Стоит ли переучивать ребенка левшу?

Стоит ли переучивать ребенка левшу?

Большинство людей на Земле — правши. Это означает, что у них «главное», ведущее левое полушарие головного мозга и правая рука. Правая нога — толчковая, правый глаз — главный при прицеливании. И только около 10% жителей планеты — левши, у которых все наоборот.

Понятно, преобладающие в мире правши все устраивают преимущественно для себя, так как им удобно, под правую руку, правый глаз, левое полушарие. Левшам приходится порой нелегко, но они могут приспосабливаться, и неплохо со своей леворукостью справляются. Если только им не мешают.

MedAboutMe рассказывает о том, к чему приводят попытки принудительно переучивать левшу, и почему это перестали делать.

Стоит ли переучивать ребенка левшу?

На заре человеческой истории, когда наши предки только учились делать простейшие орудия труда из камня, правшей и левшей среди них было примерно поровну. К началу освоения бронзы праворукие уже уверенно лидировали по количеству: их было около 75%.

В наше время левшей осталось 10-15%, и их количество постепенно еще более сокращается. Интересно, что в Восточной Европе (к которой относится и Россия), в Австралии, Южной и Юго-Восточной Азии леворуких больше, чем в Америках, Африке и Западной Европе.

  • Среди мужчин левши встречаются чаще.
  • Стать левшой человек может вследствие повреждения мозга.
  • Повышенный уровень тестостерона в организме беременной женщины также увеличивает вероятность рождения ребенка-левши.
  • Леворуких детей больше в парах однояйцевых близнецов и среди недоношенных детей.
  • 10 лет назад был обнаружен ген леворукости LRRTM1, расположенный во 2 хромосоме. Одновременно этот ген влияет на формирование эмоций и развитие речи.
  • Леворукость и праворукость могут быть выражены в разной степени. Встречаются также люди-амбидекстры, одинаково хорошо владеющие обеими руками. Самые необычные из них способны на удивительные вещи — например, выполнять обеими руками одновременно совершенно разные действия. Писать разные тексты, рисовать сразу два рисунка и т. д. Это говорит о том, что и полушария головного мозга у них могут работать над разными задачами одновременно. Нормой это назвать трудно, но феномен на то и феномен.
  • Лево- и праворукость — это не только такие особенности тела, как письмо соответствующей рукой и отталкивание при прыжке ведущей ногой. Доминирующие полушария головного мозга также отличаются друг от друга по своим функциям и задачам, по способу обработки информации и другим параметрам.
  • Некоторые исследования показывают, что правши более склонны к линейному усвоению информации и решению задач, тогда как левши чаще бывают способными к «мультизадачности» и образности мышления. Среди леворуких чаще встречаются «визуалы», поэтому не удивительно, что они часто достигают больших успехов в изобразительном искусстве, кино, театре, моде. А вот точные науки лучше даются правшам с их логическим складом ума.

Справедливости ради надо отметить, что левшей переучивали не только в СССР, но и во всем мире. Исторически сложилось так, что леворукость была порицаема и осуждаема. Это отразилось даже в языках: «правый» чаще означает «правильный», «хороший», «верный», тогда как «левый» — «ложный», «плохой», «неправильный».

В некоторых культурах недопустимо использовать левую руку для принятия пищи, приветствия. Левша не может быть свидетелем в суде или, как у некоторых африканских народов, наследовать трон.

В средние века леворукость могла привести к преследованию со стороны церкви, потому что левши считались пособниками дьявола.

Не удивительно, что стремление ребенка пользоваться преимущественно левой рукой взрослые старались подавить, «исправить». Порой леворукость воспринималась просто как «плохая привычка», с которой непременно нужно бороться.

Определенные основания для этого были — на первый взгляд. Мир все-таки приспособлен для праворуких, начиная от застежек на одежде и конструкции ножниц, и до расположения наиболее важных кнопок и рычагов на пультах управления сложных устройств.

И многие левши действительно привыкали пользоваться правой рукой, с большим или меньшим успехом.

А что им оставалось делать, если «удобную» левую руку или забинтовывали, или привязывали за спину, или просто колотили по ней линейкой или указкой при каждой попытке ее использования?

Беда в том, что принудительное переучивание негативно действует на функции головного мозга. Научиться держать ложку в правой руке вместо левой — это мелочи, по сравнению с тем, что левша при этом мог потерять.

Стоит ли переучивать ребенка левшу?

Лево- и праворукость связаны с доминированием разных полушарий мозга. Правая рука связана с левым полушарием и наоборот, левая с правым. Заставляя левшу пользоваться преимущественно правой рукой, родители и воспитатели перекладывают функции ведущего полушария на то, которое от рождения для этого не предназначено. Гармоничному развитию ребенка это пользы не приносит, только вред.

Кроме того, что ребенок начинает чувствовать себя неловким, неправильным, виноватым, неумелым, у него может задерживаться развитие речи и ее понимания, развиваться невроз, головная боль, расстройства сна и нарушение аппетита, энурез, а в некоторых случаях даже эпилепсия. Переученный левша может навсегда остаться человеком, который обеими руками владеет одинаково плохо. Он может никогда не научиться танцевать и ориентироваться на местности, а также водить транспортные средства.

Переученные левши нередко пишут коряво, неразборчиво, с характерными ошибками: часто встречается недописывание слов, изменение порядка букв в словах или «зеркальное» их написание. Могут возникать трудности с чтением и восприятием письменной речи, неспособность связно излагать информацию ни в устной, ни в письменной форме.

Изучение всех этих последствий переучивания привело в конце концов к тому, что в середине 80-х годов прошлого века в СССР было принято постановление Министерства образования, отменяющее практику переучивания левшей. Леворуких ребятишек оставили в покое почти везде. Почти — потому что в отдельных школах особенно упорные противники левшизма продолжали попытки переучить левшей на правшей до самого конца века.

В отличие от дремучих средних веков, сегодня леворукость не считается ни грехом, ни меткой дьявола, ни даже чем-то предосудительным или неправильным. Левша может достичь успеха во многих сферах деятельности, перед ним открыты почти все пути. Почти — потому что некоторые ограничения все-таки имеются.

Например, не все авиакомпании возьмут на работу пилота-левшу, да и при поступлении в летное училище могут быть проблемы. Были случаи, когда у летчиков-левшей в критический момент возникали трудности, связанные с использованием оборудования, приспособленного под праворуких.

Рисковать никто не хочет, тем более жизнями пассажиров.

Могут возникать проблемы во время службы в армии, так как большая часть стрелкового оружия также сконструирована для правшей.

Но зато какие возможности открываются в мире искусства для левшей с их ярким, образным восприятием мира, эмоциональной открытостью и богатым воображением! А в спорте? Взять хотя бы теннис или фехтование: среди именитых спортсменов почти половина — левши.

Так что мир к левшам все-таки благосклонен. Родителям нужно только помочь ребенку осознать этот факт и научиться пользоваться своей особенностью на все 100%.

  • Когда родители заметят, что ребенок предпочитает пользоваться левой рукой вместо правой, не стоит заострять на этом внимание и как-то эмоционально на это реагировать. Пусть малыш воспринимает все как должное. Он такой же как все, не лучше и не хуже.
  • По мере развития навыков, следует помогать ребенку учиться пользоваться обеими руками одинаково хорошо. Это возможно не во всех случаях: некоторые левши правой рукой никогда не научатся действовать так же хорошо, как левой. Но всем остальным это доступно.
  • Для учебы необходимо будет правильно организовать рабочее место: источник света и учебники должны быть справа.
  • Нужно будет помочь ребенку выработать удобный способ письма левой рукой. Но если малыш научится писать и правой тоже, ему это может пойти на пользу, если не будет связано с давлением и негативными эмоциями. На этом этапе полезной будет помощь психолога. Родителям необходимо обращать внимание на характерные признаки, сигнализирующие о том, что мозг не справляется с нагрузкой. Дети могут начинать писать буквы неправильно: в зеркальном отображении, с редуцированными элементами. В словах часто пропускают буквы или просто не дописывают слово до конца, могут менять порядок букв в слове.
  • У ребенка-левши могут возникать трудности с чтением и восприятием письменной речи. Он может научиться читать и писать зеркально — если родители вовремя не заметят этого. А переучиваться потом будет трудно.
  • При изучении математики геометрия может даваться легко, а вот с алгеброй возможны трудности. Необходимо помочь левше научиться систематизировать информацию, структурировать ее, планировать свои действия поэтапно, строить схемы, графики и таблицы. Потребуется помощь и при овладении навыками черчения, включая даже пользование обычной линейкой.
  • У детей-левшей фантазия может быть невероятно бурной. Не стоит мешать ей развиваться. Если ребенок сочиняет и фантазирует, придумывает миры и сказки — это не потому что он любит приврать, а потому, что таков его мир, яркий, наполненный эмоциями. Пусть малыш выражает себя в рисунках, рассказах, танце, конструировании. Быть может, это растет новый Леонардо да Винчи или Чарли Чаплин.

Стоит ли переучивать ребенка левшу?Дэниел Сонкин, семейный терапевт

Я сам левша, но стал осознавать, что мир не очень приспособлен для таких как я, только повзрослев. А в детстве просто считал себя неуклюжим и неповоротливым. Теперь левшам стало жить проще: для них стали выпускать много вещей, которых не было еще полвека назад. Сейчас можно удобно обустроить рабочее место для ребенка и для взрослого.

А когда я был маленьким, ничего этого не было. И левшей часто заставляли делать многие вещи правой рукой, чтобы был «как все». И это было ужасно.

Сегодня я предлагаю родителям леворуких малышей испытать на себе то, что они предлагают делать детям: держать ложку в левой руке, писать левой рукой справа налево, например. Иногда это помогает понять, насколько неестественно пытаться переделать врожденные качества человека.

Мозг ребенка легко адаптируется, и именно в детстве его можно научить всему, в том числе и приспосабливаться к вещам для праворуких. Родителям следует только помогать малышу на начальных этапах находить правильный алгоритм действий. Это касается всего, от открывания дверцы холодильника, застегивания пуговиц и завязывания шнурков до освоения движений в танце.

Больше всего трудностей возникает, как правило, при обучении письму. Предлагайте ребенку сначала учиться писать карандашом или ручкой, которые не пачкаются. Вероятно, потребуется испробовать несколько вариантов того, как располагать бумагу, в каком направлении двигать руку при письме.

Главное — не торопить ребенка и не давить на него, чтобы он не начал чувствовать себя неловким, неуклюжим неудачником и «неправильным», негодным.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/pereuchivanie_levshey_prichiny_i_posledstviya/

Надо ли переучивать ребенка, если он левша

03 Мар 2017

Осознание того, что ребенок – левша, часто заставляет родителей переживать. Не будет ли ему тяжело в школе и повседневной жизни, где все заточено под праворуких? Может быть, все же стоит переучить ребенка, если леворукость была замечена в раннем возрасте? Прежде всего, говорят психологи, нужно принять как должное, что леворукость не болезнь, избавляться от нее не нужно! Примите эту личностную особенность ребенка и не ломайте его, а мягко адаптируйте.

До четырех лет многие дети одинаково активно пользуются обеими руками и делать выводы рано. Однако стоит понаблюдать, какая рука активней в повседневных занятиях, и предпринять попытку переложить ручку, ложку или игрушку в правую руку.

Многие дети не замечают разницы. Если же малыш упорно возвращает предмет в левую руку, не стоит навязывать ему пользование правой, к пяти годам будет четко видно – какая сторона превалирует.

Читайте также:  Кухня в потолок: плюсы и недостатки

Многие левши могут использовать правую руку для письма, но в остальной жизни активней пользоваться левой.

Стоит ли переучивать ребенка левшу?

Одинаково развивать полушария можно специально – это дает толчок к восприятию и запоминанию больших объемов информации, успехам в разных занятиях и хорошей учебе. Одна из методик, которая прекрасно развивает оба полушария, – ментальная арифметика. Эти занятия показаны детям с пяти лет, проходят в игровой форме и дают невероятные результаты.

Стоит ли переучивать?

Если левша был переучен в детстве без последствий, значит, он амбидекстр (может похвастаться равным функционированием обеих рук) и поэтому не испытал особого стресса.

Переучивание истинного левши – это всегда чрезмерная нагрузка для ребенка. Самые безобидные последствия таких переучиваний – нарушение аппетита, быстрая утомляемость, головные боли.

В более серьезных случаях могут развиться нервный тик, заикание, задержки в развитии речи и даже энурез.

Поэтому задача родителей – найти для ребенка такого педагога, который будет иметь представление об особенностях обучения леворуких детей и учитывать их.

Особенности обучения леворуких детей

В младших классах такие ребята могут уставать быстрее других, поэтому поначалу им не подойдут классы с усложненной программой и строгой дисциплиной.

При обучении чтению и письму им придется преодолеть некоторые неудобства, поэтому даже Министерство здравоохранения обращает внимание педагогов на то, что к левшам применяются другие требования к качеству почерка.

Например, им противопоказано безотрывное письмо, считается допустимым наклон букв влево или ровное их написание.

Все обучающие пособия и источники света должны находиться справа от ребенка. При выборе спорта стоит ориентироваться на виды, которые предполагают задействование обеих рук: плавание, баскетбол, лыжи, конный спорт. Прекрасные результаты дадут дополнительные занятия – лепка, игра на пианино, рукоделие.

Как научить левшу читать и писать

Перед тем, как отдать ребенка-левшу в школу, нужно подготовить почву, чтобы основные занятия дались ему легче. Развитие мелкой моторики должно быть обязательным в расписании дня. Один из навыков, который подготавливает руку к письму, – складывание мозаики слева направо рядами. Это необходимо для будущего правильного восприятия теста.

При обучении чтению левше обычно все равно, с какой части предложения начинать читать, он теряет строчки. При письме такие дети часто зеркалят, пропускают буквы, не дописывают слова.

Преодоление этих проявлений – только в последовательном и мягком исправлении ошибок и постепенной наработке навыков письма и чтения слева направо. Можно как-то отметить левую руку ребенка, например, браслетом. Обращая внимание на эту руку, ребенок будет отмечать начало ряда.

В классе левше лучше сидеть с левой стороны стола, тогда ребенок не будет пересекаться с рукой праворукого соседа по парте и дети не помешают друг другу.

Тетрадь должна располагаться так, чтобы нижний левый угол рабочей страницы был напротив правого плеча. Тогда рука меньше устает, а ребенок видит, что он пишет. Держать ручку ребенок приспосабливается сам, ведь важно еще и не размазать то, что написано. Также важно следить за осанкой – дети часто «уезжают» телом вслед за рукой.

Стоит ли переучивать ребенка левшу?

Быть левшой: плюсы и минусы

Выделяют общие особенности, которые часто свойственны левшам. Это великолепная ориентация в пространстве и подвижность, хорошая координация. Левши успешны в науках, где требуется пространственное мышление и обобщение, схватывание общего образа. Они прекрасно умеют жить в изменяющихся обстоятельствах и обладают довольно быстрой реакцией, воображением, креативностью.

Хуже левшам дается деятельность, которая требует жесткого самоконтроля, последовательного логического мышления, могут быть проблемы с грамотностью. К тому же, с детства нужно приучиться жить в мире, который заточен под правшей.

Помогите ребенку-левше полноценно познать мир, и он удивит вас своими успехами. Левшей в мире всего 10 % и многие из них – знаменитые и необычные люди.

Источник: http://mentalnayaarifmetika.online/blog/parents/nado-li-pereuchivat-rebenka-esli-on-levsha

Ребенок в год ест левой рукой

До некоторых пор к взрослым левшам относились с опаской, а леворуких детей заставляли пользоваться правой рукой. Непохожие на других малыши вызывали тревогу у мам. Их наказывали, что редко приводило к положительному результату.

Обучившись писать правой рукой, такие дети все равно делали большую часть работ левой, как им удобно. Отголоски предвзятого отношения к левшеству остались в крылатых фразах: «сделать одной левой», «левая работа»

Обнаружив, что их чадо отлично владеет левой рукой, современные родители не паникуют. Дети разные, а задача близких людей — помочь им развиваться правильно. Вопросов, связанных с особенностями воспитания таких малышей немало, однако известно, что в мире проживает более 500 миллионов леворуких людей.

Переучивать ли ребенка левшу?

Переучивая маленького ребенка левшу рисовать и кушать правой рукой, мы облегчаем ему овладение этой рукой и для других действий. Развивая у леворукого ребенка и правую руку, можно научить его успешно действовать обеими руками.

Известно, что левши пишут обычно правой рукой и лишь при других действиях пользуются преимущественно левой рукой.

Если своевременно не приучить ребенка пользоваться правой рукой, то в дальнейшем это затруднит обучение его письму в школе. Писать же левой рукой неудобно, так как обстановка класса и мебель приспособлены для пользования правой рукой, да и садятся ученики всегда так, чтобы естественное освещение было слева.

Следует помнить, что, когда у ребенка уже сложилась привычка действовать главным образом левой рукой, процесс переучивания усложняется и требует иногда больших усилий. Наоборот, чем младше ребенок, тем легче выработать у него правильные двигательные навыки, несмотря даже на склонность к пользованию левой рукой.

Родители могу услышать разные советы — одни настаивают на том, чтобы переучивать левшу, другие считают, что все должно оставаться как есть.

Здесь нужны не случайные советы, вызывающие лишь сомнения, переучивать ли ребенка левшу, а консультация специалиста. Необходимо показать сына врачу-психоневрологу. На основе того заключения вы и педагог того класса, где учится мальчик, должны вместе решить, что следует предпринять.

Правую руку развивать, конечно, следует. Но — постепенно, осторожно. Не принуждайте мальчика писать правой рукой, если левой ему удобнее. Не ругайте его, не наказывайте. Не доводите до конфликта, а то у ребенка может произойти нервный срыв.

Работа эта требует внимания и терпения. Воспитательница часто напоминает леворукому ребенку, что все дети держат ложку, едят и рисуют правой рукой. «Вот этой рукой», — говорит она и дотрагивается до его правой руки.

Ребенок выполняет указание взрослого. Однако во время еды или рисования он нередко снова перекладывает ложку или карандаш в левую руку. Воспитательница зорко следит за малышом и тут же напоминает о нарушении правила или сама перекладывает карандаш, ложку в его правую руку.

Как переучить левшу на правшу. В школе учительница, чтобы не отвлекать внимание класса, негромко произносит имя ребенка,— это для него служит сигналом переложить ручку в правую руку. На занятиях по рисованию или лепке воспитательница сажает леворуких детей поближе к себе, чтобы постоянно держать их руки в поле зрения.

Предлагаем ознакомиться:  Как отучить ребенка от молочной смеси в год

Взрослые должны помнить, что леворукость у детей нередко развивается из-за невнимания к мелочам, например, к тому, как ребенку подают игрушки и другие предметы, как располагают на столе приборы для еды и т. д.

Усилия детского сада и семьи в деле переучивания левши должны быть совместными. Чтобы не получилось так, что в саду воспитательница стимулирует к работе правой рукой, а дома ребенок забывается и пользуется левой.

Переучивание леворукости порой затрудняется из-за того, что в семье неумело побуждают ребенка к пользованию правой рукой, действуют окриками, запугиванием, наказаниями.

«Мама кричит», «наказывает», «бьет по рукам», «не дает цветных карандашей, красок», — говорят малыши. Некоторые родители, когда ребенок рисует или пишет, даже привязывают его левую руку или надевают на нее варежку. Все это отвлекает и раздражает детей, вызывает у них упрямство, делает их нервными.

Важно, чтобы ребенок сам стремился действовать правой рукой. Чтобы переучить левшу, надо терпеливо направлять его усилия, подчеркивая каждый успех.

Физиология леворуких детей

Стоит ли переучивать ребенка левшу?

Леворукость – это преобладание функций левой руки, связанное с особенностями работы головного мозга. Определить главную руку в дошкольном возрасте сложно, поскольку мозговые структуры формируются неравномерно.

В свою очередь, левое полушарие созревает позже – к 8-12 годам. Оно ответственно за речь и умение мыслить логически. Мозолистое тело (сплетение нервных клеток) формируется еще дольше, отвечает за правильное взаимодействие полушарий. Есть дети, у которых оба полушария развиты одинаково, но такой феномен еще мало изучен.

Если провести диагностику группы детей в 3 года и повторить ее спустя 6-7 лет, леворуких среди них в первом случае будет гораздо больше. Значит, родителям 2-5-летнего малыша рано делать выводы, что их ребенок левша, даже если он активно использует левую руку.

Психология леворуких мальчиков и девочек

В дошкольном периоде особого различия между леворукими мальчиками и девочками нет. Они одинаково легко попадают под влияние сиюминутного настроения, капризов, часто плаксивы и упрямы. При внимательном отношении близких они хорошо адаптируются к школе и достигают успехов в учебе. Леворуких мальчиков и девочек отличает:

  • повышенная ранимость и чувствительность;
  • хорошее воображение;
  • мечтательность;
  • обидчивость;
  • тревожность;
  • быстрая утомляемость.

Близким людям не следует подчеркивать исключительность ребенка левши, обращать на это внимание посторонних людей. Если к 5 годам он не освоит произношение звуков «р» и «п», свистящих и шипящих, важно обратиться к логопеду.

Причины леворукости

В ряде случаев большее развитие получает правое полушарие мозга, или же возникают ситуации, когда ребенок вынужден работать левой рукой. К основным причинам левшества относят:

  • ход беременности – стрессы и нездоровый образ жизни будущей мамы, гипоксия плода, тяжелые роды могут провоцировать перестройку полушарий головного мозга крохи;
  • наследование – специфика организации мозга и левшество передаются из поколения в поколение;
  • травмы головы – в их результате левое полушарие не может выполнять ведущую роль;
  • подражание взрослым – когда в семье есть леворукие люди, наблюдательный малыш может перенимать их поведение;
  • серьезная травма правой руки – за 6 месяцев ребенок полностью овладевает навыками использования левой руки, но ведущей останется правая половина тела.

Возраст для определения ведущей руки ребенка

Близкие дошколенка могут заметить, что он часто использует левую руку, но окончательные выводы проводятся в младшей школе. К факторам риска относят травмы рук, головного мозга, наследственную расположенность.

Близким людям важно пристально наблюдать за переменами, которые неизбежны во время взросления. Порой, чтобы не огорчать взрослых, ответственные левшата стараются работать правой рукой, но сильно устают от этого.

Когда дитя инстинктивно использует левую руку, ногу, ушко, глаз, можно с большей вероятностью заподозрить высокую активность правого полушария мозга. Чтобы проверить леворукость в быту, достаточно во время общения произнести такие фразы и посмотреть на реакцию малыша:

  • «иди, я расскажу тебе на ушко тайну»;
  • «покажи нам, как хорошо ты прыгаешь на одной ножке»;
  • «дай 5» или «давай пожмем руки»;
  • «посмотри-ка на узоры в калейдоскопе».

В правостороннем мире дети левши все же вынуждены использовать правую руку — например, чтобы перекреститься, попробовать силы в игровом автомате, соблюсти этикет (в левой руке – вилка, в правой – нож).

Доктор Комаровский не рекомендует перевоспитывать маленького левшу. По его практическому опыту первенство левой руки никак не отражается на развитии, способностях, карьере и личных взаимоотношениях.

Развитие маленького левши

Близких леворукого ребенка волнует много вопросов. Почему нельзя его переучивать? Какими особенностями он будет обладать? С какими трудностями столкнется в жизни? Что можно предпринять для гармоничного становления личности малыша?

Читайте также:  Основные плюсы и минусы нефтяной промышленности

Леворукие ребята подвержены логоневрозу (заиканию) по причине эмоциональности, чувствительности и слабой речевой функции. Сильные переживания отражаются на их речи, которая становится спутанной и нечеткой, Для адаптации к праворукому миру природа наградила таких детей хорошей памятью и способностью к самоконтролю.

Взрослым следует помнить о своеобразных особенностях ребенка левши:

  • он может с трудом ориентироваться в пространственных связях, плохо осваивает предлоги «выше», «ниже», «вправо», «влево» и другие;
  • при стандартном обучении с трудом разбирается в точных науках;
  • проявляет креативность мышления в понятных ему вещах;
  • заикается, когда чем-то расстроен.

Когда леворукий ребенок не понимает простых логических задач, родителям не следует злиться. Важно внимательно и терпеливо объяснить все несколько раз, пока малыш не поймет. Усвоив тему, он сможет показать неординарные способы решения математических задач, проявить признаки одаренности.

Благодаря вниманию взрослых трудности маленьких левшей преодолимы. Во взрослой жизни уникальный способ мышления приносит им только пользу. По статистике такие люди выбирают творческие профессии (артисты, художники, модельеры), особенно ценятся в боксе, однако в инженерных профессиях преуспеть им сложно.

Феноним леворукости принято считать одним из признаков одаренности. Среди выдающихся личностей, которые предпочитали работать левой рукой, были Пушкин, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Мэрилин Монро и другие. Они иначе видели этот мир, несли ему свое творчество и делали великие открытия.

Поскольку тревога взрослых передается ребенку, не стоит акцентировать внимание на том признаке, что он левша. Тем более не следует себя программировать и пугаться неудач, которые могут возникнуть в школьные годы.

Леворукому ребенку важно правильно подготовиться к письму. Взрослым следует сразу договориться с ним о том, что писать он будет той рукой, которой это удобно. Нельзя менять руки, а при усталости важно прерываться на гимнастику для пальчиков.

Правильная поза во время письма и особая методика обучения при леворукости позволят снизить нагрузку на руки и спину. Парту необходимо расположить так, чтобы свет шел справа. При этом малыш должен занять удобное положение:

  • сидеть прямо (спина опирается на твердую спинку стула);
  • не касаться грудью парты;
  • ноги согнуть в коленях, поставить на пол или удобную подставку;
  • тело, плечи и голову держать на одной линии;
  • опереть руки в области предплечья на парту так, чтобы локти выступали за ее край.

Предлагаем ознакомиться:  Ребенок 2 лет стал часто писать

Располагать тетрадь следует перед собой, немного сдвигая влево. При этом ее нижний правый угол будет расположен левее, что поможет малышу легко перемещать руку во время занятий. Постепенно заполняя лист, ребенок левша отодвигает тетрадь вверх, придерживает ее правой рукой сначала в верхнем, потом в нижнем углу.

При воспитании леворуких ребят должно доминировать развитие их музыкальных и творческих способностей. Нелишним будет посещение музыкальной или художественной школы, творческого ансамбля, театрального кружка.

Чтобы помочь левше адаптироваться к школьной нагрузке, родители должны обеспечить:

  • помощь в правильной организации рабочего места: научить, как нужно сидеть, держать письменный прибор и позаботиться, чтобы свет шел справа;
  • пошаговое объяснение всех двигательных действий, чтобы ребенок выполнял их осознанно;
  • развитие одаренности малыша с помощью игр, которые улучшают зрительно-моторную координацию;
  • положительную оценку успехам и поощрение, если у ребенка-левши появляются новые достижения.

Подросший левша ничем не будет отличаться от ровесников. Разве что творческой натурой, артистичностью и мастерским владением левой рукой — эти способности в нем необходимо развивать, поощряя на новые достижения и неординарные решения.

Обучение письму

Выбрать доминирующую руку следует до начала обучения письму. Если ребенок левша, то научить держать ручку его бывает непросто. Она лежит на правой стороне среднего пальца и придерживается указательным пальцем сверху, а большим с правой стороны (зеркальная копия позиции письма правой рукой).

Работая в тетради, не надо сильно сжимать письменный прибор, а пальцы, которые его поддерживают, удобнее вытянуть и расслабить. Указательный палец важно не сгибать — он служит продолжением ручки. Его можно поднимать, но ручка при этом должна поддерживаться соседними пальцами.

Если у ребенка левши что-то не получается, не стоит повышать на него голос. Нужно использовать подсказки и быть готовым к тому, что малыш будет писать медленно, не очень красиво, а его почерк первое время будет неустойчивым (подробнее в статье: как научить ребенка писать красиво, быстро и грамотно в 1-м классе?).

Признак почерка левши — легкий наклон влево или строго вертикальные буквы. Требования со стороны учителей к его каллиграфической стороне не должны быть завышены. Принципы обучения левшей письму прописаны в методических рекомендациях, которые следует изучить родителям.

Источник: https://baby4u.ru/rebenok-levoy-rukoy/

Нужно ли переучивать ребенка левшу или не стоит

Стоит ли переучивать ребенка левшу?

Доброго времени суток, читатели! Вот заинтересовалась я такой темой, как ребенок-левша. Стоит ли его переучивать? Или же не надо…

На данный момент леворуких насчитывается около 15 % населения земного шара, то есть левая рука является доминирующей (большинство задач выполняется именно этой рукой).

В давние времена слово «левый» имело негативную смысловую окраску, левшей считали неловкими, фальшивыми, неуклюжими, подлыми и даже зловредными. В латинском языкеdexter (правый) ассоциировалось с «целебный», а противовес sinister (левый) – «пагубный».

Были времена, что левшей считали знаком дьявола, их палили на кострах. Позже левшей стали рассматривать мятежников. В Японии леворукость жены считалась основательным поводом для развода.

К началу 20 века стереотипы о негативности и необычности левшей сломаны. Ученые доказали, что человеческий мозг так устроен, что правое полушарие управляет левой половиной тела, и наоборот. Левши не «неправильные», а «неправые». Ничего сверхъестественного.

Мозг разделен на да полушария и каждого их них своя функция. В связи с чем, праворукие и леворукие по-разному воспринимают информацию. Если левое полушарие больше развито, то человек больше склонен к точным наукам, логическому мышлению, если активнее функционирует правое полушарие мозга, то преобладает образное мышление, проявляются музыкальные и художественные способности.

Замечено, что таким детям тяжелее дается речь, они позже начинают говорить, чем их одногодки, у многих детей наблюдается неправильное произношение некоторых звуков. Зато, левши обладают идеальным слухом, богатым воображением и креативным мышлением.

Среди леворуких много архитекторов, ученых, музыкантов и художников (Леонардо да Винчи, И.С.Бах, А. Энштейн, н,Тесла, И.Ньютон, Рафаэль, Ч. Чаплин и многие другие). Много знаменитостей-левшей в фехтовании, боксе, а также среди политиков (Б.Клинтон, Б. Обама, У.

Черчилль и др.).

Группы левшей

Доказано, что леворукость можно получить по наследству, в том числе через поколение. Отдельно можно выделить группу «подражательные» левши – они по природе могли вырасти праворуким, но скопировав навыки родителей, такими же и стали. Интересен тот факт, что оба родителя могут быть праворукими, но ребенок не копирует их поведение, а выбирает леворукость.

Есть левши «компенсаторные» – люди стали таковыми вследствие травмы левого полушария или правой руки, особенно, случившейся в детстве, когда праворукость не была усвоена полноценно. К этой группе относится тяжелое протекание беременности или трудные роды, вредные привычки будущей матери или сильный стресс, а также гипоксия плода может повлиять на перестройку полушарий новорожденного.

Как определить признаки леворукости

В 2-3 года малыши обычно легко управляют обеими руками. Это связано с тем, что процесс доминантности полушарий еще не завершен, а все мы рождаемся амбидекстрами (в одинаковой мере пользуемся обеими руками). Среди взрослого населения Земли лишь 1% «амбидекстров».

До 4 лет ребенка можно ненавязчивыми методами склонить к праворукости, но если чувствуете сопротивление, то оставьте эту затею. Окончательно доминантность левого или правого полушария формируется у малыша в 4-5 лет.

Понаблюдайте за своим чадом, какой рукой он ест, пишет, рисует. Проведя несколько простых тестов, родители должны удостовериться, какая рука является доминирующей, ведь впереди вас ждет активная подготовка к школе.

  • Попросите у ребенка сложить руки на груди, если сверху левая – он левша.
  • Путь откроет/закроет несколько крышек у флаконов ( шампунь, к примеру).
  • Предложите вытереть пыль или стул тряпкой. Какой рукой он держит её?
  • Поиграйте в мяч, поставьте задачу: ловить мяч одной рукой.
  • Расставьте несколько коробочек, в одной из них положите что-то (спичку, бусинку), пусть ребенок найдет этот предмет.

Он левой рукой закрывает/открывает коробочки, флаконы, ловит мяч и т.д.? Чтобы услышать тиканье наручных часов малыш подносит их к левому уху? Привычные движения, не требующие умственных усилий, инстинктивно выбирают удобный вариант. Если родители сделали логичное умозаключение, то сразу возникает вопрос: надо ли переучивать левшу?

Есть ли смысл переучивать леворукого ребенка

В период существования СССР таких детей нещадно переучивали, исправляя «природный недостаток» (неправильную привычку). Основоположником научных работ был доктор медицины Д. Джексон.

Он настаивал на том, что ведущей рукой должна быть правая, в идеале надо уметь владеть обеими. В результате ребенок начинал писать правой рукой, но это, безусловно, нарушало его психику.

Переучивание дошкольника приводило к ряду негативных последствий: заиканию, нарушению сна, повышенной утомляемости. Некоторых детей это доводило до невротических тиков и энурезов.

Переученные люди не могли окончательно перестроиться, они все равно выполняли левой рукой мелкую работу (например, вышивали, забивали гвозди и т.д.).

С годами, став самостоятельнее, они перестраивались обратно и охотнее полноценно работали левой рукой, ведь функции полушарий мозга не обманешь.

К тому же, полушария не являются взаимозаменяемыми, как в случае с парными органами – при потере одного органа человек обходится с помощью дублера.

На Западе давно начали считать, что вмешательства в развитие леворукого ребенка губительно для индивидуальности. Сейчас и у нас в стране естественно относятся к таким людям, дети чувствуют себя полноценными в школе, выдают высокие показатели психического развития, они умеют креативно мыслить и видят цветные сны.

Последствия переучивания

Ребенок-левша, которого заставляют писать « пассивной» рукой, справляется с заданием труднее и дольше своих одноклассников, у него больше исправлений, хуже успеваемость. Разве этого хотят любящие родители?

Осознайте, что нет в леворукости ничего необычного. Не спешите переучивать, усложнять жизнь ребенка. Это запутывает сознание, занижать его самооценку.

У здорового и благополучного ребенка может появиться страх перед неудачами, снизится самооценка и, как следствие, будет отсутствовать интерес к учебе, появится закомплексованность.

Стрессы и неврозы могут вызвать психическое развитие и отразиться во взрослой жизни (на общении с противоположным полом и т.п.).

Особенности подготовки левшей к школе

В чем заключается их суть? Переучивать ребенка левшу или же нет? Леворукость надо принять, как данность, но учесть некоторые особенности в развитии.

Рекомендации специалистов следующие:

  • Левши быстро утомляются, поэтому надо больше времени уделять отдыху, прогулкам.
  • Поставьте в известность учителя, что переучивать ребенка не следует.
  • Приобретите прописи для левшей, кладите их (а также тетради) под таким углом, чтобы правый угол прописи немного свисал со стола.
  • Проблемы с речью можно решить, посещая нейропсихолога и логопеда (желательно до обучения в школе, чтобы было комфортнее осваивать школьную программу).
  • Не ругайте чадо за неловкость и неуклюжесть – это связано со слабой моторикой.
  • Провоцируйте его заниматься творчеством: лепкой, вышивкой, плетением бус, бисероплетением, складывайте вместе пазлы, складывайте оригами, пойте, рисуйте.

Кроме всего, перечисленного выше, всегда хвалите свое сокровище и чаще напоминайте, что среди левшей много знаменитых людей.

Читайте также:  Плюсы и минусы професии психаитр

Загрузка…

Источник: https://prof-medstail.ru/zdorove-rebenka/materinstvo/nuzhno-li-pereuchivat-levshu

Если ребенок левша | Азбука воспитания

Не найдется, наверное, такой мамы, которой хотя бы раз в жизни не пришлось забирать из левой руки своего малыша ложку или карандаш и перекладывать в правую. Раза после третьего может посетить легкое беспокойство: а не левша ли он?

Вы знаете, сколько на планете левшей? Каждый десятый! Это очень много. Но этого недостаточно, как выясняется, для того, чтобы левша чувствовал себя легко и свободно в нашем мире — мире правшей.

Ведь практически весь мир приспособлен под нужды правшей: перилла, дверные ручки, ножницы, ключ зажигания в машине, сотовые и обычные телефоны, клавиатура и мышки для компьютера — все, буквально каждая мелочь приспособлена для праворуких людей. А что делать левшам?

Левша или правша?

Для начала родителям следует определиться — левша или правша их ребенок. Лет до 4-х дети могут в равной степени пользоваться обеими руками, и на этом этапе развития не стоит слишком активно навязывать пользование правой рукой.

Если после пяти попыток ребенок упорно продолжает держать ложку или карандаш в левой руке, то следует оставить попытки переучивания и попристальней понаблюдать за малышом: какой рукой он пользуется чаще? Левой или правой он открывает двери, водопроводный кран, водит машинку по полу, в конце концов, ковыряет в носу и чешет макушку.

Если он активнее пользуется левой рукой — он леворукий. Но леворукость это только «половинка» от левши. Человек может быть леворуким, но не быть левшой в полном смысле этого слова.

Существует такое понятие как левшество — когда у человека в принципе левая сторона тела более развита и используется активней, чем правая, что обусловлено доминантой правого полушария. Если же ребенок одинаково успешно пользуется обеими руками, то это называется амбидекстральность — обоерукость.

Почему он такой?

Установлено, что имеет место наследственная предрасположенность к левшеству: если хотя бы один родитель левша, то у ребенка в 12 раз выше шансов родиться левшой.

У детей, перенесших на раннем этапе развития травмы головного мозга, особенно левого полушария, так же выше шанс стать левшой. И еще одна своеобразная причина — подражание.

Если в окружении ребенка есть левша, то малыш может подражать этому человеку, не являясь при этом «природным» левшой. Так стоит ли их переучивать?

Первое и вполне естественное желание родителей — переучить «не такого» ребенка. Собственно, еще лет 30 назад ни у родителей, ни у педиатров даже не возникло бы сомнений по этому поводу, рецепт был один — переучивать. Однако не все так примитивно.

Ведь левша это не просто человек, который лучше управляет левой рукой.

У истинных левшей не только левая рука более развита, лучше работает, и является ведущей, но и все левосторонние органы лучше работают: левый глаз лучше видит, левое ухо лучше слышит, левая нога делает более широкий шаг, чем правая, и она же является толчковой — с нее истинный левша начинает движение,  левая почка развита лучше и так далее. Таких людей называют «правополушарными» — поскольку у человека связь между стороной тела и отвечающим за ее функционирование обратная, то у правшей лучше развито левое полушарие, а у левшей соответственно правое. И переучивать левшу равнозначно серьезному вмешательству в его нервную систему, психику, мозг. Поэтому, если причиной пользования левой рукой является баловство или подражание, то переучить можно и даже нужно. А вот если это обусловлено особенностями развития мозга или травмой, то переучивать таких малышей категорически не рекомендуется.  Это тоже самое, что переучивать правшу на левшу.

К чему может привести переучивание?

Переучивание таких детей вызывает сильнейшее психофизиологическое напряжение, что в свою очередь приводит к самым разным нарушениям в развитии ребенка.

Насильственное переучивание истинного левши приводит к очень тяжелым невротическим реакциям организма: энурез, заикание, нервные тики, эмоциональная неустойчивость, задержка и отклонения в развитии речи и моторики, нарушения сна, головные боли, быстрая утомляемость, нарушения  аппетита и пищеварения — далеко не полный перечень последствий переучивания левшей.

Плохо ли быть левшой?

Прежде всего — левша это не приговор. Как каждое явление, левшество имеет свои плюсы и свои минусы.

У левшей в большей степени, чем у правшей, развита интуиция, они воспринимают картину или явление в целом, умеют находить нестандартные решения и часто этим «обыгрывают» правшей. Левши легче приспосабливаются ко всему новому, будь то рабочий коллектив или климат другой страны.

Они предрасположены более к творчеству, чем к точным наукам, среди выдающихся деятелей искусства большое количество левшей: Роден, Пикассо, Да Винчи, Микеланджело, Тулуз-Лотрек, Рафаэль, Рубенс, Чарли Чаплин, Анджелина Джоли, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Том Круз — все эти люди левши. Последнего, кстати, переучивали, и долгое время он был вынужден лечиться от дислексии, нарушения, при котором у человека снижается способность овладевать чтением.

Но при этом левши испытывают затруднения во время учебы, и особенно при овладении письмом. Трудности начинаются еще с того времени, когда ребенок учится говорить. В дальнейшем, если верить статистике, у левшей в 2,5 раза чаще возникают проблемы с учебой.

Отчасти это объясняется тем, что обучение в средних школах полностью ориентировано на правшей, отчасти — имеющимися особенностями нервной системы и психики. Детки-левши гораздо тяжелее усваивают понятия, характеризующие положение в пространстве: право-лево, верх-низ, по и против часовой стрелке. По этой причине им тяжело дается все, что связано с упорядочением.

Их тяжело научить писать в одну строчку, без отрыва руки, они дольше запоминают порядковый счет, изображения на их рисунках не имеют композиции, располагаются хаотично, могут наезжать одно на другое.

Поскольку мир левши это «все наоборот», то такие детки часто пишут зеркально — начинают слово с его последней буквы, могут писать цифры и буквы перевернутыми, отзеркаленными, а читают снизу вверх справа налево. Для того чтобы научиться писать и читать правильно, им требуется больше времени, чем правшавм, отсюда — отставание в учебе, низкая успеваемость.

Считается, что к 10 годам эти явления должны исчезнуть. Если зеркальность и дезориентация в пространстве сохраняется в более старшем возрасте, то рекомендуется проводить коррекционные занятия с таким ребенком. Но самое главное, что должны помнить родители, бабушки и дедушки — неумелое переучивание только усугубляет ситуацию.

Эмоциональное состояние левшей тоже отличается от эмоционального состояния правшей.

Как показывают исследования, проведенные в Мичиганском университете, левши в большей степени склонны к пессимизму, негативному восприятию окружающего мира, они в большей степени подвержены эмоциональной неустойчивости, различным страхам, тревогам, они нерешительны, быстрее утомляются, отличаются пониженной работоспособностью, но при этом у них сильнее развита совестливость, они более чувствительны и впечатлительны.

Как вести себя родителям?

Прежде всего, исходя из повышенной чувствительности и ранимости таких детей, родителям следует тщательно следить за тем, чтобы леворукость их ребенка не вызывала у них раздражения и гнева. Психологи говорят, что левши требуют в три раза больше внимания и терпения от родителей.

Детишки-левши понимают, что они отличаются от большинства детей,  они и хотели бы быть «как все», но у них это плохо получается. У малыша может развиться комплекс неполноценности, боязнь школы, боязнь неудач. Конечно, очень важно выбрать понимающего суть проблемы педагога, у которого хватит терпения и мудрости найти подход к левше.

В частности — учитель должен быть знаком с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения о снижении требований к «правильности» почерка леворуких детей — для них считается допустимым вертикальное написание или наклон букв влево, а так же запрет на требование безотрывного письма от левшей.

Не стоит отдавать таких детей в классы с повышенной нагрузкой, с углубленным изучением предметов, потому что они могут не справиться с программой. Левашам противопоказаны всякого рода классы и учебные заведения с требованиями жесткой дисциплины и соблюдения уставного порядка: суворовское училище и кадетские корпуса не для них.

Для таких детей полезны занятия теми видами спорта, в которых одинаково задействованы обе руки: плавание, лыжи, футбол, баскетбол. На них хорошо влияет лепка, игра на пианино, конный спорт, вязание на спицах, плетение из ниток (макраме).

Ни в коем случае в семье не должно звучать сожаление по поводу особенности вашего ребенка. Не говорите ему, что быть левшой плохо, что ему не повезло и тому подобное.

Установка должна быть только на успех: ты можешь, ты сделаешь, ты молодец! В идеале вообще лучше не акцентировать на его леворукости.

Если ребенок переживает по этому поводу, то приводите ему в пример великих людей-левшей, которым их особенность не помешала достичь большого успеха в искусстве, политике, военном деле.

Его быт надо организовать соответственно его потребностям: свет и настольную лампу надо организовывать справа, наклон тетради или книги — справа налево, по возможности надо приобрести предметы быта для левшей. А 13 августа вашего малыша можно поздравить с «профессиональным» праздником: всемирным днем левши! На зависть правшам, у которых нет своего дня…

Азбука воспитания

Источник: https://azbyka.ru/deti/esli-rebenok-levsha

Врачи рекомендуют не переучивать левшей, а развивать их интуицию

Что там, в правом полушарии?

Руководитель психиатрической группы НИИ нейрохирургии имени Бурденко Сергей Ураков сообщил РИА Новости, что, по различным данным, среди населения встречается 7-17% левшей. «Мнение, что в последнее время левшей становится больше, на мой взгляд, можно объяснить тем, что к левшам просто возрос интерес, меньше детей-левшей переучивают в детстве», — сказал Ураков.

Врач пояснил, что до конца причины возникновения леворукости у человека не изучены.

Ученые и медики склонны считать, что левши появляются на свет из-за нарушений внутриутробного развития головного мозга, особенностей родов, органической патологии мозга.

«Достоверно — чаще (в 70-75%) левши рождаются в семьях леворуких родителей. Высокий процент рождения левши одного из двойни», — сообщил врач.

Ураков пояснил, что главное отличие левшей от правшей в том, что в повседневной жизни у них больше задействовано правое полушарие головного мозга.

Левое полушарие головного мозга «отвечает» за речь (обработка вербальной информации, счет, чтение, анализ), а правое — за образное, зрительно-пространственное, чувственное восприятие, интуицию.

«У правшей доминантно левое, у левшей — правое полушарие. Отсюда и вытекает, что среди левшей много людей творческих профессий (художники, композиторы, музыканты, поэты и т.д.)», — сказал врач.

По его словам, достаточно много левшей среди экстрасенсов.

Левшам легко дается зеркальное письмо, чтение слов в обратном порядке. Кроме того, у леворуких людей развито чувственное восприятие мира, лучше интуиция, бывают феномены предвосхищения событий, вещие сны. «Чаще чем в здоровой популяции левши встречаются среди больных эпилепсией, шизофренией, олигофренией, среди лиц с сексуальными отклонениями», — заметил Ураков.

Переученный экстрасенс

Ураков отметил, что переучивать леворуких детей ни в коем случае не стоит. «Правым» воспитанием можно лишь скрыть некоторые признаки левшества, но основные бытовые движения человек все равно будет выполнять левой рукой.

«Переучивание левшей может привести к различным нарушениям: невроз, заикание, тики, задержка развития, весь окружающий мир и так создан для праворуких, что для них уже некомфортно, а тут еще писать неудобной рукой», — считает врач.

По его словам, лучше развивать ребенка через ведущую руку в письме, рисовании, или через ведущую ногу, например, в футболе.

Источник: https://ria.ru/20100813/264707770.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector