели:

  1. Создать приемлемые условия для обеспечения занятости населения.
  2. Выравнивание черты доходов.

Здесь характеристика смешанной экономики основывается на политической и экономической устойчивости, прогрессивном росте и высоком уровне жизни людей. Это стало реальным после внедрения на государственном уровне таких принципов:

  1. В стране действует как корпоративная, так и политическая культура на высоком уровне, которая позволяет разрешать даже самые непростые споры, опираясь на дипломатические переговоры и взаимные уступки.
  2. Конкурентоспособность промышленности, взаимодействующая одновременно с научными, частными и государственными институтами.
  3. Поддержка правительства в области развития инновационных технологий, которые сориентированы на оптимизацию экономических процессов.

Японская модель смешанной экономики

Жители страны восходящего солнца говорят, что смешанная экономика в Японии имеет свою специфику. Среди ее особенностей:

  1. Очень сильные национальные традиции, влияние которых можно проследить на многих этапах хозяйственного процесса.
  2. Специфичные взаимоотношения руководства и подчиненного.
  3. Сохраняющийся институт наследственности.
  4. Выраженное вмешательство государства во все процессы.
  5. Социальная справедливость.

Смешанная республика, её плюсы и минусы

Смешанная экономика — книги

Описана смешанная рыночная экономика в литературе. Среди самых интересных и популярных книг:

  1. «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит. Здесь обобщены идеи и мысли современников автора, разработана система категорий, принципов и способов экономики.
  2. «Капитализм и свобода» Милтон Фридман. В издании описывается множество постулатов, которые в будущем могут стать настоящим фундаментом, на котором и основываются многие либеральные реформы.
  3. «Великая ложь» Пол Кругман. Известный американский экономист пишет о самых популярных американских проблемах и способах их решения.

Источник: https://womanadvice.ru/smeshannaya-ekonomika-plyusy-i-minusy-sovremennoy-smeshannoy-ekonomiki

Смешанная республика – грани форм правления :: SYL.ru

В мире правовой и государственной науки смешанная республика представляет собой сложное, многогранное явление, изучение которого дает четкое представление о том, что собой представляет страна в конкретный момент своей истории.

Смешанная республика, её плюсы и минусы

О правлении в смешанном стиле

Ни один основополагающий государственный акт в современном мире не использует в своем тексте понятие «смешанная республика». Данное определение существует лишь в науке, но лишь потому, что провести четкое определение форм правления некоторых стран невозможно. Стоит отметить, что определение смешанной республике изначально дал Платон в своих «Диалогах».

Смешанная республика, её плюсы и минусыСо временем иные философы модернизировали данное понятие, и на сегодняшний день под этим термином чаще всего понимают такую форму правления, при которой полномочия между высшим органом законодательства и президентом (вне зависимости от того, является ли он единоличным или коллегиальным) распределены относительно равномерно.

Между президентом и парламентом

В большинстве работ правоведов в качестве особых признаков рассматриваемого типа правления выступают распределение полномочий и отношения между Президентом (монархом) и Парламентом. Смешанные формы правления предполагают, что каждый из высших органов избирается независимо друг от друга, что приближает их к президентской республике.

Но при этом формирование исполнительного органа осуществляется ими на паритетной основе. А это предполагает следующую процедуру: Президент выдвигает кандидатуру главы Правительства (премьер-министра), а Парламент утверждает или бойкотируют её. При этом согласование состава самого исполнительного органа происходит только между Президентом и утвержденным главой.

Но на этом права в отношении Правительства не оканчиваются. Разделение происходит и в фазе работы последнего. Так, текущее обсуждение планов действий происходит исключительно с Президентом, но вот итоги работ представляются только Парламенту. К слову сказать, последнее обстоятельство является одной из сторон так называемого механизма сдержек и противовесов.

Если Парламент усмотрит в действиях Правительства отсутствие компетентности, то он может отправить его в отставку вместе с главой. При этом смешанная республика вполне допускает и ответные действия со стороны Президента, имеющего право на роспуск главного органа законотворчества.

Стоит также отметить, что законность действий обеих сторон конфликта определяет Конституционный суд, если в главном акте страны это указано.

Смешанная республика, её плюсы и минусы

Смешанная республика – примеры разделения

Стоит помнить, рассматриваемая форма правления – это лишь переход между основными видами республики. И потому, в зависимости от того, в каком направлении движется государство, возникают соответствующие подтипы республик: полупрезидентская, суперпрезидентская, полупарламентская.

В полупрезидентской начинается движение в сторону усиления роли Президента как представителя воли большинства населения и, соответственно, перехода к президентской республике.

Если движение продолжается, то в итоге формируется ярко выраженная суперпрезидентская республика, своим правлением больше напоминающая дуалистическую монархию. Наиболее демократичной выступает полупарламентская смешанная республика.

В данном случае движение идет в сторону усиления представителей народа и недопущения концентрации власти в едином лице или группе. Учитывая вышесказанное, становится понятным, почему смешанную республику не указывают в главном законодательном акте в качестве формы правления.

Источник: https://www.syl.ru/article/74268/smeshannaya-respublika-grani-form-pravleniya

Почему рф является смешанной республикой

Республика

президентская республика в странах с социалистической идеологией (Ангола, Бенин, Конго, Мозамбик), где президент избирается высшим органом единственной в стране правящей партии, — дополняя В. Е. Чиркина, казанский политолог О.

(Убит 13 февраля 2006 года.) Представление о современной Россиикак о суперпрезидентском режиме развивается, например, в работах американского политолога Стивена Фиша[5]; по мнению Фиша, в России имеет место «раздутая и сверхмощная исполнительная власть, не уравновешиваемая ни

Читайте также:  Стоит ли девушке брить себе интимную зону?

Смешанная республика – понятие и характеристика

Государство, как правовой механизм, обладает рядом характеристик, среди которых особо выделяется форма правления.

Данная категория подразумевает под собой наличие двух крупных разделов – монархий и республик.Категория «Республика», в свою очередь, делится на парламентскую, президентскую и смешанную.

Смешанная республика – это неоднозначная форма правления, изучение которой требует особого внимания. И для того, чтобы понять, что же она собой представляет, необходимо рассмотреть её основные признаки и виды.

Что собой представляет смешанная республика?Республика, как форма правления, определяется опосредованной страны.

Это обозначает, что все высшие органы государственной власти (Парламент и Президент) избираются гражданами страны. Однако в зависимости от того, кто формирует правительство, зависит и тип республики. Среди них выделяется смешанная республика.Данная категория наиболее

Смешанные республики

Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы.

Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Украина, Словакия, Азербайджан и Россия. Российская Федерация как смешанная республика Конституция Российской Федерации 1993 года установила в России республиканскую форму правления.

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства

Ответ оставил Гость Россия — президентская республика По форме своего правления Российская Федерации является пре­зидентской республикой, хотя и включающей определенные черты, свойственные парламентарным республикам. Республиканский харак­тер этой формы российской государственности прямо закреплен уже в ст.

1 Конституции РФ, где говориться, в частности, о «республиканской форме правления» . Это общее положение конкретизируется и развива­ется в других статьях, содержащихся прежде всего в главах, посвящен­ных статусам Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст. 3, 11, 80, 81, 83, 84, 86, 87, 90, 94, 96, 102, 103, 105, 107-117 и др.) .

Из их содержания совершенно ясно вытекает, что в РФ учреждена президентская форма республиканского правления.

Президентская или полупрезидентская республика? Тот факт, что РФ, как и ряду других президентских республик, присущи отдель­ные черты парламентаризма, по-разному оценивается в нашей литера­туре.

Смешанная республика

  • Наряду с традиционными видами республик (парламентской и президентской) путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу: «чистых» форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты.
  • Создание смешанных и «гибридных» форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой — возрастания места и роли президентской власти в парламентарных республиках.
  • Наглядным примером смешанной (полупрезидентской, полупарламентской)

Смешанная республика

смешанная республика шкид, смешанная республика магазин (также может называться президентско-парламентской, парламентско-президентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.

Содержание

  1. 5 Литература
  2. 4 Примечания
  3. 2 Примеры смешанных республик
  4. 3 Российская Федерация как смешанная республика
  5. 1 Характеристика

Характеристика Формы правления, политические режимы и системы В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Общее число членов Совета Федерации (сенаторов) — 170.

Понятие и виды смешанных республик

Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие.

К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления Конституционное право зарубежных стран, под ред.

Баглая М.В. — М.: НОРМА, 2001. — С. 113. Эту сторону формы государства определяют структура и полномочия высших органов государственной власти страны, порядок их образования и взаимоотношений между собой и степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения.

Почему Россия — президентская республика

06.06.2001 | Игорь Бунин Через несколько дней исполнится 10 лет российскому президентству.

Выборы 12 июня 1991 года не только сделали Бориса Ельцина правителем, который мог ставить условия все еще существовавшей союзной власти, и при этом не оглядываться по каждому поводу на большой всероссийский митинг, именовавшийся Съездом народных депутатов.

Сейчас, похоже, в обществе установился консенсус: России суждено оставаться президентской республикой. С чем связан такой выбор? Только ли с политической волей Бориса Ельцина в первой половине его правления, или с личностью Владимира Путина.

Смешанная республика, её плюсы и минусы

  1. > > Существует несколько форм правления государством.
  2. В большинстве современных стран мира установлена республика.
  3. Они делятся на разные типы и подтипы.

Это прослеживается на примере, всей истории начиная от Римской Республики, до Юлия Цезаря заканчивая современными США.

Форма республики – это характер отношений между властью и народом, сложившейся в государстве, который указывает на место выборов в правовой системе общества.

Источник: https://ohrana-truda-kurs.ru/pochemu-rf-javljaetsja-smeshannoj-respublikoj-26432/

Смешанная республика закон

Если стремятся преодолеть недостатки парламентской системы, то усиливают роль президента, передавая ему дополнительные полномочия.

Разница между президентско-парламентарной и парламентарно-президентской смешанными системами состоит в разнице в акцентах: в первой ответственность правительства перед президентом сохраняется параллельно с ответственностью перед парламентом и вотумом недоверия, во второй в теории не должно быть ответственности правительства перед президентом, однако нередко сохраняется возможность влиять на деятельность нескольких министров, обеспечивать функции главы государства (оборона, внешняя политики).

С другой стороны, смешанные системы позволяют трансформировать государственный механизм под потребности сложившейся расстановки политических сил. Характерный пример этого дает конституционная реформа 2004 г.

Независимо от типа республики, президент обычно располагает по конституции следующими полномочиями: он представляет страну в международных отношениях, заключает международные договоры, участвует в назначении членов правительства (администрации) и судей, утверждает законы, издает указы, имеет право законодательной инициативы и право вето, награждает орденами и медалями, присваивает высшие воинские звания, осуществляет право помилования, решает вопросы гражданства, назначает и отзывает глав дипломатических миссий. В парламентской республике и республике смешанного типа президент в определенных случаях имеет право роспуска парламента и объявления досрочных выборов.

Инаугурация – (от лат inauguro – посвящаю) – вступление президента в должность.

Внимание

Он может также прибегать к законодательной деятельности путем издания указов во время каникул Национальной народной ассамблеи или в периоды между сессиями парламента (с последующей процедурой утверждения этих указов в каждой из палат парламента в ходе следующей сессии). Президент может наложить вето на принятый парламентом закон, которое преодолевается 2/3 депутатов Национальной народной ассамблеи.

В исключительных ситуациях, определенных в статье 93 конституции (при возникновении непосредственной угрозы для государственных учреждений, независимости и территориальной целостности государства), Президент может прибегать к законодательной деятельности путем издания указов, т.е.

Важно

Президент за действия правительства ответственности не несет;

  • 6) наиболее сильное полномочие президента — права роспуска парламента и назначение досрочных парламентских выборов. Но это право носит конституционно ограниченный характер;
  • 7) президент наделен правом вето на законы, принятые парламентом, но одновременно некоторые, указанные в конституции, акты подвергаются контрасигнатуре.

[32, с. 605]

Следует иметь в виду, что единого стереотипа республики смешанного типа не существует, поскольку сочетание признаков президентской и парламентарной республик может быть самым разнообразным.

Одной из целей данной конституции преамбула (которая сама является неотъемлемой частью основного закона) провозглашает построение «современного демократического государства с гражданским правительством» — что принципиально важно, учитывая закрепление расширенной роли военных в этом документе.

По форме правления Египет по-прежнему остается смешанной республикой, однако в системе органов государственной власти появились некоторые новшества.

Во-первых, упразднена вторая палата парламента (Совет шуры, или Консультативный совет), и законодательный орган теперь будет состоять только из одной палаты, именуемой Палатой представителей и обладающей довольно широкими полномочиями, включая право отлагательного вето (преодолеть вето президента можно большинством в 2/3 членов).

Источник: https://sdaypdd.ru/smeshannaya-respublika-zakon

Полномочия президента в смешанной республике

Имеет смысл повести сравнительный анализ этих полномочий.

Вид полномочий Президент Франции Президент Беларуси Назначение Премьер-Министра Статья 8, назначает единолично Статья 84-6, с согласия Палаты Представителей Право отлагательного вето Статья 10, условное вето Статья 100, условное вето Инициатива референдума Статья 11 Статья 74 Роспуск Парламента Статья 12 Статьи 84-3, 94 Законодательные права Статья 13- декреты (указы), орданансы (декреты- законы, принимаются Советом Министров, подписывает Президент, могут быть отменены Парламентом) Статья 85, 101, декреты имеют силу законов, принимаются Президентом единолично; указы издаются в рамках законов.

Он позволяет избежать коррупции и других нарушений закона и прав человека в государстве со стороны власти. Минус в том, что если две равные по силе ветви вступят между собой в конфликт, он может стать продолжительным и привести к уничтожению государства.

Единственной целью создания государства является защита граждан. Смешанные республики позволяют людям чувствовать себя более защищённо с точки зрения права.

В этих странах ниже риски произвола властей, коррупции, объединения чиновников с криминалом и т.д. Больше свободы у СМИ. Президентские и Парламентские республики хороши большей стабильностью самого государства.

Это обозначает ясный вектор развития, уверенность в завтрашнем дне, низкие темпы роста инфляции, способность спрогнозировать ближайшее будущее.

Полномочия президента в президентской республике

  • Однако в последние годы французский опыт получил достаточно широкое распространение в бывших социалистических странах, многие из которых решают те же задачи, что и Франция в 1958 году.
  • ______
  • Полномочия главы государства в странах со смешанной формой правления — в полупрезидентских республиках — так же разнообразны, как разнообразны сами эти формы.
Читайте также:  Skoda Оctavia (Шкода Октавия): плюсы, минусы, особенности автомобиля

Рассмотрим статус и полномочия президента Французской республики.

В соответствии с конституцией этой страны, «Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.

  1. ______
  2. Характеристика смешанной республиканской формы правления
  3. С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом.

Объем полномочий президента в смешанной республике

Латинской Америки, особенно в XIX веке, а также ряду стран Африки и постсоветского пространства: Белоруссия, Туркменияи др. Так, суперпрезидентской страной называл Казахстан сопредседатель оппозиционной партии «Ак жол» Алтынбек Сарсенбаев [4] . (Убит 13 февраля 2006 года.

) Представление о современной Россиикак о суперпрезидентском режиме развивается, например, в работах американского политолога Стивена Фиша [5] ; по мнению Фиша, в России имеет место «раздутая и сверхмощная исполнительная власть, не уравновешиваемая ни законодательной, ни судебной и не подотчётная им», и именно это «подорвало легитимность постсоветского режима и, возможно, даже самой демократии; остановило развитие негосударственных политических организаций; воспрепятствовало формированию эффективного государства; помешало появлению ответственного правительства» [6] .

Объем полномочий президента в президентской республике

Президентская Республика это современные США. Лучший пример смешанной Республики Веймарская Республика в Германии (1918-33), когда у двух Президентов Эберта и Гинденбурга были широкие полномочия, но Парламент вмешивался в их работу и влиял на формирование Правительства.

Плюсы и минусы смешанной республики

Главным плюсом смешанной республики является баланс властей. В Парламенте при демократии всегда представлены разные силы от левых до правых, что превращает его в срез всего общества. Президент же обязан следить за порядком в стране.

Эта форма правления позволяет избежать не нужных перекосов в разные стороны.

Полномочия президента в парламентской и президентской республике

Список стран, приведенный выше, можно изобразить и в виде следующей карты, на которой парламентские республики отмечены оранжевым цветом:

«Плюсы» и «минусы» этой формы управления государством

К основным достоинствам данной политической системы можно отнести следующие:

  • парламентская система обеспечивает единство законодательной и исполнительной ветви власти;
  • все инициативы правительства, как правило, получают полную поддержку парламента, что обеспечивает стабильную работу всей системы власти;
  • данная система управления в полной мере позволяет соблюдать принцип народного представительства во власти.

Есть, однако, в парламентских республиках и свои недостатки, которые отчасти выходят из достоинств этой политической системы.

Полномочия президента при президентской республике

Внимание Так, согласно Конституции Республики Филиппины, Президенту Филиппин вверена исполнительная власть.

Президент назначает глав исполнительных департаментов, послов, других публичных министров и консулов, военных чинов, иных должностных лиц, в том числе и всех других должностных лиц Правительства.

Кроме того, Президент Филиппин осуществляет контроль в отношении всех исполнительных департаментов, бюро и учреждений, является верховным главнокомандующим.

В случае вторжения либо мятеже он вправе ввести военное положение, но не более чем на 60 дней.

К иным полномочиям Главы государства можно отнести право гарантировать и получать иностранные займы, заключать международные договоры (согласия не менее 70% членов Сената), открывать сессии Парламента, право обращение к Парламенту в любое время.

Источник: http://zakon4u.ru/polnomochiya-prezidenta-v-smeshannoj-respublike

Смешанная республика

2)                Глава государства – президент 
занимает в системе государственных 
органов парламентарной республики 
достаточно скромное место. Хотя 
формально он может быть наделен 
обширными полномочиями, фактически 
повсеместно они ограничиваются 
в основном представительскими 
функциями.

 Президент скрепляет 
своей подписью все важнейшие 
государственные акты, включая законы; осуществляет дополнительный контроль за правильностью оформления и соблюдения конституционной процедуры принятия законодательных и иных актов, направляемых ему на подпись.

Президент, однако, не вправе отказаться от подписи вследствие несогласия с содержанием поступившего на подпись документа. Все поступающие к президенту акты должны быть контрассигнованы главой правительства или ответственными министром.

Легитимность президента в парламентской республике существенно уже, чем, а президентской республике, так как население не участвует в его выборах. Президент избирается парламентом (в Молдове[13], в Италии[14]) или особой избирательной коллегией (как в ФРГ[15]);

3)                Вся исполнительная власть в 
парламентской республике находится 
в руках правительства.

 Поскольку 
оно опирается на парламентское 
большинство, то имеет возможность 
существенно влиять на деятельность 
парламента, прежде всего на осуществление 
законодательных полномочий парламента.

Показательно, что большинство законопроектов, которые являются предметом парламентского 
рассмотрения, исходят именно от 
правительства (например, в ФРГ 
– свыше 80%)[16].

Процедура избрания главы государства в современных 
парламентских республиках неодинакова.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат 
на их совместном заседании, но при 
этом в выборах участвуют по три 
депутата из каждой области, избранных 
областным советом[17].

В федеративных государствах участие парламента в 
избрании главы государства, также 
разделяется с представителями 
членов федерации.

Так в Германии президент избирается федеральным 
собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Парламентскими республиками являются сегодня ФРГ, Италия, Греция, Индия и др. Такая форма правления 
более присуща развитым странам, так как предполагает довольно высокий уровень развития демократии, наличие развитой партийной системы и высокой политической культуры населения.

  • Полупрезидентская республика рассматривается не как самостоятельная форма правления, а как переходная либо к президентской, либо к парламентарной республике.
  • К характерным признакам 
    полупрезидентской республики можно отнести следующие:
     
  • 1)                Президент избирается непосредственно 
    населением в ходе прямых выборов. 
    Выборы могут проводиться в 
    один (мажоритарная система относительного 
    большинства) и в два тура (мажоритарная 
    система абсолютного большинства);
  • 2)                Президент наделяется обширными 
    властными полномочиями: он является 
    главой государства, ему принадлежат 
    основные прерогативы в сфере 
    исполнительной власти, он является 
    верховным главнокомандующим;

3)                В полупрезидетской республике существует правительство как самостоятельный орган исполнительной власти, работающий под общим руководством президента. Правительство назначается президентом, но нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом[18].

Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмот­ренных выше типов республики черт[19].

В частности  для 
республик смешанного типа правления 
характерно отсутствие прямой юридической 
связи между президентом и 
правительством.

В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается, отделен от руководства исполнительной властью, которое Конституция страны возлагает на правительство (характерный пример — Россия[20]).

В этом случае Конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента (в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и  парламентом одного уровня такое правомочие президента закреплено конституцией не только России, но и Франции)[21]. По Конституции Французской Республики 1958 г. Президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием ниж­ней палаты Парламента — Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления (см. схему 1).

Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной 
политической ориентации.

В противном 
случае между президентом, с одной 
стороны, и Премьер-министром и 
парламентским большинством, — с 
другой, может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.

В целом ряде стран 
президент избирается гражданами, что 
характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется. Примером могут 
служить Австрия, Ирландия, Исландия.

Своеобразна форма 
правления в Швейцарии. Правительство 
назначается парламентом и подотчетно ему, однако политическая ответственность 
правительства перед парламентом 
конституционно не предусмотрена, и 
государственный режим, следовательно, дуалистический.

Смешанная форма 
республики, соединяя черты двух форм (президентской и парламентской), берет кое-что от каждой из них.

От 
президентской республики она заимствует:

1)                стабильное правительство (администрацию), когда оно не зависит от 
создания и распада коалиций 
депутатов от различных партий 
в нижней палате парламента. В 
полупрезидентской республике парламент не утверждает в целом состав правительства; министров назначает президент.

Однако здесь устанавливаются определенные связи между ним и парламентом: иногда требуется согласие парламента для кандидатуры премьер-министров (Россия[22], Украина[23], Белоруссия[24] и др.).

Правда, и в президентской республике США назначение президентом министров (должности премьер-министра в США нет) требует согласия верхней палаты (сената), но обычно это имеет формальное значение;

2)                ответственность правительства 
и министров перед президентом. 
В смешанной полупрезидентской, полупарламентской республике президент может по своему усмотрению уволить их в отставку, как это имеет место и в президентской республике (США, Мексика, Бра­зилия, Египет, Сирия и т.д.);

3)                очень широкие реально осуществляемые 
полномочия президента (широкие 
полномочия могут быть закреплены 
и в конституции парламентской 
республики, например в Индии, 
но президент осуществляет их 
по “совету”, на деле – по 
указанию Кабинета министров). В 
полупрезидентской республике эти полномочия имеют личный характер, т.е.

принадлежат именно президенту. Более того, они иногда выходят за пределы исполнительной власти. Президент определяется как глава государства, по существу, стоящий над правительством, часто являющийся арбитром в отношениях между другими властями и публичными институтами.

Концепция арбитражной власти президента – характерная черта полупрезидентской республики.

Смешанной форме 
присущи следующие элементы парламентской 
республики:

1)                правительство создается хотя 
и не парламентом, но с его 
участием, иногда – решающим.

В 
одних странах (Белоруссия, Россия, Украина) это утверждение кандидатуры 
премьер-министра нижней палатой, 
без чего по общему правилу 
правительство (министры) не может 
быть назначено президентом. В 
других странах создание правительства 
связано с политической необходимостью.

Например, во Франции и Польше 
президент должен считаться с 
партийным парламентским большинством, иначе правительство сразу после 
его назначения может быть 
отправлено в отставку путем 
использования вотума недоверия;

2)                должность главы государства 
и институт правительства разделены. 
Во всех полупрезидентских республиках, как и в парламентских, создается Совет министров (кабинет, правительство). В “классических” президентских республиках правительства нет, как нет и отдельного поста премьер-министра.

В США, Мексике, Бразилии, Гондурасе и т.д. предусмотрено иное: “администрация президента”, т.е. президент и министры, являющиеся его советниками и управляющие отдельными отраслями общественной жизни. Коллегии правительства они не составляют. В полупрезидентской республике формируется коллегия правительства.

Полномочия президента и правительства разделены, иногда особо выделяются полномочия премьера (например, руководство вооруженными силами во Франции, хотя назначение высших должностных лиц осуществляет президент[25]).

Реальным главой правительства (точнее, государственного управления в стране) является президент (если этого не изменяет сложившаяся политическая ситуация). Важнейшие решения правительством принимаются тогда, когда оно заседает под председательством президента (т.е.

в совете его министров), а он может в любое время председательствовать (такая практика существует во Франции[26], но не в России). На заседаниях под руководством премьера решаются преимущественно вопросы оперативного управления (бывает и иначе, что зависит от политической ситуации);

Источник: http://yaneuch.ru/cat_68/smeshannaya-respublika/8059.503459.page2.html

Статья на тесу: "Монархия или республика"

Творческое задание (эссе) на тему: «Монархия или республика?».

Читайте также:  Плюсы и минусы высокой самооценки у человека

« Политика есть искусство возможного».

Отто фон Бисмарк

Политиков и мудрецов всех временем (древнего мира, средневековья, нового и новейшего времен) всегда интересовали вопросы касающиеся внутреннего устройства государства. Одним из наиболее важных вопросов был выбор формы правления в стране.

В различные исторические эпохи выдающиеся мыслители пытались предложить наилучшую форму построения государства, которая привела бы к его процветанию и положительному развитию.

Так, древнегреческий философ Аристотель поддерживал монархию как идеальную форму правления, но он не признавал тирании (абсолютная власть одного, не обладающего авторитетом, властвующего насилием). А вот писатель Рима Полибий, видел лучшую власть в республике, он же впервые и ввел ее понятие.

Таким образом, основными формами правления, которые существовали в различные исторические эпохи, являются монархия и республика. Они обе показали примеры великих достижений и падений, которые привели к определенным историческим событиям.

Но вопрос о природе и форме власти не потерял своей актуальности и в настоящее время. Монархия или республика? Какая из этих форм наиболее выгодная для различных государств в XXI веке? Каковы их перспективы в настоящем и будущем? И какая из них имеет более важное значение для России?

Монархия и республика – это древние формы правления, берущие свое начало, в первом случае, с эпохи фараонов в Египте и, во втором случае, с образования Римской республики. Каждая из них имеет сложное строение и свои плюсы и минусы. Мы рассмотрим их на примере некоторых государств древности и настоящего времени.

Монархия (от греческого «монос» — один и «архос» — правитель) – форма правления, при которая вся власть принадлежит одну человеку – монарху (монархия может быть ограниченной или неограниченной).

Все виды монархии, несмотря на свои различия, имеют ряд общих черт, таких как пожизненное правления одного человека, занятие трона по наследству или по праву родства, представление государства монархом по собственному праву.

В разных странах монархами были императоры, цари, султаны, шахи и т.д., но независимо от титула они являлись единоличными главами государств. Это основное свойство монархии как формы правления.

Основной признак абсолютной монархической формы правления — отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха. Так, например, в Древнем Египте фараона считали сыном Богов, его власть не была ограничена. Египтяне боялись его и почитали как Богочеловека.

Ограниченная власть – это форма правления, при которой власть главы ограничена сословно-представительными органами. Таким был Земской собор в России, который занимался рассмотрением экономических и административных вопросов. А  начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского, Соборы выполняли функцию избрания на царство.

В парламентарной монархии король царствует, но не правит (королева в Англии, Император в Японии), он является символом единения государства.

Но как и все в этом мире, монархия имеет свои достоинства и недостатки. Говоря о преимуществах монархии, стоит отметить, что она обеспечивает единство государства и прочность системы власти, так как чаще всего народ любит и уважает своего правителя, считает его избранником Божьим.

Также монарх с детства воспитывается как будущий глава государства, что позволяет ему приобретать навыки необходимые для такой должности, именно это сыграет важную роль в его будущих реформах и решениях.

Уолтер Бэйгхот говорил: «Монархия – это форма правления, при которой внимание людей сосредоточивается на одном человеке, совершающем великие дела».

Но стоит рассмотреть монархию и с отрицательной точки зрения. Так как приход к власти зависит не от состояния и способностей кандидата, а по его законному рождения, у власти может оказаться человек слабый и неготовый к правлению, а это может привести к ужасным последствиям для страны.

Так, во время правления Жана Доброго более половины Франции оказалось под английской оккупацией; к таким правителям можно отнести и Федора Ивановича (сын Ивана Грозного), который был безвольным и бесхарактерным.

Также, монарх часто принимает решения, которые не соответствуют интересам народа, то есть мнение граждан не учитывается. Наследственная форма передачи власти часто приводит к восхождению на престол ребенка, из-за чего начинается «война за регенство».

Писатель Бернар Вербер в своей книге «Дыхание Богов» писал: «Уязвимость любой монархии в том, что вся власть сконцентрирована в одних руках. Гибель одного человека влекла за собой гибель всей системы».

В настоящее время около 40 стран имеет монархическую форму правления. Сегодня монархия — это очень гибкая система, которая начинается от родоплеменной формы (арабские государства) до монархического варианта демократических стран Европы (Великобритания, Нидерланды, Бельгия и т.д.).

Несмотря на смену эпох, монархические институты, приспосабливаясь к новым условиям, продолжают свое эффективное существование и в наши дни.

Очевидно, что возможности монархии еще далеко не исчерпаны, и в ближайшее время во многих странах традиционные властные структуры будут сосуществовать с демократическими государственными органами.

В отличие от монархии, республика – это форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом).

Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный способ передачи власти. Существуют президентская, парламентская и смешанная республики, но в каждой из них правительство ответственно за свои действия перед народом.

В такой форме правления высшие органы власти избираются на определенный срок и могут быть сменены досрочно.

Одной из самых первых республик была Римская, где верховными органами государства были сенат и народное собрание римских граждан. В ведении сената находились финансы, внутренняя и внешняя политика, военное дело.

Римские магистры были выборными, краткосрочными и безвозмездными. Это было одно из первых государств, где вводились понятия республики и демократии. Позже республики стали появляться и в Средневековье (города-республики Флоренция, Сиена, Пиза).

Республиканское устройство в Средние века поддерживал мыслитель Леонардо Бруни.

В настоящее время выделяют три вида республик.

В президентской республике главную роль играет президент. Он соединяет в себе полномочия главы государства и главы правительства. Примерами современных президентских республик являются США, Бразилия, Мексика, Аргентина.

Парламентская республика — это такая форма правления, где верховная власть в государстве принадлежит парламенту. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий и выполняет лишь представительские функции. Примерами таких государств являются Турция, Греция, Израиль, Египет, Индия, Италия, Чехия, Монголия.

Главная особенность смешанной республики это двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Государствами с такой формой правления являются Португалия, Финляндия, Литва, Румыния, Франция и Россия.

Как и монархия, республика имеет свои плюсы и минусы. Если говорить о плюсах, то важно отметить то, что правительство учитывает интересы народа и несет перед ним ответственности за принятые им решения и законы. Также достоинством республиканского строя является разделение властей между органами государственной власти (исполнительная, законодательная и судебная).

Но здесь есть и свои минусы. При республиканской форме правления нет гарантии, что выбор населения будет верным и к правлению может прийти человек, который не способен править справедливо и с выгодой для страны (так Гитлер пришел к власти выборным путем).

Стоит отметить и то, что ограничена возможность быстрого принятия решения; также у власти часто оказываются богатые люди, присуще взяточничество.

Адольф Гитлер говорил: «Если взять республику, где весь народ выбирает главу государства, то с помощью денег, рекламы, и тому подобных вещей на этот пост можно воздвигнуть просто шута горохового».

Подводя итог всему сказанному, заметим, что, несмотря на то, что республика считается более прогрессивной формой правления, спор между ней и монархией не завершен и по сей день.

В последние годы процесс «республиканизации» замедлился, а монархические государства не спешат расставаться со своими традициями и институтами.

Таким образом, видно, что четкой границы между плохой и хорошей формами правления в современном мире не существует.

Несмотря на долгое царствование монархии в России, в настоящее время ей присуща республиканская форма правления, но, к сожалению, она не совершенна.

Монархия и республика являются перспективными формами правления, но лишь при условии стабильного экономического развития и наличия высокой гражданской культуры и правового общества. Основной спор: монархия или республика — это реальность и перспектива еще не завершена.

Я считаю, что дело не в форме правления, а в методах, как власть заботиться о своем народе, уважает его права. Значит, в определении лучшей формы правления играет не институциональный критерий (кому принадлежит власть и ее степень ответственности), а социальные, экономические и культурные факторы развития общества.

Первая статья Конституции Российской Федерации гласит, что «Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления».

То есть в основном законе поставлена цель построения правового государства в нашей стране, однако путь ее достижения является трудным и не скорым.

Гражданское общество в России только формируется, государство не может обеспечить достойный уровень жизни всех слоев населения (экономика пока что далеко от совершенства, средний класс собственников не многочислен).

Важной проблемой остается создание единого и непротиворечивого законодательства. Также не мало важная проблема это достижения высокого уровня политического и правового сознания граждан. Все эти проблемы сейчас являются заботами государства в России, которое должно разработать и реализовать комплекс мер по их решению.

В заключение остается только добавить, что мы хозяева своей судьбы и тот путь, который Россия изберет в следующем тысячелетии зависит только от нас самих.

Безусловно, идеи правового государства несут в себе позитивные последствия, но реализовывать эти идеи нужно поэтапно и, самое главное, грамотно, с учетом исторических и национальных особенностей страны. Нужно максимально использовать уже накопленный опыт других стран, по осуществлению правовых реформ, усиленно развивая уровень производительных сил и правового сознания граждан России.

Источник: https://infourok.ru/statya-na-tesu-monarhiya-ili-respublika-1079093.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector